Если неправильно отрегулированы клапана что будет: Регулировка клапанов: что это, зачем нужно, и что будет, если ее не делать

Содержание

Регулировка клапанов: что это, зачем нужно, и что будет, если ее не делать

  • Главная
  • Статьи
  • Регулировка клапанов: что это, зачем нужно, и что будет, если ее не делать

Автор:
Алексей Кокорин

Если вы становились свидетелем сцены, когда опытный автомобилист деловито открывал капот машины (вашей или своей), некоторое время вслушивался в звук работающего мотора, а потом многозначительно произносил фразу «клапаны надо отрегулировать», но при этом для вас его слова были не понятнее звука двигателя, который он слушал, то сегодня мы попробуем этот пробел восполнить. Что такое регулировка клапанов, зачем она нужна, когда ее нужно делать, и что будет, если ее не делать совсем? И почему на многих машинах регулировка клапанов вообще не нужна? Давайте разберемся.

 

Что такое регулировка клапанов?

Работа обычного поршневого двигателя предполагает подачу в цилиндры топливовоздушной смеси и отвод из них отработавших газов. Обе функции выполняют клапаны – соответственно, впускные и выпускные, попеременно открываясь в нужное время для наполнения и опорожнения цилиндра. Управляет их работой распределительный вал, имеющий специальные кулачки, которые воздействуют на верхнюю часть клапана, открывая его в цилиндр. Конструкций приводного механизма существует несколько – распредвал может воздействовать на клапаны почти непосредственно, надавливая кулачком на толкатели, или, к примеру, через специальные коромысла, толкая один их конец, в то время как другой давит на клапан. Но в любом из случаев в конструкции есть интересующая нас особенность: тепловой зазор между кулачком распредвала и деталью клапанного механизма, которая открывает клапан. Ведь рабочая температура деталей двигателя, особенно клапанного механизма и собственно клапанов, очень высока, а при нагревании металл имеет свойство расширяться, что приводит, в частности, к удлинению клапана. Именно для компенсации этого расширения нужен тепловой зазор, а регулировка этого зазора и называется «регулировкой клапанов»

Да, с логической точки зрения формулировка «регулировка клапанов» не совсем верна. Клапан при нормальных условиях, когда на него не давит кулачок распредвала, закрыт: тарелка клапана плотно прижата пружиной к седлу в головке блока цилиндров, а должная герметичность обеспечивается фасками на обоих элементах. Соответственно, никакая регулировка клапану здесь не требуется – а вот тепловой зазор должен быть правильным. То есть, более корректно говорить не «регулировка клапанов», а «регулировка теплового зазора привода клапанов».

Зачем нужна регулировка клапанов?

Если представить себе комбинацию «клапан – толкатель – распредвал» без теплового зазора – то есть, плотно прилегающими друг к другу при неработающем двигателе, то несложно понять, что при выходе на рабочую температуру на удлинившийся клапан, «вытягиваемый пружиной из цилиндра» в сторону распредвала, из-за температурного расширения начнет постоянно давить этот самый распредвал, приводя к небольшому сжатию пружины и неплотному закрытию клапана. То есть, при достижении рабочей температуры клапан фактически перестанет полноценно выполнять одну из своих функций: плотно закрываться для герметизации камеры сгорания и ее изоляции от впускного или выпускного тракта.

Подобное может произойти, к примеру, из-за износа седел и тарелок клапанов. Соответственно, в этом случае регулировка клапанов нужна, чтобы обеспечить нужный тепловой зазор для обеспечения полного закрытия клапанов.

— Kolesa.Ru (@Kolesa_Ru) 3 июня 2019 г.

Второй вариант – увеличение теплового зазора: например, из-за износа поверхностей кулачков распредвала и элементов привода клапанов. В этом случае даже после достижения двигателем рабочей температуры между распредвалом и клапанным механизмом будет оставаться зазор, а касаться они будут ударно и только в момент воздействия кулачка. Это уже пагубно влияет на ресурс клапанного механизма, но есть и другие последствия: клапан будет открываться чуть позже и не полностью – а значит, ухудшится наполняемость цилиндра топливовоздушной смесью.

Что будет, если не регулировать клапаны?

Если не регулировать клапаны своевременно, это приведет к изменению теплового зазора. При этом и увеличение, и уменьшение теплового зазора, как мы уже поняли, негативно влияет на ресурс и работу двигателя. Уменьшение зазора означает неполное закрытие клапанов, которое приводит к ряду последствий. Негерметичность камеры сгорания из-за приоткрытого клапана приводит к падению компрессии и прорыву раскаленных газов во впускной или выпускной тракт (в зависимости от того, впускной или выпускной клапан приоткрыт).

Кроме того, стоит отметить значительно увеличивающуюся тепловую нагрузку на клапаны. Ведь плотный контакт закрытого клапана с седлом – это одно из важных условий его охлаждения, а если клапан неплотно прилегает к седлу, охлаждение ощутимо ухудшается. Особенно это касается выпускных клапанов: впускные дополнительно охлаждаются поступающей в цилиндры топливовоздушной смесью, а вот выпускные обеспечивают выход отработавших газов крайне высокой температуры, и для них охлаждение в зоне контакта с седлом имеет критическую важность. В крайнем случае плохое охлаждение клапана из-за малого теплового зазора может привести к его перегреву и разрушению – так называемому прогару. Кроме того, прорыв горящей топливовоздушной смеси в выпускной тракт повышает нагрузку на катализатор (а при его разрушении абразивная пыль может повредить и цилиндры).

Последствия увеличения теплового зазора несколько иные. Как было сказано выше, оно приводит к ударному воздействию распредвала на клапанный механизм, что негативно сказывается на его ресурсе, а также к несвоевременному и неполному открытию клапана. Ухудшение наполнения цилиндра топливовоздушной смесью при этом означает нарушение фаз газораспределения и снижение отдачи мотора: то есть, он будет хуже тянуть.

Как узнать, каким должен быть тепловой зазор?

Величина теплового зазора определяется производителем для конкретного двигателя: если конструкция мотора предусматривает регулировку клапанов, показатели обычно указываются в руководстве по эксплуатации.
— Kolesa.Ru (@Kolesa_Ru) 3 июня 2019 г.

