Гайворонская ужд: УЖД Южного Общества подъездных путей

УЖД Южного Общества подъездных путей

УЖД Южного Общества подъездных путей


Сколько колонок показывать в таблицах с фотографиями? [3] [4] [5] [6] [7] [8]




Железные дороги бывшего Южного общества подъездных путей (ныне
Гайворонская узкоколейка Одесской железной дороги Укрзалызници)
состоят из двух основных линий, пересекающихся в Гайвороне, и
многочисленных веток общей
длиной не менее 440 км. Колея всех линий изначально была 750
мм. Линия пролегает по территории
Кировоградской,
Винницкой,
Житомирской,
Черкасской
и Николаевской
областей и Молдовы.



Полная карта системы.



Общество было национализировано в 1919 году.

Краткий обзор линий

  • Каменка — Попелюхи — Черномин


    Длина 38 км. Ветка Попелюхи — Черномин построена до 1931
    г. остальная линия — в 1960 г., разобрана в 1999 г. Станция
    Рудница соединялась со станцией Попелюхи.

  • Рудница (ветка на Яр; разобрана)- Дохно — Бершадь —
    Гайворон — Мощёное (ветка на Берёзовку) — Таужня (ветка
    на Колодистое) — Голованевск — Емиловка —
    Подгородная — Ольвиополь


    Линия и ветка Бершадь — Бершадский Завод построены в 1899
    г. Позже достроены ветки: Дохно — Чечельник (11 км, 1901),
    Емиловка — Перегоновка (в 1933 г.; 36,6 км; закрыт в 2002 г.) и
    Устье — село
    Устье (1943 г.; разобрана). В Перегоновке на сахарном заводе
    работали тепловозы ТУ4-0680, 1547, 1815, 1961, 2317, 2634, 2591
    и ТУ6А-2047.


    В конце 80-х начато сооружение ширококолейки Подгородная — Побужье -
    Ульяновка — Гайворон. По состоянию на 2002 год широкая колея
    доведена от Гайворона
    до Таужни и от Подгородной до Голованевска. Дальнейшие работы по
    прокладке недостающих 28 км между Голованевском и Таужней
    прекращены.

    ТУ2-274, 02/07/2001, М. СкурингТУ2-274, 02/07/2001, М. Скуринг

    В конце лета 2001 г. злоумышленниками были разобраны главные
    пути в районе станции Подгородняя. На фотографиях справа
    запечатлён, возможно, последний регулярный пассажирский проезд
    до Подгородней (2 июля 2001 г., М. Шуринг), ведомый тепловозом
    ТУ2-274. Официальная разборка
    57-километрового участка Подгородная — Голованевск началась
    весной 2002 года и закончилась к концу лета того же
    года. Работники узкоколейных станций между Голованевском и
    Гайвороном были предупреждены под роспись о предстоящем сокращении.


    Осенью 2005 г. принято решение пока не закрывать оставшийся
    участок Рудница — Гайворон — Голованевск.


    Ветка Дохно — Чечельник обсуживала фабрику. Заброшена примерно в
    1995 г. Длительное время не разбиралась, так как туда не мог проехать
    «рельсоразборочный» поезд — предварительно нужно было спилить
    и вырубить выросшие за это время между рельсами кусты
    и деревья. Разборка ветки закончена в декабре 2003 г.


    Линия Бершадь -
    Пилипоновка, обслуживавшая сахарный завод, разобрана в 1991 г. В
    декабре 2003 г. отдан приказ о разборке участка Рудница — Бершадь.


    Перед Таужней хорошо видна примыкающая с севера насыпь от
    23-километровой разобранной ветки Таужня-Колодистое.
    После Таужни узкая колея остаётся в одиночестве.


    Ветка, обозначенная на «немецкой» карте как H.Zufa, очевидно,
    Hruschka Zuckerfabrik,
    разобрана. Находилась она перед самой станцией, длина максимум
    километр, насыпь хорошо видна.

  • ГайворонЗятковцы -
    Гайсин (ветка на Краснопольку) — Hемиров — Гуменное -
    Винница

    Руины моста через реку Удыч, перегон Генриховка·Джулинка, 2005 г. (Игорь)

    Построена в 1900 г. Ветка Гайсин — Краснополька достроена в 1946
    г. В 1963 г. между Винницей и Гайвороном обращались два
    ежедневных поезда (путешествие в одну сторону занимало 6,5
    часов). В 1960-х гг. началась перешивка на широкую колею. В 1975
    г. (согласно служебному атласу ж.д.), линия была перешита до
    Дукли, а участок Гайворон-Генриховка ещё был узкоколейным. В
    1976 г. широкая колея дошла до Джулинки.

