Характеристика на ученика (образцы, примеры, рекомендации). Характеристика подростка


Характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст — это период развития детей от 11— 12 до 15 лет (что соответствует приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся V—VII классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток — уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 16 годам превращением подростка в юношу или девушку.

Важно отметить, что к этим годам подросток становится зрелым в половом отношении, но его физическое и духовное развитие еще далеко не завершено, физическая и духовная зрелость наступает примерно на 3—4 года позже.

Когда мы слышим слово «подросток», у нас возникает, пожалуй, один и тот же определенный и довольно яркий образ любознательного, активного, деятельного и шумливого мальчика или девочки.

На улице появилась необычная автомашина. Она остановилась, и сразу же к ней устремились подростки. Плотно окружив машину, они начинают ее детально рассматривать и обсуждать: «Это шевроле!» — «Сам ты шевроле, услышал где-то, вот теперь и говоришь об этом и к месту и не- к месту!»—«Да шевроле уже давно сняли—это старье».—«Да ведь это чехословацкая... значит, "это та, на которой они путешествовали вокруг света!» Дальше столь же эмоционально идет определение достоинств машины. Затем делается попытка заговорить с шофером, послушать, что говорят взрослые, и если представится возможность, то сказать и свое слово. А самое главное — это потрогать, повертеть руль, посигналить и даже (предел мечтаний!) прокатиться.

В этом небольшом эпизоде проявились характерные черты подростка — стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике и к технической новинке, желание быть «на равной ноге» со взрослыми, стремление к активной деятельности,— созерцание не удовлетворяет подростка.

В подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности — в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение основ наук, что требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления, новой организации внимания, приемов запоминания. Изменяется и отношение к окружающему; подросток уже не ребенок и требует иного к себе отношения.

Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, особенно если это имеет общественное значение, возраст кипучей деятельности, энергичных движений. Эти качества часто находят свое проявление в весьма неорганизованной форме. Соответствующих указаний и внушений со стороны взрослых и в школе и дома более чем достаточно, и тем не менее... Дверь школы открывается, и из нее стремительно вырывается поток ребят, они на ходу одеваются, что-то кричат, оживленно рассказывают, размахивают руками, смеются, сдержать их трудно.

«Что вы так кричите и куда торопитесь?» — спрашивают их. «А мы ничего, мы не шумели, а только так!» Не существует ни ворот, ни калиток: самый лучший путь — это через забор, через канаву, там, где можно совершить больше резких, энергичных движений, проявить больше активности. И все это в понятии подростков нормально, иначе и быть не может; ничего необычного для них здесь нет, они не слышат своего шума и не чувствуют своей стремительности.

Наряду с этим, при правильном и твердом руководстве коллектив детей этого возраста уже способен организованно и самостоятельно провести ряд общественных мероприятий. В этом отношении большая роль играет принадлежность к какой либо организации. Чувства дружбы и товарищества становятся более глубокими и стойкими. Значительные сдвиги отмечаются в усвоении моральных понятий и развитии их под влиянием воспитательной работы школы и семьи.

Недостаточное участие в общественной жизни, отсутствие общественных интересов делает жизнь подростка бесцветной, пустой, сугубо личные интересы, как правило, не могут принести ему удовлетворения.Таковы некоторые особенности этого возраста.

По учению некоторых психологов, например Бюлера и его последователей, в подростковом возрасте начинают господствовать половые инстинкты и связанные с ними влечения и стремления, которые и определяют все поведение подростка, лежат в основе его поступков, чувств, интересов, мыслей и желаний. Подобные биологизаторские теории с научной точки зрения совершенно несостоятельны. Половое созревание, как и все другие стороны физического развития, не оказывает определяющего влияния на психическое развитие подростка, хотя и является фактором, который нельзя игнорировать.

Также можно трактовать подростковый возраст как возраст «тяжелого кризиса», вызванного половым созреванием. По мнению многих психологов, половое созревание настолько «потрясает» весь организм и психику подростка, является столь непосильной нагрузкой на сознание, что неизбежно вызывает различного рода обострения, «взрывы», брожения, бунтарство, трагические коллизии. Отсюда «неизбежными» особенностями подросткового возраста, утверждают Штерн, Бюлер и их последователи, являются анархизм, упрямство, эгоизм, индивидуализм, уход в мир собственных переживаний, стремление к одиночеству, замкнутость, а также лень, грубость, раздражительность.

Некоторые психологи идут дальше и объявляют подростковый возраст периодом тяжелых «катастроф», говорят об атмосфере отчаяния и безнадежности, об истеризме, агрессивности, жестокости подростков, даже о «характерной» для этого возраста мании разрушения, о предрасположении к преступности, дегенерации, о возрастании числа самоубийств и тому подобное. Конечно, многое из этого можно отнести к существующей социально-экономической среде. Действительно, 'велико число преступников-подростков. Многие молодые люди из неимущих слоев населения живут в атмосфере безнадежности и страха, вызванной бесперспективностью дальнейшего существования. Но это вызывается отнюдь не биологическими причинами, отнюдь не «кризисами», имеющими в основе половое созревание, а социальными условиями жизни подростка.

