«Опять двойка» картина Фёдора Решетникова. Картина опять двойка жанр


Опять двойка (картина) — Циклопедия

Картина Ф. Решетникова «Опять двойка», 1952 "Опять двойка": история картины

«Опять двойка» — картина советского художника Ф. П. Решетникова, созданная в 1952 году.

Холст, масло 101 х 93.

Жанр: социалистический реализм.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея. Москва[1].

Известно, что Решетников создал несколько копий этой своей знаменитой картины, и одна из первых версий, на обратной стороне которой художник набросал эскиз более ранней своей картины — «Прибыл на каникулы» (1948), была в 2013 году обнаружена сотрудниками Арт-фонда семьи Филатовых[2]. На заднем плане версии картины «Опять двойка», выставленной в Третьяковской галерее, изображена законченная работа «Прибыл на каникулы», в то время как на версии, хранящейся в арт-фонде семьи Филатовых, виден лишь набросок последней[2].

Сам принцип социалистического реализма обозначает не просто реализм как отображение в искусстве окружающей действительности, а пафосное приукрашение этой действительности с учетом идеологической концепции. Творчество советского художника Ф. П. Решетникова вполне соответствовало этой концепции, поэтому совершенно не следует искать в картинах этого художника истинных реалий и соответствий с жизнью и временем. Его произведения соответствовали не реалиям, а соцреализму. Сам член коммунистической партии, он и в своей работе неукоснительно следовал ее принципам. В этом направлении он тоже преуспел, и государственная система оценила его заслуги: он стал дважды лауреатом Сталинских премий (1949, 1951).

С 1940-х годов — а именно: в 1943 году с картины «Достали „языка“»  — художник Ф. П. Решетников обратился к теме детства и семьи[1] (правда, следует заметить, что детская тематика в это время была отмечена Решетниковым неслучайно: 3 августа 1943 года у него родилась дочь Люба, будущая художница Любовь Фёдоровна Решетникова[3]), создав целый цикл произведений, где главным действующим лицом стали дети и советская семья.

[править] История создания

По словам художника, первоначальный замысел произведения был совершенно иным — картина должна была называться «Опять пятерка» и отображать будни будущих строителей нового социалистического общества, где не место двоечникам.

Первый набросок к картине Первый вариант картины «Опять двойка» (фоторепродукция Виктора Грабовского)

Разрабатывая содержание будущей картины, художник посещал школы, и на изменение сюжета повлиял случай, когда отличник, которого он выбрал в качестве своего натурщика, не справившись с заданием, получил двойку[1][4]. Этот случай произвел на Ф.Решетникова такое сильное впечатление, что явно пошатнул его убеждения.

Теперь художник решил изобразить двоечника — очень смелое новаторское решение по тем временам, в чем-то даже гуманистическое, отходящее в сторону от основной линии партии, но не слишком, не на большое расстояние: сделать героя произведения не отличником, а двоечником.

Кроме того, сначала Решетников собирался нарисовать учителя-мужчину, но потом заменил учителя на учительницу[5].

Характерная черта: во всех вариантах главный персонаж смещён влево от центра. С самого начала Решетников именно так хотел изобразить своего героя и следовал этому решению.

Вскоре картина была готова: на ней был изображен несправившийся ученик, над которым нависала грозная, но справедливая учительница.

Казалось бы — произведение создано…

Но вдруг всё опять круто изменилось.

А изменила всё произведение дочь Ф. Решетникова Люба…

Именно в это самое время, когда новое полотно уже появилось, домой из школы заявилась дочь художника Люба — пришла несчастная, получила двойку[6]. А между прочим, Люба учила уроки, чему есть документальное подтверждение — картина ее отца «Любины уроки», созданная в том же 1952 году.

Отец посмотрел на нахмуренную дочь и… — понял, что его полотно необходимо написать по-другому, в другом антураже. Художник воспользовался подступившим по этому случаю вдохновением и решил переделать картину: двоечника следовало показать в его семье[4], в реакции домочадцев, незамедлительно высказавшихся по этому поводу, то есть — совсем-совсем несчастного.

Работа над картиной началась заново.

Решетников долго не мог определиться с домочадцами — на разных эскизах их разное количество. Наконец, включил всех: и маму, и сестру, и брата, и даже собаку. С собакой оказалось самое сложное: выбранный натурщик не желал долго стоять на задних лапах.

А для написания главного персонажа согласился позировать сосед, юный вратарь дворовой футбольной команды[4].

Главное действие перенесено в левую часть полотна: там стоит несчастнейший из людей — подросток, пришедший из школы с очередной двойкой. А все остальные действующие лица картины смотрят на него: кто как, укоризненно — старшая сестра-пионерка; весело и даже с некоторой издевкой, — как младший брат-дошкольник[7], радующийся своему двухколесному велосипеду и еще не знающий горестей получения образования; и совсем невозможно тяжело — как мать… И он, этот несчастный человек, не в силах вынести их взоры[8].

