Коммуникация и общение — чем отличаются эти понятия? Коммуникация это общение это


Коммуникация и общение — чем отличаются эти понятия?

Любой из членов человеческого общества взаимодействует с другими на двух уровнях: социальной жизни (полезной для всего общества, открытой по принципу «доступно всем») и жизни личной, которая выстраивается в зависимости от индивидуальных потребностей человека в общении.

Первый, социальный, уровень взаимодействия отличает тот факт, что общение на нем присутствует вне зависимости от желания индивидуума. От нормального функционирования этой системы зависит поддержание общественного порядка и привычного для всех мироустройства. Каждый человек вносит посильный вклад в работу системы, являясь потребителем или поставщиком услуг либо товаров, поддерживая институты правопорядка, медицины и образования.

Таким образом, общение – неотъемлемая часть социальной жизни любого человека. Термин «коммуникация» не совсем тождественен вышеописанному процессу. Вот почему стоит разобраться, чем же отличаются общение и коммуникация.

Общение – процесс сложный и многоступенчатый

Повседневное общение большинство людей воспринимают как нечто само собой разумеющееся, не подлежащее разделению на составные части. К примеру, попросив кого-то из домашних за завтраком подвинуть ближе кофейник, большинство людей свои действия не анализируют.

Психологи, напротив, дают процессу общения характеристику, выделяя основные его аспекты и составляющие. Общение разделяется на две области: объективную и субъективную. Первая находит свое выражение в таких сильных связях, как зависимость и созависимость, подчинение и стремление контролировать, взаимовыручка и кооперативность. Субъективная область общения – это не поддающиеся структуризации межличностные отношения участников процесса. Объективная и субъективная области общения непрерывно влияют друг на друга.

Общение – непростой процесс поддержания и налаживания социальных и межличностных контактов – происходит за счет коммуникации, восприятия собеседника и взаимодействия с ним.

Коммуникация – составная часть процесса общения

Коммуникация – это процесс обмена информацией, являющийся неотъемлемой частью общения. Таким образом, коммуникация не тождественна не только общению, но и другим составляющим данного процесса. Важно уяснить, чем именно они различаются.

Чем же отличаются

  1. Коммуникация и взаимодействие? Коммуникация – акт чисто теоретический, она не предполагает действий либо поступков для изменения взглядов оппонента либо мотивировки его на определенного рода активность.
  2. Коммуникация и взаимовосприятие? Коммуникация не включает индивидуальных ощущений субъекта общения. Однако изложенная с ее помощью информация может повлиять на процесс взаимовосприятия оппонентов, а коннотативная окраска и способы коммуникации могут претерпевать изменения в зависимости от восприятия друг друга субъектами общения.

Для успеха процесса коммуникации, который должен привести к оптимизации деятельности группы субъектов общения, все без исключения участники процесса должны использовать один ряд понятий и символов, быть заинтересованными во взаимодействии, и, кроме того, сосредоточенными на усвоении и принятии передаваемой информации.

Коммуникация осуществляется за счет следующих средств:

Отличия коммуникации от общения

Коммуникация – важная, но далеко не единственная составляющая общения. Этот несомненно многогранный процесс приема и передачи информации не затрагивает сложных межличностных связей, непрерывно возникающих между субъектами общения. Также коммуникация не затрагивает образное мышление, которым пользуются все без исключения люди, общаясь друг с другом. И, в третьих, в нее не включены аспекты межличностного взаимодействия между людьми.

Коммуникация оптимизирует совместную деятельность общающейся группы, не являясь при этом деятельностью. Поступки не имеют никакого отношения к процессу обмена информацией, они лишь могут являться его последствиями. Обычно поэтому эффективное коммуницирование достигается в разы проще, чем успешное выполнение других стадий общения.

Для лучшего обмена информацией и идеями люди придумали множество инструментов: единый для всей группы язык и диалект, специализированные термины и понятия, ясные для каждого члена группы невербальные знаки и символы.

Эти средства приняты и закреплены в общении отдельно взятой группы людей, которых связывает один или несколько аспектов жизни (работа, национальность, хобби, идеи и так далее). Это могут быть, к примеру, друзья, члены одной семьи, спортивная команда, граждане одной страны, носители конкретного языка. Деление не всегда зависит от территории либо времени: своя система знаков может быть частью жизни, например, представителей одной субкультуры (панки, скинхеды, готы и так далее).

Коммуникация, взаимовосприятие и взаимодействие – части общения

Чтобы раз и навсегда выяснить, в чем отличия коммуникации и общения, следует сравнить характеристики трех вышеназванных процессов и возможные объекты их приложения.

Итак, коммуникация, как уже говорилось выше, преследует одну цель – обмен информацией. Успешно коммуницировать можно не только с человеком, но и с так называемым иллюзорным партнером (к примеру, животным, которое до определенной степени понимает человеческий язык) либо неживым объектом (книгой, компьютером).

Взаимодействие переводит процесс общения из теоретической плоскости в практическую. Это есть ни что иное, как совершение действий во имя общей цели, направленных на активность, выгодную для всех членов группы. Потенциальным объектом здесь уже не может выступать животное. Остаются человек либо неживой объект.

Взаимовосприятие подключает к процессу общения личностную составляющую. Это взаимное влияние на психологическое состояние субъектов общения, а также формирование личностного восприятия других членов группы. Данная составляющая общения доступна только парам «человек — человек».

vchemraznica.ru

Общение как коммуникация

Человек – существо социальное (то есть, коллективное). В процессе жизнедеятельности люди вынуждены взаимодействовать, обмениваться информацией в той или иной форме. Кроме того, люди могут вступать в коммуникацию и обмениваться информацией с другими существами (например, животными) и техническими устройствами.

Общение и коммуникация

Мы зачастую путаем понятия общения и коммуникации.

Различать два этих понятия несложно: слово «коммуникация» употребляется для выделения технико-информационной стороны общения, слово «общение» наиболее удобно определять как социально-психологическую сторону коммуникации.

Общение, как таковое может возникать лишь между двумя живыми субъектами, коммуникация же возможна и между неживыми объектами (то есть устройствами).

По большому счету, общение есть многоплановый процесс психической, интеллектуальной и речевой деятельности человека, с мотивацией на установление и развитие контактов с другими существами.

Коммуникация, по сути, является совокупностью вербальных и невербальных действий, обеспечивающих и обуславливающих обмен информацией (необязательно на межличностном уровне).

