Содержание
BMW R75 — Мотомир Вячеслава Шеянова
This entry is also available in:
Английский Китайский
Мотомириада №54
Аудиоверсия статьи:
Осенью 1937 года Верховное командование сухопутными войсками Вермахта сформулировало требования к новому внедорожному мотоциклу, выполнять заказ взялись два крупнейших мотопроизводителя Германии – фирмы BMW и Zündapp. Получившиеся мотоциклы были похожи как внешне, так и конструктивно, но сегодня подробно расскажем только о BMW R75, а Zündapp KS750 оставим на потом.
BMW R75
Однозначно, очень важную роль в разработке немецких военных мотоциклов сыграли испытательные пробеги в целом, и особенно Международные шестидневные испытания. Особенно сильно это отразилось на подготовке многочисленных мотоциклетных корпусов, которые стали авангардом германских бронетанковых дивизий.
До начала Второй мировой войны Германия уделяла очень много внимания мотоциклам с колясками, это хорошо было видно по количеству участников Международных соревнований, среди которых больше всего было немцев на мотоциклах с колясками. Позже, германская пропаганда открыто признала, что именно эти спортивные состязания помогли выявить недостатки конструкции и обучить высококлассных водителей, используя тяжелые условия соревнований.
Конечно, военные действия очень сильно отличались от соревнований: водителям приходилось гнать свои машины на тысячи километров в течение месяцев, часто не имея возможности сделать капитальный ремонт уставших узлов. К тому же местность была намного суровее, чем на испытаниях, а то, что эти машины никто специально не отбирал, как лучшие из числа произведенных, накладывало свой отпечаток на требования к этим «вездеходам».
В середине 1930-х мотоциклы с приводом на колесо коляски начали появляться в Бельгии (FN M12a SM), во Франции (Gnome-Rhone AXII), Англии (Norton Big Four) и даже Японии (Rikuo Type 97). Эти мотоциклы с колёсной формулой 3х2 отлично показывали себя на бездорожье, но немецкая военная машина не торопилась с выводами. Вермахт хотел получить в свое распоряжение самый лучший внедорожный мотоцикл.
FN M12a SM из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»
Gnome Rhone AXII из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»
Norton Big Four из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»
Rikuo Type 97 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»
Предком R75 была модель R12, представленная в 1935 году, которую отличала телескопическая передняя вилка с гидравлическими амортизаторами. Мощный двигатель объемом 746 куб. см, 4-ступенчатая коробка передач и привод от вала делали машину быстрой и надежной, однако небольшое расстояние между колесом и крылом создавало множество проблем для немецких мотоциклистов на Восточном фронте.
BMW R12 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»
BMW R75 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»
Двигатель отчасти напоминал нижнеклапанный от R71. Тоже бензиновый четырехтактный, двухцилиндровый «квадратный» (диаметр цилиндра и ход поршня равны 78 мм) двигатель рабочим объемом 745 куб. см, все также смонтированный поперек рамы.
Но в отличие от своего более мирного предка, новый двигатель стал верхнеклапанным, причем, для удобства обслуживания, коромысло каждого клапана закрывалось отдельной крышкой. Новая силовая установка, сконструированная не столько для максимальной мощности, сколько для максимального срока службы, развивала 26 л.с. при 4400 оборотах в минуту.
Заводился мотоцикл кикстартером. Использованное в системе зажигания магнето с механизмом автоматической регулировки угла опережения зажигания обеспечивало надёжную работу зажигания, о чем свидетельствовали свечи, которые спокойно «проходили» по 12 тысяч километров без чистки и замены. Магнето, также использованное в мотоциклах Zundapp KS600 и BMW R71, поставлялось двумя производителями: Noris ZGA2 и Bosch FJ2 R134. На экземпляре «Мотомира» установлено магнето фирмы Noris, которое отлично показало себя в процессе эксплуатации.
Магнето и распределительный вал приводились системой шестеренок. Двигатель получился очень надежным, не перегревался на маленьких скоростях и не «капризничал» в морозы, это заслуга двух карбюраторов Graetzin Sa 24. Хорошую проходимость в преодолении водных препятствий обеспечивали резиновые колпачки на смесительных камерах карбюраторов и специальные наконечники для свечей.
Сразу оговоримся, было несколько модификаций мотоцикла R75, он менялся на протяжении всего срока производства: изменялись детали двигателя, навеска, раскраска и многое другое. Официально, первая версия не имела названия, но в ходу были такие клички, как «Европа» и «Сибирь», наиболее же известная из последующих версий получила имя «Сахара».
Клапанные крышки тоже изменялись, и в версии «Сахара» они уже не окрашивались в цвет мотоцикла. Добавилось неярко выраженное оребрение для лучшего охлаждения цилиндров.
