История создания романа Пушкина Дубровский и прототипы героев. История создания романа дубровский пушкина


История создания романа Пушкина Дубровский и прототипы героев

В 1830-х годах возникает новая ветвь в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. От романтизма он делает шаг в сторону реализма, описывает действительность окружающую его. Пушкин затрагивает наиболее острые проблемы современного ему общества, посвящает им один из своих самых известнейших романов «Дубровский».

Основано на реальных событиях

Идея произведения появилась, когда друг Пушкина поведал ему историю о простом дворянине белорусского происхождения, Островском, владевшим маленьким селом в Минской губернии. К несчастью, при пожаре его документы были охвачены пламенем огня. Состоятельный сосед юного дворянина воспользовавшись положением бедного дворянина, отнял у оного родной дом. Весть об этом событии дошла до простых крестьян, и те возмутившись, отказались повиноваться своему новому покровителю, устроили забастовку и стали разбойниками. Поговаривали молодой Островский после этого инцидента, сперва работал учителем, а позже встал на путь разбойничества. За разбой Островский был отдан под стражу, но смог увильнуть и благополучно уйти в подполье. Как развивались события дальше - неизвестно.

Вдохновившись этой историей, поэт принялся незамедлительно писать произведение о добром разбойнике, изначально назвав своего персонажа именем реального прообраза.

История создания

1832-й - год начала работы над произведением. События разворачиваются в Тамбовской губернии Козловского уезда. В данном месте как-то произошла история, оказавшая влияние на роман: полковник Крюков выиграет дело о принадлежности имения у бедного дворянина Мартынова. Данные инциденты не были новы. Небогатые помещики, по всей России бывали обобраны более состоятельными дворянами. Александр Пушкин детально описал данное явление, всю громадную несправедливость суда, возмущающую его. Не обошел стороной беспредел и помещика Дубровского. Данная фамилия показалась писателю звучной, и её он присвоил своему главному герою.

Год понадобился Александру Сергеевичу для создания романа.

Печать произведения

Александр Пушкин, к сожалению не окончил свое произведение о разбойнике Дубровском. Одолевали сомнения писателя насчет названия романа (в черновиках на месте заглавия лишь дата - 21 октября 1821 года). В 41 году впервые было напечатано великое произведение поэта, произошло это уже после его трагической гибели.

Немого погодя, в черновиках Александра Сергеевича Пушкина, была найдена завязка произведения. Так, по замыслу писателя пожилой князь умирает, а главный герой благополучно возвращается в Россию, скрывается, и снова бросается в бега из-за обнаружения. Если бы не оборвалась жизнь великого Александра Сергеевича, вполне вероятно, что финал произведения был бы счастливым.

Вариант 2

Главный герой Дубровский поссорился с дворянином Троекуровым, тот благодаря своим связям лишил Дубровского поместья и всех владений. В итоге Дубровский из дворянина превратился в нищего, его сын стал грабить богачей на дорогах, вместе с принадлежащими ему крестьянами.

Многие критики и биографы, которые производили изучение творчества Пушкина, уверены, что прототипом Дубровского стал Павел Островский. Именно с ним произошла точно такая история, он стал нищим, а потом и пошел против закона, из-за ссоры с богатым соседом.

Эту историю автору произведения рассказал друг Павел. В архивах были найдены данные на основе, которых все документы на имение у Островского сгорели, та же история описана и в романее Пушкина. Дубровский не смог доказать свое право на владение поместьем, так как все документы были уничтожены огнем.

Островскому было 22, а Дубровскому 23 года, почти одинаковый возраст с разницей в один год. Только название имений и адреса, фамилии героев изменены. Кроме этого Островский стал участвовать в делах, которые противоречили тогдашнему правительству, его, назвали мятежником и подали в розыск.

Но в связи с тем, что герой хорошо был информирован о том, что его ищут, и имел, много поддерживающих его деятельность друзей, Островский не был пойман. Те же события видим в романе, Дубровский исчезает, найти его не могут, он так же является мятежником и его необходимо срочно задержать.

Видимо по причине того что события происходили в недавнем времени и полиция еще искала преступника, автор и изменил название романа, чтобы не навредить реальном персонажу.

Виновника же всех бед главного героя, богача Троекурова, точного героя из жизни современники сначала не нашли, но видя как его описывает, поет, многие понимают, что с таким дворянином был лично знаком автор произведения.

Просто ради того чтобы не указывать точного имени этого дворянина, влиятельного, жестокого и самовлюбленного Пушкин придумывает ему фамилию Троекуров.

