Содержание
Рациональные приёмы работы с книгой
Уважаемые студенты!
Поступление в высшее учебное заведение лишь первый шаг в реализации ваших планов и желаний. Любая профессия, требующая высшего образования, предъявляет к личности ряд требований: это собранность, настойчивость, воля, напряжение интеллекта, высокая эмоциональная культура. Слово «студент» означает усердно занимающийся и указывает на сущность учебной деятельности: в высшей школе не столько учат, сколько помогают учиться, самостоятельно приобретать знания, заниматься самообразованием и самовоспитанием.
Сегодня качество высшего образования зависит не только и не столько от объема знаний, а от вашей способности ориентироваться в информации, технологиях, от умения самостоятельно принимать решения. Чтобы успешно учиться, глубоко и прочно, а главное, самостоятельно, осваивать любой предмет, вам необходимо обладать умениями учебного труда. За годы учебы в институте усвоить весь объем знаний, выработанных человечеством, невозможно. Поэтому самое главное – научиться самостоятельно добывать знания из огромного количества сведений, содержащихся в литературе, отбирать и усваивать основное, нужное, творчески применять его в своей профессиональной деятельности.
В наше время образование становится непрерывным, оно сопровождает человека на протяжении всей его жизни. А потому для нас очень важно, чтобы в процессе обучения в высшей школе вы научились учиться.
Поэтому нам очень важно помочь вам, студентам, впервые приступившим к самообразованию, овладеть соответствующими приемами. Оценить вашу способность к обучению поможет настоящий ТЕСТ.
Чтение учебной и научной литературы – сложная умственная деятельность, от эффективности которой зависят успешность обучения и самообразования, а также степень развития умственных способностей студента. Чтение является не только важнейшим средством приобретения суммы знаний, но и незаменимой школой мышления, способом овладения искусством письменной речи.
Для того чтобы чтение было плодотворным, необходимо обладать определенными навыками, культурой чтения. Под культурой чтения подразумевается не только умение самостоятельно выбрать нужные для занятий книги, ориентироваться в библиотечных каталогах, делать записи из произведений, конспектировать их, но прежде всего умение читать. Овладение правильной, научно обоснованной методикой чтения предполагает знание основных правил работы с книгой и использование их в познавательной деятельности с учетом своих индивидуальных особенностей.
Скорость и качество чтения зависят от методики чтения. Нерациональное чтение не только способствует возникновению дефицита времени, но и тормозит развитие внимания, памяти, мышления, приводит к бессистемности, а, следовательно, к бесполезности знаний, нередко вызывает переутомление, головные боли, неврозы.
Помните! Книга всегда останется важнейшим средством становления интеллекта и культуры человека, формирования его взглядов на мир, познания и самоусовершенствования. Следовательно, чтобы успешно заниматься самообразованием, необходимо в совершенстве овладеть всеми приемами работы с книгой. Конечно, главное в этом деле — собственный опыт, который накапливается со временем. Не все сразу будет получаться, могут возникнуть затруднения, препятствия. И здесь особенно важны внутренняя собранность, самодисциплина, настойчивость, упорство в достижении поставленной цели.
Но прежде чем вы приступите к чтению, полезно выявить у себя уровень имеющихся умений. Поможет в этом «Лист самооценки учебных умений».
№п/п | Компоненты учебной деятельности | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
1 | На занятиях умею слушать преподавателя и записывать основной материал | |||||
2 | Умею читать схемы, графики,таблицы | |||||
3 | Умею выступать на семинарах и аргументировано защищать свои позиции | |||||
4 | Умею работать с каталогом и самостоятельно подбирать литературу по определенной теме | |||||
5 | Умею составлять аннотации | |||||
6 | Умею составлять план по любому информационному тексту | |||||
7 | Умею конспектировать статьи, книги | |||||
8 | Умею составлять тезисы | |||||
9 | Умею использовать и оформлять цитаты | |||||
10 | Умею составлять рецензию на прочитанный текст | |||||
11 | Умею реферировать несколько источников по одной проблеме и оформлять рефераты | |||||
12 | Умею работать со справочными материалами (словарями, энциклопедиями, справочниками и др.![]() |
Оцените свои умения осуществлять учебную деятельность и проставьте оценки по 5-тибальной шкале. Если оказалось, что некоторые умения сформированы недостаточно, огорчаться не стоит. Предлагаемые рекомендации призваны восполнить эти пробелы.
Рациональные приемы работы с информацией
Допустим, вы выбрали тему реферата (доклада, сочинения, выступления,
сообщения), подобрали книги и статьи. Настала пора подумать о способах
сохранения материала, который мы будем добывать, изучая отобранный материал. Эти
способы должны удовлетворять нескольким требованиям: быть компактными, иметь
возможность для внесения дополнения и быть удобным в использовании. Конечно, вы
можете изобрести что-нибудь своё, но полезно воспользоваться и опытом предыдущих
поколений.
