Схема топливной системы камаз евро: Топливная система двигателя КАМАЗ Евро-2 – 740.30, 740.31

Система питания топливом КамАЗ-5320, -55102, -55111, -53212, -53211

СИСТЕМА ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ

Система питания топливом обеспечивает очистку топлива и равномерное распределение его по цилин­драм двигателя строго дозированными порциями. На двигателях КамАЗ применена система питания топливом разделенного типа, состоящая из топлив­ного насоса высокого давления, форсунок, фильт­ров грубой и тонкой очистки, топливоподкачиваю­щего насоса низкого давления, топливопроводов низкого и высокого давлений, топливных баков, электромагнитного клапана и факельных свечей электрофакельного пускового устройства.

Принципиальная схема системы питания пока­зана на рис. 35. Топливо из бака 1 через фильтр грубой очистки 2 засасывается топливоподкачиваю­щим насосом и через фильтр тонкой очистки 17 по топливопроводам низкого давления 3, 9, 15, 21 подается к топливному насосу высокого давления; согласно порядку работы цилиндров двигателя на­сос распределяет топливо по трубопроводам 6 вы­сокого давления к форсункам 5. Форсунки распы­ляют и впрыскивают топливо в камеры сгорания. Избыточное топливо, а вместе с ним и попавший в систему воздух через перепускной клапан топливного насоса высокого давления и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки по дренажным топливо-проводам 16 и 18 отводятся в топливный бак. Топливо, просо­чившееся через зазор между корпусом распылителя и иглой, сливается в бак через сливные топливопро­воды 4, 14, 20.

Рис. 35. Схема питания двигателя топливом: 1 — бак топливный; 2 — фильтр грубой очистки топлива; 3 — трубка топливная подводящая к насосу низкого давления; 4 — трубка топливная дренажная форсунок левых головок; 5 — форсунка; 6 — трубка топливная высокого давления; 7 — насос топливоподкачивающий низкого давления; 8 — насос топливоподка­чивающий ручной; 9 — трубка топливная отводящая насоса низкого давления; 10 — насос топливный высокого давления; 11 — клапан электромагнитный; 12-трубка топливная к электромагнитному клапану; 13 — свеча факельная; 14 — трубка топливная дренажная форсунок правых головок; 15 — трубка топливная подводящая ТНВД; 16 — трубка топливная отводящая ТНВД; 17 — фильтр тонкой очистки топлива; 18 — трубка топливная фильтра тонкой очистки топлива; 19 — тройник крепления топливных трубок; 20 — трубка топливная сливная; 21 — топливопровод к фильтру грубой очистки; 22 — труба приемная с фильтром

Фильтр грубой очистки (отстойник) (рис. 36) предварительно очищает топливо, поступающее в топливоподкачивающий насос низкого давления. Он установлен на всасывающей магистрали системы питания с левой стороны автомобиля на раме.

Рис. 36. Фильтр грубой очистки топлива: 1 — пробка сливная; 2 — стакан; 3 — успокоитель; 4 — сетка фильтру­ющая; 5 — отражатель; 6 — распределитель; 7 — болт: 8 — фланец; 9 — кольцо уплотнительное; 10 — корпус

Стакан 2 соединен с корпусом 10 четырьмя болта­ми 7 и уплотнен кольцом 9. Снизу в бобышку колпака ввернута сливная пробка 1. Топливо, посту­пающее из топливного бака через подводящий шту­цер, стекает в стаканы. Крупные частицы и вода собираются в нижней части стакана. Из верхней части через фильтрующую сетку 4 по отводящему штуцеру и топливопроводам топливо подается к топливоподкачивающему насосу.

Фильтр тонкой очистки (рис. 37), окончательно очищающий топливо перед поступлением в топ­ливный насос высокого давления, установлен в са­мой высокой точке системы питания для сбора и удаления в бак проникшего в систему питания воздуха вместе с частью топлива через клапан-жик­лер, установленный в корпусе 1. Начало сдвига клапана-жиклера 4 (рис. 38) происходит при давле­нии в полости 24,5… 44,1 кПа (0,25… 0,45 кгс/см2), а начало перепуска топлива из полости А в полость В — при давлении в полости А 196,2… 235,3 кПа (2,0… 2,4 кгс/см2). Регулируется клапан подбором регулировочных шайб 1 внутри пробки клапана.

Рис. 37. Фильтр тонкой очистки топлива: 1 — корпус; 2 — болт; 3 — шайба уплотнительная; 4 — пробка; 5, 6 — прокладки уплотнительные; 7 — элемент фильтрующий; 8 — колпак; 9 — пружина фильтрующего элемента; 10 — пробка сливная; 11 — стержень

Рис. 38. Клапан-жиклер фильтра тонкой очистки топлива: 1 — шайба регулировочная; 2 — пробка клапана; 3- пружина; 4 — клапан-жиклер

Топливопроводы подразделяются на топливопро­воды низкого 392… 1961 кПа (4… 20 кгс/см2) и высо­кого более 19614 кПа (200 кгс/см2) давления. Топли­вопроводы высокого давления изготовлены из сталь­ных трубок, концы которых выполнены конусообраз­ными, прижаты накидными гайками через шайбы к конусным гнездам штуцеров топливного насоса и форсунок. Во избежание поломок от вибрации топливопроводы закреплены скобками и кронштейнами.

Насос топливный высокого давления предназначен для подачи в цилиндры двигателя в определенные моменты времени строго дозированных порций топ­лива под высоким давлением. В корпусе 1 (рис. 39) установлены восемь секций, каждая состоит из кор­пуса 17, втулки 16 плунжера 11, поворотной втулки 10, нагнетательного клапана 19, прижатого через уплотнительную прокладку 18 к втулке плунжера штуцером 20. Плунжер совершает возвратно-посту­пательное движение под действием кулачка вала 44 и пружины 8. Толкатель от проворачивания в корпу­се зафиксирован сухарем 6. Кулачковый вал враща­ется в роликоподшипниках 42, установленных в крышках и прикрепленных к корпусу насоса. Осе­вой зазор кулачкового вала регулируется прокладка­ми 48. Величина зазора должна быть не более 0,1 mm.

