Как заменить катализатор


Замена катализатора: на вопросы автолюбителей ответит Миносьянц Станислав

Катализатор или каталитический нейтрализатор является неотъемлемой деталью автомобилей отечественного и иностранного производства уже не один год. Его роль - снижение токсичности выхлопных газов автомобиля за счет каталитического превращения CO и CH до углекислого газа. Такое преобразование происходит на каталитическом слое, который наносится на рабочую поверхность катализатора. Многие автовладельцы не знают как правильно эксплуатировать каталитический нейтрализатор газов, а главное, как можно сэкономить при его замене.

Замена катализаторов иномарок: о нюансах процесса расскажет Станислав Миносьянц - генеральный директор ЗАО "AUTO-J"

Как часто необходимо производить замену катализатора автомобиля?Миносьянц Станислав: замена катализаторов иномарок является обязательной процедурой в их обслуживании. Периодичность ее проведения составляет примерно каждые 100 тысяч километров пробега. Однако, зачастую менять катализатор необходимо гораздо чаще. Причин для этого достаточно много. Среди них некачественный бензин, например, с тетраэтилсвинцом, механические повреждения, проблемы с зажиганием, попадание масла внутрь катализатора.

Часто на сайтах автосервисов можно встретить предложение по ремонту катализаторов. В чем заключается ремонт каталитического нейтрализатора?Миносьянц Станислав: ремонт катализатора невозможен, так как нейтрализатор является сменной деталью, такой же как масляный илитопливный фильтры, свечи или ремень ГРМ. Иногда предлагается извлечь внутренность отработанного катализатора. Но в таком случае второй лямбда-зонд "зафиксирует" отсутствие катализатора и передаст информацию об этом на ЭБУ автомобиля. В лучшем случае произойдет обогащение топливной смеси кислородом воздуха, что повлечет перерасход топлива. Возможен и отказ работы двигателя. Если нет желания покупать катализатор, то можно произвести его замену на пламегаситель, например, MG-Race или Fox. В любом случае такой ремонт необходимо производить в специализированном сервисе, так как необходимо установить электронную или механическую обманку на второй кислородный датчик (лямбда-зонд).

Расскажите подробннее о замене катализатора на пламегаситель, в чем плюсы и минусы пламегасителей?Миносьянц Станислав: неоспоримым преимуществом пламегасителя перед катализатором является его надежность. Качественный пламегаситель может служить несравненно дольше катализатора, ему не страшен некачественный (контрафактный) бензин. Он практически никогда не забивается и, следовательно, не станет припятствовать оттоку газов из двигателя, создавая эффект заткнутой в выхлопной патрубок глушителя тряпки. Кроме того, хороший пламегаситель состоит из нескольких камер и имеет двухслойный корпус. Это позволяет дополнительно снижать уровень шума автомобиля.

Однако, пламегаситель никак не снижает уровень CO и CH в выхлопных газах. Нормативы РФ на их допустимую концентрацию достаточно либеральные, поэтому, если двигатель работает исправно, у Вас не будет проблем при прохождении ТО. В странах ЕС выхлоп должен строго соответсвовать нормам EURO-4, поэтому поездка на автомобиле без катализатора за рубеж невозможна.

В последнее время достаточно широкое распространение получили универсальные катализаторы, в чем их преимущества?Миносьянц Станислав: основное преимущество универсального катализатора перед штатным заключается в его стоимости. универсальные катализаторы в разы дешевле оригинальных нейтрализаторов. Если штатный катализатор для иномарки обычно поставляется в сборе с гофрой и приемной трубой, то универсальный представляет собой не посредственно металлический корпус с рабочим телом. Такая деталь устанавливается в автомобиль путем срезания болгаркой старого катализатора и вваривания на его место универсального.

Следует заметить, что существует два основных типа катализаторов - на основе керамического носителя и с нанесением драгоценных металлов (Pt и Pd) на свернутую стальную ленту. Катализаторами первого типа укомплектовывается большинство машин европейского автопрома. Автомобили азиатского рынка практически всегда имеют катализаторы с металлическим носителем. При замене штатного катализатора на универсальный необходимо, чтобы носитель последнего был такой же как у штатного. То есть керамический катализатор меняется керамический универсальный, а штатный металлический на деталь с нанесением на стальной ленте.