Коммуникативные процессы протекают в средах действия различных знаковых систем (различные системы письма, числовые и другие символы, дорожные и другие знаки, условные обозначения, цветовые и звуковые сигналы и обозначения). Основой функционирования любой знаковой системы, как системы обмена информацией является изначальная взаимная договоренность. Использование таких систем делает возможным дистанцированный (по времени и пространству) обмен информацией.

Общение как коммуникация

Общение как процесс коммуникации является такой формой межличностных отношений, которая сочетает в себе коммуникативные функции с перцептивными и интерактивными. Коммуникативный аспект общения рассматривает обмен информацией, перцептивный – регулирование восприятия субъектов друг другом, а интерактивный способствует организации взаимодействия личного, официального или делового характера между людьми.

Все мы (по крайней мере, большинство) вынуждены вступать в деловые взаимодействия, а потому, правильная организация делового общения как процесса коммуникации – важный вопрос практически для любого человека в любом социальном статусе. В данном случае общение выступает как средство организации коммуникации.

Эффективность коммуникации в процессе делового общения определяется, прежде всего, правильным использованием средств коммуникации (то есть, коммуникативных способностей, а именно: знаний, умений и социальных навыков). В деловом общении весьма важно владение культурой речи (в широком смысле и на разных уровнях). Также весьма важно уметь задавать вопросы, анализировать и оценивать ответы, делать выводы, осознавать и преодолевать различные возможные коммуникативные барьеры.

Обыкновенно содержание информации передается при помощи речи, что искажает ее смысл определенным образом. Это неизбежный побочный эффект. Чтобы максимально оптимизировать организацию процесса делового общения следует руководствоваться несколькими практическими правилами:

  1. Структура предложения должна быть не громоздкой и понятной второму участнику (участникам).
  2. Предложение должно содержать законченную мысль, быть точным и наглядным.
  3. Голос, тон и экспрессивность являются сильными инструментами, которыми следует уметь пользоваться. Речь ни в коем случае не должна быть монотонной.
  4. Следует уметь вовремя сделать паузу, это способствует сосредоточению и, в конечном счете, взаимопониманию.
  5. Используемый словарь следует расширять (хорошо, если он включает не менее 3000 смысловых единиц).
  6. Старайтесь чаще использовать в речи не существительные, а глаголы – это придает речи наглядность. Используйте не пассивную, но активную форму глаголов.
  7. Старайтесь не использовать безличные описания.
  8. В начале разговора договоритесь с участниками делового общения об используемых рабочих понятиях.

kak-bog.ru

Чем общение отличается от коммуникации

Важность общения

Постоянные взаимодействия между членами общества обуславливаются на двух уровнях. С одной стороны, это социальная жизнь – то есть жизнь, полезная для общества, с другой стороны – личная жизнь, которую человек выстраивает произвольно в зависимости от своих индивидуальных потребностей в общении. То есть, на первом – социальном – уровне мы все взаимодействуем между собой, вне зависимости от того, хотелось бы нам того или нет.

На этом уровне обеспечивается поддержание общественного устройства и порядка, каждый член общества вносит свой вклад в функционирование этой отлаженной системы, являясь одновременно и потребителем товаров и услуг, и производителем, а также поддерживает институты медицины, образования и правопорядка. Поэтому общение – неотъемлемая часть жизни человека, как социального организма. Многие путают коммуникации и общение. Отличия, между тем, довольно существенны.

Общение – многосложный процесс

В повседневной жизни мы воспринимаем общение как само собой разумеющееся, и не разделяем его на составные части. Мы не задумываемся, например, о своих действиях, когда утром за завтраком просим кого-нибудь поставить поближе сахарницу. Однако с точки зрения психологии общению можно дать определенную характеристику и выделить основные аспекты. Здесь существуют две разные области – объективная и субъективная. Объективная область общения выражается в фактических связях, таких, как зависимость, подчинение, кооперативность, взаимовыручка. Субъективная область выражается в личностных отношениях участников друг к другу. При этом объективная и субъективная области находятся под непрестанным взаимным влиянием. Общение, как сложный процесс налаживания и поддержания контактов между людьми, осуществляется путем коммуникации, взаимодействия, и взаимовосприятия, и нужно понимать, чем общение отличается от коммуникации.

Коммуникация как часть общения

Коммуникация, как один из аспектов общения, являет собой процесс обмена информацией. Важно усвоить не только чем общение отличается от коммуникации, но и разницу между коммуникацией и другими составляющими общения. В отличие от взаимодействия, она несет чисто теоретический характер, без практических действий и поступков, влияя на взгляды оппонента и мотивируя его к определенной активности. И, в отличие от взаимовосприятия, она не включает в себя субъективных ощущений индивида, хотя может влиять на взаимовосприятие, а также способ и окраска коммуницирования могут изменяться в зависимости от взаимовосприятия. Можно сказать, что коммуницирование – это способ непосредственного влияния людей друг на друга. Важно понимать, что здесь имеется в виду именно процесс взаимного обмена информацией, который ведет к оптимизации совместной деятельности. Для успешного коммуницирования все участники должны иметь общий свод символов и понятий, быть взаимозаинтересованными, а также сосредоточенными на усвоении и принятии информации. К средствам коммуникации можно отнести устную и письменную речь, невербальное взаимодействие.

Коммуникация и общение – не одно и то же

Чем общение отличается от коммуникации? Коммуникация является всего лишь одной из составляющих многогранного процесса общения. Несмотря на то что она является двусторонним механизмом передачи и принятия информации, она не может описать сложных личностных связей, возникающих между людьми. Коммуникация непосредственно не выражает образность мысли, которая возникает в голове человека относительно своего собеседника. А также она не включает в себя другие проявления человеческого взаимодействия. Оптимизируя совместную деятельность, сама она деятельностью не является, и все поступки выходят за рамки коммуникации. По этой причине, как правило, достичь эффективного коммуницирования намного проще, чем преуспеть в остальных аспектах – для осуществления качественного обмена информацией и идеями существует множество различных инструментов. Чтобы достоверно сообщать о своих намерениях, передавать данные, задавать вопросы, люди пользуются едиными языком, специфическими понятиями, понятными жестами и символами. Вне зависимости от того, чем общение отличается от коммуникации, это все средства, общепринятые среди конкретной группы лиц, размер которой может быть абсолютно любой – неважно, это два человека, одна семья, спортивная команда, служащие офиса, работники одной сферы, граждане одного государства, носители одного языка, или все люди в мире. Это деление может также не зависеть от временных или территориальных рамок, своя система знаков и выражений может существовать в пределах, скажем, определенной субкультуры.