Рис. 39. Топливный насос высокого давления: 1 — кор­пус; 2, 32 — ролики толкателей; 3, 31 — оси роликов; 4 — втулка ролика; 5 — пята толкателя; 6 — сухарь; 7 — тарелка пружины толкателя; 8 — пружина толкателя: 9, 34, 43, 45, 51 — шайбы; 10 — втулка поворотная; 11 — плунжер; 12, 13, 46, 55 — кольца уплотнительные; 14 — штифт устано­вочный; 15 — рейка; 16 — втулка плунжера; 17 — корпус секции; 18 — прокладка нагнетательного клапана; 19 — клапан нагнетательный; 20 — штуцер; 21 — фланец корпуса секции; 22 — насос ручной топливоподкачива­ющий; 23 — пробка пружины; 24, 48 — прокладки; 25 — корпус насоса низкого давления; 26 — насос топливоподкачивающий низкого давления; 27 — втулка штока; 28 — пружина толкателя; 29 — толкатель; 30 — винт стопорный; 33, 52 — гайки; 35 — эксцентрик привода насоса низкого давления; 36, 50 — шпонки; 37 — фланец ведущей шестерни регулятора; 38 — сухарь ведущей шестерни регулятора; 39 — шестерня ведущая регулято­ра; 40 — втулка упорная; 41, 49 — крышки подшипника; 42- подшипник; 44 — вал кулачковый; 47 — манжета с пружиной в сборе; 53 — муфта опережения впрыскива­ния топлива; 54 — пробка рейки; 56 — клапан перепус­кной; 57 — втулка рейки; 58 — ось рычага реек; 59 — прокладки регулировочные

Для увеличения подачи топлива плунжер 11 пово­рачивают втулкой 10, соединенной через ось повод­ка с рейкой 15 насоса. Рейка перемещается в направ­ляющих втулках 57. Выступающий ее конец закрыт пробкой 54. С противоположной стороны насоса находится винт, регулирующий подачу топлива все­ми секциями насоса. Этот винт закрыт пробкой и запломбирован.

Топливо к насосу подводится через специальный штуцер, к которому болтом крепится трубка низкого давления. Далее по каналам в корпусе оно поступает к впускным отверстиям втулок 16 плунжеров.

На переднем торце корпуса, на выходе топлива из насоса установлен перепускной клапан 56, открытие которого происходит при давлении 58,8… 78,5 кПа (0,6… 0,8 кгс/см2). Давление открытия клапана регу­лируется подбором регулировочных шайб внутри пробки клапана.

Смазывание насоса циркуляционное, под дав­лением от общей системы смазывания двигателя.

На двигателе с турбонаддувом установлен топ­ливный насос высокого давления мод. 334 с повы­шенной энергией впрыскивания, с противодымным корректором и номинальной цикловой подачей топ­лива 96 мм3/цикл.

Характеристика топливной аппаратуры













Насос топливный высокого давления мод. 33-01 мод. 334
порядок работы секций 8-4-5-7-3-6-2-1
Направление вращения кулачкового вала (со стороны привода) правое
Диаметр плунжера, мм 9
Ход плунжера, мм 10
Номинальная цикловая подача, мм3/цикл 76 96
Номинальная частота вращения кулачкового вала, мин -1 1300
Частота вращения кулачкового вала насоса при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимального скоростного режима, мин -1: при полном выключении регулятором подачи топлива через форсунки 1480. .. 1555
Частота вращения кулачкового вала насоса при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимального скоростного режима, мин -1: в начале выключения регулятором подачи топлива через форсунки 1335… 1355
Угол начала подачи топлива восьмой секции насоса до оси симметрии кулачка 42… 43 градуса
Чередование начала подачи топлива по углу поворота кулачкового вала (0-45-90-135-180-270-315) градусов
Максимальное усилие на рычаге управления регулятором при номинальном режиме работы насоса на плече 50 мм, Н (кгс) 125,5 (13)

Топливный насос высокого давления рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от плюс 50 до минус 50 градусов Цельсия и относительной влажности воздуха до 98% при плюс 35 градусов Цельсия.











Насос топливоподкачивающий низкого давления
Диаметр поршня, мм 22
Ход поршня, мм 8
Номинальная подача при частоте вращения кулачкового вала 1290… 1310 мин-1, разрежении на всасывании 21,6… 22,6 кПа (0,22… 0,23 кгс/см2) и противодавлении 78,5… 98,1 кПа (0,8… 1,0 кгс/см2), л/мин 2,5
Давление, создаваемое топливоподкачивающим насосом при закрытом нагнетательном трубопроводе к фильтру тонкой очистки и при частоте вращения кулачкового вала 1290… 1310 мин -1, кПа (кгс/см2) 392 (4)
Форсунка мод. 33 мод. 271
Количество распыливающих отверстий 4
Диаметр распыливающих отверстий, мм 0,300. .. 0,308 0,32
Ходи иглы распылителя, мм 0,25… 0,30
ХДавление начала подъема иглы, МПа (кгс/см2): при эксплуатации первоначальное при заводском регулировании 20 (200)
22,0.. 22,7
(220… 227)
21,5 (215)
23,5.. 24,2
(235… 242)

Регулятор частоты вращения (рис. 40) всережимный, прямого действия, изменяет количество топли­ва, подаваемого в цилиндр в зависимости от нагруз­ки, поддерживая заданную частоту. Регулятор уста­новлен в развале корпуса топливного насоса высо­кого давления. На кулачковом валу насоса установ­лена ведущая шестерня 21 регулятора, вращение на которую передается через резиновые сухари 22. Ве­домая шестерня выполнена заодно с державкой 9 грузов, вращающейся на двух шарикоподшипниках. При вращении державки грузы 13, качающиеся на осях 10, под действием центробежных сил расходят­ся и через упорный подшипник 11 перемещают муфту 12. Муфта, упираясь в палец 14, в свою очередь перемещает рычаг 82 муфты грузов. Рычаг 32 одним концом закреплен на оси 33, а другим — через штифт соединен с рейкой 27 топливного насоса. На оси 33 закреплен рычаг 31, другой конец которого перемещается до упора в регулировочный болт 24 подачи топлива. Рычаг 32 передает усилие рычагу 31 через корректор 15.

