Прозвище машин в ссср: «Чемодан», «Шаланда», «Луноход». Все прозвища советских автомобилей

«Чемодан», «Шаланда», «Луноход». Все прозвища советских автомобилей

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

18.04.2020 14:00

Поделиться

Борис Захаров

Советский автопром примечателен тем, что очень многим автомобилям давались прозвища. Некоторые клички смешные, некоторые обидные, но в целом народное творчество так или иначе ухватывало в названии суть той или иной модели. Традиция народного названия изделий отечественного автопрома живет и по сей день.

АвтоВАЗ

Фото: ShinePhantom / wikipedia.org

Автомобилям Волжского автомобильного завода от словотворцев из народа досталось немало прозвищ. Продукцию в целом именовали, как известно, «Тазами» (отсылка вовсе не к первой букве города Тольятти), «Числительными», «Ведроверами», «Жигами» и «Кирпичами». Классическое семейство ВАЗ (2101-2107) — это, как известно, — «Классика».

Что касается конкретных моделей, то ВАЗ-2101 прозвали «Копейкой» и «Единичкой». Впрочем, известны и более экзотические варианты нейминга — «Однерка», «Копье».

ВАЗ-2102 именовали «Двушкой», «Двойкой» и «Сараем». ВАЗ-2103 — «Тройкой», Трешкой» и «Трояном». ВАЗ-2104, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 — это, соответственно, «Четверка», «Пятерка» и «Семерка». Впрочем, «Пятерку» называли также «Пятачок» и «Петрик». «Семерку» — «Семеном», «Семафором» и «ХБМ» («Хочу быть «Мерседесом» — из-за характерной решетки радиатора). За ВАЗ 2106 закрепились прозвища «Шестерка», «Шаха», «Шахтер», «Шакал», «Шамок» и «Шайтан». ВАЗ-2108, 2109, а частично также 2113, 2114, 2115 именовали «Зубилом», «Зубилой» и «Погремушкой».

Седан ВАЗ-21099 обзавелся своими собственными кличками — «Чемодан» и «Дуплет». ВАЗ-2110 в народе окрестили «Mатрешкой», «Беременной Антилопой», «Чемоданом», «Чириком», «Мыльницей» и «Обмылком». Хэтчбек ВАЗ-2112 именовали «Огурцом», ВАЗ 2114 — «Четыркой», ВАЗ-2115 — «Пятнашкой» и «Полторашкой», а минивэн ВАЗ-2120 «Надежда» — не только по созвучию — «Безнадегой», «Одеждой» и «Константиновной» (намек на Надежду Константиновну Крупскую).

ВАЗ-21213 «Нива» — отметилась кличкой «Ботинок». А пятидверная «Нива» ВАЗ-2131 — это уже «Крокодил» или «Урал». ВАЗ-1111 «Ока» удостоился «титулов» «Окунь», «Табуретка», «Бешенная Табуретка», «Креветка», «Окурок», «Скворечник», «Коробочка».

А что же более современные Lada? Chevrolet Niva — это «Шнива». Lada Granta, случается, кличут «Гранатой», ВАЗ-1118 «Калина» — «Горбатой мышью», «Крыжовником», «Кониной» и «Хомяком», Lada Vesta по мотивам рекламной кампании стали звать «Невестой», а к Xray прилепилось хулиганское «Хрей».

ГАЗ

Фото: Михаил Солунин/ТАСС

Автомобили семейства «Волга» вне зависимости от поколений в народе называли «Баржами» из-за солидных размеров.

Причем чаще такое прозвище доставалось машинам с кузовом универсал. Первую «Волгу», ГАЗ-21, звали тоже не только по имени, но и по прозвищу — «Танк во фраке». ГАЗ-24, легендарная вторая «Волга», именовалась в народе не только как «Баржа», но и как «Шаланда».

ГАЗ-3110 (выпускалась серийно с 1997 по 2005 год) окрестили «Тяни-Толкаем». Впрочем, случалось, что «Волги», равно как и «ГАЗели», называли «Оленями» — из-за фирменной эмблемы. Грузовик-вездеход ГАЗ-66 даже более известен под прозвищем «Шишига», а за среднетоннажными грузовиками «ГАЗ» закрепилось имя «Газон».