Огромное горе во всем облике матери. Такое ощущение, что эта двойка — самая чудовищная трагедия женщины — и ведь всё это происходит в годы тяжелейших сталинских репрессий. Однако ни персонажей, ни автора картины действительность, происходящая за пределами их семьи, будто и не касается; у художника собственная действительность, в которой он — лауреат Сталинских премий. Очевидно, и персонажи произведений Решетникова тоже далеки от нужд и реалий своего времени. У них свое горе: ребенок — нет, не умер, не заразился неизлечимой болезнью, не прочитал недозволенную статью с пометкой 18+, — он принес двойку. Кто виновник этого кошмара, кто та учительница, которая ничему не сумела научить своего ученика и поставила двойку себе как педагогу — потому что учитель сам оценивает свою работу оценками своим ученикам.

Единственный член семьи с добрым сердцем и живой душой — это собака; только она, чувствуя человеческую беду, спешит успокоить его со своими искренними собачьими ласками. По лицам всех остальных ясно: они собираются травить несчастного человека и дальше.

Большое значение художник придает обстановке. Сразу видно, что его картина разворачивается в семье небедной — паркетный пол покрыт ковром (чай, не линолеум), младший ребенок имеет собственный велосипед — в эти годы иметь велосипед для ребенка могли себе позволить далеко не все[9]. Так что, по всей видимости, речь идет о семье партномеклатурного работника сталинской эпохи. Впрочем, поди разбери, о какой семье идет речь — картина ведь выполнена в жанре соцреализма, то есть украшения действительности c пропагандированием советского образа жизни.

На стене — календарик с оттиском другой выдающейся картины Решетникова «Прибыл на каникулы» (за которую вкупе с другим, не менее выдающимся произведением — «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин», — он получил одну из своих Сталинских премий второй степени в 1949 году[10]) — и это тоже укор несчастному человеку с двойкой, потому что герой картины «Прибыл на каникулы» — явно отличник, не знающий никаких компромиссов с совестью и мук несоответствий с окружающим миром. Если главный персонаж картины «Прибыл на каникулы» — положительный герой, то двоечник с полотна «Опять двойка» — в эту категорию никак не входит: портфель у него развалился — что с ним делали, неужели использовали в качестве футбольного мяча? — а торчат из него не учебники и тетради, а коньки. Но какой же он живой и симпатичный! И что же это за мама такая идеологическая, что не пожалеет сыночка, не успокоит, не рассмеется над глупостью учителей, которые наверняка сами безграмотны, раз не могут ничему научить такого славного обаятельного человека с перевязанным портфелем, из которого торчат коньки… И это делает облик двоечника столь притягательным, узнаваемым и «своим», что картина не может не найти отклик в сердцах зрителей.

Картины Ф. Решетникова «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы» стали самыми популярными жанровыми произведениями советской живописи[10][11].

Через некоторое время, в 1954 г., видя такую значимость картины «Опять двойка», Решетников нарисовал ее продолжение — картину «Переэкзаменовка» (и на той картине поместил изображение картины «Опять двойка» в виде репродукции), с тем же натурщиком-соседом. Правда, действие перенесено из городской среды в деревню: в сельский дом, где готовится к переэкзаменовке несчастный двоечник, заглядывают ребята и зовут гулять…[4].

В 1957 году картину «Опять двойка» у художника выкупила Третьяковская галерея[6].

Опять двойка, 1957 г.

Популярность произведения «Опять двойка» стала такой, что она даже на какое-то время украсила учебник для младших школьников «Родная речь»[4].

В 1957 году на студии «Союзмультфильм» был снят одноименный мультфильм с использованием картины Решетникова; сценаристы: Вадим Коростылев, Михаил Львовский, режиссеры: Евгений Райковский, Борис Степанцев.

Детский киножурнал «Ералаш» использовал сюжет этой картины Решетникова при создании одной из своих серий (1997 год, серия 124).

Существует немало разных использований картины «Опять двойка».

Изучение картины Ф. Решетникова «Опять двойка» входит в школьную программу.

Популярность произведения привела к множеству пародий. Среди рисунков-пародий (для увеличения кликнуть на каждое изображение):

  1. ↑ 1,01,11,2 Решетников Фёдор Павлович. Опять двойка
  2. ↑ 2,02,1 Арт-фондом Филатовых найден оригинал шедевра «Третьяковки»
  3. ↑ Решетникова Любовь Федоровна
  4. ↑ 4,04,14,24,34,4 Наш любимый «двоечник» // «Днепр вечерний», 2010, 28 июля, с.8.
  5. ↑ Ф. Решетников: картины
  6. ↑ 6,06,1 Где находится картина Решетникова «Опять двойка»?
  7. ↑ Опять двойка (Федор Решетников)
  8. ↑ Описание картины Ф. Решетникова «Опять двойка!»
  9. ↑ Описание картины Решетникова Опять двойка
  10. ↑ 10,010,1 Решетников Фёдор Павлович. Прибыл на каникулы
  11. ↑ Федор Павлович Решетников — советский художник

cyclowiki.org

Картина "Опять двойка" Решетникова Федора Павловича. История создания и описание картины

Ф. П. Решетников - чрезвычайно талантливый художник. Его картины очень яркие и реалистичные. Они проникнуты особой теплотой и искренностью. Детская тема в творчестве художника занимает значительное место. Это: "Достали языка", "На побывку", "За мир", "Прибыл на каникулы". Особо выделяется картина "Опять двойка". Решетников создал запоминающееся и интересное произведение.

