Как рассчитывается стоимость бензина в россии: Из чего складывается цена на бензин и почему растут цены

Красноярский край: сколько стоит литр топлива

  • Ежедневный расчет

    Расчет цен происходит на основании совершенных транзакций на более чем 17 000 АЗС (более 2 млн. транзакций ежемесячно)

  • Расчёт по средней величине

    Цены на бензин АИ-95, АИ-92 и дизельное топливо рассчитываются по нескольким АЗС в каждом регионе. За стоимость бензина принимается средняя величина

  • Точность данных

    Расчёт цены топлива производится по всем основным видам топлива в отдельности (включая стоимость дизельного топлива), что повышает точность данных

Индексы цен

Регион

Красноярский край

Период

неделя

АИ-92

Сейчас45,9₽

1 год назад44,86₽

+1,04₽ (2,32%)

АИ-95

Сейчас49,4₽

1 год назад47,95₽

+1,45₽ (3,03%)

Дизельное топливо

Сейчас61,5₽

1 год назад56,07₽

+5,43₽ (9,69%)

Здесь вы можете познакомиться с динамикой цен в Красноярский край за прошедший период – неделю, месяц, год или 3 года. Если вам интересно посмотреть динамику по АИ-92, АИ-95 или Дизельное топливо, вам нужно перейти по ссылке.

Индекс розничных цен на топливо «Петрол Плюс»

Индекс «Петрол Плюс» — отражает средние розничные цены на топливо и бензин АИ-92 и АИ-95 в разрезе регионов России по состоянию на каждый день. 

Цены на бензин – это важный показатель, влияющий на общую картину состояния экономики, кроме того цены на топливо важны как для простых автовладельцев, так и для предприятий.

Для расчёта индекса используются фактические данные о розничных ценах на топливо, получаемые на основании совершённых транзакций на более чем 18 000 АЗС в России. Благодаря самой большой сети приёма топливных карт и уникальным технологиям компания «Передовые Платежные Решения» даёт всем участникам топливного рынка – и простым автолюбителям, и компаниям с автопарком — наиболее актуальную и достоверную информацию о розничных ценах на бензин и дизельное топливо на заправках страны.

Методика расчёта цен разработана совместно с Российской Экономической Школой (РЭШ). Средняя стоимость топлива рассчитывается на основе анализа и статистической обработки больших массивов данных, ежедневно поступающих на сервера компании со всех уголков России.

Почему индексу «Петрол Плюс» доверяют?

  • Расчет цен происходит на основании совершенных транзакций на более чем 18 000 АЗС (более 2 млн. транзакций ежемесячно).
  • Цены на бензин АИ-95, АИ-92 и дизельное топливо рассчитываются по нескольким АЗС в каждом регионе. За стоимость бензина принимается средняя величина.
  • Расчёт цены топлива производится по всем основным видам топлива в отдельности (включая стоимость дизельного топлива), что повышает точность данных.
  • Средние цены на топливо и бензин на АЗС рассчитывается ежедневно в 22:00 МСК предыдущего дня, что гарантирует актуальность.
  • Методика расчета разработана совместно с РЭШ (Российской экономической школой).

Теперь, какой бы вопрос, не возник у посетителей вашего сайта, например: стоимость 95 топлива, стоимость литра бензина или цена на ГСМ они смогут быстро получить ответ, используя простой и понятный интерфейс. Выбор настроек даёт возможность получить информацию на самые специфические запросы, например: стоимость литра дизельного топлива в республике Марий Эл.

ждать ли снижения после запрета поставок в Прибалтику и Финляндию

С 6 февраля Литва, Латвия, Эстония и Финляндия вводят запрет на ввоз российских нефтепродуктов. Касается это в том числе бензина в канистрах. С 5 февраля вступили в силу эмбарго и потолок цен на нефтепродукты из России, которые ввели страны G7 и ЕС. Потолок цен оказался на уровне 100 долларов за баррель по светлым нефтепродуктам и 45 — за баррель по тёмным.

