Как замерить ток утечки мультиметром в автомобиле: Как проверить авто мультиметром, проверка мультиметром утечки тока, высоковольтных проводов, аккумулятора, генератора, датчиков

Содержание

Как проверить авто мультиметром, проверка мультиметром утечки тока, высоковольтных проводов, аккумулятора, генератора, датчиков

В этот раз расскажем, как и зачем перед покупкой нужно проверить авто мультиметром. Методами можно пользоваться прямо при встрече с продавцом и осмотре автомобиля. Чтобы дело шло быстрее, потренируйтесь накануне на машине друга или знакомого. 

Прежде всего, мультиметр нужен затем,  чтобы вовремя заметить утечку тока на машине. Из-за нее двигатель может работать неровно, выбросы станут более пахучими. Проводка может замкнуть, что выведет из строя магнитолу, электронный блок управления и другие приборы. Или железный конь просто не заведется.

Содержание

  • Как проверить утечку тока на б/у автомобиле мультиметром
  • Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром
  • Датчик ABS
  • Датчик коленвала
  • Кислородный датчик
  • Датчик детонации
  • Датчик скорости
  • Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром
  • Как проверить мультиметром генератор на машине
  • Вместо послесловия

Как проверить утечку тока на б/у автомобиле мультиметром

Проверка включает в себя:

    • Заглушите мотор, выньте ключ. Закройте двери, но откройте стекла — аккумулятор будет работать непостоянно, машина может закрыться на центральный замок.
    • Убедитесь, что дополнительная подсветка, магнитола отключены.
    • Снимите «минусовую» клемму с АКБ.
    • Положите один щуп между «минусовой» клеммой и отрицательным выводом аккумулятора — прибор покажет значение тока утечки. 

Нормальный показатель — 15-70 мА. Если цифры больше и вы с продавцом располагаете временем, попробуйте найти причину. Для этого также подключите мультиметр , после чего начните один за другим вынимать реле и предохранители.

Показания пришли в норму — вы нашли причину утечки тока. Возможно, дальше потребуется ремонт или замена детали,  а то и всей проводки. Можете уверенно просить у продавца авто скидку или совсем отказаться от покупки.

Причин утечки может быть несколько. К ней могут быть причастны:

  • аккумулятор;
  • датчики;
  • высоковольтные провода;
  • генератор.  

Каждый элемент можно проверить с помощью мультиметра.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Проверка аккумулятора автомобиля мультиметром включает в себя подключение сразу двух щупов. Мотор перед измерением также заглушите.

Красный щуп прислоните к «плюсовой» клемме, черный — к «минусовой». Если перепутаете — не страшно, прибор покажет актуальные цифры, просто со знаком минус.

Смотрите на экран прибора. Нормальный заряд аккумулятора колеблется в районе от 12,6 до 12,9 вольт.

Работу АКБ можно проверить также с запущенным мотором. При такой проверке аккумулятора автомобиля мультиметром вы также узнаете, как аккумулятор работает в паре с генератором, а также исправен ли регулятор напряжения.

Нормальные цифры при работающем двигателе — 13-14 вольт. Если мультиметр показывает меньше — аккумулятор нужно зарядить, или есть утечка тока.

Помните: мультиметр покажет заряд АКБ, но не расскажет о его работе исчерпывающе. Для этого существуют другие устройства. Например, нагрузочная вилка.

Как проверить датчики автомобиля мультиметром

Причиной «смерти» аккумулятора, скачков напряжения, ненужных значений на панели приборов могут быть различные датчики в машине. По опыту автомобилистов, чаще всего вызывают проблемы  5 видов датчиков:

  • коленвала;
  • скорости;
  • детонации;
  • ABS;
  • кислородный датчик. 

Понять, где они располагаются, вы можете из инструкции к машине, на сайтах автолюбителей, различных форумах.

Для проверки датчиков автомобиля мультиметром вам понадобится также информация о показателях напряжения в норме именно для вашего авто. Ее также можно найти в инструкции или в интернете.

Датчик ABS

Его проверяют по двум параметрам: напряжению и сопротивлению.

Чтобы начать измерение, выберите на мультиметре соответствующий режим. Если вы хотите узнать показатель сопротивления, для большинства норма – 1,2-1,8 кОм. Подключите прибор к датчику и начните замеры. При этом пошатайте провода, идущие к элементу. Если цифры на экране меняются и становятся выше или ниже нормы – с датчиком проблемы.

С измерением напряжения чуть сложнее – сделать это можно только с помощью домкрата или в автосервисе на стенде. Нужно раскрутить колесо автомобиля до 40-50 оборотов в минуту и следить за показаниями мультиметра. На любой машине он должен выдать 2 вольта.  

Датчик коленвала

Важный элемент — без него машина вообще не запустится, или ехать на ней вы не сможете. Если визуально он кажется исправным,  возьмитесь за мультиметр. Подключите прибор к датчику и измерьте сопротивление. Норма, как правило, от 550 до 750 Ом. Но обязательно проверьте, актуальны ли эти цифры для автомобиля, который вы смотрите.  