Биографические сведения о советском художнике

Решетников Федор - художник яркий и самобытный, необычайно даровитый. Он относится к представителям социалистического реализма. Родился Федор 15 (28) июля 1906 года в с. Сурско-Литовском (Украина). Его отец был иконописцем, поэтому тяготение к искусству живописи было заложено в нем с самого рождения. В три года мальчик остался сиротой. Его воспитанием занимался старший брат Василий, который бросил Киевское художественное училище ради семьи. Во второй половине 20-х годов Решетников Федор Павлович поступил на Московский художественный факультет рабфака. В период 1929-1934 годов он учился в высшем художественно-техническом институте. В студенческую пору большое влияние на его творчество оказали Кукрыниксы. Уже в это время Решетников был известен как мастер графического шаржа. Он был активным пропагандистом системы социалистического реализма. Иные художественные направления не принимал, вел с ними борьбу. Федор Павлович скончался 13 декабря 1988 года. Его могила расположена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Многогранный талант художника

Благодаря своему таланту он отправился в полярные экспедиции на ледоколах "Сибиряков" (1932) и "Челюскин" (1933-1934) в качестве художника-репортера. Большой успех имели его работы с этих мест. Он обладал особым даром в области сатиры. Являясь превосходным карикатуристом, Решетников Федор Павлович сотворил значительное количество талантливых скульптурных шаржей. Часть его работ располагается в Третьяковской галерее. Известен он также и как создатель композиций академического бытового жанра в области станковой живописи. В этом плане наблюдается тесная связь работ Федора Павловича с творениями художников-передвижников. Решетников создал удивительные картины в "пленэрном" пейзаже. Однако эти произведения остались неизвестными для широкой публики.

Педагогическая деятельность. Звания, премии, награды

Федор Павлович занимался педагогической деятельностью. С 1953 по 1957 он преподавал в МГХИ имени В. И. Сурикова. С 1956 по 1962 годы работал в педагогическом институте имени В. И. Ленина в Москве. За свою плодотворную творческую деятельность Решетников был удостоен высоких званий и премий. В 1949 году за картины "Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин" и "Прибыл на каникулы" он получает звание лауреата Сталинской премии 2-й степени. В 1951 году за картину "За мир!" был награжден Сталинской премией 3-й степени. В 1974 году он получает высокое звание Народного художника СССР.

Секрет успеха творчества Решетникова

Яркие произведения художника очень запомнились советскому зрителю. Смотря на картины Федора Решетникова сейчас, мы словно переносимся в прошлое, сквозь них чувствуется дух того времени. Совершенно не удивительно, почему его картины завоевали широкую популярность. Они проникнуты особой теплотой и искренностью. Художник много внимания уделяет деталям в изображении людей. Перед тем как рисовать портрет того или иного человека, он пристально его рассматривает, отмечает для себя индивидуальные и ярко выразительные черты каждого из них. Поэтому его портретный жанр невероятно успешен. Картины Федора Решетникова воплощают цельность мировоззрения художника-реалиста. В его пейзажах и портретах чувствуется большая любовь к родине, верность собственным принципам и убеждениям. Одновременно с этим мастеру присуща необыкновенная острота взгляда, замечательное чувство наблюдательности и юмора. В связи с этим раскрылась еще одна сторона его творческого дарования. Решетников, помимо успешной деятельности в области живописи и графики, преуспел в создании превосходных скульптурных композиций сатирически-юмористического характера.

Детская тема в творчестве художника

В период Великой Отечественной войны им была создана жанровая картина "Достали языка" (1943). Поводом к ее написанию послужил один случай. Как-то раз он прибыл из Севастополя в Москву и увидел, как дети на улице играют в войну. Его это заинтересовало, и он остановился посмотреть на ребятишек. Никто из них не соглашался быть в роли "фашиста". На эту удочку попадались только малыши, которые ничего не понимали в политике. "Фрицев" хорошенько колотили ребята, быстро вошедшие в роль. Решетникова заинтересовал этот сюжет, и он написал картину "Достали языка". Она открыла детскую тематику в его творчестве, ставшую одной из главных в послевоенный период. Также им были созданы такие произведения: "На побывку" (1947), "За мир" (1950) и, возможно, самая популярная картина - "Опять двойка". Решетников ее написал в 1952 году.

Сюжет еще одной картины - "Прибыл на каникулы" (1948) - также взят из повседневной жизни.

После окончания Великой Отечественной войны Федор Павлович часто видел, как суворовцев встречают родственники. Все счастливые и довольные шли домой, а мальчишки бодро шагали. Решетников представлял, как один из них возвращается в родной уголок и докладывает по всей форме деду (кадровому военному): "Прибыл на каникулы!" Парень очень гордится тем, что он уже маленький солдат. Дед весь стоит "навытяжку", принимая рапорт от любимого внука. Сценка имеет несколько шутливый и одновременно серьезный характер.

