Библейские основания отлучения от церкви. Отлучение от церкви как называется


Отлучение от церкви — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Отлуче́ние (от це́ркви) — практикуемая в некоторых религиях мера наказания за действия, несовместимые с одобряемым церковью образом жизни, за нарушение церковных правил, за отступничество (апостасию) или за ересь. Состоит в прерывании всяких отношений между церковью и отлучаемым. Религиозный смысл отлучения состоит в отказе церкви как бы то ни было отвечать за мысли, слова и действия отлучённого.

Отлучение практикуется во многих религиях, в частности, в христианстве. Практически, отлучение обычно состоит в том, что отлучённому запрещено участвовать в совершении общественных религиозных действий.

Одним из первых известных примеров такой практики является описанное Юлием Цезарем в «Записках о Галльской войне» отлучение от жертвоприношений, принятое кельтскими друидами.

Христианская церковь практикует следующие виды отлучения:

Свидетели Иеговы[править | править код]

ru.wikipedia.org

Как называется отлучение от церкви?

Простому светскому человеку церковное понятие «анафема» кажется эдаким нелепым пережитком прошлого. Кое-кто всерьез верит, что «мракобесы» в рясах преследовали таким образом самых прогрессивных и вольномыслящих людей. «Незаслуженно» отлучали от церкви гения русской литературы Льва Толстого, проклинали и отправляли на костер Джордано Бруно… На самом деле все обстоит вовсе не так «мракобесно» , как может на первый взгляд показаться неосведомленному обывателю.

Борьба с подделками

С апостольских времен Церковь регулярно сталкивалась с духовными подделками. Огромное количество мудрствующих «учителей» пытались выдать свои мысли и фантазии за истину и перекроить христианство на свой лад, разрушить его изнутри. Им противодействовали святые отцы, аргументировано отстаивавшие прописные христианские истины.«К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают себе доверие: но они подают смертную отраву в подслащенном вине, - еще в I веке нашей эры сокрушался в своих посланиях святой Игнатий Богоносец. - Не знающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть»На удочку еретиков порой попадались даже великие святые подвижники вроде преподобных Иоанникия Великого и Герасима Иорданского. Но они быстро понимали свои заблуждения и возвращались в лоно Церкви. Не желающих отказываться от ереси лжеучителей и их последователей приходилось анафемствовать. На II Вселенском соборе в 381 г. были преданы анафеме около десятка еретических течений - ариане, духоборцы, савеллиане, маркеллиане… А с 842 г. после окончательного разгрома и анафемствования ереси иконоборцев каждое первое воскресенье Великого поста Церковь отмечает праздник Торжества Православия. В ходе праздничных молитв предаются анафеме все существующие мировые ереси и прославляются великие Святые Отцы, которые в борьбе с врагами веры Христовой формировали каноны и правила церковной жизни.

Отлучение или проклятие?

Что же такое анафема? Если верить советским энциклопедиям, это - церковное проклятие, эдакая «высшая мера наказания» . В реальности никаких проклятий Православная Церковь никому не объявляет. Подлинное значение слова анафема - отлучение, отвержение (от греч. ana – далеко; tihein – ставить) . Любая ересь решительно отвергается и объявляется вне закона. Отпавший от Бога еретик лишает себя и своих последователей возможности попасть в Царствие Небесное и отлучается от Церкви. В православной традиции публичное отлучение лжеучителя служит наглядным предупреждением его ученикам, и не несет в себе пожелания зла отлучаемому. Даже самый отпетый еретик может спасти свою душу, если поймет, что был не прав, принесет искреннее покаяние и лично предаст анафеме свое ложное учение.Кстати, совсем не обязательно отлучать от Церкви публично. Если человек явно отступает от православия и его святых таинств, уходит в секту, в другую религию или становится безбожником – тем самым он фактически сам себя анафемствует перед Господом. Под такой анафемой находятся все крещеные в православии люди, отрицающие бытие Божие, не признающие Единого в святой Троице Бога, бессмертие души, оспаривающие непорочность Пречистой Девы Марии и прочие православные догматы.

