Растаможку авто отменили: Пошлины пополам: в России может появиться льготная растаможка машин | Статьи

Пошлины пополам: в России может появиться льготная растаможка машин | Статьи

Депутаты Государственной думы разработали законопроект, предусматривающий введение льготного порядка ввоза автомобилей из-за рубежа. Некоторым категориям граждан могут вернуть половину суммы, уплаченной в виде таможенных пошлин. Кто сможет воспользоваться этими преференциями и не приведет ли введение льготного порядка к злоупотреблениям, выясняли «Известия».

Вернуть половину

Государственная дума в ближайшее время рассмотрит проект федерального закона «О временном порядке возмещения таможенных пошлин», который предусматривает введение льготного режима при ввозе автомобилей из-за рубежа некоторыми категориями граждан. Копия законопроекта имеется в распоряжении «Известий».

«После выпуска транспортного средства в обращение уплаченные при таможенном декларировании колесного транспортного средства таможенные пошлины, подлежащие уплате в отношении колесных транспортных средств, в размере 50% являются излишне уплаченными и подлежат возмещению из средств федерального бюджета», — говорится в документе.

В законопроекте указано, что право на возврат половины суммы, уплаченной в виде таможенной пошлины, получат родители или усыновители в многодетных семьях, а также ветераны боевых действий. Согласно принятым в середине июля поправкам к закону «О ветеранах», статус ветерана боевых действий получили лица, принимающие участие в спецоперации на территориях Луганской и Донецкой народных республик. Воспользоваться льготой эти категории смогут только один раз.

Предполагается, что новый порядок растаможки автомобилей вступит в силу с 1 января 2023 года и будет действовать в течение 12 месяцев. Однако этот срок может быть продлен по решению правительства РФ, указано в законопроекте.

Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Санкции и высокие пошлины

Из-за введенных санкций ряд автомобильных компаний заморозил поставки машин на российский рынок, а также приостановил их производство в нашей стране, отмечают авторы законопроекта. В результате в наиболее уязвимом положении оказались многодетные семьи, подчеркивают они.

«В настоящее время в РФ не производится легковых транспортных средств с шестью и более посадочными местами, оснащенными необходимыми для обеспечения безопасности детей устройствами. Импорт автомобилей из-за рубежа также затруднен. В настоящее время таможенные пошлины в отношении автомобилей могут достигать 54% от его стоимости», — говорится в пояснительной записке к документу.

— Схожие льготы, например, для инвалидов и многодетных есть в Белоруссии, но там существует определенная специфика. Раз в год они могут ввезти автомобиль на территорию страны и заплатить 50% от причитающихся налогов и таможенных пошлин. Справедливости ради надо отметить, что эта схема часто используется для занижения стоимости подержанного транспорта. Ведь большая часть таких автомобилей потом перепродается в России, — рассказал «Известиям» один из авторов законопроекта, руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов.

По его словам, 50-процентная льгота на уплату таможенных пошлин будет действовать в отношении как новых, так и подержанных автомобилей. Эти меры позволят снизить цены на машины, уверен депутат. Он уточнил, что законопроект направлен в правительство для получения отзыва.

В Федеральной таможенной службе (ФТС РФ) пока не видели законопроект о льготных пошлинах и не смогли прокомментировать предложения парламентариев.

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

— В ФТС России отсутствует информация об инициативе депутатов Государственной думы Российской Федерации по подготовке законопроекта, предусматривающего возмещение сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в отношении транспортных средств, ввозимых отдельными категориями граждан Российской Федерации для личного пользования. Официальная оценка обоснованности и актуальности предложений может быть сформирована после поступления в ФТС России текста законопроекта в установленном порядке, — заявили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

За и против

Опрошенные «Известиями» специалисты неоднозначно восприняли инициативу депутатов. По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, предложенные льготы — серьезная мера поддержки для ветеранов и многодетных семей.

— В годовом исчислении рынок новых автомобилей упал на 60–70%. Преодолеть такое падение без увеличения импорта просто невозможно. А таможенные ставки — до 54% от цены машины — фактически носят заградительный характер. Без их отмены цены на автомобили в РФ будут на экстремально высоких уровнях, а импорт будет штучным. И больнее всего это бьет по многодетным семьям: легковых автомобилей для них сейчас в РФ просто не выпускается, — пояснил он.

