Категория в м1 в свидетельстве о регистрации что это означает: Категории транспортных средств в техническом регламенте (M1, M2, M3, N) в 2023 году

Содержание

какие правила и чем регламентируется

Дмитрий Сергеев

не беспокоится за свою машину

Профиль автора

Частичная мобилизация вызывает много вопросов, с которыми граждане раньше не сталкивались. Один из них такой: может ли Минобороны забирать личные автомобили на нужды армии?

По закону Министерство обороны и правда может изымать транспортные средства — как у граждан, так и у организаций. Это называется «военно-транспортная обязанность». Однако после объявления частичной мобилизации 21 сентября не было официальных приказов пригонять личные автомобили в ближайший военкомат.

Расскажу подробнее, как устроена военно-транспортная обязанность, кого она может затронуть с точки зрения законодательных норм и откуда военкоматы получают информацию об автомобилях.

Рассылка для автолюбителей и тех, кто подумывает ими стать

Главное о том, сколько стоит владеть машиной, к чему быть готовым и как отстаивать свои права, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Что такое военно-транспортная обязанность

Военно-транспортная обязанность — это часть мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. В процессе ведут учет транспортных средств, которые могут понадобиться для нужд вооруженных сил. Эти транспортные средства специально готовят и при необходимости предоставляют вооруженным силам РФ, другим воинским соединениям, например Росгвардии, а также прочим специальным формированиям — тем, что создают в военное время.

Военно-транспортную обязанность регулируют:

  1. Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». В нем указано, на кого распространяется военно-транспортная обязанность.
  2. Положение о военно-транспортной обязанности. В нем прописаны конкретные мероприятия для обеспечения транспортом войск.

/guide/call-up/

Как должна приходить повестка на мобилизацию

Когда ее могут ввести

Военно-транспортную обязанность можно ввести в двух случаях:

  1. В период мобилизации — то есть мероприятий по подготовке к защите государства в период военного времени. При этом мобилизацию могут проводить заблаговременно, в том числе и до начала военных действий.
  2. В военное время — с момента введения военного положения.

п. 2 ст. 18 закона «Об обороне»

На кого распространяется

Военно-транспортная обязанность распространяется:

  1. На федеральные органы власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
  2. На организации, у которых в собственности есть автотранспорт. И на те, что владеют транспортом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
  3. На граждан.

От исполнения военно-транспортной обязанности освобождены:

  1. Дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств.
  2. Иностранные и международные организации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства.

Правительство может устанавливать перечень российских владельцев транспортных средств, освобождаемых от военно-транспортной обязанности. Но на момент подготовки статьи такой перечень не утвержден.

9 дел, которые мобилизованному стоит сделать до отъезда

Какой транспорт могут направить в войска

Обычно военно-транспортную обязанность понимают просто: приходят люди в форме и изымают машины. Но речь идет не только об автомобилях.

Перечень транспортных средств, предоставляемых войскам, устанавливает Министерство обороны.

Главный вопрос, который интересует рядовых владельцев, — могут ли изъять обычный легковой автомобиль. Тут все зависит от типа автомобиля. В перечне речь идет о категории M1G — это автомобили повышенной проходимости с числом мест до 8, а также M2 и M3 — автомобили с числом мест более 8.

Категории транспортных средств

Для мобилизации подходит далеко не каждый автомобиль повышенной проходимости. Например, к категории G могут отнести автомобили категорий M и N, если они могут преодолевать подъем 30° и удовлетворяют как минимум пяти из шести приведенных ниже требований:

  1. Угол въезда должен быть не менее 25°.
  2. Угол съезда должен быть не менее 20°.
  3. Продольный угол проходимости должен быть не менее 20°.
  4. Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 180 мм.
  5. Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 180 мм.
  6. Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 200 мм.

Но чтобы понять, могут ли ваш автомобиль использовать в мобилизационных мероприятиях, не нужно измерять линейкой дорожный просвет под осями и углы въезда. Категория всегда указывается в свидетельстве о регистрации транспортного средства.

/guide/autodocs-recovery/

Как восстановить утерянные документы на автомобиль

В СТС в разделе «Категория ТС» через дробь указаны две категории. Первая — категория водительского удостоверения, с которой можно управлять автомобилем. Вторая — категория машины по техрегламенту. Этот автомобиль относится к категории M1 и не подпадает под военно-транспортную обязанность

В перечне упомянуто много другой техники, включая автомобили скорой помощи, трактора, строительные машины. Но, по всей видимости, перечень не исчерпывающий. Судя по п. 1 положения о военно-транспортной обязанности, могут изъять:

  • железнодорожный транспорт — локомотивы, вагоны и все, что передвигается по железной дороге. А также железнодорожную инфраструктуру — рельсы, стрелки, вокзалы;
  • воздушный транспорт, то есть воздушные суда и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру — аэропорты, диспетчерские и технические службы;
  • суда рыбопромыслового флота, морской, внутренний водный транспорт и специальные суда — все, что связано с судоходством на внутренних водных путях и на море;
  • трубопроводный транспорт — тот, что предназначен для транспортировки газообразной, жидкой и иной продукции по трубам;
  • автомототранспортные средства, трактора — принадлежащие как организациям, так и частным лицам;
  • дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы.

