Истребитель танков это: Истребитель танков | это… Что такое Истребитель танков?

Содержание

Истребитель танков | это… Что такое Истребитель танков?

Советский истребитель танков СУ-100

Истребитель танков — специализированная, полностью и хорошо бронированная самоходно-артиллерийская установка (САУ) для борьбы с бронетехникой противника. Именно по своему бронированию истребитель танков отличается от противотанковой САУ, которая имеет лёгкую и частичную броневую защиту.

Следует отметить, что выделение истребителей танков в отдельный класс характерно не для всех стран, и во многих западных (прежде всего, англоязычных) источниках сам термин «истребитель танков» (англ. tank destroyer) обозначает прежде всего машины, в советской исторической традиции классифицируемые как противотанковые САУ[1].

Содержание

  • 1 История развития
  • 2 Выдающиеся образцы истребителей танков
    • 2.1 Германия
    • 2.2 Советский Союз
    • 2.3 США и Великобритания
  • 3 Компоновочные особенности
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 См. также

История развития

Во время Второй мировой войны массированное использование танков воюющими сторонами поставило вопрос о создании адекватных средств противодействия. Существовавшие ранее противотанковые буксируемые пушки и появившиеся по ходу войны легкобронированные противотанковые САУ представляли лишь частичное решение проблемы. Буксируемая противотанковая артиллерия как правило была эффективна в случае заранее подготовленной обороны, насыщенной большим количеством фортификационных сооружений, инженерных заграждений и минных полей, дающих базовую защиту орудиям и резко сковывающих противника в свободе манёвра. Однако даже с наличием достаточного количества тягачей противотанковые буксируемые орудия не являлись высокомобильным средством противотанковой обороны (ПТО). Расчёты и материальная часть буксируемых противотанковых пушек в боевом положении являются крайне уязвимыми для ружейно-пулемётного огня противника, артиллерийского обстрела осколочными снарядами или любых атак с воздуха. Для максимально эффективного действия противотанковые буксируемые орудия требуют отлаженного тактического взаимодействия со своей пехотой и зенитчиками, что далеко не всегда является возможным.

Противотанковые полуоткрытые и легкобронированные САУ решают проблему придания мобильности тяжёлым противотанковым пушкам и предоставляют базовую защиту от вражеского ружейно-пулемётного огня. Однако они по-прежнему являются уязвимыми для осколков снарядов при артобстреле, любых атак с воздуха, а также слабы в ближнем бою против вражеской пехоты — для уничтожения расчёта такой САУ достаточно забросить в её боевое отделение ручную гранату.

Осознание этих недостатков привело к созданию в основных воюющих странах — нацистской Германии и Советском Союзе — специализированных полностью бронированных машин, вооружённых мощными длинноствольными пушками с высокой начальной скоростью снаряда — истребителей танков. В подавляющем большинстве случаев истребители танков являлись конверсией современной (реже устаревшей) танковой базы для этой роли. В единичных случаях истребители танков создавались на специально спроектированном для них шасси.

Любой германский или советский истребитель танков обладал хорошим полным противоснарядным бронированием с рациональными углами наклона. Оно защищало машину от осколков разорвавшихся рядом артиллерийских снарядов и пушечно-пулемётного обстрела с воздуха. Тем самым истребитель танков мог успешно действовать в неблагоприятных для других противотанковых средств условиях боя. Хорошая защита позволяла истребителям танков действовать не только в обороне, но и сопровождать свою пехоту или танки в наступлении. При танковой контратаке противника истребители танков выдвигались вперёд и своим огнём ликвидировали угрозу со стороны вражеских сил. Размещение орудия в неподвижной рубке вместо вращающейся башни удешевляло производство машины и упрощала её конструкцию. Это же обстоятельство позволяло разместить более мощное вооружение и/или бронирование по сравнению с базовым танком.

Недостатки истребителей танков являются общими для всех САУ с неподвижной монтировкой орудия — малые горизонтальные секторы обстрела и, как следствие, уязвимость для фланговых атак. Несмотря на лучшую защищённость по сравнению с противотанковыми САУ в ближнем бою истребители танков также довольно уязвимы для вражеской пехоты: вне сектора обстрела лобового пулемёта вражеские пехотинцы могут беспрепятственно использовать против истребителя танков противотанковые гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Обстрел из зенитного пулемёта представляет собой большую опасность для высунувшегося из машины члена экипажа. Некоторые германские истребители танков для решения этой проблемы оснащались дистанционно управляемым полноповоротным пулемётом или шрапнельными гранатомётами. Также истребители танков относительно неэффективны против небронированных целей, поскольку в их боекомплекте преобладают бронебойные снаряды. Так, к примеру, боекомплект СУ-85 состоял из 48 унитарных выстрелов, из них 19 бронебойных, 9 подкалиберных и 20 осколочно-фугасных (т.е. примерно 2/3 бронебойных снарядов и 1/3 осколочно-фугасных). Напротив, у танка Т-34 соотношение бронебойных и осколочно-фугасных снарядов в боекомплекте было противоположным.

Развитие противотанковых вооружений некинетического действия — в первую очередь управляемых и неуправляемых кумулятивных ракет — в послевоенное время привело к устареванию и снятию с вооружения самоходок-истребителей танков. В зарубежных армиях сейчас иногда этим термином обозначают их преемников — боевые машины-пусковые установки противотанковых ракет на легкобронированных колёсных или гусеничных шасси, а также так называемые «колёсные танки» (тяжёлые пушечные бронеавтомобили с противотанковым артиллерийским вооружением, по своим характеристикам вплотную приближающиеся к современным лёгким танкам).

Выдающиеся образцы истребителей танков

Германия

  • Ягдтигр — самая тяжёлая и самая мощная по вооружению САУ этого класса на базе танка «Королевский Тигр» (Pz Kpfw VI Ausf B)
  • Ягдпантера — высокомобильный, хорошо защищённый и мощный по вооружению тяжёлый истребитель танков на базе танка «Пантера» (Pz Kpfw V)
  • Фердинанд (Элефант) — первый представитель САУ этого класса на базе экспериментального танка «Тигр» конструкции Фердинанда Порше. Отлично защищённый и мощный по вооружению тяжёлый истребитель танков, на момент своего создания не пробивавшийся ни одной танковой пушкой и не имевший проблем в поражении любого образца техники Красной Армии или англоамериканских войск.
  • Hetzer — лёгкий, технологичный в производстве, малозаметный на поле боя истребитель танков на базе чешского танка TNHP-S «Прага» (Pz Kpfw 38(t)).
  • Kanonenjagdpanzer — классический истребитель танков, разработанный в ФРГ в послевоенный период.

Советский Союз

  • СУ-100 — высокомобильный, адекватно защищённый и мощный по вооружению средний истребитель танков на базе танка Т-34-85.
  • ИСУ-122 — хорошо защищённый и очень мощный тяжёлый истребитель танков на базе танка ИС-2.

Советские САУ СУ-152, ИСУ-152 иногда также причисляют к истребителям танков, но они в большей степени тяготеют к роли тяжёлого штурмового орудия с хорошими противотанковыми возможностями.

