Заз 965 снизу: ЗАЗ 965 () (965, 965Б)- описание, характеристики, история.

Путь от FIAT 600 через Москвич-444 к “Запорожцу”: как создавали ЗАЗ-965

  • Главная
  • Статьи
  • Путь от FIAT 600 через Москвич-444 к “Запорожцу”: как создавали ЗАЗ-965

Автор:
Сергей Ионес

Можно смеяться над ним сколько угодно, но “горбатый” ЗАЗ-965 был настоящим европейским автомобилем, он был близок ко многим малолитражным иномаркам 50-60-х годов и ни в чём не уступал им. При этом его необычная конструкция — это плод множества экспериментов и поиска компромиссов. Листая архивные документы, сегодня узнаем, зачем военные заказчики настояли на воздушном охлаждении, почему у ЗАЗа двери открываются против хода, что в нём осталось от FIAT 600, что позаимствовано от Volkswagen Kafer, и причём тут “Москвич”.

Времена не выбирают?

Удивительно, что в худшие времена для частного автомобилизма в СССР появился автомобиль, ориентированный на продажу частникам. Как выясняется, И.В. Сталин, не имел ничего против частных машин. Благодаря сталинскому приказу, специально для частных владельцев сконструировали КИМ. В его судьбу вмешалась война, но едва она кончилась, как в мае 1947-го Нарком автомобильной промышленности СССР С.А. Акопов издал указ, разрешающий продажу новых «Москвичей» и «Побед» частникам.

А при Хрущёве подняли голову предрассудки, будто частный автомобиль — «чуждое явление». Главный конструктор МЗМА А.Ф.Андронов вынужденно прикрывался заявлениями, что «завод делает автомобили для экспорта». В 1962-м на итальянской выставке в Москве FIAT показал макет автозавода, предлагаемого для строительства в СССР и похожего на будущий ВАЗ. Но только когда к власти пришёл Леонид Ильич Брежнев, такой проект стал реальностью, как и два других – реконструкция МЗМА и дублирование производства «Москвичей» в Ижевске.

Как случилось, что в те годы увидел свет Запорожец? Очень просто. Пока неизвестно кому пришла в голову идея пополнить типаж советских автомобилей малогабаритным транспортным средством для переднего края, чья задача по пути «туда» подвозить к месту боя оружие и боеприпасы, а на обратном пути вывозить раненых. Проблема в том, что эта машина требовалась в небольших количествах, и ее производство стало бы убыточным. Но перед глазами стоял опыт фирм Volkswagen и DKW, выпускавших на одной базе малогабаритные военные и гражданские автомобили.

Со стороны института НАМИ, которому поручили проект, пришло встречное предложение – выполнить на одинаковых агрегатах несколько машин:

  1. Легковой автомобиль общего пользования, пригодный для экспорта.
  2. Автомобиль для инвалидов, превосходящий серпуховскую мотоколяску.
  3. Малотоннажные пикап, фургон, и миниатюрный автобус в унифицированных кузовах.
  4. Лёгкий вездеход для села.
  5. Штабной автомобиль с простейшим кузовом для армии.
  6. Сам транспортёр переднего края в колёсном и гусеничном вариантах.

Действующие лица и исполнители

Борис Михайлович Фиттерман, в 50-60-е возглавлявший Лабораторию легковых автомобилей НАМИ, в конце 80-х «приписал» разработку первого Запорожца себе, и сейчас многие сайты бездумно называют его «главным конструктором ЗАЗ-965». Но всё было иначе. Фиттерман действительно возглавлял научно-исследовательские работы по изучению европейских микролитражек и мотоколясок, руководил испытаниями закупленных иномарок, среди которых были едва пригодные для дорог общего пользования изделия с 1-2-цилиндровыми мотоциклетными моторами, простейшими кузовами на 2 человек. Но встречались и полноценные автомобили, пусть самые дешёвые: FIAT-600, DAF, Citroen 2CV и, конечно же, знаменитый «Жук» Volkswagen. Фиттерман разрабатывал транспортёр переднего края НАМИ-032 и унифицированный с ним двухместный инвалидный НАМИ-031. А гражданским автомобилем занимался не НАМИ, а ОГК МЗМА.

Как было на самом деле, описал в своих воспоминаниях Александр Фёдорович Андронов. Его вызвал к себе министр автомобильной промышленности (в недавнем прошлом главный инженер ГАЗа) Николай Иванович Строкин и поручил разработать микролитражный автомобиль. Андронов отказывался – ОГК МЗМА занимался модификациями Москвича, джипами серии 415/416, уже задумывалась перспективная модель. Андронов сам предложил передать это НАМИ. Строкин ответил, что для такой работы нужен коллектив, какого нет в НАМИ, поэтому институт с заданием не справится, и никто в стране не знает маленькие автомобили лучше, чем Андронов и его подчинённые. Ещё Строкин добавил, что ему нравится FIAT-600, который надо взять за образец.

