Шахматные фигуры – сколько фигур в шахматах. Как рубит ферзь в шахматах


может ли прыгать через фигуры?

И снова здравствуйте, дорогой друг!

За многовековую историю шахмат ферзь сделал блестящую карьеру. В глубокой древности он был большим недотепой, ходил наискосок и всего лишь на одну клетку. Как ходит ферзь в шахматах сегодня?

Но вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете...

Если вы не любите читать, то смотрите видео:

Смотреть полный плейлист всех правил шахмат от А до Я на Ютуб (подписывайтесь на обновления).

В этой статье мы разберем в картинках и примерах как силу ферзя, так и методы обуздания его прыти.

Ходы ферзем

Ферзь может ходить  как по диагонали, так и по прямой (горизонтали и вертикали). Если ему не мешают фигуры, перепрыгивать через которые нельзя, он может сделать ход на любое расстояние.

Само собой, фигуру противника ферзь может побить. В данном случае коня. Свой же слон мешает ферзю продвинуться дальше.

По сути дела, ферзь совмещает в себе функции ладьи и слона.

Ферзя следует оберегать

Ферзь – самая ценная фигура. Размен его на ладью, слона или коня почти всегда неравноценен.

В данной позиции белый ферзь  может побить любую из фигур черных: ладью или коня. Однако они защищены слоном. Слон побьет белого ферзя. Такой размен выгоден черным.

Относительная ценность ферзя – три легкие фигуры (или девять пешек). Равноценно его разменять можно только на ферзя противника или сразу несколько фигур.

Например, на две ладьи. По относительной ценности две ладьи чуть сильнее ферзя (ладья равна пяти пешкам), но в целом начинающему игроку такой разницей можно пренебречь. К тому же многое зависит от конкретной позиции, мы с вами уже знаем об этом.

Сила ферзя

Ферзь самая ловкая, сильная и самая “эмоциональная” фигура.

Александра Алехина после матча на первенство мира с  Максом Эйве журналисты спросили:

«Как бы вы коротко охарактеризовали своего соперника?»

Алехин ответил так:

«Он любит длинные ходы ферзем!»

Ответ первого русского чемпиона мира можно воспринимать как шутку. Однако мы знаем, что в каждой шутке есть только доля шутки… а остальное – правда.

За стремительными маневрами ферзя в опытных руках уследить непросто даже опытным шахматистам, что же говорить о начинающих?

Пример:

Несмотря на примерное материальное равенство, белые, за счет активности ферзя при поддержке слона, — могут сыграть на выигрыш:

1.Се1-f2+

1...Крd4-е5 (не лучше и 1… Крd4-c4 из-за 2.Фh7-d3+ Kрс4-в4 3. Фd3-d4+ Крв4-в5 4. Крс2-в3! и мат следующим ходом)

2.Сf2-g3+!

3… Кре5-d4 4. Сg3-d6!!

4... Фd8:d6 (на другие ходы идет мат ходом ферзя на d3)  5. Фh7-d3+

На 5...Крd4-e5 следует 6.Фd3-g3+, на 5...Крd4-с5 соответственно 6. Фd3-a3+

В обоих случаях белый ферзь следующим ходом бьет черного ферзя и белые выигрывают партию:

В этом примере много ходов сделал слон, однако ключевую роль в окружении черного короля играет именно белый ферзь. Именно его хитрые угрозы приводят к победе.

Полагаю, вы обратили внимание, что примеры не похожи на самые простые упражнения для детей. Однако автор этих строк убежден, что научиться играть хорошо можно только за анализом позиций, заставляющих включить мышление на полную катушку.

Против ферзя

Ферзь  настолько подвижен и неординарен, что выработать против него типичные приемы борьбы очень непросто.

И все же мы попробуем:

Отвлечение. Закормить «обжору»!