США и Великобритания

Американский M10 (САУ)

Хотя в этих странах официально существовал класс самоходок-истребителей танков, все классифицированные так серийные образцы этих стран на самом деле были противотанковыми САУ — открытыми или полуоткрытыми сверху машинами, защищёнными лёгкой по сравнению с базовыми танками бронёй. Практика выделения истребителей танков и противотанковых САУ в отдельные классы в англо-американской традиции отсутствует. В качестве концептуальной модели можно отметить сверх-тяжелую САУ T28/T95.

Компоновочные особенности

По своей компоновке истребители танков достаточно разнообразны, но среди них можно выделить несколько общих схем:

  • Рубка с орудием в носовой части машины, двигатель — в кормовой. К этому типу машин относятся все серийные советские САУ-истребители танков, а также германские «Ягдпантера», Hetzer и JagdPanzer IV/70(V). Важным компоновочным отличием германских боевых машин от советских являлось расположение трансмиссии — у первых она располагалась в носу машины, у вторых — в корме.
  • Рубка с орудием в корме, двигатель — в средней, отделение управления — в носовой части машины. Характерными представителями являются германский «Фердинанд» и экспериментальная советская САУ СУ-101.
  • Рубка ставится на место башни базового танка — как у германских САУ «Ягдтигр» и JagdPanzer IV/70(A).

Примечания

  1. Латухин А. Н. Самоходная противотанковая установка // Советская военная энциклопедия. — Т. 7. — С. 234.

Литература

  • Игорь Шмелев. Под ред. генерал-майора-инженера, доктора технических наук, профессора Леонида Сергеева. Истребители танков // Техника — молодёжи : журнал. — 1981. — № 7. — ISSN 0320-331X.

См. также

  • Самоходно-артиллерийская установка
  • Противотанковое орудие
  • Противотанковая САУ
  • Штурмовое орудие

Истребитель танков | это… Что такое Истребитель танков?

Советский истребитель танков СУ-100

Истребитель танков — специализированная, полностью и хорошо бронированная самоходно-артиллерийская установка (САУ) для борьбы с бронетехникой противника. Именно по своему бронированию истребитель танков отличается от противотанковой САУ, которая имеет лёгкую и частичную броневую защиту.

Следует отметить, что выделение истребителей танков в отдельный класс характерно не для всех стран, и во многих западных (прежде всего, англоязычных) источниках сам термин «истребитель танков» (англ. tank destroyer) обозначает прежде всего машины, в советской исторической традиции классифицируемые как противотанковые САУ[1].

Содержание

  • 1 История развития
  • 2 Выдающиеся образцы истребителей танков
    • 2.1 Германия
    • 2.2 Советский Союз
    • 2.3 США и Великобритания
  • 3 Компоновочные особенности
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 См. также

История развития

Во время Второй мировой войны массированное использование танков воюющими сторонами поставило вопрос о создании адекватных средств противодействия. Существовавшие ранее противотанковые буксируемые пушки и появившиеся по ходу войны легкобронированные противотанковые САУ представляли лишь частичное решение проблемы. Буксируемая противотанковая артиллерия как правило была эффективна в случае заранее подготовленной обороны, насыщенной большим количеством фортификационных сооружений, инженерных заграждений и минных полей, дающих базовую защиту орудиям и резко сковывающих противника в свободе манёвра. Однако даже с наличием достаточного количества тягачей противотанковые буксируемые орудия не являлись высокомобильным средством противотанковой обороны (ПТО). Расчёты и материальная часть буксируемых противотанковых пушек в боевом положении являются крайне уязвимыми для ружейно-пулемётного огня противника, артиллерийского обстрела осколочными снарядами или любых атак с воздуха. Для максимально эффективного действия противотанковые буксируемые орудия требуют отлаженного тактического взаимодействия со своей пехотой и зенитчиками, что далеко не всегда является возможным.

Противотанковые полуоткрытые и легкобронированные САУ решают проблему придания мобильности тяжёлым противотанковым пушкам и предоставляют базовую защиту от вражеского ружейно-пулемётного огня. Однако они по-прежнему являются уязвимыми для осколков снарядов при артобстреле, любых атак с воздуха, а также слабы в ближнем бою против вражеской пехоты — для уничтожения расчёта такой САУ достаточно забросить в её боевое отделение ручную гранату.

Осознание этих недостатков привело к созданию в основных воюющих странах — нацистской Германии и Советском Союзе — специализированных полностью бронированных машин, вооружённых мощными длинноствольными пушками с высокой начальной скоростью снаряда — истребителей танков. В подавляющем большинстве случаев истребители танков являлись конверсией современной (реже устаревшей) танковой базы для этой роли. В единичных случаях истребители танков создавались на специально спроектированном для них шасси.

Любой германский или советский истребитель танков обладал хорошим полным противоснарядным бронированием с рациональными углами наклона. Оно защищало машину от осколков разорвавшихся рядом артиллерийских снарядов и пушечно-пулемётного обстрела с воздуха. Тем самым истребитель танков мог успешно действовать в неблагоприятных для других противотанковых средств условиях боя. Хорошая защита позволяла истребителям танков действовать не только в обороне, но и сопровождать свою пехоту или танки в наступлении. При танковой контратаке противника истребители танков выдвигались вперёд и своим огнём ликвидировали угрозу со стороны вражеских сил. Размещение орудия в неподвижной рубке вместо вращающейся башни удешевляло производство машины и упрощала её конструкцию. Это же обстоятельство позволяло разместить более мощное вооружение и/или бронирование по сравнению с базовым танком.

Недостатки истребителей танков являются общими для всех САУ с неподвижной монтировкой орудия — малые горизонтальные секторы обстрела и, как следствие, уязвимость для фланговых атак. Несмотря на лучшую защищённость по сравнению с противотанковыми САУ в ближнем бою истребители танков также довольно уязвимы для вражеской пехоты: вне сектора обстрела лобового пулемёта вражеские пехотинцы могут беспрепятственно использовать против истребителя танков противотанковые гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Обстрел из зенитного пулемёта представляет собой большую опасность для высунувшегося из машины члена экипажа. Некоторые германские истребители танков для решения этой проблемы оснащались дистанционно управляемым полноповоротным пулемётом или шрапнельными гранатомётами. Также истребители танков относительно неэффективны против небронированных целей, поскольку в их боекомплекте преобладают бронебойные снаряды. Так, к примеру, боекомплект СУ-85 состоял из 48 унитарных выстрелов, из них 19 бронебойных, 9 подкалиберных и 20 осколочно-фугасных (т.е. примерно 2/3 бронебойных снарядов и 1/3 осколочно-фугасных). Напротив, у танка Т-34 соотношение бронебойных и осколочно-фугасных снарядов в боекомплекте было противоположным.

Развитие противотанковых вооружений некинетического действия — в первую очередь управляемых и неуправляемых кумулятивных ракет — в послевоенное время привело к устареванию и снятию с вооружения самоходок-истребителей танков. В зарубежных армиях сейчас иногда этим термином обозначают их преемников — боевые машины-пусковые установки противотанковых ракет на легкобронированных колёсных или гусеничных шасси, а также так называемые «колёсные танки» (тяжёлые пушечные бронеавтомобили с противотанковым артиллерийским вооружением, по своим характеристикам вплотную приближающиеся к современным лёгким танкам).

