Тосол это охлаждающая жидкость


Что такое тосол и для чего он нужен?

Системы отопления и охлаждения двигателя автомобилей работают за счет циркуляции специальной жидкости в системе. Она по своим свойствам похожа на воду. Жидкость при постоянной циркуляции забирает лишнее тепло от двигателя и транспортирует его к радиатору. Здесь это тепло отдается в атмосферу. Эта жидкость – тосол. Появилась она 50 лет назад. Давайте рассмотрим, что такое тосол, зачем он нужен, какими характеристиками обладает и как его заменить в автомобиле.

Факты из истории

Сейчас часто можно слышать, как автолюбители сравнивают тосол и антифриз. Но сопоставлять данные вещества – это то же самое, что пытаться сравнить рыбу и карася. Обыватель считает, что антифриз – это охлаждающая жидкость, обладающая более высоким качеством. И часто это продукция импортного производства. А тосол – это отечественный продукт. Другими словами, крашеная вода. Люди не знают, что такое тосол, а зря.

Время появления его совпадает с выходом в свет первого автомобиля от "АвтоВАЗа". До этого в радиаторах была обыкновенная вода. В сильный мороз в воду добавляли спирт, или этиленгликоль. Это защищало жидкость от замерзания.

Данный состав был кристаллическим и достаточно вязким, что исключало разрывы аккумуляторов. В старых машинах были чугунные моторы. Эта жидкость была и очень безопасна в плане коррозии. Это было самое идеальное решение. И назвали его антифризом.

Первые проблемы с этим составом появились, когда с конвейера сошел первый автомобиль от "АвтоВАЗа". В его охлаждающей системе ВАЗовцы использовали совсем другие материалы. Для них существующая охлаждающая жидкость категорически не подходила. Поэтому в государственных институтах разработали совершенно новую жидкость без коррозийных недостатков – тосол. ВАЗовские модели отлично на ней работали. В основе той ОЖ были соли неорганического происхождения. Они образовывали на металлических поверхностях пленку, чтобы защитить металл от этиленгликоля.

Тосол и его название

Жидкость получила свое название по названию отдела. Разработкой продукта занимался ТОС, или технологии органического синтеза. Вскоре название перешло в ТОСол и затем стало брендом и стандартном для охлаждающих жидкостей. Свойства были четко регламентированными, как и состав.

В Советском Союзе производили два класса этих веществ. Так, в продаже был тосол А-40 и А-65, а также антифриз – М-40 и М-65.

Первая жидкость получалась в результате смешивания продукта марки «А» с обычной водой. Цифра означала температурный порог, при котором состав замерзнет. Антифриз был более низкого качества.

Тосол для «Жигулей»

Затем данное название стало популярным среди автолюбителей и впоследствии стало именем нарицательным. А так как продукция "АвтоВАЗа" становилась все более успешной и пользовалась спросом у народа, то и тосол был лучшим выбором. Именно тогда среди автомобилистов родился стереотип – данный состав подойдет только для «Жигулей».

Тосол и его состав

Это вещество, состав которого значительно сложнее воды. Последняя в жидкости тоже имеется, но кроме нее в ОЖ есть и другие добавки. Они обеспечивают тосолу все те свойства, которыми он обладает. Давайте рассмотрим, что это за свойства и почему данный продукт эффективнее дистиллированной воды.

Главный элемент в составе тосола – дистиллированная вода. Она делает вещество менее вязким. Теперь, зная, что такое тосол, можно сказать, что чем плотнее ОЖ, тем менее она разбавлена. Автовладельцы сами регулируют плотность состава. Это помогает сэкономить жидкость.

Еще одно вещество, которое содержится в тосоле, – это пропиленгликоль или же этиленгликоль. Эти вещества являются производными обычного спирта. Спирт и пропиленгликоль имеют одинаковый запах и похожий состав. Вещества на спиртовой основе необходимы, чтобы зимой жидкость не замерзала и могла сохранять свое первичное состояние. Пропиленгликоль бесцветен, а вот запах его резкий. Его без труда можно отличить от любых других веществ.

Именно из-за резкого запаха производители охлаждающих жидкостей добавили в состав специальную присадку, частично компенсирующую неприятный запах. Ароматическая добавка часто своего аромата не имеет и используется для компенсации, улучшая свойства жидкости.

Еще одна важная составляющая – краситель. Он необходим для придания жидкости определенного цвета. Оттенок помогает легко отличать тосол от другой охлаждающей жидкости – антифриза.

Уникальные свойства

Итак, мы знаем, что такое тосол. Это охлаждающая жидкость отечественной разработки. Давайте рассмотрим, какими свойствами он обладает. Данную жидкость заливают в моторы для их охлаждения. Но есть и другие причины. С охлаждением может справиться любая жидкость. Однако именно в тосоле содержатся специальные вещества-присадки, которые берегут металл радиатора от коррозии. Зачастую теплообменники ржавеют изнутри. Антикоррозийная присадка создает внутри радиатора специальную пленку. Через нее влага не может воздействовать на металл и вступать с ним в реакцию. За счет этих антикоррозионных свойств удается в несколько раз продлить жизнь двигателю и радиатору.

Для большинства прочих жидкостей на основе воды трудно поддерживать нужное состояние при минусовых температурах. Но тосол в двигателе не замерзнет. В этой жидкости содержится спирт. За счет этого вещество не будет замерзать даже при экстремальных температурах. Закипает тосол только при 110 градусах, что тоже является достаточно важным свойством.

Отечественная продукция: состав и маркировка

В зависимости от маркировки различаются и состав жидкости, ее плотность и технические характеристики. Сейчас в современной классификации производители используют буквы – А, М, К. Цифры – 30, 40, 65. Буквами обозначается тип тосола – автомобильный, модернизированный, концентрат.

Цифрами указывается температура замерзания. Также в маркировке могут содержаться части от названия компании-изготовителя. Жидкостей, температура замерзания которых ниже 65 градусов, на рынке сейчас нет. Уровень кристаллизации обеспечивается именно концентрацией этиленгликоля. Что касается присадок, то их не меньше 8. Их количество может доходить до 15.

Правила выбора

Современные производители поставляют на рынок не только традиционную синюю жидкость – есть масса других оттенков. Следует помнить, что цвет не влияет на технические характеристики. Главное назначение оттенка – отличия производителей и условий смешиваемости.