После более детального изучения один знаток творчества Пушкина нашел специальную карточку, в которой написано, что Троекуров это рязанский помещик Измайлов. В одном из музеев есть специальная картотека, в ней записаны имена людей, которые упомянуты в творчестве великого поэта.

Этот Измайлов был еще и генералом, но очень жестоким, подарив одному из подчиненных тройку лошадей, затем ее отобрал, а этого человека заставил идти пешком и вести лошадей. Одного человека измазал дегтем и перьями, водил по улицам, другого прикрепил к лопастям ветряной мельницы.

И никто не мог ему противоречить, так как они были ниже по званию, боялись потерять свои привилегии. Измайлов очень любил собак, разводил их для охоты, так же в имении у него были и медведи.

Гостей катал в телеге, запряженной медведями, все ехали и боялись, еще одним из его развлечений было запускать гостя в комнату с сидящим на цепи медведем. Вот именно этот эпизод описан в романе Дубровский, молодой человек убил животное.

Но барин ничем его не наказал, он любил людей, которые умеют за себя постоять и не унижаются перед имеющими большую власть друзьями. Единственное, что было положительной чертой Измайлова, его уважение к людям, которые храбрые и не позволяли над собой издеваться.

Вот главные два героя произведения Дубровский и Троекуров, найдены их прототипы в реальной жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания произведения Дубровский

Популярные сегодня темы

sochinimka.ru

О романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Замысел романа "Дубровский" возник в конце сентября 1832 года. Пушкин в сентябре 1832 года встретился в Москве с П.В.Нащокиным и услышал от него рассказ о прототипе Дубровского – белорусском дворянине Островском. В это время Пушкин работал над повестью дворянине-пугачевце, которого перипетии его личной судьбы делают соучастником крестьянского бунта, и поэтому  история Островского произвела на Пушкина большое впечатление, она легла на почву, подготовленную предшествующими его размышлениями и художественной работой.

Истинное происшествие, случившееся в начале 1830-х годов с небогатым дворянином, "который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других", становится основой романа "Дубровский".

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: "21 октября 1832 года". Последняя глава датирована 6 февраля  1833 года.

Основой романа "Дубровский" является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа:дружба противостоит сцене суда, встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью, тишина похорон нарушается грозным заревом пожара, праздник в Покровском завершается ограблением, любовь – бегством, венчание – сражением. Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее  автор использует ретроспективу,  т.е. прием возвращения в прошлое. Важную роль играет в романе конфликт.

"Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в "Дубровском" как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой – о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова…"1

Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство – разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими  законами и нравами.

Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, –  бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.

literatura5.narod.ru

А.С. Пушкин. "Дубровский". История создания романа

Урок литературы в 6-м классе по теме "А.С. Пушкин. "Дубровский". История создания романа. Протест В.Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма"

Цели урока: знакомство с историей создания романа, выяснение причин протеста Владимира Дубровского, развитие речи учащихся.

Задачи:

Знать жанровые особенности романа.

Рассказать об истории создания романа "Дубровский".

Определить характер отношения героев.

Выявить мотивировку поступков Владимира Дубровского.

Показать, как изображаются чувства и переживания Дубровского.

Выяснить, действительно ли благороден Дубровский.

Учиться анализировать текст.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Средства здоровьесберегающих технологий: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.

Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя. Формы: коллективная, частично индивидуальная.

Оборудование: Альбом "А.С.Пушкин". Компьютер. Мультимедиапроектор.

Используемая литература: А.С.Пушкин "Дубровский". Н.В.Егорова "Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс". 3. CD-ROM "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы".

Этап урока

Цель этапа

Время

1

Организационный момент.

Сообщение темы урока; постановка цели урока и его задач.

2 мин.

2

Слово учителя.

Знакомство учащихся с жанровыми особенностями авантюрно-приключенческого романа.

1 мин.

3

Словарная работа.

Развитие речи учащихся (пополнение словарного запаса учащихся). Знакомство с новыми терминами: роман, сюжет.

5 мин.

4

Проверка домашнего задания.

Развитие речи учащихся. Проверка знания произведения.

5 мин.

5

Аналитическая беседа.

Умение аргументировать свой ответ.

5 мин.

6

Устное рисование.

Развитие речи учащихся.

2 мин.

7

Упражнение для глаз.

Снятие напряжения и укрепление наружных и внутренних глазных мышц.

2 мин.

8

Выразительное чтение. Анализ эпизода.