Чем руководствоваться автолюбителю при выборе замены для катализатора?Миносьянц Станислав: если машина старая, то неизбежное регулярное попадание масла в катализатор и порций топлива при проблемных пусках мотора приведут к быстрой поломке нейтрализатора. В таком случае экономически целесообразнее установка пламегасителя в сочетании с электронной или механической обманкой на лямбда-зонд. Однако, такой вариант не подойдет в случае поездок на автомобилей за рубеж. В таком случае можно выбрать замену на универсальный катализатор, например, Bosal или Ferroz. Однако для удешевления многие из них содержат платину и палладий в минимальных количествах. Итогом этого является их недостаточная эффективногсть при нейтрализации газов автомобиля. Все это необходимо учитывать при замене катализатора Вашего автомобиля.

www.automotonews.ru

Катализатор автомобильный - диагностика, замена и удаление своими руками

С увеличением числа автомобилей все актуальней становилась необходимость снижения ядовитых выбросов в выхлопных газах. Переход с карбюратора на инжектор позволил немного улучшить ситуацию, но требовались более серьезные меры. В 1975 году появилось первое устройство, названное автомобильным катализатором (каталитическим нейтрализатором), которое позволяло преобразовывать угарный газ и различные оксиды азота в водяной пар, газообразный азот и двуокись углерода.

Что такое автомобильный катализатор

Катализатор – это деталь выхлопной системы, которая предназначенная для очистки отработавших газов от вредных примесей, в частности, от окислений углерода, углеводородов и продуктов сгорания азота. Катализатор, имея специальную структуру, вступает в реакцию с этими веществами и, в результате, получается дым, который соответствует экологическим нормам

Как работает автомобильный катализатор

Каталитический нейтрализатор (КН) выполняет две операции – разлагает оксиды азота на водяной пар, кислород и азот и дожигает остатки углеводородов, в том числе оксид углерода (угарный газ). Разложение азота происходит с помощью платины и родия. Катализатор разрушает структуру молекулы, отделяя от нее азот и кислород. После чего атомы азота связываются друг с другом, превращаясь в газообразный азот. Выделившийся кислород смешивается с выхлопными газами и проходит через второй элемент катализатора платиновые и палладиевые элементы. В результате химической реакции угарный газ превращается в безвредную двуокись углерода.

Наиболее эффективно КН работает после того, как двигатель полностью согрелся. Поэтому эффективность традиционных КН на дизельных двигателях заметно ниже, чем на бензиновых. Ведь температура выхлопных газов дизельного мотора намного ниже, чем бензинового двигателя. Частично эту проблему удается решить, установив КН ближе к двигателю, но чрезмерное приближение к мотору снижает ресурс катализатора.

Плюсы и минусы КН

Единственный плюс – снижение токсичности автомобильного выхлопа. Машину без КН с большой долей вероятности не пустят в страны ЕС. Из минусов – снижение мощности и приемистости мотора, ведь катализатор по сути керамическая сетка (сота) с маленьким размером ячеек. Поэтому даже чистый и не забитый сажей КН оказывает существенное сопротивление движению газов, поэтому часть энергии двигателя расходуется на то, чтобы продавить выхлоп наружу. Еще один минус – небольшой срок службы (даже в ЕС редко превышает 80 тысяч километров, а в России чаще всего не больше 50 тысяч) при немалой цене (от 100 тысяч рублей). К тому же, автомобили, где КН предусмотрен, но не установлен, не смогут официально пройти техосмотр.

Что влияет на состояние катализатора

Любая неисправность двигателя, систем питания и зажигания, снижает ресурс КН. Если мотор хоть немного «ест масло», срок службы катализатора сразу же сокращается минимум на четверть. А при сильном потреблении масла (свыше 200 грамм на 1000 километров) срок службы сокращается минимум вдвое. Любое отклонение настроек зажигания приводит к неполному сгоранию топливовоздушной смеси, в результате чего в ней увеличивается содержание ядовитых веществ и сажи из недогоревших углеводородов. Сажа забивает соты фильтра, увеличивая сопротивление движению газов. Любое отклонение состава топливовоздушной смеси от идеального (14,7:1 для бензинового двигателя) приводит к неполному сгоранию топлива, понижению или наоборот, повышению температуры выхлопных газов. Поэтому любое отклонение от идеального соотношения снижает ресурс КН.

