Как определить какая граната хрустит: Хрустит ШРУС. Как проверить и устранить неисправность

Содержание

Хрустит ШРУС. Как проверить и устранить неисправность

Больше интересных новостей на наших страницах в социальных сетях

  

В статье:

  • Для чего нужен шарнир равных угловых скоростей
  • Разновидности ШРУСов и их конструктивные особенности
  • Причины возникновения хруста в ШРУСе
  • Почему шарнир хрустит при низкой температуре
  • Что будет, если игнорировать неисправность
  • Выявление конкретного неисправного шарнира
  • Определение неисправного внешнего ШРУСа
  • Определение неисправного внутреннего ШРУСа
  • Еще один метод, пригодный для обоих видов ШРУСа
  • Решение проблемы

В передней подвеске переднеприводного автомобиля имеется деталь со странным на первый взгляд названием ШРУС. И не одна, а целых четыре. Хитрое наименование означает «шарнир равных угловых скоростей». В технической литературе обычно используют термин гомокинетический шарнир. Внешне ШРУС напоминает гранату, поэтому в народе его именно так и прозвали. Но большинству автолюбителей ни форма, ни расшифровка аббревиатуры не объясняют, для чего же предназначена эта деталь. Попробуем с этим разобраться, а заодно выясним, как проявляется неисправность ШРУСов и как определить, какой из шарниров является источником проблемы.

Для чего нужен шарнир равных угловых скоростей

Главная особенность переднего привода заключается в том, что вращение приходится передавать колесам, которые не только смещаются вверх-вниз во время движения, но и поворачиваются на значительный угол.

В карданной передаче, которая поначалу применялась для этой цели, отклонение от соосного расположения валов приводит к уменьшению угловой скорости вращения ведомого вала относительно ведущего. И чем круче поворот, который совершает автомобиль, тем медленнее вращение ведомых полуосей. В итоге всё это выливалось в потерю мощности, рывки в поворотах и напряженный режим работы трансмиссии в целом, а значит, быстрый износ и сокращение срока службы ее деталей. Карданные шарниры сами по себе также не отличались долгожительством.

Кардинально изменило ситуацию изобретение шарнира равных угловых скоростей. Его использование позволяет полуосям вращаться с неизменной угловой скоростью, даже если колеса повернуты на значительный угол. В результате обеспечивается отсутствие вибраций и рывков, а главное, передача вращения от мотора к колесам осуществляется без существенных потерь мощности.

Разновидности ШРУСов и их конструктивные особенности

На каждой из полуосей имеется по два ШРУСа. То есть в переднеприводном автомобиле всего четыре гранаты — две внутренние и две внешние.

Внутренние и внешние шарниры отличаются функционально и конструктивно. Внутренний находится возле коробки передач и предназначен для передачи вращающего момента от дифференциала на полуось. Его рабочий угол, как правило, не превышает 20°, но при этом он допускает некоторое смещение вдоль оси, обеспечивая таким образом возможность изменения ее длины. Укорочение или удлинение приводного вала необходимо для компенсации хода подвески.

Внешний ШРУС монтируется на противоположном конце полуоси, рядом с колесом. Он способен работать под углом порядка 40°, обеспечивая поворот и вращение колеса. Понятно, что внешняя граната трудится в более напряженных условиях, а потому и выходит из строя несколько чаще, чем внутренняя. Способствует этому и летящая из-под колес грязь, внешнему ШРУСу ее достается явно больше, чем внутреннему.

Существует целый ряд конструктивных разновидностей шарниров равных угловых скоростей. Однако в наше время в легковом автотранспорте можно встретить в основном два типа ШРУСов — «Трипод» и шариковый шарнир Жеппы (Rzeppa). Первый не отличается большим рабочим углом, зато надежен и относительно дешев, а потому его обычно используют в качестве внутреннего шарнира. В нем применяются ролики, которые размещены на трехлучевой вилке и вращаются на игольчатых подшипниках.

У второго рабочий угол гораздо больше, поэтому логично, что его применяют как внешний ШРУС. Назван он в честь инженера-механика Альфреда Жеппы (распространено также неправильное произношение Рцеппа), выходца из Польши, работавшего в компании Форда. Именно он в 1926 году создал конструкцию шарнира равных угловых скоростей с шестью шариками, которые удерживаются в отверстиях сепаратора, размещенного между корпусом и внутренней обоймой. Перемещение шариков по канавкам на внутренней обойме и изнутри корпуса обеспечивает возможность изменения в больших пределах угла между осями ведущего и ведомого вала.

ШРУС Жеппы и его модернизированные разновидности («Бирфильд», «Лёбро», GKN и другие) до сих пор с успехом применяются в автомобильной промышленности.

Причины возникновения хруста в ШРУСе

Сами по себе шарниры равных угловых скоростей весьма надежны и вполне могут прослужить на протяжении пары сотен тысяч километров пробега, а то и дольше. Если, конечно, не допускать попадания в них грязи и воды, вовремя менять пыльники и смазку, ездить аккуратно и избегать плохих дорог.

И все же гранаты тоже рано или поздно выходят из строя. По тем или иным причинам в обойме или корпусе шарнира появляются выработки. Перекатывающиеся внутри шарики ударяются в них, издавая характерный глухой металлический стук. Тогда и говорят о «хрусте» ШРУСа.

