Барды и авторская песня. Русский феномен. Известные барды
Ушедшие барды великой эпохи... / Назад в СССР / Back in USSR
back-in-ussr.com
5 самых известных бардов в России — Ильменский фестиваль авторской песни
Современная эстрада насчитывает не так уж много исполнителей, которые могут не только хорошо спеть (что уже редкость) песню, но и написать слова и музыку.
Современная эстрада насчитывает не так уж много исполнителей, которые могут не только хорошо спеть (что уже редкость) песню, но и написать слова и музыку. К сожалению, мастерство современных «звезд» спускается все ниже с лестницы из мрамора, оставляя современным ценителям качественной музыки желать лучшего. То ли дело музыка бардов 20 века! Мы предлагаем вам вспомнить 5 самых известных бардов России, которые уже стали легендой.
Кто не слышал о Владимире Высоцком? Он обладал уникальным поэтическим даром – тексты его песен наполнены острым сарказмом на действительность, но в то же время не теряют оптимизма. Помимо всего прочего, поэт-песенник был невероятно талантливым актером театра и кино. До сих пор загадкой остается причина его смерти, но в сердцах поклонников Высоцкий до сих пор жив.
Булат Окуджава также является одним из ярчайших представителей жанра авторской песни, его авторству принадлежит более 200 композиций, среди которых знаменитые и перепетые на разный лад «Песня беспризорника», «Ваше благородие» и еще много-много других. В честь Окуджавы назван даже один из астероидов Солнечной системы.
Песни Юрия Визбора, по сравнению с наболевшими проблемами двух вышеперечисленных авторов, наоборот, отличаются удивительной мелодичностью и нежностью. Особенно популярными были его песни (например, «Милая моя, солнышко лесное») в 60-70-х годах. А сегодня проводится множество бардовских фестивалей его имени.
Александр Розенбаум живет и здравствует и по сей день, и продолжает радовать своих поклонников великолепными песнями собственного исполнения. Уникальная черта этого автора – его либо обожают, либо просто не воспринимают, но серединных эмоций его талант не вызывает. Интересно, что изначально Розенбаум был врачом скорой помощи, и только в 1980 году он ушел на эстраду.
Олег Митяев более всего известен своей песней «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», которую пели на любом застолье и в любом походе. Он родился в простой семье рабочего, и пошел по стопам отца. Но в начале 80-х музыка в его сердце все же победила обыденность, и гранитные лестницы концертных залов часто принимали поклонников его творчества.
ilmeny.org.ru
список, краткая информация :: SYL.ru
С 1992 года российские авторы-исполнители создали свою ассоциацию. Она стала первым творческим союзом людей, объединенных идеей формирования общественного сознания. Ассоциацию бардов России (АРБА) на тот момент представляли 30 авторов. Сегодня их гораздо больше. В предлагаемой статье будут названы наиболее известные барды России, по данным "Комсомольской правды".
Ушедшие представители великой эпохи
У истоков бардовского движения стоят мэтры, многие из которых ушли из жизни во времена, когда Россия еще входила в состав Советского Союза. Среди них:
- Юрий Визбор. Покинул наш мир в 1984-м году в возрасте 50 лет. Имеющий литовско-украинские корни автор-исполнитель всю свою жизнь был связан с Москвой и считал себя русским. Даже специальность он выбрал особенную - учитель российской словесности. Известный как журналист, сценарист и актер Юрий Визбор, к тому же, был спортсменом-альпинистом, покорившим не одну вершину. Он написал более трехсот песен, до сих пор остающихся популярными: "Серега Санин", "Домбайский вальс", "Милая моя".
- Владимир Высоцкий. Его не стало в 1980-м. Легендарному певцу, создавшему более 800 произведений, было всего 42 года. Его популярность в народе со временем нисколько не ослабевает. Он создал ряд незабываемых образов как на сцене, так и в кинематографе. Среди его лучших песен - "Братские могилы", "Кони привередливые", "Песня о друге".