Адлер и его последователи, изучая подростка, живущего и развивающегося в условиях буржуазного общества, пришли к выводу, что для него характерно стремление к самоутверждению, целью которого является занять «господствующее положение», добиться личного успеха и личного превосходства, выделиться из массы сверстников и подчинить ее себе. 

Решительные возражения вызывает и методика .исследования особенностей подросткового возраста. Некоторые психологи широко пользуются различного рода тестами, пытаясь с их помощью выявить и измерить то или иное качество личности. Обычно подобные тесты сводятся к тому, что описывается или создается в искусственных условиях какое-то подобие жизненной ситуации и подросток должен описать, как он будет действовать (или, соответственно, реально действовать) в этой ситуации, что, якобы позволяет констатировать, каким качеством и в какой степени обладает испытуемый.

В одном из таких тестов учащимся задается вопрос, как они поступят, если одноклассник совершил проступок, — сообщат учителю, доведут до сведения товарищей, сами воздействуют на нарушителя или не предпримут ничего. Ученик должен подчеркнуть один из четырех вариантов ответа.

Другой тест заключается в том, что учащиеся выполняют письменную работу и им предоставляется возможность (якобы незаметно для учителя) впоследствии внести исправления в уже сданную работу. Подмена анализа реального поведения ребенка или подростка в жизни анализом его поведения в искусственной ситуации или даже анализом его высказываний в плане того, как он стал бы действовать в той или иной ситуации, отсутствие установки на выявление мотивов его действий или высказываний,— все это дает серьезные основания считать, что методика тестов неприемлема в качестве единственной методики изучения возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков.

Разумеется, не все психологи стоят на крайне реакционных позициях. Некоторые из них выражают умеренные или относительно более прогрессивные взгляды. Показателен в этом отношении труд американского психолога Р. Кулена «Психология развития подростка». Автор говорит о трудностях развития подростка, выделяя биологические и социальные трудности. Он критикует взгляды ряда реакционных психологов (например, Стэнли Холла), в частности, следующие положения: а) подростковый возраст — период внезапного и резкого изменения всех сторон личности, б) этот возраст — период колебаний и потрясений, период «бури и натиска» и в) указанные изменения имеют в основе биологическую причину.

Автор определяет подростковый возраст как период, когда дети овладевают умением решать определенные проблемы социально-полового характера, выбора профессии, освобождения от влияния родителей и тому подобное. Годы, предшествующие постановке этих проблем,— детские, возраст постановки и решения этих проблем — подростковый возраст, с решением этих проблем человек переходит к «взрослости». Таким образом, в основу периодизации Р. Кулен кладет социально-этические категории, игнорируя, по сути дела, собственно возрастные физические и психические особенности. Категория возраста (в собственном смысле слова) у Р. Кулена теряет свое значение.

Такая точка зрения вряд ли приемлема, хотя ее следует признать прогрессивной по сравнению с изложенными выше. Трудно согласиться и с другим положением, которое защищает Р. Кулен.-Он считает, что интеллектуальное развитие подростка значительно опережает его опыт, подросток не может реализовать те возможности, которые предоставляет ему уровень, его интеллектуального развития. Получается, что развитие идет впереди обучения, опыта.

Отечественные психологи считают, что интеллектуальное развитие не есть «саморазвитие», а является следствием обучения и воспитания, следствием специально организованного опыта, учитывающего, разумеется, возрастные возможности школьника.

Воспитание и обучение, опыт, соответствующая деятельность стимулируют и направляют развитие психики, а не наоборот. Нормальное развитие происходит не само собой, а лишь при правильном воспитании, при соответствующих условиях.

Отсюда вытекает положение о том, что понятие возраста и возрастных особенностей не имеет абсолютного значения, а следовательно и подростковый возраст не имеет точных и определенных границ, так как он в значительной степени зависит от конкретных условий жизни и деятельности, которые бывают весьма различными.

Конечно, возрастные изменения процессов в организме (рост, вес, состояние желез внутренней секреции) более определенно соответствуют возрасту (хотя и здесь, разумеется, большое влияние оказывают условия жизни). Что же касается возрастных особенностей психики, то их характеризует весьма широкая вариативность, в основе которой лежат различные индивидуальные варианты конкретных условий жизни и деятельности школьника, его воспитания и обучения.

Конечно, известную роль в формировании индивидуальных различий могут играть и некоторые врожденные особенности, в частности особенности мозга, высшей нервной деятельности. Игнорировать этого нельзя. Однако решающее значение имеют все-таки конкретные особенности жизни, деятельности, воспитания и обучения. В зависимости от этого школьники одного и того же возраста могут проявлять в каких-то пределах различные особенности памяти, внимания, мышления, чувств, различные особенности поведения.

