Освидетельствование на состояние наркотического опьянения


Медицинское освидетельствование водителей транспортных средств на состояние наркотического опьянения Порядок и правила определения наличия наркотических средств, психотропных и иных, вызывающих опьянение веществ и их метаболитов Наркотическое опьянение

В соответствии с пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

В соответствии с пунктом 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения; передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке - временного разрешения кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил.

В соответствии с частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Вопросы медицинского освидетельствования (медосвидетельствования) на состояние алкогольного опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами (водителей транспортных средств), рассмотрены на страничке "Медицинское освидетельствование водителей транспортных средств на состояние опьянения (МОСО)".

Ниже приведена информация о медицинском освидетельствование (МО) водителей транспортных средств на наркотическое опьянение (НО) (медосвидетельствование на наркотики).

С 26 марта 2016 года медицинское освидетельствование на состояние опьянения (медосвидетельствование, МО, МОСО) лица, которое управляет транспортным средством, проводится в соответствии с приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)", которым утвержден новый порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), отменены приложения № 1 - 6, 9 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года № 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения", в том числе и Инструкция по проведению медицинского освидетельствования, и согласно которому с 01 июня 2016 года вводится новая форма Акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) под тем же номером учетной формы, что действует и в настоящее время.

До 26 марта 2016 года медицинское освидетельствование водителей проводилось в соответствии с "Инструкцией по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы № 307/у-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года № 308 в редакции приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 января 2006 года № 1, от 14 июля 2009 года № 512н, от 15 февраля 2010 года № 85н, от 25 августа 2010 года № 724н, приказа Минздрава России от 05 марта 2014 года № 98н.

Согласно пункту 12 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)", при медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка (имеются в виду - водители транспортных средств), отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.

Клиническими признаками опьянения может быть один или несколько признаков из перечисленных в приложении № 2 к Порядку проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического). В частности, характерными и наиболее часто указываемыми в акте признаками наркотического опьянения являются изменение размера зрачков, нистагм, неустойчивость в позе Ромберга, неточное выполнение точных движений, дрожание пальцев рук, измененное поведение, вегето-сосудистые реакции, то есть все те признаки, которые можно кратко охарактеризовать как совокупность нарушений физических или психических функций лица, управляющего транспортным средством.

Отбор, транспортировка и хранение биологических объектов для проведения химико-токсикологических исследований проводят в соответствии с "Рекомендациями по организации работы по отбору, транспортировке и хранению биологических объектов для проведения химико-токсикологических исследований на наличие алкоголя и его суррогатов, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, вызывающих опьянение (интоксикацию), и их метаболитов" (приложение № 2 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 27 января 2006 года № 40 "Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ") (см. страничку сайта, а также - "Отбор пробы мочи для химико-токсикологического исследования").

При этом, акт медицинского освидетельствования (акт МО, или акт МОСО, или акт медосвидетельствования) заполняется в полном объеме кроме заключения. Должностному лицу, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, выдается заверенная печатью медицинской организации и подписью врача (фельдшера), проводившего освидетельствование, справка произвольной формы, в которой отражается, что по результатам освидетельствования обнаружены (не обнаружены) клинические признаки опьянения, предусмотренные приложением № 2 к настоящему Порядку, медицинское освидетельствование будет завершено по получении результатов химико-токсикологического исследования биологического объекта. Копия указанной справки выдается освидетельствуемому (его законному представителю) (пункт 13 раздела "III. Порядок проведения медицинского освидетельствования" Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)).

Следует иметь в виду, что в справке, выдаваемой должностному лицу и свидетельствуемому водителю, не требуется указание конкретных клинических признаков опьянения.

Биологическим объектом для проведения химико-токсикологических исследований (ХТИ) на наличие наркотических средств и психотропных веществ является моча. Отбор биологического объекта (мочи) для направления на химико-токсикологические исследования производится в объеме не менее 30 мл в одноразовый контейнер для сбора мочи в туалетной комнате. Кровь на ХТИ отбирается при наличии у освидетельствуемого острых заболеваний, состояний, представляющих угрозу его жизни, или если в течение 30 минут после направления на химико-токсикологические исследования свидетельствуемый заявляет о невозможности сдачи мочи. Отбор крови производится из поверхностной вены в объеме 15 мл в две пробирки (флакона) объемами 10 мл и 5 мл.

Порядок и правила определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством (водителя транспортного средства), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475 "Правила определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством". Определение наличия наркотических средств или психотропных веществ осуществляется в химико-токсикологических лабораториях медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ (услуг) (пункт 3 Правил).

Правила проведения химико-токсикологических исследований подробно изложены в соответствующем приложении № 3 к Порядку проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

Максимальный срок для получения результатов химико-токсикологических исследований может определяться органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации с учетом удаленности химико-токсикологической лаборатории от медицинских организаций, осуществляющих освидетельствование, особенностей пересылки биологических проб и результатов исследования. Сроки проведения подтверждающих химико-токсикологических исследований не должны превышать трех рабочих дней с момента поступления пробы биологического объекта в лабораторию.

Химико-токсикологические исследования отобранных проб биологических объектов проводятся в месте отбора биологической пробы, в клинико-диагностических или химико-токсикологических лабораториях наркологических диспансеров (наркологических больниц) или иных медицинских организаций, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по клинической лабораторной диагностике или судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов (биохимической, генетической, медико­криминалистической, спектрографической, судебно-биологической, судебно­гистологической, судебно-химической, судебно-цитологической, химико­токсикологической).

Химико-токсикологические исследования пробы биологического объекта при медицинском освидетельствовании в обязательном порядке проводятся на следующие химические вещества, включая их производные, метаболиты и аналоги: опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катиноны, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, этанол и его суррогаты.

При положительных результатах химико-токсикологических исследований (ХТИ) предварительными методами (иммунохроматографический, иммуноферментный, поляризационный флуороиммуноанализ, тонкослойная хроматография) проводится их подтверждение одним или двумя подтверждающими методами (спектральные, хроматографические: специализированные системы для обнаружения опиатов, каннабиноидов, бензодиазепинов на основе тонкослойной хроматографии, газожидкостная хроматография, высокоэффективная жидкостная хроматография, хроматомасс-спектрометрия). Наиболее распространенными предварительными методами являются методы иммуноферментного или иммунохимического анализа. Наиболее распространенным подтверждающим  методом является метод хроматомасс-спектрометрии.

По результатам химико-токсикологического исследования (ХТИ) биологического объекта оформляется "Справка о результатах химико-токсикологических исследований", предусмотренная приложением № 11 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 27 января 2006 года № 40 с использованием учетной формы № 454/у-06.