Кислородный датчик

Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.

Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.

Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом. 

Датчик детонации

Определяет ударную волну при сгорании топлива. Показатели сопротивления у него на каждой машине индивидуальные – ищите информацию в разных источниках.

С напряжением чуть проще. Сначала снимите датчик. Щуп с плюсом подключите к сигнальному проводу, «минусовой» — к массе, ближе к крепежному болту. Дальше самое интересное – ударьте датчиком о стену, стул или стол. Только так мультиметр зафиксирует показатель напряжения. Норма на большинстве авто – от 30 до 40 милливольт.

Датчик скорости

Перед замерами обязательно осмотрите элемент. Возможно, он просто окислился или оплавился.

После подключайте мультиметр и измеряйте. Порядок действий тот же, что с датчиком детонации.

Единственное – ударять им обо что-либо не нужно. Можно просто повращать или потрясти. Если мультиметр вообще не покажет напряжения – датчик неисправен.

Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром

Если вы ощущаете потерю мощности авто, видите повышенный расход топлива, машину трясет, а холостые обороты плавают — пора проверить высоковольтные провода. Точнее — измерить в них сопротивление. Запоминайте порядок действий:

  • отсоедините провода от машины или отключите один провод с двух сторон;
  • включите прибор в режим омметра и прислоните щупы к обеим сторонам провода. 

Нормальный показатель сопротивления 6-10 кОм. Если прибор показывает меньше, вплоть до нуля, не пугайтесь. На цифры мультиметра влияет множество факторов, например:

  • качество изоляции проводов;
  • длина;
  • наличие микроповреждений;
  • тип проводов.  

Если показатели вашей машины выходят за пределы нормы, лучше обратитесь в автосервис, где сопротивление измерят профессиональными и более точными приборами.

Как проверить мультиметром генератор на машине

Проверка генератора происходит аналогично замерам показателей других элементов авто, из-за которых происходит утечка тока.

  • Традиционно выключаете зажигание, вынимаете ключ, выключаете магнитолу и прочее.
  • Подключаете мультиметр к аккумулятору.
  • Замеряете напряжение. Полностью заряженная батарея выдаст от 12,5 до 12,9 вольт.
  • После этого заводите двигатель, включаете подогрев стекол, сидений, «печку», ближний свет.

И снова измеряете напряжение. Норма — 13-14 вольт. Максимум — 14,8 вольт. В этих случаях генератор работает, как часы. Если мультиметр показывает цифры меньше, генератор не заряжает батарею.  Значит, готовьтесь выложить приличную сумму за замену или ремонт агрегата.

Вместо послесловия

При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины — спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.

С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» — промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.

После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне,  участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны! 

Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи». «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.

Если с историей и технической частью все будет в порядке и вы решитесь на покупку, перед заключением договора купли-продажи проверьте владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром: инструкции

Проверка утечки тока мультиметром в автомобиле — это процедура, которую важно выполнять не только для машин с большим сроком эксплуатации. Водитель каждого авто может столкнуться с ситуацией, когда АКБ вроде бы заряжена, но однажды движок не может заработать из-за того, что она всё-таки села. Одна из причин — как раз утечка тока. Конечно, чаще всего она наблюдается у подержанных машин, потому что наши дорожные условия далеки от идеала, в результате чего слой изоляции проводков перетирается, гнёзда подключения окисляются. С помощью мультиметра вы сможете определить цепь потребления и тот элемент, который даже в нерабочем состоянии садит автомобильный аккумулятор. Сделать это не трудно, тем более что мы расскажем вам всё о том, как найти утечку тока в автомобиле мультиметром.

Contents

  • 1 Всякая ли утечка — плохо?
  • 2 Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром: проверяем аккумулятор
    • 2.1 Измеряем общий ток
      • 2.1.1 Как померить ток утечки мультиметром в автомобиле
    • 2.2 Поэтапно отключаем потребители
  • 3 А что дальше?
    • 3.1 Вопрос — ответ

Всякая ли утечка — плохо?

Утечкой тока называется незапланированный ток, протекающий в электроцепи. Идеальные значения утечки – нулевые, но это не значит, что любая цифра выше 0 — плохо.

Современные автомобили «напичканы» самыми разными приборами: сигнализация, часы, память ЭБУ (электронного блока управления) и многое другое подключено к сети и потребляет электрическую энергию, причем не время от времени, а постоянно. Например, когда авто не работает, начинают функционировать охранные системы. Значит, какая-то утрата электроэнергии, то есть утечка тока, приемлема, главное, чтобы значения не были выше нормы.

Такую норму можно представить как постоянную величину, то есть её можно высчитать, просуммировав потребление каждого элемента в бортовой сети. Представим, что охранная система берет максимум 20 мА, часы 1мА и т.д. Суммарная цифра может доходить до 80 мА (0,08А), но всё зависит от определённого авто.

