1. Либеральная модель соц. Государства: достоинства и недостатки. Модель социальной политики либеральная


Либеральная модель социальной политики.

Либеральная модель также рассматривает рынок как наи­более важную сферу для организации человеческого взаимо­действия, но отличается от консервативной, по крайней мере, в двух отношениях. В либеральной, во-первых, предусмотре­но социальное обеспечение остаточного типа, т. е. люди, как правило, должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, в настоящее время правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеоб­щую ответственность за социальное обеспечение всех граж­дан. Соответственно социальное обеспечение связано с глу­бокой стигмой, приводящей, таким образом, к малой отдаче. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи.

 Нужно отметить, что либеральная модель (как и все ос­тальные) сильно модифицировалась с того момента, когда она стала формироваться. Классическими странами либераль­ной модели считаются Великобритания и США.

Типы и параметры социального государства.

Исследователи выделяют такие разновидности, как:

•      Позитивное государство социальной защиты. Тип, построенный на стремлении к созданию общества равных возможностей. Образцом такого типа являются США.

•      Государство социальной безопасности. В этом типе к социальной защите добавляются требования по обеспечению стабильного дохода всем гражданам не ниже прожиточного минимума. Образец — Великобритания.

•      Социальное государство всеобщего благосостояния. Государство стремится выровнять уровень доходов и возможностей для всех жителей. Пример — Швеция.

Также есть попытка выстроить классификацию в зависимости от доминирования рыночных или социальных требований в политике государства. В этом случае выделяются консервативный, либеральный и социал-демократический типы социального государства.

Концепция социального государства в несколько разных видах прижилась во многих странах. Так, социальными государствами являются страны Запада, а также Австралия, Канада, Япония. В них реализуются различные модели, все они основаны на нравственных принципах и исповедовании либеральных идей. Немного другой формат социального государства реализуется в странах, где источник благосостояния — нефтедобыча, это Арабские Эмираты и Кувейт, здесь национальные доходы распределяются по местным представлениям о справедливости.

Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики с социальной работой и социальной педагогикой.

Обычно социальная политика реализуется через различные формы социальной работы, крупные разовые государственные решения и мероприятия, а также через социальные программы (специализированные и комплексные). Социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных сферах общества и обширной сетью учреждений социального обслуживания населения оказывает обратное, и при том активное, воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Являясь важнейшим элементом реализации политики, вбирая в себя практически-организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность.

 Территориально-государственный тип социальной политики (Федеральный уровень).

Деятельность государства в сфере социальной политики нафедеральном уровне создает условия для ее осуществления на других уровнях. Эти условия определяются в первую очередь Конституцией страны, основными федеральными законами, разработкой и реализацией программ не только социальной, но также экономической политики и всех других ее видов. На этом уровне разрабатываются и утверждаются социальные минимумы и стандарты, на базе которых создаются основы социальной политики субъектов федерации. Россия является не единственной федерацией в мире. При анализе структуры социальной политики с точки зрения территориально‑государственного устройства можно сделать вывод о ее специфике и своеобразии. Часть регионов представляет собой обширные по площади территории, со значительным населением, развитым хозяйством, не уступающие по ряду параметров многим суверенным государствам или даже превосходящие их. Специфическим моментом для нашей страны является сочетание национальных и территориальных образований.

Факторами, серьезно влияющими на реализацию государственной, в том числе социальной политики, являются географические и климатические различия российских регионов , которые накладывают свой отпечаток на условия деятельности и образ жизни населения.

Важнейшим обстоятельством является численность и социально‑культурные особенности населения той или иной территории, которые формируют определенные социальные ожидания по отношению к социальной политике, продуцируют специфические формы социальной поддержки[12].



stydopedya.ru

Модели социальной политики

Количество просмотров публикации Модели социальной политики - 4079

Учитывая зависимость отприоритетных направлений социальной политики, определяемых ее типами, возникают различные ее модели.

Комиссией Евросоюза выделœены две основные модели социальной политики – бисмарковская и бевериджская.

Бисмарковская модель (Отто ФОН БИСМАРК /Otto von BISMARCK/ (1.4.1815 — 30.7.1898), канцлер Германии) делает упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение всœего трудового периода выплачивают определœенные суммы (страховые взносы) в страховые кассы. Размер страховых взносов определяется при заключении коллективных договоров нанимателœей с наемными работниками. Управление страховыми фондами осуществляется на паритетных началах (паритет – равенство, равноправие сторон).

Социальные выплаты осуществляют правления касс. Οʜᴎ же несут ответственность за сохранение денежных средств. Малообеспеченные семьи получают социальную помощь по муниципальной линии.

