Термодатчик в радиатор: Термодатчик включения вентилятора — что это такое?

Термодатчик включения вентилятора — что это такое?

Устройство вентилятора охлаждения двигателя внутреннего сгорания, является одним из основных составных успешного функционирования всей системы транспортного средства. Именно посредством данного средства возможно принудительно организовать обдув двигателя, который был сильно нагрет, и радиатора системы охлаждения в непосредственные периоды стоянки транспортного средства, при условии включенного и заведенного двигателя.

  • 1. Как работает термодатчик включения вентилятора
  • 2. Замена термодатчика включения вентилятора
  • 3. Неисправности термодатчика включения вентилятора

История всей охладительной системы автомобиля, казалось бы, достаточно скупа, вследствие чего развитие всех необходимых устройство шло двумя основными путями. Именно исходя из этих соображения можно предопределить, что серийные автомобили в современном мире используют системы двух основных типов охлаждения: охлаждение посредством жидкости и воздушное охлаждение. Вентилятор, как основное сочетаемое устройство, которое является базисом, используется в обоих системах охлаждения. Такого рода конструкции исходят из функциональных составных и принципа работы системы охлаждения автомобиля.

Дело в том, что конечный носитель, который рассеивает тепло, которое отводится от двигателя внутреннего сгорания, является воздухом. Следовательно, именно устройство вентилятора играет роль соединительного элемента, который является основным источником обеспечения постоянного и равномерного процесса отвода тепла непосредственно в атмосферу.

1. Как работает термодатчик включения вентилятора

В те периоды года, когда погода на дворе достаточно жаркая, довольно часто встречаются случаи, когда двигатель даже хорошего современного автомобиля перегревается. Для того, чтобы не допустить этого в дороге, автомобилисту следует очень пристально следить за работой и состоянием системы, которая и отвечает за охлаждение двигателя внутреннего сгорания. Важно заметить, что при приросте температуры жидкости для охлаждения будет не достаточным использование естественного охлаждения, следовательно, для того чтобы на порядок увеличить тепловой отвод из автомобиля, придется включить дополнительные вентиляторы, которые устанавливаются непосредственно на устройство радиатора.

Именно такого рода включение устройств, если температура достигла состояния критической, будет подопечным датчику, который устанавливается на нижнюю часть устройства радиатора. Именно поэтому важно сказать, что датчик вентилятора – залог успешного функционирования и эксплуатации автомобиля и он играет далеко не последнюю роль в исправности транспортного средства при передвижениях в летнее время года.

Такого рода датчики имеют достаточно простое конструктивное и функциональное устройство. Нижняя часть такого элемента имеет в своем арсенале биметаллическую пластину, которая рассчитана на то, что она будет демонтироваться при достижении определенной температуры, вследствие чего будет возникать определенное воздействие непосредственно на толкатель, посредством которого будет происходить замыкание контактов.

Для более детального рассмотрения данного вопроса следует обратиться к самой системе включения вентиляторов. В то время как жидкость, которая располагается в радиаторе, является холодной, пластина, которая является биметаллической, будет находится в спокойном состоянии внутри датчика, вследствие чего контакты будут разомкнуты. В то время, когда температура жидкости будет повышаться до необходимого установленного уровня, устройство биметаллической пластины будет деформироваться. После этого оно будет толкать толкатель, посредством которого будут замыкаться контакты.

Важно также отметить, что разные автомобили и будут иметь разные устанавливаемые датчики, которые будут настраиваться на разную температуру срабатывания, что напрямую зависит от конструкции двигателя, его мощности и иных не менее важных характеристик. Кроме классификации, которую относят к датчиком и, которая кроется в температуре включения вентиляторов, данные устройства можно разделить на два типа, кредом классификации которых будет разная скорость вращения: те, которые рассчитываются на одну скорость включения; те, которые рассчитываются на две скорости.

Большинство современных автомобилей имеют в своем арсенале односкоростную систему включения вентиляторов. Тем не менее, не будет являться большой редкостью то, что встречается двухскоростная система. Такого рода система, при достижении определенной температуры, будет реагировать своеобразно, так как непосредственно на самом датчике будет замыкаться одна пара контактов.

Именно посредством данного действия будет активироваться вентилятор на небольших оборотах. В том случае, если температура жидкости для охлаждения будет расти, датчик будет автоматически замыкать и вторую пару контактов, вследствие чего вентиляторы будут вращаться уже на максимальной скорости, что будет отводить достаточно большое количество тепла.

2. Замена термодатчика включения вентилятора

Такая необходимость возникает тогда, когда автомобилист заметил, что данная система работает неисправно, может указывать неправильные показатели, вследствие чего двигатель может серьезно пострадать нанеся огромный ущерб кошельку автомобилиста. Своевременную замену датчика включения вентилятора следует проводить посредством использования самого простого набора слесарных инструментов. Все проводимые работы необходимо разделить на три блока.