В целом величина теплового зазора, разумеется, очень невелика, это десятые доли миллиметра – примерно 0,1-0,4 мм. При этом ее обычно определяют с помощью набора щупов с шагом в 0,05 мм и менее – то есть, соблюдается точность до сотых. Стоит отметить, что тепловой зазор для впускных и выпускных клапанов различается: как мы уже знаем, выпускные клапаны нагреваются сильнее – а следовательно, сильнее увеличиваются в размерах и требуют большего теплового зазора.

На практике знать конкретные значения теплового зазора нужно только для регулировки – то есть, если вы не занимаетесь ей самостоятельно, эти цифры вам не слишком пригодятся.

Как узнать, когда регулировать клапаны

Периодичность регулировки клапанов, если она предусмотрена конструкцией мотора, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. В целом эта процедура выполняется не так часто – обычно это каждые 50-80 тысяч километров. Однако и более частая проверка не повредит – особенно если машина оснащена газобаллонным оборудованием, так как газовое топливо повышает тепловую нагрузку на мотор.

Второй способ узнать о необходимости регулировки клапанов – это характерный звук: стук или цоканье при работе мотора, не проходящее по мере его прогрева.

— Kolesa.Ru (@Kolesa_Ru) 3 июня 2019 г.

Ну а если автомобиль приобретен не новым, и его пробег уже немаленький, то регулировка теплового зазора точно не будет лишней – нужно лишь выяснить, предусмотрена ли она конструкцией.

Как регулировать клапаны?

Существует несколько конструктивных вариантов регулировки теплового зазора. К примеру, один из вариантов – это подбор шайб нужной толщины, которые вставляются между толкателем клапана и кулачком распредвала. Для регулировки зазора он сначала замеряется с имеющейся шайбой, а потом шайба при необходимости заменяется на другую, большей или меньшей толщины. Альтернативный вариант при схожей конструкции – подборка не регулировочных шайб нужной толщины, а самих толкателей с необходимыми параметрами.

Еще одна вариация — это регулировка теплового зазора с помощью винтового механизма. В этом случае ничего подбирать не нужно: зазор измеряется щупом и затем при необходимости настраивается вкручиванием или выкручиванием регулировочного болта, который затем фиксируется контргайками
— Kolesa.Ru (@Kolesa_Ru) 3 июня 2019 г.

Такой метод регулировки мы наглядно показывали в отдельном материале на примере Renault Logan.

Почему на некоторых моторах клапаны регулировать не нужно?

Неоднократное уточнение о том, что регулировка клапанов должна быть предусмотрена конструкцией мотора, весьма важно: ведь многие двигатели этой процедуры не требуют. Зависит это от того, оснащен ли мотор гидрокомпенсаторами: это устройства, предназначенные для автоматической регулировки теплового зазора. Они работают за счет масла, поступающего в них из двигателя (поэтому, собственно, и называются «гидрокомпенсаторами») и полностью исключают необходимость периодической ручной регулировки клапанов. Сами они, конечно же, тоже не вечны – о необходимости их проверки и замены говорит все тот же цокающий стук, не исчезающий вскоре после запуска, а порой даже после прогрева двигателя. Однако главное, что нужно знать в контексте этого материала – это то, что моторам, оснащенным гидрокомпенсаторами, регулировка клапанов не нужна.

популярные вопросы

 

Новые статьи

Статьи / Популярные вопросы

Не только опасное вождение: как и почему ПДД запрещают частые перестроения

Частые перестроения на дороге многие ассоциируют только с опасным вождением, которое, как известно, запрещено ПДД. Однако на самом деле перестроения регламентируются даже в условиях, когда в…

11

0

0

21.11.2022

Статьи / Интересно

5 причин покупать и не покупать Mitsubishi Pajero Sport I

Если вы изучаете возможность реализовать свою давнюю мечту и прикупить комфортабельный внедорожник просто потому, что это круто – можете смело переходить к чтению какого-то другого материала. ..

3928

4

2

20.11.2022

Статьи / История

Стосорокет, равных которому нет: 10 самых уникальных версий Mercedes S-class W140

Третье поколение Mercedes S-класса с заводским индексом W140 – один из наиболее знаковых штутгартских звездоносцев. Во-первых, в 1991-м «эска» впервые получила шестилитровый двигатель V12, в…

2789

3

6

19.11.2022

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв

Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет

В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов…

16913

7

205

13.09.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0

Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть…

13778

10

41

13.08.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы!

Хотите купить сегодня  машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з. ..

10883

26

30

10.08.2022

Что будет если неправильно отрегулировать клапана — АвтоТоп

Содержание

    • Как часто нужно выполнять проверку клапанов?
    • Как будут работать клапаны при неправильно выставленном зазоре?
    • Как избавиться от регулировки клапанов?
  • Попробуйте наш сервис по подбору СТО
  • Для чего регулируют клапаны?
  • Как часто нужно выполнять проверку клапанов?
  • Как будут работать клапаны при неправильно выставленном зазоре?
  • Как избавиться от регулировки клапанов?

Силовой агрегат каждого автомобиля построен таким образом, что он имеет по два или более клапанов на цилиндр. Один (одни) из них впускает топливную смесь, когда второй, в свою очередь, производит выпуск отработанных газов. Поэтому они так и называются: впускной и выпускной клапаны. Механизм, приводящий в действие данные элементы двигателя внутреннего сгорания, называется газораспределительным или клапанным.

По достижении двигателем высоких температур, происходит нагрев деталей и их расширение. По законам физики, следовательно, должны строго определяться зазоры на холодном двигателе между деталями с учётом их дальнейшего увеличения в объёме.

Как часто нужно выполнять проверку клапанов?