Развитие речи учащихся, умение выразительно читать текст. Умение видеть взаимосвязь между состоянием героя и описанием природы (пейзажа).

5 мин.

9

Аналитическая беседа.

Умение аргументировать свой ответ.

5 мин.

10

Работа с книгой.

Совершенствование умения работать с книгой, аргументирование ответов.

10 мин.

11

Итог урока.

Обобщение знаний, полученных на уроке.

2 мин.

12

Домашнее задание.

Инструктаж по домашнему заданию.

1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока, его цели и задач.

Слайд 1. Тема урока: А.С.Пушкин. "Дубровский". История создания романа. Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

Слайд 2. Цель урока: Знакомство с историей создания романа. Выяснение причин протеста Владимира Дубровского. Развитие речи учащихся.

Слайд 3. Задачи урока:

Знать жанровые особенности романа.

Рассказать об истории создания романа "Дубровский".

Определить характер отношения героев.

Выявить мотивировку поступков Владимира Дубровского.

Показать, как изображаются чувства и переживания Дубровского.

Выяснить, действительно ли благороден Дубровский.

Учиться анализировать текст.

II. Слово учителя.

Слайд 4. Дубровский - приключенческий роман?

В XIX веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал популярным. Появились многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти. Писатели для придания занимательности часто использовали "переодевания" героев и нарушение хронологии повествования. Главный герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С.Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мог вместить живых героев в жесткие схемы.

III. Словарная работа.

Слайд 5. Словарная работа.

- На слайде вы видите авантюра, приключение, популярный, хронология, роман, сюжет. Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать произведение А.С.Пушкина авантюрно-приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.

Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.

Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.

Популярный - 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;

2. пользующийся широкой известностью.

Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.

(Да. Здесь мы видим рискованное, сомнительное по честности дело (Дубровский стал разбойником), неожиданный случай в жизни (разорение Дубровских). Произведение можно назвать романом, потому что здесь много действующих лиц и событий.)

- Запишите определение романа и сюжета в тетрадь.

IV. Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальное домашнее задание (отвечает подготовившийся ученик).

Слайд 6. История романа.

Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.

2. Сжатый пересказ.

- Что вы можете рассказать об отношениях Кирила Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского?

(Проверка домашнего задания: подготовить краткий рассказ об отношениях Кирила Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского)

V. Аналитическая беседа.

- Что мы узнаем о жизни Владимира Дубровского в Петербурге?

(Владимир "был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста", "воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать".)

- Каковы были отношения отца и сына Дубровских?

(Владимир "лишился матери с малолетства, к отцу был "романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями".)

- Как воспринял Владимир известие о болезни отца?

("Мысль потерять отца : тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного :ужасала его", "Владимир упрекал себя в преступном небрежении" и он срочно выезжает к отцу.)

- Как развивались события после приезда молодого Дубровского в родное имение?

(Кистеневка официально отошла Троекурову. Владимир не мог разобраться в происходящих событиях и какую роль во всем этом играет Троекуров.)

- Почему Владимир велел выгнать Троекурова?

(Потому что при виде Троекурова отца В.Дубровского охватило "ужасное смятение", он "с видом ужаса и гнева" показывает на Троекурова и падает без чувств, "паралич его ударил". Владимир понял, что виновником всех бед является Троекуров.)

VI. Устное рисование.

- Опишите, как ведут себя слуга, крепостные Дубровских и сам Троекуров.

(Слуга с радостью бежит исполнять приказание своего барина: передать ответ молодого Дубровского Троекурову. Крепостные с любопытством смотрят на Кирилла Петровича, в их взгляде торжество и радость за Владимира, что он не испугался Троекурова, а значит, заступится и за них. Троекуров же стал мрачнее ночи. Он грозно поглядел на дворню, и в его взгляде читалось: он им этого не простит.)

VII. Выразительное чтение. Анализ эпизода.

- Прочтите эпизод 5 главы "Владимир в Кистеневской роще". Как вы думаете, какие чувства испытывает герой?

(Владимир пытается заглушить свою боль, идет, не разбирая дороги, он понимает, что одинок и не представляет своего будущего.)

- Какую роль здесь играет пейзаж?

(Природа отражает душевное состояние героя. Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья, которые царапают его лицо, ручей, уносящий несколько поблекших листьев - все говорит об одиночестве героя.)

VII. Аналитическая беседа.

Слайд 7. Пожар в усадьбе Дубровского.

- Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение?

(Они пытались поднять бунт.)

- Как ведет себя Дубровский?

(Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.)

- Как его это характеризует?

(Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы.)

- Какие чувства испытывает Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают судейские чиновники? На что он решается?

(Он переживает, что придется оставить родной дом тому, кто виновен в смерти отца, тому, кто разорил его семью. Владимир решает сжечь дом.)

VIII. Слово учителя.

Слайд 8. Судьба героя.

Владимир Дубровский представлен в романе в трех вариантах своей судьбы: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный "разбойник". Эти превращения объясняются попытками героя изменить свою судьбу. Но Владимиру Дубровскому это не дано: он остается, в конце концов, всякий раз сыном старинного дворянина, который был "беден и независим". Душевные качества героя несовместимы с его положением (гордый слуга, добрый разбойник). Желания героя постоянно не совпадают с его судьбой. Его поведение часто определяется не обстоятельствами, а чувствами, хотя ему знакомы хладнокровие и обдуманный расчет. И всякий раз Пушкин приводит Владимира Дубровского и читателя к пониманию невозможности совместить разбой и благородство.

IX. Работа с книгой.

Слайд 9. Столкновение отряда Дубровского с войсками.

Анализ 7 главы.

- Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?

(Им двигало чувство мести, желание отомстить за несправедливость и жестокость, т.к. он лишился всего: дома, положения в обществе, состояния.)

- Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?

(Во-первых, они были преданы своему хозяину, во-вторых, прекрасно понимали, что Троекуров расправится с ними.)

- Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

(Что это смелый, умный и великодушный человек.)

- Почему разбойники не трогали дом Троекурова?

(Троекуров думал, что его дом не трогают из-за страха, который он внушил всем в округе. Но мы понимаем, что он ошибается. Так Пушкин хотел заинтриговать читателя.)

- Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли его поступки?

X. Итог урока.

1. Слово учителя.

Слайд 10. Благородный разбойник.

Благородство - это нравственность, самоотверженная честность и открытость. В романе благородство проигрывает везде и во всем: история дружбы завершается враждой, приезд сына оказывается рядом со смертью отца. Похороны и пожар, праздник и ограбление - вот такие непохожие события соседствуют в романе. Владимир Дубровский, как и его отец, наделен благородством, чувством человеческого достоинства, добротой и бескорыстием. Однако он не мог спасти отца, потерял Кистеневку, не соединился с Машей, расстался с крестьянами. Пушкин сожалеет, что в мире нет места благородству. Но герой заслужил уважение отца, Троекурова, интерес Маши и наши восхищения.

2. Выставление и комментирование оценок.

XI. Домашнее задание.

Подготовить рассказ об отношениях Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Ответить на вопросы к главам XIII - XIX на стр.148 учебника. Выучить определения: роман, сюжет.

multiurok.ru

История создания романа «Дубровский» Пушкина — Рулит.РФ

Исследователям известны точные даты создания романа «Дубровский», так как сам Пушкин в рукописи проставил даты под каждой главой и иногда даже в середине глав. Работа над романом «Дубровский» началась 21 октября 1832 г. К 11 ноября 1832 г. Пушкин написал восемь глав. После перерыва он снова начал писать 14 декабря. Последняя глава была закончена 6 февраля 1833 г. «История Пугачева», а затем «Капитанская дочка» надолго отвлекли Пушкина и помешали ему закончить «Дубровского». Из черновиков Пушкина видно, что роман «Дубровский» остался неоконченным. Произведение не имело названия. Роман «Дубровский» был впервые напечатан только после смерти Пушкина — в 1841 г. Прототипы героев романа «Дубровский»  В основе романа «Дубровский» лежат несколько реальных историй, произошедших во времена Пушкина. Дело Муратова и Крюкова Пушкину было известно одно печальное дело «О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову, состоящим Тамбовской губернии Козловской округи сельце Новопанском». В суде шла речь об имении Новоспасском, которое состояло из 186 душ крепостных. Это имение было продано 70 лет назад, в  1759 г., отцом Крюкова отцу Муратова. Таким образом, в деле правда была на стороне Муратова. Однако документ о праве на имение («купчая крепость») сгорел у Муратовых во время пожара в 1790 г. Поручик Муратов не смог предоставить в суд никаких документов. Он объяснял чиновникам, что в архивах уездного суда должна храниться купчая крепость на его имение. Но чиновники оставили это без внимания. Судебная тяжба длилась около 6 лет (1826—1832 годы). В конце концов в 1832 году суд встал на сторону влиятельного господина Крюкова и присудил ему имение. Муратов же пропустил срок аппеляции и безвозвратно потерял свое имение. Помимо этого Крюков потребовал от Муратова все доходы от имения за прошедшие 70 лет, которые он якобы потерял. Однако суд не удовлетворил эту просьбу.  Знакомый Нащокина, Д. В. Короткий, сделал для Пушкина выписку из судебного дела об отобрании имения у Муратова. Копию этого дела Пушкин вставил в рукопись романа «Дубровский». В романе Пушкина поручик Муратов носит фамилию Дубровского, а Крюков — Троекурова.  Дело Островского Также известна другая, похожая история, которую Пушкин услышал от своего приятеля П, В. Нащокина осенью 1832 года в Москве. Это трагическая история небогатого белорусского дворянина Островского. Богатый сосед отсудил у Островского отцовское имение, по праву принадлежащее семье Островских. Бездомный, доведенный до нищеты, Островский со своими крестьянами начал мстить чиновникам, которые оставили его ни с чем. В результате Островский стал разбойником. Однако в конце концов его поймали и посадили в тюрьму. Друг Пушкина, Нащокин, лично видел Островского, когда тот сидел в остроге. История Островского легла в основу романа «Дубровский»: об этом говорит тот факт, что в первоначальном тексте романа Пушкин называет героя Островским, а не Дубровским.

