В качестве антифриза используется

.

Антифриз - это... Что такое Антифриз?

Антифриз (от греч. ἀντι- — против и англ. freeze — замерзать) — общее название для жидкостей, не замерзающих при низких температурах. Применяются в установках, работающих при низких температурах, для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, в качестве авиационных противообледенительных жидкостей. В качестве базовых жидкостей антифризов используются смеси этиленгликоля, пропиленгликоля, глицерина, одноатомных спиртов и других веществ с водой.

Автомобильные антифризы

Антифризом чаще всего называют автомобильную охлаждающую жидкость, так как температура её замерзания ниже температуры замерзания воды. Антифриз предназначен для предотвращения повреждения деталей, вызванного расширением воды при её замерзании. Антифризы не только имеют более низкую температуру замерзания (точнее — точку начала выпадения кристаллической фазы), но и при замерзании образуют кашеобразную массу, образование которой не повреждает детали двигателя, хотя и не позволяет двигателю нормально работать. Поэтому температура замерзания является важной эксплуатационной характеристикой антифриза.

Автомобильные антифризы состоят из этиленгликоля, воды и пакета присадок, придающих антифризу антикоррозионные - ингибиторы коррозии, антикавитационные, антипенные и флуоресцентные свойства. Этиленгликоль, помимо понижения температуры замерзания, приводит к повышению температуры кипения охлаждающей жидкости, что является дополнительным преимуществом при эксплуатации автомобилей в теплое время года. В антифризы добавляют красители, придающие антифризу тот или иной цвет, не имеющий отношения к его эксплуатационным свойствам и являющийся предметом договоренности производителя и потребителя. Часто один и тот же антифриз окрашивают в разные цвета для разных потребителей. Во многих случаях цвет антифриза может изменяться при эксплуатации в зависимости от сохранности пакета присадок, в этих случаях изменение цвета сигнализирует о непригодности антифриза для дальнейшего использования.

В настоящее время антифризы по составу антикоррозионных присадок делятся на 4 типа карбоксилатный (ОАТ), гибридный (Hybrid), лобрид (Lobrid) и традиционный (Traditional).

Карбоксилатные антифризы

Карбоксилатные антифризы содержат ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот. В иностранной литературе обозначаются как «Carboxilate coolants», OAT (Organic Acid Technology). Карбоксилатные ингибиторы не образуют защитного слоя по всей поверхности системы, адсорбируются лишь в местах (очагах) возникновения коррозии с образованием защитных слоев толщиной не более 0,1 микрона. Карбоксилатный антифриз имеет больший срок службы (более 5 лет, против 3-5 лет у гибридного и 2 лет у традиционного) и лучше защищает металлы от коррозии и кавитации, что обеспечивает оптимальное охлаждение двигателя.

Гибридные антифризы

Гибридные антифризы содержат, кроме органических (карбоксилатных)ингибиторов, также и неорганические ингибиторы - силикаты (европейская технология), нитриты (американская технология) или фосфаты (японская и корейская технология). Обозначаются термином «hybrid coolants», HOAT (Hybrid Organic Acid Technology).

Антифризы лобрид

Начиная с 2008 г. появился новый вид антифризов, в которых органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных ингибиторов. Для них еще не установлено общепринятого обозначения. Разработчики называют их «Lobrid coolants» или «SOAT coolants».[1]

Традиционные антифризы

Традиционные антифризы в качестве ингибиторов коррозии содержит неорганические вещества — силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации. Обозначаются терминами «Traditional coolants», «Conventional coolants», IAT (Inorganic Acid Technology).

Традиционные антифризы считаются морально устаревшими, их не применяют на первой заправке автомобилей, они в основном вышли из употребления. Это связано с тем, что неорганические ингибиторы имеют небольшой (не более 2 лет) срок службы, и не выдерживают высоких (более 105 °C) температур. Силикаты в процессе эксплуатации покрывает всю внутреннюю поверхность системы охлаждения силикатным слоем, что ухудшает теплообмен и снижает эффективность охлаждения двигателя. Тосол и его многочисленные модификации относятся к традиционному типу антифризов.

На практике часто используется символика компании Volkswagen для обозначения карбоксилатных антифризов G-12 и G-12+, для обозначения гибридных антифризов G-11, для обозначения «Lobrid coolants» G-12++.

Смешивать можно антифризы одного типа. Смешение антифризов разных типов не рекомендуется, так как это разбалансирует пакеты присадок.

См. также

Примечания

  1. ↑ Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок arteco не указан текст

Основные национальные стандарты на охлаждающие жидкости

Ссылки

dic.academic.ru

Состав антифриза – какой должна быть качественная охлаждающая жидкость?

1k

УЖЕ ПОДЕЛИЛИСЬ

В современных бензиновых и дизельных двигателях в качестве охлаждающей жидкости используются либо антифризы, готовые к использованию, либо концентраты, которые необходимо разбавлять водой в определенной пропорции. Антифриз защищает двигатель автомобиля от перегрева и сохраняет в рабочем состоянии все элементы системы охлаждения. За время эксплуатации жидкость теряет часть своих свойств, изменяется по цвету и составу и требует замены.

1 Для чего используется антифриз?

Для обеспечения нормальной работы двигателя и других узлов системы необходимо качественное охлаждение. На современном этапе наиболее распространены системы принудительного непрерывного охлаждения с постоянной циркуляцией жидкости. В процессе работы мотора антифриз может нагреваться до 120–140 градусов, а во время стоянки принимать температуру окружающей среды. Таким образом, именно состав и свойства жидкости определяют эффективность системы охлаждения и степень надежности работы двигателя. Качественный антифриз должен иметь:

Качественный антифриз с высокой текучестьюРекомендуем ознакомиться

Антифриз не должен способствовать коррозии металлов, вспениваться и разрушать другие элементы системы охлаждения. Практически все современные жидкости охлаждения изготавливаются на основе этиленгликоля с добавлением воды и различных присадок. Однако встречаются и антифризы на пропиленгликолевой основе. Смешивать эти два вида ОЖ между собой строго не рекомендуется!