- Булат Окуджава. Родившийся в армяно-грузинской семье, Булат Шалвович дожил до 73 лет. Из жизни он ушел в 1997-м. Бывший фронтовик, он по праву считается основоположником авторской песни. Барды России признают его авторитет и до сих пор исполняют лучшие произведения: "Грузинская песня", "Ваше благородие", "Союз друзей".
Непререкаемые авторитеты
Ушедшие из жизни барды России, список которых будет представлен ниже, - гордость национальной культуры:
- Виктор Берковский. Уроженец Украины, он дожил до своего 73-го дня рождения. Профессиональный ученый, Виктор был выдающимся композитором и прославился не только как самостоятельный автор, но и член творческого коллектива, в который входили Сергей Никитин и Дмитрий Сухарев. Среди его наиболее популярных песен - "Гренада", "Под музыку Вивальди", "На далекой Амазонке".
- Новелла Матвеева. Поэтесса и автор песен скончалась в 2016-м, ей был 81 год. Она оставила после себя огромное наследие, а среди ее песен особой популярностью пользуется "Девушка из харчевни".
- Ада Якушева. Уроженка Ленинграда прожила длинную жизнь. Она скончалась в возрасте 78 лет в 2012-м и хорошо известна как самобытная и интересная поэтесса. Многие барды России исполняют ее произведения. Например, Варвара Визбор подарила новую жизнь песне "Ты мое дыхание".
- Юрий Кукин. Поэт-песенник ушел из жизни в 2011-м, ему было 78. Уроженец Ленинградской области начинал свою карьеру как спортсмен, но впоследствии стал профессиональным артистом Ленконцерта. Наиболее известные песни автора - это "Канатоходец", "За туманом", "Весенняя песня".
Ныне здравствующие мэтры
Лучшие барды России участвуют в слетах авторской песни в качестве членов жюри. В августе в Самарской области прошел 50-й фестиваль им. В. Грушина, собравший элиту из числа членов АРБА. Среди них особое место занимает Александр Городницкий, который в марте отметил свое 85-летие. Автор по-прежнему в строю и радует слушателей своими лучшими произведениями. Это "Перекаты", "Атланты" и другие.
60-летний Алексей Иващенко долгое время выступал в дуэте с Г. Васильевым ("Глафира", "Девятый вал"), но в двухтысячные годы их творческий союз распался. Однако автор и исполнитель все еще в рядах лучших бардов России, радует слушателей новыми песнями, среди которых "Нержавейка" и "Самый лучший в мире я".
Многие являются поклонниками творчества 65-летнего Леонида Сергеева, автора "Дорожной", "Старого дома" и "Истории", а также 74-летнего Сергея Никитина, чьи песни украсили любимые фильмы россиян - "Иронию судьбы", "Почти смешную историю", "Тихие омуты".
Автором песни "Как здорово", ставшей гимном большинства фестивалей авторской песни, является 62-летний Олег Митяев. Барды России считают его неоспоримым авторитетом, который, как правило, завершает концертные программы. Его легко узнают по любимым произведениям: "Соседка", "Лето - это маленькая жизнь".
К авторам-исполнителям можно отнести и Александра Розенбаума, который добился значительных успехов на отечественной эстраде. Его "Вальс-бостон", "Утиная охота", "Бездомная комната" и другие произведения входят в золотой фонд отечественной культуры.
Лучшие барды России - женщины
В список лучших авторов-исполнителей следует внести 62-летнюю Веронику Долину. Мать четырех детей, она создала уникальную коллекцию очень женских произведений, количество которых достигает пятисот. У Вероники Долиной издано 19 сборников стихов, она является лауреатом множества литературных премий.