Коммуникация, взаимодействие и взаимовосприятие как составные части общения

Чтобы понять, чем общение отличается от коммуникации, в чем разница между коммуникацией и другими составляющими общения, нужно рассмотреть еще один важный момент.

Коммуникация, в отличие от полноценного общения, может осуществляться с иллюзорным партнером, например, с животным.

Все мы знаем, что животные поддаются дрессировке. Кроме того, учеными доказано, что многие виды животных понимают человеческую речь и, более того, реагируют на нее сообразно ситуации.

Она возможна даже с неживым объектом, таким, как компьютер, или другой оперативно-вычислительный прибор.

Наглядно показывая, чем общение отличается от коммуникации, таблица приводит для сравнения характеристики различных составляющих общения и их относительность касательно потенциального объекта.

Общение
Составляющая общенияХарактеристикаПотенциальный объект
КоммуникацияОбмен информациейЧеловек, иллюзорный партнер, неживой объект
ВзаимодействиеСовершение действий, направленных на общую активностьЧеловек, иллюзорный партнер
ВзаимовосприятиеФормирование субъективного восприятия и взаимное психологическое влияниеЧеловек

Эффективная коммуникация – составляющая полноценного общения

Эффективность коммуникации складывается из нескольких факторов, степень значения которых нельзя определить однозначно, вследствие индивидуальных особенностей разных людей. На успешность обмена информацией оказывают воздействие доступность и понятность информации, ее ценность, и, как правило, уникальность, а также авторитетность говорящего и персональные симпатии или антипатии. Отличие общения от коммуникации в том, что при полноценном общении происходит не только передача и усвоение определенных посланий, но также деятельность направлена на формирование восприятия одного человека другим, на выстраивание межличностных мостов и на всестороннее развитие отношений.

fb.ru

Коммуникация и общение | Психология отношений

Коммуникация и общение

1. Общение – процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление (развитие) отношений, взаимовлияние, регуляцию совместной деятельности.

В процессе общения происходит:

В общении выделяются:

— содержание (передаваемая информация),

— средства; могут быть естественными (жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения) и искусственными (языки, письменность, технические средства).

2. Общение и коммуникация – нетождественные понятия. Общение шире; под коммуникацией понимается лишь обмен информацией.

Структура общения по Г. М. Андреевой:

— коммуникативная составляющая – непосредственно обмен информацией,

— интерактивная составляющая – взаимодействие людей,

— социально-перцептивный аспект – восприятие и познание людьми друг друга.

Функции общения (по Борису Федоровичу Ломову):

— информационно-коммуникативную (передача информации),

— регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и организация совместной деятельности),

— аффективно-коммуникативная (передача эмоций).

Структура коммуникации по Гарольду Ласуэллу:

— кинетика (мимика, пантомимика),

— паралингвистика (интонация, паузы, покашливания и т. п.),

— проксемика (организация пространства и времени в общении),

— визуальное общение (контакт глаз).

Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, намеренным и ненамеренным.

Часто невербальное общение помогает получить информацию:

— о признаках принадлежности человека к социальным группам,

— о физическом и психологическом состоянии человека,

— об эмоциональном отношении человека к чему-либо,

— о возможных вариантах поведения человека,

— о степени воздействия на человека тех или иных события,

— о психологическом климате в группе.

3. Коммуникативные способности – это умения и навыки общения, от которых зависит его успешность.

Этапы онтогенеза общения:

— до 2-3 месяцев – биологическое по содержанию, контактное общение, служащее удовлетворению органических потребностей ребенка,

— от 2-3 до 8-10 месяцев – начальный этап познавательного общения,

— от 8-10 месяцев до 1,5 лет – возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности,

— от 1,5 до 3 лет – появление простейшего делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры,

— от 3 до 6-7 лет – становление произвольности в выборе и использовании разнообразных средств общения, развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры,

5. Социальная перцепция – отражение социальной действительности и человека человеком (межличностная перцепция).

Социально-психологическая компетентность = межличностная компетентность + коммуникативная компетентность.

На глубину, всесторонность, объективность и скорость познания другого человека влияют:

— темперамент, экстра- и интроверсия,

— профессиональные и личностные особенности субъекта межличностного познания.

Коммуникация и общение — чем отличаются эти понятия?

Любой из членов человеческого общества взаимодействует с другими на двух уровнях: социальной жизни (полезной для всего общества, открытой по принципу «доступно всем») и жизни личной, которая выстраивается в зависимости от индивидуальных потребностей человека в общении.

Первый, социальный, уровень взаимодействия отличает тот факт, что общение на нем присутствует вне зависимости от желания индивидуума. От нормального функционирования этой системы зависит поддержание общественного порядка и привычного для всех мироустройства. Каждый человек вносит посильный вклад в работу системы, являясь потребителем или поставщиком услуг либо товаров, поддерживая институты правопорядка, медицины и образования.

Таким образом, общение – неотъемлемая часть социальной жизни любого человека. Термин «коммуникация» не совсем тождественен вышеописанному процессу. Вот почему стоит разобраться, чем же отличаются общение и коммуникация.

Повседневное общение большинство людей воспринимают как нечто само собой разумеющееся, не подлежащее разделению на составные части. К примеру, попросив кого-то из домашних за завтраком подвинуть ближе кофейник, большинство людей свои действия не анализируют.

Психологи, напротив, дают процессу общения характеристику, выделяя основные его аспекты и составляющие. Общение разделяется на две области: объективную и субъективную. Первая находит свое выражение в таких сильных связях, как зависимость и созависимость, подчинение и стремление контролировать, взаимовыручка и кооперативность. Субъективная область общения – это не поддающиеся структуризации межличностные отношения участников процесса. Объективная и субъективная области общения непрерывно влияют друг на друга.

Общение – непростой процесс поддержания и налаживания социальных и межличностных контактов – происходит за счет коммуникации, восприятия собеседника и взаимодействия с ним.

Коммуникация – это процесс обмена информацией, являющийся неотъемлемой частью общения. Таким образом, коммуникация не тождественна не только общению, но и другим составляющим данного процесса. Важно уяснить, чем именно они различаются.

