Срок эксплуатации свечей зажигания


Как часто надо менять свечи зажигания

Содержание статьи

Двигатель – это сердце вашего автомобиля. На его бесперебойную работу могут влиять разные факторы, в том числе поломки деталей или несвоевременная их замена. Одними из ключевых в этом плане являются свечи зажигания. Их важно вовремя менять, когда именно, мы и расскажем. Если этого не делать, последствия могут быть очень плачевными. Для начала – это ухудшение работы мотора, а потом и вовсе остановка автомобиля с последующим капремонтом.

Немного теории

Прежде чем ответить на вопрос, как часто нужно менять свечи зажигания, стоит хоть немного разобраться, зачем это вообще нужно. Тут в некоторой мере реализуется правило «Сколько людей, столько и мнений». Одни автомеханики говорят одно, другие – другое. Самым главным фактором, влияющим на частоту замены этого компонента двигателя и их износостойкость, будет изначально их качество. Одних хватит только на 10 тысяч километров, других – в 10 раз больше.

Виды свечей зажигания:

По названию каждой можно понять, из какого материала изготовлен электрод. В обычных – это медь, в платиновых и иридиевых, естественно, из платины и иридия. Есть такие обычные свечи, которые покрываются сплавом иридия – это помогает продлевать срок их службы. Платиновые свечи имеют такие преимущества: поскольку этот металл обладает устойчивостью к коррозийным воздействиям, он может служить намного дольше, так как почти не выгорает. Иридиевые имеют подобные возможности. Самыми лучшими являются те свечи, электроды которых изготовляют из сплава иридия и платины.

Так как свечи располагаются внутри мотора, увидеть их износ без извлечения, а значит и отключения от системы, невозможно. Но любой автопроизводитель это понимает, и поэтому в инструкции к автотранспорту можно узнать некоторые нюансы о контроле износа.

Срок эксплуатации свечей зажигания

Срок эксплуатации будет зависеть от множества факторов, производители его определяют в зависимости от материала изготовления электрода. Для обычных – это около 50 тысяч километров, платиновые и иридиевые – около 90 тысяч (но это при стабильной езде, хорошем топливе и оптимальных климатических условиях).

Как часто менять свечи зажигания

По правилам техническое обслуживание автомобиля нужно проводить как минимум через 10-15 тысяч километров пробега. Именно в таких рамках автомастера и рекомендуют менять свечи. Если есть сомнения в том, насколько изношены свечи, можно просто после 15 тысяч пробега выкрутить и проверить их состояние. На износ свечей будут влиять такие факторы:

А, также качество и марка используемого топлива (чем хуже бензин, тем чаще придется менять свечи). Поэтому мы не рекомендует заправляться на подозрительных АЗС. Если вы решите поступить по-иному, то вполне вероятно, что получите сомнительную экономию, так как подобные станции не способны работать на конкурентных условиях, добавляют присадки, смолы и т.д. А это, естественно, быстрее изнашивает свечи.

Признаки того, что пора менять свечи

Если вы начали замечать в своей машине некоторые неполадки, то стоит проверить, как там себя чувствуют свечи, и, возможно, заменить их. Признаки:

  1. Усложненный запуск двигателя. Это выглядит так: стартер срабатывает, но при этом мотор или не заводится вообще, или заводится с трудом, только после длительного «мучения» стартера.
  2. Мотор «троит» – подергивается при езде, что особенно можно почувствовать при холостых оборотах. Также это уменьшенная мощность и тяга.
  3. Заметное ухудшение динамических характеристик мотора. Ему сложно развивать обороты, а как результат – снижается мощность.
  4. Увеличение расхода топлива, а также увеличение количества СО в выхлопах может указывать на проблему со свечей.

Как осуществить контроль свечей

Если вы заметили, что двигатель троит, появились типичные вибрации, шумы и нестабильность работы, попробуйте загнать автомобиль в гараж и самостоятельно визуально провести оценку состояния свечей.

Для этого определите зазор электрода, его размер, нагар на нем. Для того, чтобы понять, большой или маленький зазор, нужно заглянуть в инструкцию к свече, которая установлена. Узнав их величину, с помощью этой информации можно определиться, нужна ли замена. Если зазор больше чем нужно – это значит, что ресурс свечи себя исчерпал, и нужна ее замена.

Относительно нагара – в идеале его не должно быть вовсе, если он все же есть, то это сигнализирует о том, что топливо сгорает неправильно. Осуществите контроль целостности керамических изоляторов, на них не должно быть никаких дефектов и трещин. Если эти проблемы есть, то не стоит экспериментировать: отправляйтесь в автосервис, так как нужна детальная диагностика проблем.

К чему приведет несвоевременная замена свечей

Одним из самых неприятных последствий неисправности свечей и отсутствия их замены может быть детонация в камере сгорания. Это может повлечь за собой распространение ударной волны по всей смеси, как результат: детонация заряда цилиндра. Когда такое произойдет, то вы услышите звонкий металлический звук. Если детонация сильная, то мощность двигателя упадет, из выхлопа пойдет черный дым. Такое воздействие может привести к серьезным нарушениям в работе мотора.

Свечи зажигания – важный компонент в двигателе, их обязательно нужно своевременно менять. Контроль состояния этих деталей можно проводить самостоятельно, так же, как и замену. Важно знать, как именно будет себя «вести» автомобиль при их неисправности.

Видео: замена свечей зажигания

howtogetrid.ru

Правила эксплуатации свечей зажигания

Любая сменная запасная часть отживает свой срок и безжалостно выбрасывается. А между тем, расходные материалы — детали, сменяющие друг друга, — призваны обеспечить автомобилю то, что называется «безупречной эксплуатацией». Свеча зажигания — маленький герой среди прочих «расходников». Ни одной детали не приходится трудиться в столь суровых условиях.

