Первый в мире кроссовер


История развития кроссоверов: кто на самом деле придумал кроссовер?

В то же время в Германии создавались собственные прототипы автомобилей повышенной проходимости. Работы велись сразу в двух направлениях, первое – создание максимально простого командирского внедорожника со всеми ведущими колесами, с успехом реализованного в модели Volkswagen KDF Type 82, более известного под прозвищем Кюбельваген (дословный перевод – автомобиль-лоханка). Второе – создание грузовиков повышенной проходимости с трехосной компоновкой и приводом на заднюю тележку 6х4.

Но был и третий вариант – верхушка Третьего Рейха во главе с самим Гитлером высказывала пожелания о создании на основе трехосного грузовика многоместного легкового кузова типа кабриолет. Так родился Mercedes-Benz G4. Буква G в обозначении машин означала Gelaendegaengig (это можно перевести как автомобиль для движения по бездорожью).

Компоновка грузового автомобиля была сохранена: спереди рессорная зависимая подвеска с неразрезной балкой моста, а сзади – балансирная подвеска с двумя полуэллиптическими листовыми рессорами на каждом мосту. Поскольку автомобиль мог оснащаться разными кузовами, в том числе и бронированными, количество листов в рессорах варьировалось от девяти до двенадцати. Привод на заднюю тележку осуществлялся мощным карданным валом, причем сами главные передачи были червячного типа, а средний мост был проходным.

Все мосты внедорожника оборудовались сдвоенными рычажными амортизаторами фрикционного типа. В то же время колеса G4 для повышения проходимости имели односкатную ошиновку – они шли след в след по создаваемой колее, что способствовало улучшению проходимости. В задних мостах были применены самоблокирующиеся дифференциалы, причем для повышения эффективности в заводском руководстве по эксплуатации указывалось о необходимости на бездорожье немного поднимать ручник, действовавший на тормоза второй оси и создававший дополнительную нагрузку.

Интересно, что версий автомобиля со всеми ведущими колесами не существовало. Некоторые источники утверждают о создании автомобиля с подключаемым передним мостом, раздаточной коробкой и блокируемым межосевым дифференциалом, но фактов официального существования этой модели нет. Поэтому стоит считать Mercedes G4 с колесной формулой 6х6 не более чем красивой легендой.

По заводским данным, всего было выпущено 57 экземпляров открытого внедорожника, условно поделенных между собой на три серии. Основным отличием между ними стало применение различных двигателей.

Первая серия, которую строили с 1934 по 1936 годы, была оснащена рядной «восьмеркой», позаимствованной у роскошного Mercedes 500K. Двигатель с индексом М24 развивал мощность в 100 л.с. В отличие от оригинала, его лишили капризного механического нагнетателя, при этом поставив два двухкамерных горизонтальных карбюратора Stromberg.

На второй серии (её выпускали с 1937 по 1938 годы) двигатель был модернизирован и получил новый индекс М124. Двигатель М24 был увеличен в объеме до 5,3 литра при помощи увеличения диаметра цилиндра и хода поршня, в результате мощность выросла до 110 л.с.

Для машин третьей серии, выпускавшихся с 1939 по 1941 годы, был подготовлен двигатель с индексом М125 объемом 5,4 литра от родстера Mercedes 540K. Как и прежние вариации, его лишили компрессора и поставили два горизонтальных карбюратора Stromberg. Двигатель развивал 115 л.с. и 300 Нм крутящего момента, а сама машина расходовала до 38 литров бензина на 100 км пути по бездорожью.

Все двигатели оказались не предназначены для работы вне дорог и часто перегревались. Проблема усугублялась из-за размещения впускного коллектора над выпускным, что создавало дополнительные проблемы. Поэтому объем масла в системе смазки был увеличен на три литра. При преодолении крутых подъемов свыше 40 градусов бензин в баке отливался вниз, в результате чего мотор задыхался и глох.

В паре с двигателем работала 4-ступенчатая МКПП ZF с синхронизаторами на третьей и четвертой передачах, дополнительно снабженная демультипликатором конструкции Daimler-Benz. Максимальная скорость автомобиля достигала 67 км/ч, из-за ограниченных возможностей трансмиссии автомобиля и конструкции радиальных шин 5.5 – 17 Continental с развитыми грунтозацепами.

Предполагалось также, что автомобили вождей Рейха могли оснащаться пулестойкими шинами, которые уменьшили бы скорость автомобиля до 50 км/ч. Полная масса автомобиля могла превысить 5 тонн, поэтому при испытаниях на мягких грунтах с низкой несущей способностью внедорожник зарывался в грунт всей кормой.

Вездеходы G4 не поступали в открытую продажу и были предназначены только для высшего руководства страны и военного командования. Не обошел стороной машину и Гитлер, бывший вообще неравнодушным к Мерседесам. Так, фюрер часто появлялся в своих поездках по стране на кабриолете G4 и даже принимал на таком автомобиле капитуляцию Франции. В кортежах сопровождения могли идти машины на базе G4 с пулеметами, пунктами радиосвязи, а один из фургонов на базе G4 возил за Гитлером его … гардероб. После войны большинство автомобилей было порезано на металлолом, до наших дней дожили всего три таких вездехода.

1937 г. – внедорожники Ford Marmon-Herrington

www.kolesa.ru

Первый в мире полноприводной компактный кроссовер

Первый в мире полноприводной компактный кроссовер

История

Первая «Нива», сошла с конвейера 5 апреля 1977 года. Создателями этого автомобиля по праву считаются Прусов Пётр Михайлович (руководитель проекта) и Сёмушкин Валерий Павлович (дизайнер проекта). В «Ниве», пожалуй, воплотился весь профессиональный и житейский опыт этих людей.

Интересно, что ещё до принятия решения о создании на ВАЗе внедорожника, комфортабельного автомобиля для сельской местности, у Сёмушкина уже был макет такого автомобиля в масштабе 1 : 5, который и лёг в основу будущей «Нивы».

Основная новизна, этого компактного внедорожника заключалась в использовании несущего кузова. К тому же, была впервые применена задняя пружинная подвеска в сочетании с независимой передней.

Этот автомобиль стал первым в мире полноприводным компактным кроссовером и, как показало время, легендарным автомобилем! Его производство никогда не прекращалось и в следующем году будет отмечаться сорокалетний юбилей с момента схода с конвейера первого комфортабельного внедорожника.

Приведём некоторые яркие вехи в истории этого автомобиля.

- В 1979 году «Нива» вошла в тройку лучших автомобилей мира по оценке журналистов, даже при том, что в жюри не было представителя нашей страны.

