Мощность автомобильного кондиционера


Устройство и принцип работы кондиционера автомобильного

Сегодня многие имеют в своих автомобилях кондиционеры. Но мало кто задумывался, как они работают. Для автолюбителей это всего лишь кнопка на приборной панели, которая в жаркий день дарит прохладу и свежесть. Давайте посмотрим устройство и принцип работы автомобильного кондиционера.

История

Самые первые климатические системы для автомобилей появились еще до Второй мировой войны. Стоила эта опция, как треть машины. В нашей стране, а точнее в отечественном автопроме, климатические системы стали устанавливать на «АвтоВАЗе» намного позже.

В 1933 году в Соединенных Штатах эти устройства считались неотъемлемой частью жилых помещений. В 1936 году инженеры занялись разработкой систем охлаждения воздуха для различных транспортных средств. Первые климатические установки появились в автопоездах для пассажиров. Принцип работы кондиционера автомобильного был такой же, как и в холодильниках. Он не изменился и сегодня.

Самый первый автомобиль, который комплектовался такой комфортной новинкой – Packard. Но монтаж обходился достаточно дорого – за 700 долларов можно было смело приобрести новую машину. Установка обходилась в 274 доллара – это одна треть стоимости. Среди неудобств этой первой модели выделялся большой объем системы. Установка занимала половину свободного места в багажнике, а автоматического управления еще не было. Эти приборы не получили хорошего отзыва и популярности. Их выпуск прекратился. В 1941 году к этой теме снова вернулись – это был американский Cadillac.

Началась война и все разработки пришлось прекратить. Возобновить работу удалось лишь после войны. В 1954 году инженеры совершили революцию в производстве этих климатических систем для авто. Так, на моделях марки Nach-Kelvinator стали монтировать настоящий климат-контроль, состоящий из вентиляции и отопления. Также система включала в себя кондиционер и отопитель. Этот климат отличался значительно меньшими размерами и помещался под капотом. Эти устройства стали более популярны, и спрос на них постоянно рос. Принцип работы кондиционера автомобильного с тех пор не менялся.

В начале 90-х годов в Штатах практически все авто, сходившие с конвейера, оснащались системами охлаждения воздуха. В нашей стране такие опции ставились лишь на авто членов правительства. Первый отечественный кондиционер устанавливался на отечественный ЗИЛ-111. В 60-х годах некоторые примитивные модели устанавливали на грузовики. И лишь в 1976 году по указу правительства этими системами стали комплектовать комбайны, грузовики, самосвалы.

Как устроен автомобильный кондиционер?

Говоря об автомобильных кондиционерах, нужно понимать, что это целая система. Она состоит из нескольких основных узлов, как и многие другие устройства в машине. Мы кратко пройдем по всем деталям и узнаем устройство кондиционера, принцип действия, особенности эксплуатации.

Компрессор

Это устройство является сердцем всей системы кондиционирования. Его функция – прокачивать хладагент по всем магистралям и трубопроводам. Устройство вытягивает пары фреона из испарителя и отправляет хладагент в конденсатор. На многих современных системах компрессор является единственным подвижным механизмом.

Компрессор – это единственный узел, который позволяет разделить контуры высокого и низкого давления. Специалисты называют сторону высокого – нагнетательной, а низкого – всасывающей стороной. Многие современные компрессоры могут разделять зоны давления благодаря специальному пластинчатому клапану.

Компрессор кондиционера автомобиля: принцип работы

Итак, это основной узел системы. Он необходим, чтобы сжимать хладагент, находящийся в газообразном состоянии, а также для обеспечения процессов циркуляции хладагента по системе. Существует около 40 видов этих деталей. Но сегодня распространены и пользуются популярностью лишь роторно-лопастные и поршневые устройства.

Компрессор работает от приводного ремня коленчатого вала автомобиля. В тот момент, когда хладагент всасывается в агрегат, он находится под практически атмосферным давлением. После того как фреон попадет внутрь устройства, приводной ремень приводит в действие насос, который сжимает газ и отправляет его к конденсатору. Процесс сжатия газа сопровождается сильным нагревом хладагента. Нужно отметить, что аппарат не функционирует с фреоном в жидком виде. Если в полость компрессора попадает жидкость, это ведет к сильному износу.

Электромагнитная муфта

Теперь принцип работы автомобильного компрессора кондиционера хоть немного понятен. Устройство запускается при помощи приводного ремня от коленчатого вала. Но между ними установлен шкив электромагнитной муфты. Она может рассоединять компрессор и шкив привода тогда, когда это нужно.

В более старых моделях в качестве электромагнитной муфты использовали соленоид, который был объединен вместе с ведущим шкивом. Сегодня эта муфта не двигается. Соленоид можно найти за ведущим шкивом компрессора. Нажимной диск расположен пред шкивом.

Работает это следующим образом – автолюбитель жмет на кнопку включения системы, в результате соленоид получает питание. Затем появляется магнитное поле, которое прижимает нажимной диск к шкиву. Нужно помнить, что кондиционер может отбирать от 1,5 до 15 л. с. мощности двигателя.

Конденсор

Чтобы по-настоящему понять принцип работы кондиционера в автомобиле, следует полностью изучить каждый узел системы. Конденсор – это еще одно важное устройство. Найти его можно в передней части радиатора мотора.

Хладагент попадает в этот узел в жидком виде из компрессора. После протекания по извилистым трубам этого узла жидкость охлаждается и отправляется дальше по кругу.

Эта деталь применяется для охлаждения фреона. Изготавливают эти детали чаще всего из алюминия. Они очень часто ломаются, так как подвержены коррозии.

Ресивер-осушитель

Прежде чем хладагент попадет дальше, сначала он должен пройти через это устройство. После конденсора принцип работы кондиционера автомобильного предусматривает специальный резервуар. Через него пройдет жидкость. В резервуаре можно обнаружить специальные гранулы, притягивающие воду.

В этом ресивере лишняя жидкость, которой удалось попасть в систему, полностью удаляется. Если частицы воды остались, то они превращаются в лед. Это может вывести прибор из строя. Также в ресивере может оседать различный мусор.

Расширительная трубка или ТРВ

На этом этапе принцип работы кондиционера автомобильного меняется с высокого давления на низкое. Если дотронуться до этой части, то вы сможете ощутить разную температуру в магистралях – от горячей до холодной.

Фреон в жидком виде под достаточно высоким давлением подается в тепловой расширительный вентиль из осушителя через специальный клапан. Этот клапан позволяет фреону снова вернутся в газообразное состояние. Такое расширение позволяет снизить давление. Затем газ попадает в испаритель.

Клапан этот содержит специальный датчик давления, а также регулирует поток фреона так, чтобы вся работа системы была более стабильной. В устройстве клапана присутствуют движущиеся детали. Они достаточно быстро изнашиваются, и для качественной работы кондиционера их необходимо менять время от времени.

Испаритель

Когда вы запускаете автомобильный кондиционер, принцип работы его примерно понятен. Но чтобы в салоне можно было насладиться холодным, приятным и свежим воздухом, необходима еще одна деталь.

Испаритель является тем местом в структуре системы, где осуществляется все волшебство. Тогда как все остальные составные части вы найдете под капотом, испаритель размещен в салоне автомобиля. Он находится немного выше ног в стороне пассажира. Деталь эта чем-то напоминает радиатор. Здесь также катушки, трубки и ребра. Но назначение данной конструкции – рассеивание тепла.

Фреон подпадает в испаритель в газообразном виде. Он достаточно охлажден – его температура стремится к 0 градусов. Хладагент при этой температуре замерзнуть не может – температура его промерзания более низкая. Теплого воздуха в салоне столько, что фреон в испарителе выкипает. Вентилятор дует через испаритель в салоне. Воздух, проходящий через практически ледяной радиатор, дарит наслаждение.

Дальше, после того как через испаритель пройдет газообразный фреон, он снова попадет в компрессор, где под давлением станет жидкостью и цикл повторится снова. Это и есть принцип работы и конструкция кондиционера.

Конденсат

При работе автомобильных кондиционеров многие замечали, как из-под дна капает вода. Иногда ее вытекает очень много, настолько много, что после 10 минут простоя образуются небольшие ручьи.

В этом виноват испаритель, который, находясь в холодном состоянии, тянет из воздуха всю влажность, что там есть. Эта самая влажность конденсируется, как утренняя роса, а затем выходит через специальные каналы.

Электроника

Современный автомобильный кондиционер, устройство и принципы его работы контролируются большим количеством датчиков. Они предназначены для регулировки функционирования различных важных узлов прибора на самых разных этапах. Так, к примеру, если вы стоите в пробке, то давление в магистралях высокого давления может достигать критических уровней. Поэтому благодаря датчикам компрессор отключается, и трубки не лопаются.

Как пользовать автомобильным кондиционером?

Специалисты рекомендуют даже в самый знойный день запускать кондиционирование лишь после того, как двигатель немного поработал. Также глушить мотор нужно после того, как кондиционер отключен. Это позволит значительно увеличить ресурс.

В зимний период, когда нет нужды в охлаждении воздуха в салоне, примерно один раз в месяц рекомендуется запускать климатическую систему. Из-за того, что она не работает, могут возникать различные утечки фреона.

