Откуда бензин в россии: Как устроен бензиновый бизнес в России и причем тут дагестанские заправки — Простая экономика на vc.ru

Как устроен бензиновый бизнес в России и причем тут дагестанские заправки — Простая экономика на vc.ru

Один мой хороший друг на днях поделился фотографиями АЗС в Республике Дагестан – там есть и Оснефть, и ЛукСойл, и ГаСпромнефть, и даже топливо G-Drive (автомобилисты знают) на заправках местного Лукойла.

3710
просмотров

Мне стало интересно, откуда растут ноги у такой предприимчивости местных бизнесменов, и почему в Дагестане нет представительств сетевых автозаправок. Причина – многофакторная, но начнем по порядку.

По поиску на сайте Лукойла в Дагестане нет ни одной заправки компании. А Газпром представлен единственной АЗС в г. Махачкала, но и там торгуют не бензином, а метаном

Чтобы понять, почему так вышло, придется обратиться к устройству российского бензинового бизнеса. 95% рынка производства бензина принадлежит вертикально интегрированным нефтяным компаниям (далее – ВИНК). Главным образом, это Газпром, Лукойл, и Роснефть. Но из более чем 27 тысяч АЗС на территории страны ВИНК принадлежит лишь треть, остальные заправки находятся в руках частников – как юридических, так и физических лиц. Почему же крупные игроки неохотно идут в ритейл?

Потому что розничные цены на бензин находятся под пристальным вниманием властей, и растут они, во многом, из-за налогов и инфляции, о чем я рассказывал в этом видео. Это привело к нулевой рентабельности АЗС и повсеместному открытию мини-маркетов и кафе на заправках в последние годы. Продажа продуктов стала главным источником дохода АЗС (поэтому и цены там ого-го), а топливо остается гарантией того, что клиенты заедут за капучино и френч-догом.

Такой статистикой лукойл хвастался пару лет назад. Гуглится на раз-два

Но если ВИНК сосредотачивают у себя весь цикл производства – от добычи нефти до продажи бензина на АЗС, то независимые игроки являются обычными торговцами. Бензин они покупают на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже и уже потом продают нам. У кого покупают? Правильно, у ВИНК. Ситуация получается парадоксальная. Олигопольные оптовые цены топлива высокие, потому что привязаны к международным ценам нефти (опять же, см. видео), а розничный сектор высококонкурентен, но цены в нем ограничены инфляцией и внутренними политическими решениями.

ВИНК диктуют цены на опт, и рознице остается играть по этим правилам. В итоге розничный рынок бензина понемногу вытесняет мелких игроков, которые не способны балансировать на грани рентабельности и бороться с программами лояльности и стандартами сервиса крупных сетей. И так происходит по всей стране, за исключением нескольких регионов, включая Дагестан. Экономика региона одна из самых теневых в стране, и уже многие годы федеральный центр безуспешно бьется с этой проблемой, запуская разные инвестиционные программы. Даже более того, бюджетные деньги регион ежегодно возвращает обратно в Москву, не успевая их осваивать.

Я так вижу

При всем этом дух предпринимательства в республике очень силен. Все это приводит к появлению огромного количества частных АЗС в Дагестане, многие из которых работают нелегально. Появляется такой хаотичный высококонкурентный рынок, цены на котором ниже, чем во многих регионах страны. Низкие цены объясняются соседством нефтедобывающих регионов – Чечни и Ингушетии, а также фокусами на АЗС – недоливом и суррогатами. Кстати, поэтому при поездке в Дагестан многие автомобилисты заранее выбирают заправки по отзывам и советам местных – слишком высок риск залить в бак некачественное топливо.

Бюджету региона, как вы понимаете, от этой предпринимательской активности ни жарко, ни холодно – налогов с розничной и оптовой торговли поступают крохи. По личному опыту, в подавляющем большинстве случаев при любой покупке оплатить товар или услугу в Северо-Кавказском регионе у вас попросят наличкой или переводом. Чек вы не получите, потому что кассового аппарата у «предпринимателя» нет.