- Внедорожник поставлялся на экспорт в 100 стран мира. «Нива» – единственный отечественный автомобиль, который поставлялся в Японию и там до сих пор есть «Клубы любителей «Нивы» как впрочем и в Германии и в других странах.

- До 1986 г. «Нива» была первой по продажам на всех рынках, а в 1995 году входила в тройку самых продаваемых автомобилей во Франции.

- «Нива» побывала на всех континентах, включая Арктику и Антарктику: более 15 лет (с 1990г. по 2005 г.) работала на полярной антарктической станции имени Беллинсгаузена.

- В 1998 г. на Северный полюс на парашюте приземлилась Нива ВАЗ-2131. Это была очень сложная задача – сбросить на лед большую машину с удлиненным кузовом. Но машина все же приземлилась, завелась, объехала вокруг земной оси и обратно улетела на самолете. В этом же году «Нива» своим ходом забралась на Эверест на высоту 5200 м.

- В 1999 г. «Нива ("МАРШ") ещё раз сумела покорить Северный полюс. В этом же году «Нива» с группой альпинистов преодолела восхождение на Тибет на высоту 5726 метров. Это было беспрецедентно, потому что на такую высоту на колесной технике не поднимался никто в мире.

- Можно вспомнить и десятки побед на международных ралли, в том числе «Париж-Дакар», где несколько раз завоёвывала бронзу и серебро.

Интересно, что за полгода до начала выпуска Vitara японцы приехали в Тольятти и подарили Прусову П. М. красочно оформленный проспект этого автомобиля с надписью: «Соавтору Suzuki Vitara от фирмы Suzuki». Поскольку прототипом Suzuki Vitara послужила «Нива».

И вот, когда мы познакомились с историей LADA 4х4 («Нивы») как можно относится к этому автомобилю? Только с большим уважением, например, как немцы относятся Фольксвагеновскому «Жуку»!

Как всякая легендарная машина, находящаяся в производстве столь долгое время, непременно приходит в противоречие с современностью. С одной стороны её нельзя сильно менять, потому что её любят такой какая она есть, а с другой стороны другие автомобили уже используют в полной мере инновации современного мира.

Поэтому мы постараемся не судить строго LADA 4х4 за то, в чём она сильно отстала от современности, а попробуем найти те качества, которые и сегодня является сильными её сторонами. А в том, что у автомобиля по-прежнему они есть, свидетельствует присвоение LADA 4x4 в номинации «Компактный внедорожник» премии «Внедорожник года 2016» по версии профессионального жюри. А сам автомобиль был выставлен на Московском автосалоне ММАС-2016 на «Подиуме Победителей».

На тест из пресс-парка АВТОВАЗа на этот раз мы получили LADA 4х4 Urban 5-дверную.

Снаружи и внутри

LADA 4х4 Urban стал более приспособленным к ежедневной эксплуатации в современных городских условиях и его внешний образ стал немного современнее.

Литые 16-дюймовые диски колес. Появились ходовые огни, хорошо различимые днём. Боковины теперь защищены широкими пластиковыми накладками, а бамперы облицевали пластиком. Наружные зеркала стали заметно больше и снабжены электрообогревом и электрорегулировкой. Теперь есть электростеклоподъёмники и подогрев передних сидений, а ещё и гидроусилитель руля. А венцом летнего комфорта стал кондиционер. Написал, а сам думаю, а как же раньше без всего этого машина отвечала своему званию комфортабельного автомобиля для сельских жителей?

Сиденья тоже стали новыми для этого автомобиля - их «позаимствовали» от LADA Samara.

В салоне просторно по всем направлениям, а на заднем диване трое взрослых усядутся с комфортом.

Оснащение

Lada Urban 5 дв. предлагается в единственном исполнении «Люкс» и оснащается 83-сильной 8-клапанной атмосферной «четвёркой» объёмом 1.7 литра в паре с пятиступенчатой МКП. Такой же, как у всех модификаций Lada 4x4.

Как и у всех модификаций у Urban есть возможность блокирования межосевого дифференциала и включения высшей и низшей передачи.

Теперь у Lada 4x4 Urban имеется сразу 3 электронные системы активной безопасности: ABS, распределение тормозных усилий и помощь при экстренных торможениях. В пакет Urban входит дополнительная виброизоляция салона.

Единственное, чего не хватает, на мой взгляд, для минимальных требований к современному автомобилю - это пары передних фронтальных подушек безопасности.

 

На ходу

При оценке LADA 4х4 и её модификаций надо не забывать, что автомобиль изначально создавался как комфортабельный автомобиль для сельских жителей. Его эксплуатация предполагалась в основном на сельских грунтовках или покрытых щебёнкой дорог. Поэтому у машины и постоянный полный привод, что для города не всегда является необходимым.

Подвеска машины довольно мягкая и поглощает практически все виды неровностей. У Urban такой же высокий дорожный просвет и короткие свесы – при парковке к бордюру любой высоты можно подъезжать до упора, не задумываясь. В условиях городского движения нет никаких проблем поддерживать ритм городского потока. Хотя, конечно можно отметить некую неуклюжесть (по сравнению с современными легковыми автомобилями) в маневрировании при парковке в ограниченном пространстве, да рулевому управлению с гидроусилителем не хватает чёткости в нулевой зоне и усилия.

Мы попытались найти предел проходимости тестируемому автомобилю и загнали его в места, куда не поехали бы ни на одном другом автомобиле. (см. фото). Автомобилю всё было «не почём».

Мы так и не смогли найти в условиях сельского бездорожья на пересечённой местности ситуации, когда бы нам пришлось пользоваться специальными внедорожными качествами автомобиля - блокированием дифференциала и включением понижающей передачи.

Стало понятно, что такое бездорожье можно создать только искусственно. На самом деле, такие ситуации мы видели только на специальных соревнованиях внедорожников (см. фото).

 

Для кого этот автомобиль

Уникальное сочетание компактности, просторного салона, проходимости и доступной цены обеспечивает внедорожнику высокую популярность в России и за рубежом. Автомобиль востребован в Западной Европе, северной Африке и в Азии. В структуре экспорта АВТОВАЗа LADA 4х4 занимает от 50% до 80%, правда это относится к трёхдверной версии.

По итогам первого полугодия 2016 г. LADA 4х4 входит в десятку в общероссийском рейтинге продаж новых легковых автомобилей. На вторичном же рынке LADA 4х4 является одним из самых ликвидных автомобилей, и абсолютным лидером среди внедорожников, сохраняя через три года после покупки более 85% стоимости.