Типичные неполадки

Если вы заметили, что ваш автомобильный кондиционер, принцип работы которого мы только что рассмотрели, стал хуже охлаждать салон, это может говорить о многом.

Например, частой поломкой считается вентилятор. Он может просто выйти из строя, а в результате салон будет недостаточно охлаждаться и обдуваться.

Во время эксплуатации уровень фреона уменьшается естественным путем. В современных марках автомобилей производители предусмотрели специальное смотровое окно. Через него можно наблюдать за состоянием и уровнем хладагента. Так, когда система запущена, в этом глазке не должно быть ни пены белого цвета, ни пузырьков воздуха. Также вы всегда можете оценить эффективность работы вашего прибора, если потрогаете трубки, выходящие из конденсатора. Они должны быть буквально ледяными.

Еще одна популярная проблема – это запах, зачастую очень неприятный. Причина в том, что на испарителе скапливаются полчища самых разных вредных бактерий. Для избавления от этой напасти достаточно просто время от времени очищать деталь антибактериальным средством.

Также регулярно случаются утечки. Чтобы их обнаружить, можно воспользоваться специальными электронными приборами для поиска течей либо попробовать ультрафиолетовую технологию.

Вот так, очень просто устроено это оборудование, которое каждый день дарит комфорт при движении на автомобиле. В работе нет ничего сложного, а при должном обслуживании и правильной эксплуатации кондиционер будет очень долго радовать своего владельца.

fb.ru

Принцип работы кондиционера автомобиля

Автоликбез25 апреля 2017

Современный автомобиль перестал быть просто средством передвижения, и причина этому явлению – высокие требования владельцев к личному автотранспорту. Производители стремятся сделать машины комфортнее, быстрее и лучше, однако некоторые составляющие остаются бессменными спутниками. Речь идёт о кондиционере – устройстве для регулирования уровня холода или тепла в салоне автомобиля. Чтобы понять преимущества оборудования, стоит понимать принцип работы кондиционера. Но перед этим важно разобраться в устройстве кондиционера.

Устройство автомобильного кондиционера

Охлаждающее устройство представляет большое значение для автовладельца и всех его пассажиров, поскольку способно не только радовать вас прохладой в жаркие дни лета, но также согревать зимой, отапливая салон автомобиля перед поездкой. Более того, дополнительная функция кондиционера в автомобиле – очистка воздуха. Оборудование чаще всего взаимодействует с системами отопления и вентиляцией. Основной задачей автокондиционера остаётся создание микроклимата, оптимального для комфортного пребывания в салоне водителя и пассажиров.

За функции очистки воздуха отвечают фильтры:

Благодаря фильтрующим способностям оборудования воздух в салоне не имеет вредных для здоровья человека примесей, пыли. Антибактериальный эффект наряду с возможностью устранения неприятных запахов – дополнительные аргументы в пользу установки автомобильного кондиционера.

Основную функцию кондиционера выполняет компрессор, от которого зависит эффективность работы системы охлаждения или обогрева. В некоторых случаях агрегат дополняется ресивером-коллектором, призванным защищать компрессор за счёт выпаривания хладагента. Если вспомогательный компонент системы кондиционирования отсутствует, требуется горячее пространство под капотом авто. Так удаётся обеспечивать подходящий уровень испарения охлаждающего вещества в трубках обратного контура, а также в испарителе.

В зимнее время года температура подкапотного пространства существенно снижается, а потому требуется дополнительная установка температурного датчика. Благодаря небольшой детали система узнаёт температуру окружающей среды, вследствие чего кондиционер не включается (при температуре ниже -5 °С).

Автомобильный кондиционер представляет собой полностью герметичную систему, которая заполнена газом-хладагентом, компрессорным маслом. С помощью масла осуществляется эффективная смазка трущихся между собой деталей оборудования. Так удается снизить износ подвижных деталей компрессора, а также достигается уплотнение зазоров. Помимо всего, маслу отводится ещё одна полезная функция – отведение части тепла, выделяемого в процессе трения, а также удаление мелких частиц из оборудования. На протяжении циркуляции в системе кондиционирования происходит смешивание масла с холодильным газом. Оборудование представлено комплексом следующих составляющих:

Благодаря техническому взаимодействию всех компонентов системы охлаждения достигается высокий уровень комфорта в салоне автомобиля.

Принцип действия автокондиционера

Принципиально автомобильный кондиционер по большей части совпадает с бытовым аналогом. В основе принципа работы оборудования заложена простая физическая закономерность – при испарении вещества тепловая энергия поглощается, тогда как при конденсации происходит выделение тепла. Нажимая на кнопку включения устройства, происходит срабатывание электромагнитной муфты, вследствие чего прижимной диск примагничивается к шкиву. Последний элемент начинает двигаться посредством ремня. Система функционирует вхолостую.

Фреон сжимается компрессором, проходит в конденсор, где производится охлаждение потоком воздуха, идущим от вентилятора. Как только фреон охлаждён, газ конденсируется и поступает к осушителю для последующей фильтрации. Будучи очищенным, фреон проходит через терморегулирующий вентиль, отвечающий за контроль и регулирование уровня перегрева пара.

Система устанавливается на трубопроводе, по которому охлаждающий газ транспортируется к испарителю. Когда испаритель заполняется хладагентом, происходит выделение пара, температура которого достигает точки кипения воды. Фреон поступает в испаритель, будучи в газообразном состоянии, тогда как температурный показатель существенно снижается. Происходит охлаждение испарителя ледяным газом, благодаря чему вентилирующее устройство направляет холодный воздух в салон автомобиля. Хладагент циркулирует по системе, служа источником необходимой для водителя и пассажиров прохлады. Таким образом, жидкость испаряется, а затем поступает в компрессор, и процедура снова повторяется.

Обогрев салона кондиционером

Превращаясь в жидкость, хладагент отдаёт тепловую энергию. Фреон превращается в конденсат, находясь в теплообменнике внутреннего блока, тогда как испарение производится в наружном. Обогрев салона автомобиля кондиционером считается финансово выгодным, поскольку объём тепловой энергии, выдаваемой устройством, в несколько раз превышает потребляемую мощность.

Правильная эксплуатация автомобильного кондиционера

Чтобы довольствоваться прохладой в салоне личного транспорта предельно долго, не помешает знать, как правильно пользоваться кондиционером. Все устройства подобного действия разделены на ручные и автоматические, а потому управление достигается мануальной настройкой или регулируется климат-контролем.

В случае с ручным управлением угол подачи воздуха, температурный режим в салоне, включение и выключение регулируются не автоматически, тогда как функция климат-контроль выполняет основные операции без ведома человека.

Увеличить срок службы автомобильного кондиционера удастся, если вы будете прислушиваться к предписаниям производителя. Не пренебрегайте пунктами инструкции, прилагающейся производителем!

Перед включением кондиционера рекомендуется проветривание салона машины. Эта мера желательна для уравновешивания температур в салоне автомобиля и на улице. Холодный поток, направленный в жарком салоне автомобиля на стёкла, может послужить причиной образования микротрещин. В дальнейшем характеристики стёкол только ухудшатся. Резкие перепады температур придутся вредными для организма и здоровья.

Также не стоит включать устройство на максимальные обороты, что послужит причиной резкого температурного перепада. Если в вашем автомобиле находится ребенок – воздержитесь от частого применения кондиционера, и решайте, нужен ли кондиционер в автомобиле вообще. Следует помнить о том, что оптимальная температура окружающей среды, безопасная и комфортная для жизнедеятельности человека, колеблется в пределах 20-23 градусов Цельсия.

В каждом автомобиле, оснащённом кондиционером, предусмотрены 2 режима функционирования – для притока воздуха снаружи автомобиля и отвода из салона на улицу. Первый вариант надо применять для отопления стёкол, тогда как второй режим подойдёт для прогревания воздуха в салоне машины.

Не забывайте о чистоте воздуха. С течением времени фильтрующие элементы системы охлаждения засоряются, загрязняются пылью, и чем больше грязи находится в фильтрах, тем хуже качество воздуха в салоне авто. Очищайте радиатор устройства, регулярно меняйте салонный фильтр, и тогда бактерии и пыль не будут вам страшны.

Возможные неприятные сюрпризы

Система кондиционирования спроектирована полностью герметичной, однако может иметь место диффузия газа, из-за чего потребуется дозаправка агрегата. Зачастую периодичность дозаправки системы составляет около 1 раза в 5 лет. При заправке оборудования требуется добавлять рефрижераторное масло.

Если вы не наблюдаете необходимый уровень охлаждения, хотя все элементы системы функционируют надлежащим образом, то, скорее всего, требуется замена ресивера-осушителя. Справиться с этой задачей можно самостоятельно, поскольку полная разборка устройства не требуется. Удалите старый компонент кондиционера и установите новый ресивер-осушитель для дальнейшей работы оборудования.

Значение кондиционера в салоне автомобиля существенно возрастает с приближением лета. Однако и в зимнюю пору устройство справляется со своими задачами. Покупка автомобиля с кондиционером или дооборудование машины охлаждающим устройством целесообразна в большинстве случаев.

autochainik.ru

Устройство и принцип работы кондиционера автомобиля

В последние годы в большинстве регионов страны летний период отличается значительным количеством чрезвычайно жарких дней. На выручку водителям приходят встроенные автомобильные кондиционеры. Их уже монтируют многие автокомпании даже в модели бюджетного класса, поэтому практически каждому автомобилисту желательно знать принцип работы кондиционера автомобиля, чтобы правильно ухаживать и эксплуатировать установку.

