Содержание
Полиспасты
Полиспасты
Полиспастом называется система, состоящая из нескольких подвижных и неподвижных блоков и каната, последовательно огибающего все блоки. Один конец полиспаста закрепляется на обойме подвижных или неподвижных блоков, а другой — на барабане лебедки.
Рис. 1. Схемы канатных полиспастов
а — трехкратный полиспаст; б, в, г — четырех-, пяти- и шестикратные
полиспасты
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Рис. 2. Схема сдвоенного полиспаста
Число рабочих ветвей (кратность полиспаста) равно числу блоков, когда канат сбегает с неподвижного блока полиспаста, и числу блоков полиспаста плюс единица, когда канат сбегает с подвижного блока.
Рис. 3. Схема полиспаста обратного действия
—
Полиспаст — простейшее грузоподъемное устройство, состоящее из блоков, соединенных между собой канатом. С помощью полиспаста можно поднимать груз или перемещать его по горизонтали. Полиспаст дает выигрыш в силе за счет проигрыша в скорости: во сколько раз выигрывается в силе, во столько раз проигрывается в скорости.
Полиспаст состоит из двух блоков: неподвижного, прикрепляемого к подъемному приспособлению (балке, мачте, треноге), и подвижного, который крепится к поднимаемому грузу. Оба блока соединяются между собой канатом. Канат, последовательно огибая все ролики блоков, одним концом крепится к верхнему неподвижному блоку. Другой его конец через отводные блоки крепится к барабану лебедки. Если число рабочих нитей полиспаста, идущих к подвижному блоку, четное, то конец каната закрепляют к верхнему неподвижному блоку, а если нечетное — к нижнему подвижному.
Если нить полиспаста сбегает не с нижнего блока, а с верхнего, то верхний блок неподвижного блока считается отводным. Это условие необходимо учитывать при расчете полиспастов.
Полиспаст запасовывают двумя способами. По первому способу, применяемому при оснастке многониточных полиспастов большой грузоподъемности, неподвижный блок без канатов поднимают в рабочее положение и закрепляют; нижний подвижный блок находится внизу. Затем через ручьи (канавки) роликов верхнего и нижнего блоков последовательно пропускают канат. Конец каната закрепляют за верхний или нижний блок в зависимости от принятой схемы запасовки полиспаста. Через ручьи роликов канат часто пропускают с помощью ручных рычажных лебедок, что значительно облегчает работу по запасовке полиспаста.
В последнее время при оснастке многониточного полиспаста применяют вспомогательный тонкий легкий стальной канат диаметром 5—6’мм, который пропускают через ролики блоков вручную. К одному концу тонкого каната прикрепляют конец рабочего каната, второй его конец закрепляют на барабане лебедки. Во время работы лебедки рабочий канат протягивается через ролики блоков полиспаста.
Во время запасовки полиспаста необходимо наблюдать за тем, чтобы узел соединения тонкого и толстого канатов при перемещении свободно проходил через ролики блоков.
При втором способе полиспаст оснащают внизу (на дощатом настиле или бетонном полу), а затем в готовом виде поднимают и закрепляют в необходимом месте. Блоки укладывают плашмя на расстоянии 3—4 м друг от друга и закрепляют.
Канат начинают протягивать с того ролика, с которого сходит сбегающая нить, ведущая к лебедке. Когда канат обогнет последний ролик блока, его конец закрепляют к одному из блоков. После закрепления мертвой нити полиспаст устанавливают в исходное положение.
В некоторых случаях поднимают один верхний неподвижный блок или весь полиспаст с помощью вспомогательного однорольного блока или полиспаста небольшой грузоподъемности. Сначала закрепляют вспомогательный блок, через него пропускают канат, к которому крепится основной блок полиспаста. Второй конец каната закрепляют на лебедке, с помощью которой будут поднимать полиспаст. Закрепляют основной блок полиспаста из люльки или с подмостей.
На рис. 4 приведены схемы запасовки полиспастов с двух-, четырех-, пяти- и шестирольными блоками.