ЗАЗ

Фото: РИА Новости

Ко всем запорожцам (продуктам Запорожского автомобилестроительного завода — ЗАЗ) быстро приклеилось нелицеприятное прозвище «Запор», что было связано с характером звучания маломощных силовых агрегатов и их скромной производительности.

В 1961 году завод освоил выпуск модели ЗАЗ-965, вошедшей в историю как «Горбатый Запорожец», или просто «Горбатый» из-за характерной формы крыши. Другие неофициальные названия — «Зюзик», «Жужик», «Пузырик», «Жужелица».

В 1966 году на конвейер стал новый «Запорожец» — ЗАЗ-966, он, как впоследствии и его преемник ЗАЗ-968, получил прозвище «Ушастый» из-за воздухозаборников, торчащих из боковин, точно уши. Отсюда, кстати, еще одна кличка — «Чебурашка». Кстати, Эдуард Успенский придумал своего Чебурашку (тогда еще не мультгерой, а герой книги «Крокодил Гена и его друзья») тоже в 1966 году.

«Запорожец» ЗАЗ-968М (выпуск с конца 1979 года) лишился ушей-воздухозаборников, соответственно поменялось и кличка — на «Мыльница». Этот же седан именовали «Тридцаткой» или «Сороковкой» в зависимости от используемого двигателя. В 1987 году на ЗАЗе начался выпуск ЗАЗ-1102 «Таврия» — первых автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя. К этой модели приклеилось прозвище «Ставрида». Реже Таврию именовали «Тавриусом» (отсылка к Ford Taurus), «Тварией» и «Недовосьмеркой» (из-за внешнего сходства и меньших габаритов).

УАЗ

Фото: С. Паршин/ РИА Новости

Самая распространенная кличка вездехода УАЗ-469, сменившего на уазовском конвейере в середине семидесятых основной армейский «джип» ГАЗ-69, — «Козел» или «Козлик» из-за особенностей езды по пересеченной местности — пресловутому «козлению». Другие нередко использующиеся «метафоры» — «Бобик», «Бомбик», «Бабон».

Версию УАЗ-469 для милиции в народе окрестили «Коробком» и «ЦеМентовозом» (на украинский манер) и даже «Воронком», а военные версии именовали «Крокодилом», разумеется, за защитный зеленый цвет.

Легендарный ульяновский фургон и микроавтобус УАЗ-452 (серийный выпуск начат в 1965 году) тоже имел целый ряд прозвищ. Самое известное и укоренившееся, конечно, — «Буханка» — считай, второе имя. Другие варианты — «Батон», «Булочница», «Горбушка».

Бортовая модификация машины получила свое прозвище — «Головастик». Версии для муниципальных служб чаще называли «Санитаркой» и «Таблеткой».

Современный же УАЗ «Патриот» нередко именуют «Патриком», «Патрикеем», «Бегемотом» и «Патром», ну а УАЗ «Хантер» — есть Hunter (англ) — иногда, шутя, называют, «Охотником».

ЛуАЗ

Фото: Андрей Соломонов/ РИА Новости

ЛуАЗ-969 «Волынь» — компактный внедорожник, выпускавшийся на Луцком автозаводе с 1966 по 2002 годы. Этот первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села, в народе окрестили «Луноходом» (за колесные редукторы и своеобразную внешность).

Называли также «Луизой» (производное от ЛуАЗ), «Тушканчиком» (за прыгучесть), «Утюгом» (за форму кузова) и «Фантомасом» (за комедийно-злодейскую внешность). Встречались также прозвища «Лягушонок» и «Цыпленок».

Ижевский автозавод

Фото: Кулешов Николай/ТАСС

Модель ИЖ-2715 с кузовами фургон и пикап именовалась, соответственно, «Каблук», «Москвич», «Пирожок», «Шиньон», «Сапог», а также «Маргарин» и «Маскарад». Хэтчбек Иж-2126 «Ода», вставший на конвейер в 1990 году, нередко называли «Орбитой» и «Орбитом».

Дело в том, что такое название изначально планировалось самим автопроизводителем, но нигде не фигурировало из-за товарного знака «Orbit», который уже был зарегистрирован за рубежом — так назывался концепт-кар компании ItalDesign.