Правила игры предоставили ферзю богатые возможности. Аппетит ферзя поистине безграничен. Обладая сверхфункцинальностью, он может брать фигуры противника  направо и налево. Этим обстоятельством часто пользуются опытные шахматисты, предлагая ферзю противника полакомиться данайскими дарами.

Главная цель – отвлечь от решающего участка борьбы. Или поймать. Об этом чуть позже, а сейчас примеры отвлечения:

Белый ферзь только что побил пешку в7. Его позиция выглядит грозно. Он нападает сразу на две фигуры черных — ладью и коня.

Однако черные видят дальше. Они стремятся увлечь белого ферзя материальными приобретениями и забыть о встречных угрозах.

1… Кс6:d4! 2. Фв7:а8+ Белые пребывают в счастливом неведении

2... Кре8-f7

и после 3.Фа8:h8 Фd7-b5!! — холодный душ:

Мат ферзем на поле е2 следующим ходом неизбежен.

Белых сгубила жадность… чувство меры никто не отменял. А черные мастерски завлекли белого ферзя ценой жертвы двух ладей и оставшимися силами навалились на забытого белого короля.

Ловля ферзя

Если удается ферзя поймать, то есть вынудить разменять его на менее ценную фигуру, — это большое достижение, почти всегда решающее исход партии. Справедливости ради скажу, что часто это не столько заслуга «ловца», сколько оплошность «дичи».

Любопытно наблюдать, когда из-за самоуверенности или “обжорства” самого ферзя, он оказывается в щекотливой ситуации. Пример:

Черные объявили шах и намерены с лихвой отыграть материал — под боем ладья белых. Однако... 1.Фd1-d2!!

1… Фс3:а1 (на 1...Фс3:d4 — 2.Cd3-b5+ с потерей ферзя) 2. с2-с3!!

Вот и все. Черный ферзь “допрыгался”. После следующего хода белых Кd4-b3, он пойман. Черным придется отдать ферзя за легкую фигуру.

В заключение: По традиции о правильных названиях фигур.

Даже литературные классики называют ферзя “королева”. Оно и понятно, королева звучит гордо и благозвучно не только для уха представителей литературной братии.

Люди попроще иногда называют ферзя ферзЁй. Лично у меня, шахматиста с полувековым стажем,  вопросов как называть ферзя не возникает. Полагаю и у вас тоже.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на  кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

chessmatenok.ru

Как ходит Ферзь и Король в шахматах

Урок 5. Как ходят фигуры? Ферзь, король.

Итак, на закуску у нас самое интересное.

Ферзь.

Ферзь – самая сильная шахматная фигура. Номинальная стоимость 10 очков.

Как сказал кардинал Ришелье, играя в шахматы с Д’Артаньяном: «Это королева, она ходит как угодно…». Кардинал сказал по существу верно, за исключением того, что «королева» - не самое правильное название. Эта фигура называется «Ферзь». Но того требовал ход сюжета…

Ферзь ходит во все стороны по вертикали и диагонали на любые расстояния. То есть, он обладает возможностями ладьи и слона одновременно. НЕ может перепрыгивать через фигуры. Схематично указано на диаграмме ниже. 

Важность ферзя сложно переоценить. Он очень эффективен и в защите, и в нападении, очень мобильный и сильный. Единственный минус, который связан с ферзем, это то, что его надо оберегать от нападений. Например, в позиции на следующей диаграмме ферзь белых может ударить одну из нескольких фигур черных: коня, слона и пешку. Однако все эти фигуры находятся под защитой черного ферзя. Если белый ферзь решит ударить кого-либо из них, следующим своим ходом черный ферзь ударит белого.  И любой такой размен белым будет невыгоден, ведь они лишатся своей самой сильной фигуры, а заберут за неё фигуру меньшего достоинства.

Поменять ферзя, скажем на коня или слона практически всегда не выгодно. Равноценно ферзя можно поменять лишь на ферзя соперника, либо сразу на несколько фигур. Хотя бывают случаи, когда шахматисты специально отдают ферзя для достижения какой-либо задачи. Но об этом позже. Пока вам необходимо осознать, что ферзя стоит беречь и использовать рационально как самое сильное ваше оружие.

