Содержание
УЖД Южного Общества подъездных путей
УЖД Южного Общества подъездных путей
Сколько колонок показывать в таблицах с фотографиями? [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Железные дороги бывшего Южного общества подъездных путей (ныне
Гайворонская узкоколейка Одесской железной дороги Укрзалызници)
состоят из двух основных линий, пересекающихся в Гайвороне, и
многочисленных веток общей
длиной не менее 440 км. Колея всех линий изначально была 750
мм. Линия пролегает по территории
Кировоградской,
Винницкой,
Житомирской,
Черкасской
и Николаевской
областей и Молдовы.
Полная карта системы.
Общество было национализировано в 1919 году.
Краткий обзор линий
- Каменка — Попелюхи — Черномин
Длина 38 км. Ветка Попелюхи — Черномин построена до 1931
г. остальная линия — в 1960 г., разобрана в 1999 г.Станция
Рудница соединялась со станцией Попелюхи.
- Рудница (ветка на Яр; разобрана)- Дохно — Бершадь —
Гайворон — Мощёное (ветка на Берёзовку) — Таужня (ветка
на Колодистое) — Голованевск — Емиловка —
Подгородная — Ольвиополь
Линия и ветка Бершадь — Бершадский Завод построены в 1899
г. Позже достроены ветки: Дохно — Чечельник (11 км, 1901),
Емиловка — Перегоновка (в 1933 г.; 36,6 км; закрыт в 2002 г.) и
Устье — село
Устье (1943 г.; разобрана). В Перегоновке на сахарном заводе
работали тепловозы ТУ4-0680, 1547, 1815, 1961, 2317, 2634, 2591
и ТУ6А-2047.
В конце 80-х начато сооружение ширококолейки Подгородная — Побужье -
Ульяновка — Гайворон. По состоянию на 2002 год широкая колея
доведена от Гайворона
до Таужни и от Подгородной до Голованевска.Дальнейшие работы по
прокладке недостающих 28 км между Голованевском и Таужней
прекращены.ТУ2-274, 02/07/2001, М. Скуринг ТУ2-274, 02/07/2001, М. Скуринг В конце лета 2001 г. злоумышленниками были разобраны главные
пути в районе станции Подгородняя. На фотографиях справа
запечатлён, возможно, последний регулярный пассажирский проезд
до Подгородней (2 июля 2001 г., М. Шуринг), ведомый тепловозом
ТУ2-274. Официальная разборка
57-километрового участка Подгородная — Голованевск началась
весной 2002 года и закончилась к концу лета того же
года.Работники узкоколейных станций между Голованевском и
Гайвороном были предупреждены под роспись о предстоящем сокращении.
Осенью 2005 г. принято решение пока не закрывать оставшийся
участок Рудница — Гайворон — Голованевск.
Ветка Дохно — Чечельник обсуживала фабрику. Заброшена примерно в
1995 г. Длительное время не разбиралась, так как туда не мог проехать
«рельсоразборочный» поезд — предварительно нужно было спилить
и вырубить выросшие за это время между рельсами кусты
и деревья. Разборка ветки закончена в декабре 2003 г.
Линия Бершадь -
Пилипоновка, обслуживавшая сахарный завод, разобрана в 1991 г. В
декабре 2003 г. отдан приказ о разборке участка Рудница — Бершадь.
Перед Таужней хорошо видна примыкающая с севера насыпь от
23-километровой разобранной ветки Таужня-Колодистое.
После Таужни узкая колея остаётся в одиночестве.
Ветка, обозначенная на «немецкой» карте как H.Zufa, очевидно,
Hruschka Zuckerfabrik,
разобрана. Находилась она перед самой станцией, длина максимум
километр, насыпь хорошо видна.