Обеспечение благоприятных условий вождения

В любых ситуациях создание комфортных условий положительно сказывается на самочувствии и безопасности. Особенно важно сформировать правильную атмосферу в салоне автомобиля, ведь в отсутствие климатических систем происходит перегрев всех зон организма. В большей степени негативным термическим факторам подвержена верхняя часть тела.

Этот фактор особенно заметен во время дальних поездок. Схематические диаграммы наглядно демонстрируют возможную опасность. Отрицательные последствия жары ослабляют реакцию водителя, мешают концентрации внимания.

Классические установки, использующие исключительно вентиляторы для обдува салона не имеют достаточной эффективности в снижении температуры. Они лишь перегоняют теплый воздух и не выводят избыточную влагу.

Функционирование охладительной системы

В современных установках принцип работы автомобильного кондиционера имеет максимальное сходство с работой обычного бытового холодильника. В основе системы лежит циркуляция хладагента, в роли которого часто выступает фреон. Согласно школьным знаниям по физике вещество при переходе из жидкости в газ вынуждено отбирать энергию (тепло), а во время обратного процесса парообразования энергия (тепло) отдается окружающей среде.

Задача любого хладагента – отбирать избыток тепла из салона машины и удалять за пределы. Пребывая в виде газа, фреон пытается извлечь из воздуха максимум энергии, остужая его.

Составные элементы

Разбирая, как работает кондиционер в автомобиле, необходимо ознакомиться с основными компонентами. Большинство конструкций имеет в своем перечне следующие обязательные элементы:

Встроенные в автомобильный кондиционер компрессоры могут быть разных типов. Основное отличие между ними заключается в подаче хладагента в систему поршневым способом или роторным. Также аппараты имеют различные конструкции приводов. В большинстве случаев вращение ведущего вала осуществляется за счет работы силовой установки автомобиля. Данная схема зарекомендовала себя как наиболее простая в изготовлении, что удешевляет общую стоимость, так и имеющая высокий КПД в сравнении с остальными типами приводов.

При наличии собственного привода у климатического оборудования повышается цена установки, но появляется автономность системы. Она способна работать даже при выключенном двигателе. Автомобили, оснащенные системами стоп/старт, обладают компрессорами, запускающимися при необходимости как от силовой установки автомобиля, так и от персонального привода во время стоянки.

Устройство кондиционера в автомобиле предполагает два вида схем работы. В первом варианте регулируется поток хладагента. Для этой операции используется терморегулирующий вентилятор и ресивер осушитель. Данная конструкция встречается во многих французских, корейских, японских и итальянских автомобильных марках. Для второго варианта схемы необходимы дроссель и аккумулятор. Этот вид популярен в американских авто, а также применяется в отдельных марках немецких автоконцернов.

Повышение плотности хладагента осуществляется в конденсаторе. Он изготавливается из легкосплавных материалов, имеющих в основе медь или алюминий.

Источником прохлады служит испаритель. Принцип работы его такой же, как у теплообменника. В его алюминиевом или медном корпусе происходит преобразование фреона в газ из жидкого состояния.

За снятие избыточного тепла отвечают вентиляторы. Они направляют поток воздуха через конденсатор прямо в салон транспортного средства.

На выходной части трубопровода монтируется ресивер-осушитель. Он является основной емкостью, в которой присутствует хладагент в жидком виде. Внутри резервуара происходит очищение рабочего вещества от влаги и возможных загрязняющих примесей. В качестве дополнительного информатора он может иметь вмонтированное смотровое окно, через которое контролируется количество фреона.

С помощью терморегулирующего вентиля (расширительного клапана) осуществляется дозированная подача хладагента в испаритель. Он контролирует скорость потока в зависимости от производительности системы.

Применение предохранительных устройств

Как и во всех замкнутых гидравлических системах, в климатической установке применены различные перепускные клапаны, автоматические предохранители и контрольные датчики. Их работа повышает надежность эксплуатации аппаратуры.

При понижении давления до критической отметки в 2 кг/см2 проводится отключение компрессора датчиком низкого давления. Возврат работоспособности выполняется после набора 2,3 кг/см3. Такой алгоритм предотвращает заклинивание компрессорной установки.

Во время повышения давления в замкнутой среде до 30…34 кг/см2 датчик высокого давления автоматически блокирует работу компрессора. Она возобновляется после понижения значения до 26 кг/см2. Как правило, давление растет вследствие засорения проходных каналов, неисправности клапанов или при проблемах теплообмена в конденсаторе.

Корпус компрессора оснащается температурным датчиком со стороны нагнетания. Он перекрывает подачу напряжения на электромагнитную муфту по достижении температуры в 90…100С.

В отдельных моделях кондиционеров компании производители применяют комбинированные конструкции датчиков. В этом случае они совмещают функционал нескольких приборов.

Применения различных типов хладагента

Ранние модели автомобилей с кондиционерами используют фреон маркировки R12. Это более старый тип рабочего вещества. Для перестройки системы под новый фреон R134A понадобится использовать другие элементы системы:

Эти два тип хладагента несовместимы между собой. R134A является более чистым в экологическом плане, хотя в итоге его текучесть ниже относительно на 10…15%. В отличие от R12, использующем для смазки масла на минеральной основе, в R114A применяют полиалкиленово-гликолевое смазку (PAG). При смешивании таких масел в системе произойдет неизбежный и скорый выход из строя рабочего компрессора. В подкапотном пространстве даже информационные таблички для R134A и R12 отличаются по цвету, соответственно зеленые и желтые.

Способы управления

Принято разделять системы по способу управления на автоматические и ручные. В первом случае аппаратуру называют «климат-контролем».

Запуск ручного агрегата осуществляется стандартной кнопкой «А/С» с панели приборов. Регулировка подачи воздуха выполняется вращающейся ручкой от минимальных значений к максимальным обозначенным «min» и «max». Направление потока проводится перемещением решеток в нужном направлении.

С помощью этих устройств водитель настраивает комфортную атмосферу внутри салона. На эффективной работе кондиционера отражаются различные внешние и внутренние факторы, включающие температуру воздуха за пределами салона, скорость движения автомобиля, обороты коленвала, мощность компрессорной установки.

Во время ручной настройки водитель вынужден периодически отвлекаться на регулировку параметров. В некоторых случаях это доставляет определенные неудобства автомобилистам.

Современные модели авто оснащаются автоматическим управлением кондиционирования. От водителя требуется лишь выставить на приборе желаемые температурные параметры. Система самостоятельно будет доводить климат до требуемых значений, корректируя интенсивность и распределение потоков холодного воздуха.

Автоматика имеет возможность создавать и поддерживать в салоне авто зоны с разными температурными режимами.

Климат-контроль оснащается большим количеством датчиков и диагностической электроники, чем ручные кондиционеры. В нем вмонтированы различные дополнительные заслонки, клапаны, вентили. Также среди автоматических режимов предусмотрена возможность ручного способа настройки.

Рабочий диапазон температур, который способен обеспечивать климат-контроль, находится обычно в пределах 18…28С.

Данные о текущих настройках системы выводятся на рабочее табло. Во время снижения температуры окружающей среды до +5С осуществляется отключение кондиционера.

Обслуживание климатического оборудования

Обеспечить бесперебойную работу системы помогает правильное и своевременное обслуживание автомобильных кондиционеров. Желательно осуществлять ежесезонную чистку особенно происходит загрязнение весной в период цветения, например, от тополиного пуха.

Проконтролировать возможную утечку фреона удастся с помощью люминесцентных ламп, если в состав рабочего вещества включены спецмаркеры. Наличие достаточного количества хладагента определяется через смотровое окно или во время диагностики на станции обслуживания.

Выявление пузырьков газа свидетельствует о разгерметизации трубопровода. Часто это происходит на соединительных стыках.

Мощность компрессора зависит от натяга приводного ремня. В некоторых марках машин он совмещен с основным приводом автомобиля.

Нельзя долгое время оставлять кондиционер без включения. За счет наличия в составе хладагена небольшого количества масла происходит смазка компрессора и остальных элементов системы. Для правильной дальнейшей эксплуатации нужно включать установку на хотя бы четверть часа раз в месяц. Это обеспечит смазку уплотнениям и сохранит узлы от пересыхания.

Дозапрака фреона выполняется на автомобилях раз в 2…3 года вместе с сервисным обслуживанием.

Желательно подбирать СТО, использующие вакуумные установки. Заправлять автомобиль хладагентом можно и самостоятельно, но обязательно потребуется применить ту марку вещества, которая указана на специальной табличке в подкапотном пространстве. Там же размещается и значение рабочего объема.

Самостоятельная проверка работы кондиционера

Покупая автомобиль на вторичном рынке, необходимо контролировать кроме остальных параметров работу климатического оборудования. Для проверки достаточно взять комнатный термометр. Его показания будут объективными данными в ходе диагностики, в отличие от субъективных ощущений водителя.

Монтируем термометр напротив решетки с водительской стороны. Двигатель заводим и даем проработать 5…10 минут на оборотах 1000-1500 об/мин. После этого можно включить кондиционер на максимальной частоте вращения. Для этого прокручиваем настроечную ручку до упора.

