Пейзажная лирика: особенности (кратко). Лирика пейзажная это


Пейзажная Лирика |

« Гражданская лирика | Главная | Городская лирика »

Автор: admin | 25 Янв 2017

Пейзажная лирика

Пейзажная лирика — это описание того, что человек видит вокруг себя. Бездонное небо, шепот ветра, тихий шелест листы или умиротворение падающего снега – все это нашло отражение в стихах великих поэтов.

Довольно часто природа в стихах отражает состояние лирического героя. Она то спокойна, то радостна, а иногда наполнена грустью и переживаниями. Природа сама является олицетворением человеческой души, сквозь призму которой читать переживает различные жизненные ситуации. Пейзаж в стихах всегда прекрасен, ведь ритм и рифма позволяют с глубочайшей точностью воссоздать не только картины, но и звуки окружающего нас мира.

Природа не отделима от человека, ведь она создала его. Человеку же дано слово, чтобы описать всю ее красоту. Стихотворения на тему природы дошли до нас с самых древних времен. Неслучайно многие авторы выбрали пейзажную лирику в качестве своей основной темы, ведь природа содержит в себе всю гамму переполняющих человека эмоций.

Зари багряной полоса

Объемлет ярко небеса.

Блеснули долы, холмы, нивы,

Вершины рощ и волны рек,

Раздался утра шум игривый,

И пробудился человек.

А.С. Пушкин

Источник: http://fabulae.ru/poems.php?v=1&v2=2

О пейзажной лирике прекрасных художественным языком написал Варлам Шаламов.

Пейзажная лирика

Автор: Варлам Шаламов

В строгом смысле слова никакой пейзажной лирики нет. Есть разговор с людьми и о людском, и, ведя этот разговор, поэт глядит на небо и на море, на листья деревьев и крылья птиц, слушает собственное сердце и сердце других людей.

Пейзажной лирики нет, но есть чувство природы, без которого поэт-лирик существовать не может.

Это чувство природы есть детская способность увлеченно беседовать с птицами и деревьями, понимать их речь, как понимал ее Маугли, и уметь переводить эту речь на язык человека.

Это чувство природы есть способность сосредоточить свои душевные силы на грозах и бурях, на солнечном свете, на шуме дальней реки, на тревожных красках заката. Все, что происходит в природе, замечается и измеряется: ему дается название с помощью сравнения, образа.

Для поэта нет мертвой природы – минерал и сорванный цветок полны живой жизни.

Это чувство есть способность найти в природе человеческое, найти то, что объединяет человека с внешним миром.

Когда пишется стихотворение, то кажется, что не только поэт живет жизнью камня, но и камень живет жизнью поэта.

Это чувство есть способность видеть в явлениях природы движение человеческой души, способность подсказать и угадать ход событий. Природа сама может иногда подсказать вывод, решение, суждение. Весь мир помогает выговориться поэту.

Внимательный взгляд на природу, включение времен года в размышление о добре и зле, иллюстрация картинами природы собственного душевного состояния или состояния других людей – величайшая изобразительная сила при выполнении этих задач – вот Тютчев – одна из вершин русской пейзажной лирики.

Это чувство природы есть способность восприятия пейзажа из первых рук – без шпаргалок живописи и подсказок художественной прозы. Однако в поэзии не пишут, как в живописи, пейзажей с натуры. Пейзаж здесь – картина по памяти; скорее создание пейзажа, чем отображение.

Антропоморфизм – без которого не обходится ни один поэт – это лишь элементарное, наиболее простое выражение чувства природы поэта.

Слезы дерева, плачущая метель – это первая ступень пейзажной лирики. Но, например, сравнение листопада с перелетом птиц есть форма более сложная. В бесконечности сравнений важно удержаться от «очеловечивания» прямого и вызвать волнение, удивление, радость необычностью, точностью сравнения, говорящего о зоркости глаза. Эта зоркость и эта точность не находятся где-то далеко в неизведанных далях. Они – рядом с вами – в дождях и грозах. Надо только сказать о дожде лучше, подробнее того, что было сказано другими.

Горизонты пейзажной лирики бесконечны, кладовая природы неисчерпаема. Русская поэзия воспользовалась миллионной долей сокровищ этой кладовой.

Выразительность блоковского снега, тютчевских туч, державинского водопада не исключает обращения поэта к тем же самым тучам и снегу. Исследуя стихом природу, поэт находит в ней картины, которые сродни душевному настроению, душевной тревоге поэта. Если картины эти найдены, увидены и закреплены стихом – достигнуто главное. В этой работе сам стих помогает лучше видеть природу, точнее замечать ее изменения, ее бесконечную жизнь.

Работа над пейзажем для поэта не похожа на работу Клода Моне, который рисовал одни и те же деревья в разное время года в одной и той же перспективе.

Разное время года для поэта – это разное время души.

Пейзаж позволяет воскресить в памяти то, что поэт испытал и видел без всякого насилия над памятью. Все, что поэт заметил раньше, «незаметно» для самого себя, теперь является на бумаге, как непосредственное наблюдение.

Не надо требовать от пейзажа, чтобы он был населен людьми. Эти люди есть в любом пейзаже, где течет живая кровь стиха. Это – автор стихотворения и те люди, которые стояли рядом с ним на берегу реки или моря или на городском бульваре и чувствовали то же, что и автор. Разве в пейзажах Левитана нет человека? Разве в «пейзажной» музыке Чайковского нет человека?

Что самое главное в пейзажной лирике? Живая жизнь, живое чувство. Пейзаж, который не говорит по-человечески, – это еще не пейзаж и вряд ли годится для стиха.

Не только о деревьях, звездах и траве идет тут речь. Огромная часть природы – животные – остались как бы вне лирической поэзии. О животных пишут лишь баснописцы и детские поэты. О том, с какой силой добра, с какой душевной теплотой можно написать о животных, мы знаем от Есенина – поэта с обостренным чувством природы, знавшего единение с природой. Его березку, клен и собаку помнит каждый.

Зато многократно воспеты городские пейзажи Ленинграда, где архитектура выступает как поэт-лирик, а не только как исторический романист.

Именно в пейзажной лирике с особенной силой сказывается чувство родины, родной страны. Горы и леса родного края особенно дороги поэту. Они окружали его с детства, воспитывали его характер. Историк Ключевский много рассказал нам о влиянии географии на историю, на формирование характера русского человека. Это в равной степени относится ко всей мировой культуре, и вовсе незнакомые нам пейзажи Габриэлы Мистраль – пески, солнце и скалы Южной Америки – наделены огромной душевной силой, творческим вдохновением, которое угадывается даже сквозь неудачный перевод. Это – чужое, но не чуждое, и именно поэт сделал горы Южной Америки родными для русского читателя. Мистраль научила нас видеть Южную Америку, волноваться пейзажами другой страны.

