Содержание
Основное о бульдозерах. Рабочее оборудование бульдозеров
Бульдозеры общего назначения оснащены основными отвалами. Машины специального назначения обеспечивают выполнение узкоспециализированных работ, и используются для этого отвалы соответствующего назначения. На технике многоцелевого назначения сзади трактора монтируют специальное рабочее оборудование: цепной траншеекопатель, плужный нож кабелеукладчика, рыхлительный агрегат, тяговую лебедку и др.
Виды и конструкции основных отвалов
Основными элементами бульдозерного оборудования являются отвал, толкающие брусья с раскосами и подкосами или толкающая рама с раскосами, гидроцилиндры подъема и опускания отвала, а также, на отдельных видах, механизмы поворота отвала в поперечной и горизонтальной плоскостях и изменения угла резания.
Отвал бульдозера представляет собой сварную конструкцию коробчатого типа, обеспечивающую ему жесткость, с приваренным в передней части лобовым листом криволинейного профиля. Последний обеспечивает быстрое заполнение отвала материалом. Для повышения износостойкости лобового листа фирма «Саtеrрillаr» приваривает к нему пластины из специальных легированных сталей, обладающих высокой устойчивостью к абразивному износу и ударным нагрузкам.
В нижней части к лобовому листу болтами впотай крепятся съемные ножи. При изнашивании острой кромки ножа его разворачивают и режут вторым, острым концом. Для повышения устойчивости ножей к абразивному изнашиванию и ударным нагрузкам зарубежные фирмы изготавливают их из легированных сталей типа DН-2 или DН-3 с повышенным содержанием бора и никеля.
Бульдозер на гусеничном ходу общего назначения оснащается основными отвалами, выпускаемыми почти всеми производителями.
Различают универсальный, неповоротный и поворотный отвалы. Неповоротные включают в себя прямой, сферический и полусферический отвалы. Торцы этих отвалов закрыты двумя боковыми щеками для снижения потерь грунта при транспортировании. Лобовой лист завершается вверху козырьком, приваренным под углом к лобовому листу. Козырек препятствует пересыпанию грунта через верхнюю кромку отвала и улучшает формирование призмы волочения грунта. Для защиты от повреждений гидроцилиндров и радиатора двигателя от пересыпающегося материала некоторые фирмы используют решетки, устанавливаемые сверху на отвалах, и щитки.
Прямой отвал, или отвал типа 5, используется при разработке широкого диапазона немерзлых грунтов, включая легкие скальные.
Сферический отвал (U) особенно эффективен для перемещения значительных объемов легких грунтов на большие расстояния. Он состоит из трех секций: центральной и двух боковых. Последние расположены под углом в плане до 25°. Изогнутая в плане форма отвала обеспечивает смещение грунта к середине отвала, обеспечивая при транспортировании минимальные потери материала.
Полусферический отвал(SU) сочетает способности прямого отвала хорошо врезаться в грунт и сферического отвала перемещать большие объемы материала за счет коротких боковых секций, установленных под углом до 25° к центральной секции.
Отвалы U, SU и S имеют механизм перекоса (гидроцилиндр и винтовую стяжку), позволяющие им хорошо внедряться в прочные грунты. При наличии двух гидроцилиндров перекоса машинист из кабины имеет возможность изменять углы перекоса и резания отвала на ходу машины, приспосабливаясь к меняющимся грунтовым условиям.
Бульдозер с поворотным отвалом (А) применяется при поперечной транспортировке грунта для засыпки траншей, укладки насыпи и при расчистке территории от снега, мусора, растительности. Отвал может поворачиваться в плане вокруг шарнира на раме в обе стороны. По форме это прямой отвал без боковых щек, удлиненный по ширине и укороченный по высоте.
Отвалы с регулируемыми углами поворота и перекоса (РАТ), которые имеют 6 степеней свободы (шестипозиционные отвалы). Это универсальные отвалы, способные изменять и поперечные, и продольные углы установки отвала, прикрепляемые шарнирно к П-образной толкающей раме.
По форме это прямой отвал, примерно таких же габаритов, только без боковых щек. Он предназначен для профилировочных и планировочных работ небольшого объема бульдозерами малого класса тяги.
На некоторых моделях бульдозеров таких фирм, как «Саtеrрillаr», «Fiat-Kobelco», «Liebherr» и др., используется модификация данного отвала (VPAT), позволяющая с помощью регулировочных болтов изменять угол резания ножей отвала.
Варианты отвалов фирмы «Liebherr»
Виды и конструкции специальных отвалов
Кроме перечисленных основных отвалов, используются отвалы специального назначения, некоторые из которых изготавливаются специализированными нетракторостроительными фирмами типа «Balderson», «Rimco», «Rome» и пр.
Саtеrрillаr, Fiat-Kobelco, Komatsu и др. дополняют основную номенклатуру отвалов следующими спецотвалами: буферным, рекультивационным, кусторезным, укороченными по ширине отвалами SU и S, увеличенным по высоте отвалом SU и пр.
Буферный отвал используется в основном для работ, связанных с толканием скреперов при их зарезании в грунт. По форме это короткий прямой отвал без механизмов перекоса с приваренной посередине отвала стальной пластиной. Резиновые амортизаторы подвески отвала поглощают удары при соприкосновении пластины отвала с буфером скрепера. В промежутках между толканиями такой отвал может быть использован на бульдозерных работах общего назначения. Их выпускают компании «Саtеrрillаr» и «Komatsu».
Рекультивационный отвал применяется для снятия верхнего плодородного слоя почвы и перемещения ее в складируемые бурты. По форме это отвалы и увеличенной ширины и имеющие радиус кривизны лобового листа переменного значения. Это позволяет создать лучшие условия перемещения материала по поверхности отвала и формирования призмы волочения. Такие отвалы изготавливают Саtеrрillаr и Balderson.