САМОДИАГНОСТИКА

Нормальная свеча зажигания на исправном двигателе

Обильные углеродистые отложения (значительный расход масла)

Свеча зажигания с поврежденным изолятором

Рекомендуемый срок замены стандартных свечей зажигания — 20 тыс. километров (проверка через 10000 км) или два года, в зависимости от того, что наступит раньше. Но любая таблица по срокам проведения ТО всегда содержит примечание: при эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях рекомендуемые сроки необходимо сократить вдвое. Вряд ли можно назвать щадящими условия эксплуатации автомобилей в нашей стране. Поэтому правы те, кто меняет свечи через каждые 10 тыс. километров или раз в год.

Замена свечей зажигания относится к тем процедурам, которые многие владельцы автомобилей предпочитают проводить самостоятельно. В принципе, дело несложное, зато по внешнему виду вывернутых из двигателя свечей зажигания можно узнать о многих проблемах двигателя, даже не будучи опытным мастером. Если при замене свечей ставится цель проверить их состояние, двигатель, перед тем как его заглушили, должен быть прогрет до рабочей температуры. После холодного старта и непродолжительной работы свечи могут быть покрыты черным нагаром (сажей) — это связано с неполным сгоранием топлива на холодном двигателе. Точно так же отложения могут появиться при прогреве на неизменных оборотах. В этих случаях визуальная диагностика может быть ошибочной. Поэтому желательно прогревать двигатель в режиме реальной поездки.

Для исправных свечей, работающих в нормальном, отрегулированном двигателе, не имеющем неполадок в системе питания, зажигания и смазки, характерен легкий светло-серый либо светло-коричневый налет на конусе изолятора и на электродах. Такой вид свечи говорит о том, что двигатель и все его системы работают нормально, тепловая характеристика свечи (калильное число) соответствует норме, причин для беспокойства нет. В принципе, такие свечи можно использовать и дальше, но если настал срок замены, экономить не стоит — лучше отложить их про запас.

Оплавление свечи может свидетельствовать о «раннем» зажигании

Так может выглядеть свеча при повышенном расходе топлива (неправильная регулировка или засорение воздушного фильтра)

Пятна коронного разряда не свидетельствуют о неисправности свечи

Если свеча изношена до предела, это заметно сразу — кромки центрального и бокового электродов скруглены от действия сильной эрозии, хотя изолятор может иметь нормальный цвет. Зазор между электродами очень большой, не соответствует допустимому. Да и на работе двигателя это сказывается — он «троит», не развивает нужной мощности.

Если изолятор и электроды покрыты влажными отложениями черного цвета, а сама свеча пахнет топливом, значит, на каких-то режимах двигателя система питания готовит слишком богатую топливную смесь. Топливо не сгорает полностью и образует большое количество копоти. Есть и другая причина подобного явления — например, нестабильная работа системы зажигания, сбои искрообразования. Чистка свечей от налета решает проблему лишь на время. Если не заняться устранением неисправностей, отложения появятся снова.

Если свеча «холоднее», чем требует стандарт двигателя или условия движения (частые и короткие поездки на непрогретом двигателе), она не успевает прогреваться до температуры самоочищения, и возможно появление обильной сажи, напоминающей своим видом замшу. Другие возможные причины — плохое качество топлива, применение присадок, а также, если в камеру сгорания попадает незначительное количество масла.

Преждевременное (слишком раннее) зажигание может привести к перегреву двигателя и, как следствие — к оплавлению электродов свечи зажигания, перегреву и разрушению изолятора. Перегрев может быть вызван и таким нередким явлением, как «калильное зажигание». Проявляется оно в том, что двигатель продолжает работать, даже когда ключ зажигания вынут из замка (кому как, но автору однажды довелось испытывать такое явление: вроде бы двигатель должен заглохнуть, но на самом деле работает еще секунд пять-десять, и самое печальное, что не понятно, как же его все-таки остановить). Причины могут быть разными: неверно подобранная характеристика свечи (слишком «горячая»), неправильная регулировка топливной системы (обедненная топливно-воздушная смесь), подсос воздуха во впускной коллектор. Случается, что перегрев начинается с банальных свечей, а в итоге приводит к прогару поршня. Чрезмерно белый цвет электродов и изолятора говорит о слишком бедной топливной смеси, отчего свеча работает в предельно допустимом тепловом режиме.

При сильном загрязнении свечи маслом электроды и изолятор покрываются густым налетом с маслянистым блеском. Причина — попадание в камеру сгорания масла через изношенные поршневые кольца, направляющие клапанов, маслоотражательные (маслосъемные) колпачки.

Монтаж свечи со старым уплотнительным кольцом

Монтаж новой свечи

Значительные углеродистые отложения белого цвета (кокс), как это ни странно, тоже свидетельствуют об износе двигателя, когда в камеру сгорания попадает масло. Только в отличие от предыдущего случая, температура достаточно высока, чтобы маслянистый налет превращался в зольные образования, которые имеют цвет близкий к белому. Иногда пространство между изолятором и корпусом свечи настолько плотно забито продуктами сгорания масла, что почистить свечу без риска ее повреждения, становится невозможно.

При сильной детонации (топливо с низким октановым числом, преждевременное зажигание) конус изолятора свечи может разрушиться. Если отколотые кусочки окажутся слишком крупными, чтобы благополучно проскочить через выпускной клапан наружу, это чревато выходом двигателя из строя.

Иногда на свечах возникают так называемые «коронные пятна» — коричневый поясок или «потеки». Они могут казаться проявлением какой-то неисправности свечи, например, утечки выхлопных газов. На самом деле такие пятна не свидетельствуют о неисправности, а возникают из-за того, что под действием высокого напряжения к изолятору прилипают молекулы масла, находящиеся в воздухе. Такая «проблема» характерна для старых двигателей, склонных к утечке масла через уплотнения («потеющий» двигатель).

Величина зазора между электродами, индивидуальна для каждого двигателя. Этот параметр указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля, а для замера используются специальные щупы. Обязательно круглые, поскольку при замере плоским щупом невозможно учесть выемку в боковом электроде, образованную от эрозии металла.