Рекомендуемая проверка клапанов двигателя должна проводиться через каждые 25 000 – 30 000 километров. При необходимости нужно будет провести их регулировку. Сначала проверьте, остыл ли двигатель. Только после этого приступайте к проверке клапанов. Изначально в мёртвую точку сжатия установите поршень цилиндра. В таком положении клапаны будут закрыты. Далее отпустите контргайку на регулировочном болте либо винте. При помощи регулировочного болта настройте зазор и затяните гайку. После данной процедуры зазор может быть изменён. Поэтому будьте очень внимательны, проделывая эту операцию. Если плоскому щупу удаётся пройти в него с неким усилием, тогда настройка выполнена верно. Если же необходимо приложить большие усилия или щуп проскальзывает легко, тогда стоит продолжить регулировку.

Как будут работать клапаны при неправильно выставленном зазоре?

В таком случае, как было написано выше, функционирование клапанов будет нарушено. Клапаны будут либо открываться больше положенного, либо останутся в постоянно открытом положении, в результате чего цилиндр утратит свою герметичность.

Как избавиться от регулировки клапанов?

Вы никогда не задавали себе вопрос: «Почему на современных 16-клапанных двигателях нет необходимости проводить регулировку клапанов?» А потому, что в таких моторах вместо толкателей, за счёт которых кулачок распредвала толкает клапан, устанавливаются гидрокомпенсаторы. Они находят оптимальный зазор между собой и кулачками за счёт высокого давления моторного масла, в результате чего работа клапанов всегда происходит при оптимальных зазорах.

Хорошей новостью будет то, что гидрокомпенсаторы устанавливаются практически на каждый автомобиль, следовательно, о регулировке клапанов можно позабыть, если бы не одно НО! Данные элементы системы силового агрегата можно устанавливать только в те автомобили, в которых механизм газораспределения состоит из распределительного и коленчатого валов, клапанов и поршневой группы. Это, по сути, основная часть автомобиля.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Если вы становились свидетелем сцены, когда опытный автомобилист деловито открывал капот машины (вашей или своей), некоторое время вслушивался в звук работающего мотора, а потом многозначительно произносил фразу «клапаны надо отрегулировать», но при этом для вас его слова были не понятнее звука двигателя, который он слушал, то сегодня мы попробуем этот пробел восполнить. Что такое регулировка клапанов, зачем она нужна, когда ее нужно делать, и что будет, если ее не делать совсем? И почему на многих машинах регулировка клапанов вообще не нужна? Давайте разберемся.

Р абота обычного поршневого двигателя предполагает подачу в цилиндры топливовоздушной смеси и отвод из них отработавших газов. Обе функции выполняют клапаны – соответственно, впускные и выпускные, попеременно открываясь в нужное время для наполнения и опорожнения цилиндра. Управляет их работой распределительный вал, имеющий специальные кулачки, которые воздействуют на верхнюю часть клапана, открывая его в цилиндр. Конструкций приводного механизма существует несколько – распредвал может воздействовать на клапаны почти непосредственно, надавливая кулачком на толкатели, или, к примеру, через специальные коромысла, толкая один их конец, в то время как другой давит на клапан. Но в любом из случаев в конструкции есть интересующая нас особенность: тепловой зазор между кулачком распредвала и деталью клапанного механизма, которая открывает клапан. Ведь рабочая температура деталей двигателя, особенно клапанного механизма и собственно клапанов, очень высока, а при нагревании металл имеет свойство расширяться, что приводит, в частности, к удлинению клапана. Именно для компенсации этого расширения нужен тепловой зазор, а регулировка этого зазора и называется «регулировкой клапанов»

Да, с логической точки зрения формулировка «регулировка клапанов» не совсем верна. Клапан при нормальных условиях, когда на него не давит кулачок распредвала, закрыт: тарелка клапана плотно прижата пружиной к седлу в головке блока цилиндров, а должная герметичность обеспечивается фасками на обоих элементах. Соответственно, никакая регулировка клапану здесь не требуется – а вот тепловой зазор должен быть правильным. То есть, более корректно говорить не «регулировка клапанов», а «регулировка теплового зазора привода клапанов».

Если представить себе комбинацию «клапан – толкатель – распредвал» без теплового зазора – то есть, плотно прилегающими друг к другу при неработающем двигателе, то несложно понять, что при выходе на рабочую температуру на удлинившийся клапан, «вытягиваемый пружиной из цилиндра» в сторону распредвала, из-за температурного расширения начнет постоянно давить этот самый распредвал, приводя к небольшому сжатию пружины и неплотному закрытию клапана. То есть, при достижении рабочей температуры клапан фактически перестанет полноценно выполнять одну из своих функций: плотно закрываться для герметизации камеры сгорания и ее изоляции от впускного или выпускного тракта.

Подобное может произойти, к примеру, из-за износа седел и тарелок клапанов. Соответственно, в этом случае регулировка клапанов нужна, чтобы обеспечить нужный тепловой зазор для обеспечения полного закрытия клапанов.

Второй вариант – увеличение теплового зазора: например, из-за износа поверхностей кулачков распредвала и элементов привода клапанов. В этом случае даже после достижения двигателем рабочей температуры между распредвалом и клапанным механизмом будет оставаться зазор, а касаться они будут ударно и только в момент воздействия кулачка. Это уже пагубно влияет на ресурс клапанного механизма, но есть и другие последствия: клапан будет открываться чуть позже и не полностью – а значит, ухудшится наполняемость цилиндра топливовоздушной смесью.

Если не регулировать клапаны своевременно, это приведет к изменению теплового зазора. При этом и увеличение, и уменьшение теплового зазора, как мы уже поняли, негативно влияет на ресурс и работу двигателя. Уменьшение зазора означает неполное закрытие клапанов, которое приводит к ряду последствий. Негерметичность камеры сгорания из-за приоткрытого клапана приводит к падению компрессии и прорыву раскаленных газов во впускной или выпускной тракт (в зависимости от того, впускной или выпускной клапан приоткрыт).