Температура, при которой эта ОЖ закипит, находится в диапазоне от 104 до 112 градусов. Один из способов приобрести качественную жидкость - проверка уровня плотности. Хорошие показатели - от 1,060 до 1,090 грамм на кубический сантиметр. Замена тосола производится на ту же жидкость, что и была залита в машине.

Как самостоятельно заменить охлаждающую жидкость

Чтобы осуществить замену ОЖ, не нужно ехать в сервисный центр. Выполнить операцию можно самостоятельно. С этим справятся даже девушки. Нужно знать несколько простых правил, и тогда никаких трудностей не возникнет. Давайте рассмотрим, как поменять тосол самостоятельно. Важно работать на холодном двигателе – когда мотор горячий, крышку расширительного бачка откручивать не следует.

Первым делом автомобиль ставят на ровную площадку. Это необходимо для того, чтобы в процессе замены удалось полностью убрать отработанную жидкость. В других вариантах полный слив из системы невозможен. Внутри обязательно что-то останется. Для того чтобы осуществить слив тосола, нужно открутить верхнюю и нижнюю крышки радиатора. Также следует под крышку подставить пустую тару. Ее объем должен составлять не менее семи литров для легковых автомобилей и не меньше десяти - для малотоннажных грузовых (типа «ГАЗель»).

Затем следует промыть охлаждающую систему и закрутить выпускную нижнюю пробку. Далее, наконец, будет долгожданная замена.

Жидкость льют в отверстие расширительного бачка до самого верха, а затем герметизируют. После этого автомобиль заводят и следят за показаниями датчика температуры. Далее проверяют уровень и при необходимости заливают еще раз жидкость. Вот как залить тосол – эта инструкция актуальна для любых автомобилей.

fb.ru

Тосол - что это такое, характеристики

Тосол это название охлаждающей жидкости для системы охлаждения мотора автомобиля. В статье мы объясним, что такое тосол и чем он отличается от антифриза.

Что представляет собой система охлаждения

Система для охлаждения автомобиля бывает двух типов – охлаждение с помощью воздуха и с помощью жидкости. В современном автомобилестроении используют жидкостную охлаждающую систему. Им отдали предпочтение, так как они наиболее компактны и функциональны.

Основными функциями, которые выполняет система охлаждения, являются:

Принцип работы системы довольно простой: при работе мотора детали нагреваются до очень высокой температуры и для того, чтобы их охладить насос под давлением выталкивает жидкость в систему. В зимнее время тосол способствует тому, что при работе мотора теплый воздух подается в салон и тем самым обогревает его. В жаркую погоду, чтобы не допустить перегревания двигателя и закипания охлаждающей жидкости, специальный рычаг включает вентилятор, который потоком холодного воздуха остужает ее до необходимой температуры.  

Для того чтобы не допустить перегрева автомобиля постоянно необходимо следить за уровнем жидкости в расширительном бачке. Так как в тосол входит спирт и различные присадки, то он отлично справляется с защитными функциями от перегревания или замерзания.

Чем отличается антифриз от тосола

Разница между тосолом и антифризом, конечно же, имеется. Еще в советское время автомобилестроители изобрели жидкость, которая предназначалась для того, чтобы поддерживать необходимую температуру внутри двигателя автомобиля. Под воздействием сил трения внутренние детали имеют свойство нагреваться, и чтобы этого не происходило, и предназначался тосол.

Так же под воздействием окружающей среды – сильного мороза или высокой температуры воздуха в летнее время года – двигатель может как перегреваться, так и замерзать, что приводит к невозможности привести его в рабочее состояние. Охладитель помогает не допускать такой неприятной ситуации.

Так как изобретатели не запатентовали свой продукт, то автомобилисты стали называть, по привычке, все жидкости, предназначенные для охлаждения систем двигателя.

Тосол состоит из смеси воды и этиленгликоля. Изначально по своему составу он схож с антифризом. По своим химическим свойствам этиленгликоль значительно уменьшает уровень температуры, при котором вода может превратиться в лед и это способствует тому, что даже в морозную погоду двигатель автомобиля охлаждается. И наоборот – вода повышает порог закипания жидкости внутри системы автомобиля.

Рассмотрим основные параметры, по которым можно отличить тосол от антифриза:

Не многим водителям известно, что тосол это – название, разработанное советскими учеными, а название антифриз относится к всемирно принятому названию жидкостей для охлаждения систем авто.

Все антифризы подразделяются на минеральные, органические и лобридные. Отечественный тосол можно отнести к минеральным –  классу G 11. Импортные жидкости – это охладители классов G 12, G 12 +, G 12 ++ и G 13, т.е. состоят из компонентов органического и лобридного происхождения.

Тосол используется в автомобилях исключительно отечественного производства, антифриз – как в импортных, так и в отечественных автомобилях.

Для того чтобы измерить плотность антифриза нельзя пользоваться прибором, который предназначен для измерения плотности тосола.

Для охладителей существуют параметры, согласно которым они отличаются – это температура закипания и замерзания, смазывающие и антикоррозийные свойства.

Тосол бывает в основном синего цвета, а антифриз имеет относительно широкую цветовую гамму – бывает зеленый, фиолетовый, красный, оранжевый, розовый и других цветов.

Согласно вышеперечисленным параметрам можно подвести итог, что отличить тосол от антифриза возможно только лишь по количеству находящихся в них присадок, добавок и красителей, которые влияют в первую очередь, на их свойства.

Что произойдет если смешать тосол и антифриз

Бытует мнение, что любые жидкости, которые различаются по своему химическому составу, ни в коем случае нельзя смешивать, так как в результате такого действия может произойти все что угодно. Многие водители наоборот уверенны, что все жидкости, которые предназначаются для охлаждения систем двигателя автомобиля, можно смешать.

Теоретически они правы, но, все-таки, прежде чем доливать в расширительный бачок другую охладительную жидкость, не ту, которой пользовались ранее, произведите эксперимент в отдельной емкости, чтобы убедиться, что не образовывается осадок.

Согласно государственным стандартам, любая охлаждающая жидкость не может в своем составе иметь посторонних примесей, которые тем или иным образом влияют на прозрачность и однородность. Тосолы и антифризы разных классов могут быть одинаковыми по цвету, но, смешивать их, ни в коем случае нельзя.