1. Клемма, она же — терминатор 2. Гофры 3. Фирменный знак и марка 4. Металлический корпус 5. Длина резьбовой части 6. Диаметр резьбовой части 7. Изолятор 8. Заполнение специальным порошком 9. Уплотнительная прокладка 10. Медный стержень 11. Искровой промежуто

Образование налета — основная причина неисправности свечей зажигания. Как следствие — возникают утечки тока, перегрев, перебои в работе двигателя. Неисправность может быть «плавающей» и зависеть от разных причин — нагрузки на двигатель, температуры, количества оборотов. В обычных условиях сложно определить, действительно ли причина плохой работы двигателя кроется в свечах. Всякие дедовские методы «тыка» (со снятием высоковольтных наконечников с каждой свечи по очереди и проверкой на искру) могут привести к повреждению системы зажигания современного двигателя. Все, что вправе позволить себе технически неподготовленный автовладелец, — это заменить свечи. Если не помогает — лучше обратиться в мастерскую, где проведут полноценную диагностику.

При замене или осмотре свечей желательно проводить работы на остывшем двигателе, — закручивать их в горячую головку блока нельзя из-за температурного расширения. При завертывании свечей не следует чрезмерно их затягивать во избежание порчи прокладок и резьбы отверстия для свечей. Перед установкой свечи нужно убедиться в наличии уплотнительного кольца (прокладки). Сначала свечу закручивают вручную без особого усилия, пока металлическое кольцо не упрется в головку блока. Затем затягивают на определенный угол. Для новых свечей, или при установке нового уплотнительного кольца — 1/2, 2/3 оборота (для свечей с диаметром резьбы меньше 10 мм — 1/3 оборота). Для работавших свечей — 1/12 оборота.

СВЕЧА СВЕЧЕ ДРУГ, ТОВАРИЩ И БРАТ

Каждому двигателю в зависимости от его конструктивных и эксплуатационных особенностей соответствует свеча определенного типа и размера (иногда их приходится создавать заново по заказу автопроизводителя — уже под конкретный двигатель). Это не значит, однако, что в отдельно взятом двигателе может использоваться только одна марка свечи и никакая другая. Производством свечей зажигания занимаются десятки зарубежных и российских компаний (из самых известных — Bosch, Beru, Champion, Denso, NGK, APS, ЭЗ и др), многие свечи которых взаимозаменяемы между собой. Заводские руководства по техническому обслуживанию на этот счет дают весьма скупую информацию (японцы, например, из рекомендуемых указывают только свечи NGK и Denso, хотя точно такие же могут выпускать и другие производители). Но даже не прибегая к помощи справочных каталогов, с большой долей вероятности на замену «родной» свече можно подобрать другую с идентичными габаритами (главное, чтобы совпадали размер и длина ввернутой части) и похожими рабочими характеристиками, — это на крайний случай, если ничего другого найти не удается, а ехать необходимо. Такое может случиться, если вы отправились куда-нибудь в глушь, где нет изобилия магазинов и выбор крайне ограничен, а то и вовсе приходится рассчитывать только на помощь случайных водителей, у которых, может быть, где-то завалялся запасной комплект. Ведь очень часто единственное отличие может заключаться в размерах шестигранника или наличии/отсутствии резистора.

Чтобы понять, какие колоссальные нагрузки испытывает свеча зажигания, достаточно привести несколько цифр. Напряжение искрового пробоя в разных двигателях может иметь значение до 40 киловольт. После воспламенения топливно-воздушной смеси, за доли секунды температура в камере сгорания вырастает выше 20000С. При этом давление в цилиндрах может достигать 50 кг/см2, а усилие на свечу составлять около 300 кг (для сравнения — шины накачаны воздухом всего до 2 кг/см2, а в системе охлаждения — 1,2-1,4 кг/см2). Когда в камере сгорания открывается выпускной клапан, отработанные газы вырываются наружу, температура падает до сотен градусов по Цельсию, а давление снижается почти до атмосферного. Поскольку полный цикл сгорания у четырехтактных двигателей совершается за два оборота коленчатого вала, то при оборотах 6000 частота циклов, а значит и частота воздействия на свечу перепадов температуры и давления, составляет 3000 раз в минуту или 50 раз в секунду. На срок службы одной свечи приходятся десятки-сотни миллионов циклов! А что говорить о том, что материал изолятора и электродов подвержен атаке химически активных веществ, продуктов сгорания топливной смеси, присадок и загрязнений, содержащихся в топливе.

«ХОЛОДНАЯ», «ГОРЯЧАЯ»

Есть у свечей важный параметр, о существовании которого немногие задумываются, — калильное число (выраженная в цифрах тепловая характеристика свечи, или ее способность рассеивать теплоту, образованную при сгорании топлива). Отвод тепла от центрального электрода и конуса изолятора осуществляется через внутренний медный сердечник, однако на степень нагрева свечи влияет площадь контакта ее рабочих элементов с раскаленными газами. Чем меньше поверхность контакта с газами, тем эффективнее отводится тепло, тем выше калильное число свечи. В то же время необходимо, чтобы свеча быстрее нагревалась до температуры самоочищения, это уменьшает вероятность отложения нагара на стенках изолятора и электродов. Но, с другой стороны, если свеча будет нагреваться слишком сильно, может возникнуть калильное зажигание — топливно-воздушная смесь будет воспламеняться от раскаленных электродов еще до того, как должна проскочить искра. Такое явление губительно сказывается на состоянии двигателя. Словно находясь меж двух огней, производители двигателей стараются выбрать «золотую середину» и рекомендуют свечу с определенным калильным числом. Однако при этом не учитываются реальные условия эксплуатации.

Если водитель исповедует агрессивный стиль вождения, тепловая характеристика стандартной свечи может оказаться неподходящей — в данном случае нужны свечи, более эффективно отводящие тепло, то есть калильное число на единицу-две выше стандартного значения. Зимой же, особенно когда поездки короткие, и двигатель не всегда успевает прогреться до рабочей температуры, было бы лучше использовать свечу с малым калильным числом, в противном случае на изоляторе и электродах появятся отложения. Запомнить, как подбирать свечу по калильному числу несложно — для высоких скоростей рекомендуются свечи «холодного» типа (быстро рассеивают тепло, калильное число выше), для малых скоростей и в особенности при зимней эксплуатации более эффективными окажутся свечи «горячего» типа (медленно рассеивают тепло, калильное число ниже).

