Что такое: синонимы, антонимы, гиперонимы, гипонимы? Гиперонимы что такое
Тема урока "Синонимы, антонимы, гиперонимы, гипонимы"
Разделы: Начальная школа
Одной из важных тем по развитию речи является изучение лексической парадигматики, т.е. разрядов слов, вступающих между собой в определенные отношения. К таким разрядам относятся синонимы, антонимы, гиперонимы и гипонимы. Изучение синонимов и антонимов начинается еще в первом классе и продолжается в течение всего периода обучения в школе. Такие разряды слов, как гиперонимы и гипонимы (слова, имеющие родо-видовые отношения), чаще всего на уроках не рассматриваются. Хотя гиперо-гипонимические отношения охватывают и структурируют значительную часть словарного состава языка. Они являются самыми распространенными парадигматическими связями слов. Разработанные уроки направлены на развитие у детей языкового чутья, на умение анализировать слова и их значения, устанавливать между ними логические связи и отношения. Данные уроки могут проводиться во 2-4 классах независимо от уровня подготовки учащихся и УМК, по которому обучаются дети.
Цель урока: познакомить учащихся с лексической парадигматикой.
Задачи урока:
- закрепить у учащихся имеющиеся сведения по теме и дополнить их новыми;
- учить находить для слова соответствующую пару, в зависимости от вида отношений между словами;
- развивать языковое чутье;
- развивать интерес к предмету;
- воспитывать любовь к родному языку.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, ИКТ, технология критического мышления.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
– Сегодня на уроке мы будем говорить о лексике, т.е. о словарном составе языка. Нам предстоит выяснить, какие отношения могут быть между словами. Часть информации по этой теме вам знакома. Поэтому вам нужно будет вспомнить се, что вы знаете по этой теме и дополнить свои знания новой информацией.
2. работа по теме урока.
1. Синонимы.
– Теория.
Учащиеся вспоминают все, что им уже известно о синонимах. Они дают определение и приводят примеры. После этого на экране появляется определение и схема.
Практика.
Презентация. Слайд 3.
Учащимся предлагается задание, направленное на формирование умения подбирать к словам синонимы.
Задание: подбери синонимы к словам.
Слова: бежать, доктор, морозный, недалеко.
Слайд 4.
Учащимся предлагается найти и объяснить смысловые и стилистические различие синонимов на примере синонимического ряда: очи, глаза, гляделки.
– Работа с интерактивной доской. Переход на слайды доски осуществляется по гиперссылкам (звездочкам) в правом углу слайда.
Слайд 1.
Учащимся предлагается соотнести объемы значений синонимов голубой и бирюзовый (отношения пересечения).
2. Антонимы.
– Теория.
Учащиеся вспоминают все, что они знают об антонимах, дают определение, приводят примеры. Сравнивают свои ответы, с той информацией, которая появляется на экране (слайд 5).
– Практика.
Слайд 6.
Учащимся предлагается подобрать антонимы к словам.
Слова: глупец, легкий, обрадовать.
Слайды 7, 8.
Учащимся предлагается подобрать антонимы по картинам.
Слайд 9.
Учащимся нужно найти антонимы в пословицах. Объяснить значение пословиц.
Физкультминутка (слайд 10).
Физкультминутка проходит в форме игры. Правила игры: если на экране появляется слово, к которому можно подобрать антоним – дети приседают, если появляется слово, к которому антоним подобрать нельзя – дети поднимают руки вверх. Учащиеся должны не только выполнить упражнение, но и подобрать к слову антоним.
– Работа с интерактивной доской.
Слайд 2.
Нужно соотнести объемы значений слов ясный и пасмурный (не пересекаются).
3. Гиперонимы и гипонимы.
– Теория.
Слайд 11.
Учащиеся сначала сами должны попытаться дать определение понятиям гипероним и гипоним на примере гиперо-гипонимической цепочки слов.
Гиперо-гипонимическая цепочка
Деревья: дуб, ива, ель, клен.
Учащиеся должны сформулировать самостоятельно или с помощью учителя, что гипероним (слово дерево) называет общее (родовое) понятие, а гипонимы (слова дуб, ива, ель, клен) называют частные (видовые) понятия. После этого на экране появляется определения гиперонима и гипонима (слайд 12).
– Практика.
Работа с интерактивной доской.
Слайд 3.