Кроме того, стоит отметить значительно увеличивающуюся тепловую нагрузку на клапаны. Ведь плотный контакт закрытого клапана с седлом – это одно из важных условий его охлаждения, а если клапан неплотно прилегает к седлу, охлаждение ощутимо ухудшается. Особенно это касается выпускных клапанов: впускные дополнительно охлаждаются поступающей в цилиндры топливовоздушной смесью, а вот выпускные обеспечивают выход отработавших газов крайне высокой температуры, и для них охлаждение в зоне контакта с седлом имеет критическую важность. В крайнем случае плохое охлаждение клапана из-за малого теплового зазора может привести к его перегреву и разрушению – так называемому прогару. Кроме того, прорыв горящей топливовоздушной смеси в выпускной тракт повышает нагрузку на катализатор (а при его разрушении абразивная пыль может повредить и цилиндры).

Последствия увеличения теплового зазора несколько иные. Как было сказано выше, оно приводит к ударному воздействию распредвала на клапанный механизм, что негативно сказывается на его ресурсе, а также к несвоевременному и неполному открытию клапана. Ухудшение наполнения цилиндра топливовоздушной смесью при этом означает нарушение фаз газораспределения и снижение отдачи мотора: то есть, он будет хуже тянуть.

Величина теплового зазора определяется производителем для конкретного двигателя: если конструкция мотора предусматривает регулировку клапанов, показатели обычно указываются в руководстве по эксплуатации. — Kolesa.Ru (@Kolesa_Ru) 3 июня 2019 г.

В целом величина теплового зазора, разумеется, очень невелика, это десятые доли миллиметра – примерно 0,1-0,4 мм. При этом ее обычно определяют с помощью набора щупов с шагом в 0,05 мм и менее – то есть, соблюдается точность до сотых. Стоит отметить, что тепловой зазор для впускных и выпускных клапанов различается: как мы уже знаем, выпускные клапаны нагреваются сильнее – а следовательно, сильнее увеличиваются в размерах и требуют большего теплового зазора.

На практике знать конкретные значения теплового зазора нужно только для регулировки – то есть, если вы не занимаетесь ей самостоятельно, эти цифры вам не слишком пригодятся.

Периодичность регулировки клапанов, если она предусмотрена конструкцией мотора, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. В целом эта процедура выполняется не так часто – обычно это каждые 50-80 тысяч километров. Однако и более частая проверка не повредит – особенно если машина оснащена газобаллонным оборудованием, так как газовое топливо повышает тепловую нагрузку на мотор.

Второй способ узнать о необходимости регулировки клапанов – это характерный звук: стук или цоканье при работе мотора, не проходящее по мере его прогрева.

Ну а если автомобиль приобретен не новым, и его пробег уже немаленький, то регулировка теплового зазора точно не будет лишней – нужно лишь выяснить, предусмотрена ли она конструкцией.

Существует несколько конструктивных вариантов регулировки теплового зазора. К примеру, один из вариантов – это подбор шайб нужной толщины, которые вставляются между толкателем клапана и кулачком распредвала. Для регулировки зазора он сначала замеряется с имеющейся шайбой, а потом шайба при необходимости заменяется на другую, большей или меньшей толщины. Альтернативный вариант при схожей конструкции – подборка не регулировочных шайб нужной толщины, а самих толкателей с необходимыми параметрами.

Еще одна вариация — это регулировка теплового зазора с помощью винтового механизма. В этом случае ничего подбирать не нужно: зазор измеряется щупом и затем при необходимости настраивается вкручиванием или выкручиванием регулировочного болта, который затем фиксируется контргайками — Kolesa. Ru (@Kolesa_Ru) 3 июня 2019 г.

Такой метод регулировки мы наглядно показывали в отдельном материале на примере Renault Logan.

Неоднократное уточнение о том, что регулировка клапанов должна быть предусмотрена конструкцией мотора, весьма важно: ведь многие двигатели этой процедуры не требуют. Зависит это от того, оснащен ли мотор гидрокомпенсаторами: это устройства, предназначенные для автоматической регулировки теплового зазора. Они работают за счет масла, поступающего в них из двигателя (поэтому, собственно, и называются « гидро компенсаторами») и полностью исключают необходимость периодической ручной регулировки клапанов. Сами они, конечно же, тоже не вечны – о необходимости их проверки и замены говорит все тот же цокающий стук, не исчезающий вскоре после запуска, а порой даже после прогрева двигателя. Однако главное, что нужно знать в контексте этого материала – это то, что моторам, оснащенным гидрокомпенсаторами, регулировка клапанов не нужна.

В головке блока цилиндров двигателя находится механизм газораспределения, отвечающий за попадание топливной смеси в камеры сгорания и отвода из них отработанных газов. Регулировка клапанов позволяет поддерживать этот механизм в работоспособном состоянии, что положительно влияет на работу мотора и срок его службы. Регулировка необходима для двигателей всех типов, не оснащённых гидрокомпенсаторами.

Зачем нужны клапаны

Задача газораспределительного механизма — «загнать» в камеру сгорания как можно больше топливной смеси и максимально эффективно удалить из неё отработанные газы в выхлопную систему. Именно эту задачу и выполняют клапаны, обеспечивающие работу двигателя на тактах впуска и выпуска.

В ГБЦ установлены клапаны двух видов:

впускные. Отвечают за попадание в цилиндры газовоздушной смеси; выпускные, отвечающие за своевременное удаление продуктов горения топлива.

Клапанным механизмом оснащается каждый цилиндр двигателя, и, в зависимости от используемой конфигурации, их количество составляет от 2 до 5.

Двухклапанная система используется на моторах старого типа, и состоит из 1 впускного и 1 выпускного клапана. Четырехклапанная система пользуется наибольшей популярностью, и ею оснащаются практически все современные моторы. В ней клапана работают попарно. Пятиклапанная система встречается на отдельных моделях двигателей Audi, и не пользуется успехом. Причина этого кроется в высокой сложности газораспределительного механизма и практическом отсутствии преимуществ перед стандартным четырехклапанным мотором.

Поскольку в исправном двигателе во время работы создаётся давление свыше 10 атмосфер, проблема с отведением отработанных газов практически отсутствует — при таком давлении достаточно даже небольшого отверстия для их выхода. Именно по этой причине диаметр выпускных клапанов существенно меньше, чем впускных. От количества попавшей в цилиндр топливной смеси зависит мощность двигателя, для чего автопроизводителями и была разработана многоклапанная система, позволяющая увеличить пропускную способность механизма ГРМ.