Например, в легковых машинах к нормальной можно отнести утечку тока максимум в 40мА, если функционирует лишь штатная электроника. При установке дополнительных устройств допустимое значение увеличивается до 80. Сюда как раз относятся колонки, нештатная сигнализация и т. п.

После прочтения этой статьи вы сможете самостоятельно понять, как обстоят дела с вашим автомобилем.

Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром: проверяем аккумулятор

Всё, что нужно иметь под рукой: исправный измерительный прибор и гаечный ключ. Тестер должен проверять токи, величина которых минимум 3-5А. Большая часть современных цифровых мультиметров измеряет постоянные токи до 10А, аналоговые до 3А.

Пользоваться мультиметром легко, но советуем прочитать инструкцию по применению к вашей модели, потому что обозначения и другие моменты могут отличаться.

Измеряем общий ток

Зажигание должно быть отключено. Перед поиском утечки сделайте всё так, как если бы ставили машину на стоянку:

  1. Выключите потребители: кондиционер, лампочки и т.п.
  2. Отключите зажигание.
  3. Активируйте систему охраны при её наличии.
  4. Хорошо закройте все двери, но оставьте открытым АКБ. Советуем оставить опущенным одно стекло, если вдруг из-за тестирования батареи случайно сработают замки на дверях.
Как померить ток утечки мультиметром в автомобиле
  1. Настроить мультиметр: выбрать функцию проверки постоянного тока и наибольший предел измерений. Например, если на вашем тестере есть 10А, скорее всего, это будет максимум, его и выбирайте.
  2. Отсоединить от аккумуляторной батареи клемму со знаком “-”.
  3. Подключить плюсовой щуп тестера к снятой клемме.
  4. Минусовой щуп (черный) присоединить к минусовой клемме аккумулятора. Получится, как на фото:

Если вы увидели цифру со знаком минус, значит, у вас неправильная полярность, но само значение реальное. Можете просто поменять провода местами.

После подключения смотрим на экран и наблюдаем за цифрами.

Не подключайте тестеры к “-” и “+” на аккумуляторе, иначе получится короткое замыкание. Для машины ничего страшного, а вот мультиметр перестанет работать из-за сгоревшего предохранителя.

Чтобы не держать наконечники тестера своими руками, используйте фиксаторы “крокодил”.

Помните, что, после подключения измерительного прибора включать бортовое оборудование не стоит: ток, который потребляется им, может быть выше максимального диапазона измерения мультиметра, из-за такой нагрузки он сгорит.

Можно проверять и снимать плюсовую клемму автомобильного аккумулятора. Для измерений разницы нет. Но, если осуществлять проверку через положительную клемму и в ходе измерений она соскочит и коснётся корпуса, будет очень нехорошо!

Предположим, на дисплее мультиметра мы увидели цифру 0,44А. Переводим в миллиамперы и получаем 440 мА. Это значение сильно превышает норму, что плохо для АКБ, которая быстро разрядится в случае простоя машины.

Но замер тока утечки мультиметром ещё не завершён. Ничего не снимая, не переключая, нужно подождать минут 5-10. Это связано с тем, что не все узлы автомобильного интеллектуального оборудования снижают потребление энергии сразу после отключения зажигания. Если прошло около десяти минут, но утечка тока осталась прежней, проблема точно есть, необходимо искать причину.

Полезное видео о том, как измерить мультиметром ток утечки в автомобиле:

Поэтапно отключаем потребители

Теперь настало время узнать, как замерить утечку тока в автомобиле мультиметром, чтобы найти опасный потребитель или убедиться, что точно всё в порядке?

Процесс по сути тот же. Режим и диапазон измерений на мультиметре прежние, ничего менять не нужно! Подключение осуществляется таким же способом, но теперь источник потребления нужно исключить из цепи бортовой сети. То есть нештатное оборудование по очереди отключается, при этом нужно смотреть на показание тестера: вынимаете с блока питания все плавкие вставки, если при снятии какого-то предохранителя цифра на дисплее мультиметра опустилась до нормы, значит, вы обнаружили утечку. Теперь остаётся устранить её, для этого внимательно проверьте каждый участок цепи: проводки, клеммы и т.п.

Если вы сняли все предохранители, а значения тестера не поменялось, придётся проверять всю систему проводки: изоляцию, контакты и т.п. Протестируйте генератор и дополнительные потребители: охранные, музыкальные системы и т.п. Часто именно они вызывают утечку.

Главное, не забывайте, что мерить нужно при заглушенном движке!

Важное видео о том, как проверить ток в автомобиле мультиметром и не только:

Рекомендуем начать искать утечку с нештатных приборов. Объясняется это тем, что для него часто нет штатных мест в машине, в результате чего самоделкины прикручивают приборы в подходящие по их мнению места. И это имеет право на существование, ведь хозяин-барин. Но порой некоторые действия вызывают проблемы, в частности, утечку тока.