Проклятие по-католически

Но откуда попала в энциклопедии формулировка «церковное проклятие» ? Это понятие рождено в недрах Католической Церкви. Именно католики полагают, что еретиков нужно не только отлучать, но еще и проклинать. Вот наглядные фрагменты из средневекового документа католической анафемы: «…Да проклянет его Бог-Отец, сотворивший человека! Да будет проклят он солнцем, и луною, и звездами небесными, и птицами, и рыбами морскими… Да будет труп его оставлен на пожрание псам… Да ниспошлет Господь на него глад и жажду, и гнев и муки и напасти злых ангелов, пока не попадет он в глубины ада.. . Да будут сыновья его сиротами, и жена его вдовою! »Непременным условием церемонии церковного проклятия католики считали присутствие осужденного. Если еретик к моменту вынесения приговора умирал

otvet.mail.ru

Отлучение от церкви - это... Что такое Отлучение от церкви?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 сентября 2011.

Отлуче́ние (от це́ркви) — практикуемая в некоторых религиях мера наказания за действия, несовместимые с одобряемым церковью образом жизни, за нарушение церковных правил, за отступничество (апостасию) или за ересь. Состоит в прерывании всяких отношений между церковью и отлучаемым. Религиозный смысл отлучения состоит в отказе церкви как бы то ни было отвечать за мысли, слова и действия отлучённого.

Отлучение практикуется во многих религиях, в частности, в христианстве и иудаизме. Практически, отлучение обычно состоит в том, что отлучённому запрещено участвовать в совершении общественных религиозных действий.

Одним из первых известных примеров такой практики является описанное Юлием Цезарем в "Записках о Галльской войне" отлучение от жертвоприношений, принятое кельтскими друидами.

Отлучение в христианстве

Христианская церковь практикует следующие виды отлучения:

Свидетели Иеговы

dic.academic.ru

О заблуждениях - Каталог статей

На репродукции: фрагмент стенной росписи "Отлученный от церкви Лев Толстой в аду" 

Всем отлученным - милость и благая весть!

Что есть отлучение от церкви, т.е. анафема (выражаясь устаревшим словом)?Анафема: (греч. АнАфэма) 1). приношение по обету; 2. анафема, заклятое (для Бога), проклятие, отлучение.

Этот термин используется в практике изгнания какого-либо лица из собрания верующих, - из деноминации или общины, как в ортодоксии, так и в протестантизме. Конечно же, данный термин "отлучение" зачастую употребляется лишь в тех деноминациях и общинах, где действует закон "церковного членства", потому что "нечлена церкви" отлучить от общины, деноминации (братства) невозможно. Общины, которые не пользуются практикой "церковного членства", обычно используют практику выдавливания неугодных прихожан посредством негативного отношения, что в своем роде также является негласным отлучением.

Что же Библия - Новый Завет говорит нам об отлучении от церкви и что есть церковь в библейской трактовке?

Об этом сказано не так много. Тема об отлучении с использованием слова "анафема" умещается лишь в двух местах Нового Завета. Итак, вникнем в смысл данных стихов и определим, кто же должен считаться отлученным от церкви?

Согласно Священному Писанию существует три категории подпадающих под термин "отлучение".

Первая категория отлученных

"Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема..(1 Кор.16:22)".

Вникнем в суть послания Апостола Павла и увидим, что он хотел нам сказать на тему о церковном отлучении.Человек вполне может находиться в церковном собрании, считаться "членом церкви", но при этом этом быть отлученным не людьми, но Самим Богом, Его определением. Ведь разве кто кого может отлучить за то, что другой не любит Иисуса, и разве это повод для отлучения? Как же мы узнаем, что таковой, находящийся среди "неотлученных" на самом деле отлучен Богом, т.е. предан анафеме? По его делам конечно же, по поступкам можно будет увидеть отлученных. Таковые без всякого стеснения наполняют христианские собрания, посещая их стабильно, с завидной, как говорится ревностью, исправно платят церковный налог-десятину и на собраниях могут быть даже одеты, как святые, - в скромных и приличных одеяниях. Их не поймали "за руку" при совершении "тяжких" грехов и вроде бы все у них чисто, но, вглядевшись в них и в их жизнь внимательнее, видим, что это вовсе не святые Божьи, но напротив - Его враги. Как враги? Когда вы с таковыми верующими заговорите против греха, станете напоминать заповеди Иисуса, то это может начать их сильно злить, у них на все мгновенно найдутся отговорки, лишь бы не исполнять и не покоряться Слову Божьему. Таковые не ждут Иисуса и если слышат о скором Его пришествии, то отвечают так: - "Да, но.." И вы видите, как эти их многие "но" противятся пришествию Христа, в точности, как этот мир. У них видите ли еще не все родственники спасены, анитихрист еще не пришел в мир, обещанное пробуждение еще не совершилось, да и их кредиты и многие планы и стройки и машины и т.п. не дают в их уме места пришествию Господа. Разве это Божьи дети? Разве они любят Иисуса? О, нет же! Написано:

"И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! (Отк.22:17)"

Искупленная Невеста Господа желает Его скорого пришествия, но церковь-блудница говорит в сердце своем - "Нет, нет и нет! Не приходи, у меня столько еще дел, у меня еще много планов, да и люди не все еще спасены!" Вот это и есть те разбогатевшие, теплые христиане, это те кто действительно отлучен Богом, те, кого Сам Бог предал отлучению, как написано:

"И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Отк.3:14-17)"      Вот это и есть истинное отлучение, о котором сказал Апостол - "..кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема..", это когда Сам Бог извергает ((греч. - эмЭсэ) извергать, изрыгать, выплевывать). Из этого приведенного вначале стиха мы видим, что к общепринятой практике отлучения от церкви смысл данного стиха не подходит, потому что за нелюбовь к Иисусу отлучать не принято. Может тогда подойдет другой стих из послания Павла к Галатам, и мы убедимся в том, что все же правильно делают те, кто отлучают многие и многие души от своих собраний?

Вторая категория отлученных

"Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:6-9)". Итак, смысл стихов ясен как день, - в первую очередь служителям в собраниях необходимо увидеть, распознать и изолиравать от общества христиан тех людей, кто несет в церковные собрания лжеучения, т.е. учения идущие вразрез с тем, чему учили нас Апостолы Иисуса Христа. Лжеучители с их лжеучениями встречаются не часто, в основном приходя в церкви извне и служителям с ними не так уж трудно бороться. Но, к этому разряду лжеучений могут относиться не только явные ереси, но также церковные предания не согласующиеся с библейским учением, и различные человеческие правила поведения-законы, установленные в общинах и, опять же, не имеющие библейского основания.

Третья категория отлученных

Есть еще один важный стих о тех, кто непременно должен быть изолирован от общества христиан:

"Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас (1 Кор.5:11)".

Прихожанин какой-либо церкви, не желающий меняться и каяться в грехах также попадает в разряд отлученных, т.е. тех, кто сами себя отлучают от церкви Божьей, от любви Божьей. Приведу пример подобного изолирования. В одну общину повадилась ходить молодая сатанистка, но не с целью найти Господа и освободиться от пут дьявола, а с заданием от бесов. Эта сатанистка некоторое время притворялась верующей, а потом вскрылось, что она пыталась совращать реабилитантов - бывших наркозависимых. Звала их пить алкоголь и ходить "по девочкам" - ее подругам. Когда пастор-служитель увидел и услышал о таких ее делах, то немедленно запретил ей приходить в собрания, тем самым заградив ей доступ к неутвержденным в вере реабилитантам. Это и есть пример истинного отлучения от собрания верующих, по слову: "извергните развращенного из среды вас". 

Итак, видим, что в соответствии со Словом Божьим лишь эти три категории людей: нелюбящие Иисуса Христа, также лжеучители и сознательно грешащие должны быть изолированы от общества христиан. Но, какую картину в практике "церковных отлучений" мы видим на сегодняшний день? Тысячи и десятки тысяч верующих изгнаны из церковных собраний, но за что? К ним приклеены ярлыки "отлученный", или даже - "отлученный до пришествия", хотя большинство из этих людей не попадают в ни в одну из этих категорий для отлучения, ведь они любят Господа Иисуса, они не лжеучители несущие ереси, также, они не желали жить в сознательных грехах. Что же тогда происходит и что же это все значит, и откуда берется такая практика и такое поведение самих отлучающих, берущих на себя право предавать "анафеме" не по-Библии?

На память приходит случай упомянутый Апостолом Иоанном:

"Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви (3 Иоан.1:9-10)".

Оказывается, изгоняющие из церкви и отлучающие верующих от собрания христиан могут и сами быть врагами Господа? Несомненно, с чем и сталкивались Апостолы уже в первый век христианской эры. Как это может происходить? Пастор может совратиться или обольститься и начать преследовать свои собственные цели, или же власть в общине может быть хитро и подло захвачена "волками в овечьих шкурах". Это не так уж труднодоступно для понимания, вот тому наглядный библейский пример:   

"Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян.20:29-30)".