Люфт и выработки возникают из-за естественного износа или в результате неправильной эксплуатации. Причин может быть несколько, но самая распространенная — поврежденный пыльник. Через разрывы защитного резинового чехла масло вылетает наружу, оставляя трущиеся элементы шарнира без смазки. Кроме того через трещины пыльника в ШРУС попадает влага, мусор, песок, которые действуют, как абразив, ускоряя износ гранаты. Состояние пыльников следует регулярно проверять — через каждые 5…6 тысяч километров пробега, и при малейших признаках повреждений менять, не задумываясь. Резиновый пыльник стоит гораздо дешевле, чем ШРУС.

Второй по распространенности фактор, приводящий к преждевременному износу гранат, — агрессивный стиль вождения. Особенно губительны для ШРУСов экстремальная езда по пересеченной местности и резкое начало движения в момент, когда колеса вывернуты.

Еще одна возможная причина — тюнинг двигателя с раскачкой мощности. Он может существенно увеличить нагрузку на трансмиссию. В результате ее элементы, включая ШРУСы, будут подвержены более быстрому износу.

Если граната стала стучать через короткое время после замены, возможно, вам попался бракованный экземпляр или подделка. Но нельзя исключить и ошибки при монтаже, способные вывести из строя новый качественный шарнир. Поэтому, если вы не очень уверены в своих силах, лучше доверьте замену ШРУСов специалистам.

Почему шарнир хрустит при низкой температуре

Смазка имеет особое значение в обеспечении длительной исправной работы ШРУСа. Ее состояние нужно контролировать и периодически менять. Но набивать в гранату первую попавшуюся под руку смазку нельзя. Категорически не допускается использование графитовой смазки. Для ШРУСов выпускается специальное масло, как правило, содержащее в виде добавки дисульфид молибдена. Оно обладает водоотталкивающими свойствами и способно смягчать ударные нагрузки. Вот его и следует применять. Для правильной замены смазки гранату нужно снять, разобрать и тщательно промыть.

Качество смазки не всегда оказывается на должном уровне. Некоторые сорта плохо переносят мороз и могут загустеть при низкой температуре. Тогда гранаты начинают хрустеть. Внутренние ШРУСы прогреваются довольно быстро и перестают стучать, а внешние могут продолжать издавать шум значительно дольше. В таких случаях лучше избегать резких поворотов и ускорений, пока хруст не прекратится. Вероятно, следует подобрать более качественную смазку, которая сможет обеспечить нормальную работу шарниров в морозную погоду.

Что будет, если игнорировать неисправность

Шарниры равных угловых скоростей не разваливаются в одночасье безо всяких предварительных симптомов. Внутренние дефекты и выработки появляются постепенно, а процесс разрушения детали проходит довольно долго. Поэтому некоторое время с хрустящими шарнирами можно ездить, но следует по-возможности избегать резких разгонов и поворотов на большой скорости. Важно также не упустить момент и не допустить, чтобы граната разрушилась. Не исключено, что при этом повреждения получат и другие детали трансмиссии. С развалившимся ШРУСом машина не сможет двигаться, и придется доставлять ее в гараж или на СТО при помощи буксира либо эвакуатора. В некоторых случаях заклинивший ШРУС способен привести к потере управления транспортным средством. Едва ли нужно разъяснять, какие последствия это может вызвать.

Поэтому, если застучало или захрустело в подвеске, не откладывайте в долгий ящик выяснение причин и определение виновника возникшей проблемы. Тем более что иногда хруст означает всего лишь недостаток смазки, а такая неисправность устраняется относительно просто и дешево.

Выявление конкретного неисправного шарнира

Поскольку в переднеприводном автомобиле имеется четыре ШРУСа, важно локализовать неисправность и определить, какая из гранат требует замены или, как минимум, смазки. Многие не знают, как это сделать, хотя во многих случаях всё оказывается не так уж сложно.

Прежде всего, конечно, следует сделать визуальный осмотр. Если пыльник поврежден, то ШРУС однозначно требует как минимум демонтажа, профилактики, смазки и замены защитного резинового чехла, а как максимум — замены. О повреждении пыльника косвенно будет свидетельствовать смазка, разбрызганная на соседних деталях.

Попробуйте рукой покрутить шарнир вокруг оси. Исправный ШРУС должен остаться неподвижным. Если имеется люфт, то шарнир однозначно подлежит замене. Однако надежнее будет определить наличие или отсутствие люфта, демонтировав полуось с гранатами и зажав ее в тисках.

Определение неисправного внешнего ШРУСа

Чем больше угол между ведущим и ведомым валом, тем большую нагрузку испытывает шарнир, особенно если при этом со стороны мотора он получает значительный вращающий момент. Отсюда и самый простой способ определения неисправного внешнего ШРУСа. Выверните руль максимально влево или вправо и резко начните движение. Если хруст появляется, когда колеса повернуты влево, значит, проблема в левой внешней гранате. Если стучать начинает, когда руль вывернут вправо, заниматься нужно правым внешним шарниром. Звук, как правило, слышен вполне отчетливо и может сопровождаться вибрацией на руле. Симптомы обычно достаточно выраженные и не вызывают сомнений. Если же звук слабый, особенно с правой стороны, то лучше попросить послушать помощника.

Определение неисправного внутреннего ШРУСа

Неисправный внутренний ШРУС зачастую не проявляет себя столь явным образом. Если дорожное покрытие ровное, проблемная внутренняя граната обычно начинает издавать звуки на высокой скорости или во время разгона, когда нагрузка на шарнир возрастает. Здесь также возможны вибрация и дерганье машины. На малой или средней скорости хруст внутреннего шарнира можно услышать во время езды по прямой на неровной дороге, особенно, когда колесо попадает в выбоину.