А что дальше?

Если с нештатным оборудованием всё в порядке, и оно не вызывает утечки, нужно отключать приборы, которые установил производитель. Делать это важно аккуратно. Впрочем, всегда можно отдать своё авто на диагностику специалистам. Упрощает процесс предохранительная колодка, которая по обыкновению имеется в каждом автомобиле. Несмотря на разницу колодок в разных моделях машин их суть работы одинакова: каждый предохранитель отвечает за определённые приборы. Подробности есть в электросхеме вашего автомобиля.

Надеемся, наша статья о том, как мультиметром проверить на утечку тока аккумулятор, была вам полезна. В блоге есть много полезных статей о том, как проверять тестером напряжение и другие параметры в разных приборах.

Желаем безопасных и точных измерений!

Вопрос — ответ

Вопрос: Как найти утечку тока в автомобиле цифровым мультиметром?

Имя: Даниил

Ответ: Для этого можно сначала измерить общий ток, а затем, при выявлении утечки, выполнить поэтапное отключение потребителя для выявления проблемного источника. На мультиметре выбирается функция амперметра и максимальный предел измерения, обычно это 10А.

 

Вопрос: Как проверить утечку аккумулятора обычным мультиметром прямо на автомобиле?

Имя: Артём

Ответ: После подготовки, в которую включается отключение зажигания, нужно настроить мультиметр: выбрать функцию проверки постоянного тока и наибольший предел измерений. После этого важно правильно подключить провода тестера к АКБ.

 

Вопрос: Как поэтапно замерить утечку тока в автомобиле мультиметром?

Имя: Камиль

Ответ: Подключение осуществляется таким же способом, как при измерении общего тока, но теперь источник потребления нужно исключить из цепи бортовой сети. То есть нештатное оборудование по очереди отключается, при этом нужно смотреть на показания тестера.

 

Вопрос: Как быстро измерить ток утечки в автомобиле мультиметром?

Имя: Егор

Ответ: Для точных результатов вам понадобится около 10 минут. После подключения мультиметра к АКБ нужно выждать 5-10 минут. Это связано с тем, что не все узлы автомобильного интеллектуального оборудования снижают потребление энергии сразу после отключения зажигания.

 

Вопрос: Как правильно померить ток утечки мультиметром?

Имя: Матвей

Ответ: Вот что нужно сделать перед использованием мультиметра: выключить потребители (кондиционер, лампочки и т.п.), отключить зажигание, активировать систему охраны при её наличии, хорошо закрыть двери. Советуем оставить опущенным одно стекло, если вдруг из-за тестирования батареи случайно сработают замки на дверях.

 

⚡ Утечка тока в автомобиле

Ток утечки в автомобиле нормальный и повышенный. Во втором варианте возникают неприятные проблемы с аккумулятором и запуском двигателя после простоя. Очередная запредельная утечка иногда становится причиной возгорания автомобиля. А это опасно и дорого. Потери тока, если они слишком велики, надо уметь определять по косвенным признакам, правильно измерять их мультиметром. Также полезно знать, как найти причину повышенного расхода и по возможности устранить ее без мастерской. Об этом пойдет речь в статье.

Что такое утечка тока в автомобиле


Чтобы суть утечки тока в автомобиле была понятна всем без исключения, начнем с основных понятий. Для этого возьмем простейшую электрическую схему, состоящую из аккумулятора, выключателя и какого-нибудь потребителя. Подключаем потребитель к аккумулятору, чтобы его можно было включать и выключать по желанию.

Теперь, если мы замкнем нашу электрическую цепь выключателем, через нее потечет ток. Потребитель будет работать, а аккумулятор разрядится. Когда мы разомкнем цепь (переключателем), по ней не будет течь ток. По крайней мере, не должно. Потребитель не будет работать, а аккумулятор потеряет запасенную энергию.

В автомобилях в качестве выключателя могут выступать:

  • замок зажигания;
  • кнопка отключения массы;
  • электроника.

То есть переводом замка зажигания в крайнее положение перед стоянкой автомобиля мы разрываем электрическую цепь. Если в машине есть электроника, которая переходит в ждущий или спящий режим, то она тоже работает. Однако, несмотря на эти меры, ток в цепи все же течет. Почему?

Первые , устройства, которые переходят в ждущий или спящий режим, продолжают потреблять энергию. Во вторых , замок зажигания не является «главным» выключателем, то есть не все выключает. И только при отключении кнопки массы или снятии клеммы с аккумулятора машина полностью обесточивается.

Теперь пришло время разделить ток утечки на нормальный и повышенный. Не будем пока о цифрах. Мы доберемся до них. Так. Если энергия аккумулятора при стоянке автомобиля тратится на работу необходимых устройств, то это нормальная утечка тока. К таким потребителям относятся охранная сигнализация, «спящая» магнитола, записывающий видеомагнитофон и так далее.

