Содержание
пары нефти и соответствие ГОСТ
Лабораторное определение температуры вспышки нефтепродуктов
Температура вспышки – важный показатель для нефтепродуктов, он определяет минимальную температуру, при которой образуется воздушная смесь с парами нефтепродукта, способная к кратковременному воспламенению от внешнего источника. Благодаря этому показателю можно вычислить нижний предел взрываемости нефтепродукта при различных условиях, и в первую очередь – при усредненных (температура и давление, характерные для определенных широт).
Испытание опытных образцов и измерение нефтепродуктов может проводиться в тиглях закрытого и открытого типа. В закрытых тиглях необходимая концентрация паров для создания вспышки достигается при значительно меньшей температуре, т.к. не происходит диффузия между испарениями и внешней атмосферой. В тиглях открытого типа концентрация паров достигается медленнее и при более высокой температуре. Естественно, в ходе испытаний выявляется определенная разница в температурах вспышки между закрытыми и открытыми тиглями: она может составлять 3-8 градусов для низковязких составов, и порядка 50 градусов для высоковязких.
Вспышка или взрыв паров нефтепродукта происходят при определенной концентрации их паров в воздухе, и под взрывом имеется ввиду воспламенение от внешнего источника пламени (в исследовательских методах – от электрической искры). Существуют нижний и верхний пороги взрываемости: нижний достигается при минимальной концентрации паров, а верхний – при максимальной. При превышении верхнего порога взрываемости пары нефтепродуктов становятся горючими, поэтому порог взрываемости является одной из важнейших характеристик при транспортировке, хранении и применении нефтепродуктов, позволяющей предотвратить создание идеальных условий для пожара.
Для справки: Общая температура вспышки нефтепродуктов колеблется в пределах от 35 до 120 градусов по Цельсию, при этом легковоспламеняющиеся бензины дают вспышку при температуре менее 28 градусов, керосины – от 28 до 45 градусов, моторное и дизельное топливо, а также мазуты – в диапазоне от 45 до 120 градусов.
Существует масса ручных приборов открытого и закрытого типа, но оптимальным для проведения регистрации температуры вспышки все-таки является универсальный автоматизированный комплекс «Вспышка-А» с тиглями открытого и закрытого типа, выпускаемый нашей компанией «БМЦлаб». Прибор регистрирует момент вспышки с учетом температуры и давления, обладает встроенными настраиваемыми датчиками и предустановленными программами для измерения различных нефтепродуктов по ГОСТ 4333 (ИСО 2592) и ГОСТ 6356 (ИСО 2719). По необходимости в программы можно вносить корректировки, что позволяет настраивать прибор для измерения различных типов нефтей в зависимости от их фракционного состава. «Вспышка-А» работает автоматически и исключает «человеческий фактор» способный повлиять на погрешность, таким образом все измерения максимально точны!
Хотите узнать больше об измерительном оборудовании для нефтехимии? Вы можете обратиться к нашим специалистам и получить полную консультацию по всей нашей продукции и практические советы по ее применению!
Температура горения, вспышки и кипения бензина АИ-92 1, поставка нефтепродуктов по России от компании ООО «Поставком»
Просмотров: 10 000
14.10.2021 14:20
Бензин не является однокомпонентным продуктом, поэтому единой формулы, как и фиксированных значений характеристик для него не существует. Кроме непосредственно производных нефтепродуктов в бензине присутствует большое количество присадок, которые сильно влияют на свойства итогового продукта. Поэтому для простоты исследования вопроса далее мы будем говорить о бензине самой распространенной марки – АИ-92.
Для начала давайте разберемся, что означают цифры и буквы в марке бензина. Число указывает на степень устойчивости топлива к возгоранию. И чем оно больше, тем устойчивее продукт к самовоспламенению, т. е. к способности загореться без наличия открытого огня. Чем опасна детонация, поговорим ниже, а сейчас вернемся к марке. Буквы «А» и «И» говорят о том, что бензин автомобильный, а значение октанового числа получено путем исследования.
Чем опасно самовоспламенение?
Наличие детонации – очень неприятный, а иногда и фатальный момент для двигателя. И возникновение посторонних шумов из-за столкновения волн высокого давления в цилиндрах – это только вершина айсберга. Самовоспламенение бензина АИ-92 часто приводит к куда более разрушительным последствиям. Ударная волна от детонации буквально сдирает масляную пленку, защищающую поршневые кольца и цилиндры от износа, а двигатель от перегрева. Также она приводит к тому, что в камере сгорания образуется нагар, который также нарушает работу и приводит к поломке элементов мотора.