Что будет, если клапаны не регулировать

Регулировка клапанов двигателя заключается в установке необходимого зазора между самим клапаном и кулачком распределительного вала. Одно из основных физических свойств металла — при нагревании он расширяется, что приводит к уменьшению зазора между деталями. Этим свойством и объясняется «цоканье» непрогретого двигателя, исчезающее по мере его нагрева. Для каждого ДВС устанавливаются индивидуальные значения теплового зазора, узнать которые можно из руководства по эксплуатации.

Своевременная регулировка зазоров клапанов способствует стабильной работе двигателя:

При небольшом зазоре клапаны окажутся «зажатыми», вследствие чего каналы в головке блока не будут герметично закрыты. Это приводит к снижению компрессии, потере мощности двигателя и прогоранию клапана. В итоге автовладелец вынужден будет оплачивать дорогостоящие работы по ремонту ГБЦ. Увеличенный тепловой зазор станет причиной стука в двигателе. Недостаточно открывающиеся клапаны не в состоянии обеспечить должный уровень газообмена, что также является причиной снижения мощности двигателя. Постоянные удары кулачка распредвала по контактной площадке станут причиной появления на нём выработке. Итог: дорогостоящий ремонт головки и приобретение нового распредвала.

Среди любителей тюнинга моторов увеличение открытия клапанов является первоочередной задачей — для этого используются специальные распредвалы (спортивные) с удлинёнными кулачками. Но их установка может стать причиной довольно серьёзных проблем: низко опущенный клапан может столкнуться с поршнем в верхней его точке, и это в большинстве случаев становится причиной капитального ремонта двигателя.

Владельцы отечественных автомобилей вынуждены регулировать клапаны каждые 20–30 тысяч километров пробега. Регулировка ВАЗовских клапанов не отнимет много времени — довольно опытный автомеханик выполнит все работы в течение часа, с учётом времени, отводимого на охлаждение двигателя. Даже новичок, изучив подробное видео о регулировке, в состоянии выполнить работу в течение нескольких часов.

Периодичность регулировки для моторов иномарок составляет порядка 80–100 километров, и часто работы выполняются совместно с заменой ремня ГРМ. Необходимо регулярно проверять тепловые зазоры: это не только способствует стабильной работе мотора, но и поможет значительно продлить срок его службы. Неотрегулированные клапаны становятся причиной повышенной шумности двигателя, снижения его мощности, неустойчивой работы на низких или высоких оборотах, и со временем могут привести к более серьёзным неисправностям. Время, затрачиваемое на регулировку, значительно меньше времени, необходимого для проведения капитального ремонта мотора, и это одна из главных причин, почему стоит периодически регулировать тепловые зазоры клапанов.

Порядок проведения работ

Существует 2 способа регулировки зазоров, в зависимости от конструкции клапанного механизма:

При помощи регулировочных болтов. Обычно этот тип используется на старых двигателях с конфигурацией «2 клапана на цилиндр». При помощи металлических шайб — «пятаков». Этим способом регулируются клапаны практически всех современных моторов с конфигурацией «4 клапана на цилиндр» и выше.

Использование «пятаков» в механизме существенно увеличивает продолжительность работы клапанов без необходимости их регулировки. Основная причина замены шайб заключается в выработке, возникающей в месте контакта «пятака» с торцом клапана. Своевременная замена масла и использование высококачественных смазывающих материалов существенно увеличивает продолжительность работы ГБЦ, вне зависимости от её конфигурации.

Важно! Приступая к регулировке, следует приобрести новую прокладку клапанной крышки. Цена её довольно низкая, и можно купить сразу несколько — неопытные автомеханики при установке крышки часто повреждают прокладку.

Перед работами рекомендуется посмотреть видео по регулировке клапанов для конкретной модели двигателя. Для регулировки понадобится следующий инструмент:

щуп, позволяющий определить текущее значение зазора; комплекс ключей; отвёртка.

Порядок регулировки клапанов ВАЗовского двигателя идентичен практически для всех моделей: 4-2-1-3. Работы необходимо проводить только на холодном моторе: по мере его нагрева тепловые зазоры уменьшаются, и их регулировка на «горячую» приведёт к заклиниванию клапанов. Для каждого типа двигателя существует свой порядок регулировки клапанов, узнать который можно из инструкции по эксплуатации авто.

Для моторов, оснащённых регулировочными винтами, порядок работы следующий:

Выставить поршень цилиндра в верхней точке. Ослабить фиксирующую гайку. Покрутить регулировочный болт, выставляя требуемый зазор. Закрутить гайку.

Контрольный щуп должен проходить в зазор между клапаном и кулачком с незначительным усилием. Для регулировки зазора в моторах, оснащённых регулировочными шайбами, следует узнать текущее его значение, и затем установить шайбу необходимой толщины. Быстро и качественно отрегулировать клапана поможет сервис Uremont.com. Благодаря нам вы найдёте автомастерскую, выполняющую все виды работ оперативно, качественно и по доступной стоимости.

Создание заявки абсолютно бесплатно и займет у вас не более 5 минут

Плохая регулировка клапана Симптомы, причины и способы устранения — легковые, грузовые автомобили и транспортные средства Инструкции

Если вы испытываете низкую производительность, шум двигателя или снижение расхода топлива вашего автомобиля, это может быть связано с плохой регулировкой клапана.

Неправильная регулировка клапанов может вызвать различные проблемы с двигателем, в том числе снижение производительности, чрезмерный шум и преждевременный износ компонентов двигателя. Если вы заметили какой-либо из этих симптомов, важно как можно скорее проверить двигатель. Есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы исправить плохую регулировку клапанов, включая регулировку клапанов самостоятельно или проверку зазора между толкателем и коромыслом.

В этом сообщении блога мы обсудим симптомы плохой регулировки клапана, причины и способы их устранения. Мы также дадим несколько советов о том, как предотвратить возникновение этой проблемы в будущем.

Что такое клапаны?

Клапаны регулируют поток жидкостей (жидкостей или газов) в различных системах. Автомобильные клапаны находятся в двигателе, трансмиссии и тормозной системе. Каждый тип клапана имеет определенную конструкцию и функцию.