«Москвич»

Фото: Сергей Мамонтов/ РИА Новости

Самые первые Москвичи, — 400 и 401-й — носили народное имя «Хоттабыч». «Москвич-402» (выпуск начат в 1956 году) и Москвич-407 называли «Стилягами». Седан Москвич-412, случалось, именовался «Барсиком». Москвич — 21406 — «Колхозником». Хэтчбек же АЗЛК-2141 и его многочисленные модификации как только не называли.

К примеру, АЗЛК 2141 «Святогор» удостоился титулов «Космич» (по созвучию с «москвич») и шутливого звукоподражательного наименования «Азылк».

Экспортный вариант с официальным названием «Алеко», разумеется, переиначили в «Калеку» и «Бандерлога». А когда вместо двигателя ВАЗ-2106 на «Святогор» начали устанавливать 2-литровый мотор Renault, нашлось и подходящее название — «Реногор». Удлиненную версию АЗЛК 2141 «Князь Владимир» звали «Длинный» и «Вовка-морковка».

Грузовики и автобусы

Фото: Юрий Житлухин/ТАСС

А вот еще несколько распространенных кличек для популярного советского транспорта покрупнее. РАФ-2203 — это, конечно же, «Рафик», «ГАЗель», «Кибитка». «КамАЗы» известны под прозвищами «Татарин» (завод находится в городе Набережные Челны, одном из крупнейших городов Татарстана) и «Пьяная лошадь».

ЗИЛ-133 именовали «Щукой», ЗИЛ-157 сравнивали с «Топором» и «Колуном» и за характерный цвет — с «Крокодилом». ЗИС-151 прозвали «Утюгом» за то, что он часто застревал.

«КРАЗы» звали «Лаптями», автобус ПАЗ-3201 — «Пазиком», автобус ЛИАЗ-677 — «Сараем» и «Скотовозом», импортный, но как бы до боли наш «Икарус-280» — «Гармошкой» и «Колбасой», народный ЗИЛ-5301 удостоился прозвищ «Кабан», Бычок».

Поделиться

#Lada

#УАЗ

#ГАЗ

Прозвища автомобилей в СССР – как называли популярные машины

Сегодня многие автомобили, в том числе и исторические, мы называем не по-заводски, а по-своему – то ласково, то пренебрежительно. А ведь в пору их молодости прозвища были совсем другими.

Водители середины прошлого столетия могут рассказать нам немало специфических подробностей про свою шоферскую жизнь. В этот раз мы расспросили наших консультантов о том, как раньше называли популярные автомобили.

Сегодня мы вспомним лишь оригинальные исторические прозвища – то есть те, которыми пользовались советские водители в период, когда эти автомобили были молодыми. Поэтому в наш список не попали ни “шоха”, ни “копейка”, ни “космич”, ни “фердинанд”, ни прочие более поздние наименования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Чому в СРСР было вигідно працювати в таксі

В прежние времена к автомобилям относились более чем уважительно. Поэтому прозвища получали далеко не все модели. Для понимания картины – жители кавказских республик, как особые ценители автотранспорта, даже говоря на русском, часто именовали многие машины так, как принято обращаться к уважаемым людям в традициях их культуры – т.е. в мужском роде: “ноль шестой”, “ноль пятый”, “черный “Волга”…

И тем не менее, те популярные автомобили, что имели какие-то характерные особенности или требовали дополнительной идентификации из-за сложности официального имени, неформальные прозвища от граждан все-таки получали.

Полуторка – самый распространенный грузовик периода 1930-1950 гг. на территории СССР и Украины в частности, ГАЗ-АА грузоподъемностью полторы тонны. По ошибке так иногда называют и трехтонный ЗИС-5, хотя среди водителей у него было и свое имя – трехтонка. Сегодняшний аналог полуторки – “Газель”.

Попрошайка – самоходное шасси Т-16. Многие непосвященные считают его трактором, на самом деле это платформа с 16-сильным мотором позади кабины, предназначенная для монтажа сельхоз оборудования.

