Виды аккумуляторов для автомобилей: Типы автомобильных аккумуляторных батарей

Типы автомобильных аккумуляторных батарей

24.12.2012
#АКБ
# Батарея аккумуляторная

Типы автомобильных аккумуляторных батарей

Аккумуляторная батарея — химический источник электрического тока, состоящий из объединения (батареи) нескольких отдельных элементов питания. Использование нескольких элементов вместо одного позволяет получить большее напряжение или большую силу тока, в зависимости от способа подключения — последовательного или параллельного.

Существует несколько типов аккумуляторов, отличающихся материалом электродов и электролита. Многие слышали и знают, например, что есть всевозможные никель-кадмиевые, никель-металлгидридные, литий-ионные, свинцово-кислотные аккумуляторы.

Из всего разнообразия в автомобилях в качестве стартерных используются только свинцовые. Это обусловлено тем, что аккумуляторы этого типа обладают максимальной, по сравнению с другими, энергоемкостью и способностью за короткий момент времени отдавать большой ток. При этом приходится мириться с тем, что как кислота, так и свинец — очень вредные вещества. Корпуса всех свинцовых аккумуляторов делаются из прочной кислотостойкой пластмассы, чтобы обеспечить максимальную безопасность во время транспортировки и эксплуатации.

В настоящее время в качестве материала для электродов используется свинец не в чистом виде, а с разнообразными добавками, в зависимости от которых АКБ делят на несколько типов.

В зависимости от добавок для материала электродов автомобильные аккумуляторы делят на:

  • Традиционные («сурьмянистые»)

  • Малосурьмянистые

  • Кальциевые

  • Гибридные

  • Гелевые, AGM

    И дополнительно:

  • Щелочные

  • Литий-ионные

Традиционные («сурьмянистые»)

АКБ этого типа содержат в составе свинцовых пластин ≥5% сурьмы. Часто их еще называют классическими, традиционными. Но такое название на сегодняшний день уже не актуально, так как классическими уже стали АКБ с меньшим содержанием сурьмы.

Сурьму добавляют в свинец, чтобы увеличить прочность пластин. Но из-за этой добавки резко усиливается, ускоряется процесс электролиза, который начинается уже при 12 вольтах. Из-за выделяющихся газов (кислород и водород) кажется, что вода кипит. Из-за того, что вода улетучивается наружу в большом количестве, меняется концентрация электролита и оголяются верхние края электродов. Для компенсации «выкипевшей» воды в АКБ заливают дистиллированную воду.

Аккумуляторы с высоким содержанием сурьмы делают легкообслуживаемыми. Это вызвано тем, что приходится довольно часто, не реже одного раза в месяц, производить проверку плотности электролита и заливку воды.

Сейчас АКБ данного типа уже не устанавливаются на автомобили, т.к. прогресс уже давно ушел вперед. «Сурьмянистые» батареи могут устанавливаться на стационарные установки, где важнее неприхотливость источников питания и где нет особых проблем с их обслуживанием. Все автомобильные аккумуляторы изготавливаются с малым содержанием сурьмы или же совсем без нее.

Малосурьмянистые

Для уменьшения интенсивности «выкипания» воды в аккумуляторах стали использовать пластины со сниженным количеством сурьмы (меньше 5%). Это позволило избавиться от необходимости часто проверять уровень электролита. Также снизился уровень саморазряда АКБ при хранении.

Такие аккумуляторы чаще всего называют малообслуживаемыми или вовсе необслуживаемыми, подразумевая, что данные АКБ не требуют контроля и ухода. Хотя термин «необслуживаемый» больше маркетинговый, чем реальный, так как не получилось абсолютно избавиться от потерь воды из электролита. Вода все равно понемножку «выкипает», хоть и гораздо в меньших количествам, чем у обычных обслуживаемых аккумуляторов. Огромным плюсом малосурьмянистой батареи является ее нетребовательность к качеству электрооборудования автомобиля. Даже при перепадах напряжения бортовой сети характеристики данной АКБ не меняются так необратимо, как это бывает с более современными аккумуляторами, например, кальциевыми или гелевыми.

Малосурьмянистые аккумуляторные батареи больше подходят для легковых автомобилей российского производства, так как отечественные авто пока не могут похвастаться обеспечением стабильности напряжения бортовой сети. Тем более, малосурьмянистые аккумуляторы отличаются минимальной стоимостью по сравнению с другими.

Кальциевые

Еще одним решением снизить интенсивность «выкипания» воды в аккумуляторе было использование вместо сурьмы другого материала в решетках электродов. Наиболее подходящим оказался кальций. Аккумуляторные батареи данного типа часто имеют маркировку «Ca/Ca», что обозначает, что пластины обоих полюсов содержат в своем составе кальций. Также в состав пластин иногда добавляют еще и серебро в малых количествах, что снижает внутреннее сопротивление АКБ. Это положительно сказывается на энергоемкости и КПД батареи.