Бевериджская модель социальной политики (Беверидж (Beveridge) Уильям Генри (5.3.1879, Рангпур, Индия, — 16.3.1963, Оксфорд), английский буржуазный экономист, государственный деятель) исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населœению, вправе на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причинœе сокращения своих материальных ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всœем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые "социальные" пенсии в отличие от "профессиональных"). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности. В значительной степени средства социальной защиты формируются также из государственного бюджета͵ за счёт налогов. По этой причине в странах с данной моделью (Великобритания, Швеция) нет резкой дифференциации населœения по уровню жизни.

Бисмарковская и бевериджская модели имеют различные варианты. Наиболее популярные из них: социал-демократическая, консервативная, католическая и либеральная

Социал-демократическая модель социальной политики (скандинавские государства) (Цикл статей В. Шарина, журнал "Социальное обеспечение" (Россия)

Главной особенностью этой модели является всœеобщность (универсализация) социальной защиты населœения, как гарантированного права всœех граждан, обеспеченного государством. Государство обеспечивает высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг (в том числе бесплатное медицинское обслуживание, образование и т. п.).

Социал-демократическая модель социальной политики основана на концепции ʼʼсолидарностиʼʼ (социальная защита - ϶ᴛᴏ дело всœего общества, а не отдельно взятых индивидуумов) и ʼʼсоциального гражданстваʼʼ (требование равенства в социальной защите выше либерального требования типа ʼʼпусть каждый сам заботится о своем благосостоянии и обеспеченииʼʼ).

Экономическая основа этой модели – эффективное производство, полная занятость, сильные объединœения работодателœей и профсоюзов и договорные отношения между ними, которые контролируются государством, высокий уровень перераспределœения общественного продукта. Социальная политика финансируется государством из бюджетных средств (через систему налогообложения).

Уже в 30-е годы в Швеции и Норвегии оформилось разделœение пенсии на ʼʼнароднуюʼʼ (социальную), выплачиваемую каждому жителю страны по достижении 65 лет из государственного бюджета͵ и трудовую, зависящую от стажа, характера деятельности и т. п. и пропорциональную объёму страховых выплат. В случае если ʼʼнароднаяʼʼ пенсия не превышает установленный государством одинаковый для всœех минимум, то трудовая зависит от самого работника. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, получается, что минимум гарантирован, но заинтересованность в собственных усилиях сохраняется.

Тогда же впервые были введены дотации на каждого ребенка для каждого родителя. Ребенок стал объектом социальной защиты, причем без всяких оговаривающих условий в виде многодетности, неполноты семьи и т. п.

Социальная защита в скандинавских странах гибкая, доступная, способная выравнивать социальные условия для всœех групп населœения. В частности, всœе должны иметь равную возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т. е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества.

Консервативная модель социальной политики.

Центральные принцип модели - упор на рынок и принцип страхования, принцип достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат должна быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев населœения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, и в связи с этим они не имеют страховок, а степень налогового перераспределœения невелика. Οʜᴎ вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую.

Страной, где максимально полно реализованы принципы консервативной модели, является Германия, которая вообще первой в Европе и в мире ввела систему страхования. Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования:

Закон о страховании по болезни лиц промыслового труда — в 1884 ᴦ.;

Закон о страховании от несчастных случаев на производстве — в 1885 ᴦ.;

Закон об инвалидности и страховании по старости — в 1891 ᴦ.

"Немецкая" модель построена на взаимных обязательствах нанимаемых и нанимателœей, на принципе трудового участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и на преобладании реабилитации над пенсионированием, чтобы не допускать досрочного ухода на пенсию в связи с утратой трудоспособности.

Либеральная модель социальной политики (США, Великобритания). Либерально-демократической политическая система характеризуется высоким уровнем социальной защиты. Либеральная модель отличается различными видами социальной помощи по критерию малообеспеченности (к примеру, в США).

Систем социального обеспечения в Соединœенных Штатах базируется на двух базовых формах:

- социальном страховании, выплаты по которому производят как работополучатели, так и работодатели;

- государственной социальной помощи за счёт бюджетов различных уровней (от федерального до местного).

Эта модель отличается высоким уровнем правовой защищенности работников, достаточно высоким уровнем минимальной заработной платы (он, как привило, превышает прожиточный минимум). За счёт государства и частного капитала в значительной мере (75-90%) финансируется среднее и высшее образование, пособия по безработице. Но при всœех положительных чертах либеральная модель может приводить к снижению стимулов в трудовой деятельности, к социальному иждивенчеству.

Католическая модель социальной политики

Принципы католической модели социальной политики даны в ряде "папских писем", изданных Ватиканом в течение XX столетия. Главным принципом является идея вспомогательности. В Христианском социальном учении принцип вспомогательности означает, что ближайшая инстанция должна всœегда пытаться решать возможные проблемы. Естественно, индивидуум является ближайшей инстанцией. В случае если он не может себе помочь, то обращается к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также сосœедей и т. д. В случае если и это не поможет, то индивидууму следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государственный сектор. Размещено на реф.рфВ католической модели семья и прочие институты гражданского общества в местной общинœе играют основную роль.

referatwork.ru

6. Либеральная модель социального государства: достоинства и недостатки

Существует несколько моделей социального государства.