— Событие это было ожидаемо, но его эффект плохо просчитывается. Таким образом, в ближайшие недели рынок будет внимательно следить за статистикой поставок. По предварительным прогнозам, введённые ограничения могут спровоцировать логистические сложности на мировом топливном рынке, сокращение нефтепереработки в России, а также увеличение экспорта российской сырой нефти. Если посмотреть на нефтяные котировки, то видно, что участники торгов не ждут, что объём предложения на мировом топливном рынке заметно сократится, рассказал эксперт по фондовому рынку инвестиционной компании «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов.

Он напомнил, что аналогичные ограничения уже были введены в отношении сырой нефти 5 декабря, которые почти не повлияли на объёмы морского экспорта нефти. При этом привели к существенному расширению дисконта в цене Urals. Сейчас он достигает 30–35 долларов за баррель.

Фото © Shutterstock

— В связи с вступлением в силу европейского эмбарго на нефтепродукты из РФ и установлением потолка цен на эти товары со стороны США (одновременно с 5 февраля) для отечественных НПЗ наступает период пересмотра логистики. До конца первого квартала будут исполняться ранее заключённые контракты (по ним изменений не будет, не произойдёт пересмотра стоимости). А по тем контрактам, которые заключаются с сегодняшнего дня, стоит ожидать новой стоимости в связи с ростом логистических затрат. Так как направить мазут или авиакеросин в ЕС — это одни транспортные расходы, в Китай или Индию — другие, — объяснил руководитель аналитического департамента международной финансовой компании AMarkets Артём Деев.

По его словам, вероятнее всего, в ближайшее время сильных изменений на топливном рынке РФ не произойдёт. Последствия в виде снижения маржи из-за санкций предприятия будут испытывать позже, весной. Тогда уже по новым контрактам будут продаваться нефтепродукты в страны Азии или Латинской Америки.

Изменятся условия приёма на работу: Кому будут платить больше, а кому сократят зарплату

— Снижение прибыли, которое могут ощутить НПЗ, способно привести к росту цен в рознице в России. Но оно будет наверняка не слишком большим — в рамках инфляции. Дело в том, что на конечной стоимости продукции больше сказывается не объём производства. У нас в стране будет расти потребление, нефтепереработка становится более широкой, растёт перечень продукции, так что спрос на не проданный в Европу мазут в РФ будет, — добавил Артём Деев.

По его словам, большее значение в конечной стоимости бензина и дизеля имеют налоги. Сейчас в одном литре бензина доля налогов и акцизов составляет 70%, а стоимость сырья (нефти) и переработки — всего по 10%. Остальное — прибыль компаний и розницы.

— Запрет на «канистровый ввоз» российского бензина в страны Балтии и Финляндии — следствие введения потолка цен Евросоюзом в отношении нефтепродуктов из России в прошедшие выходные. То есть теперь Эстония, Финляндия и другие европейские страны, граничащие с Россией, опасаясь нарушить новое европейское законодательство, ограничили к ввозу российское топливо, которое было куплено сверх полного бака транспортного средства в нашей стране, — прокомментировал аналитик компании TeleTrade Алексей Фёдоров.

По его оценке, последствия введения потолка цен на российские нефтепродукты должны привести к падению внутренних оптовых цен. Собственно, именно это в январе 2023 года мы и наблюдали, когда биржевые котировки на бензин в России просели на 10–15%, а на зимнее дизельное топливо — на 25–30%.

Фото © Shutterstock

Тем не менее преждевременно рассчитывать на то, что январский спад оптовых цен на бензин и дизель непременно приведёт к заметному снижению и розничных. При более сильном падении биржевых котировок на топливо весной 2022 года цены на АЗС долгое время оставались неизменными, а потом немного подросли.

Хозяева начали переписывать ценники на аренду жилья: Что подорожает, а что подешевеет

В этом году есть целый ряд дополнительных факторов, которые будут не только сдерживать снижение розничных цен на топливо, но и подталкивать их к росту. Здесь и повышение акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 января 2023 года в среднем на 4%, и увеличение НДПИ. Оно будет усиливать желание российских нефтяников к повышению цен на АЗС из-за необходимости выплат в пользу государства в рамках демпферного механизма.