Клапаны двигателя управляют впуском и выпуском воздушно-топливной смеси в цилиндры и из них. Клапаны трансмиссии модулируют поток гидравлической жидкости для включения или выключения передач. Клапаны тормозной системы регулируют давление тормозной жидкости, чтобы колеса не вращались.

Клапаны приводятся в действие различными средствами, включая кулачки, соленоиды, пружины и двигатели. Наиболее распространенным типом является тарельчатый клапан, в котором используется подпружиненный плунжер для открытия и закрытия прохода.

Клапаны с электроприводом открываются и закрываются электрическим или гидравлическим двигателем. Электромагнитные клапаны открываются и закрываются электромагнитной катушкой.

Клапаны изготавливаются из различных материалов, включая латунь, нержавеющую сталь, бронзу, пластик и титан. Материал должен быть совместим с контролируемой жидкостью и выдерживать такие условия эксплуатации, как температура и давление.

Наиболее распространенным типом неисправности клапана является утечка, которая может возникнуть в результате износа, коррозии или повреждения уплотнений. Негерметичные клапаны могут вызвать потерю давления в системе, что может привести к снижению производительности или отказу.

Клапаны при необходимости можно отремонтировать или заменить. При замене клапана важно, чтобы новый клапан соответствовал существующему с точки зрения размера, материала и функции.

Что такое регулировка клапана?

Регулировка клапана — это процесс установки зазора между клапаном и его коромыслом в двигателе внутреннего сгорания.

Целью этой регулировки является обеспечение того, чтобы клапаны открывались и закрывались в нужное время в зависимости от положения поршня в цилиндре. Это помогает оптимизировать работу двигателя и предотвратить преждевременный износ клапанов и других компонентов двигателя.

Клапанный зазор обычно измеряется в тысячных долях дюйма или миллиметрах. Важно использовать щуп при измерении клапанного зазора, чтобы не повредить клапаны.

Клапанный зазор может потребоваться отрегулировать, если двигатель работает на холостом ходу неравномерно, дает пропуски зажигания или потребляет слишком много масла. Если клапан не открывается или не закрывается в нужное время, это может привести к повреждению двигателя.

Регулировка клапана обычно представляет собой простой процесс, который можно выполнить с помощью обычных ручных инструментов. Однако для некоторых двигателей могут потребоваться специальные инструменты или процедуры. Перед выполнением любых работ с двигателем важно ознакомиться с руководством по эксплуатации.

Каковы симптомы плохой регулировки клапана?

Неправильная регулировка клапанов может привести к различным проблемам с двигателем.

Наиболее распространенным признаком плохой регулировки клапанов является плохая работа двигателя. Двигатель может работать неровно, давать пропуски зажигания или не запускаться. Он также может потреблять слишком много масла или производить чрезмерный дым из выхлопных газов.

Другие симптомы включают чрезмерный шум двигателя, затрудненный запуск, остановку двигателя и потерю мощности. Неправильная регулировка клапанов также может привести к преждевременному износу клапанов и других компонентов двигателя.

Если вы заметили какие-либо из этих симптомов, важно как можно скорее проверить двигатель у квалифицированного механика. Игнорирование этих проблем может привести к серьезному повреждению двигателя.

Как исправить неправильную регулировку клапана?

Если у вас плохая регулировка клапана, вы можете исправить это несколькими способами. Во-первых, вам нужно будет снять свечи зажигания и осмотреть их. Если они повреждены, вам нужно будет их заменить.

Далее вам нужно будет проверить зазор между клапанами и коромыслами. Если этот зазор слишком велик, его необходимо отрегулировать.

Наконец, вам нужно будет проверить зазор между толкателем и коромыслом. Если этот зазор слишком мал, его необходимо отрегулировать.

Как отрегулировать клапаны?

Регулировка клапана — относительно простой процесс, который можно выполнить с помощью обычных ручных инструментов. Однако для некоторых двигателей могут потребоваться специальные инструменты или процедуры. Перед выполнением любых работ с двигателем важно ознакомиться с руководством по эксплуатации.

  1. Для начала снимите клапанную крышку с двигателя. Это даст вам доступ к коромыслам и клапанам.
  2. Найдите регулировочные винты на коромыслах. Обычно они расположены в верхней части коромысла, рядом со штоком клапана.
  3. Поместите щуп между регулировочным винтом и наконечником клапана. Щуп должен как раз плотно прилегать между этими двумя поверхностями.
  4. С помощью отвертки поворачивайте регулировочный винт до тех пор, пока щуп не будет затянут.
  5. Повторите этот процесс для каждого клапана. Обязательно перепроверьте свою работу, прежде чем снова надевать клапанную крышку.

Важно регулировать клапаны при холодном двигателе, чтобы избежать повреждения клапанов или других компонентов двигателя. Если вы не знаете, как правильно отрегулировать клапаны, лучше всего проконсультироваться с квалифицированным механиком.

Что вызывает плохую регулировку клапана?

Существует несколько факторов, которые могут привести к нарушению регулировки клапанов. Наиболее распространенной причиной является просто износ компонентов двигателя.

Со временем зазор между клапанами и их коромыслами будет постепенно увеличиваться по мере износа деталей.

Другие причины включают потерю давления масла, неправильно установленные толкатели и погнутый шток клапана. В некоторых случаях двигатель может поставляться с завода с неправильным зазором клапанов. Обычно это происходит из-за производственной ошибки или изменения конструкции двигателя.

Часто задаваемые вопросы

Как долго служат клапаны?

Клапаны являются одним из наиболее важных компонентов двигателя вашего автомобиля и играют жизненно важную роль в общей производительности вашего автомобиля. Учитывая их важность, неудивительно, что люди часто спрашивают: «Как долго служат клапаны?»

Ответ на этот вопрос не всегда прост, так как существует ряд факторов, которые могут повлиять на срок службы клапанов вашего автомобиля. Однако, как правило, клапаны могут прослужить от 30 000 до 150 000 миль, прежде чем их потребуется заменить.