Министр отлично знал, как Андронов ненавидит копировать иномарки и только что полностью самостоятельно разработал оригинальное советское семейство Москвича-402 с модификациями. Поэтому, он оговорился, что «обдирать ФИАТ» не нужно, но важнейшее для автомобильного производства членение узлов кузова придётся повторить итальянское. Внешнюю форму (т.е. дизайн) Андронов может изменить, как хочет.

FIAT-600 в НАМИ

Добавим, что Фиттерман подробно описал устройство узлов кузова FIAT-600, обосновав, что это хороший современный автомобиль, удобный для массового выпуска. Но он занимался чистой теорией, а вся черновая практическая работа легла на плечи Андронова и конструкторов ОГК МЗМА. Опыта конструирования заднемоторных машин с независимой подвеской всех колёс в СССР практически не было. Два «авангардных» проекта Юрия Долматовского показали, как сложно сделать такую машину.

Первую разработку НАМИ-013 с трудом «научили ездить». Вторая, «Белка», оказалась некомфортной для водителя (хозяина машины) и пассажира (члена его семьи), которых усадили прямо на переднюю ось, да ещё под протекающий в дождь колпак торцевой двери. На ходу «Белка» показала опасную для неопытного водителя управляемость. НАМИ-013 и «Белка» вышли неремонтопригодными и несовместимыми с технологией массового производства.

Андронову пришлось мобилизовать всё ОГК, ремонтные и технологические цеха завода. Конструкторы и производственники работали в две смены, не спали ночами. Андронов писал Строкину и в московский совнархоз: мы «зашиваемся», дайте дополнительно людей, выделите площади, выпишите, наконец, денег. Ему не отвечали. Но взвод отлично выполнил приказ – за три года конструкторы ОГК МЗМА разработали кузов и ходовую часть. Коробку передач КБ шасси МЗМА под руководством К.И. Файбисовича сделало не только для своей машины, но также для НАМИ-031 и НАМИ-032. О производстве микролитражки на МЗМА не могло быть и речи. Тесная «старая территория» завода исключала одновременный выпуск Москвича и заднемоторной новинки. Индекс Москвич-444 применялся временно для оформления чертежей и спецификаций, а в Запорожье документацию и модернизированные опытные образцы передавали уже, как Москвич-965.

Тем временем, в НАМИ Александр Семёнович Айзенберг, до войны конструировавший 8-цилиндровый верхнеклапанный «царь-двигатель» для ЗИС-101, колдовал над мотором. Один вариант забраковал, второй, третий. Как у FIAT нельзя – заказчику в погонах нужно воздушное охлаждение для ТПК, чтобы в бою не прострелили радиатор. «Воздушный» мотор пришлось конструировать целых 6 раз. Системную ошибку нашёл коллектив Андронова. Почти мгновенно забраковали «оппозит» от мотоцикла «Урал», непригодный для 4-местного автомобиля. Испытания показали, что автомобиль не способен ехать на двух цилиндрах — необходимо, без вариантов, четыре. Для сравнения группа Айзенберга представила оппозитный или V-образный 4-цилиндровые варианты. Первый едва помещался в маленьком моторном отсеке, гарантировал проблемы с охлаждением и техобслуживанием. Второй оказался настолько компактным, что слева в моторном отсеке оставалось место для автономного бензинового отопителя, а справа осталось свободное пространство.

Москвич-965 с оппозитным двигателем

Конструкторскую службу ЗАЗа набирали из опытнейших газовцев. Москвичи с МЗМА и из НАМИ не хотели ехать в Запорожье, теряя московскую прописку. Документацию с МЗМА передавали в руки горьковских конструкторов Григория Моисеевича Вассермана, Юрия Наумовича Сорочкина, Ивана Алексеевича Сандалова. Они успешно довели Запорожец до конвейера. Выпуск двигателей освоил завод дизелей в Мелитополе в 112 км. от Запорожья, вошедший в одно производственное объединение с ЗАЗом.

FIAT, Москвич и Запорожец

Принятый к производству ЗАЗ-965 отличался от Москвича-444 не только двигателем. В Москве держались за «фиатовскую» переднюю подвеску с поперечной плавающей рессорой. Испытатели доказали, что для бездорожья она не годится. Главный конструктор НАМИ, знаменитый А.А. Липгарт приказал скопировать торсионную подвеску Volkswagen. Интересно, что такую подвеску уже опробовали на НАМИ-031, и не кто-нибудь, а компоновщики ОГК МЗМА сочли «невозможной» её установку на Москвич-444. Задняя подвеска практически осталась от FIAT-600 и того же Volkswagen с той же формой рычагов. Потому у ЗАЗ-965 задние колёса стояли под углом к вертикали, и зазвучали насмешки насчёт его «косолапости».