В авторской песне есть яркие исполнители, которые представляют произведения других авторов. Одной из таких талантливых певиц является 58-летняя Галина Хомчик, которую Б. Окуджава относил к "миссионерам звучащей поэзии".
www.syl.ru
Profile Name: история в фотографиях Entry Tags 1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, |
foto-history.livejournal.com
Барды и авторская песня. Русский феномен: sharikowa
Феномен русской авторской (как ее еще называют, самодеятельной или бардовской) песни пока недостаточно исследован. Кто-то к ней равнодушен, кто-то считает ее далеким прошлым. Но трудно отрицать, что авторская песня с ее тонкими глубокими текстами и мелодичностью была важной составляющей культурной жизни СССР. «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», – говорил Владимир Высоцкий
Хранители традиций
Есть древнее, красивое своей странностью слово «бард». У племен галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, их традиции. И народ им верил, доверял, чтил, любил. В нашей стране движение бардовской песни оформилось в 50-60 годы XX столетия. Когда барды только-только стали появляться, они выглядели совсем обыденно. Это были студенты в мешковатых штанах. Они еще не знали, что их будут называть бардами, а песни, которые они пишут – авторскими или самодеятельными. Для них это были просто песни про то, что их волновало…
Бардовская песня возникла словно сама собой, в разных местах, одним из которых стал биофак МГУ. Здесь в начале 1950-х годов училась замечательная девушка Ляля Розанова. У нее был дар притягивать талантливых людей и вдохновлять их на творчество. Неудивительно, что именно при ней студенческая агитбригада стала центром молодежной жизни. Поначалу биологи пели обычные песни, но однажды один из агитбригадовцев Гена Шангин-Березовский спел песню, которую сочинил сам. Она была посвящена его близкому другу Юрию Юровицкому и так и называлась – «Песня о верном друге». Песня настолько понравилась ребятам, что ее тут же включили в репертуар. А вслед за ней и песни, написанные самой Лялей и еще одним талантливым биофаковцем Дмитрием Сухаревым.
Авторский коллектив биофака МГУ, псевдоним — Саша Роздуб (САхаров, ШАнгин, РОЗанова, ДУБровский):
Эти песни обладали какой-то невероятной магией – простенькие мелодии на три аккорда, незамысловатые тексты, но очень необычные для тех времен, ведь в них звучало не «мы», а «я». И в этом «я» каждый узнавал себя и свои тревоги, чувства, метания… Юрий Визбор вспоминал: «…стихами Ляли Розановой мы спасали самоубийц. И себя, чего греха таить…»
Розанова Лилиана в составе агитбригады (в центре , третья справа от гармониста):
«Поющий институт»
Похожая картина была в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, который в 1950-1960-е годы получил неофициальное название «поющий институт». Именно там была написана первая песня Юрия Визбора «Мадагаскар». Результат так понравился всем, что песенку стал распевать весь факультет, а затем и все московские туристы. Вскоре Визбор сочинил целую серию песен про походы на известные мелодии, а со временем стал и свою музыку придумывать. Известный впоследствии бард Ада Якушева вспоминала, что, когда Визбор оканчивал институт, несколько добровольцев вызвались срочно научиться играть на гитаре. Одной из них была сама Ада.
Бард Ада Якушева:
Третьим столпом авторской песни в МГПИ был Юлий Ким. Он привнес в бардовскую песню свой особенный «цыганский» строй аккомпанирования на гитаре. И свои темы – социальные и ироничные.
Юлий Ким с гитарой:
КСП – от и до
Поначалу авторская песня не вызывала у государства особого интереса. Но вот барды стали выпускаться из институтов и университетов, а желание встречаться, творить и делиться своими песнями у них осталось. И они начали объединяться в КСП – клубы самодеятельной песни. Сначала в Москве, а потом и в других городах Союза. В мае 1967 года барды провели «Первую теоретическую конференцию», а осенью того же года прошел первый общемосковский слет КСП. Затем 7 марта 1968 года в новосибирском Академгородке прошел Первый союзный фестиваль авторской песни. Именно на нем состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича, на котором он исполнил песню «Памяти Пастернака».