Список наркотических, психотропных и иных, вызывающих опьянение веществ и их метаболитов, в отношении которых наиболее часто проводятся химико-токсикологические исследования, представляет следующие наркотические средства и психотропные вещества: марихуана, конопля, гашиш, каннабис, каннабиноиды, тетрагидроканнабинол, опиум, опиаты, морфин, кодеин, героин, амфетамин, метамфетамин, фентанил, экстази, кофеин, мескалин, эфедрин, эфедрон, кокаин, крэк, спидболл, опоиды, метадон, трамадол, галлюциногы, фенциклидин, пи-си-пи, ЛСД, псилоцибин, пейот, снотворные, диазепины, барбитураты, синтетические наркотики, лекарственные препараты, содержащие нейротропные и психотропные вещества. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждается Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 30.06.1998г. № 681) в виде Списков наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен (Список I), ограничен (Список II), Списка психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (Список III), Списка прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля (Список IV), и постоянно дополняется.

Результаты химико-токсикологического исследования (ХТИ) на наркотические средства, психотропные и иные вызывающие опьянение вещества заносятся в акт медицинского освидетельствования (акт МО, или акт МОСО, или акт медосвидетельствования) после получения справки о результатах химико-токсикологических исследований с оформлением акта медицинского освидетельствования в соответствии с требованиями, изложенными в разделе "IV. Порядок оформления результатов медицинского освидетельствования "Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

В соответствии с пунктом 15 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)", медицинское заключение "установлено состояние опьянения" выносится в случае освидетельствовании водителей транспортных средств при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ. При этом, в соответствии с пунктом 20 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) при вынесении медицинского заключения об установлении состояния опьянения по результатам химико-токсикологических исследований пробы биологического объекта в пункте 14 Акта указываются наименования наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований. Наименование наркотических средств и психотропных веществ указывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации".

Согласно пункту 16 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)", медицинское заключение "состояние опьянения не установлено" выносится в случае освидетельствовании водителей транспортных средств при отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ.

Следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 21 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)", при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств в случаях обнаружения при медицинском освидетельствовании в пробе биологического объекта аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, химических веществ (за исключением алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ), в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ медицинское заключение не выносится, при этом пункт 17 Акта перечеркивается, а в пункте 14 Акта указываются наименования и концентрация новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований.

В силу того, что непосредственно после медицинского освидетельствования заключение об установлении состояния опьянения или об его отсутствии врачом не выносится и отбирается биологический объект для химико-токсикологического исследования, говорить о выявлении (совершении) административного правонарушения не представляется возможным и протокол об административном правонарушении составляться не должен. В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ должностное лицо, уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, должен принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в виде определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ), содержание определения установлена ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ, форма определения (рекомендуемый образец) приведена в приложении № 16 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (приложение к приказу МВД РФ от 02 марта 2009 года № 185 в последующих редакциях) (с 20 октября 2017 года - в приложении № 7 к Административному регламенту исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденному приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 664). По окончании административного расследования, то есть после передачи акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения, составленного в окончательной форме, в адрес ГИБДД, должностное лицо которого возбудило дело об административном правонарушении, составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ). Время и место рассмотрения административного дела, возбужденного в отношении водителя, указываются либо непосредственно в определении, либо у водителя отбирается расписка об уведомлении о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении с помощью СМС-сообщения по телефону, либо уведомление о месте и времени рассмотрения дела производится иным предусмотренным законом способом.

В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 24 октября 2006 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.8 КоАП РФ, доказательством состояния опьянения водителя является акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Однако при организации защиты по рассматриваемым делам не стоит игнорировать и справку о результатах химико-токсикологических исследований (справка о результатах ХТИ). Имеет смысл проверить соблюдение порядка и правил определения наличия наркотических средств, психотропных веществ и иных, вызывающих опьянение веществ, в том числе наличие лицензии у медицинской организации на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ (услуг) по химико-токсикологическом исследованию биологических объектов (пункт 3 Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством), применение зарегистрированных изделий медицинского назначения индикации и измерения, и медицинских технологии, разрешенных к применению, соблюдение процедур и правильность оформления документации, предусмотренных приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 года № 40 "Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических веществ, психотропных и других токсических веществ" (приложения 1, 2, 5-14 приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2006г. № 40).

При квалификации административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, в случае установления врачом состояния опьянения, Вам грозит указанное выше административное наказание.

При квалификации административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.8 КоАП РФ, необходимо учитывать, что субъектом данного правонарушения является водитель транспортного средства независимо от того, является ли он владельцем данного транспортного средства. В случае вынесения обвинительного постановления Вам грозит наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

При организации защиты в суде в случае привлечения к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения, в первую очередь, рекомендуем продумать ответ на вопрос об отсутствии каких-либо Ваших возражений, замечаний и записей о Вашем несогласии с действиями ИДПС и с содержанием протоколов в графе "Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении" и в графе "Объяснения и замечания по содержанию протокола" протокола об административном правонарушении, если таковые обстоятельства имеют место. Естественно, что Ваш ответ должен быть достаточно аргументирован и убедителен для судьи.

Соответствующие требования по обоснованности и убедительности относятся и к ответу на вопрос об употреблении лекарственных средств или иных средств и препаратов при записи в пункте 12 акта медицинского освидетельствования "Сведения о последнем случае употребления алкоголя, лекарственных средств, наркотических средств и психотропных веществ (со слов освидетельствуемого)".

Следует иметь в виду, что судебная система самостоятельно не вправе давать медицинскую оценку результатам исследований биологических сред организма человека, в частности выносить за врача заключение о состоянии опьянения. Однако, например, в основу обвинительных судебных решений судов Тульской области, вплоть до обвинительного постановления Верховного Суда РФ в лице Меркулова В.П.  от 03 марта 2014 года № 38-АД14-2, положены результаты тестирования иммунохроматографическим экспресс-тестом содержания наркотических веществ в моче.

Если Вы не согласны с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в отношении Вас, Вы вправе пройти так называемое "независимое" медицинское освидетельствование в сторонней медицинской организации, имеющей соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) и по химико-токсикологическим исследованиям, и оспорить заключение по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения в федеральном органе Министерства здравоохранения РФ, а также изложив соответствующие доводы о недопустимости акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, либо в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Срок прохождения "независимого" медицинского освидетельствования в настоящее время не регламентирован.

В настоящее время в связи с положительными результатами рассмотрения надзорных жалоб в Верховном Суде РФ по делам, содержащим сведения о результатах так называемого независимого медицинского освидетельствования, вновь стал актуальным вопрос о прохождении независимого медицинского освидетельствования.

