Сколько стоил запорожец в ссср: Сколько стоили автомобили в СССР

60 лет назад была выпущена первая партия машины «Запорожец»

22 ноября 1960 года на автозаводе в Запорожье выпустили первую серию легкового автомобиля ЗАЗ-965. Это был легендарный «Запорожец», получивший в народе прозвище «Горбатый» за характерную форму кузова, скопированную с итальянского Fiat 600. Несмотря на многочисленные недостатки, автомобиль имел широкую популярность, поскольку был относительно недорогим, простым в эксплуатации и готовым к езде по советским дорогам. В 1960-е ЗАЗ-965 стал для граждан СССР самой доступной машиной: всего выпустили более 322 тыс. единиц всех модификаций.

Необходимость создания недорогого, компактного и малолитражного автомобиля появилась в СССР к 1960-м годам. Разруха послевоенных лет постепенно уходила в прошлое, в городах шло массовое строительство жилья, благосостояние граждан улучшалось. Стремительно росла Москва — за ней не поспевал общественный транспорт. Жителям спальных районов требовались личные машины: компактные, доступные и не слишком затратные в эксплуатации. Основной вид индивидуального транспорта в стране — мотоцикл — по-прежнему был хорош для села, но не мог удовлетворить потребности горожан.

Поэтому вслед за Европой массовая автомобилизация началась и в СССР.

close

100%

Продукцию завода ГАЗ между тем мало кто мог себе позволить: «Волга» и особенно «Чайка» считались элитными авто для избранных. А первый массовый автомобиль Москвич-400 к тому времени уже устарел и перестал выпускаться. Пришедшие ему на смену модели получились не только мощнее и качественнее, но и дороже. Требовалось в том числе и транспортное средство, позволившее бы сесть за руль инвалидам. Таких людей много осталось после Великой Отечественной войны. Помимо примитивных мотоколясок Серпуховского завода (они получили прозвище «моргуновки» благодаря фильму «Операция «Ы») для инвалидов ничего не делали.

Автомобилем, включившем в себя все вышеприведенные качества, стал ЗАЗ-965 — детище сразу двух предприятий. Мелитопольский моторный завод (МЕМЗ) по разработкам НАМИ сделал 23-сильный четырехцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель МеМЗ-965, Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ), прежде специализировавшийся на производстве комбайнов и тракторов, собрал остальную часть автомобиля. Позже, в 1975-м, МеМЗ вошел в состав ЗАЗ.

Первый образец «Запорожца» собрали 18 июня 1959 года, а первая партия уже в рамках серийного производства сошла с конвейера ЗАЗ 22 ноября 1960-го.

Это был в целом успешный год для страны: советские футболисты завоевали Кубок Европы, собаки-космонавты Белка и Стрелка благополучно вернулись на Землю, а Москва разрослась до пределов МКАД, поглотив пять городов и множество деревень. Автомобиль «Запорожец», безусловно, тоже стал настоящим явлением эпохи. При создании первой модели запорожские конструкторы позаимствовали многое у итальянского Fiat 600 — машины даже внешне очень похожи. Позднее данное обстоятельство обыгрывалось в шутке о воображаемой картине: «Запорожцы» пишут письмо итальянскому ФИАТу». Здесь шел намек на низкое качество отечественного автомобиля в сравнении с импортным, заработавшим высокую популярность в Италии и странах Южной Америки.

close

100%

В советских реалиях европейская чисто городская микролитражка превратилась в автомобиль, вполне пригодный для эксплуатации на неблагоустроенных дорогах и даже кратковременно — за их пределами. Двигатель был полностью отечественной разработки, в то время как трансмиссия, включая рычажное сцепление с тросовым приводом и четырехступенчатую коробку передач, сблокированную с главной передачей, практически повторяла Fiat. Были выпущены и инвалидные модификации с ручным управлением. Инвалидам ВОВ такие машины выдавались бесплатно на семилетний срок эксплуатации без права продажи и передачи.

Если конструкцию кузова копировали с Fiat 600, то для мотора рассматривали два варианта — Volkswagen Kafer и Tatra.

Чехословацкий вариант в итоге предпочли немецкому, опасаясь международного скандала. Эксплуатация первых ЗАЗ-965 показала конструкторам недостатки машины. В 1962 году началось производство улучшенной версии — ЗАЗ-965А «Запорожец». Мощность двигателя выросла до 27 л. с. Этот автомобиль выпускался до конца десятилетия, в то время как первый вариант быстро сняли с конвейера. За форму кузова в народе ему присвоили прозвище «Горбатый».