Первым делом следует произвести слитие охлаждающей жидкости непосредственно с радиатора, вследствие чего нужно обесточить сам датчик включения радиатора. После этого необходимо демонтировать из корпуса радиатора сам прибор. Далее следует попросту произвести установку нового устройства, при этом использовать медное кольцо-уплотнитель.

Важно заметить, что перед непосредственным монтажом изделия необходимо сделать небольшую шалость. Нужно на датчике включения вентилятора к клеммам выводного контакта присоединить клеммы, который относятся к мегомметру. Именно таким образом можно протестировать функциональную часть данного изделия.

Контроль за включением работающего изделия следует производить посредством нагретой воды, куда нужно будет поместить собственно сам датчик. При этом должно случиться следующее: контактные клеммы прибора должны замкнуться. Если температурный режим достиг 95 градусов устройство мегомметра должно указать на сопротивление изделия, что свидетельствует о том, что устройство работает нормально.

3. Неисправности термодатчика включения вентилятора

Далеко не редкостью на автомобилях, которые являются плодами отечественного производства, встречается отказ датчика включения вентиляторов. Важно заметить, если автомобилист заметил такого рода неисправность, признаком которой будет превышение стрелкой температурной шкалы ее значения, можно спокойно определить причину перегрева – датчик включения вентилятора.

Если данное устройство пришло в неисправность, то придется дотянуть свой автомобилист до гаража, что сделать не составит большого труда. Необходимо демонтировать разъем с датчика, а посредством небольшого кусочка проволоки, скрепки, или иной детали, что попадется под руку, нужно будет в разъеме замкнуть клеммы, вследствие чего вентиляторы запустятся. После этого, если зажигание включено, данные устройства будут вращаться постоянно.

Для проверки выкрученного датчика потребуется такая процедура. Сначала нужно взять неглубокую кастрюлю, 100 градусный термометр или мультимер для прозвонки датчика. Далее нужно подцепить два провода непосредственно к датчику и подцепить провода к концам мультимера. В кастрюлю необходимо залить воду. Далее нужно на нитки подвесить датчик и закрепить его. Важно заметить, что вся металлическая часть должна находится в воде. Прямого контакта кастрюли и датчика быть не должно.

Так, тепло будет передаваться к датчику лишь посредством воды. Именно поэтому вода должна заполнять кастрюлю так, чтобы устройство датчика не касалось дна. Далее необходимо включить конфорку газовой плиты, чтобы вода нагревалась постепенно и медленно. Именно при постепенном нагревании воды на малом огне необходимо следить за срабатыванием датчика, после чего сверять результаты самого эксперимента с показаниями на датчике.

VALTEC | Термостат и холодный радиатор

  • Техподдержка
  • Статьи
  • Термостат и холодный радиатор

#автоматика инженерных систем

– Не подскажете, у меня дома стоит радиатор, если поставить ручку клапана на тройку, как рекомендуют, то радиатор постоянно стоит холодный. А если выставить ручку на пятерку, то только тогда он начинает греться. В чем может быть проблема?

– А в комнате у вас тепло?

– Да, вполне тепло.

– Но если в комнате тепло, то зачем вам горячий радиатор?

– Но он же должен быть горячим, это же радиатор!

Именно такой диалог произошел у меня со студенткой кафедры теплогазоснабжения и вентиляции одного из строительных ВУЗов. Так уж выходит, что, как бы правительство и прочие структуры ни боролись за энергосбережение и повышение комфорта в новостройках, всё так или иначе будет упираться в действия жильцов, которые не читают законов об энергоэффективности, сводов правил и технической документации на оборудование.

Если говорить конкретно про работу радиатора и термостатического клапана в квартирах, то сейчас в головах большинства людей сидит мысль о том, что радиатор должен быть всегда горячий.

Иногда можно услышать фразу: «Вот когда жил я в хрущевке, то там отопление было что надо, – всю зиму до радиатора дотронуться невозможно было, а тут! Радиатор большую часть дня холодный! До чего страну довели!»

Давайте разберемся, почему же радиатор холодный. Дело в том, что задача любой системы отопления, в первую очередь – это поддержание заданной температуры в комнате. И самым главным критерием хорошей работы системы отопления является как раз тот факт, что температура в комнате не ниже положенного уровня, а так же не выше (о чем многие забывают).