Для справки:

О наркотических средствах и психотропных веществах

Минимальная концентрация наркотических средств, психотропных веществ, иных веществ, вызывающих опьянение, в биологическом объекте

Ориентировочные сроки определения, время выявления и детектирования наркотических веществ и их метаболитов в моче и в волосах

Лекарственные средства, содержащие кодеин

Лекарственные средства и медикаментозные препараты, содержащие кофеин

Лекарственные средства, содержащие эфедрин, псевдоэфедрин

Лекарственные средства, содержащие фенобарбитал

Лекарственные средства, содержащие фенилпропаноламин

 

Информация по организации защиты с целью возврата водительских прав изложена на страничках настоящего сайта - см. "Карта сайта. Навигация: Правовая помощь, консультации, услуги и защита прав в области дорожного движения".

Вы можете получить профессиональную консультацию по юридическим и медицинским вопросам и ответы на интересующие Вас вопросы, воспользовавшись контактной информацией, приведенной на страничке "Обратная связь".

Практика положительного разрешения дел в Верховном Суде РФ в условиях, когда нижестоящие судебные инстанции выносят обвинительные постановления и решения, свидетельствует о том, что следует идти до конца. Главным и определяющим здесь является правильное формулирование и обоснование своих доводов по защите без иллюзии, что суд сам за Вас сделает это.

market-mg.narod.ru

процедуру порядок прохождения медосвид. на наркотик

1. Основанием для направления физического лица на медицинское освидетельствование согласно настоящему Федеральному закону является наличие достаточных оснований полагать, что данное лицо:

больно наркоманией — заболеванием, обусловленным зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;

находится в состоянии наркотического опьянения;

употребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача.

Достаточные основания полагать о наличии вышеперечисленных обстоятельств могут вытекать как из имеющихся у физического лица признаков и следов, свидетельствующих об употреблении наркотиков, так и из признаков наркотического опьянения.

Кроме этого, связанные с движением транспорта работники обязаны проходить предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также освидетельствования на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества. Медицинское освидетельствование проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом, Правилами определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475), Приказом Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения», Временной инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной Минздравом СССР 01 сентября 1988 г. N 06-14/33-14 и др.

2. Значительное распространение в последние годы незаконного потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, рост числа острых отравлений ими предопределяют необходимость принятия мер по своевременному медицинскому обследованию.

Направлять на медицинское освидетельствование вправе судьи, органы прокуратуры, следователи, органы дознания, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Успешному выявлению правонарушителей, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача, способствует знание должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о данном административном правонарушении, признаков и следов, свидетельствующих об употреблении наркотиков. Чаще всего наркоманы делают внутривенные инъекции в руки, от межпальцевых складок до локтевого сгиба. В результате на местах инъекций остаются множественные следы колотых ран, образующих по длине вены точечную дорожку. В последнее время значительное распространение получило введение наркотика в вены ног, подмышечной, паховой, шейной части тела. Реже встречаются случаи инъекций наркотика в половые органы и под язык. Характерно, что в первые двое суток следы инъекций красного цвета, затем приобретают коричневый цвет, к третьим — синеют, потом приобретают желто-зеленоватый цвет и исчезают к десятым суткам. Нередко на этих местах образуются кровоподтеки. Неоднократное введение наркотика в вену приводит к их воспалению и образованию тромбов. Вены становятся утолщенными, синеватого цвета, или углубляются в ткань. Весной и осенью они обычно воспаляются.

Успешно выявлять потребителей наркотиков позволяет также знание признаков наркотического опьянения. Выделяют общие признаки опьянения различными наркотическими средствами и специальные признаки, характерные для определенных видов употребленных наркотиков (опиатов, анаши, кодеина, эфедрина и др.) Все эти признаки изучены и подробно изложены в различных пособиях и методических рекомендациях.

Общими признаками являются: изменение сознания различной степени, подъем настроения и нарушение телесных функций. Для помрачения сознания характерно нарушение связи с внешним миром. При легких степенях изменения опьяневший как бы погружен в себя, иногда что-то говорит сам с собой, улыбается, производит какие-либо движения без видимой цели, перебирает свои вещи. Однако при обращении к нему со стороны такой человек легко откликается, правильно отвечает на вопросы. Если опьяневший находится в группе, то все употребившие наркотики члены группы общаются только между собой, не обращая внимания на окружающих. Они говорят, смеются, не реагируя на проходящих людей, шум и обращение к ним. Для глубокого помрачения сознания характерны: малоподвижность, «обмякшая поза», расслабленность конечностей, свисающая голова. Подъем настроения (эйфория) выражается веселостью, речевым и двигательным возбуждением. По выходе из эйфории эмоциональное состояние крайне неустойчиво, и подъем настроения легко может смениться злобной раздражительностью. Нарушения телесных функций выражаются в побледнении или покраснении лица, потливости; иногда на лице возможен сальный налет. Часто бывает сухость кожи и слизистых желез рта, т.е. губы сухие и опьяневший их постоянно облизывает. Реже бывает повышенное слюноотделение. Глаза блестят, зрачки ненормально увеличены (расширены) либо сужены. Координация в большинстве случаев нарушена, движения размашистые, несоразмерные, походка неустойчивая, с пошатыванием.

Медицинское освидетельствование производится в специализированных кабинетах наркологических диспансеров (отделений) врачами психиатрами-наркологами или в лечебно-профилактических учреждениях врачами психиатрами-наркологами и врачами других специальностей, прошедшими подготовку, как непосредственно в учреждениях, так и с выездом в специально оборудованных для этой цели автомобилях.

В сельской местности при значительной удаленности от лечебных учреждений, имеющих в штате врачей, по специальному решению местных органов здравоохранения в виде исключения допускается проведение медицинского освидетельствования фельдшерами, работающими на фельдшерско-акушерских пунктах, прошедшими специальную подготовку согласно Приказу Минздрава РФ от 05 октября 1998 г. N 289 «Об аналитической диагностике наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в организме человека».

3. Для выявления состояния наркотического опьянения судьями, прокурорами, следователями, органами дознания согласно ст. 179 УПК РФ может быть произведено освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, а также свидетеля с его согласия, за исключением случаев, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний.

О производстве освидетельствования выносится постановление, которое является обязательным для освидетельствуемого лица. Постановлением является любое решение прокурора, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения, обвинительного акта и приговора, вынесенное судьей единолично.