С МЗМА пошли не совсем обычные колёса. Во-первых, на Запорожце впервые в СССР применили 13-дюймовые шины. Но у FIAT они были вообще 12-дюймовые! Во-вторых, Запорожец отличался лёгкими дисками в виде «бублика» с большим отверстием. Это – наследство первых образцов Москвича-444, у которых, чтобы хоть как-то вставить в автомобиль мотоциклетный мотор, пришлось снабдить задние колёса бортовыми редукторами, выступавшими наружу. В дверях первых образцов стояли «нищенские» раздвижные стёкла, но в КБ кузовов МЗМА внедрили нормальные форточки и стеклоподъёмники.

Андронов как раз тогда привлёк в КБ кузовов профессиональных дизайнеров с художественным образованием. Внешнюю форму они подкорректировали, насколько возможно. В отличие от FIAT-600 у ЗАЗ-965 «ступенчатый», а не «покатый» задок. У FIAT линия передних крыльев «уходит» в подштамповку на двери и обрывается, как «дорожка в никуда». Снизу от арки заднего колеса тоже идёт ребро, которое тоже обрывается. Страшного ничего в этом нет, только художники МЗМА Борис Иванов и Ефим Мастбаум сделали намного лучше. Боковина Москвича-444 обрела цельность, когда появилась ровная горизонтальная линия, идущая от носа до хвоста, и связывающая в одно целое передние крылья с задними.

Боковина Запорожца напоминает Победу М-20, что не удивительно. Люди, которые его создавали, каждый день видели на улице идущие сплошным потоком Победы. При подготовке производства «ушли» лишние украшения: «гребёнка» на заднем крыле, горизонтальное ребро на двери, отчего облик стал цельным и лаконичным. Не прижились только оригинальные передние крылья – «фиатовские» было проще изготавливать массово.

ЗАЗ-965 дверь

Открывающиеся против хода двери с наружными петлями казались «атавизмом» довоенных кузовов. Но в ОГК МЗМА их оставили от FIAT умышленно. Андронов предложил здравую идею. Инвалидную машину выполнить не в виде оригинальной модели, требующей отдельной подготовки производства, как НАМИ-031, а как модификацию, унифицированную с автомобилем общего пользования. Опыт разработки инвалидных вариантов Москвичей на заводе накопил конструктор Б.В. Ефремов, ходивший на протезах собственной разработки. Открывающаяся против хода широкая «фиатовская» дверь отлично подходила для инвалидов. По удобству пользования и ходовым качествам Запорожец не шёл ни в какое сравнение с серпуховскими мотоколясками.

Болезни роста

Перестроенный завод сельскохозяйственных машин с трудом осваивал автомобиль. По плану ЗАЗ рассчитывали на 150 тысяч машин в год. Документацию на модель 965 МЗМА передавал на ЗАЗ с декабря 1958 по март 1959-го. В четвёртом квартале 1960-го через отдел сбыта прошли первые 537 товарных Запорожцев, а за 1961-й в торговую сеть ушло только 8297 машин. Следующие два года производство понемногу «оживало», приближаясь к 20 тысячам машин в год. Но о проектной мощности завода оставалось только мечтать, так в 1966 году увидело свет около 45 тысяч Запорожцев. Несколько тысяч составляли инвалидные машины, чуть больше тысячи в год – модификация для медпомощи. Экзотический почтовый ЗАЗ-965С с правым рулём строили два года: 200 машин в 1962-м и 450 – в 1963-м.

Запорожцы разошлись по стране, но ни о предпродажной подготовке, ни о сервисном обслуживании никто не задумался. Частники неофициально ремонтировали Волги в таксопарках, а Москвичи – на автобазах связи и медслужбы. Что делать с Запорожцем, особенно в глубинке, не знал никто.

ЗАЗ-965М

Сыпались жалобы на поломки, отсутствие запчастей и вопросы, где вообще такую машину ремонтировать. «Болезни роста» были неизбежны. Но кто преодолел трудности, тот оценил, что Запорожец может развернуться «на пятачке» в тесном городском дворе, по проходимости не уступает полноприводным машинам (он лёгкий и с сильно загруженными ведущими колёсами), что завести его в мороз не сложно, предварительно «раскочегарив» автономный отопитель. Правда, огнеопасная печка не прощала ошибок и требовала внимательного изучения инструкции.

ЗАЗ-965. Две машины образца 1960 года, третья — 1962 года

«Тесный» салон оказался не таким уж тесным, да и многие владельцы Запорожцев поездили на Москвичах в «420-м кузове». А потом маленький 4-местный закрытый автомобиль на четырёх колёсах – это принципиально иной уровень удобств по сравнению с мотоциклом. Напомню, что частных мотоциклов в СССР было очень много ещё до войны, а к 60-м они стали массовыми.

Новый Запорожец, грузовой Запорожец, военный Запорожец

С 1961 по 1966 годы в ОГК ЗАЗа разрабатывали Запорожец нового поколения ЗАЗ-966 с более просторным салоном и более совершенной подвеской. Все домыслы, будто он «скопирован с NSU Prinz» оказались неправдой. Ни на ЗАЗе, ни в НАМИ не было таких машин, закупленных в качестве аналогов, создатели ЗАЗ-966 вообще ничего не знали об этой модели NSU, а под мнимой схожестью внешней формы скрывается совсем иное членение и конструкция узлов кузова. В декабре 1966-го ЗАЗ едва осилил два (!) товарных экземпляра «нового Запорожца», а за весь 1967-й сдал в сбыт только 933 машины.