Тепловой баланс любой комнаты зимой выглядит следующим образом: часть тепловой энергии уходит из помещения на улицу через стены и окна, эта часть энергии называется «теплопотерями». Часть тепловой энергии поступает в помещение. Энергия поступает в помещение от бытовой техники, лампочек, прочих электроприборов и даже от самих людей, – такие поступления тепла называются «бытовыми тепловыделениями». И, конечно же, тепловая энергия поступает от систем отопления.

    Возможны три варианта теплового баланса:

  1. Теплопотери больше, чем бытовые тепловыделения и поступления тепла от радиаторов. В этом случае температура воздуха в помещении будет снижаться, причем, чем больше разница между теплопотерями и теплопоступлениями, тем быстрее будет происходить снижение температуры
    воздуха. Стоит отметить, что такой режим не означает, что в помещении холодно, в комнате может быть +30 ºС, это будет значить лишь то, что температура будет падать.
  2. Теплопотери меньше, чем бытовые тепловыделения и поступления тепла от радиаторов. В этом случае температура воздуха будет расти. Как и в предыдущем случае, абсолютное значение температуры тут не имеет значения, главное, что температура увеличивается.
  3. Теплопотери равны бытовым тепловыделениям и поступлениям тепла от радиаторов. В этом случае температура воздуха будет держаться на одном уровне. Однако стоит человеку выйти из помещения или направление ветра за окном поменяется, и этот баланс сместится в ту или иную сторону.

Теперь давайте разберемся, как работает радиатор. За счёт процессов теплопередачи, теплоноситель, который поступает в радиатор, остывает, отдавая тепловую энергию воздуху комнаты. При этом передача тепла от теплоносителя внутри радиатора к комнатному воздуху происходит до
тех пор, пока температура теплоносителя выше, чем температура воздуха. В нормальном рабочем режиме, когда радиаторный клапан открыт, в радиатор постоянно поступает горячий теплоноситель, он остывает и заменяется новой порцией горячего теплоносителя. Этот процесс непрерывен.

Предположим, что у нас имеется комната, в которой живет Иннокентий, для которого комфортной температурой считается 23 ºC. Допустим, что в
начальный момент времени в этой комнате тепловой баланс аналогичен третьему случаю, приведенному выше: то есть, теплопотери и теплопоступления равны. В помещении поддерживается температура воздуха 23 ºC, и она не изменяется. Но, через какое-то время на улице вышло солнце и потеплело, к тому же Иннокентий включил компьютер. В этом случае теплопотери уменьшились, а теплопоступления увеличились. И тепловой баланс сместится во второй случай. Температура в комнате начнёт постепенно расти. Через определенное время Иннокентий почувствует, что ему жарко. И у него будет выбор: закрыть клапан на радиаторе, тем самым уменьшив теплопоступления, либо открыть форточку, увеличив теплопотери. Тем самым он изменит тепловой баланс в первый случай. Если Иннокентий выберет первый вариант и перекроет радиатор, то радиатор какое-то время будет продолжать греть воздух, пока теплоноситель внутри него не остынет до температуры окружающего воздуха. Но, так как новой порции горячего теплоносителя не будет поступать, то радиатор останется в таком состоянии. При этом температура радиатора будет равна температуре внутреннего воздуха и по ощущениям радиатор будет холодный (тактильно, металл ощущается более холодным, чем есть на самом деле). Но при этом воздух внутри помещения будет все равно перегрет и будет оставаться перегретым еще какое-то время.

Отсюда мы видим, что в системе отопления является нормой тот факт, что радиатор некоторое время стоит холодным. Мысль о том, что радиатор должен быть всегда горячим, возникла из- за систем отопления домов до 1990 г. постройки (а в некоторых случаях и более поздних). В таких домах
хоть и ставили радиаторные клапаны, при помощи которых можно отключить поток теплоносителя, но клапаны эти, как правило, быстро закисали, ломались при частом использовании, а в некоторых случаях их покрывали таким толстым слоем краски, что повернуть его не представлялось возможным
(рис. 1).

Рис. 1. Много лет не используемый радиаторный клапан

В результате, обладатели таких клапанов очень быстро отказывались от регулирования температуры воздуха при помощи этого устройства. Жильцы домов наслаждались горячим радиатором круглые сутки, а чтобы помещение не превратилось в сауну, окна держали открытыми. Отсюда и осела в головах мысль о том, что радиатор должен быть всегда горячим. Кроме того в стране, где отопительный сезон длится ¾ года сама, только мысль об отключении отопления вызывает панику, а холодный радиатор в первую очередь ассоциируется с аварийным отключением отопления. Но, даже если согласиться, что температурой воздуха в комнате лучше управлять при помощи радиаторного клапана, то возникает мысль: «А что если наш Иннокентий перекроет радиатор и уйдет на работу, забыв его открыть перед уходом?» Конечно же, температура воздуха в комнате вряд ли опустится ниже 0ºС, но по возвращении Иннокентию уже скорее всего не захочется снимать куртку дома. К страху оставить включенным утюг добавляется страх оставить закрытыми радиаторы, уж лучше потерпеть жару или нет?