2 Состав и основные свойства антифриза

Моноэтиленгликоль – жидкость желтого цвета без запаха с умеренной степенью вязкости с температурой кипения до 198 градусов и температурой начала кристаллизации от –11,5. При нагревании моноэтиленгликоль, смешанный с водой, очень сильно расширяется, поэтому современные системы охлаждения двигателя оснащены специальным расширительным бачком, который должен заполняться жидкостью на 92–95% от максимального объема.

Следует понимать, что сам по себе водный раствор на основе этиленгликоля химически токсичен и агрессивен и негативно воздействует на стальные, чугунные, алюминиевые и другие поверхности системы охлаждения.

Водный раствор на основе этиленгликоля

Пропиленгликоль – примерно равнозначное по свойствам вещество, которое имеет меньший показатель токсичности и большую вязкость при низких температурах. Из-за этого текучесть антифриза на основе пропиленгликоля и воды несколько ниже в зимнее время, поэтому используется такая смесь реже.

Таким образом, при смешивании этилен- или пропиленгликоля с водой в определенных пропорциях можно получить универсальную жидкость с температурой замерзания до –80 градусов. Как правило, антифриз состоит на 42–45% из воды. Такой состав наиболее выгоден производителям с экономической точки зрения. Соотношение воды и этиленгликоля определяется с помощью приборов ареометра или гидрометра, которые указывает проценты плотности жидкостей на специальной шкале.

Ареометр для измерения плотности антифриза

Присадки в антифриз – комплекс антипенных, антикоррозионных, красящих, стабилизирующих и других веществ, которые добавляются для уменьшения токсичности и предотвращения негативного воздействия на металлические, резиновые, пластиковые и другие поверхности в системе циркуляции жидкости.

Современный международный регламент запрещает использование в антифризах нитритов и нитратов, так как при взаимодействии с аминами, которые содержатся в жидкости, они образуют опасные токсические соединения.

3 Регламентируемые нормы при производстве охлаждающей жидкости

В нашей стране требования к составу охлаждающей жидкости нормируются по ГОСТу 28084-89. В стандарте прописаны главные показатели антифриза и тосола, который допускается к использованию: внешний вид, температурные режимы (показатель замерзания, кипения), плотность, вспениваемость, степень коррозионного воздействия и т. д. Сертификации в обязательном порядке охлаждающие жидкости не подлежат, при этом производители обязаны указывать все вышеперечисленные свойства на этикетках продукции или инструкции по использованию. Большинство жидкостей произведено по регламентированным стандартам качества, в которых оговаривается количество присадок, их состав, свойства и т. д.

Охлаждающие жидкостиЧто касается антифриза европейского и американского производства, то требования к производству регламентируются международными стандартами качества SAE и ASTM. В этих стандартах прописаны основные требования к качеству и составу жидкости в зависимости из чего состоит антифриз (этиленгликоль или пропиленгликоль). Эти стандарты предусматривают использование жидкостей на основе этиленгликоля только для легковых автомобилей и грузовиков малой габаритности (стандарт ASTM D4576). Другие стандарты предусматривают состав антифриза, который используется на двигателях тяжелой техники, многотоннажных грузовых автомобилях, в промышленных условиях и т. д.). Состав антифриза в этом случае имеет несколько дополнительных сложных присадок. Таким образом, ОЖ стандарта ASTM D4576 могут использоваться для легковых автомобилей в нашей стране.

Жидкость для двигателей тяжелой техникиСуществует также понятие спецификации производителя, когда конкретный изготовитель авто предъявляет дополнительные требования к антифризу, который используется на двигателях данной марки. Например, нормы General Motors или концерна Volkswagen запрещают использование в составе нитратов, аминов, фосфатов, ингибиторов коррозии, а также силикатов и хлоридов. Такое ограничение, по мнению инженеров этих компаний, позволяет увеличить срок службы двигателя и системы охлаждения путем уменьшения отложений накипи и коррозионного воздействия.

1k

УЖЕ ПОДЕЛИЛИСЬ

kareliyanews.ru

Что такое антифриз? :: Документация :: BMW 2 серия F22-F23 :: RU BMW

Как охладить жидкость в двигателе? Просто. Воспользоваться готовыми к употреблению концентратами или антифризами. Прежде чем их пускать в ход, их важно разбавить дистиллированной водой, соблюдая при этом пропорции.

С какими задачами справляется антифриз на ура? В его задачи вменяется защита мотора от перегрева, а также системы охлаждения от коррозии. Со временем он теряет «свое лицо», т.е. изменяется по составу и свойствам. Чтобы опять вернуть все на круги своя, важно антифриз слить и залить в автомобиль новую его порцию. Такое мероприятие стоит проделывать поближе к зиме. Несмотря на то, что тема антифриза не раз и не два уже поднималась, все равно находятся автомобилисты, которые не считают должным что-либо делать, что-то сливать и наливать в бак. Какую же роль играет охлаждающая жидкость на самом деле? Так ли задержка в ее слитии и наливании скажется плохо на работе автомобиля?

Стоит разобраться в этих и других вопросах по порядку…

Одно и то же ли означают слова тосол и антифриз?