Полномочия по помещению подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский стационар для производства судебно-медицинской экспертизы предусмотрены в ст. 29, 37, 38, 39, 40, 41 УПК РФ. Решение о направлении на медицинское освидетельствование прокуроры, органы дознания, следователи и судьи выносят в форме постановления. Форма принятия такого решения сотрудниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, действующим законодательством не предусмотрена. Поэтому, считаем, что решение о направлении может быть принято данными сотрудниками в простой письменной форме. Рекомендуется сотрудникам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оформлять письменное направление лица на медицинское освидетельствование для установления факта употребления наркотического средства или психотропного вещества без назначения врача, а копию данного направления вручать лицу, в отношении которого применена данная мера. В указанном направлении следует указывать: дату, время, место, основания направления лица на медицинское освидетельствование, должность, фамилию и инициалы лица, составившего направление, сведения о лице, направленном на медицинское освидетельствование. Направление подписывается должностным лицом, его составившим. Лицо, направленное на медицинское освидетельствование, должно быть ознакомлено с направлением под роспись, а в случае отказа данного лица от подписи, в направлении делается соответствующая запись.

4. Согласно ст. 19 УПК РФ, Федерального закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре РФ» решение суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя о направлении лица на медицинское освидетельствование может быть обжаловано в суде или опротестовано прокурором.

5. В пределах своих полномочий сотрудники органы наркоконтроля в пределах своих полномочий могут направить на медицинское освидетельствование лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача. Такие полномочия им предоставлены настоящим ФЗ, ст. 23.63 КоАП РФ, УПК РФ, Указом Президента РФ от 05 июня 2003 N 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и другими нормативными актами. В настоящее время совместный документ ФСКН России и Минздравсоцразвития о порядок медицинского освидетельствования лиц, указанных выше. Сейчас порядок медицинского освидетельствования аналогичен порядку, установленному постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством».

Медицинское освидетельствование производится в специализированных кабинетах наркологических диспансеров (отделений) врачами психиатрами-наркологами или в лечебно-профилактических учреждениях врачами психиатрами-наркологами и врачами других специальностей, прошедших подготовку, как непосредственно в учреждениях, так и с выездом в специально оборудованных для этой цели автомобилях. В сельской местности при значительной удаленности от лечебных учреждений, имеющих в штате врачей, по специальному решению местных органов здравоохранения, в виде исключения, допускается проведение медицинского освидетельствования фельдшерами, работающими на фельдшерско-акушерских пунктах, прошедшими специальную подготовку.

Направление на химико-токсикологическое исследование заполняется в случаях, когда возникает необходимость лабораторного подтверждения или исключения наличия алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в биологических средах организма человека.

Для химико-токсикологического исследования на наличие наркотических средств и психотропных веществ отбираются биологические пробы. Направление на химико-токсикологическое исследование остается в ХТЛ (химико-токсикологической лаборатории), является главным документом, на основании которого ХТЛ проводит химико-токсикологический анализ и выдает результаты о содержании или отсутствии наркотических средств, психотропных или других токсических веществ в пробе представителям органов здравоохранения.

Основным документом организации, осуществляющей экспертизу опьянений, а также отбор биологических проб для химико-токсикологического исследования является Рабочий журнал кабинета экспертизы опьянения. Рабочий журнал заполняется и ведется по установленной форме.

Следует знать, что прием на освидетельствование от работников правоохранительных органов производится по письменному направлению или лично от сопровождающего представителя правоохранительного органа. При этом во всех случаях врачу, проводящему освидетельствование, должны быть сообщены:

причины, вызвавшие необходимость освидетельствования (подозрение в употреблении наркотического средства или психотропного вещества;

цели освидетельствования (решение вопроса о привлечении к административной ответственности).

Врач (фельдшер) обязан удостовериться в личности освидетельствуемого путем ознакомления с его личными документами (паспорт, удостоверение личности, водительское удостоверение и т.п.). Однако отсутствие личных документов не служит основанием к тому, чтобы не проводить освидетельствование, в этом случае в протоколе отмечается, что паспортные данные заполнены со слов освидетельствуемого или делается запись, что его личность удостоверена сопровождающим представителем правоохранительного органа.

Врач (фельдшер), производящий освидетельствование, составляет протокол медицинского освидетельствования по установленной форме в двух экземплярах. Если в сформулированном в протоколе заключении будет установлен факт нахождения освидетельствуемого в состоянии одурманивания, вызванного употреблением конкретного наркотического средства или психотропного вещества, можно говорить о наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения и о возможности решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 6.9 КоАП РФ и составлении протокола о данном административном правонарушении. Протокол медицинского освидетельствования будет являться одним из основных доказательств по делу об административном правонарушении.

В настоящее время большой вред населению наносится автомобильными авариями, совершенными в состоянии наркотического опьянения. Для пресечения подобных случаев издано Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством».

Правилами устанавливается порядок определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством.

Определение наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека проводится на основании направления на химико-токсикологические исследования, выданного медицинским работником, осуществляющим медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством.

Определение наличия наркотических средств или психотропных веществ осуществляется в химико-токсикологических лабораториях медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ (услуг).

Результаты химико-токсикологических исследований при определении наличия наркотических средств или психотропных веществ оформляются справкой о результатах химико-токсикологических исследований, форма и инструкция по заполнению которой утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Справка о результатах химико-токсикологических исследований приобщается ко второму экземпляру акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством.

Порядок проведения химико-токсикологических исследований, формы отчетности, сроки проведения химико-токсикологических исследований, а также порядок организационно-методического обеспечения проведения химико-токсикологических исследований определяются Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

В последнее время участились случаи отказа от медицинского освидетельствования граждан, в отношении которых имелись основания полагать, что они потребляли наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача. В настоящее время отсутствует административная ответственность за такой отказ. Статья 12.26. КоАП РФ устанавливает административную ответственность только водителей за невыполнение ими законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. До введения административной ответственности за отказ физического лица от медицинского освидетельствования для установления факта употребления наркотического средства или психотропного вещества и состояния наркотического опьянения рекомендуем рассматривать вопрос о привлечении лиц, отказавшихся от такого освидетельствования, к ответственности по ч. 1 или 3 ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ) или сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 ст. 19.3 КоАП РФ) в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно за воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Вместе с тем прослеживается определенная нечеткость формулировок рассматриваемой статьи настоящего Федерального закона. Нет конкретного определения, в каком случае медицинское освидетельствование должно быть принудительным, а в каком — добровольным. С одной стороны, это говорит о принудительном характере исполнения решения об освидетельствовании. С другой стороны, не установлены санкции за отказ от прохождения освидетельствования, а также механизм его недобровольного исполнения, что характерно для добровольного медицинского вмешательства.

6. Расходы на медицинское освидетельствование лица производятся за счет средств соответствующих бюджетов.

Так, например, в Перечне мероприятий по реализации федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 гг.» запланирована финансовая поддержка субъектов РФ с целью оснащения 44 государственных наркологических диспансеров необходимым лабораторным оборудованием для обнаружения наркотиков в организме человека.