Когда психологи говорят о возрастных особенностях психики, они имеют в виду наиболее типичные, наиболее характерные особенности возраста, указывающие на общее направление развития.

psyera.ru

2. Общая характеристика подросткового возраста

2.1 Основные психологические особенности подростков

Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: "переходный", "переломный", "трудный", "критический". В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным - стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым - стал самостоятельным и решительным и т.д.

Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.

Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста - это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояние подросткового возраста связано с двумя "переломными" моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоциональном - чувствительные изменения.

Второй момент - окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё, что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок [4].

Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении и прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете, в таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция к обособлению и от мира детства и от мира взрослых, к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.

Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст - самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.

Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка - открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находится и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, он начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного "я". Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует подростка к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах. "Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое "я" еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда - растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества" [3].

Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом "мы" - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.

"Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше он находит различий между собой и "усредненным" сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми" [3].

Но как осознание своей единственности и особенности приводит к открытию одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и понятием смерти. Это еще одна проблема, связанная с экзистенциальным кризисом юности. Не все юноши и девушки склонны к философской рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний в повседневность, у других все сводится к возрождению иррационального детского страха. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, что время остановилось. Подросток попеременно чувствует себя то очень молодым, то совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Подростковому возрасту представления о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайне субъективны: 14-летнему 25-летний кажется уже старым, а взрослость нередко отождествляется с неподвижностью и обыденностью.

Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту - это большое значение, которое подростки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто "приемлемой" внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими.

С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские, чем подростковые. Но эта тенденция не является линейной, необходимо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки. Если в средних классах ребенок сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах деятельности, значимость которых - учеба, спорт, какие-то любительские занятия - может быть совершенно разной. Это резко снижает значение отметки как стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифференциации интересов и т.д. Подростковые самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий сознания.

Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.

Таким образом, говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого периода состоит не только в вышеперечисленных особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем.

studfiles.net

Характеристика на ученика (образцы, примеры, рекомендации)

Иванов Д. (11лет)

Ученик 4 «а» класса МОУ СОШ № г. Бобруйск, 05.08.98г. рожд., проживающий по адресу: ул. дом кв.

Дмитрий обучается в СОШ № третий год. 1-2 класс обучался в СОШ №. Второй класс был продублирован.Родители создают условия для развития ребенка. Постоянно оказывают помощь в подготовке домашних заданий. Мальчик всегда ухожен и подготовлен к школьным занятиям.

Д. легко и быстро устанавливает контакт, проявляет заинтересованность, охотно выполняет поручения, в случае непонимания задаёт вопросы.

Ребенок испытывает постоянные затруднения в обучении, с учебным материалом не справляется, не успевает за общим темпом работы класса.

Работоспособность: крайне низкая; на уроке часто испытывает сонливость, жалуется на головную боль. К концу урока количество ошибок увеличивается. Не всегда понимает требования учителя.

Внимание недостаточно устойчивое, быстро истощается.

Объем памяти не соответствует условно-принятым возрастным нормам.

Техника чтения низкая. Чтение незнакомых и слов сложной структуры – слоговое. На вопросы отвечает односложно, развернутых ответов не дает. С заданиями повышенной трудности не справляется. Не успевает писать задания «под диктовку». Контрольные работы вместе со всем классом выполнять не успевает, постоянно нуждается в индивидуальной помощи.

Учителем применялись различные виды помощи для преодоления обнаруженных трудностей, наиболее действенной оказалась — облегчение и индивидуализация заданий (без временных ограничений).

Обучаемость: низкая, помощь использует недостаточно. Может выполнить простое задание по образцу, однако, перенос знаний затруднен.

Мышление: наглядно-действенное. При психологическом обследовании выявлен низкий уровень вербально-логического и наглядно-образного мышления. Испытывает трудности при установлении логических связей, обобщении.

Запас общих представлений соответствует возрасту.

Отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны речи. Мальчик воспитывается в двуязычной среде.Выписка из протокола психологического исследования по методике Векслера от 28. 02. 06г.

Освед.Понят.Арифм.Сходст.Память.Н.дет.П. кар.К.К.Скл. ф.
1259456570

Вербальный показатель — 81

Невербальный показатель — 64

Общий показатель -70

Ребенок эмоционально устойчив, очень доброжелателен. Замечаний к поведению в школе – нет. Взаимоотношения со сверстниками — ровные.

Критичность: адекватная (радуется одобрению, ждёт его; исправляет поведение в соответствии с замечанием).

В целях обеспечения комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, Д. направляется для уточнения диагноза и назначения адекватного лечения.