В базовом варианте “попрошайки” установлен обычный деревянный кузов, как на грузовике. Попрошайкой этот популярный транспорт называли за выставленный перед кабиной кузов – как протянутая вперед рука просящего подаяние.

Луноход – он же волынянка, он же волынка, а на самом деле – ЛуАЗ-969 (1966 – 2002 гг.). Прозвище довольно точное – как и знаменитый советский лунный робот, ЛуАЗик отличался феноменальной проходимостью, и так же как луноход был оригинален и даже загадочен по конструкции.

Неформальное имя волынянка появилось видимо из-за места рождения луцкого вездехода. Кроме того, в самых первых публикациях о новой модели журналисты “За рулем” называли его “Волынью” — хотя официальным это имя так и не стало.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Українські автомобілі-саморобки: коли шейхи відпочивають

Шишига – он же шишарик, он же ГАЗ-66 (1964 – 1999 гг.) с великолепными вездеходными качествами. Собственного имени машина не имела, а выговаривать даже сокращенное “шестьдесят шестой” в обиходе не всегда легко. Поэтому цифровой индекс водители и военные (как пользователи этого авто) “сократили” до более милозвучного.

Лаптежник – КрАЗ-255 (1967 – 1994 гг.). Стоит посмотреть на этот мощный вездеход 6х6, чтобы понять этимологию его прозвища: пухлые и широкие высокопрофильные шины напоминали известную обувь из бересты. Кстати, отчасти благодаря таким колесам лаптежник отличался проходимостью и высокими тяговыми свойствами на слабых грунтах – причем при грузоподъемности 7,5 тонн!

Захар – он же колун, он же крокодил, он же утюг, он же мормон – а вообще-то ЗИЛ-157 (1958 – 1991 гг.). Справедливости ради нужно сказать, что данные клички не столько употреблялись в обиходе, сколько служили одобрительной характеристикой: машину очень уважали за феноменальную проходимость и простоту. Свои прозвища 157-й зарабатывал как поведением на бездорожье (колун, утюг), так и за внешний вид (крокодил).

Что касается мармона – остается только предположить, что это отсылка к американскому грузовому вездеходу Marmon-Herrington. Небольшой партией он был закуплен для Красной Армии во время Второй Мировой, но имел совсем не похожую на ЗИС-157 внешность – с кабиной над двигателем и двумя осями (третье фото).

Газон – любой грузовик марки ГАЗ послевоенного периода называли именно так, начиная от ГАЗ-51 (1946 — 1975) и заканчивая ГАЗ-3309 (1989 – 2020 гг.). И только специалисты, когда нужно было уточнить какую-то особенность модели, добавляли заводской индекс – 51-й, 52-й, 53-й и пр. К слову, выпускающийся по сей день (с 2014 г.) основной грузовик ГАЗа носит официальное наименование ГАЗон Next.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: ТОП-5 найміцніших радянських авто

Гармошка – после 1973-года, когда в Союзе появился Ikarus-280 так называли любой автобус или троллейбус сочлененного типа. Характерной приметой 280-го и подобных машин был эластичный плиссированный чехол, прикрывающий место сочленения основной части кузова и прицепа.

Буханка – она же таблетка, он же УАЗ-452 (1965 – наши дни). Микроавтобус повышенной проходимости на шасси внедорожника УАЗ. Аналогия с хлебо-булочными изделиями во внешности этого авто явно прослеживается, а таблеткой его называли в Вооруженных силах, где машина несла медицинскую службу.

Головастик – это УАЗ-452Д (с 1966 г.) бортовая версия “буханки”. Свое неформальное имя получил за характерный силуэт с высокой округлой кабиной, напоминающей переднюю часть жителя водоемов.

Каблучок – он же пирожок, он же – Иж-27151, развозной автомобиль на шасси “Москвич-412” (1972 – 2001 гг.). Машины первых серий выпускались преимущественно как пикап, и в профиль этот необычный для той страны автомобиль в самом деле напоминал перевернутую женскую туфельку.