Ф. Решетников, "Опять двойка". История создания

Изначально художник хотел написать картину про круглого отличника, который сообщает маме об очередной пятерке. В поисках такого ученика Федор Павлович отправился в школу. Учителя посадили художника на "галерку", откуда он внимательно за всеми наблюдал и потихоньку зарисовывал. Дети явно смущались и немного волновались, так как подумали, что этот мужчина пришел из гороно с проверкой. Учитель вызвал к доске одного отличника и дал решить ему абсолютно несложную задачу. Но мальчик очень растерялся, не мог сосредоточиться и решить заданный пример. Из класса учащиеся ему шептали подсказки, но из-за испуга он их совершенно не понимал. Он опустил голову и молча стоял с мелом в руках. И тогда родилась у художника новая тема, и появилась картина "Опять двойка". Решетников сделал главным героем парнишку неглупого и живого.

Как создавалась картина?

Сначала мастер решил нарисовать учителя мужского пола. Но так как в школе работают практически одни женщины, то нарисовал учительницу. Но первоначальный набросок художнику не понравился. Ему он показался неинтересным и скучным. Потом у него возникла идея перенести место действия: из школьного класса - в дом. Ведь плохая отметка - это неприятное событие для всей семьи. Прежде чем появилась картина "Опять двойка", Решетников создал немалое количество подготовительных рисунков. Федор Павлович тщательно подбирал натурщиков для своей композиции. Главным героем стал мальчик-вратарь, которого он встретил во дворе. Еще одним важным персонажем стал пес. Чтобы он стоял на задних лапах, художник купил ему колбасы, а хозяин кормил его, пока тот рисовал. В заключительных эскизах появилась мать, старшая сестра и младший братик.

Ф. П. Решетников, "Опять двойка" (описание)

На переднем плане картины изображен мальчик с грустным лицом и опущенной головой. Его опечаленый вид связан с полученной в школе двойкой. Он знает, что его сейчас будут ругать, поэтому он очень расстроен. Из его портфеля предательски выглядывает причина плохой отметки - это коньки, которыми школьник увлекся. Его верный дружок чувствует, что маленький хозяин чем-то огорчен. Виляя хвостиком, он бросился к парнишке, всем своим видом показывая, что жалеет его. Чуть поодаль сидит разочарованная мать, которой очень неприятно, что ее сын получил очередную плохую отметку. Рядом с ней изображен маленький братишка на велосипеде. Он не совсем понимает, что происходит. Он просто доволен, что старший брат вернулся из школы и сейчас с ним поиграет. На заднем плане изображена сестра. Ее строгий и осуждающий взгляд невозможно не заметить. Ей непонятно, почему мальчишки так безответственно относятся к учебе. Нарисованы настенные часы, окно и дверь в комнату. Вот и вся картина "Опять двойка". Решетников не только в этой композиции, но и в других произведениях изображал мальчишек увлеченными непоседами, из которых непременно вырастут настоящие мужчины.

Таким образом, Федор Павлович Решетников - личность яркая, самобытная и необычайно даровитая. Это был превосходный художник, карикатурист и скульптор. Из существующих направлений его волновал социалистический реализм. Значительное место занимает детская тема в его творчестве. Это картины "Достали языка", "На побывку", "За мир", "Опять двойка" и многие другие.

fb.ru

биография художника, история написания, сюжет полотна

Картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» знакома людям разного возраста. Знакомство с ней происходит ещё в школьные годы: на уроках русского языка ученики подробно разбирают историю и сюжет картины, знакомятся с творчеством великого советского художника, а затем, как правило, пишут по картине сочинение.

Федор Павлович Решетников

Решетников Федор Павлович родился в середине июля 1906 года в небольшом украинском селе Сурско-Литовском. Ещё в детские годы узнал он, что такое горе. Едва ребёнку исполнилось 3 года, как его родители умирают. Федор остался жить со старшим братом, который ходил по деревням и расписывал церкви. Тогда-то Федор и приобщился к миру живописи. Он старался помочь своему брату художнику: растирал краски, мыл кисти.

Это интересно: биография Глинки – краткое содержание и основные даты.

Но и сам маленький Федя пытался тайно рисовать. Понимая, как тяжело было брату содержать его, Федор уходит из дома. В это время в стране шла Гражданская война. Приходилось работать в разных местах, постоянно меняя профессию. Он пробовал быть и плотником, и шахтёром, и маляром.

Только после окончания войны Федор смог поехать в столицу, чтобы поступить в Художественный театр. Пробовал он себя и в разных живописных направлениях: в графическом шарже, как художник-репортёр.

Во время войны Федор Павлович работал военным корреспондентом. В это время он открыл для себя детскую тему. Первой его картиной о детях стало полотно «Достали «языка». За свою жизнь известный художник создал много картин, но самыми известными стали:

  1. «За мир»;
  2. «Достали «языка»;
  3. «Прибыл на каникулы»;
  4. «Опять двойка».

Опять двойка

Однажды Федор Решетников решил написать картину про отличника. Он пришёл в школу, и учителя посадили его в конце класса, чтобы он мог наблюдать за детьми и делать свои зарисовки. Ребята подумали, что это была какая-то проверка, поэтому терялись и смущались. Когда учитель вызвал к доске одного из отличников, то он тоже растерялся. И, несмотря на то что задача была несложная, так и не смог её решить. Мальчик настолько был испуган, что ему даже не помогали подсказки из класса.