Расходы на медицинское освидетельствование запланированы и в областной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области на 2008-2010 гг.».

pravoved.ru

Освидетельствование на употребление наркотиков

Законным вариантом принудительного освидетельствования, в том числе наркологического, является проведение его по расследуемому уголовному делу в отношении подозреваемого и обвиняемого, потерпевшего, а также свидетеля, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний (статья 179 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Обязательное, но добровольное освидетельствование предусмотрено:

• в отношении водителей транспортных средств при производстве по делам об административных правонарушениях;

• при поступлении на работу на должности согласно нормативно утвержденным перечням;

• при прохождении регулярных профилактических медицинских осмотров работников, перечисленных в официальных перечнях профессий, должностей и видов работ, в порядке, установленным трудовым законодательством;

• при постановке на воинский учет, призыве (поступлении) на военную службу.

Отличие принудительного освидетельствования от обязательного в том, что в случае отказа от обязательного освидетельствования меры принуждения не применяются, однако наступают санкции или последствия: административная ответственность, отказ в приеме на работу, увольнение.

В КоАП имеется статья 21.6, устанавливающая ответственность за уклонение от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии. Также предусмотрена ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (часть 1 статьи 12.8), и за невыполнение водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26).

Освидетельствование водителей, заподозренных в употреблении наркотиков, – наиболее распространенный способ попадания на наркоучет. Объяснение тому простое: отказываясь от освидетельствования, человек лишается водительских прав на полтора-два года.

Статьей 27.12 КоАП (в редакции от 24 июля 2007 года) установлены различные правила освидетельствования водителей на алкогольное и наркотическое опьянение. Освидетельствование на алкогольное опьянение может осуществляться должностными лицами дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее – ДПС). Эта процедура не считается медицинской и проводится с использованием технического средства измерения превышения предельно допустимой концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе (т.н. «трубки»).

Если алкогольное опьянение не подтверждается, водитель направляется на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. «Тестировать» водителя на наркотики сотрудники ДПС не вправе. Также на медосвидетельствование направляются водители с признаками алкогольного опьянения, отказавшиеся от проведения освидетельствования сотрудниками ДПС, либо не согласные с его результатами. Под состоянием опьянения КоАП понимает «наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, определяемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ.»

Согласно части 6 статьи 27.12 КоАП РФ медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение чего Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, а также Правила определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством.

Этими Правилами закреплено несколько принципиальных положений, относящихся к медосвидетельствованию как на алкоголь, так и на наркотики. А именно:

1. Медицинскому освидетельствованию подлежат те водители транспортных средств, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения.

2. Медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление соответствующей медицинской деятельности, причем как непосредственно в самих организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), которые отвечают требованиям, установленным Минздравсоцразвития России.

3. Медицинское освидетельствование проводится только врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку.

4. Медицинское освидетельствование проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России.

5. Определение наличия наркотиков в организме осуществляется в химико-токсикологических лабораториях по направлению врача, проводящего освидетельствование.

В случае несоблюдения хотя бы одного из этих условий результат освидетельствования должен быть признан судьей, рассматривающим дело, недействительным.

На момент написания настоящего доклада правила, соответствующие Постановлению Правительства от 26 июня 2008 года12, еще не приняты. Действует приказ Минздрава России от 14 июля 2003 года N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (в редакции приказов Минздравсоцразвития России от 7 сентября 2004 года № 115 и от 10 января 2006 года № 1), которым, в частности, утверждены Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы № 307/у «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», а также критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование.

Критерии таковы:

«1) запах алкоголя изо рта; 2) неустойчивость позы; 3) нарушение речи; 4) выраженное дрожание пальцев рук; 5) резкое изменение окраски кожных покровов лица; 6) поведение, не соответствующее обстановке; 7) наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.»

Ни КоАП, ни другие рассмотренные выше правовые акты, регулирующие основания и порядок освидетельствования, не содержат упоминания о какой-либо связи между освидетельствованием и наркоучетом. В реальной жизни обнаружение в организме освидетельствуемого любых наркотиков в любом количестве, независимо от наличия признаков опьянения, влечет, как правило, постановку на учет.

www.ecad.ru

Освидетельствование на наркотическое опьянение | Центр медицинских экспертиз

Освидетельствование на наркотики: особенности процедуры

Рейтинг: 4.4 (88.57%) - Оценок: 7

Вы попали в ДТП и виновник происшествия демонстрирует неадекватное поведение без специфического запаха? Вас направили для проверки на наркотические вещества, но вы не доверяете рекомендуемым структурам? Надоело ждать результатов из государственной лаборатории? Значит, стоит обратиться в НП «Федерация Судебных Экспертов». Это сообщество профессионалов, всегда предоставляющих точный и достоверный результат.

Правила медицинской проверки на наркотические вещества

Исследование на наличие запрещенных веществ – это одна из составляющих масштабной медицинской экспертизы. Данная процедура может проводиться как с согласия испытуемого, так и в судебном порядке.

Стандартно, освидетельствование на наркотики назначается в таких случаях:

По закону, только ограниченный круг лиц имеет право назначать данный тип экспертизы: судьи, представители прокуратуры, органы дознания и следственно-оперативные.

Что должен знать эксперт

Согласно закону, освидетельствование на наркотические вещества в праве проводить уполномоченный медицинский сотрудник, прошедший подготовку по специальности доктор психиатр-нарколог. Исключением могут быть только отдаленные районы, сельская местность. Здесь данные функции может выполнять местный фельдшер, при условии, что он прошел соответствующую подготовку по диагностике наркотических средств.

Само освидетельствование производится в два этапа: визуальный осмотр и забор образца на анализ с последующим изучением результатов. Задачами процедуры является подтверждение или опровержение факта употребления наркотических средств испытуемым.

Только знаний, для определения наличия наркотиков в крови мало. Ведь основным доказательством не могут быть суждения. Важно подтвердить непосредственное наличие запрещенных веществ в жидкостях тела. Поэтому одним из основополагающих факторов для экспертов является наличие современной лаборатории, укомплектованной надежным оборудованием и необходимыми реактивами.

Визуальные признаки употребления наркотиков

Особое внимание следует уделить внешним симптомам приема запрещенных препаратов. Если вы уверены в том, что не употребляли наркотики, перед подписанием протокола изучите показания следователей. Так о внешних признаках наркотического опьянения могут говорить:

Ориентироваться исключительно на визуальные симптомы при освидетельствовании на наркотическое опьянение нельзя, ведь они могут быть весьма противоречивы. Важно провести полный анализ!

Помните: в случае отказа от освидетельствования, данные психоэмоциональные признаки и следы на теле могут быть использованы против вас. Если вы уверены в своей правоте, но сомневаетесь в скорости и качестве работ государственных медиков, стоит обратиться в НП «Федерация Судебных Экспертов». Штат партнерства насчитывает более 490 специалистов, которые прибудут в любой экономически развитый регион страны.

