Умножение десятичной дроби на натуральное число. Как умножать десятичные дроби столбиком


Как умножать десятичные дроби | Математика

Чтобы понять, как умножать десятичные дроби, рассмотрим конкретные примеры.

Правило умножения десятичных дробей

1) Умножаем, не обращая внимания на запятую.

2) В результате отделяем после запятой столько цифр, сколько их после запятых в обоих множителях вместе.

Примеры.

Найти произведение десятичных дробей:

Чтобы умножить десятичные дроби, умножаем, не обращая внимания на запятые. То есть мы умножаем не 6,8 и 3,4, а 68 и 34. В результате отделяем после запятой столько цифр, сколько их после запятых в обоих множителях вместе. В первом множителе после запятой одна цифра, во втором — тоже одна. Итого, отделяем после запятой две цифры.Таким образом, получили окончательный ответ: 6,8∙3,4=23,12.

Умножаем десятичные дроби, не принимая во внимание запятую. То есть фактически вместо умножения 36,85 на 1,14 мы умножаем 3685 на 14. Получаем 51590. Теперь в этом результате надо отделить запятой столько цифр, сколько их в обоих множителях вместе. В первом числе после запятой две цифры, во втором — одна. Итого, отделяем запятой три цифры. Поскольку в конце записи после запятой стоит нуль, в ответ мы его не пишем: 36,85∙1,4=51,59.

Чтобы умножить эти десятичные дроби, умножим числа, не обращая внимания на запятые. То есть умножаем натуральные числа 2315 и 7. Получаем 16205. В этом числе нужно отделить после запятой четыре цифры — столько, сколько их в обоих множителях вместе (в каждом — по два). Окончательный ответ: 23,15∙0,07=1,6205.

Умножение десятичной дроби на натуральное число выполняется аналогично. Умножаем числа, не обращая внимания на запятую, то есть 75 умножаем на 16. В полученном результате после запятой должно стоять столько же знаков, сколько их в обоих множителях вместе — один. Таким образом, 75∙1,6=120,0=120.

Умножение десятичных дробей начинаем с того, что умножаем натуральные числа, так как на запятые не обращаем внимания. После этого отделяем после запятой столько цифр, сколько их в обоих множителях вместе. В первом числе после запятой два знака, во втором — тоже два. Итого, в результате после запятой должно стоять четыре цифры: 4,72∙5,04=23,7888.

И еще пара примеров на умножение десятичных дробей:

www.for6cl.uznateshe.ru

Умножение обыкновенных и десятичных дробей

Умножение обыкновенных и десятичных дробей сводится к умножению либо обыкновенных дробей, либо десятичных дробей.

Чтобы умножить обыкновенную дробь на десятичную, надо обе дроби привести к одному виду.

Любую десятичную дробь можно перевести в обыкновенную (как слышим, так и пишем).

Например,

   

   

   

Если возможно, полученную дробь следует сократить.

Например,

   

   

   

Обыкновенную дробь перевести в десятичную (речь идёт о несократимой дроби) можно только в том случае, когда её знаменатель равен 2, 5 или числу, которое можно разложить на множители, состоящие только из двоек и пятёрок.

Например,

   

40=2∙2∙2∙5.

Разложение числа состоит только из двоек и пятёрок, значит, любое число можно разделить на 40. Делим 7 на 40 и получает представление обыкновенной дроби в виде десятичной.

Перейдём к примерам умножения обыкновенных и десятичных дробей.

Примеры.

   

1-й способ

Так как знаменатель обыкновенной дроби равен 5, эту дробь можно перевести в десятичную и выполнить умножение десятичных дробей:

   

2-й способ

Переведём десятичную дробь в обыкновенную, сократим полученную дробь и выполним умножение обыкновенных дробей:

   

   

то есть при любом способе получаем одинаковый ответ, отличается только форма записи.

   

Знаменатель обыкновенной дроби равен 14. 14=2∙7. Такую дробь перевести в десятичную перевести не получится. Значит, десятичную дробь представим в виде обыкновенной:

   

Здесь ответ может быть записан как в виде обыкновенной, так и в виде десятичной дроби.