Тосол – это одна из марок охлаждающих жидкостей. Для удобства в будущем словосочетание «охлаждающая жидкость» стоит заменить аббревиатурой ОЖ. Свое название жидкость позаимствовала от аббревиатуры названия отдела «Технология органического синтеза» (сокращенно ТОС). В этом отделе в свое время была разработана марка, которая впоследствии получила еще и окончание «-ол». В химии и оно кое-что значит: «-ол» - принадлежность к группе спиртов. Как правило, слово «тосол» применяется по отношению к ОЖ отечественного производства. Что же означает второй термин? В переводе с английского языка слово «антифриз» означает «препятствующий замерзанию». Иногда на упаковке с такой жидкостью можно встретить фразу «Cooling Water» (в переводе с англ. яз. – «охлаждающая жидкость»). По сути, термин «антифриз» - более общее понятие, обозначающее жидкость, которая не замерзает ни при каких обстоятельствах.

Какое сырье используется для производства антифризов?

Антифризы сегодня – это низкозамерзающие водные растворы многоатомных спиртов-этиленгликолей. Если брать этиленгликоль в чистом виде, то он представляет собой маслянистую жидкость, которая имеет сладковатый вкус. Его температура кипения составляет 196°С, а замерзания – 12,3°С. 52-64% - таково содержание этиленгликоля в ОЖ. Температура замерзания для полученных растворов – от -32 до -70°С. Введение антикоррозионных, противопенных и др. составов – это способ исключения ряда недостатков ОЖ (агрессивность по отношению к металлам, резине и т.д.).

Разрешается ли смешивания жидкостей разных цветов и марок?

Совместимость присадок оказывает воздействие на возможность смешивания разных ОЖ. Разные производители прибегают к помощи разных веществ. Кроме того, предлагаемые ими пакеты могут отличаться количеством и составом применяемых веществ. Одни прибегают к помощи неорганических соединений (фосфатные, аминные и т.д. ингибиторы). Другие используют импортные химические соединения нового поколения. Качество смеси антифриза ухудшается вследствие взаимодействия присадок. Речь идет о свойствах как антикоррозионных, так и смазывающих. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что смешивание разных ОЖ не допускается. Кстати, если покупать составы импортного производства, то их можно смешивать, так как несовместимость с другими ОЖ не встречается. Состав можно узнать, прочитав внимательно надписи на этикетке. Но все-таки не стоит экспериментировать и с ними. Как правило, автолюбители считают, что «синие» и «синие» или «красные» и «красные» ОЖ можно смешивать. На самом деле это не так. На цвет жидкости влияет используемый краситель, но это абсолютно не говорит о том, что «синие» и «синие» растворы имеют идентичный состав.

Стоп, подделка! Так ли опасны антифризы, произведенные по принципу «абы как»?

Прежде чем ответить на поставленный выше вопрос, стоит подчеркнуть, что малый вред причиняют ОЖ, в которых содержится недостаточное количество этиленгликоля. Переохлаждаясь, жидкость просто превращается в рыхлую ледяную кашицу. Ее появление не причинит вреда системе охлаждения мотора. Ее расширение не произойдет, как если в бак налить обыкновенную воду. Если запустить мотор, то в будущем кашица превратится в жижу. Вред автомобилю способна причинить коррозионная агрессивность, которая наблюдается у подделок. Под действием ее происходит «пожирание» медных трубок радиатора, «распаивание» паяных швов, «разъедание» деталей из стали и чугуна. Те, кто производят ОЖ и при этом не придерживаются технологии, как правило, продают их за копейки. Вместо этиленгликоля они используют полигликоль, диэтиленгликоль.

Как выбрать качественный антифриз? Чем он будет отличаться от некачественного?

К сожалению, качество антифриза можно определить только после проведения лабораторных испытаний. Как правило, абсолютно бесполезными являются такие процедуры, как проведение контроля плотности ареометром, пробы на вкусовые особенности и выяснение жирности продукта. Не стоит вообще пользоваться дедовскими методиками, так как этиленгликоль – ядовитое вещество. Нельзя также выяснить качество состава, проведя исследования на кухне. Можно уменьшить риск приобретения поддельного антифриза. Во-первых, антифриз стоит покупать в специализированном магазине, а также у производителей, которые готовы предоставить сертификат качества на продаваемый продукт. Во-вторых, перед покупкой стоит изучать внимательно этикетку. На ней должен наличествовать номер ТУ. Если планируется покупка импортной ОЖ, то важно найти номер стандарта производителя. В-третьих, на бутылке с антифризом должны наличествовать координаты фирмы-производителя, дата изготовления, срок годности. В-четвертых, охлаждающие жидкости с чрезвычайно низкой ценой стоит оставлять на прилавке! Они опасны!

Качество антифриза определяют по плотности?

Не редко автолюбители прибегают к помощи ареометров, считая, что с их помощью можно определить плотность состава, а впоследствии по ней вычислить t кристаллизации. Первая и вторая величины взаимосвязаны друг с другом. Если плотность антифриза составляет 1,078 г/куб. см, то t замерзания составляет 40°С. При использовании ареометра стоит создать необходимый температурный фон – t=20°C. Если температурный режим не будет соблюден, то оценка температуры замерзания антифриза будет неправильной. Кроме того, ареометр время от времени стоит относить на проверку в местные органы стандартизации и метрологии. Не стоит думать, что определение плотности и нормальное ее значение – гарант того, что антифриз качественный.

Сколько может храниться антифриз? Как часто нужно менять его?

Если ОЖ качественная, то срок хранения варьируется от 3 до 5 лет. В течение двадцати четырех месяцев тосол сохраняет свою работоспособность (60-80 тыс. километров автопробега). Иногда тосол выдерживает пятилетнее использование (100-250 тыс. км автопробега). На упаковке указывается срок хранения и периодичность замены жидкости. Но как уже говорилось выше, со временем ОЖ теряет свои свойства. Это происходит по причине срабатывания присадок, снижения запаса щелочности и т.д. Все они приводят к возрастанию агрессивности к металлу и резине, происходит увеличение пенообразования. Как только жидкость меняет свой цвет и в ней появляются хлопья, ее стоит заменять. Свои свойства антифриз теряет быстрее, если в процессе эксплуатации происходит понижение уровня восполнения водой. Если к ОЖ добавлять концентрат (1-1,5 л), то срок службы первого существенно возрастает.

