Содержание
Статья 5. Классификация автомобильных дорог \ КонсультантПлюс
Статья 5. Классификация автомобильных дорог
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 5
— Уполномоченный орган хочет возместить ущерб, причиненный автомобильным дорогам, при привлечении к ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства
1. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
2. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
4. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.
5. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:
1) соединяющие столицу Российской Федерации — город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;
2) включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.
6. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:
1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;
2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;
3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации — городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.
7. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.
8. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
9. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
(часть десятая в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 246-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
12. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
13. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.
14. К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:
1) которые имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;
2) которые не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки;
3) доступ на которые возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров;
4) на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств;
5) которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.
15. Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей.
16. К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.
17. К обычным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, не указанные в частях 14 — 16 настоящей статьи. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.
18. Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ: что учесть, устанавливая плату за проезд по своей автодороге?
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
30.09.2013 09:00
Поделиться
Если фирма, построившая для обеспечения своих нужд собственную автодорогу, решает для всех посторонних лиц установить плату за проезд по ней, то какие требования законодательства при этом следует учитывать? Об этом рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Анна Мазухина и Алексей Александров.
Анна Мазухина.
У организации имеется в собственности автомобильная дорога, которую она построила для собственных нужд — перевозки технологического сырья из карьера. Кроме собственного транспорта организации, по этой дороге также проезжает транспорт сторонних физических и юридических лиц. Данная автодорога не является дорогой общего пользования и расходы на ее содержание, фактически, несет организация. Доступ посторонних лиц к дороге ограничен шлагбаумом, но в настоящее время они пропускаются бесплатно. Организация желает установить плату за пользование дорогой. Следует ли при этом руководствоваться статьей 36 Федерального закона «Об автодорогах», или можно установить плату на свое усмотрение?
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в РФ регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 257-ФЗ). Как видно из ч. 1 ст. 36 Закона N 257-ФЗ, установленный главой 7 данного закона порядок использования платных автомобильных дорог и автомобильных дорог, содержащих платные участки, распространяется только на автодороги общего пользования.
Автомобильные дороги, в зависимости от их значения, подразделяются на дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и частные автомобильные дороги (ч. 1 ст. 5 Закона N 257-ФЗ), а в зависимости от вида разрешенного использования — на автомобильные дороги общего и необщего пользования (ч. 2 ст. 5 Закона N 257-ФЗ). При этом под частными автомобильными дорогами общего пользования понимаются автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, которые не оборудованы устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц; а все остальные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования (ч. 12 ст. 5 Закона N 257-ФЗ). Наличие или отсутствие соответствующих устройств является решающим критерием при определении вида разрешенного использования частной автомобильной дороги (смотрите, например, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 N 18АП-9847/12).
Поскольку в рассматриваемой ситуации речь идет именно о частной автодороге необщего пользования, как нам представляется, установленный главой 7 Закона N 257-ФЗ порядок введения платы за пользование дорогой ее собственник соблюдать не обязан. Вместе с тем однозначного решения в правоприменительной практике этот вопрос не находит.
Алексей Александров.
В практике судов общей юрисдикции можно встретить подход, согласно которому, поскольку Закон N 257-ФЗ вообще не упоминает о порядке установления платы за проезд по дорогам необщего пользования, такая плата не подлежит установлению в принципе (смотрите, например, решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 01.12.2010 по делу N 2-2319/10). Однако данная позиция представляется нам не основанной на законе исходя из следующего. Согласно п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Следовательно, отсутствие в законодательстве (в том числе в Законе N 257-ФЗ) прямого запрета на установление платы за пользование частными автодорогами необщего пользования должно означать, что в этой части закон использует принцип диспозитивности и позволяет участникам соответствующих отношений самостоятельно решать этот вопрос на основании общих норм гражданского законодательства.