Угольные отвалы и отвалы для щепы используют для перемещения угля и щепы на карьерах, складах рудных дворов и лесоперерабатывающих предприятий. По форме это сферические отвалы увеличенной ширины и с гидроперекосом. Их выпускают компании «Саtеrрillаr», «Dressta», «Liebherr» и «ЧТЗ-Уралтрак».
Торфяные отвалы используются для перемещения торфа на мелиоративных полях. Это прямые удлиненные отвалы малой высоты с гидроперекосом, монтируемые на тракторах Liеbhеrr болотоходных модификаций.
На бульдозерах со специализированными отвалами для перемещения угля, щепы и торфа сзади трактора подвешивается балластный груз, выполняющий роль противовеса.
Для работы в экстремальных ситуациях при расчистке завалов в системе МЧС используются бульдозеры Komatsu с отвалами 8 и 81) уменьшенной ширины, которые вписываются в железнодорожный габарит. Это позволяет иметь высокую степень готовности к работе, так как машины с прикрепленным отвалом стоят на открытой платформе в ожидании распоряжения на отправку.
На гусеничных бульдозерах среднего класса тяги фирма «Liеbhеrr» использует гидроуправляемые уширители, которые из кабины могут устанавливаться под любым углом к отвалу. При транспортировке на трайлере уширители поворачиваются назад, и отвал вписывается в габарит. Аналогичные отвалы применяет фирма «Fiat-Kobelco».
Отвалы для уборки мусора предназначены для перемещения отходов на мусорных полигонах. По форме это прямые отвалы, имеющие увеличенную ширину и кривизну поверхности лобового листа, а также высоту козырька, примерно равную высоте отвала. При использовании таких отвалов агрегаты трактора подлежат дополнительному переоборудованию для защиты их от острых предметов и абразивных материалов, сзади трактора подвешивается балластный груз. Такие отвалы предлагают фирмы «Саtеrрillаr», «Dressta» и «Liebherr».
Кусторезный отвал (V-образной формы), изготовляемый Саtеrрillаr и Komatsu, предназначен для расчистки заросших кустарником и мелколесьем площадей под застройку. Опущенный в рабочее положение отвал в виде остроугольного резака, образованного двумя режущими лезвиями, скользит по поверхности земли, срезает кустарники и мелкие деревья и сваливает их в стороны, образуя за собой проход, равный ширине захвата отвала.
Защитное ограждение в виде стального каркаса предохраняет трактор от повреждений при падении срезаемых деревьев. Кусторезные отвалы изготавливаются фирмами «Rimco» и «Rome».
Отвалы-корчеватели — это либо отвалы решетчатого вида с зубьями, либо зубья, прикрепленные к лобовому листу прямого отвала. Они предназначены для извлечения из грунта крупных камней и пней и транспортирования их на близкие расстояния. Трактор оснащается сверху дополнительным защитным ограждением. Такие отвалы выпускают фирмы «Саtеrрillаr», «Komatsu», «Liebherr», «Rimco» и «Rome».
Правильный выбор потребителем отвала является главным условием достижения максимально возможной производительности. Прежде всего, следует оценить возможности копания грунта отвалом, тягово-сцепные и скоростные характеристики техники. Возможности копания грунта определяются соотношением величины максимального тягового усилия бульдозера к длине ножа отвала. Чем больше это значение, тем более прочные грунты может разрабатывать бульдозер на гусеничном ходу.
Тягово-сцепные свойства машины оцениваются его эксплуатационной массой, конструкцией гусеничной ходовой части и трансмиссией. Скоростные характеристики определяют время цикла бульдозера. Чем меньше его значение, тем выше должны быть скорости рабочего и транспортного перемещений и, значит, выше производительность.
Мощность двигателя, приходящаяся на 1 м3 рыхлого грунта в призме волочения, на практике используется для оценки выбора отвала по возможности перемещения материала с большой рабочей скоростью. Транспортные скорости, особенно заднего хода, определяют время возврата бульдозера в исходную позицию.
Условия применения основных отвалов при разработке различных грунтов
Конструктивные особенности бульдозеров
Отличительной особенностью ходовой системы бульдозеров фирмы «Dressta» является использование разъемного звена гусеничной цепи. Оно состоит из двух половин, скрепленных болтами. Это позволяет существенно сократить время на снятие и установку гусеничной цепи при ремонте.
Фирма «Dressta» на бульдозерах малых типоразмеров устанавливает двигатели Komatsu, а на больших — двигатели Cummins. Все двигатели имеют выхлоп, соответствующий нормам Евро-2.
Фирма «Caterpillar» на моделях D5, D6 и D8 и их модификациях установила двигатели с электрогидравлической системой подачи топлива. Учитывая, что до этого на моделях D9 была установлена такая же система подачи, а на моделях D7 — электронная подача топлива, теперь все машины типоразмерного ряда имеют двигатели с параметрами выхлопа, соответствующими нормам Евро-2. С начала этого года модификация М бульдозеров моделей Cat D6 и D5 была заменена модификацией N, отличительными особенностями которой являются: повышение мощности установленного нового двигателя; применение автоматически переключаемой коробки перемены передач (КПП) в зависимости от уровня потребляемой мощности, что ведет к снижению удельного расхода топлива; установка новой кабины с улучшенным дизайном, обзорностью, с пониженным на 3 дБ (А) уровнем шума и сенсорными системами управления приводами хода и навесного оборудования; использование компьютерного контроля и диагностики состояния узлов машины нового поколения EMSIII с повышенным количеством контролируемых параметров; применение на модели D6N дифференциальной системы поворота (см. статью «Два в одном»).
У модели D8R появилась модификация LGP. На всех моделях типоразмерпого ряда бульдозеров может монтироваться сзади дополнительное рабочее оборудование: либо рыхлитель, либо тяговая лебедка с гидроприводом. Для моделей D5N и D6N с максимальным тяговым усилием — соответственно 23 и 31 т, для D8R — 50 т. Максимальная транспортная скорость заднего хода составляет у указанных моделей соответственно 11, 12 и 13,8 км/ч.