Король.

Король – самая главная фигура. Он не имеет номинальной стоимости. Его нельзя разменивать, держать под боем фигур соперника. Он требует постоянной защиты. Но это не потому, что король слишком уж слабый как фигура, а потому, что если он погибает, то партия для играющего проиграна.

С другой стороны, король также может передвигаться и бить фигуры соперника. В конце игры, когда фигур на доске на порядок меньше, и прямых угроз королю не так много, его сила оценивается примерно как сила легкой фигуры (коня или слона).

Король, как и ферзь, ходит и наносит удары во все стороны по вертикали и диагонали, но только на одну клетку.

То есть, находясь в середине доски, король пробивает 8 полей.

Теперь Вы знаете, как ходят и наносят удары шахматные фигуры. Чтобы запомнить каждую,  необходимо попрактиковаться. Для того, чтобы эта практика прошла быстро и весело и при этом эффективно, предлагаю поиграть в так называемый "Шахматный лабиринт":

Сценарий следующий: белый король, это вы. Пешки, это стены вашего дома. Их двигать нельзя. Чёрный конь это гость, которого нужно встретить. Другими словами, надо королем дойти до коня. Как ходит король, думаю, вы помните.

В сущности все просто, король по одной клетке доходит до коня, но не совсем… У вас дома куча мебели, которая мешает добраться до гостя. Например, вот так:

Мебель необходимо отодвигать, чтобы расчистить себе дорогу. Благодаря этой игре, вы сможете быстро запомнить, как передвигается каждая единица этой «мебели»:)

Усложняйте себе задачу до тех пор, пока в вашем доме останется очень мало пространства. Например, вот так:

1-2 часа в день, примерно 1-2 дня в зависимости от ваших личных особенностей. Уверен, после этого как ходят фигуры вы не забудете.

Теперь, когда мы знаем, как ходят фигуры, было бы здорово определить, что с ними делать, то есть выяснить цель игры. Об этом в следующем уроке.

←Предыдущий урок

Все уроки:

  1. Знакомство с шахматной игрой. Шахматная доска. 
  2. Шахматные фигуры. Расположение фигур на доске.
  3. Как ходят фигуры? Пешка, Конь.
  4. Как ходят фигуры? Слон, Ладья.
  5. Как ходят фигуры? Ферзь, Король.
  6. Сравнительная сила фигур и цель игры
  7. Рокировка, взятие на проходе,
  8. Шах и мат. Результат партии.
  9. Ничья в шахматах. 
  10. Запись шахматной партии
  11. Важность практики

megachess.net

Как ходят фигуры в шахматах: особенности перемещений

Многих новичков беспокоят различные вопросы о том, как играть в шахматы. Как ходят фигуры – это основа всех перемещений и ходов. Именно с этого и начинается обучение. Стоит остановиться на них подробнее.

Всего существует 6 типов фигур: пешка, ладья (или тура), слон (его еще называют офицером), конь, ферзь (иначе королева) и король. Все они ходят по-разному. Также имеются свои тонкости в передвижениях в зависимости от игровой ситуации. Итак, поговорим о каждом в отдельности.

Пешка

Как ходят шахматные фигуры из второго ряда? Пешки самые многочисленные (их 8 штук), но и самые слабые персонажи. Идти они могут только вперед и только на одну клетку. Вернуться назад им уже нельзя. Бьют данные фигуры несколько иначе - смещаясь по диагонали. Единственный случай, когда пешка может прыгнуть на 2 клетки вперед – это в самом начале боя, совершая свой первый ход.

С другой стороны, пешка, достигнувшая противоположного края доски, может превратиться в любую другую фигуру. Чаще всего шахматисты останавливают выбор на ферзе из-за его универсальности, но, если потребует игровая ситуация, «рядовой» может стать и офицером, и ладьей, и конем.