Калильное число часто присутствует в маркировке свечи. Например, в марках свечей NGK BP5ES-11 или BCPR5EY цифра 5 означает тепловой номинал свечи, если нужны более «холодные» — должна стоять цифра 6. Свечи Denso Q14R-U считаются более «горячими» по сравнению с Q16R-U.

НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО...

В последние годы при производстве свечей зажигания стали применяться тугоплавкие материалы — платина и иридий. Центральные электроды, выполненные с использованием этих материалов (особенно у иридиевых свечей), тоньше, чем у обычных свечей. За счет этого увеличивается производительность при высоких температурах, повышается эрозионная стойкость электрода. В целом, такие свечи служат дольше, чем стандартные (в идеальных условиях до 150000 км). Собственно, для того они и придуманы, чтобы продлить сроки между периодами техобслуживания. Но при всех достоинствах ультрасовременных свечей, они не выдерживают качества отечественного бензина. Бессмысленно их ставить на двигатели с большим пробегом. Да и стоимость их пока слишком высока, чтобы достоинства перевесили практичность. Платиновые и иридиевые свечи имеет смысл использовать только там, где процедура замены свечей действительно связана с какими-то сложностями, или в новых автомобилях, которые не склонны к расходу масла.

Часто говорится о преимуществах свечей с двумя-тремя боковыми электродами. Такая конструкция позволяет не регулировать зазор, за счет того, что уменьшается износ электродов (искра словно бегает по кругу с одного бокового электрода на другой и равномерно изнашивает их). Согласно заверениям производителя срок службы таких свечей вдвое превышает срок службы стандартных. Однако на практике нагромождение электродов препятствует нормальному фронту горения, и некоторые характеристики двигателя могут быть хуже, чем при установке стандартных одноэлектродных свечей.

Другое дело — «V» и «U»-образные канавки на кончиках центрального электрода. Они действительно несколько повышают надежность искрообразования и устойчивость к загрязнению. Некоторые производители рекомендуют такие свечи в качестве стандарта.

ИСТОРИЯ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Свечи зажигания на первых автомобилях назывались «запальными трубками» и представляли собой платиновые калильные трубки, сердечник которых нагревался при пропускании электрического тока. Система зажигания была очень ненадежной. Нередко «трубки» вызывали преждевременное воспламенение, могли привести к пожару или даже взрыву. Термин «калильное зажигание» (неуправляемое самовоспламенение топливно-воздушной смеси) родом из того времени. В 1902 году появились свечи зажигания, очень похожие на нынешние, — керамическая трубка-изолятор, центральный и боковой электроды, контакт для высоковольтного провода. Создателем классической свечи и систем высоковольтного зажигания с электрическим магнето является Роберт Бош.

Что касается материалов, то первым подопытным для совершенствования стал центральный электрод — для уменьшения влияния эрозии, возникающей от электрических разрядов, его стали делать из хромоникелевого сплава. Керамика поначалу использовалась обычная, из которой делалась посуда. При очень высокой температуре она разрушалась. Решение было найдено в керамике с большим содержанием оксида алюминия (так называемая оксидная, корундовая керамика).

Дальнейшее усовершенствование свечей связано с ростом требований к двигателям внутреннего сгорания. Немалую роль в совершенствовании свечей сыграла авиация, где требования надежности были самыми жесткими. Основные «свечные» технологии, касающиеся конструкции, были отработаны еще в начале ХХ века. Скажем, чтобы на поверхности изолятора не образовывался налет копоти, вызывающей утечку тока (углерод является проводником), была придумана технология «поверхностного» разряда, когда боковой электрод (электроды) не нависает над центральным, а немного смещен в сторону, чтобы энергия искры, скользящей по изолятору, выжигала нагар. В рекламных целях эта технология под разными названиями и сегодня выдается за передовую. Для защиты от обгорания боковой электрод стали дублировать (многоэлектродные свечи). Медный сердечник применялся для отвода тепла, чтобы не вызывать калильного зажигания, чем так страдали первые свечи. Эти три конструкционные технологии оказались главными, чтобы обеспечить надежную и безупречную работу самолетов. Но в автомобилях такие свечи стали широко применяться только с 50-х годов, когда появились высокофорсированные двигатели с высокой степенью сжатия, большим значением рабочих оборотов. В тот же период стали разрабатываться специальные гоночные свечи зажигания для работы в особо жестких условиях.

Борьба за экологию и повсеместный отказ от этилированного бензина (с добавлением тетраэтилсвинца, который улучшал горючие свойства), начавшиеся в разных странах с

70-х годов, заставили менять некоторые концепции двигателестроения. Начался другой этап эволюции — поиск решений для улучшения поджигающей способности свечей и увеличения общего ресурса. В 80-е годы стали серийно выпускаться свечи с платиновыми напайками на кончиках электродов. Чуть позже были разработаны свечи с тонким центральным электродом. И по сей день сотни конструкторских бюро заняты совершенствованием свечей. Вот только производители автомобилей не спешат экспериментировать и продолжают использовать свечи классического типа.

Кирилл ЮРЧЕНКО

Автомаркет+Спорт № 16

38a.ru

Как часто надо менять свечи зажигания?

Обслуживание15 октября 2016

Вопрос, как часто нужно производить замену свечей зажигания, автомобилисты решают для себя по-разному. Многие стараются придерживаться рекомендаций производителя, которые зачастую советуют менять эти расходники на каждом втором ТО. Иногда же автовладельцы стараются эксплуатировать свечи до последнего, пока поведение автомобиля само не подскажет о назревшей замене.

Минус второго подхода достаточно серьезный - если автомобилисты вовремя не замечают или просто игнорируют признаки износа свечей, то однажды авто в лучшем случае попросту не заведется, в худшем же возникнет необходимость переборки вышедшего из строя двигателя.

Сроки замены свечей

Также нужно учитывать, что надо менять свечи зажигания с учетом их вида и материала изготовления:

Также на рынке присутствуют свечи с медными электродами, покрытые сплавом иттрия, что несколько продлевает их ресурс по сравнению с классическими. Но всё же, самыми «долгоиграющими» являются устройства с электродами из сплава иридия и платины.