Фирма «Fiat-Kobelco» установила на бульдозерах своего типоразмерного ряда двигатели Cummins с выхлопом, соответствующим нормам Евро-2.
У модели D150 появилась модификация XLT (удлиненная гусеница с 8 опорными катками), а у D180 — модификации XLT и LGP (гусеницы с 8 опорными катками).
На моделях D150 и D180 установлены автоматически переключаемые КПП, в зависимости от загрузки двигателя. На D150 как основная, а на D180 по заказу используется дифференциальная система поворота.
Вместо прежнего бульдозера FD30C выпускается бульдозер марки D350 STD с 7 опорными катками ходовой тележки и автоматически переключаемой КПП. По заказу он может быть оснащен дифференциальным механизмом поворота.
Бульдозеры всех модификаций могут быть дополнительно оснащены рыхлителями: многозубыми с параллелограммной подвеской на D150 и D180 и одно- и многозубым с регулируемой параллелограммной подвеской на D350.
Максимальные значения транспортных скоростей заднего хода составляют 12, 12,7 и 12,7 соответственно у моделей D150, 180 и 350.
Фирма «Komatsu» произвела частичное обновление своего типоразмерного ряда. Взамен устаревших моделей D355A-3 и D275A-2 появилась Komatsu D275A серии 5. Продается модель D61E-12 нижнего типоразмерного ряда бульдозеров строительного назначения.
В конструкциях этих машин заложены следующие решения: обеспечение выхлопа двигателей собственного производства нормам Евро-2, повышение производительности бульдозеров за счет создания комфортабельных условий рабочего места оператора и применения усовершенствованных систем управления. На упомянутых моделях дифференциальная система поворота не применяется, а используются традиционные бортовые фрикционы с тормозами.
В двигателях применяется топливный насос с электронной системой впрыска. Для охлаждения радиатора используется реверсивный вентилятор, имеющий привод от регулируемого гидромотора. Реверсивность вентилятора позволяет обеспечить хорошую работу двигателя в широком температурном диапазоне. Для снижения уровня шума и вибрации двигатель и трансмиссия крепятся к раме трактора с помощью резиновых амортизаторов.
В кабине с хорошим дизайном и обзорностью установлены воздушные фильтры и создано избыточное давление, что препятствует проникновению в нее пыли. Для уменьшения вибрационных нагрузок кабина крепится к раме посредством пружинно-гидравлических амортизаторов. Кресло также подрессорено и имеет возможность углового разворота на 15° для лучшего наблюдения за работой рыхлителя.
Гидравлическая система управления механизмами D61E-12 осуществляется вручную тремя джойстиками: для управления перемещением трактора, отвалом и рыхлителем. На бульдозерах D275A-5 всех модификаций применяется система автоматического регулирования движением трактора PCCS. Бортовой компьютер отслеживает сигналы датчиков на машине и величину перемещения рычага джойстика и подает электрический управляющий сигнал для включения соответствующих передач КПП, бортовых фрикционов и тормозов. При возрастании нагрузки компьютер включает пониженную передачу КПП.
Ходовая система D275A-5 -это 7-катковая гусеница, у которой 3 пары катков объединены в каретки по К-образной схеме подрессоривания, аналогичной системе «Caterpillar». Такая подвеска эффективно снижает ударные и вибрационные нагрузки на машину при работе на прочных и скальных грунтах. Бульдозер оснащается рыхлителями, одностоечным или многостоечным, с регулируемой параллелограммной подвеской. По заказу на отвале могут быть установлены два гидрораскоса.
Бульдозер D61E-12 имеет 6-катковую гусеничную тележку с жесткой подвеской. На нем может быть установлен трехстоечный рыхлитель с параллелограммной подвеской.
Максимальная транспортная скорость заднего хода у D275A-5 и D61E-12 достигает соответственно 14,9 и 12,8 км/ч.
Фирма «Liebherr» сохранила свой типоразмерный ряд бульдозеров, за исключением модели PR751M, которая снята с производства. Она будет выпускаться только по заявкам из России. С 2003 г. Liebherr передала российской компании «АКР-Техно» техническую документацию на производство навесного оборудования на упомянутую модель бульдозера. Это оборудование будет изготавливаться на Краснокамском заводе Западно-Сибирского машиностроительного концерна и включает в себя отвал STJ и одностоечный рыхлитель. Бульдозер будет отправлен на рудник в конце этого года. В последующем будет изготавливаться вся гамма навесного оборудования, включающая в себя отвалы U и А, а также многостоечный рыхлитель. По документации Liebherr отвал и стойки рыхлителя будут изготавливаться из износостойской шведской стали Hardox 400, а ножи и коронки будут приобретаться у фирмы «SAAB». Несущие металлоконструкции для холодного климата будут изготавливаться из шведской хладостойкой стали Weldox 700.
В первый этап совместного проекта включено и изготовление навесного оборудования на бульдозере PR742B. Бульдозеры PR742B и 751М будут выпускаться под торговой маркой «AKR-Liebherr».
На втором этапе предусматривается изготовление элементов ходовой части, кабины и др.
ОАО «Промтрактор» частично обновило выпускаемый ряд бульдозеров. Снят с производства устаревший ТЗЗО, и появился новый бульдозер Т11.01 тягового класса 11 с пониженным удельным давлением на грунт (в 2 раза меньше, чему других моделей ряда).
Бульдозер Четра Т11 выполнен по традиционной конструктивно подобной модульной схеме: двигатель Ярославского моторного завода; трансмиссия гидродинамическая с планетарной КПП, переключаемой на ходу; ходовое оборудование машины включает в себя 7-катковую гусеничную тележку с жесткой подвеской катков и уширенные башмаки (910 мм).
Подвеска отвала включает в себя диагональный гидрораскос, соединяющий отвал с рамой трактора и обеспечивающий при этом максимальное приближение отвала к капоту трактора. На машине используется рыхлитель с параллелограммной подвеской.