Жидкости для охлаждения, которые одинаковые по цвету, но, разного производства, образуют при смешивании мелкие твердые частицы, засоряющие узкие детали системы охлаждения, что приведет к поломке двигателя.

Также если смешать минеральный и органический охладители, то осадок, который появится, засорит систему и мотор закипит.

Значит, чтобы в самый неподходящий момент ваш автомобиль не вышел из строя, то лучше не заниматься экспериментированием и не смешивать антифриз с тосолом.

Что делать, если нужно заменить тосол антифризом

Очень большое количество автолюбителей спрашивают: можно ли заменить тосол антифризом? Можно, но прежде необходимо провести следующие действия:

Выяснить, из какого металла изготовлен ваш двигатель. Так как в том случае, когда ваш мотор изготовлен из алюминия, то лучше всего заливать в него тосол, а если из меди или латуни – тогда антифриз.  

Перед заменой охлаждающей жидкости одной на другую обязательно следует тщательно промыть систему. Для удобства, чтобы старая жидкость полностью удалилась из системы охлаждения, автомобиль нужно поставить на наклонную поверхность. Затем заливается дистиллированная вода и включается двигатель на некоторое время, пока жидкость не протечет через всю систему. Процедура повторяется несколько раз.

Устанавливаем авто так, чтобы передняя часть была поднята вверх, затем следует залить охладитель и не закрывая крышки радиатора, запускается мотор. Прогнав лишний воздух, доливаем охладительную жидкость до нужного объема.

И в конце можно подвести итог: тосол все-таки это тот же антифриз только его нельзя использовать в автомобилях иностранного производства, так как их внутренние части двигателя не выдержат агрессивного влияния и быстро придут в негодность. 

В иномарках лучше использовать охлаждающие жидкости, которые были залиты при производстве автомобиля еще на заводе и обязательно изучить характеристики антифриза и совместимость с авто.

Тосол по своему химическому составу больше всего подходит для автомобилей советского производства, таких как «Жигули», «Москвич» или «Волга». В двигатели этих автомобилей без страха можно его использовать, но, ни в коем случае не пользоваться современными охладителями.

Если вы будете придерживаться выше перечисленных правил, то можете быть полностью уверенными, что ваш автомобиль не подведет и не выйдет из строя в самый неподходящий момент.

antifriztosol.ru

Тосол или антифриз. В чем отличия?

Периодически все автомобилисты встают перед выбором, какую же приобрести охлаждающую жидкость. Что такое тосол и чем тосол отличается от антифриза? Что лучше, тосол или антифриз? Как выбрать качественную охлаждающую жидкость? Об этом мы и поговорим в нашей статье.

Для чего применяют антифриз и тосол?

Охлаждающие жидкости были придуманы в середине прошлого века, когда автомобили прочно вошли в жизнь людей, и выяснилось, что вода в радиаторах замерзает при отрицательных температурах и разрывает детали машины.

Антифризы, или как привыкли называть в России, тосолы, представляют собой водные растворы спиртов и добавок, которые охлаждают нагревающиеся детали двигателя и при этом, в отличие от воды, не превращаются в кристаллы льда при наступлении холодов.

Существует ошибочное мнение, что тосолы предназначены для отечественных автомобилей, а антифризы – для иномарок.

Так в чем же разница между этими составами?

Что такое тосол?

Тосол – это охлаждающая жидкость, разработанная в 60-х годах советскими учеными в закрытом институте ГосНИИОХТ. Название происходит от аббревиатуры отдела ТОС – Технология Органического Синтеза. Жидкость содержит в себе около десяти компонентов и очень сложна в изготовлении.

В СССР тосол производился только на государственных предприятиях под контролем, в строгом соответствии с ГОСТом.

Сейчас тосол по оригинальной рецептуре не производится. Существует множество суррогатов (производных) советского тосола, которые одобрены определенными автопроизводителями. Но в целом под маркой «тосол» стараются продать низкосортные жидкости, наносящие вред не только радиатору и термостату, но и самому двигателю.

Что такое антифриз?

Свое название антифриз получил от английского «аntifreeze» — «незамерзающий».

Это специально разработанная охлаждающая жидкость, обладающая высокой температурой кипения и низкой температурой замерзания.

В основе антифризов лежат этиленгликоли – многоатомные спирты. Они по своей структуре – маслянистые и довольно вязкие. В неразбавленном виде закипают при температуре около 195 °С, а замерзают уже при -11…-12 °С.

Но, самое интересное, при разбавлении водой температура замерзания понижается! Максимально низкая планка замерзания в -70 °С достигается, если 65% этиленгликоля разбавить 35% воды.

Какие бывают виды антифриза?

Таким образом, отличие тосола от антифриза — лишь формальность. Фактически, тосол — один из видов антифриза.

Самостоятельно отличить тосол от антифриза не представляется возможным. Поэтому, чтобы избежать проблем с системой охлаждения, специалисты рекомендуют полную замену жидкости с промывкой.

Карбоксилатные антифризы обладают рядом преимуществ перед своими предшественниками – силикатными охлаждающими жидкостями.

Какой антифриз лучше?

Отдельные производители утверждают, что именно их продукция идеально подходит для автомобилей всех марок. Не поддавайтесь на данные заверения. Нет охлаждающей жидкости, которая подходит абсолютно всем, поскольку ее состав разрабатывается с учетом особенностей автомобилей определенной марки, а также погодных условий.

Идеальным вариантом будет остановить свой выбор на антифризе, который рекомендует производитель вашего автомобиля.

Список рекомендуемых к применению охлаждающих жидкостей указан в сервисной книжке машины.

Советы по применению антифриза.

Не смешивайте охлаждающие жидкости разных марок. И уж тем более нельзя смешивать тосол и антифриз.

Устоявшееся заблуждение, что можно смешивать антифризы одного цвета неверно. Цвет жидкости зависит от применяемого красителя, а не от компонентов, входящих в его состав.

Как правило, выбор оттенка зависит от маркетинговой политики компании-производителя или договорных обязательств перед покупателями.