Конечно, точный срок службы клапанов вашего автомобиля будет зависеть от ряда различных факторов, в том числе от марки и модели вашего автомобиля, от того, насколько хорошо вы обслуживаете свой автомобиль и как часто вы на нем ездите.

Как продлить срок службы клапана?

Если вы хотите продлить срок службы клапанов вашего автомобиля, вы можете сделать несколько вещей.

Во-первых, регулярно меняйте масло в автомобиле в соответствии с рекомендациями производителя. Это поможет содержать ваш двигатель в чистоте и избавит от мусора, который может скапливаться на клапанах и вызывать их преждевременный износ.

Во-вторых, избегайте использования в автомобиле некачественного топлива. Со временем некачественное топливо может повредить клапаны и другие узлы двигателя.

Всегда используйте высококачественный бензин в своем автомобиле и обязательно проверяйте октановое число, чтобы убедиться, что оно соответствует или превышает минимальные требования для вашего автомобиля.

Наконец, квалифицированный механик должен регулярно проверять клапаны вашего автомобиля. Это поможет обнаружить любые проблемы на ранней стадии, прежде чем они нанесут серьезный ущерб вашему двигателю.

Следуя этим простым советам, вы поможете продлить срок службы клапанов вашего автомобиля и обеспечить бесперебойную работу двигателя на долгие годы.

Как проверить клапаны?

Если вы подозреваете, что клапаны вашего автомобиля изношены или повреждены, есть несколько способов их проверить.

Во-первых, прислушайтесь к своему двигателю во время его работы. Если вы слышите какие-либо странные звуки, такие как постукивание или щелчок, это может указывать на то, что клапаны не открываются и не закрываются должным образом.

Во-вторых, проверьте уровень масла в машине. Если уровень масла низкий, это может указывать на проблемы с клапанами.

Как улучшить качество топлива?

Если вы хотите улучшить качество топлива в вашем автомобиле, вы можете сделать несколько вещей. Во-первых, убедитесь, что в вашем автомобиле используется качественный бензин. Сделать это можно, заливая топливо только на заправочных станциях известных своим качеством брендов.

Вы также можете использовать присадки для улучшения качества вашего топлива. Эти присадки могут помочь очистить клапаны и другие компоненты двигателя, а также улучшить общую производительность вашего автомобиля.

Наконец, регулярно обслуживайте топливную систему вашего автомобиля. Это означает, что необходимо заменить топливный фильтр и убедиться, что топливный насос работает нормально.

Что происходит, когда клапан перестает работать?

Если клапан перестает работать, это может вызвать ряд проблем. Во-первых, двигатель может работать не так ровно, как должен. Во-вторых, двигатель может не выдавать столько мощности, сколько должен. В-третьих, может пострадать топливная экономичность автомобиля. Наконец, автомобиль может выбрасывать больше загрязняющих веществ, чем должен.

Если вы заметили какую-либо из этих проблем, важно как можно скорее проверить клапаны вашего автомобиля у квалифицированного механика. Если проблему не решить, это может привести к серьезному повреждению двигателя.

Могу ли я ездить без одного клапана?

Нет, без одного клапана ездить нельзя. Если клапан не работает должным образом, это может вызвать ряд проблем с вашим автомобилем. Например, двигатель может работать не так плавно, как должен, и может не выдавать столько мощности.

Кроме того, может пострадать топливная экономичность вашего автомобиля, и автомобиль может выбрасывать больше загрязняющих веществ, чем должен. Езда без одного клапана также может привести к серьезному повреждению двигателя.

Поэтому важно регулярно проверять клапаны вашего автомобиля.

Как часто нужно регулировать клапаны?

Клапаны вашего автомобиля следует регулировать каждые 20 000–30 000 миль пробега или в соответствии с рекомендациями производителя. Это поможет обеспечить бесперебойную работу двигателя и предотвратит преждевременный износ клапанов.

Если вы заметили какие-либо проблемы с двигателем вашего автомобиля, такие как необычные шумы или снижение мощности, важно как можно скорее обратиться к квалифицированному механику для проверки клапанов.

Что произойдет, если не отрегулировать клапаны?

Если вы не отрегулируете клапана своего автомобиля, это может привести к ряду проблем. Во-первых, клапаны могут преждевременно изнашиваться. Во-вторых, двигатель может работать не так плавно, как должен.

В-третьих, может пострадать расход топлива вашего автомобиля. Наконец, автомобиль может выбрасывать больше загрязняющих веществ, чем должен. Если вы заметили какую-либо из этих проблем, важно как можно скорее проверить клапаны вашего автомобиля у квалифицированного механика.

Заключение

Регулировка клапанов является важной частью технического обслуживания вашего двигателя. Если клапаны не отрегулированы должным образом, это может вызвать различные проблемы с двигателем, в том числе плохую работу, чрезмерный шум, затрудненный запуск, остановку двигателя и потерю мощности.

Игнорирование этих проблем может привести к серьезному повреждению двигателя.

К счастью, регулировка клапана обычно представляет собой простой процесс, который можно выполнить с помощью обычных ручных инструментов. Однако для некоторых двигателей могут потребоваться специальные инструменты или процедуры. Перед выполнением любых работ с двигателем важно ознакомиться с руководством по эксплуатации.

В большинстве случаев плохая регулировка клапанов вызвана простым износом компонентов двигателя. Однако другие причины могут включать потерю давления масла или неправильную установку толкателей.

В некоторых случаях двигатель может поставляться с завода с неправильным зазором клапанов. Если вы не уверены в том, что вызывает плохую регулировку клапанов в вашем двигателе, лучше всего проконсультироваться с квалифицированным механиком.

Вас также могут заинтересовать следующие статьи:

10 Симптомы неисправности клапана PCV: (причины, способы устранения и стоимость замены)

Какие повреждения может вызвать неисправный клапан EGR?

6 Признаки неисправности гидроблока трансмиссии: причины, способы устранения, стоимость замены

Признаки неправильной регулировки клапанов

Клапаны являются важными механическими компонентами автомобильного двигателя, которые ограничивают или пропускают поток воздуха в цилиндр и из него. Если клапаны не в хорошем состоянии, это приведет к плохой работе двигателя или неровному холостому ходу, потому что двигатель не работает с максимальной эффективностью.

