Возникновение христианства: кратко . Как возникло христианство


Как возникло христианство

Христианство - одна из мировых религий. Оно появилось около 2х тысячелетий назад. Как же возникла эта религия?

В Библии нарисована такая картина возникновения новой религии. В дни царя Ирода в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от «духа святого» и был не человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески - Христос) - божьего помазанника, и поднесли ему дары.

Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собрал вокруг себя из 12 доверенных людей - учеников (в Новом завете они названы апостолами) и, совершая с ними многократный обход городов и деревень Палестины, проповедовал новую веру, принесенную им с небес религию. При этом он творил чудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлял умерших и исцелял больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков полных двенадцать коробов. При этом никто не догадывался, что он Мессия, а его родные сочли даже, что он «вышел из себя», что он ненормален.

В дальнейшем проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявили его ложным Мессией. В конфликт вмешался римский наместник и Иудее Понтий Пилат. Иисус был схвачен, судим и подвергнут распятию - мучительной казни на кресте, что считалось самой позорной, «рабской» формой казни. После казни снова произошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, «отверзлись гробы» и некоторые умершие воскресли и вышли из них. На третий день Иисус воскрес, явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших и, осудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство и «горный Иерусалим» - небесное божье царство.

Нетрудно заметить, что эти легендарные конструкции Библии находятся в полном противоречии с научными представлениями человека о мире и о себе.

Христианство, провозглашенные им вероучения, идеи и этические принципы выросли на почве определенных общественных отношений.

В первые века нашей эры римляне окончили завоевание Средиземноморья. Подчинив себе множество народов и государств, Рим уничтожил их политическую самостоятельность и государственность, самобытность их общественной жизни. Безудержная алчность и жестокость римских наместников, тиски тяжелых государственных налогов, римское судопроизводство, вытиснившее местные правопорядки, - весь гнет государственной машины империи порождал в среде завоеванных народов чувство ненависти к завоевателю и вместе с тем чувство бессилия перед ним. Эти настроения хорошо переданы в одном из раннехристианских произведений - «Апокалипсисе» (Откровение Иоанна), написанном в I веке нашей эры. Автор этого произведения называет рабовладельческий Рим «великой блудницей», развратившей целые народы и страны и разрушившей их жизненные устои. В неистовых пророчествах он предсказывает скорую и позорную гибель «вечного» Рима. «Время близко!» - восклицает он, но надежды свои возлагает на небесные силы.

Другим большим вопросом общественной жизни являлась проблема рабства. Дело было не только в том, что рабский труд обрекал общество на экономический застой, - Римское государство страшилось своих рабов. «Сколько рабов - столько врагов», - утверждала пословица того времени.

Меры устрашения рабов не могли решить проблемы, и в верхних слоях общества робко начинает пробивать себе дорогу идея некоторого смягчения форм рабовладения. Римский философ Сенека (I век нашей эры), богач и царедворец, советовал господам более мягко обращаться со своими подневольными. «Все люди, - говорил он, - одинаковы по существу, все одинаковы по рождению; знатнее тот, кто честен по природе. У всех нас общий родитель - мир. Природа велит нам приносить пользу всем людям - все равно, рабы они или свободные, свободнорожденные или отпущенники». В то же время рабам и тем, кто находится в зависимости, Сенека рекомендует проявлять терпение и спокойно сносить обиды, поскольку сопротивление только ухудшило бы их положение. Эти идеи, по-своему переработанные, выдвинуло и христианство.

Римское общество переживало нравственный и религиозный кризис.

Высшие круги общества с презрением относились к людям труда, не только рабам, но и свободным. Сукновалы, шерстобиты, сапожники, медники - постоянный объект пренебрежения и осмеяния. Греческий писатель Лукиан так изображает удел ремесленника: «Ты будешь недалек умом, будешь держаться простовато, друзья не будут искать твоего общества, враги не будут бояться тебя ... ты станешь жить как заяц, которого все травят, и станешь добычей сильного».

В то же время среди людей труда, не только рабов, но и свободных, складывались свои меры ценностей человека. Из надгробных надписей, басен, поговорок того времени мы узнаем, что такой мерой оказывалось трудолюбие, мастерство, бескорыстие. В одной надписи некая жрица с гордостью говорит, что ее родители вольноотпущенные, которые были бедны, но свободны духом. В другой - об умершем - говорится, что его простодушие, «немудрствование» и доброта открыли его душе возможность местожительствовать с богами. Вольноотпущенник Федр в басне о судебной тяжбе между пчелами и трутнями из-за меда в улье дает понять, что он на стороне тех, кто добыл этот мед своим трудом.

Поговорки и поучения трудовых людей содержат нередко противоположные призывы: призирай господство и не води знакомства с властью, отвечай обидчику тем же, ибо, прощая, ты вдохновляешь господ на новые обиды. В одной поговорке резко осуждается идея сопротивления: «Кроткие живут в безопасности, но зато они рабы». И наряду с этим: «Лекарство против обид - прощение». Здесь сопротивление злу - способ социальной самозащиты.

Многие из этих представлений были восприняты формировавшимся христианством.

Характерной чертой времени было известное охлаждение греко-римского общества к своим старым богам. Многие сомневались в самом их существовании.

Известный римский политический деятель и оратор Цицерон (106 - 43 гг. до нашей эры) в тракте «О природе богов» изобразил трех философов, ведущих спор о том, что «следует думать о религии, благочестии, обрядах, жертвоприношениях» и о самих бессмертных богах». Один из спорящих хотя и признает существование блаженных богов, однако, помещая их где-то в неведомых «междумириях», отрицает их вмешательство в дела людей и, следовательно, реальное значение религии. Другой, наоборот, утверждает, что строение Вселенной исполнено божественного разума, и боги все устроили для блага человека. Третий философ - его точку зрения разделяет сам Цицерон - говорит, что в народе надо поддерживать веру в богов, но для образованных людей вопрос темен. «Много ведь попадается такого и смущает так, что иногда кажется, что совершенно нет таких богов». Этот религиозный скептицизм уживался с самыми темными суевериями. Множество богов, демонов, духов опутывали мышление человека, держа его в страхе и подрывая, по выражению римского поэта Лукреция, «самые устои жизни».

Наряду со скептическим отношением к собственным богам в римском обществе распространяется интерес к восточным культам. В эту наполненную политическими и социальными потрясениями беспокойную эпоху они привлекали своей экзальтацией, исступленными обрядами, таинствами посвящения, создающими иллюзию общения с божеством. Некоторые из них содержали идеи потустороннего воздаяния и возмездия, отражая этим жажду социальной справедливости на Земле.

Таким образом, социальная и политическая неустойчивость эпохи, чувство безысходности толкали массы к религиозным поискам. Наступление тяжелых времен приписывалось злой воле или слабости старых богов. А с захирением демократических учреждений Рима и упадком общественной жизни духовная энергия людей все больше обращалась к сфере религии. «Во всех классах, - пишет Энгельс, - должно было быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали взамен него освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния». Предзнаменования, гадания, оракулы, составление гороскопов, ворожба и заклинания, поиски магических формул заняли огромное место во всех слоях общества. И в этом кипящем котле духовной жизни империи исподволь подготавливалась и новая религия - христианство.

Велико число источников, религиозных, литературных, философских, из которых черпала свои идеи новая религия. Философ Филон Александрийский (21 или 28 год до нашей эры - 41 или 49 год нашей эры) аллегорически толкуя Библию, соединил в своем учении монотеизм (веру в единого бога) иудейской религии с элементами греко-римской философии. Философская школа Филона дала христианству идею богочеловека, посредника между небом и землей. Повлияла на христианство и школа римского философа Сенеки, рассматривающего земную жизнь лишь как преддверие к «новому рождению» в потустороннем мире, и учение гностиков - религиозно-философское направление, считавшее материю греховным началом и искавшее пути спасения души. На вероучение и культ христианства оказали влияние и древнеегипетский культ Осириса и Исиды с его идеями загробного суда и воскрешения, а также культ древнеперсидского божества Митры с его символами и мифом о том, что бог добровольно принес себя в жертву. Христианство восприняло учение иудаизма о едином боге как первопричине всего существующего. Были восприняты и предсказания иудейских пророков о предстоящем приходе Мессии-спасителя и наступлении божьего царства.

В 1947 году неподалеку от Иерусалима, в местности Вади-Кумран, были найдены запрятанные в пещерах древние рукописи, принадлежавшие предхристианской иудейской секте, отколовшейся от официального иудаизма. Ученые считают, что эта секта ессеев, которая упоминается в сочинениях древних авторов. Поверив в близость конца света и страшного суда, ессеи ушли в пустыню, чтобы «праведной» отшельнической жизнью готовиться к этим событиям.