Из слов (тюльпан, ландыш, цветы, хризантема) учащимся нужно составить гиперо-гипонимическую цепочку.
Слайд 4.
Среди предложенных слов (окунь, щука, карась, сом) нужно найти гипероним и гипонимы. Среди этих слов нет гиперонима, его нужно дописать.
Слайд 5.
Среди предложенных слов (орел, воробей, лягушка, кукушка, дятел, иволга) нужно найти гипероним и гипонимы. Среди предложенных слов нет гиперонима и есть “лишнее” слово.
Слайд 6.
Учащимся нужно соотнести объемы понятий слов книга и учебник (отношения включения).
3. Рефлексия.
Слайд 13.
Задание выполняется по рядам. Среди предложенных слов учащимся первого ряда необходимо выписать синонимы, учащимся второго ряда – антонимы, учащимся третьего ряда – гипероним и гипонимы.
Слова: зеленый, купить, одежда, красный, изумрудный, продать, платье, костюм, брюки, тарелка, гулять.
Учащиеся записывают выбранные слова на стикерах. На доску вывешиваются 3 ватмана с заголовками синонимы, антоним, гиперонимы и гипонимы. Дети выходят к доске и приклеивают сои листики. Обсуждение задания будет происходить на следующем уроке, на котором знания по этой теме будут закрепляться и углубляться.
4. Домашнее задание.
Слайд 14.
Составить 3 пары слов (синонимы, антонимы, гипероним и гипонимы) и придумать с ними предложения.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
|
www.openclass.ru
Что такое: синонимы, антонимы, гиперонимы, гипонимы?
Что такое: синонимы, антонимы, гиперонимы, гипонимы?
Синонимы - это слова со сходным смыслом. *Пример*: смелый-храбрый-бесстрашный-отважный
Антонимы - это слова с противоположным друг другу смыслом. *Пример*: любовь-ненависть, высокий-низкий.
Гипероним - здесь сложнее. Это слово с более широким значением. Пример: слово зверь - это гипероним к слову собака.
Гипоним - это наоборот, слово с более узким значением. Пример: слово бульдог - это гипоним от слова собака.
Странно, что никто из отвечавших ранее не обратил внимания на слово жирным шрифтом выделенное?!
Ещ и прописным оно к тому же оказалось, это слово: ВОПРОС.
Но поскольку определения уже даны, на них подробно останавливаться не стану, скажу своими словами, кратко. По одному примеру привести, думается, тоже достаточно будет.
Итак, извольте:
- Синоним (что-то типа того же, но другим словом) задача;
- Антоним (нечто диаметрально противоположное, антипод) ответ;
- Гипероним (общее во множестве вариантов, характерный признак) обращение;
- Гипоним (всего одна лишь разновидность, частный случай) ребус.
Синонимы - слова, обозначающие практически одно и тоже:
- умный - эрудированный - образованный;
- крик - ор - вопль;
Антонимы (противоположность синониму) - слова, имеющие радикально разный, противоположный смысл:
- чрный - белый;
- умный - глупый;
- маленький - большой.
Гиперонимы - слова, обобщающие, например, какую-нибудь группу предметов:
- посуда - чашки, тарелки;
- мебель - диван, шкаф;
- одежда - кофта, брюки.
Гипонимы - слова частные, уточняющие:
- почтальон, строитель - профессия;
- молоток, кусачки - инструмент.
С маленькими детками можно так играть, развивая их, им очень нравится (по сыну сужу). Для начала примеры самому приводить, чтобы дети разобрались что к чему, а потом они и сами прекрасно справятся.
Синоним - это ряд слов, однозначных по смысловой нагрузке, но разные по написанию, при чем смысловая нагрузка изменяется в зависимости от смысла предложения.
Пример: студеная пора - холодная пора, холодный суп - остывший суп. Как видите, в одном случае холодный означает одно по смыслу, во втором случае, с супом, холодный несет другой смысл по своему значению в предложении.
Антоним - слова, относящиеся к одному объекту по смыслу, но характеризующие разные его характеристики по описанию.
Пример: большой (стул) - маленький (стул), лилипут (человек) - великан (человек), гигантский - мизерный.
Гипоним - уточнение, раскрытие смысла quot;о чем конкретно идет речьquot;. Хорошая профессия (какая?) учитель.
Гиперонимы - уточняющее обобщение предметов или группы живых объектов в одну единицу. В саду было много животных: козы, коровы, лошади, кролики, свиньи. Животных - гипероним.