Повышенная утечка тока обычно указывает на то, что заряд батареи расходуется впустую. Сюда входят, например, случайно включенные габаритные огни. Еще повышенный ток утечки возникает из-за неправильно подключенных внешних устройств, не уходящих в спящий режим при необходимости. В общем, это пустая трата энергии.

Подведем промежуточные итоги.

Разрядка транспортного средства – это любое потребление энергии аккумуляторной батареи во время стоянки транспортного средства. Так как это по сути электрический ток, то его потери измеряются в амперах. Размер утечки зависит от количества устройств, работающих во время парковки, и от мощности каждого из них.

Есть два вида тока утечки — полезный и вредный. Первый тип относится к потреблению энергии для выполнения желаемой работы. Например, для охраны автомобиля или записи происходящего вокруг. Вредная утечка — пустая трата энергии.

По большому счету, если энергия аккумулятора тратится на выполнение полезной работы, то называть это утечкой не совсем корректно. Но в случае с автомобилем все равно любое потребление тока при длительной остановке принято считать утечкой. Чтобы во всем этом разобраться, необходимо разобрать понятие скорости утечки тока.

Нормальный ток утечки в автомобиле


Нормальный ток утечки в автомобиле

Теперь немного разберемся, что такое ток утечки, и каково его значение в конкретных числах. Сложность этого пункта в том, что разные автомобили имеют разные показатели, и зависят от многих факторов. Однако все же есть на чем сосредоточиться. Но сначала кратко перечислим факторы, от которых зависит скорость утечки тока в автомате.

К ним относятся:

  1. Обилие штатной электроники.
  2. Наличие внешнего оборудования.
  3. правильное подключение.
  4. Модель охранной сигнализации.
  5. Алгоритм работы штатной электроники.

Пройдёмся по пунктам. Чем больше штатной электроники в автомобиле, тем выше уровень утечки тока. Соответственно, если машина относительно старая и простая, потерь по этому пункту быть вообще не может. Если есть электроника, то многое зависит от того, как она переходит в дежурный режим и работает в нем. Некоторые автомобили после длительной стоянки «засыпают» далеко не сразу, продолжая некоторое время потреблять много энергии от аккумулятора.

Внешние устройства являются наиболее частой причиной ненормальной утечки тока. Чем их больше, тем выше может быть ставка. Также многое зависит от того, насколько грамотно они подключены к бортовой сети. Самый простой пример — магнитола. Часто по лени или недостаточной квалификации этот потребитель подключается к аккумулятору напрямую (причем обязательно через замок зажигания), в результате чего увеличивается потребляемый ток.

Сигнализация. В среднем все современные модели потребляют примерно одинаково в режиме ожидания. Однако нередко встречаются варианты, из-за которых ток утечки заметно выходит за рамки каких-либо норм. Это без учета поломок, брака и кривого подключения горе-мастерами.

Относительно скорости утечки тока мнения часто расходятся. Кто-то говорит, что он должен быть не более 70 мА. Другие говорят, что для современного автомобиля 120 мА все же в пределах нормы. Хотя это почти в два раза больше, чем в первой версии. Если подойти к этому вопросу максимально гибко (с учетом многих факторов), то диапазон от 0 до 120 мА можно считать нормальным.

Даже для «уставшей» батареи нет большой разницы, какой ток утечки пользователь будет считать нормой – 70 мА или 120 мА. Оба варианта следует рассматривать как хороший показатель. Мы вернемся к этому вопросу в самом конце статьи. Теперь это не главное.

На разных автомобилях, как уже было сказано, скорость утечки тока может быть разной. Превышением нормы следует считать показатели, значительно превышающие 120 мА. Например, 300 мА — это уже серьезная проблема. Не говоря уже о случаях, когда из-за критических неисправностей в бортовой сети ток утечки достигает 1 А и более. Такие показатели уже не просто нарушение нормы. Они говорят об опасности. В том числе, не исключено возгорание упомянутого в самом начале автомобиля.

Итого: ток утечки в автомобиле находится в диапазоне от 0 до 120 мА.

Чем грозит большой ток утечки на машине


Чем грозит большой ток утечки на машине

Самая распространенная (хотя и не самая страшная) проблема из-за запредельной утечки тока в автомобиле — это быстро и часто разряжающийся аккумулятор. Обычно это замечают, когда батарея прослужила несколько лет, и уже не способна накапливать много энергии. Чрезмерный ток утечки мог появиться на автомате намного раньше. Впрочем, пока батарея «молодая и бодрая», ее запасов хватает на многодневное потребление в несколько миллиампер. В старой батарее меньше ампер-часов, чем в новой, поэтому она быстро садится.