Зная «любовь» жильцов к лишним телодвижениям, особенно в уютной домашней обстановке, немецкие инженеры еще в прошлом веке придумали термостатический клапан. Данный клапан самостоятельно открывается или закрывается, в случае если температура в комнате отличается от требуемой.
«Сердцем» термостатического клапана является термоэлемент. Все термоэлементы работают по следующему принципу: внутри термоэлемента
находится сильфон со специальной жидкостью. Термоэлемент устроен так, что воздух в комнате обдувает сильфон, и его температура близка к температуре воздуха в помещении. Жидкость внутри сильфона при изменении температуры расширяется или сжимается, вместе с ней расширяется
или сжимается сильфон, который, в свою очередь, толкает шток клапана, открывая или закрывая его (рис. 2).

Рис. 2Схема работы термостатического клапана

Чтобы снизить расход тепловой энергии, в СП 30.13330-2012 веден пункт о том, что в многоквартирных домах при новом строительстве на радиаторы следует устанавливать клапаны, обеспечивающие автоматическое подержание температуры воздуха. Термостатические клапаны как раз и являются такими устройствами, которые могут поддерживать в автоматическом режиме заданную температуру внутреннего воздуха.

При этом термостатический клапан регулирует теплоотдачу радиатора, как раз исходя из заданной температуры воздуха, то есть, добивается
конечной цели системы отопления. Жалобы на холодный радиатор чаще всего возникают именно в тех помещениях, в которых установлены термостатические клапаны. Позиция «3» термоголовки, как правило, соответствует температуре воздуха 20–22 ºС. Если температура будет
выше, то логично, что термостатический клапан для предотвращения перегрева этого помещения полностью перекроет поток теплоносителя в радиатор. И радиатор будет холодным до тех пор, пока температура воздуха не опустится ниже. Но если радиатор стоит холодным уже достаточно долго, не является ли это проблемой?

При расчёте систем отопления проектировщик опирается на теплопотери помещения. В жилых домах он должен учесть и бытовые тепловыделения. Нормативно они составляют 10 Вт/м². Но бытовых тепловыделений в современной квартире намного больше, чем 10 Вт/м². Один только человек выделяет 100 Вт, а кроме него есть компьютеры, бытовая техника, лампочки и прочие электроприборы. Вся эта техника при температуре на улице
выше –5 ºС вполне может отопить помещение и без радиатора. Кроме этого, теплоизоляция в домах закладывается с запасом, и реальные теплопотери, как правило, оказываются меньшими, чем по расчёту.

Отсюда мы видим, что в современных домах радиатор может не включаться неделями, и при этом температура воздуха в помещениях будет на должном уровне. При оценке работоспособности радиатора следует оперировать не его температурой, а температурой воздуха. К слову, автор данной статьи перед её написанием следил за работой своих радиаторов, оснащённых термостатическими элементами в течение недели. Температура на улице все это время была около –5 ºС. Термоголовки стояли в положении «3». Температура воздуха за все это время в квартире не опускалась ниже 24 ºС. При этом, в течение недели по показаниям теплосчётчика теплоноситель так и не поступал в радиаторы. Это конечно является единичным случаем. Для полноценной оценки необходимо статистическое исследование, но, тем не менее, доля бытовых теплопоступлений в современных домах достаточна велика.

На рынке существует огромное количество термостатических элементов. Сами термостатические элементы имеют множество параметров. На что
стоит обратить внимание при их выборе, чтобы в будущем температура воздуха не «гуляла» в широком диапазоне?

«Знатоки» приводят разные критерии выбора термостата. Часто можно услышать, что главное, чтобы термостатический элемент имел высокую
скорость реакции. С одной стороны, в этом есть логика, потому что, если термоголовка будет слишком долго закрывать клапан, то воздух в помещении успеет перегреться. С другой стороны, температура воздуха в комнате меняется не быстро. Воздух, стены и мебель обладают существенной теплоемкостью, за счёт которой требуется время для того, чтобы воздух приобрел другую температуру.

Для термостатических элементов существует ГОСТ 30815-2002 «Терморегуляторы автоматические отопительных приборов систем водяного отопления зданий». В данном документе определено максимальное время срабатывания 40 минут. Такое время задано, исходя из средней инерции помещений. Иными словами, чтобы термоголовка хорошо регулировала температуру воздуха в помещении, достаточно чтобы время срабатывания было не более 40 минут.