Что лучше долить при снижении уровня охлаждающей жидкости? Что лучше вода или антифриз?

Дистиллированная вода, антифриз той же марки, антифриз класса G-12 Plus.

Перед заменой антифриза стоит промывать систему охлаждения мотора?

Да. Для промывки используют дистиллированную воду, свежую ОЖ, которая в дальнейшем будет заливаться в мотор. Если по близости нет ни того, ни другого, то можно использовать воду из водопровода или колодца, но прежде чем ее пускать в ход, стоит ее тщательно прокипятить при t=30-40°C (кипячение должно вестись в эмалированной посуде). После слива ОЖ в двигатель заливают заранее приготовленную воду, а потом проводят прогрев двигателя в течение 20-25 минут. Так как не вся жидкость впоследствии выльется из мотора, лучше всего для промывки использовать свежую ОЖ. Специальные промывки позволяют эффективно удалять грязевые массы, продукты коррозии, накипь и т.д. Часть из них добавляется в старую ОЖ, а другая уже на этапе промывки двигателя.

Почему лучше всего менять ОЖ перед зимними холодами?

В сильные морозы возникают неисправности в системе охлаждения. Особенно они наличествуют тогда, когда в течение года в расширительный бак добавляется вода. Ее добавление приводит к изменению пропорции воды в смеси с этиленгликолем. Это обстоятельство приводит к повышению t замерзания. Добавление воды в бак с антифризом не изменит свойств ОЖ. Он не замерзнет в отличие от воды. Когда вода и антифриз перемешаются друг с другом, то в системе охлаждения произойдут проблемы с циркуляцией, и, как следствие, водопомпа быстрее выйдет из строя.

www.rubmw.ru

Что такое автомобильный антифриз, класификация.

Во время работы двигателя внутреннего сгорания выделяется избыточное тепло, которое нагревает мотор. Чтобы избежать разрушения частей двигателя при нагреве, избыточное тепло необходимо отводить. В большинстве современных ДВС используется жидкостная система охлаждения. В качестве теплоносителя в такой системе используется специальная жидкость, называемая антифризом. Давайте разберемся: антифриз — что это такое?

Немного истории

Коррозийные отложения в системе охлаждения ДВС

Первые ДВС охлаждали с помощью воздуха. Но чем мощнее и сложнее становились моторы, тем тяжелее было организовать необходимый теплоотвод, используя воздушную систему охлаждения. Выход был найден — для охлаждения моторов стали использовать жидкость.

Первой охлаждающей жидкостью (ОЖ) стала вода. За долгие годы использования выявились ее основные недостатки:

В двадцатых годах прошлого столетия на помощь конструкторам двигателей пришла химия. В роли ОЖ стали использовать смесь этиленгликоля и воды. Чистый этиленгликоль — двухатомный спирт — замерзает при температуре 13 градусов ниже нуля, но в смеси с водой (65% к 35%) не замерзает до тех пор, пока температура не опустится до отметки минус 65 градусов по шкале Цельсия. При этом антифриз не превращается в лед, а остается вязкой массой, которая не разрушает детали двигателя.

Классификация ОЖ для автомобилей

Современный автомобильный антифриз состоит из следующих компонентов:

Водный раствор этиленгликоля также способствует коррозии, поэтому в него вводят пакет присадок. Кроме антикоррозийных, в антифризы добавляют присадки, улучшающие сопротивление возникновению кавитации и образованию пены, а также флуоресцирующие добавки и красители.

По содержащимся присадкам автомобильные антифризы разделяются на четыре группы

  1. Традиционные.
  2. Карбоксилатные.
  3. Гибридные.
  4. Лобридные.

Состав автомобильных ОЖ

Первыми на свет появились так называемые традиционные, или неорганические автомобильные ОЖ (IAT — Inorganic Acid Technology). Из названия следует, что в них применяются присадки на неорганической основе ( силикаты, нитриты, фосфаты и др.). Основные недостатки:

К данной группе антифризов относится всем известный ТОСОЛ. В настоящее время использование таких антифризов сходит на нет.

Следующая группа автомобильных ОЖ — карбоксилатные. Обозначение их — OAT (Organic Acid Technology). Первыми их внедрила компания GM. В качестве присадок в них используются соли карбоновых кислот. Такие антифризы образуют оксидную пленку только там, где уже образовался очаг коррозии, и эта пленка очень тонкая — не толще 0,1 микрона, что позволяет эффективнее отводить тепло от деталей мотора. Срок службы таких ОЖ увеличился до 5 лет.

Но и у карбоксилатных ОЖ обнаружились свои недостатки: такая жидкость плохо сопротивляется кавитационным процессам, в добавок соли карбоновых кислот оказались неплохими пластификаторами, в результате чего антифризы этого типа способствуют размягчению резиновых патрубков, а также силиконосодержащих прокладок.

Для борьбы с этими явлениями в антифризы снова стали добавлять присадки неорганического происхождения. Так появилась следующая группа автомобильных ОЖ — гибридная — Hybrid Organic Acid Technology (HOAT). Производители в разных частях света имеют разные предпочтения среди неорганических присадок — в Америке добавляют нитриты, в Европе — силикаты, в Азии — фосфаты.

Развитие ОЖ на этом не остановилось. В XXI столетии появилась новая группа автомобильных антифризов — так называемые низкогибридные (lowbrid). Пионером в их использовании стал концерн VAG. Здесь к пакету органических добавок в состав вводят самый минимум силикатов. В итоге интервал замены такой охлаждающей жидкости может доходить до 500 тыс. км.