Тура

Перейдем к первому ряду. Как ходят фигуры в шахматах, спрятанные за пешками? Тура ходит по прямой, как горизонтально, так и вертикально. Количество клеток, которое она может перешагнуть, неограниченно. Остановиться она также способна в любой точке. Движение назад не запрещено. Но ладья не может перепрыгивать через другие фигуры. Бьет она по ходу: идет по прямой, уничтожает соперника и занимает его место. Все это не отклоняясь от своей линии движения.

Есть особенный ход – рокировка. В нем могут принимать участие только не делавшие хода король и тура. Если один из них или оба уже двигались по полю, то рокировка не может состояться. Суть данного перемещения в том, что король сдвигается на 2 клетки к туре, а та переставляется за короля. Это единственный случай, когда в пределах одного хода задействованы сразу 2 фигуры.

Конь

Продолжим изучать шахматы. Как ходят фигуры, о которых слышали даже далекие от игры люди? Перемещение коня похоже на букву «Г». Он перепрыгивает через 2 клетки и встает на третью, перпендикулярно предыдущему движению. Шаг может быть сделан как вертикально, так и горизонтально. Повернуть конь также способен в любую сторону. Поэтому у данной фигуры, стоящей в центре поля, есть 8 вариантов передвижений. В результате хода конь всегда оказывается на поле противоположного цвета.

Еще одно преимущество коня – он может перепрыгивать через другие фигуры, в том числе и вражеские, не съедая их. Без последствий для себя он атакует ферзя, ладью или слона, т. к. они ходят совсем иначе и не смогут настигнуть хитреца. Чтобы бить, конь должен занять место атакуемой фигуры. В противном случае он просто через нее перепрыгнет.

Офицер

Как ходят фигуры в шахматах, если это слоны? По диагоналям. У каждого игрока есть «белый» и «черный» слон. Такое название дается из-за начального цвета поля, на котором стоит фигура. Изменить его невозможно. Офицер не может перепрыгивать через другие фигуры. В остальном его перемещения не ограничены: в любом диагональном направлении на какое угодно количество клеток. Чтобы съесть вражескую фигуру, стоящую на пути офицера, нужно поставить его на ее место.

Ферзь

Самая маневренная и мощная фигура. Ходит так же, как слон и ладья, вместе взятые. То есть по вертикали, горизонтали и диагонали на любое количество клеток и во всех направлениях. У него есть только одно ограничение: нельзя перепрыгивать через фигуры. В случае опасности ферзь может скрыться в любом направлении. При необходимости – атаковать с какой угодно точки доски. Ферзь – самое сильное оружие в руках шахматиста.

Король

Самая важная и требующая постоянной защиты фигура. Ей и завершим изучение вопроса о том, как ходят фигуры в шахматах. У короля практически нет возможности скрыться, т. к. он может переместиться только на 1 клетку. Конечно, ходить он может в любом направлении: по диагонали, вертикали или горизонтали. Но и контролировать его тоже довольно легко при условии значительного удаления. Король ест вражеские фигуры так же, как и ходит, - перемещаясь на 1 клетку. Вот все, что можно сказать про то, как ходят фигуры в шахматах.

Именно с королем связано окончание игры. Ему ставят мат. Это означает, что самая главная фигура находится под ударом, и скрыться ей негде: кругом противники. Своих фигур, за которыми можно спрятаться, тоже нет поблизости. Если создается такое положение, партия заканчивается. А тот, кому поставили мат, считается проигравшим.

Шах – это такое положение, когда король под ударом, но он может уйти или заслониться. Также не исключено, что угрожающую фигуру можно съесть. Короля нельзя оставлять под ударом. Как ходят шахматные фигуры в этом случае? Все действия игрока должны быть направлены на защиту короля.