Применение кальция позволило значительно снизить интенсивность газовыделения и потери воды, по сравнению с малосурьмянистыми аккумуляторами. Фактически, потери воды за весь срок службы батареи составили столь малую величину, что отпала необходимость в проверке плотности электролита и уровня воды в банках. Таким образом, кальциевые аккумуляторные батареи имеют право называться необслуживаемыми.

Кроме низкой скорости «выкипания» воды, кальциевые аккумуляторы имеют еще и сниженный почти на 70%, по сравнению с малосурьмянистыми, уровень саморазряда. Это позволяет кальциевым батареям дольше сохранять свои эксплуатационные свойства при долгом хранении.

Т.к. использование кальция вместо сурьмы позволило повысить напряжение начала электролиза воды с прежних 12 до 16 вольт, перезаряд стал не так страшен.

Однако кальциевые аккумуляторные батареи имеют не только плюсы, но и минусы.

Одним из главных минусов аккумуляторов данного типа является капризность в отношении переразряда. Достаточно 3-4 раза чересчур разрядить, как необратимо снижается уровень энергоемкости, т.е. резко уменьшается количество тока, которое батарея способна накопить. Аккумуляторную батарею в таких случаях, как правило, просто меняют.

Кальциевые аккумуляторы чувствительны к напряжению бортовой сети автомобиля, крайне плохо перенося резкие перепады. Перед покупкой аккумуляторной батареи данного типа следует убедиться в стабильности напряжения автомобиля.

Еще одним минусом является более высокая цена кальциевых аккумуляторов. Но это уже не является недостатком, а вынужденной платой за качество.

Чаще всего кальциевые аккумуляторные батареи устанавливаются на иномарках среднего ценового диапазона и выше, т.е. на те автомобили, где качество и стабильность электрооборудования гарантировано. При покупке аккумулятора данного типа следует иметь в виду, что батарея в эксплуатации более требовательна, чем малосурьмянистая, но зато при должном уходе Вы получаете высококачественный и надежный источник питания для Вашего автомобиля.

Гибридные

Часто обозначаются как «Ca+». В гибридных аккумуляторах пластины электродов сделаны по разным технологиям: положительные – малосурьмянистые, отрицательные — кальциевые. Это позволяет совместить положительные качества обоих типов аккумуляторных батарей. Расход воды у гибридных батарей в два раза меньше, чем у малосурьмянистых, но все равно больше, чем у кальциевых. Зато выше устойчивость к переразрядам и перезарядам.

По характеристикам гибридные аккумуляторные батареи находятся между малосурьмянистыми и кальциевыми.

Гелевые, AGM


Гелевые и AGM аккумуляторные батареи содержат электролит не в «классическом» жидком виде, а в связанном, гелеобразном состоянии (отсюда и название типа батареи).

Инженерам на протяжении более чем полторы сотни лет истории аккумуляторных батарей приходилось решать множество проблем, задач. Одной из важнейших проблем было осыпание активного вещества с поверхности пластин-электродов. Этот вопрос временно решили путем добавления в состав оксида свинца различных присадок — сурьмы, кальция и т.д. Еще одной очень важной задачей было обеспечение безопасности эксплуатации батарей, т. к. электролит — водный раствор серной кислоты — мог легко вытечь при повреждении корпуса АКБ. Не надо рассказывать, насколько агрессивным химическим веществом является серная кислота. Необходимо было найти способ не допустить, минимизировать возможность утечки электролита при повреждении корпуса батареи.

Эта проблема была решена путем перевода электролита из жидкого в гелеобразное состояние. Т.к. гель гораздо более плотный и менее текучий, чем жидкость, это решило сразу обе проблемы — активное вещество уже не осыпалось (плотная окружающая среда фиксировала его) и электролит не вытекал (гель имеет низкую текучесть).

И в гелевых, и в AGM батареях электролит находится в гелеобразном состоянии. Отличие в том, что в AGM аккумуляторах помимо этого между пластинами-электродами находится специальный пористый материал, дополнительно удерживающий электролит и защищающий электроды от осыпания. Сама аббревиатура «AGM» так и расшифровывается — Absorbent Glass Mat (абсорбирующий стекломатериал). Т.к. гелевые и AGM аккумуляторы имеют почти схожие характеристики, далее по тексту под гелевыми будут иметься в виду и AGM батареи. В случае имеющихся различий об этом будет указано отдельно.

Благодаря тому, что гель в аккумуляторах находится фактически в зафиксированном состоянии, данные батареи не боятся наклонов. Производители пишут даже, что эксплуатация батареи допустима в любом положении. Хотя это лишь маркетинговое высказывание, т.к. все равно не стоит держать гелевые АКБ в перевернутом состоянии.

Отличная виброустойчивость — это не единственное положительное качество гелевых аккумуляторов. Данные типы батарей имеют низкую скорость саморазряда, благодаря чему их можно хранить долгое время без критического снижения заряда. Хранить следует в заряженном состоянии.

Гелевые АКБ могут выдавать одинаково высокий ток вплоть до полного разряда. При этом они не боятся переразряда, полностью восстанавливая после подзарядки свою номинальную емкость.