Последствия детонации топлива в двигателе
От чего зависит и как определяется октановое число?
Октановое число бензина, полученного из сырой нефти, колеблется в пределах 40–60 единиц. Из-за чрезвычайно низкой устойчивости к детонации в него добавляют определенный набор присадок. Кроме этого, есть методы переработки нефти, которые позволяют увеличить октановое число сырого бензина путем повышения доли разветвленных и циклических углеводородов в его составе.
На сегодня существует 2 способа определения октанового числа, которые дают разные данные для одной и той же пробы: исследовательский (ГОСТ 8226) и моторный (ГОСТ 511/82). В первом случает в лабораторных условиях сравниваются 2 образца – опытный и эталонный. При проведении моторного исследования используется одноцилиндровый двигатель, который позволяет измерить степень сжатия в режиме реального времени.
Важный факт. В каждой стране принята своя система определения октанового числа. Для России эталонным считается исследовательский метод определения. А, например, США используют среднее арифметическое значений двух методов.
Температура кипения бензина
Так как АИ-92, как и другие бензины, состоит из различных фракций, то не существует единого значения для точки кипения. Так, легкие фракции начинают кипеть уже при 33°.
Производители различают несколько стадий кипения бензина в зависимости от перегоняемого объема. Первая стадия – это начало закипания, далее отслеживают, когда сгорают 10, 50 и 90 % и точку полного испарения топлива. Эти значения напрямую влияют на работу двигателя.
За температуру, при которой начинают кипеть и сгорают первые 10 % бензина, отвечают легкие фракции. Она влияет на пусковые характеристики двигателя. Чем ниже этот порог, тем проще запустить мотор при низких температурах. Поэтому зимние сорта содержат большее количество легких фракций.
Интересный факт. Еще пару десятков лет назад закипевшее при жаре топливо было достаточно распространенным явлением. Образовывающиеся при этом паровые пробки стопорили работу мотора, и приходилось ждать, пока техника остынет.
Около 50 % объема топлива называют рабочей фракцией. Она влияет на время прогрева и переход двигателя в разные режимы работы.
За температуру кипения 50–90 % бензина отвечают тяжелые фракции. Чем ниже эта температура, тем более равномерно и полнее прогорает топливо в цилиндрах. Если порог слишком высок, то часть бензина может оседать на стенках камеры в виде конденсата, впоследствии образуя нагар и смывая масляную пленку. Это снижает срок эксплуатации элементов двигателя. Кроме того, расход такого топлива сильно возрастает, что бьет по экономической составляющей. Согласно ГОСТу, оптимальной температурой кипения для тяжелых фракций считается 180 °С.
В чем отличия температуры горения и вспышки АИ-92?
Вспышка происходит от открытого огня, когда концентрация паров бензина достигает интервала 0,8–8 % по объему. Важно помнить, что горит именно паровоздушная смесь. Поэтому если концентрация бензина в воздухе меньше, то возгорания не произойдет по причине недостатка горючего вещества. Если же концентрация выше порогового значения, то для возгорания уже не будет достаточно кислорода.
Не стоит путать вспышку с самовоспламенением, при котором для детонации не нужен огонь.
Обычно температуру вспышки определяют лабораторным методом, при котором в емкость, расположенную над тиглем, наливают бензин. И начинают его нагревать. При каждом повышении температуры на 1 градус над емкостью зажигается источник пламени. Температуру вспышки фиксируют в момент, когда появляется огонь.
Вопреки расхожему мнению, температура горения бензина – это температура, которую создает топливо при сгорании. Она сильно зависит от того, в каких условиях горит бензин. Так, в двигателе температура достигает 900–1100 °С. В то время как при горении топлива на открытом воздухе она не превышает 900 °С.
Скорость горения
Октановое число влияет не только на способность бензина к самовоспламенению. Что более важно, от него зависит скорость горения топлива. Ведь чем меньше скорость сгорания, тем дольше он толкает поршень. А значит, и КПД в этом случае выше.
Меры предосторожности при хранении бензина
Что происходит при длительном хранении?
Несмотря на то что бензин – это легкогорючее вещество, при его хранении с большей вероятностью он потеряет в качестве, чем воспламенится. Дело в том, что с учетом всей опасности, бензин не так просто детонирует. Конечно, если вы не забавляетесь со спичками рядом с разлитым топливом.
Что более важно, при длительном хранении из бензина испаряются вещества, которыми доводилось октановое число. Конечно, это не приведет к тому, что он потеряет свои основные свойства. Но вот на качестве сгорания и на работе двигателя это может сказаться.