Можно обнаружить в судебной практике и позицию, согласно которой к отношениям по установлению платы за пользования автодорогами необщего пользования по аналогии закона следует применять положения главы 7 Закона N 257-ФЗ (смотрите, например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31. 10.2012 N 01АП-4316/12). Однако такая позиция также представляется нам не соответствующей смыслу закона. Как видно из ч. 1 ст. 36 Закона N 257-ФЗ, предусмотренный этой нормой перечень является исчерпывающим, дороги необщего пользования в него не включены. Возможность установления платы за пользование дорогами необщего пользования (по смыслу Закона N 257-ФЗ такая плата должна устанавливаться для определенного, ограниченного круга лиц) не ограничена какими-либо административными запретами. А поскольку такая плата может быть установлена путем заключения договора, то есть в соответствии с общими положениями ГК РФ, вопрос о порядке ее установления не может считаться не урегулированным законом и, следовательно, требующим применения аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ).
По общему правилу права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат исключительно собственнику имущества (п. 1 ст. 209 ГК РФ). Как видно из абзаца первого п. 1 ст. 8 ГК РФ, право пользования чужим имуществом может возникать из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Установленное в п. 1 ст. 28 Закона N 257-ФЗ право пользователей автомобильных дорог свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам в пределах Российской Федерации распространяется исключительно на дороги общего пользования. Следовательно, для пользования автомобильной дорогой необщего пользования третьи лица должны получить это право по одному из оснований, перечисленных в абзаце втором п. 1 ст. 8 ГК РФ, например на основании договора с собственником дороги.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора: они могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также договор, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно п. 3 ст. 423 ГК РФ любой договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Как предусмотрено п. 1 ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, и лишь в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Если в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п. 3 ст. 424 ГК РФ).
В случае отказа третьих лиц от заключения соответствующего договора и продолжении фактического использования указанной дороги собственник вправе взыскать плату за пользование в качестве неосновательного обогащения. Размер платы в этом случае определяется судом (смотрите, например, постановление ФАС Центрального округа от 05. 06.2012 N Ф10-3467/11 по делу N А68-9936/2010).
С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.
На правах рекламы
Поделиться
Это реклама
Road.Travel – рынок цифровых путеводителей
Адаптивные путеводители
Новый стандарт виртуального руководства и рассказывания историй. Более 2000 цифровых гидов по всему миру, которые адаптируются к вашей личности, времени и местоположению, машине, которой вы управляете, и вашему бюджету.
Дома: исследуйте и бронируйте
Выберите цифровой путеводитель, прочитайте историю, испытайте перед поездкой
В пути: следуйте путеводителю
Отсканируйте QR-код или откройте на мобильном устройстве и получите пошаговые инструкции руководство по навигации
В машине: езди и слушай
Наслаждайся автомобилями как персональным цифровым путеводителем — с голосовым повествованием на базе искусственного интеллекта
Дома: исследуй и бронируй
Выберите цифровой путеводитель, прочитайте историю, испытайте перед путешествием
В пути : следуйте инструкциям
Отсканируйте QR-код или откройте на мобильном устройстве и получите пошаговые инструкции по навигации
В машине: ездите и слушайте
Наслаждайтесь автомобилями как персональными цифровыми путеводителями — с голосовым повествованием на базе искусственного интеллекта
🎁 Бесплатная подписка на 1 месяц для всех руководств с промо -кодом бесплатно гарантировали
Выбор редактора
Новые гиды по путешествиям
Коллекции партнеров
СПИСОК СМИ
Стартапы и компании, работающие над возобновлением туризма и другими целями устойчивого развития
Узнать больше
Партнерство Road. Travel с Cerence для преобразования опыта дорожного путешествия
Подробнее
Road.Travel входит в ТОП-100 стартапов и новаторов ЮНВТО
Подробнее
Этап запуска: Road.Travel объединяет туристическую индустрию с подключенными автомобилями
Подробнее
Планирование поездки Модель для поездки на автомобиле Trend
Подробнее
Road.Travel — победитель конкурса Ford Make It Driveable Challenge 2019 в Лиссабоне
Узнать больше
Road.Travel — победитель конкурса NEXT OI Competition 2019by Porsche
Узнать больше
Road.Travel — победитель конкурса стартапов Volkswagen We
Узнать больше
Почему Road.Travel?