Можно подобрать подходящую выбоину, благо, выбор их на отечественных дорогах весьма широкий, и попробовать проехать ее сначала только левым колесом, потом — только правым. Если металлический хруст возникает в первом случае, значит, под подозрением оказывается левый внутренний ШРУС, если во втором — проверяйте правый. Только не переусердствуйте, иначе таким способом можно угробить исправную гранату.

И не забывайте, что похожие стуки во время езды по плохой дороге могут исходить и от деталей подвески.

Еще один метод, пригодный для обоих видов ШРУСа

Если под рукой имеется домкрат, можно провести проверку всех четырех шарниров и с большей точностью установить, который из них является источником проблемы. Процедура такова:

1. Установите руль в среднее положение.

2. Вывесите одно из передних колес.

3. Задействуйте ручник, рычаг переключения передач поставьте в нейтральную позицию и запустите мотор.

4. Выжав сцепление, включите 1-ю передачу и постепенно отпустите педаль сцепления. Вывешенное колесо начнет крутиться.

5. Дайте нагрузку на ШРУСы, плавно нажимая на тормоз. Проблемный внутренний шарнир даст о себе знать характерным хрустом. Если же обе внутренние гранаты исправны, то посторонних звуков не будет, а двигатель начнет глохнуть.

6. Теперь выверните руль максимально влево. Неисправный внутренний шарнир по-прежнему будет шуметь. Если левая внешняя граната имеет внутренние выработки, она тоже загремит. Соответственно, звук станет громче.

7. Аналогично проверьте правый внешний ШРУС, вывернув руль до упора вправо.

Окончив проверку, установите рукоятку КПП в нейтральное положение, остановите мотор и дождитесь, когда колесо прекратит вращаться. Теперь можно опускать машину на землю.

Решение проблемы

Выявив проблемный шарнир, нужно его демонтировать, разобрать, тщательно промыть и осмотреть. Если имеются выработки, повреждения, люфты, ШРУС следует заменить новым. Ремонтировать его нет смысла. Попытки отшлифовать рабочие поверхности, скорее всего будут пустой тратой времени и сил и не дадут долговременного эффекта.

Если деталь в порядке, ее после промывки следует набить специальной смазкой для ШРУСов и вернуть на место. Так же следует поступить и с новым шарниром. Как правило, для внутренней гранаты нужно примерно 100… 120 г смазки, для внешней — немного меньше. Смазку при сборке необходимо заложить и под пыльник, после чего надежно затянуть его хомутами с обеих сторон.

Так как ошибки при монтаже ШРУСов могут привести к их преждевременному выходу из строя, лучше первый раз проводить эту процедуру в присутствии более опытного автолюбителя, который по ходу дела объяснит все тонкости процесса.

При замене деталей, имеющих в машине симметричную пару, следует руководствоваться общим правилом — менять оба элемента одновременно. Это правило стоит применять и к ШРУСам, но с одним важным уточнением: никогда не извлекайте сразу обе полуоси, чтобы не допустить смещения шестерней дифференциала. Сначала проведите работу с одной полуосью и установите ее на место, лишь потом можно демонтировать при необходимости вторую.

Дешевые шарниры, выпускаемые под малоизвестными брендами, зачастую изготовлены из металла низкого качества и не слишком аккуратно собраны, попадаются и изначально бракованные детали. Такой продукции следует избегать. К выбору места покупки также следует подходить осмотрительно. В интернет-магазине Китаец вы можете приобрести необходимые запчасти для трансмиссии, подвески и других систем автомобилей китайского и европейского производства.

Определяем какой хрустит ШРУС (внутренний или наружный). Узнайте почему и как устранить хруст гранаты

Когда при повороте хрустит ШРУС (шарнир равных угловых скоростей), многие автолюбители не знают, как выполнить диагностику проблемного узла, и какие действия предпринимать в дальнейшем. Самое важное в данном случае — выяснить, какой ШРУС хрустит, ведь в переднеприводных автомобилях есть аж четыре “гранаты”, как в народе называют этот узел. Также важно понимать, именно ШРУС ли является источником неприятных звуков или другая деталь подвески автомобиля. Далее мы попытаемся систематизировать информацию и пролить свет на вопрос диагностики и ремонта шарнира равных угловых скоростей машины.

Виды и конструкция ШРУСов

Прежде чем мы перейдем непосредственно к описанию признаков и причин, указывающих на проблемы со ШРУСами, нужно выяснить, для чего они нужны и какие бывают. Так вам проще будет понять, как в дальнейшем проводить их диагностику и ремонт.

Виды и расположение ШРУСов

Задача любого шарнира равных угловых скоростей заключается в передаче крутящего момента между полуосями при условии, что они находятся под разными углами в разное время. ШРУСы используются в переднеприводных и полноприводных машинах, обеспечивая возможность поворота переднего колеса и его вращения под нагрузкой. Существует несколько видов шарниров, однако мы не будем подробно останавливаться на этом. Важно знать, что, в основном, их делят на внутренние и наружные.На любом переднеприводном автомобиле установлено всего четыре ШРУСа — два внутренних и два наружных, попарно на каждом переднем колесе. Задача внутреннего — передача крутящего момента от коробки передач на вал. Задача наружного — передача крутящего момента от внутреннего шарнира непосредственно на колесо.