При взаимодействии с воздухом бензин склонен к окислению. В результате после сгорания на стенках камеры и в топливных каналах образуется смолянистый осадок. Что также не приносит пользу двигателю.
Во время длительного хранения часть фракций может выпадать в осадок, что приводит к засорению фильтров топливной системы.
В чем хранить?
Лучше всего хранить бензин в металлических (алюминиевых, стальных) канистрах. Пластик менее предпочтителен из-за низкой прочности и герметичности таких тар. Кроме того, он не отводит статическое электричество, что может привести к появлению искры и возгоранию. Вообще герметичность – один из наиболее важных моментов при хранении. Во-первых, неплотно закрытые тары способствуют испарению компонентов. Конечно, через микрощели не может испариться сколь-нибудь большое количество самого топлива, но вот летучие фракции вполне могут. Кроме того, бензин обладает высокой текучестью и буквально просачивается даже в малейшие щели. Думаю, нет нужды говорить, чем может быть опасно разлитие бензина.
Из-за склонности к окислению необходимо следить, чтобы воздуха в таре было как можно меньше. Поэтому рекомендуется заполнять канистру на 95 %. Это также препятствует образованию конденсата на стенках. Его появление провоцирует коррозию и в итоге разрушает емкость.
Условия хранения
Высокие температуры – это то, что противопоказано бензину. Во-первых, они являются причиной усиления испарения топлива. Во-вторых, окисление бензина при высоких температурах происходит более интенсивно. Поэтому тары лучше хранить в прохладных помещениях с температурой не выше 15 °С.
Освещенность, вопреки расхожему мнению, не оказывает непосредственного влияния на хранение бензина. Запрет на нахождения емкостей под прямыми солнечными лучами связан исключительно с тем, что это приводит к перегреву и испарению топлива.
Пожарная опасность
Так как самовоспламенение бензина при нормальном давлении происходит при температурах свыше 255 °С, то при хранении топлива следует опасаться контакта с открытым огнем, а не внезапной детонации. Чтобы предотвратить возгорание, не следует использовать для хранения тары, способствующие накоплению статического электричества. Также следует внимательно относиться к герметичности емкостей. Конечно, в нормальных условиях сложно добиться нужной для вспышки концентрации паров, но это не значит, что не может загореться сам бензин.
Список литературы:
- Григорьева Л. В., Кацуба Ю. Н., Производство бензинов [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proizvodstvo-benzinov/viewer
- Ланин С. Н., Палюлин В. А., Баскин И. И., Расчет адиабатических температур горения алканов с2-с11 — компонентов нефтепродуктов методом искусственных нейронных сетей [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/raschet-adiabaticheskih-temperatur-goreniya-alkanov-s2-s11-komponentov-nefteproduktov-metodom-iskusstvennyh-neyronnyh-setey/viewer
- Шишков В. А., Определение угла опережения зажигания при переключении с бензина на газ в зависимости от скорости горения топливной смеси [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.
ru/article/n/opredelenie-ugla-operezheniya-zazhiganiya-pri-pereklyuchenii-s-benzina-na-gaz-v-zavisimosti-ot-skorosti-goreniya-toplivnoy-smesi/viewer
Топливо > Температура вспышки
Топливо > Температура вспышки
Температура вспышки и температура самовоспламенения обычных автомобильных жидкостей
Лабораторные измерения
Лабораторные измерения температуры вспышки дают полезную информацию о температуре, при которой жидкость может выделять достаточно паров, чтобы поддерживать пламя в идеальных условиях. Измерения температуры самовоспламенения требуют дополнительной интерпретации. В лаборатории самовоспламенение измеряется путем помещения образцов в почти закрытые камеры без доступа воздуха и с помощью приборов для выявления даже хрупких и мимолетных воспламенений. Значения, показанные в следующей таблице, указывают на самые низкие возможные температуры воспламенения для перечисленных жидкостей в идеальных условиях.
Значения в таблице представлены для общего ознакомления и не требуют запоминания. Табличные значения позволяют сравнивать относительную воспламеняемость различных жидкостей и могут использоваться в качестве источника для практических исследований пожаров.