Выдающиеся образцы истребителей танков

Германия

  • Ягдтигр — самая тяжёлая и самая мощная по вооружению САУ этого класса на базе танка «Королевский Тигр» (Pz Kpfw VI Ausf B)
  • Ягдпантера — высокомобильный, хорошо защищённый и мощный по вооружению тяжёлый истребитель танков на базе танка «Пантера» (Pz Kpfw V)
  • Фердинанд (Элефант) — первый представитель САУ этого класса на базе экспериментального танка «Тигр» конструкции Фердинанда Порше. Отлично защищённый и мощный по вооружению тяжёлый истребитель танков, на момент своего создания не пробивавшийся ни одной танковой пушкой и не имевший проблем в поражении любого образца техники Красной Армии или англоамериканских войск.
  • Hetzer — лёгкий, технологичный в производстве, малозаметный на поле боя истребитель танков на базе чешского танка TNHP-S «Прага» (Pz Kpfw 38(t)).
  • Kanonenjagdpanzer — классический истребитель танков, разработанный в ФРГ в послевоенный период.

Советский Союз

  • СУ-100 — высокомобильный, адекватно защищённый и мощный по вооружению средний истребитель танков на базе танка Т-34-85.
  • ИСУ-122 — хорошо защищённый и очень мощный тяжёлый истребитель танков на базе танка ИС-2.

Советские САУ СУ-152, ИСУ-152 иногда также причисляют к истребителям танков, но они в большей степени тяготеют к роли тяжёлого штурмового орудия с хорошими противотанковыми возможностями.

США и Великобритания

Американский M10 (САУ)

Хотя в этих странах официально существовал класс самоходок-истребителей танков, все классифицированные так серийные образцы этих стран на самом деле были противотанковыми САУ — открытыми или полуоткрытыми сверху машинами, защищёнными лёгкой по сравнению с базовыми танками бронёй. Практика выделения истребителей танков и противотанковых САУ в отдельные классы в англо-американской традиции отсутствует. В качестве концептуальной модели можно отметить сверх-тяжелую САУ T28/T95.

Компоновочные особенности

По своей компоновке истребители танков достаточно разнообразны, но среди них можно выделить несколько общих схем:

  • Рубка с орудием в носовой части машины, двигатель — в кормовой. К этому типу машин относятся все серийные советские САУ-истребители танков, а также германские «Ягдпантера», Hetzer и JagdPanzer IV/70(V). Важным компоновочным отличием германских боевых машин от советских являлось расположение трансмиссии — у первых она располагалась в носу машины, у вторых — в корме.
  • Рубка с орудием в корме, двигатель — в средней, отделение управления — в носовой части машины. Характерными представителями являются германский «Фердинанд» и экспериментальная советская САУ СУ-101.
  • Рубка ставится на место башни базового танка — как у германских САУ «Ягдтигр» и JagdPanzer IV/70(A).

Примечания

  1. Латухин А. Н. Самоходная противотанковая установка // Советская военная энциклопедия. — Т. 7. — С. 234.

Литература

  • Игорь Шмелев. Под ред. генерал-майора-инженера, доктора технических наук, профессора Леонида Сергеева. Истребители танков // Техника — молодёжи : журнал. — 1981. — № 7. — ISSN 0320-331X.

См. также

  • Самоходно-артиллерийская установка
  • Противотанковое орудие
  • Противотанковая САУ
  • Штурмовое орудие

Истребитель танков M18 «Хеллкэт» — Кампания для Национального музея армии США доктрины на развивающемся европейском поле боя. Увидев быстрое продвижение бронетанковых и механизированных войск в немецком блицкриге

через Польшу, Нидерланды и Францию, планировщики военного министерства, в том числе будущий командующий Сухопутными войсками (AGF) Лесли Дж. Макнейр, приступили к изменить стратегию, основанную на статической и локализованной противотанковой защите, начиная с последних этапов 19 века.40. В течение года после доктринального одобрения начальника штаба армии генерала Джорджа К. Маршалла был принят вывод о том, что для противодействия бронетанковым атакам следует использовать мобильные массированные противотанковые операции. Однако по мере того, как немецкие танки продвигались дальше в Восточную Европу, совершенствование тактики и разработка транспортных средств, с помощью которых можно было противостоять новому методу ведения войны, все еще отставали. Несмотря на недостатки в своей доктрине и вооружении, разработанном для противодействия танковой угрозе, к тому времени, когда Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну, армия была на пути к созданию своих истребителей танков и нескольких систем истребителей танков, включая M18 Hellcat. 900:05 Во время обучения в США солдатам, служащим в подразделениях истребителей танков, было разрешено носить нарукавные знаки отличия Войск истребителей танков. (Любезно предоставлено Дэвидом А. Кауфманом)

Происхождение M18 восходит к этим первым нескольким неделям перед вступлением Соединенных Штатов во Вторую мировую войну, когда 27 ноября подполковник Эндрю Д. Брюс принял командование тактическим истребителем танков. и Центр стрельбы в Форт-Мид, штат Мэриленд. Брюс, уважаемый планировщик из отдела G-3 военного министерства, немедленно приступил к разработке машины, достаточно быстрой, чтобы маневрировать на флангах вражеских колонн для атаки с тыла, и обладающей достаточной убойной силой, чтобы отличить ее от ориентированной на поддержку пехоты. танки типа М4 Шерман.

Решением стал Gun Motor Carriage (GMC), хотя первые несколько моделей, разработанных армией, были далеко не эффективными.

Солдат укомплектовывает пулемет M2 калибра .50 на M18 во время учений. Основным орудием «Хеллкэта» была скорострельная 76-мм пушка. (Национальный архив)

Конструкция M6 с 37-мм противотанковой пушкой, прикрепленной к модифицированному легкому грузовику, оказалась крайне неэффективной во время первоначального использования в кампании в Северной Африке, как и M3, полугусеничный автомобиль, вооруженный низкокалиберной пушкой. скорость 75мм пушки. Нуждаясь в прочной, но быстро движущейся машине, чтобы противостоять вражеским бронетанковым атакам, таким как Panzer III и Panzer IV, совет AGF к весне 19-го года принял решение стандартизировать истребитель танков M10 Wolverine, вооруженный 3-дюймовой пушкой.43.

M10, основанный на шасси M4 Sherman, был надежной боевой машиной, способной противостоять средним немецким танкам в пустынях Северной Африки, но это не было долгосрочным решением, которое имел в виду Брюс. Предпочитая транспортное средство с большей скоростью, экономичностью и мобильностью, но в то же время не жертвуя огневой мощью, Брюс получил прототип T70 для испытаний своего идеального танкового охотника. Способный развивать максимальную скорость более пятидесяти миль в час, двадцатитонный истребитель танков второго поколения был оснащен высокоскоростной 76-мм пушкой с такой же останавливающей силой, как и 3-дюймовая пушка M10. К 19 июня43, Buick уже запускал в производство модели T70, а к моменту стандартизации M18 в марте 1944 года прозвище «Hellcat» уже использовалось в рекламных целях.