Педагог- психолог Учитель 4 «а» класса

5psy.ru

Подростковый возраст: психология, особенности, характеристика

Содержание статьи:

  1. Время взросления
  2. Причины неустойчивости поведения
  3. Половое развитие мальчиков и девочек
  4. Психологические особенности
  5. Общение со сверстниками
  6. Развитие личности

Подростковый возраст: психология, особенности, характеристика

Время взросления

Подростковый возраст охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 11-12 лет. Заканчивается он по-разному: в 15, 16, 17 или даже в 18 лет.

Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. Его характерная особенность – быстрый темп полового созревания. Он начинается в младшем подростковом возрасте. К концу периода завершается физическое формирование взрослого, способного к воспроизводству человека.

У подростков резко увеличивается скорость полового развития. Самые значительные изменения происходят в центральной нервной и эндокринной системах. Происходит выброс гормонов. Проявляются явные признаки полового созревания, у девочек и мальчиков окончательно формируется разница во внешнем облике и в моделях поведения. Подростковый возраст – это несколько лет испытаний для детей, родителей и учителей. Пережить их сложно, но необходимо.

Причины неустойчивости поведения

Психология подросткового возраста обусловлена физическими изменениями организма ребенка. В начале периода скорость развития эндокринных центров опережает развитие половой системы. Поэтому центральная нервная система подростков находится в неуравновешенном состоянии.

Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда резкая, часто неадекватная реакция на замечания и на действия взрослых и сверстников. Настроение часто меняется, от приподнятого до угнетенного состояния и наоборот.

Повышена утомляемость. Из-за ускоренного роста и недостатка витаминов и полезных веществ могут появиться проблемы в опорно-двигательном аппарате: сутулость, искривление позвоночника. Это еще больше влияет на психическую устойчивость подростков. От анатомо-физиологических особенностей подросткового возраста зависит процесс развития психики детей от 11 до 17 лет.

В подростковом возрасте формируется окончательно и значительно усиливается интерес к противоположному полу. Возникает и развивается половое влечение.  Предъявляются повышенные требования к своей внешности.

Половое развитие мальчиков и девочек

Психологическая характеристика подросткового возраста обусловлена ускоренными темпами полового развития. Это проявляется и во внешности подростков. И у девочек, и у мальчиков появляются вторичные половые признаки. У них меняется тембр голоса, у мальчиков это изменение более заметно. У девочек появляются менструации и налаживается менструальный цикл. У мальчиков увеличивается рост и вес.

Подростки уделяют повышенное внимание своей «взрослости». Они начинают подражать старшим, причем не только их положительным чертам и привычкам, но и отрицательным.

Внешние признаки подросткового возраста у девочек проявляются ярче. Они начинают тянуться к более старшим мальчикам и к молодым людям. Мальчики для подтверждения своей состоятельности во взрослой жизни копируют поведение мужчин. В этом возрасте чаще всего происходит приобщение к алкоголю, к никотину и к наркотикам.

Психологические особенности

Психологические особенности подросткового возраста характеризуются противоречивостью во всем:

Общая характеристика подросткового возраста отличаются следующими чертами поведения:

Общение со сверстниками

Характеристикой подросткового возраста является чрезвычайно сильное влияние сверстников. Одним из самых важных факторов является их положение в группе. Для них характерно желание слиться со значимым кругом сверстников, быть похожим на лидера группировки. При этом мнение родителей и других взрослых часто проигрывает по сравнению с авторитетом подросткового сообщества.

Комфорт в кругу своей группы, слияние с друзьями по взглядам, привычкам, поведению дает подростку чувство эмоциональной безопасности. Иногда слепое подчинение правилам компании, которую предпочитает подросток, может привести к самым неблагоприятным последствиям.

Подростки часто мечтают о единственном, самом верном друге. В то же время они могут менять друзей, ссориться и находить новых знакомых, которые быстро становятся идеалом и кумиром.

Развитие личности

Возрастные особенности подросткового возраста ведут к развитию того или иного типа человеческой личности. Постепенно от слепого копирования оценок взрослых подростки переходят к анализу и оцениванию поступков и действий других людей. Они учатся оценивать и себя. Основным инструментом обучения самооценке является сравнение своих поступков и своей личности с другими людьми.

Одна из ярких особенностей подросткового возраста – реакция эмансипации. Взросление невозможно без принятия ответственности за свои поступки. Подростки стараются высвободиться из-под влияния взрослых, поступать и действовать самостоятельно. Иногда это стремление чрезмерно и выражается через крайние формы. Подростки конфликтуют с родителями, уходят из дома, пытаются отгородиться от своей семьи.

Чувство «взрослости», рост самосознания, пробуждение интереса к противоположному полу можно отнести к новообразованиям подросткового возраста. Подросток уже чувствует себя полноценной личностью и отстаивает свое право на самостоятельность суждений и на принятие решений. Он хочет принести пользу обществу, занимать активную жизненную позицию. Однако реализовать себя, осуществлять серьезную деятельность подросток еще не может. Поэтому для него характерна показная «взрослость», отстаивание которой часто оборачивается конфликтами с окружающими.

