Содержание
9 фактов о ГАЗ-21 — журнал За рулем
«Двадцать первая», она же «первая Волга», выделялась не только оригинальными фишками во внешности и интерьере — в ней реализованы занятные технические решения. Занятные, удобные, но… не понравившиеся владельцам!
Звезда испугала западных дилеров
11 модификаций Волги ГАЗ-21, которых как бы не было
Особенно ценится у коллекционеров Волга первого выпуска «со звездой». Такие делали лишь в 1956-1958 годах.
Интересно, что на опытных образцах звезды в середине решетки радиатора не было. Стояла обычная, в меру блестящая, скромная вертикальная решетка. По легенде, звезду установили по личному распоряжению Георгия Жукова. Без советского символа машина казалась маршалу Победы (и одновременно председателю приемочной комиссии) слишком «американской».
Курьез был в том, что Волгу делали и на экспорт в капстраны. И западные дилеры от пятиконечной были совсем не в восторге. Получался экспорт не только автомобиля, но и идеологии! В 1958 году звезду с машины убрали.
Волга — кроссовер? Десять самых необычных ГАЗ-21Моторы для машин-догонялок КГБ: их делали на ВАЗе!Секретная машина КГБ: ретротест Волги ГАЗ‑23
И она продавалась – в Скандинавских странах, в Бельгии, на Ближнем Востоке и в Африке. А для Англии даже разработали праворульную модификацию!
Оленя увели!
Лучший способ сберечь нервы и деньги — подписаться на любимый журнал
Зато ценимый современными коллекционерами олень на капоте красовался до начала 1960-х.
Красивый зверь создавал владельцам немало проблем. Оленей вечно воровали, уродуя при этом капот — ведь крепили фигурку на совесть. Те автолюбители, чьи Волги ночевали на улице, уносили оленей в квартиру — для этого приходилось каждый раз отворачивать несколько гаек. Утром зверя возвращали на место.
На оленя злоумышленники покушались, едва Волги появились на улицах.
Цвет кузова? Какой из двух?
Родилась эта мода в США, потом ее подхватили и многие европейцы.
ГАЗ-21 – Волга XXI века
В цветных советских фильмах 1950-х любили снимать новые разноцветные Волги. Машины стали одним из символов оттепели – времени надежд в СССР.
Волга, окрашенная в светло-зеленый с темно-зеленым, появилась в фильме «К Черному морю» — ленте, посвященной стремительно входящему в моду автотуризму. Путешествие в отпуск на бело-синей Волге — канва комедии «Шофер поневоле».
Хотя чиновники ездили исключительно на черных машинах.
А сам Горьковский завод от нарядной двухцветности был совсем не в восторге. Ведь возни с такими кузовами было вдоволь. Сначала всю машину красили в светлый колер. Потом, заклеив переходы бумагой, добавляли темный цвет. Для серийного производства — страшная морока!
Да и добиться ровных переходов было не так-то легко. Поэтому сделали даже опытные образцы с молдингами по борту, чтобы скрыть эти самые переходы. И со временем, к радости заводчан, от двухцветных машин отказались. Да и мода на них прошла.
Продолжение – на следующей странице.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
Любимая машина СССР — ретротест той самой «Волги с оленем» — журнал За рулем
В современном серо-бело-черном городском потоке эта Волга выделяется не только двухцветной окраской, но и величавой осанкой. Высокая, солидная машина вальяжно плывет, не подчиняясь законам современной суеты. И уважать ее можно уже за одно только это.
Оттепель
Самое крутое авто из прошлого: 9 фактов о ГАЗ-21
Во второй половине 1950‑х атмосфера в Советском Союзе стала теплее и ярче. Разноцветность – один из символов того времени. Вот и ромашка – эмблема Всемирного фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в Москве в 1957 году и ставшего самым крупным за всю историю – была пятицветной.
В Москву тем летом съехалось столько иностранцев, сколько обычный гражданин СССР за всю жизнь не увидел бы. Они были веселые, шумные и очень яркие. Советская молодежь тоже стала одеваться по-другому, пусть не всегда со вкусом, а иногда даже пестро до эпатажа. Кто-то стиляг презирал, иные им симпатизировали, но картину советской жизни они уж точно расцвечивали.
До начала 1960‑х на бампере Волги стояли мощные клыки. Звезду на решетке радиатора ставили лишь на машины первой серии.