Включаем режим рециркуляции (блокируя приток извне) и в настройках выставляем поток воздуха в направлении, которое обозначено иконкой «лицо». При этом все окна и двери должны быть закрыты.

После стабилизации температуры, которая наступает через несколько минут, фиксируем показания градусов и проводим замер температуры вне салона. Если в полученной информации заметен существенный разбег с теоретическими данными, то система нуждается в ремонте.

Интересное по теме:

загрузка...

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

ktonaavto.ru

Автомобильный кондиционер - Устройство автомобиля - Журнал - Тест-драйвы - Тюнинг - Обзоры

Принцип работы автомобильного кондиционера

Автомобильный кондиционер представляет собой герметичную систему, заполненную фреоном и специальным компрессорным маслом, растворенном в жидком фреоне. Масло необходимо для смазки компрессора и некоторых компонентов системы. Существует насколько типов расположения узлов  систем автокондиционеров, но, несмотря на некоторые отличия, их  принципиальная схема одинакова. Мы рассмотрим самый распространенный.

  

 

При включении кондиционера срабатывает электромагнитная муфта компрессора (1), и прижимной диск (3) примагничивается к шкиву (2) компрессора (шкив приводится в движение ремнем от коленчатого вала двигателя и, даже когда кондиционер выключен, постоянно вращается). Теперь начал работать компрессор (1). Компрессор сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его по трубопроводу в конденсатор (4). Конденсатор часто называют конденсором, радиатором кондиционера. В конденсоре сильно нагретый и сжатый фреон охлаждается. Охладиться фреону помогает вентилятор (5). При движении автомобиля конденсатор дополнительно охлаждается набегающим потоком воздуха. Охладившись, сжатый фреон начинает конденсироваться, и выходит из конденсора уже жидким. После этого жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель (6). Здесь от него отфильтровываются шлаки (продукты износа компрессора, пыль, грязь и пр.) Часто на ресивере-осушителе, есть смотровое окно (9), которое позволяет визуально оценить заполненность системы фреоном. Если система неполная, то при работе компрессора в глазке будет видна молочно-белая пена. Очистившись в ресивере-осушителе (6), жидкий фреон подходит к ТРВ (10).  ТРВ (терморегулирующий вентиль) представляет собой специальное устройство, регулирующее разницу температур на выходе из испарителя и кипения хладагента перегрев пара (перегрев), выходящего из испарителя (12). ТРВ устанавливают на трубопроводе, по которому жидкий фреон поступает в испаритель. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения, и регулирующий орган ТРВ закрывается. Если из испарителя выходит пар, перегрев которого превышает установку ТРВ, то регулирующий орган ТРВ открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала допустимой величине. По сути, ТРВ является автоматически регулируемым дросселем. Проходя через ТРВ и попадая в испаритель (12), фреон переходит в газообразное состояние (кипит) и при этом сильно охлаждается, охлаждая и испаритель, а вентилятор (13) сдувает с испарителя холод в салон автомобиля. Пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор. И процесс повторяется. За правильной работой системы следят различные датчики. Их количество зависит от типа и модели кондиционера. В нашей схеме на ресивере-осушителе (6) стоит датчик (7) включения второй скорости вентилятора (5). Когда охлаждение конденсора (4) недостаточно, давление в напорной магистрали начинает стремительно расти, а фреон в конденсоре перестает конденсироваться. Датчик реагирует на скачок давления и включает вентилятор (5) на полную мощность. Датчик (8) выключает компрессор при значительном повышении давления  в напорной магистрали. Датчик (11) выключает компрессор при слишком низкой температуре испарителя (12). Часть системы от компрессора до ТРВ называется напорной магистралью. Ее всегда можно определить по тонким трубкам, которые теплые или горячие. Часть системы от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она делается из толстых трубок и на ощупь холодная. Если в напорной магистрали во время работы компрессора давление колеблется от 7 до 15 атмосфер (в аварийных случаях и до 30), то в обратной магистрали давление не превышает 1-2 атм. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около 5 атмосфер.

Устройство и принцип работы кондиционера

Автомобильная система охлаждения воздуха состоит из следующих основных элементов:

Принцип работы

За счёт работы компрессора в кондиционере циркулирует хладагент, проходя через пять основных узлов в замкнутой цепи. В этих узлах системы хладагент находится под воздействием различного давления и в различном агрегатном состоянии (в газообразном или в жидком). Процесс перехода из жидкого состояния в газообразное и наоборот сопровождается соответственно поглощением и выделением тепла. Тепло отбирается от воздуха, поступающего в салон автомобиля, и выделяется во внешнюю среду. Процесс протекает следующим образом. Со стороны низкого давления в компрессор поступает хладагент низкого давления, компрессор сжимает газообразный хладагент и направляет его на конденсор (радиатор кондиционера). Процесс сжатия сопровождается повышением температуры газа. Воздух окружающей среды проходит через конденсор, охлаждает его и циркулирующий в нём газообразный хладагент до точки конденсации. Процесс конденсации сопровождается выделением тепла, которое отдаётся во внешнюю среду. Жидкий хладагент подаётся в ресивер- влагоотделитель, где отфильтровываются примеси и удаляется влага. Этот блок также служит в качестве временного резервуара для хранения жидкого хладагента. Находясь под высоким давлением, жидкий хладагент поступает в расширительный клапан. В нём происходит скачкообразное понижение давления хладагента. На выходе из расширительного клапана жидкий хладагент находится под низким давлением. Температура кипения жидкости под таким давлением ниже температуры в салоне, и жидкость начинает кипеть (испаряться), превращаясь в газ. Процесс испарения жидкого хладагента в испарителе сопровождается поглощением тепла, которое отбирается от проходящего через испаритель воздушного потока. Охлаждённый воздух попадает в салон. Влага, содержащаяся в воздухе, конденсируется на испарителе и сливается по дренажным трубкам во внешнюю среду. Цикл завершается, когда газообразный хладагент низкого давления вновь подаётся на компрессор.

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ

Работа кондиционера основана на свойстве фреона поглощать тепло при переходе из жидкого состояния в газообразное и выделять его при обратном превращении. Температура кипения фреона, применяемого в автомобильных кондиционерах, —26,3°С при нормальном атмосферном давлении. Любой кондиционер состоит из 5 основных частей: компрессора, испарителя, конденсора, терморегулирующего клапана, фильтра – осушителя. Все это «хозяйство» соединяется между собой алюминиевыми трубками (тонкие – для жидкости, толстые – для газа).

Фреон движется по замкнутому кольцу: компрессор — конденсор — фильтр-осушитель — терморегулирующий клапан — испаритель — компрессор. Компрессор сжимает газообразный фреон, в результате чего он нагревается. В конденсоре фреон охлаждается, переходя в жидкое состояние (конденсируется). Конденсор часто называют радиатором кондиционера. Фильтр-осушитель очищает фреон от примесей и влаги. Терморегулирующий клапан скачкообразно снижает давление жидкого фреона. В испарителе жидкий фреон низкого давления закипает и переходит в газообразное состояние, поглощая при этом тепло из окружающего воздуха. Вентилятор нагоняет охлажденный воздух в салон. Испарившийся газообразный фреон под низким давлением поступает в кондиционер — круг замыкается.

В некоторых системах вместо терморегулирующего клапана устанавливается расширительная трубка, а вместо фильтра-осушителя – аккумулятор, которые выполняют аналогичные функции. Правда, в отличие от фильтра, аккумулятор устанавливается после испарителя, перед компрессором. Это связано с тем, что его дополнительной задачей является недопущение попадания жидкого фреона в компрессор. Компрессор рассчитан на сжатие газа, и попадание жидкости вызовет его поломку в результате гидроудара. В остальном принципиальных отличий между двумя системами нет.

УХОД И РЕМОНТ

Кондиционер требует постоянного, а не сезонного внимания. Даже если на улице мороз или слякоть, необходимо хотя бы раз в неделю кратковременно его включать. Это нужно для смазки движущихся частей компрессора и резиновых уплотнений. Большинство современных кондиционеров прекрасно пускаются даже при низких температурах, играя роль осушителя воздуха. «Профилактическое» включение можно проводить, например, при посещении СТО или мойки. Рекомендация снимать на зиму приводной ремень компрессора, якобы для продления срока службы, неприемлема - убытки от многомесячного простоя могут оказаться весьма существенными.

Компрессор — основной компонент кондиционера. Он приводится от коленвала ремнем. О его неисправности свидетельствует посторонний шум. Причин, как правило, две: либо износился подшипник шкива (шум прослушивается при выключенном компрессоре), либо произошла поломка поршневой группы (шум появляется после его включения). В первом случае подшипник нужно как можно скорее заменить, так как промедление может привести к поломке шкива, а то и вала компрессора. Второй случай еще более серьезный, и в большинстве случаев требует замены компрессора. Знайте, что производителями не предусмотрен ремонт поршневой группы. Если мастер предлагает вам такой вариант — то это его собственное «ноу-хау». Рисковать или нет — решать вам. При замене компрессора, чтобы не повредить новый агрегат отходами «жизнедеятельности» старого (металлические опилки, стружки), необходимо предварительно промыть всю систему. Такая работа производится только на СТО на специальной установке. После промывки в обязательном порядке заменяется фильтр-осушитель либо расширительная трубка и аккумулятор.