Пятидверная машина, наверное, отличный выбор живущей далеко за городом большой, но небогатой и непритязательной семьи. И наоборот, отличный вариант для тех жителей города (в качестве второго автомобиля), которые любят выезжать на «дикую» природу. Например, забираться в верховья рек для сплава по реке, для поездки на охоту, на рыбалку, за грибами и т. д.

Сейчас Lada 4x4 Urban можно купить у официальных дилеров за 522 100 руб. (с учётом действующих акций). Кстати, за эти деньги с полным приводом, кондиционером и другими опциями ничего кроме этого замечательного автомобиля сейчас не купить.

Технические характеристики

Двигатель

1,7 л. 8-кл., распр. впрыск

Макс. мощность, л.с. /об/мин

83 / 5000

Макс. момент, Нм/об/мин

129 / 4000

Трансмиссия

Механическая, пятиступенчатая

Тип привода

Постоянный полный

Максимальная скорость, км/ч

137

Расход топлива (смеш. ц.), л/100 км

9,9

Объём топливного бака, л

65

Размер шин

185/75 R16

Дорожный просвет, мм

205

Габариты (ДхШхВ), мм

4 140 х 1 680 х 1 640

Объём багажника, л

420 / 780

Эксперт Семь Верст И. Бадаев

 

www.7verst.ru

Первый в мире кроссовер: ВАЗ-2121 "Нива" - Обо всем и ни о чем

Ну и кое-что добавим из других источников. 

Как создавалась машина?

К идее создания комфортабельного отечественного внедорожника советские конструкторы обратились в конце 60-х годов. Во всяком случае, на самом АвтоВАЗе к работе приступили в 1970-м. Поскольку в те времена без высокого начальства решительно никакие вопросы не решались, за «Ниву» стоит поблагодарить председателя Совмина СССР Алексея Косыгина. Он, кстати, был и одним из зачинателей самого ВАЗа. Летом 1970 года товарищ Косыгин посетил Тольятти, осмотрел конвейер и «высказал пожелание увидеть на нем полноприводные «Жигули».

Как выяснилось, выпускавшиеся в то время «копейки» и «трешки» (в различных модификациях) привлекали только горожан. Деревенские же жители, не избалованные асфальтовыми дорогами, предпочитали «неубиваемые» «Москвичи», которые выпускались куда как более скромными сериями. А ведь организация широкомасштабного автомобильного производства на берегах Волги задумывалась в том числе и для того, чтобы «выкачать» денежные массы накоплений, бывших для граждан СССР мертвым грузом — купить-то все равно было нечего… Вот и решили организовать производство доступного легкового автомобиля повышенной проходимости.

И работы закипели. Кстати, параллельные — и небезуспешные — по проектированию внедорожника с 1965 года велись и на «Москвиче» (где в 1959-61 гг. мелкой серией выпускался полноприводный «Москвич-410» и готовился прототип внедорожника «Москвич-415»), и на ГАЗе, и на Ижевском автомобильном заводе (тогда еще очень молодом предприятии). К 1970 году там уже были созданы два прототипа — Иж-5 и Иж-14 (в их разработке приняли участие инженеры НАМИ). ВАЗовцы начинали работу с нуля.

Первый вариант автомобиля — Э2121 — прозвали «крокодилом» за рубленые формы, напоминавшие одновременно о «Кубельвагене» (плавающем внедорожнике вермахта) и «Виллисе» — появился на свет 35 лет назад, в апреле 1972 года. Линии кузова были прямы, верх — брезентовый, переднее стекло — складное. На этом макете «обкатывали» идеи. В результате дорожных тестов было определено несколько основных принципов будущей «Нивы». Например, постоянный дифференциальный полный привод, возможность применения дисковых передних тормозов, передняя независимая подвеска, наличие понижающей передачи и необходимость блокировки межосевого дифференциала.

Это уже потом ведущий конструктор Петр Прусов, «кузовщик» Лев Мурашов и дизайнер Валерий Семушкин задались вопросом — почему у ВАЗовской машины нет «жигулевского» комфорта? И тогда Семушкин нарисовал новый кузов… Однако машина не понравилось: конструкторам указали на то, что они отходят от классической компоновки внедорожника — рамной конструкции, рессорной подвески, неразрезных мостов, низкооборотистого двигателя большого объема. ВАЗовцы же предлагали применить несущий кузов — до этого никто в мире подобных внедорожников не делал. Suzuki Vitara и Jeep Cherokee появились позже. Судьбу внедорожника решил тогдашний генеральный конструктор ВАЗа Владимир Соловьев — именно он убедил технический совет завода еще раз рассмотреть предложение разработчиков. И после весьма жарких споров проект был утвержден.

А вскоре настала и пора первых испытаний — в сопровождении военных УАЗов закамуфлированные прототипы (их радиаторную решетку украшала латинская F — всем любопытным Семушкин объяснял, что это новая модель Fiat) прошли своим ходом через пустыни Средней Азии до самой южной точки СССР — города Термеза. Пробег показал, что надо доделывать переднюю подвеску, системы охлаждения, вентиляции и воздухозабора. Кроме того, решено было отказаться от цельных стекол дверей — они перекашивались. Однако самые серьезные изменения пришлось вносить все-таки в подвеску. У завода не было оборудования, которое позволяло бы выпускать синхронные карданные шарниры. Пришлось покупать лицензию на ШРУСы у компании «Рцепа-Бирфильд».

А 16 февраля 1974 года на Дмитровском полигоне начались испытания, в которых приняли участие уже получившая индекс ВАЗ-2121 и Иж-15. Их показатели сравнивали с тестовыми УАЗ-469, Land Rover и Range Rover. Как бы ни гордились в Ижевске своим вездеходом, испытания показали, что машина очень «сырая». «Нива» была более скоростной (130 км/ч против 120 у Иж-15), разгон до сотни занимал 22,1 секунды (против 30,5). Вазовская модель и управлялась лучше. Вне всякого сомнения — Иж можно было доработать! И, наверное, нужно. Но в то время автомобилестроение развивалось благодаря вливаниям из госбюджета, и в Совмине решили, что два внедорожника автопрому не потянуть.

Еще через год «Ниву» показали широкой публике. В то время автосалонов еще не проводили, и премьера прошла в августе 1975 года на ВДНХ.