Правда, впоследствии Volksvagen отказался от использования низкогибридных ОЖ в пользу жидкостей с добавлением глицерина в невысокой концентрации. Мотивировка такого шага назад в производстве охлаждающих жидкостей — требования экологии.

Трудности выбора

Производители предлагают на выбор большое количество антифризов разных групп.

Чтобы не ошибиться с выбором охлаждающей жидкости для конкретного автомобиля, следует руководствоваться инструкцией завода-изготовителя.

Каждый автопроизводитель имеет свою систему обозначений допусков антифриза, и чтобы не попасть впросак при самостоятельном выборе, необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации авто, где указываются допустимые виды охлаждающей жидкости. Жидкости для охлаждения, принадлежащие к разным группам, смешивать нельзя! И не стоит ориентироваться только на цвет — краситель нужен лишь для облегчения визуального определения уровня в расширительном бачке, и в принципе может быть любым.

autolirika.ru

Реферат Антифриз

Реферат на тему:

План:

Введение

Антифриз (от греч. ἀντι- — против и англ. freeze — замерзать) — общее название для жидкостей, не замерзающих при низких температурах. Применяются в установках, работающих при низких температурах, для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, в качестве авиационных противообледенительных жидкостей. В качестве базовых жидкостей антифризов используются смеси этиленгликоля, пропиленгликоля, глицерина, спиртов и других веществ с водой.

1. Автомобильные антифризы

Антифризом чаще всего называют автомобильную охлаждающую жидкость, так как температура её замерзания ниже температуры замерзания воды. Антифриз предназначен для предотвращения повреждения деталей, вызванного расширением воды при её замерзании. Антифризы не только имеют более низкую температуру замерзания (точнее — точку начала выпадения кристаллической фазы), но и при замерзании образуют кашеобразную массу, образование которой не повреждает детали двигателя, хотя и не позволяет двигателю нормально работать. Поэтому температура замерзания является важной эксплуатационной характеристикой антифриза.

Автомобильные антифризы состоят из этиленгликоля, воды и пакета присадок, придающих антифризу антикоррозионные, антикавитационные, антипенные и флуоресцентные свойства. Этиленгликоль помимо понижения температуры замерзания приводит к повышению температуры кипения охлаждающей жидкости, что является дополнительным преимуществом при эксплуатации автомобилей в теплое время года. В антифризы добавляют красители, придающие антифризу тот или иной цвет. Цвет антифриза не имеет отношения к его эксплуатационным свойствам и является предметом договоренности производителя и потребителя. Часто один и тот же антифриз окрашивают в разные цвета для разных потребителей.

В настоящее время антифризы по составу антикоррозионных присадок делятся на карбоксилатный, гибридный и традиционный типы.[1]

1.1. Традиционные антифризы

Традиционные антифризы в качестве ингибиторов коррозии содержит неорганические вещества — силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации. Обозначаются терминами «Traditional coolants» или «Conventional coolants».

Традиционные антифризы считаются морально устаревшими, их не применяют на первой заправке автомобилей, они в основном вышли из употребления. Это связано с тем, что неорганические ингибиторы имеют небольшой (не более 2 лет) срок службы, и не выдерживают высоких (более 105 °C) температур. Силикаты в процессе эксплуатации покрывает всю внутреннюю поверхность системы охлаждения силикатным слоем, что ухудшает теплообмен и снижает эффективность охлаждения двигателя. Тосол и его многочисленные модификации относятся к традиционному типу антифризов.

1.2. Гибридные антифризы

Гибридные антифризы содержат и органические, и неорганические ингибиторы (обычно силикаты или фосфаты). Обозначаются термином «hybrid coolants».

1.3. Карбоксилатные антифризы

Карбоксилатные антифризы содержат ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот. В иностранной литературе обозначаются как «OAT coolants» (Organic Acid Technology). Карбоксилатные ингибиторы не образуют защитного слоя по всей поверхности системы, адсорбируются лишь в местах (очагах) возникновения коррозии с образованием защитных слоев толщиной не более 0,1 микрона. Карбоксилатный антифриз имеет больший срок службы (5 лет против 3 лет у гибридного и 2 лет у силикатного) и лучше защищает металлы от коррозии и кавитации, что обеспечивает оптимальное охлаждение двигателя.

На практике часто используется символика компании Volkswagen для обозначения карбоксилатных антифризов G-12 и G-12+, для обозначения гибридных антифризов G-11, для обозначения «Lobrid coolants» G-12++.

Начиная с 2008 г. появился новый вид антифризов, в которых органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных ингибиторов. Для них еще не установлено общепринятого обозначения. Разработчики называют их «Lobrid coolants» и «SOAT coolants».[1]

Смешивать можно антифризы одного типа. Смешение антифризов разных типов не рекомендуется, так как это разбалансирует пакеты присадок.

Примечания

  1. ↑ 12 www.arteco-coolants.com - www.arteco-coolants.com

3. Основные национальные стандарты на охлаждающие жидкости

wreferat.baza-referat.ru

Что такое антифриз? Когда менять антифриз в машине? Какой антифриз заливать? Можно ли смешивать антифризы? Антифриз для систем отопления

Антифризы (от греческой приставки анти - против, и английского глагола  freeze — замерзать) — не замерзающие при низких температурах жидкости. Применяются в качестве теплоносителя в системах отопления периодического действия, находящихся в условиях отрицательных температур, в качестве авиационных антиобледенительных жидкостей, но в основном - для охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Основа антифризов - смеси этиленгликоля, пропиленгликоля, глицерина, спиртов и других веществ с водой.