Чувство природы, свойственное поэту-лирику, есть всегда чувство родной природы. Внимательная любовь, знание родных мест оставило нам и бунинскую темную зарю, и гулкие улицы «Медного всадника», и блоковские городские пейзажи, и пушкинское «очей очарованье».

Пейзажная лирика – вид гражданской поэзии.

Образы русской лирики, которые повторял в своем творчестве почти каждый большой поэт, – дорога, листопад, облака – ставшие классическими, традиционными, – это пейзажные образы.

Большие поэты России оставили нам такие образцы пейзажной лирики, которые сами по себе стали национальной гордостью, славой России, начиная с «Медного всадника» или «Осени» Пушкина.

В пейзажной лирике наиболее тесно ощутима связь поэта с его родными местами. Эта связь конкретна. Павлодарские пейзажи Павла Васильева не спутаешь с пейзажами Фета или с городской блоковской зимой. Каждый поэт написал строки, где видна география не только его страны, но области, края.

Велико воспитательное значение природы. Выступая в тесном союзе с природой, пейзажная лирика имеет большой воспитательный смысл и значение. Описанная поэтом природа живет в памяти людей, заставляет видеть мир лучше и подробней.

От грубого антропоморфизма поэты идут к точности, к подробности наблюдения. Дороги природы бесконечны. Точность наблюдения, точность называния, синхронность пейзажа и чувства – вот космос поэта. Сейчас мало писать о птице и дереве. Надо писать о ласточке и лиственнице, может быть, даурской.

В поисках точности лирика ищет встречи с наукой.

Краски космических далей, которые видели космонавты, и ощущения, которые знакомы Гагарину и Титову, станут достоянием земной поэзии. Но именно эти межзвездные дали зовут вглядеться еще подробнее, еще внимательнее в прекрасную нашу Землю, которая создала людей, овладевших космосом.

Думается все же, что Луне, как части классического пейзажа, не грозят поэтические неприятности. В восприятии чрезвычайно важна личная встреча, знакомство воочию. Для того, чтобы космический пейзаж вошел в стихи полнокровно, полноправно и естественно, надо, чтобы космос стал повседневностью, теми буднями, где рождается и живет истинная поэзия.

1961

Собрание сочинений: В 4-х т. / [Сост., подгот. текста и примеч. И. Сиротинской]. М.: Худож. лит.: ВАГРИУС, 1998.

Источник: http://litset.ru/stuff/12-1-0-602

Современный автор о пейзажной лирике с анализом современных стихотворений: http://www.stihi.ru/2012/06/07/7774

Темы: Без рубрики | Комментарии к записи Пейзажная Лирика отключены

Комментарии закрыты.

sibiskry.ru

Пейзажная лирика: особенности (кратко) / Теория литературы

Пейзаж (от франц. «местность, страна») — это картина природы, в искусстве созданная художественными средствами. В эпическом и лиро-эпическом произведениях используются изобразительные возможности литературы, природа описывается, в повествовании о ней важны характеристики времени года, местного колорита. Так, в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» изображена русская природа и в то время, когда «Стоял ноябрь уж у двора» (гл. 4), и после того, как «Снег выпал только в январе/На третье в ночь...» (гл. 5), и когда «в воздухе нагретом/Уж разрешалася зима» и «грязно тает/На улицах разрытый снег» (гл. 8), уступая место северному лету — «карикатуре южных зим» (гл. 4), но все же пленяющему теплом и цветеньем куртин (от франц. «клумба, группа деревьев»), лугов, сада, леса (гл. 3).

В лирике внимание уделяется не описанию природных явлений, а выражению настроений, которым они соответствуют или противоречат. Красота, разнообразие, свобода, гармоничность природы — черты, трогающие чуткого к эстетическим впечатлениям художника, который наполняет образный мир своего стихотворения их отблесками. В природе лирический герой находит отзыв своим идеальным стремлениям, неприемлемым в обществе, и поэтому у представителей романтизма они являются антитезой. Пейзажная лирика — это объединение стихотворений, написанных на одну тему, но в ее раскрытии не выстраивается преемственных связей, восприятие природы индивидуально, в нем проявляется своеобразие мироощущения.

Пейзажная картина в лирическом монологе всегда имеет выразительную цель, в связи с чем надо пытаться не только воспроизвести детали изображения, но понять, что за настроение побуждает лирического героя вглядываться в природу. Нельзя упускать ни того, ни другого аспекта: пейзаж, обрисованный тонким ценителем красоты, важен и сам по себе, однако акцентирование в нем определенных особенностей служит художественной цели, раскрыть которую значит найти ключ к тайне авторского мировоззрения.

Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. - М.: Высш. шк., 2005

classlit.ru

Пейзажная лирика. Эссе

Пейзажная лирика

В строгом смысле слова никакой пейзажной лирики нет. Есть разговор с людьми и о людском, и, ведя этот разговор, поэт глядит на небо и на море, на листья деревьев и крылья птиц, слушает собственное сердце и сердце других людей.

Пейзажной лирики нет, но есть чувство природы, без которого поэт-лирик существовать не может.

Это чувство природы есть детская способность увлеченно беседовать с птицами и деревьями, понимать их речь, как понимал ее Маугли, и уметь переводить эту речь на язык человека.

Это чувство природы есть способность сосредоточить свои душевные силы на грозах и бурях, на солнечном свете, на шуме дальней реки, на тревожных красках заката. Все, что происходит в природе, замечается и измеряется: ему дается название с помощью сравнения, образа.

Для поэта нет мертвой природы — минерал и сорванный цветок полны живой жизни.

Это чувство есть способность найти в природе человеческое, найти то, что объединяет человека с внешним миром.

Когда пишется стихотворение, то кажется, что не только поэт живет жизнью камня, но и камень живет жизнью поэта.

Это чувство есть способность видеть в явлениях природы движение человеческой души, способность подсказать и угадать ход событий. Природа сама может иногда подсказать вывод, решение, суждение. Весь мир помогает выговориться поэту.

Внимательный взгляд на природу, включение времен года в размышление о добре и зле, иллюстрация картинами природы собственного душевного состояния или состояния других людей — величайшая изобразительная сила при выполнении этих задач — вот Тютчев — одна из вершин русской пейзажной лирики.

Это чувство природы есть способность восприятия пейзажа из первых рук — без шпаргалок живописи и подсказок художественной прозы. Однако в поэзии не пишут, как в живописи, пейзажей с натуры. Пейзаж здесь — картина по памяти; скорее создание пейзажа, чем отображение.