   

Дробь со знаменателем 11 не можем представить в виде десятичной. Поэтому переводим десятичную дробь в обыкновенную:

   

   

1-й способ

Раскладываем знаменатель на простые множители: 4=2∙2.

Переводим обыкновенную дробь в десятичную:

   

2-й способ:

Сведём умножение десятичной и обыкновенной дробей к умножению обыкновенных  дробей:

   

   

Я рекомендую при возможности выбора стараться работать как с обыкновенными, так и с десятичными дробями. Важно освоить навыки счёта на уроках математики в 5-6 классах, а  старших классах вам предстоит решать другие задачи.

www.for6cl.uznateshe.ru

Умножение десятичных дробей.

I. Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, нужно умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую, и в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их было после запятой в данной дроби.

Примеры. Выполнить умножение: 1) 1,25·7;   2) 0,345·8;   3) 2,391·14.

Решение.

Смотрите видео: « Как умножить десятичную дробь на натуральное число».

II. Чтобы умножить одну десятичную дробь на другую, нужно выполнить умножение , не обращая внимания на запятые, и в полученном результате отделить запятой справа столько цифр, сколько их было после запятых в обоих множителях вместе.

Примеры. Выполнить умножение: 1) 18, 2·0,09;   2) 3,2·0,065;    3) 0,54·12,3.

Решение. 

Смотрите видео: «Умножение десятичных дробей.»

III. Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д. нужно перенести запятую вправо на 1, 2, 3 и т. д. цифр.

Примеры. Выполнить умножение: 1) 3,25·10; 2) 0,637·100; 3) 4,307·1000; 4) 2,04·1000; 5) 0,00031·10000.

Решение.

Смотрите видео: «Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д.»

IV. Чтобы умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д. нужно перенести запятую влево на 1, 2, 3 и т. д. цифр. 

Примеры. Выполнить умножение: 1) 28,3·0,1; 2) 324,7·0,01; 3) 6,85·0,01; 4) 6179,5·0,001;  5) 92,1·0,0001.

Решение.

Смотрите видео: «Умножение десятичных дробей на 0,1; 0,001; 0,0001 и т. д.»

 

 

www.mathematics-repetition.com

Умножение десятичных дробей в столбик. Умножение на натуральное число

Умножение десятичных дробей сводится к умножению соответствующих натуральных чисел, и правильному определению места запятой в полученном результате.

Пример: Найти произведение чисел 2,13 и 1,2.

Решение: Можно перемножить числа 2,13 и 1,2, заменив их обыкновенными дробями:

2,13 · 1,2 = 213 · 12 = 213 · 12 = 213 · 12 = 2556 = 2,556
1001010010100 · 101000

Можно сказать, что мы перемножили натуральные числа, которые получатся если у данных десятичных дробей отбросить запятые. Так как знаменатели тоже перемножаются, то в знаменателе вышло число с тремя нулями, а в соответствующей десятичной дроби – три цифры после запятой. Значит в результате умножения двух десятичных дробей, ответ будет содержать столько знаков после запятой, сколько их было в обоих множителях вместе.

Данное произведение можно посчитать и столбиком, заменив дроби на натуральные числа:

Из данного примера можно сделать вывод, что:

Чтобы перемножить две десятичные дроби, достаточно перемножить их как натуральные числа, и в полученном произведении отделить справа запятой столько знаков, сколько их было в множимом и множителе вместе.

Данное правило работает и для умножения десятичной дроби на натуральное число. Только в случае, когда один из множителей – натуральное число, количество десятичных знаков в результате будет равно количеству знаков дробного множителя.

Пример: Найти произведение чисел 4,324 и 11:

4,324 · 11 = 47,564

naobumium.info

Умножение десятичной дроби на натуральное число

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока:

Оборудование: интерактивная доска, плакат с цифрограммой, плакаты с высказываниями математиков.