rulit.online

История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский»

А.С.Пушкин. «Дубровский». Историческая эпоха  в романе. История создания. Прототипы.

Просмотр содержимого документа «История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский»»

История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский»

6 класс.

Александр Сергеевич Пушкин

А.С.Пушкин. «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы.

Материалы к урокам литературы в 6-м классе

Теория литературы:

Роман (фр. Roman – повествование) – крупное эпическое произведение с разветвлённым, развёрнутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.

Сюжет (фр. Sujet – предмет, содержание) – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Действие романа происходит в 1820-ые годы, т.е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, что его волнует.

История романа

Роман не был завершён автором. А.С. Пушкин работал над ним с 21 октября 1832 по 6 февраля 1833 года. Незаконченный роман он не опубликовал. Уже после смерти писателя издатели выпустили роман в свет, дав название по фамилии главного героя – «Дубровский».

Сообщение П.В. Нащокина

В основу романа легло сообщение Нащокина Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский…, который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сперва подьячих, а затем и других». Нащокин видел Островского в тюрьме, и, возможно, он сам рассказал свою историю. Пушкин крайне заинтересовался рассказом Нащокина и почти сейчас же принялся за составление планов, а вскоре и за написание романа. Первоначально герой фигурирует под фамилией Островского, изменённой затем на Андрея Зубровского, и наконец назван Дубровским.

Другие источники…

Известно, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Пушкин слышал псковские предания о бунте крестьян помещика Дубровского, оказавших вооружённое сопротивление присланной воинской команде и заявивших, что по наказу Дубровского они будут бить помещиков. Таким образом, в основу романа легли подлинные факты, жизненные обстоятельства.

Псков

Болдино

Архангельское

Михайловское

Петровское

Болдино

kopilkaurokov.ru

Разбойничья история? Создание романа "Дубровский"

По этому тексту поставлено несколько фильмов, его сюжет стал основой знаменитой оперы. При этом для многих современников Пушкина и самых именитых исследователей его творчества это всего лишь авантюрная история, создание романа «Дубровский» многими объявляется заблуждением, явной ошибкой великого поэта. Так ли это?

Русский Робин Гуд

Пушкинский гений заставлял его ставить всё новые и новые задачи. В стихах явился тот язык, который стал основой великой литературы, великой культуры. В прозе этим языком – простым, ясным, выразительным – были написаны «Повести Белкина», которые трудно назвать текстами чисто прозаическими, ведь в них так по стихотворному точно выверено место для каждого слова, для каждого звука.

От "Барышни-крестьянки" к "Дубровскому"

Хотя спустя два года после «Барышни-крестьянки» в «Дубровском» опять появляются влюбленные молодые люди из соседних поместий, даже общаются они похоже – оставляя в дупле дерева нужное сообщение, история создания романа «Дубровский» показывает нам нового Пушкина. Повзрослевший автор совсем по-другому смотрит на мир.

Начиная с лета 1831 года для Пушкина становится все более актуальным создание прозаического произведения другого характера, где главным содержанием становится увлекательно рассказанная история. Создание романа «Дубровский» могло начаться с желания создать русскую реплику на авантюрные романы, столь популярные в западноевропейской литературе. Но считать пушкинский текст лишь эхом романов Вальтера Скотта или рассуждением на «разбойничью» тему, предложенную Шиллером, недопустимо банально для уровня Александра Сергеевича. Возможно, первые побудительные мысли могли иметь подобную форму, но затем они стали гораздо значительнее.