Антропоморфизм — без которого не обходится ни один поэт — это лишь элементарное, наиболее простое выражение чувства природы поэта.

Слезы дерева, плачущая метель — это первая ступень пейзажной лирики. Но, например, сравнение листопада с перелетом птиц есть форма более сложная. В бесконечности сравнений важно удержаться от «очеловечивания» прямого и вызвать волнение, удивление, радость необычностью, точностью сравнения, говорящего о зоркости глаза. Эта зоркость и эта точность не находятся где-то далеко в неизведанных далях. Они — рядом с вами — в дождях и грозах. Надо только сказать о дожде лучше, подробнее того, что было сказано другими.

Горизонты пейзажной лирики бесконечны, кладовая природы неисчерпаема. Русская поэзия воспользовалась миллионной долей сокровищ этой кладовой.

Выразительность блоковского снега, тютчевских туч, державинского водопада не исключает обращения поэта к тем же самым тучам и снегу. Исследуя стихом природу, поэт находит в ней картины, которые сродни душевному настроению, душевной тревоге поэта. Если картины эти найдены, увидены и закреплены стихом — достигнуто главное. В этой работе сам стих помогает лучше видеть природу, точнее замечать ее изменения, ее бесконечную жизнь.

Работа над пейзажем для поэта не похожа на работу Клода Моне, который рисовал одни и те же деревья в разное время года в одной и той же перспективе.

Разное время года для поэта — эго разное время души.

Пейзаж позволяет воскресить в памяти то, что поэт испытал и видел без всякого насилия над памятью. Все, что поэт заметил раньше, «незаметно» для самого себя, теперь является на бумаге, как непосредственное наблюдение.

Не надо требовать от пейзажа, чтобы он был населен людьми. Эти люди есть в любом пейзаже, где течет живая кровь стиха. Это — автор стихотворения и те люди, которые стояли рядом с ним на берегу реки или моря или на городском бульваре и чувствовали то же, что и автор. Разве в пейзажах Левитана нет человека? Разве в «пейзажной» музыке Чайковского нет человека?

Что самое главное в пейзажной лирике? Живая жизнь, живое чувство. Пейзаж, который не говорит по-человечески, — это еще не пейзаж и вряд ли годится для стиха.

Не только о деревьях, звездах и траве идет гут речь. Огромная часть природы — животные — остались как бы вне лирической поэзии. О животных пишут лишь баснописцы и детские поэты. О том, с какой силой добра, с какой душевной теплотой можно написать о животных, мы знаем от Есенина — поэта с обостренным чувством природы, знавшего единение с природой. Его березку, клен и собаку помнит каждый.

Зато многократно воспеты городские пейзажи Ленинграда, где архитектура выступает как поэт-лирик, а не только как исторический романист.

Именно в пейзажной лирике с особенной силой сказывается чувство родины, родной страны. Горы и леса родного края особенно дороги поэту. Они окружали его с детства, воспитывали его характер. Историк Ключевский много рассказал нам о влиянии географии на историю, на формирование характера русского человека. Это в равной степени относится ко всей мировой культуре, и вовсе незнакомые нам пейзажи Габриэлы Мистраль — пески, солнце и скалы Южной Америки — наделены огромной душевной силой, творческим вдохновением, которое угадывается даже сквозь неудачный перевод. Это — чужое, но не чуждое, и именно поэт сделал горы Южной Америки родными для русского читателя. Мистраль научила нас видеть Южную Америку, волноваться пейзажами другой страны.

Чувство природы, свойственное поэту-лирику, есть всегда чувство родной природы. Внимательная любовь, знание родных мест оставило нам и бунинскую темную зарю, и гулкие улицы «Медного всадника», и блоковские городские пейзажи, и пушкинское «очей очарованье».

Пейзажная лирика — вид гражданской поэзии.

Образы русской лирики, которые повторял в своем творчестве почти каждый большой поэт, — дорога, листопад, облака — ставшие классическими, традиционными, — это пейзажные образы.

Большие поэты России оставили нам такие образцы пейзажной лирики, которые сами по себе стали национальной гордостью, славой России, начиная с «Медного всадника» или «Осени» Пушкина.

В пейзажной лирике наиболее тесно ощутима связь поэта с его родными местами. Эта связь конкретна. Павлодарские пейзажи Павла Васильева не спутаешь с пейзажами Фета или с городской блоковской зимой. Каждый поэт написал строки, где видна география не только его страны, но области, края.

Велико воспитательное значение природы. Выступая в тесном союзе с природой, пейзажная лирика имеет большой воспитательный смысл и значение. Описанная поэтом природа живет в памяти людей, заставляет видеть мир лучше и подробней.

От грубого антропоморфизма поэты идут к точности, к подробности наблюдения. Дороги природы бесконечны. Точность наблюдения, точность называния, синхронность пейзажа и чувства — вот космос поэта. Сейчас мало писать о птице и дереве. Надо писать о ласточке и лиственнице, может быть, даурской.

В поисках точности лирика ищет встречи с наукой.

Краски космических далей, которые видели космонавты, и ощущения, которые знакомы Гагарину и Титову, станут достоянием земной поэзии. Но именно эти межзвездные дали зовут вглядеться еще подробнее, еще внимательнее в прекрасную нашу Землю, которая создала людей, овладевших космосом.

Думается все же, что Луне, как части классического пейзажа, не грозят поэтические неприятности. В восприятии чрезвычайно важна личная встреча, знакомство воочию. Для того, чтобы космический пейзаж вошел в стихи полнокровно, полноправно и естественно, надо, чтобы космос стал повседневностью, теми буднями, где рождается и живет истинная поэзия.

1961[53]

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

lit.wikireading.ru

Пейзажная лирика в творчестве русских поэтов

Пейзажная лирика в творчестве русских поэтов

План

1. Пейзажная лирика в творчестве русских поэтов

. Алексей Константинович Толстой

.1 Пейзаж в стихотворении «Осень»

. Апполон Николаевич Майков

.1 Пейзаж в стихотворении «Летний дождь»

.2 Пейзаж в стихотворении «Колыбельная песня»

. Иван Саввич Никитин

.1 Пейзаж в стихотворении «Встреча зимы»

. Алексей Николаевич Плещеев

.1 Пейзаж в стихотворении «Дети и птичка»

.2 Пейзаж в стихотворении «Сельская песня»

. Иван Захарович Суриков

.2 Пейзаж в стихотворении «Зима»

.3 Пейзаж в стихотворении «Детство»

. Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов

1. Пейзажная лирика в творчестве русских поэтов

век - золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят эти стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии. Именно природа в ее вечном круговороте творит самого художника. В своих стихах поэт так же многозвучен и сложен, как природа.