- Гайворон — Зятковцы -
Гайсин (ветка на Краснопольку) — Hемиров — Гуменное -
ВинницаРуины моста через реку Удыч, перегон Генриховка·Джулинка, 2005 г. (Игорь) Построена в 1900 г. Ветка Гайсин — Краснополька достроена в 1946
г. В 1963 г. между Винницей и Гайвороном обращались два
ежедневных поезда (путешествие в одну сторону занимало 6,5
часов).В 1960-х гг. началась перешивка на широкую колею. В 1975
г. (согласно служебному атласу ж.д.), линия была перешита до
Дукли, а участок Гайворон-Генриховка ещё был узкоколейным. В
1976 г. широкая колея дошла до Джулинки.
- Гуменное — Турбов -
Калиновка — Холоневская — Уладовка — Куриловка -
Хмельник — Семки
Построена в 1900 г. В 1938-44 гг от Холоневской до Хмельника
и далее до Староконстантинова параллельно УЖД построена линия
широкой колеи, а узкоколейка разобрана после 1943 г. От Турбова
до Калиновки УЖД перешита между 1965 и 1970 гг. Тогда же
разобраны участки Гуменное — Турбов и Калиновка -
Холоневская. Линия Хмельник — Семки некоторое
время существовала в узкоколейном виде. В окрестностях
Холоневской уцелели остатки насыпей и мостов УЖД линии.
- Холоневская — Люлинцы — Крыжановка -
Бродецкое — Бердичев
Построена в 1900 г.От ст. Бродецкое была ветка
на сахарный завод. В Бердичеве линия соединялась с Житомирским подъездным
путём. Разобрана между 1965 и 1970 гг.
Карты
|
Километраж: 43 км — ст.Каменка-Днестровская 36 км — оп Богданы 28 км — ст.Загнитково 22 км — ст.Студёная 14 км — оп Брохвичи 6 км — ст.Попелюхи 0/78 км — ст.Рудница 71 км — оп Нефар (71 км) 65 км — оп Щербаково 56 км — оп Куренёвка 51 км — ст.Дохно 47 км — оп Каташин 40 км — оп Пятковка 37 км — ст.Яланец 32 км — оп 33 км 25 км — ст.Бершадь 20 км — оп Бол. 14 км — ст.Устье 10 км — оп Осиевка 7 км — оп Пионер 5 км — оп 5 км 3 км — оп Предбужье — км — оп Жданова 0/292 км — ст.Гайворон 301 км — ст.Хощевато 307 км — ст.Мощёная 317 км — ст.Таужня 331 км — ст.Грушка 345 км — ст.Голованевск 362 км — ст.Емиловка 378 км — ст.Осиповка 389 км — рзд.Синюха 394 км — оп Колмазово 403 км — ст.Подгородняя |
Расписание на 2003-04 гг.
чёт. | еж. | неч. | ВтПтВс | чёт. | ВтПтВс | неч. | еж. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№990 | №972 | №994 | №976 | №991 | №971 | №993 | №973 | |
04:35 | 16:45 | Рудница | 15:32 | 21:32 | ||||
05:36/05:38 | 17:46/17:48 | Дохно | 14:18/14:20 | 20:10/20:20 | ||||
06:32/06:34 | 18:42/18:44 | Бершадь | 12:40/13:18 | 18:30/19:10 | ||||
06:00 | 07:30 | 11:00 | 19:40 | Гайворон | 11:15 | 11:30 | 16:15 | 17:20 |
08:30 | 13:30 | Голованевск | 09:00 | 14:00 |
Поезд №971/976 — ТУ2 и 2 вагона (по предпраздничным дням — 3
вагона)
Поезд №973/972 — ТУ2 и 4 вагона (по предпраздничным
дням — 5 вагонов)
Поезда №№991/990 и 993/994 — ТУ2 и 1
вагон (по предпраздничным дням — 2 вагона)
Расписание на май 2003 г.