Галич на Первом фестивале авторской песни. 1968 год. Фотография Владимира Давыдова:
Тут-то советская власть обнаружила, что у бардов есть гражданская позиция, которую они хотят демонстрировать. На КСП начались гонения. Полгода спустя в стране закрыли все бардовские клубы. Вскоре после этого Галич был вынужден эмигрировать.
А Юлию Киму и многим другим бардам было запрещено выступать. Государство не могло позволить музыкантам в открытую петь про «подъезды для начальников», «кабинеты с холуями и секретаршами», «топтунов» под окнами, про дачи и «Чайки», «пайки цековские» и «мотоциклетки марочные».
«Магнитиздат»
Однако запрет только подогрел и без того большой интерес к авторской песне, которая стала противопоставлением официальной эстраде. Советскому человеку нельзя было слушать «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Он должен был слушать хор Красной армии, песни Кобзона и ходить строем. Но не все этого хотели. «Неофициальные» песни, исполненные под акустическую гитару, воспринимались как откровение. Окуджаву, Высоцкого переписывали с катушки на катушку, благо магнитофоны были уже не редкостью. Называли такое распространение «магнитиздат».
Что интересно, отношение государства и отношение отдельных партбоссов к бардам могло не совпадать. К примеру, генсек Леонид Ильич Брежнев испытывал любовь к песням Высоцкого. Один из летчиков правительственного авиаотряда рассказывал: «Когда мы летели с Дальнего Востока, вдруг в салоне зазвучали песни Высоцкого. Мы к стюардессам: «Вы что, с ума сошли?» А они говорят, что кассету передали из окружения самого Брежнева…»
С 1969 года Высоцкий был знаком и с дочерью Брежнева Галиной, которая не только любила его творчество и бывала в Театре на Таганке на его спектаклях, но и помогала артисту.
«Песни нашего века»
В 1980-х годах КСП не то чтобы разрешили, но стали закрывать глаза на их возрождение. А песни барда Сергея Никитина можно было услышать даже по радио! В 1990-х годах появилось понятие бардовской классики, начала выходить серия альбомов «Песни нашего века», ее можно было просто купить в магазине. Однако такая доступность не снизила интерес к авторской песне.
И сегодня люди берут в руки гитару, чтобы спеть о том, что их волнует. Авторская песня продолжает жить…
Великие барды XX столетия
Александр Галич родился в 1918 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). После девятого класса поступил в литературный институт. В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра: «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок», «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам». С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Его песни были политически острыми, что привело к конфликту с властью… Так Галич из рьяного комсомольца превратился в сознательного противника режима и был выдворен за пределы сначала официальной культуры, а потом и страны. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Но несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим. В 1971 году Галича исключили из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года, а в 1972 году – из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 года. После этого он был лишен возможности заработать себе на хлеб и был доведен до состояния нищеты. В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать, а все его ранее изданные произведения в СССР запретили. Галич поселился в Париже, где 15 декабря 1977 года погиб.
Александр Галич:
Булат Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». В 1942-м девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, радистом. После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В Калуге вышла первая книга Окуджавы. В 1956-м переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Свою первую песню «Неистов и упрям…» Окуджава сочинил еще студентом. Магнитофонные записи Окуджавы разлетелись по всей стране. Многие его песни актуальны и сегодня:
Булат Окуджава:
Неистов и упрям,
гори, огонь, гори.
На смену декабрям
приходят январи.
Прожить лета б дотла,
а там пускай ведут
за все твои дела
на самый страшный суд.
Владимир Высоцкий. Родился в 1938-м в Москве. Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий едва ли не самый известный. Первые песни Высоцкий начал писать в начале 1960-х годов. Это были песни в стиле «дворовой романтики». Примерно в это время Владимир Высоцкий пришел в Театр на Таганке. Параллельно с работой в театре снимался в кино. Самая известная роль Высоцкого – Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля и садился за работу. Творчество Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики – все считали его своим. Высоцкий так говорил об авторской песне: «Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью».
Владимир Высоцкий:
Александр Городницкий – один из основоположников авторской песни. До сегодняшнего времени активно работает, пишет стихи и песни.