Одна из них - либеральная модель, в основе которой лежит индивидуальный принцип, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан. Такая модель используется в США, Англии и других странах.

Особенности корпоративной модели социального государства

Данная модель предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности. Услуги социального страхования, финансируемые в основном за счет взносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе.

В отличие от социал-демократической модели корпоративная модель базируется на принципе личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и положение близких. Поэтому здесь самозащита, самообеспечение играют существенную роль. В основе самозащиты лежит трудовая деятельность и механизмы солидарной самозащиты - социальное страхование. Система устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью и длительностью трудовой деятельности.

Поэтому более высокий уровень социальной защиты (в рамках социального страхования) может рассматриваться как награда за труд и сознательность.

Страной, где максимально полно реализованы принципы корпоративной модели, является Германия, которая вообще первой в мире ввела систему социального страхования еще в 80-е годы XIX века. Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования: Закона о страховании по болезни лиц промыслового труда, Закона о страховании от несчастных случаев на производстве, Закона об инвалидности и страховании по старости (1891 г.). Этим законам были присущи черты, характерные для сегодняшней системы социального страхования (в т.ч. и в Молдове): увязывание размеров страховых взносов не с рисками, а с заработком; распределение расходов на взносы между наемными работниками и работодателями; публично-правовая форма организации страхования.

В начале ХХ века развитие социального страхования привело к снижению пенсионного возраста до 65 лет (норма, действующая и сегодня), однако из-за экономической нестабильности размеры пенсий были очень малы. Оптимальное соотношение между пенсиями и ростом доходов работающих удалось установить в 50-е годы, что повысило благосостояние пенсионеров. Пенсии по старости назначаются обычно в 65 лет при наличии 35 лет страхового стажа. Досрочная пенсия по старости (с 60 лет) существует для шахтеров с многолетним стажем работы под землей.

В Германии самыми типичными формами социальной защиты являются страховые пособия по старости, болезни, потере трудоспособности или по безработице. На региональном и местном уровнях социальной защитой занимаются три основных субъекта: национальные или местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Государство обеспечивает, в основном, социальную помощь, а также социальное обслуживание нуждающихся семей и детей.

Итак, корпоративная модель построена на взаимных обязательствах наемных работников и работодателей, на принципе трудового участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и на предпочтении реабилитации по сравнению с выходом на пенсию, чтобы не допускать досрочного ухода в связи с утратой трудоспособности.

Корпоративная модель - она предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.

. Общественная (социал-демократическая) модель социального государства: проблемы и решения

Главной особенностью этой модели является всеобщность (универсализация) социальной защиты населения, как гарантированного права всех граждан, обеспеченного государством. Модель отличается высокой ролью государства в обобществлении доходов и общенациональными социальными механизмами управления. Государство обеспечивает высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг (в том числе бесплатное медицинское обслуживание, образование и т. п.).

Направления и пути реализации социальной политики в скандинавских странах определяются политическим союзом рабочих партий левого крыла и партий, представляющих интересы мелких фермеров. Их цель - обеспечение государством широкого диапазона социальных услуг всему населению при полной его занятости.

Социал-демократическая модель социальной политики основана на концепции «солидарности» (социальная защита - это дело всего общества, а не отдельно взятых индивидуумов) и «социального гражданства» (требование равенства в социальной защите выше либерального требования типа «пусть каждый сам заботится о своем благосостоянии и обеспечении»).

Экономическая основа этой модели - эффективное производство, полная занятость, сильные объединения работодателей и профсоюзов и договорные отношения между ними, которые контролируются государством, высокий уровень перераспределения общественного продукта. Социальная политика финансируется государством из бюджетных средств (через систему налогообложения). Государство обеспечивает реализацию гарантированных прав и действий социальной защиты и несет ответственность за активное функционирование различных негосударственных социальных служб. Это возможно при наличии сильного и децентрализованного управления.

Уже перед первой мировой войной в Швеции действовали две системы социального страхования: для пожилых и инвалидов (пенсионное страхование по старости и инвалидности) и от безработицы. Это позволило разорвать обязательную связь старости и бедности, привело к возникновению понятия «обеспеченная старость». В 30-е годы в Швеции и Норвегии оформилось разделение пенсии на «народную» (социальную), выплачиваемую каждому жителю страны по достижении 65 лет из государственного бюджета, и трудовую, зависящую от стажа, характера деятельности и т. п. и пропорциональную объему страховых выплат. Если «народная» пенсия не превышает установленный государством одинаковый для всех минимум, то трудовая зависит от самого работника. Таким образом, получается, что минимум гарантирован, но заинтересованность в собственных усилиях сохраняется. Тогда же впервые были введены дотации на каждого ребенка для каждого родителя. Ребенок стал объектом социальной защиты, причем без всяких оговаривающих условий в виде многодетности, неполноты семьи и т. п.