Рис. 3. График закрытия и открытия термоэлемента

То, насколько инертна система отопления, можно легко проверить. Для этого достаточно полностью отключить отопительный прибор и посмотреть,
сколько времени понадобится для изменения температуры. Оценить же скорость реакции термоголовки так же довольно просто. Достаточно открытый термостатический клапан положить в теплую воду или с холода перенести его в теплое помещение и засечь, какое время понадобится клапану,
чтобы закрыться (понять, что клапан закрылся, можно просто дунув в него). При этом, как это ни парадоксально, термоэлементы тех производителей, которые громче всех кричат об исключительной скорости реакции, на деле оказываются не такими уж быстрыми.

Помимо скорости реакции у термостатических элементов есть и другие немаловажные характеристики, такие как гистерезис, степень влияния температуры теплоносителя, степень влияния давления и перепада давления теплоносителя, про которые некоторые производители просто умалчивают.
Одним из основных показателей является гистерезис. Термостатический элемент имеет разницу между температурой открытия и температурой закрытия, которая и называется гистерезисом.

Если термоголовка, имеющая гистерезис в 2 ºС закрылась при температуре 24 ºС, то начнёт открываться она только тогда, когда температура опустится до 22 ºС. На рис. 3 показан пример графика закрытия (зеленый) и открытия (красный) термостата. Как видно из графика, термостат
может находиться в разных положениях при одной и той же температуре, и зависит это от того, в какую сторону у него происходило движение сильфона.
Гистерезис зависит от конструктивных особенностей термоголовки, наличия трущихся деталей и точности их изготовления.

Рис. 5. Термостатический элемент VT.1000

Как видно из предыдущего абзаца гистерезис как раз в основном и отвечает за точность поддержания температуры в помещении. Минимальный гистерезис приводит к минимальному разбросу температур. Термостатическая головка VT. 5000 (рис. 4) обладает одним из минимальных гистерезисов на Российском рынке, что позволяет ей точно поддерживать температуру воздуха, её гистерезис составляет всего 0,5 ºС.
Немаловажными характеристиками терморегулятора являются стойкость к давлению и перепаду давления теплоносителя. Данные параметры показывают то, насколько может измениться температура воздуха при изменении давления теплоносителя.

Рис. 4. Термостатический элемент VT.5000

Если система отопления не оснащена регуляторами перепада давления, перепускными клапанами или насосами с частотным преобразователем, то давление в такой системе неизбежно будет изменяться и влиять на работу термостатического элемента. Величина стойкости к изменению перепада давления показывает, насколько отличается поддерживаемая температура воздуха при минимальном и при максимальном перепаде давления. Термостатическим элементом, обладающим максимальной защитой от изменения давления в системе является термоголовка VT. 1000 (рис. 5). Данный термоэлемент за счёт твердотельного термопатрона способен выдерживать перепады давления до 100 кПа, и при этом его отклонения по температуре будут менее 0,3 ºС. Такой термостатический элемент рекомендуется устанавливать в тех случаях, когда система не оснащена устройствами стабилизирующими давление.

Рис. 6. Термостатический элемент VT.1500

Не стоит забывать и про эстетическую сторону вопроса. Термостатический элемент должен быть компактным и красивым, чтобы радиаторный
узел вписывался в интерьер помещения. Кроме того, поворот ручки должен быть легким и плавным, только в этом случае им будет приятно пользоваться. Компания VALTEC представляет новинку среди термостатических элементов – это компактная и сбалансированная термоголовка, обладающая строгими и элегантными формами VT.1500 (рис. 6). Помимо этого, данный термоэлемент обладает хорошими показателями по скорости реакции, гистерезису и влиянию давления.

Кстати, термостатическая головка не единственный элемент, который способен обеспечить подержание заданной температуры воздуха в помещении, эту функцию можно выполнить при помощи электронной системы автоматики, которая состоит из сервоприводов и термостатов. Подробнее об устройстве
подобной системы отопления вы можете прочитать в статье «Создание теплового комфорта в помещении». Так уж вышло, что хорошую работу системы отопления многие люди воспринимают как отклонение от нормы. Задача инженеров и специалистов состоит не только в том, чтобы делать энергоэффективные и надёжные системы отопления, а еще и в том, чтобы доводить до остальных людей информацию о том, как должна работать хорошая система отопления. Только тогда эти решения будут действительно выполнять свою функцию, а не стоять для галочки.

Автор: Жигалов Д.В.

Распечатать статью:
Термостат и холодный радиатор


© Правообладатель ООО «Веста Регионы», 2010

Все авторские права защищены. При копировании статьи ссылка на правообладателя
и/или на сайт www.valtec.ru обязательна.