Диагностика катализатора

Первый признак неисправности КН – потеря мощности на высокой скорости. Причем скорость, на которой падает мощность двигателя, постоянно снижается. Причина этого в забитых каналах (сотах). Если такое произошло, необходимо снять катализатор с автомобиля, и проверить его на просвет. Для этого необходимо сквозь него посмотреть не солнце. Полностью исправный катализатор хоть чуть-чуть, но будет пропускать свет.

Для более точной диагностики КН необходимо выкрутить датчик кислорода (лямбда-зонд) расположенный перед катализатором и вкрутить туда переходник манометра. После этого включить нейтральную передачу и разогнать двигатель до 2 тысяч оборотов в минуту. Если давление в трубе превышает 0,2 кг/см3, то катализатор забит и его необходимо прочистить или заменить.

Если мотор не заводится, но все системы в порядке, выкрутите лямбда-зонд перед КН и попробуйте завести еще раз. Если получилось, катализатор полностью забит и его необходимо заменить. Осмотрите катализатор, если на его корпусе обнаружены вмятины или трещины, а также во время движения автомобиля в нем раздается треск или грохот, КН необходимо заменить, потому что керамическая начинка повреждена.

Как прочистить забитый катализатор

Единственный способ прочистки забитого катализатора – езда на максимальных оборотах и полной нагрузке. При таком режиме температура выхлопных газов максимальна, поэтому процесс дожига остатков углеводородов проходит более интенсивно. А сажа, которая забивает соты катализатора, состоит из остатков недогоревшего топлива. На максимальных оборотах двигателя возрастает давление в выхлопной системе, скорость движения газов через КН увеличивается. Благодаря этому происходит очистка, ведь газы срывают с внутренней поверхности КН сажу и очищают нейтрализатор.

Что делать, если не удалось прочистить катализатор

Если позволяют финансовые возможности, желательно установить новый катализатор. Не важно, оригинальный, импортный не оригинальный или российский, ведь устроены и работают они одинаково. В этом случае не возникнет проблем с прохождением техосмотра и выездом за границу. Если финансовые возможности не позволяют произвести такую замену, вместо КН можно установить пламегаситель. Для этого не придется переделывать выхлопную систему, ведь оба устройства устанавливаются в одинаковые крепления. Но, на таком автомобиле вас не впустят в страны ЕС.

Как снять или заменить катализатор

Работы по снятию или замене катализатора необходимо проводить на подъемнике, эстакаде или смотровой яме. Если у вас нет ни ямы, ни подъемника, обратитесь в ближайший автосервис. Потому что использовать для этих работ домкраты смертельно опасно, машину придется поднимать очень высоко.

Закатите машину на эстакаду, смотровую яму или подъемник и дождитесь, когда выхлопная система остынет. В зависимости от типа крепления катализатора потребуется или раскрутить болты и гайки фланецев или открутить хомуты крепления КН к трубам выхлопной системы. После чего осторожно, не допуская ударов катализатора, снимите его и уберите в сторону. Если для замены вы используете катализатор с другим типом крепления, то потребуется изготовить переходники. На трубы выхлопной системы их крепят с помощью сварки или хомутов. Устанавливают новый катализатор в обратной последовательности – вставляют на место и закрепляют хомутами или болтами.

Видео - Удаление катализатора

Последствия удаления катализатора

В результате удаления каталитического нейтрализатора повысится содержание оксидов азота и углерода в выхлопных газах. Оба вещества очень ядовиты. Из положительных последствий – снизится расход топлива, увеличится мощность и приемистость мотора. Поэтому каждый самостоятельно решает, устанавливать ли новый каталитический нейтрализатор или обойтись обычным пламегасителем. 

vipwash.ru

Ремонт катализатора - как провести своими руками + Видео

Если однажды вы заметили, что при эксплуатации автомобиля наблюдается затрудненный запуск двигателя, или он не развивает полной мощности, то можно делать выводы о неисправности выхлопной системы автомобиля. Конечно, не исключены и другие причины, но в данной статье мы рассмотрим лишь систему выпуска отработавших газов, а точнее, его составную часть – катализатор.

Что такое катализатор?

Катализатор – это деталь выхлопной системы, которая необходима для очистки отработанных газов от примесей - от окислений углерода, углеводородов и продуктов сгорания азота. Катализатор вступает в реакцию с этими веществами и, на выходе получается дым, который уже соответствует экологическим нормам.