Приобретайте только качественный продукт, опасайтесь подделок. Главная беда поддельных антифризов в агрессивности применяемых присадок, они буквально разъедают металл и быстро приводят в негодность двигатель и радиатор.

Также особые опасения вызывают подделки с метанолом, который смертельно опасен для человека.

Антифриз имеет свой срок «жизни» и требует периодической замены. Признаком старения жидкости становиться её обесцвечивание или пожелтение. В случае если антифриз стал рыжего цвета – его нужно немедленно заменить.

Автопроизводители не рекомендуют чередовать антифризы и воду в системе охлаждения в разные времена года. Это связано с тем, что вода образует накипь, которая вступает в реакцию с присадками антифриза и превращается в хлопьевидные образования.

Рекомендуется тщательная промывка системы при замене охлаждающей жидкости, а также замене тосола на антифриз.

Если вы приобрели концентрированную основу охлаждающей жидкости, то при разбавлении строго следуйте инструкции. Как правило, пропорция 1:1. При этом недопустимо использовать проточную воду. Вода должна быть дистиллированная.

Покупая охлаждающую жидкость

При покупке охлаждающей жидкости обратите внимание на её упаковку. Она должна быть аккуратной, герметично закрытой. Крышка плотно прилегает к кольцу на горлышке канистры. При нажатии на стенки канистры не должно быть шипения или протечек, это признак разгерметизации.

Качественная охлаждающая жидкость не имеет осадка. При взбалтывании пена оседает в течение 3-5 секунд. На упаковке обязательно должны быть указаны данные изготовителя, состав применяемых присадок и основы, дата изготовления и срок годности.

На отечественных антифризах обязательно должна быть информация о ТУ или ГОСТе, которые регламентируют производство охлаждающих жидкостей. На упаковке импортных жидкостей обязательно указание номера стандарта производителя.

Приобретайте антифриз только у проверенных продавцов, которые имеют все соответствующие сертификаты на реализуемую продукцию.

alubitel.net

Что такое тосол и антифриз? Для чего нужен тосол?

Двигатель автомобиля во время своей работы нагревается до высоких температур. Она поднимается выше 100 градусов Цельсия. Если искусственным образом не охлаждать двигатель, то в процессе эксплуатации он выйдет из строя. Чтобы автомобиль служил вам долго, в нем создана специальная система охлаждения. В ней постоянно циркулирует охлаждающая жидкость, которая называется тосол. Среди особенностей тосола — это его незамерзающая способность, высокая точка кипения, защита металла от коррозии и передача тепла. Давайте подробнее рассмотрим что такое тосол и для чего он нужен.

Содержание статьи:

Что такое тосол?

Тосол — это охлаждающая жидкость, которая участвует в процессе охлаждения двигателя внутреннего сгорания автомобиля. В его состав входит вода, антифриз и специальные присадки. Антифриз — жидкость, которая не замерзает при низких температурах. В настоящее время в автопроме в основном используются охлаждающие жидкости, произведенные на основе этиленгликоля. Тосол ядовит и не может применяться внутрь.

Жидкость при постоянной циркуляции в системе забирает лишнее тепло от двигателя и передает его к радиатору. С помощью радиатора двигатель охлаждается.

До изобретения охлаждающей жидкости в автомобилях использовалась вода. Когда наступали морозы, чтобы она не замерзала, в воду добавляли спирт или этиленгликоль. Развитие автомобильной промышленности требовало создания специального раствора. Таким образов в СССР специалистами научного института был разработан тосол.

Интересно, что название «Тосол» образовано от аббревиатуры «ТОС», которая расшифровывается как «Технология органического синтеза». Такой отдел был создан в советском НИИ и занимался как раз разработкой охлаждающей жидкости.

Были созданы несколько видов тосола, имеющие в своих марках числа 40 и 65. Эти цифры означают температуру замерзания жидкости. Кроме того охлаждающие жидкости различаются они и по цветам. Так, Тосол-40 имеет голубой цвет, Тосол-65 — красный. Добавляемый краситель помогает не только различать марки охлаждающей жидкости, но и позволяет лучше заметить подтек при эксплуатации автомобиля.

Кроме того, в процессе использования цвет жидкости меняется, что говорит о потере свойств вещества. Кстати сам гликолевый антифриз бесцветный.

Тосол и Антифриз

Иной раз можно услышать, как автолюбители сравнивают тосол и антифриз. В народе считается, что антифриз – это жидкость, которая обладает более лучшим качеством, чем тосол. И это продукт иностранных компаний, а тосол отечественный. На самом деле сравнивать эти две жидкости нельзя, так как в принципе это одно и то же.

Название антифриз, действительно, иностранное. Это автомобильная охлаждающая жидкость, которая не замерзает при температуре ниже ноля, то есть имеет такие же качества как тосол. Помимо этих свойств, он выгодно отличается от воды, так как имеет значительно меньший коэффициент расширения при замерзании. То есть можно не бояться, что при сильном морозе жидкость повредит детали охлаждающей системы.

Так, если вода при замерзании увеличивается в объеме на 9 %, то антифриз, имеющий в своем составе, 40% этиленгликоля и 60% воды — только на 1,5%.

Еще одно важное свойство антифриза и тосола — это повышенная температура для кипения жидкости. То есть такой раствор закипит на более высоких температурах, чем вода.

В антифриз также как и в тосол добавляют красители, в результате чего жидкость становится зеленой, красной, синей, желтой или фиолетовой. Красители не влияют на характеристики охлаждающей жидкости, а необходимы для различия продукции и являются предметом договоренности производителя и потребителя.

Во многих случаях цвет антифриза может изменяться при эксплуатации в зависимости от сохранности пакета присадок, в этих случаях изменение цвета сигнализирует о непригодности антифриза для дальнейшего использования.

В настоящее время антифризы по составу функциональных присадок делятся на 4 типа: карбоксилатный (ОАТ), гибридный (Hybrid), лобрид (Lobrid) и традиционный (Traditional).

Тосол и его состав

Главный элемент в составе тосола – дистиллированная вода. Она делает вещество менее вязким. Чем меньше плотности охлаждающей жидкости, том больше она разбавлена. Еще одно вещество, которое содержится в тосоле, – это пропиленгликоль или же этиленгликоль. Эти производные от обычного спирта. Спирт и пропиленгликоль имеют одинаковый запах и похожий состав. Вещества на спиртовой основе необходимы, чтобы зимой жидкость не замерзала и могла сохранять свое первичное состояние. Пропиленгликоль бесцветен, а вот запах его резкий. Его без труда можно отличить от любых других веществ.