Пирожком каблучок стал позже, когда большинство экземпляров стали выпускать с фургоном, в котором в городах доставляли к месту продажи продукцию столовых и кулинарий

Соняшник – он же кентавр, он же автобус КАвЗ-651/-685 (1958 – 2008 гг. ). Автобус использовался преимущественно в сельской местности, иногда он вывозил пассажиров прямо на поля – школьников, студентов. Интересно, что эта модель оставалась соняхом на всей территории Украины: при общении на русском языке подсолнухом ее не называли.

Касательно кентавра тоже все ясно: передняя часть “туловища” у его была от грузовика ГАЗ, задняя – от автобуса, подобно тому, как было “устроено” двусоставное существо из античной мифоологии.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Яким був перший ЛуАЗ: історія секретного автомобіля

Козлик – он же бобик, он же газик. Так называли три поколения советских легких вездеходов 4х4 – ГАЗ-67, ГАЗ-69, УАЗ-469. Козлик – потому что из-за короткой базы внедорожник козлил, раскачиваясь с носа на корму, бобик – потому что был шустрым и вездесущим, как дворовой пес, а газик – потому что был маленьким ГАЗом.

Горбатый – он же мыльница, он же запик… Собственно, список теплых прозвищ ЗАЗ-965 можно продолжить, но для украинского читателя это вряд ли нужно делать. Как и объяснять происхождение всех этих имен.

Ушастый – ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968. С ними все ясно – характерной чертой “Запорожцев” второго семейства (1966 – 1979 гг.) вплоть до модели 968М (1979 – 1994 гг.) были уши-воздухозаборники. Иногда ЗАЗы этого поколения тоже называют мыльницей, в том числе и 968М – за букву м в идексе.

Зубило – прозвище, которое придумали для ВАЗ-2108 автомобилисты- завистники. За неимением явных недостатков новой модели апологеты “Жигулей” старых поколений придумали “восьмерке” такой упрек – за схожесть обтекаемого клинообразного кузова с известным слесарным инструментом. Но в широкое употребление данное прозвище не поступило, обычно трехдверный “Спутник” называли “восьмеркой”.

Нюся – такое теплое душевное имя носила в CCCР машина Nysa N521, построенная в Польше на базе нашей ГАЗ-20 “Победа”. Уменьшительно-ласкательная форма женского имени Анна перекликалось с написанием бренда, да и сам микроавтобус (к нам поставлялась именно пассажирская версия) выглядел мягким и неконфликтным.

Членовоз – любой представительский автомобиль, на котором ездили высшие руководители государства – в том числе и члены Политбюро центрального комитета правящей партии КПСС. Мало кто из граждан знал заводские индексы (хотя они не были секретом) правительственных ЗИЛов и ГАЗов, поэтому фольклор родил слово членовоз – по аналогии с молоковозом, панелевозом и подобным спецтранспортом. Редкий для советского времени пример прозвища с негативным оттенком.

Инвалидка – она же моргуновка, она же мотоколяска С-3А (1958 – 1970 г.). Микроавтомобильчик с мотоциклетным моторчиком эксплуатировался гражданами с проблемами опорно-двигательного аппарата, так что с его неформальным названием все ясно.

Тем более, что заводское наименование и сегодня неправильно выговаривают даже фанаты ретротехники: многие говорят СэЗэА — вместо Эс-Три-А. Что касается прозвище моргуновка, то машинка получила его уже в поздние советские времена, хотя фильм “Операция Ы” с персонажем-инвалидом в исполнении Евгения Моргунова вышел еще в 1965 г.

Вообще-то наименование автомобилей – целая наука к которой ведущие мировые компании подключают не только компьютеры и маркетологов, но и ученых-филологов, и психологов, и знатоков истории. И наверное, высшим достижением команды, дающей машине имя, можно считать случай, когда заводское имя совпадает с прижившимся в народе. Хотя нет ничего удивительного в том, что народ оказывается более метким на язык, чем целые бригады профессионалов ономастики.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Для чего в СССР бензин сливали в лесополосы

ЗАЗ Запорожец — лучший автомобиль, когда-либо построенный Советским Союзом?

Выбор редакции

Россия не самый известный производитель автомобилей в мире. Кажется, коммунизм не очень хорош в производстве автомобилей. Но это не значит, что они не пытались. Они увидели успех Volkswagen Beetle в Западной Германии и успех Trabant в Восточной Германии, и им это понравилось. На самом деле им это так понравилось, что они решили привлечь производителя зерноуборочных комбайнов к созданию «народного автомобиля».