Изучение кумранских свитков выявило удивительно много сходного в религиозных воззрениях этой секты с первохрианскими общинами. Эта идея всеобщей греховности, воздаяния за добро и возмездия за зло после смерти. Другая характерная черта - враждебное отношение к божеству и пренебрежение к собственности. В кумранских свитках содержатся упоминания об «учителе праведности», которого в какой-то мере можно рассматривать как прообраз евангельского Христа.

Христианство возникло в Палестине в первой половине I века нашей эры. Его формирование растянулось на продолжительное время. Глухое упоминание о христианских проповедниках в обрамлении мифов и легенд сохранилось в исторических источниках.

Первоначально христианство было небольшим стихийным движением. Первые христианские общины состояли по преимуществу из рабов, вольноотпущенников, ремесленников, городской бедноты, всех тех, кого, по образному выражению Ф. Энгельса, «выбросил за борт процесс разложения старого мира». Все они осуждали существующие порядки и мечтали о социальном и духовном переустройстве. Все они искали в новой религии утешение. И христианство ими же творимое, все это охотно обещало.

Новая религия утверждала, что страдания в земной жизни принесут человеку спасение и райское блаженство в загробном мире, а в сопротивлении злу видела путь к нравственному совершенствованию. Она обещала всем обездоленным, что «будут последние первыми, и первые последними», что праведные получат свое и низшим сословиям - всем этим, по евангельской фразеологии, «нищим», «простецам», «малым сим» - принадлежит будущее. Богатство, стяжательство рассматривались новой религией как «западня дьявола».

Христианство отбрасывало не только социальные, но и национальные преграды между людьми. «Нет ни эллина, ни иудея ... ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного», - говорится в одном из апостоловских посланий. Христианство получило характер универсальной, общечеловеческой религии.

Однако осуществление этих мечтаний христианство отодвигало в «потусторонний» мир, и само земное существование людей рассматривало лишь как «божье царство».

Со временем христианство меняет свое социальное лицо. Углубление кризиса римского рабовладельческого общества побуждало все большее число людей искать утешения и спасения в новой религии. Во II - III веках в христианские общины хлынули состоятельные люди. Они принесли не только имущество, но и свои социально-политические воззрения. Идеалы бедности, нестяжательства, равенства отодвигаются на задний план.

Христианские общины становятся богатыми, приобретают экономический и политический вес. Руководство ими сосредотачивается в руках немногих должностных лиц - епископов. Создается сложная церковная организация. Ее высшим органов становятся съезды епископов - церковные соборы. Епископы больших областей получают в дальнейшем наименование архиепископов. Архиепископы Рима, Александрии, Антиохии стали называться патриархами, а первые два - папами (от греческого «папас» - отец).

Постепенно вырабатывается сложный культ, чуждый первоначальному христианству. Позднее в молитвенных домах появились иконы - изображения Иисуса Христа, его матери, апостолов. Вводилось пышное богослужение.

Таким образом, к IV веку христианство проникло во все социальные слои римского общества. Мощная организация общественной связи, земельные владения и богатства, накопленные к этому времени, делали христианскую церковь силой, с которой власти не могли не считаться. Тем более что сама церковь теперь стремилась к сближению с государством.

Тенденции эти наметились давно. Уже в посланиях апостолов (I-II века) появляются призывы: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом... как Христу», «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога».

Эта готовность церкви освятить слабеющую императорскую власть и весь строй империи авторитетом христианского бога не могла не быть услышана.

Император Константин в начале IV века, стремясь укрепить единство империи и свою власть, прекратил преследование христиан и дал христианству права легальной религии. А в последнее десятилетие IV века, при императорах Грациане и Феодосии I, христианство получило привилегии единственной государственной религии. Остатки дохристианских языческих культов преследовались. Имущество старых храмов было конфисковано или разграблено, статуи богов низвергнуты, жертвоприношения им запрещены. Знаменитая статуя Виктории - богини победы, символ старого римского духа и государственности, была удалена из сената. В 394 году император Феодосий I специальным декретом упразднил как один из последних оплотов язычества - знаменитые олимпийские празднества - олимпиады. Христианство распространилось по всем районам империи и вышло за ее пределы.

Христианская церковь сделалась опорой и союзником гибнущего рабовладельческого государства.

www.librero.ru

Кто такие христиане? История возникновения христианства

Тема, связанная с возникновением раннего христианства, достаточно интересная и глубокая. Попробуем как можно более кратко разобраться в вопросе, кто такие христиане и когда возникла эта мировая религия. А все началось с евангельских событий, с прихода Господа Иисуса Христа на землю.

Кто такие христиане

Христиане – это те люди, которые уверовали в учение Иисуса и в то, что он долгожданный мессия, пришедший спасти людей. Христианство – это самая распространенная и многочисленная по количеству приверженцев мировая религия, насчитывающая около двух с лишним миллиардов верующих.

Первые христиане появились на земле Палестинской в I веке в среде иудейской как мессианское движение ветхозаветного иудаизма. Во времена римского императора Нерона христианство проповедовалось в провинциях Римской империи. Вероучение это корнями уходит в ветхозаветный иудаизм.

Древние христиане

Иисус Христос был обрезан, посещал синагогу в субботу, соблюдал Тору и религиозные праздники, в общем, воспитывался он как настоящий иудей. Его ученики, ставшие впоследствии апостолами, были евреями. Через три с половиной года после смерти первомученика Стефана и после распятия Иисуса христианство стало распространяться по Святой земле и по всей Римской империи.

Из Евангелия в тексте Деяния апостолов слово «христиане» впервые было обозначено, и трактовалось оно как «люди, сторонники новой веры в Антиохии» (сирийско-эллинистический город I века).

Спустя несколько десятилетий появилось огромное количество последователей веры. Это и были первые христиане из языческих народов, ставшие таковыми, во многом благодаря апостолу Павлу.

Миланский эдикт

Целых три века христиан преследовали и предавали мученической смерти, если они не отрекались от учения Иисуса и отказывались приносить жертву языческим идолам.

Задаваясь вопросом, кто такие христиане, надо сказать, что христианство как государственная религия впервые было утверждено в Великой Армении в 301 году. В 313 году был подписан Миланский эдикт. Это письмо завизировали и римские императоры Константин и Лициний. Сам документ стал важным моментом на пути принятия христианства как официальной религии Империи.

До V века христианство распространялось в основном в пределах Римской империи и потом в сфере культурного влияния на Армению, Эфиопию, восточную Сирию, а во второй половине первого тысячелетия оно пришло к германским и славянским народам. И уже позднее, с XIII по XIV века, – к финским и балтийским народам. В новое и новейшее время вне Европы христианство распространялось, благодаря миссионерской деятельности и колониальной экспансии.

Раскол христианкой церкви

В теме под названием «Кто такие христиане» необходимо отметить и тот факт, что в 1054 году случился раскол: христианская церковь разделилась на православную и католическую. В свою очередь последняя в результате реформационного движения в XVI веке образовала протестантскую ветвь. Православная церковь до сегодняшнего дня сохранила свое относительное единство. Таким образом, появились три крупных христианских течения: православие, католицизм и протестантство.

Римская католическая Церковь стала единым организмом, управляемым из общего центра – Ватикана. А вот православных церквей много, крупнейшая из них – Русская. Среди них существует евхаристическое общение, которое предполагает возможность совместного совершения литургий.

Что касается протестантизма, он стал тем самым пестрым христианским направлением, которое состоит из большого числа независимых деноминаций с разной степенью признания другими направлениями христианства.

Русское православие

К IX веку православные христиане появились и на Руси. Соседство с могущественной Византией повлияло на этот процесс. Первыми проповедниками стали Кирилл и Мефодий, которые занимались просветительской деятельностью.

Также первой приняла крещение Киевская княгиня Ольга (в 954 году), а потом ее внук, князь Владимир, крестил Русь (988 г.).