  1. Коммуникация и взаимодействие? Коммуникация – акт чисто теоретический, она не предполагает действий либо поступков для изменения взглядов оппонента либо мотивировки его на определенного рода активность.
  2. Коммуникация и взаимовосприятие? Коммуникация не включает индивидуальных ощущений субъекта общения. Однако изложенная с ее помощью информация может повлиять на процесс взаимовосприятия оппонентов, а коннотативная окраска и способы коммуникации могут претерпевать изменения в зависимости от восприятия друг друга субъектами общения.

Для успеха процесса коммуникации, который должен привести к оптимизации деятельности группы субъектов общения, все без исключения участники процесса должны использовать один ряд понятий и символов, быть заинтересованными во взаимодействии, и, кроме того, сосредоточенными на усвоении и принятии передаваемой информации.

Коммуникация осуществляется за счет следующих средств:

Коммуникация – важная, но далеко не единственная составляющая общения. Этот несомненно многогранный процесс приема и передачи информации не затрагивает сложных межличностных связей, непрерывно возникающих между субъектами общения. Также коммуникация не затрагивает образное мышление, которым пользуются все без исключения люди, общаясь друг с другом. И, в третьих, в нее не включены аспекты межличностного взаимодействия между людьми.

Коммуникация оптимизирует совместную деятельность общающейся группы, не являясь при этом деятельностью. Поступки не имеют никакого отношения к процессу обмена информацией, они лишь могут являться его последствиями. Обычно поэтому эффективное коммуницирование достигается в разы проще, чем успешное выполнение других стадий общения.

Для лучшего обмена информацией и идеями люди придумали множество инструментов: единый для всей группы язык и диалект, специализированные термины и понятия, ясные для каждого члена группы невербальные знаки и символы.

Эти средства приняты и закреплены в общении отдельно взятой группы людей, которых связывает один или несколько аспектов жизни (работа, национальность, хобби, идеи и так далее). Это могут быть, к примеру, друзья, члены одной семьи, спортивная команда, граждане одной страны, носители конкретного языка. Деление не всегда зависит от территории либо времени: своя система знаков может быть частью жизни, например, представителей одной субкультуры (панки, скинхеды, готы и так далее).

Коммуникация, взаимовосприятие и взаимодействие – части общения

Чтобы раз и навсегда выяснить, в чем отличия коммуникации и общения, следует сравнить характеристики трех вышеназванных процессов и возможные объекты их приложения.

Итак, коммуникация, как уже говорилось выше, преследует одну цель – обмен информацией. Успешно коммуницировать можно не только с человеком, но и с так называемым иллюзорным партнером (к примеру, животным, которое до определенной степени понимает человеческий язык) либо неживым объектом (книгой, компьютером).

Взаимодействие переводит процесс общения из теоретической плоскости в практическую. Это есть ни что иное, как совершение действий во имя общей цели, направленных на активность, выгодную для всех членов группы. Потенциальным объектом здесь уже не может выступать животное. Остаются человек либо неживой объект.

Взаимовосприятие подключает к процессу общения личностную составляющую. Это взаимное влияние на психологическое состояние субъектов общения, а также формирование личностного восприятия других членов группы. Данная составляющая общения доступна только парам «человек — человек».

Коммуникация и общение

Существуют три позиции специалистов по проблеме соотношения понятий «коммуникация» и «общение».

1. Отождествлении смысла/значения данных понятий ( = коммуникацию можно рассматривать как общение, взаимодействие между людьми).

2. Разграничение понятий «коммуникация» и «общение».

1) общение имеет и практически (материальный), и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом — передачей тех или иных сообщений;

2) Коммуникация есть субъект-объектная связь, где субъект передает некую информацию, а объект ее пассивно получает. К. является процессом однонаправленным. Общение представляет собой субъект-субъектную связь, при которой нет отправителя и получателя сообщений, а есть собеседники, соучастники общего дела. К. носит двунаправленный характер. Коммуникация — монологична, общение — диалогично .

По А.В. Соколову, общение — это одна из форм коммуникационной деятельности.

Г.М. Андреева рассматривает общение как более широкую категорию, чем чем коммуникация и выделяeт в структуре общения три взаимосвязанные стороны:

1) коммуникативную, или собственно коммуникацию, которая состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

2) интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;

3) перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Соотношение понятий коммуникация и общение рассматривается в зависимости от того содержания, которое в них вкладывается. Поэтому в одних случаях коммуникация выступает лишь как информационная сторона, аспект общения; в других, наоборот, общение выступает стороной, или формой, коммуникации.

Итак, что мы имеем?

Инвариантом большинства определений коммуникации выступает понятие информации или информационного обмена. Общение — это процесс, имеющий ярко выраженный информационный характер. Именно поэтому в зависимости от трактовки информации мы можем получить различные представления о коммуникации и общении и их соотношении.

Если рассматривать информацию лишь как сведения, которыми обмениваются люди, то необходимо признать более широкий характер понятия «общение», включающего наряду с информационной стороной взаимодействия людей его интерактивную и перцептивную стороны. Однако, если рассматривать информацию как атрибутивное свойство материи, меру ее организации, отражение разнообразия в явлениях живой и неживой природы, то тогда всякое взаимодействие в материальном мире можно описывать в терминах коммуникации. В таком случае понятие коммуникации становится более широким, чем понятие общение.

3. Третий подход к проблеме соотношения указанных понятий состоит в том, что коммуникации – это любой информационный обмен, социальная коммуникация – информационный обмен в обществе, а общение — вербальный вид социальной коммуникации.

«Общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфически человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляются прежде всего вербально, с помощью языка (речи или текста). Все информационные процессы в обществе можно обозначить термином «социальная коммуникация». Таким образом, самым общим понятием становится «коммуникация» (информационный обмен), менее широким — «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе) и, наконец, наиболее узким, обозначающим особую разновидность «социальной коммуникации», осуществляющуюся на вербальном уровне обмена информацией в обществе, — «общение».

Общение как коммуникация

Человек – существо социальное (то есть, коллективное). В процессе жизнедеятельности люди вынуждены взаимодействовать, обмениваться информацией в той или иной форме. Кроме того, люди могут вступать в коммуникацию и обмениваться информацией с другими существами (например, животными) и техническими устройствами.

