Барды и авторская песня. Русский феномен. Известные барды


Ушедшие барды великой эпохи... / Назад в СССР / Back in USSR

Бардовская (авторская) песня стала важной составляющей культурной жизни СССР. Давайте же вспомним тех знаменитых советских бардов, которых больше нет с нами, но чьё творчество оставило яркий и незабываемый след.АДЕЛУНГ ГЕОРГИЙ (Юрий)НИКОЛАЕВИЧ (3 апреля 1945 — 6 января 1993). Родился в Москве. Окончил 3 курса Московского института инженеров железнодорожного транспорта. Работал геологом. С 1962 писал песни на собственные стихи. Регулярно участвовал в сложных походах на плотах и занимался альпинизмом. Последние годы был промышленным альпинистом. Автор многих песен, одна из которых — «Мы с тобой давно уже не те...» — стала, как сейчас принято говорить, культовой в определённых кругах, в т.ч. геологических. Погиб в Москве при проведении работ на высотном здании.АНЧАРОВ МИХАИЛ ЛЕОНИДОВИЧ (28 марта 1923 — 11 июля 1990). Один из основоположников жанра авторской песни в СССР. Родился, жил и скончался в Москве. В 1941 году с первого курса Архитектурного института ушёл на фронт, воевал десантником, демобилизовался в 1947. Окончил музыкальную школу по классу рояля, Военный институт иностранных языков и Московский государственный художественный институт им. Сурикова. Писатель, поэт, драматург, переводчик, архитектор, живописец. Автор потрясающих повестей «Теория невероятности», «Золотой дождь», романов «Записки странствующего энтузиаста», «Самшитовый лес» и др., которые повлияли на мировоззрение не одного поколения. С 1967 — член Союза писателей СССР. По его сценарию снят первый советский телесериал «День за днём». Песни писал со второй половины 30-х годов преимущественно на свои стихи. Играл на семиструнной гитаре. Автор таких широко известных в своё время песен, как «МАЗ», «Кап-кап», «Баллада о парашютах», «Большая апрельская баллада», «Антимещанская песня», «Песенка про психа из больницы имени Ганнушкина, который не отдавал санитарам свою пограничную фуражку» и др. Владимир Высоцкий называл Анчарова своим учителем.БАСАЕВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (2 января 1951 — 2 ноября 1991).
Родился в Иванове. Окончил музыкальную школу по классу скрипки. Учился в Ивановском энергетическом институте (1968-1973), во время учёбы начал заниматься авторской песней. Турист-водник, кандидат в мастера спорта по водному туризму. Лауреат фестивалей авторской песни в Костроме, Иванове, Калинине, Сосновом Бору. Его «Кострома», «Маме», «Ночной вокзал», «Настроение» и сейчас звучат на фестивалях авторской песни, а песня «Катамаран» стала гимном уже нескольких поколений туристов-водников. Трагически погиб 02.11.1991 года. В 1995 г. ивановское творческое объединение «Реформа» выпустило сборник его стихов и песен «За тех, кому дойти не удаётся».БАЧУРИН ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (25 мая 1934 — 1 января 2015).
Родился в Ленинграде, жил в Москве. Окончил Московский полиграфический институт. Живописец, график, член Союза художников СССР (1968). Играл на шести- и семиструнной гитаре. Стихи начал писать в 7 лет, песни — с 1967 года на свои стихи. Некоторое время выступал с ансамблем «Золотое с голубым». Вышли несколько пластинок на фирме «Мелодия» (первая — «Шахматы на балконе» — в 1980 году). Песни Бачурина звучат на радио и телевидении, в кинофильмах и спектаклях — напр., известные песни «Дерева» (из телеспектакля «Лика»), «Сизый лети, голубок» (из спектакля «Обрыв»).БАШЛАЧЁВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ («СашБаш». 27 мая 1960 — 17 февраля 1988).
Родился в Череповце, где и жил до 1984 года. С 1977 работал на Череповецком металлургическом комбинате художником. В 1978 поступил в Уральский государственный университет (Свердловск) на факультет журналистики. В 1983 появилась первая известная песня Башлачёва — «Грибоедовский вальс» («Баллада о Степане»). Окончив университет, вернулся в Череповец, работал в газете «Коммунист». В сентябре 1984 показал свои песни А. Троицкому, с которым незадолго до того познакомился. С подачи Троицкого уехал в Москву с серией квартирников (концертов, проводящихся в обычной квартире, в домашних условиях). Потом поехал в Ленинград, где и остался. Играл бесчисленные квартирники в Ленинграде, Москве, других городах. Весной 1987 начал сниматься в документальном фильме А. Учителя «Рок», но в процессе съёмок от участия в них отказался. Из фильма убрали все кадры с участием Башлачёва. В июне выступил на V фестивале Ленинградского рок-клуба, где получил приз «Надежда». В августе написал последнюю песню (не сохранилась). С этого дня новых песен не писал, пребывал в постоянной депрессии. В сентябре начал было сниматься в документальном фильме П. Солдатенкова «Барды покидают дворы, или Игра с неизвестным», но в процессе работы сниматься отказался. 17 февраля 1988 года покончил с собой, выбросившись с 8 этажа.
Подлинное признание получили песни Башлачёва «Время колокольчиков», «Ванюша», «Похороны шута», «Музыкант» и другие.БЕРКОВСКИЙ ВИКТОР СЕМЁНОВИЧ (13 июля 1932 — 22 июля 2005).Родился в Запорожье, Жил в Москве. Окончил Московский институт стали и сплавов (МИСиС) и аспирантуру, металлург. 8 лет работал на заводе в Запорожье, несколько лет преподавал прокатное дело в Индии. Кандидат технических наук (1967), доцент МИСиС.Песни писал на чужие стихи. Имена поэтов говорят сами за себя: Ю. Левитанский, Д. Сухарев, Р. Рождественский, Р. Киплинг… Был одним из руководителей знаменитого проекта «Песни нашего века». Широко известны песни «Вспомните, ребята», «Глория», «На далёкой Амазонке», «Ночная дорога», «Кинематограф», «Под музыку Вивальди» и многие другие.ВАХНЮК БОРИС САВЕЛЬЕВИЧ (16 октября 1933 — 2 июня 2005).
Родился в с. Гришки Волковинецкого р-на Каменец-Подольской области УССР (ныне Деражнянский р-н Хмельницкой обл. Украины). Окончил историко-филологический факультет МГПИ им. Ленина по специальности «учитель русского языка, литературы, истории СССР». Песни писал с 1955 года на свои стихи, играл на 7-струнной гитаре. Был лауреатом конкурсов туристской песни I и II Всесоюзных походов молодёжи в Бресте (1965) и Москве (1966), являлся активным участником и членом жюри Грушинского и Ильменского фестивалей авторской песни. Член Союза журналистов СССР, затем — Союза журналистов России. Мастер спорта СССР по футболу. В 1964-1968 гг. — корреспондент радиостанции «Юность»; в 1968-1978 — корреспондент звукового журнала «Кругозор». С 1978 — кинодраматург. Песни Вахнюка «Терема», «Бежала, голову сломя», «Успокой» пела Алла Пугачёва; некоторые его песни пели и другие известные исполнители: Нани Брегвадзе, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина, Владимир Трошин. Погиб в ДТП: он и две его внучки, 6 и 9 лет, были сбиты машиной на пешеходном переходе.ВИЗБОР ЮРИЙ ИОСИФОВИЧ (20 июня 1934 — 17 сентября 1984).
Родился, жил и скончался в Москве. Имел литовско-украинские корни (его будущий отец Юзеф Визборас прибыл в Москву в 1917 году, где и познакомился с Марией Шевченко, приехавшей из Краснодона), но считал себя русским человеком. Окончил факультет русского языка и литературы МГПИ им. Ленина. Работал учителем на Севере, там же служил в армии. Был корреспондентом радиостанции «Юность», журнала «Кругозор», сценаристом на студии документальных фильмов. Член Союзов журналистов и кинематографистов СССР. В качестве актёра снялся в фильмах «Июльский дождь» Марлена Хуциева, «Возмездие» Александра Столпера, «Красная палатка» Михаила Калатозова, «Рудольфио» Динары Асановой, «Ты и я» Ларисы Шепитько, «Начало» Глеба Панфилова, «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой (роль Бормана). Занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Памир, Кавказ и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту. Общепризнанный корифей жанра авторской песни. Писал песни с 1951 года на свои стихи (за малым исключением). Автор трёх сотен замечательных песен, среди которых культовые «Милая моя» («Солнышко лесное»), «Домбайский вальс», «Ты у меня одна», «Серёга Санин», «Рассказ технолога Петухова...» («Зато мы делаем ракеты, /И перекрыли Енисей, /А также в области балету /Мы впереди планеты всей»).ВЫСОЦКИЙ ВЛАДИМИР СЕМЁНОВИЧ (25 января 1938 — 25 июля 1980).