— Так что до весеннего всплеска спроса на топливо, то есть до марта, средние цены на рынке России будут склонны либо удерживаться вблизи текущих значений (51,60 рубля за литр АИ-95, 46,90 рубля за литр АИ-92 и 58,20 — за литр дизельного топлива), либо символически снижаться, — подытожил Алексей Фёдоров.

Нина Важдаева

  • Статьи
  • азс
  • биржи
  • Личные финансы
  • Экономика

Комментариев: 0

Для комментирования авторизуйтесь!

Группа по анализу энергии и климата

Информация на этой странице верна по состоянию на:

Скачать отчет

Download PDF — 134.26 KB

Великобритания потратила около 60–70 млрд фунтов стерлингов на покупку газа на оптовых рынках за 12 месяцев с 24 го февраля 2022 г., , добавив около 50–60 млрд фунтов стерлингов дополнительных расходов к Экономика Великобритании по сравнению с состоянием до газового кризиса и пандемии.

февраль 2023 г.

Контекст

Вторжение России в Украину вызвало беспрецедентные потрясения на международных газовых рынках, а ограничения поставок, санкции и саботаж привели к рекордным оптовым ценам и значительной волатильности.

В марте и августе цены достигли рекордных уровней, которые по крайней мере в десять раз превышали типичные цены в докризисные годы. Только к концу прошлого года оптовые цены начали падать, но все еще примерно в три раза превышают исторический уровень.

Комплексное ценообразование

Высокие оптовые цены отражаются на розничных счетах за газ, оплачиваемых потребителями, но точная взаимосвязь сложна. Для каждого «дня поставки», когда потребители будут использовать газ, их поставщик использует «стратегию хеджирования» для создания портфеля газа с течением времени, по сути, пытаясь сбалансировать риски, связанные с незнанием того, станет ли газ дешевле или дороже по мере доставки. приближается день.

Первоначально во время газового кризиса многие розничные цены отставали от роста оптовых цен, потому что портфели поставщиков по-прежнему в основном состояли из газа, приобретаемого по более низким ценам до кризиса. Но по мере развития кризиса оптовые продажи по высоким ценам составляли все большую долю портфелей поставщиков, что приводило к росту розничных цен.

Точно так же текущее падение оптовых цен не будет отражаться в розничных ценах в течение некоторого времени. Действительно, розничные цены еще не достигли своего пика в 2023 году. И ни оптовые, ни розничные цены на газ вряд ли вернутся к докризисным уровням в течение этого десятилетия, если вообще когда-либо вернутся.

Подсчет стоимости

Стоимость газового кризиса оценивалась по-разному, включая его центральную роль в счетах за электроэнергию и инфляции, а также стоимость схем государственной поддержки, чтобы помочь потребителям справиться с последствиями.

Что, возможно, менее ясно, так это базовая стоимость газа, то есть, сколько Великобритания потратила на оптовую закупку газа, в отличие от умножающихся разрушительных последствий этого газа для счетов за электроэнергию и всей экономики. Аналитики могут получить доступ к данным об объемах торговли и ценах для построения картины, но они не могут знать конфиденциальные детали долгосрочных двусторонних контрактов. Но мы можем оценить общие затраты, используя некоторые разумные предположения.

Бытовые расходы

Стоимость газа для домохозяйств можно оценить, используя данные модели ценового предела Ofgem. При этом используется «стратегия хеджирования номинального поставщика» для оценки общей стоимости поставки единицы газа в дом (с учетом предварительных сделок и цен на сутки вперед). Глядя на четыре года с 2016 по 2019 год, непосредственно перед тем, как тенденции были нарушены во время пандемии, и до того, как цены выросли во время газового кризиса, предполагаемая оптовая цена Ofgem составляла в среднем чуть более 16 фунтов стерлингов за МВтч. Таким образом, домохозяйство, использующее в среднем 12 МВтч газа в год, платило бы около 200 фунтов стерлингов в год за оптовый газ. Хотя в то время для большинства домохозяйств не существовало предела цен, диапазон тарифов был небольшим по сравнению с последствиями газового кризиса, поэтому историческое значение предела цен является полезным эталоном.