Сначала Федор пытался нарисовать этого мальчика в классе, но все наброски не нравились художнику. Он даже заменил учителя, но все было не то. И вот тут художнику пришла идея перенести мальчика из школы в семью. Много подготовительных эскизов было сделано до того, как начать картину.

Главные герои

Федор Решетников при написании картины «Опять двойка» долго подбирал героев для своего полотна и искал натурщиков для персонажей картины:

  1. Мальчика.
  2. Пса.
  3. Старшей сестры.
  4. Младшего брата.

Главного героя художник нашёл во дворе, когда проходил мимо детей, играющих в футбол. Он обратил внимание на вратаря. Вскоре уже мальчик позировал в его мастерской, стоя с опущенной головой. Но этого Решетникову было мало, и он решил ввести в свою картину ещё одного главного персонажа. Однако пёс никак не желал стоять на задних лапах. Художник покупал ему колбасу, а хозяину пса приходилось держать над ним лакомство, пока Федор Павлович делал эскизы.

Сюжет

Действие картины происходит в зимний день в квартире, где живёт большая семья. Ещё утром день казался прекрасным и замечательным, все ребята ушли в школу. Только младший ребёнок остался дома с мамой, катаясь на велосипеде.

Живёт семья в большой квартире, где несколько комнат. У ребят есть своя спальня, но уроки они учат обычно под присмотром мамы в большой комнате. На стенах тёмно-синие обои, а распахнутая белая дверь позволяет немного рассмотреть и соседнюю комнату. И если большая комната тёмная, в ней мало света, то в соседней комнате есть небольшое окно, на подоконнике которого стоит комнатный цветок. Стена украшена отрывным календарём и старинными часами. На тёмном паркетном поле в большой комнате лежит красный ковёр. Он чист и аккуратен.

Не успела мама закончить все свои дела, как из школы пришли старшие дети. Сначала вернулась девочка, которая тут же похвасталась маме своими хорошими оценками. Она прилежная ученица и всегда старается помочь маме, не огорчать её. Старшая дочь аккуратно одета и расчёсана. Не только тёмная школьная форма, красный пионерский галстук и заплетённые косички говорят о её аккуратности, но и учебники, которые она также бережно выкладывает на стол, чтобы учить уроки.

В это время из школы возвращается и мальчик — главный герой картины. Не раздеваясь, он сообщает маме и всей семье, что опять получил двойку в школе. Мама, уставшая и огорчённая, садится на стул. Её руки опускаются на колени. Видно, что женщина целый день занималась домашними делами, сильно устала и эта новость сына её очень огорчила и расстроила. Мама одета в тёмную юбку и розовую блузку. Чтобы не запачкать одежду, она поверх неё надела красный фартук, а на голову — косынку.

Младший мальчик, увидев состояние матери, перестал кататься и прижался к ней. Ребёнку на вид года четыре. Он одет в тёплые коричневые штаны и светлую рубашку, поверх — полосатая жилетка. Короткая и аккуратная стрижка выдаёт заботу мамы.

Главный герой картины печален. Ему стыдно за то, что опять огорчил всю семью, поэтому он старается не смотреть на маму. Он ещё не успел снять коричневое пальто с искусственным мехом. Тёплый шарф согревает шею мальчика, а тёмные штаны и сапоги тоже выдают заботу мамы, которая собирала ребёнка в школу.

Портфель у мальчика старый и потрепанный. Может быть, он достался ему после сестры, а мальчик много раз потом на нём скатывался с горок или же ставил его вместо ворот, когда с друзьями играл в футбол на пустыре. Портфель с трудом закрывается, ведь в нём лежат не только учебники и тетради, но и сменная обувь.

И только одно живое существо радуется приходу мальчика. Это его четвероногий друг — пёс, который, услышав своего хозяина, стал лаять, а теперь лапами стал ему на грудь и преданно, с любовью смотрит ему в глаза. Радуясь, что мальчик наконец-то вернулся из школы, собака весело машет хвостом. Она понимает, что для неё настали весёлые минуты, когда ребёнок будет с ней резвиться, бегать и играть.

Собаке совсем неважно, что мальчик получил в школе, так как он вернулся домой и оказался рядом. Пёс скучал по мальчику, пока тот был в школе. А ребёнку стыдно, поэтому он и старается не смотреть на уставшую и печальную маму. Мальчик отводит глаза и даже не обращает внимания на собаку.

Эта картина Решетникова вызывает лишь только положительные эмоции и чувства, так как вся семья, изображённая на полотне — дружная и крепкая. Несмотря на то, что мальчик, изображённый Фёдором Павловичем, получил плохую отметку, хочется верить, что из него вырастит настоящий человек, который будет заботиться не только о своей семье, о своей маме, о животных, но в сложных ситуациях не струсит и поступит мужественно и отважно.

Картина Решетникова Опять двойка

obrazovanie.guru

«Опять двойка». Картина Решетникова

Одна из самых известных картин школьной программы советских лет, весьма была востребована для сочинений на актуальные бытовые темы. Федор Павлович Решетников написал ее в 1952 году в Москве, постоянно экспонируется в Третьяковской галерее.