За этими нарушениями стараются следить, но «потенциал реализуется не в полной мере», как заявил глава МВД республики в начале этого года. Чего греха таить, коррупция и кумовство остаются главной проблемой южных регионов страны, и любой крупный игрок понимает, что даже если он будет работать по закону, местные участники рынка будут работать в сфере серого налогообложения. Это делает ведение сетевого бизнеса в республике априори невыгодным. Вдобавок ко всему, сохраняются криминальные риски. В 2016 году Лукойл отказался от услуг Махачкалинского порта из-за беспокойств за сохранность отгружаемой нефти. Сегодня, крупный нефтяной бизнес попросту не хочет влезать в местные разборки, оставляя локальный рынок на произвол частных «предпринимателей».

Fuel1 и Nafta24 — самые крупные дагестанские сети АЗС

Вот такая картина рисуется. А теперь скажите честно, куда вы заедете заправиться – на мигающую АЗС крупной сети или на местную точку со скромной вывеской «бензин». Ответ, понятен не только вам, но и предприимчивым жителям Дагестана. Ведь если сетевой бизнес в республике не представлен, это не значит, что его нельзя использовать в своих целях. Берем Роснефть, убираем первую букву, и вот у нас Осснефть с фирменным дизайном и узнаваемой стилистикой.

Бесплатная франшиза in a nutshell

И что-то мне подсказывает, если копнуть другие сферы, то тоже можно найти много интересного. Конечно, эта ситуация выглядит плачевно – каждый зарабатывает как может, а потребитель страдает от низкого качества продукта и сервиса. Но пока владельцев крупного капитала все устраивает, изменений ждать не приходится.

Спасибо, что дочитали эту статью. Если она вам понравилась, можете подписаться на мой Телеграм канал, где я регулярно объясняю, что происходит в экономике, а на Ютубе снимаю анимационные ролики по экономическому ликбезу.

из чего делают, где производят , технологии производства

Производство бензина — одна из отраслей целой нефтеперерабатывающей промышленности. Бензин используют на производствах для заправки разного оборудования, в промышленности и рядовом потреблении для генераторов электроэнергии. Главное назначение — заправка грузовых и легковых автомобилей.


 


Оглавление:


  1. Немного сухой статистики
  2. Кто производит бензин в России
  3. Из чего делают бензин
  4. Технология производства бензина
  5. Памятка автомобилисту: как определить качество топлива

 




Согласно данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, в Российской Федерации в 2011 году производители в общем выпустили 36 400 000 тонн бензинового топлива. Последующие года, по


данным того же ГП «ЦДУ ТЭК», не отличались кардинальными изменениями объема выпуска — показатели медленно и упорно росли. 

В 2016 году заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов сообщил о том, что Минэнерго прогнозирует выпуск 39 800 000 тонн автомобильного топлива. Это больше, чем в 2011 году, потому что спрос потребителей внутри России постоянно растет. Существующие производственные мощности позволяют полностью удовлетворить его. 

Несмотря на то, что в последние 5 лет страна не испытывает дефицита бензинового топлива, цены на него постоянно поднимаются. В период с 10 по 16 июля 2017 года Росстат зафиксировал рост стоимости в разных регионах в среднем на 0,1%. Это кажется незначительным, но за полгода повышение обогнало инфляцию. А агентство «Прайм», ссылаясь на исследование Vygon Consulting, подсчитало, что рост стоимости топлива за 2017 год превысит инфляцию в среднем на 8%.




По данным ГП «ЦДУ ТЭК», 95.3% рынка производства бензина в России принадлежит ВИНК. Аббревиатура расшифровывается как «вертикально интегрированные нефтяные компании». В их числе — всем известные бренды.


ОАО «НК «Роснефть». Фирма занимает первое место по мощностям переработки. Основной пакет акций — у АО «Роснефтегаз». В 2013 году фирма «Роснефть» стала крупнейшим на земле производителем нефти. Сейчас ОАО принадлежит 9 предприятий — рекордный показатель в Российской Федерации. В их числе — 7 НПЗ: Куйбышевский, Саратовский, Ачинский, Комсомольский, Сызранский, Новокуйбышевский, Туапсинский. Также в составе предприятия Ангарская НХК и Рязанская нефтеперерабатывающая компания.


ОАО «Лукойл». Компания заняла второе место в стране по мощностям переработки нефтепродуктов и также же второе место по выручке после «Газпрома», если оценивать статистику за 2014 год. Ее торговая марка вошла в рейтинг 100 крупнейших торговых марок в мире, составленный еще в 2007 году газетой Financial Times из Британии. Сама компания была создана еще в 1991 году — образована из трех крупных фирм. Сегодня в ее составе четыре предприятия: заводы «Лукойл-НОРСИ», «Лукойл-ПНОС», Волгоградский и Ухтинкский нефтеперерабатывающие заводы.