При выполнении такелажных работ часто встречаются случаи, когда в наличии имеются блоки различной грузоподъемности и канаты. Чтобы правильно подобрать канат для оснащения полиспаста, а также лебедку с необходимой тяговой силой, такелажнику необходимо знать расчет полиспастов.
Расчет полиспастов сводится к определению усилий в нитях полиспастов. Обычно сами блоки рассчитывать не приходится, так как они рассчитываются при проектировании, и каждый из них имеет определенную грузоподъемность.
При такелажных работах расчет начинают с выяснения грузоподъемности имеющихся блоков, которая должна соответствовать весу поднимаемого груза. Например, по схеме (рис. 22, а) для подъема груза весом 20 т необходимы блоки грузоподъемностью 20 т. На схеме верхний блок трехрольный, но для того, чтобы выделить отводной, он условно показан двухрольным.
Рис. 4. Схемы запасовки полиспастов с числом рабочих нитей:
а — шесть с тремя отводными однорольными блоками, б — три, в — четыре, г — пять, д — шесть, е — семь, ж — восемь, з — десять, и — одиннадцать, к — двенадцать, S0, 1, 2, 3, 4, 5. 6,7 — нити полиспаста
Подвеска, на которой подвешен верхний блок полиспаста, рассчитывается на всю нагрузку, которую поднимает полиспаст: вес двух блоков, вес каната, а также усилие в сбегающей нити грузового полиспаста.
При расчете полиспастов рассчитывают закрепление верхнего блока полиспаста к механизму или приспособлению.
Если допустить, что обе нити идут вертикально, то первый отводной ролик закрепляется на усилие, равное сумме усилий в 5-й и 6-й нитях: 3,68+3,82=7,5 тс. Закрепление второго отводного блбка рассчитывается на усилия в 6-й и 7-й нитях.
Поскольку усилия в обеих нитях и угол между ними могут быть различными, усилие, на которое рассчитывается закрепление блока, определяют по правилу параллелограмма.
Пример. Подобрать полиспаст для подъема груза весом 10 т и канат необходимого сечения для подвески полиспаста на высоте 18 м.
Подбираем два блока для полиспастов. По табл. 11 выбираем для нижнего подвижного блока двухрольный блок грузоподъемностью 10 тс, для верхнего неподвижного блока — трехрольный блок грузоподъемностью 15 тс.
По максимальному усилию в 6-й нити Se подбираем сечение каната. Наименьший допускаемый коэффициент запаса прочности канатов k для грузового полиспаста с машинным приводом при легком режиме работы равен 5.
Поскольку может быть только четное число нитей, то принимаем для подвески восемь нитей.
При отсутствии блоков необходимой грузоподъемности применяют сдвоенные полиспасты, например сдвоенный полиспаст с уравнительным роликом и одной или Двумя приводными лебедками показан на рис. 5.
Сдвоенный полиспаст с одной приводной лебедкой рассчитывают как и одинарный с соответствующим числом рабочих нитей.
Полиспаст с двумя приводными лебедками рассчитывают как два самостоятельно работающих полиспаста,
Рис. 5. Схемы запасовки сдвоенных полиспастов с одной (а) и двумя (б) приводными лебедками:
1 — уравнительный блок, 2 — неподвижный блок, 3 — подвижный блок, 4 — траверса, 5 — подвеска
—
Полиспаст представляет собой простейшее грузоподъемное устройство, состоящее из системы подвижных и неподвижных блоков (роликов), огибаемых гибким органом (обычно канатом). Полиспасты применяются как самостоятельные механизмы в сочетании с лебедками и как элементы сложных грузоподъемных машин (кранов).
Блоки (ролики) полиспаста размещаются в двух обоймах — подвижной и неподвижной — и последовательно огибаются одним канатом, к свободному концу или обоим концам которого прикладывается тяговое усилие. Неподвижная обойма блоков (роликов) крепится к несущей конструкции (мачте, стреле и т. п.), подвижная снабжается грузозахватным органом (крюком, петлей, скобой).