Остановимся на составлении плана, конспекта и тезисов текста. Сначала
выясним, что представляет собой каждый из них.
План – это перечень вопросов, рассматриваемых в изучаемом материале, этапы
раскрытия темы; точный и краткий перечень мыслей в том порядке, как они
расположены в тексте. Составление плана помогает “свернуть” содержание
текста для его запоминания и последующего “развёрнутого” изложения мыслей и
доказательств.
Алгоритм составления плана.
- Прочти текст.
- При повторном чтении определи основную тему текста (она станет
названием текста, если такового у текста нет). - Раздели текст на относительно самостоятельные по смыслу части.
- Выдели в каждой части главную мысль (главная мысль части подскажет
тебе её название). - Озаглавь части текста – пункты плана (в утвердительной или
вопросительной форме). - Определи, какие из них будут названиями частей главной темы, а какие –
частей подтем (касается не всех текстов!) - Запиши пункты плана (основные части обозначают обычно римскими
цифрами, подчасти – арабскими цифрами, если части обозначают арабскими
цифрами, то подчасти – буквами). - Воспроизведи (перескажи) текст по составленному плану.
Конспект – это краткое, связное изложение основных мыслей текста или
прослушанной лекции. Существенным элементом конспекта являются
аргументы, пояснения, примеры. Конспектируют обычно при повторном просмотре
после основного ознакомительного чтения. Существует несколько видов
конспектов. Мы рассмотрим план – конспект, следящий (линейный) и структурный
(опорный) конспекты.
Жёстких правил составления конспектов нет. Но опыт подсказывает некоторые
“хитрости”. Так, удобно оставлять широкие поля, которые при последующей работе
заполняются либо собственными замечаниями оценочного характера, либо ссылками на
другие материалы.
Главная трудность конспектирования в том, что нужно научиться немногими
словами сказать о многом. Конспектирующий делает исходные материалы понятными
для себя, удобными и полезными для использования. При этом конспект должен быть
логичным, целостным, понятным, обладающим способностью вызывать в памяти весь
исходный текст.
Тезисы – это очень краткое изложение основных мыслей текста (статьи,
главы, параграфа). Тезис можно назвать коротким и чётким ответом на пункт
(мысль) плана. Тезисы – это основные положения, утверждения, суть
читаемого в кратких формулировках.
Тезисы могут быть текстуальными (если дословно выписываются из текста)
и смешанными (если излагаются своими словами с включением слов, цитат, выражений
из текста).
Тезисы, не содержащие пояснения и доказательств, называются простыми;
тезисы, в которых упоминаются отдельные (наиболее важные) доказательства,
называются развёрнутыми.
Алгоритм конспектирования.
Действие | Краткое содержание действия |
1.![]() | Читать текст необходимо не меньше двух раз. Выделить
относительно самостоятельные части текста и озаглавить их. |
2. Выбери вид конспекта | План – конспект: Делим страницу тетради на 2 части, слева записываем пункты и подпункты плана, напротив (справа) – их краткую аргументацию (доказательства, примеры, схемы, рисунки, чертежи и т.д.) Следящий конспект:
Структурный (опорный) конспект: |
3. Сформулируй самостоятельно или выдели из текста
высказывания (аргументы), кратко раскрывающие суть каждой из частей текста, соответствующих пунктам плана. | Высказывания (аргументы) могут быть выражены словесно
(определения понятий, формулировки законов и правил, обобщающие выводы и другие суждения) или символически (формулы законов, уравнения, определительные формулы для величин, функциональные зависимости и др.) |
4. Оформи конспект | Произвести записи в соответствии с выбранным видом
конспекта. |
5. “Проговори” записанный конспект | При проговаривании стараться не обращаться к тексту.
Цель “проговаривания” – краткое связное изложение содержания в том порядке, в каком оно представлено в конспекте. ![]() |
Алгоритм составления тезисов.
- Прочти текст и составь его план.
- В каждой части текста выдели главные мысли и кратко сформулируй их в
виде утверждения и его аргументации. - Оформи тезисы (опусти пункты, подпункты плана и нумерацию, каждый тезис
напиши с красной строки). - Проговори текст, пользуясь тезисами.
? Проанализируй алгоритм конспектирования текста. Какими навыками
необходимо владеть для успешного выполнения работы. Чем отличается тезирование
от конспектирования?
На основе одного и того же текста “Свойства организма” из книги Анастасова
Л.П. и др. Человек и окружающая среда: Учеб. для дифференцированного
обучения: 9 кл. / Л.П.Анастасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова. – М.:
Просвещение, 1997. – С. 48–50. рассмотрим особенности составления и оформления
плана, плана – конспекта, следящего и структурного конспектов, тезисов.