И вот, наконец, свершилось: 5 апреля 1977 года с конвейера ВАЗа сошел первый серийный автомобиль ВАЗ-2121. На тех машинах было много серийных деталей от «трешек» — например, фонари, которые потом заменили на более современные «шестерочные». А фары долгое время так и оставались «трешечными».

www.club-suv.ru

ГАЗ-М72 и Москвич-410. История создания первых в мире кроссоверов

«Утро развеяло плотную пелену тумана, неподвижно висевшую над селом. С полей потянуло запахом распаханного чернозёма и бензина. Колхозники и колхозницы потянулись на конюшни, в кладовые. Шофёры завели моторы собственных колхозных машин и, обгоняя подводы и велосипедистов, выехали в поле. Наступил очередной рабочий день», — первый на планете кроссовер создавался отнюдь не для городских джунглей, а именно для такого пейзажа. И эта машина вовсе не заграничный AMC Eagle, как считают многие, а советские ГАЗ-М72 и «Москвич-410».

На постсоветском пространстве до конца девяностых словосочетание «полный привод» означало только ульяновского «козлика» и тольяттинскую «Ниву». Но тут начали массово появляться невиданные доселе машины: Toyota RAV4, Honda CR-V. В обиходе прижилось новое словечко «кроссовер» — нечто среднее между привычной легковушкой и кондовым внедорожником. В гаражах после пропущенного стакана про новую разновидность иномарок заговорили: «Вот могут же! Вот умеют же!». Но советские инженеры «умели и могли» задолго до появления новомодных «японцев»...

Кроссоверами (от англ. Crossover — переходное явление, звено) сегодня называют построенные на «легковых» платформах автомобили, которые занимают промежуточное звено между внедорожниками и легковушками. А вот такие признаки, как высокий клиренс и полный привод, стали факультативными, отчего Peugeot и Kia также называют свои модели 3008 и Soul кроссоверами

Идеи скрестить легковушку и внедорожник возникали еще во время Второй мировой. Подобными экспериментами занимались и немецкие, и американские, и советские производители, причём последние пусть малыми, но все-таки сериями выпускали такие машины. В 1940 году стартовало производство ГАЗ-61 (этой машиной, построенной из 6-цилиндровой «эмки» пользовались маршалы Жуков, Конев и Рокоссовский), в 1949 выпустили ЗИС-110Ш — привычный для членов Президиума ЦК ВКП(б) лимузин, но оснащенный мостами и трансмиссией от американского Dodge WC 51.

Какую машину считать первым в мире кроссовером? Marmon-Herrington (слева вверху), на который ссылаются американцы, отсекаем из-за рамной конструкции. Chevrolet Suburban (справа вверху) не имел полноприводной модификации. AMC Eagle (внизу), который очень многие источники называют первым кроссовером, появился гораздо позже советских ГАЗ-М72 и «Москвич-410» — в 1979 году

Но «шестьдесят первый» и «сто десятый» — скорее штучные продукты: первых собрали 238 экземпляров, вторых, включая более позднюю модификацию 110П, — не больше десятка. А всерьёз разработкой кроссовера, точнее «проектированием легкового автомобиля повышенной проходимости», занялись в середине пятидесятых, когда Хрущёв «порекомендовал» представителям автопрома: «Сделайте автомобиль для колхозника!». Ведь именно колхозникам не хватало полноприводных машин — армия «съедала» большинство выпускавшихся тогда ГАЗ-69.

Партия сказала: «Надо!»

С поручением Никиты Сергеича первым справился ГАЗ — в 1955-м началось производство полноприводного ГАЗ-М72, который представлял собой гибрид кузова «Победы» и агрегатов ульяновского «козлика». Кроссовер? Да! Несущий кузов, повышенный клиренс и полный привод. Но «для колхозника» новая машина оказалась... слишком комфортабельной. Мягкая обивка салона пастельных тонов, обтянутые шерстяной тканью диваны: в грязных сапогах и промасленной спецовке сюда не залезешь.

Горьковские инженеры не просто «подкатили» под «Победу» «тележку» ГАЗ-69, а создали действительно новую машину! От «шестьдесят девятого» взяты только раздатка и передний мост, а кузов «Победы» усилен четырнадцатью дополнительными элементами и другой подмоторной рамой. Интересная деталь: модель М-72 стала первой в СССР машиной с омывателем ветрового стекла

Неудивительно, что параллельно роскошному для своего времени ГАЗ-М72 создавалась и машина «попроще», получившая индекс М73. Группа конструкторов под руководством Григория Вассермана, ученика «короля внедорожников» Виталия Грачёва, проектировала компактный кроссовер без оглядки на другие советские автомобили, но двигатель и коробку взяли «москвичёвские» — от модели 402. От «четыреста второго» использовали и кузов, правда, несколько переработанный — из четырёхдверного седана инженеры скроили практичный пикап и... двухместное купе!

Выпуск «первого в мире кроссовера» ГАЗ-М72 остался незамеченным для современников: если заднеприводных «Побед» было выпущено 236 тысяч, то полноприводных М72 — всего 4677 штук. Так что неудивительно, что эта модель (слева), как и прототип ГАЗ-М73 (справа), неизвестны широкому кругу автомобилистов. Между тем, протоколы испытаний говорят, что обе машины по проходимости не уступали ГАЗ-69!

Получившийся гибрид поразил испытателей и конструкторов своей проходимостью. При длине 3430 мм (для сравнения, визуальный «эталон» российских автомобилистов, «Ока», короче на 23 см) лихо преодолевал любые препятствия, с которыми новая машина могла встретиться в сельской местности: раскисшие просёлки, тракторные колеи, вспаханный чернозём — всё оказалось «семьдесят третьему» по плечу. Но до конвейера ГАЗ-М73 не добрался: банально не хватало производственных мощностей завода, чтобы поставить новинку на производство.

«Москвич» не для москвичей

Зато М73 послужил добрую службу инженерам МЗМА, Московского завода малолитражных автомобилей (тогда такое название носил будущий АЗЛК), — горьковского «коротыша» взяли за основу при проектировании полноприводной версии «Москвича-402», которая получила собственный индекс 410. В 1957 году первые «четыреста десятые» вышли из ворот завода: ведущие мосты собственной конструкции, рессорная подвеска и рычажные (!) амортизаторы вместо привычных сегодня телескопических, понижающая передача и дорожный просвет в 430 мм под днищем. Полноценный вездеход!

Двигатель «четыреста десятого» выдавал всего 35 л.с.! Недостаток мощности инженеры компенсировали малым весом машины, а также удачным подбором размера колёс и передаточных отношений в трансмиссии. После модернизации 1958 года модель получила кузов от «Москвича-407», 45-сильный двигатель, 4-ступенчатую коробку передач вместо 3-ступенчатой и стала называться 410Н

Но машина получилась откровенно неудачной. Возьмём подшивку журналов «За рулём» советского периода и посмотрим, сколько писем в уважаемое издание писали читатели по поводу полноприводного «Москвича». В. Тимошенко из Краснодарского края интересовался: «Можно ли устранить повышенную выбрацию?». В. Жёлудев из города Орша спрашивал: «Можно ли переделать «Москвич-410» на «Москвич-407»?». И таких обращений, в которых автомобилисты СССР пытались найти ответы на вопросы, касающиеся конструкции машины, — превеликое множество...