Нужно учитывать, что во многом интервал замены свечей зажигания определяется условиями эксплуатации ТС, главным образом качеством используемого топлива. Поэтому если заправляетесь вы постоянно на проверенных сетевых АЗС, то свечи на вашем автомобиле с высокой долей вероятности смогут «отходить» положенный ресурс. Тем не менее примерно каждые 10 тыс. км пробега лучше проверять визуально отсутствие нагара на электродах, сколов керамики и т. п.

Признаки необходимости замены

Неисправности свечей зажигания проявляются по-разному, но связаны все они с проблемами искрообразования. Водитель почти всегда в этом случае может почувствовать, что управление автомобилем стало дискомфортным, двигатель потерял часть мощности, увеличился расход. Правда, не все уделяют этим симптомам должного внимания до тех пор, пока последние не прогрессируют слишком сильно.

Частые признаки неисправности свечей:

  1. Из-за пропусков момента зажигания в цилиндре с плохой свечой двигатель может «троить» - появляется вибрация с низкой частотой, но высокой амплитудой. Не заметить такой симптом уже крайне сложно — машину начинает довольно сильно трясти.
  2. Более опасная неисправность - калильное зажигание. В этом случае смесь в цилиндре воспламеняется не от разряда, а от высокой температуры при перегреве свечей, т. е. не вовремя.

При возникновении калильного зажигания двигатель иногда может продолжать работать некоторое время и после выключения зажигания. Такой режим быстро выводит мотор из строя.

Часто виновником нестабильной работы мотора и иных проблем служит единственная вышедшая из строя свечка, однако менять рекомендуется сразу весь комплект, соблюдая по возможности периодичность замены свечей зажигания. Иначе велика вероятность, что подобные неисправности в скором времени повторятся из-за другого неисправного устройства.

О чем может сказать состояние свечей зажигания?

В случае, если свечи прослужили меньше положенного срока, велика вероятность нарушений в работе мотора или неправильной эксплуатации автомобиля. Оба этих фактора нужно вовремя устранить, в противном случае следующий комплект расходников прослужит так же мало, да и ресурс двигателя снижается. Поэтому важно время от времени выкручивать свечи и оценивать их внешний вид:

  1. Электрод сильно изношен. Причиной неисправности зачастую служит систематическая заправка некачественным топливом. Решение проблемы — замена пришедших в негодность свечей и постоянного места заправки автомобиля. Также износ вызывается использованием некачественного моторного масла с агрессивными присадками.
  2. Расплавленный электрод. Наряду с некачественным топливом причиной расплавления электрода может служить наличие отложений в камере сгорания, которые при работе мотора самовоспламеняются.
  3. Черные отложения в виде сажи на электродах. Частая причина явления — неправильная топливовоздушная смесь в камере, обычно с переизбытком кислорода. Может быть сильно загрязнен воздушный фильтр, неисправен датчик кислорода.
  4. Наличие масляных отложений. Избыточное количество моторного масла в картере (выше черты max на щупе), износ поршня или поршневых колец.
  5. Отложения в виде шлака. Образуются обычно из-за действия присадок при использовании некачественного масла.

Читайте подробней о самостоятельной проверке свечей зажигания.

Словом, использование качественного бензина и масла способно значительно продлить ресурс свечей зажигания.

Важность правильной установки свечей

В негодность рассматриваемый расходный элемент часто приводит еще и неверная его установка. Здесь большую роль играет момент затяжки свечей. Для каждой из них необходимый момент указывается на упаковке, но не все обращают на него внимание, а если и обращают, то считают этот параметр малозначимым. Поэтому и динамометрический ключ есть не у всех автомобилистов — затянуть можно и от руки на определенный угол. Практика показывает, что момент при, казалось бы, одинаковом усилии затяжки может отличаться на десятки Н*м.

Меньший положенного момент не может обеспечить требуемого уровня герметичности и надежности крепления. Высокий, напротив, приводит к нарушению тепловых характеристик свечи и повреждению резьбой части. Рекомендации же по закручиванию свечей зажигания на определенный угол в большей степени лишь предотвращают их некорректную работу, но этот метод отнюдь не является правильным, поэтому важно не только знать, через какой пробег менять свечи, но и правильно их устанавливать.

Для продления ресурса используйте рекомендованные свечи

Важным условием нормальной работы является и правильный выбор типа свечей, т. е. только тех, которые были рекомендованы производителем или их полный аналог. Совпадать должно калильное число, размер под ключ и длина резьбовой части. Если по каким-то причинам пришлось поставить свечу с меньшим калильным числом, то эксплуатировать автомобиль нужно на как можно более низких оборотах. Если калильное число свечи больше положенного, двигатель необходимо «раскручивать» сильнее.

Если использовать свечу с короткой резьбовой частью, то в голове блока цилиндров на свободной резьбе появится нагар. Напротив, если вкрутить свечку с длинной резьбой, есть неплохой шанс, что по ней ударит поршень или клапан.

Словом, залог правильной работы свечей зажигания в течение всего эксплуатационного цикла — это качественное топливо, правильная установка и выбор оригинальных изделий или их полных аналогов.

Пренебрежение вышеназванными правилами не только приводит к повышенному расходу топлива и потере мощности мотора, но и к выходу его из строя, в результате чего двигателю потребуется капитальный ремонт.

autochainik.ru

Когда следует менять свечи зажигания — как определить момент?

Зачем нужно менять свечи зажигания?

Некоторая категория автолюбителей считает, что смена должна проводиться аж раз на 100 тысяч километров. В данной статье я попытаюсь дать развернутый ответ на вопрос когда надо менять свечи зажигания, ведь от них зависит функционирование главной детали автомобиля, а это очень важно как для водителя, так и для двигателя. Неисправность способна повредить топливную систему, и тратится в таком случае, придется намного больше. Именно поэтому важно знать, когда надо менять свечи зажигания.