Особенности подросткового возраста психология признает одним из самых сложных периодов развития личности. Это трудное время родители должны пройти вместе со своими детьми. С их стороны позиция должна быть определенной и твердой. Чрезмерная опека и большое количество требований может привести к неразрешимым конфликтам. Попустительство, равнодушие, недостаток требовательности родителей не менее вредно для детей в подростковом возрасте. Это приведет к возникновению новых проблем и углублению существующих.

love-mother.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА | Социальная сеть работников образования

Лекция  «Психологические особенности развития детей и подростков»

( в рамках комплексной программы «Школа летнего мастерства» для подготовки сопровождающих детей в летние оздоровительные лагеря)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА    ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

 Особой проблемой для летних оздоровительно-образовательных лагерей является адаптация детей к новым условиям и требованиям. Начинается она уже с момента, когда дети садятся в поезд. У одних детей привыкание к новой среде протекает легко и безболезненно. У других адаптация связана с трудностями общения с новыми людьми-вожатыми, сверстниками. Группа детей, следующих в лагерь, представляет собой расширенный социум, так как он объединяет разные возрастные группы детей. Это и младшие школьники, и подростки. При этом взрослые должны учитывать, что практически у всех детей могут возникнуть сложные проблемы, конфликты. Целесообразен организованный процесс адаптации детей к новым условиям, который позволяет решать целый ряд задач, в том числе по самоорганизации детских коллективов, предупреждению и преодолению конфликтов, нахождению каждым ребенком «удобной» для него ниши.

ПОДРОСТКИ    13-15 ЛЕТ

Подростковый период – это время наибольшего физического, познавательного и психосоциального развития человека. Возраст 12-15 лет – для детей период жизни полный «бурь и волнений». Часто говорят, что это трудный возраст и подростков сложно понять.

Однако период созревания – это нормальный этап развития. Поэтому замечания о «ненормальности» подростка только усиливают его погружение в себя, страх перед переменами, которые он переживает.

Физиологическое  развитие.

С точки зрения же физиологии подростковый возраст – период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под их влиянием часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения. Центральным фактором физического развития в подростковом периоде является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. В основном к 14-15 годам дети уже сформировались физически в юношей и девушек и выглядят иногда старше своих лет. Однако уровень восприятия и эмоций у некоторых подростков остаются по-прежнему детскими.

Оценка своей внешности и физического «Я».

Подросток придирчиво рассматривает себя в зеркало, иногда без причины грустит и может ответить грубостью на замечания взрослых. С одной стороны, ему хочется, чтобы все заметили, как он изменился, с другой – он беспокоится, что эти изменения делают его неуклюжим и некрасивым, и поэтому раздражается, когда уделяют ему слишком много, по его мнению, внимания. Невинная шутка по поводу его внешности может вызвать агрессию, истерику. Ребенок часто чувствует себя одиноким, чужим и непонятым даже в собственной семье.

Недовольство собой переносится на окружающий мир. Иногда мир кажется ему отвратительным и несправедливым, хотя порой он по-прежнему бывает веселым и довольным жизнью. С быстрым развитием в переходном возрасте связано и негативное или настороженное отношение подростков к новым чертам своей внешности. В этом возрасте дети начинают одинаково одеваться.

Подростки крайне болезненно реагируют на свою угловатость, некрасивость. Нельзя к этим тревогам относиться иронически: обделенные физическим совершенством, они очень боятся критических взглядов, под этими взглядами сжимаются, сутулятся и действительно становятся некрасивыми. Они лишают себя многих удовольствий, не танцуют на школьных вечерах, горько плачут дома, срываются на резкий тон, постепенно отчуждаются от сверстников. И, в конце концов, могут развиться такие черты характера, как замкнутость, недоверие к окружающим, а иногда и озлобленность. По этой причине с началом переходного периода милый, жизнерадостный ребенок превращается в очень ранимого, колючего, нередко несчастного подростка.

Здесь, как никогда, имеет значение поддержка со стороны взрослых.

Развитие и укрепление чувства взрослости

Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится. В условиях подросткового возраста ребята как бы рождаются заново. Подросток чувствует, что все связанное с прошлым, особенно то, что характеризовало его как ребенка, нужно пересмотреть.

Противоречия взросления

Однако у подростков слабое восприятие: они не уверены, достаточно ли быстро взрослеют и изменяются, в каком направлении им идти дальше. Это состояние рождает чувство собственной неполноценности, смятение, расстройство, нервное возбуждение, страхи и переживания, конфликты с родителями, сверстниками и взрослыми и в итоге, - сильный стресс («А вдруг я не так говорю, не так выгляжу»).

Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

В этом возрасте подростки начинают сбиваться в группы, придумывают свои шутки и собственный жаргон, постоянно стремятся быть своим среди друзей. Подростки обращаются к родителям и взрослым только в силу необходимости, когда нуждаются в защите (например, в кризисной ситуации или материальной поддержке). Чаще взрослые с обидой воспринимают стремление к независимости. Взрослые жалуются, что дети стремятся закрыться в своей комнате, часами разговаривают по телефону и желательно, чтобы взрослые их не слышали, лежат и ничего не делают. Подростки рассказывают родителям как можно меньше. Однако взрослым нужно все равно стремиться сохранять контакт и доверительные отношения.

Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами взрослого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

Особенности поведения детей - подростков (12—15 лет) 

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ   16-17 лет  

Они перерастают свою угловатость, неуклюжесть. Имеют привлекательную, повзрослевшую внешность. Формируются привычки. Обеспокоены своей сексуальной природой и особенностями умственного развития. Это сопровождается возникновением интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. Их мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, есть комплексы.

Любят дебаты и споры. Их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе.

Их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик. Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции.

Устремленность в будущее, построение жизненных планов. Растет желание помогать другим. В общении появляется потребность во внутренней близости и откровенности,  тайнах и секретах. Потребность в неформальном, доверительном общении с взрослым. Устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне.

Особенности поведения подростков (15-16 лет) 

ПОДРОСТКИ   13-15 лет

Наблюдения по возрасту

Главная их особенность -  они считают себя взрослыми. Более того, они зациклены на этом вопросе. Им жизненно необходимо доказывать всем, что они взрослые. У них только-только заканчивается переходный возраст, но уже чувствуется некоторая склонность к максимализму. Часто это приводит у девочек - к истерикам, у мальчиков - к дракам. Склонны к депрессиям и чрезвычайным подъемам настроения. Они достаточно умны, общительны, умеют отстаивать свою точку зрения (зачастую их доводы не лишены смысла). Не любят, когда ими командуют. Считают, что вправе распоряжаться собой сами. Больше говорят, чем делают. Если делают, то, в основном, напоказ. Не могут существовать без лидера. Сами того не подозревая, его создают, в большинстве случаев от этого страдают. Было бы неплохо, если этим лидером стали бы для них Вы. Нуждаются в поощрении, добрых словах со стороны старших. Зачем они едут в лагерь? После девяти месяцев непрерывного контроля со стороны родителей, постоянных требований учителей, что для них лагерь? Свобода. Они приезжают туда, чтобы расслабиться, отдохнуть по максимуму. И этот их "отрыв по максимуму" далеко не всегда доступен Вашему пониманию, а начинается с поезда.

Вы должны быть для них авторитетом. Не допускайте панибратства, чего хотят дети этого возраста. Иначе вы не сможете их удержать. Важно  добиться их уважения в первые дни. Нужно сделать из этих детей союзников, советоваться с ними во всем. Они уже считают себя взрослыми, и не терпят, если без них принимают решение.   Они часто сами себя занимают, придумывая игры. Они вообще могут полдня спать на ходу, т.к. ночью болтали до 4 утра. У подростков часто существует жесткая борьба за лидерство, особенно у тех, кто привык быть лидером в своем классе. Не допускайте споров по этому поводу.

Особенности и причины подростковых конфликтов

Отличительной особенностью детей этого возраста является наступающее половое созревание. Дети становятся нервными и неуступчивыми, зачастую ярко выраженными максималистами, что выражается в критичности, негативной оценке того, что делают другие. ("Что за глупость, я в этом участвовать не буду!"). В этот момент важно помнить, что негативная реакция очень часто скрывает под собой неуверенность в собственных силах. Поэтому не старайтесь следовать лозунгу: "Критикуешь - сделай лучше!", ставя подростка зачастую в безвыходное положение, а вызывайте у него желание активно сотрудничать с вами и другими ребятами. Не скупитесь на положительную оценку его действий.

В этом возрасте появляется ярко выраженная тяга к противоположному полу. Вожатому важно снимать существующее сексуальное напряжение. Смех, как известно, лучший расслабляющий фактор. Мальчики и особенно девочки влюбляются в разных людей, чаще всего литературных и киногероев, причем, совсем не обязательно противоположного пола. Это происходит потому, что в течение многих лет девочки и мальчики придерживались общества представителей своего пола, а представителей противоположного пола считали своими естественными врагами. Этот барьер преодолевается медленно. Спустя некоторое время мальчики и девочки, общающиеся вместе, начинают мечтать друг о друге, но даже тогда пройдет еще много времени, прежде чем самые застенчивые найдут в себе смелость выразить свою приязнь в лицо. Вы можете помочь ребятам открыто выразить свою приязнь с помощью игры.