На восток | На запад | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
еж. | чёт. | неч. | ВтПтВс | ВтПтВс | чёт. | неч. | еж. | |
№972 | №992 | №990 | №976 | №971 | №991 | №993 | №973 | |
04:35 | 16:45 | Рудница | 15:32 | 21:32 | 05:38 | 17:48 | Дохно | 14:20 | 20:20
|
06:34 | 18:44 | Бершадь | 12:40-13:18 | 18:30-19:08 | ||||
07:30 | 08:10 | 11:00 | 19:50 | Гайворон | 11:30 | 13:05 | 16:15 | 17:20 |
10:30 | 13:30 | Голованевск | 10:50 | 14:00 |
Сорокаминутная остановка в Бершади связана с тем, что когда-то здесь
выгружали уголь. Сейчас уголь не возят, а остановка сохранилась.
Расписание за 1969
г. (Рудница — Подгородняя) (подготовил Фокин Д.)
Расписание за 1969
г. (Бердичев — Гайворон) (подготовил Фокин Д.)
ФОТОГАЛЕРЕИ |
|||
---|---|---|---|
КАМЕНКА -
РУДНИЦА |
РУДНИЦА -
ГАЙВОРОН |
ГАЙВОРОН | ГАЙВОРОН -
ПОДГОРОДНЯЯ |
Copyright © 1999·2010 Дмитрий Зиновьев (оформление и программное обеспечение), Марина Честнакова (иконки), авторы материалов (текст)
Гайворонская УЖД, день 2: из Гайворона в Голованевск и назад
«Ку-ку!» — с этого звука начался второй день нашего пребывания на Гайворонской узкоколейке.
Гостиница, в которой мы остановились, находится буквально в ста метрах от локомотивного депо. Гайворон — городок небольшой и тихий, да к тому-же в семь утра шуметь особо нечему. Поэтому когда ранним утром понедельника тепловоз, который в 8 часов повезет нас в Голованевск, выходил из депо, мы отлично слышали это его «ку-ку», которое ни с чем невозможно перепутать.
От этого звука сжимается сердце. Если ты его слышишь, значит где-то рядом настоящая, действующая узкая колея. Ни один большой локомотив не может так гудеть, как ТУ-шки. «Ку-ку» — это звук жизни маленьких дорог.
А в этот раз для нас это был сигнал к выступлению: понедельник — это один из дней недели, когда на станции Гайворон можно увидеть встречу двух поездов: один из них прибывает с Рудницы, а второй в это время готовится к отправлению на Голованевск. А после поездки из Рудницы в Гайворон хотелось узкоколейки еще и еще 🙂
Поезд из Рудницы пришел по расписанию, даже минуты на три раньше. Не смотря на ранний рейс, из него выгрузилась множество самого разного народу: кто налегке, кто с мешками-авоськами, гружеными яблоками и кукурузой, кто-то с велосипедами. Одни ушли в город, другие пересели в поезд до Голованевска.
Когда народ разошелся, был сделан этот кадр: слева поезд до Голованевска, справа — из Рудницы. Парень с велосипедом — в некотором смысле как собирательный образ Гайворона: в этом городе, как и в Рязанской глубинке, народ предпочитает перемещаться на велосипедах.
Узкоколейный участок Гайворон — Голованевск представляет собой сохранившийся остаток некогда довольно большой ветки Гайворон — Подгородная, протяженность которого составляла порядка 188км.
Когда к 1980-му году в Гайворон пришла широкая колея, появились планы перешить и дорогу до Подгородной. Соответствующие работы были начаты и к 1991-му году на участке Гайворон — Таужня параллельно узкоколейной дороге была проложена ширококолейная.
Одновременно со стороны Подгородной строили широкую колею до Голованевска, которая также на большей части своего пути прокладывалась параллельно узкоколейке.
Планам по переходу с узкой колеи на широкую помешал крах СССР и последующий экономический коллапс. И если узкоколейный участок Голованевск — Подгородная был разобран, а движение переведено на широкую колею, то от Голованевска до Таужни широкой колеи нет.
Так экономический кризис помог сохраниться узкоколейке. Теперь благодаря ему несколько раз в неделю из Гайворона в Голованевск ходит ТУ2 с польским вагоном «Пафаваг».