Дубровский – Островский?

Именно Островским вначале планировал назвать главного героя Пушкин. Такое впечатление произвела на него рассказанная хорошим московским другом П. В. Нащокиным история. Создание романа «Дубровский» во многом определено знакомством Пушкина через Нащокина с обстоятельствами дела белорусского помещика Павла Островского.

Бумаги на владение маленьким сельцом в двадцать душ, которое находилось в Минской губернии, сгорели во время наполеоновского нашествия. Этим воспользовался богатый сосед, отсудивший сельцо у обедневшего помещика. Какое-то время тот вынужден был наняться в домашние учителя, но вскоре в тех местах начались нападения на судебных исполнителей и на других чиновников. Арестованный Островский, по некоторым данным, сумел сбежать, перепилив цепи на кандалах, и след его затерялся. Перед нами почти точная фабула пушкинского романа.

Дело поручика Муратова

Во второй главе «Дубровского» Пушкин помещает документ, который подводит итог тяжбе Троекурова с бывшим другом. Этот вердикт кажется авторским сочинением, так впечатляющи его канцеляризмы и тяжеловесные обороты. Но оказывается, это копия документа из судебного дела об отчуждении имения поручика Мартынова в пользу соседа – полковника Крюкова. Пушкин вложил копию документа в черновики романа, лишь внеся карандашные правки – поменял реальные фамилии на те, которыми он наделил героев «Дубровского».

В черновиках обозначено место – Козловский уезд Тамбовской губернии, где и произошла эта история. Создание романа «Дубровский» во многом базируется на подобных процессах, происходивших на просторах империи. Окончательный вариант фамилии главного героя стал для Пушкина делом решенным, когда он познакомился с подобными судебными делами в Нижегородской губернии, где располагалось знаменитое пушкинское имение Болдино. Среди реальных людей ему встретился помещик с такой выразительной фамилией. Именно эта фамилия стала названием неоконченного романа, когда его решили опубликовать в посмертном собрании сочинений.

Народный бунт

Конечно, трудно представить работу Пушкина слепой компиляцией на основе реальных житейских случаев. Не может так выглядеть история создания романа «Дубровский». Пушкина интересовали и более значительные явления общественной жизни. Как он мог обойти молчанием вооруженные выступления 1830 года в Париже и Лилле, польское национально-освободительное движение, направленное против Николая I, да и в современной ему Российской империи тут и там вспыхивали холерные бунты.

Накладывала свой отпечаток работа Пушкина над историей пугачевской войны. Какая история создания романа "Дубровский" – рассказа о благородном разбойнике, воевавшим с правительственными войсками – могла обойтись без ссылок на не забытую в народе крестьянскую войну. В Кистеневской роще собираются мужики, очень похожие на тех, кого Пушкин отправил в армию Пугачева в «Капитанской дочке». Также мы не видим полного одобрения автором стихии бунта, – в незавершенном «Дубровском» молодой разбойник распускает свою шайку, что кажется вполне логичным.

Итог

Даже совсем краткая история создания романа «Дубровский» делает несостоятельными уничижительное мнение самых уважаемых литераторов об этом произведении Пушкина. Чтобы определить его как неудачную попытку заработать деньги путем создания легковесного чтива, надо очень высокомерно относиться к великому имени. Александр Сергеевич, который пытается достичь уровня Загоскина, Лажечникова или Булгарина (именно таким он представлен в «Дубровском» некоторыми критиками), – слишком жалкое зрелище, чтобы быть правдой.

Неизвестно, как автор закончил бы свой роман, но и того, что ограничено поставленной им точкой, хватит, чтобы по-настоящему волновать сегодняшнего и будущего читателя.

fb.ru

Урок литературы "«Открывая страницы романа…» Роман А.С.Пушкина «Дубровский»"

Урок литературы

Учитель: Исионова Елена Алексеевна, высшая квалификационная категория.

Класс: 6-А

Количество обучающихся: 28

Тема: «Открывая страницы романа…» Роман А.С.Пушкина «Дубровский» (знакомство с романом, анализ 1-й главы).

Цели урока: восприятие учащимися романа А.С.Пушкина «Дубровский» через авторское отношение к героям, размышление о проблемах взаимоотношений между людьми, власти денег над человеком.