Также в 19 веке прославились такие поэты, как А.Н. Майков, А.К. Толстой, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев, И.З. Суриков. К числу лучших творений этих поэтов относится пейзажная лирика. Они написали много стихотворений, связанных с природой. Это стихотворения Майкова - «Сенокос", "Под дождем", "Ласточки", «Летний дождь», «Колыбельная песня», которые отличаются задушевностью и напевностью, Толстого - «Осень», «Растянулся на просторе…», «Колышется море; волна за волной…», Никитина - «Встреча зимы», «Пахарь», Плещеева - «Дети и птичка», «Сельская песня», Сурикова - «Детство», «Зима», «Зимой».

Творчеством русских поэтов второй половины 19 века в истории детской дошкольной литературы заполнена прекрасная страница. Образы пейзажной лирики насыщены светлым восприятием жизни и глубокой любовью к прекрасной природе России. Узнав в детстве эти стихи, человек через всю жизнь проносит благородную память о художниках, открывших для него поэзию родной природы. Эти стихотворения наполнены гармонией, любовью к окружающему миру.

2.Алексей Константинович Толстой (1817 - 1875)

Выдающемуся русскому лирику - поэту Алексею Константиновичу Толстому свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Умение схватить и передать в слове формы и краски природы, ее звуки и запахи характеризуют целый ряд лирических стихотворений, баллад и былин Толстого.

2.1Пейзаж в стихотворении «Осень»

Одно из самых известных стихотворений Толстого называется «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад». Стихотворение написано в 1858 году. Поэт задумчиво и проникновенно говорит о «пожелтевших листьях», что летят по ветру, и о ярко-красных кистях на вянущих рябинах.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кистья ярко-красные вянущих рябин.

Именно эти строки легко ложатся в память, и картина, красочно изображенная поэтом, встает перед мысленным взором. В стихотворении указаны самые броские предметы осенней поры. Особенно привлекает Толстого оживающая и расцветающая осенняя природа. Могущественное воздействие природы на душу человека исцеляет от душевной боли и сообщает голосу поэта оптимистическое звучание.

Вторая половина стихотворения - о печальной любви и осенней грусти - понятна только взрослому читателю. Здесь перекликаются любовь и «грустная» осень.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью

Не умею высказать, как тебя люблю.

Лирика поэта очень проста и понятна любому читателю, в том числе и стихотворение «Осень». Он не боится простых слов, общепринятых эпитетов. Эту особенность поэзии Толстого хорошо охарактеризовал Н.Н. Страхов, передавая смену впечатлений от сборника его стихотворений. "Какие плохие стихи! - писал он. -...То высокопарные слова не ладят с прозаическим течением стиха; то выражения просты, но не видать и искры поэзии, и кажется, читаешь рубленую прозу. И ко всему этому беспрестанные неловкости и ошибки в языке...»·.

3. Апполон Николаевич Майков (1821 - 1897)

Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи известного поэта второй половины 19 века Апполона Николаевича Майкова. Уже в начале творчества он получил проницательную характеристику В.Г. Белинского. Критик усмотрел у поэта «эллинское созерцание». По словам Белинского, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением русской жизни.

.1 Пейзаж в стихотворении «Летний дождь»

Природа России предстает сквозь усвоенную поэтом эстетику античных времен. Все реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красотой. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Такое и стихотворение «Летний дождь», написанное в 1856 году и считается одним из самых любимых стихотворений детей. Здесь показана короткая летняя сценка во время дождя:

«Золото, золото падает с неба!» -

Дети кричат и бегут за дождем…

Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Небесное золото станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Радостное ощущение бытия и воспроизведение дивных преображений в природе сообщают стихам цельность и гармонию. Главное достоинство этого стихотворения заключается в естественности интонации, в воссоздании привычного, неизъяснимо очаровательного пейзажа. Майков показал обычную сцену сельской жизни во время дождя.

Дети как-будто радуются этому дождю. Дождь - это «Золото, золото падает с неба!». Дети бегут за ним - «Дети кричат и бегут за дождем…».

Майков сам вступает в особые отношения с природой - становится как бы частью ее, растворяется в таинственных шорохах ее жизни, принимает в себя ее секреты. Майков учил всех своих «учеников» краткости, безошибочному выбору подробностей, верным, точно угаданным «ударам кисти». Даже в стихотворении «Осень» можно увидеть целую картину жизни детей в летний дождь. Это стихотворение легко читается как взрослыми, так и детьми. Они воспринимают его по-разному.

Так как Майков больше любил сельскую природу, чем городскую, большее число его произведений посвящены сельской природе. Потом он будет советовать И.С. Никитину не перебираться в Петербург.

3.2Пейзаж в стихотворении «Колыбельная песня»

Влечение поэта к идиллии и эстетизированным картинам выразилось в том, что он осуществил вольный перевод нескольких новогреческих песен. По словам самого Майкова, он стремился передать «поэзию этих песен, открывающую светлые архипелажные горизонты, поражающую красотой древней греческой антологии, представляющую чудную смесь древнеязыческих и христианских элементов, между которыми нередко дает себя чувствовать и элемент славянский»·. Таковы известные стихотворения Майкова «Ласточка примчалась» (1858») и «Колыбельная песня». «Колыбельная песня» была написана в 1858 году. Реальные представления автора о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. В этом стихотворении мы не найдем социальных мотивов, которыми отмечено, например, творчество Плещеева. В «Колыбельной песне» мир дитя раскрыт в любовном рассказе о безмятежном младенчестве.

Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к себе мани:

В няньки я тебя взяла

Ветер, солнце и орла.

Мать поет эту песню своему ребенку, чтобы он уснул. Говорит, что «Улетел орел домой», «Солнце скрылось под водой», «Ветер…, мчится к матери своей». И мать ведет небольшой диалог с ветром. Наверное, любая мама пела эту колыбельную в детстве своему чаду, а сейчас дети сами с удовольствием читают это стихотворение. Оно наполнено только добром и любовью к детям. Здесь природа сочетается в отношении с ребенком. Она дополняет этот замечательный детский мир. Мать спрашивает ветра, где он пропадал, а он отвечает:

Я дитя оберегал,

Колыбелочку качал!

Ребенок будет спать нежным и сладким сном, ведь рядом мама и «ветер».

Это стихотворение удовлетворяло педагогов только одним, но очень ценным качеством: природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.