Грозит ли широкая колея узкоколейке Гайворон — Голованевск? Сложно сказать. С одной стороны осталось проложить километров 30 магистрали. Но с другой — эти тридцать километров должны быть проложены по местности с довольно сложным рельефом, насыпи узкоколейки для широкой колеи не подойдут, а вести масштабные земляные работы (а речь идет о километрах огромных насыпей — выемок) — дело довольно хлопотное.
Но мы решили не испытывать судьбу и проехать по этому участку, поскольку кто знает, что будет с ним через пару-тройку лет…
Чем примечательна поездка из Гайворона в Голованевск? Ну во первых тем, что это поездка по узкоколейке со всей ее романтикой и всеми ощущениями от езды в маленьком вагоне, ведомом маленьким тепловозом. Во-вторых — это виды за окном. Сельская Украина — это нечто совершенно потрясающее. Особенно поражает отношение людей к земле: поля засажены и ухожены, все растет и цветет.
Уже ближе к Голованевску узкоколейка проходит прямо через довольно крупный городок Ульяновка, в котором располагается станция Грушка:
Водонапорная башня на станции наверное еще помнит, когда тут ходили паровозы:
На ветке Гайворон — Голованевск Ульяновка — это самый протяженный населенный пункт, по которому проходит узкоколейка. И самый живописный.
Есть в нем что-то от села:
А есть и от города:
Через Ульяновку, меж двух холмов, протекает река Синиця, которая разделяет город на западную и восточную части. Перепад высот тут очень приличный, поэтому для железной дороги была построена насыпь, местами очень даже высокая:
Как я понимаю, именно этот барьер естественного происхождения и не позволил в условиях пост-советской действительности добить узкоколейку на этом участке.
Когда я ехал на Гайворонскую УЖД, у меня была одна мечта. Я очень хотел сфотографировать узкоколейный и ширококолейный тепловозы, так сказать, плечом к плечу, на соседних путях. Но сделать это в Гайвороне оказалось довольно проблематично — станция как бы разделена на две части: слева узкоколейные пути, справа ширококолейные. Причем пути, которые ближе к центру, используются для отстоя вагонов.
Шансом сделать заветный кадр был Голованевск. Поэтому когда мы прибыли на эту станциию, радости моей на пригород Голованевск — Помошная не было предела: он как будто ждал возможности попозировать перед фотокамерой.
Нацелился я было фоткать пересечение, да в том месте, откуда оно прекрасно смотрелось, стояли местные путейцы, человека четыре.
Будучи иностранным гражданином, я не стал бросаться им в глаза с фотоаппаратом, подошел к ним и завязал разговор:
-Так и так, — говорю: Здрасьте! Можно я ваши тепловозы сфоткаю?
— Да можно конечно! А что в них такого интересного?
— Ну как-же?. … — ну и понеслось!
В итоге я им рассказал, какая классная у них узкоколейка, какие красивые и чистые тепловозы и как вообще здорово у них в Кировоградской области. А они мне поведали, что да, следят за чистотой, что дорогу вроде хотят разобрать, но уже лет десять как хотят и никак не выхотят. И поинтересовались, есть ли в России такие дороги и откуда я сам такой? А я им про Рязань, и про Мещерскую магистраль, и про то, что от нее осталось…
В общем мы нашли общий язык и проболтали бы еще Бог знает сколько времени, если бы не машинист ЧМЭхи, который вышел из кабины тепловоза на площадку покурить. Вот тут я и вспомнил, то хотел вообще-то пофоткать ЧМЭ3 в паре с ТУ2 и без него:
Единственное — наша Тушка могла бы еще метров 15 протянуть. Ну да ладно, я и в таком раскладе остался доволен результатом.
Станция Голованевск оказалась весьма опрятной. Судя по строениям (множество пакгаузов и зернопогрузчики), основным грузом, отправляемым отсюда, является сельскохозяйственная продукция.