Внутренний ШРУС состоит из внешнего корпуса (“стакана”) и вставленного в него трипода — набора игольчатых подшипников, работающих в трех плоскостях. Основной вал (со стороны “стакана”) вставляется в коробку передач, а в трипод вставляется другая полуось, на которую и передается крутящий момент. То есть, конструкция внутреннего ШРУСа несложная, и как правило, проблемы с ним возникают нечасто. Единственным обязательным условием нормальной работы шарнира (это касается и наружной “гранаты”) является наличие внутри него смазки и целостность пыльника. О выборе смазки вы можете почитать в отдельной статье.

Внутренний и наружный ШРУС в паре

Наружный ШРУС — более сложная и хрупкая конструкция. С одной стороны он соединяется с внутренним шарниром через полуось, а другой — непосредственно со ступицей посредством собственного вала со шлицами. В основе конструкции наружного шарнира лежит сепаратор с шариками. Он может вращаться в заданных конструкцией диапазонах углов. Именно шариковый механизм чаще всего бывает причиной того, почему хрустит ШРУС. На корпус наружной “гранаты” надевается пыльник, который надежно защищает внутренности от попадания в него пыли и грязи. От этого напрямую зависит нормальная работа устройства, и по статистике, именно порванный пыльник является первопричиной полного или частичного выхода этого механизма из строя.

Чтобы продлить срок эксплуатации наружного ШРУСа необходимо придерживаться двух несложных правил: регулярно проверять целостность пыльника и наличия достаточного количества смазки в нем, а также старайтесь не “газовать” при сильно вывернутых колесах, так как при этом шарнир испытывает максимальные нагрузки, что приводит к его чрезмерному износу.

Работа наружного ШРУСа

Помните, что любой шарнир равных угловых скоростей испытывает тем большие нагрузки, чем под большим углом работают две его полуоси. Если они находятся параллельно друг другу, то нагрузка на узел минимальна, соответственно, при максимальном угле будет максимальной и нагрузка. Именно благодаря этому свойству можно определить неисправный шарнир, о чем мы и поговорим далее.

Как определить хрустящий ШРУС

Выяснить, какая “граната” хрустит, достаточно просто. Первым делом, необходимо понимать, что характерный хруст или поскрипывание на поворотах издает наружный ШРУС. Внутренний шарнир может издавать постукивание на прямой дороге. Алгоритмов диагностики коснемся чуть ниже.

Хруст наружного ШРУСа обычно возникает, когда водитель поворачивает с полностью или сильно вывернутыми колесами (в свою сторону). Особенно это хорошо слышно, если в это время еще и “поддать газу”. В этот момент шарнир испытывает максимальные или приближенные к этому нагрузки и в случае, если он неисправен, то и возникают упомянутые звуки. Внешне это может проявляться тем, что будет чувствоваться “отдача” в руль при поворотах.

Что касается внутренних ШРУСов, то их поломку диагностировать сложнее. Обычно из них исходит аналогичный звук при движении по неровной дороге, причем чем в более глубокие ямы попадает колесо — тем большие нагрузки испытывает шарнир, соответственно, он сильнее хрустит. В некоторых случаях неисправность внутреннего ШРУСа диагностируется по вибрации и “подергивании” машины при ускорении и на высокой скорости (около 100 км/ч и более). Даже при движении по прямой и ровной дороге (симптомы напоминают ситуацию, когда не отбалансированы колеса).

Далее перейдем к ответу на вопрос как определить какой ШРУС хрустит, внутренний или наружный. Существует несколько алгоритмов проверки. Начнем с наружных шарниров.

Определение хруста от наружного ШРУСа

Конструкция наружного ШРУС

Необходимо выбрать ровную площадку, на которой можно было бы поездить на машине. Выверните колеса в одну из сторон до упора и резко троньтесь. Этим вы обеспечите большую нагрузку шарниру, и если он неисправен, то вы услышите знакомый звук. Кстати, слушать его можно самостоятельно (при открытых окнах) или с помощником, чтобы он находился во время движения машины возле колеса. Второй случай особенно хорош для диагностики правых ШРУСов, поскольку звук оттуда доходит до водителя хуже. Впрочем, подобные процедуры можно проводить и на дороге или в “полевых условиях”, чтобы не заморачиваться и не искать дополнительное место для тестов.

При повороте машины влево будет хрустеть правый наружный ШРУС, а при повороте вправолевый. Это обусловлено тем, что в этот момент соответствующие шарниры являются самыми нагруженными, поскольку на них переносится большая часть массы машины при условии создания значительного крутящего момента. А чем больше нагрузка — тем громче звук. Однако в редких случаях бывает и наоборот. Поэтому желательно слушать, с какой стороны исходит шум, снаружи машины,

Как хрустит внутренний ШРУС

Конструкция внутреннего ШРУС

Внутренние шарниры диагностируются иначе. Чтобы определить какой ШРУС неисправен, левый или правый, нужно найти прямую дорогу со значительными выбоинами и проехаться по ней. Если шарнир поломан — он “застучит”.

Опишем еще один интересный метод определения как хрустит внутренний ШРУС, заключающийся в том, чтобы не вывешивать колеса, а значительно утяжелить заднюю часть машины (насадить много людей, загрузить багажник), то есть, сделать так, чтобы перед машины поднялся, а ось внутреннего ШРУСа как можно больше изогнулась. Если в таком положении вы услышите хруст в движении, то это является одним из признаков неисправности упомянутого узла.

При стандартной эксплуатации машины не рекомендуется постоянно ездить с высоко поднятым передом машины, то есть, не загружайте сильно заднюю часть автомобиля. Следите за пружинами амортизатора, проставками.