ОАО «Газпром нефть». Компания занимает почетное третье место по мощностям переработки нефтесодержащих продуктов в России, при этом лидирует в производстве бензина — в 2011 году ее доля на общем рынке достигла 9. 29%. Основные мощности компании направлены на добычу, переработку, продажу природного газа, но приоритетным направлением деятельности также считается производство бензина. Сама компания создана в 1995 году по указу Бориса Ельцина, Президента РФ. Первичное название — «Сибирская нефтяная компания». Сегодня ОАО «Газпром нефть» принадлежит 2 нефтеперерабатывающим предприятиям: Омский НПЗ и Московский НПЗ. МНПЗ было создано в 1938 году, сегодня основной профиль завода — топливный.


Эти три компании-гиганта занимают большую часть рынка. Остальную долю в 95.3% занимают известные бренды ОАО «НГК «Славнефть», ОАО АНК «Башнефть», ТНК-ВР и ОАО «Сургутнефтегаз». Менее 5% занимают мелкие производственные компании/, не оказывающие особо важного влияния на рынок производства и потребления бензина в России.





Топливную жидкость производят из нефти. Нефть — природная маслянистая жидкость с ярко выраженным специфическим запахом. Цвет продукта обычно темно-черный. Он относится к ископаемым видам топлива. Оно образуется из органического вещества осадочных пород, извлекается на поверхность с помощью специального нефтедобывающего оборудования и позднее перерабатывается.


Нефть не имеет постоянного точного химического состава. Это — многокомпонентная коллоидная система с асфальтенами, карабенами, мицеллами, углистыми и минеральными частицами и водой. Поэтому из-за сложных химических реакций производство бензина из нефти — сложный химический процесс, занимающий не меньше недели только на предприятии.


Для повышения октанового числа или основных технических характеристик жидкого топлива в него добавляют различные присадки или задействуют дополнительные этапы производства. Иногда с НПЗ отгружают моторное топливо с низким октановым числом, а оптовые поставщики сами повышают бензин с помощью специальных средств. Чтобы повысить качество бензина или его октановое число, можно использовать:


  • свинцовые соединения, но с ними работать опасно — они вредны для двигателей и человека;
  • топливные присадки, которые не допускают быстрого осмоления и загрязнения деталей топливной системы;
  • снижение содержания в химическом составе ароматических углеводородов и серы;
  • процесс, приводящий в норму концентрацию фактических смол;
  • деление топлива по фракционному составу и давлению насыщенных паров.

Вне зависимости от характеристик, состава, октанового числа топлива его производят из обычной нефти. Сегодня существует 6 разновидностей моторного топлива — от Нормаль-80 до ЭКТО-100. Октановое число последнего определяется по исследовательскому методу и не может быть меньше 100.




Основные этапы производства бензина из нефти схожи на всех производственных предприятиях. Различия между производственными мероприятиями заключены лишь в используемом оборудовании: кто-то применяет несколько устаревшие, но эффективные методы, кто-то устанавливает современное высокотехнологичное оборудование.


Рассмотрим производство бензина и других продуктов из нефти на примере процессов на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Весь процесс делится на девять этапов:


Транспортировка исходного сырья. Нефть доставляют на завод по трубопроводу, железнодорожным или морским транспортом, в зависимости от отдаленности региона поставок.


Хранение. В нескольких больших резервуарах нефть, поступившая по разным нефтепроводам, смешивается и отстаивается. Это нужно для того, чтобы у исходного продукта был одинаковый химический состав — из разных сортов нефти получается топливо с разными техническими характеристиками.



Первичная обработка. Нефть попадает в большой специально оборудованный резервуар, куда добавляют воду. Затем на продукт воздействуют разрядами электрического тока. Благодаря этому соли оседают на стены и дно емкости, нефть очищается. Из нее уходит лишняя вода.


Атмосферно-вакуумная перегонка. Ее называют первичной. Под высоким атмосферным давлением в вакууме, созданном специальным промышленным оборудованием, исходный продукт подогревается, разделяется на несколько видов. Остатки от обработки поступают в отдельную емкость — вакуумный блок. Нужные вещества — газы, бензин, дизель и другие компоненты — поступают на следующий этап производства через множество трубчатых элементов с узкими ячейками.