Родился в Москве. Окончив школу, некоторое время учился в Московском инженерно-строительном институте, но вскоре его оставил и поступил на актёрское отделение Школы-студии МХАТ. Работал в Московском драматическом театре имени Пушкина, в 1964-1980 — в Московском театре драмы и комедии на Таганке. В нескольких спектаклях со сцены звучали его песни. С 1959 снимался в кино, значительное число песен сочинялось им для кинофильмов, хотя не все песни в итоге вошли в кинокартины. Во второй половине 60-х годов начал исполнять песни, аккомпанируя себе на 7-струнной гитаре, в дружеских компаниях, позднее — на публичных вечерах и концертах. Благодаря магнитофонным записям круг его слушателей стремительно расширялся, за короткое время Высоцкий приобрёл всенародную популярность и недовольство советских официальных кругов. Его репутация приобрела некий оттенок «крамольности». Во второй половине семидесятых часто бывал за рубежом, выступал с концертами во Франции, США, Канаде и других странах. До самого конца жизни продолжал активную концертную деятельность. Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём песенном творчестве. Это и любовная лирика, и баллады, и стилизации под «блатные» песни, а также песни на политические темы (часто сатирические или даже содержащие резкую критику общественного строя), песни об отношении к жизни простых людей, юмористические песни, песни-сказки и даже песни от лица неодушевлённых «персонажей» (напр., «Песня Микрофона»). Многи песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В других могло быть по нескольку героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (напр., «Диалог перед телевизором»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».
В 1987 Высоцкому посмертно была присуждена Государственная премия СССР, согласно официальной формулировке — за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен. В 1989 в Москве создан Государственный культурный центр-музей Владимира Высоцкого.ГАЛИЧ АЛЕКСАНДР АРКАДЬЕВИЧ (настоящая фамилия — Гинзбург. 19 октября 1918 — 15 декабря 1977).
Родился в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), детство провёл в Севастополе, до эмиграции жил в Москве. С 1972 года — православный. Окончил театральную студию им. Станиславского. Во время Великой Отечественной войны к несению воинской службы был признан непригодным по состоянию здоровья, явился одним из организаторов, руководителей и участников комсомольского Фронтового театра. Песни сочинял с конца 50-х на свои стихи. Автор около 20 пьес и киносценариев. Лауреат премии КГБ за сценарий фильма «Государственный преступник». Его творчество развивалось как бы в двух руслах: с одной стороны — лирический мажор и патетика в драматургии (пьесы о коммунистах, сценарии о чекистах), с другой — ёрничанье и сатира в песнях. Когда Галич впервые исполнил несколько сатирических песен на слёте самодеятельной песни в Петушках, многие участники слёта обвинили его в неискренности и двуличии. С 1955 — член Союза писателей СССР, исключён в 1971. С 1958 член Союза кинематографистов СССР, исключён в 1972. Последующие после исключения из Союзов события показали, что Галич совершенно не был к ним готов и репрессий по отношению к себе никак не ожидал. Хотя это-то и было странно: сочиняя свои антипартийные песни, он не мог не понимать, что играет с огнём… Положение Галича стало катастрофическим. Только что он был одним из самых преуспевающих авторов в стране, получал большие деньги, которые от души тратил в дорогих ресторанах и заграничных вояжах — и всё это в одночасье исчезло. Снимались с репертуара спектакли, замораживалось производство начатых фильмов. Галич стал потихоньку распродавать свою богатую библиотеку, подрабатывать «литературным негром» (писать за других), давать платные (3 рубля за вход) домашние концерты. В июне 1974 покинул СССР. Вступил в НТС (Народный Трудовой Союз), работал на радиостанции «Свобода». Скончался в Париже. 15 декабря 1977 года в квартиру Галича доставили из Италии стереокомбайн «Грюндиг», сказали, что подключение будет завтра, для чего придёт мастер, но Галич решил опробовать телевизор немедленно, благо жена вышла в магазин. Мало знакомый с техникой, он вставил антенну вместо нужного гнезда в отверстие на задней стенке аппаратуры, коснувшись ею цепей высокого напряжения. Его ударило током, он упал, упёрся ногами в батарею и замкнул таким образом цепь… Западные СМИ (и, естественно, советская диссидентура) без каких бы то ни было оснований приписали смерть Галича «проискам КГБ».ДУЛОВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ (15 мая 1931 — 15 ноября 2007).
Родился и жил в Москве. Окончил химфак МГУ, работал в Институте органической химии Академии наук, защитил докторскую диссертацию. Песни писал с 1950 года (преимущественно на чужие стихи). Аккомпанировал себе на 7-струнной гитаре, музыкального образования не имел. Самая известная его песня «Хромой король» бытует на русском, французском, немецком языках, а также на эсперанто. Широкую известность в русскоязычной среде получили также песни Дулова «Тайга», «Дымный чай», «Телепатия», «Несчастная девчоночка» и другие.ЖДАНОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (10 февраля 1948 — 9 февраля 2013). Родился на хуторе Широком Донецкой области. Музыкальное образование получал у слепого учителя музыки, нося к нему на занятия с хутора в городской ДК свой баян. Потом изучил гитару. Филолог, инженер-эколог. Жил и работал в Москве. Начиная с 1960 года, написал более 400 песен, две трети из которых не были материализованы в звукозаписи. Известность получили многие его песни, в частности, «Там, где нас нет», «Скиф», «Хозяин Пустоты», «Белая лодочка» и другие. Скоропостижно скончался от вирусной пневмонии за полчаса до своего шестидесятипятилетия.ЗАХАРЧЕНКО ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА (4 апреля 1961 — 21 января 2008). Родилась в Ростове-на-Дону. Одновременно занималась на пяти подготовительных курсах Ростовского Государственного университета: филологическом, историческом, юридическом, биологическом и мехмате, в итоге выбрала юридический факультет, который и окончила в 1984 году. Работала следователем и помощником прокурора, 3 года преподавала в университете государственное право. Песни писала с 1975 года на свои стихи. В 1986 году получила Гран-при I Всесоюзного фестиваля авторской песни, после чего начала активную гастрольную деятельность. Объездила весь Союз. На протяжении нескольких лет была организатором фестиваля «Ростовское метро». Наиболее известные песни — «Сад» («Чёрная смородина»), «Лампочка», «Идёт война, но это не событие...», «Монолог современного Горбатого» и др. 21 января 2008 скоропостижно скончалась: не выдержало сердце. Ходят упорные слухи, что это было самоубийство.ИВАНОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА (22 июня 1933 — 7 октября 2016). Родилась в Москве. Окончила школу-студию МХАТ в 1955 г. и была принята в труппу Московского передвижного драмтеатра. В 1957 перешла в театр «Современник». Снялась более чем в 80 фильмах (одной из самых запоминающихся её киноролей является, безусловно, бухгалтер Шурочка в фильме «Служебный роман»). Народная артистка РСФСР (1989). В 1990 основала при ГИТИСе детский музыкальный театр «Экспромт», при котором руководила детской студией актёрского мастерства. Вела курс актёрского факультета Международного славянского института им. Гавриила Державина. Являлась профессором Славянской академии гуманитарных наук. Песни начала писать в 60-е годы. Мужем Людмилы был доктор физико-математических наук, бард и писатель Валерий Миляев. Они познакомились в 60-х, Валерий уже тогда был известным бардом. В одну из их первых встреч он спел «Улицу Горького» и сказал: «Мне очень нравится эта песня. Её Ада Якушева написала». Людмила обиделась: «Как это Якушева?! Это моя песня!» Помимо «Улицы Горького», Ивановой написаны известные «Может быть», «Половинка», «Про начальника» и др.КЛЯЧКИН ЕВГЕНИЙ ИСААКОВИЧ (23 марта 1934 — 30 июля 1994). Родился в Ленинграде. В апреде 1942 во время блокады мать Евгения умерла, отец был на фронте, и мальчика эвакуировали в Ярославскую область, где он воспитывался в детдоме. В сентябре 1945 вернувшийся с фронта отец забрал сына в Ленинград. Окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. Работал инженером-проектировщиком в строительных организациях Ленинграда, затем — в ленинградском отделении Худфонда. Песни писал с 1961 года. Лауреат I и II ленинградских конкурсов самодеятельной песни (1965 и 1967), конкурса туристской песни I Всесоюзного слёта победителей походов по местам боевой славы в Бресте (1965), II Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую песню в Москве (1969). Был членом и председателем жюри многих фестивалей. Выступал как артист Ленконцерта и Росконцерта. Написал более 300 песен. В 1990 с семьёй уехал на ПМЖ в Израиль, где и проживал до своей кончины. КРУПП АРОН ЯКОВЛЕВИЧ («Арик». 30 октября 1937 — 25 марта 1971). Родился в Даугавпилсе (Латвия). В войну жил в эвакуации в Алма-Ате, потом — в латвийской Лиепае. Окончил Ленинградский институт киноинженеров (1964), по распределению уехал в Минск, работал инженером-оптиком на заводе С.И.Вавилова. Песни начал писать в 1959 на свои стихи. Лауреат конкурсов туристской песни I и II Всесоюзных походов молодёжи в Бресте (1965) и Москве (1966). Был председателем первого минского КСП (клуба самодеятельной песни) «Свiцязь». Увлекался горным туризмом и альпинизмом. 25 марта 1971 года А. Крупп и восемь его товарищей: Миша Корень, Аня Нехаева, Володя Скакун, Саша Носко, Вадим Казарин, Саша Фабрисенко, Федя Гимеин, Игорь Корнеев погибли под лавиной во время похода в Восточных Саянах.КУКИН ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (17 июля 1932 — 7 июля 2011).Родился в посёлке Сясьстрой Ленинградской области, до 1973 года жил в Петергофе, затем в Ленинграде. Окончил с отличием Ленинградский институт физкультуры им. Лесгафта в 1954 году. Работал тренером по фигурному катанию в детских спортивных школах Петродворца, Ломоносова, Ленинграда. Песни начал писать с 1948 года, сначала для джаза, где играл на барабане, потом для институтских капустников. С 1963 года появились песни, написанные в геологических экспедициях на Камчатку, Дальний Восток, Памир, в Горную Шорию. Лауреат конкурса туристской песни II Всесоюзного похода молодёжи в Москве (1966). С 1968 года выступал от Ленконцерта, с 1971 работал в Ленинградской областной филармонии, с 1979 — в Ленконцерте, с 1988 — в ленинградском театре-студии «Бенефис». Автор ставших бардовской классикой песен «За туманом», «Поезд», «Маленький Гном», «Париж», «Говоришь, чтоб остался я...» и др.ЛАНЦБЕРГ ВЛАДИМИР ИСААКОВИЧ («Берг». 22 июня 1948 — 29 сентября 2005). Один из классиков бардовской песни. Родился в Саратове, жил в Москве, Нюрнберге. Окончил Саратовский политехнический институт, работал инженером-механиком в КБ, инженером по игровым аппаратам, лаборантом в школе, музыкантом в пансионате, руководителем КСП, педагогом-организатором, зам. директора детского реабилитационного центра, методистом центра школьного краеведения. Основатель «Костров» и «Второго канала». Участник инициативных групп летних трудовых КСПшных лагерей «Кабачок», слётов «Костры», конкурсов-мастерских «Второй канал», детского бардлагеря «ЛДПР» («Летучая детская поющая республика») на Грушинских фестивалях, руководитель творческих мастерских, в т.ч. детских. Лауреат многих фестивалей авторской песни. Автор известных песен «Алые паруса», «Кошачий вальс», «Художник» и др., а также замечательной книги «И петь нам, и весело петь!» — своеобразного сборника КСПшных анекдотов.ЛАРИОНОВ ВАЛЕРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (28 июня 1953 — 14 мая 1994). Жил в Калининграде. С 1985 года активно участвовал в деятельности калининградского КСП «Парус». Песни писал на свои стихи. Охотно принимал участие в различных бардовских фестивалях. Организовал юношеский мотоклуб, запчасти для старых мотоциклов покупал на свои деньги, которые «на заре перестройки» пытался зарабатывать перегоном машин из Германии. За одну из таких пригнанных из Германии машин был убит грабителями. Нам остались его замечательные песни «Африка», «Принцесса» и другие. С 1994 года на берегу Балтийского моря под городом Пионерском проходит организованный активистами КСП «Парус» ежегодный фестиваль авторской песни памяти Валерия Ларионова.ЛОПАТИН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ (5 февраля 1965 — 15 мая 1993). Родился в Витебске. Окончил училище лёгкой промышленности, получив профессию радиотехника. Стоял у истоков витебского клуба авторской песни «Аккорд» и первого в Витебске фестиваоя АП «Шляпа», позже ставшего знаменитым «Витебским листопадом». Был одним из авторов литературно-публицистического журнала «Идиот», издаваемого сначала в Москве (1983-1985), затем в Витебске. Автор многих песен, так и не записанных при его жизни, трагично и нелепо оборвавшейся 15 мая 1993 года. В Витебске проводится фестиваль памяти Александра Лопатина «Острова».ЛУФЕРОВ ВИКТОР АРХИПОВИЧ (20 мая 1945 — 1 марта 2010). Родился и жил в Москве. Окончил биофак Московской ветеринарной академии и эстрадное отделение Государственного музыкального педагогического училища им. Гнесиных по классу гитары. Работал лаборантом в Центральном институте гематологии и переливания крови, расклейщиком афиш, дворником, дежурным пожарным. Песни писал с 1966 г. преимущественно на свои стихи, играл на 6-струнной гитаре. В 1967 создал ансамбль «Осенебри» (просуществовал до 1970). В феврале 1985 основал театр-студию «Перекрёсток» (проект был закрыт в 2003 по финансовым причинам). Луферову принадлежит авторство известных песен «Шляпа», «Песня на два голоса», «Перед тем, как к вам прийти, зашёл я к Господу...» и др.МАТВЕЕВА ВЕРА ИЛЬИНИЧНА (23 октября 1945 — 11 августа 1976).Родилась в г. Куйбышевка-Восточная Амурской обл. (ныне г. Белогорск), жила и скончалась в г. Химки Московской области. Песни писала с 1967 преимущественно на свои стихи. Окончила Московский инженерно-строительный институт (1970), была направлена на работу в московский институт «Гидропроект». Но работать в «Гидропроекте» ей не довелось из-за обнаруженной врачами опухоли на твёрдой оболочке мозга. 16.10.1970 в нейрохирургическом институте им. Бурденко Матвееву прооперировали и удалили опухоль. Медиками было проведено радиологическое лечение, но срок оставшейся Вере жизни врачи определили в 4-6 лет, и Матвеева об этом знала. Из-за этого концентрация и сила чувств в её песнях достигла невозможных вершин, которых, наверное, не удавалось достичь в авторской песне никому, ни до Матвеевой, ни после. Успев написать всего около 60 песен, Вера Матвеева вошла в ряды классиков жанра. Её песни и сегодня находятся в репертуаре многих исполнителей, издаются в сборниках и антологиях авторской песни. С 1981 в Подмосковье проходят туристские слёты её памяти.