Общение и коммуникация

Мы зачастую путаем понятия общения и коммуникации.

Различать два этих понятия несложно: слово «коммуникация» употребляется для выделения технико-информационной стороны общения, слово «общение» наиболее удобно определять как социально-психологическую сторону коммуникации.

Общение, как таковое может возникать лишь между двумя живыми субъектами, коммуникация же возможна и между неживыми объектами (то есть устройствами).

По большому счету, общение есть многоплановый процесс психической, интеллектуальной и речевой деятельности человека, с мотивацией на установление и развитие контактов с другими существами.

Коммуникация, по сути, является совокупностью вербальных и невербальных действий, обеспечивающих и обуславливающих обмен информацией (необязательно на межличностном уровне).

Коммуникативные процессы протекают в средах действия различных знаковых систем (различные системы письма, числовые и другие символы, дорожные и другие знаки, условные обозначения, цветовые и звуковые сигналы и обозначения). Основой функционирования любой знаковой системы, как системы обмена информацией является изначальная взаимная договоренность. Использование таких систем делает возможным дистанцированный (по времени и пространству) обмен информацией.

Общение как процесс коммуникации является такой формой межличностных отношений, которая сочетает в себе коммуникативные функции с перцептивными и интерактивными. Коммуникативный аспект общения рассматривает обмен информацией, перцептивный – регулирование восприятия субъектов друг другом, а интерактивный способствует организации взаимодействия личного, официального или делового характера между людьми.

Все мы (по крайней мере, большинство) вынуждены вступать в деловые взаимодействия, а потому, правильная организация делового общения как процесса коммуникации – важный вопрос практически для любого человека в любом социальном статусе. В данном случае общение выступает как средство организации коммуникации.

Эффективность коммуникации в процессе делового общения определяется, прежде всего, правильным использованием средств коммуникации (то есть, коммуникативных способностей, а именно: знаний, умений и социальных навыков). В деловом общении весьма важно владение культурой речи (в широком смысле и на разных уровнях). Также весьма важно уметь задавать вопросы, анализировать и оценивать ответы, делать выводы, осознавать и преодолевать различные возможные коммуникативные барьеры.

Обыкновенно содержание информации передается при помощи речи, что искажает ее смысл определенным образом. Это неизбежный побочный эффект. Чтобы максимально оптимизировать организацию процесса делового общения следует руководствоваться несколькими практическими правилами:

Источники: Коммуникация и общениекоммуникация и общение 1. Общение – процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление (развитие) отношений, взаимовлияние, регуляцию совместнойhttp://dedovkgu.narod.ru/porm/porm19.htmКоммуникация и общение 1Коммуникация и общение — чем отличаются эти понятия? Любой из членов человеческого общества взаимодействует с другими на двух уровнях: социальной жизни (полезной для всего общества, открытойhttp://vchemraznica.ru/kommunikaciya-i-obshhenie-chem-otlichayutsya-eti-ponyatiya/Коммуникация и общение 2Коммуникация и общение Существуют три позиции специалистов по проблеме соотношения понятий «коммуникация» и «общение». 1. Отождествлении смысла/значения данных понятий ( = коммуникацию можноhttp://helpiks.org/5-87930.htmlОбщение как коммуникацияОбщение как коммуникация Человек – существо социальное (то есть, коллективное). В процессе жизнедеятельности люди вынуждены взаимодействовать, обмениваться информацией в той или иной форме.http://kak-bog.ru/obshchenie-kak-kommunikaciya

psiholog4you.ru

понятие, определение, виды, классификации и основные принципы

Люди - это не только биологические существа, но и социальные личности. Человеку мало удовлетворения только естественных, природных потребностей. Помимо желаний в еде, воде, сне, продолжении своего рода каждому необходимо реализовать себя в обществе. Найти себя, своё «я», выплеснуть свою энергию и умения во что-то нужное людям, стать полезным, а в ответ получить признание и чувство собственного удовлетворения. Это действительно важно для всего человечества. Для того чтобы находиться в обществе, быть среди людей и выражать свои чувства, мысли, идеи, человеку нужно общение. Коммуникации встречаются повсеместно, где бы ни находилась та или иная личность, в какой бы отрасли занятий себя ни нашла, всегда необходимо встречаться с людьми, наставлять их или, наоборот, перенимать их идеи.

Что же такое коммуникации?

Сейчас в русском языке очень много новых, заимствованных слов. Так и термин "коммуникации" пришёл к нам от латинского слова communico, что в русском языке означает "общий", "совместный". В связи с этим зачастую говорят, что слово «коммуникации» является синонимом общения.

Это ситуация, когда 2 или более человек переговариваются на темы, которые знакомы обеим сторонам. Они могут советоваться, спорить, высказывать своё мнение, но собеседник всегда принимает эту информацию и представляет обратную ответную реакцию в форме коммуникации. Понятие, виды данного термина необходимы для понимания и правильного общения.

Классификационная структура

Коммуникации — понятие достаточно сложное, но имеющее свою структуру. Коммуникации можно подразделить на 2 больших группы: организационные и межличностные. Последняя состоит из формальных и неформальных. Из названий подгрупп становится понятно, что есть коммуникации, которые проводятся по правилам, с нужной интонацией, с определённой официальностью, присущей тому или иному мероприятию. А есть неформальные, то есть это то, как мы общаемся со своей семьёй, друзьями, не соблюдая особых правил и предписаний, а ведём себя естественно и непринуждённо.

Организационные коммуникации можно разделить на внешние, которые происходят между самой организацией и окружающей её внешней средой, а также внутренние, которые происходят внутри компании между различными подразделениями и ветвями власти. Эта группа, в свою очередь, подразделяется на горизонтальную интеграцию, то есть общение между подразделениями одного уровня, и вертикальную, между начальниками и подчинёнными. Так, коммуникации — понятие требующее своего специфического подхода и понимания.

Основные термины сферы коммуникаций

Основные понятия коммуникаций:

  1. Культура речи - это правильное, корректное употребление языковых элементов для общения. Каждый уважающий себя человек знает и понимает, каким образом он может и должен вести себя в той или иной обстановке, а какое поведение просто неприемлемо.
  2. Речевое общение — это случайное или целенаправленное использование речевых конструкций для высказывания своего мнения и поддержания разговора.
  3. Речевое поведение — использование тех или иных оборотов в различных ситуациях (на работе, в компании друзей, в семье, в школе и т. д.)
  4. Речевое событие состоит из двух элементов: конкретной жизненной ситуации, обстановки, в которой происходит разговор, и непосредственно самого языка, на котором и совершаются переговоры.
  5. Речевая деятельность — это своего рода обособленное, целенаправленное воздействие на людей с помощью языка.