От того, как часто меняются свечи зажигания, зависит сохранность бензинового двигателя. Электроды, которые исправно выполняют свои функции, не должны покрываться налетом, подавать электрический разряд с достаточным напряжением. Если схема не работает  правильно, а причиной этому могут быть как загрязнение, так и выход из строя, деталь необходимо заменить

Зачем менять свечи зажигания можно понять, если понять, зачем они вообще нужны. Назначение данной детали – воспламенение топливно-воздушной смеси в камере сгорания. Поджог осуществляется искрой, которая появляется между электродами. Напряжение при этом очень высокое, несколько тысяч или даже десятков тысяч вольт. Появляется оно между электродами, и по проводу передается к горючей смеси. Важной характеристикой является величина зазора между электродами – чем она больше, тем сильнее будет зона воспламенения, а это влияет на эффективность работы двигателя, экономию топлива, плавность работы цилиндров.

Очень неприятный момент, способный нарушить целостность двигателя — детонация смеси в камере сгорания из-за перебоя при подаче искр. Такая детонация создает ударную волну, которая своей силой создает очень большие нагрузки на поршень, шатун и коленвал. В результате воспламенения всей смеси сразу в камере сгорания возникает громкий металлический звук, понижается мощность мотора, а в выхлопных газах появляется черный густой дым. Когда менять свечи зажигания при детонировании? Если не удается вернуть их в рабочее состояние, удалять их необходимо независимо от срока эксплуатации.

Признаки износа свечей

Признаки износа иногда бывают очень заметны, поскольку данное устройство берет участие в непосредственной работе двигателя и воспламенении горючей смеси. Поэтому понятно сразу, когда менять свечи зажигания. Если авто подергивается при езде, стартер не срабатывает сразу, и для того, чтобы завести авто, требуется несколько его холостых оборотов, если расход топлива увеличивается, а динамика двигателя уменьшается — приходит время, когда надо менять свечи зажигания.

Определение неисправности и периода, через сколько менять свечи зажигания, осуществляется несколькими способами. Если автомобиль не заводится, или заводится не сразу, стоит определить, что может быть причиной этому. Неисправность приводит к снижению производительности двигателя, если при включенном двигателе в цикле равномерной подачи искр будет появляться интервал или пробел – снижается не только его производительность. Объем испарений при сгорании топлива увеличивается, сырое топливо попадает в систему выпуска газов, чем вызывается перегрев и перегрузки в работе каталитического катализатора. Само собой, что это не может не сказаться и на состоянии всей системы, и тогда надо менять свечи зажигания, если определено, что они являются причиной пробелов или пауз.

При пробеле в работе мотора, выхлопе не сожженного топлива также может выйти из строя катализатор, а мотор заглохнуть. Катализатор стоит не дешево, а исправить ситуацию может только его замена.

Зачем менять свечи зажигания без видимых причин – они влияют на непосредственный расход топлива. Если образуется нагар – будет использоваться больше горючей смеси с меньшей эффективностью. Также могут появляться проблемы с запуском мотора, особенно когда на улице холодно или после долгого простоя, например, утром.

Срок службы свечей

Срок службы определяется по-разному, но лучше всего осуществлять замену каждые 30 тысяч километров.

Также этот показатель зависит от марки, а узнать более детально, когда нужно менять свечи зажигания можно из инструкции по эксплуатации.

Периодичность замены свечей зажигания зависит от того, когда они менялись в последний раз. Если дату определить не удается, то следует проверить их состояние. По внешнему виду можно узнать, через сколько менять свечи зажигания придется снова. Нагар образуется при коротких переездах, при которых двигатель не прогревается полностью, особенно зимой. Чтобы очистить свечу от нагара, не снимая ее, могу порекомендовать прогреть двигатель до рабочей температуры, таким образом, электроды самоочищаются.

Срок замены свечей зажигания зависит как от интенсивности езды, так и от материала, из которого они изготовлены. Тут есть один нюанс — 30 тысяч километров пробега относятся к классическим вариантам, а платиновые и иридиевые свечи выдерживают 90 тысяч.

Еще один фактор, определяющий, когда надо менять свечи зажигания – фактическое состояние двигателя, и качество заливаемого в него бензина. Первым признаком того, что зажигательная система уже старая, и вскоре предстоит ее замена – появление трещин на керамической ее части, то есть, на изоляторе. Другой вид поломки – отслоение изолятора от металлической части. Продукты сгорания попадают в образовавшуюся щель, это сразу заметно по «юбке», которая появляется на стыке. В таком случае двигатель не будет работать на полную мощность, и появление «юбки» служит сигналом для водителя, через сколько менять свечи зажигания снова. Лучше всего удалять старый комплект весь и сразу – таким образом, предотвращая возможность аналогичных осложнений в других составляющих комплекта, даже если они выглядят исправными.

Руководствуясь советами специалистов, рекомендую автолюбителям придерживаться установленного срока, который определяет, когда менять свечи зажигания. Если для классики это 15-20 тысяч километров при активном использовании авто, то для платины и иридия – 100 тысяч километров. Этот срок не зависит от внешнего вида и состояния, то есть если по его истечении все выглядят вполне исправным – замену проводить надо все равно.На видео показано, какой цвет свечи должен быть у нормально работающего двигателя.

avto-partner.net

Сроки замены свечей зажигания в двигателе машины

Продолжительность срока эксплуатации свечей зажигания напрямую зависит от компании-изготовителя и качества составляющих, которые используются при производстве. Но всё же определённые временные рамки существуют и можно определить средний срок “жизни” свечей зажигания и понять, сколько она прослужит в двигателе.

Основной функционал свечей зажигания в двигателе

Чтобы понять, когда менять свечи зажигания, нужно разобраться в основном вопросе: зачем нужны свечи зажигания в двигателе?

Свеча зажигания – это один из основных элементов мотора, без которого не будет происходить детонация топливной смеси в камере сгорания, а соответственно и пропадёт движение поршня, которое потом преобразуется в движение колёс. Свечи создают частую искру, которая воспламеняет попавшее в камеру сгорания топливо (газ или бензин) и в результате небольшого, но контролируемого взрыва сообщается определённое движение поршневой группе.