Александр Городницкий:
Юрий Визбор – автор и исполнитель многих известных песен. «Милая моя, солнышко лесное», «Когда горит звезда» и другие песни Визбора в России знают почти все.
Юрий Визбор:
Виктор Берковский – российский ученый и яркий представитель бардовского движения семидесятых. «Под музыку Вивальди», «Гренада» и еще более 200 песен, написанных Берковским, очень популярны в народе.
Виктор Берковский:
Юрий Кукин – в молодости увлекался альпинизмом, ходил в походы. Поэтому основное направление в творчестве Кукина отдается темам о горах и природе. Песни очень мелодичные и востребованные. Их хорошо петь у костра. Самыми известными хитами автора являются «За туманом» и «Париж».
Юрий Кукин:
Александр Суханов – один из основателей неформального клуба самодеятельной песни. Основная профессия – математик, но известен благодаря своим песням (более 150). Писал на свои стихи и стихи прославленных поэтов-классиков.
Александр Суханов на концерте в Нахабино. 15 марта 1980 года. Фото А.Евсеева:
Вероника Долина. Самый популярный автор среди женщин – исполнителей авторской песни. Вероникой Долиной написано более 500 песен.
Вероника Долина:
Сергей Никитин – советский композитор и бард, лирик. Написал очень много песен к кинофильмам. Его «Александра» из фильма «Москва слезам не верит» получила статус народной песни. Очень много песен исполнял в дуэте с женой Татьяной Никитиной. Сергей Никитин был очень популярен в 70-80 годах минувшего века. Сергей Никитин: Спасибо за предоставленный материал автору текста: историку, журналисту Владимиру Шарикову.Использование материала возможно только с указанием ссылки на первоисточник "СССР. Под знаком качества" либо ссылаясь на материал в журнале sharikowa. + В ДРУЗЬЯsharikowa.livejournal.com
Барды и авторская песня / Назад в СССР / Back in USSR
Феномен авторской (как ее еще называют, самодеятельной или бардовской) песни пока недостаточно исследован. Кто-то к ней равнодушен, кто-то считает ее далеким прошлым. Трудно отрицать, что авторская песня с ее тонкими глубокими текстами и мелодичностью была важной составляющей культурной жизни СССР. «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», – говорил Владимир Высоцкий Хранители традиций Есть древнее, красивое своей странностью слово «бард». У племен галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, их традиции. И народ им верил, доверял, чтил, любил. В нашей стране движение бардовской песни оформилось в 50-60 годы XX столетия. Когда барды только-только стали появляться, они выглядели совсем обыденно. Это были студенты в мешковатых штанах. Они еще не знали, что их будут называть бардами, а песни, которые они пишут – авторскими или самодеятельными. Для них это были просто песни про то, что их волновало… Бардовская песня возникла словно сама собой, в разных местах, одним из которых стал биофак МГУ. Здесь в начале 1950-х годов училась замечательная девушка Ляля Розанова. У нее был дар притягивать талантливых людей и вдохновлять их на творчество. Неудивительно, что именно при ней студенческая агитбригада стала центром молодежной жизни. Поначалу биологи пели обычные песни, но однажды один из агитбригадовцев Гена Шангин-Березовский спел песню, которую сочинил сам. Она была посвящена его близкому другу Юрию Юровицкому и так и называлась – «Песня о верном друге». Песня настолько понравилась ребятам, что ее тут же включили в репертуар. А вслед за ней и песни, написанные самой Лялей и еще одним талантливым биофаковцем Дмитрием Сухаревым.Авторский коллектив биофака МГУ, псевдоним — Саша Роздуб(САхаров, ШАнгин, РОЗанова, ДУБровский). Эти песни обладали какой-то невероятной магией – простенькие мелодии на три аккорда, незамысловатые тексты, но очень необычные для тех времен, ведь в них звучало не «мы», а «я». И в этом «я» каждый узнавал себя и свои тревоги, чувства, метания… Юрий Визбор вспоминал: «…стихами Ляли Розановой мы спасали самоубийц. И себя, чего греха таить…»Розанова Лилиана в составе агитбригады (в центре, третья справа от гармониста).