Во время затишья в боях в Бресте, Франция, 12 сентября 1944 года члены экипажа М18 по прозвищу «Большая Джи» осматривают свою машину. (Национальный архив)

Боевая служба M18 началась, когда она все еще находилась в процессе стандартизации: той же весной пять новых моделей T70 были отправлены в итальянскую кампанию. Три таких машины были развернуты в разведывательной роте 89-го полка.4-й батальон истребителей танков, участвовавший в операции по прорыву у Анцио в конце мая. Во время развертывания в Италии первоначальное использование T70 выявило недостатки конструкции, которые впоследствии ограничили полезность M18 в качестве истребителя танков в движении по Европе.

Скорость «Хеллкэта» и его способность занимать огневую позицию вызывали восхищение у экипажей M18, но отсутствие убойной силы 76-мм орудия и минимальная защита экипажа заставляли командиров действовать осторожно при переводе целых батальонов с M10. При толщине лобовой части корпуса всего тринадцать миллиметров, броня M18 была меньше, чем у бронеавтомобиля M8, и намного меньше двух дюймов лобовой брони на M4A1 Sherman или 1,5-дюймового броневого листа на M10. Точно так же неуклюжая внутренняя компоновка башни M18 делала перезарядку основного орудия громоздкой и медленной в боевых ситуациях. Появление более тяжелых немецких танков, таких как Mk V Panther и Mk VI Tiger, создало дополнительные проблемы.

Эти опасения были так свежи в памяти тех, кто работал в штабе генерал-лейтенанта Омара Брэдли во время подготовки к операции «Оверлорд», настолько, что командующий Первой армией сопротивлялся варианту преобразования батальонов истребителей танков под его командованием в M18. Из девятнадцати дивизионов истребителей танков, выделенных для вторжения

членов экипажа M18 из 603-го батальона истребителей танков, отдыхающих вокруг своей машины в Марнахе, Люксембург, 21 февраля 1945 года. (Национальный архив)

Франция, только три были оснащены Hellcat до высадка в Нормандии. 603-я, 704-я и 705-я 3-я армия генерал-лейтенанта Джорджа С. Паттона высадились на берег в Нормандии к концу 19 июля.44.

Как и все дивизионы самоходных истребителей танков, дивизионы, оснащенные М18, состояли из штабной роты, разведывательной роты, трех артиллерийских рот и медицинского отряда. Согласно пересмотренному Полевому уставу (FM) 18-5, выпущенному в июле 1944 года, каждая из трех артиллерийских рот состояла из трех взводов по четыре орудия, в результате чего весь батальон насчитывал тридцать шесть истребителей танков. В то время как FM 18-5 призывал к агрессивному духу действий, направленному против флангов наступающих бронетанковых формирований противника всеми силами батальона, первоначальный прорыв из Нормандии во время операции COBRA показал, что M18 служил не столько в качестве охотника за танками, сколько в защите конвоев и роли поддержки пехоты. Отчасти из-за отсутствия согласованного немецкого танкового контрнаступления сразу после дня «Д» задержка встречи М18 с танками «Пантера» и «Тигр» 9-й0003 Вермахт , возможно, был к лучшему. В то время как испытания боеприпасов в Штатах показали, что 76-мм пушка может пробить лобовую броню «Тигра» на расстоянии до 2000 ярдов, испытания были омрачены недостатками, которые подчеркивали непревзойденную огневую мощь M18. По правде говоря, экипажи M18 быстро поняли, что лобовой огонь на дальности более 300 ярдов мало повлияет на тяжелые немецкие танки; в то же время «Хеллкэт» не обеспечивал защиты от скорострельных 75-мм и 88-мм орудий «Пантеры» и «Тигра» соответственно.

Экипажи «Хеллкэтов», несмотря на то, что они были лучше вооружены, сумели уничтожить значительное количество вражеских танков и эффективно отражали атаки немецких танков, когда им предоставлялась возможность. Как и в случае со многими боевыми бронированными машинами США во время войны в Европе, экипажи Hellcat доказали свою способность разрабатывать новую тактику борьбы с немецкими танками, изучая сильные и слабые стороны M18 в боевых ситуациях. В дополнение к использованию скорости «Хеллкэтов», чтобы занять позицию для ведения огня по флангам немецких танков, экипажи «Хеллкэтов» узнали, что удачный выстрел между маской и лобовой пластиной «Пантеры» приведет к тому, что снаряд срикошетит в отделение управления. убийство экипажа или вывод из строя танка.

Группа M18, приданная 6-й бронетанковой дивизии, останавливается перед подбитым немецким танком Mk VI King Tiger где-то в Германии, 28 февраля 1945 года. (Национальный архив) контрнаступление против 3-й армии Паттона в сентябре 1944 года.  19 сентября рота C 704-го батальона истребителей танков, приданная боевому командованию A 4-й бронетанковой дивизии, помогла защитить город Арракур, когда его атаковали части 113-й танковой бригады. Воспользовавшись туманом, чтобы подкрасться к более тяжеловооруженным и бронированным «Пантерам», четыре «Хеллкэта» вступили в бой с ротой танков 113-го полка в районе Безанж-ла-Петит, стреляя из небольшого углубления и подбив семь «Пантер» до рассвета. Позже в тот же день 113-я дивизия продолжила атаку в направлении Решикур-ла-Петит, но снова была встречена ротой С, которая отразила нападение на командный пункт 4-й бронетанковой дивизии. Под бесстрашным руководством капитана Тома Эванса передовой взвод роты С служил привлекательной целью для немецких танков, которые не заметили двух других взводов «Хеллкэтов», наступавших на их флангах. В ходе последовавшей перестрелки три взвода роты С подбили четыре немецких танка, прежде чем потянуть за собой группу, но бросились в погоню, как только немецкие танки и танковые гренадеры отступили. Сам Эванс управлял орудием выведенного из строя M18 и смог подбить два танка, заработав при этом Крест за выдающиеся заслуги. К концу дня от рук «Хеллкэтов» горело девятнадцать немецких танков. Когда несколько дней спустя бои закончились, на счету победоносных американских «Хеллкэтов» было уничтожено или выведено из строя тридцать девять танков. Тот факт, что только семь «Хеллкэтов» были уничтожены или выведены из строя, говорит не только о тактических недостатках немецкой бронетехники, наступающей без надлежащей разведки, но и о квалификации и приспособляемости экипажей М18.

Несмотря на успех «Хеллкэта» у Арракура, подразделения, оснащенные M18, продолжали выполнять то, что FM 18-5 назвал «второстепенными миссиями». В результате M18 обычно развертывались в составе роты среди пехоты и смешанных боевых частей. Служа средством поддержки пехоты и широко использовавшимся для зачистки дотов и укрепленных позиций противника в городах, M18, как и M10 до него, редко когда-либо концентрировался в массированном строю батальона, предназначенном для противотанковых операций. Несмотря на свою эффективность в этих второстепенных операциях, новая роль M18 дорого обходится. Жалобы на открытую конфигурацию башни и открытый пулемет калибра .50 были обычным явлением, в то время как отсутствие спаренного пулемета плохо защищало открытые головы механика-водителя и помощника механика-водителя. Слишком часто экипажи M18 были вынуждены использовать свои 76-мм пушки против вражеских пехотных целей, израсходовав критически важные боеприпасы для использования в противотанковых целях. Наряду с легким бронированием и недостаточной бронепробиваемостью основного орудия эти недостатки оставались слабыми сторонами M18 и подчеркивали противоречивый характер доктрины истребителя танков.