Универсальный метод диагностики

Диагностика неисправности внутреннего ШРУСа

Представляем вам алгоритм другого, универсального, варианта, как узнать какая “граната” хрустит. Действовать нужно в следующей последовательности:

  • Поставить колеса машины ровно.
  • Вывесить одно из передних колес с помощью домкрата.
  • Поставить машину на ручной тормоз и нейтральную передачу.
  • Запустить двигатель, выжать сцепление, включить первую передачу и медленно отпустить сцепление, то есть “тронуться” (в результате вывешенное колесо начнет вращаться).
  • Медленно нажимать на педаль тормоза, создавая естественную нагрузку шарниру. Если неисправна одна из внутренних “гранат”, то в это время вы услышите знакомые стуки с левой или правой стороны. Если же внутренние ШРУСы в порядке, то машина начнет попросту глохнуть.
  • Вывернуть руль до упора влево. Медленно нажать на педаль тормоза. Если неисправна внутренняя “граната” — она продолжит свой стук. Если неисправен еще и внешний левый ШРУС, то добавится звук и от него.
  • Вывернуть руль до упора вправо. Провести аналогичные процедуры. Если возникнет стук при выкрученном руле вправо — значит, неисправен правый внешний шарнир.
  • Не забудьте установить нейтральную передачу, заглушить двигатель и дождаться полной остановки колеса до того, как опустите его на землю.

При вывешивании колес и диагностике ШРУСов соблюдайте правила безопасности, в частности, не забывайте поставить машину на ручной тормоз, а лучше воспользуйтесь противооткатным упором.

Почему начинает хрустеть ШРУС

Шарниры равных угловых скоростей, как внутренние, так и наружные — достаточно надежные механизмы, и при должном уходе срок их эксплуатации исчисляется годами. В некоторых случаях он сравним даже со сроком эксплуатации всего автомобиля. Однако это обстоятельство напрямую зависит от ухода и условий эксплуатации ШРУСов.

Одна из причин, почему шарниры выходят из строя раньше положеного срока — агрессивный стиль вождения и/или плохое дорожное покрытие, по которым ездит машина. Как указывалось выше, ШРУСы испытывают максимальную нагрузку при крутых поворотах и большом крутящем моменте со стороны двигателя (проще говоря, когда водитель входит в поворот “с газом”). Что касается плохих дорог, то они способны повредить не только подвеску машины, но и ШРУС, поскольку тут создается аналогичная ситуация. Например, водитель придает ускорение машине через ШРУС, а в это время колесо значительно колеблется в вертикальной плоскости. Соответственно, при таких условиях шарнир также испытывает повышенную нагрузку.

Порванный пыльник ШРУС и смазка, разбрызганная из него

Вторая причина, почему начинает хрустеть ШРУС — повреждение его пыльника. Особенно это актуально для наружного ШРУСа, поскольку он находится в непосредственной близости к колесу, соответственно, на его корпус попадает значительное количество пыли и грязи. Под пыльником находится смазка, которая при попадании в нее влаги и грязи сразу же превращается в абразивный состав, который начинается разрушать поверхности внутренних узлов шарнира. Этого ни в коем случае нельзя допускать. Нужно регулярно проверять состояние пыльника на смотровой яме, а также наличие смазки в нем. Также проверяйте нет ли смазки на колесных дисках и близко расположенных к нему деталях, ведь зачастую при порванном пыльнике она попросту забрызгивается на упомянутые поверхности.

Третья причина, из-за чего хрустит “граната” при повороте — это естественный износ ее внутренних узлов при нормальных условиях эксплуатации. Особенно это актуально для дешевых китайских или отечественных ШРУСов. Если механизм сделан из “сырого” или некачественного металла, то срок эксплуатации такого узла будет непродолжительным. В наружном шарнире в месте соприкосновения шариков и обоймы постепенно начинает появляться выработка. Вследствие этого, перекатывание обозначенных шариков происходит очень свободно, по канавкам, имеющим больший диаметр, чем сами шарики. Такое перекатывание и воспринимается человеческим ухом как своеобразный хруст.

Выявление люфта на ШРУСе

Дополнительным признаком частичного выхода ШРУСа из строя является появление люфта на валу или полуоси. Обнаружить его достаточно легко, загнав на машину на смотровую яму и подергав рукой соотвующие детали.

Последствия хруста ШРУСа

Можно ли ездить при хрусте ШРУСа? Все зависит от степени его изношенности. На начальной стадии поломки ездить можно, однако нежелательно, поскольку эксплуатация узла ведет к еще большим повреждениям. Поэтому чем раньше вы попытаетесь отремонтировать шарнир, тем, во-первых, это вам дешевле обойдется (возможно все обойдется заменой смазки), а во-вторых, вы не будете подвергать риску жизнь и здоровье ваше и ваших пассажиров, находящихся в автомобиле.

Итак, последствиями того что хрустит ШРУС, может быть:

  • Заклинивание. То есть, ШРУС перестанет вращаться. Особенно это опасно на скорости, поскольку вы рискуете потерять контроль над машиной, что может быть смертельно опасно. Можно попытаться расклинить шарнир, однако лучшим решением будет его замена.
  • Разлом обоймы. Если говорить конкретно об наружной гранате, то когда идет дело к клину, обойма попросту ломается, разлетаются шарики, а далее последствия не предсказуемы.
  • Разрыв вала или полуоси. В этом случае коробка передач будет крутить лишь обозначенные детали, однако по понятным причинам момент не будет передаваться на ведущее колесо. Это самый крайний случай, и дальнейшее движение машины возможно лишь на буксире или эвакуаторе. Естественно, что единственным верным решением в данном случае будет лишь замена ШРУСа. И вам повезет, если придется менять только непосредственно шарнир. Ведь существует риск, что в процессе этой аварии будут повреждены находящиеся рядом другие детали.