  • Гуменное — Турбов -
    Калиновка — Холоневская — Уладовка — Куриловка -
    Хмельник — Семки


    Построена в 1900 г. В 1938-44 гг от Холоневской до Хмельника
    и далее до Староконстантинова параллельно УЖД построена линия
    широкой колеи, а узкоколейка разобрана после 1943 г. От Турбова
    до Калиновки УЖД перешита между 1965 и 1970 гг. Тогда же
    разобраны участки Гуменное — Турбов и Калиновка -
    Холоневская. Линия Хмельник — Семки некоторое
    время существовала в узкоколейном виде. В окрестностях
    Холоневской уцелели остатки насыпей и мостов УЖД линии.

  • Холоневская — Люлинцы — Крыжановка -
    Бродецкое — Бердичев


    Построена в 1900 г. От ст. Бродецкое была ветка
    на сахарный завод. В Бердичеве линия соединялась с Житомирским подъездным
    путём. Разобрана между 1965 и 1970 гг.




Карты

  • Карта всей системы из Атласа
    ж.д. СССР 1948 года выпуска
  • Схема
    перешиваемого участка Генриховка-Дукля, 1975 г.
  • Схема 1998 года
  • Схема Каменской
    системы 1998 года
  • Карта Каменской
    системы
  • Современная карта всей
    системы из журнала «Lok Report» (на немецком языке)
  • Полная
    карта всей системы (А. Порев)


От существовавшего некогда обширного пассажирского и товарного
сообщения на лето 2002 г. остались лишь два поезда
Гайворон-Рудница (локомотив, багажный вагон, два сидячих, один
полуплацкартный и один плацкартный) и один поезд на
Голованевск. Поезд на Подгороднюю не ходит.


От Гайворона до Таужни параллельно узкой колее проложена широкая,
причём первые два
километра колея совмещённая четырёхниточная. После небольшого
моста колеи разделяются и идут
параллельно друг другу, имея при этом раздельный километраж — узкая от
Бердичева, широкая от Винницы. Для примера: «узкоколейный» столб 298 км
находится неподалёку от ширококолейного 198 км.


Широкая колея активно «живёт» на станции Хощевато и полностью хиреет
дальше, в Мощеной и Таужне рельс ржавый, ни одного вагона, всё
изрядно запущено.


Широкая колея в Голованевске тоже «живёт», есть вялое грузовое
движение и такое же пассажирское — ходит единственный поезд
Голованевск — Подгородная — Помошная.


В Ульяновке находится «узкоколейное» чудо в виде
охраняемого переезда.


На станции Грушка находится сахарный завод. На нём стояли заброшенные
тепловозы ТУ4-1253, 1534, 2695 и ТУ6. К 2006 г. они исчезли, но
обнаружены два ТУ4 на хлебоприёмочном пункте. Еще один ТУ4 стоит
возле ВЧД Гайворон и якобы один ТУ4 — на тепловозоремонтном заводе.


Километраж:

43 км — ст.Каменка-Днестровская

36 км — оп Богданы

28 км — ст.Загнитково

22 км — ст.Студёная

14 км — оп Брохвичи

6 км — ст.Попелюхи

0/78 км — ст.Рудница

71 км — оп Нефар (71 км)

65 км — оп Щербаково

56 км — оп Куренёвка

51 км — ст.Дохно

47 км — оп Каташин

40 км — оп Пятковка

37 км — ст.Яланец

32 км — оп 33 км

25 км — ст.Бершадь

20 км — оп Бол. Киреевка

14 км — ст.Устье

10 км — оп Осиевка

7 км — оп Пионер

5 км — оп 5 км

3 км — оп Предбужье

— км — оп Жданова

0/292 км — ст.Гайворон

301 км — ст.Хощевато

307 км — ст.Мощёная

317 км — ст.Таужня

331 км — ст.Грушка

345 км — ст.Голованевск

362 км — ст.Емиловка

378 км — ст.Осиповка

389 км — рзд.Синюха

394 км — оп Колмазово

403 км — ст.Подгородняя

Расписание на 2003-04 гг.