Именно из-за резкого запаха производители охлаждающих жидкостей добавили в состав специальную присадку, частично компенсирующую неприятный запах. Еще одна непременная составляющая – краситель. Его добавляют для придания раствору определенного цвета. Оттенок помогает легко отличать тосол от охлаждающей жидкости другой марки.

Почему не стоит заливать воду в радиатор?

Один из вопросов, который волнует автолюбителей — почему не рекомендуется заливать воду в радиатор автомобиля? Дело в том, что в тосоле содержатся специальные вещества-присадки, которые берегут металл радиатора от коррозии. Зачастую теплообменники ржавеют изнутри. Антикоррозийная присадка создает внутри радиатора специальную пленку. Через нее влага не может воздействовать на металл и вступать с ним в реакцию. За счет этих антикоррозионных свойств удается в несколько раз продлить жизнь двигателю и радиатору.

Для большинства прочих жидкостей на основе воды трудно поддерживать нужное состояние при минусовых температурах. Но тосол в двигателе не замерзнет. В этой жидкости содержится спирт. За счет этого вещество не будет замерзать даже при экстремальных температурах. Закипает тосол только при 110 градусах, что тоже является достаточно важным свойством.

Правила выбора тосола

Сегодня на отечественном рынке существует огромное количество тосолов и антифризов разных марок. Следует помнить, что цвет не влияет на технические характеристики, однако он сигнализирует о тех или иных свойствах вещества и помогает различать жидкости. Кроме того, он помогает отличать производителей и правильно смешивать антифриз, например, когда нужно долить в радиатор охлаждающую жидкость.

Температура, при которой эта ОЖ закипит, находится в диапазоне от 104 до 112 градусов. Один из способов приобрести качественную жидкость — проверка уровня плотности. Хорошие показатели — от 1,060 до 1,090 грамм на кубический сантиметр. Замена тосола производится на ту же жидкость, что и была залита в машине.

www.avtobrisk.ru

Тосол и антифриз, в чём разница

Автомобильную систему охлаждения следует заполнять специальными составами, а не простой водой. Использование специальных жидкостей для охлаждения двигателя имеет ряд преимуществ перед использованием воды для этих целей.

Как сделать правильный выбор между различными видами жидкостей, циркулирующими в автомобиле, — это будет центральной темой рассуждения в статье.

Тосол

Слово «тосол» в настоящее время стало нарицательным, хотя так называется охлаждающая двигатель жидкость, разработанная еще в СССР. Не кристаллизоваться в холодную погоду тосолу помогает этиленгликоль, входящий в состав рассматриваемого антифриза.

По сути, тосол – это смесь воды и этиленгликоля с добавлением специальных присадок.

Чтобы понять, при какой температуре внешней среды замерзнет тосол, необходимо взглянуть на упаковку и найти одну из двух цифр:

Существует также марка ОЖ-К, которая представляет собой разбавляемый концентрат. В Европе разбавляемый концентрат – наиболее часто используемый продукт для охлаждения двигателя.

ТОСОЛ специально подкрашен, чтобы, во-первых, его подтеки можно было отличить от утечки других жидкостей, предназначенных для эксплуатации автомобиля, во-вторых, для отслеживания уровня этой охлаждающей жидкости в бачке-расширителе. Состав можно было бы не подкрашивать, поскольку это не влияет на его функции.

Изменение цвета тосола говорит о его старении потере эксплуатационных свойств.

Сладковатый запах тосолу обеспечивает моноэтиленгликоль – жидкость, закипающая при температуре 197 оС, но особые свойства он обретает, лишь если в его составе будут еще порядка 10 различных присадок.

До появления тосола радиаторы охлаждения советских автомобилей заполняли водой, разбавляя ее этиленгликолем перед наступлением морозов. Владельцы автомобилей с чугунными двигателями избавились от образования ржавчины внутри движущих агрегатов благодаря использованию такой охлаждающей смеси. С выпуском автомобилей марки ВАЗ и был разработан соответствующий типу двигателей этих автомобилей вид охлаждающего состава – ТОСОЛ.

Антифриз

Обыватели в нашей стране называют антифризом высококачественные зарубежные жидкости для охлаждения двигателя. ТОСОЛ, по их мнению, — не самого высокого качества отечественная продукция.

К сведению, «антифриз» (antifreeze) в переводе с английского означает «против мороза». Собственно, обе эти охлаждающие жидкости устойчивы к морозу.

Следует уточнить, что все охлаждающие жидкости являются антифризами, но не все из них – ТОСОЛом.

ТОСОЛ – это соответствующая определенному ГОСТу или ТУ жидкость. Если по каким-то параметрам описываемая жидкость не подпадает ни под одно из технических условий для ТОСОЛа, то это антифриз в общем смысле.

Однако, в силу определенных обстоятельств, в нашей стране термины «тосол» и «антифриз» стали синонимами, соответственно, плохой и хорошей охлаждающей жидкости.

Отличия в составе

В чем же разница? Если ТОСОЛ – это жидкость для охлаждения двигателя с определенным процентом содержания этиленгликоля и воды, то антифриз имеет более широкое толкование и классификацию, а именно:

Первые способны образовать защитную пленку именно в местах появления коррозии, надежно этим защищая металлы всех соприкасающихся с охлаждающей жидкостью систем автомобиля.

Такие антифризы содержат в себе ингибиторы коррозии и способны прослужить своей цели около пяти лет. Цвет – красный.

Гибридные антифризы могут содержать органические и неорганические ингибиторы коррозии (фосфаты и силикаты).

Служат такие жидкости меньше, чем карбоксилатные: примерно три года. Цвета таких антифризов зависят от усмотрения производителя.

В традиционных незамерзающих жидкостях для противодействия коррозии металла используются только неорганические вещества.

Срок службы традиционных антифризов невысок, как и температура, при которой они теряют большинство своих эксплуатационных свойств. Поэтому такие жидкости на сегодняшний день почти не используются.