ЗАЗ-965 ренгеновский рисунок

ЗАЗ-965 и ЗАЗ-966 вполне могли сосуществовать и в СССР – они относились к разным группам особо малого класса, отличались по вместимости, потребительским качествам и цене. Поспешное снятие с производства ЗАЗ-965 в мае 1969 года единодушно осудили автовладельцы – с рынка ушёл самый дешёвый автомобиль. Возмущённые голоса звучали до 80-х, когда объявили о предстоящем выпуске Оки. Несмотря на откровенно позаимствованные у FIAT и Volkswagen технические решения, ЗАЗ-965 неплохо продавался в Европе, что не скажешь о ЗАЗ-966. Там где удавалось продать сотни «старых» Запорожцев, едва находили покупателей считанные десятки «новых».

Что касается семейства машин различного назначения, то роль автомобиля общего пользования сыграл сам Запорожец, роль инвалидного, как уже сказано выше, – его модификации. Автомобиль для сельского хозяйства с тем же силовым агрегатом увидел свет в конце 60-х, как ЛуАЗ-969 в разных вариантах.

ЛуАЗ-969

ЗАЗ-970 вагонной компоновки в виде фургона, пикапа и мини-автобуса, был сконструирован, испытан и брошен на полпути. Также не увидел серийного производства ЗАЗ-971Д с простейшим открытым кузовом и задним расположением двигателя. А транспортёр переднего края, ради которого затевался весь проект, добирался до луцкого конвейера долго. Первую товарную партию ЛуАЗ-967 изготовили только в 1975 году.

история

 

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв

Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет

В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов…

18192

7

205

13. 09.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0

Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть…

14594

10

41

13.08.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы!

Хотите купить сегодня  машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з…

11832

26

30

10. 08.2022

Тюнинг ЗАЗ 965 — самостоятельная модернизация основных деталей «горбатого»

Тюнинг ЗАЗ 965 напрямую зависит от того, какую функцию автомобиль выполняет в хозяйстве. Если владелец машины содержит машину исключительно как красивый раритет, то выполняется только улучшение экстерьера Запорожца, без вмешательства в работу элементов под капотом. Если же машина используется по назначению, то стоит заменить мотор и доработать подвеску, а также сделать стайлинг кузова.

Фото: Карельские вестиКарельские вести

1 Замена двигателя машины – для повышения мощности и динамики

Видео дня

Как ни крути, а в увеличении мощности ЗАЗ 965 все же нуждается, особенно если машина регулярно эксплуатируется. При 30 «лошадках» штатного мотора ездить на автомобиле можно разве что к ближайшему магазину. К счастью, выполнить тюнинг советского «старика» вполне реально своими руками. Первое, что для этого потребуется – определиться с запчастями для замены.

Как показывает практика, оптимальным вариантом для тюнинга раритета станет карбюраторный мотор от ВАЗ 2101 или ВАЗ 2105. Для замены штатного силового агрегата Запорожца потребуется поставить автомобиль на ровной поверхности.

Замена двигателя ЗАЗ 965Рекомендуем ознакомиться

ЗАПОРОЖЕЦ + BMW РАВНО… ДРИФТ: ТЮНИНГ ЗАЗ-968

«Москвич-401» – тюнинг своими руками

Тюнинг ГАЗ 69 – как сделать легендарную модель современнее

Тюнинг ЗАЗ 968м –лучшие варианты модернизации!

Тюнинг УАЗ Патриот – конструктивные решения для улучшения внедорожника

Тюнинг ЗИЛ 130 – современные способы усовершенствования

Тюнинг Луаз – улучшаем раритет, сохраняя индивидуальность

Тюнинг Москвич 2141 – кардинальные изменения для максимального эффекта

Тюнинг ГАЗ 66 – улучшаем характеристики русского внедорожника

Мотор в раритетном авто расположен в задней части, и чтобы заменить двигатель, придется полностью снимать крышку багажника. В противном случае можно сломать ее подъемником.

После демонтажа крышки нужно аккуратно приподнять мотор, отсоединить шланги подачи топлива, канал сцепления и всю имеющуюся проводку. Далее полностью демонтируем мотор и очищаем посадочное место. Затем монтируем новый двигатель. Подключаем заводские шланги и опускаем мотор на место. В конце останется закрепить двигатель и проверить его работу.

2 Монтаж новых ступиц на ЗАЗ – улучшаем управляемость раритета

Тюнинг ЗАЗ 965 невозможно представить без доработки подвески. Первый элемент ходовой части, который нуждается в замене – это ступицы или ступичные подшипники. В современных автомобилях ресурс этих запчастей рассчитан не более чем на 80 тыс. км. пробега, а что уж говорить о стареньком Запорожце. Нам понадобятся новые детали от Tavria или ГАЗ. Кроме того, для замены своими руками нужно подготовить:

упоры и домкрат;

комплект гаечных ключей;

шестигранники;

молоток;

приспособление для выпрессовывания.