Введение таможенных льгот для тех или иных категорий автомобилистов может привести к различным злоупотреблениям, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Похожие льготы активно использовались в конце 1990-х – начале 2000-х при различных «серых» схемах ввоза машин в нашу страну, напомнил он.

— Были схемы с оформлением автомобилей на «афганцев», «чернобыльцев» и переселенцев. Зачастую ими пользовались обычные перекупщики, используя льготников для уменьшения стоимости растаможки машин. Есть вероятность, что с введением льгот для многодетных семей и ветеранов эти истории снова повторятся, — считает он.

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Похожего мнения придерживается и независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Ветераны и многодетные семьи, безусловно, нуждаются в поддержке, однако этими льготами могут воспользоваться люди, которые не имеют к ним никакого отношения, полагает он.

— Возможно какая-то часть ветеранов и многодетных родителей воспользуется этими преференциями и ввезет для себя автомобиль по льготным таможенным пошлинам. Однако очень быстро найдутся предприимчивые люди, которые станут использовать эту схему для последующей перепродажи машины, предлагая льготникам временно оформить ее на себя, — считает эксперт.

По его словам, больший эффект дала бы отдельная госпрограмма для таких категорий граждан, по которой бы они могли приобрести автомобиль российского производства с субсидиями от государства. В этом случае поддержку получили бы не только сами льготники, но и отечественный автопром, подчеркнул Бургазлиев.

Чтобы свести к минимуму количество злоупотреблений, связанных с появлением «серых» схем, воспользоваться льготой на оплату таможенных платежей можно будет только один раз при ввозе одного автомобиля, отметил Антон Шапарин.

— В отличие от Белоруссии, где льгота предоставляется раз в год и фактически ориентирована на перегон автомобилей, ветераны и многодетные смогут получить скидку на таможенные пошлины только один раз. Это прямо указано в законопроекте, — подчеркнул эксперт.

Кроме того, появление льготного режима, позволит избавится от целого ряда действующих сейчас «серых» схем, при которых для уменьшения стоимости растаможки при ввозе машин из ряда стран ЕАЭС их цена в таможенных декларациях искусственно занижается, а показатели экологического класса, напротив, завышаются, считает Шапарин.

В России могут отменить «растаможку» для автомобилей из-за рубежа — Автомобили

  • Автомобили
  • Автопром

Фото из открытых источников

Владимир Путин поручил отменить таможенные пошлины на сельскохозяйственную технику. Это позволит не только серьезно сэкономить российским фермерам, но и наводит на мысли о весьма возможном варианте «продолжении банкета», который порадует огромное количество автомобилистов. Подробности — на портале «АвтоВзгляд».

Эдуард Раскин

Президент поручил — не предложил, не акцентировал внимание’, не внес на рассмотрение, а именно поручил — отменить ввозные пошлины на сельхозтехнику, которая не имеет российских аналогов. В данный момент — это мера поддержки сельского хозяйства, которая, однако, не имеет конечной даты и вводится на неопределенный срок. Наверняка распоряжение президента пройдет через бюрократическую машину, как нож сквозь масло — сегодня по-другому быть не может…

И уже в ближайшие недели мы узнаем полный список наименований, которые можно купить без «растаможки». Хоть параллельным импортом, хоть прямым — значения не имеет. Главное — посевная, от которой сейчас зависит несколько больше, чем год или два назад. Давайте честно — много больше.

Техника — техникой, дело хорошее, но нам-то, далеким от сельского хозяйства какой «профит»? Продукты станут дешевле или разнообразнее? Туманная перспектива! Нам интересна обратная сторона этого указа: создан прецедент, который позволит в скором времени упростить таможенное законодательство в адрес автомобилей. Действительно, отчего бы вот так, росчерком пера, не «омолодить» весь российский автопарк разом?

Фото из открытых источников

Долгие годы, что были «до», между добротным автомобилем и счастливым его обладателем в наших широтах вставала таможня: пошлины делали покупку куда сложнее и дороже. Это касалось и новых, и подержанных авто. Объяснялось все вышеописанное тревогой за отечественный автопром: нужно было простимулировать всех и вся, и строить в России заводы, создавая рабочие места и внося мзду в казну государства. Так-то оно так, только вот новые машины могли себе позволить единицы: наш годовой максимум — 3 млн. проданных новых т/с или 1 автомобиль на 470 граждан России. Так себе статистика.