В самом худшем случае ШРУС может заклинить или оборвать, что приведет к аварийной ситуации на дороге. Когда такое произойдет на скорости — это чревато серьезными последствиями! Поэтому, если вы услышали, что на вашем автомобиле хрустит “граната” с любой стороны — как можно быстрее проведите диагностику (самостоятельно или на СТО) и выполните ремонт или замену шарнира.

Как отремонтировать ШРУС

Повреждение внутренних деталей шарнира чаще всего ведет к полной замене механизма. Однако это случается лишь при значительном износе. В большинстве же случаев рекомендуется просто заменить смазку ШРУСа и пыльник. Этого бывает достаточно для того, чтобы избавиться от надоедливого звука, и облегчить деталям их взаимодействие.

Поэтому в случае появления стучащих или щелкающих звуков на одном из четырех ШРУСов (будем считать, что вы уже выяснили, на каком именно) необходимо выполнить следующие действия:

Новый внутренний ШРУС

  • Загнать машину на смотровую яму с тем, чтобы проверить целостность пыльников и наличия брызгов смазки из-под них на близко расположенных поверхностях.
  • Если на пыльнике или других деталях видны следы смазки, необходимо демонтировать ШРУС. Далее разобрать его, снять пыльник, промыть внутренние детали и поверхности, поменять смазку и пыльник.
  • Если же в процессе ревизии вы найдете значительные люфты и/или повреждения рабочих поверхностей деталей, то можно попытаться отшлифовать их. Однако, как показывает практика, эта процедура малоэффективна, поскольку значительную выработку вы не устраните ничем. Поэтому лучшей рекомендацией будет полная замена ШРУСа.

Замену смазки и пыльника можно провести самостоятельно, так как процедура несложная. Главное, при разборке не забыть промыть все внутренние детали и поверхности бензином, растворителем или другой чистящей жидкостью. И лишь потом закладывать новую смазку. Однако если вы делаете демонтаж и замену смазки впервые, то лучше, чтобы с вами был более опытный автовладелец или мастер. Или чтобы процедуру выполнил он, и показал вам ее алгоритм. В дальнейшем вы без труда справитесь с подобной работой.

Примите за правило следующее утверждение — при замене в автомобиле любых парных узлов необходимо проводить замену в одночасье обоих механизмов. Кроме этого, покупать рекомендуется также одинаковые шарниры для замены (одного производителя и марки).

Заключение

Шарниры равных угловых скоростей — надежные и долговечные механизмы. Однако в процессе эксплуатации необходимо постоянно следить за их состоянием с тем, чтобы вовремя определить, какой ШРУС хрустит или издает другие неприятные звуки. Ведь это указывает на неисправности в его работе. Поломка шарнира на начальном этапе не является критичной. С хрустом можно проехать не одну сотню и даже тысячу километров. Однако следует помнить, что чем раньше вы произведете ремонт или замену ШРУСа, тем дешевле вам это обойдется. Кроме этого, не забывайте о безопасности. Не доводите состояние шарнира до критического, поскольку это грозит вам возникновением серьезной аварийной ситуации, особенно на большой скорости. Надеемся, что приведенная выше информация помогла вам разобраться что же делать при хрусте ШРУСа и точно определить какой из них неисправен.

Как выбрать гранат

Перейти к содержимому

By

Кэти Диллон

Кэти Диллон

Кэти Диллон

Кэти Диллон

Последнее обновление:

Гранаты полны антиоксидантов, но извлечение арилов (семян) может быть болезненным. Прежде чем вы доберетесь до этого момента, вам нужно знать, как выбрать лучший гранат в корзине продуктового магазина.

У меня есть полезные советы по выбору и открытию гранатов, чтобы вы могли наслаждаться лучшими фруктами с наименьшим количеством беспорядка.


Как выбрать гранат

Гранат можно выбрать на основе визуальных и тактильных сигналов. Ищите тот, который имеет лучший красный цвет. Затем убедитесь, что он круглый и глянцевый, но с гребнями. Вам не нужен гранат со слишком плоской или зазубренной стороной, что является признаком того, что семена в этой части испортились. Убедитесь, что это самый тяжелый из тех, которые соответствуют критериям цвета и формы. Тяжелый = сочный.

Ты умеешь собирать гранат?

Советы по выбору граната включают:

  • Крупный гранат обычно имеет более сочные семена (ариллы). Выберите большой.
  • В более тяжелом гранате больше сока. Сравните одинаковые размеры и выберите более тяжелый.
  • Посмотрите на кожу. Сухая кожица сигнализирует о том, что фрукт высыхает. Кожа должна быть кожистой на вид, но блестящей и не сухой.
  • Убедитесь в отсутствии дефектов, поскольку внешнее повреждение может свидетельствовать о внутреннем повреждении.
  • Цвет должен быть темно-красным. Как правило, со светлой кожей они не такие вкусные.
  • Посмотрите на форму. Они никогда не будут идеально круглыми, но любые плоские пятна могут сигнализировать о том, что плод в определенной внутренней оболочке высох.

Теперь, когда вы выбрали идеальный плод, что вы с ним делаете?

Если у вас есть нож, вы, конечно, можете вырезать семена. Тем не менее, описанный ниже метод гарантирует, что большинство арилов останутся нетронутыми, и сведет к минимуму риск попадания красного сока на одежду.


Как открыть гранат

Открытие граната более трудоемко, чем другие фрукты, но его польза для здоровья оправдывает усилия. Легко добраться до ценных семян, выполнив эти простые шаги.