Само слово «православие» переводится с греческого как «правильное учение», «суждение» или «славление» («прославление»). На Руси самое ранее использование этого слова в письменности было найдено у первого русского митрополита Иллариона (1037 – 1050 гг.) в «Слове о законе и благодати». А вот сам термин «православный» стал употребляться в официальном языке церкви на Руси к концу XIV века и уже активно использовалось в XVI веке.

fb.ru

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

Причины возникновения новой религии — христианства. Рим, завоевав множество народов, установил такой гнет над ними, какого люди не знали прежде. Но особенно тяжело было евреям, которые населяли римскую провинцию — Сирию и Палестину. Частью этой провинции являлось бывшее государство евреев Иудея. Все средства борьбы за освобождение были уже испробованы, но не дали ощутимых результатов. Однако оставалось последнее: надежда на Бога Яхве. Евреи верили, что он не оставит их и освободит от римского угнетения. Иисус Христос и его учение. Евреи полагали, что Иисус Христос послан Богом именно к ним, а не к другим народам, потому что большинство евреев не знали многобожия, а признавали одного Бога Яхве. Еврейская религия, в отличие от религии греков, римлян, египтян и других народов, не имела множества созданных богов. Вот почему в еврейской среде, первоначально в Палестине, а вскоре и по всему Средиземноморью распространились слухи о рождении Иисуса Христа. Вера в Христа, а позже и в его учение, получила название — христианство, а тех, кто поддерживал эту веру, называли христианами.С рождения Иисуса Христа началась новая историческая «эра» — наша эра. Мы и сейчас считаем годы до нашей эры или нашей эры, а в старых книгах встречаем до или после Рождества Христова (P. X.). О том, что Иисус Христос является исторической личностью, свидетельствует «Библия» — священная книга христиан и евреев, а также многочисленные источники, достоверность которых признана современной наукой.Иисус учил, что усовершенствовать себя духовно можно только через крещение. Этот первый шаг поможет облегчить души и сердца и даст возможность понять всю несправедливость земной жизни. Люди тогда смогут не только положительно относиться к своим врагам, но и полюбить их, простить обиды, не будут отвечать злом на зло, смогут презирать богатство. Таким образом, только через веру в Иисуса Христа и духовную любовь к Богу люди смогут избавиться от грехов, всех бед и несчастий.3. Христианские заповеди. Моральному и духовному очищению человека способствуют христианские заповеди — законы, которые были даны Богом евреям через пророка Моисея. Таких заповедей десять, три из них учат, как чтить Бога, все же последующие — как нужно относиться к людям: чтить родителей, не убивать, не красть, быть справедливым, быть верным мужу и жене, не врать, не завидовать.Так христианство, не призывая к борьбе, разрешало все проблемы моральным и духовным очищением человека. В реальной жизни любой открытый протест против тяжелых условий существования жестоко подавлялся.Организация христианской церкви. С самого начала христианство провозгласило равенство всех перед Богом независимо от положения. Христиане были организованы в общины, в которых все верующие владели одинаковыми правами и пользовались общим имуществом. Дух Христа господствовал над всей общиной.Христиане признавали только одного Бога и выступали против жертвоприношений римским языческим богам. За это христиан преследовали: их приговаривали к смертной казни, бросали хищникам, сжигали живыми. Христианство — государственная религия империи. Время шло. Постепенно идеи христианства о спасении человека от всех несчастий, о вечной жизни его души притягивали все большее количество людей. Идеи христианского терпения и смирения, непротивления злу воспринимали не только бедняки, но и люди средних и даже богатых слоев населения.В 325 г. при императоре Константине христианство было признано государственной религией Римской империи. Новая религия должна была способствовать укреплению императорской власти и самой империи.

www.istmira.com

Возникновение христианства: кратко | Kratkoe.com

Где зародилось христианство, одна из господствующих мировых религий, Вы узнаете из этой статьи.

История возникновения христианства кратко

Возникновению христианства способствовали некоторые причины. В период расцвета Римской Империи, она завоевала много разных народов, установив тотальный контроль и гнет над ними. Особенно тяжелое положение было у евреев. Они проживали в Сирии и Палестине, провинциях Рима. Евреи всячески пытались бороться с римским гнетом и установленными правилами, но безрезультатно. Оставалась только вера в Бога Яхве, что он не оставит бедный народ и спасет от угнетения.

Тогда широкой популярности стали набирать учения Иисуса Христа. Евреи верили, что его послал к ним Бог, а не другим народам. Поскольку только еврейская религия, в отличии от верований римлян, египтян, греков и других не предусматривала поклонения большому количеству божеств. Они признавали только одного Яхве и сына, посланного на землю. Вот почему первоначально только в Палестине начали появляться слухи о рождении Христа, которые позже распространились по всему Средиземноморью. Вера в Иисуса Христа и его учение стала называться христианство, а те, кто ее поддерживал – христианами.

С рождением сына Божьего отсчитывается новая эра – наша эра. О том, что Христос был реальной личностью, повествует Библия, священная книга евреев и христиан и некоторые источники, которые прошли проверку на достоверность современной наукой.

Христос учил людей, что духовное усовершенствование происходит только путем крещения. Этот шаг облегчает душу, сердце и дает понимание всей несправедливости жизни на земле. Избавиться от пороков и грехов можно только через любовь к единому Богу и веру в Иисуса Христа. Для того чтобы очиститься духовно и морально, человеку необходимо придерживаться христианских заповедей. Всего их 10. И каждый из нас в той или иной мере знаком с ними.

Христианство во время правления императора Константина было признано в 325 году государственной религией в Римской империи. Поскольку христианство очень быстро набрало обороты и стало едва ли не господствующей религией, то такой шаг Константина должен был способствовать укреплению его власти и власти империи на международной арене.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, когда зародилось христианство. 

kratkoe.com

Христианство

Христианство (от греч. Christos, буквально - помазанник), - одна из трёх мировых религий, возникшая в I в н.э. в Палестине, в центре которой стоит образ богочеловека - Иисуса Христа, искупившего своей мученической смертью на кресте грехи человечества и открывшего последнему путь к воссоединению с Богом. В современное время этот термин применяется для характеристики трёх основных направлений христианства: православия, католицизма и протестантизма. Сейчас, по данным ООН, в мире насчитывается 1,5 миллиарда христиан, по данным ЮНЕСКО 1, 3 миллиарда.

В отличие от других религий христианство было дано человеку Богом. Так вам скажет любой христианин, потому что это положение составляет часть его веры, однако люди несколько далёкие от христианства (ну или просто любопытствующие учёные), проведя сравнительный анализ истории религиозных учений, пришли к выводу, что христианство впитало в себя различные этические и философские идеи других религий, например, таких как иудаизм, митраизм и воззрения древних восточных религий.

Христианство вышло из иудейской среды. Одним из подтверждений могут стать следующие слова Христа: "Не думайте, что Я пришёл нарушать закон или пророков, не нарушить пришёл Я, но исполнить" (Мф. 5, 27) и сам факт того, что Иисус родился в еврейском народе, который в рамках иудаизма и ждал своего Мессию. Впоследствии иудаизм был переосмыслен христианством в сторону углубления нравственного религиозного аспекта, утвердившего основным принципом любовь ко всему сущему.

Иисус Христос - историческая личность. Так считают представители одной из основных школ, занимающихся изучением этого вопроса. Представители другой стоят на версии, что Иисус - личность скорее мифологическая. По мнению последних, современная наука лишена конкретных исторических данных об этом человеке. Евангелия в их глазах лишены исторической точности, так как написаны спустя многие годы после произошедших событий, повторяют другие восточные религии и грешат большим числом противоречий. Собственно исторические источники начала I века и вовсе не отражают в себе ни проповеднической деятельности Христа, ни сведений о творимых им чудесах. Историческая школа в качестве доказательств реального существования Иисуса Христа приводит следующие факты: реальность персонажей, о которых говорится в Новом Завете, ряд исторических источников, содержащих сведения о Христе, самым известных из которых принято считать "Древности" Иосифа Флавия. Стоит отметить, что в последние годы большинство религиоведов, как и непосредственно христиан, стоит на позиции, что Иисус Христос реально существовал.

В христианстве существует 10 основных заповедей, в соответствие с которыми должен жить человек. Записанные на каменных скрижалях, они даны были Богом Моисею на горе Синай.1. Я - Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.2. Не делай себе кумира.3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.4. День седьмой посвящай Господу Богу твоему.5. Почитай отца твоего и мать твою.6. Не убивай.7. Не прелюбодействуй.8. Не кради.9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.10. Не желай ничего, что есть у ближнего твоего.

Большое значение для христианского понимания и руководства в жизни имеет Нагорная проповедь. Нагорную проповедь принято считать - ядром учения Иисуса Христа. В ней Бог-Сын дал народу так называемые заповеди блаженства ("Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное", "Блаженны плачущие, ибо они утешатся", "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" (далее - От Матфея 5:3-16)и раскрыл понимание 10 заповедей. Так заповедь "Не убивай, кто же убьёт, подлежит суду" превращается в "всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" (От Матфея 5:17-37), "Не прелюбодействуй" - в "…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём…" (От Матфея 5:17-37). Именно в Нагорной проповеди прозвучали следующие мысли: "Любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас, благотоворите ненавидящим вас и молитесь за проклинающих вас" (от Матфея 5:38-48; 6:1-8), "Не судите, да не судимы будете…" (от Матфея 7:1-14), "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает" (от Матфея 7:1-14). "Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (от Матфея 7:1-14).