Конденсор, устанавливаемый перед радиатором системы охлаждения, работает в самых тяжелых условиях (перепады температур, дорожная пыль, мусор), а изготавливается из хрупких алюминиевых деталей. Поэтому коррозия медленно, но верно «убивает» его. Если коррозия достигла серьезных размеров, сварка не поможет — только замена. Уход за конденсором состоит в регулярной промывке теплой водой под умеренным напором. Есть верный способ проверить, загрязнен ли конденсор. Облейте его холодной водой, и если в салоне стало прохладней — соты забиты. Сильно загрязненный радиатор может не спасти и мойка, придется его менять.

Испаритель, устанавливаемый в салоне, надежно защищен от внешних воздействий, но, тем не менее, тоже требует ухода. Теплый воздух, остывая, оставляет на испарителе влагу, которая стекает в поддон. Оттуда через дренажную трубку конденсат сливается под днище автомобиля. К влажному испарителю прилипает пыль, ухудшая теплообмен. Кроме того, в таких «тепличных» условиях бурно развиваются бактерии, и неухоженный испаритель становится источником неприятного запаха в салоне. Рекомендации — своевременно меняйте салонный фильтр, используйте специальную автохимию для борьбы с бактериями. Но помните, что препараты предназначены только для дезинфекции. А для очистки от сильных загрязнений испаритель необходимо демонтировать и вымыть под струей воды с использованием моющих средств. В особо запущенных случаях не помогает даже механическая очистка, и испаритель приходится заменять.

Соединительные алюминиевые трубки и резиновые уплотнения, пожалуй, чаще всего создают проблемы. Трубки корродируют, резинки высыхают. Через образовавшиеся отверстия и неплотности улетучивается фреон — кондиционер не «холодит». Если визуально место утечки определить не удалось, применяют более «продвинутые» методы. Звуковой способ: отверстие находят с помощью специального приборчика, «слышащего» свист проходящего сквозь трубку воздуха. Для поиска более мелких дырок используется течеискатель, который улавливает пары фреона. В самых сложных случаях помогают ультрафиолетовые лучи (в систему предварительно добавляют флуоресцирующую жидкость).

Если коррозия невелика, трубку можно заварить аргоном, но только если вы уверены в репутации мастера. Существуют и специальные установки для напыления металла «Димет». Более надежный и простой способ ремонта – замена прогнившей алюминиевой трубки на резиновую. Такой трубопровод надежностью не уступает заводскому: сверхпрочный резиновый шланг с неопреновым герметизирующим слоем выдержит до 80 бар. Рабочее давление в системе - до 30 бар. Шланг обязательно фиксируется на трубке с помощью обжимного станка, иначе с гладкой трубки он непременно сползет. Заботливые владельцы не ждут прихода коррозии, а заранее покрывают трубки слоем антикора.

autogive.ru

Устройство, заправка, диагностика автомобильного кондиционера

Испаритель автомобильного кондиционера

Представляет собой теплообменник, сделанный из алюминия или меди. Располагается, как правило, под лицевой панелью салона автомобиля/фото 1/, также существуют подвесные варианты испарителей/фото 2/ . Поэтому испаритель должен обладать максимальной теплоотдачей при минимальных размерах. Через оребренные трубки испарителя, вентилятор прогоняет теплый забортный воздух или воздух из салона автомобиля (режим рециркуляции).В испаритель поступает жидкий хладагент низкого давления и температуры. Тепло из воздуха салона автомобиля переходит к хладагенту, который при этом закипает и переходит из жидкого состояния в пар. В системах, в которых применяется расширительный клапан, весь объем жидкого хладагента, поступившего в испаритель превращается в пар. В системах с расширительной трубкой, жидкость переходит в пар не вся.При прохождении через испаритель воздух охлаждается и становиться суше. При этом влага конденсируется, стекает вниз и через дренажную трубку удаляется за пределы автомобиля. Воздух в салоне автомобиля становится сухим, а условия более комфортными.

Компрессор автокондиционера

Компрессор автокондиционера является главным элементом системы и служит для сжатия газообразного хладагента низкого давления и обеспечения циркуляции хладагента в системе. Имеются более 40 различных видов компрессоров, которые используются сегодня, но наибольшее распространение получили поршневые и роторно – лопастные.

Поршневые компрессоры автокондиционера имеют один и более поршней, объединенных по разным схемам: в ряд, соосно друг другу, горизонтально опозитно (поршни направлены в разные стороны) или V-образно. Большинство используемых в настоящее время компрессоров автокондиционера имеют несколько поршней, которые приводятся в движение «качающей шайбой», которая насажена на вал компрессора. При вращении вала, качающаяся шайба перемещает поршни в осевом направлении, заставляя их сжимать хладагент.

Смотрите также: Ремонт компрессора автокондиционера с использованием презерватива

Компрессоры автокондиционера лопастного типа состоят из ротора, имеющего несколько лопастей и корпуса прецизионной формы. При вращении ротора лопасти образуют полости с переменным объемом. Хладагент через впускное отверстие попадает в очередную полость. Далее, при вращении ротора, объем этой полости уменьшается. Выпускное отверстие распологается там, где лопасти достигают наименьшего размера, хладагент , соответственно, наибольшего давления.Привод компрессора автокондиционера осуществляется приводным ремнем от шкива коленчатого вала автомобиля через шкив электромагнитной муфты. Муфта с электромагнитным управлением рассоединяет сам компрессор и его приводной шкив, когда это необходимо, или когда работа компрессора не требуется. В старых конструкциях компрессоров муфта представляет собой соленоид, объединенный с ведущим шкивом компрессора и вращающийся вместе с ним. Во всех новых конструкциях компрессоров муфта неподвижна. В большинстве компрессоров соленоид расположен за ведущим шкивом компрессора, или сбоку от него, а нажимной диск муфты – перед шкивом. При включении системы кондиционирования на соленоид подается питание, возникает магнитное поле, прижимающее нажимной диск к ведущему шкиву. Так вращающий момент поступает к компрессору. см.Рис.

При работе автомобильного кондиционера, компрессор «отбирает» от двигателя от 1,5 до 15 л.с.мощности.

Смазка трущихся частей компрессора осуществляется специальным компрессорным маслом, которое циркулирует в системе, растворенное в хладагенте. Марка масла зависит от используемого в системе хладагента. Для каждого конкретного типа компрессора рекомендован свой перечень масел компрессорных масел

Муфта компрессора кондиционера

Это узел, который устанавливается спереди компрессора, состоит из электромагнитной катушки (для создания электромагнитного поля), шкива, который приводится в движение ремнем, и прижимной пластины. Учтите, что прижимная пластина напрямую соединена с основным валом компрессора, в то время как катушка и шкив устанавливаются снаружи на передней крышке компрессора. Когда на катушку подается питание, она создает магнитное поле, которое притягивает прижимную пластину к шкиву, приводя в движение вал компрессора. В это время прижимная пластина вращается со шкивом. Ещё раз, так как прижимная пластина соединена с валом компрессора, то на него передается крутящий момент и компрессор начинает нагнетать хладагент.

Читайте также: Принцип работы кондиционера и климатической системы автомобиля

В диагностике неисправностей муфты компрессора существует много путаницы. Муфта может не работать из-за поломки подшипника шкива. Подшипник обычно меняется, ЕСЛИ изношенный подшипник обнаружен, и работник сервиса имеет необходимые инструменты, что бы поставить другой подшипник на место. В большинстве случаев, подшипники, как отдельные запасные части отсутствуют в ассортименте обычных магазинов запчастей, их можно найти только в специализированных магазинах или сервисных центрах по ремонту автомобильных кондиционеров.

Если муфту необходимо заменить, потому что она «сгорела» (прижимная пластина и шкив не могут вращаться вместе) – то это может быть признаком внутренних проблем компрессора, которые могут привести к серьезной поломке. Нужно провести углубленную диагностику.

Кроме того, существует много, так называемых, неисправностей связанных с прижимной пластиной, которые являются результатом неправильно выставленного зазора. Это расстояние или зазор между прижимной пластиной компрессора и шкивом. В большинстве компрессоров этот зазор может регулироваться. Если зазор слишком большой, то магнитное поле, создаваемой электромагнитной катушкой, не достаточно сильное, что бы тянуть прижимную пластину в контакт со шкивом. Если же зазор слишком мал, то пластина может тереться о шкив, имея «сожженный» вид. Хотя это не на 100% доказано, но практика показывает, что нормальный зазор должен быть толщиной между монетой 50 копеек и 2 руб.

Конденсатор – радиатор кондиционера

Радиатор кондиционера представляет собой аллюминиевый или медный теплообменник, который выполняет функцию превращения газообразного высокотемпературного хладагента, поступающего из компрессора, в жидкий, с выделением тепла в атомосферу. Подогретые и сжатые компрессором пары хладагента, поступают в верхнюю часть конденсатора, продвигаясь по трубкам, отдают им свое тепло, это тепло поступает к ребрам охлаждения трубок, а оттуда уносится в атмосферу.Пары хладагента, при прохождении через трубки конденсатора, превращаются в жидкость, с выделением большого количества теплоты, называемой скрытой теплотой парообразования. В верхних двух третях конденсатора протекает пар, а в нижней трети жидкость. Жидкость, имеющая низкое давление, после конденсатора отправляется в испаритель.В автомобильных кондиционерах применяется несколько конструкций конденсаторов. Но наиболее часто встречаются конденсаторы двух типов – ленточные /фото 1/., или серпантинные и многопроточные (MFC- multi flow condensor) /фото 2/.Конденсор, как правило, устанавливается перед радиатором охлаждения двигателя.