И доступные кредиты, и широкое некогда разнообразие, и различные государственные программы — от «молодой семьи» до «сдай в утиль — получи дисконт» — эффекта, будем откровенны, не давали. Ключевой фактор — цена. И она была и остается крайне высокой для абсолютного большинства. Сегодня есть шанс этот вопрос решить, причем опять же одним росчерком пера. Момент — более, чем подходящий.

Фото из открытых источников

Дело в том, что сегодня наблюдается дефицит новых автомобилей по всему миру: от «хрустального града на холме» до самых дремучих африканских деревень. Производство так и не вышло на допандемийный уровень — помните, был такой COVID, от которого все как-то разом исцелились. Меньше машин на конвейере — выше цена каждой, ведь накладные расходы на производстве зачастую не всегда удается сократить соизмеримо выпущенной продукции.

То ли дело закрома подержанных авто в том же Китае или США — против не будут, точно согласятся сдать и за рубли, и за рупии, и за газ, и за нефть. Более того, три к одному — не будут против и сами производители: за неимением товара — машин — можно пережить шторм на запчастях и расходниках. И дилерскую сеть сохранить, и офис, и связи с возможностями. А когда уж ритм успокоится, то «меньшей кровью» вернуться к давно налаженной схеме покупки новой — обслуживание — trade in — покупка новой.

Главными же выгодоприобретателями станут простые россияне, которые наконец-то смогут взять приличный автомобиль за вменяемые деньги. Причем выбор будет широким, на любой вкус и кошелек. Автопарк резко обновится, сократится число аварий, вырастет безопасность на дороге. Обоюдовыгодный вариант, не находите?

ПОДПИШИТЕСЬ НА ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПОРТАЛА «АВТОВЗГЛЯД» В TELEGRAM

  • Автомобили
  • Автопром

Британцы не бросают российских клиентов

6091

  • Автомобили
  • Автопром

Британцы не бросают российских клиентов

6091

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:

  • Telegram
  • Яндекс.Дзен

новинки рынка, автопродажи, авторынок, дилеры, автозаводы, новая модель, купить машину

Нулевая растаможка отменена. Как это повлияет на рынок автомобилей? — Eauto

Нулевая растаможка отменена. Верховная Рада большинством голосов приняла законопроект № 7418. Документ восстанавливает «довоенные» ставки таможенного оформления, которые были приняты предыдущим правительством еще в 2018 году. Президент, с 1 июля к ввозу автомобилей будут возвращены таможенная пошлина, НДС и акциз в зависимости от возраста. Как это повлияет на рынок, выясняли специалисты Института исследований автомобильного рынка.

Из крайности в крайность

История с отменой «нулевого» растаможивания началась практически сразу после принятия таких правил в начале апреля. Каждый из аргументов, использованных для оправдания стремления вернуться к старой системе таможенного оформления, был опровергнут.

  1. Очереди на границах в апреле образовались не из-за «нулевой» растаможки, а из-за глобального изменения транспортных потоков: западная граница осталась единственными «воротами» для ввоза товаров в Украину. Позже поток машин уменьшился и вопрос очередей уже не возникал.
  2. Вопреки заявлениям о массовом ввозе автомобилей класса люкс, абсолютное большинство автомобилей, ввезенных по «нулевой растаможке», стоили от 2 до 5 тысяч долларов. Было менее 50 автомобилей стоимостью более 100 000 долларов.
  3. Последний аргумент: бюджет якобы потерял 13 миллиардов гривен. Однако без «нулевой» растаможки никто бы не привез столько автомобилей с соответствующими характеристиками. Поэтому потери нельзя определять линейным образом, а необходимо учитывать другие аспекты, к которым привел беспошлинный ввоз: активизацию экономики, рост мобильности населения, развитие смежных направлений бизнеса, отсутствие коррупции при ввозе.

Однако такие доводы не повлияли на решение депутатов. В случае подписания закона президентом «нулевая» растаможка перестанет действовать с 1 июля 2022 года. Институт конъюнктуры авторынка считает такое решение движением от крайности к крайности.