4. Иван Саввич Никитин (1824 - 1861)

Иван Саввич родился в Воронеже, учился в духовном училище и семинарии, но обучение в них не завершил «по причине охлаждения к богословским наукам». Стихи писать начал рано - их темой сделалось окружающая поэта провинциальная жизнь («Песня бобыля», «Зашумела, разгулялась в поле непогода…» и другие). Ряд стихотворений этого прекрасного поэта прочно вошел в детское чтение. Никитин принадлежал к некрасовскому направлению в литературе. В его стихотворениях промежаются раздумья о народе, его выносливости, жизнерадостном характере с картинами природы. Практика детских публикаций узаконила использование ряда фрагментов из стихотворений Некрасова в качестве самостоятельных поэтических произведений.

.1 Пейзаж в стихотворении «Встреча зимы»

Никитин написал это стихотворение в 1854 году. В него вошли строфы, рисующие картину первого снега: замерзла река, снег укрыл землю и блестит на солнце разноцветным огнем.

Какой предстает поздняя осень у Никитина? Мы видим дождь в окнах, туман над землей, угрюмые небеса, сумрачный лес. Но вот выпал снег! Какие впечатления производит эта перемена в природе на лирического героя? Он поражен. Поэт передает свою радость от обновления природы. Находим незатейливые, простые художественные средства: «воздух легок и чист», «снег лежит полотном», «смотрит весело лес», «и на ветках берез, как алмазы горят, капли сдержанных слез».

С щедростью радушного хозяина поэт приглашает гостью-зиму:

Где угодно гуляй,

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Поэт восхищается стойкостью, выносливостью русского человека:

Нам не стать привыкать -

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Пейзаж у Никитина в этом стихотворении физически осязаем, он создается живыми, сочными мазками, а не призрачными полутонами, его легко перенести на холст живописца.

Автор всецело полагается здесь на поэтичность самой пейзажной картины и не прибегает к каким-либо изощренным изобразительным приемам. Удивительно, как сумел поэт столь вдохновенно написать это стихотворение. Для него пейзажная лирика - нечто гораздо большее, чем просто поэтическая традиция. Никитин не раз называл природу своим другом и наставником. Действительно, природа заменила ему и материнскую ласку, и советы учителей, она стала его нравственными университетами.

Когда он писал свои стихи о природе, в том числе и это стихотворение, он сказал: «Посмотрите, как упоительно роскошна окружающая нас природа, - словно говорит поэт читателям, - и как убога человеческая жизнь! Неужели вы не замечаете оборванных мужиков, убитых несчастием вдов»·. В его понимании природа важнее, чем обычный человек. Но в поздней лирике Никитин меньше стал обращаться к природе. На долю пейзажа приходятся теперь лишь скупые строки или реже - строфы. Теперь главным героем никитинских произведений стал представитель народа.

5. Алексей Николаевич Плещеев (1825 - 1893)

Поэзия Плещеева есть выражение и отражение его жизни. Плещеев был человеком чистой души, идеалистом и звал других на службу человечеству. В поэзии Плещеева главный мотив - гуманность, в самом благородном значении слова. Одно из самых видных мест занимает Плещеев в детской литературе. В дошкольные годы ребенок знакомится со стихотворениями поэта. Еще при жизни поэта хрестоматийным стало стихотворение «Старик» и «Бабушка и внучек». Их знали все маленькие дети. Лирический образ родной природы создает и Алексей Николаевич Плещеев.

.1 Пейзаж в стихотворении «Сельская песня»

В 1858 году Алексей Плещеев написал стихотворении «Сельская песня». Он коснулся уже ставшей к середине 19 века традиционной весенней темы: прилет ласточек предотвращает радостный приход теплых дней.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой...

Стихотворение написано про ласточку. Так уж у нас принято, что прилёт ласточек - это начало весны, как будто они приносят нам её на своих крыльях из далёких южных стран. Говорят, что из Африки; но, может быть и с ближнего Востока.

Оно насыщено живописностью и музыкальным звучанием. На это стихотворение была написана музыка Чайковским и Кью, Ребиковым и Глиэром. А ведь музыки удостоились только начальные, пейзажные строки стихотворения, они же стали устойчивым, самостоятельным хрестоматийным текстом.

Жанр стихотворения обозначен самим заглавием Строй стихотворных строчек энергичен, пронизан радостным настроением: с прилетом ласточки и само солнце становится краше, а весна - милей.

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Краски плещеевского пейзажа в «Сельской песне» очень скромны и умеренны, они привлекают своей естественностью. Пейзаж прост и прозрачен, высоко эмоционален и часто контрастен. Во всех его стихах звучит светлое, оптимистическое звучание.

.2 Пейзаж в стихотворении «Дети и птичка»

Весенняя птица предстает утешительницей бедного труженика и в оригинальном стихотворении «Птичка», написанное Плещеевым в 1858 году. Этой темы поэт коснулся еще раз в стихотворении «Дети и птичка». При отлете на юг птичка обещает вернуться.

Когда с полей

Снег сойдет, когда в овраге

Зажурчит, блестя, ручей.

В стихах Плещеева, обращенных к детям, радостно звучат песни соловья и жаворонка, бегут ручьи, манят к себе заглохшие дорожки сада. И в этом стихотворении все звучит очень ярко, но в тоже время просто и достаточно равномерно. Ведь о природе можно говорить долго, описывая ее во всех живых красках. Голоса живой природы составляют у поэта как бы нечто единое с жизнерадостным детским смехом. И то и другое звучит у него в одной тональности с весенним обновлением земли. Поэт слышит в ликовании пробуждения природы «резвых деток смех» и «беззаботных птичек пение».

5. Иван Захарович Суриков (1841 - 1880)

К числу поэтов, любящих «живую природу» можно отнести Ивана Сурикова. Выходец из крестьян, Суриков известен рядом поэтических шедевров, которые были усвоены самой широкой массой народа. Среди них песни: «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина…», «Сиротой я росла…», «Точно море в час прибоя…»· и другие. Чайковский написал на стихи Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» известный романс, который до сих пор входит в репертуар певцов. Художественному мастерству Суриков учился у Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Шевченко, Никитина. Вместе с этим Суриков использует неисчерпаемые богатства образов и языка из русского поэтического народного творчества, придавая народным песням новое поэтическое оформление, ритмичность и звучность.

.1 Пейзаж в стихотворении «Зима»

Истинная народность и национальная характерность поэтического дара позволили Сурикову создать простые и в то же время глубоко поэтические стихи. Такое стихотворение «Зима». Оно было написано в начале 1880 года, уже в конце творчества поэта. Название стихотворение определяет его тему - о зиме, описывается прекрасная пора.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится

Эпитеты, сравнения создают удивительную картину зимнего дня. Немногие формы поэтической образности, к которым прибегает автор (сравнение снега, покрывшего поля, с пеленою, а снега на деревьях с чудной шапкой и другие), не усложняют поэтической картины. Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима.