Катализатор имеет особую внутреннюю конструкцию – это керамические или металлические соты, на которые нанесен специальный сплав. Соты позволяют достаточно широко увеличить площадь конструкции, а следовательно, повысить эффективность и долговечность детали.

Неисправности катализаторов

Так как катализатор находится в закрытом пространстве, единственное, наиболее пагубное влияние на него оказывает низкое качество топлива. Дело в том, что в российском производстве топлива применяют специальное вещество – тетраэтилсвинец, которое уничтожает покрытие сот катализатора. После этого, деталь становится непригодной к дальнейшей работе, выброс вредных веществ увеличивается, а на стенках катализатора начинает оседать большое количество инородных частиц, которые препятствуют прохождению выхлопного дыма, уменьшая мощность автомобиля.

Вторая причина заключается в дорожном покрытии. Тонкая сетка катализатора очень чувствительна к вибрациям, которые возникают при движении по неровностям. В конечном итоге, соты разрушаются или попросту отрываются с посадочных мест.

Ремонт и замена катализатора своими руками

Катализатор является неремонтопригодной деталью, именно поэтому, в большинстве случаев, она имеет определенный срок службы, после которого следует обязательная замена. Планка проведения замены может серьезно различаться в зависимости от качества изготовления. Идеальный километраж – это 100 тысяч километров, однако, есть производители, катализаторы которых не проходят и 80 тысяч.

Какие действия можно предпринять при поломке катализатора?

1. Некоторые водители практикуют выбивание сот из катализатора. Данное действие очень опасно для двигателя, так как напыление попадает в цилиндры. Естественно, это поможет, но ненадолго.

2. Можно попробовать исключить катализатор и соединить все части выхлопной системы напрямую. В этом случае, готовьтесь к тому, что выхлопная система целиком подлежит замене после 20 тысяч километров.

3. Замена катализатора. Является самым лучшим и самым дорогим вариантом, так как новый катализатор стоит достаточно дорого. Кроме того, никто не дает гарантий того, что новая деталь не прогорит через 50 тысяч километров. Это связано с тем, что на рынке автозапчастей уже достаточно бракованных изделий.

4. Есть еще один дешевый и надежный вариант. Он подразумевает замену катализатора на подобный аналог – пламегаситель. Это несложное устройство стоит очень дешево и по экологическим нормам полностью соответствует обычному катализатору. Помимо этого, такое устройство допускается к прохождению ТО и не вызовет нареканий со стороны сотрудников дорожной инспекции.

Видео - Ремонт катализатора на примере Chrysler Sebring

На этом ремонт катализатора своими руками закончен. Еще раз напоминаем, что проведение ремонтных работ в отношении любой детали выхлопной системы ни к чему хорошему не приводит, поэтому, при обнаружении первых признаков неисправности, рекомендуется менять деталь сразу. 

vipwash.ru

Универсальный катализатор. Установка или как дешево заменить штатный. Нужные знания

Не так давно я писал статью о том — как заменить катализатор на пламегаситель. Делается это тогда когда стандартный каталитический нейтрализатор выходит из строя (как его проверить писал здесь), реально это инструкция очень полезная потому как замена на новый заводской будет стоять просто нереальных иногда денег! Как мне писал один мой читатель – ему на дилерском СТО зарядили около 100 000 рублей! Просто вдумайтесь! Поэтому многие просто выбивают их, а вот другие поступают более разумно, устанавливают так называемые универсальные варианты. Не знаете, что это такое и сколько стоит? Тогда это статья для вас …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Конечно, если выбить катализатор, собственно ничего страшного для автомобиля не произойдет. Однако вам нужно будет сделать несколько манипуляций, первое – это поставить обманку на датчик кислорода либо убрать его программно, второе – нужно прошить ЭБУ под ЕВРО2, вместо ЕВРО4 или ЕВРО5, третье – желательно поставить пламегаситель вместо каталитического нейтрализатора.

После этого ы не заметите в поведении автомобиля никаких изменений, а даже немного тяга подрастет, примерно на 5 – 7%. НО в этом (тюнинге) есть свой большой и неоспоримый минус – вы будете СИЛЬНЕЕ загрязнять окружающую среду, также вы никогда не пройдете технической осмотр (честным способом), потому как часто замеряют содержание вредных веществ в выхлопе автомобиля.