Полная отмена налогов, потом постоянная неуверенность в сроке их действия, несколько попыток их вернуть, декларации о растаможке в смартфоне и наконец просто возвращение к ставкам 2018 года — все это очень негативно сказывается на автомобиле рынка и лишает как граждан, так и бизнес возможности планировать.

На следующей неделе стоит ожидать увеличения очередей на границах, ведь теперь количество желающих воспользоваться беспошлинным ввозом автомобилей до его отмены резко возрастет.

Как это повлияет на авторынок

В марте 2022 года в Украину было ввезено всего около 2000 автомобилей с пробегом. С введением «нулевой» растаможки импорт увеличился многократно.

Динамика импорта автомобилей с пробегом за апрель 2021 г. — май 2022 г.

Эксперты Института конъюнктуры авторынка прогнозируют, что с возвращением «довоенных» ставок растаможки импорт вновь прекратится , до уровня нескольких тысяч автомобилей в месяц. Этому будут способствовать, в частности:

  • снижение покупательной способности украинцев в результате полномасштабной войны;
  • рост цен на автомобили за границей в связи с кризисом в автомобильной промышленности и дефицитом предложения на рынке;
  • удорожание и сложность доставки автомобилей из-за рубежа, больше всего в сегменте автомобилей из стран Америки и Южной Кореи;
  • Изменение курса валют, девальвация гривны.

После возврата налогов образца 2018 года ввозить автомобиль из-за границы будет невыгодно. Поэтому впервые автомобили будут покупать на внутреннем рынке, где цены на самые популярные модели начнут расти, в пределах 20-30% .

Кроме прямого воздействия есть и косвенное: резкое увеличение коррупционных рисков на таможне. Поскольку формула начисления налога зависит от таможенной стоимости автомобиля, которая в свою очередь определяется таможенниками, можно предположить, что схемы по уменьшению размера этих выплат будут восстановлены. В частности, подделка счетов-фактур, указание на фиктивное повреждение автомобиля, замена документов, и т.д. ситуация на авторынке никак. Во-первых, из-за очень малого процента автомобилей с электродвигателем в структуре импорта из-за высокой стоимости таких автомобилей за границей, это коснется ограниченного числа обеспеченных украинцев.

Принимая во внимание все негативные моменты, описанные выше, можно прогнозировать не дополнительные доходы, а наоборот потери украинской экономики из-за снижения объемов импорта, роста уровня коррупции, снижение экономической активности и мобильности украинцев.

Что может быть компромиссом

Сбалансированным решением может стать компромиссный вариант частичного восстановления налогообложения импорта, считают в Институте исследований автомобильного рынка. Например, отмена акциза на все виды транспортных средств , а не только легковые автомобили, с возвратом только НДС и таможенных пошлин. А позже — согласование обещанного автомобиля с растаможкой с помощью «Акции» .

Отмена акциза, уплата теперь только НДС и таможенных платежей и плавный переход на новые условия растаможки «по телефону» были бы положительно восприняты как законодателями, так и обществом. Также при таком решении можно было бы добиться баланса: государство стабильно получало бы доходы от ввоза автомобилей без коррупции; горожане получат удобный и эффективный инструмент для самостоятельной регистрации автомобилей без посредников; бизнес получит предсказуемость и возможность работать прозрачно, конкурируя сервисом, скоростью и качеством, а не умением лучше использовать «схемы».

Подпишитесь на Telegram-канал НИИ авторынка, чтобы первыми узнавать горячие новости авторынка, без рекламы и спама.

нельзя отменить. Практические советы депутатам — Eauto

Аналитика

Условия таможенного оформления и налоги, а также ввоз автомобилей остаются в топе горячих тем. Завтра на заседании профильного «налогового» комитета депутаты рассмотрят законопроект 7418 , в котором предлагается, в частности, вернуть НДС, пошлины и акцизы по транспортным средствам. Однако единой позиции среди депутатов нет, а Главное научно-экспертное управление Верховной Рады сделало множество замечаний на законопроект. Эксперты Института автомобильных исследований собрали аргументы и факты, которые помогут в принятии решения.