Для новой батареи большие токи утечки тоже далеко не полезны. Постоянная нагрузка будет, много или мало — не важно, разряжена ли батарея. А стартерные аккумуляторы тем дольше сохраняют свой ресурс, чем больше времени они находятся в полностью (или почти) заряженном состоянии. Если же каждый божий день аккумулятор будет садиться сначала понемногу, а потом до половины и так далее, то утром можно будет завести двигатель, но срок службы аккумулятора быстро уменьшится. Начнется сульфатация пластин, емкость постепенно уменьшится, и прощай новый аккумулятор через пару лет после покупки.

Более серьезные проблемы могут возникнуть, когда утечка тока в автомобиле вызвана коротким замыканием, повреждением изоляции и попаданием воды. В таких случаях возможен нагрев проводников или частей электрооборудования. А это уже грозит самовозгоранием. И, что хуже всего, из-за этого машина часто загорается ночью, когда рядом никого нет. Соответственно никто не принимает своевременных мер, в результате чего машина выгорает до голого кузова.

Это, конечно, происходит не постоянно. А вот менее страшные проблемы, например, когда садится новый аккумулятор, неприятны и указывают на неисправность. А это значит, что нужно знать о возможных причинах утечки тока.

Возможные причины повышенной утечки тока в автомобиле


Короткое замыкание

Их очень много. А вот те, что встречаются чаще других, в этом списке:

  1. Неправильно подключенные потребители. Чаще всего это магнитофон. Для того, чтобы он перешел в режим минимального энергопотребления, его питание необходимо подключить через замок зажигания. Для этого предусмотрен третий провод (кроме массы и основного плюса). Но, как правило, этот провод просто присоединяется к плюсу, и все это дело подключается напрямую к аккумулятору (в лучшем случае через предохранитель).
  2. Поломки в системах, работающих в режиме ожидания. Электроника не вечна. Рано или поздно он ломается, и перестает выключаться полностью, когда пользователь выключает его. Это происходит не только с внештатными устройствами, но и со стандартными, установленными на заводе.
  3. Короткие замыкания. Далеко не всегда вызывают обильное искрение и мгновенное выгорание всего подряд. Все зависит от того, насколько хороший контакт образуется между плюсом и минусом. Бывает, что где-то просто немного укорачивается. Как правило, из-за окисления проводников или попадания воды.
  4. Повреждение изоляции. Также иногда приводит к коротким замыканиям, при которых мгновенно ничего не сгорает, а энергия от аккумулятора расходуется медленно.
  5. Влажная электропроводка. Вода, если она содержит соли, способна проводить электричество. При этом совсем не обязательно, чтобы он изначально был соленым. Даже дистиллированная вода при попадании на окисленные контактные площадки превращается из диэлектрика в проводник тока. Проводка обычно намокает после дождя, езды по лужам или небрежной мойки автомобиля.
  6. Неисправности генератора. Одна из самых сложных для диагностики причин утечки тока в автомобиле. Сложный, потому что не обнаруживается стандартным методом выдергивания предохранителей по одному.
  7. Брошенные потребители. Чаще всего забывают выключить музыку, габаритные огни, внештатный навигатор или видеорегистратор.

Довольно редко, но бывает, что лампочки подсветки потихоньку берут энергию от аккумулятора. Например, в багажнике или в дверях. Кнопка автоматического отключения такой лампочки заедает, или после дождя или стирки попадает вода, и лампочка светится круглосуточно. Потребляет она, в общем-то, немного. Но это только когда батарея бодрая. Если он устал, то достаточно даже небольшой лампочки, чтобы всего за одну ночь разрядить батарею до нуля.

Измерение тока утечки в автомобиле мультиметром


Мультиметр — прибор для измерения тока утечки

Теперь рассмотрим самое главное — как измерить ток утечки в автомобиле. Все, что вам нужно, это абсолютно любой мультиметр. При измерении крайне важно придерживаться правил безопасности. Иначе можно и мультиметр сжечь, и себя поранить, и электронику автомобиля повредить.

Алгоритм проверки следующий:

  1. Открыть капот и заблокировать кнопку, сигнализирующую системе безопасности открыть его.
  2. Перевести машину в режим парковки — выключить все, кроме того, что обычно остается в режиме ожидания. Например, будильник, запись DVR и так далее.
  3. Снимите отрицательную клемму с аккумулятора. Вопреки расхожему мнению, можно снимать плюс. Однако отключение «массы» более правильно и на 100% безопасно.
  4. Переключить мультиметр в режим измерения тока в диапазоне до 10 А. Соответственно переставить плюсовой щуп на приборе. Никогда не пытайтесь измерить ток утечки на автомобиле с помощью мультиметра с малым диапазоном (до 200 мА). В момент подключения клеммы будет бросок тока, который может не выдержать предохранитель в измерительном приборе.
  5. Присоедините один щуп мультиметра к снятой минусовой клемме, а второй к клемме аккумулятора, с которой эта клемма была снята. Такое соединение называется — в разрыв цепи. Когда вы сняли клемму, вы разорвали цепь, и теперь вы подключили к разрыву мультиметр.
  6. Если охранная сигнализация сбрасывается в результате отключения аккумулятора от бортовой сети, включите ее снова.
  7. Подождите немного. В некоторых случаях ждать не нужно — ток утечки можно обнаружить сразу. В машинах, напичканных электроникой, необходимо дать время для перехода всех систем в дежурный режим. В редких случаях приходится ждать до 5 минут. Если не обращать на это внимания, то можно беспричинно паниковать.
  8. Когда показания мультиметра выровняются, запишите их. Это ток утечки в вашем автомобиле.
  9. Во время измерений ничего не включать! Даже легкая нагрузка включается со скачком тока, что может привести к перегоранию предохранителя в мультиметре.
  10. Более того, не пытайтесь запустить двигатель, когда мультиметр в разомкнутой цепи!!! Он рассчитан всего на 10 ампер, а при работе пускателя по цепи будет протекать ток 100 – 200 А.