Переработка отходов в вакуумном блоке. Здесь отходы от первичной прогонки нефти снова нагревают. Из отходов выходят светлые нефтепродукты. Позже их используют для производства дизельного топлива.


Вторичная переработка. В процессе обработки тяжелая нефть расщепляется, поэтому ковалентные связи разрываются, и выделяются газообразные фракции бензина и дизтоплива.


Крекинг и риформинг. Во время крекинга нефть очищается от серы, поэтому ее характеристики улучшаются. В процессе риформинга бензиновое топливо получает определенное октановое число. Что интересно, Московский НПЗ выпускает только АИ-92 и АИ-95.


Заключительный этап. В заключительном процессе производства бензина смешиваются разные виды фракций продукта и несколько дополнительных компонентов. По времени стандартный процесс занимает около 6 часов, а, если учитывать все проверки, проходят сутки. В результате получается готовый к употреблению продукт.


Проверка. На Московском НПЗ, как и на большинстве других заводов, есть собственная лаборатория. В ней обязательно проводят контроль качества готового продукта — бензин проверяют и анализируют, выписывают сертификат качества и только потом отправляют на продажу. Проверки проходят также перед производством — в лаборатории оценивают качество исходного сырья — и на каждом этапе изготовления. Поэтому процесс занимает много времени.


Что интересно, из всей переработанной нефти продается только часть — 72%. Оставшиеся 28% — отходы нефтеперерабатывающего предприятия, которые называются мазутом. Готовые переработанные вещества — это целых четыре категории продуктов: газ, авиационное топливо, бензин, дизтопливо. Причем доля бензина от нефти составляет 24%. Например, при переработке 150 тонн исходного продукта получается всего 36 тонн бензина.


На производстве бензина могут использовать два способа перегонки нефти при первичной и вторичной обработке.


Первый способ основан на принципе фракционного испарения. Исходный продукт постепенно нагревают, но не превышают температуру 350 градусов Цельсия, благодаря чему из него отделяются сначала легкие, потом тяжелые фракции.


Второй способ основан на принципе фракционной конденсации. Продукт быстро нагревают до температуры кипения тяжелых фракций, потом конденсируют в специальных ректификационных колоннах.




Точно определить качество бензина, произведенного в РФ и в любой другой стране, можно только в специальной лаборатории. Но есть косвенные признаки, по которым отличают качественное топливо от некачественного. Обращайте внимание на:


Цвет. Оттенок хорошего бензинового топлива — прозрачный, почти белый, иногда немного желтоватый. Осмотрите топливо: в нормальном бензине не должно быть посторонних примесей, осадков, видимых частиц другого цвета. Его структура должна быть однородного оттенка.


Запах. Запах настоящего качественного бензина сложно описать словами и перепутать с другим ароматом. Если производитель использовал большое количество масел и присадок, запах продукта становится резким, с оттенками аромата бытовой химии и жженой резины.


Стоимость. Хорошее бензиновое топливо не может стоить слишком дешево, поэтому не стоит реагировать на небывалые акционные предложения. Скорее всего, такой бензин негативно скажется на работе двигателя.


Предложим небольшой тест. Капните бензином на лист белой бумаги и дождитесь испарения жидкости. Если после испарения лист остался белым, топливо не содержит посторонних присадок. Кислотные пятна говорят о посторонних добавках, жирное пятно — о повышенном содержании масла. 

Чтобы не беспокоиться о качестве бензина, покупайте его у нас. ООО «Компания «Нипетойл» продает сертифицированный бензин по оптовым ценам. Доставляем продукт на своих бензовозах по Москве, области, иногда в другие города и регионы. Позвоните нам и узнайте подробнее об условиях доставки, оплаты, покупки бензина.

Остались вопросы и нужна консультация?

Вид топлива
ВыбратьДТ ЛетнееДТ Зимнее -15ДТ Зимнее -25АИ-95АИ-92АИ-80Керосин ТС-1

Дата доставки

Объём, литров

Ф.И.О

Телефон

E-mail

Дополнительная информация

Природный газ | Типы, открытия, заповедники и факты

Платформа для добычи природного газа

См. все СМИ

Связанные темы:
сланцевый газ
сжиженный природный газ
влажный газ
сухой газ
жидкость под геодавлением

См. весь связанный контент →

Последние новости

17 апреля 2023 г., 21:47 по восточноевропейскому времени (AP)