С 1957 по 1960 годы было выпущено 11 890 полноприводных «Москвичей», включая универсал 411 (внизу слева) и модернизированный седан 410Н (внизу справа). Часть машин списали после опрокидывания (а такое часто случалось с «четыреста десятым»), другая часть «саморазрушились» — кузова трескались и ржавели. Так что сегодня сохранившийся «Москвич-410» — большая редкость

Почему потребители были недовольны машиной? Самые главные недостатки — при боковых кренах «Москвич» легко опрокидывался, а кузов оказался недостаточно жёстким: лонжероны лопались, стойки перекашивало... Слабость конструкции пытались устранить необычным образом — вместо кузова типа седан конструкторы МЗМА использовали конструктивно более жёсткий 5-дверный кузов от модели 423. Однако в начале шестидесятых от выпуска полноприводных «Москвичей» отказались. Официальная причина — завод освобождал мощности под производство экспортных моделей.

Алексей Кованов

auto.mail.ru

Первые в мире кроссоверы :: NoNaMe

«Утро развеяло плотную пелену тумана, неподвижно висевшую над селом. С полей потянуло запахом распаханного чернозёма и бензина. Колхозники и колхозницы потянулись на конюшни, в кладовые. Шофёры завели моторы собственных колхозных машин и, обгоняя подводы и велосипедистов, выехали в поле. Наступил очередной рабочий день», — первый на планете кроссовер создавался отнюдь не для городских джунглей, а именно для такого пейзажа. И эта машина вовсе не заграничный AMC Eagle, как считают многие, а советские ГАЗ-М72 и «Москвич-410».

----------------------<cut>----------------------

На постсоветском пространстве до конца девяностых словосочетание «полный привод» означало только ульяновского «козлика» и тольяттинскую «Ниву». Но тут начали массово появляться невиданные доселе машины: Toyota RAV4, Honda CR-V. В обиходе прижилось новое словечко «кроссовер» — нечто среднее между привычной легковушкой и кондовым внедорожником. В гаражах после пропущенного стакана про новую разновидность иномарок заговорили: «Вот могут же! Вот умеют же!». Но советские инженеры «умели и могли» задолго до появления новомодных «японцев»...

Кроссоверами (от англ. Crossover — переходное явление, звено) сегодня называют построенные на «легковых» платформах автомобили, которые занимают промежуточное звено между внедорожниками и легковушками. А вот такие признаки, как высокий клиренс и полный привод, стали факультативными, отчего Peugeot и Kia также называют свои модели 3008 и Soul кроссоверами Идеи скрестить легковушку и внедорожник возникали еще во время Второй мировой. Подобными экспериментами занимались и немецкие, и американские, и советские производители, причём последние пусть малыми, но все-таки сериями выпускали такие машины. В 1940 году стартовало производство ГАЗ-61 (этой машиной, построенной из 6-цилиндровой «эмки» пользовались маршалы Жуков, Конев и Рокоссовский), в 1949 выпустили ЗИС-110Ш — привычный для членов Президиума ЦК ВКП(б) лимузин, но оснащенный мостами и трансмиссией от американского Dodge WC 51.Какую машину считать первым в мире кроссовером? Marmon-Herrington (слева вверху), на который ссылаются американцы, отсекаем из-за рамной конструкции. Chevrolet Suburban (справа вверху) не имел полноприводной модификации. AMC Eagle (внизу), который очень многие источники называют первым кроссовером, появился гораздо позже советских ГАЗ-М72 и «Москвич-410» — в 1979 году Но «шестьдесят первый» и «сто десятый» — скорее штучные продукты: первых собрали 238 экземпляров, вторых, включая более позднюю модификацию 110П, — не больше десятка. А всерьёз разработкой кроссовера, точнее «проектированием легкового автомобиля повышенной проходимости», занялись в середине пятидесятых, когда Хрущёв «порекомендовал» представителям автопрома: «Сделайте автомобиль для колхозника!». Ведь именно колхозникам не хватало полноприводных машин — армия «съедала» большинство выпускавшихся тогда ГАЗ-69.

Партия сказала: «Надо!»С поручением Никиты Сергеича первым справился ГАЗ — в 1955-м началось производство полноприводного ГАЗ-М72, который представлял собой гибрид кузова «Победы» и агрегатов ульяновского «козлика». Кроссовер? Да! Несущий кузов, повышенный клиренс и полный привод. Но «для колхозника» новая машина оказалась... слишком комфортабельной. Мягкая обивка салона пастельных тонов, обтянутые шерстяной тканью диваны: в грязных сапогах и промасленной спецовке сюда не залезешь.

Горьковские инженеры не просто «подкатили» под «Победу» «тележку» ГАЗ-69, а создали действительно новую машину! От «шестьдесят девятого» взяты только раздатка и передний мост, а кузов «Победы» усилен четырнадцатью дополнительными элементами и другой подмоторной рамой. Интересная деталь: модель М-72 стала первой в СССР машиной с омывателем ветрового стекла

Неудивительно, что параллельно роскошному для своего времени ГАЗ-М72 создавалась и машина «попроще», получившая индекс М73. Группа конструкторов под руководством Григория Вассермана, ученика «короля внедорожников» Виталия Грачёва, проектировала компактный кроссовер без оглядки на другие советские автомобили, но двигатель и коробку взяли «москвичёвские» — от модели 402. От «четыреста второго» использовали и кузов, правда, несколько переработанный — из четырёхдверного седана инженеры скроили практичный пикап и... двухместное купе!

Выпуск «первого в мире кроссовера» ГАЗ-М72 остался незамеченным для современников: если заднеприводных «Побед» было выпущено 236 тысяч, то полноприводных М72 — всего 4677 штук. Так что неудивительно, что эта модель (слева), как и прототип ГАЗ-М73 (справа), неизвестны широкому кругу автомобилистов. Между тем, протоколы испытаний говорят, что обе машины по проходимости не уступали ГАЗ-69!