Рис. 40. Регулятор частоты вращения: 1 — крышка задняя; 2 — гайка; 3 — шайба; 4 — подшипник; 5 — прокладка регулировочная; 6-шестерня промежуточ­ная; 7 — прокладка задней крышки регулятора; 8 — кольцо стопорное; 9 — державка грузов; 10 — ось груза; 11 — подшипник упорный; 12-муфта; 13-груз; 14-палец; 15- корректор; 16-пружина возвратная рычага останова; 17- болт; 18-втулка; 19-кольцо; 20-рычаг пружины регуля­тора; 21-шестерня ведущая; 22-сухарь ведущей шестер­ни; 23-фланец ведущей шестерни; 24 — болт регулировоч­ный подачи топлива; 25- рычаг стартовой пружины; 26 — пружина регулятора: 27 — рейка; 28 — пружина стартовая; 29 — штифт; 30 — рычаг реек; 31 — рычаг регулятора; 32 — рычаг муфты грузов; 33 — ось рычагов регулятора; 34 — болт крепления верхней крышки

Рычаг 1 управления подачи топлива (рис. 41) жестко связан с рычагом 20 (см. рис. 40). К рычагам 20, 31 присоединена пружина 26, к рычагам 25, 30— стартовая пружина 28.

Рис. 41. Крышка регулятора частоты вращения: 1 — рычаг управления регулятором подачи топлива; 2 — болт огра­ничения минимальной частоты вращения; 3 — рычаг останова; 4 — пробка заливного отверстия; 5 — болт регулировки пусковой подачи; 6 — болт ограничения хода рычага останова; 7 — болт ограничения максималь­ной частоты вращения; I — работа; II — выключено

Во время работы регулятора в определенном режи­ме центробежные силы грузов уравновешены усили­ем пружины 26. При увеличении частоты вращения коленчатого вала регулятора, преодолевая сопротив­ление пружины 26, грузы перемещают рычаг 32 регулятора с рейкой топливного насоса — подача топлива уменьшается. При уменьшении частоты вра­щения коленчатого вала центробежная сила грузов уменьшается, и рычаг 32 регулятора с рейкой топлив­ного насоса под действием усилия пружины перемещается в обратном направлении—подача топлива и частота вращения коленчатого вала увеличиваются.

Подача топлива выключается поворотом рычага 3 останова (см. рис. 41) до упора в болт 6, при этом рычаг 3, преодолев усилие пружины 26 (см. рис. 40), через штифт 29 повернет рычаги 31 и 32; рейка переместится до полного выключения подачи топ­лива. При снятии усилия с рычага останова под действием пружины рычаг возвратится в рабочее положение, а стартовая пружина 16 через рычаг 30 вернет рейку топливного насоса в положение макси­мальной подачи топлива, необходимой для пуска.

Насос топливный низкого давления поршневого типа предназначен для подачи топлива от бака через фильтр грубой и тонкой очистки к впускной полости насоса высокого давления. Насос установлен на задней крышке регулятора. В корпусе 25 (см. рис. 39) установлены поршень, пружина поршня, втулка 27 штока и шток толкателя, во фланце корпуса — впускной клапан и пружина клапана. Эксцентрик кулачкового вала через ролик 32, толкатель 29 и шток сообщает поршню топливоподкачивающего насоса возвратно-поступательное движение.

Схема работы насоса показана на рис. 42. При опускании толкателя поршень 10 под действием пружины 4 движется вниз. В полости А всасывания создается разрежение, и впускной клапан 1, сжимая пружину 2, пропускает в полость топливо. Одновре­менно топливо, находящееся в нагнетательной по­лости В, вытесняется в магистраль, минуя нагнета­тельный клапан 8, соединенный каналами с обеими полостями. В свободном положении нагнетатель­ный клапан закрывает канал всасывающей полости.

При движении поршня 10 вверх топливо, за­полнившее всасывающую полость, через нагнета­тельный клапан 8 поступает в полость В под порш­нем, при этом впускной клапан 1 закрывается. При повышении давления в нагнетательной магистрали поршень не совершает полного хода вслед за толка­телем, а остается в положении, которое определяет­ся равновесием сил от давления топлива с одной стороны, от усилия пружины — с другой стороны.

Рис. 42. Схема работы топливного насоса низкого давле­ния и ручного топливоподкачивающего насоса: 1 — клапан впускной; 2, 4, 5, 9 — пружины; 3 — поршень ручного топливоподкачивающего насоса; 6 — толкатель; 7 — эксцентрик; 8 — клапан нагнетательный; 10 — поршень; А — полость всасывания; В — полость нагнетающая: С — подача к топливному насосу высокого давления; Е — подача от фильтра грубой очистки топлива

Топливоподкачивающим ручным насосом за­полняется система топливом и удаляется воздух из нее. Насос поршневого типа закреплен на фланце топливного насоса низкого давления с уплотнитель­ной медной шайбой. Насос состоит из корпуса, поршня, цилиндра, рукоятки в сборе со штоком, опорной тарелки и уплотнения.

Систему питания прокачивают движением ру­коятки со штоком и поршнем вверх-вниз. При движении рукоятки вверх в подпоршневом пространстве создается разрежение. Впускной клапан 1, сжимая пружину 2, открывается, и топливо поступает в полость А топливного насоса низкого давления. При движении рукоятки вниз нагнетательный клапан 8 открывается, и топливо под давлением поступает в нагнетательную магистраль.

После прокачки рукоятку наверните на верхний резьбовой хвостовик цилиндра. При этом поршень прижмется к резиновой прокладке, уплотнив всасыва­ющую полость топливного насоса низкого давления.

Муфта автоматическая опережения впрыскивания топлива (рис. 43) изменяет начало подачи топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Применение муфты обеспечивает опти­мальное для рабочего процесса начало подачи топ­лива по всему диапазону скоростных режимов. Этим обеспечивается экономичность и приемлемая жест­кость процесса в различных скоростных режимах работы двигателя.