Перенеситесь к газовому кризису, и модель ценового предела оценивает общий рост оптовых цен в течение 2022 года и достижение 114 фунтов стерлингов за МВтч в первом квартале 2023 года. возмещать свои затраты. Ofgem ввела «бэквордацию», чтобы позволить поставщикам задним числом возместить эти дополнительные затраты.

Общая цена на оптовый газ за год, прошедший с момента вторжения, может быть рассчитана путем расчета оптовых затрат и бэквордации за период с 1 квартала 2022 года по 1 квартал 2023 года, а затем их взвешивания в соответствии с ежеквартальным спросом, включая только год с 24 февраля 2022 года. Это дает значение 83 фунта стерлингов за МВтч, что более чем в пять раз превышает средний показатель за 2016–2019 годы..

Увеличение масштаба означает, что среднее домохозяйство, использующее газ, потратило 1000 фунтов стерлингов на оптовую продажу газа за последние 12 месяцев, что на 800 фунтов стерлингов больше, чем в обычный год. А если увеличить его до 300 ТВт-ч газа, обычно используемого в год в домах Великобритании, общая стоимость составит 25 миллиардов фунтов стерлингов за последние 12 месяцев после вторжения. Это на 20 миллиардов фунтов стерлингов больше, чем обычное значение в 5 миллиардов фунтов стерлингов до пандемии и газового кризиса.

Небытовые, промышленные и электрические генераторы

Стоимость оптового газа для других потребителей не столь однозначна. Существует множество типов тарифов для небытовых потребителей (предприятий, благотворительных организаций и государственного сектора), промышленности и производителей электроэнергии.

Первоначальная оценка оптовых затрат на газ может быть сделана исходя из того, что эти потребители платят домохозяйствам аналогичную сумму. Обычно это не так, потому что более крупные клиенты могут добиться экономии за счет эффекта масштаба, хотя многие из старых правил были нарушены во время газового кризиса. Кроме того, одним из часто используемых показателей общих затрат на газ является цена на сутки вперед, которая в среднем составляла около 78 фунтов стерлингов за МВтч за последние 12 месяцев, что находится в пределах 6% от значения, полученного методом ценового предела.

Таким образом, если предположить, что 575 ТВт-ч спроса на газ были куплены по одинаковой общей цене 83 фунта стерлингов за МВтч, общая стоимость за последние 12 месяцев составила бы 47 миллиардов фунтов стерлингов. Или, используя среднюю цену на сутки вперед, общая сумма составляет 45 миллиардов фунтов стерлингов.

Более детальную оценку можно сделать, изучив затраты до пандемии и их эволюцию во время газового кризиса. Наиболее полезным источником является публикация квартальных цен на энергоносители BEIS. В них указаны расценки на единицу розничной торговли, основанные на опросах около 600 клиентов, охватывающих небытовое, промышленное производство и производство электроэнергии, и данные в настоящее время доступны до конца третьего квартала 2022 года. Эти данные можно сравнить с данными домохозяйств (см. методологию). ), показывая, что другие сектора обычно платят более низкие цены, чем домохозяйства.

Однако процентная разница между ценами на газ в секторах сократилась во время газового кризиса. Метод предполагает, что не бытовые потребители раньше платили 60-70% от цены домохозяйств, но во время газового кризиса эта цифра составляла около 80%. Для промышленных потребителей значение раньше составляло 50-60%, но в кризис оно составило около 70%. А для производителей электроэнергии значение раньше составляло около 35-55%, но во время кризиса было около 90% (что подтверждает мнение некоторых аналитиков о том, что энергетический сектор был особенно подвержен краткосрочным сделкам с газом).