Встает вопрос, а что же делать ТОГДА? Ведь новый, заводской — дилерский (под вашу марку), стоит просто нереально. Обидно когда ваш не новый авто, имеет стоимость в 300 000 рублей, а вам за замену заряжают 50 – 100 000 руб., ну не бред ли?

Знаете, выход есть — воспользоваться универсальным катализатором, причем стоимость будет чуть больше чем в установке пламегасителя, а самое важное не нужно прошивать ЭБУ и убирать датчики.

Универсальный катализатор

Что это за зверь «дивный» такой? ДА ребята, все просто. Универсальный – значит подходит практически под любой автомобиль, то есть неважно какой у вас бренд или марка, неважно где он расположен около выпускного коллектора, либо в самой магистрали, нет зависимости от стоимости авто. Вы одинаково и относительно дешево можете его поставить на свою машину.

Бывают двух типов:

Как видите все уже придумано до нас, про первый вариант, думаю, не стоит рассказывать здесь все и так понятно – открутили свою часть трубы и поставили другой, редко когда нужно немного переварить ваш глушитель. Однако стоимость не всегда низкая, а вот про второй вариант – сменный картридж, стоит рассмотреть подробнее.

Сменный универсальный картридж

Для начала предлагаю подумать, а что такое вообще катализатор, какая его основная рабочая часть? Думаете трубы? Конечно же — НЕТ! Рабочая часть, это соты, которые находятся внутри, они делаются либо из керамики, либо из металла – но с добавлением благородных сплавов, таки как платина. Именно такой состав дожигает (или разлагает) большую часть вредных веществ, которые идут от двигателя.

Именно эта часть, то есть «соты» со временем изнашивается, может и оплавится, разрушится, забиться и т.д. То есть она уже не способна очищать газы от двигателя, датчик кислорода (который установлен) за катализатором видит это, и предательски выдает на панели вашего автомобиля Check Engine.

Если включить логику, не нужно менять весь металл и прочие трубы всего глушителя автомобиля, просто нужно заменить эти соты, вот и все.

Конечно, официальный дилер таким заниматься не будет – им же реально нужно содрать с вас побольше денег, а вот другие компании, зачастую из той же Европы, да и Китая, подумали, а почему бы и нет?

Как выбрать?

Прежде чем его установить, его правильно нужно выбрать, обычно рассчитывается пропускная способность катализатора. То есть универсальный должен быть примерно такого же объема и размера. Зачастую на них даже указывают пропускную способность по отводу газов, но не всегда это помогает, потому как, вы банально не знаете сколько отводит ваш родной (оригинальный).

Поэтому важно выбрать по размерам, то есть замеряете корпус своего (не всегда он круглый) тут нужно учитывать длину и диаметр, и даете примерные размеры продавцу. А он уже по каталогу подберет для вас.

Запомните брать «маленький» — с низкой пропускной способностью нельзя! Он банально не будет справляться с дожиганием, очищением газов от двигателя.

Если подобрали правильно, то после сброса ошибки у вас потухнет Check Engine на приборной панели. Также можно увидеть показания датчика кислорода в специальных диагностических сканерах.             

Как установить универсальный фильтр?

Тут все очень просто, давайте разберем каждый из вариантов:

Цена универсального катализатора + работа

Знаете, я интересовался этим вопросом и вот что получается – цена примерно такая же, как поставить себе пламегаситель:

Как видите можно реально поставить такой вариант на свой авто, ГЛАВНОЕ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАТЬ.

Сейчас небольшое видео процесса.

А на этом все, читайте наш АВТОБЛОГ.

avto-blogger.ru

Как сделать пламегаситель своими руками вместо катализатора

Катализатор – это фильтрующий элемент, который со временем забивается. Нередко срок службы катализатор заметно сокращают различные повреждения или топливо плохого качества. Неопытные автомобилисты могут думать, что надо просто купить новый катализатор и проблема решится. На самом деле, сделать это не так уж и просто. Главная проблема – огромная стоимость нового элемента. При этом в отдельных авто используется сразу несколько катализаторов. Поэтому очень часто вместо катализатора устанавливается пламегаситель. Что это и как сделать его своими руками?

Подробнее о том, как проверить катализатор мы уже писали здесь. Советуем ознакомиться с этим материалом, чтобы принять правильное решение о замене этого элемента выхлопной системы автомобиля.

Что будет, если удалить катализатор?