Если при разряде гелевые аккумуляторы менее капризны, чем классические, то с зарядом батарей ситуация совсем иная. Недопустим ускоренный заряд — процесс зарядки гелевых аккумуляторных батарей должен происходить гораздо меньшим током. Для этого даже используются специальные зарядные устройства, подходящие для зарядки только гелевых аккумуляторов. Хотя на рынке имеются и универсальные ЗУ, умеющие, по заверениям производителей, производить зарядку всех типов батарей. Насколько это соответствует действительности — необходимо смотреть внимательно, обращая внимание на репутацию и гарантии производителя.

К сожалению, гелевые батареи при очень низких температурах ведут себя хуже, чем классические. Это связано с тем, что гель становится менее проводимым при снижении температуры. При благоприятных условиях эксплуатации гелевые аккумуляторные батареи могут работать до 10 лет.

Благодаря своей абсолютной герметичности, относительной виброустойчивости и своей фактической (а не просто маркетинговой) необслуживаемости гелевые батареи широко применяются там, где классические АКБ использовать опасно или невыгодно: внутри помещений (например, в источниках бесперебойного питания), в мототехнике (мотоцикл, в отличие от автомобиля, едет, периодически отклоняясь от вертикальной плоскости), в морском и речном транспорте (данные аккумуляторы не боятся качки, свойственной судам). Разумеется, гелевые батареи также применяются и в автомобилях. Чаще всего — в престижных иномарках, что обусловлено довольно высокой ценой этих АКБ (плата за качество и надежность).

Щелочные

Как известно, в качестве электролита в аккумуляторах может использоваться не только кислота, но и щелочь. Существует множество разновидностей щелочных АКБ, но мы рассмотрим только те, что нашли применение в автомобилях.

Автомобильные щелочные аккумуляторы бывают двух типов: никель-кадмиевые и никель-железные. В никель-кадмиевой батарее положительные пластины покрыты гидроксооксидом никеля NiO(OH) (он же гидрат окиси никеля III или метагидроксид никеля), отрицательные пластины — смесью кадмия и железа. В никель-железной батарее положительные пластины покрыты тем же составом, что и в никель-кадмиевой батарее — гидроксооксидом никеля. Отличие лишь в отрицательном электроде — в никель-железном аккумуляторе он сделан из чистого железа. Электролитом в обоих типах аккумуляторов является раствор едкого калия КОН.

Пластины-электроды в щелочных батареях упаковываются в «конверты» из тончайшей перфорированной металлической пластины. В эти же конверты запрессовывается активное вещество. Это позволяет сильно повысить виброустойчивость батарей.

У щелочных АКБ есть интересная особенность: в никель-кадмиевых аккумуляторах положительных пластин на одну больше, чем отрицательных, и находятся они по краям, соединяясь с корпусом. В никель-железных аккумуляторах все наоборот — отрицательных пластин больше, чем положительных.

Еще одной особенностью щелочных батарей является то, что в них при протекании химических реакций не расходуется электролит. По этой причине его требуется меньше, чем в кислотных, где приходится наливать электролит с запасом по причине его «выкипания».

У щелочных аккумуляторных батарей есть ряд преимуществ по сравнению с кислотными:

  • Хорошая переносимость переразрядов. При этом батарея может храниться в разряженном состоянии без потери своих характеристик, чего нельзя сказать про кислотные АКБ.

  • Щелочные батареи относительно легко переносят перезаряд. При этом есть мнение, что их лучше перезарядить, чем недозарядить.

  • Щелочные аккумуляторы гораздо лучше работают в условиях низкой температуры. Это позволяет почти безотказно обеспечивать запуск двигателей в зимнее время.

  • Саморазряд щелочных батарей ниже классических кислотных.

  • Из щелочных АКБ не выделяются вредные испарения, чего нельзя сказать про кислотные АКБ.

  • Щелочные аккумуляторы умеют накапливать больше энергии на единицу массы. Это дает возможность дольше выдавать электрический ток (при тяговом режиме эксплуатации).

Однако у щелочных аккумуляторных батарей есть и недостатки, если сравнивать с кислотными:

  • Щелочные аккумуляторы выдают напряжение меньше, чем кислотные, из-за чего приходится объединять большее количество «банок» для достижения нужного напряжения. По этой причине, при одинаковом напряжении, габариты щелочного аккумулятора будут больше.

  • Щелочные батареи намного дороже кислотных.

Щелочные батареи в настоящее время используются чаще в качестве тяговых аккумуляторов, чем стартерных. Из-за своих габаритов большинство выпускаемых стартерных щелочных АКБ — для грузовиков.

Перспектива широкого использования щелочных батарей на легковых автомобилях пока туманна.

Литий-ионные

Литий-ионные аккумуляторные батареи (и ее подвиды) считаются наиболее перспективными в качестве дополнительного источника электрического тока.