Эпидемия, о которой не принято говоритьОгромный штраф для пассажира — коснется каждого!Когда помогать запрещает… закон! Вы знали об этом?
Олень – гордость и головная боль владельцев ранних ГАЗ‑21. Красивую фигурку часто воровали.
Эмблема Волги, как и у ЗИМа, – со знаменитым оленем.
Москвич‑402 — что наши инженеры срисовали у Опеля
Специально к фестивалю 1957‑го автобусы и грузовики, перевозящие по городу 34 тысячи гостей, окрасили необычными яркими красками. И новый советский автомобиль с новым именем Волга, стартовавший в 1956‑м вскоре после первопроходца оттепели – Москвича‑402, органично въехал в эту яркую эпоху.
Тем более что часть новых горьковских машин были тоже непривычными по окрасу – двухцветными. Как эта Волга 1958 года, с которой мы знакомимся. Кстати, при реставрации цвет автомобиля был придирчиво откорректирован, в том числе и по фильму «К Черному морю», оказавшемуся на пике популярности в стране именно в 1957 году.
ПОЕДЕМ В КИНО!
Волги первого поколения стали героинями второго плана веселых оттепельных фильмов.
«К черному морю», 1957 г., режиссер Андрей Тутышкин
«Шофер поневоле», 1958 г., режиссер Надежда Кошеверова
«Три плюс два», 1963 г., режиссер Генрих Оганесян
Русская река
Уникальная Победа ГАЗ-М20: ретротест машины cкорой помощи
Проектирование модели, призванной сменить Победу, начали в первой половине 1950‑х. По меркам более позднего советского времени автомобиль создали феноменально быстро: уже в 1955 году на испытания вышли опытные образцы. Победе ГАЗ-М20, к слову, еще и десяти лет не было. Делали ее, правда, аж до 1958 года. Но если вспомнить, сколько лет потом выпускали ГАЗ‑24 или Жигули, то конвейерный век ни Победы, ни 21‑й Волги долгим не покажется.
В Волгу вложили всё новое и лучшее, что мог позволить себе в те годы Горьковский автозавод. Совершенно новый кузов. Верхнеклапанный мотор объемом 2,45 л развивал вполне приличную для тех лет мощность 70, а потом и 75 л.с. На самые первые Волги ставили, правда, модернизированный нижнеклапанный двигатель Победы с увеличенным до 2,4 л объемом (65 л.с.).
Комбинация приборов с элегантным голубым «колпаком» сделана в стиле американского Форда. Колер дверных карт – тоже в общей цветовой палитре автомобиля.
Приемник в Волге – с длинными и средними волнами.
Слева на панели – рычажки системы отопления и вентиляции.
Рядом с педалью сцепления – кнопка системы смазки узлов передней подвески.
Лучший способ сберечь нервы и деньги — подписаться на любимый журнал
Заметно переработали переднюю подвеску. От Победы с минимальными изменениями осталась лишь трехступенчатая коробка передач. Но ведь такую коробку планировали, в основном, для машин-такси. А основным агрегатом должен был стать трехступенчатый автомат! Первый в СССР!
Конечно, Волгу делали не без американского влияния, но копией конкретной модели она не была. На Ford Mainline 1952 года, который, как и несколько иных зарубежных аналогов, был на заводе, советская машина похожа примерно в той же степени, в который большинство автомобилей подобного класса в те годы напоминали друг друга. Тем более, что ГАЗ-М21, в отличие от американских рамных аналогов, имел несущий кузов.
Ранняя версия двигателя рабочим объемом 2,45 л развивала 70 л. с.
С чего срисовали Волгу ГАЗ-21: с Форда? Крайслера? Или Москвича-402?
А вот автоматическая коробка для Волги действительно была фордовская, правда, немного переработанная.
Один из создателей этой коробки Борис Дехтяр рассказывал некогда, что работу провели грамотно. Но от автомата на Волге вскоре после начала выпуска отказались. Ни в поточном производстве, ни тем более в обслуживании сложный агрегат не соответствовал советским реалиям. Даже масло для коробки было не достать. Одно дело – мелкосерийные Чайки, все-таки получившие автоматы и старательно обслуживаемые в начальственных гаражах. Другое – массовый автомобиль, особенно где-нибудь в глубинке.
Радиатор ГАЗ‑21 с жалюзи. На ранних Волгах сверху стоял датчик температуры воды.