чёт. еж. неч. ВтПтВс   чёт. ВтПтВс неч. еж.
№990 №972 №994 №976   №991 №971 №993 №973
 04:35 16:45Рудница 15:32 21:32
 05:36/05:38 17:46/17:48Дохно 14:18/14:20 20:10/20:20
 06:32/06:34 18:42/18:44Бершадь 12:40/13:18 18:30/19:10
06:0007:3011:0019:40Гайворон11:1511:3016:1517:20
08:30 13:30 Голованевск09:00 14:00 

Поезд №971/976 — ТУ2 и 2 вагона (по предпраздничным дням — 3
вагона)
Поезд №973/972 — ТУ2 и 4 вагона (по предпраздничным
дням — 5 вагонов)
Поезда №№991/990 и 993/994 — ТУ2 и 1
вагон (по предпраздничным дням — 2 вагона)

Расписание на май 2003 г.


На восток   На запад
еж. чёт. неч. ВтПтВс   ВтПтВс чёт. неч. еж.
№972 №992 №990 №976   №971 №991 №993 №973
04:35     16:45 Рудница 15:32     21:32
05:38     17:48 Дохно 14:20     20:20

06:34     18:44 Бершадь 12:40-13:18     18:30-19:08
07:30 08:10 11:00 19:50 Гайворон 11:30 13:05 16:15 17:20
  10:30 13:30   Голованевск   10:50 14:00  


Сорокаминутная остановка в Бершади связана с тем, что когда-то здесь
выгружали уголь. Сейчас уголь не возят, а остановка сохранилась.


Расписание за 1969
г. (Рудница — Подгородняя) (подготовил Фокин Д.)


Расписание за 1969
г. (Бердичев — Гайворон) (подготовил Фокин Д.)





ФОТОГАЛЕРЕИ
КАМЕНКА -
РУДНИЦА
РУДНИЦА -
ГАЙВОРОН
ГАЙВОРОНГАЙВОРОН -
ПОДГОРОДНЯЯ


Copyright © 1999·2010 Дмитрий Зиновьев (оформление и программное обеспечение), Марина Честнакова (иконки), авторы материалов (текст)

Гайворонская УЖД, день 2: из Гайворона в Голованевск и назад

«Ку-ку!» — с этого звука начался второй день нашего пребывания на Гайворонской узкоколейке.

Гостиница, в которой мы остановились, находится буквально в ста метрах от локомотивного депо. Гайворон — городок небольшой и тихий, да к тому-же в семь утра шуметь особо нечему. Поэтому когда ранним утром понедельника тепловоз, который в 8 часов повезет нас в Голованевск, выходил из депо, мы отлично слышали это его «ку-ку», которое ни с чем невозможно перепутать.

От этого звука сжимается сердце. Если ты его слышишь, значит где-то рядом настоящая, действующая узкая колея. Ни один большой локомотив не может так гудеть, как ТУ-шки. «Ку-ку» — это звук жизни маленьких дорог.

А в этот раз для нас это был сигнал к выступлению: понедельник — это один из дней недели, когда на станции Гайворон можно увидеть встречу двух поездов: один из них прибывает с Рудницы, а второй в это время готовится к отправлению на Голованевск. А после поездки из Рудницы в Гайворон хотелось узкоколейки еще и еще 🙂

Поезд из Рудницы пришел по расписанию, даже минуты на три раньше. Не смотря на ранний рейс, из него выгрузилась множество самого разного народу: кто налегке, кто с мешками-авоськами, гружеными яблоками и кукурузой, кто-то с велосипедами. Одни ушли в город, другие пересели в поезд до Голованевска.

Когда народ разошелся, был сделан этот кадр: слева поезд до Голованевска, справа — из Рудницы. Парень с велосипедом — в некотором смысле как собирательный образ Гайворона: в этом городе, как и в Рязанской глубинке, народ предпочитает перемещаться на велосипедах.

Узкоколейный участок Гайворон — Голованевск представляет собой сохранившийся остаток некогда довольно большой ветки Гайворон — Подгородная, протяженность которого составляла порядка 188км.

Когда к 1980-му году в Гайворон пришла широкая колея, появились планы перешить и дорогу до Подгородной. Соответствующие работы были начаты и к 1991-му году на участке Гайворон — Таужня параллельно узкоколейной дороге была проложена ширококолейная.

Одновременно со стороны Подгородной строили широкую колею до Голованевска, которая также на большей части своего пути прокладывалась параллельно узкоколейке.