Альтернативный законопроект 7418-1, инициированный группой народных депутатов, предлагает оставить импортные льготы на бойцов. Для остальной части военного положения предлагают ставку НДС 7% (вместо 20%) и пошлину 5% (вместо 10%), но предлагают возмещение акциза . Для наиболее необходимой украинцам категории автомобилей — стоимостью до 8000 долларов — этот налог зачастую превышает стоимость автомобиля. То есть предлагаемое решение также не решит проблему доступной растаможки автомобилей.

Итак, каким должно быть решение? Компромиссный, справедливый и основанный на фактах, а не на предположениях, считают в Институте исследований авторынка. Для объективного анализа ситуацию следует проанализировать комплексно, взвесив все плюсы и минусы.

Почему хотят отменить «нулевую» растаможку?

Основные аргументы в пользу отмены «нулевой» растаможки постоянно меняются. Изначально на границе было очереди, которые возникли из-за глобального изменения транспортных потоков. На сегодняшний день очереди на оформление личных автомобилей практически исчезли за счет удовлетворения отложенного спроса, а вместе с ними исчез и этот аргумент.

Следующей причиной якобы стал массовый ввоз дорогих и роскошные автомобили с освобождением от налогов, хотя закон не ограничивал ввоз таких автомобилей. Однако статистика опровергла и этот довод: в основном украинцы привозили из-за границы 14-летние автомобили из доступного ценового диапазона в диапазоне $2-5 тыс. евро.

Даже председатель «налогового» комитета Даниил Гетманцев признал, что национального автопроизводителя в Украине по сути нет, и ввоз автомобилей из-за границы не вредит отечественному производителю . На сегодня, по сути, осталось два аргумента за отмену «нулевой» растаможки.

Первое , что бюджет якобы теряет . Однако рассчитывать эти потери линейно, т.е. учитывая возможные потери всех таможенных пошлин, от которых украинцы были де-юре освобождены от «нулевой» растаможки, недопустимо. Количество ввозимых автомобилей и их модельный ряд таковы только потому, что не нужно было платить налоги. В противном случае таможенные пошлины, а особенно акциза налога, сделали их ввоз экономически невыгодным.

Проще говоря, украинцы не привезли бы столько автомобилей таких марок, моделей и характеристик, если бы не было «нулевого» растаможивания, говорит Левко Прокипчук , бывший глава Львовской таможни, эксперт по практическому применению таможенного законодательства Ассоциации профессиональных таможенных посредников. «В связи с дефицитом и подорожанием подержанных автомобилей за рубежом импорт будет критически низким. Учитывая интенсификацию и развитие смежных направлений, а именно СТО, продажи запчастей, сопутствующих услуг, повышение мобильности и экономической активности населения, неизвестно, существуют ли вообще общие потери бюджета. — говорит эксперт.

Второй аргумент давление на обменный курс и отрицательный платежный баланс . Как будто украинцы массово покупают и вывозят иностранную валюту для покупки автомобилей. Однако объективная реальность такова, что эти автомобили покупают за деньги «из-под матраса», говорит Владимир Дубровский , старший экономист аналитического центра Case Ukraine.

«Эти средства уже давно обменены на валюту. Почему-то почти 600 000 ввезенных автомобилей в течение 2021 года не оказали существенного влияния на платежный баланс. Общая стоимость автомобилей, поставленных под «нулевую» растаможку, составляет 0,6 млрд. евро. Даже если бы эти средства были полностью конвертированы в импорт автомобилей, а это не так, влияние было бы незаметным на фоне других факторов», — сказал эксперт .

При этом за два месяца войны из Украины было вывезено более 3 миллиардов евро. Этому способствовали действия НБУ, когда регулятор на определенный период снял ограничения на вывоз наличной валюты. Очевидно, что трехкратный объем вывезенной наличности оказал большее негативное влияние как на платежный баланс, так и на обменный курс. Однако почему-то автомобилисты и люди, желающие купить дешевые автомобили, снова считаются «классовыми» врагами, говорит Станислав Бучацкий , руководитель Института автомобильных исследований.

«Здесь, пожалуй, вопрос больше идейно-идеологический. Сможем ли мы, наконец, избавиться от советских предрассудков и признать, что автомобили — не роскошь, а обычное дело? Почему-то нет такого шума вокруг ввоза айфонов, которые зачастую стоят столько же, сколько подержанный автомобиль из-за границы» сказал эксперт.