Таким образом, коммуникации — понятие, включающее в себя целый набор языковых структур, участвующих в обмене информацией.

Понятие общения

Общение же - это многоплановый, сложный процесс развития и установления контактов между людьми. Он порождается потребностью в проведении общей, совместной деятельности, а также включает в себя обмен информацией, который выработан единой стратегией взаимодействия или понимания.

Виды общения

Существует 2 вида общения:

  1. Вербальное. Это общение, при котором контакт между людьми происходит посредством слов, предложений. Это вид, к которому мы прибегаем ежедневно в устной или письменной форме, но так или иначе мы складываем звуки в слова, а из них создаём целые высказывания, отражающие мысли и идеи каждого из нас.
  2. Невербальное. Средством выражения своих эмоций при данном виде общения являются своего рода невербальные действия, такие как жесты, мимика, поза человека, взгляды, интонации, территориальное расположение и дистанция по отношению к собеседнику и так далее. Понятие и виды невербальных средств коммуникации - достаточно интересная тема для изучения. Так как такие методы общения помогают прочувствовать собеседника и сделать большой шаг ему навстречу.

Методы воздействия партнёров в процессе общения

В процессе общения всегда происходит невольное доминирование одного из собеседников. Он может убеждать своего товарища в чём-то или, наоборот, разубеждать, давать советы или осуждать за какой-либо проступок. Таким образом, в науке выделяют 4 способа и метода воздействия партнёров друг на друга:

  1. Заражение — ситуация, когда происходит невольная, бессознательная подверженность человека конкретному психическому состоянию. То есть когда партнёр в буквальном смысле заражает вас своей идеей, кроме неё, вы перестаёте что-либо видеть.
  2. Внушение - неаргументированное, целенаправленное воздействие человека на своего собеседника. Зачастую такой метод мы встречаем в магазинах, когда продавцы буквально всовывают нам товар, расписывая его достоинства. Хотя плюсы продукта могут быть не всегда обоснованы.
  3. Убеждение — данный способ воздействия основан на том, чтобы с помощью приведения аргументированных доводов добиться согласия от человека, который принимает информацию. То есть не пустые слова, а обоснованные высказывания, способствующие принятию нужной вам информации.
  4. Подражание — в отличие от внушения и заражения этот метод состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт другого человека, а конкретное воспроизведение образа демонстрируемого поведения. То есть собеседник старается стать в ту же позу, так же разговаривать, так же себя вести, как и его партнёр. Зачастую такое поведение способствует раскрепощению и убеждению человека.

Цель коммуникационного процесса

Следует понимать, в чём состоит весь цикл, когда рассматривается понятие коммуникации. Коммуникационный процесс состоит в обмене информацией. Он может происходить между группой людей или лично с партнёром.

Если говорить о понятии процесса коммуникаций, то цель данного процесса - донести необходимую информацию так, чтобы собеседник понял, о чём идёт речь. Однако использование определённых речевых оборотов не является гарантией того, что партнёр вас понял и принял информацию.

Базовые элементы коммуникационного процесса

Для достижения обоюдного понимания между собеседниками необходимо следовать следующим звеньям целого процесса.

Существуют четыре звена:

  1. Получатель — это тот человек, который слушает и непосредственно воспринимает всю информацию.
  2. Поток связи — то, с помощью чего происходит передача той или иной информации.
  3. Сообщение — та информация, которую хочет донести человек до своего собеседника.
  4. Отправитель — то лицо, которое непосредственно отправляет и доводит нужную информацию до партнёра.

Таким образом, понятие коммуникации и коммуникативного процесса говорит о том, что они являются взаимодополняющими элементами одной структуры.

Основные отличия коммуникации от общения

Понятие общения и коммуникации говорит о том, что они довольно схожи, и большинство из нас не различает их в разговоре. Однако эти слова не синонимы, они имеют ряд различий:

  1. В общении, в отличие от коммуникаций, помимо получения информации и проведения её анализа важны также эмоциональный фон и непосредственно само содержание данных.
  2. Основной, главной функцией общения является установление контактов между партнёрами, а в случае с коммуникациями главное - установить и подобрать способы связи, то есть выбрать вербальные или невербальные средства выражения мнения.
  3. Общение - это более общее понятие, которое включает в свою структуру термин "коммуникации".

Заключение

В заключение нужно упомянуть тот факт, что коммуникации — понятие многоплановое, требующее тщательного рассмотрения и изучения для донесения нужной информации. Зная все тонкости этого дела, можно предоставить собеседнику ту информацию, которая нужна именно вам. Применяя разные речевые обороты, невербальные средства общения и принимая во внимание содержание данных и эмоциональный фон собеседника, можно создать идеальную среду для коммуникативного процесса. Необходимо помнить правила и соблюдать цензуру общения во время деловых переговоров, а при личной, неофициальной встрече можно расслабиться и быть собой. Запоминание и употребление таких элементарных правил станет залогом прекрасного дружеского общения и надёжных успешных заключений контрактов.

fb.ru

Коммуникация - это... Что такое Коммуникация?

Коммуника́ция

(лат. communicatio, от communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д. — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. В отличие от коммуникации животных (биологически целесообразного совместного поведения, направленного на адаптацию к среде и регулируемого, в частности, сигнализацией), человеческие формы коммуникации характеризуются главным образом функционированием языка — «важнейшего средства человеческого общения» (В. И. Ленин). В коммуникативной функции язык проявляет свою орудийно-знаковую сущность, благодаря чему коммуникация становится важнейшим механизмом становления индивида как социальной личности, проводником установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки. Индивидуальные мотивации и формы поведения могут быть приняты социумом, если они представляют собой вариации в определённых границах; коммуникация является средством коррекции асоциального проявления индивида или группы. Будучи социальным процессом, коммуникация служит формированию общества в целом, выполняя в нём связующую функцию.