Рис. 43. Муфта автоматическая опережения впрыскива­ния топлива: 1 — полумуфта ведущая; 2, 4 — манжеты; 3 — втулка ведущей полумуфты; 5 — корпус; 6-прокладки регулировочные; 7 — стакан пружины; 8 — пружина; 9, 15 — шайбы; 10 — кольцо; 11 — груз с пальцем; 12 — проставка с осью; 13 — полумуфта ведомая; 14 — кольцо уплотнительное; 16 — ось грузов

Ведомая полумуфта 13 закреплена на конической поверхности переднего конца кулачкового вала топ­ливного насоса шпонкой и гайкой с шайбой, веду­щая полумуфта 1 — на ступице ведомой полумуфты (может поворачиваться на ней). Между ступицей и полумуфтой установлена втулка 3. Грузы 11 качают­ся на осях 16, запрессованных в ведомую полумуфту, в плоскости, перпендикулярной оси вращения муф­ты. Проставка 12 ведущей полумуфты упирается одним концом в палец груза, другим — в профиль­ный выступ. Пружина 8 стремится удержать груз на упоре во втулку 3 ведущей полумуфты.

При увеличении частоты вращения коленчатого вала грузы под действием центробежных сил расхо­дятся, вследствие чего ведомая полумуфта поворачи­вается относительно ведущей в направлении враще­ния кулачкового вала, что вызывает увеличение угла опережения впрыскивания топлива. При уменьше­нии частоты вращения коленчатого вала грузы под действием пружин сходятся, ведомая полумуфта по­ворачивается вместе с валом насоса в сторону, проти­воположную направлению вращения вала, что вызы­вает уменьшение угла опережения подачи топлива.

Форсунка (рис. 44) закрытого типа с много­дырчатым распылителем и гидравлически управ­ляемой иглой. Все детали форсунки собраны в кор­пусе 6. К нижнему торцу корпуса форсунки гайкой 2 присоединены проставка 3 и корпус 1 распылителя, внутри которого находится игла. Корпус и игла распылителя составляют прецизионную пару. Рас­пылитель имеет четыре сопловых отверстия.

Про­ставка 3 и корпус 1 зафиксированы относительно корпуса штифтами. Пружина 11 одним концом упи­рается в штангу 5, которая передает усилие на иглу распылителя, другим — в упор.

Топливо к форсунке подается под высоким давлени­ем через штуцер 8. Далее по каналам корпуса 6, простав­ки 3 и корпуса 1 распылителя топливо поступает в полость между корпусом распылителя и иглой и, отжи­мая ее, впрыскивается в цилиндр.

Просочившееся через зазор между иглой и корпусом распылителя топливо отводится через каналы в корпус форсунки. Форсунка установлена в головке, цилиндра и закреплена скобой. Торец гайки распылителя уплотнен от прорыва газов гофрированной шайбой. Уплотнительное кольцо пре­дохраняет полость между форсункой и головкой цилин­дров от попадания пыли и воды.

На двигателе с турбонаддувом форсунка мод. 271 с повышенной пропускной способностью топлива и диаметром сопловых отверстий 0,32 мм.

Рис. 44. Форсунка: 1 — кор­пус распылителя; 2-гайка распылителя; 3 — проставив распылителя; 4 — штифты установочные; 5 — штанга форсунки; 6 — корпус фор­сунки; 7 — кольцо уплотни­тельное; 8 — штуцер; 9, 10 — шайбы регулировочные; 11 — пружина форсунки; 12 — игла распылителя

Привод управления подачей топлива (рис. 45) механический, с телескопическим толкателем, со­стоит из педали, тяг, рычагов и поперечных валиков. Предусмотрен также ручной привод подачи топлива и останова двигателя. Педаль 13 подачи топлива связана с рычагом 7 управления регулятором часто­ты вращения. Рукоятки тяг дистанционного управ­ления двигателем установлены в кабине на кронш­тейне в нижней части панели: левая 2 — для вклю­чения постоянной подачи топлива, связана гибким тросом в защитной оболочке с рычагом управления регулятором частоты вращения; правая 1 — для останова двигателя, соединена тросом с рычагом останова двигателя, который находится на крышке регулятора частоты вращения.

Рис. 45. Привод управления подачей топлива: 1-рукоятка тяги останова двигателя; 2-рукоятка тяги ручного управ­ления подачей топлива; 3, 10-задние рычаги; 4-тяга рычага управления регулятором; 5-ТНВД; 6-рычаг оста­нова двигателя; 7-рычаг управления регулятором; 8- поперечный валик; 9-задний кронштейн; 11-телескопическая тяга; 12-кронштейн педали; 13-педаль; 14-регулировочный болт.

Ремонт КамАЗ. Устройство автомобилей КамАЗ в вопросах и ответах. Ремонт КамАЗ. Схемы и иллюстрации




Система питания топливом обеспечивает очистку топлива и равномерное
распределение его по цилиндрам двигателя строго дозированными порциями.

На двигателях применена система питания топливом разделенного типа,
состоящая из топливного насоса высокого давления, форсунок, фильтров
грубой и тонкой очистки, топливоподкачивающего насоса низкого давления,
топливопроводов высокого и низкого давления, топливных баков,
электромагнитного клапана и штифтовых свечей электрофакельного
пускового устройства.

Рис. 1. Схема системы питания:
1 — топливный насос высокого давления с топливоподкачивающим насосом и
муфтой опережения впрыска топлива; 2 — форсунки; 3 — фильтр грубой
очистки топлива; 4 — топливный бак; 5 — датчик указателя уровня
топлива; 6 — фильтр тонкой очистки топлива; 7 — приемная труба с
фильтром; 8 — свеча электрофакельного устройства; 9 — электромагнитный
топливный клапан.

Принципиальная схема системы питания показана на рис. 1. Топливо из
бака 4 через фильтр 3 грубой очистки засасывается топливоподкачивающим
насосом и через фильтр 6 тонкой очистки по топливопроводам низкого
давления подеется к топливному насосу 1 высокого давления, который в
соответствии с порядком работы цилиндров распределяет топливо по
трубопроводам высокого давления к форсункам 2. Форсунки впрыскивают
топливо в мелкораспыленном состоянии в камеры сгорания. Избыточное
топливо, а вместе с ним и попавший в систему воздух через перепускной
клапан топливного насоса высокого давления и клапан-жиклер фильтра
тонкой очистки по дренажным трубопроводам отводятся в топливный бак.
Топливо, просочившееся через зазор между корпусом распылителя и иглой,
сливается в бак через сливные трубопроводы.