Первые версии мотоцикла окрашивались в темно-серый (Фельдграу) цвет. Версия “Сахара” одной из первых первой получила желто-песочный цвет окраски, а чуть позже, с февраля 1943 года, “песчаный камуфляж” получили все боевые машины Вермахта, за исключением служивших на Восточном фронте.
На первых версиях R75 фильтрующий элемент располагался под бензобаком, на стандартном для BMW месте, в отливке корпуса КПП. На решение изменить его местоположение повлияли пески африканских пустынь и грязь русских дорог, которые забивали воздушный фильтр слишком быстро. На «Сахаре» фильтр занял место вещевого ящика на бензобаке и был закрыт крышкой, очень напоминающей по форме немецкую каску. Конструкция и расположение воздушного фильтра, с устройством для обеспечения подсоса во время запуска двигателя, делали запуск менее проблемным и были оправданы.
Выхлопная система тоже была с «изюминкой». Выхлопная трасса из цилиндров приходила в небольшой ресивер, расположенный перед картером двигателя, и только после этого уходила в заднюю часть мотоцикла, к «банке» глушителя. «Банка» была закрыта перфорированным листом железа, для защиты ног заднего пассажира от ожогов.
В 1943 году у «Сибири» немцы изменили выхлопную систему. Теперь выхлопные газы проходили через теплообменник, теплый воздух из которого использовался для обогрева ног и рук водителя, а также подогревал пол у коляски.
Двигатель и коробка передач смонтирована в один блок. Сцепление в BMW R75, не выделяясь ничем особенным, было сухим, однодисковым. Зато четырехступенчатая коробка с задним ходом и демультипликатором была настоящим произведением искусства. Переключение передач осуществлялось либо левой ногой, либо внутренним рычагом, установленным на правой стороне бензобака, задняя передача включалась только ручным рычагом. Наружный рычаг управлял демультипликатором.
Крутящий момент с коробки передач снимался с помощью карданного вала, и через дифференциал передавался на заднее колесо мотоцикла и колесо коляски. Привод на коляску – постоянный, но благодаря дифференциалу мотоцикл ехал прямо, и не сходил со своей траектории даже на высоких скоростях. Если мотоцикл «увязал» на бездорожье, да так что одно колесо вращалось свободно, можно было включить блокировку дифференциала, что значительно повышало проходимость мотоцикла. Рычаг для включения блокировки располагался под бензобаком с правой стороны.
К передаточному числу, получаемому при помощи конической и коренной передач дифференциала добавлялось дополнительное передаточное число, получаемое в трансмиссии заднего колеса и колеса коляски двумя дополнительными цилиндрическими шестернями. Это напоминало устройство трансмиссии тяжелых грузовиков тех лет, так похожих на эти мотоциклы.
Колесо коляски имело торсионную подвеску, а сама коляска крепилась на листовых рессорах. При необходимости, привод колеса коляски отсоединялся и позволял использовать мотоцикл как одиночку. На передней части коляски устанавливался пулемёт MG 34 ил MG 42.
Пространственная рама, построенная из труб и штампованных деталей, была крепкой и выдерживала высокие нагрузки, часто возникавшие на полях сражений.
Сиденья на R75 поставлялись известной в то время компанией Drilastic. У «Сахары» изменена форма сидений, и отличается от первых версий.
Сахара – мотоцикл тяжелый, намного тяжелее современников, которые согласно ПДД ограничены массой в 350 кг.
R75 же весит 420 кг. И едет он так, как положено тяжелому мотоциклу, уверенно и плавно, несмотря на неподрессоренный зад. Однако, R75 легко рулится, благодаря широкому рулю, а низко расположенное сиденье позволяет уверенно доставать ногами до земли, особенно левой, а это очень выручает при опасных ситуациях на колеях и косогорах, когда мотоцикл норовит опрокинуться или ускользнуть в сторону на скользкой лесной дороге.
BMW R75 легко рулится, благодаря широкому рулю, а низко расположенное сиденье позволяет уверенно доставать ногами до земли.
По-современному расположенные органы управления, а именно переключение передач ногой, в отличие, например, от Harley-Davidson тех лет, добавляют уверенности, быстроты и чёткости управления мотоциклом. Зажигание выполнено грамотно и включается поворотом тумблера, без ключей, которые так легко потерять в военное время!
Привод на заднее колесо и колесо коляски настолько надёжны, что позволяют тащить за собой что угодно, пока колёса не станут буксовать или не закопаются в песок. Ну или не забьётся насмерть грязью промежуток между передним колесом и крылом.
BMW R75 — безусловно технический шедевр. Привод на заднее колесо и колесо коляски настолько надёжны, что позволяют тащить за собой что угодно, пока колёса не станут буксовать или не закопаются в песок.
Так же хорош и гидравлический тормоз этих двух колёс, останавливает мотоцикл не хуже современных, разумеется, если всё исправно и отрегулировано. Однако прокачка тормозов- это та ещё задача. Равно как и езда на одиночке. Всё бы ничего, но, чтобы отсоединить коляску с её приводом- приходится изрядно попотеть!