Синонимы - слова, которые похожи по смыслу, но различны в звучании, должны быть одной части речи (прелестное - милое).
Антонимы - слова-противопоставления (хорошо - плохо).
Гипероним - слово, которое выражает общее понятие (транспорт - троллейбус).
Гипоним - частное понятие, противоположность гиперониму ( троллейбус - транспорт).
Синонимами называют слова, близкие по значению, но разные в написании. К слову, есть еще паронимы- близкие по написанию, разные по значению.
Антонимы- противоположные по значению слова. Гиплнимы- уточняющие слова, от частного к общему, Гиперонимы-;слова одной группы. Привожу вам примеры, дабы было все наглядно:
Синонимы: сильный- мужественный
Антонимы: мелко- глубоко
Гипонимы: сережки- украшения
Гиперонимы: колечко- сережки
info-4all.ru
Содержание
Вам понадобится
Инструкция
|
completerepair.ru
ИРОНИЯ это что такое ИРОНИЯ: определение — Психология.НЭС
тонкая, часто скрытая насмешка, особый троп, употребление слова в смысле обратном буквальному, насмешка в форме нарочитого восхваления, положительной характеристики (от греч. eir?neеia - "притворство"). Напр., "откуда, умная, бредешь ты, голова" (обращение к ослу в басне И. Крылова), "гражданин о двух Отечествах" (А. Пушкин о Ф. Булгарине), "на сцену вышел человек, веселый как дитя" (появление конферансье в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"). Намного реже применяется такой прием, как АСТЕИЗМ (см.).И. может выражаться формально - особой интонацией в звучащей речи, инверсией, кавычками на письме ("наш "герой" опять вчера двойку получил"). Но очень часто И. формальных выражений не имеет, а зависит от контекста, фоновых знаний собеседников и т. п.
Существуют и стереотипные, клишированные конструкции, использующиеся только для выражения иронического содержания: "Да уж, удружил", "ну и дела", "этого нам только и не хватало", см. АНТИФРАЗИС.
"ИСПЫТАННОЕ СЛОВО" (АНГЛ. EXPERIENTIAL WORD) - слово, которое означает предмет, известный говорящему по собственному опыту, в отличие от слов, называющих предмет (вещь, явление, процесс и т. п.) говорящему неизвестный, и провоцирующих ситуации в соответствии с пословицей "слышал звон, да не знает, где он".
"ИС" - важный термин НЛП, необходимый для грамотной PR-деятельности и рекламирования. В рекламе "ИС" особенно важны в роли ключевых, т. е. организующих смысловое пространство рекламного текста, высказывания слов и выражений. Это:
новый и бесплатный (со всеми вариациями и оттенками)
как … (получить что-то),
сейчас, теперь, здесь, сегодня,
всегда,
вдруг,
это то, что надо,
только что (поступил в продажу и т. п.),
улучшение,
впервые,
загадочный, магический,
нужный,
эффективный,
натуральный,
прибыль, выгода, экономия
предлагаем, объявляем, сообщаем, извещаем,
представляем и даем,
советуют (специалисты и др. "авторитеты"),
быстро
легко
недорого,
правда о, истина,
выгодная сделка, правильное решение,
восхитительно, изумительно, сенсационно,
революция, ваш последний шанс,
улучшение, увеличение, усиление и т. п.
Любая реклама должна выражать абсолютную уверенность, строиться на базе пусть и ограниченных "затертых", но верных, проверенных практикой "ИС".
Любопытной категорией "ИС" в рекламе являются те слова и выражения, которые запрещены, табуированы в рекламировании, напр., "дорогой", "ребенок", "страх", "темнота", "черный", "гордость", "любовь", "грязный" и др. И удивительно: в 2001 г. появляется на российском ТВ "отечественный" ролик с рекламой зубной пасты, где "в черной-черной комнате", "черный человек", "черный зуб" (опять те же грабли!). Эмоции такая реклама у аудитории еще вызвать может, но всякие "страшилки" подавляют запоминание рекламируемого объекта: любая эмоция в психофизическом контуре человеческого восприятия вытесняет информацию, заглушает работу разума. Аналогично действуют испытанные конструкции "негативного впечатления", сравнимые с нервно-паралитическим газом, которые любит почему-то российская фармацевтическая реклама: "у вас болит печень…", "у вас высокое артериальное давление…".
vocabulary.ru