Далее остается только сравнить полученные показатели с описанными выше нормами. В общем, если мультиметр измерил меньше 0,12 А (120 мА), то волноваться не о чем. Если ток утечки больше этой цифры, то следует приступить к поиску причины.

Метод поиска причины повышенной утечки тока


Автоматические выключатели

В большинстве случаев поиск утечки тока в автомобиле производится путем снятия предохранителей. Для этого нужно знать, где они находятся, и за что каждый из них отвечает. Как правило, соответствующая информация наносится непосредственно на крышке блока предохранителей. Также можно попробовать ориентироваться в схеме электропроводки. Это более сложный метод, но он имеет преимущество. Дело в том, что не всегда все предохранители в машине находятся в одном месте, и «виновных» под капотом не найти.

Метод очень прост. После измерения тока утечки мультиметр оставляют в разомкнутой цепи. Далее нужно поочередно вытаскивать из блока один предохранитель, и смотреть на устройство. Если показания не изменились, то снятый предохранитель возвращается на место, после чего вытаскивается следующий. Если ток утечки уменьшился, то нужно выяснить, за что отвечает снятый предохранитель.

Что делать, если ток утечки выше нормы, а метод вытаскивания предохранителей не помог найти причину? В таких случаях стоит начать с проверки внештатных устройств. Например, можно попробовать снять переднюю панель с магнитолы, либо отключить совсем. Затем стоит проверить, как изменяется ток утечки при постановке автомобиля на охрану. Возможно, сигнализация потребляет слишком много.

Если это не поможет выявить причину повышенного тока утечки, значит в салоне еще не найдены генератор, стартер и возможные предохранители.

Сколько времени требуется току утечки для разрядки батареи?


Таймер

В заключение кратко рассмотрим вопрос, насколько серьезна повышенная утечка тока для конкретного аккумулятора. К счастью, это можно рассчитать. Единственная проблема здесь в том, что не всегда есть возможность узнать текущую реальную емкость вашего аккумулятора. Ведь она постоянно уменьшается с момента покупки. А при неправильном использовании через год-два может быть не более 15 — 25 ампер-часов.

Поэтому для начала представим ситуацию, когда батарея новая. То есть его емкость составляет, скажем, 60 ампер-часов. Еще одно условие – аккумулятор должен быть полностью заряжен. Теперь возьмем большой ток утечки. Например, 5-кратный максимально допустимый показатель — 600 мА (или 0,6 А). Чтобы разрядить полностью заряженную 60-ю батарею в ноль таким током, теоретически потребуется 100 часов. Или около четырех дней.

А теперь представьте, что будет с той же батареей, но не полностью заряженной. Такое часто случается на автомобилях с проблемным генератором, реле-регулятором или когда мало ездят, а стартер часто дергают. Например, если аккумулятор оставили на стоянке только наполовину заряженным, то ток утечки в 0,6 А «съедает» его всего за двое суток.

Ну а по поводу аккумуляторов, в которых от изначальной ёмкости остались только крохи, даже незначительное превышение нормы тока утечки будет проблемой. Например, через 3 – 4 года неаккуратной эксплуатации в аккумуляторе остается 15 ампер-часов. И даже меньше. Так он садится за одну ночь, когда есть превышение текущей нормы утечки. Хотя гораздо чаще это происходит из-за неполной зарядки аккумулятора от генератора.

Краткое содержание


Повышенная утечка тока в автомобиле является серьезной неисправностью. За норму можно смело принимать все, что меньше 120 мА. Хотя для некоторых машин это слишком много. Для измерения тока утечки нужен мультиметр и простой алгоритм действий. Найти причину чрезмерного энергопотребления также несложно. Ну а его устранение — дело техники.

ВИДЕО: утечка тока


Как измерить ток утечки цифровым мультиметром?

Что такое ток утечки? Ток утечки в электрической цепи — это один из типов проблем с током, который течет из цепи в «землю».

Как проверить наличие утечек воды у вас…

Пожалуйста, включите JavaScript

Как проверить наличие утечек воды у вашего счетчика?