Суд отменяет запрет Беркли, штат Калифорния, на природный газ

Федеральный апелляционный суд отменил первый в стране запрет на использование природного газа в новом строительстве в Беркли, Калифорния, согласившись с владельцами ресторанов, которые утверждали, что город нарушил федеральные правила в области энергетики, когда утвердил постановление

6 апреля 2023 г. , 12:37 ET (AP)

Метан играет большую роль в «тревожном» росте газов, вызывающих потепление планеты

Повышение уровня метана в атмосфере в прошлом году снова сыграло большую роль в общем увеличении выбросов парниковых газов, вызывающих изменение климата. изменить

5 апреля 2023 г., 15:09 по восточноевропейскому времени (AP)

Города получат почти 200 миллионов долларов в виде грантов на модернизацию трубопроводов изношенные и иногда протекающие газопроводы по всей стране

29 марта 2023 г., 19:56 по восточноевропейскому времени (AP)

Компании предлагают 264 млн долларов США на продажу нефти в Персидском заливе в соответствии с законом о климате

Нефтяные компании, включая Chevron и ExxonMobil, предложили объединил 264 миллиона долларов за права на бурение в Мексиканском заливе в ходе продажи, предусмотренной прошлогодним компромиссом в отношении законопроекта об изменении климата 9. 0003

природный газ , также называемый газ метан или природный газ метан , бесцветный легковоспламеняющийся газообразный углеводород, состоящий в основном из метана и этана. Это тип нефти, который обычно встречается вместе с сырой нефтью. Ископаемое топливо, природный газ, используется для выработки электроэнергии, отопления и приготовления пищи, а также в качестве топлива для некоторых транспортных средств. Он важен как химическое сырье для производства пластмасс и необходим для широкого спектра других химических продуктов, включая удобрения и красители.

Природный газ часто растворяется в нефти при высоком давлении, существующем в резервуаре, и может присутствовать в виде газовой шапки над нефтью. Во многих случаях именно давление природного газа, воздействующего на подземный нефтяной резервуар, обеспечивает движение нефти на поверхность. Такой природный газ известен как попутный газ; его часто считают газообразной фазой сырой нефти, и обычно он содержит легкие жидкости, такие как пропан и бутан. По этой причине попутный газ иногда называют «влажным газом». Есть также резервуары, которые содержат газ и не содержат нефти. Этот газ называется попутным газом. Непопутный газ, поступающий из резервуаров, не связанных с каким-либо известным источником жидкой нефти, называется «сухим газом».

История использования

Открытие и раннее применение

Первые открытия месторождений природного газа были сделаны в Иране между 6000 и 2000 г. до н.э. Многие ранние авторы описывали естественные выходы нефти на Ближнем Востоке, особенно в районе Баку на территории современного Азербайджана. Просачивающийся газ, вероятно, впервые зажженный молнией, служил топливом для «вечных огней» огнепоклоннической религии древних персов.

Использование природного газа упоминалось в Китае около 900 г. до н.э. Именно в Китае в 211 г. до н.э. была пробурена первая известная скважина для добычи природного газа на глубину 150 метров (500 футов). Китайцы бурили свои колодцы с помощью бамбуковых шестов и примитивных ударных коронок специально для поиска газа в известняках, датируемых позднетриасовой эпохой (около 237–201,3 млн лет назад) в антиклинали (арке слоистых пород) к западу от современный Чунцин. Газ сжигали, чтобы высушить каменную соль, обнаруженную в прослоях известняка. В конце концов скважины были пробурены на глубину, приближающуюся к 1000 метров (3300 футов), и к 1919 году в антиклинальной зоне было пробурено более 1100 скважин.00.

Britannica Quiz

Нефть и природный газ: правда или вымысел?

Природный газ был неизвестен в Европе до его открытия в Англии в 1659 году, да и тогда он не получил широкого применения. Вместо этого газ, полученный из коксового угля (известный как городской газ), стал основным топливом для освещения улиц и домов на большей части территории Европы с 1790 года.