Рис. 6. Схемы полиспастов
а — в четыре нитки; б — в шесть ниток; 1 — неподвижные блоки; 2 — подвижные блоки; 3 — отводной блок; 4 — канат
Полиспасты используются для выигрыша в силе (реже скорости). Выигрыш в силе тем больше, тем больше кратность полиспаста, равная числу рабочих ветвей каната, на которых подвешена подвижная обойма блоков полиспаста.
Рис. 7. Расчетные схемы полиспастов
1. Определить усилие 5Л в канате, идущем на лебедку, при подъеме груза весом Q = 20 т полиспастом, выполненным по схеме I. Блоки (ролики) полиспаста установлены на подшипниках качения (/j = 1,02), отводные ролики — на бронзовых втулках ( = 1,04).
2. Определить усилие 5Л в канате, идущем на лебедку, при подъеме груза весом 20 т полиспастом, выполненным по схеме II. Блоки (ролики) приняты на бронзовых втулках ( = 1,04).
3. Определить, какой груз Q можно поднять лебедкой с тяговым усилием 5Л = 1,5 тс и полиспастом, выполненным по схеме III. Блоки (ролики) приняты на бронзовых втулках.
Как запасовать трос на кране-манипуляторе
от feretto
В конструкции автомобильного крана используются полиспасты — вращающиеся блоки, использование которых позволяет получить выигрыш в силе. За счет их установки при той же нагрузке получается увеличить грузоподъемность автокрана. На современных автомобильных кранах в зависимости от их конструкции и назначения используются двух-, трех- и четырехкратные полиспасты. Существуют различные схемы того, как запасовать трос на кране в зависимости от кратности полиспаста. Разбираемся в них.
Содержание:
Как зависит нагрузка от кратности полиспаста
Наглядные схемы, как запасовать трос с полиспастами разной кратности
Самая простая схема того, как запасовать трос на манипуляторе
Самой простой — и распространенной — схемой запасовки троса на кране является спиральная. В этом случае витки каната по отношению друг к другу в полиспасте располагаются в параллельных плоскостях. Неподвижный участок троса фиксируется в непосредственной близости к канатному блоку.
Характеристики каната и как избежать скручивания
Прежде чем перейти к тому, как запасовать трос на кране, важно правильно выбрать канат. На автокранах используются тросы, свитые из стальной проволоки — типа ЛК-Р или ЛК-О. Такие канаты свиты из шести прядей с линейным касанием проволоки. В зависимости от предполагаемой нагрузки канату присваивается класс — от 1М до 6М. При запасовке и дальнейшей эксплуатации важно убедиться, что выбранный канат подходит по классу нагрузки.
Стальной канат имеет такую характеристику, как угол свивки. Он показывает, в каком направлении расположены относительно друг друга пряди. При изгибе троса угол свивки увеличивается. На практике это означает, что канат при изгибании будет закручиваться. Начав запасовывать трос на кране, надо учитывать то, что при изгибе в блоках полиспаста канат станет скручиваться, в результате чего могут смещаться плоскости витков.
Если при изгибании каната угол свивки уменьшается, то происходит, напротив, раскручивание каната. Это отрицательно сказывается на прочности троса. Более того, отдельные пряди могут выбиться из пучка и сформировать узлы или волны.
Дополнительное кручение троса под нагрузкой не только ухудшает работу полиспаста, но и приводит к быстрому износу стального каната. При сильном скручивании троса блоки тоже могут заворачиваться, что приведет к неправильному распределению нагрузки.
Чтобы устранить влияние угла свивки каната и избежать его перекручивания, используют схему запасовки, при которой неподвижный конец троса фиксируется в середине обоймы. Подвижная ветвь в этом случае идет со среднего блока.
Схемы, как запасовать трос на манипуляторе
Один из вариантов запасовки канатов грузового полиспаста
Рассмотрим более подробно схемы того, как запасовать трос на автокране.
Как запасовать трос на манипуляторе: схемы для грузовых и стреловых кранов
а – двухкратный полиспаст (на грузовом кране),
б — трехкратный полиспаст (на грузовом кране),
в — двухкратный полиспаст (на стреловом кране),
г — четырехкратный полиспаст (на стреловом кране).