ГОСТ 34530-2019 «Транспорт железнодорожный»

ст. 7.1 Воздушного кодекса РФ

ГОСТ Р 55506-2013 «Транспорт водный внутренний»

код 49.50 ОКВЭД

п. 1.2 ПДД

Если в перечне нет какой-то техники, Министерство обороны может утвердить новый, в который включит все необходимое. На момент написания статьи простых граждан могут коснуться только два последних пункта из перечисленных — и только отчасти. Владелец легковой машины с одной ведущей осью ничем не рискует.

Как все это работает на практике

Военно-транспортная обязанность действует как в мирное время, так и в военное. И мероприятия в ее рамках выполняют как владельцы транспорта, так и органы власти. Просто объем этих обязанностей различается в зависимости от того, кому именно принадлежит транспорт.

Например, военкомат самостоятельно обменивается данными с ГИБДД и ведет учет транспортных средств, которые могут использовать в период мобилизации и военного положения. Касается это как личных автомобилей, так и принадлежащих организациям. На этом этапе никаких дополнительных обязанностей не возникает — достаточно просто зарегистрировать автомобиль в ГИБДД либо вовремя прекратить регистрацию, если для этого появились основания.

Сообщество 19.02.21

Как прекратить регистрацию автомобиля, если нет документов?

Техническое состояние транспортных средств проверяют операторы технического осмотра. Периодичность та же, что установлена законом: например, для граждан, использующих автомобиль в личных целях, осмотр нужно проходить только при смене собственника — и то не всегда, а если автомобиль старше 4 лет или при внесении изменений в конструкцию.

Ну и что? 30.12.21

Техосмотр теперь нужно проходить не всем

В каких целях будет использоваться автомобиль, определяет его владелец при оформлении полиса ОСАГО, а не военкомат. От этого зависит и периодичность техосмотра. Например, от владельца рамного внедорожника, у которого в полисе написано, что машину используют для личных нужд, военкомат не имеет права требовать проходить техосмотр раз в год.

Раз в год проходят техосмотр автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны. Такси и автобусы старше 5 лет проходят ТО раз в полгода.

Отказ от прохождения техосмотра не означает, что автомобиль не будут использовать для мобилизационных мероприятий: таких запретов нет ни в одном документе.

А вот организации обязаны сначала выбрать транспортные средства совместно с представителями войск. В теории представители военкомата могут приходить в организацию и проверять транспорт. Но, учитывая количество автомобилей у населения и штат военных комиссариатов, такие мероприятия — скорее исключение, чем правило.

Ну и что? 28.09.22

Работодатели и мобилизация: что ждет бизнес в октябре

Сами автомобили остаются у организаций. Те обязаны содержать их в состоянии готовности, чтобы в случае необходимости передать войскам. А также обеспечивать доступ представителей органов власти и местного самоуправления, военных комиссариатов и войск: эти люди периодически проверяют мобилизационную готовность транспортных средств организаций.

Минобороны определяет пункты передачи и сроки предоставления транспорта и в мирное время доводит эту информацию до организаций. Организации самостоятельно пригоняют транспортные средства в пункты передачи.

Привлекать транспортные средства организаций в мирное время допустимо в таких случаях:

  1. Если требуется провести учения и тренировки по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных заданий.
  2. Если требуется переоборудовать или дооборудовать транспорт, а также провести испытания спецоборудования, которое в итоге на него установят.

Когда могут изъять транспортное средство

Организации обязаны предоставлять транспортные средства и в мирное время, и в период мобилизации, и в военное время.

подп. 10 п. 1 ст. 9 закона о мобилизации

Граждане обязаны предоставлять свой транспорт только в военное время. При объявлении мобилизации на них не распространяется военно-транспортная обязанность.

подп. 3 п. 1 ст. 10 закона о мобилизации

За чей счет проводятся мероприятия

Даже если гражданин предоставил свою машину для нужд Министерства обороны, он остается ее собственником. А все убытки, понесенные в связи с предоставлением транспорта, министерство должно возместить.

п. 25 положения о военно-транспортной обязанности

Но на сегодняшний день эта возможность чисто теоретическая: сначала правительство должно определить порядок возмещения. На момент написания статьи такого документа не существует даже в виде проекта. Также нет и судебной практики: ей просто неоткуда взяться.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

В Минобороны разъяснили сообщения о планах изымать автомобили у граждан

Минобороны РФ выступило с инициативой ставить на учет и мобилизацию все транспортные средства граждан. Ранее на воинский учет ставились только внедорожники. Стоит ли россиянам бояться потери автомобиля, — разобралась «Газета. Ru».

Минобороны РФ опубликовало проект изменения в приказ министра обороны от 2014 года, к который предполагает постановку на учет и мобилизацию в случае войны легковых автомобилей (категория М1) вместо квадроциклов (категория L6). По информации «Известий», сейчас проект приказа Минобороны находится на межведомственных согласованиях, а также проходит антикоррупционную экспертизу. При этом сейчас предполагается, что на воинский учет ставятся только внедорожники.