Коммуникация складывается из коммуникативных актов (единица коммуникации), в которых участвуют коммуниканты, порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие их. Начальный и заключительный этапы коммуникации средствами национального языка (порождение и интерпретация текста, понимание) восходят к механизмам внутренней речи, её глубинным структурам на уровне УПК (универсально-предметный код мышления, по Н. И. Жинкину), где национально-языковая специфика нейтрализована общечеловеческими схемами смыслообразования. Напротив, в поверхностных структурах собственно коммуникации эксплицируется высказывание (текст), где все составляющие образуют национально-языковой вербализованный продукт, призванный информировать о каких-либо идеях, интересах, эмоциях коммуникантов. В коммуникацию при непосредственном общении коммуникантов входят и невербальные компоненты, например жесты, мимика и т. п. (см. Кинесика). Коммуникация в любом случае обусловлена экстралингвистическими факторами (ситуативная конкретность, пресуппозиция, национально-культурная традиция). Коммуникация может осуществляться средствами вторичных семиотических систем («языки наук», музыкальная нотация, правила игр, азбука Морзе, языки программирования в диалоге с ЭВМ) или же средствами «первичных языков» (пантомима, система жестов). Понятие коммуникации используется также в теории информации, в исследованиях, разрабатывающих проблему «искусственного интеллекта», задачи создания диалоговых систем «человек — компьютер». При этом коммуникация понимается как синоним «общения». Математический и технический подход к проблематике коммуникации, наблюдаемый в концепциях К. Э. Шеннона, К. Черри и большинства зарубежных кибернетиков, создававших компьютеры 1—3‑го поколений, ограничивал содержание коммуникации машинными возможностями, условиями функционирования технических систем. Последующие проекты и реализации компьютеров 4—5‑го поколений показали в ходе их теоретических обсуждений (Н. Нильсон, Д. А. Поспелов, А. Эндрю, Дж. Симонс и другие), что при любой форме коммуникации человеческого типа или даже её машинной имитации невозможно ограничиваться пониманием коммуникации в связи с «кодом», «шумом» (помехами в «каналах связи»), «информацией» и её «трансляцией». При таком понимании игнорируются и факт включённости любого коммуникативного акта в совместную деятельность (речевая деятельность, таким образом, представляется самодовлеющей), и все существенные составляющие коммуникации, влияющие на выбор конкретных средств «кода», на порождение самой «информации» и на способы и результаты её интерпретации, на процесс коллективной деятельности и на функции когнитивных структур.

И. Н. Горелов.

Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.

les.academic.ru

Коммуникация и общение: цели, понятия.

Знакомство с таким психологическим феноменом, как общение, начнем со старинной притчи. Посреди пути лежал пес, мимо проходило множество людей, и каждый из них, проходя вел себя по-разному. Одни осторожно обходили стороной, чтобы не наступить на него, другие больно толкали, чтобы не мешал, еще одни охотно бросали камнями или громко на него кричали. А неподалеку сидел старый нищий. Смотрел он на все это и спросил у пса: «Почему ты здесь лежишь?", На что тот ответил: «Я ищу себе хорошего хозяина».

Если эту притчу перевести на язык современности, то можно сказать, что наша с вами жизнь - тот же путь, посреди которого мы. На нем мы встречаемся с разными людьми, все они по-разному к нам относятся, они не всегда сдержанные, часто у нас с ними возникают ссоры или просто проявляется недовольство. Такое поведение людей имеет определенное основание, которое можно объяснить с психологической точки зрения, чем, собственно, и занимается предмет психологии общения. Изучив его, можно понять других, их чувства, эмоции, желания, можно научиться, как себя вести, когда ссора не только возникла, но и переросла в конфликт, как владеть собой, своим голосом, как уметь читать невербальное поведение и т.д.

Общество представляет собой многокачественное и многоуровневую систему отношений человека к миру. Оно включает не только отношение человека к предметному миру, но и к другим людям, с которыми он вступает в прямые и косвенные контакты, то есть общение.

Психология - это раздел общей психологии, предметом которого является психологическая специфика процессов общения, которые рассматриваются под углом зрения взаимоотношений личности и общества. Говоря о психологической специфике, следует иметь в виду, что процессы общения могут быть рассмотрены не только под психологическим, а под другим углом зрения - социологическим, лингвистическим и др..

Общение по своему происхождению и содержанию - продукт отечественной науки. В англоязычной психологической литературе распространено понятие «коммуникация». Семантически «общение» и «коммуникация» почти совпадают, потому означают «общность», «соединение», «сообщение».

Дадим научное определение понятия коммуникации, которое зафиксировано в Лингвистическом энциклопедическом словаре: «Коммуникация - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».

В то же время общение является необходимым условием любой деятельности человека, но при этом имея общественную природу, а мы говорим о деятельности лишь тогда, когда эта деятельность социальна по своей сути, а не за внешними формами ее существования. Поэтому можно утверждать, что любая человеческая деятельность невозможна вне общения. Итак, коммуникация является важным элементом деятельности человека.

По концепции С.Л. Рубинштейна деятельность - это психологическое понятие, которое определяется активностью или процессуальность, а именно - специфической предметно и социально-детерминированной организацией, следует обозначать термином «деятельность». Он приписывает не самым психическим процессам, а их внешним проявлениям, формам и непосредственный действий на внешний мир - пусть это мир вещей или людей не имеет значения.

Анализируя работы Д.Н. Узнадзе, можно отметить, что для него понятие деятельности является обычная активность психики. Другой вопрос, что эта активность означает отношение субъекта к окружающей действительности.

А.В. Петровский рассматривает деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, которая регулируется осознанной целью.

Леонтьев разделяет позицию психологов школы Л.С. Выготского. Психологический анализ показывает, что внутренняя, идеальная деятельность имеет такое же строение, как и деятельность практическая. Важной психологической особенностью деятельности является то, что она включается в психическую активность отдельной личности и социально детерминирована. А.А. Леонтьев отмечает, что деятельность человека всегда социальна, независимо от того, осуществляется она непосредственно в коллективной форме или в форме индивидуальной творческой активности. В дальнейшем будем говорить о таком проявлении деятельности, как речевая деятельность, в основе которой лежит процесс общения.

Речевая деятельность и вообще общение как деятельность, в частности, является таким же видом деятельности, как производительная и познавательная деятельность, она должна в психологическом отношении такую же принципиальную организацию. Так же может рассматриваться как с точки зрения объективного результата и социальной организации. Речевая деятельность может трактоваться не только в плане психологии общения, но и как социальное взаимодействие.