Можно определить ряд принципов социальной защиты, характерных для социально-демократической модели:

1. Все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности; общество не может отказаться от слабых элементов и должно предоставить им возможность удовлетворения своих потребностей.

2. Социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах. Если же клиенты не в состоянии нести за себя ответственность, они могут быть принудительными.

3. Социальная защита должна быть непрерывной, всесторонней, адекватной социальным рискам, охватывать все сферы жизни человека.

4. Социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Такой подход помогает преодолеть разрыв в физических и в социальных возможностях как «слабых» групп, так и всего общества. В частности, все должны иметь равную возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т. е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества.

5. Реализуя базовую идею шведской модели - национальную солидарность, правительство не только обеспечивает равную защиту интересов всех членов общества, но и добивается относительного снижения благосостояния отдельных групп населения.

studfiles.net

Модели социальной политики

Определение 1

Социальная политика – это комплекс мероприятий, которые направлены на достижение благосостояния общества, улучшение жизнеобеспечения российских граждан, а также на обеспечение социальной стабильности в социуме.

Социальная политика может реализовываться по следующим направлениям: обеспечение социальной защиты и социальных гарантий граждан, стимулирование полной занятости граждан, партнерство на социальном уровне, защита национального здоровья и дифференциация доходов. На сегодняшний день в государстве формируется эффективная социальная политика, которая направлена на защиту социально уязвимых групп населения и граждан в целом.

Обзор основных моделей социальной политики

История прошлого столетия открыто продемонстрировала, что государственные идеи касаемо социального механизма могут быть принципиально различными. В развитых государствах с рыночной экономикой в послевоенные годы сформировались различные модели и механизмы реализации социальной политики.

Консервативная модель социальной политики (институциональная, континентальная европейская) имеет основное центральное направление – особое внимание уделяется страхованию и рынку. Данная модель базируется на принципе тех достижений, где трудовая деятельность определяет будущее социальное обеспечение, а вот социальные услуги в данном случае государство не реализует. При консервативной модели социальной политики сложности могут возникнуть у тех групп населения, которые не имеют страховки и не являются занятыми профессиональной деятельностью, поскольку уровень налогового распределения в данном случае очень мал. Граждане вынуждены рассчитывать только общественную помощь и региональные благотворительные учреждения. При этом страховые взносы работника и бюджетные отчисления на социальные мероприятия равны. Основными инструментами перераспределения являются частные и государственные социально-страховые фондовые организации. Консервативная модель социальной политики активно используется в Германии, Австрии, Франции и Бельгии.

Социал-демократическая модель также носит название нордической или скандинавской. Основным ее принципом социальной защиты и обеспечения является универсальность. В соответствии с ее политикой, все граждане имеют право на социальное обеспечение и страхование, которые реализуются через государственный бюджет. Государственные налоги, реализуемые через розничные услуги, имеют косвенный характер, прямым налогом облагаются только доходы. Социал-демократическая модель базируется на таких принципах:

Данная модель активно используется в политике таких государств, как Дания, Швеция, Финляндия и Норвегия.

Либеральная модель социальной политики рассматривает рынок, как основной инструмент для организации взаимодействия между людьми. Данная модель предусматривает социальную защиту остаточного типа, когда люди могут существовать в обществе и без социального обеспечения. Государство в данном случае несет ограниченную ответственность за социальное обеспечение населения. Из-за такого характера финансирования реализация либеральной модели зависит от большого уровня неформальной и добровольной помощи. Данная модель применяется в Англии, Великобритании, США и Ирландии.

Католическая модель основана на принципе вспомогательности, в соответствии с которой ближайшая инстанция обязана решать все проблемы. В данном случае ближайшей инстанцией является человек. И если он не может помочь себе самостоятельно, то он обращается к своим родственникам и семье. Если и данные инстанции не смогут помощь, то следующим этапом будет община, включая гражданские организации и церковь. Если это не окажет помощи, то человек может обратиться к услугам страхования. Последней инстанцией в католической модели является государственный сектор.

Замечание 1

Можно подытожить, что скандинавская и социал-демократическая модель являются улучшенными вариантами либеральной модели, а вот католическая – худшим вариантом консервативной модели социальной политики.

В соответствии с принципами организациями комиссия Европейского сообщества выделяет две главные модели социальной политики: «бевериджская» и «бисмарковская».

Идеей «бевериджской» модели является то, что любой гражданин имеет законное право на минимальную защищенность своего здоровья или же по причине сокращения доходов. В тех государствах, которые выбрали данную модель социальной политики, действуют системы страхованию по заболеваниям, а пенсионные структуры обеспечивают минимальные социальные выплаты всех пожилым гражданам независимо от их прошлой трудовой деятельности. Данные системы социального обеспечения финансируются через налоговую структуру из бюджета государства. В данной модели преобладает принцип солидарности нации.