Цифрами на схеме обозначены следующие компоненты:
1 — барабан грузовой лебедки,
2 — блоки на головке стрелы,
3 — грузовой канат,
4 — крюковая обойма,
5 — стрела,
б — оттяжные канаты стрелы,
7 — подвижные блоки стрелового полиспаста,
8 — неподвижные блоки стрелового полиспаста,
9 — барабан стрелоподъемной лебедки.
Ранее мы писали о том, как разобрать стрелу автокрана.
Руководство по уходу и безопасному использованию ручных цепных блоков
Всегда храните и обращайтесь с цепными блоками правильно
Всегда проверяйте цепные блоки и принадлежности перед использованием и перед помещением на хранение
крюки, оснащенные предохранительными защелками, или защелкните крюк, убедившись, что опора свободно входит в гнездо крюка.
Всегда , для подвески тележки убедитесь, что цепной блок правильно отрегулирован по ширине балки.
Всегда проверяйте, чтобы нижний крюк достиг своей нижней точки без полного вытягивания грузовой цепи.
Всегда применяйте безопасные методы строповки и следуйте инструкциям по безопасному использованию используемого оборудования.
Никогда не подвергайте цепные блоки воздействию химикатов, особенно кислот, без консультации с поставщиком.
Никогда не заменяйте грузовую цепь без консультации с поставщиком.
Никогда не прилагайте чрезмерных усилий для срабатывания цепного блока.
Никогда не бросайте и не роняйте цепной блок.
Никогда не допускайте попадания масла или смазки на тормоз.
Никогда не подвергайте цепной блок воздействию стихии, водяных брызг, пара и т. д. без консультации с поставщиком.
Правильный выбор блока
Ручные цепные блоки доступны различной мощности с различными типами подвески. Выберите блок, который будет использоваться, принимая во внимание следующее:
- Тип подвески – крюк, цепной блок и т.п.
- Вместимость, класс использования и диапазон подъема.
- Проконсультируйтесь с поставщиком, если цепной блок будет использоваться в зонах повышенного риска, подверженных воздействию элементов, водяного пара и т. д. с опасными веществами или подвергающихся экстремальным температурам.
Хранение и обращение с ручными цепными блоками
Никогда не возвращайте поврежденные цепные блоки на хранение. Они должны быть сухими, чистыми и защищенными от коррозии.
Хранить цепные блоки за их верхнюю подвеску с цепями на расстоянии от земли. Цепи могут быть свернуты вместе, чтобы облегчить это. Непереносные блоки, хранящиеся на открытом воздухе, должны быть закрыты и защищены от коррозии.
Блоки цепи нельзя ронять, бросать или тащить по полу.
Никогда не гальванизируйте и не подвергайте цепь или другие детали, несущие нагрузку, любому другому процессу гальванического покрытия без специального разрешения поставщика.
Установка и ввод в эксплуатацию
Соблюдайте особые инструкции по установке, предоставленные поставщиком, и общие требования к строповке. Попробуйте блок, чтобы убедиться, что он работает правильно и что тормоз эффективен. Убедитесь, что цепь не перекручена; она должна достигать минимально необходимой точки без полного вытягивания цепи.
Безопасное использование ручных цепных блоков
Не пытайтесь выполнять какие-либо операции по подъему, если вы не понимаете принципы использования оборудования и процедуры строповки.
Не используйте неисправные цепные блоки, стропы или аксессуары и никогда не используйте цепной блок в качестве стропы.
Проверьте устройство строповки, чтобы блок был надежно закреплен и чтобы цепь не перекручивалась, особенно в случае цепных блоков с многократным падением.
Перед началом подъема проверьте , свободно ли перемещается груз и подготовлена ли посадочная площадка.
Держите пальцев рук и ног и т. д. в чистоте, особенно при опускании груза.