Пат – очень интересная ситуация в игре. В этом случае сам король не под ударом, ему не объявлен шах, но и ходить ему некуда: все остальные клетки контролируются вражескими фигурами. Свита при этом тоже не может прийти на помощь. Пат засчитывают за ничью, партия заканчивается.

Вот и все, что касается основного элемента при игре в шахматы. Как ходят фигуры, известно, можно приступать к партии.

fb.ru

Фигура ферзя в шахматах, как ходит ферзь в шахматах

Главная / Правила шахмат / Ферзь в шахматах

Фигура ферзя в шахматах

Ферзь в шахматах (также именуемый «королевой») является самой сильной фигурой по той причине, что ферзь может контролировать больше квадратов, чем любая другая шахматная фигура. Ферзь может двигаться как по прямой линии, в любом направлении, так и по диагонали, также в любом направлении, на любое расстояние. Но ферзь не может перепрыгивать через другие фигуры. Фактически, ферзя можно представить как комбинацию ладьи и слона.

Одна из частых ошибок начинающих играть в шахматы заключается в том, что они вводят ферзя в игру слишком рано, исходя из мыслей, что, раз ферзь является самой сильной фигурой, его нужно задействовать как можно скорее. В теории это может показаться хорошей идеей, но на практике это не так. Игроки, которые вводят своего ферзя в игру на ранних этапах, обычно теряют много ходов, которые можно было бы потратить на развитие. И в то время, как ваш противник как раз будет заниматься развитием, вы будете беспокоиться о безопасности своего ферзя.

В начале шахматной партии ферзь сам по себе редко может сильно навредить противнику. Однако в сочетании с конями, слонами, и ладьями, ферзь может нанести много урона.

Как ходит ферзь в шахматах

На диаграмме ниже ферзь может переместиться на любую из отмеченных клеток.

Однако, как и в случае с другими фигурами (кроме коня), путь Ферзю может преградить любая другая фигура.

На следующей диаграмме ферзь может захватить либо слона, либо ладью.

Ферзь предпочел захватить ладью.

Список всех правил шахмат

www.learnchess.ru

Шахматные фигуры - сколько фигур в шахматах

В шахматы играют при помощи доски и специальных фигур. Всего существует шесть видов различных фигур белого и черного цветов. Белыми фигурами играет один соперник, черными – другой.

Для начало следует сказать, сколько фигур в шахматах – в каждый комплект входит по одному королю и ферзю, по две единицы ладьи и слонов, а также восемь пешек. Правило ходов каждой из перечисленных выше фигур по доске отличаются.

Кроме того, что все они разделяются по рангу, их еще классифицируют на легкие и тяжелые. К первой категории относится слон и конь, ко второй – ферзь и ладья. Пешек фигурами обычно не называют, король из-за особой роли в партии также не относится ни к одной из категорий. В процессе игры происходит движение шахматных фигур по доске и, при необходимости, их снятие.

Перед тем, как читать статью дальше, предлагаем вам посетить сайт онлайн-школы “Шахматы с Жориком”.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

>>Перейти на сайт онлайн-школы

Как ходит король в шахматах

Существует единственная фигура, которую соперник ни при каких условиях снять с доски не может – это король. При этом король не имеет права занимать поле, которое было атаковано фигурой соперника.

При атаке фигуры короля есть несколько методов его защиты:

В том случае, когда королю некуда уходить от мата и закрыться от ударов соперника, он получает мат, это означает окончание партии. Осуществить мат можно при помощи любой фигуры, а также пешки, однако король королю не имеет права его объявлять. Таким образом, король может лишь забирать клетки соперника, а стоять рядом с ним – нет, так как сам же окажется под ударом в первую очередь.

Король в шахматах является самой весомой и значимой фигурой, так как если игрок не может его защитить при помощи других фигур, он терпит поражение – мат. Король может ходить лишь на одну клетку в вертикальном и горизонтальном направлении, а также по диагонали. Также он имеет возможность принимать участие в особом ходе – рокировке.