Ход урока

 

  1. Организационный момент.
  2. Устный счёт – обобщение раннее изученного материала, подготовка к изучению нового материала.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Задание на дом.
  5. Математическая физкультминутка.
  6. Обобщение и систематизация полученных знаний в игровой форме при помощи компьютера.
  7. Выставление оценок.

2. Ребята, сегодня у нас урок будет несколько необычным, потому что я буду проводить его не одна, а со своим другом. И друг у меня тоже необычный, сейчас вы его увидите. (На экране появляется компьютер-мультяшка). У моего друга есть имя и он умеет разговаривать. Как тебя зовут, дружок? Компоша отвечает: “Меня зовут Компоша”. Ты сегодня готов помогать мне? ДА! Ну тогда давай начнём урок.

Мне сегодня пришла зашифрованная цифрограмма, ребята, которую мы должны вместе решить и расшифровать. (На доске вывешивается плакат с устным счётом на сложение и вычитание десятичных дробей, в результате решения которого ребята получают следующий код 523914687.)

5 2 3 9 1 4 6 8 7
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Расшифровать полученный код помогает Компоша. В результате расшифровки получается слово УМНОЖЕНИЕ. Умножение – это ключевое слово темы сегодняшнего урока. На мониторе высвечивается тема урока: “Умножение десятичной дроби на натуральное число”

Ребята, мы знаем, как выполняется умножение натуральных чисел. Сегодня мы с вами рассмотрим умножение десятичных чисел на натуральное число. Умножение десятичной дроби на натуральное число можно рассматривать как сумму слагаемых, каждое из которых равно этой десятичной дроби, а количество слагаемых равно этому натуральному числу. Например: 5,21·3 = 5,21 + 5, 21 + 5,21 = 15,63 Значит, 5,21·3 = 15,63.  Представив 5,21 в виде обыкновенной дроби на натуральное число, получим

И в этом случае получили тот же результат 15,63. Теперь, не обращая внимания на запятую, возьмём вместо числа 5,21 число 521 и перемножим на данное натуральное число. Здесь мы должны помнить, что в одном из множителей запятая перенесена на два разряда вправо. При умножении чисел 5, 21 и3 получим произведение равное 15,63. Теперь в этом примере запятую перенесём влево на два разряда. Таким образом, во сколько раз один из множителей увеличили, во столько раз уменьшили произведение . На основании сходных моментов этих способов, сделаем вывод.

Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо: 1) не обращая внимания на запятую, выполнить умножение натуральных чисел; 2) в полученном произведении отделить запятой справа столько знаков, сколько их в десятичной дроби.

На мониторе высвечиваются следующие примеры, которые мы разбираем вместе с Компошей и ребятами: 5,21·3 = 15,63 и 7,624·15 = 114,34. После показываю умножение на круглое число 12,6·50 = 630. Далее перехожу на умножение десятичной дроби на разрядную единицу. Показываю следующие примеры: 7,423·100 = 742,3 и 5,2·1000 = 5200. Итак, ввожу правило умножения десятичной дроби на разрядную единицу:

Чтобы умножить десятичную дробь на разрядные единицы 10, 100, 1000 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую вправо на столько знаков, сколько нулей в записи разрядной единицы.

Заканчиваю объяснение выражением десятичной дроби в процентах. Ввожу правило:

Чтобы выразить десятичную дробь в процентах, надо её умножить на 100 и приписать знак %.

Привожу пример на компьютере 0,5·100 = 50 или 0,5 = 50%.

4. По окончании объяснения даю ребятам домашнее задание, которое тоже высвечивается на мониторе компьютера: № 1030, № 1034, № 1032.

5. Чтобы ребята немного отдохнули, на закрепление темы делаем вместе с Компошей математическую физкультминутку. Все встают, показываю классу решённые примеры и они должны ответить, правильно или не правильно решён пример. Если пример решён правильно, то они поднимают руки над головой и делают хлопок ладонями. Если же пример решён не верно, ребята вытягивают руки в стороны и разминают пальчики.