Максимальная транспортная скорость заднего хода достигает 14,3 км/ч.
ООО «ЧТЗ-Уралтрак» с середины 2002 г. перешло на выпуск нового семейства модернизированных бульдозеров модели Б10 тягового класса 10, взамен прежних моделей Б140, Б170 и пр. этого же класса, и Б15 — тягового класса 15. Это конструктивно подобные машины. На них используются двигатели собственного изготовления и гидродинамическая трансмиссия с планетарной 3-скоростной КПП. По заказу может быть установлена 8-скоростная механическая КПП.
Рамы гусеничных тележек подвешиваются спереди к раме трактора посредством балансирной балки с микроподрессориванием вместо рессор, что было у прежних моделей.
На базовой модели Б10 используется удлиненная гусеничная тележка с 6 опорными катками вместо 5 прежних. На болотоходной модификации Б10Б-7 катковая гусеничная тележка и уширенные башмаки — 920 мм. Бульдозер Б15 имеет одну стандартную модификацию с 7-катковой гусеничной тележкой. Подвеска опорных катков у этих бульдозеров жесткая. В стандартном исполнении базовые трактора оснащаются отвалами и однозубым или многозубым рыхлителями с параллелограммной подвеской.
Для проведения буксировочных, трелевочных и монтажных работ упомянутые бульдозеры могут оснащаться вместо рыхлителей лебедками с гидроприводом с тяговым усилием от 16 до 25 т.
С 2003 г. начат серийный выпуск бульдозера ДЭТ-320Б1Р2, призванного заменить устаревшие модели на тракторах ДЭТ-250 и 350. На новом тракторе установлен двигатель ЯМЗ, который удовлетворяет по выхлопу нормам Евро-2. Полностью изменен дизайн машины, соответствующий требованиям современной эстетики. Установлена новая кабина, позволяющая улучшить комфорт и эргономику рабочего места оператора, имеющая защиту ROPS-FOPS. Изменилась подвеска рыхлителя, она стала регулируемой параллелограммной.
Остальные части машины сохранили свою преемственность от прежних моделей. Наибольшее значение транспортной скорости заднего хода составляет 15,2 км/ч.
Завод продолжает вести работы по созданию бульдозеров с гидростатической трансмиссией хода. После проведения испытаний опытного образца Т2000 была выпущена опытная партия машин под маркой Т10.0400 тягового класса 10, унифицированных с Б10. В них используется гидротрансмиссия завода «Салаватгидромаш», состоящая из 3 регулируемых гидронасосов, два из которых в рабочих режимах автономно запитывают два гидромотора привода гусениц, а третий гидронасос обеспечивает работу навесного оборудования: отвала и рыхлителя. На транспортном режиме блокируется управление рабочими органами и 3-й гидронасос подключается к первым двум и тем самым обеспечивает максимальную скорость передвижения — 9,6 км/ч вперед и назад.
ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» одним из первых начало работы по созданию отечественных бульдозеров с гидростатической трансмиссией хода. В настоящее время выпущены две модели этих машин, ТС-10 и ДЗ-240С, соответственно тяговых классов 8 и 10, оснащенных однозубым рыхлителем с параллелограммнои подвеской. На машинах используются двигатели ЯМЗ. Гидростатическая трансмиссия представляет собой независимый привод, состоящий из отдельного регулируемого гидронасоса и гидромотора на каждый борт ходовой части и независимой гидросистемы навесного оборудования. В указанных гидросистемах могут использоваться гидромашины и системы управления производства либо Салаватгидромаш, либо Rexroth. Максимальная скорость транспортных перемещений достигает 9,5 км/ч вперед и назад.
Бульдозеры упомянутых фирм-производителей тягового класса не менее 10 по заказу могут изготавливаться для работы в холодной климатической зоне. Машины дополнительно оснащаются арктическим пакетом (у каждой фирмы свой набор) средств утепления, обогрева и разогрева, которые облегчают быстрый запуск двигателя и гидронасосов после длительной стоянки неработающей машины.
Троицкий С.Н., к.т.н., доцент МГСУ
Бульдозеры с неповоротным отвалом
Толкающая рама состоит из двух продольных балок коробчатого сечения, расположенных по обе стороны трактора. Каждый брус одним концом при помощи пальца связан с отвалом, а вторым — с опорой, приваренной к раме ходовой тележки. Опора представляет собой литую стальную коробку, на которой сделано отверстие для оси шарнира; ось удерживается в опоре штифтом.
На балке имеются три проушины, в которых при помощи пальца 18 закрепляют подкос. Это позволяет устанавливать различный угол резания.
Лебедка Д-499 установлена на задней стенке заднего моста и приводится в движение от вала отбора мощности трактора.
Канат сходит с барабана лебедки и через систему блоков проходит к полиспасту подъема отвала. Блоки размещены позади трактора на корпусе лебедки и впереди на передней стойке.
Передняя стойка бульдозера сварная. Две боковые стойки 6 из швеллера связаны вверху поперечной квадратной балкой из уголков, дополнительно укреплены щитом, предохраняющим радиатор трактора от повреждений.
К нижним концам стоек приварены косынки, при помощи которых стойки шарнирно закреплены на цапфах. Цапфы в свою очередь приварены к лонжеронам рамы трактора. Раскосы из угловой стали обеспечивают вертикальное положение передней стойки. К поперечной балке стоек, в средней ее части, приваривают кронштейны для крепления верхней двухблочной обоймы полиспаста.
В верхнем правом углу (по ходу трактора) передней стойки приварена обойма углового направляющего блока. К правой стойке приварена обойма бокового блока, а на скобе, соединяющей щеки обоймы блока, приварено гнездо направляющей трубы.