Вместе с тем Минобороны уже уточнило, что речь об изымании легковых автомобилей у транспорта не планируется, поскольку у российской армии достаточно штатного автотранспорта, передает ТАСС.

«Никакого изъятия либо иных способов отчуждения транспортных и технических средств у граждан и организаций вносимые изменения не предусматривают.

Проект приказа уточняет лишь порядок учета в перечень транспортных средств, который ведется в военных комиссариатах», — пояснили в ведомстве. Ставить на учет предлагается все легковые машины, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие не более восьми мест для сидения. Все эти машины ведомство планирует в случае введения военного положения изымать у граждан для нужд армии. При этом эксперты отмечают, что обычные легковушки вряд ли понадобятся военным.

В первую очередь Минобороны планирует отбирать у граждан отечественные внедорожники, в частности, УАЗ. Иномарки будут изымать в последнюю очередь, так как запчасти для них стоят намного дороже.

Законодательство о мобилизации предусматривает так называемую военно-транспортную обязанность всех организаций и даже частных автовладельцев. Включенные в определяемый самим оборонным ведомством перечень транспортные средства должны регистрироваться в военном комиссариате. Для проведения учений и тренировок по мобилизационному развертыванию они могут временно изыматься у собственников.

Что изменилось

В настоящее время на воинский учет должны ставиться принадлежащие юридическим лицам грузовики и автобусы, прицепы, тракторы и тягачи, квадроциклы, подъемно-транспортные, дорожно-строительные и иные специальные машины (в том числе инкассаторские, медицинские, пожарные, рефрижераторы и так далее), а также джипы (автомобили повышенной проходимости категории G). Информацию о них в военное ведомство в автоматическом режиме передает ГИБДД.

Перечень подлежащих мобилизации транспортных средств частных лиц пока не определен.

Подготовленный Минобороны проект предусматривает постановку на воинский учет в том числе находящихся в корпоративной собственности всех легковых автомобилей, компрессорных станций, агрегатов электропитания и электростанций. Кроме ГИБДД, сведения о транспортных средствах должны будут предоставляться налоговой службой.

До 2014 года требования о мобилизации распространялись на принадлежащие организациям автомобили всех типов и марок, а также тяжелые мотоциклы с коляской, тракторы, спецтехнику и другие транспортные средства. Кроме того, в категорию «призывников» были включены лошади, верблюды, ездовые олени, ослы (ишаки), повозки, нарты и сани.

В настоящее время системы учета всех транспортных средств граждан и изъятия их в случае военных действий для нужд армии существуют во многих странах мира. Поэтому подготовленные Минобороны России инициативы не являются чем-то исключительным в мировой практике.

Россиян в этой ситуации больше всего волнует только один вопрос: когда и при каких обстоятельствах у них изымут любимое транспортное средство. Для начала напомним, какие разновидности мобилизации в нашей стране могут быть.

Мобилизация может быть общей и частичной, она объявляется указами законодательных органов или проводится скрытно, в распорядительном порядке.

Очевидно, что изъятие автомобилей у граждан может произойти только в случае общей мобилизации, которая будет осуществлять в рамках перевода страны и Вооруженных сил на военное время. В случае частичной мобилизации военные, скорее всего, обойдутся своими силами, то есть автомобильной техникой, уже имеющейся в распоряжении военного ведомства.

Гипотетически подобное развитие событий возможно только при развязывании широкомасштабных военных действий на Западе или Востоке с применением только конвенциональных (неядерных) средств поражения.

В целом, война по образцу и подобию Второй Мировой в настоящее время с Китаем попросту нереальна. Такое государство, в условиях его абсолютного превосходства в живой силе и технике, можно удержать от развязывания военных действий только одним — угрозой широкомасштабного применения ядерного оружия. А в условиях ракетно-ядерной войны изъятие автомобилей, находящихся в частной собственности российских граждан, для нужд Вооруженных сил вряд ли потребуется.

Что касается ведения военных действий на Западе, то гипотетический вооруженный конфликт, при котором России потребуется общая мобилизация, может произойти только с НАТО. Однако реальность такой войны со странами Североатлантического альянса представляется более чем сомнительной.

Все остальные типы вооруженных конфликтов (локальные низкой напряженности) не потребуют от России ни общей, ни даже частичной мобилизации.

Это вовсе не означает, что завтра следует в полном объеме отказаться от системы учета всех транспортных средств граждан и изъятия их в случае военных действий для нужд армии. Дело в другом — обладателям внедорожников все-таки сегодня следует расслабиться. Ни сегодня, ни завтра, ни в исторически обозримый срок их автомобили на военную службу не призовут. А систему учета авто повышенной проходимости привести в порядок в соответствии с нуждами обороны страны все же, видимо, следует.

Денежная масса

M1 — определение, формула, что включено?

Денежная масса М1 представляет собой совокупность денежного обращения в национальной экономике, включая все монеты, валюту, банкноты и депозиты овернайт. Это категория, состоящая из наиболее ликвидных частей экономики . Компоненты денежной массы М1, наряду с М2, относятся к узким деньгам.