8 признаков неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости — довольно простой и жизненно важный инструмент в системе охлаждения вашего двигателя. Он работает для контроля рабочих температур охлаждающей жидкости, что способствует своевременному и эффективному впрыску топлива в двигатель. Надежная и точная оценка температуры охлаждающей жидкости необходима для эффективной работы и поддержания исправности двигателя. Но прежде чем мы углубимся в симптомы неисправного датчика температуры охлаждающей жидкости, давайте посмотрим, как на самом деле работает этот датчик.

Содержание

Принцип работы

Расположенный на корпусе термостата датчик температуры охлаждающей жидкости (CTS) представляет собой устройство, используемое системой управления подачей топлива автомобиля для определения рабочей температуры двигателя. На основе собранной информации о температуре ЭБУ определяет время впрыска топлива, количество и угол подачи газа, а также регулирует электрические вентиляторы охлаждения в соответствии с правильными условиями работы.

CTS — термистор, использующий электрическое сопротивление для определения высоких и низких температур. Сопротивление определяет изменения в датчике пропорционально температуре.

Собранные данные CTS отправляет инструкции в виде электрического потока на ECU.

Преобразует показания температуры в электрический сигнал, который ECU использует для управления впрыском топлива, радиатором, опережением зажигания, вентиляторами охлаждения для достижения идеальной рабочей температуры.

Если двигатель работает в холодном состоянии, блок управления двигателем должен обеспечить больший впрыск топлива пропорционально количеству воздуха, поступающего в двигатель.

А в случае перегрева двигателя ЭБУ включает вентиляторы радиатора. Это общее руководство для ECU в солнечный день. Это делается в первую очередь для защиты двигателя от перегрева.

Признаки неисправных датчиков температуры охлаждающей жидкости

Неисправность датчика охлаждающей жидкости может проявляться двумя способами: датчик температуры охлаждающей жидкости, который всегда показывает холодную жидкость, может привести к тому, что система управления подачей топлива будет смешивать топливо с меньшим содержанием кислорода и отработанным топливом. С другой стороны, датчик, который всегда показывает горячее, может вызвать такие проблемы, как остановка двигателя, рывки и неравномерный холостой ход.

Уменьшение пробега

Хотя это неоднозначный признак, предполагающий смесь проблем, он может свидетельствовать о проблеме с температурой охлаждающей жидкости, если она возникает раньше других перечисленных проблем. Сопутствующим эффектом неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости является снижение расхода топлива.

Неисправный датчик охлаждающей жидкости передает в систему неточные показания, что приводит к неправильному расчету времени и количества подачи топлива в двигатель.

Если система продолжает получать ошибочные сигналы от неисправного датчика, она будет интерпретировать двигатель как холодный, тем самым изменяя его работу и впрыскивая в двигатель больше топлива, чем необходимо.

Этот цикл приведет к тому, что двигатель будет плохо экономить топливо и, что более важно, потеряет свою эффективность в долгосрочной перспективе.

Электрические вентиляторы системы охлаждения не запускаются

Другим вероятным признаком нарушения температуры охлаждающей жидкости является то, что вентиляторы системы охлаждения двигателя не включаются. В то время как большинство автомобилей имеют два отдельных датчика для электрических вентиляторов, приборной панели и системы управления двигателем, некоторые автомобили имеют только один датчик температуры охлаждающей жидкости для управления вентиляторами охлаждения. Если в вашем автомобиле используется только один универсальный датчик температуры, который не дает точных показаний температуры двигателя, причиной того, что вентиляторы охлаждения не запускаются, может быть неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя.

Частый перегрев двигателя

Если датчик температуры охлаждающей жидкости не может определить жару и холод, это может привести к перегреву двигателя. Неисправный датчик может посылать постоянный сигнал холода двигателю, не подавая достаточного количества топлива, когда это необходимо, а также может подавать постоянный сигнал нагрева, не включая вентиляторы радиатора при повышении температуры.

Черный дым из выхлопной трубы

Это еще один явный признак неисправности датчика. Если вы заметили черный дым, выходящий из выхлопной трубы, это может быть связано с неправильным расчетом воздушно-топливной смеси в двигателе. Неточные показания датчика температуры охлаждающей жидкости могут привести к неправильному смешиванию топлива системой управления подачей топлива. Когда соотношение воздух-топливо не пропорционально, особенно если смесь становится слишком богатой топливом, будет чрезвычайно трудно полностью переработать топливо внутри камеры сгорания, что приведет к сгоранию остатков в выхлопных трубах.

Примечание. Если из выхлопной трубы идет слишком много черного дыма, рекомендуется немедленно обратиться к механику.