Получившийся гибрид поразил испытателей и конструкторов своей проходимостью. При длине 3430 мм (для сравнения, визуальный «эталон» российских автомобилистов, «Ока», короче на 23 см) лихо преодолевал любые препятствия, с которыми новая машина могла встретиться в сельской местности: раскисшие просёлки, тракторные колеи, вспаханный чернозём — всё оказалось «семьдесят третьему» по плечу. Но до конвейера ГАЗ-М73 не добрался: банально не хватало производственных мощностей завода, чтобы поставить новинку на производство.

«Москвич» не для москвичейЗато М73 послужил добрую службу инженерам МЗМА, Московского завода малолитражных автомобилей (тогда такое название носил будущий АЗЛК), — горьковского «коротыша» взяли за основу при проектировании полноприводной версии «Москвича-402», которая получила собственный индекс 410. В 1957 году первые «четыреста десятые» вышли из ворот завода: ведущие мосты собственной конструкции, рессорная подвеска и рычажные (!) амортизаторы вместо привычных сегодня телескопических, понижающая передача и дорожный просвет в 430 мм под днищем. Полноценный вездеход!

Двигатель «четыреста десятого» выдавал всего 35 л.с.! Недостаток мощности инженеры компенсировали малым весом машины, а также удачным подбором размера колёс и передаточных отношений в трансмиссии. После модернизации 1958 года модель получила кузов от «Москвича-407», 45-сильный двигатель, 4-ступенчатую коробку передач вместо 3-ступенчатой и стала называться 410Н

Но машина получилась откровенно неудачной. Возьмём подшивку журналов «За рулём» советского периода и посмотрим, сколько писем в уважаемое издание писали читатели по поводу полноприводного «Москвича». В. Тимошенко из Краснодарского края интересовался: «Можно ли устранить повышенную выбрацию?». В. Жёлудев из города Орша спрашивал: «Можно ли переделать «Москвич-410» на «Москвич-407»?». И таких обращений, в которых автомобилисты СССР пытались найти ответы на вопросы, касающиеся конструкции машины, — превеликое множество...

С 1957 по 1960 годы было выпущено 11 890 полноприводных «Москвичей», включая универсал 411 (внизу слева) и модернизированный седан 410Н (внизу справа). Часть машин списали после опрокидывания (а такое часто случалось с «четыреста десятым»), другая часть «саморазрушились» — кузова трескались и ржавели. Так что сегодня сохранившийся «Москвич-410» — большая редкость

Почему потребители были недовольны машиной? Самые главные недостатки — при боковых кренах «Москвич» легко опрокидывался, а кузов оказался недостаточно жёстким: лонжероны лопались, стойки перекашивало... Слабость конструкции пытались устранить необычным образом — вместо кузова типа седан конструкторы МЗМА использовали конструктивно более жёсткий 5-дверный кузов от модели 423. Однако в начале шестидесятых от выпуска полноприводных «Москвичей» отказались. Официальная причина — завод освобождал мощности под производство экспортных моделей.

Алексей Кованов

nnm.me

Факты о "Ниве", которых вы не знали

Мы решили вспомнить любопытные особенности первого российского кроссовера

19 марта 2017 автолюбителей потрясло печальное известие: на 76-м году жизни скончался Петр Михайлович Прусов, один из ведущих специалистов АвтоВАЗа и создатель легендарного ВАЗ-2121 "Нива". Мы решили почтить память знаменитого инженера, вспомнив любопытные особенности его главного детища.

Внедорожник, который сейчас носит имя Lada 4x4, пользуется большой популярностью в России, а пятого апреля отметит 40-летний юбилей. Печально, что Петр Прусов не дожил до этой памятной даты буквально несколько дней. Однако его дело живет, и будет жить! Знаете ли вы, что "Нива" – это безо всякого преувеличения легендарный автомобиль.

Не верите? Тогда достаточно лишь узнать об истории создания этой модели. В 1970 году председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин поручил руководству АвтоВАЗа представить свой вариант нового полноприводного автомобиля, ориентированного на жителей села. Он пояснял, что сотрудничество с FIAT заканчивается, поэтому новая модель должна быть разработана собственными силами. В итоге уже в 1971 году началась разработка документации, а в апреле 1972 года был изготовлен первый опытный образец — Э2121. Ух и неказистым же он был! Зато очень перспективным технически. Испытания подтвердили эффективность предложенных решений. Тогда же ведущим конструктором проекта и был назначен Петр Михайлович Прусов.

Уже через год, в 1973 году было объявлено о подготовке машины к серийному производству. Тогда же появился и первый опытный образец, напоминавший нынешнюю "Ниву" внешне. В 1974 году были выпущены первые 15 предсерийных образцов, к XXV съезду КПСС в марте 1976 года изготовлена вторая партия – еще 50 машин. А первый серийный образец ВАЗ-2121 сошел с конвейера 5 апреля 1977 года. В дальнейшем "Нива" завоевала популярность не только в СССР, но и стала одной из самых известных моделей АвтоВАЗа в мире. Неудивительно, что автомобиль приобрел преданных поклонников и стал по-настоящему культовым. Предлагаем вам окунуться в мир "Нивы" и вспомнить несколько самых интересных фактов об этой модели.

"Нива" могла бы быть совсем другой

Дизайн "Нивы" безо всяких преувеличений можно назвать очень удачным. В конце концов, сделать так, чтобы подобный автомобиль хорошо смотрелся и в городе, и на бездорожье, удается далеко не каждому. Но знаете ли вы, что внешний вид ВАЗ-2121 во многом получился таким благодаря случайности?

В сентябре 1971 года молодой художник Валерий Семушкин получил поручение создать внешность будущего "сельского джипа". Разрабатывать дизайн нужно было на основе уже изготовленного к тому времен первого прототипа Э2121, также прозванного "Крокодилом". Семушкин продумал вариант, как облагородить автомобиль, хотя он ему откровенно не нравился. Поэтому на свой страх и риск дизайнер решил разработать альтернативный проект внешности будущей "Нивы", который включал в себя и цельнометаллический кузов, и другую компоновку агрегатов. К весне 1972 года он был готов, а в мае этого же года случайно попался на глаза главному конструктору АвтоВАЗа Владимиру Сергеевичу Соловьеву. Проект ему понравился, поскольку отвечал представлениям главного конструктора о такой машине. В итоге в августе 1972 года назначили технический совет для обсуждения будущего автомобиля, в том числе – его внешности. Победила точка зрения Семушкина, которого активно поддерживал Соловьев. Так "Нива" обрела свои узнаваемые формы, вместо того, чтобы остаться "Крокодилом".