В химических элементах этого типа носителями электрического тока являются ионы лития. К сожалению, нельзя однозначно описать материалы электродов, т.к. технология постоянно меняется, совершенствуется. Можно лишь сказать, что первое время в качестве отрицательных электродов использовался металлический литий, но подобные аккумуляторы оказались взрывоопасными. В дальнейшем стал использоваться графит. В качестве материала положительных электродов раньше использовались оксиды лития с добавлением либо кобальта, либо марганца. Однако сейчас они всё больше замещаются литий-ферро-фосфатными, т.к. новый материал оказался менее токсичным, более дешевым и экологичным (можно безопасно утилизировать).

Важнейшими достоинствами литий-ионных аккумуляторов являются:

  • Высокая удельная емкость (емкость на единицу массы).

  • Выдаваемое напряжение выше, чем у «обычных» — один элемент питания способен выдавать около 4 вольт. Напомним, что напряжение элемента классической АКБ — 2 вольта.

  • Низкий саморазряд.

Однако все имеющиеся достоинства перевешивают недостатки, из-за которых не получается уже сегодня массово использовать литий-ионные батареи в качестве замены классических свинцово-кислотных.

Некоторые недостатки литий-ионных батарей:

  • Чувствительность к температуре воздуха. При отрицательных температурах способность отдавать энергию очень резко снижается. И это одна из главных проблем, над решением которой и бьются разработчики.

  • Число зарядов-разрядов пока слишком мало (в среднем, около 500).

  • Литий-ионные аккумуляторы «стареют». При хранении происходит постепенное уменьшение емкости. В течение 2 лет — около 20% ёмкости. Просьба не путать с саморазрядом или эффектом памяти. Но хорошо, что работа над решением этой проблемы все-таки ведется.

  • Литий-ионные аккумуляторы крайне чувствительны к глубоким разрядам.

  • Недостаточная мощность для использования в качестве стартерной батареи. Силы тока, выдаваемой литий-ионным элементом, хватает для питания электронных приборов, но недостаточно для пуска двигателя.

Когда инженерам удастся решить эти недостатки, литий-ионные аккумуляторы станут отличной заменой классической кислотной АКБ.

Идет непрерывная работа над усовершенствованием существующих типов аккумуляторных батарей. В исследовательских центрах ищут способы увеличения энергоемкости источников питания, что позволит уменьшить размеры аккумуляторов. Для северных районов очень пригодится изобретение морозоустойчивой батареи (и тогда не было бы проблемы отказа завода двигателя в сильные морозы).

Очень важна работа и в направлении обеспечения экологичности, т.к. нынешние технологии производства аккумуляторных батарей не могут обойтись без использования ядовитых и просто опасных веществ (взять хотя бы свинец или серную кислоту).

Вряд ли у традиционных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей есть будущее. AGM батареи — это промежуточный этап в эволюции. Аккумулятор будущего не будет иметь в своем составе жидкость (чтобы ничего не вылилось при повреждении), будет иметь произвольную форму (чтобы была возможность использовать все возможные пустоты автомобиля), а также множество других параметров, которые позволят автовладельцам наслаждаться поездкой, а не нервничать по поводу того, что аккумуляторная батарея может отказать в самый неподходящий момент.

Другие статьи

#Планка генератора

Планка генератора: фиксация и регулировка генератора автомобиля

14.09.2022 | Статьи о запасных частях

В автомобилях, тракторах, автобусах и иной технике электрические генераторы монтируются к двигателю посредством кронштейна и натяжной планки, обеспечивающей регулировку натяжения ремня. О планках генератора, их существующих типах и конструкции, а также выборе и замене этих деталей — читайте в статье.

#Переходник для компрессора

Переходник для компрессора: надежные соединения пневмосистем

31.08.2022 | Статьи о запасных частях

Даже простая пневматическая система содержит несколько соединительных деталей — фитингов, или переходников для компрессора. О том, что такое переходник для компрессора, каких типов он бывает, зачем необходим и как устроен, а также о верном подборе фитингов для той или иной системы — читайте в статье.

#Стойка стабилизатора Nissan

Стойка стабилизатора Nissan: основа поперечной устойчивости «японцев»

22.06.2022 | Статьи о запасных частях

Ходовая часть многих японских автомобилей Nissan оснащается стабилизатором поперечной устойчивости раздельного типа, соединенным с деталями подвески двумя отдельными стойками (тягами). Все о стойках стабилизатора Nissan, их типах и конструкции, а также о подборе и ремонте — читайте в данной статье.

#Ремень приводной клиновой

Ремень приводной клиновой: надежный привод агрегатов и оборудования

15.06.2022 | Статьи о запасных частях

Для привода агрегатов двигателя и в трансмиссиях различного оборудования широко применяются передачи на основе резиновых клиновых ремней. Все о приводных клиновых ремнях, их существующих типах, особенностях конструкции и характеристиках, а также о правильном выборе и замене ремней — читайте в статье.

Вернуться к списку статей

Типы автомобильных аккумуляторов и их характеристики

работаем 24/7 | круглосуточно и без выходных

БлогТипы автомобильных аккумуляторов и их характеристики

Характеристики АКБ

7697

21 мин

Пусковой ток установленной в машине АКБ помогает завести силовой агрегат, её энергоёмкость обеспечит электропитанием локальных потребителей бортовой сети до момента пуска двигателя.