«СССР оказался не подготовлен к нашествию машин, — констатирует в своей работе «Антисервис: личный автомобиль и его техническое обслуживание в СССР (1960-е — 1980-е гг. ) доктор исторических наук Елена Твердюкова. — Тысячи советских граждан, пополняя ежегодно ряды счастливых автовладельцев, мгновенно избавлялись от эйфории, обнаружив, с каким трудом можно приобрести бензин и масло, найти место для стоянки «железного коня» и хранения запчастей, провести техобслуживание и починить неисправность. Все, что было связано с дорожным сервисом в СССР, разрасталось в катастрофу».

Личный парк в СССР в 1960 году насчитывал около 450 тыс. машин. Порядка 150 тыс. из них было зарегистрировано в Москве. При этом в городе действовали только семь СТО. Большинство автолюбителей занимались ремонтом самостоятельно или просили о помощи знакомых.

close

100%

Гораздо лучше первой модели и ее модификаций жителям постсоветского пространства известен ЗАЗ-966: его начали разрабатывать уже в 1961 году, стараясь учесть все недостатки предшественника, а запустили в серийное производство с 1966-го. Его мощность выросла до 29 л. с., конечная отсечка на спидометре показывала 120 км/ч. За характерные воздухозаборники на бортах этот «Запорожец» прозвали «Ушастым», за форму кузова — «Мыльницей». В 1970-е двигатель усовершенствовали до 40 л. с., хотя в те годы машина уже казалась устаревшей. В условиях плановой экономики ЗАЗ и влившийся в него МеМЗ не имели возможностей и средств самостоятельно разрабатывать и доводить новые модели до серийного производства.

Взлет «Запорожца» пришелся на 1960-1970-е годы. С конца 1980-х машину часто упоминали в анекдотах. Хотя в регионах «Запорожец» можно было встретить и в 1990-е, и даже в начале 2000-х годов. В шутку этот автомобиль называли «насмешкой над правами человека». Салон «Запорожца» был маленьким и неудобным, внешний вид — непрезентабельным, расход топлива — слишком высоким для машины такого класса. Автомобиль был оснащен воздушным охладителем. В жаркую погоду это приводило к проблемам. Водителям приходилось останавливаться на обочинах и ждать остывания мотора. Кроме того, из-за работающей на бензине печки периодически происходили возгорания авто.

«Запорожец» был не единственной визитной карточкой автозавода.

Параллельно в Запорожье разработали семейство ЗАЗ-970 во главе с шестиместным минивэном.

Там же придумали автомобиль повышенной проходимости, который стал выпускаться в Луцке под названием ЛуАЗ-969. В конце 1980-х годов ЗАЗ делал легковую машину «Таврия» и ее модификации. Ухудшившаяся экономическая ситуация в стране, однако, создавала проблемы с комплектующими и сборкой. Запорожские машины приобретали репутацию ненадежных и не обеспеченных запчастями. После распада СССР положение дел на автозаводе стало критическим. В итоге предприятие отошло к южнокорейскому концерну Daewoo.

Промышленно развитая в советский период, ныне Запорожская область занимает первое место на Украине по темпам деиндустриализации. Были признаны банкротами и прекратили свою деятельность сразу несколько крупных заводов, в том числе возоремонтный, арматурный и сталепрокатный. Тяжелые времена переживает «Мотор Сич», чьим основным рынком сбыта до политического кризиса между странами была Россия.

Что касается ЗАЗ, то на официальном сайте он представлен как «единственное в Украине предприятие, обладающее полным циклом производства легковых автомобилей». При этом за первое полугодие 2016 года завод произвел лишь четыре автомобиля, хотя до экономического кризиса 2008 года делал по несколько тысяч машин в месяц. Судя по новостной ленте сайта ЗАЗ, в последнее время завод выпускает только пассажирские автобусы малого класса.

Знакомьтесь, Запорожец, легенда на колесах — 19 апреля 2012 г.

ЭКСКЛЮЗИВ

денис рафальский .

Любитель Запорожца Мыкока Казаков полирует своего «старого друга» Запорожец ЗАЗ-965А, что он
куплен в 2002 г. (Константин Черничкин)

Фото (Константин Черничкин)

Когда-то был предметом насмешек. Его обзывали и презирали. На него напали и издевались. Но теперь «Запорожец», легендарный автомобиль Украины, превратился в почитаемый предмет коллекционирования.

Запорожец впервые сошел с конвейера завода в 1960 году в промышленном городе Запорожье на юго-востоке Украины. Самая дешевая советская машина, ее освистывали за неудобную конструкцию багажника. Различные его модели назывались горбатыми, ушастыми и мыльницами, но невысокая цена делала Запорожец народным автомобилем. Его прочность и относительная простота ремонта были частью сделки.