6. А теперь вы немного отдохнули, можно и решить задания. Откройте учебник на странице 205, № 1029. в этом задании надо вычислить значение выражений:

Задания появляются на компьютере. По мере их решения, появляется картинка с изображением кораблика, который при полной сборке уплывает.

№ 1031 Вычисли:

Решая это задание на компьютере, постепенно складывается ракета, решив последний пример, ракета улетает. Учитель делает небольшую информацию учащимся: “ Каждый год с казахстанской земли с космодрома Байконур взлетают к звёздам космические корабли. Рядом с Байконуром Казахстан строит свой новый космодром “Байтерек”.

№ 1035. Задача.

Какое расстояние пройдёт легковая машина за 4 часа, если скорость легковой машины 74,8 км/ч.

Данная задача сопровождается звуковым оформлением и вынесением на монитор краткого условия задачи. Если задача решена, верно, то машина начинает двигаться вперёд до финишного флажка.

№ 1033. Запиши десятичные дроби в процентах.

0,2 = 20%; 0,5 = 50%; 0,75 = 75%; 0,92 = 92%; 1,24 =1 24%; 3,5 = 350%; 5,61= 561%.

Решая каждый пример, при появлении ответа появляется буква, в результате чего появляется слово Молодцы.

Учитель спрашивает Компошу, к чему бы появилось это слово? Компоша отвечает: “Молодцы, ребята!” и прощается со всеми.

Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

умножение десятичной дроби на натуральное число

Записи с меткой "умножение десятичной дроби на натуральное число"

I. Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, нужно умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую, и в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их было после запятой в данной дроби.

Примеры. Выполнить умножение: 1) 1,25·7;   2) 0,345·8;   3) 2,391·14.

Решение.

Смотрите видео: « Как умножить десятичную дробь на натуральное число».

II. Чтобы умножить одну десятичную дробь на другую, нужно выполнить умножение , не обращая внимания на запятые, и в полученном результате отделить запятой справа столько цифр, сколько их было после запятых в обоих множителях вместе.

Примеры. Выполнить умножение: 1) 18, 2·0,09;   2) 3,2·0,065;    3) 0,54·12,3.

Решение. 

Смотрите видео: «Умножение десятичных дробей.»

III. Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д. нужно перенести запятую вправо на 1, 2, 3 и т. д. цифр.

Примеры. Выполнить умножение: 1) 3,25·10; 2) 0,637·100; 3) 4,307·1000; 4) 2,04·1000; 5) 0,00031·10000.

Решение.

Смотрите видео: «Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д.»

IV. Чтобы умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д. нужно перенести запятую влево на 1, 2, 3 и т. д. цифр. 

Примеры. Выполнить умножение: 1) 28,3·0,1; 2) 324,7·0,01; 3) 6,85·0,01; 4) 6179,5·0,001;  5) 92,1·0,0001.

Решение.

Смотрите видео: «Умножение десятичных дробей на 0,1; 0,001; 0,0001 и т. д.»

 

www.mathematics-repetition.com

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь

Перемножение двух или нескольких десятичных дробей не сильно отличается от умножения десятичной дроби на натуральное число. Чтобы перемножить две или несколько конечных десятичных дробей, надо: 1) перемножить эти дроби, не обращая внимания на запятые; 2) отделить в результате справа столько цифр, сколько было отделено во всех множителях вместе. Пример 1: Перемножим дроби $$10{,}2$$ и $$0{,}4$$.

Сначала уберем в них запятые и перемножим числа $$102$$ и $$4$$: $$102\cdot4=408$$. Теперь нужно поставить запятую. В каждом множителе было отделено запятой по одной цифре справа. В ответе надо отделить запятой столько цифр, сколько в обоих множителях вместе, то есть две цифры. Получим: $$$10{,}2\cdot 0{,}4=4{,}08$$$ Ответ: $$4{,}08$$

Если в результате получается меньше цифр, чем нужно отделить запятой, то перед числом приписывают один или несколько нулей и отделяют уже с ними.

