Что такое инструментальный контроль автомобилей: Инструментальный контроль \ КонсультантПлюс

ᐉ Линии инструментального контроля

Для оптимизации процесса диагностирования транспортных средств и сокращения затрат времени в ряде случаев целесообразно организовывать его поточным методом — на линиях инструментального контроля. Это касается прежде всего проведения государственного технического осмотра. Более того, в настоящее время такой осмотр проводится только поточным методом — на нескольких расположенных в технологической последовательности постах, совокупность которых образует поточную линию, поскольку данный метод является более перспективным, позволяющим реализовать все принципы рациональной организации производства.

Рассмотрим особенности линий инструментального контроля, предназначенных для проведения государственного технического осмотра.

Наиболее распространенными являются линии с тремя постами. Примерный перечень работ по постам приводится ниже:

  • Пост № 1. Проверяются документы на право владения и управления транспортным средством. Производится общий осмотр транспортного средства, проверяется состояние кузова, окраска машины, наличие повреждений на стеклах, крепление номерного знака, наличие зеркал заднего вида, исправность замков дверей, действие стеклоочистителей, стеклоподъемников и устройств для обмыва и обдува ветрового стекла, осматриваются шины. Проверяется укомплектованность автомобиля огнетушителем, знаком аварийной остановки и медицинской аптечкой. Проверяются приборы системы освещения и сигнализации (указатели поворотов, сигналы торможения, габаритные огни), звуковой сигнал, щиток приборов, а также содержание токсичных веществ в отработавших газах двигателя.
  • Пост № 2. Проводится проверка эффективности действия тормозных систем автомобиля по тормозным усилиям, развиваемым на колесах (общая удельная тормозная сила рабочей и стояночной тормозных систем; неравномерность тормозных сил колес оси).
  • Пост № 3. Проверяется суммарный люфт рулевого управления, крепление и шплинтовка гаек шаровых пальцев тяг поворотных цапф, состояние наружных элементов тормозной системы, герметичность тормозного привода, осматривается карданная передача, трансмиссия, подвеска. Проверяется светопропускание стекол, правильность установки и сила света фар, работоспособность светотехнических и сигнальных приборов.

Для проведения государственного технического осмотра необходим определенный перечень обязательных средств диагностирования. В случае проведения дополнительных работ применяются дополнительные средства диагностирования.

Государственный технический осмотр может проводиться как на стационарных, так и на мобильных линиях и постах.

Стационарная станция технического контроля СТС-3Л-СП-11 (ГАРО) с тремя линиями для легковых автомобилей, микроавтобусов и мини-грузовиков с нагрузкой на ось до 3 т приведена на рисунке.

Рис. Стационарная станция технического контроля с тремя линиями: 1 — осмотровая канава; 2 — тестер люфтов; 3 — стойки управления; 4 — электронный люфтомер; 5 — принтер; 6 — приборные стойки; 7 — силовой шкаф; 8 — стенд для проверки тормозных систем; 9 — прибор для проверки фар; 10 — решетка для очистки протектора автомобиля; 11 — газоанализатор; 12 — дымомер; 13 — измеритель светопропускания стекол

Все оборудование каждой линии управляется единой компьютерной программой. Блок роликов тормозного стенда устанавливается вровень с полом. Линия оснащена персональным компьютером, лазерным принтером, пультом дистанционного управления, полностью укомплектована обязательными средствами технического диагностирования. Программный комплекс линии обеспечивает многопостовую технологию проверок с одновременной автоматической передачей данных с диагностических приборов в центральный компьютер, который обрабатывает и сохраняет результаты контроля в своей памяти. Результаты контроля выводятся на принтер в виде диагностической карты и протокола обнаруженных дефектов.

Перед блоком опорных роликов стенда для проверки тормозных систем расположены прибор для проверки фар, дымомер и газоанализатор. После опорных устройств находится осмотровая канава с тестером люфтов, слева от которой установлены стойка управления тормозным стендом, силовой шкаф и люфтомер рулевого управления. Приборная стойка предназначена для размещения на ней переносного оборудования.