Конструкция аккумулятора заключена в прочный пластиковый корпус, на верхней стороне которого находятся поляризованные токопроводящие контакты. Внутреннее пространство заполнено шестью банками с электролитом, соединёнными последовательно. В качестве электролита применяется гель или кислотная жидкость. Вид заполнения зависит от технологии производства. Электроды сделаны из различного типа свинцовых сплавов.

Источники электроснабжения автомобильной сети выполняются по следующим технологиям:

  • кальциевой;
  • сурьмянистой;
  • малосурьмянистой;
  • гибридной;
  • гелевой;
  • AGM;
  • EFB;
  • щелочной.

Типы аккумуляторов, их различие

Кальциевые

Во время производства АКБ решётка покрывается кальцием, о чём говорит сокращённое название данной технологии Ca/Ca.

Плюсы:

  • отсутствие переразряда;
  • дистиллят не выкипает;
  • улучшенные энергоёмкость, ток запуска;
  • длительный срок хранения.

Минусы:

  • повышенная цена по сравнению с сурьмянистыми аналогами;
  • не терпят глубоких разрядов;
  • не любят перевороты, наклоны.

Рабочий ресурс кальциевых АКБ около шести лет.

Сурьмянистые

Классика аккумуляторных батарей, обозначается маркировкой Sb. Доля сурьмы в сплаве со свинцом составляет около 5%.

Плюсы:

  • обслуживаемая АКБ – возможность контроля за уровнем электролита, добавки дистиллята
  • противодействие глубоким разрядам;
  • низкая цена;
  • неприхотливость.

Минусы:

  • требуют постоянного контроля за уровнем воды и плотности электролита;
  • склонность к саморазряду;
  • быстрый разряд при длительном простое;
  • малый ток холодной прокрутки.

Срок службы сурьмянистых батарей равен 2 – 3 годам.

Малосурьмянистые

Процент содержания сурьмы в пластинах уменьшен до двух – четырёх процентов.

Плюсы:

  • малый уровень саморазряда;
  • не боятся перепадов в бортовой сети;
  • малообслуживаемый вид;
  • адекватная стоимость.

Минусы:

  • небольшая энергоёмкость;
  • требуют долива дистиллята

Рабочие ресурс малосурьмянистых батарей: 3 – 4 года.

Гибридные

Положительные электроды таких АКБ легируют сурьмой, в отрицательные добавляют – кальций. Их маркировка: Ca+ или SB/Ca.

Плюсы:

  • легкая эксплуатация;
  • противодействие глубоким саморазрядам;
  • стойко переносят многочисленные циклы разряд/заряд;
  • не боятся скачков напряжения;
  • хорошие характеристики тока запуска.

Минусы:

  • высокая стоимость, если сравнивать с сурьмянистыми и гибридными аккумуляторами;
  • следует изредка доливать дистиллят.

Такая аккумуляторная батарея способна прослужить своему владельцу пять и более лет.

Гелевые

Электролит в этих АКБ загущен до состояния геля (обозначение – Gel).

Плюсы:

  • гель не имеет испарений, что важно для экологии;
  • батарея отличается надёжностью, не боится движения по плохим дорогам;
  • гелеобразное состояние электролита гарантирует отсутствие утечки;
  • долго держит заряд;
  • стойко переносят многочисленные циклы разряд/заряд;
  • терпит глубокие разряды;

Минусы:

  • высокая цена;
  • не выдерживает перегрева;
  • не переносит скачков напряжения в бортовой сети;
  • характеристики сильно снижаются при критических минусовых температурах.

Аккумулятор такого типа может прослужить владельцу 15 лет.

AGM

Гелевые аккумуляторы AGM разработаны для легковых автомобилей с функциями Start/Stop. Они отличаются от Gel-батарей наличием пористого стекловолокна между электродами, который пропитан жидким электролитом.

Плюсы:

  • повышенная стойкость к морозам, скачкам напряжения, короткому замыканию, чем у гелевых изделий;
  • надёжность в работе;
  • необслуживаемая АКБ;
  • не боится утечек.

Минусы:

  • плохо переносят, перегрев и перезаряд;
  • дешевле гелевых, но дороже кальциевых, кислотных, гибридных аккумуляторов.

Рабочий ресурс AGM-батарей: 10 – 12лет.

EFB

Аббревиатура EFB переводится как улучшенный аккумулятор с жидким электролитом. В ней жидкий электролит, а также пластины увеличенной формы, размещаются в оболочке, выполненной из волокна.

Плюсы:

  • стойко переносит движение в городских условиях с характерными для него частыми остановками на светофорах, пробками;
  • защита от осыпания, короткого замыкания;
  • быстро заряжается;
  • возможность использования на автомобилях с системой Старт/Стоп;
  • не теряет рабочие качества при потере заряда;
  • большая энергоёмкость;
  • не боится холодной погоды;
  • выдерживает частые циклы разряд/заряд.

Минусы:

  • высокая цена;
  • большой вес.