Жидкости | Точка возгорания [12] или F | Температура самовоспламенения [13] o F |
Автоматическая коробка передач. Жидкость [ 2, 4] | 302-383 | 410-417 |
Тормозная жидкость [2, 4, 10, 11] | 210-375 | 540-675 |
Компрессорное масло (ПАГ и сложный эфир) [4, 8] | 392-500 | 410-714 |
Охлаждающая жидкость | ||
Этиленгликоль (100%) [ 1, 2, 4] | 232-260 | 725-775 |
Этиленгликоль (90%) [ 2] | 270 | Н/Д |
Пропиленгликоль (100%) [ 1, 4] | 210-230 | 700 |
Дизельное топливо [1, 2, 3, 4] | 100-204 | 350-625 |
Этанол (в газоголе) [ 1, 3, 5] | 55 | 685 |
Бензин (октановое число 50-100) [1, 2] | от -36 до -45 | 536-853 |
Бензин (неэтилированный) [ 4] | -45 | 495-833 |
Моторное масло (обычное и синтетическое) [ 1, 2, 4] | 300-495 | 500-700 |
Метанол (в жидкости для ветрового стекла) [ 1, 2, 3, 4, 5,14] | 52-108 | 725-878 |
Жидкость гидроусилителя руля [ 2, 4] | 300-500 | 500-700 |
Хладагенты | ||
R134a 140 кПа (5,5 фунтов на кв.![]() | 350 | |
R134a[ 7,15,16] | Не воспламеняется при температуре окружающей среды. и атмосферное давление | 1370-1418 |
Фреон 12 [17] | >1382 | |
ГХФУ-22 [ 9] | Воспламеняется при манометрическом давлении 60 фунтов на кв. дюйм | |
Углеводородные хладагенты | Легковоспламеняющийся | Легковоспламеняющийся |
Стартерная жидкость (этиловый эфир) [ 5,18] | -49 | 320 |
Примечание к таблице: когда разные источники имели разные значения температуры воспламенения или температуры самовоспламенения для одного и того же материала, диапазон в таблице был увеличен, чтобы включить все найденные значения.
Чтобы использовать характеристики воспламеняемости в исследованиях, необходимо также провести измерения в среде транспортного средства.
Чтобы просмотреть ссылок для этой страницы, прежде чем продолжить
нажмите здесь,
Точки воспламенения – жидкости
Температура воспламенения химического вещества – это самая низкая температура, при которой может испариться достаточное количество жидкости для образования горючей концентрации газа.
Температура вспышки указывает на то, насколько легко может гореть химическое вещество. Материалы с более высокой температурой вспышки менее воспламеняемы или опасны, чем химические вещества с более низкой температурой вспышки.
Some liquids and their flash points at atmospheric pressure:
See also Autoignition temperature and flash point of different hydrocarbons
Fuel | Flash Point ( o F ) |
---|---|
Acetaldehyde | -36 |
Acetone | 0 |
Acentonitrile | 43 |
ACRYLONITRILILE 9006 | |
0006 | 32 |
Allyamine | -20 |
Aniline | 158 |
Anisole | 126 |
Benzene | 12 |
Benzaldehyde | 145 |
Biodiesel | 266 |
Бутанал | -7,6 |
н-бутан | -76 |
90-0-бутанол0028 99 | |
Carbon Disulfide | -22 |
Cyclohexanone | 111 |
Diesel Fuel (1-D) | 100 |
Diesel Fuel (2-D) | 126 |
Дизельное топливо (4-D) | 130 |
Диетаноламин | 342 |
Диэтиленгликол диэтиловый эфир | 180 | Dithyl Ether | 180 | Dithyl Ether | 180 | Diethyl Ether | 180 | Diethyl Ether | 180 | Diethyl Ether | 180 | Diethyl Ether | 180 | Diethyl Ether | -49 |
Diisopropyl ether | -18 |
Dimethyl sulfate | 181 |
Dimethyl sulfide | -35 |
Ethyl Alcohol (Ethanol) | 63 |
Ethylamine | 3.![]() |
Формальдегид | 185 |
Топливо Масло №1 | 100 — 162 | 126 — 204 |
FUELS Oil № 4 | 142 — 240 |
FUELS Oil № 5 LITE | 156 — 336 |
FUELS FILE | |
160006 | |
FUELS FUELS 5. | |
FUELS Oil №6 | 150 |
FURFURURA | 140 |
Фурфурил -спирт | 167 |
GEASTIN0006 | 375 — 580 |
Hexylamine | 84 |
Iso-Butane | -117 |
Iso-Pentane | less than -60 |
Iso-Octane | 10 |
изопропилбензол гидропероксид | 347 |
Jet Fuel (A/A -1) | 100 — 150 |
Керозин (параффин) | 100 — 162 |
100 — 162 | 100 — 162 | .![]() |