И все-таки, несмотря на все недостатки, BMW R75 является центральной частью коллекции музея «Мотомир Вячеслава Шеянова». Вячеслав поставил себе целью собрать под одной крышей лучшие мотоциклы войны и мира Золотого века мотостроения, пик которого пришёлся на 30-е – 40-е года прошлого века. В коллекции музея собрано более 90 экспонатов, каждый из которых любовно обслуживается и ревностно оберегается, но самое главное, все экспонаты – «живые» и попеременно принимают участие в небольших тест-драйвах, что проводятся по полям и лесам Самарской области.
Передняя подвеска представлена телескопической вилкой с гидравлической амортизацией. На первых версиях мотоцикла применялись металлические щитки, защищавшие подвижные части амортизатора, но грязь и песок очень быстро забивались в щели, подвижные части быстро приходили в негодность. На «Сахаре» исправили эту проблему и начали устанавливать резиновые пыльники, надежно защищавшие амортизаторы от внешних стрессоров.
По крайней мере, так было на бумаге, в реальности же, когда начинаешь рассматривать военные фотографии, удивляешься тому разнообразию, что встречалось на полях сражений: версии с «каской»-фильтром и металлическими щитками, с резиновыми пыльниками и «бардачком» на бензобаке и даже с «правильными» пыльниками и фильтром, но с клапанными крышками старого образца.
Спицы, применявшиеся на R75, были усилены, для того чтобы выдерживать высокие нагрузки. Все три колеса – взаимозаменяемые, запасное колесо крепилось на крышку багажника коляски. Размер шин (4,5 х 16 дюймов) был унифицирован с Volkswagen Typ 82 (Kübelwagen).
Неремонтопригодные мотоциклы разных марок свалены вдоль дороги где-то на побережье Франции. Мотоцикл с коляской – BMW R75.
На всех трех колесах установлены барабанные тормоза, но передний тормоз приводится тросом, а задние тормоза – гидравлические. Принцип работы с тех пор не изменился: водитель давит на педаль, на R75 находящуюся слева по ходу движения, и она приводит главный тормозной цилиндр, находящийся в отливке корпуса КПП. Цилиндр перемещает тормозную жидкость, которая по трубкам приходит на задние колеса и выталкивает поршни тормозных цилиндров.
Благодаря высоким аркам, на колеса можно было установить цепи, что еще больше повышало проходимость мотоцикла. Часть арки заднего колеса откидывается, для упрощения процесса замены колеса. У версии «Сахара» арки сделаны более узкими и расположены дальше от колеса, нежели у первых R75. Как и любая другая внедорожная машина, при помощи экипажа BMW R75 мог преодолеть практически любое бездорожье.
Топливный бак R75 объемом 24 литра обеспечивал запас хода в 350 км, что соответствует расходу в 7л/100км по трассе. Чтобы его увеличить запас хода, на коляску крепились бензиновые канистры с дополнительным запасом топлива.
Сегодня, бензиновые канистры – неотъемлемая часть нашей жизни, практически у каждого автомобилиста такая лежит в багажнике, а уж у бывалых мототуристов – это обязательный атрибут экипировки.
Во время Второй Мировой Войны союзники называли канистру с топливом – «Jerrycan». Слово «can» означает банка, ёмкость. Слово «Jerry» – это часть военного сленга англоговорящих союзников, которое означало «Germans» (Немцы).
Три ручки у канистры были сделаны не случайно, а для соответствия техническому заданию Вермахта, которое требовало возможности переноса солдатом двух полных канистр, или четырех пустых.
Мотоцикл мог тащить прицеп весом до 450 кг. Это могло быть и противотанковое 37 мм орудие PaK-35/36 и 81-мм миномет s.Gr.W.34. По некоторым данным, R75 мог тащить за собой до 8 (!) прицепов сцепленных друг с другом.
Хоть BMW R75 и мог сравниться по проходимости с новыми внедорожниками «Jeep», но только у опытных мотоциклистов, а это еще больше усложняло его эксплуатацию. В целом, R75 – один из самых совершенных мотоциклов Второй Мировой Войны, но у совершенства есть своя цена, в данном случае, излишне высокая. Мотоцикл обходился Вермахту ту же сумму, что и 3 Kübelwagen’а. Такие расходы во время войны – недопустимая вещь, и в 1944 производство свернули. Всего было выпущено 16500 мотоциклов BMW R75.
Все любители «немцев» просто обязаны посетить музей мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова», где и находится прекрасно отреставрированный мотоцикл BMW R75 «Sahara».