Батареи EFB безотказно работает в течение 5 – 7 лет.

Щелочные

В качестве электролита в аккумуляторных батареях такого типа применяется щёлочь: едкий калий или едкий натрий. АКБ в основном используется на спецтехнике.

Плюсы:

  • быстрое восстановление после разряда;
  • сохраняет работоспособность при низких температурах;
  • не боится глубоких разрядов;
  • большой рабочий ресурс;
  • минимальный уровень саморазряда;
  • небольшая масса.

Минусы:

  • снижение ёмкости при недозарядке;
  • невысокий КПД;
  • увеличенные габариты.

Срок службы щелочных АКБ при правильной эксплуатации равен 25 годам.

Как выбрать аккумулятор для авто

                                                                                 

При покупке нужно учитывать следующие факторы:

  • Тип АКБ.
  • Технические характеристики: ёмкость батареи, величину пускового тока.
  • Цену.

    Мотор

    Объём двигателя, л

    Ёмкость,

    Ah

    Дизель

    Меньше 1.5

    1.5 – 2.0

    2.0 – 2.2

    2.3 – 2,8

    2,9 – 3,5

    3.5 – 6.5

    Больше 6.5

    63 – 70

    72 – 77

    75 – 80

    90 – 100

    100 – 105

    110 – 145

    Больше 190

    Бензиновый инжекторный двигатель

    Меньше 1.6

    1.6 – 2.0

    2,0 – 2,4

    2. 5 – 3.0

    3.0 – 3.5

    Больше 3.5

    44 – 50

    55 – 60

    63 – 75

    77 – 80

    90 – 100

    Больше 100

Таким образом, опираясь на данные рекомендации можно быстро выбрать правильную батарею для вашего автомобиля, которая прослужит максимально долго.

Предыдущая статья Следующая статья

Эксплуатация сухозаряженных аккумуляторов

Предыдущая статья Следующая статья

Норма уровня электролита в аккумуляторе автомобиля

Читайте также

Зарядка АКБ

9 мин

Как заряжать тяговый аккумулятор?

Для обеспечения постоянного электроснабжения лодочной и промышленной техники используются тяговые аккумуляторы. Они отличаются от стартовых батарей тем, что обеспечивают стабильное электропитание двигателей, а не только для кратковременной подачи пускового тока. Такие аккумуляторы устанавливаются на

Лодочный мотор

10 мин

Техобслуживание лодочного мотора

Каждый владелец водного транспорта с подвесным ДВС понимает, что нужно регулярно и своевременно выполнять текущий ремонт и обслуживание лодочных моторов. В противном случае, техника в неподходящий момент откажет, потребует дорого восстановления, и в итоге не выработает рабочий ресурс, заявленный про

Литиевая смазка

10 мин

Где применяется литиевая смазка?

Автомобиль состоит из десятков узлов, в которых металлические детали взаимодействуют друг с другом на скоростях под большими нагрузками и высокими температурами. Для предотвращения преждевременного износа, предотвращения коррозии, отвода тепла и эффективного функционала чаще всего используется пласт

Сайт использует файлы Cookie (куки-файлы)

Продолжая использовать сайт Вы соглашаетесь на сбор данных о Вашем посещении сайта.

Типы аккумуляторов – свинцово-кислотные, AGM, EFB

В этой статье содержится:

    Стартерные аккумуляторы хорошо зарекомендовали себя в миллионах автомобилей по всему миру. Благодаря непрерывным инновациям и дальнейшим разработкам классические жидкостные аккумуляторы с годами стали более производительными, надежными и универсальными. Аккумуляторы EFB и AGM — это новые типы аккумуляторов, отвечающие возросшим требованиям автомобилей нынешнего поколения.

    AGM, EFB, свинцово-кислотные: три различных типа аккумуляторов — много общих характеристик

    Аккумуляторы AGM и EFB отличаются высокой производительностью. Несмотря на различные технологические подходы, аккумуляторы последнего поколения имеют и другие общие положительные черты: они требуют меньшего обслуживания и более надежны, чем 10 лет назад, благодаря достижениям в технологии аккумуляторов.

    Всего несколько десятилетий назад уровень кислоты в автомобильном аккумуляторе нужно было регулярно проверять и при необходимости доливать дистиллированную воду. В современных необслуживаемых батареях потери воды настолько малы, что доливка дистиллированной воды не требуется в течение всего срока службы батареи.

     

    Стартерные батареи, батареи EFB и батареи AGM: различия между типами батарей

    1. Батареи с жидкостными элементами (SLI) – проверенные и экономичные

    Обычная стартерная батарея состоит из шести аккумуляторных элементов. Ячейка батареи, также называемая блоком пластин, состоит из положительного и отрицательного набора пластин, которые, в свою очередь, состоят из нескольких электродов.

    Положительный электрод состоит из активного материала из оксида свинца и положительной сетки из свинцового сплава. Сетчатая структура придает электродам прочную структуру и одновременно служит электрическим проводником. Активный материал погружают в электролит, смесь кислоты и дистиллированной воды.