НП «Федерация Судебных Экспертов»: скорость, точность, беспристрастность

Вам назначили медицинское освидетельствование на опьянение наркотическими веществами? Желаете получить достоверный результат с максимальной скоростью? Хватит ждать государственных специалистов – пора обратиться в НП «Федерация Судебных Экспертов».

Это некоммерческое партнерство, объединившее настоящих профессионалов – лицензированных экспертов. Опытные специалисты обладают всеми необходимыми знаниями и постоянно совершенствуют их, повышая квалификацию.

Выбирая «Федерацию Судебных Экспертов», вы получаете такие преимущества в проведении медицинского освидетельствования:

Вам нужно провести достоверное освидетельствование на наркотики? Устали ждать результатов от государственной лаборатории? Значит, пора обратиться в НП «Федерация Судебных Экспертов». С ними вы получаете: точность, оперативность и эффективность!

medeksp.ru

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Правила, споры.

Вождение транспортного средства в состоянии алкогольного и наркотического опьянения — в высшей мере безумный поступок, на который здравомыслящий человек вряд ли пойдет. Но, к сожалению, безответственных водителей тоже хватает, поэтому медицинское освидетельствование водителей — процедура, не теряющая своей актуальности никогда. И все бы ничего, если бы не одно большое «НО».

Недобросовестные сотрудники ГИБДД пользуются этой лазейкой для получения собственной наживы. Более того — к огромному сожалению, порой с ними в сговоре находятся и медицинские работники. А в результате жертвами становятся ни в чем не повинные водители. Именно для того избежать подобной ситуации, мы собрали для вас самые актуальные советы на тему, как обезопасить себя.

Нет пьянке за рулем!

Но помните, что эти советы предназначены для тех водителей, которые действительно рискуют стать жертвами коррупции. Но никак не для безответственных водителей, которые действительно находились за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения! Подобное действие — тяжелое преступление, которое может привести к человеческим жертвам! Именно поэтому оно и карается крайне тяжело — лишением прав на длительное время.

Итак, вас остановил сотрудник ГИБДД и предположил, что вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения, не лишним будет знать не только о своих правах, но и о том, как должна проходить процедура признания водителя нетрезвым. Ведь просто ткнуть в лицо алкотестер явно недостаточно — кто знает, быть может он не исправен или специально настроен на выдачу ложноположительного результата?

Отстранение от управления автомобилем

Итак, первое, что должен в такой ситуации сделать сотрудник ГИБДД — это отстранить водителя от управления автомобилем. Для этого ему достаточно визуальных признаков опьянения — запах перегара, нарушение нормальной речи, устойчивости положения тела, неадекватное поведения. Но заметьте — это поводы для отстранения, но никак не для попыток «договориться»!!!! Причем отстранение также проводится с соблюдением определенных правил:

• Понятые.

Сотрудник ГИБДД, отстраняющий водителя от управления машиной, должен позаботиться о том, чтобы это происходило в присутствии как минимум двух понятых. В противном случае действия инспектора будут неправомерными.

• Протокол.

Все действия инспектора ГИБДД должны быть документально зафиксированы в протоколе! В противном случае они будут абсолютно незаконны — помните об этом.

Если вы напомните об этом «забывчивому» сотруднику ГИБДД, очень велика вероятность, что вас тут же отпустят восвояси — разумеется, в том случае, если вы действительно трезвы, а цель инспектора — «отлов» водителей, готовых расстаться с энной суммой денег — заметьте, весьма кругленькой, лишь бы не вступать в пререкания с ГИБДД.

Алкотестер

Само освидетельствование также проводится строго по определенной схеме, которая прописана в административном регламенте МВД, в пунктах 129 -135. И этот регламент гласит следующее:

• Причина.

Освидетельствовать водителя просто так, только по собственному желанию, сотрудник ГИБДД не может — для этого должны быть веские причины, о которых уже говорилось выше. Но справедливости ради следует заметить, что признаки опьянения — субъективны. Кто знает, что там могло показаться инспектору?

Алкотестер

• Информационное сопровождение.

Прежде чем начать освидетельствование, сотрудник ГИБДД должен подробно рассказать вам о том, что он собирается делать и дать возможность убедиться в том, что алкотестер, который будет использоваться, исправен. При использовании алкотестера также должны присутствовать минимум двое понятых, которые должны контролировать правомерность действий инспектора. Помните — второй сотрудник ГИБДД понятным является не может!

• Погрешность.

Нельзя забывать и о том, что у любого без исключения прибора есть та или иная погрешность. Касается это и алкотестера — напомните об этом инспектору ГИБДД. Хотя, разумеется, погрешность эта незначительна.

• Акт освидетельствования.

Если алкотестер все-таки выявил наличие алкогольного опьянения, должен быть составлен специальный акт, который должны подписать: инспектор ГИБДД, понятые, которые присутствовали при этом и, конечно же, сам водитель.

Медицинское освидетельствование

Медицинское освидетельствование — действие необязательное в том случае, если и вы, и инспектор ГИБДД согласны с показаниями алкотестера. Если же возникли разногласия, стоит пройти медицинское освидетельствование — его результаты зачастую помогают водителям избежать такого серьезного наказания, как лишение водительских прав.

Медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения

Для того чтобы водителя направили на медицинское освидетельствование по собственному желанию, в протоколе необходимо выразить свое несогласие с показаниями алкотестера и потребовать направление. При направлении водителя на такое освидетельствование также должны присутствовать двое понятых, должен быть составлен протокол.

Само освидетельствование проводится в соответствующем медицинском учреждении. Кстати говоря, освидетельствование на состояние наркотического опьянения производится исключительно в медицинском учреждении. Обратите внимание — к месту освидетельствования водителя должны доставить сотрудники ГИБДД. В том случае, если подтвердится, что алкогольное опьянение отсутствует, инспектор обязан доставить водителя назад к автомобилю.

Помните о том, что освидетельствование может проводиться только на добровольной основе — с вашего согласия. Но в спорном случае, если дело дойдет до суда, подобный отказ, увы, будет трактоваться не в вашу пользу. Поэтому от освидетельствования лучше не отказываться. Если же вы подозреваете, что медицинские работники находятся в сговоре с непорядочными инспекторами ГИБДД, вы вправе провести повторную экспертизу в любом другом медицинском учреждении на ваш выбор.