Производитель | Bayerische Motoren Werke, AG, г. Мюнхен, Германия |
Годы выпуска | 1940 – 1944 |
Количество, шт | 16 510 |
Стоимость | 1 595 RМ |
Стоимость в современных ценах | 10 309, 6 $ |
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ | |
Тип | 2-цилиндровый, верхнеклапаный с оппозитным расположением цилиндров, 4-тактный |
Объем двигателя, см3 | 746 |
Диаметр и ход поршня, мм | 78 х 78 |
Мощность | 26 л.с. при 4000 об / мин. |
Зажигание | магнето, расположение кикстартера с левой стороны |
Карбюратор | тип Graetzin Sa 24 / 1 и Sa 24 – 2 шт. |
Аккумулятор | 6В |
Сцепление | сухое однодисковое |
Коробка передач | 4-ступенчатая + задняя передача |
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА | |
Тип рамы | трубчатая сварная |
Передняя подвеска | телескопическая |
Задняя подвеска | жесткая |
Тормоза | барабанные с гидравлическим приводом, включая колесо коляски |
Размеры колес | 4,50 х 16 (3 колеса) |
РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм |
2 400 |
Ширина, мм |
1 730 |
Высота, мм |
1 000 |
Колесная база, мм |
1 444 |
Клиренс, мм |
150 |
Высота сидения |
780* |
Масса, кг |
420 |
Емкость бензобака, л |
24 |
Максимальная скорость, км/ч |
92 |
Дальность, км |
360 |
* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.
Литература:
Instandsetzungsanleitung zur Arbaitspreisliste fur BMW Kraftrad 270/275 (Bisherige Bezeichnung R 75)
Мотоцикл BMW R 75/5 1969 Фото, Характеристики, Обзор, Сравнение на БАЗАМОТО
Мотоцикл BMW R 75/5 1969 Фото
BMW R 75/5 1969
BMW R 75/5 1969
BMW R 75/5 1969
Технические характеристики BMW R 75/5 1969
Двигатель BMW R 75/5 1969
Двигатель
Air cooled, four stroke, two cylinder horizontally opposed Boxer, pushrod operated 2 valves per cylinder.
Объём двигателя
745
Диаметр цилиндра х Ход поршня
82 x 70.6 mm
Макс. Мощность
50 hp 36.8 KW @ 6200 rpm
Макс. Крутящий Момент
60 Nm 44 ft lb @ 5000 rpm
Зажигание / Стартер
Battery ignition / electric
Степень Сжатия
2x Bing constant depression
Макс. момент, Нм.
60
Макс.мощность на об/мин.
6200
Макс. Мощность, кВт
36
Макс. Мощность, Л.с.
50
Макс. крутящий момент на об/мин.
5000
Трансмиссия BMW R 75/5 1969
КПП / Привод колеса
4 Speed / shaft
Размеры и масса BMW R 75/5 1969
Емкость Топливного Бака
24 Litres
Мокрый Вес
210 kg
Ходовая часть и тормоза BMW R 75/5 1969
Задний Тормоз
200mm drum
Задняя Шина
4.00 S18
Передние Тормоза
200mm drum
Передняя Шина
3.25 S19
Задняя подвеска
Long swinging arm with strut. 125mm wheel travel
Передняя Подвеска
Telescopic hydraulic forks. 208mm wheel travel
Динамические характеристики BMW R 75/5 1969
Информация подготавливается
Прочие характеристики BMW R 75/5 1969
Год
1969
Модель
BMW R 75/5
Описание BMW R 75/5 1969
Описание мотоцикла BMW R 75/5 1969 находится в очереди на публикацию статьи.
Анонс:
Сегодня чуть ли не под каждый нарождающийся на свет мотоцикл маркетологи стремятся выкроить свою нишу.
Тот — дорожный спорт, этот — прогулочный эндуро. А вот к какому классу отнести мотоцикл, в котором всего понемногу?
Хороший байк должен обладать надежным двигателем, иметь удобную эргономику и простое управление …
BMW R 75/5 не продающийся в России мотоцикл оснащенный двигателем большой мощности 50лс.
Несмотря на то, что хорошие модели мотоциклов отличаются весьма солидной ценой, а сезон их использования относительно короткий, рынок мототехники стремительно развивается.
А если верить словам дилеров, то некоторые модели недавно выпущенных мотоциклов в начале сезона расходятся как горячие пирожки, и привезенных в Россию моделей явно не хватает для полного удовлетворения потребительского спроса.
Мотоцикл давно перестал быть альтернативой автомобиля, и забыты те времена, когда эту технику покупали только потому, что не хватало денег на полноценный автомобиль.
Сейчас двухколесные транспортные средства во многих случаях можно назвать чудесами техники, и их стоимость может сравниваться с ценой на престижные автомобили.
Многие люди стали покупать мотоциклы для увлечений, так как езда на них или даже коллекционирование стали хорошим развлечением для многих людей.
Многие мотоциклы, например BMW R 75/5 технические характеристики которого позволяют назвать модель престижной маркой, пользуются спросом как у начинающих, так и у опытных мотоциклистов.