Оптимальной температурой двигателя внутреннего сгорания считается 85-90 оС. Ее поддерживает система охлаждения, в которой циркулирует жидкость для отвода излишков тепла. Первой такой жидкостью была вода. Но при отрицательных температурах она замерзает, и, чтобы лед не разорвал блок двигателя и радиатор, приходилось её сливать (так иногда делают и до сих пор). Позже в неё стали добавлять жидкости, замерзающие при более низких температурах.

Так, в 20-е годах ХХ века появился антифриз. Изготавливался он на основе глицерина. Кроме требуемой низкой температуры замерзания он обладал также высокой вязкостью и плохой текучестью. Чтобы это исправить к глицерину стали добавлять спирты, в основном, этанол. Текучесть улучшилась, но получился суррогатный алкогольный напиток, которым травились, но все-таки пили (особенно в России).

Замену этому нашли в виде этиленгликоля, который, однако, также ядовит. Чистый этиленгликоль замерзает уже при -12 градусах Цельсия. Но с добавлением воды (40-60 %) температура его кристаллизации сильно понижается. В СССР антифризы выпускались  с температурой кристаллизации -40о С и -65о С, в странах с теплыми зимами - с более высокой. При этом антифриз превращается в кашеобразную массу, не увеличивающую свой объем.

Однако смесь этиленгликоля с водой агрессивна к цветным металлам и имеет склонность к вспениванию. Чтобы эти недостатки свести к минимуму, в раствор добавляют специальные присадки. Современная охлаждающая жидкость должна не только охлаждать двигатель, но также смазывать помпу и  защищать систему охлаждения от коррозии в течение всего срока службы, а также иметь высокую точку кипения. Поэтому правильнее её все-таки именовать как «engine coolant concentrate» (буквально с английского - «двигательный охладитель концентрированный»).

Современные автомобильные антифризы состоят из этиленгликоля, реже пропиленгликоля, дистиллированной воды и пакета присадок, придающих охлаждающей жидкости антикоррозионные, противопенные, антикавитационные  и флуоресцентные свойства. Этиленгликоль также повышает температуру кипения антифриза (108 и более о С), что немаловажно при эксплуатации автомобилей в жару и в экстремальных условиях. Красители, добавляемые в антифриз, не меняют его эксплуатационные свойства и используются в качестве отличия одной марки антифриза от другой.

По эффективности этиленгликоль и пропиленгликоль мало отличаются. Основным различием между ними является токсичность. Острая токсичность пропиленгликоля существенно ниже, чем у этиленгликоля. Пропиленгликоль не токсичен в малых дозах и не является хроническим токсином. Этиленгликоль и тяжелые металлы, входящие в состав некоторых присадок, являются хроническими токсинами. Антифризы на основе пропиленгликоля гораздо безопаснее для человека. Биоразлагаемость этиленгликоля и пропиленгликоля практически идентична.  Тем не менее, большинство охлаждающих жидкостей производится на основе более дешевого этиленгликоля.

В настоящее время различают 4 типа антифризов по составу антикоррозионных присадок: карбоксилатный, гибридный, лобрид и традиционный. Смешивание разных типов антифризов  не рекомендуется, так как это может нарушить работу пакета присадок.

Карбоксилатные антифризы содержат ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот, которые образуют защитный слой толщиной до 0,1 микрона. Расход ингибиторов происходит только при возникновении очагов коррозии. Поэтому карбоксилатный антифриз дольше служит (более 5 лет, а традиционный - 2 года) и лучше защищает металлы от коррозии и кавитации, обеспечивая оптимальное охлаждение двигателя. Карбоксилатные антифризы часто обозначаются символикой компании Volkswagen: G-12 и G-12+. Этот тип антифризов и рекомендуется производителями большинства современных автомобилей. Самые распространенные антифризы G12: CoolStream Premium, X-Freeze Carbox, Sintec Premium. Они получили допуск ряда автопроизводителей, ими заправляют автомобили ещё на заводе.

Гибридные антифризы сочетают органические (карбоксилатные) ингибиторы и неорганические - силикаты, нитриты или фосфаты. Обозначаются они термином «hybrid coolants» или  G-11.

В 2008 году появился новый тип антифризов, в которых к органической основе добавлено небольшое количество минеральных ингибиторов. Разработчики называют их «Lobrid coolants», «SOAT coolants» или G-12++.

Традиционные антифризы имеют в своем составе в качестве ингибиторов коррозии неорганические вещества — силикаты, бораты, фосфаты, амины, нитриты, нитраты и их комбинации. Они имеют небольшой (не более 2 лет) срок службы и не выдерживают высоких (более 105 °C) температур. При эксплуатации силикаты покрывает поверхность системы охлаждения силикатным слоем, ухудшающим теплообмен и снижающим эффективность охлаждения двигателя.

К этому типу антифризов относятся Тосол и его многочисленные модификации.   Охлаждающую жидкость "Тосол А40" с содержанием этиленгликоля 40% и набором присадок знает каждый автолюбитель. Как основной антифриз недавних времен, тосол превратился в имя нарицательное, так называют порой любые охлаждающие жидкости. На самом деле ТОСОЛ - это аббревиатура первых трех букв названия отдела (Т.О.С. - технологии органического синтеза) в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ). В 1971 году этим отделом разработана охлаждающая жидкость для автомобилей ВАЗ. А ОЛ - характерное для спиртов окончание (этанол, метанол, бутанол).