В Северной Америке первым коммерческим применением нефтепродукта было использование природного газа из неглубокой скважины в Фредонии, штат Нью-Йорк, в 1821 году. Газ подавался потребителям по свинцовой трубе малого диаметра для освещения и приготовления пищи.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Усовершенствование газопроводов

На протяжении 19 века использование природного газа оставалось локальным, поскольку не было возможности транспортировать большие объемы газа на большие расстояния. Природный газ остался на обочине промышленного развития, основу которого составляли прежде всего уголь и нефть. Важный прорыв в технологии транспортировки газа произошел в 189 г.0 с изобретением герметичной муфты трубопровода. Тем не менее, материалы и методы строительства оставались настолько громоздкими, что газ нельзя было использовать на расстоянии более 160 км (100 миль) от источника подачи. Таким образом, попутный газ в основном сжигался в факелах (т. е. сжигался на устье скважины), а попутный газ оставался в недрах, а городской газ производился для использования в городах.

Транспортировка газа на большие расстояния стала практичной в конце 1920-х годов благодаря дальнейшим достижениям в технологии трубопроводов. с 19С 27 по 1931 год в Соединенных Штатах было построено более 10 крупных систем передачи. Каждая из этих систем была оснащена трубами диаметром около 50 см (20 дюймов) и протяженностью более 320 км (200 миль). После Второй мировой войны было построено большое количество еще более длинных трубопроводов все большего диаметра. Стало возможным изготовление труб диаметром до 150 см (60 дюймов). С начала 1970-х годов самые протяженные газопроводы берут свое начало в России. Например, в 19В 60-х и 70-х годах через Уральские горы и около 700 рек и ручьев был построен газопровод «Северное сияние» протяженностью 5470 км (3400 миль), который соединил Восточную Европу с газовыми месторождениями Западной Сибири за Полярным кругом. В результате газ с Уренгойского месторождения, крупнейшего в мире, теперь транспортируется в Восточную Европу, а затем в Западную Европу для потребления. Другим газопроводом, более коротким, но также представляющим большую инженерную сложность, был 50-сантиметровый (20-дюймовый) Транссредиземноморский газопровод, который в 1970-х и 80-х годов был построен между Алжиром и Сицилией. На некоторых участках этого маршрута глубина моря превышает 600 метров (2000 футов).

Природный газ как топливо высшего качества

Еще в 1960 году попутный газ был неприятным побочным продуктом добычи нефти во многих регионах мира. Газ отделяли от потока сырой нефти и утилизировали как можно дешевле, часто путем сжигания в факелах. Только после нехватки сырой нефти в конце 1960-х и начале 70-х годов природный газ стал важным мировым источником энергии (9).0079 см. нефтяной кризис).

Даже в Соединенных Штатах рынок природного газа для отопления домов был ограничен до 1930-х годов, когда городской газ начал заменяться обильными и более дешевыми запасами природного газа, теплотворная способность которого вдвое превышала теплотворную способность его синтетического предшественника. Кроме того, при полном сгорании природного газа обычно образуются углекислый газ и вода. Сгорание газа относительно свободно от сажи, монооксида углерода и оксидов азота, связанных со сжиганием других ископаемых видов топлива. Кроме того, практически отсутствуют выбросы двуокиси серы, еще одного крупного загрязнителя воздуха. Как следствие, природный газ часто является предпочтительным топливом по экологическим причинам и вытеснил уголь в качестве топлива для электростанций во многих частях мира. Тем не менее, метан является очень мощным парниковым газом, который обладает примерно в 25 раз большей теплоемкостью, чем углекислый газ. Несмотря на давнюю репутацию природного газа как относительно чистого источника энергии, выбросы метана из хранилищ и трубопроводов, а также во время транспортировки способствуют глобальному потеплению и остаются предметом большой озабоченности.

Санкции против России: какое влияние они оказали на ее экспорт нефти и газа?

  • Опубликовано

Похожие темы

  • Русско-украинская война

900 18 Источник изображения, Getty Images

Джейк Хортон и Даниэле Палумбо

BBC Reality Check

После вторжения в Украину многие страны обязались прекратить или ограничить импорт нефти и газа, чтобы сократить доходы Москвы и помешать ее военным усилиям.

Российская экономика сильно зависит от энергетического сектора, а Европа является крупным импортером российской энергии, что затрудняет сокращение расходов.

Какие санкции действуют?

Страны ЕС прекратили импорт российской нефти, доставляемой морем, а с 5 февраля вступает в силу запрет на нефтепродукты.

В марте прошлого года Соединенные Штаты заявили, что прекратят импорт российской нефти, а Великобритания заявила, что с 5 декабря вводит запрет на российскую сырую нефть и нефтепродукты.