Задачи:

воспитательные: воспитание духовно – нравственной личности, умения общаться воспитывать чувство неприязни к высокомерию, тщеславию, подлости.

Планируемые результаты:

Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, планшеты, учебник, словари.

Используемые технологии:

Особенности урока:

Ход урока

1.Мобилизующий этап урока

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

«Жизнь прожить не поле перейти» - гласит народная мудрость, предупреждая человека о трудностях. Уроки жизни приходится преодолевать каждому из нас. И при решении жизненных задач часто допускаем ошибки. Мудрые советы классика помогут нам решить многие вопросы, только нужно уметь понять, услышать автора. И сегодня мы с вами прислушаемся к голосу классика.

Послушайте цитату из произведения. Назовите это произведение и автора, голос которого будет звучать сегодня на уроке.

Цитата из произведения «Дубровский» (учебник литературы 6 класс)

- Узнали?

- Из какого произведения эта цитата?

- Кто автор?

3. Определение темы урока самими учащимися.

4. Целеполагание

На слайде презентации портрет А.С.Пушкина, титульный лист романа А.С.Пушкина «Дубровский»

5. Проверка домашнего задания

Ребята, прежде чем знакомиться с произведением, узнаем историю создания романа. Роман трудно понять, не представляя времени, которое отражено в нем, а также вопросов и проблем, которые интересовали Пушкина в это время. Эту работу выполняла дома поисковая группа.

Предоставим им слово.

1. История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский»

Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.

2. А.С. Пушкин в 30-е годы очень плодотворно поработал. Он написал около четырехсот стихов, главы романа "Евгений Онегин", пишет прозу, много критических и публицистических статей. Пребывание в Болдино имело еще результат, важный для дальнейшей биографии Пушкина. Здесь он убедился в разорённости и запущенности имения. Он увидел, что будущее его не связано с поместьем. Стать помещиком ему не удалось бы, да он и не чувствовал к этому призвание. Болдино не могло давать доходы. Будущее Пушкина заключалось в том, что он был "грамотей и стихотворец". Само Болдино было для него местом творчества, а не помещичьих забот.

3. Тридцатые годы По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение, женился. В этот период (1832) он задумывает "Дубровского" и "Историю Пугачева", в октябре возвращается в Болдино и проводит там до половины ноября. Это была вторая болдинская осень. Там он закончил "Историю Пугачева", написал "Медный всадник", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку о мертвой царевне" и много стихотворений. К этому же времени относится работа над "Пиковой дамой".

Творческий путь Пушкина с самого его начала — непрерывное восхождение. Но наиболее интенсивно это восхождение проявляется в 30-е годы, когда присущие поэту народность, историзм и реализм раскрывались во всей полноте его творческих возможностей.

4. Топонимы в романе А.С. Пушкина «Дубровский».

А ещё один участник поисковой группы занимался более сложной работой.

Он искал топонимы романа. Не знаете, что это? Сейчас послушаем.

Топонимы в романе также имеют реальные источники. В Покровском угадывается родовое имение А.П. Ганнибала- село Петровское, которое находилось недалеко от Михайловского.

В Кистенёвке – сельцо Кистенёво, находящееся близ нижегородского имения Болдино и подаренной Пушкину отцом к свадьбе

6. Теория литературы.

Определите жанр этого произведения. (Запись в тетради)

- Что же такое роман? (Знакомство с определением этого термина по словарю литературоведческих терминов и по учебнику. Запись определения в тетрадь.)

- Какие признаки романа мы находим в «Дубровском»?

Запись в тетради:

1. Большое повествовательное произведение;

2. разветвлённый сюжет;

3. значительный объём;

7. Словарная работа.

- На доске вы видите слова: авантюра, приключение, популярный, хронология, роман, сюжет. Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать произведение А.С.Пушкина авантюрно-приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.

Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.

Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.

Популярный - 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;

2. пользующийся широкой известностью.

Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.

(Да. Здесь мы видим рискованное, сомнительное по честности дело (Дубровский стал разбойником), неожиданный случай в жизни (разорение Дубровских). Произведение можно назвать романом, потому что здесь много действующих лиц и событий.)

- Запишите определение романа и сюжета в тетрадь.

8. Исследовательская работа.

В 30-е годы новые задачи, новые темы занимают Пушкина – он хочет рассказать о жизни разных классов и сословий русского общества. Он хочет показать жизнь такой, какая она есть, ничего не выдумывая, не украшая ее.

Давайте познакомимся с этой жизнью на страницах романа 1-й главы.

Дома вы читали эту главу.

Кто же является главными героями?