Любая охлаждающая жидкость имеет ограниченный срок службы. Комплект присадок для традиционного антифриза теряет свои свойства уже после 500-700 часов работы в дизельном и 700-1000 часов в бензиновом двигателе (примерно 40-60 тысяч км пробега). То есть один раз в 2-4 года, а кто много ездит - и чаще, антифриз необходимо менять с промывкой системы охлаждения. Но, не дожидаясь этих сроков, следует обратить внимание на такие признаки:

Первый - плотность жидкости, она должна быть в пределах 1,065-1,085 г/куб.см при температуре 20?С. Второй - цвет антифриза, который изменяется в процессе эксплуатации.  "Тосол", например,  становится зеленым, а затем приобретает желтый оттенок. Это уже сигнал к замене антифриза. Если  антифриз становится рыже-бурым, значит детали системы уже подверглись коррозии. Такую охлаждающую жидкость нужно сразу заменить. Третий. Образование маслянистого налета в расширительном бачке. Четвертый: при небольших отрицательных температурах (минус 10-15°С)  антифриз мутнеет, выпадает осадок. Пятый: чаще обычного срабатывает электровентилятор радиатора. Когда появляется хотя бы один из этих признаков, антифриз пора менять.

Если уровень антифриза при эксплуатации понизился и при этом незаметно следов течи, то добавлять следует дистиллированную воду. При утечке, после устранения ее причин, нужно долить антифриз той же марки или, по крайней мере, того же типа.

Так что, если у вас современный автомобиль, то и антифриз в нем должен быть соответствующий. На нем не стоит экономить. Последствия применения некачественного или с истекшим сроком годности антифриза могут быть плачевны - это может привести к перегревам двигателя, повышению расхода топлива, снижению динамики и мощности, к поломке помпы (насоса охлаждающей жидкости), термостата или радиатора, а то и всего силового агрегата.

Поэтому к антифризу надо относиться не менее серьезно чем к топливу или к маслу. Покупать нужно охлаждающую жидкость, рекомендованную заводом-изготовителем, и лучше в серьезных магазинах. Канистра должна вызывать доверие к изготовителю, она, как правило, закрыта пробкой с одноразовой “трещоткой”, защищена “пломбой” - ярлыком или лентой, мембраной и быть полностью герметичной. Жидкость в ней должна быть прозрачной и без осадка. При встряхивании образовавшаяся пена должна осесть примерно через три секунды, у концентрата - через пять. На хорошо приклеенной этикетке четко видны штрих-код, рисунки, буквы и цифры. Из нее можно узнать: название фирмы-изготовителя, ее адрес и телефон, инструкцию по применению антифриза, его температуру кипения и замерзания, срок хранения, номер партии и  дату  изготовления.

Антифриз для систем отопления

Напоследок, несколько слов об антифризе для систем отопления. Неверно полагать, что для этого годится автомобильный Тосол - в нем содержатся добавки, не разрешенные к применению в жилых помещениях. Для этих целей разработан специальный бытовой антифриз.  Его заливают в отопительную систему и разбавляют водой примерно в соотношении 1:3.

Такой антифриз более текуч в отличие от воды. Поэтому в отопительной системе применяются специальные прокладки для обеспечения наиболее герметичного соединения резьбовых разъемов. Теплоемкость бытового антифриза на 15-20% меньше, чем у воды (он хуже аккумулирует тепло и хуже его передает). Поэтому при проектировании отопительной системы с бытовым антифризом  выбирают более мощные радиаторы. Из-за более высокой вязкости для прокачки бытового антифриза необходимо устанавливать более мощные циркуляционные насосы. Недопустим перегрев бытового антифриза в котле и его контакт с оцинкованными поверхностями, так как это приводит к необратимым химическим изменениям и утрате им первоначальных качеств.

www.ruavtor.ru

Как правильно выбрать охлаждающую жидкость для автомобиля

С наступлением холодов практически у всех автомобилистов помимо основной задачи — переобуть машину появляется ещё одна — подготовка системы охлаждения двигателя к зиме. Прежде всего, нужно заменить антифриз, ведь это важная составляющая системы обеспечения работоспособности мотора автомобиля. Более 20% поломок связаны с неправильным подбором или несвоевременной заменой антифриза, и ещё 40% косвенно зависят от него. Он, циркулируя по системе, забирает у двигателя тепло, тем самым не допуская его перегрева. Ведь во время работы, температура внутри мотора может порой достигать более 220°С. Соответственно, при сохранении такой температуры в системе, долго работать мотор не сможет. Детали выйдут из строя, и потребуется дорогостоящий ремонт. Однако это только одна из его функций, пускай и самая основная. Помимо защиты двигателя от перегрева, антифриз помогает охладить гидравлическую жидкость коробки передач. Способствует смазке водяного насоса мотора. К тому же особый состав препятствует коррозии металлических деталей системы, её засорению.

Во время морозов просто вода, неправильно подобранный или некачественный антифриз, залитый в систему охлаждения, может замёрзнуть. Он перестанет при этом выполнять свои охлаждающие функции. Или ещё хуже, вследствие расширения замерзающей жидкости, может попросту разорвать какие-то из деталей. Именно потому выбору хорошей охлаждающей жидкости, её своевременной замене придаётся столь огромное значение.

На рынке представлен богатый выбор антифризов для автомобилей

Однако определиться с тем какой антифриз лучше и что подойдёт именно для вашего автомобиля сегодня достаточно сложно. На рынке огромный выбор антифризов от разных производителей, которые очень отличаются по составу, консистенции и даже по цвету.

Состав охлаждающей жидкости

Прежде чем выбирать какой антифриз лучше для вашего авто, следует ознакомиться с его базовым составом.

Наибольшее значение для качества антифриза имеют две составляющие: жидкость с пониженной температурой замерзания и антикоррозийные присадки. А также в состав добавляется большое количество дистиллированной воды, иногда она составляет до 50% от удельного веса готового раствора.

Для придания цвета в охлаждающую жидкость добавляются красители. Однако если раньше цвет антифриза определял его некоторые качественные характеристики, состав, то со временем это стало лишь обычным маркетинговым ходом. Потому сказать что, к примеру, «голубенькая лучше зелёненькой» сегодня нельзя. Нужно разбираться что именно в её составе, смотреть на внешние показатели такие как консистенция, запах и т. д., и даже на упаковку.