МАТВЕЕВА НОВЕЛЛА НИКОЛАЕВНА (7 октября 1934 — 4 сентября 2016). Родилась в Царском Селе (ныне г. Пушкин) Ленинградской области. Поэтесса, прозаик, бард, драматург, литературовед. С 1950 по 1957 работала в детдоме Щёлковского р-на Московской области. С детских лет писала стихи, печаталась с 1958 года. Окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького. Член Союза писателей СССР с 1961 года. Вышло более 20 книг, более 10 музыкальных альбомов (пластинка её песен, выпущенная в 1966, была первым в СССР музыкальным альбомом бардовской песни). Весь Советский Союз знал песни Н. Матвеевой «Цыганка», «Страна Дельфиния» и др.МИЛЯЕВ ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (5 августа 1937 — 16 декабря 2011). Родился в Куйбышеве, вырос и жил в Москве. Окончил физфак МГУ. Один из создателей агитбригады физфака. Физик, директор Тарусского филиала Института общей физики Академии наук РФ, зав. Отделом экологических и медицинских приборов ИОФ РАН, главный учёный секретарь Академии ИПРБ, доктор физико-математических наук, профессор. В последние годы тесно сотрудничал с организованным его женой, актрисой Людмилой Ивановой, детским музыкальным театром «Экспромт», для спектаклей которого написал множество текстов. Авторство самой знаменитой песни Миляева — «Весеннее танго» (известна также как «Приходит время» или «Вот идёт по свету человек-чудак...») — многие ошибочно приписывают Сергею Никитину, часто её исполнявшему. «Весеннее танго» звучит в проекте «Песни нашего века» как одна из наиболее известных и «народных» песен.ОКУДЖАВА БУЛАТ ШАЛВОВИЧ (9 мая 1924 — 12 июня 1997). Родился в Москве в семье коммунистов, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии (отец — грузин, мать — армянка). В 1942 ушёл на фронт, служил миномётчиком, после ранения и госпиталя — связистом. В 1945 демобилизовался. В 1950 окончил филфак Тбилисского госуниверситета и два года работал учителем русского языка и литературы в деревне Шамордино Калужской области. В 1952 перевёлся в школу г. Калуги, затем работал в издательстве областной калужской газеты «Молодой ленинец». В 1956 вернулся в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», зав. отделом поэзии в «Литературной газете». В 1961 ушёл со службы, занимался творческой деятельностью. С 1962 — член Союза писателей СССР. Стихи писал с детства. Первая песня появилась в 1943 году. Писал также прозу, киносценарии. С началом «перестройки» активно окунулся в политику, объявив себя демократом. В 1990 вышел из КПСС, где состоял с 1955 года. Одобрил расстрел Белого дома в октябре 1993, подписал адресованное Ельцину «письмо 42-х», призывая запретить все виды коммунистических партий и движений, закрыть газеты «Советская Россия», «День», «Правда», «Литературная Россия», телепрограмму «600 секунд», признать нелигитимными Съезд народных депутатов, Верховный Совет РФ и все образованные ими органы, в т.ч. даже Конституционный суд. Дал соответствующее интервью газете «Подмосковные известия». Как сказал потом социолог Борис Кагарлицкий, «слушать песни Окуджавы про „комиссаров в пыльных шлемах“ после его заявлений, что ему не жалко безоружных людей, погибших в Белом доме, как-то не хочется». Прекрасный актёр Владимир Гостюхин публично сломал и растоптал пластинку песен Окуджавы. Знаменитый литературный критик, литературовед, публицист Вадим Кожинов публично отказывался подавать руку подписавшим это «расстрельное» письмо. Умер Окуджава в Париже. Последнее, что он написал — поздравительное стихотворение на день рождения А. Чубайса.СЕМАКОВ ЛЕОНИД ПАВЛОВИЧ (7 июля 1941 — 8 августа 1988). Родился в деревне Слободищи Вологодской области, жил и умер в Москве. Окончил Одесское мореходное училище, затем Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Работал актёром и режиссёром в театрах Владимира, Томска, Красноярска, Ленинграда, Москвы. Песни на свои стихи начал писать в 1968 года, когда работал в театре на Таганке (некоторое время был дублёром В. Высоцкого). Из-за редкого генетического заболевания у Семакова начали увеличиваться суставы и меняться голос. В 1972 году Леонид вынужден был оставить театр, был разнорабочим, геологом, таксистом, рыбаком. Об этом периоде своей жизни он рассказывал: «Еле передвигался, боли были страшные. Врач посоветовал больше ходить пешком, ну я и пошёл. Сначала до Урала и обратно, потом на юга». С 1981 года работал сценаристом и режиссёром документальных и научно-популярных фильмов. Оставил нам много самобытных песен, в т.ч. «Земляничная поляна», «Мама», «Монолог Фомы Гордеева». СТЁРКИН СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ (25 мая 1942 — 25 апреля 1986). Родился и жил в Москве. Окончил факультет электронной техники Московского энергетического института. Работал на Московском электроламповом заводе (МЭЛЗ), начальником цеха на заводе «Хромотрон», главным конструктором проекта во ВНИИКА «Нефтегаз», в последний год жизни был директором Дома культуры МЭЛЗ. Песни писал с 1959 года в основном на чужие стихи, реже — на свои. Аккомпанировал себе, как правило, на аккордеоне. Был активным участником и автором представлений СТЭМа (студенческого театра эстрадных миниатюр) МЭИ; как автор песен стал известен после поездки в 1960 со студенческой агитбригадой, тогда у него появились песни «Лотошинская агитбригадная» и «Дорожная». Многие его песни стали известными благодаря гитарным переложениям, сделанным другими исполнителями. Открыл для музыкальной общественности песни на стихи А. Аронова «Если у вас нету тёти...» и Р. Рождественского «Мгновения», позже ставшие широко известными с музыкой М. Таривердиева.ТКАЧЁВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (18 января 1955 — 9 ноября 2010). Родился в Москве. Окончил среднюю школу (с золотой медалью по классу фортепиано) при Юрловской хоровой капелле, находившейся под патронажем Гнесинского училища. Окончил МИТХТ (Московский институт тонкой химической технологии им. Ломоносова). Инженер-химик. Кандидат химических наук. Работал на кафедре МИТХТ, в Физико-химическом центре РАН, с 1996 — в частной фирме. Песни писал с 1970 года на свои стихи. Победитель фестиваля «Физтехпесня» (1976), лауреат II и III Московских конкурсов самодеятельной песни (конец 70-х), лауреат конкурсов МИФИ-76, «Москворечье-76», многих других. Широко известен своими остросоциальными песнями «Лекция о международном положении в доисторическом племени», «Памяти Высоцкого» и др.ЧУГУЕВ ГЕННАДИЙ ИРАКЛИЕВИЧ (6 октября 1960 — 30 июня 2009). Родился в Тбилиси. Учился в Ленинградском университете авиационного и космического приборостроения по специальности «радиотехника». Работал инженером-электронщиком в Баку. Был членом Бакинского клуба авторской песни (1984-1987). Дипломант ряда фестивалей Южного региона. Занимался горным туризмом, альпинизмом. Инструктор-спасатель. В 1986 принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Последние годы жил в Таганроге. Автор получивших известность песен «Подколодная змея», «Стук», «Боль» и др.ЯКУШЕВА (Кусургашева)АРИАДНА (Ада)АДАМОВНА (24 января 1934 — 6 октября 2012).Родилась в Ленинграде, жила в Москве. Окончила факультет русского языка и литературы МГПИ им. Ленина. Радиожурналистка, член Союза журналистов. В 1966-1968 работала редактором радиостанции «Юность». Писала песни на свои стихи. Первую — «Песня Москве» («В институте под сводами лестниц...») — сочинила в 1954 году. Была организатором и руководителем ансамбля студии песни МГПИ. Автор любимых многими песен «Вечер бродит по лесным дорожкам...», «Ты моё дыхание» и др. Некоторые песни написаны Якушевой совместно с Ю. Визбором, женой которого она была в период с 1958 по 1968 год (в 1968 вышла замуж за радиожурналиста Максима Кусургашева).