Сегодня M18 можно найти по всему миру в музеях и частных коллекциях. Показанный здесь M18 был сфотографирован в 2007 году на открытом воздухе Музея американских солдат в Колледж-Стейшн, штат Техас. (Музей американского GI)

«Хеллкэт» имел бы еще одну возможность проявить себя против тяжелых танков Вермахта , когда немцы предприняли свое последнее наступление через Арденны в декабре 1944 года. М18 705-го полка были неотъемлемой частью при обороне Бастони. Когда 15-я танковая дивизия атаковала позиции 101-й воздушно-десантной дивизии в день Рождества, 705-я и ее M18 помогли сдержать немцев. В тот день М18 уничтожили двадцать семь немецких танков, при этом было потеряно только шесть М18.

Боевые действия в Арденнах убедили армию в необходимости переоснащения своих дивизионов буксируемых истребителей танков в пользу самоходных систем, таких как M18. Хотя к 1945 году предпочтение отдавалось перевооружению частей на более новый M36, который был оснащен 90-мм пушкой, способной уничтожить «Пантеру» на больших дистанциях, чем 76-мм орудие M18. Несмотря на предпочтение М36, ряд агрегатов переоборудовали с М10 на М18.

Несколько дивизионов истребителей танков участвовали в боевых действиях против японцев по всему миру. Три дивизиона истребителей танков, дислоцированные на Тихоокеанском театре военных действий, были оснащены М18, а один, 637-й, получил награду Президента за свою роль в обезвреживании установленных орудий форта Мак-Кинли во время ожесточенных боев за Манилу в начале 1919 года.45. Однако, как и в Европе, тактическое использование M18 в Тихом океане отличалось от первоначальной концепции истребителя танков, поскольку Hellcat больше использовался для поддержки пехоты и операций по уничтожению бункеров.

M18 из 603-го батальона истребителей танков, боевое командование B, 6-я бронетанковая дивизия, охраняет перекресток в Люневиле, Франция, 22 сентября 1944 года. (Национальный архив) В отличие от почтенного M4, Hellcat не претерпел существенных изменений на протяжении всей войны, хотя конструкторы экспериментировали с вариантами и конструкциями для конкретных миссий. Еще до того, как Т70 был стандартизирован как М18, 76-мм GMC уже служил прототипом амфибийной версии, которая в конечном итоге получила обозначение Т-86. Другие эксперименты включали попытку осенью 1944, чтобы принять конструкцию для использования в качестве самоходной гаубицы, но эти и другие испытания были прекращены с окончанием Второй мировой войны. Фактически, единственным вариантом, который завоюет популярность, будет M39 Armored Utility Vehicle. Используя шасси M18 и отказавшись от башни, M39 был спроектирован и построен в ограниченном количестве для использования в качестве машины управления, а также в качестве тягача и бронетранспортера. С октября 1944 г. по март 1945 г. для этой цели было модифицировано 640 предназначенных для производства М18. Очень немногие прибыли на поле боя к войне, но некоторые участвовали в боевых действиях в Корее.

Судя только по цифрам, M18 мог бы претендовать на успех в качестве истребителя танков. Выдающиеся подразделения, такие как 603-й и 704-й батальоны истребителей танков, по сообщениям, уничтожили более девяноста боевых бронированных машин противника во время войны в Европе, а уроки боев под Арракуром и Бастонью указывают на важную роль M18 в сдерживании танковых атак. Как и его коллега-истребитель танков M10, M18 страдал недостатками доктрины, которая так и не была полностью определена. Самая быстрая боевая бронированная машина, использовавшаяся любой стороной во время войны, M18, тем не менее, страдала от основного орудия, которое не могло последовательно выполнять свою основную задачу — уничтожать немецкие танки. Выставленные на поле боя условия, которые почти никогда не напоминали опасные блицкрига , породившего в первую очередь доктрину и развитие ПТ-САУ, М18 использовался больше как танк, причем легкобронированный. Тем не менее, в войне, выигранной благодаря обучению и приспособляемости американских военнослужащих, M18 доказал, что может выполнять множество задач на поле боя, и продолжает жить как одна из машин, использованных союзниками для победы во Второй мировой войне.

Истребитель танков | Military Wiki

Два американских истребителя танков M10 Wolverine во Франции во время Второй мировой войны.

Истребитель танков представляет собой тип боевой бронированной машины, вооруженной пушкой или ракетной установкой, и предназначен специально для поражения бронетехники противника. Танки — это, как правило, боевые бронированные машины, предназначенные для ведения боя на передовой, которые сочетают в себе оперативную мобильность, тактические наступательные и оборонительные возможности и выполняют все основные задачи бронетанковых войск на поле боя; с другой стороны, истребитель танков специально разработан в основном для борьбы с бронетехникой противника. [1] Многие базировались на шасси гусеничного танка, другие — на колесном.

После Второй мировой войны истребители танков с пушечным вооружением потеряли популярность, поскольку армии отдавали предпочтение многоцелевым основным боевым танкам. Однако легкобронированные носители противотанковых управляемых ракет (ПТРК) обычно используются для дополнительной противотанковой работы на дальних дистанциях. Возрождение экспедиционных боевых действий за последние двадцать лет привело к появлению колесных машин с артиллерийским вооружением, иногда называемых защищенными артиллерийскими системами, которые могут иметь внешнее сходство с истребителями танков, но используются в качестве подразделений непосредственной огневой поддержки, как правило, обеспечивающих поддержку на низких высотах. -интенсивные операции, такие как войны в Ираке и Афганистане.

Содержание

  • 1 Вторая мировая война
    • 1.1 польский
    • 1,2 немецкий
    • 1,3 советский
    • 1,4 США
    • 1,5 британский
  • 2 После Второй мировой войны
  • 3 Современный
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки

Вторая мировая война

Специализированные противотанковые машины впервые появились во время Второй мировой войны, когда комбатанты разработали эффективную бронетехнику и тактику. Некоторые из них были не более чем временными решениями, устанавливая противотанковую пушку на гусеничном транспортном средстве для обеспечения мобильности, в то время как другие представляли собой более сложные конструкции. Примером развития технологии истребителей танков на протяжении всей войны являются машины Marder III и Hetzer, которые сильно отличались друг от друга, несмотря на то, что базировались на одном и том же шасси: Marder был просто противотанковым орудием на гусеницах, тогда как Hetzer жертвовал некоторой огневой мощью ( его пак 39, предназначенный для работы в пределах полностью бронированного боевого отделения, стреляет теми же снарядами с уменьшенным метательным зарядом по сравнению с Marder’s Pak 40) для лучшей защиты брони и простоты маскировки на поле боя.
За исключением большинства американских разработок, все истребители танков были безбашенными и имели фиксированные или казематные надстройки. Когда истребитель танков использовался против вражеских танков с оборонительной позиции, например, из засады, обычное отсутствие вращающейся башни не было особенно критичным, в то время как более низкий силуэт был весьма желателен. Безбашенная конструкция позволяла разместить более мощное орудие, как правило, специальное противотанковое орудие (вместо основного орудия общего назначения обычного танка, которое стреляло как противотанковыми, так и фугасными боеприпасами), которое имело более длинный ствол, чем можно было установить в танк с башней на том же шасси. Отсутствие башни также увеличило внутренний объем машины, что позволило увеличить укладку боеприпасов и комфорт экипажа. [2] Удаление башни также позволило машине нести более толстую броню, чем в противном случае, а также позволило сосредоточить эту броню в корпусе. Иногда не было бронированной крыши (только защитный козырек), чтобы снизить общий вес до предела, который могло выдержать шасси. Отсутствие башни также означало, что истребители танков можно было производить значительно дешевле, быстрее и проще, чем танки, на которых они базировались, и пользовались особой популярностью при нехватке производственных ресурсов. После тяжелых уроков в начале войны пулеметы были установлены для использования против пехоты, но ограниченный ход установки означал, что они все еще были менее эффективны, чем те, которые использовались на танках с башнями.

Польские

Варианты польских танкеток ТКС и ТК-3, вооруженные 20-мм пушкой (23–26 машин), были оперативно задействованы во время вторжения в Польшу. [3] [4] Использовались в качестве противотанкового компонента разведывательных подразделений.

Немецкий

Panzerjäger I

Первыми немецкими истребителями танков были Panzerjäger («истребители танков»), которые брали существующее противотанковое орудие и устанавливали его на удобное шасси для обеспечения мобильности, обычно с трехсторонний орудийный щит для защиты экипажа. Например, 202 устаревших легких танка Panzer I были модифицированы путем удаления башни и перестроены в самоходную 47-мм противотанковую пушку Skoda Panzerjäger I. Точно так же танки Panzer II использовались на восточном фронте. Трофейные советские 76,2-мм противотанковые орудия были установлены на модифицированном шасси Panzer II, в результате чего появилась самоходная противотанковая пушка Marder II. Наиболее распространенной установкой была немецкая 75-мм противотанковая пушка на шасси чешского Panzer 38 (t) для производства Marder III. Шасси Panzer 38(t) также использовалось для создания истребителя танков казематного типа Jagdpanzer 38 ‘Hetzer’. Серия Panzerjäger продолжалась до Nashorn с 88-мм пушкой.

Sturmgeschütz III

Немецкие истребители танков, созданные на базе Panzer III и более поздних немецких танков, отличались большей броней, чем их танковые собратья. Одна из наиболее успешных немецких истребителей танков фактически была спроектирована как самоходная артиллерийская установка Sturmgeschütz III. Основанный на шасси танка Panzer III, Sturmgeschütz III изначально был оснащен низкоскоростным орудием и предназначался для артиллерийской поддержки огневой поддержки пехоты. Позже, после столкновения с советскими танками, его переоборудовали сравнительно короткоствольной скорострельной противотанковой пушкой, обычно с дульным тормозом, что позволяло ему выполнять функции истребителя танков. Sturmgeschütz III , созданный в 1938 году, использовал новую надстройку в виде каземата с интегрированной конструкцией, аналогичной более позднему Jagdpanzer , чтобы полностью закрыть экипаж. Он использовался для поддержки пехоты и наступательных бронетанковых операций, а также в оборонительной противотанковой роли. StuG III была самой массовой немецкой боевой бронированной машиной любого типа, построенной в годы войны: с января 1940 по март 1945 года было построено около 9400 экземпляров.

Jagdpanther

Хотя ранние немецкие Panzerjäger несли более эффективное вооружение, чем танки, на которых они базировались, им, как правило, не хватало защиты экипажа, поскольку они имели тонкобронированные надстройки с открытым верхом. На смену «открытому» дизайну машин Panzerjäger пришел Jagdpanzer ‘(«охотничьи танки»), в которых пушка устанавливалась в настоящих надстройках казематного типа, полностью закрывая боевое отделение броней, которая обычно была бы неотъемлемой частью корпуса. Первый из этих Jagdpanzer s был Ferdinand (позже переименованный в Elefant ), 70-тонный монстр, построенный из уже построенного количества девяносто одного Tiger I на базе Porsche VK4501 {P), теряющего корпуса и системы привода контрактного претендента. , с установкой длинноствольной 88-мм пушки в добавленном каземате, больше похожей на более ранние Panzerjägers с их дополнительным броневым экраном для артиллерийского расчета, но в Elefant полностью закрывающий орудие и огневой расчет в добавленном каземате , как более поздний специально построенный Jagdpanzers бы. Однако Elefant оказался механически ненадежным и трудным в маневрировании, и после того, как все девяносто один безбашенный корпус / приводная система «Porsche Tiger» были переоборудованы, больше не строилось. Немецкая армия добилась большего успеха с Jagdpanther. Представленный в середине 1944 года, Jagdpanther считался лучшим из проектов Jagdpanzer с казематной конструкцией. [5] Он был оснащен такой же мощной 88-мм пушкой PaK 43, которая использовалась на громоздком Elefant 9.0108, теперь установленный на шасси среднего танка «Пантера», обеспечивающий значительно улучшенную бронепробиваемость машины среднего веса.

Jagdtiger

Столкнувшись со все более оборонительной войной, немецкая армия обратилась к более крупным и мощно вооруженным конструкциям Jagdpanzer, и в июле 1944 года с конвейера сошел первый Jagdtiger ; самая тяжелая немецкая боевая бронированная машина, поступившая на вооружение. [5] Jagdtiger отличался огромной 128-мм пушкой PaK 44 и мощной бронезащитой. Всего было выпущено 88 автомобилей Jagdtiger , что едва соответствует общему количеству более ранних автомобилей Ferdinand/Elefant. Впервые они были направлены в боевые части в сентябре 1944 года.
Решение немецких конструкторов бронетехники использовать казематную надстройку для всех истребителей танков имело преимущество в виде уменьшенного силуэта, что позволяло экипажу чаще вести огонь из засадных позиций дефилада. Такие конструкции также были проще и быстрее в изготовлении и обеспечивали хорошую защиту экипажа от артиллерийского огня и осколков снарядов. Однако отсутствие вращающейся башни ограничивало поворот орудия несколькими градусами. Это означало, что обычно водителю приходилось поворачивать весь танк на цель, что было гораздо более медленным процессом, чем просто вращение башни с механическим приводом. [6] Если машина обездвижена из-за отказа двигателя или повреждения гусеницы, она не может повернуть орудие для борьбы с танками противника, что делает ее очень уязвимой для встречного огня. [7] Позже этой уязвимостью воспользовались танковые войска противника. Даже самые большие и мощные немецкие истребители танков были найдены брошенными на поле боя после боя, обездвиженные одним или несколькими попаданиями осколочно-фугасных (ОФ) или бронебойных (ББ) снарядов в гусеницу или переднюю ведущую звездочку. [8]

Советский

Советский ИСУ-122, казематный истребитель танков времен Второй мировой войны, показан здесь с послевоенными опознавательными знаками Войска Польского