Библия - священная книга христиан. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Последний, в свою очередь, состоит из четырёх Евангелий: от Матфея, Иоанна, Марка и Луки, "Деяний апостолов" и "Откровения Иоанна Богослова" (известного как Апокалипсис).

Основными положения христианского вероучения являются 12 догматов и 7 таинств. Они были приняты на первом и втором вселенских соборах в 325 и 381 годах. 12 догматов христианства принято называть Символом веры. В нём отражено то, во что верит христианин: в единого Бога-Отца, в единого Бога-Сына, в то, что Бог-Сын сошёл с небес для нашего спасения, в то, что Бог-Сын воплотился на земле от Духа Святого и Марии Девы, в то, что Бог-Сын был распят ради нас, воскрес на третий день и вознёсся на небо к Богу-Отцу, во второе пришествие Бога-Сына для суда над живыми и мёртвыми, в Святого Духа, в единую Святую Соборную Апостольскую Церковь, в крещение и, наконец, в воскресении и будущую вечную жизнь.  Семь христианских таинств в настоящее время признаёт как православная, так и католическая церковь. К этим таинствам относятся: крещение (принятие человека в лоно церкви), миропомазание, причащение (приближение к Богу), покаяние (или исповедь), брак, священство и елеосвящение (для избавления от болезни).

Символом христианской веры является крест. Крест в христианстве принят в память о мученической смерти Иисуса Христа. Крест украшает христианские храмы, одежды священнослужителей, церковную литературу и применяется при совершении христианских обрядов. Кроме того, крест (преимущественно освящённый) носят на теле верующие.

Важное место в христианстве отводится почитанию Богородицы. Ей посвящены четыре из основных христианских праздников: Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Благовещение Богородицы и Успение Богородицы, в честь неё воздвигнуто много храмов и написано икон.

Священнослужители в христианстве появились не сразу. Только после окончательного разрыва с иудаизмом и постепенным изменением социального слоя раннехристианского общества, в христианской среде появляется клир, который взял в свои руки всю полноту власти.

Христианские таинства и обряды были сформированы не сразу. Таинство крещения определилось только в конце V века, вслед за ним сформировалось и таинство причащения (евхаристии). Далее на протяжении нескольких веков в христианской обрядности постепенно стали появляться миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, исповедь и священство.

Долгое время изображения святых в христианстве были запрещены. Как были запрещены и любые предметы почитания, в поклонении которым ряд христиан видел идолопоклонство. Спор об иконах пришёл к логическому завершению лишь в 787 году на седьмом (Никейском) вселенском соборе, который разрешил изображать священные лица и связанные с ними события, а также поклонение им.

Христианская церковь - особая божественно-человеческая организация. Но ни в коей мере не историческая. Христианская церковь представляет собой мистическое образование, в которое наравне с Богом входят как ныне живущие, так и уже умершие люди, а, проще говоря, души, которые по христианству, бессмертны. При этом современные богословы, конечно же, не отрицают социальную составляющую христианской церкви, однако, для них она не является главным моментом для определения её сущности.

Распространение христианства в Риме было связано с кризисом античного общества. Этот социально-исторический фактор, ставший причиной возникновения в обществе чувства неуверенности в античной системе мироустройства и, как следствие, критики античных порядков, оказал непосредственное влияние на распространение христианства в пределах Римской империи. Разобщение между разными прослойками римского общества, представляющего из себя антагонистические пары, например, такие как свободные люди и рабы, римские граждане и подданные провинций также усилило общую неустойчивость в социуме и помогло продвижению христианства, утверждавшего среди нуждающихся людей идею всеобщего равенства и спасения в ином мире.

В Римской империи на христиан всегда были гонения. С самого начала возникновения христианства и вплоть до IV века так и было, затем императорская власть, почувствовав ослабление контроля над страной, стала искать религию, которая объединила бы все народы империи, и в итоге остановилась на христианстве. В 324 году римский император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи.

Внутри христианства никогда не было единства. Представители христианского вероучения постоянно вели дискуссии на христологические темы, которые затрагивали три главных догмата: о триединстве бога, воплощении и искуплении. Так первый Никейский собор, осудив арианское учение, полагающее, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу, установил единое христианское понимание этого догмата, по которому Бог стал определяться как единство трёх ипостасей, каждая из которых при этом является и самостоятельной личностью. Третий вселенский собор, получивший название Ефесского, в 431 году осудил нестерианскую ересь, отвергавшую представления о рождении Иисуса Христа от Богородицы (несториане считали, что от Девы Марии родился человек, а потом уже в него вселилось божество). Обоснованию догмата искупления и боговоплощения был посвящён четвёртый (Халкидонский) вселенский собор (451), утвердивший равное присутствие в личности Христа как человеческого, так и божественного, соединённого неслиянно и неразлучно. Вопрос об изображении Иисуса Христа решился и того позднее - в VI столетии на пятом (Константинопольском) вселенском соборе (553), где было принято правило изображать Сына Божьего в виде человека, а не агнца.

Внутри христианства было несколько крупных расколов. К расхождению в религиозных взглядах, как правило, приводили различия в социальной и религиозной жизни разных христианских общин. Так в V веке в Византии возникло учение монофизитов, которое не хотели признавать Христа одновременно и человеком, и Богом. Несмотря на осуждение этого учения одним из вселенских соборов (415 г.) оно распространилось в некоторых византийских провинциях, таких как Египет, Сирия и Армения. Одним из самых крупных считается раскол XI века, который произошёл при разделении Римской империи на Западную и Восточную. В первой, в связи с падением власти императора, сильно вырос авторитет римского епископа (папы), во второй - где императорская власть была сохранена, патриархи церквей были лишены подхода к власти. Таким образом, исторические условия легли в основу разделения когда-то единой христианской церкви. Кроме того, между двумя церквями начали определённые догматические и даже организационные разногласия, которые и привели к окончательному разрыву в 1054 году. Христианство разделилось на две ветви: католицизм (Западная церковь) и Православие (Восточная церковь). Последний раскол христианства произошёл внутри католической церкви в период Реформации. Сформировавшееся в XVI веке в Европе антикатолическое движение привело к отделению от католицизма нескольких европейских церквей и созданию нового направления в христианстве - протестантизма.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.

www.molomo.ru

Как возникло христианство » Детская энциклопедия (первое издание)

В начале II в. н. э. наместник римской провинции Вифинии разбирал в суде дело жителей города Никомедии, состоявших членами тайной общины христиан. Исповедуя веру в нового бога — Христа, они отказывались поклоняться старым римским богам, почитать изображения императоров. Наместник запретил членам общины устраивать свои собрания.

Но вера в нового бога, будто бы «пострадавшего за людей», продолжала быстро распространяться среди населения необъятной Римской империи и постепенно заменила другие, более древние верования.

Как же возникла эта религия? Почему большинство населения империи отказалось от старых божеств и перешло в христианство?

Около полутора тысяч лет христианское духовенство распространяет фантастическую историю (миф) о «боге-человеке». Иисусе Христе и его учениках — «апостолах», которые будто бы и были основателями христианства. Миллионы людей в разных странах мира еще и в наше время верят в миф о Христе, хотя ученые уже давно убедительно доказали, что никакого бога вообще не существует. Духовенство так описывает историю возникновения христианской религии.

На 30-м году правления императора Августа на далекой окраине Римской империи, в Палестине, у простой иудейской женщины Марии родился сын — Иисус. Это был сын самого иудейского бога Яхве, «спаситель», «Христос». Когда Иисус стал взрослым, он ушел из дому, чтобы проповедовать свое учение. В странствиях Христа сопровождали 12 учеников. Три года странствовал Иисус по Палестине. Когда же он пришел в Иерусалим, жрецы храма, алчность которых Иисус порицал, задумали расправиться с проповедником новой веры. Они подкупили одного из учеников — Иуду, и тот предал учителя за 30 серебряных монет. Совет иерусалимских жрецов — синедрион — приговорил Иисуса к смертной казни. Римский наместник (прокуратор) в Иудее Понтий Пилат утвердил приговор. Вместе с двумя разбойниками Иисус был распят на кресте на холме Голгофа около Иерусалима. Но на третий день после смерти Иисус чудесно воскрес и стал являться ученикам. На сороковой день он «вознесся» на небо, пообещав им вернуться на землю для того, чтобы воскресить мертвых и устроить суд над всеми людьми. По указанию Иисуса его ученики стали апостолами — проповедниками новой религии — и разошлись по разным странам, распространяя веру в бога-«спасителя».

Двое из них, Петр и Павел, будто бы основали христианскую общину в Риме.

Дохристианские богоматери с младенцами. Слева — древнеегипетская богиня Исида с сыном богом Гором; посредине — греческая богиня Деметра с младенцем; справа — одно из древнейших изображений богородицы с Христом-младенцем.