«Бисмарковская» модель устанавливает связь между профессиональной деятельностью и уровнем социальной защиты. Права граждан на социальные выплаты обусловлены теми отчислениями, которые были выплачены на протяжении всей жизни, т.е. социальные выплаты трансформируются в страховые взносы. В данном случае социальная защита не зависит от бюджета государства.

Рисунок 1. Модели социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Классификация моделей социальной политики

В зависимости от типа базового процесса социальная политика подразделяется на такие модели:

  1. Социальная помощь. Данная модель социальной политики заключается в благотворительной поддержке малообеспеченных семей, а также нетрудоспособных и уязвимых граждан. В последние десятилетия в Российской Федерации реализован именно такой подход, который привел к снижению эффективности социального обеспечения и угасанию государственных социальных функций.
  2. Социальное попечительство. Данная модель заключается в компенсировании негативных социальных факторов, которые образовались по причине неравномерного социально-экономического развития. Основной целью данной модели является минимизация дифференциации на заявительной основе в уровне жизни граждан.
  3. Социальное страхование. Модель заключается в финансировании социальных услуг и выплат за счет страховых взносов работодателей и сотрудников предприятия. Основная идея данной модели – это формирование среднего класса и повышение ответственности граждан за свою жизнь и будущее.
  4. Социальное развитие. Данная модель социальной политики заключается в повышении основных критериев качества жизни – здоровья, занятости, образования, жилья, а также состояния окружающей природной среды. Основным направлением социального обеспечения в данном случае является организация различных акций, которые обеспечивают начальные возможности для самостоятельного обеспечения.

Социальная политика в зависимости от субъекта ответственности подразделяется на такие модели:

  1. Либеральная модель. Ее основным принципом является то, что личная ответственность каждого гражданина за свою жизнь, а также роль социальной помощи минимизирована. Финансовую основу в данном случае составляют частное страхование и сбережения.
  2. Корпоративная модель. Основная идея заключается в том, что ответственность за судьбу своего персонала несет организация, где работает данный гражданин. Корпорация стимулирует сотрудников к внесению трудового вклада в деятельность предприятия и предлагает различные страховые гарантии в виде частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и пенсионного обеспечения.
  3. Общественная модель. Данная модель социальной политики является перераспределительной, при которой за бедного платит богатый, за больного здоровый, за старого молодой. Основным институтом, который реализует данное распределение, является государство.
  4. Патерналистская модель. Финансовой основой данной модели являются средства государственного бюджета, в ней реализуются принципы равенства и доступности в потреблении социальных и материальных благ, благодаря этому обеспечивается высокий уровень социального выравнивания.

Социальная политика в зависимости от степени участия может подразделяться на такие модели:

spravochnick.ru

Консервативная модель социальной политики

Вопрос о количестве и классификации социальных моделей весьма сложный и многогранный. Стоит рассмотреть основные группы, которые базируются на принципах, что вытекают из степени и роли участия государства, отдельных граждан и институтов гражданского общества в реализации социальной политики.

Основные модели социальной политики

Замечание 1

Основным критерием оценки моделей социальной политики является возможность достижения социального эффекта в форме решения проблем бедности и занятости. Акцент на занятость и социальное перераспределение доходов через фискальную политику делается в социально-демократической модели. Консервативная модель отличается значительным акцентом на занятости, но не на перераспределении. В данной модели можно наблюдать феномен работающего бедняка.

Либеральная модель социальной защиты отличается тем, что уровень распределения занятости основной части граждан ниже, нежели уровень социального перераспределения. И наконец, латинская или католическая модель отличается тем, что занятость и социальное перераспределение достаточно низкие. Можно подытожить, что государство с либеральной и социал-демократической моделями социальной защиты отличается умеренной степенью бедности, в то время, когда страны с католической и консервативной моделями – более высокую.

Чтобы разобраться в особенностях и характеристиках моделях социальной политики, необходимо рассмотреть их более подробно:

  1. Социал-демократическая модель. Ее называют еще нордической или скандинавской. Социальное распределение в данном случае основано на принципе универсализма. На социальное обслуживание и обеспечение, которые реализуются через государственный бюджет, имеют право все граждане страны. Государственные налоги, реализуемые рез розничные товары и услуги, имеют косвенный характер. Только доходы облагаются прямым доходом. Социал-демократическая модель базируется на таких принципах: независимо от возраста и производительности, все люди имеют одинаковую ценность, социальная поддержка оказывается только добровольно, она должна быть непрерывной и охватывать все сферы жизни человека, а также ей свойственны гибкость, доступность и возможность выровнять социальные условия всех групп населения.
  2. Консервативная модель. Она также имеет несколько названий: институциональная и континентальная европейская. Основным направлением является упор на страхование и рынок. Данная модель основана на тех принципах, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Социальное обслуживание государство не организует. Проблемы в данном случае могут возникать у тех слоев населения, которые не имеют страховки, поэтому они могут рассчитывать только на местные органы благотворительности и общественную помощь и поддержку. При этом страховые взносы работника и бюджетные отчисления практические равны. Основными каналами перераспределения в данном случае являются социально-страховые и государственные фонды.
  3. Либеральная модель. Ее также можно встретить под названием американо-британская модель. Она рассматривает рынок, как основную сферу для организации взаимодействия между людьми. Данная модель предусматривает применение социального обеспечение остаточного типа, когда граждане могут существовать в обществе и без него. Государство несет ограниченную ответственность за социальное обеспечение населения страны. Реализация либеральной модели из-за остаточного типа финансирования напрямую зависит от большого объема формальной и добровольной помощи.
  4. Католическая модель. Главным принципом этой модели социальной политики является вспомогательность, которой руководствуется ближайшая инстанция для решения возможных проблем. В данном случае первой инстанцией является индивидуум, следующей – община, церковь, гражданские организации. Если это не принесет результата, то индивидуум может воспользоваться услугами страхования. Крайней инстанцией является государство.
  5. Бисмарковская модель. Данная модель социальной политики заключается в установлении жесткой связи между социальной защитой и успешностью социальной деятельности. Социальные права в данном случае обусловлены теми отчислениями, которые выплачиваются все время (социальные выплаты принимают форму страховых взносов). Страховые кассы собирают отчисления из зарплаты сотрудников, формируя при этом страховые фонды. В данном случае социальная защита не зависит от бюджета государства.
  6. Бевериджская модель. Особенностью данной модели социальной защиты является то, что каждый человек имеет право даже на минимальную защищенность по отношению к болезням, старости или по другим причинам сокращения своих ресурсов. В тех государствах, которые работают с данной моделью, действуют проекты страхования от заболеваний, а пенсионные системы обеспечивают доходы всем престарелым вне зависимости от прошлых отчислений с заработной платы. Такие системы финансируются из государственного бюджета.
  7. Рудиментарная модель. Данная модель социальной политики широко используется в странах Южной Европы. В этих государствах только в последние годы под воздействием социально-экономических изменений сформировались системы социального обеспечения. Тут предусмотрено социальное страхование и страхование на производстве.

Основная идея и задачи консервативной модели социальной политики

В основе консервативной модели заложена концепция того, что благодеяние в индустриальных западных странах уже достигнуто. Остальные государства выберут данный путь социального и экономического развития несколько позже или же окажутся аутсайдерами.

Замечание 2

Основная идея консервативной модели заключается в том, чтобы публичную эффективность проводить мирно и с такой эффективностью, которая сможет вывести экономическое состояние государства и социальную политику на уровень интересов и потребностей большинства граждан страны. В данном случае речь идет о разумных потребностях, которые под силу осуществить государству.

Консервативная модель социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Консервативная модель социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

При консервативной модели социальной политики выполняется прагматичный подход к предоставлению социальных услуг государством. Благодаря этому можно сконцентрироваться на решении основных социальных проблем.

Основной задачей государства при этом становится равных условий для всех граждан страны, а также предоставление возможностей для их социального развития. Фундамент консервативной модели социальной политики – это идея партнерства между частным сектором, государством, благотворительными и общественными организациями. Принцип смешанной экономики главенствует в экономической сфере страны, которая создает социальное рыночное хозяйство. Оно не только обеспечивает личную свободу, но и предупреждает насыщенность экономической власти, развивая при этом конкурентоспособность и помощь нуждающимся классам граждан.

Консервативная модель социальной политики не должна заключаться в том, чтобы большое количество бедных обеспечить лучшими материальными благами, а в том, чтобы минимизировать все причины бедности, которые не могут ликвидироваться только политикой распределения.

В государстве с консервативной моделью социальной политики существует широкий охват всех слоев граждан различными формами социальной защиты, а также значительный уровень социальных гарантий, когда сумма пособий и выплат действительно обеспечивают реализации тех целей, на которые они направлены (образование, жилье). Социальное страхование на частном уровне играет значительно меньшую роль, нежели в либеральной модели социальной политики. Страна готова заменить рынок в тех случаях, где она не в состоянии обеспечить оптимальный уровень жизни населения. Социальные гарантии в консервативной модели зависят от социального статуса человека, а большинство социальных обязанностей возложены на семью. Государство может вмешаться только в том случае, когда семейные возможности исчерпаны.

Рисунок 2. Консервативная модель социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На консервативную модель социальной политики направлена Япония и Великобритания. В основе японской социальной политики лежит принцип создания активных рабочих мест, снижение безработицы, обеспечение равных возможностей между различными группами граждан. Япония ведет политику масштабных инвестиций в социальную политику, материальной базой которой служит перераспределение сверхдоходов. Это регулируется за счет введения налогов на богатство, который может достигать 80% совокупной прибыли.

spravochnick.ru

«Модели социальной политики за рубежом»

Вопрос 1. Базовые модели европейской социальной политики

   В настоящее время внутри ЕС существуют несколь­ко моделей социальной политики. Поэтому трудно говорить об изменениях в социальной политике "Европейского дома", но во всех странах-членах ЕС видны перемены.