Свойства организма (текст).
Организм представляет собой сложную целостную систему. Все части этой системы
имеют свою структуру, функции и значение в жизнедеятельности организма в целом.
Организм человека как живая система функционирует только при условии
обмена веществ с внешней средой. Обмен веществ – признак жизни. В результате
обмена веществ образуются белки, свойственные данному организму. Ф. Энгельс так
определил, что такое жизнь: “Жизнь есть способ существования белковых тел,
существенным моментом которой является постоянный обмен веществ с окружающих их
внешней природой, причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и
жизнь…” Впоследствии были сформулированы более широкие определения жизни на
основе научных данных, но определение, предложенное Энгельсом, не потеряло
своего значения и теперь. Таким образом, организм может существовать только в
условиях взаимодействия с окружающей средой. Из неё он получает всё необходимое
для жизнедеятельности, в первую очередь кислород в процессе дыхания, воду,
питательные вещества в процессе питания. Поступающие из внешней среды вещества
включаются в циклы химических реакций, в обменные процессы. В результате
образуются вещества, необходимые для организма, выделяется энергия, а также
ненужные вещества, продукты распада, которые удаляются из организма во внешнюю
среду. На функционирование организма влияет состав воздуха, температура,
атмосферное давление и другие факторы внешней среды. Нормальная деятельность
организма осуществляется в условиях экологически чистой среды.
Живой организм обладает свойством раздражимости и возбудимости.
Благодаря этим свойствам организм реагирует на раздражения. Раздражителями
являются различные факторы окружающей внешней, а также внутренней среды
организма. Ответ на раздражения осуществляется при помощи нервной системы,
целого комплекса безусловных рефлексов (отдергивание руки от огня, зажмуривание
глаз при яркой вспышке и др. ) и более сложных условных рефлексов.
Для живого организма характерна широкая приспособляемость к условиям
окружающей среды. Эта способность проявляется в ускорении, замедлении или других
изменениях функций отдельных органов, обмена веществ. Приспособляемость
организма к новым условиям внешней среды связана также со способностью нервной
системы образовывать условные рефлексы.
В живом организме осуществляется согласованная и взаимосвязанная деятельность
всех органов, потому что организм обладает способностью к саморегуляции
функций. Саморегуляция осуществляется с помощью химических веществ и нервной
системы. Биологически активные химические вещества – гормоны вырабатываются
железами внутренней секреции. Они поступают в кровь и разносятся ею ко всем
органам и тканям, согласуя их деятельность. Так, адреналин, вырабатываемый
надпочечниками, вызывает учащение ритма сердца (например, при испуге
увеличивается количество адреналина в крови, что приводит к сердцебиению).
Помимо гормонов, регулирующую роль играют и некоторые химические вещества,
которые образуются в организме в процессе жизнедеятельности. Попадая с кровью к
нервным центрам, они воздействуют на них и вызывают ответную реакцию организма.
Например, во время бега, езды на велосипеде, тяжёлой работы в крови
накапливается углекислота, так как лёгкие не могут справиться с её удалением из
организма при обычном ритме и глубине дыхания. Поступая с кровью в дыхательный
центр нервной системы, углекислота раздражает его. В ответ на раздражение
учащается дыхание, ускоряются процессы кровообращения (о чём свидетельствует
учащённый пульс). Всё это приводит к ускорению процесса очищения крови от
углекислого газа и насыщения её кислородом.
Регуляцию деятельности органов, осуществляемую через жидкие среды организма
(кровь, лимфу, тканевую жидкость), с помощью химических веществ, выделяемых
клетками, тканями и органами при их функционировании, называют гуморальной
регуляцией.
Нервная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов, которые
передаются от органов и тканей по центростремительным волокнам в центральную
нервную систему. Они передают информацию об изменениях внешней и внутренней
среды, влияющих на функционирование органа. В ответ на полученную информацию из
центральной нервной системы передаются нервные импульсы по центробежным волокнам
к органу и регулируют его работу: возбуждают или тормозят его функции. Между
мозгом и органами осуществляется постоянная связь. Ответная реакция организма на
изменения условий среды с помощью нервной системы во много раз быстрее, чем при
гуморальной регуляции.
Гуморальная и нервная регуляции организма осуществляются в единстве. Они
согласуют деятельность всех органов, благодаря чему органы работают
взаимосвязано, а организм функционирует как единое целое.
Следовательно, деятельность организма как целостной живой системы
обеспечивается такими его свойствами, как обмен веществ, раздражимость,
возбудимость, приспособляемость и саморегуляция.
Свойства организма (план).
- Обмен веществ.
- Раздражимость и возбудимость.
- Приспособляемость.