Принцып работы кондиционера автомобиля

На данный момент в автомобильных системах кондиционирования воздуха \фото 1\ используются две основные схемы:

— с ресивером осушителем и терморегулирующим вентилем \схема 1\;

— с аккумулятором и расширительной трубкой \схема 2\;Начнем с рассмотрения системы с ресивером и терморегулирующим вентилем \схема 1\.

На всасывающей стороне находится испаритель и трубопровод по которому хладагент поступает в компрессор. На компрессоре располагается датчик давления и сервисный штуцер низкого давления.

На нагнетающей стороне находятся конденсатор, ресивер – осушитель, расширительный клапан с баллоном термодатчика, трубопровод с сервисным штуцером высокого давления и датчик давления.

При включении электромагнитной муфты компрессора, газообразный хладагент всасывается и сжимается компрессором до высоких температур и давления, после чего поступает в конденсатор, где газ высокого давления и температуры переходит из газообразного состояния в жидкость, отдавая «скрытое тепло конденсации» воздуху, проходящему через конденсатор. Температрура хладагента на входе в компрессор составляет 80, а на выходе 50 градусов цельсия.

Теплый жидкий хладагент поступает в ресивер – осушитель, где происходит его фильтрация от мелких частиц и пыли, удаление влаги. Далее ждикий хладагент высокого давления поступает в расширительный клапан, где он испаряется и переходит в состояние жидкость – пар с низкой температурой и давлением (-2 градуса, 2 бар). Далее этот хладагент попадает в испаритель, где из туманообразного состояния переходит в газообразного (жидкий хладагент при низком давлении кипит, отнимая теплоту от стенок испарителя) и всасывается компрессором для повторного цикла.

В другой системе – с аккумулятором и расширительной трубкой, на выходе из испарителя установлен аккумулятор, где происходит удаление влаги из хладагента с перегревом жидкого хладагента, который может поступить из испарителя. То есть функцию ресивера осушителя выполняет аккумулятор и фильтрующий элемент расширительной трубки. Аккумулятор предохраняет компрессор от попадания в него жидкого хладагент, который может вывести его из строя вследствии гидроудара. Компрессор в этой схеме работает циклически, получая команды на пуск-остановку от блока управления по сигналам с датчиков давления и температуры.

Существуют системы с двумя и тремя испарителями, в этом случае увеличивается система фреонопроводов, где появляются новые элементы- тройники на всасывающей и нагнетающей части.

Ресивер / Аккумулятор осушитель (фильтр осушитель)

Ресивер – осушитель это элемент, который обеспечивает очистку, удаление влаги и накопление хладагента. Кроме того служит резервуаром для сбора хладагента, поступившего из конденсатора.Устанавливается на линии выского давления, между выпускным патрубком конденсатора и впускным патрубком терморасширительного вентиля. Применяется в системах кондиционирования воздуха с расширительным клапаном. Вода, которая может попасть в систему автокондиционера может замерзнуть и затруднить движение хладагента в магистрали, что, кроме отсутствия охлаждающего действия испарителя, может послужить причиной выхода из строя и поломки компрессора. Кроме того, вода и хладагент, вступив в рекцию, могут образовать коррозионно опасные кислотные соединения, что отрицательно скажется на работе элементов автокондиционера и заметно уменьшит срок службы системы кондиционирования.

Ресивер – осушитель состоит из бачка, фильтрующего элемента (адсорбента), устройства для удаления влаги, заборной трубки, а также на некоторых моделях имеется смотровое окошко для контроля за уровнем и состоянием хладагента в системе\Схема 1\. На корпусе ресивера-осушителя могут устанавливаться датчики давления. Адсорбент имеет пористую кристаллическую структуру, мельчайшие поры соединены узкими каналами, поэтому в полость пор проникают лишь те молекулы, размер которых меньше диаметра канала. Поэтому вся активная поверхность и объем пор используются для удержания молекул воды и не засоряются прочими веществами с более крупными молекулами (в частности фреоном и маслом).

В качестве адсорбентов используются: силикагель, активная окись аллюмининя, цеолиты NaA, NaAm. В системе с хладагентом R-134a в качестве осушителя используют цеолит ХН-9.

На некоторых моделях ресиверов-осушителей может находиться предохранительный клапан с плавкой вставкой. При повышении температуры ресивера до 90-100 градусов вствка плавится и весь хладагент выпускается в атмосферу.

Аккумулятор кондиционера автомобиля

В системах кондиционирования воздуха с расширительной трубкой используется аккумулятор, который располагается между испарителем и компрессором. Служит для доиспарения хладагента и защиты компрессора от попадания жидкого фреона в компрессор, таким образом аккумулятор предотварщает гидроудар. Кроме того аккумулятор, как и ресивер – осушитель выполняет функции осушения и фильтрации хладагента. На корпусе аккумулятора могут устанавливаться датчики низкого давления\Схема 2\.Зарубежные производители рекомендуют производить замену ресивера осушителя и аккумулятора не реже чем через 70 000 миль пробега или 5-6 лет эксплуатации автомобильного кондиционера. Отечественные производители, учитывая условия эксплуатации и обслуживания автомобилей в нашей стране – не реже 1 раза в 18 месяцев или через каждые 20 000 км пробега.

Терморегулирующий клапан (ТРВ) автомобильного кондиционера

Расширительный клапан это усройство для регулирования количества хладагента, поступающего в испаритель.

Расширительный клапан является дросселем переменного сечения. Расширительный клапан устанавливается после фильтра осушителя, на впускном патрубке испарителя.

Расширительный клапан понижает давление и температуру хладагента настолько, чтобы при прохождении его через испаритель, обеспечить его испарение и интенсивный теплообмен. Калиброванное отверстие понижает давление входящей в клапан жидкости. Хладагент, поступающий из фильтра осушителя, представляет собой жидкость, под высоким давлением. Проходя через отверстие терморегулирующего вентиля, хладагент распыляется, при этом температура и давление хладагента понижается. Все это облегчает дальнейший процесс испарения хладагента в испарителе.

Как происходит процесс регулирования количества хладагента, проходящего через терморегулирующий вентиль?

Баллон термодатчика находится в термоконтакте с выпускным патрубком испарителя. Внутри баллона капиллярной трубки и сильфона находится газ – хладагент R12. При повышении температуры выпускного патрубка испарителя, давление хладагента R12 в термодатчике увеличивается и сильфон растягивается. Дно сильфона, через тягу давит на шарик или иглу, который перемещаясь, увеличивает поток хладагента, проходящего через расширительный клапан, вызывая понижение температуры выходной трубки и испарителя. Давления хладагента R12 в термодатчике уменьшается, сильфон сжимается, шарик перекрывает дроссель, вызывая уменьшение потока хладагента.

Расширительная трубка автокондиционера

Расширительная трубка является дросселем постоянного сечения.

Предназначена для управления потоком хладагента , поступающего в испаритель. Разность давления конденсации и кипения хладагента создается за счет гидравлического сопротивления по всей длине.

Расширительная трубка расположена между конденсатором и испарителем.

Расширительная трубка состоит из: корпуса с резиновыми уплотнительными кольцами, сетчатого фильтра и трубки постоянного диаметра \Схема 2\.

Как заправить кондиционер автомобиля своими руками

Фреон играет ключевую роль в системе кондиционирования и со временем может произойти его утечка. Нормальная годовая потеря фреона составляет 15%. Заправить кондиционер в машине следует спустя 3 года, а в случае старого агрегата заправка должна происходить чаще. Однако при любом исходе заправка кондиционера своими руками производится одинаковым методом.

Как часто нужно заправлять кондиционер автомобиля

По истечению определённого времени, любая система кондиционирования понемногу разгерметизируется. В среднем за год может утекать до 50 грамм фреона. Местоположение подобной утечки, зачастую, трудно определяемо, а если это происходит в нескольких местах одновременно, то практически невозможно. По этой причине потеря хладагента за 3 года может превысить половину от изначального объёма, что приведёт к ухудшению работы климат-контроля.

Часто при незначительных потерях фреона целесообразней во всех планах, просто долить необходимое количество хладагента. Постоянное восстановление фреона в системе кондиционирования рекомендовано и просто необходимо. Так как анализ давления в системе кондиционирования не показывает сколько фреона осталось, то для того, чтобы восстановить необходимую его норму, необходимы следующие действия:

Как определить недостаток фреона автокондиционера

Открываем капот и протираем глазок за передним бампером. Просим кого-нибудь включить кондиционер на полную мощность.1. Сначала появляется жидкость с пузырьками, потом пузырьков становится меньше, и потом очень мало. Вывод: все ОК.2. Сначала появляется жидкость с пузырьками, потом пузырьков стало меньше, но пузырьки постоянно. Вывод: фреона не достаточно.3. Идет муть молочно-белого цвета или жидкость, вся в мелких пузырьках. Вывод: фреона очень недостаточно.