Христианские проповедники говорили, что уверовавшие в Иисуса и следующие его учению попадут после смерти в небесную страну — «рай», где они будут вечно блаженствовать. Враги же христиан и люди, не верующие в Иисуса, будут отданы злым духам—дьяволам, которые бросят их в огненное море — «ад» — на вечные страдания.

Рассказом о «втором пришествии» Иисуса и «конце мира», за которыми последует «страшный суд» над живыми и воскресшими людьми, христианское духовенство запугивало темных и легковерных людей. И в наше время есть еще такие люди, которые верят этой странной сказке.

Что же говорит наука о возникновении христианства, о личности его основателя — Христа и апостолов?

Историю христианства в Западной Европе начали по-настоящему изучать только со второй половины XVIII в. Выдающийся французский мыслитель Вольтер и некоторые другие прогрессивные ученые отметили многие противоречия и несообразности в учении христианского духовенства. В начале XIX в. прогрессивные историки, изучив древнюю христианскую литературу, на основании ее доказали, что Иисус и апостолы никогда не существовали. Мнения этих историков обобщил и развил Ф. Энгельс в своих замечательных работах об истории христианства.

Ученые глубоко исследовали произведения древней христианской литературы: «евангелия» — рассказы о жизни Христа; «Послания (письма. — Ред.) апостолов»; «Апокалипсис» — фантастический рассказ о «конце мира» и «страшном суде»; составленные в средние века «жития святых» и другие. Они установили, что легенды о жизни, проповедях, страданиях, смерти и воскресении Xриста заимствованы из различных мифов и сказаний, существовавших в странах Восточного Средиземноморья у разных народов задолго до возникновения христианства. В рассказах о Христе чувствуется влияние и египетских мифов о добром боге Осирисе, убитом врагом и чудесно воскресшем, и греческих — о Дионисе, и малоазиатских — об Аттисе.

Не новым был и миф о «божественном» происхождении Христа. В Греции такими же «божьими» сыновьями считались Геракл и Тезей, а в Риме — основатель города Ромул. Египетские жрецы объявили божьим сыном Александра Македонского. Римские жрецы объявляли богами Юлия Цезаря, Августа и других римских императоров. Оказали влияние на мифы о Христе и местные, палестинские сказания.

С VII в. до н. э. ряд столетий Иудея была под властью завоевателей — ассирийцев, халдеев, персов, македонян. Не раз угнетенные поднимали восстания против своих поработителей. Во II в. среди иудейской бедноты появились поверья о «божьем» посланце, вожде-освободителе — «мессии», который должен победить жестоких врагов и «спасти» иудейский народ.

Иноземные и местные рабовладельцы, среди которых первое место занимали жрецы иерусалимского храма бога Яхве, подавляли все народные восстания. Установление римского господства сделало жизнь трудового населения на Востоке еще тяжелей. Росла ненависть народа к господствующей верхушке. Среди иудейской бедноты стали появляться люди, обвинявшие иерусалимских жрецов в алчности и жестокости. Недовольные, называвшиеся «ессенами», создали независимые от жрецов общины. Ессены селились в пустынных местностях, сообща вели хозяйство, имели своих наставников и «священные» книги. В 1947 г. в развалинах одного из ессенских селений близ Мертвого моря и в близлежащих скалистых пещерах археологи нашли много древних пергаментов. Среди этих ессенских рукописей оказался рассказ о каком-то легендарном «учителе справедливости», который был казнен злым жрецом. По-видимому, и это предание также стало составной частью мифа о Христе.

Христианские проповедники говорили, что все люди, к какому бы народу они ни принадлежали, богатые или бедные, свободные или рабы, — «братья во Христе» и равноправные члены христианской общины. Эта часть христианского учения также заимствована. Мысли о равенстве всех людей высказывали и древние ученые — Филон и Сенека. Их учение было воспринято проповедниками новой веры, выдавалось за учение Христа и апостолов. Провозглашение равенства перед богом и свободных, и рабов делало христианство очень популярным среди угнетенных в огромной Римской империи.

В христианском учении было и кое-что новое по сравнению с прежними религиями. Христиане не признавали жертвоприношений, а также и обрядов (в тот ранний период).

Бог скотоводства в древней Греции — слева и Иисус Христос как чдобрый пастырь» — справа.

В I в. в Иудее произошло несколько восстаний против римского господства. В 70 г. римские войска взяли Иерусалим и сожгли храм бога Яхве. По мнению Ф. Энгельса и других ученых, именно к этому времени и следует относить создание «Апокалипсиса», автор которого, мечтая о гибели Рима, изображал ненавистный город в виде разрушенного Вавилона. Римляне подавили восстание в Иудее. Ожидавшийся вождь-освободитель — «мессия» — не пришел. Многие из жителей Иудеи спаслись бегством в Египет и Малую Азию. А некоторое время спустя в городах западного побережья Малой Азии и в Египте возникли поверья о том, что «мессия» — Христос — уже приходил, но не в виде вождя восстания, а как скромный проповедник. Злые знатные люди не признали его и казнили, распяв на кресте. Позднее появились «Послания апостолов», написанные будто бы учениками Христа. Авторы посланий не говорили подробно о жизни Христа, а только излагали приписываемое ему учение. Лишь во II в. стали появляться рассказы о жизни и деятельности вымышленного, основателя религии. Постепенно они дополнялись подробностями о его матери и чудесном рождении, об апостолах, странствиях по Иудее, сотворенных им чудесах, о его смерти и воскресении из мертвых. Возникли мифы о том, что Иисус — бог и сын бога.

В начале II в. н. э. христианские общины, состоявшие из рабов, вольноотпущенников, свободной бедноты, еще не имели ни какой-либо организации, ни начальников и старейшин. От общины к общине переходили странствующие проповедники. В члены общины принимались все желающие, мужчины и женщины, свободные и рабы. Потеряв надежду на освобождение от гнета, бедняки, входившие в общины, искали утешения в рассказах о «пострадавшем» боге Иисусе, о «вечной» жизни после смерти, о божьем суде над всеми притеснителями и угнетателями.

Недаром Карл Маркс сказал, что «религия — опиум для народа». Как курильщики опиума ищут забвение в сновидениях, так и верующие утешаются религиозными сказками.

На собраниях общин верующие слушали речи пришедших издалека проповедников, мифические рассказы о Христе и пели сложенные в честь его гимны. В конце моления иногда раздавались хлеб и вино, разбавленное водой. Римские правители опасались народных волнений и запрещали всякие собрания. Поэтому христиане собирались тайно на утренней заре или поздно вечером, зачастую вне городов.

В Риме христиане устраивали собрания в «катакомбах» — пещерах, служивших кладбищами для бедняков.

Эти подземелья частично сохранились до наших дней. Потолки и стены катакомб покрыты древнехристианскими надписями и рисунками.

Во второй половине II в. н. э., когда в пределы Римской империи стали вторгаться варвары, а города и селения опустошались страшными эпидемиями чумы, когда начались волнения и восстания бедноты и рабов, многие богатые торговцы, ремесленники, воины и даже богатые рабовладельцы из опасения потерять имущество и жизнь стали искать защиты у «доброго» бога Христа и вступали в христианские общины. Кроме того, многие из богатых рабовладельцев поняли, что христианская проповедь терпения поможет им лучше удерживать своих рабов в повиновении, а свободную бедноту — от восстания против римских порядков.

Постепенно состав и характер христианских общин изменялись. Некоторые состоятельные христиане, умирая, оставляли общинам имущество. Общины стали владеть домами, землями и т. д. Управлять делами общины стали постоянные старейшины—епископы (смотрители). Молитвенными собраниями руководили «пресвитеры». Епископы и пресвитеры, выбиравшиеся из грамотных и состоятельных торговцев и ремесленников, защищали интересы богатых членов христианских общин. В проповедях они начали призывать беднейших членов общин и особенно рабов к повиновению своим господам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям. Существующие власти от бога установлены. Начальник есть слуга бога, тебе на добро». «Если кто тебя ударит в одну щеку — подставь другую».

Так в интересах богатых возникла лицемерная христианская проповедь о покорности и смирении, а тексты в древних христианских книгах, в которых порицались знатные и богатые, стали толковаться как неправильные, как искажение учения Христа. Постепенно к III в. христианство из веры угнетенных и униженных стало превращаться в религию, которая оправдывала господство богатых и знатных рабовладельцев и от имени бога призывала низшие слои общества терпеть и беспрекословно повиноваться правителям Римской империи и господам.