Обязательно посмотрите видео:

Свечи зажигания создаются как для бензина, так и для газа, но чаще всего бывают универсальные, подходящие для обоих видов топлива. Но главным критерием при покупке свечей является качество тех материалов, из которых изготавливается свеча. Платиново-иридиевые свечи не только прослужат длительный срок эксплуатации, но также на определённый процент повысят мощность машины, и уменьшат расход топлива. Правда комплект таких свечей на двигатель обойдётся хозяину авто в круглую сумму.

Каков средний срок службы свечей

Так, когда менять свечи зажигания в двигателе и зачем это делать заранее? Предугадать выход из строя свечей зажигания и понять, когда их пора менять, к сожалению, невозможно. Самым надёжным вариантом является точное и неукоснительное следование советам руководства по эксплуатации автомобиля. В котором указано, через какое количество километров пробега, свечи зажигания нужно заменить, даже если они ещё исправно служат. Сколько “проживёт” свеча зажигания зависит от того, действительно ли качественные материалы использовались при её изготовлении. Если в состав электрода входят чистые, без примесей, металлы, различные покрытия защищают свечу, а дополнительное напыление минимизирует нагар, то можно с уверенностью говорить, что ближайшие 50000 километров эта свеча проблем не принесёт. Более дорогие свечи, в составе которых часто присутствуют редкие металлы, могут прослужить и 100000 километров. Но даже после плановой замены свечей зажигания рекомендуется возить с собой в автомобиле хотя бы одну новую свечу про запас.

К каким последствиям приведёт несвоевременная замена свечей зажигания

Руководство по эксплуатации автомобиля подскажет, когда менять свечи зажигания в двигателе, но к чему может привести несвоевременное проведение ТО, а именно замена свечей зажигания?

Стоит сказать сразу, что если старые свечи не были вовремя заменены, то сразу это не отразится на работе двигателя и автомобиля. Но постепенно состояние мотора будет ухудшаться, его нормальная работа перестанет быть ровной и мягкой. Конечным результатом несвоевременной замены свечей может быть полный выход из строя двигателя. Восстановить такой мотор можно будет только после проведения полного капитального ремонта.

Чтобы понять, что неисправны именно свечи зажигания, следует знать несколько следующих признаков:

Небольшое послесловие

Для того, чтобы машина исправно работала, а срок его службы был продолжительным, необходимо следовать следующим рекомендациям:

pro-zamenu.ru

Срок службы автомобильных свечей зажигания

Условия конкурентной борьбы вынуждают производителей применять различные технологии для увеличения срока службы свечей зажигания. Основным направлением, усовершенствования указанных изделий, есть материал, из которого изготавливаются свечные контакты. В этой статье описаны факторы, влияющие на ресурс СЗ, а также конструктивные особенности изделий.

От чего зависит эксплуатационный период?

Изделие с платиновыми контактами.

Срок службы свечей зажигания зависит от таких основных факторов:

  1. Качественный состав горючего, заливаемого в автомобиль. Применение некачественного топлива (наличие большого количества присадок, свинца, в горючем) нарушает работу силового агрегата, приводит к увеличенному нагарообразованию, сказывается на сроке эксплуатации свечей.
  2. Состояние мотора. При неисправном силовом агрегате на СЗ образовывается различного рода нагар, затрудняющий прохождение искры и производящий к снижению эксплуатационного периода свечей и автодвигателя.
  3. Стиль вождения. Длительное вождение на больших скоростях, продолжительная эксплуатация автомобиля с чрезмерными нагрузками приводит к перенагреванию свечных контактов, возникновению нагарообразования, уменьшению свечного ресурса.
  4. Длительный прогрев автодвигателя, продолжительное пребывание в пробках не позволяют достигнуть температуры в цилиндрах свыше 450 0С. При этой температуре происходит самоочистка СЗ, следовательно, без ее достижения уменьшается период эксплуатации изделий.
  5. Исправность системы охлаждения. Нарушения работы охладительной системы производят к перегреву мотора, нестабильному отводу тепла от СЗ и их чрезмерному перегреву вследствие этого материал свечных контактов утрачивает свои свойства. Таким образом, СЗ изнашиваются быстрее.
  6. Конструктивные особенности СЗ. Применение контактов из различных сплавов, устойчивых к воздействию высоких температур, коррозии и так далее. Наращивание количества свечных электродов способствует увеличению эксплуатационного периода свечей. Если один контакт выйдет и строя, то на втором возникнет искра. Многоэлектродные свечи способны проработать до 60 тыс. км.

Производители указывают срок использования СЗ, соответствующий применению данных изделий на полностью исправных моторах при идеальных эксплуатационных условия. Согласно стандартам для электронной системы зажигания свечи должны проработать 20 тыс. км, в случае с классической системой — 30 тыс. км. Фактический свечной ресурс в несколько раз больше, но его сложно достигнуть из-за неидеальных эксплуатационных условий.

Рекомендуем посмотреть видео о необходимости своевременной смены СЗ:

Модернизация, ее влияние на продолжительность эксплуатации

Трехэлектродная свеча.

Основными конструктивными узлами свечи есть два электрода и изолятор. На ресурс изделия влияет скорость выгорания контактов, чем она выше, тем эксплуатационный период СЗ меньше. При этом площадь контакта не должна быть завышена, иначе искра будет малой мощности. Мощность искры влияет на скорость сгорания топлива, важно, чтоб горючее сгорало полностью без остатка, так обеспечивается продолжительная и стабильная работа движка, его высокий КПД. Таким образом, к материалам, из которых изготавливаются свечные контакты, предъявляются особые требования. Производители для обеспечения продолжительного ресурса свечей наращивают количество электродов, при этом площадь контакта не увеличивается.

Для усовершенствования свечных электродов применяются напайки из следующих материалов: платиновые либо иридиевые. Они обеспечивают большую мощность искры в жестких эксплуатационных условиях, дают возможность уменьшить, при изготовлении изделия, центральный контакт — это способствует уменьшению напряжения, снижается нагрузка на катушку, улучшается сгорание горючей смеси. Ресурс таких изделий 60 тыс. км. Иридиевые изделия компании, к примеру, NGK имеют высокую температуру плавления и очень низкую вероятность эрозии (выгорания контактов). При этом сечение контакта очень маленькое до 0,5 мм. Плюс дополнительная выемка между изолятором и электродом позволяет обеспечить высокую степень самоочистки свечи от отложений.