Свойства фреона автокондиционера

В автокондиционерах до 1993 г.в. использовался фреон R12, после его запрета (в связи с разрушением озонового слоя) произошёл переход на R134а.

Масло для автомобильного кондиционера

Существуют свои нормы заправки маслом для любого холодильного агрегата . Не стоит лить масло сверх меры.Если при утечке фреона не произошло значительной утечки масла,то его можно не добавлять. Хотя это очень любят делать некоторые заправщики ( особенно если у них в углу бокса стоит 200 литровая бочка дешёвого масла для бытовых холодильников которую не помешает кому нибудь продать розничными порциями по дорогой цене).Если добавлять масло при каждой заправке, то в лучшем случае кондиционер станет хуже охлаждать воздух,в худшем….не хочется думать

Норма заправки фреона кондиционера автомобиля

Для разных автомобилей установлены разные нормы заправки хладагента как правило норма заправки указана на табличке под капотом или мануале по авто. При её отсутствии существуют таблицы и программы.

Как различить, где какой штуцер кондиционера

Это видно на глаз — трубка, что идет от компрессора на конденсатор — нагнетание и штуцер находящийся на ней — высокого давления. Если же более толстая трубка со штуцером идет к испарителю в салон — это всасывающий штуцер, к которому и подключается переходник для заправки. На некоторых моделях автомобилей (например Renault) он к тому же является и единственным. Всасывающая трубка всегда больше по диаметру, чем нагнетательная.

Заправка хладагента через всасывание

Прикручиваем шланг на манометрический коллектор и на баллон с хладагентом ,к коллектору на правый штуцер , шланг от вакуума — на средний штуцер , и шланг от системы — на левый. Если вы хотите только дозаправить , тогда вакуумник подключать не обязательно, вентиль на свободный штуцер нужно закрыть , а заправочные шланги продуть. Продув , не забудьте затянуть соединение на заправочном клапане, и можете заправлять . При заправке без весов, определять достаточность заправки можно используя электронный термометр, определяя температуру всасывающих и нагнетающих трубок. Существуют специальные приборы для заправки по переохлаждению-перегреву,но стоят они достаточно дорого.

Такую заправку может сделать человек имеющий достаточный опыт подобной работы.И опять же в случае если в системе имеется не менее 40-50% хладагента.Иначе нормальных режимов работы вам добиться не удастся. В случае же полной заправки — всё достаточно просто; проверяем на герметичность (желательно иметь набор для опрессовки азотом),вакуумируем, и заправляем (при необходимости добавляем масло), не забывая про весы, чтобы не перезаправить кондиционер, поскольку это ни к чему хорошему не приведёт.. По всасыванию хладагент заправляется только в газообразном состоянии. при включённом компрессоре.

Инструкция по заправке автомобильного кондиционера самостоятельно в гаражных условиях

Как заправить автокондиционер самостоятельно. Видео

Как самостоятельно проверить автомобильный кондиционер

Для того, чтобы лишний раз не записываться на прием в автосервис, рассмотрим несложный способ диагностики автокондиционера. Вся методика проверки автомобильного кондиционера годится для случая, когда температура уличного воздуха не ниже 5 С.Начнем с самого простого, проверим, поступает-ли холодный воздух в салон. Для этого необходимо: завести автомобиль, установить ручку терморегулятора в положение с самой низкой температурой (для систем с климат-контролем устанавливаем наименьшее значение температуры в салоне – чаще всего это 17 С), включить на максимальное положение салонный вентилятор и включить сам кондиционер – кнопка с надписью АС либо нарисованной снежинкой. Теперь проверяем поступление холодного воздуха из дефлектора. Результат мы должны почувствовать довольно быстро. Для разгона системы достаточно 1-2 минут. В рабочем состоянии при уличной температуре 25 С, температура потока воздуха из дефлектора приблизительно 10 С. Мы не зря учитываем температуру наружного воздуха, так как при холодной температуре воздух с улицы можно принять за воздух охлажденный кондиционером. К тому же при низкой температуре кондиционер просто не включится.

Диагностика автомобильного кондиционера своими руками. Видео

Устройство автомобильного кондиционера

5 (100%) 1 голос[а]

.

sanekua.ru

Компрессор автомобильного кондиционера

Компрессоры автомобильных кондиционеров

Компрессор автомобильного кондиционера является главным узлом всей климатической системы. От правильности его работы зависит эффективность и производительность работы всей системы кондиционирования. 

Именно внутри компрессора происходит разделение системы на две зоны: зоны низкого и зоны высокого давления.  Зона низкого давления называется зоной всасывания. Зона высокого давления – зоной нагнетания.

Типы автомобильных компрессоров

Чаще всего встречаются компрессоры с поршневым и роторно-лопастным принципом работы. Реже применяются устройства со спиральным нагнетателем. В отдельную группу можно выделить нагнетательные системы поршневого типа, имеющие вращающийся наклонный диск. Еще их называют аксиально-поршневые нагнетатели.

Компрессоры с наклонным диском дают возможность менять объем рабочих камер в зависимости от режима работы системы кондиционирования. Такая конструкция предполагает, что регулирование режима работы происходит не за счет включения или выключения электромагнитной муфты, а за счет изменения рабочего объема камер сжатия в автомобильном компрессоре.

В кондиционерах, где применяется система поршневого нагнетания хладагента, количество поршней может колебаться от одного до нескольких. В современных кондиционерах установлены компрессоры с несколькими поршнями.

Поршни могут компоноваться по отношению друг к другу одним из следующих образов:

Их оси могут располагаться перпендикулярно друг другу или под определенным углом.

В компрессорах с лопастным нагнетанием хладагента внутри цилиндра вращается ротор с лопастями. За счет особой формы лопастей происходит движение хладагента.

Принцип работы компрессора автомобильного кондиционера

Сразу нужно заметить, что при работе компрессора идет отбор мощности от двигателя в пределах 1.5-15 л.с. И должно быть понятно, что применение климатической установки приводит к некоторому увеличению расхода топлива.

Компрессор всасывает в себя хладагент, который находится в газообразном состоянии и под низким давлением. Если бы хладагент находился в состоянии жидкости, компрессор просто не смог бы работать. Во-первых, произошел бы гидравлический удар, способный разрушить конструкцию компрессора. Во-вторых, жидкость не может сжиматься, а именно на сжатии основана работа компрессора.

На некоторых марках автомобилей перед компрессором автомобильного кондиционера устанавливается емкость  (ресивер), в которой происходит окончательный процесс превращения жидкого хладагента в газ.

В компрессоре давление хладагента повышается и при этом происходит повышение его температуры. Под действием давления хладагент сжимается с одновременным повышением температуры и далее поступает в конденсатор, где происходит обратный процесс расширения и понижения температуры.

Одним из основных факторов, который влияет на работу компрессора, является скорость вращения приводного вала, скорость которого зависит от режима работы двигателя. Частота вращения приводного вала компрессора может доходить до 6000 об/мин.

Отбор мощности от двигателя происходит посредством ременной передачи через электромагнитную муфту. Муфта является промежуточным звеном, между валом двигателя и приводным валом компрессора. Если включать кондиционер не требуется, муфта не передает вращательного движения. Но как только в салоне автомобиля нажимается кнопка запуска кондиционера, электрический импульс поступает на муфту и движение с вала двигателя передается на приводной вал компрессора.

Компрессор автомобильного кондиционера может быть оснащен клапанами различных типов. Есть клапаны (клапан), которые отвечают за пропускание хладагента внутрь компрессора. Однако существует и предохранительный клапан, который включается, если внутри компрессора давление повышается выше нормативного.

В многопоршневых системах компрессоров впускные клапаны могут быть установлены для каждого  поршня отдельно. Но чаще всего используется один впускной клапан пластинчатого типа. Часто именно неправильно работающий клапан является причиной неправильно работающего компрессора.

avtowithyou.ru

Автомобильный кондиционер

Еще каких-то 20 лет назад мы и не подозревали, что автомобильный кондиционер будет входить в перечень стандартной комплектации большинства моделей современных автомобилей. Чего не скажешь о методах обогрева салона автомобиля - использовать разнообразные источники тепла (автономные печи, тепло от радиаторов системы охлаждения и системы смазки двигателя, тепло от трактов системы выпуска отработанных газов) изобретатели начали с того самого момента, когда салоны автомобилей стали закрытыми.

Сегодня большое количество автомобилей имеют схожие по принципам действия системы отопления салона. С помощью регуляторов на панели приборов можно управлять потоком нагретого воздуха, поступающего в салон по воздушным каналам от очага.

В дальнейшем на борту автомобиля появились приборы способные не только нагревать, но и охлаждать. С ручным управлением были также и первые автомобильные кондиционеры. Желаемый температурный режим получали устанавливая переключатель в определенное положение. Это отвлекало водителя от управления. На сегодня большинство современных автомобилей оборудованы кондиционерами с автоматическим регулированием температуры воздуха в салоне. Системы климат-контроля управляют как отоплением, так и охлаждением. Теперь водитель не отвлекается, температура поддерживается в нужных пределах. Но для обеспечения работы кондиционера, приведение его в действие, двигатель жертвует до 10 л.с. мощности, а это в свою очередь увеличивает расход топлива.