back-in-ussr.com

5 самых известных бардов в России — Ильменский фестиваль авторской песни

Современная эстрада насчитывает не так уж много исполнителей, которые могут не только хорошо спеть (что уже редкость) песню, но и написать слова и музыку.

Современная эстрада насчитывает не так уж много исполнителей, которые могут не только хорошо спеть (что уже редкость) песню, но и написать слова и музыку. К сожалению, мастерство современных «звезд» спускается все ниже с лестницы из мрамора, оставляя современным ценителям качественной музыки желать лучшего. То ли дело музыка бардов 20 века! Мы предлагаем вам вспомнить 5 самых известных бардов России, которые уже стали легендой.

Кто не слышал о Владимире Высоцком? Он обладал уникальным поэтическим даром – тексты его песен наполнены острым сарказмом на действительность, но в то же время не теряют оптимизма. Помимо всего прочего, поэт-песенник был невероятно талантливым актером театра и кино. До сих пор загадкой остается причина его смерти, но в сердцах поклонников Высоцкий до сих пор жив.

Булат Окуджава также является одним из ярчайших представителей жанра авторской песни, его авторству принадлежит более 200 композиций, среди которых знаменитые и перепетые на разный лад «Песня беспризорника», «Ваше благородие» и еще много-много других. В честь Окуджавы назван даже один из астероидов Солнечной системы.

Песни Юрия Визбора, по сравнению с наболевшими проблемами двух вышеперечисленных авторов, наоборот, отличаются удивительной мелодичностью и нежностью. Особенно популярными были его песни (например, «Милая моя, солнышко лесное») в 60-70-х годах. А сегодня проводится множество бардовских фестивалей его имени.

Александр Розенбаум живет и здравствует и по сей день, и продолжает радовать своих поклонников великолепными песнями собственного исполнения. Уникальная черта этого автора – его либо обожают, либо просто не воспринимают, но серединных эмоций его талант не вызывает. Интересно, что изначально Розенбаум был врачом скорой помощи, и только в 1980 году он ушел на эстраду.

Олег Митяев более всего известен своей песней «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», которую пели на любом застолье и в любом походе. Он родился в простой семье рабочего, и пошел по стопам отца. Но в начале 80-х музыка в его сердце все же победила обыденность, и гранитные лестницы концертных залов часто принимали поклонников его творчества.

ilmeny.org.ru

список, краткая информация :: SYL.ru

С 1992 года российские авторы-исполнители создали свою ассоциацию. Она стала первым творческим союзом людей, объединенных идеей формирования общественного сознания. Ассоциацию бардов России (АРБА) на тот момент представляли 30 авторов. Сегодня их гораздо больше. В предлагаемой статье будут названы наиболее известные барды России, по данным "Комсомольской правды".

Ушедшие представители великой эпохи

У истоков бардовского движения стоят мэтры, многие из которых ушли из жизни во времена, когда Россия еще входила в состав Советского Союза. Среди них:

Непререкаемые авторитеты

Ушедшие из жизни барды России, список которых будет представлен ниже, - гордость национальной культуры:

Ныне здравствующие мэтры

Лучшие барды России участвуют в слетах авторской песни в качестве членов жюри. В августе в Самарской области прошел 50-й фестиваль им. В. Грушина, собравший элиту из числа членов АРБА. Среди них особое место занимает Александр Городницкий, который в марте отметил свое 85-летие. Автор по-прежнему в строю и радует слушателей своими лучшими произведениями. Это "Перекаты", "Атланты" и другие.

60-летний Алексей Иващенко долгое время выступал в дуэте с Г. Васильевым ("Глафира", "Девятый вал"), но в двухтысячные годы их творческий союз распался. Однако автор и исполнитель все еще в рядах лучших бардов России, радует слушателей новыми песнями, среди которых "Нержавейка" и "Самый лучший в мире я".

Многие являются поклонниками творчества 65-летнего Леонида Сергеева, автора "Дорожной", "Старого дома" и "Истории", а также 74-летнего Сергея Никитина, чьи песни украсили любимые фильмы россиян - "Иронию судьбы", "Почти смешную историю", "Тихие омуты".

Автором песни "Как здорово", ставшей гимном большинства фестивалей авторской песни, является 62-летний Олег Митяев. Барды России считают его неоспоримым авторитетом, который, как правило, завершает концертные программы. Его легко узнают по любимым произведениям: "Соседка", "Лето - это маленькая жизнь".

К авторам-исполнителям можно отнести и Александра Розенбаума, который добился значительных успехов на отечественной эстраде. Его "Вальс-бостон", "Утиная охота", "Бездомная комната" и другие произведения входят в золотой фонд отечественной культуры.

Лучшие барды России - женщины

В список лучших авторов-исполнителей следует внести 62-летнюю Веронику Долину. Мать четырех детей, она создала уникальную коллекцию очень женских произведений, количество которых достигает пятисот. У Вероники Долиной издано 19 сборников стихов, она является лауреатом множества литературных премий.

В авторской песне есть яркие исполнители, которые представляют произведения других авторов. Одной из таких талантливых певиц является 58-летняя Галина Хомчик, которую Б. Окуджава относил к "миссионерам звучащей поэзии".

www.syl.ru

Барды и авторская песня. Русский феномен

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости,

foto-history.livejournal.com

Барды и авторская песня. Русский феномен: sharikowa

Феномен русской авторской (как ее еще называют, самодеятельной или бардовской) песни пока недостаточно исследован. Кто-то к ней равнодушен, кто-то считает ее далеким прошлым. Но трудно отрицать, что авторская песня с ее тонкими глубокими текстами и мелодичностью была важной составляющей культурной жизни СССР. «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», – говорил Владимир Высоцкий

              

                      

         Хранители традиций

                      

Есть древнее, красивое своей странностью слово «бард». У племен галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, их традиции. И народ им верил, доверял, чтил, любил. В нашей стране движение бардовской песни оформилось в 50-60 годы XX столетия. Когда барды только-только стали появляться, они выглядели совсем обыденно. Это были студенты в мешковатых штанах. Они еще не знали, что их будут называть бардами, а песни, которые они пишут – авторскими или самодеятельными. Для них это были просто песни про то, что их волновало…

                  

Бардовская песня возникла словно сама собой, в разных местах, одним из которых стал биофак МГУ. Здесь в начале 1950-х годов училась замечательная девушка Ляля Розанова. У нее был дар притягивать талантливых людей и вдохновлять их на творчество. Неудивительно, что именно при ней студенческая агитбригада стала центром молодежной жизни. Поначалу биологи пели обычные песни, но однажды один из агитбригадовцев Гена Шангин-Березовский спел песню, которую сочинил сам. Она была посвящена его близкому другу Юрию Юровицкому и так и называлась – «Песня о верном друге». Песня настолько понравилась ребятам, что ее тут же включили в репертуар. А вслед за ней и песни, написанные самой Лялей и еще одним талантливым биофаковцем Дмитрием Сухаревым.