Задний кронштейн литой, один конец его приваривают к корпусу лебедки, на другом имеются два отверстия. На этом конце закреплены обойма заднего направляющего блока и кронштейн, соединяющий обойму с картером заднего моста трактора. К обойме заднего направляющего блока при помощи планки и болтов прикреплена труба, через которую протянут канат. Труба проходит через кабину трактора и одним концом свободно входит в гнездо на передней стойке.
Работа канатного управления заключается в следующем: с барабана лебедки канат поступает на блок, проходит через защитную трубу и попадает на боковой и угловой блоки стойки. С углового блока канат подходит к верхней подвижной обойме полиспаста и последовательно огибает блоки верхней и нижней обойм, после чего укрепляется клином в коуше, расположенном на верхней неподвижной обойме блоков. Конец каната навит на запасной барабан.
На нож бульдозера при заглублении действует вертикальное усилие, равное весу отвала, а вес трактора не участвует. При гидравлическом управлении гидроцилиндр заглубляет отвал и на отвал действует также вес передней части трактора. Это позволяет при помощи бульдозера с гидроприводом, оборудованного легким отвалом, разрабатывать более тяжелые грунты, чем бульдозерами с канатным управлением.
Шарнирное соединение толкающих балок с тележкой гусеницы или с поперечной балкой выполняют обычно в виде разборного подшипника, что намного облегчает ремонт.
Бульдозеры Д-444 и Д-535 с неповоротным отвалом оснащены гидроприводом.
Отвал бульдозера Д-444 по сравнению с отвалом ранее выпускавшегося бульдозера Д-159Б имеет несколько большую длину и улучшенный -профиль отвальной поверхности. Сзади отвала, по его концам, крепят две опорные лыжи тарельчатого типа.
Эти бульдозеры предназначены для выполнения земляных работ небольшого объема, для транспортирования и перемещения различных строительных материалов на небольшие расстояния.
Бульдозеры имеют неповоротный отвал с ножом, лыжи, две толкающие балки с цапфами для шарнирного соединения с поперечной балкой. Бульдозеры оборудованы гидравлической системой управления. Положение лыж по высоте регулируют стопорными болтами.
Толкающие балки 6 передними концами приваривают к тыльной стороне лобового листа и дополнительно укрепляют косынками. К задним концам толкающих балок 6 приварены вильчатые опоры, при помощи которых толкающие балки соединяют с поперечной балкой. Для увеличения срока службы опоры оснащены сменными термообработанными вкладышами.
Гидроцилиндр шарнирно крепят к раме трактора с помощью кронштейна, выполненного из двух продольных швеллерных балок, соединенных в передней части поперечиной и косынками. В средней части поперечины приварены две проушины с отверстиями для шарнирного крепления гидроцилиндра.
Кронштейн гидроцилиндра крепят к раме тремя серьгами и болтами. Чтобы удержать отвал в поднятом положении при включенном гидроприводе, к проушинам шарнирно прикреплена крепление рамы к трактору выполнены так же, как и у бульдозера Д-271А. Однако имеются и существенные различия. Толкающая рама этого бульдозера — подковообразной формы, сварена из швеллеров. Рама — коробчатого сечения, впереди образует стык с головкой, отлитой из стали.
Рис. 1. Общий вид бульдозера Д-535:
1 — отвал, 2 — гидроцилиндр, 3 — кронштейн гидроцилиндра, 4 — трубопровод, 5 — поперечная балка, 6 — толкающая балка, 7 — лыжа
Рис. 3. Бульдозер Д-453А с поворотным отвалом:
1 — гидроцилиндр, 2 — отвал, 3 — боковой упор, 4 — раскос, 5 — толкающая рама
Для крепления шаровой чашки отвала головка рамы заканчивается шаром. К раме сверху приварены две проушины для крепления подвижной обоймы полиспаста при помощи пальца. Рама заканчивается литыми проушинами, через них проходят оси и втулки, которыми рама шарнирно прикреплена к опорам на тракторе так же, как и на бульдозере Д-271А.
В каждом толкающем брусе по три отверстия, с вваренными стальными втулками для установки башмаков толкателей, служащих для крепления отвала к раме. На передней части толкателей сделаны проушины, которые соединяются пальцами с проушинами отвала. Сзади толкатель заканчивается шаровым шарниром и башмаком.
Башмак представляет собой стальную отливку. Башмаки фиксируются штырями, которые закреплены шплинтами.
Между шаровым шарниром башмака и толкателя находится резьбовое соединение, состоящее из винта и гайки с фиксатором. При помощи этого устройства регулируют длину толкателей.
Конструкция рамы дает возможность использовать ее для установки различного сменного оборудования, поэтому она называется универсальной.
Бульдозер Д-453А с поворотным отвалом на гусеничном тракторе Т-100МГП отличается от описанного выше только управлением подъема и опускания отвала. Вместо канатов на бульдозере установлены два гидроцилиндра, которые подключены к гидравлической системе трактора.
—
Бульдозер ДЗ-42 состоит из отвала с ножами и двумя толкающими брусьями, поперечной балки, двух гидроцилиндров и кронштейна гидроцилиндров.
Продольную и поперечную жесткость отвалу обеспечивают приваренные с тыльной его стороны ребра и коробки жесткости. Вдоль нижней кромки отвала крепится нож 7, состоящий из среднего и двух боковых ножей. Криволинейный профиль отвала облегчает подачу вверх стружки и способствует снижению энергоемкости процесса резания грунта. Отвал с таким профилем может работать как на рыхлых, сыпучих, так и на переувлажненных грунтах без залипания. Чтобы грунт не пересыпался через отвал, к нему сверху приварен козырек. При работах на сыпучих грунтах к отвалу с обеих сторон под углом 30° к режущей кромке крепятся уширители, позволяющие увеличить объем перемещаемого грунта в 1,5—1,6 раза. Для облегчения выполнения планировочных работ и в случаях необходимости ограничения заглубления отвала пользуются лыжами.