   Каждая страна с учетом своей специфики формирует собственную модель социальной политики. В то же время Комиссия Европейского Сообщества, чьей задачей является разработка унифицированной модификации социальной политики для "Общеевропейского дома", выделяет две основные модели:

  1. Первая модель, часто называемая "бисмарковской" (по имени ее родоначальника, канцлера Отто Бисмарка), устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, т. е. социальные выплаты принимают форму отло­женных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, уп­равляемые на паритетных или разделенных началах работо­дателями и работополучателями (предпринимателями и наемными работниками), собирают в установленном, как правило, через коллективные договоры, размере отчисления и заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты.

   Ответственность за финансовое равновесие и сохранность средств несут правления касс (фондов). Они не должны субсидироваться из бюджета любого уровня, так как налоговое перераспределение, реализуемое через универсальный бюджетный подход, противоречит логике трудового (страхового) участия. Здесь социальная защита должна быть принципиально независима от "финансовых инъекций" со стороны гос­бюджета.

   Конечно, для семей со слабыми возможностями актив­ного трудового участия существует национальная солидар­ность, реализуемая через муниципальные службы для ма­лообеспеченного населения, или благотворительность. Но это вспомогательные механизмы, а не основополагающие прин­ципы.

   2. Вторая модель, которую комиссия ЕС называет "бевериджской" (Beveridge), исходит из того, что любой чело­век, независимо от его принадлежности к активному насе­лению, имеет право на минимальную защищенность по от­ношению к заболеваниям, старости или иной причине со­кращения своих материальных ресурсов. В тех странах, ко­торые выбрали эту модель, действуют системы страхова­ния по болезни, прикрепление к которым является автома­тическим, а пенсионные системы обеспечивают минималь­ные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называе­мые "социальные" пенсии в отличие от "профессиональных"). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае пре­обладает принцип национальной солидарности, строящийся на концепции распределительной справедливости. Привер­женцами этой системы являются Англия и страны сканди­навского социализма, в первую очередь Швеция, достиг­шие весьма различных результатов в решении, например, проблем бедности.

   В литературе используются различные обозначения мо­делей социальной политики.

   Проанализируем их с учетом способности "бороться" с бедностью, использования налогового перераспределения и решения проблем занятости (табл. 3, 4).

Таблица 3

Характеристики различных моделей социальной политики

 

 

Католическая

Консервативная

Либеральная

Социал-демократическая

Центральная едини­ца

Семья

Местный рынок

Центральное прави­тельство

Местные органы управления

Уровень затрат на социальное обеспе­чение

Низкий

Высокий

Высокий, налогопла­тельщики требуют понижения

Высокий

Занятость

Низкая, многие жен­щины не работают

Высокая, широко представлена не­полная "распреде­ленная" занятость

Высокая

Высокая, стимулиру­ется государством

Частный сектор, обеспечивающий предоставление социальных услуг

 

+

+

+

Главный источник финансирования

Рынок и инфраструк­тура. Самопомощь. Семейная помощь

Рынок (страховые выплаты)

Государство для бедных и нерабо­тающих (налоги), страховые выплаты для налогоплательщиков

Государство и ком­муны (муниципали­теты). Налоговое перераспределение

Упор на обязатель­ное страхование

+

++

+

+

Упор на доброволь­ное страхование или волонтерскую по­мощь

+

+

+

 

 

Таблица 4

Модели социальной политики, занятость и социальное перераспределение

 

Модели социальной политики

Занятость

Уровень бедности

Перераспределение

Социал-демократическая

высокая

низкий

высокое

Консервативная

низкая

умеренный

умеренное

Либеральная

высокая

умеренный

высокое

Католическая

низкая

высокий

низкое

  Из таблиц видно, что в социалистической или социал-демократической модели акцентируется как социальное пе­рераспределение доходов через фискальную политику, так и занятость. Последняя характеризуется тем, что большая часть населения представлена на рынке труда, а также высокой степенью занятости, в том числе "искусственной" — иниции­рованной государством.

    В консервативной модели также вы­сок акцент на занятости, но не на социальном перераспреде­лении. Имеется феномен «работающего бед­няка»: множество людей работает, но заработная плата, ко­торую им выплачивают, не позволяет избежать бедности, или же они заняты непостоянно — сезонные работы, неполный рабочий день и т. д.

   При либеральной модели уровень распределения занятости среди большей части насе­ления низкий, но мы обнаруживаем относительно высокий уровень социального перераспределения. Государства с соци­ал-демократической (социалистической) и либеральной моде­лями имеют умеренную степень бедности, тогда как государ­ства консервативной или католической моделей — более вы­сокую. Это означает, что социальное перераспределение важ­нее, чем распределение занятости в борьбе с бедностью, или, по крайней мере, что консервативный подход к борьбе с бед­ностью является неадекватным.