Доработка подвески Запорожца

Для начала ставим упоры под задние колеса машины. Срываем крепежи того колеса, с которого вы начинаете замену ступицы. Далее вывешиваем авто домкратом. Ставим подпорку под кузов и снимаем колесо. Разводим тормозные колодки и снимаем суппорт. После этого потребуется полностью снять детали тормозной системы и выкрутить болт ступицы. Снимаем элементы рулевой тяги и молотком выбиваем шаровую опору. Вынимаем ШРУС и демонтируем кулак ступицы.

Следующим шагом станет выпрессовывание ступичного подшипника. Если под руками нет специального съемника, то можно использовать любое другое приспособление. Далее монтируем новую запчасть и надежно запрессовываем ее. Делается это так же, как и при запрессовке сайлентблоков. После этого приступаем к обратной сборке конструкции. Выполняем те же действия с другим колесом и переходим к работе с экстерьером ЗАЗ.

3 Оригинальный тюнинг оптики и не только

Среди современных автомобилей Запорожец смотрится довольно-таки колоритно. Однако можно сделать его внешний вид еще оригинальнее, установив вместо штатной передней оптики фары от модели ИЖ 412.

Этот тюнинг довольно просто выполнить своими руками. Первое, что потребуется – это демонтировать заводскую оптику машины. Вначале вытягиваем подвижный «горшок» и отключаем проводку фар от колодки. Спиливаем язычок в верхней части «глазка», после чего снимаем облицовочный ободок штатной оптики.

Тюнинг фар автомобиля ЗапорожецДалее потребуется примерить фару от ИЖ. Прикладываем излучатель к месту посадки и отмечаем места для шести отверстий, два из которых должны быть чуть больше остальных. Таким образом, четыре отверстия будут служить для крепежа, а два чуть побольше мы используем для монтажа регулировочных фишек. Новые фары будут располагаться в вертикальном положении, поэтому нам потребуется полностью спилить язычок. Демонтируем с излучателя фишки для регулировки и фонарь. Далее просовываем проводку от фары ИЖ внутрь отверстия, где раньше располагались провода от фар Запорожца. Прикладываем ободок и крепим его, протянув болты изнутри. Далее в закрепленный ободок устанавливаем фишки и сам излучатель.

На установленную оптику можно нанести тонировку. Для этого фары моются и обезжириваются. После этого обрызгиваем переднюю оптику водой, а также смачиваем тонировочную пленку. Отклеиваем изделие от бумажной подложки и аккуратно приклеиваем его на фару. После этого шпателем выгоняем воздушные пузыри и оставляем оптику сохнуть. Как только фара высохла, можно продолжать эксплуатацию авто.

4 Тюнинг дверей машины – чтобы обезопасить себя и других

Еще один вариант внешнего тюнинга – это замена механизма открывания задних дверей. Изначально двери ЗАЗ открываются против движения. Эта, своего рода, «фишка» авто смотрится довольно оригинально. Но если открыть двери на ходу, то это может привести к непредвиденным последствиям. Поэтому, от греха подальше, можно переставить двери на передние петли. Для подобной доработки своими руками нам потребуется новый замок, петли и дрель.

Перестановка дверей ЗАЗ 965 на передние петлиСначала необходимо снять задние двери Запорожца, после чего демонтируем механизмы открывания дверей. Откручиваем и вытягиваем с дверей замки закрывания. Прикладываем петли к тому месту, где будем их устанавливать, и дрелью просверливаем по два отверстия сверху и снизу арки.

Устанавливаем петли, после чего приступаем к монтажу нового замка в двери авто. Для этого примеряем новую деталь, и, при необходимости, просверливаем дополнительные дырки. Крепим блокиратор, предварительно смазав его конструкцию пастой WD-40. Этим же составом обрабатываем петли перед установкой дверей. В конце ставим дверцы и проверяем их положение – детали должны встать ровно и не шататься.

«Запорожец» ЗАЗ 965 — русские традиции

В 1863 году на Украине в городе Александрия (так назывался до 1921 года город Запорожье) была основана небольшая фабрика по производству сельскохозяйственных орудий. После Октябрьской революции он был отремонтирован и расширен, в годы первой пятерки стали выпускать комбайны