В результате всех физиологических и эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он становится более чувствительным и застенчивым. Он расстраивается из-за малейшего дефекта, преувеличивая его значение (девочка с веснушками может думать, что они ее уродуют). Подросток так быстро меняется, что ему трудно разобраться, что он собой представляет. Его движения становятся угловатыми, потому что он еще не может управлять своим новым телом так легко, как раньше. Аналогично вначале ему трудно управлять и своими новыми чувствами. Подросток легко обижается на замечания. В какие-то моменты он чувствует себя взрослым, умудренным жизненным опытом и хочет, чтобы окружающие относились к нему соответственно. Но в следующую минуту он чувствует себя ребенком и ощущает необходимость в защите и материнской ласке. На доброе слово и предложение помочь, подросток частенько ответит показной грубостью и холодностью, но долго будет еще вспоминать, как именно его похвалили как самого ответственного в поезде и именно ему сказали, что он может стать хорошим спортсменом в будущем.

Другой особенностью этого возраста является формирование собственной точки зрения. У человека в таком возрасте обо всем есть свое мнение. Он стремится определить свое место в коллективе, и очень переживает о том, что о нем думают другие. Для подростков характерно объединение в неформальные группы. На ребят эффективно действовать через лидеров (нужно войти в доверие, найти общий язык, взять их к себе в помощники). Налаживать атмосферу для глубоких разговоров. Например, после утомительного дня вечером или на ночь глядя поговорить "про жизнь. Научить детей ставить себя и своих близких на чужое место, научить их проецировать на себя ситуацию.

Старший и подростковый возраст (12—16 лет)

Конфликтность, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых. - Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними.

Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли. - Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло.

Замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность, интерес к себе. - В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.

Проявление чрезмерной самостоятельности. - Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.

 

 

nsportal.ru

Возрастные особенности подросткового возраста (кратко)

 

Содержание

 

Подростковый возраст и его особенности

Анатомо – физиологические особенности подростков

Психологические особенности подросткового возраста

Поведенческие особенности подросткового возраста

 

Сколько было сказано и написано про особенности подросткового возраста, но, тем не менее, этот период жизни остается самым загадочным и непредсказуемым. Попробуем кратко охарактеризовать этот отрезок жизни, чтобы понять, почему так происходит.

 

особенности подросткового возраста, возрастные особенности подростков

 

 

 

Подростковый возраст и его особенности

 

Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем.

Ребенок достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения.

Половое созревание, характеризующее данный возраст, сопровождается ускорением физиологического и социально-психологического развития, изменениями характера, поведенческих реакций, восприятия мира в целом.

 

личность, анатомо физиологические особенности подростков

 

 

 

Анатомо – физиологические особенности подростков

 

Подростковый период характеризуется, прежде всего, физическими изменениями – меняются пропорции тела подростка, его рост и вес. Рост тела происходит несоразмерно – сначала размеров взрослого человека достигает голова, руки и ноги, а затем туловище. Это провоцирует внутренний конфликт и непринятие себя подростком.

Отмечается быстрое развитие мышечной системы, что отрицательно сказывается на сердечно-сосудистой  системе. Перепады тонуса, сосудистого и мышечного, приводят к быстрой утомляемости и резкой смене эмоционального состояния у подростков. Такие сбои наблюдаются и в других органах: сердце, легких, нарушается кровоснабжение мозга.

Стремительный рост органов и тела обусловлен влиянием половых гормонов. Этот процесс характеризуется появлением вторичных половых признаков.

 

подростковый возраст, особенности подросткового возраста кратко

 

 

 

Психологические особенности подросткового возраста

 

Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.

Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.

В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.

Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.

 

подростковый период, подростковый возраст и его особенности

 

 

 

Поведенческие особенности подросткового возраста

 

Для подросткового возраста характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает острый интерес. С одной стороны, подросток стремится к независимости, а с другой — испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками. Он находится на границе между детством и взрослостью.

Подростку свойственна реакция эмансипации – желание вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от наставничества и контроля со стороны старшего поколения. Но он не хочет стопроцентного освобождения, более того, боится этого, поскольку осознает, что пока не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно.

В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе. Иногда случаются конфликты между сверстниками. У мальчиков это происходит по причине соревнования за лидерство – кто более сильный, умный, физически развитый и т. д. У девочек конфликты бывают на фоне соперничества за внимание со стороны противоположного пола.

 

психологические особенности подросткового возраста

 

Для того чтобы пережить возрастные особенности подростков наиболее благоприятно, на волне взаимопонимания и согласия, необходимо реализовать следующие задачи:

 

  1. Окружить любовью и взаимопониманием своего ребенка.
  2. Позволить ребенку быть независимым в принятии решений.
  3. Уважать выбранную им позицию.
  4. Ограничения должны быть четко высказанными, понятными для подростка, связаны с ценностями или со значением для его дальнейшей жизни.
  5. Установить ненавязчивое общение с ребенком, пояснить ему, что этот трудный период закончится, оказывать поддержку. Следует попытаться стать для него другом и советчиком.