Планам по переходу с узкой колеи на широкую помешал крах СССР и последующий экономический коллапс. И если узкоколейный участок Голованевск — Подгородная был разобран, а движение переведено на широкую колею, то от Голованевска до Таужни широкой колеи нет.

Так экономический кризис помог сохраниться узкоколейке. Теперь благодаря ему несколько раз в неделю из Гайворона в Голованевск ходит ТУ2 с польским вагоном «Пафаваг».

Грозит ли широкая колея узкоколейке Гайворон — Голованевск? Сложно сказать. С одной стороны осталось проложить километров 30 магистрали. Но с другой — эти тридцать километров должны быть проложены по местности с довольно сложным рельефом, насыпи узкоколейки для широкой колеи не подойдут, а вести масштабные земляные работы (а речь идет о километрах огромных насыпей — выемок) — дело довольно хлопотное.

Но мы решили не испытывать судьбу и проехать по этому участку, поскольку кто знает, что будет с ним через пару-тройку лет…

Чем примечательна поездка из Гайворона в Голованевск? Ну во первых тем, что это поездка по узкоколейке со всей ее романтикой и всеми ощущениями от езды в маленьком вагоне, ведомом маленьким тепловозом. Во-вторых — это виды за окном. Сельская Украина — это нечто совершенно потрясающее. Особенно поражает отношение людей к земле: поля засажены и ухожены, все растет и цветет.

Уже ближе к Голованевску узкоколейка проходит прямо через довольно крупный городок Ульяновка, в котором располагается станция Грушка:

Водонапорная башня на станции наверное еще помнит, когда тут ходили паровозы:

На ветке Гайворон — Голованевск Ульяновка — это самый протяженный населенный пункт, по которому проходит узкоколейка. И самый живописный.

Есть в нем что-то от села:

А есть и от города:

Через Ульяновку, меж двух холмов, протекает река Синиця, которая разделяет город на западную и восточную части. Перепад высот тут очень приличный, поэтому для железной дороги была построена насыпь, местами очень даже высокая:

Как я понимаю, именно этот барьер естественного происхождения и не позволил в условиях пост-советской действительности добить узкоколейку на этом участке.

Когда я ехал на Гайворонскую УЖД, у меня была одна мечта. Я очень хотел сфотографировать узкоколейный и ширококолейный тепловозы, так сказать, плечом к плечу, на соседних путях. Но сделать это в Гайвороне оказалось довольно проблематично — станция как бы разделена на две части: слева узкоколейные пути, справа ширококолейные. Причем пути, которые ближе к центру, используются для отстоя вагонов.

Шансом сделать заветный кадр был Голованевск. Поэтому когда мы прибыли на эту станциию, радости моей на пригород Голованевск — Помошная не было предела: он как будто ждал возможности попозировать перед фотокамерой.

Нацелился я было фоткать пересечение, да в том месте, откуда оно прекрасно смотрелось, стояли местные путейцы, человека четыре.

Будучи иностранным гражданином, я не стал бросаться им в глаза с фотоаппаратом, подошел к ним и завязал разговор:
-Так и так, — говорю: Здрасьте! Можно я ваши тепловозы сфоткаю?
— Да можно конечно! А что в них такого интересного?
— Ну как-же?. … — ну и понеслось!

В итоге я им рассказал, какая классная у них узкоколейка, какие красивые и чистые тепловозы и как вообще здорово у них в Кировоградской области. А они мне поведали, что да, следят за чистотой, что дорогу вроде хотят разобрать, но уже лет десять как хотят и никак не выхотят. И поинтересовались, есть ли в России такие дороги и откуда я сам такой? А я им про Рязань, и про Мещерскую магистраль, и про то, что от нее осталось…

В общем мы нашли общий язык и проболтали бы еще Бог знает сколько времени, если бы не машинист ЧМЭхи, который вышел из кабины тепловоза на площадку покурить. Вот тут я и вспомнил, то хотел вообще-то пофоткать ЧМЭ3 в паре с ТУ2 и без него:

Единственное — наша Тушка могла бы еще метров 15 протянуть. Ну да ладно, я и в таком раскладе остался доволен результатом.

Станция Голованевск оказалась весьма опрятной. Судя по строениям (множество пакгаузов и зернопогрузчики), основным грузом, отправляемым отсюда, является сельскохозяйственная продукция.

Back to top