В годы Великой Отечественной войны был полностью разрушен, а после войны восстановлен и переоборудован.
В 1956 году Московский завод малолитражных автомобилей — МЗМА (ныне АЗЛК) прекратил выпуск небольших, легких, четырехместных «Москвич-401» (длина — 3855 мм, масса -840 кг. ) и перешел на выпуск более вместительных, комфортабельных и дорогой «Москвич-402». Спрос на компактную, легкую и простую машину остался.
В 1955-1960 годах на советских заводах и в НИИ было спроектировано, построено и испытано множество опытных образцов микролитражек. Это позволило более четко определить требования к машинам сверхнизкого класса. В то же время принято решение о реконструкции комбайнового завода «Коммунар» в Запорожье и завода легких дизельных двигателей в Мелитополе, чтобы с 1960 года развернуть производство малолитражных автомобилей.
Проектирование, постройку и отладку опытных образцов новой машины поручили коллективу МЗМА. Разработка малолитражки стартовала осенью 1956. За образец взят FIAT-600, самый удачный автомобиль в своем классе. Важным обстоятельством, определявшим выбор, было то, что эта машина была самой новой (начато производство в 1955 г.) и наилучшим образом соответствовала условиям серийного производства на тот момент.
Fiat 600 1955 год на выставке в Женеве. К 1960 году было выпущено более 950 000 автомобилей FIAT-600, включая удлиненную модификацию «Мультипла». Всего, считая машины, изготовленные по лицензии, было выпущено 4 034 000 автомобилей этой модели.
г. Первый опытный образец машины получил индекс «444» и был готов всего через год, в октябре 1957 г. В его облике и конструкции ощущалось влияние Fiat-600. Тем не менее, даже на этом этапе были существенные различия.
Учитывая дорожные условия, конструкторы увеличили посадочный размер шин с 12 до 13 дюймов. Что в свою очередь потребует серьезных изменений в кинематике подвески колес, увеличения колесных ниш.
В отличие от FIAT, на прототип не устанавливался четырехцилиндровый двигатель охлаждения, двухцилиндровый оппозитный МД-65 Ирбитского мотоциклетного завода, имевший воздушное охлаждение. Недостатком двигателя, причем весьма существенным, с компоновочной точки зрения, был весьма продвинутый картер — его глубина (расстояние от оси коленчатого вала до дна масляного поддона) составляла 184 мм. Поэтому для получения приемлемого значения люфта в ступицах задних колес на «Москвич-444» пришлось устанавливать колесные моторы, подобные тем, что применяются сегодня на ЛуАЗ-9.69М.
Кроме того, первый прототип 1957 года отличался от итальянской машины формой задней части, иным оформлением передка, усиленной трансмиссией. Треугольная эмблема спереди, выпуклая стреловидная подштамповка на дверях, декоративный «гребешок» перед проемом заднего колеса (мотив, позаимствованный у «Москвича-402») и четыре круглых воздухозаборника на заднем крыле. Машина имела сменные лобовое и заднее стекла.
Новый дизайн, созданный МЗМА в 1958 году, с измененными элементами конструкции: передним крылом с более высоким верхом, измененной формой подкрылка, экспонировался зимой 1958/59, на ВДНХ СССР. Это машина, на эмблеме которой вместо «444» стояло «650», от первого образца сохранились пружины передней подвески и поперечный сдвиг (невозможно) стекла в двери.
444
Автомобиль Москвич-444,прототип ЗАЗ-965. 1958.Количество мест: 4Двигатель МД-65: 2-цилиндровый,воздушного охлаждения,объем 649 куб.смМощность 17,5 л.с.Размер шин: 13″ Размеры: Длина 3295мм,Ширина 1380мм,Высота 1420мм,База 2024ммСнаряженная масса: 656кг
Двигатель МД-65, на базе мотоцикл, в ходе испытаний показал себя непригодным для автомобиля МД-65 на стенде развивал мощность всего 17,5 л.с. Отсюда и плохая динамика машины: вялый разгон и недобор максимальной скорости (80 км/ч вместо проекта 95 км/ч). Мотор был очень шумным, плохо охлаждался. Но главный недостаток в том, что двигатель был недолговечен: ресурс до капитального ремонта вряд ли мог составить 30 тыс. км
. Следовательно, на МЗМА в 1957 г., а позже и в США приступили к проектированию новых двигателей (НАМИ-В» и «НАМИ-В» -Ф). Для образца были взяты двигатели от «Ситроен 2LS», «Фольксваген Жук» и «БМВ-600». Все эти двигатели имели воздушное охлаждение. Были проведены натурные испытания прототипа машины со всеми вариантами двигателей. Наилучшие показатели были у НАМИ-В, разработанного под двигатель Фольксвагена, который создавался для машины с таким же расположением силового агрегата, выпускавшегося в 1947, было технически и технологически сообщено. Единственным недостатком была трудоемкость операции регулировки клапанов из-за оппозитного расположения цилиндров: стопоры колесных арок.
Все было готово к серийному производству.
Однако коллегия Госплана приняла другое решение. Во-первых, производство переместилось с завода «Москвич» в Киев, на бывший завод сельхозмашин «Коммунар». Во-вторых, для помощи разработчикам был привлечен ряд других специалистов КБ, в частности из группы Б.М. Фиттермана (НАМИ). В-третьих, в качестве двигателя, сославшись на более высокий технический уровень, было решено использовать «НАМИ-Т» — несмотря на сильные возражения разработчиков. И для возражения был повод. НАМИ-Г имел осевой вентилятор охлаждения, т.е. рассчитанный на противоточное охлаждение воздуха. Другими словами, располагался прямо впереди!