Осмотровая канава предназначена для осмотра деталей рулевого управления, подвески, герметичности гидравлического тормозного привода и системы выпуска отработавших газов.

Кроме стационарных станций технического контроля производятся передвижные станции, которые могут комплектоваться различным оборудованием и предназначаются для автотранспортных средств любых типов. Примером такой станции является мобильная универсальная станция ЛТК-10УП-СП-17 для контроля легковых и грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов с нагрузкой на ось до 10 т. Она предназначена для проведения государственного технического осмотра, а также выполнения ремонтных и регулировочных работ. Все оборудование управляется единой компьютерной программой. Станция размещена в специальном усиленном контейнере, перевозится до места установки контейнеровозом или бортовым автомобилем и устанавливается автокраном. Высота проверяемых автомобилей и автобусов не ограничивается. Масса станции составляет 7000 кг. Она может быть оперативно развернута на открытой площадке под навесом или в неотапливаемом ангаре, что позволяет избежать капитальных затрат на установочные работы и обеспечить мобильность проведения государственного технического осмотра.

Развертывание станции производится в такой последовательности:

  1. подключение к внешнему источнику питания (380 В, 50 Гц)
  2. подъем створок крыши и опускание подъемных стенок
  3. развертывание эстакад и их соединение между собой
  4. выравнивание линии проезда с помощью реперов и регулируемых опор

Для подъема и опускания крыши и стенок контейнера используется гидропривод. Для развертывания эстакад станция комплектуется электромеханическим приводом-лебедкой. В транспортном положении эстакады сложены и закреплены на подъемных стенках. Все эти операции выполняются двумя работниками за 15 мин. Для обеспечения сохранности оборудования станции во время отсутствия персонала подъемные стенки и створки крыши с помощью гидропривода приводятся в сомкнутое состояние, а отсоединенная эстакада остается в рабочем положении (т.е. нет необходимости в обратной полной ее сборке).

Рис. Мобильная универсальная станция технического контроля ЛТК-10УП-СП-17: а — вид сбоку; б — вид сверху; 1 — крыша контейнера в открытом положении; 2 — контейнер; 3 — приборная стойка; 4 — дверь контейнера в открытом положении; 5 — эстакада; 6 — регулируемые опоры; 7 — прибор для проверки фар; 8 — стенд для проверки тормозных систем; 9 — монитор; 10 — масляный электроотопитель; 11 — кондиционер; 12 — силовой шкаф; 13 — стол оператора; 14 — газоанализатор; 15 — дымомер; 16 — измеритель светопропускания стекол; 17 — электронный люфтомер; 18 — тестер увода

В комплектацию станции входят стенд для проверки тормозных систем и тестер увода, которые управляются единой компьютерной программой. Помещение для аппаратуры и персонала имеет электрообогрев и кондиционер. Станция укомплектована обязательными средствами технического диагностирования, персональным компьютером, пультом дистанционного управления. Программный комплекс станции обеспечивает технологию проверок с одновременной автоматической передачей данных с диагностических приборов в центральный компьютер, который обрабатывает и сохраняет результаты контроля в своей памяти. Результаты контроля выводятся на принтер в виде диагностической карты и протокола обнаруженных дефектов.

Posted in Диагностирование автомобиляTagged Диагностирование, Стенды для автомобилей

ТЕХОСМОТР С ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ КОНТРОЛЕМ

С прошлого года вступило в силу Постановление

Правительства РФ, согласно которому все автолюбители, чтобы пройти техосмотр, обязаны сперва предоставить машину на инструментальный контроль

Большинству из нас свойственно надеяться на авось, откладывать до последнего, не придавать значения иногда сугубо важным вещам. Тянем изо всех сил и с ежегодным техосмотром, ищем способы обойти его, забывая, что из-за нашего легкомыслия автомобиль в одночасье может превратиться из незаменимого помощника в безжалостного убийцу. Но даже если и не вспомнить серьезные аварии, а только подумать, как каждый из нас травится в пробках выхлопными газами, то и тогда уже станет ясно: следить за техническим состоянием автомобиля жизненно необходимо. Сделать это серьезно, основательно и беспристрастно может лишь инструментальный контроль, и многолетний опыт автомобильных стран мира — лучшее тому свидетельство.