В III в. христианские молитвенные дома начали украшаться фантастическими изображениями Иисуса Христа, его матери, апостолов, которые повторяли с некоторыми изменениями изображения божеств других, более древних религий. Изображения украшали цветами, ставили перед ними зажженные светильники (по-гречески — лампады) и свечи.

В середине III в., во время жестокого кризиса в Римской империи, императоры, опасаясь народных волнений, попытались уничтожить христианские общины, вокруг которых могли объединиться все недовольные существующими порядками. Особенно жестоко преследовались христианские общины во время правления императора Диоклетиана. У общин отбирали религиозные книги и имущество, пытали и казнили священнослужителей, многих христиан заключали в тюрьмы. Но христианская вера уже стала настолько популярной в народе, что преследования не принесли успеха.

К началу IV в. н. э. даже среди римских воинов и богатых рабовладельцев было много христиан. Поэтому один из преемников Диоклетиана — Константин — резко изменил политику по отношению к христианству. В 313 г. в Медиолане (Милане) Константин и его соправитель объявили полную свободу для всех религий в Римской империи. Вместе с этим было прекращено преследование христианских общин и они получили обратно отнятое у них имущество. Позднее Константин освободил христианских епископов от налогов и повинностей. Многие из епископов стали его приближенными.

Константин вмешивался в споры между христианскими епископами и другими руководителями христианских общин. В 325 г. в городе Никее (Малая Азия) по указанию императора был собран съезд («собор») всех христианских епископов Римской империи. На этом собрании были разрешены споры о вере, установлен календарь христианских праздников и уточнено общее управление христианскими общинами. Теперь во главе мелких общин встали пресвитеры, подчинявшиеся епископам. Во главе больших областей стояли старшие епископы (по-гречески —архиепископы).

Архиепископы Рима, Александрии, Антиохии получили звание патриархов, т. е. «старших отцов», а первые два стали к тому же называться «папами».

Позднее христианское духовенство еще более укрепило свое положение в Римской империи. В конце IV в. н. э. под влиянием епископов император Феодосий I запретил почитание всех других божеств в Римской империи и объявил христианство государственной религией. Древние храмы были закрыты, статуи древнеримских богов разбиты на части и зарыты в землю, Олимпийские игры запрещены. Спустя несколько лет в Александрии толпа христианских изуверов убила ученую Ипатию и разгромила большую часть Александрийской библиотеки.

Из Римской империи христианство распространилось в Армению, Иверию (Грузию), далекую Эфиопию, проникло к германским племенам, населявшим Центральную Европу. К этому времени христианство окончательно превратилось из религии угнетенных в религию господствующего класса, помогающую эксплуататорам поддерживать свою власть над трудящимися. Призывая угнетенных к повиновению, христианские церковники — выходцы из богатых и знатных семей — поддерживали общественное неравенство. Лицемерно превознося бедность, они сами накапливали огромные богатства за счет трудящихся. Обещая бедноте райское блаженство на небе, сами церковники жили в роскоши и праздности.

В средние века христианская религия верно служила феодалам, помогая держать в повиновении крепостных крестьян. И в наши дни в капиталистических странах огромная армия христианского духовенства верно служит буржуазии, старается отвлечь трудящихся от борьбы за лучшую жизнь.

Религиозные пережитки живучи в сознании отдельных людей и в нашей стране. С ними тесно связаны невежество и суеверия, они мешают людям быть активными строителями коммунизма.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Начало империи

.

de-ussr.ru

Как возникло христианство | Авторская платформа Pandia.ru

В начале II в. н. э. наместник римской провинции Вифинии разбирал в суде дело жителей города Никомедии, состоявших членами тайной общины христиан. Исповедуя веру в нового бога — Христа, они отказывались поклоняться старым римским богам, почитать изображения императоров. Наместник запретил членам общины устраивать свои собрания.

Но вера в нового бога, будто бы пострадавшего за людей, продолжала быстро распространяться среди населения необъятной Римской империи и постепенно заменила другие, более древние верования.

Как же возникла эта религия? Почему большинство населения империи отказалось от старых божеств и перешло в христианство? I Около полутора тысяч лет христианское духовенство распространяет фантастическую историю (миф) о «боге-человеке» Иисусе Христе и его учениках — «апостолах», которые будто бы и были основателями христианства. Миллионы людей в разных странах мира еще и в наше время верят в миф о Христе, хотя ученые уже давно убедительно доказали, что никакого бога вообще не существует. Духовенство так описывает историю 5 возникновения – христианской религии.

На 30-м году правления императора Августа на далекой окраине Римской империи, в Палестине, у простой иудейской женщины Марии родился сын — Иисус. Это был сын самого иудейского бога Яхве, «спаситель», «Христос». Когда Иисус стал взрослым, он ушел из дому, чтобы проповедовать свое учение. В странствиях Христа сопровождали 12 учеников. Три года странствовал Иисус по Палестине. Когда же он пришел в Иерусалим, жрецы храма, алчность которых Иисус порицал, задумали расправиться с проповедником новой веры. Они подкупили одного из учеников — Иуду, и тот предал учителя за 30 серебряных монет. Совет иерусалимских жрецов — синедрион — приговорил Иисуса к смертной казни. Римский наместник (прокуратор) в Иудее Понтий Пилат утвердил приговор. Вместе с двумя разбойниками Иисус был распят на кресте на холме Голгофа около Иерусалима. Но на третий день после смерти Иисус чудесно воскрес и стал являться ученикам. На сороковой день он «вознесся» на небо, пообещав им вернуться на землю для того, чтобы воскресить мертвых и устроить суд над всеми людьми. По указанию Иисуса его ученики стали апостолами — проповедниками новой религии — и разошлись по разным странам, распространяя веру в бога-спасителя».

Двое из них, Петр и Павел, будто бы основали христианскую общину в Риме.

Христианские проповедники говорили, что уверовавшие в Иисуса и следующие его учению попадут после смерти в небесную страну — «рай», где они будут вечно блаженствовать. Враги же христиан и люди, не верующие в Иисуса, будут отданы злым духам—дьяволам, которые бросят их в огненное море—«ад» — на вечные страдания.

Рассказом о «втором пришествии» Иисуса и «конце мира», за которыми последует «страшный суд» над живыми и воскресшими людьми, христианское духовенство запугивало темных и легковерных людей. И в наше время есть еще такие люди, которые верят этой страшной сказке.

Что же говорит наука о возникновении христианства, о личности его основателя — Христа и апостолов?

Историю христианства в Западной Европе начали по-настоящему изучать только со второй половины XVIII в. Выдающийся французский мыслитель Вольтер и некоторые другие прогрессивные ученые отметили многие противоречия и несообразности в учении христианского духовенства. В начале XIX в. прогрессивные историки, изучив древнюю христианскую литературу, на основании ее доказали, что Иисус и апостолы никогда не существовали. Мнения этих историков обобщил и развил Ф. Энгельс в своих замечательных работах об истории христианства.

Ученые глубоко исследовали произведения древней христианской литературы: «евангелия»— рассказы о жизни Христа; «Послания (письма. — Ред.) апостолов»; «Апокалипсис» — фантастический рассказ о «конце мира» и «страшном суде»; составленные в средние века «жития святых» и другие. Они установили, что легенды о жизни, проповедях, страданиях, смерти и воскресении Христа заимствованы из различных мифов и сказаний, существовавших в странах Восточного Средиземноморья у разных народов задолго до возникновения христианства. В рассказах о Христе чувствуется влияние и египетских мифов о добром боге Осирисе, убитом врагом и чудесно воскресшем (см. стр. 92), и греческих — о Дионисе, и малоазиатских — об Аттисе.

Не новым был и миф о «божественном» происхождении Христа. В Греции такими же «божьими» сыновьями считались Геракл и Тезей, а в Риме — основатель города Ролпм. Египетские жрецы (тоъявили божьим сыном

Александра Македонского. Римские жрецы объявляли богами Юлия Цезаря, Августа и других римских императоров. Оказали влияние на мифы о Христе и местные, палестинские сказания.

С VII в. до н. э. ряд столетий Иудея была под властью завоевателей — ассирийцев, халдеев, персов, македонян. Не раз угнетенные поднимали восстания против своих поработителей. Во II в. среди иудейской бедноты появились поверья о «божьем» посланце, вожде – освободителе — «мессии», который должен победить жестоких врагов и «спасти» иудейский народ.

Иноземные и местные рабовладельцы, среди которых первое место занимали жрецы иерусалимского храма бога Яхве, подавляли все народные восстанпя. Установление римского господства сделало жизнь трудового населения на Востоке еще тяжелей. Росла ненависть народа к господствующей верхушке. Среди иудейской бедноты стали появляться люди, обвинявшие иерусалимских жрецов в алчности и жестокости. Недовольные, называвшиеся «ессенами», создали независимые от жрецов общины. Ессены селились в пустынных местностях, сообща вели хозяйство, имели своих наставников и «священные» книги. В 1947 г. в развалинах одного из ессенских селений близ Мертвого моря и в близлежащих скалистых пещерах археологи нашли много древних пергаментов. Среди этих ессенских рукописей оказался рассказ о каком-то легендарном «учителе справедливости», который был казнен злым жрецом. По-видимому, и это предание также стало составной частью мифа о Христе.