Получился ЗАЗ Запорожец. Имея, как и у «Жука», двигатель с воздушным охлаждением, установленный в задней части автомобиля и приводящий в движение задние колеса, но, в отличие от «Жука», с 4 цилиндрами, расположенными в V-образной форме, на самом деле это была довольно радикальная идея, за исключением одного, у которого было всего 23 цилиндра. Лошадиные силы.

Запорожец выпускался в течение двух поколений, с 1960 по 1994 год, когда ему на смену пришла переднемоторная, переднеприводная, скучная Таврия с водяным охлаждением. Я твердо придерживаюсь мнения, что нет ничего хуже скучной машины, так что Таврия в принципе худшее, что можно себе представить. Я даже не буду больше говорить об этом.

Первое поколение: ЗАЗ-965

Первый «Запорожец» был поставлен в 1959 году, но в серийное производство автомобиль поступил только через год. У него был округлый, довольно выпуклый кузов, двери-самоубийцы и симпатичный маленький воздухозаборник сбоку. Затем, в 1962 году, был представлен 965A.

Мощность была немного увеличена, но автомобиль все равно стал известен благодаря городскому анекдоту, в котором на советских танках использовался стартер, что не так уж и плохо для машины с 27 л.с. 887-кубовый V4, производивший всю эту мощность, был установлен довольно высоко; этот повышенный центр тяжести, хотя и помог с тягой на крутых холмах (я бы подумал, что у него кончится мощность раньше, чем тяга 🤔), он также привел к некоторым интересным проблемам с управлением. Другими словами, это, вероятно, было плохо.

Предполагалось, что водители будут выполнять большую часть обслуживания сами, а мастерских в Советском Союзе было не очень много, так что двигатель V4 был на самом деле довольно практичным и надежным, что полезно в печально известные российские зимы.

Второе поколение: ЗАЗ-966 и 968

Вторым поколением стал автомобиль с изобретательским названием ЗАЗ-966. Обладая гораздо более угловатым и приятным стилем (который определенно не был грабежом NSU Prinz) и этими маленькими ушами сбоку, которые, конечно же, были предметом многих шуток, он был модернизирован практически во всех отношениях. 0,9литровый мотор заменили на могучий 1,2-литровый агрегат, выдающий огромные 30 лошадиных сил. Он также лишился довольно непрактичных дверей-самоубийц, а шум двигателя был улучшен.

В 1971 году 966 был заменен на 968. Он претерпел ряд изменений стиля, наиболее заметным из которых была замена фальшивой решетки радиатора спереди на хромированную планку. Кроме того, была модернизирована приборная панель и улучшены передние тормоза, а также внесен ряд других доработок в области безопасности. 968 обладал невероятными 40 лошадиными силами, которых, как я полагаю, было достаточно, чтобы подняться в гору, на которую 965-й даже с его высоким центром тяжести не мог бы и надеяться подняться.

Это поколение должно быть моим любимым. Просто в этом есть что-то прекрасное. Я влюбился в нее во все: во внешний вид, во всю причудливость V4 с воздушным охлаждением, установленного сзади, в то, что в пространстве для ног со стороны пассажира есть дырка, чтобы машину можно было загнать на промерзшую озеро, прорубь во льду, машина припаркована над прорубью, и водитель может попытаться поймать свой обед, не выходя из своей машины. Это просто великолепно.

Потом, в 1979 году, его разорили. Уши удалили. Хром заменили на черный пластик. Конечно, это должна была быть модель, которая производилась дольше всех — в 1994 году они все еще производили ее.

Спасибо, что прочитали мой #blogpost, и, пожалуйста, сообщите мне ниже, если вы тоже одержимы этим, или это только я. Я думаю, это только я.

Копии автомобилей СССР

Фотогалереи

Промышленность играла важную роль в гонке за влияние между Западом и Советским Союзом, символизируя силу и способность создавать, внедрять инновации и нести мир в будущее. Но хотя Советы сохранили свои позиции и в некоторых случаях превзошли своих капиталистических соперников в некоторых областях, таких как исследование космоса и вооружение, они с самого начала отставали, когда дело касалось автомобилей. Часто СССР приходилось копировать своих капиталистических соперников, чтобы не отставать.