С другой стороны, аргументов если не за сохранение «нулевой» растаможки, то за глобальную реформу системы налогообложения ввоза автомобилей из-за рубежа гораздо больше. Подробно они описаны в аналитическом исследовании «Авторынок Украины: история проблем и пути их решения». Вот основные.

Почему нужно менять систему таможенного оформления

  1. Неисполненная воля народа. Еще в 2015 году украинцы высказали свою позицию: они выступают за отмену налогов на ввоз автомобилей. Две «автомобильные» петиции стали одними из первых в истории, набравших необходимые 25 000 голосов. Другим было ходатайство о праве собственности на оружие. Сегодня решили легализовать оружие. В результате войны также было утверждено «нулевое» таможенное оформление. Сейчас хорошее время, чтобы все изменить?
  2. Украинцам не хватает автомобилей. Все просто: 232 машины на 1000 человек против 600+ в Евросоюзе. Один из самых низких уровней в Европе. Нам нужно импортировать еще 14 миллионов автомобилей, чтобы достичь среднеевропейского уровня. Это может занять десятилетия.
  3. Наибольшая потребность в доступных автомобилях. Статистика продаж и импорта подтверждает, что большинство украинцев покупают автомобили стоимостью до 10 000 долларов. В топе продаж — популярные автомобили доступного ценового сегмента и не люксовые автомобили.
  4. Рынок нуждается в обновлении. Средний возраст автомобилей на внутреннем рынке в 2021 году составил 14,8 лет. Более 8% всех автомобилей были старше 1996 года, т.е. старше 26 лет. У украинцев не так много денег, чтобы купить автомобиль, и нет доступных программ финансирования новых автомобилей. Поэтому парк в основном пополняется подержанными автомобилями из-за рубежа, средний возраст которых в 2021 году составил 11,9 лет.годы. Основная масса ввозимых из-за рубежа автомобилей не старше 2008 года. Что также качественно улучшает автопарк, заменяя старые модели советского и российского производства на более новые, европейские автомобили.
  5. Рыночные ограничения являются причиной «схем». Чем больше ограничений, тем больше махинаций — проверено на практике. Наплыв некастомизированных «евробовелей», «агрегатная растаможка» за счет фиктивной «замены кузова», перебивание ВИН-кодов, переделка грузовиков в легковые, массовое занижение таможенной стоимости и прочие «схемы» всегда были следствием существенных юридических ограничения на официальный ввоз автомобилей.
  6. Отсутствие таможенных пошлин снижает коррупцию. Учитывая, что размер таможенных платежей находится в прямой зависимости от таможенной стоимости автомобиля, которая определяется таможней, обладая усмотрением в применении методов определения этой стоимости, фактически позволяет получить неправомерную выгоду за «согласие» желаемая фигура. Разница в таможенной стоимости может достигать до 40%. Прямых налогов нет — не надо о чем-то «договариваться».
  7. Старая система налогообложения противоречит законодательству ЕС. Акциз существует только в одной стране ЕС — Польше, где он составляет максимум 18,6% от стоимости. Налоги на импорт автомобилей, которые увеличиваются с возрастом автомобиля, а не уменьшаются, противоречат общепринятым правилам Евросоюза. Каковы соответствующие решения Европейского суда по делам против Венгрии, Польши и Португалии. Украина, движущаяся в сторону ЕС, обязана гармонизировать свое законодательство с европейским.
  8. Нашествия старых автомобилей не будет. Во-первых, экологические стандарты Евро применяются в ЕС исключительно к производству и продаже новых автомобилей. Ограничений на ввоз подержанных автомобилей по экологическим нормам нет. Во-вторых, рекламные сайты по всей Европе предлагают очень мало автомобилей для продажи.
  9. Необходимо ввести проверку. Экологический стандарт или возраст автомобиля не является показателем его хорошего технического состояния, а бракованных автомобилей на отечественном рынке предостаточно. Ситуацию может исправить не запрет на ввоз, а реальный и некоррупционный обязательный техосмотр.
  10. Нельзя забывать и о других видах техники. Для восстановления Украины нужны автобусы, грузовики и спецтехника. Эти сферы также нуждаются в либерализации и реформах, так как такой транспорт устарел и недостаточен.

Как это может выглядеть практично?