Теперь и мы присоединились к цивилизованным странам: с 2004 года вступило в силу Постановление Правительства РФ «О порядке привидения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ».

Одним из «пионеров» проведения инструментального контроля в Калининградской области можно по праву назвать станцию при автоколонне ј1359, которой руководит главный инженер Александр Николаевич Васильев.

— Еще в начале века, когда автомобильный парк России был не ахти каким значительным, уже возникла потребность в процедуре, которую мы теперь называем техосмотром, — говорит А.Васильев. — Со временем автомобили совершенствовались, парк увеличивался, требования к техническому состоянию менялись. На протяжении нескольких последних десятилетий мы, автомобилисты, привыкли к прохождению ежегодного ТО в районных отделениях ГАИ на специально отведенных асфальтированных площадках под открытым небом. Процедура типовая: сверка номеров, проверка осветительных приборов и сигнализации, рабочего и стояночного тормозов… Иногда что-то менялось: со временем появились газоанализаторы, где-то — наклонные аппарели для проверки стояночного тормоза; одно время увеличили периодичность проведения ГТО до 2 лет или требовали переписывать номера покрышек… С учетом современных тенденций коренным образом изменились методы оценки технического состояния автотранспортных средств. Ведь статистика дорожно-транспортных происшествий говорит о том, что каждая десятая авария происходит по вине неудовлетворительного технического состояния транспортных средств. Введение инструментального контроля позволяет выявить в три раза больше число опасных неисправностей, чем субъективный осмотр на площадке.

Ежедневно на станцию инструментального контроля на ул.Третьяковской съезжаются около 50 автомобилей со всей Калининградской области. Ведь она обслуживает как Центральный и Октябрьский районы Калининграда, так и машины из городов Пионерска, Багратионовска, Балтийска, Мамоново, Светлогорска, Светлого, Ладушкино, Правдинска.

Главное для меня, чтобы по Калининграду и области ездили безопасные, а значит, технически исправные автомобили, — делится в беседе Юрий Мосесович Микиртычев, эксперт-контроль. — Поэтому инструментальный контроль при техосмотре необходим и полезен. Только здесь можно получить объективную оценку технического состояния своего автомобиля.

Действительно, от такого специалиста, как Ю.Микиртычев, трудно скрыть какую-либо неисправность. Свою работу он любит и старается делать все добросовестно и профессионально. Да и современным оборудованием, которым оснащена эта станция инструментального контроля, могут похвастаться далеко не все аналогичные предприятия. В распоряжении Ю.Микиртычева детектор люфтов передней оси, газоанализатор «Инфралит», прибор для измерения суммарного люфта ИСЛ-401, измеритель светового коэффициента «Блик», индикатор неоднородностей металла «Эксперт-2004». Станция укомплектована следующими стендами контроля: «схождения» колес, спидометра, амортизаторов, рабочих и стояночных тормозов, состояния элементов подвески и ходовой части. Одним словом, здесь есть все необходимое, чтобы выявить даже малейшую неисправность в автомобиле.

По словам Ю.Микиртычева, из всего потока автомобилей практически каждый десятый, увы, неисправен. Многие автолюбители поверхностно подходят к инструментальному контролю, совсем забывая о том, что машине, как и любой технике, нужны внимание и своевременная диагностика. В противном случае никто не даст гарантии, что на дороге «железный конь» вас не подведет.

Как бы там ни было, а заветный талон ТО — не индульгенция до следующего техосмотра. Служба технического надзора ГИБДД вправе в любой момент остановить машину при обнаружении явных признаков ее неисправности и проверить техническое состояние даже при наличии талона, если эта неисправность угрожает безопасности или она из разряда тех, при которых правилами движения запрещена дальнейшая эксплуатация.

Back to top