Фильтр грубой очистки (отстойник) предварительно очищает
топливо, поступающее в топливоподкачивающий насос низкого давления. Он
установлен на всасывающей магистрали системы питания с левой стороны
автомобили на раме.

Фильтр тонкой очистки, окончательно очищающий топливо перед
поступлением в топливный насос высокого давления, установлен в самой
высокой точке системы питания. С помощью фильтра воздух, проникший в
систему питания вместе с частью топлива через клапан-жиклер удаляется в
бак.

Топливопроводы подразделяются на топливопроводы низкого давления, т. е, 390-1960 кПа (4-20 кгс/см2), и высокого — более 19 600 кПа (200 кгс/см2).
Топливопроводы высокого давления изготовлены из стальных трубок, концы
которых выполнены конусными и прижаты накидными гайками через шайбы к
конусным гнездам штуцеров топливного насоса и форсунок. Во избежание
поломок от вибрации топливопроводы закреплены скобами.

Топливный насос высокого давления (ТНВД), предназначенный для
подачи в цилиндры двигателя в определенные моменты времени строго
дозированных порций топлива под высоким давлением, восьмиплунжерный с
V-образным расположением секций. Смазывание насоса циркуляционное,
пульсирующее под давлением от общей смазочной системы двигателя.

В развале корпуса топливного насоса высокого давления установлен
всережимный регулятор частоты вращения, который изменяет количество
топлива, подаваемого в цилиндр, в зависимости от нагрузки, поддерживая
заданную частоту вращения коленчатого вала.

На задней крышке регулятора размещен топливный насос низкого
давления поршневого типа, обеспечивающий подачу топлива к топливному
насосу высокого давления во время работы двигателя. Насос низкого
давления приводится в действие кулачковым валом топливного насоса
высокого давления. На конической поверхности переднего конца
кулачкового вала топливного насоса закреплена автоматическая муфта
опережения впрыска топлива, которая предназначена для изменения момента
начала подачи топлива в цилиндры двигателя в зависимости от частоты
вращения коленчатого вала.

Ручной топливоподкачивающий насос, который установлен на топливном
насосе низкого давления и предназначен для заполнения системы топливом
и удаления из нее воздуха перед пуском двигателя.

Фильтр грубой очистки топлива: 1 — пробка сливная; 2 — стакан; 3 — успокоитель; 4 — сетка фильтру­ющая; 5 — отражатель; 6 — распределитель; 7 — болт: 8 -фланец; 9 — кольцо уплотнительное; 10 — корпус

Фильтр тонкой очистки топлива: 1 — корпус; 2 -болт; 3 — шайба уплотнительная; 4 — пробка; 5, 6 -прокладки уплотнительные; 7 — элемент фильтрующий; 8 — колпак; 9 — пружина фильтрующего элемента; 10 — пробка сливная; 11 — стержень

Топливный насос высокого давления: 1 — кор­пус; 2, 32 — ролики толкателей; 3, 31 — оси роликов; 4 -втулка ролика; 5 — пята толкателя; 6 — сухарь; 7 — тарелка пружины толкателя; 8 — пружина толкателя: 9,34,43,45, 51 — шайбы; 10 — втулка поворотная; 11 — плунжер; 12, 13, 46, 55 — кольца уплотнительные; 14 — штифт устано­вочный; 15 — рейка; 16 — втулка плунжера; 17 — корпус секции; 18 — прокладка нагнетательного клапана; 19 -клапан нагнетательный; 20 — штуцер; 21 — фланец корпуса секции; 22 — насос ручной топливоподкачива-ющий; 23 — пробка пружины; 24, 48 — прокладки; 25 -корпус насоса низкого давления; 26 — насос топливоподкачивающий низкого давления; 27 — втулка штока; 28 — пружина толкателя; 29 — толкатель; 30 — винт стопорный; 33, 52 — гайки; 35 — эксцентрик привода насоса низкого давления; 36, 50 — шпонки; 37 — фланец ведущей шестерни регулятора; 38 — сухарь ведущей шестерни регулятора; 39 — шестерня ведущая регулято­ра; 40 — втулка упорная; 41, 49 — крышки подшипника; 42 — подшипник; 44 — вал кулачковый; 47 — манжета с пружиной в сборе; 53 — муфта опережения впрыскива­ния топлива; 54 — пробка рейки; 56 — клапан перепус­кной; 57 — втулка рейки; 58 — ось рычага реек; 59 -прокладки регулировочные

Клапан-жиклер фильтра тонкой очистки топлива:
1 — шайба регулировочная; 2 — пробка клапана; 3-пружина; 4 — клапан-жиклер

Топливные баки на автомобилях имеют вместимость 170 и 250 л.
Герметичная крышка наливной горловины бака снабжена выдвижной трубкой с
сетчатым фильтром. Кран слива отстоя расположен в нижней части корпуса
бака. Уровень топлива контролируется по указателю, расположенному на
щитке приборов, сигналы к которому поступают от реостатного датчика,
установленного в топливном баке.

Рис. 2. Схема привода управления подачей топлива:
1 — педаль подачи топлива; 2 — уплотнитель педали; 3 — тяга переднего
рычага; 4 — передний кронштейн; 5 — передний рычаг; 6 — промежуточная
тяга; 7 — пружина; 8 и 11 — задние рычаги; 9 — кронштейн задний; 10 -
вал поперечный; 12 — тяга рычага регулятора; 13 — болт ограничения
минимальной частоты вращения; 14 — рычаг управления регулятором; 15 -
болт ограничения максимальной частоты вращения; 16 — рукоятка тяги
управления подачей топлива; 17 — рукоятка тяги останова двигателя.