Резюмируя вышесказанное, скажем, что речевая деятельность определяется как специализированное применение языка для общения (деятельность профессионального оратора, лектора, драматического актера, эстрадного певца и др.).

Известно, что общение (коммуникация) - это обмен сообщениями, информацией, которая подается в виде устных или письменных текстов язык, которым владеют собеседники. И осуществляется в речевых актах, различных по форме (диалог, полилог, монолог). Непременным участником общения, кроме говорящего, есть слушатель, реальный или воображаемый. Речь, таким образом, является конкретное говорение, устное или письменное, а также восприятие (слушание или чтение).

Что является мотивом и целью коммуникации? Принцип правильности и целесообразности определяет и наши речевые поступки. Собеседники, как правило, вступают в речевой контакт, чтобы сообщить и узнать, обсудить и договориться, предложить, побуждать к действию и др.. Даже случайный разговор в ожидании поезда вызвано мотивом (тревогой ожидания) и имеет цель (успокоить себя или собеседника).

Целью коммуникации является достижение взаимопонимания или обеспечение взаимодействия. Выяснение позиции собеседника, достижения взаимопонимания, обеспечения взаимодействия является глубинной схеме стратегии общения.

Известно, что коммуникация касается всех сфер сознательной деятельности человека. На это есть причины. Человек - социальное существо, которое может нормально жить и действовать только в окружении других людей, вместе с которыми индивид вступает в общественные структуры и выполняет общественные функции. Каждый из нас - личность, которая проявляется через социальные роли - в семье, на работе, в учебе, на отдыхе и др.. Социализация индивида, т.е. его включение в структуру общества, - это мотив, Что побуждает ДЕТЕЙ усваивать родной язык, а взрослых - вивчати иностранный язык. Итак, социализация достигается через коммуникацию. Вспомните Историю Робинзона Крузо: опинившися за социальные окруженную, он сконструировал Кузьмой условного спиврозмовника под видом дневника, с которым и обсуждал свои планы.

Таким образом, коммуникация опирается на чрезвычайно важные цели - взаимопонимание и взаимодействие и мощный мотив - потребность в социализации. Без коммуникации невозможно существование общества и, соответственно, жизни индивида. Если нет мотивов и целей, мы предпочитаем молчать, стараемся обийтись без коммуникации, если можем обийтися без чужой помощи.

Итак, главная цель коммуникации - обмен информацией различного рода. Общение и обмен информацией между людьми осуществляется не только посредством языка. С давних времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, некоторые из которых существует и поныне. Например, аборигены Африки используют язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и др.. «Язык цветов», шире на Востоке, также особой передачи информации, которую в некоторых случаях не разрешается передаваться словами (например, роза - символ любви, астр - сумму, незабудка - памяти и др..). Дорожные знаки, сигнали светофора, сигнализация флагами т.д. - все это средства передачи информации.

Большинство отечественных исследователей разграничивают Понятие «Общение» и «коммуникация», подчеркивающие, что, в отличие от коммуникации, в общении отражена вся сложность реального мира человеческих отношений с их цинностями и субьективними смислами. Кроме того, если в понятие «Общение» ударение робиться на взаимном обмене информацией (диалогичность, взаимопонимание), то в понятии «коммуникация» подчеркивается передачи информации.

Общение - это универсальная потребность человеческого бытия, которая виникае и функционируют в различных формах человеческих видносин.

Язык как важнейшее средство человеческого общения выступает также средством познания, мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является основным механизмом становления человека как существа социального, средством воздействия на личность.

Речь также является основной формой национальной культуры и прежде всего - первоосновой литературы. Общаясь между собой, люди пользуются предложениями. Итак, предложение - основная единица общения. Язык существует в виде различных актов речи, повторяющихся устно и зафиксированных с помощью письма. Количество речевых ситуаций бесконечна, потому что их содержанием является окружающий нас мир. Соответственно, бесконечная и количество наших сообщений. Как же в таком случае овладеть языком?

Известно, что, например, В. Шекспир, Толстой обходились в своих произведениях словарем, который составлял 20-25 тысяч слов. Дипломированный переводчик иностранного языка знает 4-6 тысяч слов. В рамках повседневного общения мы пользуемся примерно 2 тысячами слов. Как же нам удается ограничить бесконечность мира?

Дело в том, что огромное количество коммуникативных задач сводится к комбинации из ограниченного количества коммуникативных интенций, как арифметическая задача любой сложности состоит из последовательных действий сложения, вычитания, умножения, деления. В наших речевых актах мы информируем, убеждаем, обращаемся с просьбой, соглашаемся, делимся мнениями и оценками. Но, несмотря на многообразие коммуникативных ситуаций, число «типовых» коммуникативных задач небольшой, а соответственно - небольшой и число их стандартных решений. Мы говорим только о том, что интересует нас самих и наших собеседников. Чем чаще повторяется некоторая коммуникативная задача, тем лучше становятся средства ее речевой реализации.

Коммуникация как деятельность требует развития автоматизированных навыков, творческих речевых умений и «чувство языка». Безусловно, знания, особенно лексические, грамматические, фонетические, составляют основу, из которой развиваются навыки этой деятельности. Эти знания человек получает еще в школе. Но главный недостаток учебного процесса в школе заключается в том, что ученики, изучая язык, не обладают ею, то есть не умеют применять имеющиеся знания в конкретной речевой ситуации.

В наше время, когда гуманизация всех сфер жизни является ведущей тенденцией при решении любой проблемы, влиятельная сила языка должна активизироваться. Возникает большая потребность в использовании языковых средств во время общения друг с другом и с другими людьми, т.е. возникает проблема владения коммуникативными навыками и речевыми умениями на достаточном уровне. Владеть такими умениями и навыками - это значит уметь правильно выбрать стиль речи, подчинить форму речевого высказывания задачи общения, применить эффективные речевые средства.

Во время общения необходимо учесть такой момент: речевые навыки по своей природе являются механическими, стереотипными. Коммуникативные умения имеют творческий характер: условия общения никогда не повторяются полностью. Вспомните древнегреческого философа Гераклита: "Никто дважды не может войти в одну реку, через мгновение и он не тот, и река другая». Итак, каждый раз в соответствии с ситуацией общения человек подбирает необходимые языковые средства и речевые навыки. Поэтому приемы и формы обучения коммуникативных умений должны отличаться от приемов обучения языковым навыкам.

mednurse.ru