Как ходит пешка в шахматах

Самой дешевой фигурой в шахматной партии является пешка. Возможные ходы пешки: только вперед, лишь в самом начале партии, по решению игрока, может быть сделан двойной ход.

Однако на вопрос о том, как рубит пешка в шахматах, можно однозначно ответить – она способна сделать «вилку», что означает атаку одновременно двух шахматных фигур. При сдвиге пешки вперед на одну клетку и осуществлении «вилки» есть возможность напасть, как на ферзя, так и на короля противника. Также при умелой игре пешки успешно могут двигаться цепью, благодаря чему им удается теснить вражеские фигуры. Тем не менее, путь пешки труден, однако если ей удается достичь восьмого ряда на площади противника, она может превратиться в ферзя или любую более сильную фигуру.

Как ходит слон в шахматах

Слон представляет собой дальнобойную фигуру, по цене он стоит примерно три пешки. Возможные ходы: по диагоналям, в переднем и заднем направлении. Один из слонов может ходить по диагоналям белого цвета, второй – черного, благодаря чему их столкновение является невозможным. У слона есть возможность располагаться на другом конце доски, и не пускать пешку делать ходы. В зависимости от расположения на поле данной фигуры, меняется и количество клеток, которые могут попадать под ее атаку. К примеру, если его расположение – посередине шахматной доски, он имеет возможность осуществлять атаку тринадцати полей и семи углов. Основная сила фигуры слона заключается в том, что он может связывать фигуры соперника по диагонали. А главная слабость состоит в том, что к половине клеток на доске у слона нет доступа.

Как ходит конь в шахматах

Мощь и сила коня в шахматах примерно равны слону, однако он может осуществлять совершенно другие действия. Возможные ходы: два квадрата вперед, один – в сторону, либо один – вперед, два – в сторону, то есть конь может делать ходы, по форме напоминающие букву «Г». При ходьбе конь меняет цвет клеток, попадая с черного поля на белое и наоборот. К примеру, для того чтобы задержать пешку, конь должен находиться возле нее, с дальнего расстояния он этого делать не может. Если предпринять попытку переставить коня на одно из соседних полей, потребуется целых три хода. Король, например, может сделать это за один ход. При расположении коня в середине поля, он имеет под контролем сразу восемь полей, если же он стоит в углу, то имеет возможность контролировать только два поля. Новичкам рекомендуется обращать пристальное внимание на фигуры коней и лучше держать их по центру.

Как ходит ладья в шахматах

Шахматная фигура ладья – весьма сильная и мощная боевая фигура, условной стоимостью примерно в пять пешек. Возможные ходы: прямолинейно назад и вперед, а также по направлениям вправо и влево. Ладья отличается способностью быстро ходить и далеко наносить удары, так как двигается с одного края шахматного поля в другой. В каком бы месте доски она не располагалась, ладья так или иначе контролирует сразу 14 полей. Также она может связывать пешки и фигуры по горизонтали и вертикали.

Как ходит ферзь в шахматах

Король и ферзь в шахматах – две самые сильные фигуры, ферзь после короля стоит на втором месте. Он может ходить в разных направлениями – по диагоналям, вертикали и горизонтали, вперед и назад. Данная фигура не ограничена в квадратах шахматной доски, что позволяет ей за один ход переноситься на противоположную сторону доски. Тем не менее, на любой попутной клетке ферзя может остановить фигура противника. Ферзь считается самой матирующей фигурой, которую должен опасаться король соперника. Именно он способен связывать ладью по диагоналям, слона – по вертикали, кроме того, эта фигура зачастую может наносить двойные удары.

Зная, как ест пешка в шахматах, как рубит король в шахматах, и, вообще, как правильно делает шаги любая из фигур, нужно помнить, что если на вашем пути стоит враг, его можно взять, но делать это необязательно. Если вы решили брать чужую фигуру, можно сделать это за один ход, то есть снять ее, а на освободившееся место поставить свою. Если же вашей фигуре, которая делает ход, преграждает путь фигура того же цвета, то потребуется искать иной выход.