Чтобы понять заземление, представьте себе обычную заземленную розетку в США. Розетка с заземлением — это розетка с тремя отверстиями вместо двух. Чуть большее отверстие, расположенное под двумя вертикальными прорезями, — это земля.

Позволяет безопасно вернуть электричество из цепи в случае «короткого замыкания». Без заземления короткое замыкание было бы опасно для цепи, для используемого вами устройства или для вас.

Обычно электрический ток течет от положительной стороны (правое отверстие) к отрицательной стороне слева, с заземлением для безопасного «возврата» электричества.

Если оставить в стороне пример с розетками, то по-прежнему работает любая электрическая цепь. В нормальной цепи почти нет утечки из цепи в землю.

Проблема тока утечки заключается в утечке тока из нормальной цепи, которая течет от плюса к минусу в заземленную часть цепи. В лучшем случае это означает потерю эффективности, но ток утечки также может вызвать множество других проблем.

Почему ток утечки является проблемой?

Хотя небольшая утечка всегда будет иметь место, заметное изменение может быть опасным или даже фатальным. Неправильно заземленное устройство может попасть в человека, чего мы всегда хотим избежать.

При работе с электричеством мы всегда хотим держать его подальше от себя и держать в цепи.

На менее серьезном уровне распространенная проблема с током утечки заключается в том, что он без необходимости отключает некоторые розетки GFCI или просто вызывает повышение напряжения, что может вызвать проблемы в приборах или цепях, с которыми вы работаете.

Иногда такое повышение напряжения может «взорвать» ваше устройство. В других случаях ток утечки может свидетельствовать о повреждении изоляции, что является проблемой, которую следует устранять как можно скорее. Опять же, мы хотим, чтобы электричество оставалось внутри цепи, а также внутри изоляции.

Измерение утечки как тока

Многие измерения, которые вы выполняете с помощью мультиметра, являются измерениями напряжения. Напряжение — это общая мощность цепи или электрического компонента. С током утечки вы хотите измерить ток.

Если напряжение можно сравнить с измерением ширины классической водопроводной трубы, показывающей, сколько воды может пройти через нее в любое время, то ток будет мерой того, сколько воды действительно проходит через нее. В электрической цепи ток является мерой того, сколько электричества протекает через цепь.

Чтобы измерить ток, вам нужно перехватить цепь. Таким образом, вы технически строите обход текущего потока, на котором вы измеряете ток. Это также означает, что вам придется временно разорвать цепь.

Как измерить ток утечки с помощью мультиметра

Многие цифровые мультиметры имеют функцию, позволяющую измерять ток. Как вы понимаете, это значительно упрощает выполнение теста.

Перед тем, как приступить к измерению тока утечки, дважды проверьте свое руководство, чтобы узнать, куда вставлять щупы. Помните, что не каждый тест требует, чтобы ваши лиды находились в одной и той же позиции.

После того, как вы установили на мультиметре текущую настройку и разместили провода в нужном месте. Если у вас есть цифровой мультиметр с ручным управлением, выберите правильный диапазон.

Если вы не уверены в диапазоне, лучше начать с высокого уровня и постепенно снижаться, пока не окажетесь в нужном диапазоне. Это предотвращает перегрузку счетчика.

Теперь поместите каждый провод в одну точку цепи так, чтобы один конец был ниже другого. Лучший способ сделать это — использовать чистые и полностью закрытые зажимы типа «крокодил».

Как только зажимы будут на месте, это создаст перехват, о котором мы говорили ранее. Через некоторое время вы можете прочитать ток на экране.

Как измерять ток утечки с помощью токоизмерительных клещей

Если вы подозреваете, что регулярно сталкиваетесь с током утечки, возможно, вы захотите приобрести токоизмерительные клещи. Как следует из названия, это оборудование идеально подходит для измерения тока утечки.

Многие цифровые мультиметры снабжены токоизмерительными клещами в качестве аксессуара, но вы также можете приобрести их как отдельный продукт.

Чтобы использовать клещи для измерения тока утечки, поместите клещи клещей вокруг проводника. Это автоматически запускает процесс считывания и устраняет перехват цепи, как мы видели при измерении тока утечки с помощью цифрового мультиметра.

Как измерить ток утечки в автомобиле

Одним из распространенных мест, где вы можете обнаружить ток утечки, является ваш автомобиль. Поскольку это так распространено, мы хотим обсудить это отдельно, хотя основы не будут отличаться от того, что мы обсуждали до сих пор.

Для измерения тока утечки в автомобиле убедитесь, что ваш автомобиль выключен и ключ не находится в замке зажигания.

Чтобы измерить ток утечки в автомобиле, переключите мультиметр на измерение постоянного тока, подключите провода к нужным портам и подсоедините один провод к отрицательной клемме автомобильного аккумулятора, а другой провод к разным проводам.

Когда вы обнаружите большую разницу в показаниях, вы обнаружили ток утечки, который необходимо устранить.

Back to top