Я считаю, что это самый простой способ.

  1. Посмотрите на внешний вид граната, и вы увидите несколько выступов.
  2. Надрежьте кожуру граната на шестые части или четверти по краям.
  3. Начинайте открывать фрукт.
  4. Поместите его в глубокую миску с водой, как только почувствуете, что может произойти беспорядок.
  5. Вскройте гранат под водой, чтобы освободить арилы (семенные мешочки) с помощью пальцев. Ариллы опустятся на дно чаши, а мембрана всплывет наверх.
  6. Просейте мембрану. Не оставляйте гранат слишком долго замачиваться, иначе мембрана упадет на дно.

Если вы случайно пролили сок на одежду, когда открывали или ели гранат. Лечите это немедленно. Вот несколько советов, как избавиться от пятен от граната.

Если вы предпочитаете использовать различные приспособления для открытия гранатов, это вам поможет.

Как партнер Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках.


Как хранить гранат

Целый свежий неохлажденный гранат хранится около недели, а охлажденный — несколько месяцев.

После того, как вы достанете семена, они не продержатся в холодильнике более пяти дней или около того. Храните их в герметичном контейнере или в пакете на молнии.

Их тоже можно заморозить. Убедитесь, что семена полностью высохли, прежде чем помещать их в морозильную камеру, чтобы убедиться, что они не слиплись.

Семена граната в круглой миске на деревенском фоне старого дерева, снято прямо сверху.

ЛУЧШИЙ способ купить билеты в аттракционы и тематические парки — это мой сайт со скидкой.

СЭКОНОМЬТЕ СЕЙЧАС С БИЛЕТАМИ СО СКИДКОЙ

Получите более выгодное предложение

Подпишитесь прямо сейчас, чтобы получать мои лучшие советы по Сан-Диего, тематическим паркам и роскошным отелям, а также мысли о наших недавних путешествиях — доставляются прямо в ваш почтовый ящик абсолютно бесплатно.

Электронная почта*

Просмотреть политику конфиденциальностиЯ принимаю Политику конфиденциальности La Jolla Mom*

Прокрутить вверх

Информационный центр для дома и сада

Спелый плод граната.
Karen Russ, ©2009 HGIC, Clemson Extension

Гранаты ( Punica granatum ) были популярными фруктами на протяжении всей истории человечества, и в настоящее время их популярность резко возросла из-за пользы для здоровья, связанной с их соком. Широко выращиваемые из-за съедобных плодов, они одинаково ценны как декоративные растения. Хотя их точное происхождение неизвестно, считается, что гранаты произрастают от Ближнего Востока до Гималаев. Первые растения, вероятно, были завезены на юго-восток Соединенных Штатов первыми испанскими поселенцами в их колонию в Сент-Огастине, Флорида.

Гранаты имеют долгую историю употребления в Южной Каролине. Растения часто встречаются вокруг старых домов и плантаций, особенно в Мидлендсе и Прибрежной равнине. Они хорошо растут и цветут в большинстве SC, но, как правило, плохо плодоносят в нашем влажном климате по сравнению с теплыми засушливыми регионами, где они особенно хорошо приспособлены.

Описание

Этот листопадный (редко вечнозеленый) кустарник или маленькое деревце обычно вырастает от 12 до 20 футов в высоту и почти такой же ширины. Гранаты обильно плодоносят от основания, и если их регулярно не удалять, растения быстро становятся густыми с множеством стеблей. Стебли, как правило, тонкие и колючие, с красновато-коричневой корой, которая с возрастом становится серой. Листья могут быть очередными, супротивными или мутовчатыми на стебле и иметь длину от 1 до 3 дюймов и ширину от ⅓ до ¾ дюймов. Листья глянцевые, темно-зеленые, несколько кожистые; осенью они желтеют и могут оставаться на растении до начала зимы.

Привычка роста граната.
Karen Russ, ©2009 HGIC, Clemson Extension

Скорость роста

Растения граната растут умеренными темпами. Они будут спорадически цвести в первый год после посадки в ландшафт и могут давать от одного до двух плодов. Чаще всего они начинают хорошо плодоносить через три года после посадки. Хотя они считаются долгоживущими растениями (некоторым в Европе более 200 лет), их жизнеспособность снижается примерно через 15 лет.

Ландшафтное использование

Помимо характеристик плодоношения, гранаты ценятся за очень привлекательные цветы, которые появляются в течение длительного периода с конца мая до осени. Цветы расположены на концах ветвей от одного до пяти цветков в соцветии. Цветки имеют ширину от 1 до 2 дюймов, с пятью-семью лепестками, похожими на крепированную бумагу, выходящими из толстой мясистой чашечки, имеющей форму вазы или урны. Цвет цветков варьируется от ярко-красного до оранжевого, желтого, белого или пестрого в зависимости от сорта. Растения могут быть одноцветковыми или махровыми с махровыми цветками, напоминающими цветки гвоздики. Как правило, сорта с махровым цветком дают мало плодов, если вообще дают. Цветы граната привлекательны для колибри.

Цветок граната.
Cory Tanner, ©2009, Clemson Extension

Осенью растения могут поражать воображение в те годы, когда климатические условия позволяют хорошо завязывать плоды. Плоды в форме шара обычно имеют диаметр от 2 до 3 (но могут быть и до 5) дюймов, созревают от зеленого до нескольких различных оттенков красного, в зависимости от сорта, и напоминают рождественские украшения. Плоды обычно созревают ранней осенью (август-октябрь). Гранатовые растения хорошо подходят для бордюра и создают отличный фон для небольших кустарников и многолетников. Эти кустарники эффективны в группах и создают хорошие экраны. Компактные формы хорошо работают в больших контейнерах.