Кроме того, жидкости с неорганическим составом ухудшают теплообмен, покрывая сразу все стенки трубок охлаждающей системы, снижая тем самым собственную способность к охлаждению двигателя. Цвет – зеленый или синий.

Новинкой на мировом рынке охлаждающих жидкостей с 2008 года являются лобридные антифризы или «SOAT coolants». Для борьбы с коррозией в них предусмотрено сочетание минеральных и органических ингибиторов.

Таким образом, понятие «антифриз» гораздо шире понятия «тосол», хотя оба они стали нарицательными в нашей стране, и их часто путают между собой.

Как отличить тосол от антифриза – разбираемся в химии

Чем же отличается антифриз от тосола?

Антифриз – это общепринятое название жидкостей для охлаждения двигателей.

Тосол – это незамерзающая жидкость российского производства.

Слово «ТОСОЛ» — это аббревиатура от названия отдела Государственного НИИ органической химии и технологии («Технология органического синтеза»), где этот антифриз был разработан.

Окончание «ол» в химии означает, что вещество принадлежит к группе спиртов. В его основе – двухатомный спирт Ch3OH (этиленгликоль). Всё остальное можно считать прочим антифризом.

Химический состав антифризов описан немного выше.

Если с химическим составом ТОСОЛа всё более или менее понятно, то над остальными антифризами происходят постоянные испытания, ограничения и исследования.

Различные стандартизирующие организации (одна из наиболее авторитетных – Французская ассоциация стандартизации или AFNOR), институты и компании-производители автомобилей разрабатывают свои стандарты качества для антифризов, усложняя их номенклатуру и вводя в оборот вещества с различными рабочими характеристиками.

Во многом это определено существованием различных типов двигателей для разного рода выполняемой ими работы, и, порой в своеобразных условиях: на производстве, в условиях экстремального холода или жары, на протяжении продолжительного периода при максимальной мощности или оборотах.

От условий эксплуатации двигателя к нему применим тот или иной тип антифриза. Чем жестче эти условия и чем сильнее хозяин автомобильной техники заботится о ее двигателе, тем более проверенную и подходящую марку антифриза он подбирает.

Замена тосола на антифриз – как это правильно сделать?

С течением времени свойства охлаждающей жидкости ухудшаются: уменьшается плотность, теряются антикоррозионные свойства, жидкость становится вязкой при более высоких температурах окружающей среды, чем это указано на упаковке.

Процесс износа жидкости ускоряется в случае попадания в нее примесей (воздуха, выхлопных газов) или от постоянной работы двигателя в экстремальных условиях.

Фактически прошедший с момента последней замены охлаждающей жидкости срок также серьезным образом сказывается на стабильности любого антифриза.

Со временем снижается концентрация присадок, расходуемых в основном на борьбу с коррозией. Нельзя эксплуатировать состарившуюся или ускоренными темпами разрушающуюся жидкость. Пора ее менять, если срок ее эксплуатации истек, или с самой жидкостью происходят неблагоприятные процессы.

Менять ТОСОЛ на антифриз, как и в случае с другими жидкостями нужно, соблюдая следующие правила:

Как заменять тосол на антифриз – порядок действий

Если по тем или иным причинам принято решение о самостоятельной смене охлаждающей жидкости, то нужно обязательно выдержать определенную последовательность действий:

Можно ли смешивать или разбавлять охлаждающие жидкости?

Аналогичным выглядит вопрос о смешивании и разбавлении моторных масел. Широкие эксперименты на эту тему неизвестны. Есть лишь информация о смешивании конкретных эксплуатационных жидкостей, поскольку именно с ними чаще всего допускается такая ошибка.

В лучшем случае итоговая смесь дает осадок в системе охлаждения. Никаких серьезных последствий, конечно, не выявлено. Однако, не стоит играть с огнем, рискуя повредить сердце автомобиля – его двигатель.

x

Разбавлять охлаждающую жидкость неподготовленной водой – значит ухудшать свойства, которыми антифриз обладает изначально. Смесь антифриза с водой дает максимальный осадок и накипь, ухудшая теплоотдачу системы охлаждения.

Итак, можно выделить ключевые моменты сравнения антифриза и тосола:

  1. Антифриз и тосол по сути – одно и то же.
  2. Цвет охлаждающей жидкости ничего не означает для ее эксплуатационных свойств.
  3. Называть антифризом только жидкости от зарубежных производителей и считать, что это только исключительно концентрат – правильно.
  4. Тосол – не обязательно плохого качества охлаждающая жидкость. Всё зависит от совести производителя.
  5. Ресурс охлаждающей жидкости зависит от ее конкретной марки и химического состава. По общему правилу замену антифриза производят один раз в два года или через каждые 60 000 км. пробега. Начинающую «стареть» жидкость лучше слить из системы охлаждения и заменить ее новой.
  6. Необходимо соблюдать определенные правила при замене, смешивании или разбавлении антифриза.

Бесплатная консультация юриста

autojurist911.ru

Антифриз или тосол: что выбрать

Большинство механизмов в современной машине работают в условиях повышенной нагрузки, что приводит к чрезмерному нагреванию деталей и связок в агрегате. Именно поэтому некоторые системы автомобиля необходимо охлаждать, причем этот процесс должен проходить эффективно и максимально равномерно.

Для того, чтобы остужать системы машины, используется специальная жидкость – тосол, антифриз. Именно одну из этих жидкостей заливают в систему двигателя внутреннего сгорания, дабы тепло, которое выделяется в процессе работы двигателя, не нанесло существенного вреда деталям мотора и его работе в целом.

Зачастую, владельцы машин не обращают особого внимания на систему охлаждения деталей машины, а потому и редко заливают смазочно-охлаждающую жидкость. Около 40% всех поломок мотора связаны прямо или косвенно с проблемами системы охлаждения.

Топливная смесь в двигателе во время работы сжигается при температуре около 2200°С. Если двигатель охлаждаться не будет, то его работа во времени будет очень ограничена. Чтобы «сердце» машины прожило как можно больше, нужно использовать жидкость для охлаждения. А вот какой именно охладитель выбрать – вопрос любопытный. Самый лучший вариант – самостоятельно протестировать антифриз и тосол, после чего определить что лучше охлаждает двигатель.