                  

Авторский коллектив биофака МГУ, псевдоним — Саша Роздуб (САхаров, ШАнгин, РОЗанова, ДУБровский):

                    

Эти песни обладали какой-то невероятной магией – простенькие мелодии на три аккорда, незамысловатые тексты, но очень необычные для тех времен, ведь в них звучало не «мы», а «я». И в этом «я» каждый узнавал себя и свои тревоги, чувства, метания… Юрий Визбор вспоминал: «…стихами Ляли Розановой мы спасали самоубийц. И себя, чего греха таить…»

            

Розанова Лилиана в составе агитбригады (в центре , третья справа от гармониста):

                    

«Поющий институт»

                          

Похожая картина была в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, который в 1950-1960-е годы получил неофициальное название «поющий институт». Именно там была написана первая песня Юрия Визбора «Мадагаскар». Результат так понравился всем, что песенку стал распевать весь факультет, а затем и все московские туристы. Вскоре Визбор сочинил целую серию песен про походы на известные мелодии, а со временем стал и свою музыку придумывать. Известный впоследствии бард Ада Якушева вспоминала, что, когда Визбор оканчивал институт, несколько добровольцев вызвались срочно научиться играть на гитаре. Одной из них была сама Ада.

            

Бард Ада Якушева:

            

Третьим столпом авторской песни в МГПИ был Юлий Ким. Он привнес в бардовскую песню свой особенный «цыганский» строй аккомпанирования на гитаре. И свои темы – социальные и ироничные.

       

Юлий Ким с гитарой:

       

КСП – от и до

                    

Поначалу авторская песня не вызывала у государства особого интереса. Но вот барды стали выпускаться из институтов и университетов, а желание встречаться, творить и делиться своими песнями у них осталось. И они начали объединяться в КСП – клубы самодеятельной песни. Сначала в Москве, а потом и в других городах Союза. В мае 1967 года барды провели «Первую теоретическую конференцию», а осенью того же года прошел первый общемосковский слет КСП. Затем 7 марта 1968 года в новосибирском Академгородке прошел Первый союзный фестиваль авторской песни. Именно на нем состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича, на котором он исполнил песню «Памяти Пастернака».

           

Галич на Первом фестивале авторской песни. 1968 год. Фотография Владимира Давыдова:

                      

Тут-то советская власть обнаружила, что у бардов есть гражданская позиция, которую они хотят демонстрировать. На КСП начались гонения. Полгода спустя в стране закрыли все бардовские клубы. Вскоре после этого Галич был вынужден эмигрировать.

                  

А Юлию Киму и многим другим бардам было запрещено выступать. Государство не могло позволить музыкантам в открытую петь про «подъезды для начальников», «кабинеты с холуями и секретаршами», «топтунов» под окнами, про дачи и «Чайки», «пайки цековские» и «мотоциклетки марочные».

                  

«Магнитиздат»

                          

Однако запрет только подогрел и без того большой интерес к авторской песне, которая стала противопоставлением официальной эстраде. Советскому человеку нельзя было слушать «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Он должен был слушать хор Красной армии, песни Кобзона и ходить строем. Но не все этого хотели. «Неофициальные» песни, исполненные под акустическую гитару, воспринимались как откровение. Окуджаву, Высоцкого переписывали с катушки на катушку, благо магнитофоны были уже не редкостью. Называли такое распространение «магнитиздат».

                

Что интересно, отношение государства и отношение отдельных партбоссов к бардам могло не совпадать. К примеру, генсек Леонид Ильич Брежнев испытывал любовь к песням Высоцкого. Один из летчиков правительственного авиаотряда рассказывал: «Когда мы летели с Дальнего Востока, вдруг в салоне зазвучали песни Высоцкого. Мы к стюардессам: «Вы что, с ума сошли?» А они говорят, что кассету передали из окружения самого Брежнева…»

                  

                    

С 1969 года Высоцкий был знаком и с дочерью Брежнева Галиной, которая не только любила его творчество и бывала в Театре на Таганке на его спектаклях, но и помогала артисту.

                

«Песни нашего века»

              

В 1980-х годах КСП не то чтобы разрешили, но стали закрывать глаза на их возрождение. А песни барда Сергея Никитина можно было услышать даже по радио! В 1990-х годах появилось понятие бардовской классики, начала выходить серия альбомов «Песни нашего века», ее можно было просто купить в магазине. Однако такая доступность не снизила интерес к авторской песне.

              

И сегодня люди берут в руки гитару, чтобы спеть о том, что их волнует. Авторская песня продолжает жить…

                  

Великие барды XX столетия

                    

Александр Галич родился в 1918 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). После девятого класса поступил в литературный институт. В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра: «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок», «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам». С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Его песни были политически острыми, что привело к конфликту с властью… Так Галич из рьяного комсомольца превратился в сознательного противника режима и был выдворен за пределы сначала официальной культуры, а потом и страны. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Но несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим. В 1971 году Галича исключили из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года, а в 1972 году – из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 года. После этого он был лишен возможности заработать себе на хлеб и был доведен до состояния нищеты. В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать, а все его ранее изданные произведения в СССР запретили. Галич поселился в Париже, где 15 декабря 1977 года погиб.

                   

Александр Галич:

                  

Булат Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». В 1942-м девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, радистом. После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В Калуге вышла первая книга Окуджавы. В 1956-м переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Свою первую песню «Неистов и упрям…» Окуджава сочинил еще студентом. Магнитофонные записи Окуджавы разлетелись по всей стране. Многие его песни актуальны и сегодня:

            

Булат Окуджава:

                

Неистов и упрям,

гори, огонь, гори.

На смену декабрям    

приходят январи.

          

Прожить лета б дотла,

а там пускай ведут

за все твои дела

на самый страшный суд.

              

Владимир Высоцкий. Родился в 1938-м в Москве. Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий едва ли не самый известный. Первые песни Высоцкий начал писать в начале 1960-х годов. Это были песни в стиле «дворовой романтики». Примерно в это время Владимир Высоцкий пришел в Театр на Таганке. Параллельно с работой в театре снимался в кино. Самая известная роль Высоцкого – Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля и садился за работу. Творчество Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики – все считали его своим. Высоцкий так говорил об авторской песне: «Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью».

            

Владимир Высоцкий:

          

Александр Городницкий – один из основоположников авторской песни. До сегодняшнего времени активно работает, пишет стихи и песни.

              

Александр Городницкий:

                

Юрий Визбор – автор и исполнитель многих известных песен. «Милая моя, солнышко лесное», «Когда горит звезда» и другие песни Визбора в России знают почти все.

            

Юрий Визбор:

            

Виктор Берковский – российский ученый и яркий представитель бардовского движения семидесятых. «Под музыку Вивальди», «Гренада» и еще более 200 песен, написанных Берковским, очень популярны в народе.