Вдохновитесь и забронируйте
Рекомендованные маршруты путешествий, созданные экспертом по путешествиям, чтобы следовать им в следующем путешествии. Места для посещения, рестораны и кафе, отели, в которых можно остановиться, и дороги, по которым нужно ехать — дополненные рассказом автора. Исследуйте живописные дороги, посетите исторические места и полюбуйтесь уникальными локациями. Проживите этот опыт еще до того, как отправитесь в путешествие.
Начать вождение
Когда вы будете готовы отправиться в путешествие, нажмите «Начать вождение», отсканируйте QR-код, если вы просматриваете на своем компьютере, или откройте маршрут на своем мобильном устройстве, чтобы начать пошаговое руководство. Выберите место, куда вы хотите отправиться, затем нажмите «Отправить в навигацию» и выберите предпочтительное навигационное приложение на мобильном устройстве.
Преобрази свой автомобиль
Когда мы запускали Road.Travel, нашей задачей было сделать планирование поездок таким же простым, как загрузка фильма. Теперь мы переносим опыт дорожных поездок в подключенные автомобили, превращая их в личных помощников в путешествии с голосовыми подсказками на базе искусственного интеллекта от Cerence Tour Guide. Узнать больше…
Дорожные путешествия заново: технологии и человеческий опыт путешествия – часто в одиночку! Рассказывая истории некоторых из наших самых смелых участников, мы рады поделиться достижениями, историями о дороге и советами для начинающих путешественников.
20.12.2022 / Кирилл Хомко
15 Путешествий по Великобритании и Европе на электромобиле
Владельцы электромобилей теперь видят удовольствие и свободу от возможности исследовать больше. С электромобилем вы больше не ограничены только ежедневными поездками на работу — открывается мир новых возможностей с доступом к зарядным станциям, которые облегчают местные поездки! Так что забудьте о беспокойстве и начните планировать свое следующее приключение сегодня — куда вас приведет ваш электромобиль?
14.12.2022 / Кортни Э. Смит
10 Семейных игр о путешествиях, которые понравятся вашим детям
Отправляясь в путешествие с семьей, вы можете беспокоиться о том, что вашим детям будет скучно на заднем сиденье автомобиля, особенно при длительных поездках. Но не беспокойся. У нас есть большой опыт семейных поездок, и мы попробовали большинство игр о путешествиях.
22.11.2022 / Алексис Джеймс
5 самых опасных дорожных путешествий в мире
Чтобы увидеть самые захватывающие виды, посетить самые отдаленные места и погрузиться в самые незабываемые путешествия в мире, иногда требуется больше, чем небольшая стойкость.
11.11.2022 / Ник Харланд
10 поездок по США, которые можно совершить на 1 баке бензина
От пони в Палм-Бич до роллердромов и рок-королей — здесь каждый найдет что-то для себя. Мы просмотрели библиотеку Road.Travel, чтобы найти 10 лучших автомобильных поездок по Америке, которые вы можете совершить на одном баке бензина.
02.11.2022 / Ник Харланд
10 поездок по Европе, которые можно совершить на 1 баке бензина
Вы можете сделать больше, чем вы думаете, на одном баке бензина. В этих однодневных и двухдневных поездках вы увидите все: от широких гор Сьерры до итальянских музеев насекомых. Так что заправляйте бак, отправляйтесь в путь и поехали.
20.10.2022/Тристан Кеннеди
Дорожные песни | 10 лучших мелодий для вождения
Выбор мелодий для дорожного путешествия может показаться неважным — это второстепенная мысль, которая возникает после того, как вы собрались, проверили свой маршрут, убедились, что ваша машина работает правильно и т.