Многие удивятся, но тосол – это разновидность антифриза. Антифриз – это совокупность жидкостей для охлаждения, которые не замерзают при низких температурах. Тосол – это антифриз, разработанный в Советском Союзе специально для машин ВАЗ. «Тосол» не является зарегистрированной торговой маркой, поэтому производители используют тосол в качестве названия для охлаждающих жидкостей.

Состав жидкости для охлаждения

Жидкость для охлаждения представляет собой смесь антифриза, воды, присадок специального назначения и смазки. Присадки направлены на защиту компонентов двигателя от коррозии, а также предотвращают термохимическое разрушение жидкости. Смазывающие материалы улучшают функционирование помпы насоса охлаждающей системы. Антифризом можно назвать практически любой водный раствор неорганической соли, а также растворы многоатомных спиртов.

Современные жидкости для охлаждения изготавливают на основе этиленгликоля. Его смешивают с водой в соотношении 1:1, 1:2 или 2:3. Вместо этиленгликоля могут брать пропиленгликоль, который оказывает менее пагубное влияние в плане токсичности, но жидкость на основе этого соединения более дорогая и имеет меньшую температуру кипения.

Единства у всех производителей в вопросе производства этиленгликолевых охлаждающих жидкостей нет, так как в ОЖ разных марок может быть разное количество воды, могут быть или не быть определенные присадки.

В тосоле в роли антифриза выступает этиленгликоль. Этот вид охлаждающей жидкости будет охлаждать двигатель круглый год. Ограничения есть в температуре, которая указана в марках. Цифры (40, 65), которые указываются на марках тосола, означают температуру, при которой будет замерзать жидкость.

Тосол, который начинает замерзать при температуре -40°С, имеет голубую окраску, а жидкость, замерзающая при -65°С, - красная. Такая окраска обусловлена необходимостью четкого определения марки жидкости. Если охлаждающая жидкость изменила цвет, то это верный сигнал того, что ОЖ потеряла свои эксплуатационные свойства. В это случае ее нужно заменить.

Со временем тосол становится сине-зеленым, потом зеленым, желтым, а уже потом бесцветным. Чем сильнее меняется цвет ОЖ, тем меньше в ней коррозийных ингибиторов, от чего функциональные качества тосола падают.

Существует 3 технологии, по которым делают охлаждающие жидкости: традиционная (присадки сделаны их неорганических кислот), карбокислотная (присадки делают из органических кислот), гибридная (присадки сделаны на основе угольных кислот, с определенной долей силикатов, фосфатов).

У охлаждающих жидкостей есть определенный срок эксплуатации. Чем дольше используется ОЖ, тем меньше в ней остается ингибиторов, ухудшаются показатели теплоотдачи, жидкость сильнее пенится, а метал без защиты быстрее коррозирует. Срок службы антифриза напрямую зависит от качества и количества пройденных машиной километров.

ОЖ быстрее приходит в негодность, если в системе охлаждения присутствует отработанный газ или воздух. Поэтому необходимо постоянно осматривать те места, где могут быть утечки жидкости, а также проверять хорошо ли закреплены шланги.

Срок годности антифриза устанавливается изготовителем или заводом-производителем авто. В среднем, антифриз нужно обновлять 1 раз в два года, но может быть и так, что заменить жидкость придется раньше.

Существует перечень признаков, которые сигнализируют о том, что ОЖ устарела:

На внутренней стороне горлышка расширительного бачка сформировать масса, похожая на желе. Если температура достигает отметки от -10°С до -15°С, то в бачке видно значительное помутнение, есть осадок, а радиаторный электровентилятор срабатывает чаще обычного. Если есть хоть один из этих признаков, то антифриз нужно немедленно заменить.

Цвет жидкости становится буро-рыжим. Это свидетельствует о том, что делали системы уже начали коррозировать. Эту ОЖ нужно срочно заменить, независимо от того, когда Вы ее залили.

Что лучше: антифриз или тосол?

Если задать напрямую вопрос о том, что же лучше: тосол или антифриз, то ответ будет однозначным – антифриз. Дело в том, что традиционные антифризы склонны к образованию достаточно толстой защитной пленки. Так как теплопроводность жидкости низкая, а пленка иногда достигает толщины в 0,5 мм, то тепло будет отводиться гораздо хуже. То есть получается, что из-за тосола силовой агрегат будет работать в условиях более высокой температуры за счет плохого теплоотвода.

Если долго использовать подобную ОЖ, то мотор быстрее износится, двигатель станет менее мощным, а расход топлива увеличится. А вот ситуация с карбоксилатными антифризами лучше, так как в случае его использования пленка сформируется только в том месте, где начала развиваться коррозия, причем толщина сформированного слоя будет очень маленькой. В результате выходит, что система охлаждения работает исправно, изнутри не покрыта защитным слоем, который снижает теплоотдачу.

Очень часто объем залитого антифриза может уменьшится за счет того, что испаряется вода, а также по причине утечек, то есть отсутствия герметичности системы. Если испарения были чрезмерными, то достаточно будет добавить обычной дистиллированной или кипяченной воды. Но есть в системе нет герметичности, то нужно влить недостающий объем ОЖ той же марки.

Смешивать можно антифриз от разных отечественных производителей, так как они делают ОЖ в одинаковых технических условиях. Но если номера ТУ разные, то смешивать такие антифризы нельзя, так как составляющие разных присадок могут вступить в реакцию друг с другом, отчего потеряют свои технические свойства. Поэтому если необходимость крайняя, то лучше налить воды, а уже после заменить всю ОЖ.

Влияние антифриза на перегрев двигателя

ОЖ-40 закипает при температуре больше 108°С, но в состоянии перед кипением пар может группироваться в пробки, которые мешают нормальной циркуляции в охладительной системе. Поэтому двигатель может перегреваться, то крайне опасно.

Что заливать под капот своей машины – только Ваше решение. Но все же стоит прислушаться к советам, которые очень часто могут быть полезными, а также могут спасти от значительных финансовых затрат.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today

состав, отличия, что лучше использовать

В странах с холодным климатом эксплуатация двигателей с водяным охлаждением сопряжена с определенными трудностями. Знаменитые плакаты «Водитель! Не забудь слить воду!» появились не зря – и по сей день в глубинке грузовой транспорт ездит с водой в системе, и, оставляя автомобиль на длительное время, водителям приходиться опустошать блок цилиндров и радиатор, чтобы их не разорвало льдом.