Первоначальная версия Запорожца ЗАЗ-965 была по сути плагиатом популярного итальянского Fiat 600, который легко выпускался серийно. Цена оригинального «Запорожца» составляла 1800 советских рублей, что часто сравнивают с ценой 1000 бутылок водки. Зарплата обычного инженера в те времена составляла около 120 рублей.

К 1969 г. было выпущено около 320 000 автомобилей первой модели «Запорожца». За 34 года до окончания производства в 1994 г. было выпущено около 3,5 млн автомобилей всех моделей.
Николай Казаков, 31-летний программист, любитель «Запорожца». , купил свой ЗАЗ-965А 1968 года выпуска за 400 долларов в 2002 году. Говорит, что теперь машина стала его другом.

— Когда бывший хозяин подъезжал ко мне, я заметил на лобовом стекле наклейку «Продается друг», — улыбается Казаков. «Теперь я могу сказать то же самое об этой машине».

Казаков состоит в сообществе, посвященном крутым модификациям старого Запорожца. Владимир Путин, избранный президент России, является счастливым обладателем модели 1972 года, что свидетельствует о том, что люди всех рангов неравнодушны к старому доброму продукту советского промышленного образца.

Версия старого Запорожца.

Оригинальный ЗАЗ-965 имеет форму насекомого, отсюда и его прозвище: горбатый. Но Казаков находит силуэт автомобиля очаровательным.

«Мне с детства нравилась форма горбатого Запорожца, — признается он. «Его внешний вид всегда вызывает положительные эмоции, и мне даже нравится звук его двигателя».

Модель имела несколько модификаций, специально разработанных для инвалидов-ветеранов Великой Отечественной войны, которые получали автомобили со значительными скидками. Была более шикарная версия этой модели, которая делалась на экспорт и называлась Ялта или Ялта.

Казаков старается сохранить первоначальный вид своего Запорожца. «Этой зимой я начал капитальную реконструкцию своего автомобиля, чтобы сделать двухцветную классическую ялтинскую версию, — говорит он. «Хотя мне нужно сделать его более современным внутри».

Следующая модель Запорожца, ЗАЗ-966, была выпущена в 1966 году. Как и у родителя, у него был двигатель сзади, а также своя особенность – комичные ушные дефлекторы, за что он и получил прозвище «ушастый».

Несмотря на то, что «Запорожец» был предметом многих шуток, он обладал прекрасной проходимостью, за что его очень хвалили владельцы.

Юрий Пуляев, 25-летний житель Днепропетровска, владеет двумя ушастыми моделями. «Запорожец бросает вызов почти любой дороге; с толстым снежным покровом справляется», — хвастается Пуляев.

Он не против видеть улыбки на лицах людей, когда они видят, как он водит машину. Он сказал, что раньше его оскорбляли улыбки и тычки, но не больше. «Я могу позволить себе современный автомобиль, но не хочу», — говорит он.

Несмотря на то, что производство Запорожца закончилось 18 лет назад, сообщество его владельцев по-прежнему очень активно.

Несмотря на то, что производство Запорожца закончилось 18 лет назад, сообщество его владельцев по-прежнему очень активно. У них есть форумы в Интернете, и они часто собираются, чтобы поделиться опытом и отметить важные даты в истории легендарного автомобиля.

Киевский клуб болельщиков «Запорожца» в 2010 году отметил свое 10-летие съездом из 60 автомобилей.

«Наш клуб основан на товариществе и сотрудничестве, — говорит Казаков, член киевского клуба.

«Кто-то умеет сваривать, другой гуру электротехники. Я бы никогда не смог привести в порядок свою машину, если бы мои друзья не помогли мне», — говорит он.

Казаков говорит, что несмотря на шутки, Запорожец — технически исправная машина. Он называет это набором «сделай сам» для взрослых.

«Нет почвы для творчества, когда новый автомобиль на гарантии. Просто бери и езжай», — говорит он.

Он также добавляет, что, в отличие от большинства современных автомобилей, у него очень своеобразный дизайн. «И «Запорожец», и другие классические машины бросались в глаза. В них что-то было».

Сотрудник Kyiv Post Денис Рафальский доступен по адресу [email protected].