Шипящие звуки («пушистый», «кружится») помогают услышать, как падает снег, затем наступает полная тишина. Как будто все замерло, умерло, заснуло. Все части речи представлены в стихотворении в равной степени: глаголы создают имитацию движения, существительные и прилагательные - состояние покоя.

Предложения с однородными членами показывают быстро сменяющуюся картину: только что было все черным-черно, а теперь пошел снег. Он укрыл поле, лес. Мы понимаем, что скоро наступит зима. Многоточие предполагает длинную паузу.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Сначала когда читаешь это стихотворение настроение спокойное, безэмоциональное, а затем радостное. Радостное чувство обновления, наступившего в природе с приходом зимы, знакомо каждому человеку - особенно ждут снега дети.

В этом стихотворении герой радуется зиме:

Уж давно крестьянин

Ждал зимы и стужи,

И избу соломой

Он укрыл снаружи.

Лирическому герою не страшны морозы, ведь его изба теперь защищена, «он теперь покоен».

Зима - это время года, когда детям радостно, они катаются с горок, лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки. Стихотворение им покажется очень близким, красивым и веселым.

.2 Пейзаж в стихотворении «Детство»

В конце 1865 года Суриков написал стихотворение «Детство» («Вот моя деревня, вот мой дом родной…»). Поэт нарисовал картину детских зимних забав: ребятишки катаются на санках, слушают сказки. Поэту дороги далекие годы, и он с добрым чувством припоминает подробности своих детских игр.

Вот свернулись санки,

И я на бок - хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья- мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

пейзажная лирика русский поэт

Очень смешная, но в то же время грустная картина. Когда «поднялась вьюга», он весь прозяб и идет домой. Лирический герой сидит на печке и слушает бабушкины сказки «Как Иван-царевич птицу-жар поймал…».

Я прижмусь к старушке…

Тихо речь журчит,

И глаза мне крепк Сладкий сон смежит.

Вот какая типичная интересная история из детства. С каждым такая была, наверное. Здесь изображается природа в отношении с ребенком. Чувство, с каким написано стихотворение, понятно детям.

Детям будет интересно особенно читать сон, который приснился нашему лирическому герою, ведь это все сказка…

В стихотворении поэт использовал много средств художественной выразительности: «… уж село солнышко давно…», «руки не согнешь,…», «зимний вечер длится, длится без конца…», «сердце так и мрет» и другие.

7. Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов

Природа в стихотворениях русских поэтов показана по-разному. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Они переживают вместе со своим лирическим героем. Можно заметить, что тема природы у них связана с темой родины. Природа в стихах русских поэтов одушевлена и согласуется с их настроением. Через описание природы он показывает свое настроение и состояние души. Они связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.

Под впечатлением удачных произведений поэтов, в которых так полно высказалась их душа, начинается понимать, что это удачные стихи, вот она настоящая поэзия. Видно, что поэты открыто подчеркивают свое влечение в "беспредельное", они с большей художественной силой говорят о любви к "ежедневным картинам" родной страны, о чумацких ночлегах, волнующихся нивах, чем об "иной красоте", которую они ощущает за всем этим. Особенно привлекает их только что оживающая и расцветающая природа. Они «экспериментируют» над природой, преобразуют ее, сравнивают с человеком. Некоторые из поэтов даже говорят, что природа им роднее близких людей, роднее семьи.

Как и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, они смогли открыть для читателя удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа России, своеобразную красоту морской стихии. На протяжении всей своей жизни они обращались к пейзажной лирики, преобразовывая ее с каждым годом. Наиболее полно раскрылась тема природы в стихотворениях, связанных с временами года - с зимой, с весной, с летом, с осенью.

Гармоничное сочетание внутреннего мира человека, действительности и красоты природы - одно из величайших достижений поэтов 19 века.

Список литературы

1. Бегак Б. Классики в стране детства - М: «Детская литература,1983

. Детская литература, под редакцией Зубаревой Е.Е. - М: Просвещение, 1989

. Майков А.Н. Румяный парус - М: «Детская литература», 1982

. Суриков И.З. Поэтическая Россия - М: «Советская Россия», 1985

.Толстой А.К. Собрание сочинений в четырех томах, том 1 - М: «Правда», 1969

6.http//as.lib/ru/n/nikitin_i_s/

diplomba.ru

Пейзажная лирика

Пейзажная лирика

Издавна люди научились видеть в окружающем мире красоту. Уже пещерный человек рисовал на стенах своих жилищ прекрасных животных. Они являлись для него не только возможной добычей, он восхищался их красотой, мечтал обладать их силой и ловкостью.

Искусство всех времён и народов любовно изображало природу.

Мы относим стихи, воспевающие красоту окружающего мира, к пейзажной лирике. Но эти стихи - не простое описание поэтом понравившихся ему пейзажей. Подобная лирика чаще всего обогащена дополнительным содержанием.

Конечно, поэты хотят, прежде всего, передать впечатление от увиденного, донести до читателя свои чувства. В таких стихах автор стремится найти образы, которые вызывают у публики определённые ассоциации и настроения. «ОСЕНЬ» К. Бальмонт

Поспевает брусника,Стали дни холоднее,И от птичьего крикаВ сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетаютПрочь, за синее море.Все деревья блистаютВ разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,Нет в цветах благовонья.Скоро Осень проснетсяИ заплачет спросонья.

Главное в этом стихотворении - настроение. Настроение грусти и осенней тоски. Стихотворение «Осень» Бальмонт написал для своей дочери, поэтому выбирал ясные и простые образы, доступные для детского восприятия. «КУЗНЕЧИК И СВЕРЧОК» Дж. Китс.

ВВовеки не замрет, не прекратится    Поэзия земли. Когда в листве,От зноя ослабев, умолкнут птицы,    Мы слышим голос в скошенной травеКузнечика. Спешит он насладиться    Своим участьем в летнем торжестве,То зазвенит, то снова притаится    И помолчит минуту или две.Поэзия земли не знает смерти.    Пришла зима. В полях метет метель,Но вы покою мертвому не верьте.Трещит сверчок, забившись где-то в щель,        И в ласковом тепле нагретых печек        Нам кажется: в траве звенит кузнечик.

Итак, мы проделали путь от простого изображения природы к попытке более глубокого осмысления окружающего мира.

Слово «философия», в переводе с греческого, означает «любовь к мудрости». Это наука, которая пытается ответить на важные вопросы человеческого бытия: о сущности разума, о природе чувств, о значении общественного устройства и так далее.