Для снижения температуры замерзания может быть использован практически любой раствор из неорганических солей, спиртовые, глицериновые и другие растворы, которые имеют более низкую температуру замерзания. 40-градусный спирт один из лучших, однако включать его в состав антифризов нельзя в силу его летучести и сильной воспламеняемости.

Чаще всего при изготовлении используют гликоли (этилен и пропилен). Однако они обладают высокой токсичностью. Их парами в больших количествах можно отравиться, а употребление внутрь даже небольшого количества смертельно для человека. Потому с такими жидкостями обходиться нужно очень осторожно.

Более экологичный — полипропиленгликоль, он быстрее разлагается, не отравляет окружающую среду. Но и более дорогой.

В последнее время стали появляться на прилавках магазинов охлаждающие жидкости, в которые помимо гликолей добавляют глицерин. Зарубежные производители стали им частично заменять дорогой и токсичный гликоль. Там в качестве антифриза используется качественный и хорошо очищенный глицерин, который абсолютно безопасен и для человека, и для окружающей среды. Однако глицериновые охлаждающие жидкости отечественного производства использовать не рекомендовано, так как у нас в производстве используется дешёвый и плохо очищенный глицерин. Это позволяет существенно (вполовину) снизить себестоимость. Но при этом он оказывает губительное действие на систему охлаждения. Глицерин низкой степени очистки значительно быстрее разлагается под действием высокой температуры. После этого образуются органические кислоты, что приводит к повышению коррозийной активности. Антифриз на основе неочищенного глицерина более вязкий, а это не только ухудшает запуск холодного автомобиля, а и приводит к износу водяного насоса. К тому же неграмотное использование глицерина приводит к ухудшению теплоотвода, и как следствие, к возможному перегреву мотора.

Как ингибиторы коррозии используют органические и неорганические кислоты (карбоксилаты, силикаты, нитриты, фосфаты и др., в различном сочетании). Следует отметить, что неорганические вещества, такие как силикаты, нитриты, нитраты и т.д., снижают срок службы жидкости, не выдерживают значительных температур. К тому же в процессе использования таких жидкостей, система охлаждения изнутри покрывается силикатным слоем, который ухудшает теплообмен.

Лучшими по качеству считаются антифризы на основе органических кислот, к примеру, карбоксилаты. У них длительный срок службы, к тому же защитным слоем покрывается только та часть системы, где выявлена коррозия.

Типы охлаждающих жидкостей

Выделяют следующие типы антифризов.

Традиционное средство для охлаждения двигателя

Cредство класса G11

Карбоксилатные продукты

Класс вещества G13

Как выбрать охлаждающую жидкость?

Выбирая охлаждающую жидкость, помимо состава, также важно учитывать,какой именно антифриз рекомендует производитель вашей машины. Рекомендации вы найдёте в технической документации вашего автомобиля. При этом покупать лучше всего не на рынке, а в специализированных магазинах, так вероятней приобрести качественны товар, а не подделку. Стоит сравнить предварительно цены в нескольких торговых точках. Охлаждающая жидкость одной марки и одного вида во всех из них будет стоить приблизительно в одном ценовом диапазоне, если же она существенно ниже, то велика вероятность подделки.

До покупки следует осмотреть внешне канистру и её крышку. Она должна быть герметична, стоит проверить не шипит и не течёт ли канистра при надавливании. Закрывается зачастую крышкой с пломбой, ярлыком или лентой, для того чтобы распаковать незаметно не получилось. Также нелишним будет обратить внимание и на этикетку. У хорошего антифриза этикетка хорошо сделана и надёжно приклеена. Она содержит информацию технического характера, контакты производителя, дату производства и номер партии. И обязательно никакой рекламы.

Если канистра просвечивается, можно на месте, ещё до раскрытия и покупки, посмотреть есть ли осадок, мутная жидкость или прозрачная. Хороший антифриз прозрачный, без осадка и практически не пенится (пена при встряхивании оседает за 3–5 секунд).

После того как купили, при распаковке, важно оценить некоторые из параметров. К примеру, если антифриз продавался в непрозрачной таре, то важно отлить его во что-нибудь прозрачное, проверить на мутность и пенообразование. Хороший антифриз не должен иметь запаха нефтепродуктов. После разбавления водой концентрата, он не должен образовывать осадка.

И напоследок несколько слов об использовании и замене антифриза

Выбор антифриза — это далеко не всё. Важно понимать, как правильно его использовать и вовремя заменять.

Важно помнить, что в систему охлаждения заливается только разбавленная жидкость. В продаже есть и концентрат и уже готовый раствор, потому сразу необходимо ознакомиться с инструкцией, и в случае надобности развести концентрат. Не стоит смешивать разные марки и виды. Если вы решили сменить антифриз, то лучше всю охлаждающую жидкость слить с системы, и залить новую.

Также важно не забывать о том, что любой антифриз имеет свой срок службы, как правило, от 2 до 5 лет в зависимости от вида. Эту информацию вы найдёте на этикетке. Однако иногда требуется заменить и раньше. На то что жидкость надо менять вам может указать: изменение её цвета, помутнение, появление осадка или желеобразной массы на крышке расширительного бачка. Даже более частая срабатывание вентиляции радиатора говорит о невыполнении антифризом своих функций. Если присутствует хотя бы одно из вышеперечисленных проявлений, нужно срочно менять антифриз.

Выводы

Выше перечисленные характеристики и рекомендации помогут вам определиться с тем какой антифриз лучше выбрать. А правильное его использование и своевременная замена позволят двигателю вашего авто работать надёжно и долго.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 4.5% / Рассрочка / Trade-in / 95% одобрений / Подарки в салоне Мас Моторс

rating-avto.ru


Смотрите также