Этот вопрос интересует многих. Кажется, что самое простое решение – избавиться от проблемного элемента, и заменить его обычной трубой. Но не стоит забывать о том, что уровень шума существенно возрастет. Кроме этого, не будет уменьшаться температура отработавших газов, что со временем приведет к более быстрому износу остальных составляющих системы выпуска.

Не менее важным является и то, что на современных автомобилях, которые соответствуют требованиям экологического стандарта «Евро-4», используется специальный лямбда-зонд (подробнее о том, что это такое читайте по ссылке). Если вы просто удалите его, работа двигателя будет нестабильной, а на панели приборов будет отображаться сообщение об ошибке. Поэтому на таких машинах надо корректировать прошивку электронного блока управления или использовать обманку» вместо датчика кислорода (другое название лямбда-зонда).

Как видите, просто так избавиться от катализатора – не самое лучшее решение. Какие есть варианты? Их всего три:

У каждого из этих вариантов есть определенные преимущества и недостатки, которые мы и рассмотрим. Если вы твердо решили выполнять замену катализатора на пламегаситель, можете сразу переходить к третьему варианту.

Купить и установить новый катализатор

Этот вариант подойдет истинным ценителям автомобилей, которые готовы к серьезным финансовым затратам. Цена оригинального нового катализатора составляет примерно 700 — 1 000 долларов США. Прибавьте к этой сумме ещё несколько сотен мастеру и получится очень неплохой результат. Нередко оригинальные катализаторы устанавливают владельцы машин, пребывающих на гарантийном обслуживании.

Преимущества:

Недостатки:

Установка универсального катализатора

Это одно из самых оптимальных решений, поскольку процедура вместе с работой обойдется примерно в 7-8 тыс. рублей. А это гораздо меньше, по сравнению с предыдущим вариантом. Вы получите неплохой катализатор с более доступным наполнителем.

Преимущества:

Недостатки:

Установка пламегасителя вместо катализатора

Данное решение также вполне нормальное, однако нужно брать во внимание некоторые нюансы. Стоимость замены катализатора на пламегаситель составляет около 5 тыс. рублей. Если ваш автомобиль соответствует требованиям «Евро-4», появятся проблемы с работой кислородного датчика. Решается проблема перепрошивкой ЭБУ либо установкой «обманки», которая стоит ещё несколько тысяч рублей.

Преимущества:

Недостатки:

Делаем пламегаситель своими руками

Очень часто этот элемент изготавливается самостоятельно, поскольку подобрать соответствующую деталь бывает крайне непросто. Для того чтобы сделать пламегаситель и установить его вместо катализатора, необходимо найти пару кусков железной трубы.

  1. Диаметр одной трубы должен быть таким же, как диаметр выпускной трубы глушителя. А другая труба должна быть немного большего диаметра. Понадобятся также металлические сетки-ёршики, которые используются для мытья посуды.
  2. На трубе меньшего диаметра необходимо по всей площади сделать 3-миллиметровые отверстия с помощью дрели. После этого необходимо вставить её в трубу большего диаметра. Затем заварить с одной из сторон.
  3. Приблизительно на середине внутренней трубы рекомендуется установить шайбу, которая должна иметь отверстие диаметром около 2/3 диаметра самой трубы. Только так будет выполнена полноценная установка пламегасителя. В Интернете этот момент часто упускают, так как для большинства автомобилистов важно лишь удалить катализатор.
  4. Растянуть металлические сетки по кругу и старательно протолкнуть их, чтобы они достигли окончания трубы. В нашем случае заполнить всё пространство вокруг меньшей трубы удалось с помощью 26 таких ёршиков.
  5. Загнуть концы трубы (предварительно надо сделать надрезы с помощью болгарки) и обварить их по кругу.

В конце необходимо заменить катализатор пламегасителем.

avtopub.com

Удаление катализатора | Пособие автомобилиста

Широко известен факт, что удаление катализатора благотворно влияет на динамику автомобиля из-за того, что снижается сопротивление выбросу отработанных газов. Но зачастую (особенно по нашим дорогам) катализатор удаляют из-за того, что его внутренности банально рассыпаются от ударов в днище и машина перестает заводиться. Цена катализатора начинается с пятисот баксов, так что его замена весьма дорогостояща… Будем удалять.

Как удалить катализатор и что вместо него поставить

Можно просто «выбить» содержимое катализатора, но тогда появится неприятный звук, когда газы будут врываться в пустую кастрюлю. Примерно как на волге :) Поэтому будем заменять катализатор трубой подходящего диаметра.