«Поющий институт» Похожая картина была в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, который в 1950-1960-е годы получил неофициальное название «поющий институт». Именно там была написана первая песня Юрия Визбора «Мадагаскар». Результат так понравился всем, что песенку стал распевать весь факультет, а затем и все московские туристы. Вскоре Визбор сочинил целую серию песен про походы на известные мелодии, а со временем стал и свою музыку придумывать. Известный впоследствии бард Ада Якушева вспоминала, что, когда Визбор оканчивал институт, несколько добровольцев вызвались срочно научиться играть на гитаре. Одной из них была сама Ада.Бард Ада Якушева. Третьим столпом авторской песни в МГПИ был Юлий Ким. Он привнес в бардовскую песню свой особенный «цыганский» строй аккомпанирования на гитаре. И свои темы – социальные и ироничные. Юлий Ким с гитарой.КСП – от и до Поначалу авторская песня не вызывала у государства особого интереса. Но вот барды стали выпускаться из институтов и университетов, а желание встречаться, творить и делиться своими песнями у них осталось. И они начали объединяться в КСП – клубы самодеятельной песни. Сначала в Москве, а потом и в других городах Союза. В мае 1967 года барды провели «Первую теоретическую конференцию», а осенью того же года прошел первый общемосковский слет КСП. Затем 7 марта 1968 года в новосибирском Академгородке прошел Первый союзный фестиваль авторской песни. Именно на нем состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича, на котором он исполнил песню «Памяти Пастернака».Галич на Первом фестивале авторской песни. 1968 год. Фотография Владимира Давыдова. Тут-то советская власть обнаружила, что у бардов есть гражданская позиция, которую они хотят демонстрировать. На КСП начались гонения. Полгода спустя в стране закрыли все бардовские клубы. Вскоре после этого Галич был вынужден эмигрировать. А Юлию Киму и многим другим бардам было запрещено выступать. Государство не могло позволить музыкантам в открытую петь про «подъезды для начальников», «кабинеты с холуями и секретаршами», «топтунов» под окнами, про дачи и «Чайки», «пайки цековские» и «мотоциклетки марочные». «Магнитиздат» Однако запрет только подогрел и без того большой интерес к авторской песне, которая стала противопоставлением официальной эстраде. Советскому человеку нельзя было слушать «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Он должен был слушать хор Красной армии, песни Кобзона и ходить строем. Но не все этого хотели. «Неофициальные» песни, исполненные под акустическую гитару, воспринимались как откровение. Окуджаву, Высоцкого переписывали с катушки на катушку, благо магнитофоны были уже не редкостью. Называли такое распространение «магнитиздат». Что интересно, отношение государства и отношение отдельных партбоссов к бардам могло не совпадать. К примеру, генсек Леонид Ильич Брежнев испытывал любовь к песням Высоцкого. Один из летчиков правительственного авиаотряда рассказывал: «Когда мы летели с Дальнего Востока, вдруг в салоне зазвучали песни Высоцкого. Мы к стюардессам: «Вы что, с ума сошли?» А они говорят, что кассету передали из окружения самого Брежнева…» С 1969 года Высоцкий был знаком и с дочерью Брежнева Галиной, которая не только любила его творчество и бывала в Театре на Таганке на его спектаклях, но и помогала артисту.«Песни нашего века» В 1980-х годах КСП не то чтобы разрешили, но стали закрывать глаза на их возрождение. А песни барда Сергея Никитина можно было услышать даже по радио! В 1990-х годах появилось понятие бардовской классики, начала выходить серия альбомов «Песни нашего века», ее можно было просто купить в магазине. Однако такая доступность не снизила интерес к авторской песне. И сегодня люди берут в руки гитару, чтобы спеть о том, что их волнует. Авторская песня продолжает жить… Великие барды XX столетия Александр Галич родился в 1918 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). После девятого класса поступил в литературный институт. В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра: «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок», «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам». С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Его песни были политически острыми, что привело к конфликту с властью… Так Галич из рьяного комсомольца превратился в сознательного противника режима и был выдворен за пределы сначала официальной культуры, а потом и страны. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Но несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим. В 1971 году Галича исключили из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года, а в 1972 году – из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 года. После этого он был лишен возможности заработать себе на хлеб и был доведен до состояния нищеты. В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать, а все его ранее изданные произведения в СССР запретили. Галич поселился в Париже, где 15 декабря 1977 года погиб. Александр Галич. Булат Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». В 1942-м девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, радистом. После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В Калуге вышла первая книга Окуджавы. В 1956-м переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Свою первую песню «Неистов и упрям…» Окуджава сочинил еще студентом. Магнитофонные записи Окуджавы разлетелись по всей стране. Многие его песни актуальны и сегодня: Булат Окуджава. Неистов и упрям, гори, огонь, гори. На смену декабрям приходят январи. Прожить лета б дотла, а там пускай ведут за все твои дела на самый страшный суд. Владимир Высоцкий. Родился в 1938-м в Москве. Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий едва ли не самый известный. Первые песни Высоцкий начал писать в начале 1960-х годов. Это были песни в стиле «дворовой романтики». Примерно в это время Владимир Высоцкий пришел в Театр на Таганке. Параллельно с работой в театре снимался в кино. Самая известная роль Высоцкого – Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля и садился за работу. Творчество Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики – все считали его своим. Высоцкий так говорил об авторской песне: «Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью». Владимир Высоцкий. Александр Городницкий – один из основоположников авторской песни. До сегодняшнего времени активно работает, пишет стихи и песни. Александр Городницкий. Юрий Визбор – автор и исполнитель многих известных песен. «Милая моя, солнышко лесное», «Когда горит звезда» и другие песни Визбора в России знают почти все.Юрий Визбор. Виктор Берковский – российский ученый и яркий представитель бардовского движения семидесятых. «Под музыку Вивальди», «Гренада» и еще более 200 песен, написанных Берковским, очень популярны в народе. Юрий Кукин – в молодости увлекался альпинизмом, ходил в походы. Поэтому основное направление в творчестве Кукина отдается темам о горах и природе. Песни очень мелодичные и востребованные. Их хорошо петь у костра. Самыми известными хитами автора являются «За туманом» и «Париж». Юрий Кукин. Александр Суханов – один из основателей неформального клуба самодеятельной песни. Основная профессия – математик, но известен благодаря своим песням (более 150). Писал на свои стихи и стихи прославленных поэтов-классиков. Александр Суханов на концерте в Нахабино. 15 марта 1980 года. Фото А.Евсеева. Вероника Долина. Самый популярный автор среди женщин – исполнителей авторской песни. Вероникой Долиной написано более 500 песен. Вероника Долина. Сергей Никитин – советский композитор и бард, лирик. Написал очень много песен к кинофильмам. Его «Александра» из фильма «Москва слезам не верит» получила статус народной песни. Очень много песен исполнял в дуэте с женой Татьяной Никитиной. Сергей Никитин был очень популярен в 70-80 годах минувшего века.Сергей Никитин.back-in-ussr.com
Барды - Реферат
Слово "Бард" произошло от ирландского "bard" - поэт-певец. Так называли людей, сочинявших баллады и исполнявших их под аккомпанемент какого-нибудь народного инструмента (чаще всего, гитары, арфы, лютни, цитры). Однако, история этого вида творчества старше своего названия на тысячи лет.
Основателями бардовского движения можно назвать сразу несколько народов - Этруссков, Эллинов и Кельтов. У этруссков "бард" - это человек, путешествующий по земле, сочиняющий баллады, преимущественно о природе, жизни и смерти, воинской доблести, впрочем, им далеко не чуждо было чувство красоты, и их баллады это очень ясно доказывают. Исполняя свои баллады, бард аккомпанировал себе на арфе, позже ее заменила кифара. Среди этрусков барды пользовались большим почетом, их считали святыми и за малейших вред причиненный барду, полагалась смерть на месте преступления.