              Виктор Берковский:  

                        

Юрий Кукин – в молодости увлекался альпинизмом, ходил в походы. Поэтому основное направление в творчестве Кукина отдается темам о горах и природе. Песни очень мелодичные и востребованные. Их хорошо петь у костра. Самыми известными хитами автора являются «За туманом» и «Париж».

          

Юрий Кукин:

          

Александр Суханов – один из основателей неформального клуба самодеятельной песни. Основная профессия – математик, но известен благодаря своим песням (более 150). Писал на свои стихи и стихи прославленных поэтов-классиков.

            

Александр Суханов на концерте в Нахабино. 15 марта 1980 года. Фото А.Евсеева:

                    

Вероника Долина. Самый популярный автор среди женщин – исполнителей авторской песни. Вероникой Долиной написано более 500 песен.

            

Вероника Долина:

                 Сергей Никитин – советский композитор и бард, лирик. Написал очень много песен к кинофильмам. Его «Александра» из фильма «Москва слезам не верит» получила статус народной песни. Очень много песен исполнял в дуэте с женой Татьяной Никитиной. Сергей Никитин был очень популярен в 70-80 годах минувшего века.               Сергей Никитин:                                                Спасибо за предоставленный материал автору текста: историку, журналисту Владимиру Шарикову.Использование материала возможно только с указанием ссылки на первоисточник "СССР. Под знаком качества" либо ссылаясь на материал в журнале sharikowa.             + В ДРУЗЬЯ              

sharikowa.livejournal.com

Барды и авторская песня / Назад в СССР / Back in USSR

Феномен авторской (как ее еще называют, самодеятельной или бардовской) песни пока недостаточно исследован. Кто-то к ней равнодушен, кто-то считает ее далеким прошлым. Трудно отрицать, что авторская песня с ее тонкими глубокими текстами и мелодичностью была важной составляющей культурной жизни СССР. «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», – говорил Владимир Высоцкий Хранители традиций Есть древнее, красивое своей странностью слово «бард». У племен галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, их традиции. И народ им верил, доверял, чтил, любил. В нашей стране движение бардовской песни оформилось в 50-60 годы XX столетия. Когда барды только-только стали появляться, они выглядели совсем обыденно. Это были студенты в мешковатых штанах. Они еще не знали, что их будут называть бардами, а песни, которые они пишут – авторскими или самодеятельными. Для них это были просто песни про то, что их волновало… Бардовская песня возникла словно сама собой, в разных местах, одним из которых стал биофак МГУ. Здесь в начале 1950-х годов училась замечательная девушка Ляля Розанова. У нее был дар притягивать талантливых людей и вдохновлять их на творчество. Неудивительно, что именно при ней студенческая агитбригада стала центром молодежной жизни. Поначалу биологи пели обычные песни, но однажды один из агитбригадовцев Гена Шангин-Березовский спел песню, которую сочинил сам. Она была посвящена его близкому другу Юрию Юровицкому и так и называлась – «Песня о верном друге». Песня настолько понравилась ребятам, что ее тут же включили в репертуар. А вслед за ней и песни, написанные самой Лялей и еще одним талантливым биофаковцем Дмитрием Сухаревым.Авторский коллектив биофака МГУ, псевдоним — Саша Роздуб(САхаров, ШАнгин, РОЗанова, ДУБровский). Эти песни обладали какой-то невероятной магией – простенькие мелодии на три аккорда, незамысловатые тексты, но очень необычные для тех времен, ведь в них звучало не «мы», а «я». И в этом «я» каждый узнавал себя и свои тревоги, чувства, метания… Юрий Визбор вспоминал: «…стихами Ляли Розановой мы спасали самоубийц. И себя, чего греха таить…»Розанова Лилиана в составе агитбригады (в центре, третья справа от гармониста).«Поющий институт» Похожая картина была в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, который в 1950-1960-е годы получил неофициальное название «поющий институт». Именно там была написана первая песня Юрия Визбора «Мадагаскар». Результат так понравился всем, что песенку стал распевать весь факультет, а затем и все московские туристы. Вскоре Визбор сочинил целую серию песен про походы на известные мелодии, а со временем стал и свою музыку придумывать. Известный впоследствии бард Ада Якушева вспоминала, что, когда Визбор оканчивал институт, несколько добровольцев вызвались срочно научиться играть на гитаре. Одной из них была сама Ада.Бард Ада Якушева. Третьим столпом авторской песни в МГПИ был Юлий Ким. Он привнес в бардовскую песню свой особенный «цыганский» строй аккомпанирования на гитаре. И свои темы – социальные и ироничные. Юлий Ким с гитарой.КСП – от и до Поначалу авторская песня не вызывала у государства особого интереса. Но вот барды стали выпускаться из институтов и университетов, а желание встречаться, творить и делиться своими песнями у них осталось. И они начали объединяться в КСП – клубы самодеятельной песни. Сначала в Москве, а потом и в других городах Союза. В мае 1967 года барды провели «Первую теоретическую конференцию», а осенью того же года прошел первый общемосковский слет КСП. Затем 7 марта 1968 года в новосибирском Академгородке прошел Первый союзный фестиваль авторской песни. Именно на нем состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича, на котором он исполнил песню «Памяти Пастернака».Галич на Первом фестивале авторской песни. 1968 год. Фотография Владимира Давыдова. Тут-то советская власть обнаружила, что у бардов есть гражданская позиция, которую они хотят демонстрировать. На КСП начались гонения. Полгода спустя в стране закрыли все бардовские клубы. Вскоре после этого Галич был вынужден эмигрировать. А Юлию Киму и многим другим бардам было запрещено выступать. Государство не могло позволить музыкантам в открытую петь про «подъезды для начальников», «кабинеты с холуями и секретаршами», «топтунов» под окнами, про дачи и «Чайки», «пайки цековские» и «мотоциклетки марочные». «Магнитиздат» Однако запрет только подогрел и без того большой интерес к авторской песне, которая стала противопоставлением официальной эстраде. Советскому человеку нельзя было слушать «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Он должен был слушать хор Красной армии, песни Кобзона и ходить строем. Но не все этого хотели. «Неофициальные» песни, исполненные под акустическую гитару, воспринимались как откровение. Окуджаву, Высоцкого переписывали с катушки на катушку, благо магнитофоны были уже не редкостью. Называли такое распространение «магнитиздат». Что интересно, отношение государства и отношение отдельных партбоссов к бардам могло не совпадать. К примеру, генсек Леонид Ильич Брежнев испытывал любовь к песням Высоцкого. Один из летчиков правительственного авиаотряда рассказывал: «Когда мы летели с Дальнего Востока, вдруг в салоне зазвучали песни Высоцкого. Мы к стюардессам: «Вы что, с ума сошли?» А они говорят, что кассету передали из окружения самого Брежнева…» С 1969 года Высоцкий был знаком и с дочерью Брежнева Галиной, которая не только любила его творчество и бывала в Театре на Таганке на его спектаклях, но и помогала артисту.«Песни нашего века» В 1980-х годах КСП не то чтобы разрешили, но стали закрывать глаза на их возрождение. А песни барда Сергея Никитина можно было услышать даже по радио! В 1990-х годах появилось понятие бардовской классики, начала выходить серия альбомов «Песни нашего века», ее можно было просто купить в магазине. Однако такая доступность не снизила интерес к авторской песне. И сегодня люди берут в руки гитару, чтобы спеть о том, что их волнует. Авторская песня продолжает жить… Великие барды XX столетия Александр Галич родился в 1918 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). После девятого класса поступил в литературный институт. В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра: «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок», «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам». С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Его песни были политически острыми, что привело к конфликту с властью… Так Галич из рьяного комсомольца превратился в сознательного противника режима и был выдворен за пределы сначала официальной культуры, а потом и страны. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Но несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим. В 1971 году Галича исключили из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года, а в 1972 году – из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 года. После этого он был лишен возможности заработать себе на хлеб и был доведен до состояния нищеты. В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать, а все его ранее изданные произведения в СССР запретили. Галич поселился в Париже, где 15 декабря 1977 года погиб. Александр Галич. Булат Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». В 1942-м девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, радистом. После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В Калуге вышла первая книга Окуджавы. В 1956-м переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Свою первую песню «Неистов и упрям…» Окуджава сочинил еще студентом. Магнитофонные записи Окуджавы разлетелись по всей стране. Многие его песни актуальны и сегодня: Булат Окуджава. Неистов и упрям, гори, огонь, гори. На смену декабрям приходят январи. Прожить лета б дотла, а там пускай ведут за все твои дела на самый страшный суд. Владимир Высоцкий. Родился в 1938-м в Москве. Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий едва ли не самый известный. Первые песни Высоцкий начал писать в начале 1960-х годов. Это были песни в стиле «дворовой романтики». Примерно в это время Владимир Высоцкий пришел в Театр на Таганке. Параллельно с работой в театре снимался в кино. Самая известная роль Высоцкого – Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля и садился за работу. Творчество Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики – все считали его своим. Высоцкий так говорил об авторской песне: «Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью». Владимир Высоцкий. Александр Городницкий – один из основоположников авторской песни. До сегодняшнего времени активно работает, пишет стихи и песни. Александр Городницкий. Юрий Визбор – автор и исполнитель многих известных песен. «Милая моя, солнышко лесное», «Когда горит звезда» и другие песни Визбора в России знают почти все.Юрий Визбор. Виктор Берковский – российский ученый и яркий представитель бардовского движения семидесятых. «Под музыку Вивальди», «Гренада» и еще более 200 песен, написанных Берковским, очень популярны в народе. Юрий Кукин – в молодости увлекался альпинизмом, ходил в походы. Поэтому основное направление в творчестве Кукина отдается темам о горах и природе. Песни очень мелодичные и востребованные. Их хорошо петь у костра. Самыми известными хитами автора являются «За туманом» и «Париж». Юрий Кукин. Александр Суханов – один из основателей неформального клуба самодеятельной песни. Основная профессия – математик, но известен благодаря своим песням (более 150). Писал на свои стихи и стихи прославленных поэтов-классиков. Александр Суханов на концерте в Нахабино. 15 марта 1980 года. Фото А.Евсеева. Вероника Долина. Самый популярный автор среди женщин – исполнителей авторской песни. Вероникой Долиной написано более 500 песен. Вероника Долина. Сергей Никитин – советский композитор и бард, лирик. Написал очень много песен к кинофильмам. Его «Александра» из фильма «Москва слезам не верит» получила статус народной песни. Очень много песен исполнял в дуэте с женой Татьяной Никитиной. Сергей Никитин был очень популярен в 70-80 годах минувшего века.Сергей Никитин.