Основная статья: Самоходная установка

Как и у немцев, большая часть советских конструкции установленных противотанковых орудий с ограниченным поворотом в безбашенных корпусах казематного типа, в общем дизайне очень похожих на немецкие машины Jagdpanzer . В результате они стали меньше, легче и проще в сборке, чем танки, но могли нести более крупные орудия. Советы производили 85-мм самоходные артиллерийские установки СУ-85 и 100-мм СУ-100 на том же шасси, что и средний танк Т-34, а также 122-мм ИСУ-122 и 152-мм ИСУ-152, которые имели общие компоненты. с тяжелым танком ИС-2 и получил прозвище Зверобой («Убийца зверей») за его способность уничтожать немецкие тигры, пантеры и слоны. Предшественницей ИСУ 152 была СУ 152, построенная на шасси КВ1С и имеющая много общего (включая пушку) с ИСУ 152. ИСУ-152, построенная как тяжелое штурмовое орудие, опиралась на вес снаряда. из своей гаубицы М-1937/43 для поражения танков. [9] В 1943 году Советы также перенесли все производство легких танков, таких как Т-70, на гораздо более простые и лучше вооруженные САУ СУ-76, которые использовали ту же трансмиссию. СУ-76 изначально проектировалась как противотанковая машина, но вскоре ей отвели роль поддержки пехоты. [10]

Соединенные Штаты

Основная статья: Батальон истребителей танков (США)

Армия США и аналогичные британские конструкции имели очень разные концепции. В свете падения Франции доктрина США была основана на предполагаемой необходимости победить немецкую тактику блицкрига, и ожидалось, что американские подразделения столкнутся с большим количеством немецких танков, атакующих на относительно узких фронтах. Это были , ожидаемые для пробития тонкого экрана противотанковых орудий, отсюда и решение о том, что основные противотанковые подразделения — дивизионы истребителей танков (ПТ) — должны быть сосредоточены и очень мобильны. На практике такие немецкие атаки случались редко; на протяжении всей войны только один батальон когда-либо участвовал в сражении, совершенно подобном тому, которое первоначально предполагалось (601-й, в битве при Эль-Геттаре). Командование истребителей танков в конечном итоге насчитывало более 100 000 человек и 80 батальонов, каждый из которых имел по 36 самоходных истребителей танков или буксируемых орудий. Отчасти из-за эффективности тактики ПТ США ни одна немецкая кампания против США никогда не достигала своих целей, равно как и ни одна из военных операций. 0053 [ citation required ] Подразделение ПТ теряет больше техники, чем его немецкий противник.

3-дюймовый артиллерийский лафет M10

Ожидалось, что с любой огневой позиции будет произведено всего несколько выстрелов. Были предусмотрены сильные элементы разведки, чтобы TD могли использовать заранее подготовленные огневые позиции с максимальной выгодой. Особое внимание уделялось фланговому огню ПТ, как для пробития более тонкой бортовой брони противника, так и для снижения вероятности точного ответного огня противника.

Все американские истребители танков были официально известны точно таким же собирательным термином, который использовался для американских самоходных артиллерийских орудий, «Gun Motor Carriage». Проекты должны были быть очень мобильными и хорошо вооруженными. Большинство из них сохранили башню, но оставили ее открытой сверху как для экономии веса, так и для размещения более крупного орудия. Самой ранней целесообразной конструкцией был полугусеничный M3 с 75-мм пушкой M1897 в установке с ограниченным ходом, который назывался 75-мм Gun Motor Carriage M3. В другой, значительно менее удачной, ранней конструкции устанавливалась 37-мм противотанковая пушка в кузове 3/4-тонного грузовика Dodge — 37-мм GMC M6. Безусловно, наиболее распространенной в США конструкцией был 3-дюймовый артиллерийский лафет М10 (Росомаха), позже дополненный 9-дюймовым лафетом.0 мм Gun Motor Carriage M36 (Jackson) — оба основаны на корпусе и трансмиссии M4 Sherman — и 76 мм Gun Motor Carriage M18 (Hellcat), основанные на уникальной конструкции корпуса и трансмиссии, с небольшим визуальным сходством с тем, что использовалось для более позднего легкого танка M24 Chaffee. M18 ближе всего к идеалу США; машина была очень быстрой, небольшой и устанавливала 76-мм орудие в открытой башне без крыши. M36 Jackson GMC обладал единственной действующей пушкой американского происхождения, которая могла соперничать с хваленым 88-мм немецким артиллерийским орудием 9.0 мм пушка М3, а М36 оставалась на вооружении и после Второй мировой войны. Единственной специализированной боевой машиной с казематным корпусом американского происхождения любого типа, построенной во время войны и напоминавшей немецкие и советские истребители танков корпусом и общей конструкцией артиллерийской установки, был экспериментальный сверхтяжелый танк Т28, на котором устанавливалась 105-мм пушка. мм длинноствольная пушка T5E1, которая имела максимальную дальность стрельбы 12 миль (20 км) и изначально была разработана как самоходное штурмовое орудие для прорыва обороны Германии на линии Зигфрида.
Из этих истребителей танков только 90-мм пушка M36 оказалась эффективной против лобовой брони более крупной немецкой бронетехники на дальних дистанциях. [10] Открытый верх и легкая броня делали эти ПТ-САУ уязвимыми ко всему, кроме огня из стрелкового оружия. Поскольку количество немецких танков, с которыми сталкивались американские войска, неуклонно уменьшалось на протяжении всей войны, большинство батальонов было разделено и передано пехотным частям в качестве вспомогательных родов войск, боевых действий в качестве штурмовых орудий или использования в основном в качестве танков.

британских

Британские танки в первые годы войны, как пехотные, так и крейсерские, были (за исключением довоенной конструкции Matilda I) оснащены пушкой, предназначенной и способной использовать против танков противника — 40 артиллерийское орудие QF 2 фунта. Когда она стала доступна, ее заменили на 57-мм 6-фунтовую пушку Ordnance QF. Дополнительный импульс был дан развитию противотанкового вооружения, кульминацией которого стала 17-фунтовая 76-мм пушка Ordnance QF, которая считается одним из лучших противотанковых орудий войны. [11]

Буксируемые противотанковые орудия находились в ведении Королевской артиллерии, а не Королевского бронетанкового корпуса, а машины, приспособленные для установки артиллерии, включая противотанковые самоходные орудия, такие как Deacon (6pdr на бронированном колесном грузовике шасси) и Archer (17-фунтовая на гусеничном шасси) были их прерогативой, как и машины, поставленные США.

Лучник. Орудие, направленное назад

Самоходные орудия, построенные по образцу «истребителя танков», возникли из-за желания выставить на вооружение грозную 17-фунтовую противотанковую пушку QF и одновременного отсутствия подходящих танков для ее перевозки. В результате они носили несколько импровизированный характер. Установка орудия на шасси танка Valentine в несъемной надстройке давала Archer. 17-фунтовая пушка также использовалась для перевооружения поставленного США истребителя танков M10, заменив американскую 3-дюймовую пушку для производства 17-фунтовой самоходной установки Achilles.
В то время как произошел общий переход к орудию общего назначения, которое можно было использовать как против танков, так и для поддержки пехоты, возникла необходимость поместить 17-фунтовую пушку в танк для использования против тяжелых танков противника. Cruiser Mk VIII Challenger был проектом по использованию 17-фунтового танка для поддержки крейсерского танка Cromwell. Задержки привели к тому, что Sherman Firefly уступал ему по численности, но производным от Challenger был вариант 9 с более или менее открытым верхом.0107 Avenger
, который был отложен до послевоенного периода перед поступлением на вооружение. Урезанная 17-фунтовая пушка 77-мм HV использовалась для оснащения танка «Комета» в последний год войны.