Но то, что привычно промасленному водителю «ГАЗона»-собственного ровесника, то среднестатистическому автомобилисту покажется дикостью. Поэтому появление незамерзающих жидкостей в Советском Союзе произошло во времена запуска Тольяттинского автомобильного завода – выпуская массовые автомобили, нужно было обеспечить их беспроблемную эксплуатацию в любом климате.

Содержание статьи

Тосол и антифриз: состав и отличия

Начнем с уточнения главного момента – распространенный вопрос, вынесенный в заголовок, неверен в корне, ибо термином «антифриз» обозначают любую незамерзающую охлаждающую жидкость, то есть тосол – это одна из разновидностей антифриза. Поэтому если и сравнивать, то тосол с одним конкретным типом охлаждающей жидкости – а их насчитывается немало.

Сам по себе тосол по советскому стандарту выпускался двух типов:

  1. Тосол-40 – это жидкость голубого цвета с температурой замерзания -40° С, применявшаяся в большинстве регионов страны.
  2. Тосол-65 – «арктическая» жидкость красного цвета, применявшаяся  в районах Крайнего Севера.

В основе же тосола и других типов антифризов лежит этиленгликоль. У этого вещества отличные характеристики для использования в подобных целях: уже при соотношении в растворе с водой 3:2 достигается температура замерзания -40°С, перед этим не происходит увеличение вязкости или расслоение раствора. Однако у этиленгликоля есть и два больших минуса:

  1.   Он ядовит, что вынуждает соблюдать известные меры предосторожности при обращении с ним.
  2. Отличается высокой коррозионной активностью по отношению к сплавам железа, алюминия и меди, то есть применение чистого раствора этиленгликоля способно повредить радиатор и сам двигатель, не говоря уже о термостате и помпе.

Поэтому в состав  антифриза на этиленгликолевой основе вводится пакет ингибиторов коррозии, защищающих двигатель, поэтому срок службы антифриза строго ограничен – старая охлаждающая жидкость уже не способна противостоять собственной агрессии по отношению к металлу. Состав пакета присадок может быть различным, он определяет не только совместимость жидкостей, но и их применимость.

Тосол, как и его устаревшие зарубежные аналоги, использовал для снижения коррозионной активности силикатные добавки. Это дешевое решение на практике оказалось малоэффективным – срок службы пакета силикатных присадок составляет не более двух лет, резко снижаясь при нагреве свыше 108 градусов, то есть в современных двигателях с высокой рабочей температурой (например, в двигателях BMW N-серии она переваливает за 100°С) они неприменимы.

Принцип действия подобного пакета присадок – в образовании на всех поверхностях, с которыми он соприкасается, химически инертной силикатной пленки. Но одновременно это снижает теплопередачу, поэтому тосол, как и любой другой антифриз на этиленгликолево-силикатной основе, неприменим в высокофорсированных двигателях. В двигателях с узкими каналами охлаждения их проходное сечение может снижаться до критической величины, поэтому при использовании тосола необходима не только его частая замена, но и промывка системы охлаждения.

Классификация антифризов и цветовая маркировка

Современные охлаждающие жидкости классифицируются следующим образом:

Ядовитость этиленгликоля привела к поиску его замены, и она нашлась в том же классе веществ: ближайший к нему по составу пропиленгликоль не просто безвреден, но и широко применяется в пищевой промышленности. Пропиленгликолево-карбоксилатные антифризы маркируются классом G13.

Цветовая маркировка

Для различения охлаждающих жидкостей между собой традиционно применяются красители. Однако же здесь есть важный нюанс – дело в том, что ни один стандарт не оговаривает четкую окраску, поэтому два антифриза одного цвета, но разных производителей могут быть несовместимы между собой. Стандартизированы только цвета оригинальных жидкостей Volkswagen, откуда и пошла общепринятая классификация G11, G12 (G12+), G12++: первые традиционно окрашиваются в зеленый цвет, вторые – в красный, третьи – в голубой. В продаже можно встретить и жидкости других цветов, поэтому необходимо ориентироваться только на указанный на упаковке класс. Например, при заводской заливке концерном Renault-Nissan применяется антифриз желто-зеленого цвета, но по составу он близок к карбоксилатным антифризам G12 – если же ориентироваться по цвету, то можно совершить серьезную ошибку, приняв его за G11.

Совместимость антифриза и тосола

Начнем с тосола: теоретически возможно его смешение с антифризами класса G11. Но только теоретически – дело в том, что советский состав и само название «тосол» не были запатентованы, поэтому на упаковке с надписью «тосол» может оказаться жидкость с заранее неизвестным составом. Вместо силикатных добавок могут применяться боратные, в то время как к применению в охлаждающих жидкостях класса G11 они запрещены. Поэтому, смешивая современный тосол с антифризом G11, вы всегда действуете на свой страх и риск.

Что же касается остальных антифризов, то их совместимость (при условии соответствия состава классификации Volkswagen, что соблюдается не всеми производителями) описывается следующим образом:

Так как до сих пор наиболее распространены жидкости классов G11 и G12, достаточно запомнить простое правило – они несовместимы, их смешение допустимо только в случае крайней необходимости и кратковременно.

Видео: При сколько градусах кипит антифриз (тосол)

Так что заливать?

Диапазон рабочих температур и качество теплопередачи – не единственные характеристики, определяющие применимость охлаждающей жидкости. Крайне важна и стойкость к кавитации – образованию микропузырьков при быстром движении крыльчатки помпы в толще антифриза. Кавитация несет сразу два отрицательных момента: сама по себе она разрушительно воздействует на крыльчатку, а пузырки резко снижают эффективность работы системы охлаждения.

Поэтому, начиная с класса G12, в состав охлаждающих жидкостей вводится пакет присадок, противодействующих кавитации. В то же время даже классический состав советского тосола этого не предполагал, состав же современных жидкостей под этим названием и вовсе известен только их производителям. Поэтому применять всевозможные «тосолы», продающиеся сейчас, можно только в низкооборотныхдвигателях с низкой теплонапряженностью (старые грузовики, автомобили ГАЗ с моторами 24Д, 402).

avtocity365.ru


Смотрите также