Если у вас стоит просто катализатор без каких- либо датчиков: его можно просто удалить и заменить трубой.

Если стоит катализатор с датчиком состояния катализатора (два провода)- после его удаления нужно повесить на эти провода резистор адекватного сопротивления, чтобы погасла лампочка check engine (у меня это произошло на резисторе 2 килоОма).

Если ваш катализатор оборудован дополнительным лямбда- зондом (который стоит уже после катализатора), то придется перешивать мозги, чтобы отказаться от него. Теоретически — может помочь простенькая схема, состоящая из двух резисторов и одного конденсатора, но что-то я в этом сомневаюсь. Схема такая: на провода питания вешается резистор 12 Ом мощностью 20 Ватт (для эмуляции включения подогрева). На сигнальные провода (например- синий и белый) вешаются параллельно резистор 1 МегаОм (любой мощности) и конденсатор 1 микроФарад (16 вольт). Конденсатор лучше брать неэлектролитический, с безразличной полярностью.

После того, как вы сняли катализатор- его нужно заменить трубой- проставкой. Часто советуют ставить пламягасители своими руками от дизелей (грубо- труба с сеткой), но такой найти не всегда возможно, да и цена его сильно больше обычной трубы.

Я воспользовался заводской проставкой для десяток жигулей, которые как раз и выпускают для того, чтобы вставлять вместо катализаторов. Цена ему в магазине- 600 рублей в базарный день :)

С одной стороны проставка имеет плоскую площадку, с другой- круглое кольцо и подвижную плоскую площадку:

Для выпускных систем Mitsubishi такие крепления не подходят, плюс- десяточная проставка длиннее, чем нужно. Доработка свелась к обрезанию болгаркой края с круглым кольцом и привариванию подвижной площадки. Отрезать нужно по длине катализатора, а приваривая нужно не промахнуться с расположением дырок, т.к. у меня, например, дырки катализатора находятся под углом 15 градусов. Проще всего отнести катализатор и проставку сварщику и попросить его «повторить». Мне это обошлось в дополнительные 100 рублей в соседних гаражах.

В итоге получили заводскую проставку. Диаметр трубы оказался чуть меньше, чем диаметр моей роднйо трубы, но сопротивление потоку у катализатора все-равно больше. Ставить проставку нужно с прокладками. Подходят, например, паранитовые или металлоасбестовые прокладки выпускного коллектора копейки. Только из них нужно выломать внутреннее металлическое кольцо. Центры отверстий болтов немного не совпали (в десяточном они расположены на 5 мм уже), пришлось немного доработать напильником :)

горит check engine

Источник

.

sanekua.ru

Ремонт каталитического нейтрализатора

Каталитический нейтрализатор или катализатор - деталь, не играющая непосредственной роли в приведение машины в движение. Он нужен для того, чтобы уровень вредных веществ в выхлопных газах соответствовал современным нормам экологической безопасности.

На самом деле, существуют и другие способы кроме покупки оригинального катализатора, однако некоторые из них снижают экологический стандарт (например, Евро-4), которому соответствовал автомобиль с установленным на заводе штатным узлом, позволяя при этом сэкономить средства. Необходимо четко представлять себе последствия применения того или иного метода «ремонта катализатора», чтобы принять правильное решение, так как понижение стандарта может привести к трудностям в прохождении техосмотра и другим неожиданностям.

Причины выхода из строя катализатора и последствия для автомобиля

Причин выхода из строя катализатора может быть несколько, но ломаются они всегда одинаково – находящиеся внутри соты из тугоплавкого материала кордиерита с нанесенным реагирующим слоем забиваются, и выхлопные газы перестают проходить сквозь катализатор с нужной скоростью. Это приводит к изменению обратного давления в системе выхлопа и нарушениям в работе системы впрыска.

Забиваются соты, как правило, в результате многочисленных заправок некачественным топливом с повышенным содержанием свинца, сажей от сгоревшего масла, попадающего в камеру сгорания через изношенные маслозащитные кольца или колпачки, или механическим повреждениям корпуса катализатора при наезде на препятствия, когда часть внутренней структуры разрушается, и обломки забивают уцелевшие соты.