«Опять двойка» — яркий пример отражения советской действительности. Неся достаточно сильную смысловую нагрузку, очень много внимания уделено мелким деталям картины. Перед нами многодетная (по нынешним меркам) семья, это очевидно из присутствующих детей – в дверном проеме девочка-школьница, непутевый ученик средних лет и малыш-дошкольник на велосипеде возле мамы.

Интересным фактом является незаметная, но очень примечательная деталь – слева от дверного проема висит репродукция более ранней картины этого же живописца «Прибыл на каникулы». К репродукции прикреплен популярный в те годы отрывной календарь.

Опять Двойка. Решетников

Полотно запечатлело момент прихода школьника домой. К нему с радостным лаем бросается собака, она становится лапами ему на грудь. Видимо, мальчик много времени играет с четвероногим другом. Но лицо школьника уныло – он только что сообщил матери о новой двойке, которую ему поставили. Мать отложила все дела, на ней одет красный фартук и на голове повязана косынка. Видимо, она выполняла какую-то работу, но по приходу сына остановилась, чтобы узнать, как у него дела в школе. И судя по сосредоточенному и скорбному лицу мамы, дела у мальчугана не особо идут.

С осуждением на заядлого двоечника смотрит старшая сестра. Она сама недавно пришла со школы и еще не успела переодеться. В отличии от непутевого брата, девочка – явно отличница. Она всем своим видом подчеркивает негодование от того, что брат плохо учится. Более того, все присутствующие догадались, что школьник не особо расстраивается из-за двойки. Его выражение лица наиграно. Он пошел домой не сразу после школы, а успел вдоволь наиграться на улице со своими друзьями. Об этом свидетельствуют его замерзший красный нос, уши, тронутые морозом и мокрые вихры запутавшихся светлых волос, с которых он снял шапку на морозе. Весь его вид – мятый, растрепанный и разгоряченный и побитый портфель, завязанный каким-то шнурком, чтобы из него не вывалилось содержимое, свидетельствует о том, что он провел немало времени на улице, катаясь с горок и играя в снежки.

Матери понятно, что сын – разгильдяй и прогульщик, не хочет учиться, но подействовать на него она не может и не знает способа. Она так и сидит с опущенными руками – этот жест выдает ее страдания и переживания за непутевого среднего сына. Дошкольник, стоящий на велосипеде возле мамы, обо всем догадался, как только брат переступил порог дома и втайне посмеивается над двоечником.

Вся картина показывает внутреннее напряжение персонажей картины, передавая разные эмоции героев – от гнева старшей сестры, измученности матери, лукавого покаяния и горя двоечника до искренней радости собаки. Двойка, принесенная непутевым школьником, вызывает бурю эмоций героев этого произведения.

Автор сочинения: Волкова Элла

Похожие записи

design-kmv.ru

«Опять двойка» картина Фёдора Решетникова

«Опять двойка» — картина известного русского художника Фёдора Решетникова (1906-1988). Картина является признанным шедевром русской живописи. В школьной программе СССР и современной России картина «Опять двойка» используется в качестве изучения на уроках русского языка. Практически каждый человек в нашей стране в школьные годы писал по этой картине сочинение. Также картина знакома каждому школьнику, так как используется в качестве оформления учебников. Такую популярность картина получила потому, что она иллюстрирует реалии ученической жизни и является понятной для всех детей.

Картина «Опять двойка» была написана художником Фёдором Решетниковым в 1952 году. Холст, масло. 101 × 93 см. В настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Является одной из трёх связанных картин общей школьной тематики. Первой картиной является «Прибыл на каникулы». Стоит отметить, что репродукция этой картины расположена на стене над головой мальчика с картины «Опять двойка». Художник поместил одну картину в другую как некий символ, обозначающий образ отличника, к которому стоит стремиться двоечнику. Третьей картиной из этого цикла является «Переэкзаменовка».

История написания картины довольно забавная. Изначально Решетников задумал писать картину про отличника, который докладывает матери о полученной пятёрке. Чтобы найти для написания работы подходящий образ, он пришёл в школу и сел за последнюю парту. Учитель, специально для художника, вызвал к доске отличника класса и задал несложную задачу, которую тот должен был решить очень легко и просто, показав необходимые эмоции. Однако ученик, засмущавшись незнакомого человека в классе, опустил глаза и не мог вымолвить ни слова, молчал, крутил мел в руках и не понимал подсказок из зала. Увидев трогательную сцену, Фёдор Решетников изменил тему замысла и решил написать картину «Опять двойка». Художник сделал несколько набросков в классе, заменил учителя учительницей, но сюжет показался ему скучным, и тогда он решил перенести сюжет в семью. Так и получился шедевр русской живописи, который известен каждому человеку в нашей стране и многих других странах мира.

Картина «Опять двойка» Фёдор Решетников

Красивые и красочные обои для детской в магазине «PrintColor». На сайте http://oboi-printcolor.com/detskie большой выбор на любой вкус. Пейзажи, животные, города, вид из окна и многое другое.