- Саморегуляция.
а) гуморальная саморегуляция
б) нервная саморегуляция.
Свойства организма (следящий конспект).
Обмен веществ – признак жизни. Организм человека как живая система
функционирует только при условии обмена веществ с внешней средой. Из неё он
получает всё необходимое для жизнедеятельности: кислород в процессе дыхания,
воду, питательные вещества в процессе питания, включающиеся в химические реакции
обменных процессов с образованием веществ, необходимых для организма, выделяется
энергия, а также продукты распада, которые удаляются из организма во внешнюю
среду. На функционирование организма влияет состав воздуха, температура,
атмосферное давление и другие факторы внешней среды. Нормальная деятельность
организма осуществляется в условиях экологически чистой среды.
Живой организм обладает свойством раздражимости и возбудимости.
Раздражителями являются различные факторы окружающей внешней и внутренней среды
организма. Ответ на раздражения осуществляется при помощи нервной системы,
целого комплекса безусловных и более сложных условных рефлексов.
Приспособляемость к условиям окружающей среды проявляется в ускорении,
замедлении или других изменениях функций отдельных органов, обмена веществ,
связана со способностью нервной системы образовывать условные рефлексы.
Саморегуляция осуществляется с помощью химических веществ и нервной
системы.
Регуляцию деятельности органов, осуществляемую через жидкие среды организма
(кровь, лимфу, тканевую жидкость), с помощью химических веществ, выделяемых
клетками, тканями и органами при их функционировании, называют гуморальной
регуляцией. Биологически активные химические вещества – гормоны,
вырабатываемые железами внутренней секреции, некоторые химические вещества,
которые образуются в организме в процессе жизнедеятельности поступают в кровь и
разносятся ею ко всем органам и тканям, согласуя их деятельность.
Нервная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов, которые
передают информацию об изменениях внешней и внутренней среды от органов и тканей
в центральную нервную систему и обратно к органам, возбуждая или тормозя его
функции. Между мозгом и органами осуществляется постоянная связь. Ответная
реакция организма на изменения условий среды с помощью нервной системы во много
раз быстрее, чем при гуморальной регуляции. Гуморальная и нервная регуляции
организма осуществляются в единстве.
Свойства организма (план – конспект).
1.Обмен веществ.
2. Раздражимость и возбудимость.
3. Приспособляемость
4. Саморегуляция
а) гуморальная саморегуляция
б) нервная саморегуляция | Обмен веществ – признак жизни.![]() как живая система функционирует только при условии обмена веществ с окружающей средой. Из неё он получает всё необходимое для жизнедеятельности: кислород в процессе дыхания, воду, питательные вещества в процессе питания. Поступающие из внешней среды вещества включаются в циклы химических реакций, в обменные процессы. В результате образуются вещества, необходимые для организма, выделяется энергия, а также ненужные вещества, продукты распада, которые удаляются из организма во внешнюю среду. На функционирование организма влияет состав воздуха, температура, атмосферное давление и другие факторы внешней среды. Нормальная деятельность организма осуществляется в условиях экологически чистой среды. Благодаря этим свойствам организм реагирует
Приспособляемость к условиям окружающей среды проявляется в
Согласованная и взаимосвязанная деятельность всех органов происходит
Регуляцию деятельности органов, осуществляемую через жидкие среды
Между мозгом и органами осуществляется постоянная связь с помощью
|
Свойства организма (тезисы).
Обмен веществ организма с внешней средой – признак жизни. Организм
может существовать только в условиях взаимодействия с окружающей средой. В
результате образуются вещества, необходимые для организма, выделяется энергия, а
также ненужные вещества, продукты распада, которые удаляются из организма во
внешнюю среду. При этом важен состав воздуха, температура, атмосферное давление
и другие факторы внешней среды и экология.
Благодаря свойствам раздражимости и возбудимости организм реагирует на
раздражители – различные факторы окружающей внешней, а также внутренней среды
организма. Ответ на раздражения осуществляется при помощи нервной системы,
целого комплекса безусловных и более сложных условных рефлексов.
Приспособляемость организма к условиям окружающей среды проявляется в
ускорении, замедлении или других изменениях функций отдельных органов, обмена
веществ и связана со способностью нервной системы образовывать условные
рефлексы.
Саморегуляция функций организма осуществляется с помощью химических
веществ и нервной системы.
Регуляцию деятельности органов, осуществляемую через жидкие среды организма
(кровь, лимфу, тканевую жидкость), с помощью химических веществ, выделяемых
клетками, тканями и органами при их функционировании, называют гуморальной
регуляцией.