В широком смысле всякую попытку осмыслить явления жизни мы назовём философской. Существуют такие примеры и в пейзажной лирике. Но мы должны учесть, что в самой природе нет ничего, что бы питало философские изыскания человека. Когда поэт пытается найти в природе какие-то темы для философских размышлений, он всегда возвращается к человеку, к его мыслям и чувствам.

Когда поэт пытается разгадать тайны мироздания, он начинает смотреть на окружающий мир как бы сквозь магические стёкла. Он хочет увидеть тайны природы, а видит человеческое.

Вот один из примеров. «СНЕГ ИДЁТ» Б. Пастернак

Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет.

Снег идет, и все в смятеньи, Bсе пускается в полет, Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет, Снег идет, и все в смятеньи: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот.

Обычный снегопад под взглядом поэта превращается в таинственное действо.

Прежде всего фантастичность происходящему придают олицетворения. Найдите примеры.

Далее, автор дважды повторяет фразу «снег идёт, и всё в смятеньи». Таким образом, он даёт нам тему для размышления. Откуда идёт это смятение, почему это чувство рождено созерцанием падающих хлопьев?

Обратите внимание на контраст между зимним покоем и движением летящего снега. Поэт переходит к сравнению, которое является стержнем всего стихотворения:

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время...

Давайте сначала разберёмся: верно ли такое сравнение? Верно ли наблюдение автора? Как это может быть, что снег падает на землю и быстро, и медленно в одно и то же время?

Во время снегопада проведите такой эксперимент: поднимите голову к небу и посмотрите на падающие снежинки. Вам покажется, что опускаются вниз медленно и плавно. Если же вы попробуете проследить взглядом путь падающих хлопьев, скорость их полёта увеличится.

Так и в человеческой жизни, хочет сказать нам поэт. Временами мы замечаем, что время тянется ужасно медленно, а временами мы не поспеваем за ним. Как видите, мы опять вернулись к человеческим проблемам.

Пожалуй, ещё раз закрепим впечатление от стихотворения Б. Пастернака с помощью музыки.

Стихи великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева нельзя назвать пейзажной лирикой, хотя он, на первый взгляд, очень много писал о природе. В отношении к окружающему миру Тютчев показывает двойственность человеческого восприятия: с помощью пяти чувств и душой. «ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ...»

Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора -Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто всё - простор везде,-Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко ещё до первых зимних бурь -И льётся чистая и тёплая лазурьНа отдыхающее поле...  

Первая строфа представляет собой очаровательную иллюстрацию,

маленькую зарисовку бабьего лета.

Лирический герой здесь - наблюдатель и мыслитель одновременно.

В первой строфе он лишь наблюдает, во второй начинает осмысливать увиденное.

«Теперь уж пусто всё - простор везде...» Почему поэт дважды подчёркивает этот факт? С какой строчкой контрастирует эта картина? «Где бодрый серп гулял и падал колос...» Сами по себе? Нет, конечно. Тютчев вообще не любил вводить людей в качестве персонажей в стихи о природе.

Суета страды сменилась покоем и тишиной. Обратите внимание: слово «пусто» относится к полю, а слово «простор» скорее выражает настроение лирического героя.

«Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде». Этот, словно бы внезапно открывшийся, простор делает видимыми мельчайшие детали окружающего пейзажа. Слово «праздный» здесь употреблено в значении «отдыхающий», «успокоившийся». Нельзя забывать и об однокоренном слове «праздник». Земля отдыхает, успокаивается. Кроме того, поле принадлежит миру человека, это земля, которая ощущает на себе деятельность человека. А теперь поле как бы сливается в гармоничное целое с остальной природой.

«Пустеет воздух, птиц не слышно боле...» Какая интересная параллель: птица и человек. Оба заботятся о хлебе насущном. Если бы мы пришли на поле летом, что бы мы увидели? Люди возделывают землю, птицы в небе добывают себе пропитание. Герой явно предпочитает покой осени, теперь никто не мешает ему созерцать милый сердцу простор? Что ему любо? Лес, поле, небо. Небо вечно, поле и лес существуют неизмеримо дольше, чем несколько людских поколений, а уж тем более - птица.

«И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле». «Лазурь» - это не просто обозначение цвета неба. Лазурь - это тепло и свет, это, если хотите, любовь, которая, как считал Тютчев, присутствует и в природе. Это какое-то первозданное чувство, связующее небо и землю.

По мнению Тютчева, красота природы не нуждается в том, чтобы её осмысливал человек. Природа у Тютчева самодостаточна. В конце жизни поэт создал такое четверостишие:

Природа - сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.

compedu.ru

Пейзажная лирика А.С. Пушкина (со списком стихов)

Пейзажная лирика

Показать ещё

Гений русской литературы, Александр Сергеевич Пушкин, в своем творчестве охватывал множество самых разнообразных тем. Критики выделяют несколько основных тематических групп в его творчестве. Это тема свободы, дружбы, любви и природы. А.С. Пушкин был одним из первых русских поэтов, сумевших не только выразить своё восхищение родной природой, но и заставить своих читателей увидеть красоту в обычном, познать прелесть русской природы, научиться понимать её язык.Пейзажная лирика Пушкина поражает своим разнообразием и богатством. Она занимает одно из центральных мест в творчестве поэта. Александр Сергеевич считал, что только в единении с природой можно познать истинную мудрость жизни. Пейзажная лирика Пушкина далеко не легкомысленна, она напитана мыслями, размышлениями поэта, его философскими идеями.Любовь к природе вошла в душу Пушкина ещё в детстве, когда он совершал летние поездки в Захарово. И это чувство со временем лишь укреплялось, проникая всё глубже в его сердце. Воплощение этого чувство на бумаге получило в романе «Евгений Онегин». Здесь Пушкин сумел передать настроения, волновавшие его, сумел изобразить образы, обогатившие читателя, помогающие увидеть красоту нашей родины глазами поэта. Он сумел затронуть струны души каждого русского человека.Но начиналась пейзажная лирика Пушкина не с реалистического изображения природы, а с романтического. Это особенно характерно для периода южной ссылки. Первые лирические опыты Пушкина, созданные им в лицейский период, относятся к сентиментализму, в этих литературных шедеврах природа дополняет образ лирического героя, отражает его духовное состояние. Пейзажи, изображённые поэтом, получились крайне одухотворёнными, живыми, яркими. Элегии «Осеннее утро», «Певец» создаются в этот период.Стихотворение «К морю» содержит в себе помимо описания красоты водной стихии, размышления поэта о судьбе народа и собственной участи неприкаянного человека. Море воплощает собой образ свободы, неукротимости, мощности и непокорённой красоты. Эти черты особенно привлекают поэта. Речь стихотворения полна восклицаний, риторических вопросов, эпитетов и метафор. Это произведение символическое прощание Пушкина с романтическим периодом творчества.С приходом реалистического изображения, много меняется в восприятии природы Пушкиным. Он изображает тихую, но милую и родную красоту природы. Эта прелесть так близка русской душе. «Зимняя дорога», «Зимнее утро» наполнены напевностью народных песен. Таким образом появляется нерушимая связь между природой и русским народом.В стихотворении «Деревня» Пушкин использует изображение сельских пейзажей, как образ идиллического мира, где царит умиротворение, спокойствие и тишина. Здесь уже используется более простая интонация, лексика. Эти зарисовки помогают поэту в контрасте изобразить несправедливость, царящую в мире людей. Гнёт правящего класса.Жемчужиной пейзажной лирики Пушкина по праву является стихотворение «Осень». В нём помимо яркого, красочного изображения картин природы, тронутой осенним увяданием, представлены сцены из жизни народа, помещичья охота, уничтожающая посевы крестьян, зимние праздники, знойные летние дни. Известен факт, что осень была самым любимым временем года А.С. Пушкина. Он считал, что это время года прекрасно располагает писателя к творчеству. В этом стихотворении он описывает процесс рождения лирического творения. Переход мыслей и дум в стихотворную форму.В этом же стихотворении поднят вопрос о сложностях жизни поэта в его эпоху самодержавно-крепостнического гнёта.