Проверка и техническое обслуживание в процессе эксплуатации
Следуйте всем специальным инструкциям по техническому обслуживанию, предоставленным поставщиком, но, в частности, следите за смазкой грузовых цепей и проверяйте работу тормоза. Тормоза должны быть очищены от масла и смазки. Никогда не заменяйте грузовую цепь без консультации с поставщиком.
Регулярно проверяйте цепной блок и, в случае обнаружения следующих дефектов, направляйте блок компетентному лицу для тщательного осмотра: неразборчивая маркировка; носить; повреждение тележки, крюков и фурнитуры; поврежденный или деформированный анкер с провисающим концом; цепи изношены, согнуты, надрезаны, растянуты, проржавели; цепи, которые не висят свободно, перекручиваются или перескакивают; накладные; поврежденный корпус.
Чтобы получить PDF-версию этой страницы, нажмите здесь: Уход и безопасное использование ручных цепных блоков
Контейнеры подъемных цепей Передовой опыт
Когда подъемник оснащен грузовой цепью для подъема или опускания груза, часто избыточная провисшая цепь, свисающая с устройства. Эта провисшая грузовая цепь может мешать грузу, соседней грузовой цепи или даже оператору во время подъемных операций. Чтобы предотвратить эти помехи, можно использовать цепной контейнер, подсоединенный под корпусом подъемника. Контейнеры для цепей, изготовленные из различных материалов (формованная пластмасса, ткань), форм (округлые, прямоугольные, фигурные) и способов крепления (подвесные или фиксированные), захватывают и хранят излишки грузоподъемной цепи на стороне без груза. шкивы подъемника.
В соответствии с ASME B30.16 Раздел 16-1.3.3(g): «Если провисшая грузовая цепь, свисающая с подъемника, может создать опасность для операций или персонала, следует использовать контейнер для цепи, рекомендованный изготовителем подъемника или квалифицированным специалистом. использоваться.»
Существует несколько рекомендуемых передовых методов проектирования и использования контейнеров с грузоподъемными цепями, которые дополнительно обеспечивают эксплуатационную безопасность. К ним относятся:
- Контейнер для цепи должен быть разработан квалифицированным инженером по подъемникам или производителем оригинального оборудования подъемника (OEM), чтобы гарантировать, что устройство подходит для использования по назначению.
- Контейнер для цепи должен иметь достаточный объем, прочность и грузоподъемность, чтобы вмещать всю длину подъема цепи подъемника и собирать ее в соответствии с режимом штабелирования цепи.
- Конструкция контейнера для цепи не должна мешать работе или производительности подъемника.
- Конкретные требования к применению (такие как расстояние от препятствий, используемые материалы и экологические соображения) должны учитываться инженером по контейнерам для подъемных цепей в процессе проектирования.
- Убедитесь, что контейнер для цепи установлен правильно и что цепь без нагрузки завершена в соответствии с инструкциями производителя.
- Не разрешайте операторам вносить какие-либо изменения в конструкцию цепного контейнера.
- Обучите операторов избегать контакта между грузом, креплением груза и контейнером для цепи.
- Регулярно проверяйте контейнер цепи, чтобы убедиться, что его оборудование (кронштейны, звенья, застежки и другие опоры), материал контейнера и крепления находятся в надлежащем рабочем состоянии.
- Перед использованием подъемника замените все контейнеры для цепей, на которых имеются признаки износа или повреждения.
- Убедитесь, что грузовая цепь, застежки контейнера и другое оборудование должным образом обслуживаются в соответствии с рекомендациями OEM.
Хотите узнать больше о безопасной эксплуатации талей? Члены Института производителей подъемников (HMI) предлагают различные ресурсы, в том числе «Руководство оператора подъемников» (HMI100.23), в котором описаны различные типы подъемников, а также обязанности операторов подъемников. Он также объясняет движения подъемников и тележек, а также работу ручных, электрических и пневматических подъемников. В документе также подробно описывается необходимость регулярного осмотра, технического обслуживания и ремонта подъемников для предотвращения проблем, которые могут привести к отказам оборудования и возможным травмам рабочих. Кроме того, также доступно руководство оператора для рычажных талей (HMI100.