Легендарный украинский автозавод супермини продан по цене металлолома

https://sputniknews.com/20170725/zaporozhets-sold-off-1055855343.html

Легендарный украинский автозавод «Супермини» продан по цене металлолома

Легендарный украинский автозавод «Супермини» продан по цене металлолома

Запорожский автомобильный завод, известный в советское время как производитель легендарных малолитражных автомобилей «Запорожец» и «Таврия», продан всего за. .. 25.07.2017, Sputnik International

2017-07-25T10:44+0000

2017-07-25T10:44+0000

2021-12-10T14:26+0000

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta [@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.sputniknews.com/img/105585/16/1055851665_0:55:1024:631_1920x0_80_0_0_53d2d712a99196b18f6432caf371664f.jpg

soviet union

ukraine

Sputnik International

[email protected]

+74956456601

МИА «Россия Сегодня»

2017

Ilya Tsukanov

Ilya Tsukanov

News

en_EN

Sputnik International

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn1.img.sputniknews.com/img/105585/16/1055851665_56:0:969:685_1920x0_80_0_0_23409348b219718430460dbb72279200. jpg

1920

1920

true

Sputnik International

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Ilya Tsukanov

europe, newsfeed, soviet union, ukraine, zaz, zaporizhia automobile plant

европа, лента новостей, советский союз, украина, заз, запорожский автомобильный завод

Украинский фонд страхования вкладов сообщил на прошлой неделе, что ЗАЗ, Запорожский автомобильный завод, был продан на прошлой неделе на аукционе за 243 миллиона гривен (около 9 долларов США).0,4 миллиона долларов США). Владелец ЗАЗ УкрАвто продал завод финансовой компании Юнистрим Инвест, не связанной с автомобильной промышленностью. Украинские и российские автомобильные энтузиасты опасаются, что продажа может означать конец автомобильной промышленности Украины.

За шокирующе низкую цену продажи Юнистрим Инвест получила всю территорию завода, включая главный сборочный цех, ремонтно-строительные мастерские, административные здания, парковки и склады, конвейеры, сборочные линии и тысячи единиц промышленного оборудования. Покупка также принесла им более 200 недостроенных автомобилей Mercedes, 800 автомобилей KIA и 400 автомобилей Chevrolet.

Известный в советское время как настоящий «народный автомобиль», заднеприводный «Запорожец» с задним приводом начал производиться в 1958 году с горбатого, похожего на жука ЗАЗ-965. При цене чуть более 1500 рублей автомобиль был продан практически по цене мотоцикла. Компания всегда признавала, что их автомобили были единственной возможностью для многих советских семей владеть личным автомобилем, и гордилась своей маркой «народный автомобиль».

© Sputnik / Зинкин / Перейти в медиабанкЗАЗ-965.

Автомобиль ЗАЗ-965.

© Sputnik / Зинкин

/

Перейти в медиабанк

Следующее поколение малолитражных автомобилей «Запорожец» — ЗАЗ-966 — было представлено в 1966 году. покупка в СССР. В публике автомобиль ласково прозвали «ушастым» и «Чебурашкой» из-за круглых воздухозаборников, расположенных по обеим сторонам автомобиля для охлаждения расположенного сзади двигателя.

В 1979 году ЗАЗ модернизировал конструкцию Запорожца, выпустив ЗАЗ-968М, у которого убрали «уши» и обновили дизайн салона. Производство ЗАЗ-968М продолжалось до 1994 года.

Автомобили ЗАЗ-968М на заводе ЗАЗ загружаются в транспорт.

© Sputnik / И. Кропивницкий

/

Перейти в медиабанк

Другой известной моделью ЗАЗа был ЗАЗ-1102 Таврия, переднеприводная малолитражка, которая произвела большой фурор в советском автомобильном сообществе, когда он был выпущен в 1987. В конце 1980-х автомобиль начал кампанию по завоеванию зарубежных рынков, включая Латинскую Америку и Западную Европу, но его успех был прерван после распада Советского Союза.

В 1990-х годах ЗАЗ продолжил производство Таврии, а также ЗАЗ-1103 Славута, пятидверного лифтбека, представленного в 1995 году. К концу 1990-х завод постепенно начал превращаться в сборочное производство корейских автомобильных компаний, а позже и Chevrolet, при этом производство продолжало падать. К 2013 году завод годовой мощностью 120 000 автомобилей построил всего 20 000 автомобилей.

После государственного переворота в Киеве производство упало еще больше, до 13 000 автомобилей в 2014 году. В 2016 году, по данным исследовательской компании автомобильного рынка Украины AUTO-Consulting, производство было почти полностью остановлено, всего было выпущено 526 автомобилей, из них 403 автомобиля. . Компания объяснила свое безвыходное положение разрывом внешнеторговых связей, в том числе связей с Россией, и экономическим кризисом, с которым столкнулась страна, вызвавшим серьезный спад на местном автомобильном рынке.

«План Маршалла» для Украины: иллюзии восстановления экономики

В 2016 году инженеры ЗАЗ представили новую разработку, призванную возродить украинский автопром – пятидверный хэтчбек Slavuta Nova, клон китайского Chery Riich G2. Компания надеялась, что соглашение об ассоциации с Европейским союзом позволит ей продавать свои автомобили на европейских рынках.

Back to top