Нервная регуляция осуществляется с помощью передачи информации
об изменениях внешней и внутренней среды, влияющих на функционирование органов и
тканей, в центральную нервную систему и обратно, что и регулирует работу:
возбуждаются или тормозятся функции. Нервная саморегуляция во много раз быстрее,
чем гуморальная, но осуществляясь в единстве, они согласуют деятельность всех
органов, и организм функционирует как единое целое.
? Выполни самостоятельно план, план – конспект, следящий, структурный
конспекты и тезисы текстов:
- Средообразующая деятельность организмов // Каменский А.А.
Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. Для 9 кл.
общеобразоват. учеб. заведений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.
Пасечник. – 3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2002. – С. 178. - Круговорот веществ в биосфере // Каменский А.А. Биология.
Введение в общую биологию и экологию: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учеб.
заведений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 3-е изд.,
стереотип. – М.:Дрофа, 2002. – С. 180.
7-шаговый процесс принятия логических решений
Психология говорит нам, что эмоции управляют нашим поведением, а логика лишь оправдывает наши действия постфактум. Маркетинг подтверждает эту теорию. Люди связывают с брендами те же черты личности, что и с людьми — выбор любимого бренда подобен выбору лучшего друга или близкого человека. Мы выбираем вариант, который заставляет нас чувствовать себя чем-то .
Но эмоции могут затуманить ваши рассуждения, особенно когда вам нужно сделать что-то, что может вызвать внутреннюю боль, например, дать конструктивную критику, или когда вам нужно уйти от того, к чему вы привязаны, например, вычеркнуть любимую тему из обсуждения вашей команды. содержательный микс.
Однако есть способ подавить эту эмоциональную предвзятость. Это мыслительный процесс, который полностью объективен и основан на данных. Это называется моделью принятия рациональных решений, и она поможет вам принимать логически обоснованные решения даже в ситуациях с серьезными последствиями, такими как изменение всей стратегии ведения блога.
Но прежде чем мы изучим каждый шаг этого мощного процесса, давайте рассмотрим, что такое рациональное принятие решений и почему оно важно.
Что такое рациональное принятие решений?
Рациональное принятие решений использует объективные данные, логику и анализ вместо субъективности и интуиции, чтобы помочь решить проблему или достичь цели. Это пошаговая модель, которая помогает определить проблему, выбрать решение из множества альтернатив и найти ответ.
Рациональное принятие решений — важный навык, особенно в индустрии цифрового маркетинга. Люди по своей природе эмоциональны, поэтому наши предубеждения и убеждения могут затуманить наше восприятие реальности. К счастью, данные обостряют наш взгляд. Показывая нам, как наша аудитория на самом деле взаимодействует с нашим брендом, данные освобождают нас от необходимости полагаться на наши предположения, чтобы определить, что нашей аудитории нравится в нас.
Модель принятия рациональных решений: 7 простых шагов с примером
1. Проверьте и определите свою проблему.
Чтобы доказать, что у вас действительно есть проблема, вам нужны ее доказательства. Большинство маркетологов считают, что данные — это серебряная пуля, которая может диагностировать любую проблему в нашей стратегии, но на самом деле вам нужно извлечь информацию из ваших данных, чтобы что-то доказать. Если вы этого не сделаете, вы просто смотрите на кучу чисел, упакованных в электронную таблицу.
Чтобы точно определить вашу конкретную проблему, соберите как можно больше данных из нужной вам области и проанализируйте их, чтобы найти какие-либо тревожные закономерности или тенденции.
Пример:
«Проанализировав отчет о трафике нашего блога, мы теперь знаем, почему наш трафик за последний год не изменился — наш органический трафик немного увеличивается из месяца в месяц, но наш трафик электронной почты и социальных сетей снижается».
2. Изучите возможные решения вашей проблемы и проведите мозговой штурм.
Расширение списка возможных решений повышает ваши шансы на решение проблемы. Чтобы найти как можно больше потенциальных решений, вы должны собрать много информации о своей проблеме из собственных знаний и из Интернета. Вы также можете провести мозговой штурм с другими, чтобы найти больше возможных решений.
Пример:
Возможное решение 1: «Мы могли бы сосредоточиться на увеличении органического трафика, трафика электронной почты и социальных сетей одновременно».
Возможное решение 2: «Мы могли бы сосредоточиться на увеличении трафика электронной почты и социальных в то же время — органический трафик уже растет из месяца в месяц, в то время как трафик из электронной почты и социальных сетей снижается».
Потенциальное решение 3: «Мы могли бы сосредоточиться исключительно на росте социального трафика — рост социального трафика проще, чем одновременное увеличение трафика электронной почты и органического трафика. У нас также есть 2 миллиона подписчиков на Facebook, так что мы можем донести наши посты до массы читателей».0005
Потенциальное решение 4: «Мы могли бы сосредоточиться исключительно на росте трафика электронной почты — рост трафика электронной почты проще, чем одновременное увеличение социального и органического трафика. читатели».