Рассказывали, что владельцы первых Волг с автоматами писали письма, а иногда и приезжали на завод, просили, а иной раз и требовали заменить хитрую коробку на обычную, простую и понятную трехступенчатую механику с синхронизаторами на второй и третьей. Машин с автоматами сделали несколько сотен (по некоторым оценкам – чуть больше тысячи). Однако неизбалованные советские граждане отсутствие такой роскоши трагедией не восприняли. Величавая машина с оленем на капоте все равно стала для страны огромным и радостным событием.
Продолжение – на следующей странице
Тайны Волжского уголка.
Тайны Волжского уголка.
Русский
Тайны Волжского уголка.
Курганы, крутые склоны и гребни холмов
Спрессованы в нежеланный ряд,
Доселе хранят в памяти
Свои суровые былины…
Садовников Д.Н.
- Жигулевская жемчужина
- Ресурсы Волжской земли
- Шаг в прошлое
- Обитель кисти русских художников
- Родина поэта из Ширяево
- Любимое место туристов
Жигулевская жемчужина
Жигулевской жемчужиной по праву можно считать деревню Ширяево. Расположен в долине Ширяевского оврага. Это самая большая долина в районе Самарской Луки (излучина Волги). Его длина составляет 35 км, а ширина в районе Ширяево около 3 км. По обеим сторонам оврага спускаются к Волге два гребня холмов: Попова и Монастырская, изрезанные ямами и лощинами и поросшие лесом. Повсюду хорошо известны боковые ответвления Ширяевского оврага: Хмелевский, Кочкарный, Прасельский, Крестьянский, Медвежий. Для удаления от Волги склоны оврагов выше.
Задняя часть
Недра Волжской земли
В 15 км от Ширяево по оврагу ведется добыча доломитовой муки.
В одной из ветвей Ширяевского оврага, а именно в Прасельском овраге, имеется пласт гипса, залегающий штоком на глубине 15 м. Ближе к основанию склонов белый гипс переходит в голубой ангидрит, известный как «жигулевский мрамор».
Очевидно, что все предметы в этой местности и их названия связаны с прорезями оврагов. Ширяево было названо в честь оврага и других природных объектов вокруг него. Ширяево — центр жигулевской горнодобывающей промышленности. До революции добыча полезных ископаемых в Ширяево была очень примитивной.
В настоящее время в карьерах добываются следующие виды полезных ископаемых: бут, доломит, известняк различных марок, таких как белый кремень, голубой кремень, шаровидный кремень и др. Местные заводы производят известь и алебастр.
На липовом лугу есть известняковая толща, называемая «розовым рядом», поскольку она имеет розовый цвет и по своей структуре напоминает мрамор.
Накладные камни из Ширяево используются для опор мостов и других дорожных конструкций.
Продукция завода доставляется далеко вверх и вниз по Волге. Летом заводы Ширяево всегда обеспечены плоскодонными лодками и баржами, нагруженными камнями и известью для отправки в разные города.
Во время весеннего половодья вода из Волги поступает по ерику (мелкому руслу) в деревню, что значительно облегчает погрузку баржи. Ширяево имеет репутацию города с многоотраслевой экономикой. Здесь выращивают зерновые, технические и овощные культуры, развивают скотоводство и пчеловодство.
Задняя часть
Шаг в прошлое
В далеком прошлом, как видно из описания слобод 1647 г., Ширяево было известно под названием Ширяевского оврага и принадлежало помещику Филатову. В это время в селе проживало 167 крестьян, «бедных безземельных и зависимых крестьян», со своими семьями, а у некоторых из них были батраки и праздные люди в своих хозяйствах.
Назад
Обитель кисти русских художников
Великий русский живописец Репин И.Е. останавливался в Ширяево во время своего путешествия по Волге. Живя в Ширяево, Репин собрал много материала для своей знаменитой картины «Бурлаки на Волге». Репин работал с этой картиной с 1870 по 1873 год. В то время, будучи незавершенной, картина экспонировалась на нескольких выставках, а ее демонстрация на академической выставке вызвала горячие споры в художественном мире и литературе.
Бревенчатый дом, в котором жил Репин в Ширяево, был построен во второй половине XIX века.
В музеях хранится множество рисунков, этюдов и этюдов, написанных Репиным в Ширяево. Здесь он нашел наиболее интересный и выразительный образ бурлака по имени Калич, который был провозглашен «вершиной бурлацкой эпопеи».