"Нива" – первый в мире кроссовер

Преданные поклонники "Нивы" могут обидеться на термин "кроссовер". Поясним, что имеется в виду. Дело в том, что конструкция ВАЗ-2121 для своего времени была действительно уникальной. Например, здесь присутствовала система полного привода с блокировкой межосевого дифференциала, пружинные передняя и задняя подвеска, внушительный дорожный просвет и… несущий кузов. Такое сочетание на "Ниве" было применено впервые. При этом автомобиль имел очень много общего с обычными легковушками, а именно - с ВАЗ-2106. И речь не только об отдельных элементах в отделке салона, но и, например, о 1,6-литровом 80-сильном двигателе, созданном на основе мотора от "Шестерки". Не говоря уже об абсолютно легковой внешности "Нивы". Так что фактически модель стала первым, или по крайней мере – одним из первых кроссоверов, опередив свое время на добрых 20 лет.

На всякий случай также добавим, что подобное звание ничуть не лишает "Ниву" её внедорожных свойств. Более того, по меркам современных кроссоверов "Нива" - это самый настоящий внедорожник, с проходимостью, которой позавидуют многие более современные модели.

"Нива" успешно продается за границей

Наш человек воспринимает вазовский внедорожник в первую очередь как настоящий советский автомобиль – со слегка угловатой внешностью, зато неприхотливый, живучий и с потрясающей проходимостью. Однако многие будут удивлены, узнав, что на зарубежных рынках оригинальная "Нива" была чуть ли не успешнее, чем в собственной стране. Дело в том, что внедорожник активно поставлялся на экспорт!

За несколько десятилетий из 1,8 млн произведенных "Нив" за границу было поставлено свыше 500 тыс. автомобилей. "Нивы" отправлялись не только в страны Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока, но и в Западную Европу, включая Германию, Францию, Швейцарию, Италию и Великобританию, для которой впоследствии была разработана версия с правым рулем. Мелкими партиями "Нива" поставлялась даже в Японию и Канаду, где до сих пор существуют клубы любителей этого автомобиля. А вот в самом СССР "Нива" популярностью долгое время не пользовалась из-за высокой цены и стоимости содержания.

Кстати, "Нива" до сих пор продается за границей. Например, в Германии это – самая покупаемая модель Lada, которая реализуется хотя и маленьким, но стабильным тиражом, и имеет свой пул поклонников. Поэтому если иностранцы вдруг заведут речь о "Ладе" и её невероятных свойствах, будьте уверены – скорее всего это про "Ниву", а вовсе не про "Копейку".

"Нива" выпускается 40 лет без серьезных изменений

Еще во время запуска "Нивы" в серийное производство создатели дорабатывали её конструкцию. Например, благодаря испытаниям автомобилей из опытных партий в 1975-1976 годах у модели поменялась форма передних поворотников, переднего бампера, задних фонарей, а также были проведены другие изменения.

В дальнейшем "Нива" неоднократно дорабатывалась. Первый крупный рестайлинг ВАЗ-2121 произошел в 1993 году, когда автомобиль начал оснащаться более мощным 1,7-литровым 83-сильным мотором и 5-ступенчатой МКП, во внешности модель получила новую заднюю дверь и фонари, а в экстерьере – абсолютно новую переднюю панель. Второе крупное обновление случилось в 2009 году, когда у "Нивы" еще чуть-чуть поменялась внешность, а также была существенно модернизирована подвеска, заменено сцепление и проведены другие улучшения. Также стоит отметить появление "городской" модификации Lada 4x4 Urban в 2015 году. И еще одну модернизацию подвески и переднего моста в 2016 году.

И все же нужно признать, что конструкция "Нивы" при всех её плюсах откровенно устарела. Фактически без глобальных изменений автомобиль выпускается уже 40 лет! Интересно, что это признавал даже сам Петр Михайлович Прусов, заявлявший, что "автомобиль – не коньяк, с возрастом лучше не становится". Кстати говоря, изначально планировалось, что производство "Нивы" прекратится еще в середине 2000-х, но этого так и не произошло.

"Ниву" нельзя называть "Нивой"

В этой публикации мы говорим о знаменитом вазовском внедорожнике. Но заметили ли вы, что сам АвтоВАЗ последние годы упорно избегает названия "Нива", а сама модель на официальном сайте называется Lada 4x4. Почему?

Дело вовсе не в хитром маркетинге или экспериментами с названиями. Хотя "Ниву" в разных странах как только не называли – и Taiga, и Sport, и Cossack. Просто в 2002 году права на бренд Niva были переданы совместному предприятию GM-АвтоВАЗ, который использовал это имя для запуска новой модели – Chevrolet Niva. А оригинальную "Ниву" с 2004 года стали называть Lada 4x4, и такая ситуация сохраняется до сих пор, несмотря на то что General Motors по сути ушел с российского рынка.

А что будет дальше? Скорее всего, с выходом нового поколения Lada 4x4 сохранит свое нынешнее имя, ведь вопрос с правами на название так и не решен. Зато президент АвтоВАЗа Николя Мор пообещал, что после смены генерации российский внедорожник примерит на себя новый "Х-образный" стиль автомобилей Lada, но сохранит свое главное качество – проходимость. "В мире есть только два таких автомобиля – это Lada 4X4 и Land Rover Defender. Это достоинство нужно сохранить в нынешнем виде», — заявил он.

Подписывайтесь на нас в Facebook и Вконтакте!

autorambler.ru

Первые в мире кроссоверы.

«Утро развеяло плотную пелену тумана, неподвижно висевшую над селом. С полей потянуло запахом распаханного чернозёма и бензина. Колхозники и колхозницы потянулись на конюшни, в кладовые. Шофёры завели моторы собственных колхозных машин и, обгоняя подводы и велосипедистов, выехали в поле. Наступил очередной рабочий день», — первый на планете кроссовер создавался отнюдь не для городских джунглей, а именно для такого пейзажа. И эта машина вовсе не заграничный AMC Eagle, как считают многие, а советские ГАЗ-М72 и «Москвич-410».На постсоветском пространстве до конца девяностых словосочетание «полный привод» означало только ульяновского «козлика» и тольяттинскую «Ниву». Но тут начали массово появляться невиданные доселе машины: Toyota RAV4, Honda CR-V. В обиходе прижилось новое словечко «кроссовер» — нечто среднее между привычной легковушкой и кондовым внедорожником. В гаражах после пропущенного стакана про новую разновидность иномарок заговорили: «Вот могут же! Вот умеют же!». Но советские инженеры «умели и могли» задолго до появления новомодных «японцев»... Кроссоверами (от англ. Crossover — переходное явление, звено) сегодня называют построенные на «легковых» платформах автомобили, которые занимают промежуточное звено между внедорожниками и легковушками. А вот такие признаки, как высокий клиренс и полный привод, стали факультативными, отчего Peugeot и Kia также называют свои модели 3008 и Soul кроссоверами.