back-in-ussr.com

Барды - Реферат

 

 

 

Слово "Бард" произошло от ирландского "bard" - поэт-певец. Так называли людей, сочинявших баллады и исполнявших их под аккомпанемент какого-нибудь народного инструмента (чаще всего, гитары, арфы, лютни, цитры). Однако, история этого вида творчества старше своего названия на тысячи лет.

Основателями бардовского движения можно назвать сразу несколько народов - Этруссков, Эллинов и Кельтов. У этруссков "бард" - это человек, путешествующий по земле, сочиняющий баллады, преимущественно о природе, жизни и смерти, воинской доблести, впрочем, им далеко не чуждо было чувство красоты, и их баллады это очень ясно доказывают. Исполняя свои баллады, бард аккомпанировал себе на арфе, позже ее заменила кифара. Среди этрусков барды пользовались большим почетом, их считали святыми и за малейших вред причиненный барду, полагалась смерть на месте преступления.

Со временем, на смену арфе и кифаре пришел более простой и более близкий славянам инструмент - гусли. Так на Руси появились первые барды. В Кельтских народах бардовское движение появилось значительно позже, примерно, в 6-7 веках Н. Э. Их инструментами были цитра, флейта, арфа, а чуть позже, лютня.

Действительно широкую популярность кельтские барды получили в период средневековья, когда стало модно держать при дворе талантливого менестреля, который писал бы баллады для того, чтобы хозяин мог посвятить их даме сердца.

 

 

Ну, и наконец, последние представители бардовского движения - русские (точнее, советские) барды. Основоположниками жанра бардовской (авторской) песни в России считаются Александр Галич (Александр Аркадьевич Гинзбург), Юрий Визбор, Ада Якушева, Евгений Клячкин, Михаил Анчаров, Александр Городницкий, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий.

Официально жанр бардовской песни вышел увидел свет где-то в 50-60х годах 20-го века.

Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни с личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме, отличавшиеся от официальных, распространявшихся по государственным каналам телевидения и радио.

 

Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала Бригантина, а также ранние песни М. Анчарова). Чаще всего, хотя и не всегда, авторы песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки отсюда и название.

 

Чёткой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Употребляют термины авторская песня и бардовская песня как синонимы.

Авторской песней, или бардовской музыкой, называют движение, возникшее из исполнителей любительских песен студентов, геологов и туристов. Барды исполняли песни под акустическую гитару, обычно без других инструментов. Среди наиболее известных бардов Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины. Поскольку в авторской песне уделялось большое внимание тексту, все они также известны как выдающиеся поэты.

Гру́шинский фестиваль песенный фестиваль, с 1968 года регулярно проводимый под Самарой, на Мастрюковских озерах. (Валерий Грушин, в память о котором назван фестиваль, студент Куйбышевского авиационного института им. С. П. Королёва, погиб во время туристического похода по Сибири, на реке Уде, спасая тонувших товарищей).

 

Ежегодно на Грушинский съезжаются десятки и сотни тысяч любителей песни, не только со всей России, но и из стран бывшего СССР. Тематикой фестиваля на протяжении его истории была туристская, студенческая, патриотическая, авторская песня.

Суть авторской песни вовсе не в авторском праве на стихи, мелодию и исполнение, а скорее в праве на утверждение песней авторской т. е. самостоятельной жизненной позиции, авторского мироощущения и в праве самому, без посредников и потерь, донести смысл высказывания до слушателя, используя весь спектр средств устного общения слово, муз. интонацию, тембр голоса, артикуляцию, мимику, жест и т. п. Каждой такой песней автор как бы говорит: это я, это мое, сокровенное, никем не внушенное, это мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью (цитата из Б. Окуджава). Такие песни рождаются спонтанно, как свободная реализация потребности высказаться, поделиться тем, что наболело. Как поется в одной из песен того же Окуджавы, каждый пишет... как он дышит... не стараясь угодить...

Само собой разумеется, такая песня, в отличие от массовой эстрадной продукции, адресована далеко не всем и каждому. Она обращена лишь к тем, кому автор доверяет, кто настроен в унисон с ним, готов разделить его мысли и чувства или, по крайней мере, душевно расположен к нему.

 

Отношения между автором и слушателями здесь вряд ли можно назвать концертными. Поэт-певец не отделяет себя от аудитории, строго говоря, он не исполняет песню, не демонстрирует себя и свое творчество слушателям, а ведет с ними доверительный разговор по душам, рассчитывая на ответную реакцию. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня. Они пели о жизни, о том, что волновало их сверстников.

 

 

Излюбленные герои их песен альпинисты, геологи, моряки, летчи

www.studsell.com