Толкающие брусья представляют собой пустотелые балки коробчатого (прямоугольного) сечения. С одной стороны толкающие брусья приварены к отвалу, а с противоположной снабжены ловителями, в зеве которых помещаются сменные термообработанные вкладыши, являющиеся подшипниками цапф поперечной балки бульдозера. Поперечная балка предназначена для шарнирного соединения отвала с рамой базового трактора.
Рис. 4. Бульдозер ДЗ-42:
1 — нож; 2 — отвал; 3 — гидроцилиндр; 4 — трубопровод; 5 — толкающий брус; 6 — трактор; 7 — поперечная балка; 8 — лыжи
Подъем, опускание и принудительное заглубление отвала производится двумя гидроцилиндрами 3. Универсальные шарниры крепления гидроцилиндров в кронштейне создают благоприятные условия для работы штоков и его уплотнений, разгружая их от поперечных нагрузок, возникающих при работе углом отвала.
Бульдозеры ДЗ-110 и ДЗ-ИОХЛ с гидроуправлением по конструкции одинаковы. Однако последний изготовляют из сталей, рассчитанных для работы при низких температурах, и комплектуют с трактором, также приспособленным для работы в холодном климате. Бульдозеры снабжены гидрофицированным механизмом перекоса отвала.
Толкающие брусья сзади снабжены шаровыми опорами со сферическими втулками, с помощью которых брусья соединены с трактором, а спереди — пальцевыми шарнирами, расположенными соосно с пальцами винтов. Отвал сверху с одной стороны поддерживается винтовым раскосом, а с другой — гидроцилиндром перекоса, также снабженным пальцевыми шарнирами со сферическими втулками. При помощи упорных шайб и гайки на конце винта зазор пальца можно регулировать.
Взаимно перпендикулярное расположение пальцев, установленных в кронштейнах на отвале, и винтов, помещенных на концах жестких кронштейнов толкающих брусьев, возможность поворота толкающие брусьев в шаровых опорах позволяют исключить деформации отвала и толкающих брусьев как при перекосе отвала, так и при взаимном смещении шаровых опор в вертикальном направлении. Гидроцилиндром перекоса управляют с помощью отдельной секции распределителя гидросистемы трактора. Винтовой раскос используют для изменения угла резания отвала.
Рис. 5. Бульдозер ДЗ-ПОХЛ:
1 — отвал; 2, 3 — гидроцилиндры перекоса и подъема — опускания отвала; 4 — трактор; 5 – винтовой раскос; б – толкающий брус; 7 – шаровая опора; 8 -кронштейн отвала; 9 – палец; 10 – винт; 11,13 – упорные шайбы; 12-кронштейн толкающего бруса; 14 — замковая шайба; 15 — гайка
В бульдозере ДЗ-118 с гидроуправлением рабочая жидкость для подъема и опускания отвала подается через опорные цапфы гидроцилиндров, которые снабжены подвижными герметизированными соединениями.
Отвал снабжен грунтоотбойными уголками для защиты штоков гидроцилиндров от грунта, пересыпающегося через козырек. Правый и левый толкающие брусья соединены с трактором шаровыми опорами, а с отвалом — при помощи опор с двумя взаимно перпендикулярными пальцами. Правый брус с внутренней стороны имеет проушину для соединения с подкосом, а левый — жесткий кронштейн для установки винта, связывающего брусья. Ползун, помещающийся в направляющей скобе на отвале, ограничивает возможность смещения соединительного узла вверх и вниз, а также поворота толкающих брусьев вокруг их продольных осей. При перекосе отвала этот узел воспринимает скручивающие усилия, освобождая от них металлоконструкцию отвала.
Бульдозер-рыхлитель ДЗ-94С состоит из бульдозерного оборудования ДЗ-59ХЛ, установленного спереди трактора, и рыхлительного оборудования ДП-10С, смонтированного сзади.
Бульдозер-рыхлитель рассчитан на работу в тяжелых условиях, в том числе на скальных породах при низких температурах. Толкающие брусья с наружной стороны усилены износными накладками. Отвал также усилен накладками и сегментными косынками, приваренными к лобовому листу и боковинам. Сверху отвала смонтированы козырек и грунтоотражатели, защищающие штоки гидроцилиндров. Гидроцилиндр оборудован щитком.
Бульдозер снабжен механизмом перекоса, позволяющим поворачивать отвал в вертикальной плоскости на большой угол. Его толкающие брусья соединены с трактором шаровыми опорами со сферическими втулками, а с отвалом — опорами с взаимно перпендикулярными пальцами. Гидроцилиндр перекоса отвала и винтовой раскос соединены с отвалом и брусом с помощью пальцевых шарниров со сферическими втулками. Подкосы при помощи вертикальных пальцев и втулок соединяют толкающие брусья со скалкой, смонтированной на тыльной стороне отвала. Необходимое положение втулок и скалки создается распорной втулкой, прокладкой и гайками. Ползун на скалке при перекосе отвала может сдвигаться в направляющей скобе, которая ограничивает его перемещение вверх и вниз. При этом подкосы могут поворачиваться вокруг скалки. Такая конструкция механизма перекоса позволяет избежать скручивающих усилий на отвале.
Рис. 6. Бульдозер ДЗ-118:
1 – трактор; 2, 6 – гидроцилиндры подъема-опускания отвала и перекоса; 3 — грунтоотбойный уголок; 4 — отвал; 5, 9 — толкающие брусья; 7 — подкос; 8 — винтовой раскос; 10 — шаровая опора; 11 — винт; 12 — упорная шайба; 13 — направляющая скоба; 14 — гайка; 75 — шайба; 16 — ползун; 17 — штифт; 18 — палец
Рис. 7. Бульдозер ДЗ-59ХЛ:
1 — толкающие брусья; 2 — отвал; 3, 7 — накладки; 4 — козырек; 5 — гидроцилиндры подъема — опускания отвала; 6 — трактор; 8 — гидроцилиндр перекоса; 9 — щиток; 10 — винтовой раскос; 11 — шаровая опора; 12, 19 — вертикальные пальцы; 13 — подкос; 14 — направляющая скоба; 15 — прокладка; 16 — распорная втулка; 17 — втулка с проушинами; 18 — скалка; 20 — гайка; 21 — ползун
Рис. 8. Бульдозер ДЗ-48:
1 — нож; 2 — отвал; 3 — кронштейн крепления гидроцилиндра; 4,9 — гидроцилиндры подъема — опускания отвала и перекоса; 5 — балласт; 6 — трактор; 7 — кронштейн крепления опор; 8 — толкающий брус
Бульдозер ДЗ-48 с гидроуправлением снабжен отвалом бульдозера ДЗ-НОХЛ и максимально унифицирован с ним.