Дорогие читатели! Читать и обсуждать самые интересные материалы можно также в наших группах ВКонтакте и Facebook.

 

 

art-assorty.ru

Картина Решетникова Опять двойка. 1952 г.

Замечательный художник Решетников Федор Павлович с детства увлекался рисованием. Совсем молодым он участвовал в легендарном походе на судне «Челюскин» и сделал много интересных рисунков заснеженных просторов Арктики.  Во время войны 1941 – 1945 годов Решетников принимал участие в защите Севастополя и освобождении Крыма. После войны он рисовал детей, особенно подростков. Например, «Прибыл на каникулы», «За мир», и конечно произведение «Опять двойка!». На международной арт выставке в городе Брюсселе картины были удостоены бронзовой медали.

Картина Решетникова Опять двойка по своему сюжету очень близка к реальной жизни учеников и поэтому ее репродукции были размещены в советских учебниках, как образец советской бытовой живописи.

Художник в 1952 году изобразил в картине мать и троих детей, один из которых недавно вернулся из школы. На стене, виден отрывной календарь, который укреплен на репродукции еще одного полотна Решетникова - «Прибыл на каникулы». С другой стороны от двери – часы-ходики. Полотно рассказывает о быте обычной семьи. Обстановка также типична для многих семей 50-х годов ХХ века.

Главный герой картины Опять двойка - мальчик подросток лет десяти. Его внешний вид ярко демонстрирует, что после уроков школьник не спешил домой, а еще долгое время проводил на улице, катаясь на коньках. На мальчике зимнее пальто, но вероятно оторвалась пуговица и оно расстегнуто. В руке перевязанный потрепанный портфель, возможно не однажды служивший ему вместо мяча или санок. Из портфеля виднеются коньки. Растрепанные волосы, покрасневшие уши, зарумянившиеся от мороза щеки – свидетельство того, что мальчик не один час провел на улице.

Он делает огорченный вид, опустив голову и потупив глаза, изображает переживание по поводу очередной полученной двойки. Но такая ситуация для него возникает не в первый раз и мальчик уже знает, что нужно делать и как себя вести. Он уже неоднократно давал матери обещание всегда выполнять домашние задания, но кроме уроков в его мире столько интересного… А в этом возрасте так легко можно позабыть про уроки.

Возможно, именно поэтому он и пришел из школы поздно, поскольку боялся заслуженного нагоняя от матери за двойку. А вместо этого с удовольствием поиграл с ребятишками во дворе в снежки. Но зимой дни короткие, стало темнеть, и нужно было идти домой.

Мальчика радостно встречает белого окраса с рыжеватыми пятнами пес, видно, собачка очень привязана к своему молодому хозяину и своей обычной манерой показывает как рад его приходу домой в надежде вместе поиграть. Передними лапками он уперся на грудь, и весело по скуливая виляя хвостом, и пытается лизнуть своего друга.

У обеденного стола, покрытого светлой полосатой скатертью, устало, сложив руки на своих коленях, сидит мать. Можно догадаться, что она только на минутку оставила свои бесконечные домашние дела. Увидев сына с заметно грустным внешностью, она осознает, что сынок двоешник вдоволь наигрался, и не думает об уроках и не переживает о плохой оценке, которую не давно схлопотал. Но в присутствии матери и старшей сестры делает удрученный вид. У женщины, кажется уже нет сил, чтобы повлиять на сына в надежде заставить его быть внимательным и конечно хорошо учиться в школе. Мама с грустью и тоской взирает на подростка.

В комнате под грозным вниманием мамы на некоторое время все затихли, слышатся лишь тихие вздохи мамы, сопение мальчика и тиканье маятника стареньких ходиков.

Старшая сестренка вытаскивает из своего школьного портфеля учебники и прилежно складывая их на стол, готовясь к выполнению домашних заданий. Она с укором поглядывает на братишку, в ее глазах также как и у мамы отсутствует какое либо сочувствие. Возможно, сестра учится хорошо и считает, что братик просто разгильдяй, и двойку заслужил: уроки почти не учит, на занятиях вертится, да еще и постоянно огорчает маму.

Неподалеку с женщиной на детском велосипеде ее младший сын-дошкольник, который даже немного ряд, что не только его одного ругают за баловство и детские проказы.

Сегодня Картина Решетникова Опять двойка , находится в Третьяковской галерее в Москве.

www.art-portrets.ru

Ф. Решетников: картины » Выдающиеся художники

Ф.П. Решетников

Фёдор Павлович Решетников (1906 — 1988) – советский художник. Один из главных представителей направления социалистического реализма. Народный художник СССР (1974).Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951). Член ВКП(б) с 1945 года.

Ф. Решетников «За мир»

Родился Федор Павлович Решетников в украинском селе Сурско-Литовском. Когда ему было 3 года, родители его умерли. Федя стал жить со старшим братом, который был художником – он ходил по деревням и расписывал церкви. Маленький Федя помогал брату: мыл кисти, растирал краски и пытался сам рисовать тайком от всех.

Шла гражданская война – время было тяжелое, голодное. И Федор, чтобы не быть в тягость семье брата, решил уйти из дома. Везде, где только можно, он пытался найти работу. Был он маляром, плотником и шахтером.