Потенциальное решение 5: «Мы могли бы сосредоточиться исключительно на росте органического трафика — рост органического трафика проще, чем одновременный рост трафика из социальных сетей и электронной почты. может привлечь массу читателей из Google».
3. Установите стандарты успеха и неудачи для ваших потенциальных решений.
Установка порога для измерения успеха и неудачи ваших решений позволяет вам определить, какие из них действительно могут решить вашу проблему. Однако ваш уровень успеха не должен быть слишком высоким. Вы никогда не сможете найти решение. Но если ваши стандарты реалистичны, измеримы и целенаправленны, вы сможете найти их.
Пример:
«Если одно из наших решений увеличит наш общий трафик на 10%, мы должны рассматривать его как практичный способ преодолеть плато трафика».
4. Детализируйте потенциальные результаты каждого решения.
Затем вы должны определить последствия каждого из ваших решений. Для этого создайте таблицу сильных и слабых сторон для каждой альтернативы и сравните их друг с другом. Вы также должны расставить приоритеты своих решений в списке от наилучшего шанса решить проблему до наихудшего шанса.
Пример:
Потенциальный результат 1: «Одновременное увеличение органического трафика, трафика электронной почты и социальных сетей могло бы принести много дивидендов, но у нашей команды недостаточно времени или ресурсов для оптимизации всех трех каналов».
Потенциальный результат 2: «Одновременный рост трафика электронной почты и социальных сетей незначительно увеличит общий трафик — на оба канала приходится только 20% нашего общего трафика». Публиковать сообщения каждый день на Facebook сложно, потому что платформа не поднимает ссылки в новостной ленте, а на канал приходится только 5% трафика нашего блога. Сосредоточение внимания исключительно на социальных сетях даст минимальные результаты».
Потенциальный результат 4: «Увеличение трафика электронной почты за счет отправки двух электронных писем в день подписчикам нашего блога является сложной задачей, поскольку мы уже отправляем одно электронное письмо подписчикам каждый день, а на канал приходится только 15% трафика нашего блога. Сосредоточение внимания на электронной почте приведет к минимальным полученные результаты.»
Потенциальный результат 5: «Увеличение органического трафика за счет таргетинга на ключевые слова с высокой частотой поиска для всех наших новых сообщений — это самый простой способ увеличить общий трафик нашего блога. У нас высокий авторитет домена, Google направляет 80% нашего общего трафика, и мы только что внедрили модель столбчатого кластера. Ориентация на органику даст наилучшие результаты».
5. Выберите лучшее решение и протестируйте его.
На основе оценки ваших потенциальных решений выберите лучшее и протестируйте его. Вы также можете начать отслеживать свои предварительные результаты на этом этапе.
Пример:
«Концентрация на органическом трафике кажется нам наиболее эффективной и реалистичной игрой. Давайте протестируем только органическую стратегию, в которой мы создаем только новый контент, который имеет текущий или потенциальный объем поиска и вписывается в нашу кластерную модель».
6. Отслеживайте и анализируйте результаты теста.
Отслеживайте и анализируйте свои результаты, чтобы увидеть, действительно ли ваше решение решило вашу проблему.
Пример:
«После месяца тестирования трафик нашего блога увеличился на 14%, а органический трафик увеличился на 21%».
7. Если тест решает вашу проблему, внедрите решение. Если нет, протестируйте новый.
Если ваше потенциальное решение прошло проверку и решило вашу проблему, то это самое рациональное решение, которое вы можете принять. Вы должны внедрить его, чтобы полностью решить вашу текущую проблему или любые другие связанные проблемы в будущем. Если решение не решило вашу проблему, протестируйте другое потенциальное решение, которое вы придумали.
Пример:
«Результаты сосредоточения исключительно на органических продуктах превзошли наш порог успеха. С этого момента мы переходим к стратегии, основанной только на органическом поиске, при которой мы будем создавать только новый контент блога, который имеет текущий или будущий объем поиска и вписывается в нашу кластерную модель».
Для людей естественно, что наши эмоции влияют на процесс принятия решений. И это нормально. Иногда эмоциональные решения лучше логических. Но когда вам действительно нужно отдать предпочтение логике, а не эмоциям, вооружите свой разум рациональной моделью принятия решений, и это поможет вам подавить эмоциональную предвзятость и быть максимально объективным.
Темы:
Принятие решения
Не забудьте поделиться этим постом!