Использование этих оценок вместе с предполагаемым годовым спросом в каждом секторе дает общую стоимость в размере 35–40 млрд фунтов стерлингов за последние 12 месяцев по сравнению с примерно 5 млрд фунтов стерлингов в обычный год, т. е. дополнительные расходы в размере 30–35 млрд фунтов стерлингов. . (Диапазон отражает неопределенность в связи с необходимостью экстраполяции на последнюю часть года, по которой данные еще не опубликованы.) 60–70 миллиардов фунтов стерлингов за последние 12 месяцев после вторжения России в Украину. Эти расходы были по крайней мере в шесть раз выше, чем примерно 10 миллиардов фунтов стерлингов за обычный год до пандемии. Таким образом, всего за один год газовый кризис увеличил оптовую стоимость газа на 50–60 млрд фунтов стерлингов.

Поскольку чистый импорт составляет около 55% спроса на газ в Великобритании, стоимость газа влияет на торговый баланс страны. При ценах до пандемии газ вносил более 5 миллиардов фунтов стерлингов в год в торговый дефицит Великобритании. Основываясь на результатах этого анализа, это негативное влияние стоимости газа увеличилось примерно на 30 миллиардов фунтов стерлингов, в результате чего общее влияние за последние 12 месяцев достигло 35 миллиардов фунтов стерлингов.

Этот платежный баланс ниже, чем мог бы быть, если бы Великобритания не инвестировала средства в меры по сокращению спроса на газ. В настоящее время возобновляемые источники энергии ежегодно производят примерно столько же энергии, сколько и газовые электростанции (каждая производит около 40% нашей общей выработки электроэнергии).

Таким образом, без возобновляемых источников энергии Великобритания могла бы полагаться на газовые электростанции, работающие чаще, потенциально используя в два раза больше газа для выработки электроэнергии, чем мы в настоящее время, что соответствует дополнительным 32% спроса на газ и добавляет 58%. к нашему импорту газа. Таким образом, если бы возобновляемые источники энергии не заменили выработку электроэнергии на газу, платежный баланс Великобритании мог бы иметь дополнительный дефицит в размере около 20 миллиардов фунтов стерлингов за последние 12 месяцев, что в сумме составит 55 миллиардов фунтов стерлингов.

Методология

При анализе расходов домохозяйств используется «скидка на оптовую стоимость газа» из Приложения 2 к модели предельной цены Ofgem. Эта надбавка измеряется в фунтах стерлингов/МВтч в Национальной точке баланса (NBP), т. е. она дает стоимость газа при его закачке в систему передачи и не включает дополнительные 10%, которые добавляются к надбавке. для учета других затрат, которые масштабируются с оптовой ценой (например, потери и балансировка).

Этот резерв рассчитывается Ofgem на основе «стратегии хеджирования номинального поставщика». По мере развития кризиса и перехода большинства домохозяйств к ценовому потолку выжившие поставщики, как правило, следовали номинальной стратегии хеджирования Ofgem, чтобы свести к минимуму свою подверженность рискам оптовых цен. Таким образом, модель ценового предела Ofgem становится все более точным показателем оптовых затрат на газ и электроэнергию для домохозяйств — почти «самосбывающимся пророчеством». Хотя в 2016–2019 годах для большинства домохозяйств не было предела цен., диапазон цен был небольшим по сравнению с последствиями газового кризиса, поэтому это полезная иллюстрация общих затрат в то время.

Уровни потребности в газе взяты из DUKES 4.1 (BEIS, 2022). Исторические средние значения по каждому сектору взяты с 2016 по 2019 год, то есть до пандемии и до газового кризиса. Квартальные данные о спросе из этого источника используются для взвешивания цен для получения годовых значений.

BEIS публикует оценки общих затрат на энергию для различных секторов экономики конечных пользователей (DUKES 1.1.6). Однако эти данные касаются розничных затрат и, таким образом, включают в себя постоянные платежи и другие расходы, помимо оптовых затрат на газ; и он не включает стоимость газа для производителей электроэнергии, которая вместо этого включена в стоимость электроэнергии для конечных пользователей. В настоящее время эти данные доступны до конца 2021 года.