Стоит отметить, что пешка бьет не только в том направлении, в котором имеет право двигаться, но также влево, вправо и наискось. Конь имеет право перепрыгивать через любые фигуры, главное, чтобы та клетка, на которую он собирается встать, была свободна от фигур того же цвета.

Помните, что если пришла ваша очередь делать ход, обязательно стоит рассмотреть все возможные ситуации и варианты и сделать так, чтобы принятие решения о взятии фигуры противника не ослабило безопасность вашего короля. Ведь шахматные фигуры служат не только для того чтобы нападать, но еще и обеспечивать защиту короля.

Читайте также:

levico.ru

Как ходит ферзь в шахматах в картинках и видео для детей

Ферзь – это самая мощная и мобильная фигура в шахматной партии, которая способна нанести максимально возможный урон противнику. Далее мы рассмотрим, как ходит ферзь в шахматах по картинке ниже. Также посмотрите видео, чтобы закрепить усвоенный материал. Итак, эта мощная фигура имеет право передвигаться в разных направлениях и на разное число клеток – вперед, назад, вправо, влево, по диагоналям. Она не ограничена квадратами игрового поля, поэтому может легко переместиться на его противоположный конец. Однако ферзь не может перепрыгивать через фигуры противника (или свои) по ходу движения.

Его ударной мощи всегда опасается король, так как опытный игрок знает, как применить возможности ферзя с максимальной пользой для выигрыша партии. При попытке поставить мат сопернику, ферзь играет решающую роль, и его потеря сильно снижает шансы на победу. Он может связывать ладьи по диагоналям, а слонов – вертикально, наносить двойные удары и делать тройные «вилки». Недаром пешка, добравшаяся до конца доски, почти всегда превращается в ферзя.

(193)

chess-boom.online

Как ходят фигуры в шахматах

В шахматной партии участвуют 6 видов фигур – король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка. В распоряжении каждого игрока в начале партии 16 фигур: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня, восемь пешек. Всего на доске 32 фигуры.Начальная позиция фигур выглядит так:

Рис.1

Пешка

Пешка, единственная фигура, которая ходит только вперед, назад ходить не может. Номинальная стоимость пешки 1 очко.

Рис. 2

В начальной позиции (белая – на 2-й горизонтали, черная – на 7-й) игрок может передвинуть пешку на одну или две клетки вперед. После первого хода пешку можно передвигать вперед только на одно поле за один ход. Бить фигуры противника пешка может на одно поле вперед по диагонали вправо и влево. Пешка бьет фигуры по одному правилу, а ходит по-другому. В этом ее отличие от других фигур.

Перед тем, как читать статью дальше, предлагаем вам посетить сайт онлайн-школы “Шахматы с Жориком”.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

>>Перейти на сайт онлайн-школы<<

С пешкой связано два интересных правила в шахматах. Суть первого правила заключается в следующем. Пешка достигает последнюю горизонталь (8-ю для белых и 1-ю для черных) и превращается в любую фигуру, за исключением короля. Такое превращение является одним ходом, и следующий ход переходит к противнику.

Второе правило – взятие на проходе. При своем ходе пешка может побить пешку противника, если та перешла через битое поле.

Рис. 3

На рис. 3 белая пешка сделала ход на два поля вперед. Черная пешка может побить белую и стать на битое поле, а не на поле, куда стала белая пешка, как случается при обычных взятиях. Выполнять взятие на проходе возможно только при очередном ходе, через ход это право теряется.

Конь

Конь ходит по необычной траектории, напоминающей букву «Г» – передвигается на 2 клетки вперед и одну клетку в сторону. Из всех фигур только конь может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. Конь может атаковать любую фигуру противника, находясь в недосягаемости для них. При ударе конь занимает место сбитой фигуры. Номинальная стоимость коня 3 очка. Расположенный в центре доски, он имеет 8 доступных ходов, а в угловом поле – только два.