Привод управления подачей топлива (рис. 2) механический и
состоит из педали, тяг, рычагов, поперечных валиков, предусмотрен также
ручной привод постоянной подачи топлива и останова двигателя. Педаль 1
подачи топлива связана с рычагом 14 управления регулятором топливного
насоса высокого давления, расположенным на крышке регулятора частоты
вращения.

Рукоятки ручного привода установлены на уплотнителе рычага коробки
передач: левая 16 — для включения постоянной подачи топлива — связана
гибким тросом в защитной оболочке с рычагом управления регулятором,
правая 17 — для останова двигателя — соединена тросом с рычагом
останова, расположенным на крышке регулятора частоты вращения.









Первый Камаз пятого поколения сошел с конвейера. Это дешевле, чем вы думали.

Россиян распирает от гордости – с конвейера сошел современный Камаз 54901, известный как грузовик пятого поколения. Новый автомобиль является преемником 5490. Производитель предполагает, что грузовик сможет проехать 1,2 млн км, а цена колеблется от 50 тысяч до 71 тысячи евро.

Работы по сборке кабины для серии К5 начаты еще в ноябре 2018 года. По заявлению производителя конструкция кабины соответствует всем современным эргономическим требованиям – расстояние от пола до крыши 1980 миллиметров, а внутренняя ширина составляет 2270 мм.

Что отличает Камаз 54901?

Во-первых, комфорт вождения. Автомобиль, разработанный в сотрудничестве с такими компаниями, как Daimler и Liebherr, представляет собой сочетание западных технологий, немецкой эргономики и российского видения современных технологий, полезных в тяжелых условиях работы.

Кабина и сиденье

Все, что вам нужно для управления автомобилем, включая приборную панель, находится в пределах легкой досягаемости . Справа от руля водитель найдет бортовую информационную систему с 10-дюймовым сенсорным экраном. Автомобиль оснащен автоматической коробкой передач, а двигатель запускается нажатием кнопки.

Для комфорта есть еще . Сиденье водителя крепится на подушке безопасности и имеет широкий диапазон регулировок. В салоне много места для хранения — три запирающихся ящика и две открытые полки под крышей.

Шасси и ось

Шасси трактора изготовлено из высокопрочных легких сталей. Передний мост имеет повышенную нагрузку до 9 тонн.

Топливо и расход топлива

Производители увеличили объем топливных баков – есть возможность использовать один бак на 800 литров или два бака на 1400 литров. Автомобиль должен потреблять около 30 литров на 100 км. Стандарт автомобиля – Евро 5.

Трансмиссия и двигатель

Камаз 54901 оснащен новой автоматической коробкой передач ZF Traxon на 12 передних и 2 задних передач и совершенно новым типом двигателя Р6 мощностью от 400 до 550 л.с. и 11,9емкость 5 л.

Интервал обслуживания двигателя 150 000 км.

Системы безопасности

Трактор оснащен системой определения усталости водителя, активным рулевым управлением и автономным ассистентом движения в пробках. Состояние систем автомобиля можно контролировать дистанционно с помощью мобильного телефона.

Автомобиль оборудован тремя тормозными системами:

– ASR – противобуксовочная система,

– ESP – электронная программа стабилизации для полного контроля поведения автомобиля на дороге,

— EBS — электронная тормозная система, уменьшающая износ тормозов и тормозной путь.

Максимальный пробег

Производитель рассчитывает, что пробег нового КамАЗа составит 1,2 млн км, из которых 260 000 км покрываются гарантией.

Камаз 54901 – цена

Стоимость нового Камаза от 3,8 до 5,4 млн рублей (50-71.000 евро). Цена зависит от комплектации и наличия дополнительных опций. Важно то, что в настоящее время на рынке нет подержанных запасных частей.

Серийное производство КамАЗов поколения К5 – основная задача производителя на 2019 год. В этом году российский грузовик-гигант планирует выпустить 39 000 автомобилей , 33 000 из которых будут реализованы на российском рынке. Кроме того, компания планирует инвестировать около 15 млрд рублей (198 млн евро) в развитие предприятия. Чистая прибыль должна составить 500 млн рублей (около 7 млн ​​евро) при выручке в 197 млрд рублей (2,6 млрд евро).

Фото: Камаз

Конструкция топливной системы двигателей КамАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300

Система подачи топлива обеспечивает очистку топлива и его равномерное распределение по цилиндрам двигателя дозированными порциями и в строго определенные моменты времени

В двигателях применяется система подачи топлива раздельного типа, состоящая из ТНВД модели 337 с регулятором частоты вращения, топливоподкачивающего насоса, форсунок, фильтров грубой и тонкой очистки, предпускового насоса, топливопроводов высокого и низкого давления, электромагнитный клапан и факельные свечи ЭФУ.

Схема системы подачи топлива представлена ​​на рисунке 1.

В системе подачи топлива объекта, на котором эксплуатируется двигатель, должны быть установлены фильтр грубой очистки топлива и насос предварительной подкачки топлива.

Топливо из бака подается через фильтр грубой очистки и предпусковой насос 18 топливоподкачивающим насосом в фильтр тонкой очистки 16.

Из гоночного фильтра по топливной магистрали низкого давления 14 топливо поступает в -напорный топливный насос 21, который в соответствии с порядком работы цилиндров распределяет топливо по магистралям высокого давления 1-8 к форсункам 10. Форсунки впрыскивают топливо в камеры сгорания.

Излишки топлива, а вместе с ним и воздух, попавший в систему через перепускной клапан ТНВД 24 по трубопроводу 12 и клапану-жиклеру 23 фильтра тонкой очистки, сбрасывается в топливный бак.

Сопло (см. рис. 2) закрытого типа, с пятисопловым распылителем и гидроуправляемым игольчатым подъемником мод. 273-31 для двигателя мод. 740.11-240. Мод. 273-21 с распылителем ОАО «ЯЗДА» или мод. 273-51 с форсункой BOSCH для двигателей мод. 740.13-260 и 740.14-300.

Все части форсунки собраны в корпусе 6. К нижнему торцу корпуса форсунки с помощью гайки 2 крепятся проставка 3 и корпус 1 распылителя, внутри которого находится игла 12.