Но, производители автомобилей на этом не останавливаются. Некоторые модели современных систем кондиционирования способны также и на повышение качества воздуха внутри салона, методом его ионизации. Комфорт, нужная температура салона обеспечиваются не только во время движения, но и во время стоянки. В люках последних моделей Audi встроенны солнечные батареи с датчиком солнечного излучения. Последний вместе с термодатчиком салона подают сигналы к вентилятору. Воздух начинает поступать в салон извне.

Автомобильный кондиционер - это довольно сложное устройство. Принципиальная схема его строения включает следующие основные узлы: вентилятор, радиатор кондиционера (конденсатор), испаритель, осушитель, вентилятор осушителя, компрессор.

Кондиционер - это замкнутая система без сообщения с атмосферой, в которой происходят процессы испарения и конденсации рабочего тела (фреона), что сопровождается отбором тепла. Это, в свою очередь, способствует снижению температуры потока воздуха, проходящего от вентилятора через радиатор кондиционера и попадает в воздушные протоки салона автомобиля. Рабочим телом кондиционера является фреон - хладагент со специфическими физико-химический свойствами (переход из жидкого состояния в газообразное сопровождается значительным падением температуры).

Хадагентом (фреоном) заполняется вся система климатической установки (кондиционера). Хладагент R-12 применялся в 90-х лет. За его способности к разрушению азонового слоя, R-12 уступил место более экологическом и безопасном R-134А. Зато последний имеет значительно более низкую эффективность и большую проницательность, что предъявляет повышенные требования к герметизации системы.

Самым сложным, но в то же время и самым важным и ценным элементом кондиционера является компрессор. Он сжимает газообразный фреон. Компрессор приводится в действие ремнем через электромагнитную муфту от коленчатого вала двигателя. Это действие и забирает несколько лошадиных сил мощности двигателя. Компрессор имеет цилиндр, поршень, шатун, впускной и выпускной клапаны. На клапаны замкнут трубопровод системы. Трубопровод соединен с радиатором кондиционера (конденсатор), конденсатор с термостатическим испарителем (холодильная камера). Замыкает магистраль ресивер-осушитель.

Как было указано выше, компрессор сжимает газообразный фреон. Сжимаясь фреон нагревается выше температуры окружающей среды, а попадая в конденсатора (радиатора кондиционера), который находится в блоке с вентилятором перед радиатором системы охлаждения двигателя, переходит из газообразной фазы жидкую. После этого фреон направляется в калиброванное отверстие с клапаном, где затормаживается. Фреон, проходящей через игольчатый клапан отверстия попадает в испарителя, где превращается из жидкости в газ. Этот процесс сопровождается сильным падением температуры. Сам испаритель - это радиатор, встроенный в систему воздушных протоков в салоне автомобиля. Таким образом салон автомобиля при такой конструкции образует своего рода холодильную камеру. Игольчатый клапан дросселя может изменять количество фреона, поступающего в испарителя, тем самым регулируя его температуру, а значит температуру в салоне авто. Осушитель предназначен для полного испарения хладагента.

В автомобилях с ручным управлением работой кондиционера, водитель вручную задает температурные режимы. При этом необходимо самостоятельно выбирать положение регулятора заслонок, изменять температурные режимы устанавливая регуляторы в желаемое положение.

Автоматический климат-контроль позволяет освободить водителя от ручного регулирования микроклимата. Достаточно задать желаемую температуру и электронный блок управления, принимая сигналы от датчиков, будет предоставлять команды исполнительным механизмам. Чем выше разница между заданной и внешней температурами, тем интенсивнее будет работать вентилятор, подавая воздух в радиаторы кондиционера или обогревателя. Система климат-контроля достаточно сложная. Системы автомобилей бизнес-класса могут регулировать температуру для каждого пассажира отдельно. В состав систем климат-контроля входят электронный пульт управления, несколько электронных блоков и реле, электрические моторы и датчики положения, различные датчики, которые измеряют физические параметры.

Болезни автомобильного кондиционера.

Основные болезни автомобильных кондиционеров: нарушение герметичности радиатора кондиционера (конденсатора) вследствие его коррозии или механического повреждения, коррозия вентиляторов и контактов датчиков, утечки хладагента через соединения и микротрещины, загрязнения испарителя, загрязнения хладагента твердыми частицами.

К работам профилактического обслуживания относятся: периодическая очистка сливных стоков воздушных каналов, замена масла компрессора, замена, очистка или заправка кондиционера хладагентом.

Для выполнения этих операций кондиционер имеет специальной сервисный разъем с клапаном, к которому подсоединяется устройство для обслуживания автомобильных кондиционеров. Возможности таких приборов не ограничиваются только наполнением кондиционеров хладагентом.

Для прохлады и свежести.

Современные приборы для обслуживания климатических установок автомобилей - это полнофункциональные агрегаты, использование которых позволяет выполнять все работы по обслуживанию кондиционеров. Приборы оборудованы вакуумным насосом (компрессором), электронными весами, резервуаром (баллон 4-12 кг) для хранения хладагента, шлангами (как правило 3-метровыми) для подключения к системе кондиционирования салона автомобиля, блоками управления и контроля выполнения операций. Соединение осуществляется через сервисные порты контуров низкого и высокого давления автокондиционера.

В комплекс работ, выполняемых современными приборами по обслуживанию автокондиционеров входят: отбор хладагента, удаление из него влаги и масла, регенерация, вакуумирование системы и проверка герметичности, компенсация потери хладагента и добавления в него нового масла, заправка кондиционера , определение мест потери герметичности. Кроме того, приборы позволяют проверить работоспособность климатической установки авто. Для выполнения проверки в зависимости от модели приборы имеют или встроенные вакуумметры и манометры, или электронную диагностическую систему.

Вакуумметр позволяет проверить герметичность системы в контрольных точках по повышению давления после операции вакуумирования. Электронная диагностическая система по сигналам от датчиков, размещенных в контрольных точках климатической системы автомобиля, указывает на возможную неисправность и дает рекомендации по ее устранению.

Встроенные в приборы электронные весы предназначены для точного взвешивания откачанного хладагента и определения порции, которую необходимо добавить. Некоторые модели для обеспечения универсальности и возможности проводить работы со старшими автомобилями имеют два баллона для двух разных типов хладагентов (R-12 и R-134А) и масел для них. (Примечание. Хотя запросы по работе с хладаентом R-12 возникают очень редко, при выполнении работ с помощью универсальной установки, будьте внимательны! Для смазки компрессора систем что заправленные хладагентом R-12 применяется минеральное масло, а в системах с R-134А - синтетическая . Их смешивание приводит к загущування теплоносителя, закупорки каналов и отказа компрессора кондиционера.) В состав электронных диагностических систем могут входить блоки для идентификации типа хладаегту.

Система регенерации хладагента как составляющая приборов последних моделей позволяет значительно повысить производительность ее использования. Учитывая среднюю емкость системы кондиционирования легкового автомобиля - 700-900 г хладагента, в системы со скоростью очистки до 300 г в минуту расход времени на регенерацию составит всего 3 минуты. Вкрапления воды, твердые и другие примеси задерживаются в фильтрах прибора.

Полуавтомат или автомат?

Модели приборов для обслуживания автомобильных кондиционеров отличаются между собой по режимам работы, количеством операций, степенью привлечения исполнителя (механика), наделенными сервисными опциями. Они могут быть полуавтоматическими, в которых определенные стадии выполнения работ контролируются оператором, и автоматическими, в которых последовательность выполнения работ задается оператором однократно.

В полуавтоматических установках потребность во вмешательстве оператора может возникнуть на этапах откачки старого фреона, отделения масла, слива отработанной смазки и заполнение системы новой, удаления твердых примесей. Также операции вакуумирования и заправка кондиционера хладагентом запускаются оператором вручную с пульта управления. Прибор автоматически сигнализирует при переполнении или опустошении баллона с фреоном, а также при признаках нарушения герметичности (выявление убыточного (?) Давления в системе). Такие агрегаты, как правило, не обладают особой привлекательностью внешнего вида, основное преимущество в них отдана, в первую очередь, техническим и эксплуатационным характеристикам. Приборы данной подгруппы - лучшее соотношение цены и функциональности.

Автоматические устройства не только отличаются своей эргономикой, но и позволяют сократить затраты времени на выполнение операций, не зависящие от квалификации оператора. Рабочему нужно будет только подсоединить шланги прибора в соответствующие сервисных разъемов климатической установки автомобиля и запустить прибор в действие.

После запуска прибор самостоятельно отделяет тару масло от хладагента, измеряет его количество и добавляет нужную порцию нового. В процессе вакуумирования система сама определяет герметичность кондиционера и при выявлении мест протекания сообщает об этом оператору.

На жидкокристаллическом дисплее панели управления устройства можно контролировать фазы процесса и фиксировать соответствующие параметры (давление в системе, количество отделенной масла, масса хладагента). По окончании цикла обслуживания встроенный принтер распечатывает перечень выполненных работ с указанием их количественных параметров.

При возникновении неисправностей приборов или при необходимости выполнить профилактические работы, система самодиагностики подает акустические и визуальные сигналы с соответствующими кодами на дисплее, по которым можно определить необходимые работы.

Похожее

avtoyu.ru


Смотрите также