Зачем вкравшиеся в общины "волки" используют практику отлучения для говорящих правду и желающих жить по правде? Чтобы ревновали по ним: - любили их, угождали им, чтобы служили им, а не истине, не Богу.

"Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них (Гал.4:17)".

Итак, как видим из Библии, не везде, не во всех общинах и деноминациях у власти стоят верные Господу руководители. Многие из современных служителей церкви уже сами подпали под все три категории отлучения, однако народ свято верит им и слепо идет к пропасти вечного отлучения Самим Богом, потому что многие обольстились и оставили уже любовь к Господу, избрав для себя свои цели и свои пути. Многие видят нечестие своих нынешних руководителей, но продолжают идти за ними, потому что одни обмануты страхом, другие обольщены многими привилегиями. Вот яркий пример на фарисеях того, как можно легко закрывать глаза на истину:

"Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию (Иоан.12:42-43)".

В чем же сила этого глобального обмана, которым так успешно правят лжепастыри? Конечно же, - это "билет в спасение", закрывающий многим глаза на правду. - "Что же за билет такой?" - спросите вы. Этот "билет" есть членство в церкви. Этот билет есть миф, выдумка и сила обмана сатаны. - "А разве понятие "членство в церкви" не соответствует Библии? Конечно же нет! Поищите в Библии и постарайтесь найти хотя бы один стих утверждающий эту доктрину. Эта доктрина "членства" и есть тот молот, которым сатана уже многие столетия разбивает сердца невинных и поражает истинных детей Божьих руками лжепастырей. Достаточно нечестивому пастору или же епископу погрозить "билетиком" членства и боязливая овца, глядишь, присмиреет, пойдет на все необходимые условия для поддержания внутреннего церковного "порядка". Тогда все легко смогут собраться и пойти сжигать на костре суда человеческого этих "еретиков", упрямых и непокорных нашим преданиям и понятиям.

На репродукции: сожжение на костре чешского проповедника Яна Гуса

Что такое церковь? По Библии - церковь это тело Иисуса Христа.

"Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания..(Еф.4:4)" 

"Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор.10:16-17)".

Насчет "церковного членства" подробнее. Неужели где-то в Библии сказано, что церковь, тело Христа - это деноминация, или какая-либо община с новым или старым названием? Истинная Церковь - это все истинно верующие в Иисуса Христа, всех времен и народов, из различных собраний и деноминаций. Неужели кто-то с этим поспорит? И в соответствии со Словом Божьим, никакая церковная организация не вправе вводить в свою практику закон о членстве прихожан. Это глупо и безрассудно. Почему? Ответ прост. Как принимают "в члены"? Походил, посмотрели на тебя и предложили вступить в члены братства. Зачем? Неужели и так нельзя верить в Иисуса? Нельзя, ведь тебя хотят поработить, чтобы ты ревновал уже по ним, а не по Богу. Кто бы там в общине к власти не пришел, будешь обязан исполнять, пусть даже нелепые правила и говорить то, что тебе скажут, даже если это идет вразрез со Священным Писанием. Будешь обязан платить церковный налог-десятину, ведь не даром же тебя там "обслуживают". Защищает ли "членство" от падения в грех? Нет, не защищает. В чем же тогда привилегия перед теми верующими, которые просто, без членства, собираются, чтобы славить Господа? Защитит ли "членство" от врагов Господа? Нет. Придут под видом "овец" и заявят о вступлении в члены. Их примут и будут такие потихоньку вредить. Спасет ли "членство" от ада? Надеющийся на принадлежность к деноминации уже в списках ада, нет такому надежды, т.к. оставил упование на спасение от Спасителя Господа Иисуса. Самое распространенное явление, когда "члены церкви" стабильно грешат, но совесть их убаюкана ложью спасения через членство и потому нет им покаяния. По моему мнению, самые глубины ада наполнены надеявшимися на свое церковное членство.

