Амортизаторы и рессоры: В чем отличия рессорных подвесок от амортизационных — Новости Тулы и области

Содержание

Амортизаторы и рессоры автомобиля

Амортизаторы и рессоры автомобиля

Если автомобиль на неровной дороге сильно бросает из стороны в сторону и после каждого толчка его долго качает, причиной этого может быть неисправность амортизаторов. Отказ амортизаторов в работе может произойти из-за недостаточного количества жидкости в нем, загрязнения каналов, износа или поломки клапанов, пружин сальников, штока, поршня.

Рабочую жидкость заливают в амортизаторы в строго определенных объемах, указанных в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Как при недостатке, так и при избытке жидкости нарушается работоспособность амортизатора.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Дополнительные материалы по теме:

Проверить наличие жидкости в амортизаторе и его работу довольно просто. Для этого надо снять амортизатор в сборе с его нижним кронштейном, установить вертикально и, поддерживая кронштейн ногами, вытянуть и опустить несколько раз шток. При исправном амортизаторе сопротивление перемещению штока вверх должно быть больше (примерно втрое), чем сопротивление перемещению вниз.

Рис. 1. Схема проверки развала колес

В положениях штока, близких к крайним, не должно ощущаться уменьшения сопротивления или упругости, свидетельствующего о наличии в рабочем цилиндре воздуха. Если шток перемещается свободно, значит рабочей жидкости мало и ее следует долить до нормального уровня (уровень жидкости в гидравлическом амортизаторе должен быть на 1 см ниже торца цилиндра), а при необходимости подтянуть ослабленную гайку резервуара.

Амортизатор должен быть всегда сухим, так как подтекание жидкости неизбежно ухудшает его нормальную работу, появляются стук и скрипы при ходе отдачи или при ходе сжатия. При обнаружении подтекания или потери эффективности действия амортизатора, а также при деформации его кожуха в результате ударов амортизатор следует заменить новым на СТО.

Рис. 2. Амортизатор передней подвески автомобиля ВАЗ

Проверяя амортизаторы, необходимо убедиться также и в исправности верхнего и нижнего их креплений, в которых не должно быть люфтов или износа и разрушения резиновых подушек и втулок в нижнем шарнире. Обнаруженные неисправные втулки следует заменить.

Если при движении автомобиль наклоняется в сторону, следовательно неисправна подвеска, а именно появилась поломка одного или нескольких листов рессоры, произошла односторонняя осадка задней рессоры или пружины передней подвески. В этом случае неисправные детали заменяют на СТО.

Рис. 3. Задняя подвеска автомобиля «Москвич-2140»

Нередко в ходовой части автомобиля появляются стуки или скрип рессор. Чтобы обнаружить их причины, необходимо проверить состояние резиновых буферов, резиновых втулок, кронштейнов крепления амортизаторов, серьги и кронштейна крепления концов рессоры, хомутов крепления листов рессоры, противоскрипных полиэтиленовых шайб, которые установлены между листами рессор, наличие смазки между листами. В этих случаях изношенные детали заменяют, листы рессор при необходимости смазывают.

Наибольшие удобства при движении автомобиля достигаются при наличии мягкой подвески. Удары и толчки, которые испытывают колеса автомобиля при движении по неровной дороге, передаются на раму тем меньше, чем мягче рессоры. Чем длиннее рессора и чем больше листов меньшей толщины в нее входит, тей она мягче. Но мягкие рессоры обладают существенным недостатком — их колебания, имеющие большую амплитуду, затухают очень медленно. Колебания рессор гасятся благодаря трению между их листами. Для более быстрого гашения собственных колебаний рессор и повышения их долговечности на,автомобиле устанавливают специальные устройства, называемые амортизаторами. Амортизаторы гидравлического типа ставят на всех легковых автомобилях и на большинстве грузовых.

Сопротивление колебательным движениям рамы в гидравлическом амортизаторе создается при перекачивании жидкости через небольшие отверстия в его корпусе. При увеличении скорости относительных перемещений оси и рамы резко возрастает сопротивление амортизатора. Амортизаторы заполняют специальной жидкостью, вязкость которой мало изменяется в зависимости от окружающей температуры.

Колебания рамы можно представить себе состоящим из двух следующих движений:
— хода сжатия рессоры, когда рама и мост сближаются;
— хода отдачи, когда рама и мост расходятся.