Проблемы с запуском

Если вы нажимаете на педаль газа, но с трудом заводите машину, это может означать проблему с датчиком охлаждающей жидкости. ЭБУ должен знать температуру охлаждающей жидкости и температуру наружного воздуха, чтобы определить правильную комбинацию воздух/топливо для холодного пуска. Когда система не может собрать эту информацию, она может потерять свою эффективность при запуске двигателя. Это особенно актуально в холодную погоду, когда и двигатель, и

Неравномерный холостой ход

Слишком богатая или слишком бедная топливная смесь является одной из основных причин неравномерного холостого хода. Если неисправный датчик охлаждающей жидкости может достаточно часто посылать в ЭБУ холодные сигналы, это может привести к тому, что система управления подачей топлива будет смешивать большое количество газа, что приведет к разливу топлива. Неподходящая смесь плохо обрабатывается двигателем и приводит к тому, что он не только плохо работает, но также скачкообразно глохнет и работает на холостом ходу.

Лампа проверки двигателя

Большинство современных автомобилей оснащены сканером уровня охлаждающей жидкости, расположенным на бачке охлаждающей жидкости, который контролирует температуру и включает контрольную лампу или предупреждающий знак на приборной панели, когда уровень охлаждающей жидкости становится критически низким.

Однако это также может быть признаком поломки датчика температуры охлаждающей жидкости, если фактические уровни охлаждающей жидкости находятся в пределах нормы. Несмотря на это, индикатор проверки двигателя является важным сигналом, и его нельзя игнорировать. Рекомендуется провести детальный осмотр вашего автомобиля, чтобы избежать серьезного повреждения двигателя.

Стоимость замены датчика температуры охлаждающей жидкости

Как и любой другой компонент автомобиля, датчик температуры охлаждающей жидкости со временем изнашивается. Обычно это вызвано перенесением экстремальных температур.

Если вы знаете, где находится датчик охлаждающей жидкости в вашем автомобиле, вы можете самостоятельно провести осмотр, чтобы проверить наличие аномалий в его внешнем виде. Тем не менее, визуальный осмотр не заменит полную диагностику, так как многие мелкие возможные проблемы и неисправности требуют специальных инструментов.

Новый датчик охлаждающей жидкости обычно стоит от 2000 до 4500 рупий в зависимости от марки и модели. Тем не менее, плата за работу может достигать 7000, но если вы заказываете услугу в VehicleCare, наши специалисты могут помочь вам и помочь в получении наилучшего предложения для вашего автомобиля.

Если вы хотите заменить CTS самостоятельно, убедитесь, что автомобиль должным образом остыл, так как датчик охлаждающей жидкости может сильно нагреваться. Кроме того, после завершения проверьте наличие проблем с проводкой между ECU и CTS.

  • Фейсбук

  • Твиттер

  • LinkedIn

  • Копировать ссылку

  • Более

Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ECT)

ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ДВИГАТЕЛЯ (ECT)

Общее описание  
      Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя представляет собой терморегулируемый резистор, который обычно имеет отрицательный температурный коэффициент. Он представляет собой двухпроводной термистор, погружаемый в теплоноситель и измеряющий его температуру. Бортовой компьютер использует сигнал ЕСТ в качестве основного поправочного коэффициента при расчете опережения зажигания и продолжительности впрыска.

Внешний вид

Датчик ЕСТ показан на рис. 1.

Рис. 1

Принцип работы датчика ЕСТ  
      Чтобы преобразовать изменение сопротивления ЕСТ в изменение напряжения, которое далее обрабатывается ЭБУ, датчик ЕСТ подключается к цепи, обычно снабженной опорное напряжение +5В. При холодном двигателе и температуре окружающей среды 20 ºC сопротивление датчика составляет от 2000 Ом до 3000 Ом. После запуска двигателя температура охлаждающей жидкости начинает повышаться. ЭСТ постепенно нагревается, и его сопротивление пропорционально уменьшается. В 90 ºC его сопротивление находится в диапазоне от 200 Ом до 300 Ом.
Таким образом, на бортовой компьютер отправляется сигнал переменного напряжения, зависящего от температуры охлаждающей жидкости.

Типы датчиков ECT

  • С отрицательным температурным коэффициентом. Это самые популярные датчики, используемые в автомобилях. Их сопротивление уменьшается с повышением температуры.
  • С положительным температурным коэффициентом. Используется в некоторых старых системах, таких как Renix. Здесь напряжение и сопротивление увеличиваются с повышением температуры.

Методика проверки работоспособности датчика ЕСТ
Датчик с отрицательным температурным коэффициентом
Проверка вольтметром 9073

77 Откройте защитный резиновый колпачок на разъеме охлаждающего датчик температуры системы.