Источник изображения, Reuters

Подпись к изображению,

Европейские страны стремились снизить свою зависимость от российского газа

Ограничение цен на нефть, одобренное западными союзниками в декабре, также направлено на то, чтобы Россия не получала больше 60 долларов (48 фунтов стерлингов) за баррель сырой нефти.

Газовый сектор России также стал мишенью. В марте ЕС заявил, что сократит импорт газа из России на две трети в течение года. Великобритания, которая импортировала только небольшое количество российского газа, теперь вообще прекратила это.

Эффективны ли санкции?

Нефть марки Urals в настоящее время экспортируется из российского северо-западного морского порта Приморск по цене около 40 долларов за баррель, откуда она в основном направляется в страны Европы.

Стоимость российской нефти из других портов и трубопроводов варьируется, но цена на нефть марки Urals снизилась по всем направлениям, поскольку ЕС запретил импорт российской нефти по морю.

Предельная цена на российскую нефть была согласована крупнейшими экономиками мира одновременно. Но аналитик по энергетике Бен Маквильямс считает, что на цену влияет нефтяное эмбарго ЕС, а не предел цены.

«Российская нефть торгуется по цене около 50 долларов (40 фунтов стерлингов) за баррель. Это вызвано эмбарго, потому что теперь России приходится пытаться продавать где-то еще».

Москва теряет около 175 миллионов долларов (140 миллионов фунтов стерлингов) в день от экспорта ископаемого топлива из-за этих мер, согласно исследованию Центра исследований энергии и чистого воздуха (CREA).

Источник изображения, Getty Images

Подпись к изображению,

Индия пользуется более дешевой нефтью, импортируемой из России

Крупные российские банки также были удалены из международной системы обмена финансовыми сообщениями Swift.

Страны, продолжающие торговать с Россией, пытаются обойти это. И Китай, и Индия все чаще закупают нефть и газ в местной валюте.

Кто покупает российскую нефть?

Индия, Китай и Турция в прошлом году увеличили свои закупки российской нефти, и теперь вместе они составляют 70% всех морских перевозок российской нефти.

А Россия предлагала свою нефть по значительно более низкой цене, чем мировая эталонная нефть марки Brent.

В начале 2022 года Россия поставляла менее 2% импорта нефти в Индию, но сейчас она должна стать ее крупнейшим поставщиком.

Импорт российской нефти в Китай колебался, но также увеличился за последний год.

В 2021 году более половины всего российского экспорта сырой нефти пришлось на страны Европы. Но в 2022 году импорт нефти из России в Великобританию резко сократился, и другие европейские страны тоже сократили его.

Но некоторые из них, например, Словацкая Республика и Венгрия, по-прежнему сильно зависят от него.

Европейские страны искали источники поставок в других местах.

Клуб стран-импортеров нефти Международного энергетического агентства (МЭА) согласился высвободить 120 млн баррелей сырой нефти из своих запасов в 2022 году. В прошлом году США также высвободили часть своих стратегических запасов.

Но призывы к богатым нефтью странам, таким как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Венесуэла, увеличить добычу не увенчались успехом.

ОПЕК и другие крупные производители нефти сократили добычу в конце 2022 года, чтобы поддержать цены.

Европа по-прежнему зависит от российского газа

Сокращение импорта газа из России стало серьезной проблемой для многих европейских стран, поскольку континент получает большую часть своего газа по трубопроводам, связанным с Россией.

В 2021 году Россия поставляла в страны ЕС 40% природного газа, при этом Германия была крупнейшим импортером, за ней следовали Италия и Нидерланды. По данным ЕС, к августу 2022 года этот показатель упал примерно до 17%.

В 2021 году Великобритания получала всего 4% поставок газа из России. Теперь он ничего не импортирует.

Государства ЕС все чаще стремятся поставлять сжиженный природный газ (СПГ) танкерами от таких производителей, как США и Катар.

Возможно, ваше устройство не поддерживает эту визуализацию

Сдвиг европейских стран в сторону импорта СПГ был очень значительным, заменив поставки из России.

Однако «в Европе недостаточно терминалов СПГ», — говорит советник по энергетике Кейт Доуриан. «Это будет проблемой, в частности, для Германии».

В Европе запланировано несколько новых терминалов СПГ, а некоторые уже строятся, поскольку страны пытаются увеличить свои мощности.

Пояснение 21 октября: Предыдущая версия этой истории содержала графику с заголовком: «В Великобритании гораздо меньше хранилищ газа, чем в некоторых других европейских странах».

Back to top