Ближе всего британцы подошли к разработке бронированного истребителя танков по образцу немецких Jagdpanzers или советской серии ISU. квадратная надстройка вместо башни и установка 3-дюймовой (76 мм) зенитной пушки. Хотя некоторое количество было заказано, они не были приняты на вооружение. Проект был отклонен в пользу разработки варианта танка Cromwell с 17-фунтовой пушкой, что в конечном итоге привело к созданию танка Comet. Тяжёлый штурмовой танк, известный как «Черепаха», предназначенный для прорыва укрепленных оборонительных рубежей, был хорошо бронирован и имел очень мощную 32-фунтовую пушку, но так и не дошел до боевого применения.

К 1944 году несколько Шерманов, использовавшихся британцами, были переоборудованы в Шерман Файрфлайз путем добавления 17-фунтовой пушки QF. Первоначально это давало каждому отряду (взводу) «Шерманов» по ​​одному мощно вооруженному танку. К концу войны — за счет производства большего количества Firefly и замены Shermans британскими танками — около 50% Shermans на британской службе были Firefly.

После Второй мировой войны

Перед лицом Варшавского договора возникла общая потребность в дополнительной огневой мощи. В 19В 50-х годах Великобритания произвела FV 4101 Charioteer для усиления танковых полков, установив 20-фунтовую пушку в увеличенной башне на корпусе танка Cromwell — ему не хватало всесторонних возможностей танка Centurion. В конце 1960-х годов Германия разработала Kanonenjagdpanzer, по сути, модернизированный Jagdpanzer времен Второй мировой войны с 90-мм пушкой. Поскольку советские конструкции стали более бронированными, 90-мм пушка стала неэффективной, и Kanonenjagdpanzers были переоборудованы для других целей или списаны. Были предусмотрены некоторые условия для установки 105-мм пушки, и многие машины были модифицированы для стрельбы ракетами HOT или TOW вместо основного орудия. Эти модернизированные варианты оставались на вооружении до 1990-е. [12]

С появлением в 1960-х годах универсальных противотанковых ракет, которые можно было установить практически на любое транспортное средство, концепция истребителя танков трансформировалась в легкие машины с ракетами. При увеличении веса основных боевых танков до сорока-семидесяти тонн воздушно-десантные войска не могли развернуть разумные противотанковые силы. Результатом стал ряд попыток создать легкую машину, в том числе обычную АСУ-85, безоткатный стрелковый вооруженный Ontos, бронеавтомобиль Hornet Malkara с ракетным вооружением и легкий штурмовой автомобиль Sheridan.

Modern

БМП многих войск несут противотанковые ракеты в каждом пехотном взводе, а ударные вертолеты также добавили противотанковые возможности на современное поле боя. Но есть еще специализированные противотанковые машины с очень тяжелыми ракетами большой дальности, а также предназначенные для использования в воздухе.

Норвежский противотанковый взвод, оснащенный ракетными установками NM142 TOW. Примеры включают американский M9.01 ITV (Improved TOW Vehicle) и норвежский NM142, оба на шасси M113, несколько советских пусковых установок ПТРК на базе разведывательной машины БРДМ, британские FV438 Swingfire и FV102 Striker и немецкие Raketenjagdpanzer серии, построенные на шасси HS 30 и БМП Мардер.

Общевойсковой батальон армии США имеет две пехотные роты с БМП Bradley с ракетным вооружением TOW и может вести массированный точный и смертоносный огонь по атакующему подразделению противника, использующему ББМ. Они могут быть дополнены мобильными подразделениями вертолетов AH-64 Apache, вооруженных противотанковыми ракетами TOW или Hellfire.

Базирующийся на Mowag Piranha, вооруженный TOW носитель ПТРК швейцарской армии

Ракетные машины, однако, называются противотанковыми ракетоносцами, а не истребителями танков.

Некоторые истребители танков с пушечным вооружением продолжают использоваться. Китайская Народная Республика разработала гусеничный PTZ89 и колесный истребитель танков PTL02. PTZ89 вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой, а PTL02, разработанный NORINCO для новых легких (быстрого реагирования) мотострелковых дивизий НОАК, несет 100-мм (версия, вооруженная 105-мм нарезной пушкой, доступна на экспорт). PTL02 построен на колесном шасси 6×6 БТР WZ551.

Италия и Испания используют построенный в Италии Centauro, колесный истребитель танков со 105-мм пушкой. Возможно, истребитель танков с пушечным вооружением возродится в армии США благодаря внедрению Stryker, а точнее, мобильной артиллерийской системы M1128, варианта Stryker, вооруженного 105-мм пушкой, которая имеет дистанционное управление и возможности автозарядки. Первоначально канадские вооруженные силы рассматривали возможность замены своих стареющих танков Leopard 1 на мобильную артиллерийскую систему Stryker. Но в связи с более частым использованием повстанцами СВУ, способных уничтожить «Страйкеры», они решили вместо этого приобрести танк «Леопард-2».

См. также

  • Боевые бронированные машины

Примечания

  1. ↑ von Senger and Etterlin (1960), Боевые бронированные машины мира , стр. 9 .
  2. ↑ (Перретт 1987:84)
  3. ↑ А. Йоньца, Р. Шубанский, Й. Тарчинский, Вжесен 1939 Pojazdy Wojska Polskiego, Wyd. WKiŁ, Варшава 1990, с. 72.
  4. ↑ Имелись также 37-мм вооруженные ТКС-Д (2 опытные машины) или 45-мм вооруженные ТКД (4 опытные машины). Неизвестно, использовались ли они вообще в боевых действиях.
  5. 5,0 5,1 Сорок и Ливси 2006 с. 33
  6. ↑ Ирвин, Джон П. Другая река, Другой город , Нью-Йорк: Random House Publishers (2002), стр. 61–61.
  7. ↑ Ирвин, стр. 61–61.
  8. ↑ Irwin, стр. 61–62: Даже американский M4 Sherman мог вывести из строя гусеницу Jagdpanther или сломать переднюю ведущую звездочку 75-мм осколочно-фугасным снарядом. Когда экипаж покинул свою машину, они стали легкой мишенью для вражеского пулеметного огня.
  9. ↑ Сорок и Ливси 2006 с. 329
  10. 10,0 10,1 Сорок и Ливси 2006 с. 392 Ошибка цитирования: недопустимый тег ; имя «tanks3» определено несколько раз с разным содержимым
  11. ↑ Сорок и Ливси 2006 с. 116
  12. ↑ (Гелбарт 1996:137-8)

Ссылки

  • Гарри Йейде, (2005) Убийцы танков: История американских истребителей танков времен Второй мировой войны.
Back to top