В настоящее время приобрести новый мотоцикл BMW R 75/5 1969-го модельного года нереально, так как их производство остановлено еще 47 лет назад.
При этом BMW R 75/5 технические характеристики имеет отличные, поэтому многие стремятся приобрести если не новый, то хотя бы подержанный вариант.
Мотоциклы, имеющие объем двигателя 745 куб. см., появились в результате длительного труда изобретателей, стремившихся создать модель, не уступающую по характеристикам другим вариантам мотоцикла.
В некоторых случаях эти модели не только не уступают, но и опережают другие мотоциклы, так как имеют минимальный расход топлива и прочие отличные параметры.
Мото с объемом двигателя более 400 кб. см, к которым относится BMW R 75/5 — это категория мотоциклов просто не может претендовать на звание «мотоцикла для новичка».
Напротив это уже серьезная техника, требующая определенного управления мото-техникой с меньшим объемом двигателя.
Да, она привлекает больше внимания, она самая красивая, быстрая, интересная и здесь есть огромный выбор моделей.
Но с ростом мощности неизбежно вырастает и вес мотоцикла.
В этом классе вы вряд ли найдете мотоциклы легче 180 кг, только если это не мотоциклы самых новых моделей.
Перейти ко всему модельному ряду мотоциклов BMW,
на этой странице вы сможете найти мотоциклы BMW R 75/5 других годов выпуска и
информацию о них
Мотоциклы похожие по характеристикам на R 75/5:
330 000р. *
Suzuki Intruder M800 2005
сравнить
214 000р.*
Moto Guzzi Breva 750 2003
сравнить
1275 000р.*
BMW R 80R 1991
сравнить
497 000р.*
Suzuki Boulevard C50 B.O.S.S. 2014
сравнить
Suzuki DR 800S Big 1993
сравнить
Показаны похожие мотоциклы с ограничением 5шт,
посмотреть все похожие на R 75/5
Небольшое развлечение на стороне: BMW R75 с коляской 1941 года выпуска
BMW R75 с коляской 1941 года выпуска
Двигатель: 745 куб. 4000 об/мин
Карбюратор: Два колеса Graetzin Sa 24 мм
Трансмиссия: 4-ступенчатая с задним ходом (3-ступенчатая с низким передаточным числом и задним ходом для бездорожья)
Электрика/зажигание: Магнето Noris
7
0 Рама 9/00020 колесная база: Трубчатая сталь/56,9 дюйма (1444 мм)
Подвеска: Телескопическая вилка спереди, жесткая задняя с трубчатыми пружинами только для коляски
Тормоза: 9,8 дюйма (250 мм) барабанные тормоза спереди и сзади, 9,8 дюйма (250 мм) гидравлические тормоз для коляски
Шины: 4,5 x 16 дюймов спереди, сзади и с коляской
Вес (сухой/склад): 882 фунта (400 кг) с коляской
Запас топлива: 6,3 галлона (13,9 л)
Цена тогда/сейчас : NA/$45,000
Мотоциклетные коляски составляют демилитаризованную зону автомобильного сообщества. Будучи трехколесными, они отделяют обыденный и предсказуемый мир автомобилей и грузовиков, которые неуклюже несутся на четырех колесах, от счастливого образа жизни, которым страстно наслаждаются мотоциклисты со своими свободно вращающимися двухколесными транспортными средствами.
Более того, на колясках просто весело ездить. Кто-то однажды сказал мне, что коляска — это мотоцикл с небольшими развлечениями сбоку. Возможно, это чрезмерное упрощение, но это правда. Есть что-то волшебно опьяняющее в коляске, что привлекает самых разных людей, чтобы полюбоваться странными транспортными средствами.
Мой первый опыт использования коляски произошел в 1979 году, когда я работал в журнале Cycle Guide . Тем летом наша публикация протестировала коляску Harley-Davidson, так что у меня было достаточно времени, чтобы посидеть в этой машине, сваренной в Милуоки. Во время одной прогулки я остановился в доме моих родителей, чтобы навестить их. Случайно мама и папа вышли за дверь, чтобы поужинать с друзьями. Когда мы с Харлеем подъехали к их подъездной дорожке, Дорогая Мамочка приветствовала меня самой широкой улыбкой, а затем сказала: «Ты должна прокатить меня на этом», — ее указательный палец взволнованно указал на саму коляску. Несмотря на то, что на ней было очень красивое и нежное вечернее платье для ужина, а ее волосы были чопорными и подходящими для ее свидания с папой, она хотела прокатиться. Я принес открытый шлем, который мы припрятали в коляске для таких случаев, и велел ей надеть его. Потом мы отправились в короткую поездку. Ей это очень понравилось, это от женщины, которая в годы моего становления была настроена против того, чтобы я ездил (и участвовал в гонках) на мотоциклах.