Корпус и игла распылителя являются прецизионной парой. Атомайзер имеет пять отверстий для распыления.

Полость 3 и корпус 1 закреплены относительно корпуса 6 шпильками 4.

Пружина 11 упирается одним концом в шток 5, передающий усилие на иглу распылителя, а другим концом в комплект регулировочных шайб 9, 10.

Топливо к форсунке под высоким давлением подается через штуцер 8 со встроенным в него щелевым фильтром 13, затем по каналам корпуса 6, проставки 3 и корпуса распылителя 1 — в полость между корпусом распылителя и иглой 12 и, подняв его, впрыскивается в цилиндр.

Топливо, просачивающееся через зазор между иглой и корпусом форсунки, отводится через каналы в корпусе форсунки и сливается в бак через сливные патрубки 9 и 11 (см. рис. Система топливоподачи двигателя).

Форсунка установлена ​​в головке блока цилиндров и закреплена скобами. Торец гайки распылителя уплотнен от прорыва газа гофрированной медной прокладкой.

Уплотнительное кольцо 7 защищает полость между форсункой и головкой блока цилиндров от пыли и воды.

Ввиду возможности выхода из строя двигателя категорически запрещается устанавливать форсунки других моделей, кроме указанных в руководстве.

Для двигателя мод. 740.11-240 допускается установка форсунок мод. 273-21 и 273-51 применяются на двигателях обр. 740.13.-260 и 740.14-300

ТНВД (см. рис. ТНВД) предназначен для подачи строго дозированных порций топлива под высоким давлением в цилиндры двигателя в определенные моменты времени

ТНВД мод. 337-40 с диаметром плунжера 11 мм и ходом плунжера 13 мм, усиленным корпусом ТНВД с туннелем для распределительного вала увеличенного диаметра и усиленными подшипниками, выпускным клапаном повышенной пропускной способности диаметром 7 мм.

ТНВД снабжен муфтой автоматического опережения впрыска топлива (АМОВТ) с номинальным углом поворота ведомой полумуфты относительно ведущей — 1°.

ТНВД мод. 337-80.01 с диаметром плунжера 10 мм и ходом плунжера 13 мм.

ТНВД снабжен АМОВТ с номинальным углом поворота ведомой полумуфты относительно ведущей — 4°30.

Двигатель 740.13-260 оснащен ТНВД мод. 337-42 с диаметром плунжера 11 мм и ходом плунжера 13 мм. ТНВД без АМОВТ.

В корпусе ТНВД 1 установлено восемь секций, которые состоят из корпуса 6, втулки плунжера 8, плунжера 7, поворотной втулки 4, нагнетательного клапана 10, прижатых к втулке плунжера штуцером 11 через прокладка уплотнительная 12.

Плунжер совершает возвратно-поступательное движение под действием кулачка вала 35 и пружины 3.

Толкатель закреплен в корпусе сухарями 49.

Распределительный вал вращается в подшипниках качения 34, установленных в крышках и прикрепленных к корпус насоса. Осевой зазор распределительного вала регулируется прокладками 33. Зазор должен быть не более 0,1 мм.

Для увеличения подачи топлива плунжер 7 поворачивается втулкой 4, соединенной через ось поводка с рейкой 5 насоса.

Рейка перемещается в направляющих втулках 30. Ее выступающий конец закрыт заглушкой 31.

С противоположной стороны насоса имеется болт 48, регулирующий подачу топлива всеми секциями насоса, болт закрыт с заглушкой и опечатан.

Топливо к насосу подается через специальный штуцер, к которому болтом крепится трубка низкого давления 14. Далее по каналам в корпусе топливо поступает во входные отверстия втулок 8 плунжеров.

На переднем торце корпуса в месте выхода топлива из насоса установлен перепускной клапан 29, обеспечивающий давление в магистрали низкого давления на режимах работы 0,13-0,19 МПа (1,3-1,9 кгс/см 2 ).

Давление открытия клапана регулируется подбором прокладок 50 внутри плунжера клапана.

Смазка насоса циркуляционная, пульсирующая, под давлением от общей системы смазки двигателя.

Скорость регулятора — всережимный, прямого действия, изменяет количество подаваемого в цилиндры топлива в зависимости от нагрузки, поддерживая заданную частоту вращения коленчатого вала.

Регулятор устанавливается в развал корпуса ТНВД (см. рис. ТНВД).

На кулачковом валу насоса установлена ​​ведущая шестерня 36 регулятора, вращение которой передается через резиновые сухари 16.

Ведомая шестерня выполнена за одно целое с держателем 19 грузов, вращающихся на два шарикоподшипника.

При вращении обоймы грузы 22, качаясь на осях 20, под действием центробежных сил расходятся и через подпятник 21 перемещают муфту 23.

Муфта, упираясь в штифт 24, в свою очередь, перемещается рычаг нагрузочной муфты 45. Один конец рычага закреплен на оси 46. а другой через штифт соединен с рейкой топливного насоса.

Рычаг 11 (рис. Схема работы регулятора скорости) для управления регулятором жестко соединен с рычагом 7. К рычагу 7 прикреплена пружина 8. К рычагам 9 прикреплена пусковая пружина 10.и 6.

При работе регулятора центробежные силы грузов уравновешиваются усилием пружины 8. При увеличении частоты вращения коленвала грузики, преодолевая сопротивление пружины 8, перемещают рычаг 2 муфты массы с рейкой ТНВД — подача топлива уменьшается.

При уменьшении частоты вращения коленчатого вала центробежная сила грузов уменьшается, а рычаг 2 с рейкой ТНВД под действием силы пружины перемещается в противоположную сторону — увеличивается подача топлива и частота вращения коленчатого вала.

Подача топлива прекращается поворотом рычага 3 (рис. Крышка регулятора ТНВД) до остановки двигателя до его удара по болту 6.

При этом рычаг 3, преодолев усилие пружина 8 (рис. схема работы регулятора скорости), повернет рычаги 2 и 5 через штифт 47 (рис. ТНВД), рейка будет двигаться до полного прекращения подачи топлива.

При снятии усилия с рычага остановки двигателя он вернется в рабочее положение под действием пружины 25 (рис. ТНВД).