Что побудило Комиссию по планированию остаться на этой версии? Аргумент был весьма существенным: отсутствие технической базы для выпуска НАМИ-В» В то же время двигатель НАМИ-Г был практически готов к серийному производству, имелись соответствующие мощности. Молчали, однако, что этот двигатель не был исходным гражданского и военно-промышленного комплекса, разработанного специалистами для легко десантируемых амфибий.Как следствие, ряд технических решений (расположение позади маслорадиатора, высокое положение трамблера, корпус из алюминиево-магниевого сплава, облегченные блоки двигателя) был продиктован основной покупатель
Ограничения по уровню шума не перекрываются, поэтому двигатель «трещал» вообще. Но в целом он был достаточно передовым для своего времени, двигатель имеет ряд оригинальных технических решений. Его основой послужил двигатель немецкой фирмы «БМВ», разработанный в начале 50-х годов для десантируемых вездеходов.
Габариты нового двигателя, уже получившего официальное название — «МеМЗ965», — оказались несколько больше использовавшихся ранее. Хуже всего было то, что из-за V-образного расположения цилиндров под углом 90 градусов двигатель просто не влез в моторный отсек по высоте. Пришлось в спешном порядке менять все задние клиренсы машины. Покатый, плоский задний капот был заменен на выпуклый и немного видоизмененные задние крылья. Потом внести изменения в коробку передач, т.к. ФИАТовская не подходит для раздачи номеров.
Было решено использовать коробку, разработанную совместно с «МеМЗ» для армии. Но он представлял собой единую конструкцию собственно коробки, сцепления, дифференциала, демультипликатора и раздатки.
После недолгих раздумий решил «вырезать» блок «демультипликатор — раздатка» и изменить конструкцию механизма выбора передач. Заодно пришлось внести изменения в кузов и заднюю подвеску. К этим работам были привлечены разработчики тех самых десантируемых амфибий. К тому времени успели создать немало хороших внедорожников для вооруженных сил, таких как «БТР-40» и «БТР-150».
Предыдущий опыт конструкторов нашел отражение в малолитражке: независимая подвеска, силовая установка внедорожника. (хоть и «ополовиненный»), плоское днище, хорошее распределение нагрузки (60 процентов нагрузки приходится на ведущие колеса). Вот фантастический источник проходимости горбатых».0005 В то же время автомобиль получил систему передней подвески на продольных противовесах, рычажной и пластинчатой ​​торсионной, «позаимствованной» у автомобиля «Фольксваген Жук», а также боковые воздухозаборники в виде удлиненных решеток. Раздвижные стеклянные двери были заменены более совершенной конструкцией стояка.
Позже были изготовлены образцы с измененными передними крыльями и выштамповками на передних. У этих машин остались позиции на передних крыльях, но на переднюю панель нанесена эмблема ЗАЗ и надпись Запорожец квадратными буквами. 965
Модель получила официальное наименование «ЗАЗ-965». По традиции новую машину повезли на показ в Кремль. 18 июля 1960 года водитель-испытатель завода «Коммунар» А.В. Скидаенко проехал на хрущевке вдоль здания Совета Министров СССР, свернул на Ивановскую площадь и поехал обратно. Хрущев остался доволен нововведением, назвав его «хорошим подарком трудящимся». Цена машины установлена ​​в 18000 рублей по старой шкале цен (до номинала 1:10, проведенной в 1961).
Сборка первых экземпляров нового автомобиля началась 25 октября 1960 года. Первую партию завод собрал 22 ноября и до конца года выпустил около полутора тысяч «запорожцев». За советский период истории завод был освоен несколько модификаций «плугов», прозванных в народе «зацепами»:
— ЗАЗ-965АБ с ручным управлением для инвалидов, не имеющих одной или обеих ног;
— ЗАЗ-965АР для инвалидов, не имеющих одной руки и одна ножка;
— Почтовый вариант ЗАЗ-965S с правым рулем, и залепить задние боковые окна и ящик для писем вместо заднего сиденья.
Благодаря своей доступности (стоимость ЗАЗ-965 — 1200 руб.) автомобиль завоевал популярность у советских людей. Автомобиль оснащался двигателем воздушного охлаждения объемом 784 куб. см мощностью 23
л.с. В 1966 году автомобиль подвергся рестайлингу.
965а
ЗАЗ-965А имеет более мощный 1927-сильный двигатель, рабочим объемом 887 куб. борта автобуса, изменено обозначение рейтинга (вместо звездочек — прямоугольник), передняя часть панели решетки радиатора. На некоторых машинах, в основном экспортных, по бокам молдинги были блестящие!
«Запорожец-965» с самого начала был хорошо принят потребителем. Справедливости ради следует отметить, что (особенно на машинах первого выпуска) часто торсионы передней подвески теряют эластичность, а в жаркую погоду двигатель перегрелся.Но несмотря на эти «детские болезни» микролитражка сразу показала себя с лучшей стороны в сельской местности,районах с плохими дорогами.Хорошая проходимость-ЗАЗ-965 должен иметь ровное днище,независимая подвеска всех колес,достаточная грузоподъемность(60% от общей массы) ведущие колеса.В тяжелых случаях, когда машина не в состоянии выбраться из грязи, экипажу при известном усилии всегда удавалось освободить из плена, вес которого составляет всего 665 кг.
Горожане быстро оценили «Запорожец» за его маневренность, хорошую экономичность, высокую прочность кузова. Последним качествам способствовало наличие всего двух дверей, не ослабленных проемов бортов, на машинах с четырехдверным кузовом. Ну и конечно же с некоторым двигателем цилиндры относительно легкие и простые в демонтаже, всегда можно быстро и легко снять и отремонтировать в домашних условиях «на кухне» и без больших потерь времени поставить на место. Автопроизводитель ЗАЗ продает One