Военный фургон
Майк Данн, владелец компании Vintage German Motorcycles, получает такое же удовольствие от общения с прохожими, когда едет на своей коляске BMW R75 1941 года выпуска времен Второй мировой войны, показанной здесь. «Эта вещь всегда привлекает людей, — говорит Майк, добавляя, — и мы получаем всевозможные волны на автостраде, когда едем». Под «мы» он подразумевает его и его жену, которые случайно проехали на буровой установке из своего дома в Риверсайде, штат Калифорния, в близлежащий Темекула, где они наслаждались обедом в историческом районе Старого города за пару дней до того, как я сфотографировал ветерана Второй мировой войны. велосипед. «Когда мы пообедали и вернулись к велосипеду, — вспоминал Майк, — вокруг него собралась небольшая толпа». И, заверил он меня, у всех были улыбки на лицах.
Но когда эта коляска BMW впервые выкатилась на улицы Европы, она не всегда вызывала благосклонные взгляды и детские ухмылки прохожих и прохожих. Эта установка с серийным номером. 750097, что означает, что это была 96-я построенная коляска R75, предназначенная специально для использования Третьим рейхом Германии в качестве военного оружия. Это было 28 июня 1941 года, когда по всей Европе бушевала война. К концу войны BMW выпустила примерно 16 500–18 000 экземпляров большого трехколесного автомобиля.
Стандарты дизайна
История армейской коляски R75 на самом деле берет свое начало в 1937 году, когда Верховное командование вермахта (OKH) привлекло руководство BMW и Zündapp для разработки мотоцикла с возможностями коляски для военных. Новый байк заменит существующую BMW R12, модель с устаревшей жесткой рамой и устаревшим двигателем с плоской головкой. OKH хотел, чтобы установка имела более мощный двигатель, закрепленный на раме с помощью задней подвески.
Фактически, Вермахт представил список обязательных требований, главное из которых заключалось в том, что велосипеды BMW и Zündapp должны иметь множество общих компонентов для взаимозаменяемости в полевых условиях. Например, должен был использоваться размер шин 4,5 x 16 дюймов, который также оказался таким же размером шин, что и на построенном военными Volkswagen Kübelwagen, универсальном легком транспортном средстве для перевозки личного состава, похожем на джип. Крылья мотоциклов должны были обеспечивать зазор для установки противоскользящих цепей на шины спереди и сзади, а также запас топлива, необходимый для обеспечения дальности полета не менее 220 миль (350 километров). Минимальный дорожный просвет для полноприводных мотоциклов должен был быть не менее 6 дюймов (150 мм), а максимальная скорость была установлена на уровне 60 миль в час (95 км/ч) или более при полной нагрузке в 1100 фунтов (500 кг, расчетный вес трех солдат и их снаряжения).
Но, согласно книге Яна Фаллуна «Полная книга мотоциклов BMW », самой важной характеристикой должна была быть «маршевая скорость» мотоцикла. Как указал Фэллон, предлагаемому велосипеду потребуется «пригодность для использования с коляской и способность поддерживать маршевую скорость 2 мили в час без перегрева». Это позволило бы трехместной коляске двигаться без усилий и без перегрева (к чему был склонен R12), путешествуя вместе с пехотой по пути в бой.
Обе компании представили проекты с двухцилиндровыми двигателями оппозитного типа, но шасси мотоциклов были довольно разными. Zündapp оснастил свой KS750 рычажной передней вилкой, более подходящей для тяжелых грузов, а BMW выбрала гидравлическую вилку. Тестирование показало, что вилка BMW имела тенденцию легко сжиматься по мере увеличения нагрузки на мотоцикл. Кроме того, рама из штампованной стали KS750 была дешевле в производстве, чем трубчатая рама BMW, что побудило высшее немецкое командование выбрать вариант Zündapp. Но благодаря тому, что составляет тевтонское упорство и жесткость, смешанные с изрядной долей упрямой гордости, руководство BMW убедило OKH сохранить их дизайн. Как сказал Майк: «Естественно, BMW отказалась производить Zünddapp KS750 по лицензии, поэтому обе модели [BMW R75 и Zündapp KS750] существуют сегодня. Но BMW согласилась построить свой R75 с теми же характеристиками, что и у KS750». Итак, в то время как обе модели использовали большое количество взаимозаменяемых компонентов, BMW R75, принятый армией, также сохранил большую часть своего оригинального дизайна.