Христианские проповедники говорили, что все люди, к какому бы народу они ни принадлежали, богатые или бедные, свободные или рабы,—«братья во Христе» и равноправные члены христианской общины. Эта часть христианского учения также заимствована. Мысли о равенстве всех людей высказывали и древние ученые— Филон и Сенека. Их учение было воспринято проповедниками новой веры, выдавалось за учение Христа и апостолов. Провозглашение равенства перед богом и свободных, и рабов делало христианство очень популярным среди угнетенных в огромной Римской империи.

В христианском учении было и кое-что новое по сравнению с прежними религиями. Христиане не признавали жертвоприношений, а также и обрядов (в тот ранний период).

В I в. в Иудее произошло несколько восстаний против римского господства. В 70 г. римские войска взяли Иерусалим и сожгли храм бога Яхве. По мнению Ф. Энгельса и других ученых, именно к этому времени и следует относить создание «Апокалипсиса», автор которого, мечтая о гибели Рима, изображал ненавистный город в виде разрушенного Вавилона. Римляне подавили восстание в Иудее. Ожидавшийся вождь-освободитель—«мессия»— не пришел. Многие из жителей Иудеи спаслись бегством в Египет и Малую Азию. А некоторое время спустя в городах западного побережья Малой Азии и в Египте возникли поверья о том, что «мессия»—Христос – уже приходил, но не в виде вождя восстания, а как скромный проповедник. Злые знатные люди не признали его и казнили, распяв на кресте. Позднее появились «Послания апостолов», написанные будто бы учениками Христа. Авторы посланий не говорили подробно о жизни Христа, а только излагали приписываемое ему учение. Лишь во II в. стали появляться рассказы о жизни и деятельности вымышленного основателя религии. Постепенно они дополнялись подробностями о его матери и чудесном рождении, об апостолах, странствиях по Иудее, сотворенных им чудесах, о его смерти и воскресении из мертвых. Возникли мифы о том, что Иисус — бог и сын бога.

В начале II в. н. э. христианские общины, Состоявшие из рабов, вольноотпущенников, свободной бедноты, еще не имели ни какой-либо организации, ни начальников и старейшин. От общины к общине переходили странствующие проповедники. В члены общины принимались I все желающие, мужчины и женщины, свободные и рабы. Потеряв надежду на освобождение от гнета, бедняки, входившие в общины, искали утешения в рассказах о «пострадавшем» боге Иисусе, о «вечной» жизни после смерти, о божьем суде над всеми притеснителями и угнетателями.

Недаром Карл Маркс сказал, что «религия—опиум для народа». Как курильщики опиума ищут забвение в сновидениях, так и верующие утешаются религиозными сказками.

На собраниях общин верующие слушали речи пришедших издалека проповедников, мифические рассказы о Христе и пели сложенные в честь его гимны. В конце моления иногда раздавались хлеб и вино, разбавленное водой. Римские правители опасались народных волнений и запрещали всякие собрания. Поэтому христиане собирались тайно на утренней заре или поздно вечером, зачастую вне городов.

В Риме христиане устраивали собрания в «катакомбах» — пещерах, служивших кладбищами для бедняков.

Эти подземелья частично сохранились до наших дней. Потолки и стены катакомб покрыты древнехристианскими надписями и рисунками.

Во второй половине II в. н. э., когда в пределы Римской империи стали вторгаться варвары, а города и селения опустошались страшными эпидемиями чумы, когда начались волнения и восстания бедноты и рабов, многие богатые торговцы, ремесленники, воины и даже богатые рабовладельцы из опасения потерять имущество и жизнь стали искать защиты у «доброго» бога Христа и вступали в христианские общины. Кроме того, многие из богатых рабовладельцев поняли, что христианская проповедь терпения поможет им лучше удерживать своих рабов в повиновении, а свободную бедноту — от восстания против римских порядков.

Постепенно состав и характер христианских общин изменялись. Некоторые состоятельные христиане, умирая, оставляли общинам имущество. Общины стали владеть домами, землями и т. д. Управлять делами общины стали постоянные старейшины — епископы (смотрители). Молитвенными собраниями руководили «пресвитеры». Епископы и пресвитеры, выбиравшиеся из грамотных и состоятельных торговцев и ремесленников, защищали интересы богатых членов христианских общин. В проповедях они начали призывать беднейших членов общин и особенно рабов к повиновению своим господам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям. Существующие власти от бога установлены. Начальник есть слуга бога, тебе на добро». «Если кто тебя ударит в одну щеку — подставь другую».

Так в интересах богатых возникла лицемерная христианская проповедь о покорности и смирении, а тексты в древних христианских книгах, в которых порицались знатные и богатые, стали толковаться как неправильные, как искажение учения Христа. Постепенно к III в. христианство из веры угнетенных и униженных стало превращаться в религию, которая оправдывала господство богатых и знатных рабовладельцев и от имени бога призывала низшие слои общества терпеть и беспрекословно повиноваться правителям Римской империи и господам.

В III в. христианские молитвенные дома начали украшаться фантастическими изображениями Иисуса Христа, его матери, апостолов, которые повторяли с некоторыми изменениями изображения божеств других, более древних религий. Изображения украшали цветами, ставили перед ними зажженные светильники (по-гречески — лампады) и свечи.

В середине III в., во время жестокого кризиса в Римской империи (см. стр. 119), императоры, опасаясь народных волнений, попытались уничтожить христианские общины, вокруг которых могли объединиться все недовольные существующими порядками. Особенно жестоко преследовались христианские общины во время правления императора Диоклетиана. У общин отбирали религиозные книги и имущество, пытали и казнили священнослужителей, многих христиан заключали в тюрьмы. Но христианская вера уже стала настолько популярной в народе, что преследования не принесли успеха.

К началу IV в. н. э. даже среди римских воинов и богатых рабовладельцев было много христиан. Поэтому один из преемников Диоклетиана — Константин — резко изменил политику по отношению к христианству. В 313 г. в Медиолане (Милане) Константин и его соправитель объявили полную свободу для всех религий в Римской империи. Вместе с этим было прекращено преследование христианских общин и они получили обратно отнятое у них имущество. Позднее Константин освободил христианских епископов от налогов и повинностей. Многие из епископов стали его приближенными.

Константин вмешивался в споры между христианскими епископами и другими руководителями христианских общин. В 325 г. в городе Никее (Малая Азия) по указанию императора был собран съезд («собор») всех христианских епископов Римской империи. На этом собрании были разрешены споры о вере, установлен календарь христианских праздников и уточнено общее управление христианскими общинами. Теперь во главе мелких общин встали пресвитеры, подчинявшиеся епископам. Во главе больших областей стояли старшие епископы (по-гречески — архиепископы).

Архиепископы Рима, Александрии, Антиохни получили звание патриархов, т. е. «старших отцов», а первые два стали к тому же называться «папами».

Позднее христианское духовенство еще более укрепило свое положение в Римской империи. В конце IV в. н. э. под влиянием епископов император Феодосии I запретил почитание всех других божеств в Римской империи и объявил христианство государственной религией. Древние храмы были закрыты, статуи древнеримских богов разбиты на части и зарыты в землю, Олимпийские игры запрещены. Спустя несколько лет в Александрии толпа христианских изуверов убила ученую Ипатию и разгромила большую часть Александрийской библиотеки.

Из Римской империи христианство распространилось в Армению, Иверию (Грузию), далекую Эфиопию, проникло к германским племенам, населявшим Центральную Европу. К этому времени христианство окончательно превратилось из религии угнетенных в религию господствующего класса, помогающую эксплуататорам поддерживать свою власть над трудящимися. Призывая угнетенных к повиновению, христианские церковники — выходцы из богатых и знатных семей — поддерживали общественное неравенство. Лицемерно превознося бедность, они сами накапливали огромные богатства за счет трудящихся. Обещая бедноте райское блаженство на небе, сами церковники жили в роскоши и праздности.

В средние века христианская религия верно служила феодалам, помогая держать в повиновении крепостных крестьян. И в наши дни в капиталистических странах огромная армия христианского духовенства верно служит буржуазии, старается отвлечь трудящихся от борьбы за лучшую жизнь.

Религиозные пережитки живучи в сознании отдельных людей и в нашей стране. С ними тесно связаны невежество и суеверия, они мешают людям быть активными строителями коммунизма.