Предложение 1. Необходимо реформировать не только ввоз автомобилей. Целесообразно комплексно реформировать ввоз всех видов транспортных средств, а это коды товарных позиций согласно УКТ ВЭД 8701, 8702, 8703, 8704, 8705, 8711, 8716 .

Предложение 2. Импорт и продажа автомобилей — такая же сфера деятельности, как и другие виды торговли. Невозможность официально ввозить автомобили, обеспечиваемая «нулевой» растаможкой, вынуждает компании работать в тени, т. е. неофициально оказывать услуги, не платя никаких налогов. Спрос на услуги компаний-посредников высок, в первую очередь, из-за сложности процедуры подбора, покупки, доставки и растаможки автомобиля, и требует экспертной компетенции в этой области. В 2021 году 44,6% подержанных автомобилей (252,8 тыс. ед.) ввезено юридическими лицами. Желательно предоставить равные условия ввоза для юридических и физических лиц , дающие возможность официально торговать ввезенными транспортными средствами участникам рынка, уплачивающим налог на прибыль.

Предложение 3. Введение «нулевого» таможенного оформления, связанного с военным положением, изначально было ошибкой. Четкая дата в календаре позволит людям планировать свои покупки и свою деятельность. Неопределенность же создавала искусственный ажиотаж и ставила людей в неравное положение, так как многие призывники временно ограничены в праве пересечения государственной границы в связи с всеобщей мобилизацией или службой в Вооруженных Силах. А также — сдерживает снижение рыночных цен и поощряет попытки перепродажи этих автомобилей в будущем, ведь многие граждане надеются продать автомобили после «льготной» растаможки по «полной» рыночной цене. Решите эти задачи на введение либерального механизма налогообложения ввоза транспортных средств на постоянной основе, общего для всех категорий общества.

Предложение 4. Автомобиль не должен быть роскошью в цивилизованной европейской стране. Необходимо полностью исключить все виды транспортных средств из списка подакцизных товаров навсегда , т.е. отменить акциз на автомобили .

Предложение 5. Гармонизация таможенного законодательства Украины и Европейского Союза также предусматривает единый подход к налогообложению импорта транспортных средств из третьих стран и единое таможенное пространство в пределах ЕС. Таким образом, для гармонизации украинского законодательства в будущем необходимо ввести следующие условия ввоза транспортных средств. При ввозе транспортных средств из ЕС: пошлина — 0%; НДС — 20% до вступления в ЕС и 0% после. При ввозе транспортных средств из третьих стран: пошлина — 10%; НДС — 20%.

Предложение 6. Привести в соответствие с законодательством ЕС положения об экологических стандартах Евро, а именно введение этих стандартов только для импорта и производства новых автомобилей вместо введения регулярных испытаний на пригодность к эксплуатации для всех типов транспортных средств. В соответствии с европейской практикой сертификацию подержанных автомобилей при ввозе следует заменить на первичный технический осмотр .

Предложение 7. Так как каждое транспортное средство проходит осмотр и растаможку на таможенном посте, а в последствии экспертный осмотр в Центрах обслуживания МВД, нет смысла дублировать эти процедуры на КПП. Упрощение таможенных формальностей должно быть реализовано. А именно, уменьшение количества документов, необходимых для допуска на таможенную территорию Украины для дальнейшего поступления в отдел внутреннего таможенного оформления, и сокращение процедур, которые обязаны выполнять сотрудники таможенных органов. Таким образом, регистрация одного автомобиля на КПП может занимать не менее 40 минут, а до 10 минут. Таким образом, время прохождения транспортных средств в пунктах пропуска, следующих в Украину для выпуска в свободное обращение, может быть сокращено в четыре раза.

Предложение 8. Упрощенная подача предварительной таможенной декларации, регистрацию которой необходимо ввести через государственную услугу «Действие», о чем было объявлено ранее. Также необходимо внедрить самостоятельную подачу таможенной декларации МД-1 для выпуска транспортных средств в свободное обращение не только через онлайн-сервис «Единое окно» ГТС, но и упомянутое приложение. Уникальный VIN-код автомобиля позволяет автоматизировать заполнение электронного документа, автоматизировать его подачу и регистрацию, снизить нагрузку на аппарат ГТС и оптимизировать расходы бюджета на оплату труда должностных лиц таможенных органов.

Back to top