Идеи скрестить легковушку и внедорожник возникали еще во время Второй мировой. Подобными экспериментами занимались и немецкие, и американские, и советские производители, причём последние пусть малыми, но все-таки сериями выпускали такие машины. В 1940 году стартовало производство ГАЗ-61 (этой машиной, построенной из 6-цилиндровой «эмки» пользовались маршалы Жуков, Конев и Рокоссовский), в 1949 выпустили ЗИС-110Ш — привычный для членов Президиума ЦК ВКП(б) лимузин, но оснащенный мостами и трансмиссией от американского Dodge WC 51. Какую машину считать первым в мире кроссовером? Marmon-Herrington (слева вверху), на который ссылаются американцы, отсекаем из-за рамной конструкции. Chevrolet Suburban (справа вверху) не имел полноприводной модификации. AMC Eagle (внизу), который очень многие источники называют первым кроссовером, появился гораздо позже советских ГАЗ-М72 и «Москвич-410» — в 1979 году.

Но «шестьдесят первый» и «сто десятый» — скорее штучные продукты: первых собрали 238 экземпляров, вторых, включая более позднюю модификацию 110П, — не больше десятка. А всерьёз разработкой кроссовера, точнее «проектированием легкового автомобиля повышенной проходимости», занялись в середине пятидесятых, когда Хрущёв «порекомендовал» представителям автопрома: «Сделайте автомобиль для колхозника!». Ведь именно колхозникам не хватало полноприводных машин — армия «съедала» большинство выпускавшихся тогда ГАЗ-69.Партия сказала: «Надо!»С поручением Никиты Сергеича первым справился ГАЗ — в 1955-м началось производство полноприводного ГАЗ-М72, который представлял собой гибрид кузова «Победы» и агрегатов ульяновского «козлика». Кроссовер? Да! Несущий кузов, повышенный клиренс и полный привод. Но «для колхозника» новая машина оказалась... слишком комфортабельной. Мягкая обивка салона пастельных тонов, обтянутые шерстяной тканью диваны: в грязных сапогах и промасленной спецовке сюда не залезешь. Горьковские инженеры не просто «подкатили» под «Победу» «тележку» ГАЗ-69, а создали действительно новую машину! От «шестьдесят девятого» взяты только раздатка и передний мост, а кузов «Победы» усилен четырнадцатью дополнительными элементами и другой подмоторной рамой. Интересная деталь: модель М-72 стала первой в СССР машиной с омывателем ветрового стекла.

Неудивительно, что параллельно роскошному для своего времени ГАЗ-М72 создавалась и машина «попроще», получившая индекс М73. Группа конструкторов под руководством Григория Вассермана, ученика «короля внедорожников» Виталия Грачёва, проектировала компактный кроссовер без оглядки на другие советские автомобили, но двигатель и коробку взяли «москвичёвские» — от модели 402. От «четыреста второго» использовали и кузов, правда, несколько переработанный — из четырёхдверного седана инженеры скроили практичный пикап и... двухместное купе! Выпуск «первого в мире кроссовера» ГАЗ-М72 остался незамеченным для современников: если заднеприводных «Побед» было выпущено 236 тысяч, то полноприводных М72 — всего 4677 штук. Так что неудивительно, что эта модель (слева), как и прототип ГАЗ-М73 (справа), неизвестны широкому кругу автомобилистов. Между тем, протоколы испытаний говорят, что обе машины по проходимости не уступали ГАЗ-69!

Получившийся гибрид поразил испытателей и конструкторов своей проходимостью. При длине 3430 мм (для сравнения, визуальный «эталон» российских автомобилистов, «Ока», короче на 23 см) лихо преодолевал любые препятствия, с которыми новая машина могла встретиться в сельской местности: раскисшие просёлки, тракторные колеи, вспаханный чернозём — всё оказалось «семьдесят третьему» по плечу. Но до конвейера ГАЗ-М73 не добрался: банально не хватало производственных мощностей завода, чтобы поставить новинку на производство.«Москвич» не для москвичей.Зато М73 послужил добрую службу инженерам МЗМА, Московского завода малолитражных автомобилей (тогда такое название носил будущий АЗЛК), — горьковского «коротыша» взяли за основу при проектировании полноприводной версии «Москвича-402», которая получила собственный индекс 410. В 1957 году первые «четыреста десятые» вышли из ворот завода: ведущие мосты собственной конструкции, рессорная подвеска и рычажные (!) амортизаторы вместо привычных сегодня телескопических, понижающая передача и дорожный просвет в 430 мм под днищем. Полноценный вездеход! Двигатель «четыреста десятого» выдавал всего 35 л.с.! Недостаток мощности инженеры компенсировали малым весом машины, а также удачным подбором размера колёс и передаточных отношений в трансмиссии. После модернизации 1958 года модель получила кузов от «Москвича-407», 45-сильный двигатель, 4-ступенчатую коробку передач вместо 3-ступенчатой и стала называться 410Н.

Но машина получилась откровенно неудачной. Возьмём подшивку журналов «За рулём» советского периода и посмотрим, сколько писем в уважаемое издание писали читатели по поводу полноприводного «Москвича». В. Тимошенко из Краснодарского края интересовался: «Можно ли устранить повышенную выбрацию?». В. Жёлудев из города Орша спрашивал: «Можно ли переделать «Москвич-410» на «Москвич-407»?». И таких обращений, в которых автомобилисты СССР пытались найти ответы на вопросы, касающиеся конструкции машины, — превеликое множество... С 1957 по 1960 годы было выпущено 11 890 полноприводных «Москвичей», включая универсал 411 (внизу слева) и модернизированный седан 410Н (внизу справа). Часть машин списали после опрокидывания (а такое часто случалось с «четыреста десятым»), другая часть «саморазрушились» — кузова трескались и ржавели. Так что сегодня сохранившийся «Москвич-410» — большая редкость.

Почему потребители были недовольны машиной? Самые главные недостатки — при боковых кренах «Москвич» легко опрокидывался, а кузов оказался недостаточно жёстким: лонжероны лопались, стойки перекашивало... Слабость конструкции пытались устранить необычным образом — вместо кузова типа седан конструкторы МЗМА использовали конструктивно более жёсткий 5-дверный кузов от модели 423. Однако в начале шестидесятых от выпуска полноприводных «Москвичей» отказались. Официальная причина — завод освобождал мощности под производство экспортных моделей.

7ba.ru


Смотрите также