Летом Репин написал «Буря на Волге».
В Ширяево вместе с Репиным работал живописец Васильев Ф.А. Лето 1870 года на волжских берегах было для него очень плодотворным. Им написаны «Баржи на Волге», «Волжский пейзаж» и ряд прекрасных этюдов, отражающих красоту и свежесть волжской природы.
Назад
Родина поэта из Ширяево
Ширяево – родина поэта Александра Васильевича Абрамова. Он родился в крестьянской семье в 1887 году. Детство его прошло среди Жигулевских гор; раннее знакомство с трудом грузчиков и бурлаков наложило отпечаток на творчество поэта. Особенно его воображение поэта пленили многочисленные легенды и предания о разинском периоде и сокровищах, зарытых в Жигулевских горах. Его произведения пронизаны стихийно-бунтарскими и эпико-песенными мотивами. Поэт из Ширяево ведет себя как поэт энергичной вольницы, проникнутый романтизмом назревающей свободы волжской нищеты, ее стихийного бунта против богатых и состоятельных людей. Дом, в котором родился и жил поэт, до сих пор спасают. Небольшое одноэтажное здание с мемориальной доской на фасаде.
Назад
Любимое место туристов
Ширяево – излюбленное место отдыха туристов. Внимание туристов привлекает узкая белая лента, опоясывающая зеленые склоны Зигулевских гор. Это карьеры, где добывают известняк. Сейчас только узкая полоска у подножия гор коснулась руки мужчины. Остальные горы еще не тронуты и до вершин покрыты зелеными девственными лесами.
На фоне зеленых гор виднеется приподнятая голова, согнутая шея и спина с двумя холмами – все это напоминает верблюда, застывшего в позе покоящегося животного. Иностранные туристы, прибывающие на берег Волги, посещают музей И. Е. Репина.
Ширяевские речки воды,
Верблюжья горка, Заброшенные копи,
Узкие горные тропы
Бескрайняя ширина Жигулей
Все это моя Родина
И волжская земля!
Ширяево! Это волжская деревня!
Это обитель кисти русских художников.
Родилась по воле Божией,
Как Родина русских бурлаков!
В.Степанов
Задняя часть
Достопримечательности Самары – наследие 400-летней истории города на Волге
- Главная
- Россия
- Самара
- Достопримечательности Самары
Памятник Чапаеву и Драматическому театру
Самара – город с богатой историей и классической русской архитектурой, где золотые купола храмов гармонируют со сверкающими фасадами современных зданий на фоне зеленых холмов и величественной реки Волги. Этот город с миллионным населением и 400-летней историей славится многочисленными памятниками, постройками XVIII-XIX веков, а также свидетельствами знаменательных событий ХХ века.
В первую очередь среди достопримечательностей Самары стоит отметить храмы и церкви, представляющие собой не только важные религиозные памятники, но и лучшие образцы русской архитектуры XIX века. Сегодня они совершают богослужения вместе с русскими православными обрядами и обрядами, которые можно наблюдать de visu.
Самара также известна как один из центров авиастроения России. Это подтверждают такие достопримечательности, как Памятник-Самолет ИЛ-2 и ракета Р-7 — легенда советской космонавтики.
Вознесенский собор
В центре Самары, возвышаясь сверкающим куполом и колокольней, возвышается старейший в городе Вознесенский собор. Построенный в 1847 году, он полвека был главным храмом Самары. Раньше на его месте стояла небольшая деревянная церковь. Подробнее…
Иверский монастырь
На крутых берегах Волги в Самаре находится одна из красивейших достопримечательностей города – Иверский монастырь. История этого религиозного комплекса начинается с 1850 года, с основания небольшой общины сестер милосердия. Для этого самарцы собрали деньги, сколько смогли, и выделили небольшой участок за городом. Подробнее…
Памятник Ил-2
В центре Самары возвышается один из главных символов города — Ил-2 Штурмовик, легендарный самолет Великой Отечественной войны. За годы войны самарские заводы выпустили более 27 тысяч самолетов, что составило 80 процентов от общего количества. На сегодняшний день Ил-2 — это самый массовый военный самолет в истории. Подробнее…
Музей «Космическая Самара»
Мало кто знает, что Самара была одним из главных строителей космической программы Советского Союза. Именно здесь собиралась ракета «Восток», которая вывела на орбиту первый пилотируемый космический корабль.