Амортизатор одностороннего действия гасит колебания лишь во время хода отдачи. Амортизатор двустороннего действия способствует более плавной работе подвески, так как поглощает энергию колебаний как при отдаче, так и при сжатии. Вследствие этого амортизаторы двустороннего действия почти полностью вытеснили амортизаторы одностороннего действия.

Сопротивление, создаваемое амортизатором двустороннего действия, неодинаково при сжатии и отдаче., Сопротивление при сжатии составляет 20—25% сопротивления при отдаче, так как необходимо, чтобы амортизатор гасил в основном свободное колебание подвески при отдаче и не увеличивал жесткость рессор при сжатии. В подвесках легковых автомобилей и автобусов ставят четыре амортизатора, а в подвесках грузовых автомобилей — два (только в передней подвеске).

Рис. 4. Схема передачи толкающего усилия от ведущего моста на раму автомобиля через механизм подвески

Рис. 5. Телескопический амортизатор; А — отверстие для слива жидкости в резервуар; Б — полость резервуара; 1 — проушины; 2 — гайка резервуара; 3 — сальник штока; 4 — сальник обоймы; 5 — перепускной клапан отдачи; 6 — отверстия наружного ряда; 7 — клапан- отдачи; 8, 11 а 22 — пружины; 9 — перепускной клапан сжатия; 10 — клапан сжатия; 12 — гайка; 13 — отверстия перепускного клапана; 14 — поршень; 15 — отверстия внутреннего ряда; 16 — поршневое кольцо; 17 — корпус резервуара; 18 — рабочий цилиндр; 19 — шток поршня; 20 — направляющая штока; 21 — сальник направляющей; 23 — обойма сальников; 24 — войлочные сальники штока

Рабочий цилиндр амортизатора и часть окружающего его наружного корпуса заполнены специальной жидкостью. Внутри цилиндра помещен поршень со штоком, к концу которого приварена проушина. Этой проушиной штока амортизатор соединен с рамой или кузовом, а проушиной корпуса — с балкой моста или рычагом колеса.

Сверху цилиндр закрыт направляющей штока, а снизу — днищем, являющимся одновременно корпусом клапана сжатия. В поршне по окружностям разного диаметра равномерно расположены два ряда отверстий. Отверстия на большом диаметре закрыты сверху тарельчатым перепускным клапаном отдачи. Отверстия на малом диаметре закрыты снизу дисками клапана отдачи, поджатого пружиной. В нижней части цилиндра запрессован корпус клапана сжатия, состоящий из тарельчатого перепускного клапана сжатия, пружины, дисков клапана сжатия и пружины. В корпусе клапана сжатия, аналогично клапану отдачи, имеются два ряда отверстий, расположенных на большом и малом диаметре. Отверстия на большом диаметре закрыты, сверху перепускным Клапаном, а отверстия на малом диаметре закрыты снизу дисками клапана сжатия. Для работы амортизатора большое значение имеет герметичность его полостей. Поэтому верхний конец штока уплотнен резиновыми сальниками.

Во время плавного хода сжатия рессоры в случае наезда колеса не небольшое препятствие, шток и поршень, опускаясь вниз, вытесняют основную часть жидкости из пространства под поршнем в пространство над поршнем через перепускной клапан отдачи, имеющий слабую пружину и незначительное сопротивление. При этом часть жидкости, равная объему штока, вводимого в рабочий цилиндр, через калиброванные отверстия клапана сжатия перетекает в полость резервуара. Сопротивление хода сжатия в основном пропорционально квадрату скорости перетекания.

При резком ходе сжатия и большой скорости движения поршня возросшее давление жидкости открывает клапан сжатия на большую величину, преодолевая сопротивление пружины, вследствие чего уменьшается нарастание сопротивления перетекания жидкости.

Во время хода отдачи поршень движется вверх и сжимает жидкость, находящуюся над поршнем. Перепускной клапан закрывается, и жидкость через внутренний ряд отверстий и клапан отдачи перетекает в пространство под поршнем. Необходимое сопротивление амортизатора создается жесткостью дискового клапана отдачи и его пружиной. При этом часть жидкости, равная объему штока, выводимого из цилиндра, через отверстия и перепускной клапан сжатия из полости П резервуара перетекает в рабочий цилиндр. При резком ходе отдачи жидкость открывает клапан отдачи на более значительную величину, преодолевая сопротивление пружины.