Пример 2: Выполним умножение $$0{,}02\cdot 8{,}3$$.

Сначала уберем в дробях запятые и перемножим числа $$2$$ (оставшиеся впереди нули мы убираем) и $$83$$: $$2\cdot 83=166$$. В множителе $$0{,}02$$ было отделено запятой два знака, а в множителе $$8{,}3$$ один знак. Значит в ответе надо отделить запятой три цифры справа. Но в нем всего три цифры! В таком случае, мы допишем перед числом $$166$$ ноль и отделим три цифры справа, поставив запятую между $$0$$ и $$1$$: $$$0{,}02\cdot 8{,}3=0{,}166$$$ Ответ: $$0{,}166$$

Пример 3: Перемножим $$0{,}003$$ и $$1{,}02$$.

Сначала найдем произведение без запятых: $$3\cdot 102=306$$. Теперь определим, сколько цифр справа надо отделить запятой. В множителе $$0{,}003$$ после запятой стоит три цифры, а в множителе $$1{,}02$$ — две. Значит, в ответе нам надо отделить запятой пять цифр справа. Для этого придется приписать к числу $$306$$ впереди несколько нулей: $$306=000306$$. И теперь отделим справа пять цифр запятой: $$$0{,}003\cdot 1{,}02=0{,}00306$$$ Ответ: $$0{,}00306$$

Если в произведении чисел получился нуль (или несколько нулей) на конце, то отсчитывать цифры для отделения запятой надо вместе с ними. И лишь после этого их можно отбросить.

Пример 4: Найдем произведение $$3{,}2\cdot 0{,}5$$.

Перемножим эти числа без запятых: $$32\cdot5=160$$. Теперь отделим в ответе две цифры справа запятой: $$$3{,}2\cdot 0{,}5=1{,}60=1{,}6$$$ После отделения в ответе двух цифр запятой, мы отбросили нуль, оказавшийся на конце дробной части.

Ответ: $$1{,}6$$

При умножении десятичных дробей также можно применять умножение "в столбик".

Пример 5: Найдем произведение $$21{,}24\cdot13{,}1$$.

Запишем эти дроби для умножения "в стоблик". Запятые оставим, но не будем обращать на них внимание. Лишь в конце в ответе отделим запятой нужное количество цифр. $$$\begin{array}{r} \times \begin{array}{r} \ 21{,}24\\ 13{,}1\end{array}\\ \hline \begin{array}{r} 2124\\ 6372\ \ \\ 2124\ \ \ \ \\ \end{array}\\ \hline \begin{array}{r} 278{,}244 \end{array} \end{array}$$$

Умножение на $$0{,}1$$, $$0{,}01$$, $$0{,}001$$ и т.д.

Для умножения десятичной дроби на на дробь $$0{,}1$$, $$0{,}01$$, $$0{,}001$$ и подобные, достаточно перенести в ней запятую влево на стольо знаков, сколько цифр было в дробной части множителя. Или, что то же самое, на столько цифр влево, сколько нулей стояло перед единицей в множителе.

Пример 1: Умножим $$12{,}72$$ на $$0{,}01$$.

В дробной части множителя $$0{,}01$$ стоит $$2$$ цифры (или можно было сказать, что перед единицей стоит два нуля). Поэтому в числе $$12{,}72$$ надо передвинуть запятую на две позиции влево: $$$12{,}72\cdot 0{,}01=0{,}1272$$$ Ответ: $$0{,}1272$$

Пример 2: Выполним умножение $$0{,}9\cdot 0{,}001$$.

В дробной части множителя $$0{,}001$$ три цифры, поэтому надо передвинуть в числе $$0{,}9$$ запятую на три позиции влево. Для этого сначала допишем вперед достаточное количество нулей: $$0{,}9=0000{,}9$$. И теперь у нас хватает позиций для передвижения запятой: $$$0{,}9\cdot 0{,}001=0000{,}9\cdot 0{,}001=0{,}0009$$$ Ответ: $$0{,}0009$$

lomonosovclass.com