Рациональное принятие решений в сравнении с другими типами принятия решений
Чему вы научитесь: объяснить концепцию «рационального принятия решений» и сопоставить ее с теорией перспектив, ограниченной рациональностью, эвристикой и надежными решениями
Хотя каждый делает решения, не все подходят к этому процессу одинаково. На самом деле не все даже используют «процесс» для принятия решений. Существуют различные стили принятия решений, и мы сосредоточимся на рациональной модели принятия решений. Мы также познакомимся с общим процессом, которому следуют многие группы и отдельные лица при принятии решений. Хотя почти все согласятся с тем, что принятие решений должно быть рациональным, существуют также некоторые важные противоположные идеи, которые часто уравновешивают «рациональные» аспекты процесса.
Результаты обучения
- Обобщите этапы рационального процесса принятия решений.
- Различать теорию перспектив, ограниченную рациональность, эвристику и надежные решения.
Рациональный процесс принятия решений
Рациональный процесс принятия решений включает тщательные, методичные шаги. Чем тщательнее и строже выполняются эти шаги, тем рациональнее процесс. Мы рассмотрим каждый шаг более подробно.
Шаг 1. Определите проблему
Хотя эта отправная точка может показаться довольно очевидной, неспособность четко определить проблему может сорвать весь процесс. Иногда может потребоваться серьезное размышление, чтобы найти центральный вопрос, который необходимо решить. Например, вы устроились на новую работу и сначала можете решить, что вам нужно найти новую машину, чтобы ездить с работы туда и обратно. Однако главная проблема заключается в том, что вам нужен надежный способ добраться до работы и с работы.
Шаг 2: Установите критерии принятия решения
На этом этапе лицо, принимающее решение, должно определить, что важно для принятия решения. На этом этапе в процесс будут включены интересы, ценности и предпочтения лица, принимающего решение, и любых других заинтересованных сторон. Чтобы продолжить наш пример, давайте предположим, что вы женаты. Некоторые из установленных критериев могут включать бюджет, безопасность, функциональность и надежность.
Шаг 3: Взвесьте критерии принятия решения
Поскольку выявленные критерии редко бывают одинаково важными, вам потребуется взвесить критерии, чтобы установить правильный приоритет в решении. Например, у вас может быть взвешенный бюджет, безопасность и надежность в качестве наиболее важных критериев, которые следует учитывать, наряду с несколькими другими, менее важными критериями.
Шаг 4. Генерация альтернатив
После того, как вы определили проблему и собрали соответствующую информацию, пришло время перечислить возможные варианты того, как решить, что делать. Некоторые из этих альтернатив будут обычными и довольно очевидными, но часто бывает полезно проявить творческий подход и назвать необычные решения. Сгенерированные вами альтернативы могут включать в себя типы автомобилей, а также использование общественного транспорта, объединение автомобилей и услуги такси.
Шаг 5. Оценка альтернатив
После создания достаточно полного списка возможных альтернатив каждую альтернативу можно оценить. Какой выбор наиболее желателен и почему? Все ли варианты одинаково осуществимы или некоторые из них нереалистичны или невозможны? Настало время определить как достоинства, так и проблемы, связанные с каждым из возможных решений.
Шаг 6. Выберите лучшую альтернативу
После тщательной оценки альтернатив необходимо выбрать решение. Вы должны четко заявить о своем решении, чтобы избежать путаницы или неопределенности. Решение может быть одним из конкретных вариантов, которые были изначально перечислены, адаптацией одного из этих вариантов или комбинацией различных аспектов из нескольких предложений. Также возможно, что в процессе оценки возникнет совершенно новое решение.
Практический вопрос
Данные, логика и факты
Рациональное принятие решений определяется не только соблюдением тщательного процесса, но и логическим, основанным на данных способом следования шагам этого процесса. Процесс может быть трудоемким и дорогостоящим. Как правило, это не стоит повседневных решений. Это более полезно для больших решений со многими критериями, которые влияют на многих людей.
На этапе оценки процессу обычно требуются числовые значения. На следующем этапе они будут использоваться для подсчета баллов для каждой альтернативы. Некоторые свойства нелегко измерить, и нельзя доверять факторам, основанным на субъективных суждениях. Если они не полностью взвешены, окончательный анализ будет склоняться к тому, что легче всего измерить. В компании окончательное решение обычно принадлежит руководителю, который руководствуется анализом, но принимает собственное решение.
Идеи, дополняющие и контрастирующие с рациональным принятием решений
Хотя большинство лиц, принимающих решения, увидят в рациональном процессе принятия много похвального, есть также причины рассматривать дополняющие или даже контрастирующие идеи. Доведенный до крайности, рациональный метод может полностью игнорировать факторы, имеющие известную и очевидную ценность, такие как эмоции и чувства, опыт или даже этические принципы. Эта опасность, наряду с другими ограничениями рационального метода, привела к разработке следующих концепций, обеспечивающих более сбалансированный и целостный подход к принятию решений:
Теория перспектив
Даниэль Канеман — один из разработчиков теории перспектив.