Сопротивление амортизатора определяется размерами отверстий в корпусах клапанов отдачи и сжатия и усилиями их пружин. Подвеска оказывает большое влияние на безопасность дорожного движения, поэтому на ее состояние всегда обращают самое серьезное внимание.

Необходимость быстрого гашения колебаний подвески передних колес требует установки амортизаторов. На современных автомобилях с дизельными двигателями применяют телескопические амортизаторы. Эти амортизаторы гасят колебания подвески как при подъеме, так и при опускании колеса, и являются амортизаторами двойного действия.

Принцип работы телескопического гидравлического амортизатора основан на сопротивлении, оказываемом заполняющей амортизатор жидкостью при перемещении подвижных частей, связанных с элементами подвески и колесом. Перетекание жидкости из одной полости амортизатора в другую через отверстие малого сечения вызывает гидравлическое сопротивление и приводит к гашению колебаний.

Верхней головкой амортизатор крепится к лонжерону рамы, а нижней — к кронштейну на балке переднего моста. В проушины головки вставлены резиновые втулки, смягчающие ударные нагрузки и предотвращающие поломки при перекосах. В амортизаторах последних образцов в проушины устанавливаются разъемные втулки с поджимом.

Устройство телескопического амортизатора показано на рис. 90. В полом корпусе 6 амортизатора установлен цилиндр, заполненный амортизаторной жидкостью. В цилиндре перемещается поршень, установленный на штоке 5, соединенном с верхней головкой амортизатора. В самом поршне имеются Два клапана: перепускной и клапан отдачи. Отверстия в днище поршня, расположенные по большой окружности,

перекрываются сверху перепускным клапаном. Отверстия, расположенные по малой окружности, перекрываются снизу клапаном отдачи. Для лучшего уплотнения на цилиндрической поверхности поршня выполнены две канавки, в которые установлены уплот-нительные кольца.

В днище цилиндра установлены впускной клапан и клапан сжатия. Шток, проходящий через направляющую в верхней части цилиндра, крепится к кронштейну рамы автомобиля. Направляющей штока служит бронзовая втулка, а для его уплотнения установлен резиновый сальник, поджимаемый через шайбу пружиной. Текстолитовые шайбы и войлочное кольцо дополнительно защищают сальник от попадания в него грязи и пыли.

Снизу корпус амортизатора закрыт вставным днищем, на которое опирается нижнее основание цилиндра. Днище корпуса представляет одно целое с нижней головкой амортизатора, имеющей проушину для крепления с кронштейном на балке передней оси.

Работает телескопический амортизатор следующим образом. В момент сжатия рессоры, вызванный наездом колеса на препятствие, поршень со штоком движется вниз. При этом давление в полости цилиндра под поршнем возрастает, в результате чего открывается перепускной клапан, и жидкость перетекает через отверстия, расположенные по внешнему кругу на поршне, в полость над ним. В то же время клапан отдачи прижимается снизу к поршню и перекрывает отверстия, расположенные по внутреннему кругу поршня.

Рис. 6. Телескопический амортизатор:
1 — верхняя головка; 2 — войлочное кольцо штока; 3 — сальник; 4 — пружина сальника; 5 — шток; 6 — корпус; 7 — цилиндр; 8 — перепускной клапан; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — поршень; 11 — клапан отдачи; 12 — впускной клапан; 13 — клапан сжатия

Резкое сжатие рессоры вызывает быстрое нарастание давления под поршнем; при этом происходит открытие клапана сжатия, и часть жидкости проходит через этот клапан из цилиндра в резервуар. Под действием жидкости, поступающей из цилиндра в резервуар при ходе сжатия, воздух, находящийся в верхней части резервуара, сжимается.

Распрямление рессоры вызывает ход отдачи, при этом шток с поршнем перемещается вверх, давление жидкости в полости над поршнем повышается, и она проходит в нижнюю часть цилиндра через калиброванные отверстия, расположенные на поршне по внутреннему кругу. Следует иметь в виду, что при ходе отдачи шток выходит из цилиндра и соответственно освобождает объем внутри него. Этот объем заполняется жидкостью, перетекающей через открывающийся впускной клапан из резервуара под давлением воздуха, сжатого в его верхней части.

При резком ходе поршня вверх открывается клапан отдачи, через который и перетекает жидкость из верхней полости цилнлдра в нижнюю.

шасси-рессоры или амортизаторы? | REAA

=ALFA=
НО Я ВСЕМУ НЕБО ПРЕДПОЧИТАЮ И ПОТОМУ Я ЛЕТАЮ…