Муфта опережения впрыска топлива мод. 333 для двигателя 740.11-240 и мод. 333-60 для двигателя 740.14-300 (см. рисунок) изменить Нет начала подачи топлива в зависимости от оборотов двигателя.

Муфта задает оптимальное для рабочего процесса начало подачи топлива во всем диапазоне скоростных режимов. Это обеспечивает приемлемый уровень выбросов вредных веществ с отработавшими газами, приемлемый КПД и жесткость процесса при различных оборотах двигателя.

Для двигателей мод. 740.11-240 и 740.14-300 применялась инжекционная муфта опережения повышенной энергоемкости с посадочным конусом 25 мм.

Ведомая полумуфта 13 закреплена на конической поверхности переднего конца распределительного вала ТНВД шпонкой и гайкой с шайбой, ведущая полумуфта 1 — на ведомой ступице ( на нем можно вращаться).

Втулка 3 устанавливается между ступицей и полумуфтой.

Грузы 11 качаются на осях 16, запрессованных в ведомую полумуфту в плоскости, перпендикулярной оси вращения муфты.

Промежуток 12 ведущей полумуфты упирается одним концом в шкворень груза, другим концом в выступ профиля.

Пружина 8 стремится удержать груз в упорном положении во втулке 3 ведущей полумуфты.

При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя (распределительного вала ТНВД) нагрузки расходятся под действием центробежных сил, в результате чего ведомая полумуфта поворачивается относительно ведущей в сторону вращения распределительного вала, что приводит к увеличению угла опережения впрыска топлива.

При уменьшении частоты вращения коленчатого вала (распредвала ТНВД) нагрузки сходятся под действием пружин, ведомая полумуфта вращается вместе с валом насоса в сторону, противоположную направлению вращения вала, что вызывает уменьшение угла опережения впрыска топлива.

ВНИМАНИЕ! Проверка и регулировка ТНВД, а также замена плунжерных пар, уплотнительных прокладок секций ТНВД должны производиться в специализированной мастерской и квалифицированным специалистом.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ установка моделей ТНВД, не соответствующих данной модели двигателя, в связи с ухудшением качества рабочего процесса двигателей, увеличением выброса вредных веществ с отработавшими газами, дымностью отработавших газов и в целях во избежание преждевременного выхода двигателя из строя

Привод ТНВД усиленная конструкция.

Привод оснащен 5-ю задней и передней пластинами толщиной 0,5 мм каждая, изготовленными из стали 65Г.

Все болты привода ТНВД должны быть класса прочности R100 и закручиваться с моментом 6,5-7,5 кгс.м. Все болты необходимо проверить на затяжку динамометрическим ключом. Перед установкой болтов проверьте наличие центрирующих втулок.

ВНИМАНИЕ! Пружинные шайбы устанавливаются только под гайки крепления пластин к ведомой полумуфте.

Деформация (изгиб) передней и задней пластин не допускается. Стяжной болт приводной полумуфты привода ТНВД затягивается последним.

Фильтр тонкой очистки топлива (см. рис. Топочный фильтр) окончательно очищает топливо перед подачей в топливный насос высокого давления.

Устанавливается в высшей точке системы подачи топлива для сбора и удаления воздуха в бак вместе с частью топлива, через клапан — жиклер, установленный в корпусе фильтра.

При давлении в полости подачи топлива 25-45 кПа (0,25-0,45 кгс/см 2 ) клапан смещается, а при давлении 200-240 кПа (2-2,4 кгс/см см. 2 ) клапан полностью открывается, позволяя топливу течь в бак.

ВНИМАНИЕ! При замене фильтрующих элементов необходимо строго соблюдать правила обслуживания системы подачи топлива. Не допускается попадание загрязняющих веществ в систему подачи топлива двигателя.

В фильтре тонкой очистки топлива необходимо использовать фильтроэлементы только разрешенных моделей, а именно: 740.1117040-01, 740.1117040-02, 740.1117040-04.

Топливоподкачивающий насос 13 (рис. ТНВД) поршневого типа, предназначен для подачи топлива из бака через фильтры грубой и тонкой очистки во входную полость ТНВД.

Насос установлен на задней крышке регулятора, приводится от эксцентрика распределительного вала ТНВД.

В корпусе насоса расположены: поршень, пружина поршня, втулка штока и толкатель, впускной и нагнетательный клапаны с пружинами.

Эксцентрик распределительного вала ТНВД через валик, толкатель 15 и шток совершает возвратно-поступательное движение поршень ТНВД.

Топливоподкачивающий насос повышенной производительности без ручного насоса.

Схема работы насоса показана на рисунке ниже.

При опускании толкателя поршень 10 движется вниз под действием пружины 4. В полости «А» создается разрежение и впускной клапан 3, сжимая пружину 2, пропускает топливо в полость.

При этом топливо в полости впрыска «В» вытесняется в магистраль, минуя нагнетательный клапан 8, соединенный каналами с обеими полостями. В свободном положении нагнетательный клапан перекрывает канал всасывающей полости.

При движении поршня 10 вверх топливо, заполняющее полость «А» через выпускной клапан 8, поступает в полость «Б» под поршнем, при этом впускной клапан закрывается.

При повышении давления в нагнетательной магистрали поршень не делает полный ход вслед за толкателем, а остается в положении, определяемом балансом силы давления топлива с одной стороны, силы пружины с другой .

Насос предтопливный поршневой предназначен для заполнения топливной системы топливом перед пуском двигателя и удаления из нее воздуха.

Насос установлен в топливной системе изделия. Насос состоит из корпуса, поршня, цилиндра, рукоятки в сборе со штоком, опорной плиты и уплотнения.

Топливная система должна быть заполнена насосом предварительной заливки.

При движении вверх в пространстве под поршнем создается вакуум. Впускной клапан 11 (см. рисунок), сжимая пружину 2, открывается, и топливо поступает в полость насоса.

При движении рукоятки вниз открывается выпускной клапан 13, и топливо под давлением поступает в нагнетательный трубопровод, обеспечивая удаление воздуха из топливной системы двигателя через струйный клапан ФТОТ и перепускной клапан ТНВД.

Back to top