 

Таким образом, зная об особенностях этого эмоционально, физиологически и психологически тяжелого периода, ребенку будет проще его пережить, а взрослым легче находить общий язык со своим чадом, помочь преодолеть эту ступеньку, сохранив доверительные отношения.

 

 

Подростковый возраст. Сергиенко Е.А.

 

www.rastut-goda.ru

Особенности личности подростков

1. «Подростковый комплекс»2. Развитие самосознания3. Формирование устойчивых идеалов4. Акцентуации характера5. Типы акцентуаций характера

1. Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса».Подростковый комплекс включает:• чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способностей;• крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих;• внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием.Развитие личности в подростковом периоде характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

2. Семья является первой социальной средой, в которой берет начало самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение не вытекает из его знания о себе, оно является перенесенными вовнутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность подростка.Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе – характерная особенность детей подросткового возраста. Потребность осознавать свои особенности возникает из необходимости ответить на предъявляемые другими людьми и собственные требования, урегулировать отношения с окружающими. К анализу своей личности подросток обращается как к средству, необходимому для организации взаимоотношений и деятельности, для достижения лично значимых задач в настоящем и будущем. Знание себя выступает как условие этого.Одной из функций самосознания личности является социально–регуляторная, которая начинает отчетливо проявляется именно в подростковом возрасте. Ее специфика на данном возрастном этапе состоит в том, что сначала подросток обращен главным образом на свои недостатки и испытывает потребность в их устранении, а позже – на особенности личности в целом и старается отдать себе отчет в собственных возможностях, достоинствах. Особое внимание к недостаткам сохраняется на протяжении всего подросткового возраста.

3. В младшем подростковом возрасте начинается формирование устойчивых идеалов, на которых подросток стремится быть похожим.Для младшего подростка обычно это какой–то конкретный идеал, характеризующийся тем, что он отражает не столько качества личности, сколько типичные обобщенные поступки, в которых эти качества проявляются («всегда помогает»). Таким образом, подросток выделяет преимущественно внешние качества идеала, а внутренние не отделяет от его действий и поступков. В более старшем возрасте ситуация меняется, и желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей, подростки одновременно равняются на нескольких человек. Идеалом, или образцом, как правило, являются взрослые и более старшие ребята. По сравнению со взрослыми сверстник оценивается подростками как образец, который ближе, понятнее, доступнее. Подростки объясняют это преимущественным общением со сверстниками, совместной деятельностью, осознанием своего сходства с ним, большей легкостью познания сверстника и себя в сравнении с ним.К качествам, занимающим доминирующее положение среди многих достоинств и особенностей, привлекающих подростков в людях, на которых они равняются, относятся нравственные качества (среди них большое место занимают товарищеские качества) и качества мужественности (среди них важное место занимают волевые качества).

4. Подростковый возраст – период повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится акцентуированным – это крайний вариант нормы.У подростков от типа акцентуации характера зависят особенности нарушений поведения, острых аффективных реакций и неврозов (как в их картине, так и в отношении вызывающих их причин).Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются по мере взросления. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.Выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую, в зависимости от степени выраженности.Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. По мере взросления особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления».

5 . Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, выделяют десять основных типов акцентуации .1. Гипертимность. Склонность к повышенному настроению, быстрая переключаемость с одного дела на другое, недисциплинированность. Такие подростки легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, но любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию.2. Застревание. Склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопямятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Слишком устремленные, «упертые в одно», зашкаленные. Иногда могут давать аффективные вспышки (сильное нервное возбуждение), могут проявлять агрессию.3. Эмотивность. Люди, у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все – и работоспособность, и самочувствие и т. д. Тонко организована эмоциональная сфера, способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым взаимоотношениям с окружающими. В любви ранимы как никто. Не против того, чтобы их опекали, заботились.4. Педантичность. Преобладание черт педантизма. Таким подросткам трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли – это крайний педантизм. Характерны периоды злобно–тоскливого настроения, все их раздражает. Подростки с этим типом акцентуации могут проявлять агрессию.5. Тревожность. Подростки меланхолического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственности.6. Циклотимность. Характерны резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое – длительно. При депрессии ведут себя как «тревожные», быстро утомляются, снижается творческая активность.7. Демонстративность. Подростки, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Если нет способностей, чтобы выделиться – привлекают внимание антисоциальными поступками. Присуща патологическая лживость – чтобы приукрасить свою особу.8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения.9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Характерно пониженное настроение, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, быстрая утомляемость в контактах и предпочтение одиночества.10. Экзальтированность. Тип акцентуации близкий к демонстративности, но в данном случае нарушения и проявления акцентуации происходит на уровне эмоций, т. е. идут от темперамента.Если у подростка обнаруживается акцентуация характера, необходимо учитывать это при принятии подростком решения в отношении будущей профессии и трудоустройства.

psyera.ru