В реальной жизни «сделать ход конем» – значит выполнить какой-то необычный или хитрый шаг.

Рис. 4

Слон

Слон – сильная, дальнобойная фигура. Номинальная стоимость слона составляет 3 очка, и по силе он примерно равен коню. Это сравнение несколько условное, так как в открытой позиции слон может оказаться сильнее коня, а в закрытой – конь часто бывает сильнее слона. Конь и слон относят в шахматах к «легким фигурам».

Слон ходит и наносит удары во все стороны по диагонали на любое число клеток, как показано на рисунке. Слона, который ходит по белым клеткам, называют белопольным, а по черным – чернопольным.

Рис. 5

Ладья

Ладья, как и ферзь, считаются тяжелой фигурой. Ее номинальная стоимость 5 очков. Ладья ходит и бьет по вертикали и горизонтали на любое число клеток.

Рис. 6

Специфический ход в шахматной партии – рокировка. Рокировка правильно выполняется так – короля передвигают на 2 клетки к ладье и ладью переставляют за короля. Рокировку можно делать при соблюдении следующих условий:

Длинная рокировка выполняется в сторону ферзевого фланга, короткая – в сторону королевского.

Рис. 7

Нельзя первой переставлять ладью. В шахматах существует правило: взялся – ходи. Если сначала передвинуть ладью к королю, противник имеет право потребовать считать ход завершенным, и рокировка не состоится. Рокировка – единственный ход в шахматах, когда один ход выполняют две фигуры.

Ферзь

Ферзь – сильнейшая фигура в шахматах, с номинальной стоимостью в 10 очков. Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число клеток доски. Ферзь – важная фигура. Он сильный и мобильный, эффективен в нападении и защите. Ферзя надо оберегать от ударов фигур противника. Потеря ферзя или размен его на фигуру меньшего достоинства оставляют мало шансов на победу.

Равноценно ферзя можно разменять на ферзя, две ладьи или три легкие фигуры противника. Бывают случаи, когда опытный шахматист специально отдает ферзя для достижения определенной цели в партии. Это называется «жертва». Начинающим любителям надо помнить, что ферзя надо хранить и использовать как самую сильную фигуру.

Рис. 8

Король

Король – самая главная фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Партия проиграна, когда погибает король – получит мат. Короля нельзя держать под боем фигур противника. Ему нужна постоянная защита. Как и ферзь, король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку в любую сторону. Расположенный в середине доски, король держит под ударом 8 полей.

Рис. 9

В конце партии, когда фигур на доске остается на порядок меньше, сила короля становится равной примерно силе легкой фигуры.

Шах – такое положение, когда король стоит под ударом фигуры противника. Короля нельзя оставлять под шахом. Необходимо уйти на другое поле, защититься своей фигурой или просто побить фигуру противника, объявившую шах.

Рис. 10

На рис. 10 белый король может уйти от шаха, слон может прикрыть короля, ферзь может побить черную ладью.

Партия заканчивается, когда король получает мат. Это значит, что король находится под ударом (шахом) и уйти ему некуда – свободные поля находятся под ударом фигур противника.

Рис. 11

Любопытная ситуация в игре – пат. Король не находится под шахом, но ходить ему некуда – все свободные поля находятся под ударом фигур противника. Другие фигуры тоже не имеют ходов.

Рис. 12

В этом случае партия заканчивается вничью.

По принятой системе подсчета за победу насчитывается 1 очко, за ничью 0,5 очка, за поражение 0.

Некоторые фигуры имеют двойное название. До революции слона называли офицером, ладью – турой, ферзя – королевой. Среди шахматистов эти названия не имеют распространения, иногда их используют любители.

Читайте также:

levico.ru