Квартальные данные BEIS о ценах на энергию можно сравнивать с данными домохозяйств, но не напрямую. Данные BEIS представляют собой розничные расценки за единицу, которые исключают постоянную плату, но

Включают больше, чем просто оптовую цену на газ. Чтобы провести сравнение, для расчета розничной цены для домашних хозяйств использовались данные предельных цен для домашних хозяйств, а затем розничные цены выражались в процентах от розничных цен для домашних хозяйств. Тенденции наблюдались до конца третьего квартала 2022 года, а затем экстраполировались на эту зиму для получения общих значений за последние 12 месяцев.

В расчетах платежного баланса используются данные из DUKES 4.1 (BEIS, 2022) для спроса и импорта газа и из DUKES 5.6.2 (BEIS, 2022) для производства электроэнергии. Обратите внимание, что УНС оценивает другое значение платежного баланса, используя цены на газ на сутки вперед, и УНС отмечает, что они не включают долгосрочные сделки.

На что рассчитывает Кремль в газовой войне с Европой?

В стратегических расчетах России зависимость Европы от российского газа означает, что европейским правительствам придется либо столкнуться с серьезным экономическим и политическим кризисом у себя дома этой зимой, либо объявить перемирие в своей конфронтации с Москвой, уступив некоторым политическим требованиям Кремля в отношении Украины, и снятие санкций.

Когда 21 июля «Газпром» объявил о завершении регламентных работ на газопроводе «Северный поток-1», Европа вздохнула с облегчением. Но всего пять дней спустя российский газовый гигант сделал предостережение: теперь трубопровод будет работать всего на 20 процентов от своей мощности, до 33 миллионов кубометров в сутки. Цена на природный газ взлетела выше 2000 долларов за 1000 кубометров на фоне новостей.

Наиболее правдоподобное объяснение недавних действий Газпрома и заявлений высокопоставленных российских чиновников заключается в том, что мы наблюдаем не просто череду технических и юридических проблем, а организованную Москвой попытку сократить поставки российского газа в Европу. как часть более широкого геоэкономического противостояния между Москвой и Западом. Работа европейских газовых рынков дает некоторое представление о том, что движет стратегией Кремля в этом противостоянии.

«Газпром» начал постепенно сокращать поставки газа в Европу еще в мае, заявляя о сочетании технических сбоев, нормативных требований, политических обстоятельств и других не зависящих от него причин — с исчезающей степенью правдоподобности отрицания. К концу июня из пяти возможных маршрутов экспорта российского газа в Европу использовались только три: «Северный поток — 1»; газопровод Уренгой-Помары-Ужгород через Украину; и «Турецкий поток», проходящий по дну Черного моря.

Трубопровод Ямал-Европа через Польшу, который в прошлом использовался для восполнения объемов газа, когда «Северный поток — 1» находился на регулярном летнем ремонте, был санкционирован правительством России 10 мая, а Киев объявил о военном форс-мажор на трубопроводе Союз через территорию Украины. Этот фон объясняет, почему недавнее снижение объемов, перекачиваемых по «Северному потоку-1», в котором «Газпром» обвиняет отсутствие документов от Siemens, которая отвечала за обслуживание одной из турбин трубопровода в Канаде, оказало такое сильное влияние на рынки.

Летом, когда потребление газа вдвое меньше зимнего пика, Европа может обойтись без российского газа, заменив его СПГ. Это требует перекупки азиатских покупателей грузов СПГ и делает газ дорогим для Европы, нанося ущерб экономикам, которые уже балансируют на грани рецессии и борются с растущей инфляцией, но это почти приемлемо.

Зимой, однако, даже при заполненных хранилищах и работе всех европейских терминалов СПГ на полную мощность, Европе по-прежнему потребуется немного российского газа, чтобы поддерживать свет, тепло в домах и работу промышленности. В случае похолодания потребность в поставках газа с востока может, по подсчетам автора, превысить 350 млн кубометров в сутки.

Это связано с тем, что европейская газораспределительная сеть была построена для подачи газа от границы с Россией к центрам потребления в Центральной и Западной Европе. В последние годы Европа приобрела несколько терминалов СПГ — в основном все еще на западе континента — а также некоторые мощности трубопроводов, идущих на восток, а хранилища газа в Центральной Европе традиционно служили дополнительным механизмом реагирования.