Если водитель действительно сел за руль трезвым, особо опасаться не стоит. Скорее всего, сотрудник ГИБДД оставит вас в покое гораздо раньше, чем дело дойдет до медицинского освидетельствования. Ведь какой смысл возиться с кучей бумажек, если проще найти доверчивого и не знающего своих прав водителя?

avtoexperts.ru

Проведение медицинского освидетельствования на алкоголь и наркотики

Отправлению на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения подлежит направлению водитель, который отказался проходить освидетельствование; в случае несогласия с результатами освидетельствования, либо при наличии оснований полагать, что водитель транспортного средства находился в состоянии опьянения, однако при этом тест на алкоголь показал отрицательный результат.

Процедура медицинского освидетельствования и оформление ее результатов регулируется рядом нормативных актов: Правилами освидетельствования лица, управляющего транспортным средством на состояние опьянения; Инструкцией по проведению медицинского освидетельствования лица, управляющего транспортным средством.

В соответствии с Правилами, направлению на медицинское освидетельствование на алкоголь подлежит водитель транспортного средства:

ВАЖНО: Оспаривание экспертизы на формальных основаниях

Директор НП «Федерация Судебных Экспертов» Костюченко В.В. и заместитель директора по экономическим вопросам Гараба А.Н. раскрывают новый для нашей судебной практики вопрос об оспаривании заключений судебных экспертов на формальных основаниях — два подобных исследования уже были оспорены судами РФ. Такой механизм оспаривания определяет нарушения правил ведения кассовых операций в учреждениях, проводящих экспертизу, и касается главным образом внесудебных экспертиз по договору.

Читать далее →

Водитель направляется на медицинское освидетельствование на опьянение на основании постановления инспектора ДПС, кроме того инспектор должен составить протокол в присутствии двух понятых. Копия данного протокола вручается водителю, который подлежит направлению на освидетельствование.

Кто вправе проводить медицинское освидетельствование на алкогольное опьянение? Данным видом исследования вправе заниматься учреждения, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности, в частности имеют право проводить освидетельствование. НП «Федерация Судебных Экспертов» имеют все необходимые разрешительные документы для проведения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Такое медицинское освидетельствование может проводиться как в помещении учреждения, проводящего исследование, так и в специальных передвижных пунктах. Освидетельствование должно проводиться психиатром-наркологом, имеющим необходимую подготовку. Однако в случае, если в данной местности (например, в сельской) нет врача данной специализации, то по закону освидетельствование на состояние алкогольного опьянения может быть проведено фельдшером, но только в том случае, если он прошел подготовку и обладает достаточными теоретическими знаниями для проведения процедуры.

Как проходит освидетельствование на состояние алкогольного опьянения? Врач-эксперт в первую очередь проводит внешний осмотр освидетельствуемого лица, затем проводит исследование выдыхаемого воздуха на содержание в нем алкоголя. Также врач берет на анализ кровь. Все результаты заносятся в акт.

После завершения процедуры врач-нарколог, или лицо, имеющее право на проведение освидетельствования составляет в трех экземплярах акт медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения водителя. В акте указывается дата проведения исследования, номер акта, который должен соответствовать номеру регистрации в журнале медицинских освидетельствований, проводимых в данном медицинском учреждении. В графах акта подробно описывается состояние лица, его внешний вид, состояние вегето-сосудистой системы, поведение и эмоциональное состояние. Врач отмечает, скоординированы ли движения исследуемого лица, присутствует ли запах алкоголя изо рта. В отдельную графу записываются, если имеются, жалобы лица на состояние здоровья.

Нередки ситуации, когда в случае принудительного освидетельствования лицо отказывается от медицинского обследования и тогда в журнале регистрации делается соответствующая пометка «от освидетельствования отказался». Иногда проведение полного освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не представляется возможным и тогда врач должен указать причины, по которым исследование не проведено в полном объеме.

По окончании освидетельствования выносится заключение, где делаются выводы и формулируются следующим образом:

Положительное заключение выносится, если присутствуют клинические признаки состояния опьянения, а также тест на алкоголь в выдыхаемом воздухе также оказался положительным.

В случае если освидетельствование показало отрицательный результат, т.е. в выдыхаемом воздухе и крови нет алкоголя, однако остальные признаки опьянения на лицо, то врач отправляет водителя на медицинское освидетельствование на наркотики. Освидетельствование на состояние наркотического опьянения проводится также в медицинском учреждении, имеющем лицензию. В лаборатории проводится химико-токсикологическое исследование, а затем составляется справка, в которой отражаются результаты исследования. Справка о наличии/отсутствии наркотического опьянения приобщается к акту освидетельствования водителя транспортного средства на состояние опьянения.

По завершению оформления всех необходимых документов один экземпляр акта отправляется должностному лицу, которое направило водителя на освидетельствование, второй экземпляр остается в медицинском учреждении, третий выдается водителю транспортного средства.

В нашем экспертном учреждении Вы можете пройти освидетельствование на состояние алкогольного и наркотического опьянения. Специалисты НП «Федерация Судебных Экспертов» уже на протяжении многих лет осуществляют процедуру освидетельствования и поэтому имеют большой практический опыт. Если у Вас остались вопросы, можете позвонить нам, и мы с радостью поможем Вам.

Все статьи по теме «Медицинская экспертиза»

Медицинское освидетельствование на состояние алкогольного и наркотического опьянения

Рейтинг: 3 (60%) - Оценок: 2

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!

sud-expertiza.ru

Некоторые проблемы правового регулирования медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (Газизов Д.А.)

Все статьи Некоторые проблемы правового регулирования медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (Газизов Д.А.)

В настоящее время в Российской Федерации создана объемная нормативная база, включающая правовые акты, которые определяют концепцию и направления антинаркотической деятельности.Вместе с тем проведенный анализ развития законодательства, направленного на противодействие незаконному обороту наркотических средств, позволяет сделать вывод о том, что оно развивается бессистемно: зачастую принятие того или иного законодательного акта обусловливается реакцией на какое-либо событие.В частности, это касается вопросов медицинского освидетельствования на предмет потребления наркотических средств или психотропных веществ.Такое освидетельствование проводится в различных случаях. Например, при приеме на работу в правоохранительные органы <1>. 11 октября 2013 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект Федерального закона N 157425-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях введения обязательного медицинского освидетельствования на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ для отдельных категорий граждан", который в настоящее время готовится ко второму чтению.--------------------------------<1> Об этом см., напр.: Федоров А.В., Гирько С.И., Воронин М.Ю. и др. Методические рекомендации по выявлению потребителей наркотических средств и психотропных веществ среди соискателей на должности в органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. М.: ВНИИ МВД России, 2005. 123 с.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия" <2> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) дополнен статьей 27.12.1 "Медицинское освидетельствование на состояние опьянения", предусматривающей направление лиц, совершивших административные правонарушения, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.--------------------------------<2> См.: СЗ РФ. 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4228.