Гражданская война закончилась. Через несколько лет он решил поехать в Москву и вскоре стал студентом Художественного института. С этих пор он начал серьезно заниматься любимым делом.

В студенческие годы славился мастером графического шаржа, это и помогло ему стать – в качестве художника-репортера – участником заполярных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933–1934). Зарисовки, привезенные им, имели огромный успех, в особенности на фоне триумфального завершения знаменитой «челюскинской эпопеи».

Ф Решетников «Достали "языка"»

Неожиданно Решетников во время войны открыл для себя детскую тему. Приехав из Севастополя в Москву, где он работал в качестве военного корреспондента фронтовой газеты «Красный черноморец», однажды на улице он остановился посмотреть, как дети играют в войну. На роль «фашиста», естественно, идти никто не хотел. На эту удочку попадались только малыши, которые плохо разбирались в политике. Им здорово попадало, потому что ребята входили в роль и крепко поколачивали «фрицев». Художника этот сюжет заинтересовал.

Ребятишки мечтали о том же, о чем и все вокруг: о победе. Решетников словно увидел готовую композицию будущего полотна. С большим подъемом он взялся за работу и написал «Достали «языка»». Картина была показана в 1944 г. на выставке «Героический фронт и тыл».

Ф. Решетников «Прибыл на каникулы!»

Фёдор Решетников темы многих своих картин брал из повседневной жизни. После войны он довольно часто видел около метро, как суворовцев встречают родные. Все вместе шли домой, и ребята так бодро шагали – просто красота! Художник представлял, как один из них приходит домой и докладывает деду, кадровому военному, по всей форме: «Прибыл на каникулы!» Паренек – уже маленький солдат, видно, как он этим гордится. Дедушка, принимая рапорт, тоже стоит навытяжку… Соотнесение двух фигур – старого и малого – раздвинуло рамки прошлого и будущего, придало сценке полушутливый характер. Вместе с тем картина серьезна. В суворовские училища брали тогда мальчишек, чьи родители погибли на фронте.

Ф. Решетников «Опять двойка!»

История создания картины «Опять двойка!»

Решетников задумал написать картину про отличника, который докладывает матери об очередной пятерке, и пошел в школу искать такого ученика. Учителя посадили художника в конце класса, он потихоньку наблюдал и зарисовывал. Ребята смущались, потому что думали: «Этот дядя с проверкой из гороно». Учитель вызвал к доске одного отличника и дал несложную задачу. Растерявшись, мальчик не мог решить задачу. От испуга он не понимал подсказок из класса. Стоял, молча крутя мел в руках, опустив голову. Этот случай помог изменить тему замысла. Героем получившейся картины «Опять двойка» художник сделал парнишку – живого и неглупого.

Первый рисунок к картине

Вместо учителя - учительница

Сначала художник нарисовал учителя-мужчину, а потом подумал, что в школе ведь в большинстве работают женщины, так вместо учителя появилась учительница.

Но Решетникову что-то не нравится в этом наброске. Ему кажется, что получается скучно. А если перенести действие из класса в семью? Ведь двойка – неприятная отметка для всей семьи, вот в картине и надо показать, как относятся к этому дома. Можно было нарисовать девочку, получившую двойку, но ведь с мальчиками это случается чаще!

Множество подготовительных рисунков-эпизодов сделал Решетников, прежде чем приняться за картину.

Решетников подбирал для героя своей картины натурщиков-людей, похожих на тех, каких он видел. Во дворе однажды он увидел лопоухого вихрастого мальчишку-вратаря футбольной команды. Вот такой-то ему и был нужен! Он позвал мальчика в свою мастерскую, попросил спокойно постоять с опущенной головой. Но про двоечника на всякий случай ничего не рассказал. Возможно, вратарь тогда бы не согласился позировать.

Пес

Вскоре художник решил ввести еще один важный персонаж. Это был пес, который никак не хотел стоять на задних лапах. Тогда художник купил колбасу. Хозяин собаки поднимал кусочек, и пес, вставая на задние лапы, с охотой за ней тянулся. А художник в это время рисовал. Так повторялось до тех пор, пока не кончилось все лакомство. Но к этому моменту эскиз уже был готов.

В следующих эскизах появились сестренка и младший брат. Подготовительная работа, наконец, была закончена. На подрамник натянут холст и поставлен мольберт. Углем наносит художник на холст рисунок. Все действующие лица находят свои места. Теперь можно начинать писать масляными красками. Они выдавлены на палитру из тюбиков. Художник берется за кисть. С каждым днем картина становится все ярче и выразительнее.

На переднем плане – мальчуган с портфелем, из которого предательски выглядывают коньки, и верный дружок, ласково бросившийся к хозяину. Чуть поодаль сидит у стола мама, братишка на велосипеде. И еще дальше – сестренка в пионерском галстуке. Нарисованы и часы на стене, и дверь. И окно – вся комната. И картина была готова.

Мальчишки на картинах Федора Павловича Решетникова – это всегда увлеченные чем-то непоседы, из которых потом вырастают настоящие мужчины.

www.palitra.co