Содержание

Что такое регулировка клапана?

Детали двигателя, особенно клапанные механизмы и сами клапаны, работают при очень высокой температуре, и при нагревании металл расширяется, что приводит к удлинению клапана. Тепловые зазоры необходимы для компенсации этого расширения, и регулировка этих зазоров известна как регулировка клапана.

Клапаны иногда могут выйти из строя из-за постоянной нагрузки, которой они подвергаются. Своевременное знание того, когда у клапанов двигателя возникают проблемы с регулировкой, может помочь вам вовремя устранить проблему, прежде чем она приведет к еще большему повреждению двигателя, ремонт которого будет стоить вам больших денег.

Итак, как узнать, что клапаны вашего двигателя не отрегулированы? В этой статье мы расскажем вам о признаках, которые могут указывать на проблему с клапаном.

Как узнать, что мои клапаны не отрегулированы?

Верным признаком того, что ваши клапаны не отрегулированы, является то, что двигатель продолжает издавать громкие постукивания или щелчки при запуске двигателя или при потере мощности двигателя. Еще одним признаком того, что ваши клапаны не отрегулированы, является то, что ваш автомобиль плохо работает на холостом ходу, особенно до того, как он прогреется. Неравномерный холостой ход вызван поздним открытием клапанов, что приводит к засорению топлива.

Общие признаки того, что ваши клапаны не отрегулированы

1. Ваш двигатель издает громкие постукивания или щелчки

Одним из распространенных признаков того, что клапаны не отрегулированы, является то, что двигатель вашего автомобиля продолжает издавать громкие постукивания или щелчки.

Причиной такого шума двигателя является трение о цилиндр. Если проблема не будет устранена быстро, ваш автомобиль будет постепенно терять мощность из-за снижения производительности двигателя.

2. Перегрев

Еще одним признаком того, что ваши клапаны не отрегулированы, является постоянный перегрев двигателя. Если клапаны отрегулированы неправильно, они будут закрываться медленнее, чем должны, из-за чего двигатель не рассеивает тепло должным образом, что приводит к его перегреву.

3. Повышенный расход топлива

Если вы заметили, что ваш автомобиль потребляет больше топлива, чем раньше, возможно, у вас проблемы с регулировкой клапанов. Выпускной клапан откроется, в то время как впускной клапан все еще всасывает воздух и топливо в камеру сгорания.

Это означает, что топливо может поступать и выходить из выпускного клапана, что приводит к увеличению расхода топлива.

4. Проблемы с предварительным зажиганием

Если у вашего автомобиля проблемы с предварительным зажиганием, это признак того, что клапаны имеют проблемы с регулировкой. Преждевременное зажигание обычно происходит, когда топливо в камере сгорания воспламеняется до зажигания свечи зажигания.

Когда клапаны не отрегулированы, зазор клапанов уменьшается, что приводит к быстрому нагреву двигателя. Если тепла становится слишком много, он зажжет двигатель до того, как загорится свеча зажигания.

Что происходит, когда ваши клапаны не отрегулированы?

Если ваши клапаны не отрегулированы, эффективность вашего двигателя резко снизится, потому что он не дышит нормально. Более того, клапаны будут пропускать выхлопные газы мимо клапанов, что приведет к катастрофическому отказу двигателя.

Ваш двигатель также не будет работать на полную мощность и, вероятно, быстро сожжет топливо. Неэффективность вашего двигателя также приведет к увеличению дымности выхлопных газов.

Каким должен быть тепловой зазор при регулировке клапана?

В целом величина теплового зазора очень мала, около 0,1-0,4 мм. При этом его обычно определяют набором щупов с шагом 0,05 мм и менее.

Тепловой зазор для впускных и выпускных клапанов разный: потому что выпускные клапаны нагреваются сильнее, поэтому увеличиваются в размерах и требуют большего теплового зазора.

Как узнать, когда нужно регулировать клапана?

В зависимости от марки, модели и двигателя автомобиля эту информацию можно найти в руководстве по эксплуатации. В основном эту процедуру проводят не так часто, обычно каждые 50000-80000 км пробега или 31000-50000 миль.

Тем не менее, более частая проверка также не помешает, особенно если автомобиль оборудован газовой установкой, так как сжиженное топливо увеличивает тепловую нагрузку на двигатель.

Неправильная регулировка клапанов приведет к пропускам зажигания?

ДА, проблемы с регулировкой клапанов могут вызвать пропуски зажигания. Пропуски зажигания — это когда один или несколько цилиндров не производят достаточной мощности.

Если клапаны отрегулированы слишком туго, это вызовет пропуски зажигания. Неправильно настроенные клапаны также повлияют на топливно-воздушную смесь. в очереди. влияют на способность цилиндра производить достаточную мощность.

Повысит ли компрессия регулировка клапана?

Неполное закрытие клапана обусловлено уменьшением зазора, что затем приводит к ряду неблагоприятных последствий. При негерметичности камеры сгорания из-за частично открытого клапана горячие газы просачиваются во впускную или выпускную системы и вызывают падение компрессии.

Повысит ли производительность регулировка клапана?

ДА, регулировка клапанов повысит мощность двигателя, поскольку двигатель станет более плавным и отзывчивым. Когда клапаны хорошо отрегулированы, двигатель будет сжигать топливо с максимальной эффективностью, что резко повысит его производительность.

Все ли двигатели нуждаются в регулировке клапанов?

Нет, эта процедура требуется не для всех двигателей. Это зависит от того, оснащен ли двигатель гидрокомпенсаторами – эти устройства предназначены для автоматической регулировки теплового зазора с помощью подаваемого моторного масла.

Тем не менее, эти устройства также подвержены износу, поэтому вышеуказанные симптомы могут возникать и на этих двигателях, когда гидрокомпенсаторы неисправны.

Заключение

Клапаны, которые не отрегулированы должным образом, могут повлиять на работу вашего автомобиля, снизив КПД двигателя.

Back to top