    Отрицательный электрод также состоит из активного материала, но в данном случае из чистого свинца, и отрицательной сетки. Электроды с разной полярностью разделены сепаратором. Требуемая емкость батареи достигается параллельным соединением отдельных пластин в ячейке. При последовательном соединении отдельных элементов получается необходимое напряжение 12 Вольт.

    Хотите узнать больше? О том, как работает аккумулятор, вы можете узнать в нашей статье об устройстве и функциях стартерных аккумуляторов.

    Обычные батареи, такие как свинцово-кислотные, являются наиболее распространенными типами батарей. Эту технологию часто называют SLI, которая связана с основными функциями автомобильного аккумулятора: запуск, освещение и зажигание. Они подходят для автомобилей без технологии «старт-стоп» и с умеренным количеством потребителей электроэнергии.

     

    1. Аккумуляторы EFB — много циклов зарядки и долгий срок службы

    Аккумуляторы EFB представляют собой оптимизированную, более производительную версию жидкостного аккумулятора. Аббревиатура «EFB» расшифровывается как «Enhanced Flooded Battery». Здесь также пластины изолированы друг от друга микропористым сепаратором. Между пластиной и сепаратором также имеется полиэфирная сетка. Этот материал помогает стабилизировать активный материал пластин и продлить срок службы батареи. Аккумуляторы EFB имеют большое количество возможных циклов зарядки и обеспечивают более чем вдвое большую производительность частичного и глубокого разряда по сравнению с обычными аккумуляторами.

    Аккумуляторы EFB часто устанавливаются в автомобилях с простыми автоматическими системами старт-стоп. Благодаря своим превосходным характеристикам аккумуляторы с технологией EFB также все чаще используются в качестве замены для обычных свинцово-кислотных аккумуляторов.

     

    1. Аккумуляторы AGM – высокая производительность и нагрузочная способность

    Аккумуляторы AGM универсальны, обладают высокой производительностью и рассчитаны на высокие требования. В принципе, структура AGM-аккумулятора такая же, как и у жидкостного аккумулятора. Однако в AGM электролит больше не находится в свободном плавании, а связан в специальном сепараторе из стекловолокна — отсюда и название «абсорбирующий стеклянный мат». Большая площадь контакта способствует выходной мощности, а также делает аккумулятор герметичным. Благодаря своей конструкции батарея герметична. Эта функция обеспечивает внутреннюю рекомбинацию кислорода и водорода, что исключает потери воды. Для защиты от избыточного давления отдельные элементы аккумуляторной батареи оснащены предохранительным клапаном, благодаря чему они остаются в безопасности даже в случае неисправности.

    По сроку службы аккумуляторы AGM имеют значительные преимущества перед простыми стартерными аккумуляторами. Аккумулятор AGM может выдерживать в три раза больший срок службы, чем обычный стартерный аккумулятор. Еще одним преимуществом аккумуляторов AGM является то, что они не зависят от своего положения, так как из-за связывания электролита никакая жидкость не может вытекать. Даже если корпус батареи треснул, аккумуляторная кислота не может вытечь. Аккумуляторы AGM

    идеально подходят для автомобилей с автоматическими системами старт-стоп с рекуперацией энергии торможения (рекуперацией), поскольку обычная стартерная батарея не может справиться с высокими требованиями этих систем к мощности. Аккумуляторы AGM также являются правильным выбором для автомобилей с высоким энергопотреблением и большим количеством потребителей электроэнергии.

     

    Какой аккумулятор для какого автомобиля?

    На партнерском портале VARTA партнерские мастерские могут быстро найти подходящий сменный аккумулятор, его положение в автомобиле, а также инструкции по установке и снятию для большинства автомобилей, используемых в Европе. Поиск аккумуляторов VARTA также является полезным инструментом для наших конечных клиентов, чтобы решить, какая аккумуляторная батарея подходит для их автомобиля.

    При определенных обстоятельствах может оказаться целесообразным перейти на аккумулятор с другой технологией. Здесь вы можете прочитать о том, когда это так. Аккумулятор AGM всегда следует заменять аккумулятором AGM. Если в автомобиле с системой Start-Stop установлена ​​обычная батарея, следует ожидать значительного сокращения срока службы батареи или ограничений в работе системы управления энергопотреблением автомобиля. Это также применимо, если функция старт-стоп отключена.

     

    Центр данных по альтернативным видам топлива: Аккумуляторы для электромобилей

    В большинстве подключаемых гибридов и полностью электрических транспортных средств используются подобные литий-ионные аккумуляторы.

    Системы накопления энергии, обычно батареи, необходимы для полностью электрических транспортных средств, подключаемых гибридных электромобилей (PHEV) и гибридных электромобилей (HEV).

    Типы систем накопления энергии

    Следующие системы накопления энергии используются в полностью электрических транспортных средствах, PHEV и HEV.