Как продиагностировать катализатор

К сожалению, в домашних условиях сделать это непросто. В современных автомобилях блок управление делает это сам и хранит в памяти информацию под соответствующим кодом. Увидеть этот код можно, лишь поехав в сервис на компьютерную диагностику при помощи специализированного сканера. Если же возможности поехать на компьютерную диагностику нет, а катализатор раскаляется докрасна, грозя устроить пожар, остается только снять его и проверить «на просвет». Снять катализатор без подъемника трудно, да и успешный результат не гарантирован, так как не всякая конструкция катализатора позволяет визуально оценить состояние сот – внутри могут быть изгибы и перегородки, и вы не увидите просвет с другой стороны, даже если катализатор «здоров».

Способы решения проблемы

Просто удалить катализатор из системы выхлопа невозможно. Если автомобиль новый, то он в соответствии с высоким экологическим стандартом оснащен вторым датчиком кислорода, подающим электронному блоку управления сигнал о количестве кислорода в выхлопных газах после катализатора. Удалив катализатор и заменив его, к примеру, куском трубы, вы полностью нарушите работу системы впрыска, так как блок управления не сможет рассчитать правильное соотношение бензина и воздуха в топливо-воздушной смеси, и смесь будет переобогащенной (с целью снижения температуры в, так как ЭБУ будет считать отсутствующий катализатор забитым).

Если же автомобиль не новый и сделан  с учетом более низкого экологического стандарта и без применения второго лямбда-зонда, состав смеси при удалении катализатора все равно окажется некорректным, так как изменится обратное давление в системе выпуска, а следовательно, условия продувки камеры сгорания. Иными словами, смесь останется такой же, как была, а вот условия ее сгорания изменятся. Недогоревшие остатки, попадая в выхлопную систему беспрепятственно, будут раскалять ее сверх меры и вскоре выведут из строя. 

Первый способ. Заменить вышедший из строя катализатор новым. Совершая эту операцию следует знать, что катализаторы бывают заводскими и универсальными. Универсальный катализатор можно подобрать по марке автомобиля, и он встанет на место не хуже оригинального, но срок службы таких деталей ниже, как, впрочем и цена.

Второй способ. Заменить на пламягаситель турбинного типа. Таких деталей на рынке предостаточно, но покупать предпочтительно все же оригинальную запчасть. К примеру, GM производит автомобили Lacetti для разных рынков, в том числе, для тех, где правила экологической безопасности не столь суровы, как в Европе. Поэтому вместо катализатора можно приобрести штатный пламягаситель, предназначенный для автомобилей других регионов. К этому способу прибегают чаще всего ввиду дешевизны, но результат воздействия на систему впрыска автомобиля непредсказуем и зависит от опытности людей, взявшихся делать ремонт.

Кроме того, в автомобили, оснащенные вторым датчиком кислорода, помимо пламягасителя необходимо ставить и так называемую «обманку», то есть эмулятор корректной работы второго лямбда-зонда, так как ЭБУ будет «готовить» корректную смесь лишь получив этот сигнал. Стоимость ремонта зависит от стоимости пламягасителя и обманки, и может приближаться к затратам на новый штатный катализатор плюс работа на его замену.

Третий способ. «Выпотрошить» испорченный катализатор, механически удалив из него забитые соты. Этот способ также подразумевает установку «обманки» в случае, если в автомобиле предусмотрен второй датчик кислорода. Однако даже если его нет, необходимо после «потрошения» превращать корпус катализатора в импровизированный пламягаситель, заполняя его сеткой  из нержавеющей стали с высоким содержанием никеля. Сталь этой марки отличается высокой тугоплавкостью, быстро не сгорает и позволяет избавиться от звона и вибрации, неизбежных в случае установки пустого корпуса бывшего катализатора.

Кроме того, заполненный сеткой старый катализатор сохраняет способность обеспечивать штатный уровень обратного давления, что позволяет добиться нормальной работы первого лямбда зонда. Если второго датчика нет, это единственный способ сохранить на прежнем уровне расход топлива и не нарушать мощностных характеристик.

Безусловно, альтернативные способы ремонта кажутся привлекательными с точки зрения затрат. Однако, принимая решение, необходимо понимать, что лишь замена штатного катализатора на новую аналогичную деталь позволит и в дальнейшем беспрепятственно проходить техосмотр, во время которого измеряется токсичность выхлопа и сравнивается с нормами, предусмотренными тем стандартом, которому соответствует ваш автомобиль.

blamper.ru


Смотрите также