Форкамерные СЗ имеют конструктивную особенность: корпус изделия является боковым контактом. Такие свечи обладают улучшенной степенью самоочистки и увеличенным ресурсом, составляющим до 60 тыс. км.

Заключение

Срок службы свечей зажигания зависит от множества факторов. Эксплуатационный период, указываемый производителями изделий, рассчитан на идеальные эксплуатационные условия, которых достигнуть в реальности практически невозможно. Поэтому нужно следить за состоянием свечей, производить своевременную их замену. Нормальным считается, свело – серый либо светло – коричневый свечной нагар, во всех остальных случаях нужно искать неисправность в одной из систем автомобиля.

Использование неисправных свечей приводит к таким симптомам у машины:

Игнорирование вышеописанных признаков может закончиться капитальным ремонтом мотора.

pro-zamenu.ru

Замена свечей зажигания - периодичность и порядок замены, диагностика двигателя по состоянию свечей

В роли генератора механической энергии, необходимой для движения автомобиля, выступает двигатель внутреннего сгорания — бензиновый или дизельный. Основным процессом, в результате которого происходит получение энергии, является сгорание топлива в рабочих камерах двигателя. Воспламенение топливной смеси осуществляется с помощью специальных устройств – автомобильных свечей зажигания. Неисправные или неправильно работающие свечи зажигания нередко становятся основной причиной проблем, связанных с пуском двигателя, потерей мощности, расходом топлива. Поэтому для обеспечения безотказной работы силового агрегата необходима периодическая замена свечей зажигания.

Виды свечей

Воспламенение топлива в цилиндрах бензиновых двигателей осуществляется электрическим разрядом в несколько тысяч вольт. Для создания искры непосредственно в рабочих камерах силового агрегата применяются свечи зажигания. Искровая свеча зажигания – это устройство, состоящее из следующих основных элементов: металлического корпуса с резьбовой частью, керамического изолятора и центрального электрода. Искровой разряд между центральным и боковыми электродами свечи возникает в определенный момент работы двигателя – при каждом цикле сжатия.

В дизельных моторах топливно-воздушная смесь самовоспламеняется в камерах сгорания двигателя вследствие ее резкого и сильного сжатия. Для обеспечения требуемой температуры воспламенения, особенно при пуске холодного двигателя, в «дизелях» применяются свечи накала. После запуска силового агрегата и достижения им рабочей температуры свечи отключаются – воспламенение топлива происходит без дополнительного подогрева воздуха в рабочей камере.

Стоит отметить, что несравненно большее участие в процессе воспламенения топливной смеси принимают искровые свечи зажигания, устанавливаемые в бензиновых двигателях. От состояния этих элементов системы зажигания напрямую зависят бесперебойная работа и ключевые характеристики силового агрегата: мощность, приемистость, расход топлива. Поэтому в качестве предмета исследования выбираются именно искровые свечи.

Признаки неисправности свечей

Характерными признаками, сигнализирующими о том, что необходима замена свечей зажигания, являются:

Стоит отметить, что наличие указанных проблем не всегда может быть связано с неправильной работой свечей зажигания. Причиной указанных неисправностей могут стать сбои в системе подачи и впрыска топлива, зажигании, а также поломка деталей цилиндро-поршневой группы.

Оценка состояния свечей зажигания

Для оценки функциональной пригодности свечей зажигания применяется, как правило, визуальный осмотр. Основными признаками, которые свидетельствуют о непригодности свечи к дальнейшей эксплуатации, являются:

Обращает на себя внимание тот факт, что главной причиной уменьшения срока службы искровых свечей является регулярное использование низкокачественного топлива.

Периодичность замены свечей зажигания

Для поддержания стабильной и безотказной работы силового агрегата требуется регулярно проводить его сервис. Замена свечей зажигания является операцией, которая в обязательном порядке входит в регламент планового технического обслуживания автомобиля. Периодичность проведения замены искровых свечей устанавливается заводом-производителем транспортного средства, но при полностью исправном двигателе, отсутствии проблем в системах зажигания и впрыска топлива, а также при условии использования качественного бензина, период безотказной работы свечей составляет примерно 30000 км пробега. Интервал между заменами может быть увеличен, если используются иридиевые или платиновые искровые свечи зажигания.

Порядок замены свечей зажигания

Обслуживание и замену деталей и элементов системы зажигания, непосредственно контактирующих с корпусом силового агрегата, рекомендуется проводить при остывшем двигателе. Замена свечей зажигания – это несложная операция, проведение которой не требует серьезных знаний и навыков. Для ее осуществления потребуется стандартный торцевой ключ и специальные свечные головки размером на 16 или 21 мм.Общая схема, по которой выполняется снятие старых и установка новых свечей, следующая:

На некоторых моделях автомобилей доступ к месту расположения свечей зажигания может быть закрыт коллектором или пластиковыми накладками – эти элементы необходимо временно демонтировать.

Диагностика двигателя по состоянию свечей

По внешнему виду и состоянию свечей зажигания можно достаточно точно определить как неисправности в самой системе зажигания, так и другие неполадки в работе двигателя в целом. Ключевые критерии оценки – это состояние электродов свечей зажигания, интенсивность и цвет нагара на них. Признаки, характерные для той или иной неисправности следующие:

Исправные свечи зажигания имеют легкий налет светло-коричневого цвета на рабочем конце, для них свойственно полное отсутствие нагара и следов масла. Стоит отметить, что зазор, так называемый искровой промежуток, между центральным и боковым (боковыми) электродами должен в точности соответствовать установленным нормам. Значение этой величины для разных типов свечей может находиться в диапазоне от 0,5 мм до 2 мм; данный параметр выставляется на заводе-изготовителе и его последующая корректировка, как правило, не предусмотрена.

avtonam.ru


Смотрите также