Эпохальная идея в области поведенческой экономики, теория перспектив представляет собой комплексный анализ того, как люди принимают решения в условиях риска. Наиболее строго рациональные подходы к вопросам финансового риска основаны на принципе ожидаемой стоимости, где вероятность события умножается на результирующее значение, если событие произойдет. Обратите внимание на численный и логический подход к этому анализу.
Однако Даниэль Канеман и Амос Тверски, создатели теории перспектив, с помощью различных экспериментов продемонстрировали, что большинство людей меняют этот подход, основываясь на своих субъективных суждениях в той или иной ситуации. Одним из распространенных примеров этого является то, что многие люди думают о риске финансовых потерь иначе, чем при рассмотрении ситуаций, связанных с различными уровнями финансовой выгоды. При чисто рациональном подходе используемые числа и расчеты работают одинаково независимо от того, связана ли ситуация с потенциальной выгодой или потенциальной потерей.
На этом графике показано, как теория перспектив описывает субъективную оценку прибылей и убытков отдельными лицами. Обратите внимание, что кривая стоимости не является прямой линией и что положительный участок кривой «прибыли» не симметричен отрицательному участку «убытков».
Теория перспектив — это описание того, как люди принимали реальные решения в ходе экспериментов. Не сказано, правильно это или нет. В руках лиц, принимающих решения, определить, оправданы ли эти тенденции или их следует отвергнуть с помощью рационального подхода.
Ограниченная рациональность
Другая теория, предлагающая модификацию чистой рациональности, известна как ограниченная рациональность. Эта концепция основана на признании того, что человеческие знания и возможности ограничены и несовершенны. Обычно выделяют три конкретных ограничения:
- Лица, принимающие решения, не имеют доступа ко всей возможной информации, относящейся к решению, а информация, которой они располагают, часто ошибочна и несовершенна.
- Лица, принимающие решения, имеют ограниченные аналитические и вычислительные способности. Они не способны идеально оценивать свою информацию и альтернативы. Они неизбежно сделают неправильные суждения в процессе оценки.
- У лиц, принимающих решения, нет неограниченного времени для принятия решений.
Реальные жизненные ситуации предусматривают временные ограничения, в течение которых необходимо принимать решения.
В свете этих ограничений теория ограниченной рациональности предполагает, что лица, принимающие решения, должны быть готовы адаптировать свой рациональный подход. Например, они должны определить, какой объем информации целесообразно получить на этапе сбора информации; они не могут разумно ожидать, что смогут собрать и проанализировать всю возможную информацию.
Точно так же лица, принимающие решения, должны довольствоваться рассмотрением только определенного количества альтернативных вариантов решения.
Кроме того, лица, принимающие решения, далеки от совершенства в своих способностях оценивать потенциальные решения, что неизбежно должно влиять на их подход. Они должны осознавать возможность того, что их анализ ошибочен, и быть готовыми принять соответствующие доказательства. Это особенно касается ситуаций, в которых они полагаются на предсказания неопределенного будущего. Неопределенность и неточность часто возникают в попытках предсказать будущее. Например, ваше решение о карьере сопряжено с неопределенностью, поскольку вы не знаете, понравится ли вам работа или рабочая среда. Что делать лицам, принимающим решения, когда они не уверены в возможных результатах своих действий? Это делает строго рациональный подход трудным и менее надежным.
Эвристика
Один из подходов, который может проистекать из признания ограниченной рациональности, — это использование эвристики. Это аналитические инструменты и инструменты для принятия решений, которые помогают упростить процесс анализа, опираясь на проверенные эмпирические правила. Эвристика упрощает сложную ситуацию и позволяет лицу, принимающему решения, сосредоточиться только на самых важных фрагментах информации.
Например, компания может использовать свой проверенный опыт и опыт многих других компаний, чтобы сделать вывод о том, что новой линейке продуктов требуется определенное время, чтобы завоевать долю рынка и стать прибыльной. Хотя в анализ рынка вовлечено множество сложных факторов, бизнес может использовать это проверенное правило для принятия решений. Когда предлагаемое решение противоречит этому правилу, компания может отказаться от него, даже если сложный и, казалось бы, рациональный анализ может подтвердить его.
Конечно, из большинства правил есть исключения, и использование эвристики может помешать компании следовать курсу действий, который был бы полезен. Точно так же эвристики, которые когда-то были надежными правилами, могут устареть из-за меняющихся рынков и условий. Тем не менее, большинство аналитиков признают эвристики полезными инструментами при правильном использовании.
Надежные решения
Последнее приспособление рационального процесса, которое становится все более заметным, особенно в таких областях, как производство энергии и сохранение природных ресурсов, — это практика принятия «надежных» решений.
Твердые решения основаны на неспособности предсказать будущее с уверенностью.