Автор:

Джейсон Торчински

Комментарии (82)

Мы можем получать комиссию за ссылки на этой странице.

 Украинский автопроизводитель ЗАЗ, создавший первый настоящий «народный автомобиль» в Советском Союзе, последние несколько лет переживает тяжелые времена. После продажи всего за 9 миллионов долларов всего пару лет назад ЗАЗ снова находится в состоянии банкротства и снова выставляет на продажу все свое имущество и объекты. Это печально для нас, немногочисленных поклонников их старых, приятных на вид маленьких автомобилей, но отличные новости для вас, скучающих богатых людей, которые всегда хотели иметь собственную автомобильную компанию.

Это приходит к нам от Украинского независимого информационного агентства новостей, которое, я уверен, вы, как и я, ежедневно проверяете на наличие таких обновлений.

Некоторые, например наш приятель Джей Рэми из AutoWeek, оценили активы компании примерно в 15 миллионов долларов, но я уверен, что вы могли бы заключить выгодную сделку и заплатить намного меньше.

Компания находится в состоянии банкротства с апреля 2018 года, и это, похоже, последняя попытка получить капитал и избежать полной ликвидации.

Вам придется платить за завод по производству лицензионных автомобилей Daewoo, что, признаю, не так уж и интересно. Что я предлагаю вам сделать с заводом, так это представить некоторые модернизированные версии классических, культовых автомобилей «Запорожец», о которых я собираюсь рассказать вам сейчас, так что подготовьтесь.

ЗАЗ начал свою деятельность в 1958 году, когда в Советском Союзе осознали, что им нужен доступный по цене автомобиль наподобие Volkswagen Beetle или Citroën 2CV. Они изучили множество западных предложений и выбрали Fiat 600 в качестве базового автомобиля для использования в качестве шаблона.

Получившийся ЗАЗ-965 действительно похож на Fiat 600 с большим задком, и в этом заднице был совсем другой двигатель, чем у 600-го рядного двухцилиндрового двигателя с водяным охлаждением. Двигатель, известный как МеМЗ-965, немного похож на оппозитный четырехцилиндровый двигатель VW с воздушным охлаждением, но на самом деле представляет собой V4 с углом между цилиндрами 90 градусов, выбранным для того, чтобы сделать все гораздо более доступным для владельцев, которые могли бы Скорее всего, они сами занимаются обслуживанием и ремонтом.

Несмотря на небольшую мощность (сначала 23 л.с.) и в лучшем случае сомнительное качество сборки, ЗАЗ-965 пользовался преимуществами продаж, поскольку был единственным выбором, и поэтому был довольно успешным.

Большинство американцев знакомятся только с машиной, вероятно, из этой сцены в фильме о Джеймсе Бонде 1995 года, Goldeneye:

Вы хорошо видите большой вентилятор охлаждения 965 прямо перед тем, как парень ударит его кувалдой чтобы запустить его.

После горбатого 965 ЗАЗ взял ту же базовую механику и переупаковал их в новый автомобиль ЗАЗ-966, который вышел в 1966, и продолжался (обновлялся как ЗАЗ-968 и 968М) вплоть до 1994 года. явно вдохновлен Chevrolet Corvair, что-то общее со многими автомобилями той эпохи, включая NSU Prinz, Hillman Imp и даже BMW 2002 года.

Из всех этих автомобилей 966 больше всего напоминает NSU Prinz, который т плохо вообще. Это был довольно просторный и удобный автомобиль начального уровня, а компоновка с задним расположением двигателя и задним приводом обеспечивала ему достойную проходимость в суровых российских зимах.

В 1987 году ЗАЗ выпустил ЗАЗ-1102 Таврию, современный хэтчбек с передним расположением двигателя и передним приводом, который принес достаточно современные автомобили в нижний сегмент советского рынка. Рекламные ролики любили рекламировать эффективность автомобиля, особенно в преувеличенных степенях:

В конце 1990-х эти доморощенные автомобили уступили место построенным по лицензии корейским Daewoo, которые позже принадлежали Chevrolet.

Back to top