    Литий-ионные батареи

    Литий-ионные батареи в настоящее время используются в большинстве портативных электронных устройств, таких как сотовые телефоны и ноутбуки, из-за их высокой энергии на единицу массы по сравнению с другими системами хранения электроэнергии. Они также имеют высокое отношение мощности к весу, высокую энергоэффективность, хорошие характеристики при высоких температурах и низкий саморазряд. Большинство компонентов литий-ионных аккумуляторов могут быть переработаны, но стоимость восстановления материалов остается проблемой для отрасли. Министерство энергетики США также поддерживает Премию по переработке литий-ионных аккумуляторов, чтобы разработать и продемонстрировать выгодные решения для сбора, сортировки, хранения и транспортировки отработанных и выброшенных литий-ионных аккумуляторов для возможной переработки и восстановления материалов. В большинстве современных полностью электрических транспортных средств и PHEV используются литий-ионные аккумуляторы, хотя точный химический состав часто отличается от химического состава аккумуляторов бытовой электроники. Продолжаются исследования и разработки, направленные на снижение их относительно высокой стоимости, продление срока их службы и решение проблем безопасности в отношении перегрева.

    Никель-металл-гидридные батареи

    Никель-металл-гидридные батареи, обычно используемые в компьютерном и медицинском оборудовании, имеют разумную удельную энергию и удельную мощность. Никель-металлогидридные батареи имеют гораздо более длительный жизненный цикл, чем свинцово-кислотные батареи, они безопасны и устойчивы к небрежному обращению. Эти батареи широко используются в HEV. Основными проблемами, связанными с никель-металлгидридными батареями, являются их высокая стоимость, высокий саморазряд и выделение тепла при высоких температурах, а также необходимость контроля потерь водорода.

    Свинцово-кислотные батареи

    Свинцово-кислотные батареи могут быть рассчитаны на большую мощность, они недороги, безопасны и надежны. Однако низкая удельная энергия, плохие характеристики при низких температурах, а также короткий календарный и жизненный цикл препятствуют их использованию. Разрабатываются усовершенствованные свинцово-кислотные аккумуляторы большой мощности, но эти аккумуляторы используются только в имеющихся в продаже электромобилях для вспомогательных нагрузок.

    Ультраконденсаторы

    Ультраконденсаторы накапливают энергию в поляризованной жидкости между электродом и электролитом. Емкость накопления энергии увеличивается по мере увеличения площади поверхности жидкости. Ультраконденсаторы могут обеспечивать транспортным средствам дополнительную мощность при ускорении и подъеме на холм, а также помогают восстанавливать энергию торможения. Они также могут быть полезны в качестве вторичных накопителей энергии в транспортных средствах с электроприводом, поскольку они помогают электрохимическим батареям выравнивать мощность нагрузки.

    Утилизация аккумуляторов

    Электромобили появились на автомобильном рынке США относительно недавно, поэтому лишь небольшое их количество подошло к концу срока службы. Поскольку автомобили с электроприводом становятся все более распространенными, рынок переработки аккумуляторов может расшириться.

    Широко распространенная переработка аккумуляторов предотвратит попадание опасных материалов в поток отходов как в конце срока службы аккумулятора, так и в процессе его производства. Извлечение материалов из рециркуляции также вернет критические материалы обратно в цепочку поставок и увеличит внутренние источники таких материалов. В настоящее время ведется работа по разработке процессов переработки аккумуляторов, которые сводят к минимуму воздействие на жизненный цикл использования литий-ионных и других типов аккумуляторов в транспортных средствах. Но не все процессы переработки одинаковы и требуют разных методов разделения для извлечения материала:

    • Плавка : Процессы плавки извлекают основные элементы или соли. Эти процессы сейчас работают в больших масштабах и могут работать с несколькими типами батарей, включая литий-ионные и никель-металлгидридные. Плавка происходит при высоких температурах, когда органические материалы, включая электролит и угольные аноды, сжигаются в качестве топлива или восстановителя. Ценные металлы извлекаются и отправляются на аффинаж, чтобы продукт был пригоден для любого использования. Другие материалы, в том числе литий, содержатся в шлаке, который теперь используется в качестве добавки к бетону.
    • Прямое восстановление : С другой стороны, некоторые процессы переработки напрямую восстанавливают материалы, пригодные для использования в батареях. Компоненты разделяются различными физическими и химическими процессами, и все активные материалы и металлы могут быть восстановлены. Прямое восстановление представляет собой низкотемпературный процесс с минимальным потреблением энергии.
    • Промежуточные процессы : Третий тип процесса находится между двумя крайностями. В таких процессах могут использоваться несколько типов батарей, в отличие от прямого восстановления, но материалы извлекаются дальше по производственной цепочке, чем при плавке.

    Разделение различных материалов для аккумуляторов часто является камнем преткновения при восстановлении ценных материалов. Таким образом, конструкция батареи, предусматривающая разборку и переработку, важна для успеха электромобилей с точки зрения устойчивости. Стандартизация батарей, материалов и конструкции элементов также упростит и удешевит переработку.

    См. отчет: Техническая и экономическая целесообразность использования бывших в употреблении аккумуляторов для электромобилей в стационарных устройствах.

Back to top