1
Колонна советских автомобилей «Чайка» скользит по дороге недалеко от Тбилиси, Грузия. Чайка («Чайка») была одной из нескольких советских машин, почти полностью скопированных со своих западных предшественников.

2
Первый грузовик сошел с конвейера автомобильного завода ГАЗ в СССР в 1932 году. Тремя годами ранее американский промышленник Генри Форд подписал контракт с молодым Советским Союзом о создании завода в России. Завод выпускал лицензионные копии легковых и грузовых автомобилей Форда, таких как ГАЗ-АА.

3
Новые грузовики ГАЗ-АА на заводе в Нижнем Новгороде. Партнерство с Фордом, казалось бы, противоречило советскому идеалу, но промышленник предложил производственный опыт, технологии и обучение, которые Москва могла использовать для развития других отраслей. Для Ford сделка на 30 миллионов долларов предоставила возможность выйти на неосвоенный рынок.

4
Мускулистая элегантность этой американской классики — 4-дверного седана Buick 1935 года — явно привлекла внимание советских инженеров.

6
Опель Кадетт 1939 года выпуска. Перед Второй мировой войной Сталин пытался договориться о сборке автомобиля в Советском Союзе. Но после победы союзников советский лидер счел ее военным трофеем. Сообщается, что в 1946 году он приказал демонтировать весь завод Opel, перевезти его из Германии в СССР. 

7
Результатом стал серийный «Москвич-400». В то время как на Западе автомобиль рассматривался как средство, дающее обычному человеку доступ к открытой дороге и большую личную свободу, ранние советские автомобили предназначались почти исключительно для бюрократов. Граждане в 1930-м буквально пришлось выиграть национальную лотерею, чтобы насладиться привилегией сесть в собственный автомобиль.

8
Ford Super Deluxe Woody 1947 года хорошо подходил для сухой солнечной погоды калифорнийского побережья.

9
Но, несмотря на дождливую российскую осень и известные суровые зимы, Советы попытались это сделать — по общему мнению, как средство экономии стали.

10
Этот крутой образец, известный как Packard Caribbean 1955 года выпуска, недолго просуществовал в США. Но дизайн получил неожиданную вторую жизнь, когда в 1959 Советы выпустили свой самый престижный авианосец.

12
Советские дизайнеры черпали вдохновение не только в американских автомобилях. Яркий итальянский Fiat 600d стал хитом по всей Европе: за пять лет после его выпуска в 1955 году было продано более миллиона единиц.

13
В 1961 году Советы выпустили ЗАЗ 965, почти идентичную копию Fiat, вплоть до открывающихся вперед «дверей самоубийц». К 1960-м годам советские конструкции становились все более пролетарскими, поскольку все большее число простых советских граждан могло получить собственные легковые автомобили, хотя и после длительного ожидания.

14
«Управляй Prinz и будь королем» — так продвигался маркетинг западногерманского NSU Prinz 4, когда он был выпущен в 1961 году. Однако автомобиль не был для королей в спешке: ему требовалось более полминуты, чтобы разогнаться до 97 километров в час.

15
Через десять лет на советские дороги выкатился ЗАЗ-968. Добавление боковых вентиляционных отверстий принесло советскому подражателю прозвище «большие уши».

16
Италия: спустившись с парашютом на мировую арену, Fiat 124 был назван европейским автомобилем года в 19 году.66. Вскоре после этого автомобиль навсегда стал ассоциироваться со «сделкой века», когда Fiat подписал контракт с СССР на создание крупнейшего в России автомобильного завода.

17
Fiat заключил сделку с советским правительством о создании завода в Тольятти (названного так в 1964 году в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти). «Жигули» (также известные как «Лада») были созданы по образцу «Фиата», но с более толстой стальной обшивкой и более высоким клиренсом для российских дорог. Культовый автомобиль производился почти 18 лет, а Тольятти, где находится АвтоВАЗ, крупнейший автопроизводитель страны, который сегодня является частью французской Groupe-Renault, остается центром производства автомобилей в России.

Back to top