Со временем, на смену арфе и кифаре пришел более простой и более близкий славянам инструмент - гусли. Так на Руси появились первые барды. В Кельтских народах бардовское движение появилось значительно позже, примерно, в 6-7 веках Н. Э. Их инструментами были цитра, флейта, арфа, а чуть позже, лютня.
Действительно широкую популярность кельтские барды получили в период средневековья, когда стало модно держать при дворе талантливого менестреля, который писал бы баллады для того, чтобы хозяин мог посвятить их даме сердца.
Ну, и наконец, последние представители бардовского движения - русские (точнее, советские) барды. Основоположниками жанра бардовской (авторской) песни в России считаются Александр Галич (Александр Аркадьевич Гинзбург), Юрий Визбор, Ада Якушева, Евгений Клячкин, Михаил Анчаров, Александр Городницкий, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий.
Официально жанр бардовской песни вышел увидел свет где-то в 50-60х годах 20-го века.
Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни с личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме, отличавшиеся от официальных, распространявшихся по государственным каналам телевидения и радио.
Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала Бригантина, а также ранние песни М. Анчарова). Чаще всего, хотя и не всегда, авторы песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки отсюда и название.
Чёткой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Употребляют термины авторская песня и бардовская песня как синонимы.
Авторской песней, или бардовской музыкой, называют движение, возникшее из исполнителей любительских песен студентов, геологов и туристов. Барды исполняли песни под акустическую гитару, обычно без других инструментов. Среди наиболее известных бардов Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины. Поскольку в авторской песне уделялось большое внимание тексту, все они также известны как выдающиеся поэты.
Гру́шинский фестиваль песенный фестиваль, с 1968 года регулярно проводимый под Самарой, на Мастрюковских озерах. (Валерий Грушин, в память о котором назван фестиваль, студент Куйбышевского авиационного института им. С. П. Королёва, погиб во время туристического похода по Сибири, на реке Уде, спасая тонувших товарищей).
Ежегодно на Грушинский съезжаются десятки и сотни тысяч любителей песни, не только со всей России, но и из стран бывшего СССР. Тематикой фестиваля на протяжении его истории была туристская, студенческая, патриотическая, авторская песня.
Суть авторской песни вовсе не в авторском праве на стихи, мелодию и исполнение, а скорее в праве на утверждение песней авторской т. е. самостоятельной жизненной позиции, авторского мироощущения и в праве самому, без посредников и потерь, донести смысл высказывания до слушателя, используя весь спектр средств устного общения слово, муз. интонацию, тембр голоса, артикуляцию, мимику, жест и т. п. Каждой такой песней автор как бы говорит: это я, это мое, сокровенное, никем не внушенное, это мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью (цитата из Б. Окуджава). Такие песни рождаются спонтанно, как свободная реализация потребности высказаться, поделиться тем, что наболело. Как поется в одной из песен того же Окуджавы, каждый пишет... как он дышит... не стараясь угодить...
Само собой разумеется, такая песня, в отличие от массовой эстрадной продукции, адресована далеко не всем и каждому. Она обращена лишь к тем, кому автор доверяет, кто настроен в унисон с ним, готов разделить его мысли и чувства или, по крайней мере, душевно расположен к нему.
Отношения между автором и слушателями здесь вряд ли можно назвать концертными. Поэт-певец не отделяет себя от аудитории, строго говоря, он не исполняет песню, не демонстрирует себя и свое творчество слушателям, а ведет с ними доверительный разговор по душам, рассчитывая на ответную реакцию. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня. Они пели о жизни, о том, что волновало их сверстников.
Излюбленные герои их песен альпинисты, геологи, моряки, летчи
www.studsell.com