  • Подключите отрицательный провод вольтметра к массе шасси.
  • Определите, какие клеммы являются сигнальной, а какая – заземляющей.
  • Подсоедините положительный провод вольтметра к сигнальной клемме ЕСТ.
  • Запустить двигатель из холодного состояния.
  • В зависимости от температуры показания напряжения должны находиться в диапазоне от 2В до 3В. Зависимость между напряжением и температурой показана в Таблице-1.
  • Проверьте, соответствует ли сигнал напряжения ЕСТ температуре. Для этого вам понадобится термометр.
  • Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. При прогреве двигателя напряжение должно уменьшаться в соответствии со значениями, указанными в Таблице-1.
  • Распространенная проблема заключается в том, что выходное сопротивление (и напряжение) неправильно изменяется за пределами своего нормального диапазона. Нормальное значение напряжения датчика ЕСТ составляет 2 В при холодном двигателе и 0,5 В при прогретом двигателе. Датчик неисправности может показывать напряжение 1,5 В на холодном двигателе и 1,25 В на прогретом двигателе, что вызывает трудности с запуском холодного двигателя и наличие богатой топливной смеси на прогретом двигателе. При этом не будут генерироваться какие-либо коды неисправности (если бортовой контроллер не запрограммирован на обнаружение изменений напряжения), поскольку датчик продолжает работать в пределах своих проектных параметров. При обнаружении такого дефекта датчик ЕСТ подлежит замене.
  •  Если сигнал напряжения ЭСТ равен 0В (отсутствие питания или замыкание на землю) или 5,0В — имеем обрыв.
  • Температура, ºС

    Сопротивление, Ом

    Напряжение, В

    0

    4800 — 6600

    4,00 – 4,50

    10

    4000

    3,75 – 4,00

    20

    2200 — 2800

    3,00 – 3,50

    30

    1300

    3,25

    40

    1000 – 1200

    2,50 – 3,00

    50

    1000

    2,50

    60

    800

    2,00 – 2,50

    80

    270 — 380

    1,00 – 1,30

    110

     

    0,50

    Обрыв цепи

    5,0 ± 0,1

    короткое замыкание на землю

    0

    Таблица 1
    ПРИМЕЧАНИЕ: Это типичный пример, но это не означает, что приведенные выше значения реальны и должны быть получены в процессе проверки конкретной системы .

    Возможные неисправности датчика:
     Напряжение сигнальной клеммы ЕСТ равно 0 В.

    • Проверьте клеммы датчика на наличие короткого замыкания на массу.
    • Проверьте целостность сигнальных проводов между датчиком и бортовым контроллером.
    • Если все провода исправны, но нет выходного напряжения от бортового контроллера, необходимо проверить все соединения питания и заземления бортового контроллера. Если напряжения питания и земля в порядке, то под подозрение попадает сам бортовой контроллер.

     Напряжение сигнальной клеммы ЕСТ равно 5,0 В
    Напряжение имеет такое значение при наличии обрыва цепи и может быть получено при одном из следующих условий:

    • сигнальная клемма датчика ЕСТ не обеспечивает подключение к датчику;
    • цепь датчика обрыв;
    • Цепь массы датчика разомкнута.

     Сигнал напряжения или опорное напряжение равно напряжению автомобильного аккумулятора.
    Проверить короткое замыкание в проводе, подсоединенном к плюсовой клемме автомобильного аккумулятора или проводе питания.

    Датчик с отрицательным температурным коэффициентом
    Проверка омметром с датчиком ЕСТ снятым с автомобиля

  • Измерьте сопротивление датчика и сравните его со значениями, указанными в таблице 1, показывающей зависимость между сопротивлением и температурой.
  • Нагрейте воду и периодически проводите измерения, а также сопротивление датчика. Сравните результаты с данными в таблице 1.
  • Датчик с отрицательным температурным коэффициентом
    Измерение напряжения осциллографом .

  • Установить триггер развертки осциллографа в режим непрерывного измерения (регистрация медленно меняющихся сигналов).
  • Поместите датчик в подходящую емкость с подогретой водой.
    Через несколько минут измерения, во время нагрева воды, на экране осциллографа появится кривая изменения напряжения датчика (рис. 2). Обратите внимание на время измерения — оно составляет около 10 минут.
  • Желательно постоянно измерять термометром температуру нагретой воды и сравнивать ее со значениями, указанными в таблице 1.
  • Рис. 2

    Датчик с положительным температурным коэффициентом  
          Датчик ЭХТ с положительным температурным коэффициентом сопротивления представляет собой термистор, сопротивление которого увеличивается с повышением температуры. Используется в небольшом количестве систем (в основном в автомобилях Renault).
          Общий метод проверки аналогичен описанному выше методу проверки датчика с отрицательным температурным коэффициентом. Полученные данные измерений можно сравнить с данными, приведенными в таблице 2, показывающей зависимость между сопротивлением и температурой датчика.

    Back to top