С задней стороны отвала приварены два кронштейна для шарнирного соединения со штоками гидроцилиндров подъема — опускания отвала. В передней части толкающих брусьев приварены кронштейны для соединения их при помощи пальцев с отвалом, а к задней части приварены разъемные проушины для соединения с кронштейнами крепления бульдозерного оборудования. Толкающие брусья снабжены винтовым раскосом и гидроцилиндром для изменения углов резания и перекоса отвала.
На передней полураме трактора смонтированы гидроцилиндры управления отвалом и установлен балласт из литых плит. За счет увеличения нагрузки на ведущий мост трактора повышается тяговое усилие бульдозера.
Типы бульдозеров, запасные части и их использование
Бульдозеры — это мощные машины, которые в основном помогают толкать, копать, выкапывать и выравнивать материалы, такие как почва и мусор, на рабочей площадке. Они поставляются с большими тяжелыми лезвиями спереди, которые толкают материал. Некоторые из них поставляются с другими модификациями, такими как рыхлители в задней части, которые помогают рыхлить твердую почву.
Три основных типа Типы бульдозеров
Существует множество различных типов бульдозеров на выбор в зависимости от конкретного проекта. Тип местности, на которой вы работаете, тип вашего проекта и другие критерии являются ключевыми факторами, которые следует учитывать при выборе бульдозера. Правильная машина также имеет решающее значение как для эффективности, так и для безопасности вашего проекта.
Мы разберем основные типы бульдозеров и выделим ключевые особенности каждого бульдозера.
Гусеничный бульдозер
Гусеничный бульдозер иногда называют гусеничным бульдозером, и он больше всего похож на трактор. Этот тяжеловес отлично подходит для перемещения тяжелых материалов из одной области в другую. Этот бульдозер идеально подходит для движения по плотной и неровной местности, поскольку гусеницы обеспечивают ему отличное сцепление с дорогой. У более крупных гусениц есть рыхлители, которые помогают дробить и расчищать плотную местность.
Колесный бульдозер
Эту машину иногда называют шинным бульдозером, и обычно она больше гусеничного. Колесный бульдозер более маневренный, чем гусеничный, поскольку его шины обеспечивают лучшую общую управляемость. Он также имеет полностью шарнирно-сочлененное гидравлическое рулевое управление и перемещается по меньшей оси. Эта машина также идеально подходит для работы на мягком или чувствительном грунте, поскольку шины более мягкие, чем гусеницы.
Мини-бульдозер
Этот небольшой бульдозер также известен как компактный бульдозер. Мини-бульдозер отлично подходит для проектов, требующих большей маневренности и универсальности, чем более крупная техника. Благодаря своему небольшому размеру компактный бульдозер может хорошо работать в различных типах проектов, требующих таких задач, как планировка и расчистка участков.
Бульдозерные отвалы
Вышеуказанные типы бульдозеров можно дополнительно классифицировать в зависимости от используемых отвалов. Разные лезвия служат разным целям, могут работать с разными типами материалов и могут работать с разным весом груза. Мы перечислили наиболее распространенные типы ниже.
Прямые отвалы (S-образный отвал)
S-образный отвал — это самый короткий тип отвала, который может использовать бульдозер, и он не имеет боковых крыльев. Это лезвие крепится к руке в нижних задних углах лезвия. Благодаря своей форме прямое лезвие лучше всего подходит для мелкозернистых и материалов средней и твердой плотности. Недостатком является то, что его прямая форма ограничивает грузоподъемность бульдозера. Некоторые из лучших задач для S-образных лезвий включают выкорчевывание, засыпку, выравнивание и выравнивание почвы.
Универсальный отвал (U-образный отвал)
U-образный отвал имеет большие боковые крылья и изогнутую форму, что делает его идеальным для перемещения материалов на большие участки земли. Крылья препятствуют рассыпанию материала во время движения. Как и S-образные лезвия, они также прикрепляются к нижним задним углам лезвия. Это самый большой тип отвала как по высоте, так и по ширине, и его лучше всего использовать с почвой от мягкой до средней плотности. Некоторые из лучших задач для U-образных лезвий включают в себя канаву, буксировку, толкание и коронку.
Лезвие S-U (Semi-U)
В этом лезвии сочетаются черты S-образного лезвия и U-образного лезвия, что обеспечивает более сильное проникновение и большую общую универсальность. Он более узкий, менее изогнутый, а его боковые крылья меньше по сравнению с обычным U-образным лезвием. Такая конструкция делает его идеальным для перемещения почвы на большие расстояния. Этот отвал крепится к нижней части отвала с помощью угловых стабилизирующих скоб и одного или двух гидравлических цилиндров наклона. Его лучше всего использовать для проталкивания песка и почвы от мягкой до средней плотности. Некоторые из лучших задач для отвала s-u включают в себя коронку, перемещение тяжелого материала, раскорчевку и выкапывание канав.
Угловой отвал
Этот тип отвала крепится к центру панели бульдозера. Его расположение удобно для перемещения мусора в сторону, поскольку он может наклоняться почти на 30 градусов влево или вправо. Из-за этого угловой отвал считается двухсторонним отвалом. Имейте в виду, что это лезвие может рассыпаться, так как у него нет боковых крыльев. Это отличный выбор для проектов, включающих грунты от мягких до средней плотности, снег и гравий. Некоторые из лучших задач для угловых отвалов включают раскорчевку, придание формы, зачистку и вырубку.