Выращивание

Растения граната легко выращивать, и после посадки они требуют минимального ухода. Они лучше всего себя чувствуют при посадке на полном солнце, но спорадически цветут и плодоносят в полутени. Они адаптируются к большинству почв SC, предпочитают почву с pH от 5,5 до 7,0 и требуют хорошего дренажа почвы. Растения граната терпимы к умеренно солоноватой воде, что делает их хорошими кандидатами для прибрежных ландшафтов. Как и большинству кустарников, им нужен слой органической мульчи толщиной от 2 до 3 дюймов. После укоренения они довольно устойчивы к засухе и требуют минимального удобрения, если производство фруктов нежелательно.

Если желательно плодоношение, орошение для равномерного увлажнения почвы уменьшит опадение плодов и предотвратит их растрескивание. Кроме того, удобрение растений в марте и июле 1 фунтом 10-10-10 на каждые три фута высоты растения поможет в плодоношении.

Большинство сортов граната морозостойки в зонах 8–10 USDA и без особых проблем выживают к югу и востоку от Сандхиллз. В Пьемонте и северной части штата (зона 7b Министерства сельского хозяйства США) они обычно переживают зиму, но могут быть повреждены или уничтожены до основания при температуре ниже 10 F. После таких событий они обычно энергично прорастают из кроны. Посадка в защищенном месте может предотвратить переохлаждение. В последнее время сорта «русской серии» показали большую холодостойкость (до зоны 6 USDA), хорошую продуктивность и отличный вкус. Это должно быть учтено в СК.

Цветок граната на новом росте; поэтому обрезку следует проводить до того, как весной начнется новый рост. Потребности в обрезке минимальны, если не считать периодического удаления отростков и мертвой древесины. Плоды образуются на коротких шпорах на 2–3-летних стеблях. Легкая ежегодная обрезка будет стимулировать развитие новых плодоносящих побегов, но избегайте сильной обрезки, которая снизит плодоношение.

Плоды

Плоды граната представляют собой ягоды, наполненные сотнями семян, цвет которых варьируется от белого до темно-красного в зависимости от сорта. Мясистое, сочное покрытие, окружающее каждое семя, часто называемое кожурой, является съедобной частью. Большинство сортов имеют твердые семена в кожуре, но некоторые из них имеют мягкие семена и считаются съедобными, потому что семена не хрустят и не выплевываются. К сожалению, сорта с мягкими семенами, как правило, менее морозостойки.

Размножение

Гранаты можно размножать семенами, но они не станут сортом. Черенки как лиственных, так и хвойных пород легко укореняются, но для черенков хвойных пород требуется опрыскивание, чтобы предотвратить высыхание. Чтобы укоренить черенки лиственных пород, возьмите черенки диаметром карандаша длиной от 8 до 10 дюймов зимой от прироста предыдущего сезона. Обработайте корневым гормоном, содержащим IBA, и поместите половину их длины в хорошо дренированную беспочвенную смесь. Укоренившиеся черенки можно пересаживать на следующий год.

Проблемы

Растения граната относительно безотказны, если обеспечены надлежащие условия. Пятнистости листьев и плодов распространены в СК из-за нашей высокой влажности, но не требуют лечения. Олени иногда просматривают листву. Самая распространенная проблема с гранатами — неспособность завязывать плоды. Недостаточное количество солнечного света и отсутствие опыления — две наиболее распространенные причины того, что гранаты не завязывают плоды. Посадите два или более куста граната, так как перекрестное опыление увеличивает завязываемость плодов.

Сорта и сорта

Существует множество сортов граната, но садовникам Южного Кавказа, особенно в северной части штата, следует искать наиболее устойчивые к холоду сорта. Список ниже содержит некоторые из наиболее часто доступных, которые хорошо работают в SC.

Стандартные сорта (высотой более 6 футов)

  • «Амброзия» дает очень крупные сладкие плоды. Требуется защита выше зоны 8.
  • Angel Red® — это сорт с мягкими семенами и большим количеством сока. Требуется защита выше зоны 8.
  • «Чудесный» — самый распространенный сорт и стандарт, по которому оценивают другие сорта. У него красные цветы, за которыми следуют очень большие красные плоды, которые созревают в сентябре. От восьми до 12 футов высотой в зрелости.
  • ‘Pleniflora’ имеет красные, махровые цветки. Никаких фруктов.
  • ‘Early Wonderful’ похож на ‘Wonderful’, но созревает примерно на две недели раньше.
  • ‘Eversweet’ – это сорт с мягкими семенами, светло-красными кожурками и прозрачным соком.
  • ‘Flavescens’ имеет желтые цветки.
  • ‘Granada’ имеет более темно-красные, менее терпкие плоды, чем ‘Wonderful’, и созревает на месяц раньше.
  • «Восьмерка» имеет почти черные плоды. Вырастает примерно до 8 футов в высоту.
  • ‘Utah Sweet’ – сорт с мягкими семенами, светло-розовыми семенами и прозрачным соком. Оранжевые цветы. Вынослив к зоне 7 с защитой.

Компактные сорта (менее 6 футов высотой)

  • ‘State Fair’ вырастает примерно до 5 футов в высоту и дает много карликовых плодов (менее 2 дюймов в диаметре). Этот сорт очень холодостойкий и обильно цветет.
Back to top