   Однако это лишь одна сторона медали. Системы соци­альной защиты практически всех стран Западной Европы в 90-е годы столкнулись с финансовыми трудностями, вызван­ными, главным образом, старением населения и быстрым ростом расходов на страховые гарантии по старости и болез­ни. Эта тенденция будет углубляться, так как демографичес­кая ситуация последних лет свидетельствует о постоянном росте этих затрат наряду со стабилизацией затрат на семей­ные пособия в связи с почти неизменным числом их получа­телей.

 

studfiles.net

1. Либеральная модель соц. Государства: достоинства и недостатки

Одной из моделей социального государства является либеральная модель, в основе которой лежит принцип, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан.

Либеральная модель основана на доминировании рыночных механизмов. Социальная помощь оказывается исходя из минимальных социальных потребностей бедным и малообеспеченным слоям населения, не способным самостоятельно добыть средства существования. Материальная помощь предоставляется лишь на основании проверки нуждаемости. Таким образом, государство несёт хоть и ограниченную, но, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан, которые оказываются неспособны к эффективному самостоятельному экономическому существованию

По отношению к людям с инвалидностью здесь, в основном, развиваются антидискриминационные меры, направленные на создание инвалидам равных условий и прав с другими гражданами.

Также нельзя создавать дополнительные требования к вакансии, которые сознательно ущемляют возможности людей с инвалидностью, если только это не является необходимым компонентом служебных обязанностей (например, наличие водительских прав или умение быстро передвигаться по городу на общественном транспорте).

В целом, такие меры, как антидискриминационное законодательство в отношении инвалидов, доказали свою эффективность. Но необходимо учитывать, что эти меры могут действовать только в условиях развитой правовой и судебной системы

В сфере производственных отношений созданы максимальные условия для развития предпринимательской активности. Владельцы предприятий ничем не ограничены в принятии самостоятельных решений относительно развития и реструктуризации производства, включая увольнения оказавшихся не нужными работников. Удел профсоюзов — отстаивание интересов работников с наибольшим стажем в случае угрозы массовых увольнений, что, впрочем, им не всегда удается.

Данная модель вполне эффективна в условиях экономической стабильности или подъема, но при спаде и вынужденном сокращении производства, сопровождаемом неизбежным урезанием социальных программ, в уязвимом положении оказываются многие социальные группы, прежде всего женщины, молодежь, пожилые люди.

Как и две других модели( корпоративная и социал-демократическая), либеральная нигде не встречается в чистом виде. В США существует множество пособий, выплачиваемых помимо касс социального страхования. Там действует не менее 100 программ материальной помощи (многие из них кратковременные; по истечении срока им на смену приходят другие), различающихся по масштабам, избирательным критериям, источникам финансирования и целям. Причем многочисленные программы действуют обособленно, не составляя сбалансированной и организованной системы, вследствие чего не охватывают довольно большие группы нуждающихся в материальной помощи людей, включая желающих трудиться безработных, для которых установлен весьма скромный размер пособий и компенсаций. Вместе с тем такие программы в какой-то степени поощряют социальное иждивенчество в среде выходцев из афро-азиатского и латиноамериканского населения: сложились целые группы, практически ни дня не работавшие на общество на протяжении двух-трех поколений. Другой существенный изъян указанных программ заключается в отрицательном воздействии на семейные отношения: они нередко провоцируют разводы, раздельное проживание родителей, поскольку получение финансовой помощи зависит от семейного положения.

Либеральная модель обладает рядом негативных черт.

Во-первых, она способствует разделению общества на бедных и богатых: тех, кто вынужден довольствоваться минимальным уровнем государственных социальных услуг и тех, кто может позволить приобретать услуги высокого качества на рынке.

Во-вторых, такая модель исключает большую часть населения из системы предоставления государственных социальных услуг, что делает ее не популярной и в долгосрочной перспективе не стабильной (предоставляются услуги низкого качества для бедных и политически маргинальных групп населения). К сильным сторонам этой модели можно отнести политику дифференциации услуг в зависимости от доходов, меньшую чувствительность к демографическим изменениям, возможность поддерживать достаточно низкий уровень налогообложения.

При этом на протяжении последних лет очевиден тренд в сторону «урезания» объема социальных благ, предоставляемых государством населению. И эта политика находит существенную поддержку населения. Можно сделать вывод о том, что либеральная модель социальной защиты укрепляет свои основы и становится еще более либеральной. Некоторые исследователи обращают внимание на то, что политика в рамках либеральной модели, направленная на фактическое исключение из общества и урезание ресурсов к жизнеобеспечению малоимущих слоев населения имеет негативное выражение в увеличении в США количества преступлений, совершаемых гражданами из бедных слоев населения, тк окружающие могут творить что хотят. и никаких перед тобой обязательств, включая морально-этические.

studfiles.net