Универсальный двигатель
Типичный двигатель BMW R75 отличался прочной конструкцией и мощными характеристиками. Компрессия была установлена на уровне 5,8:1, а верхние клапаны приводились в действие единственным распределительным валом, спрятанным глубоко внутри вездесущих картеров двигателя BMW. Генератор и магнето Noris также имеют одну и ту же алюминиевую ведущую шестерню с распределительным валом. Наверху пара карбюраторов Graetzin получала воздух от обычного воздушного фильтра из влажного войлока, как на велосипеде Майка; Позже для всех будущих моделей расположение фильтра было перенесено на верхнюю часть бензобака. И чтобы гарантировать, что R75 будет использовать любое топливо, которое было под рукой в оживленной зоне боевых действий, две камеры сгорания с низким уровнем сжатия были спроектированы для сжигания топлива, которое, казалось бы, имело коэффициент воспламеняемости лишь немного больше, чем у воды. Действительно, отчеты того времени показывают, что из-за нехватки нефти бензин сверхнизкого качества и различные синтетические виды топлива часто попадали в оппозитные цилиндры R75 во время войны.
Система полного привода R75 (оба задних колеса) также была довольно уникальной. Первоначально привод был от 4-ступенчатой трансмиссии, которая включала еще один набор численно высоких передаточных (низкоскоростных) передач для использования на бездорожье, а также заднюю передачу для маневренности в заднем направлении (но не предназначенную для отхода от боя!). В то время как обычное переключение передач осуществлялось с помощью педали переключения передач с левой стороны, ручной переключатель, расположенный на правой стороне бензобака, позволял выбирать наборы передач для движения по дороге или бездорожью, а также задний ход. Переведя рычаг переключения передач в положение «Gelande», что означало настройку «Offroad», выбирался низкоскоростной диапазон передач. Выбор «Strabe», что означает «улица» на немецком языке, снова включил набор передач высокого диапазона трансмиссии. Дифференциал коронного колеса с разделением мощности в задней части уравновешивал любые различные скорости двух задних ведущих колес при повороте, позволяя коляске R75 работать так же, как четырехколесный автомобиль. В частности, набор передач с низким диапазоном позволил R75 преодолевать крутые подъемы. Майк говорит, что полутонная установка способна взбираться на холмы с уклоном до 40 градусов.
Беженец войны
Никто точно не знает, когда, где и как закончилась война для BMW R75 нет. 750097, но Майк может проследить его историю примерно с 1993 года, когда коллекционер мотоциклов из Австрии по имени Вилли купил мотоцикл на аукционе во Франции. В то время установка была разобрана, но Майк говорит, что номера двигателя и шасси совпадают, поэтому то, что купил Вилли, вероятно, каталось как единое целое в годы войны и после нее. Можно только догадываться, как далеко после окончания войны машина продолжала катиться, но Вилли восстановил BMW в 19-м году.90-е. В какой-то момент он продал отреставрированную коляску другому австрийскому энтузиасту, который пожелал остаться неизвестным и который также служил в послевоенной немецкой армии альянса НАТО в качестве десантника. И именно здесь Майк лично взял след.
«Я ехал в Альпах, когда впервые увидел коляску R75, — вспоминает Майк. Майк пилотировал еще одну винтажную коляску времен Второй мировой войны (Zündapp KS600) со своей дочерью на дробовике, и во время заправки R75 свернул. Майк завел разговор с владельцем, и они решили продолжить свои прогулки вместе. В конце поездки Майк и владелец договорились поддерживать связь по электронной почте, и по чистой случайности вскоре один из друзей Майка в Калифорнии купил коляску и привез ее домой.
«Мой друг Марк купил его, — говорит Майк, добавляя: — Я по-дружески завидовал». Вскоре, однако, Марк был занят сбором средств для другого проекта, поэтому Майк сделал предложение купить R75, продав два мотоцикла, Zündapp KS500 и BMW R61, для финансирования покупки. Это было прошлым летом. «Как только я получил R75, я начал заменять несколько вещей, чтобы приблизить его к максимально точному периоду», — сообщает Майк. «Я каждый день захожу на немецкий eBay. Я всегда пытаюсь найти для него запчасти».
Работа в Интернете окупилась. Майк смог найти такие предметы, как фарфоровые колпачки для свечей зажигания, соответствующие тому периоду, и баллончик для заправки бензобака, прикрепленный между мотоциклом и коляской. Он косметически подправил номерной знак, чтобы придать ему естественную патину, и когда он узнал, что коляски R75 изначально использовались одним из самых легендарных воздушно-десантных разведывательных подразделений немецкой армии, Майк нашел правильную полковую эмблему и нанес ее копию по трафарету. спереди и сзади коляски. По словам Майка, то, что вы видите, представляет собой парашютно-десантный полк, известный как Fallshirmjäger-Kradshützen-Aufklärungs-Kompanie 1 Abteilung der 2, подразделение, сыгравшее ключевую роль в битве за Брест, Франция, 19 сентября. 44.
На сумке также есть эмблема десантника, и, если вы еще не поняли, на поворотной стойке, расположенной в передней части коляски, раньше обычно находился пулемет MG 34. Коляска R75, используемая немецкими вооруженными силами Вермахта, никогда не предназначалась для того, чтобы вызывать у людей улыбки.