Тем не менее, пропускная способность терминалов и резервуаров для хранения СПГ ограничена, а узкие места препятствуют крупным поставкам газа в восточном направлении, поскольку большая часть мощностей СПГ в Европе сосредоточена в районах с плохим подключением к сети трубопроводов. Например, 0,2 миллиарда кубометров в день (млрд. м3/сутки) пропускной способности СПГ находится в Испании, в то время как пропускная способность трубопровода из Испании во Францию ​​составляет всего 0,02 млрд м3/сутки.

Соответственно, количество газа в хранилище играет решающую роль. Если хранилище меньше, чем заполнено, газа просто не хватит на зиму, даже когда спрос не будет на пике. Эта ситуация поставит на карту базовое благополучие простых европейцев и потребует от правительств жестких и непопулярных решений, таких как нормирование энергии и блокировка промышленности.

В российских стратегических расчетах это означает, что европейские правительства должны либо столкнуться с серьезным экономическим и политическим кризисом дома, либо объявить перемирие в своей конфронтации с Москвой, уступив некоторым политическим требованиям Кремля в отношении Украины и отменив санкции. Но эта стратегия сработает только в том случае, если объемы хранения газа в ЕС будут минимальными. Вот почему для России сейчас так важно удерживать заполняемость на как можно более низком уровне.

Так зачем восстанавливать потоки газа по «Северному потоку-1» даже в значительно сниженных объемах, а не полностью отключать поставки газа? Во-первых, это юридические соображения. Делать вид, что «Газпром» делает все, что в его силах, может помочь в будущих спорах (вероятно, будет немало исков, поданных контрагентами «Газпрома», которым не хватает поставок). Конечно, в радикальном сценарии российское правительство могло бы решить эту проблему, введя запрет на продажу газа «недружественным странам», что дало бы возможность «Газпрому» объявить форс-мажор.

Еще есть экономические соображения. Контракты Газпрома в настоящее время в основном привязаны к центральным и индексным ценам, поэтому сейчас российская компания фактически получает непредвиденную прибыль, несмотря на низкие объемы продаж. Пока объемы поставок недостаточны для того, чтобы позволить Европе предотвратить зимний кризис, Москва может подлить масла в огонь, вынуждая европейцев платить непомерные сборы вдобавок к назревающему газовому кризису.

Для Кремля также есть пропагандистская ценность в сохранении поставок газа в Европу. Прямо сейчас Россия говорит, что газовые проблемы Европы навязаны ей самой. Это послание адресовано широкой европейской общественности, которая уже ощущает на себе давление роста цен на газ, а также страх перед нехваткой газа.

Поддержание газоснабжения также следует старой кремлевской стратегии «разделяй и властвуй», когда речь идет о Европе. Дружественная России Венгрия, например, скорее всего, сохранит поставки газа (и по очень выгодным ценам) до последнего момента, и ее пример будет трубить перед борющимися гражданами других европейских стран: если не российской пропагандой, то своими популистскими политиками.

Наконец, российская сторона нуждается в расчетливом применении боли и взвешенном развертывании арсенала экономической войны. Полное отключение газа — самое сильное оружие в распоряжении Кремля, и оно, вероятно, более ценно как угроза — по крайней мере, на данный момент. Поворот вентилей сейчас оставит мало других значимых вариантов для дальнейшей эскалации, что поставит Россию в невыгодное положение в затянувшемся конфликте.

Некоторым наблюдателям может показаться удивительным, что Россия хотела бы вооружить и в конечном итоге пожертвовать 50-летней торговлей газом с Европой, которая приносила стабильный поток доходов России и некоторым ключевым членам ближайшего окружения президента Владимира Путина. Ведь пока не будет построен газопровод «Сила Сибири-2» в Китай, на что уйдет несколько лет, у России нет другого способа монетизировать этот газ.

Но важно понимать, что с точки зрения России, ЕС ведет нечестную игру с начала 2010-х годов, когда вступил в силу Третий энергетический пакет и европейские энергетические компании стали требовать изменения долгосрочных контрактов и брать Газпром в арбитраж по этим требованиям.

Back to top