Список стихов А.С. Пушкина, относящихся к пейзажной лирике: «Шумит кустарник» (1810 г.)«Осеннее утро» (1816 г.)«Деревня» (1819 г.)«Редеет облаков летучая гряда» (1820 г.)«Земля и море» (1821 г.)«Птичка» (1823 г.)«Как счастлив я, когда могу покинуть» (1826 г.)«Соловей и кукушка» (1826 г.)«Весна, весна, пора любви» (1827 г.)«В роще карийской, любезной ловцам, таится пещера» (1827 г.)«Еще дуют холодные ветры» (1828 г.)«Волшебный край» (1820 г.)«В те дни в таинственных долинах» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1822 г.)«К морю» (1824 г.)«Буря» (1825 г.)«Зимний вечер» (1825 г.)«Зимняя дорога» (1826 г.)«Какая ночь, Мороз трескучий» (1827 г.)«Встаёт заря во мгле холодной…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1828 г.)«Опрятней модного паркета…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1828 г.)«Уж небо осенью дышало» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1828 г.)«Зима! Крестьянин, торжествуя…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1828г.)«Вы избалованы природой» (1829 г.)«Зимнее утро» (Мороз и солнце; день чудесный) (1829 г.)«Меж горный стен несется Терек» (1829 г.)«Дон» (1829 г.)«Надо мной в лазури ясной» (1830 г.)«Гонимы вешними лучами» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1830 г.)«Унылая пора! Очей очарованье…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1830 г.)«Вот север тучи нагоняя…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1830 г.)«Осень» (1833 г.)«Туча» (1835 г.)«Вновь я посетил…» (1835 г.)«Забыв и рощу и свободу» (1836 г.)

 

poetpushkin.ru

Пейзажная лирика в живописи и поэзии (по лирическому творчеству И.А. Бунина)

Пейзаж - традиционный жанр искусства. Родная природа всегда была предметом гордости для русского человека, предметом его восхищения и любования. Много прекрасных пейзажей было создано русскими художниками (Шишкин, Суриков, Левитан, Грабарь и другие), русскими музыкантами (например, Чайковский), русскими поэтами (Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев и так далее).

Думаю, характеризуя произведения этих творцов, посвященные русской природе, можно сказать о том, что в них присутствует «лирика». Что это значит? В каждом из этих творений присутствует чувство художника. Создатель изображет пейзаж, испытывая при этом радость, волнение, восхищение, щемящую тоску по дому и так далее. Это чувство негромкое, но оно идет из глубины души человека и очень искренно.

Пейзажной лирикой наполнена, например, картина В. Мещкова «Золотая осень в Карелии». Художник раскрыл особую поэзию северной природы, суровой и строгой. На мой взгляд, на этом полотне особенно радуют глаз золотисто-зеленые тона. Именно они передают то состояние природы, которое хотел запечатлеть художник, - золотую осень. Пусть солнечный свет с трудом пробивается сквозь серую завесь густых северных облаков, пусть в пейзаже много темных тонов, но желтая листва всех оттенков создает праздничное, светлое настроение. Золотистые краски помогают увидеть всю прелесть «бабьего лета», с особой силой почувствовать красоту карельской природы, ее необычность.

В русской поэзии о пейзажной лирике можно говорить, рассматривая творчество И.А. Бунина. Природа в его стихах – неизменный источник гармонии и оптимизма. Автор уверен, что только в единении с природой, в полной слиянии с ней человек может почувствовать свою связь жизнью вселенной.

Лучшим поэтическим произведением Бунина является поэма «Листопад» (1901), отмеченная Пушкинской премией. В ней четко выявились все особенности бунинского поэтического «слога» - детализация, лаконизм, удивительная точность, образность и поразительное многообразие красок и оттенков:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Для того чтобы полнее и ярче передать всю красоту русской «золотой осени», свое восхищение ею, поэт обильно использует средства художественной выразительности. Основными среди них являются эпитеты, метафоры и сравнения: березы желтою резьбой; как вышки, елочки темнеют; просветы в небо, что оконца; Осень тихою вдовой вступает в терем; воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра и так далее.

Литературоведы отмечали, что поэт в слове так точно передавал особенности пейзажей, которые описывал («Затишье», «Октябрьский рассвет», «Высоко полный месяц стоит…»), что по ним легко угадывалось, какая это местность («топографическая точность»). Именно поэтому мы можем сравнивать стихотворения Бунина с картинами живописцев – в них все также точно, зримо и эмоционально: «Плывут узоры туч прозрачною фатою В пустынных небесах, высоко над землей», «Сонный туман на лугах серебрится, Черный камыш отсырел и дымится, Ветер шуршит камышом», «И река в берегах чуть видна... Где-то мельница глухо шумит... Спит село».

Таким образом, неотъемлемой чертой настоящего пейзажа является лирика, то есть искреннее чувство художника, передающее его отношение к природе, которую он описывал. Именно лирика одухотворяет произведение искусства, заставляет уделить ему внимание и проникнуться теми эмоциями, что вложил в них автор.

sochrulit.ru