Но это было тогда, это сейчас, и сегодня такие исторические мотоциклы играют важную роль в сохранении нашей мировой истории. Пожалуй, BMW R75 нет. 750097 выживает, чтобы напомнить нам, что война коварна и жестока, и что, выйдя сегодня на большой путь, мы — человечество — должны сделать все возможное, чтобы предотвратить будущие войны. А пока давайте тоже пойдем по большой дороге, чтобы мы могли немного повеселиться на стороне с нашими колясками, независимо от их происхождения. MC
BMW R75/5 Рафчайлда — любовное письмо легкомысленному
BMW R75/5 Рофчайлда — любовное письмо легкомысленному | Велосипед EXIF
Называть Роберта Сабеля пуристом было бы неуместно. Его магазин Roughchild Motorcycles в Лос-Анджелесе работает исключительно с BMW, никогда не отклоняясь слишком далеко от их первоначального вида. Но их постройки — это больше, чем просто реставрационные работы; на первый взгляд они могут выглядеть винтажно, но они загружены скрытыми современными обновлениями.
«Мы благожелательно сочетаем новейшие технологии с классической эстетикой, — объясняет Роберт. Теперь компания Roughchild довела эту философию до предела, взяв свой фирменный дизайн RSWB ( Reisesport Short Wheel Base) и оснастив его всеми улучшениями в своем арсенале. Сборка сочетает в себе шасси BMW R75/5 1970 года с двигателем BMW R100R 1993 года, и это абсолютно потрясающе.
«Этот байк — любовное письмо бездельнику», — говорит Роберт. «Да, это нестандартно, но сделано так, чтобы утонченно отдать дань оригинальному дизайну. Мы не стремимся к экстриму, мы стремимся к предельной утонченности, уделяя особое внимание безопасности, соответствию требованиям и надежности».
«В данном случае мы взяли самую раннюю раму и поставили на нее новейший двигатель с разницей в 23 года. Затем были включены первоклассные компоненты подвески и тормоза, чтобы дополнительную мощность можно было использовать постоянно. Современная электроника на полностью перестроенной и модернизированной трансмиссии оптимизирует впечатление».
Один взгляд на спецификацию этой сборки доказывает, что Роберт не преувеличивает. В этой воздушной головке нет ни одного дюйма, который не был бы каким-то образом улучшен, начиная с двигателя. Roughchild восстановил его с помощью длинных шатунов и поршней с высокой степенью сжатия с короткой юбкой, поставленных Moorespeed в Великобритании.
Они также переделали зажигание на двухискровое, добавили классические крышки клапанов с ореховым замком и установили гоночное сцепление с пластинами из металлокерамики. Карбюраторы — это Dell’Orto PHM40, подключенные к оригинальной воздушной коробке. А выхлопная система представляет собой комбинацию коллекторов из нержавеющей стали и глушителей Cone Engineering.
Переходя к подвеске, Roughchild модернизировал переднюю часть с помощью комплекта вилок Öhlins FGRT, которые удерживаются на месте набором изготовленных на заказ вилок. Заднюю часть поддерживает пара амортизаторов Öhlins Blackline.
Что касается колес, команда прикрутила 18-дюймовые диски Sun к изготовленным на заказ алюминиевым ступицам со спицами из нержавеющей стали, а затем обула их в шины Metzler RaceTec. Заднее колесо смещено, чтобы вместить обод шириной 3,5 дюйма, и теперь оснащено дисковым тормозом. Никелированные суппорты Brembo GP4 работают с обеих сторон.
Большинство ключевых частей кузова этой сборки были сняты с различных классических BMW R-серии. Ковш фары представляет собой деталь /5, в комплекте с оригинальным выключателем света и утопленными спидометром и тахометром. Рафчайлд переоборудовал тахометр с механического на электронный, так как новый двигатель R100R не имеет привода тахометра.
Кронштейны фар выглядят правильно, но на самом деле они изготовлены по индивидуальному заказу. Команда разработала их специально, чтобы они скользили по более широким трубам вилки Öhlins.
Топливный бак взят от BMW /6 и перекрашен в черный цвет Avus с традиционными белыми полосками. Он украшен традиционной крышкой бензобака и винтажными эмблемами BMW. Под ним спрятан главный передний тормозной цилиндр и литий-ионный аккумулятор в коробочке ручной работы.
Сзади находится специальное сиденье, отделанное алькантарой и винилом, с аккуратным выступом в стиле кафе-рейсера. Он установлен на специальном подрамнике с болтовым креплением, со светодиодными задними фонарями и полосой указателей поворота, закрепленной сзади.
В кабине Roughchild происходит еще больше гладких вещей, где Roughchild соединил набор специально изготовленных рулей с черными анодированными концами. Микропереключатели встроены в края рукояток, а дроссельная заслонка работает внутри. Рычаги тормоза и сцепления приварены непосредственно к стержням.
Вся проводка проложена внутри решетки, чтобы все было в порядке.