Падение «Вечного города»

К началу II в. н. э. Римская империя достигла наивысшего могущества. Владения императоров простирались от Британии и Испании на западе до Армении и Северной Месопотамии на востоке, от Рейна и Дуная на севере до Сахары и берегов Красного моря на юге.

Но римским рабовладельцам этого было мало. Император Траян (98—117 гг. н. э.) возобновил захватнические войны. Римские легионы перешли на северный берег Дуная и захватили царство даков (современная Румыния). Позднее Траян пытался покорить Армению и Парфию.

Руками сотен тысяч рабов и населения покоренных стран цезари строили роскошные здания в городах империи, акведуки и дороги. Столица империи Рим — «Вечный город», как называли его римляне, — блистала роскошью и великолепием. Центральная площадь (римский форум), окруженная зданиями из разноцветного мрамора, украшенная памятниками в честь побед древних полководцев и императоров, была своеобразным музеем. В разных частях города возвышались грандиозные цирки, театры, амфитеатры, где устраивали для развлечения толпы театральные представления, травлю зверей, бои гладиаторов. Зачастую «от щедрот» императоров во время зрелищ раздавали римской бедноте хлеб, мясо, одежды, а иногда и рабов.

К началу V в. н. э. в Риме было 1780 роскошных дворцов и почти 40 тыс. убогих домов и хижин. В наемных домах и нищенских лачугах ютилась свободная беднота — римские «люмпен-пролетарии». Живя подачками императоров и богачей, зачастую голодая, эти «римские граждане» не желали трудиться. Они считали труд уделом рабов и требовали от императоров «хлеба и зрелищ». Цезари, опасаясь волнений, увеличивали число празднеств.

Когда император Адриан посетил город Александрию в Египте, жители которого издавна занимались ремеслами и мореходством, он был изумлен: «Удивительный город! В нем все работают!..»

Праздное и паразитическое население городов Римской империи существовало за счет нещадной эксплуатации рабов и сельских жителей провинций. Рабы трудились на полях, виноградниках, в оливковых рощах, на горных разработках, в ремесленных мастерских. Они возводили грандиозные постройки, гребли на кораблях, вертели водоподъемные колеса, при помощи которых орошались поля Египта, Африки, Сирии. Рабы были домашней прислугой и няньками. Кровь рабов лилась на аренах цирков.

Но с прекращением захватнических войн приток новых рабов резко сократился. Кроме того, рабы, трудившиеся по принуждению, портили орудия, стремились меньше и хуже работать. Они плохо обрабатывали землю, расходовали много семян на посевы и т. д. «Рабы,— писал агроном Колумелла (II в. н. э.),— приносят полям величайший вред!» Владельцы крупных поместий в Южной Италии, называвшихся латифундиями, предпочитали содержать на своих землях огромные стада скота. В результате все больше и больше земель стало превращаться в необработанные пустоши.

Многие богатые землевладельцы ради выгоды начали сдавать в аренду свободным беднякам и отпущенным на волю рабам участки земли, немного скота и необходимые для работы орудия. Этих мелких арендаторов, постепенно из-за долгов попадавших в зависимость от землевладельцев, называли колонами. Они платили продуктами арендную плату хозяевам земли и налоги государству. С каждым десятилетием колонов становилось все больше и больше.

В III в. н. э. для империи настали тяжелые времена. Огромные траты на содержание армии, роскошного двора императоров, на зрелища, подачки свободной бедноте заставляли римских правителей все более и более увеличивать подати и повинности, собираемые с населения провинций Римской империи. Уже к концу II в. н. э. многие сельские жители бросали свои участки и, образовывая небольшие отряды, громили дома богатых рабовладельцев, римских правителей и их приближенных. После страшной эпидемии чумы многие районы обезлюдели. В разных частях империи вспыхивали восстания и бунты воинов, недовольных тяжелой службой.

В это же время покоренные племена Центральной Европы, которых римляне презрительно называли «варварами» усилили свой натиск на границы империи. При императоре Валенте (364—378 гг. н. э.) далеко в степях на восток от Волги началось большое передвижение племен. Гунны — народ, раньше кочевавший у границ Китая,— двинулись на запад. Спасаясь от натиска гуннов, германские племена западных готов, переселившиеся с севера в степи по берегам Черного моря, подошли к Дунаю и стали просить Валента датъ им убежище. Император разрешил готам перейти Дунай, но потребовал, чтобы они сдали оружие. Жадные римские чиновники за взятки оставили готам оружие, но, желая получить от них еще подарки, не давали им хлеба и не отводили земель для поселения. Готы восстали. К ним ста* ли присоединяться колоны и рабы. Восставшие разбили римские войска и захватили большую часть Балканского полуострова. Тогда на усмирение мятежа двинулся сам император Валент со своей гвардией и лучшими легионами.

Под вечер жаркого летнего дня истомленные дальним походом легионы Валента подошли к лагерю восставших близ города Адрианополя. Не давая воинам отдыха, вопреки советам своих военачальников, Валент приказал начинать бой. В этом бою погибли легионы римской армии, сам император Валент и римские полководцы.

Объявленный императором, военачальник Феодосии (379—395 гг.), чтобы восстановить военные силы империи, был вынужден нанимать на службу целые отряды варваров во главе с их вождями. Феодосии был последним императором, объединившим под своей властью распадающуюся империю. Умирая, он разделил ее между своими сыновьями на Западную часть с Римом и Восточную с Константинополем. Так возникло новое государство — Восточная Римская империя, называвшаяся позднее Византией.

Пользуясь враждой, разгоревшейся между двумя императорскими дворами, новый вождь готов Аларих захватил и разгромил Афины и другие греческие города, а затем вторгся в Италию. Чтобы отбить нападение, правители Западной Римской империи вызвали войска из Галлии, бросив все западные провинции на произвол судьбы.

Аларих вынужден был отступить. Но в 408 г. армия готов опять ворвалась в Италию и осадила Рим. В городе начался голод. Император Гонорий, укрывшийся в городе Равенне, не оказывал помощи. Римской рабовладельческой знати пришлось начать переговоры с Аларихом. Послы сената пытались запугать вождя готов. Они объявили, что, если он потребует слишком многого, на борьбу с ним поднимется все огромное население Рима. «Чем гуще трава, тем легче ее косить!»— ответил со смехом Аларих. Он потребовал выдать ему все золото и серебро, находившееся в Риме, все ценные вещи, а также освободить всех рабов «варварского» происхождения. «Если таковы, о царь, твои требования, то что же намерен ты оставить нам?»— спросили послы. «Вашу жизнь!»— ответил Аларих.

Чтобы собрать требуемое количество золота и серебра, были взяты драгоценные сосуды из храмов и ценные вещи из дворцов. Аларих ушел, получив 5 тыс. фунтов золота, 30 тыс. фунтов серебра, 4 тыс. шелковых одежд, 3 тыс. кусков алого сукна, 3 тыс. фунтов перца и 40 тыс. освобожденных рабов!

Но император Гонорий не заключал мир, и через два года, в 410 г., Аларих опять осадил Рим. Ночью рабы, стремившиеся к свободе, открыли ворота, и готы ворвались в «Вечный город». Несколько дней готы вместе с рабами, мстившими своим угнетателям, грабили и громили Рим. Одни из римских богачей были захвачены готами и обращены в рабов другие бежали на острова Средиземного моря, в Африку и на Восток, где скитались бездомными нищими. Завоеватели сожгли многие дворцы и храмы, переплавили на металл замечательные произведения древних мастеров

По соглашению с императором готы ушли в Галлию, но Западная Римская империя была окончательно обессилена. Небольшие отряды наемных воинов уже не могли защитить ни провинции, ни сам Рим. Новые и новые племена германцев захватывали бывшие римские земли. В 455 г. вандалы еще более жестоко, чем готы, разграбили Рим. Вождь вандалов Гензерих приказал своим воинам уничтожить то, что они не могли унести. До сих пор дикое уничтожение культурных ценностей называется вандализмом.

К 470 г. от некогда обширной Римской империи оставались лишь жалкие обломки. В 476 г. вожак одного наемного отряда германцев Одоакр отнял у последнего римского императора — пятнадцатилетнего мальчика Ромула Августула — знаки императорского достоинства и отправил их в Константинополь, заявив, что на земле должен быть один император, как одно солнце на небе. Земли, некогда принадлежавшие богатым римским рабовладельцам, он разделил между своими воинами, освобожденными рабами и римской беднотой… Так был положен конец некогда могущественной Римской империи, а вместе с ней и рабовладельческому общественному строю в Западной Европе.

Обезлюдевший, частично сожженный стоял «Вечный город», превратившийся в огромное скопище руин.

pandia.ru