Давайте дадим характеристику этим героям, познакомимся с ними поближе.

Чтобы лучше понять их, проведём исследовательскую работу.

Исследовательская работа по группам

Обобщение

Кирила Петрович Троекуров

«Богатство, знатный род и связи давали большой вес в губерниях» Троекурову, развратили его. Он ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые. Для автора важно показать, что богатство не делает людей лучше: наоборот, исполнение всех прихотей, безнаказанность делают Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком, который ни во что не ставит людей. Он не брезгует пользоваться услугами низких бесчестных людей.

Дубровский Андрей Гаврилович

Отставной поручик. Сосед Троекурова. Имел смиренное состояние, но был независим! Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселится в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему своё покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим. Троекуров считает его настоящим друг

В процессе работы над 1-й главой мы выяснили, кто такие А.Г. Дубровский и Троекуров и как складывались отношения между ними. НО: долгое «согласие, царствующее между надменным Троекуровым и бедным его соседом Дубровским было нарушено ссорой». В чем же причина? Кто виноват в ссоре? Почему не состоялось примирение Троекурова и Дубровского? Эти и другие вопросы помогут нам выяснить сложные мотивы ссоры друзей.

  1. Индуктор (мотивация на творческую деятельность).

Ребята, каким цветом вы бы написали слово «ссора»?

- Почему именно этот цвет вы выбрали для обозначения этого слова?

Ответы учащихся:

- Черный цвет – враги.

- Красный – кровь.

Скажите, ребята, приходилось ли вам ссориться с кем-нибудь?.. Тогда возникает вопрос: как нужно поступить, если ты поссорился с другом…

Ответы учащихся.

Сегодня на уроке мы уже очень много сделали: были исследователями,

работали в поисковых группах, выходили в Интернет,а сейчас мы будем анализировать эпизод «Ссора друзей»

Как же возникла ссора между помещиками? Обратимся к эпизоду «На псарне» и посмотрим его.

10. Просмотр эпизода

11. Анализ эпизода

- Ребята, обратите внимание на сокровенные мысли и чувства Дубровского, который был страстным охотником и «не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения». Дубровский невольно сравнивает псарню с крестьянскими избами и не может не сказать Троекурову о своих впечатлениях, тем более что всегда открыто выражал своё мнение. И на этот раз он остаётся верен себе, сказав Троекурову: «..псарня чудная, - вряд людям вашим житьё такое же, как вашим собакам».

- Прав ли Андрей Гаврилович Дубровский, сделав такое замечание, а если прав, то почему псарь Парамошка не согласился с ним, хотя жил, наверное, хуже своих подопечных?

- Что оскорбило Дубровского и почему он покинул псарню?

Почему один Дубровский не восхищался псарней Троекурова? Какое слово объясняет его «суровую» оценку?      2. Что в словах псаря оказалось особенно обидным для Дубровского? Аргументируйте свой ответ примерами из текста (в частности, из письма Дубровского).      3. Как вели себя после эпизода на псарне Дубровский и Троекуров? Пытался ли кто-то из них уладить дело мирным путем?

Вопросы для самостоятельной работы (раздаются на каждую парту).

1. Что можно сказать о Дубровском на основании его письма?

2. Почему письмо Дубровского вызвало гнев Троекурова и как сильно повлияло оно на ссору? (Важно обратить внимание учащихся на содержание и тон письма).

(Ответы учащихся: Андрей Гаврилович совсем не похож на Троекурова. Он мягче и справедливее своего соседа. Он честный и смелый человек. Но он тоже владелец крепостных, барин и помещик. Каждое слово письма говорит об этом. Дубровский – дворянин и гордится этим. Он оскорблён, задета не только дворянская честь, но и его человеческое достоинство, и он требует удовлетворения. Не доверяя Кириле Петровичу, Дубровский просит выслать к нему оскорбившего его псаря, чтобы помиловать его или наказать. Он ничем не отличается, судя по письму, от обычного барина и крепостника).

Вывод: Письмо усугубило ссору. Троекуров оскорблён и ждёт удобного случая, чтобы отомстить Дубровскому.

12. Рефлексия.

Учитель: Как вы поступите, если придется поссориться с другом?

13. Итог урока.

Учитель: Дружба – это умение быть чутким и внимательным, умение прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить ее.

И мне бы хотелось, чтобы вы помнили эпиграф к уроку и задумывались о том, как ваше слово отзовется.

14. Домашнее задание: составить план действий «Если вдруг я поссорюсь с другом».

videouroki.net