Отнесение законодателем медицинского освидетельствования на состояние опьянения к одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях обусловливается установленной КоАП ответственностью за совершение административных правонарушений в состоянии опьянения.Учитывая, что названная мера существенно затрагивает конституционные права и свободы граждан, полагаем, что и процедура ее осуществления требует детального законодательного урегулирования.Вместе с тем проведенный анализ законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что уровень правового регулирования как материальных, так и процессуальных аспектов реализации медицинского освидетельствования несовершенен, а в случае медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения еще и не согласован.Согласно ст. 27.12.1 КоАП лица, совершившие административные правонарушения, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.С данным положением корреспондирует п. 1 ст. 44 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" <3>, в соответствии с которым лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование.--------------------------------<3> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 167, N 27. Ст. 2700; 2004. N 49. Ст. 4845; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 43. Ст. 4412, N 44. Ст. 4535; 2007. N 30. Ст. 3748, N 31. Ст. 4011; 2008. N 30. Ст. 3592, N 48. Ст. 5515, N 52. Ст. 6233; 2009. N 29. Ст. 3588, 3614; 2010. N 21. Ст. 2525, N 31. Ст. 4192; 2011. N 1. Ст. 16, 29, N 15. Ст. 2039, N 25. Ст. 3532, N 49. Ст. 7019, Ст. 7061; 2012. N 10. Ст. 1166, N 53. Ст. 7630; 2013. N 23. Ст. 2878, N 30. Ст. 4057, N 48. Ст. 6161, Ст. 6165; 2014. N 23. Ст. 2930.

Часть 3 ст. 27.12.1 КоАП предусматривает, что о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол. Однако пунктом 3 ст. 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" установлено, что для направления лица, указанного в п. 1 настоящей статьи, на медицинское освидетельствование судьи, следователи, органы дознания выносят постановление.В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, которые установлены законом, которым по смыслу ст. 1.1, 1.3 Кодекса может быть только КоАП. Это одна из гарантий обеспечения прав лица, привлекаемого к административной ответственности.На наш взгляд, процессуальное решение о направлении на медицинское освидетельствование должно оформляться единым унифицированным документом.Необходимо отметить, что на вышеуказанном рассогласованность норм не заканчивается. Так, в ч. 6 ст. 27.12.1 КоАП закреплено, что порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Однако пунктом 5 ст. 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" определено, что порядок медицинского освидетельствования лица, указанного в п. 1 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.При этом в настоящее время названные нормы правоприменителем не реализованы, соответствующие документы не утверждены.При подготовке порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения необходимо учитывать предусмотренные законодательством особенности в отношении несовершеннолетних.Пунктом 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <4> прямо закреплено, что в отношении несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста) необходимо получить информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство от одного из родителей или иного законного представителя.--------------------------------<4> См.: СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724; 2012. N 26. Ст. 3442, Ст. 3446; 2013. N 27. Ст. 3459, Ст. 3477, N 30. Ст. 4038, N 39. Ст. 4883, N 48. Ст. 6165, N 52. Ст. 6951.

В этой связи непонятна логика законодателя: почему в случае проведения медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на состояние алкогольного опьянения указанного согласия родителей (законных представителей) не требуется.Следует отметить, что само нахождение лица в состоянии наркотического опьянения, если это не связано с потреблением лекарственных препаратов по назначению врача, образует состав административного правонарушения (ст. 6.9 или ч. 2 ст. 20.20 либо ст. 20.22 КоАП), т.к. согласно ст. 40 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" в Российской Федерации запрещено потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.Более того, доминирующее количество правонарушений в сфере оборота наркотических средств приходится именно на потребление наркотических средств без назначения врача <5>, которое является непосредственной причиной совершения различных преступлений, способствует развитию преступности и оказывает значительное влияние на криминогенную обстановку.--------------------------------<5> См.: Газизов Д.А. Административная ответственность за немедицинское потребление наркотических средств // Административное право и процесс. 2012. N 4. С. 52 - 55.

Учитывая, что границы между преступлениями и административными правонарушениями очень подвижны, нередко формальны и даже условны, остается неясным, чем руководствовался законодатель, предусматривая в п. 4 ч. 9 ст. 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" положение, допускающее медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя в отношении лиц, совершивших только общественно опасные деяния (преступления). Полагаем, что названное исключение должно быть распространено и на лиц, совершивших административные правонарушения.В силу предусмотренного законодательством запрета потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача остается непонятным, почему отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения, отнесен законодателем только к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность (п. 6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП).Вместе с тем к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях согласно п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в т.ч. административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами. В этой связи, на наш взгляд, за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения должна быть предусмотрена самостоятельная административная ответственность, по аналогии со ст. 12.26 КоАП.Кроме того, следует учитывать, что своевременное выявление лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, важно для решения вопросов о необходимости оказания им медицинской помощи для избавления от наркозависимости <6>, в т.ч. и принудительного лечения <7>.--------------------------------<6> Газизов Д.А. Административно-правовое регулирование принудительных мер медицинского характера, применяемых к больным наркоманией // Наркоконтроль. 2012. N 1. С. 33 - 35.<7> Об этом см., напр.: Щедрин Н.В. О принудительном лечении лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией // Наркоконтроль. 2013. N 2. С. 19 - 21; Калачев Б.Ф. Лечить нельзя принудить // Наркоконтроль. 2013. N 2. С. 22 - 32.

В качестве резюме необходимо отметить, что при совершенствовании законодательства и деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств необходимо четко выполнять требование п. 4 утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года <8> о том, что решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, должны основываться на принципах системности, обеспечения равенства всех перед законом и неотвратимости ответственности.--------------------------------<8> См.: СЗ РФ. 2010. N 24. Ст. 3015; 2011. N 40. Ст. 5527; 2014. N 27. Ст. 3754.

Литература

1. Газизов Д.А. Административная ответственность за немедицинское потребление наркотических средств // Административное право и процесс. 2012. N 4. С. 52 - 55.2. Газизов Д.А. Административно-правовое регулирование принудительных мер медицинского характера, применяемых к больным наркоманией // Наркоконтроль. 2012. N 1. С. 33 - 35.3. Калачев Б.Ф. Лечить нельзя принудить // Наркоконтроль. 2013. N 2. С. 22 - 32.4. Федоров А.В., Гирько С.И., Воронин М.Ю. [и др.]. Методические рекомендации по выявлению потребителей наркотических средств и психотропных веществ среди соискателей на должности в органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. М.: ВНИИ МВД России, 2005. 123 с.5. Щедрин Н.В. О принудительном лечении лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией // Наркоконтроль. 2013. N 2. С. 19 - 21.

xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai


Смотрите также