Отвал Power-Angle-Tilt (PAT)
Отвал PAT является одним из самых универсальных отвалов благодаря простоте маневрирования и разнообразным движениям. Водитель управляет отвалом из кабины и может наклонять, наклонять и поднимать его практически во всех направлениях. Как и угловые лопасти, эти лопасти устанавливаются в центре панели. Некоторые из лучших задач для отвалов PAT включают очистку, расчистку земли, выравнивание, обратную засыпку и сортировку.
Детали и функции бульдозера
Благодаря своей конструкции бульдозеры используются на различных типах местности. Основными особенностями, отличающими бульдозеры, являются отвалы, рыхлители и использование шин или гусениц.
Рыхлители
Рыхлитель представляет собой удлиненное приспособление, расположенное в задней части бульдозера и напоминающее клешню. Рыхлители используются для разрыхления земли, чтобы сельское хозяйство могло выращивать или разрушать камни и землю для перемещения. Вы можете найти как одностоечные, так и многостоечные рыхлители в зависимости от потребностей вашего проекта.
Главная передача
Главная передача бульдозера, вероятно, является наиболее часто используемой и чаще всего заменяемой частью бульдозера. Современные бортовые редукторы распределяют нагрузку на несколько зубьев шестерни и отрывают приводной двигатель от подвески.
Кабина
Кабина бульдозера является важной частью этой машины, так как оператор управляет этой машиной. Для некоторых кабин предусмотрены различные функции, повышающие уровень комфорта и безопасности. Вы должны проверить, снижает ли ваша кабина звук и поглощает ли она удары, когда вы перемещаетесь по рабочей площадке. Это очень важно, поскольку операторы могут часами находиться в кабине.
Гусеницы/шины
Гусеницы и шины сильно влияют на подвижность бульдозера. Гусеницы отлично подходят для движения по твердой и неровной местности, а шины лучше подходят для мягкого грунта. Вы также можете подумать о шинах, если вы работаете в чувствительной области, которую не хотите повредить.
Двигатель
Бульдозерам обычно требуются мощные двигатели, поскольку они перемещают много тяжелых материалов по рабочей площадке. Существуют различные типы двигателей, которые удовлетворяют различные потребности. Например, некоторые новые двигатели производят меньше выбросов по сравнению со старыми двигателями, чтобы соответствовать определенным требованиям Агентства по охране окружающей среды.
Толкающая рама
Толкающая рама необходима при позиционировании материалов для различных задач. Эта деталь бульдозера отвечает за перемещение отвала.
Отвалы бульдозера
Отвал представляет собой тяжелую металлическую пластину, расположенную в передней части бульдозера, которая используется для толкания и копания материалов. Как мы упоминали ранее, разные типы лезвий лучше подходят для конкретных проектов.
Как выбрать бульдозер
Покупка или аренда бульдозера для вашего проекта может повысить эффективность вашего проекта, если выбрать правильный бульдозер. Вот несколько моментов, о которых следует помнить при рассмотрении типов бульдозеров для вашего следующего проекта:
- Определите его назначение . Вы выравниваете землю? Толкать материал?
- Анализ рабочей площадки . Вам нужно маневрировать в ограниченном пространстве?
- Рассмотрим местность . Вы работаете на твердой или мягкой поверхности?
- Типы материала Pinpoint . Какой тип земли вы перемещаете? Какова его плотность?
Существует несколько типов бульдозеров, которые могут удовлетворить большинство ваших потребностей в буксировке, толкании и выравнивании. Если вы потратите время на взвешивание вариантов и ознакомление с каждой уникальной особенностью бульдозера, это принесет большую пользу вашему рабочему месту.
Похожие сообщения
Различные части бульдозеров
Теги:
Купить новый или подержанный бульдозер
,
Гусеничный бульдозер
,
Колесный бульдозер
Опубликовано 12 мая 19
9 лайков
Бульдозер часто встречается на крупных стройках. По сути, это гусеничный трактор (гусеничный трактор непрерывного действия) с отвалом для перемещения щебня, песка и почвы, среди прочего. Впервые он был популяризирован в 1920-х годов и сохраняет свою популярность в качестве строительной техники из-за ее широкого применения.
Бульдозеры являются одними из самых тяжелых и долговечных машин, используемых в строительстве. Они также полезны на других объектах, таких как фабрики, фермы, карьеры, военные базы и шахты.
Если вы планируете купить новый или подержанный бульдозер для своего строительного бизнеса или собираетесь эксплуатировать его впервые, полезно знать различные части этого оборудования.
Детали бульдозера
Двигатель
Как и любая другая мощная техника, бульдозер оснащен двигателем, который позволяет ему поднимать и перемещать тяжелые предметы. Он работает на дизельном топливе, что позволяет крутящему моменту двигателя двигаться по пересеченной местности.
Трактор
Трактор относится к кузову бульдозера и состоит из кабины, в которой расположены органы управления. Они управляют левой и правой гусеницами, а также подъемом и движением отвала и рыхлителя.
Отвал
Отвал представляет собой тяжелый кусок металла, расположенный в передней части трактора. Он может поднимать тяжелые материалы с помощью своих гидравлических рычагов. Существует три различных типа лезвий. Есть прямое лезвие, короткое и без боковых крыльев. Его цель только для тонкой оценки. Тогда есть универсальное лезвие, высокое и изогнутое. Он может перевозить больше материала благодаря большим боковым крыльям. Наконец, есть комбинированное лезвие, которое короче, имеет меньший изгиб и меньшие боковые крылья.
Гусеницы
Гусеницы представляют собой тяжелые металлические звенья, расположенные по обеим сторонам кузова и создающие мощное сцепление. Гусеницы очень широкие, что позволяет бульдозеру двигаться по пересеченной местности.