Итак, многие христиане "отлучены" от своих общин, если смотреть в соответствии с Писанием, - незаконно. Многих отлучили за нарушение установленных правил, грехом по Библии никак не являющихся. Да и не специально такие нарушали эти их правила и так было у многих. В некоторых общинах любят твердить - "Наши правила! Наши правила!" Что же об этом говорит Слово Божье? У пророка сказано:

"И говорил Я сыновьям их в пустыне: не ходите по правилам отцов ваших, и не соблюдайте установлений их, и не оскверняйте себя идолами их. Я Господь Бог ваш: по Моим заповедям поступайте, и Мои уставы соблюдайте, и исполняйте их (Иез.20:18)".

Вот, это и есть наглядный пример того, как Бог относился к правилам и преданиям человеческим как во времена Старого Завета, так и во времена Нового Завета. Его абсолютно не интересуют правила и установленные в общинах порядки, Его интересует только одно - как относятся к Его заповедям, потому что Он Бог и Законодатель. Его заповедей вполне хватает на то, чтобы в церквах был порядок, но люди не унимаются и придумывают все новые правила, как написано:

"связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их" (Мат.23:4).

Например, в одном пятидесятническом братстве есть правило о разнице в возрасте для желающих вступить в брак, эта разница лимитируется максимум десятью годами. Если, например, у двух душ пожелавших заключить брачный союз разница в возрасте будет одиннадцать и более лет, то им не позволят пожениться. Если же они полюбили друг друга и уверены, что их союз от Бога, то таких просто выгонят и опозорят, навесив свои ярлыки, позорящие имена. С такими нельзя уже будет общаться, ходить к ним в гости и даже вместе работать. Нарушающих и это правило также отлучат за общение с отлученными и навесят позорные ярлыки соответственно. Однажды, в одной из таких общин, когда молодые с "разницей в возрасте"  не сдавались в своих чувствах, но и не хотели уходить из общины, желая законного заключения своего брака, ответственный над ними служитель пришел в ярость, крича: - "Если будете еще об этом говорить, то будет вам не женитьба, но отлучка! Пойдете на отлучку!" Скажите, разве это по-Библии? Разве это истина во Христе? Впрочем, в той общине не всегда поступали так жестко в соответствии со своими канонами и не всех с "разницей" отлучали, были там и исключения, но только для "своих", - денежных и знатных. Бывает так, что изгоняют за падение в блуд, или в блуд до брака. Но разве у Бога нет милости к кающимся и пришедшим с исповеданием? Почему их отлучают, если эти души не желают жить дальше в сознательных грехах? Верующих, единократно согрешивших подвергают огласке и позору, но не говорят им, что Христос ждет их, желая простить и убелить, омыв Своей святой Кровью! Почему все это происходит? Почему верующих, бывших наркоманов отлучают за падение в старый грех, когда им просто нужна повторная реабилитация?Часто изгоняют не только за грехи, но также и за несогласие с мнением "старших братьев".К кому теперь идти душе, любящей Господа, желающей жить в Его истине, но отверженной людьми, преданной на изгнание от верующих? Душа такого изнывает и плачет, говоря - "Я отлучена, я отлучена, никому не нужная, верующие меня больше не принимают, ненавидят меня.." Скажу такой вместе со Святым Духом: "Радуйся душа, есть тебе надежда!" Вот тебе ответ из Библии:

"Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.8:35-38)".

Радуйтесь, отлученные от деноминаций за то, что вы говорили правду и истину! Этот стих о вас:

"Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мат.5:10)".

Не стыдитесь изгнанные за свое мнение, не согласное со старшими в титулах! Этот стих о вас:

"Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор.11:19)".

Пусть даже вы изгнаны за грех, в который вы впали, но ведь вы же покаялись у ног Господа нашего Иисуса Христа и для вас есть надежда и открыта дверь спасения! Хотя и не существует у вас более этого бесполезного "билета" церковного членства, ваша надежда - это любовь Божья, от которой вас никто и никогда не отлучит, как бы враг душ человеческих ни ухищрялся! О, лишь бы вы сами не отлучили себя от Божьей любви, поверив лжи дьявола говорящего в вашем уме "Отлучен, отлучен!". Лишь тот, кто сам отлучил себя от Божьей любви пребывает в анафеме. В анафеме тот, кто говорит в сердце своем: "Не скоро придет Господин мой, я буду есть и пить с грешниками этого мира, и никто и ничто мне не сделает, потому что далеко, далеко пришествие Его и не увижу я горести, не увижу я бед!"

Отлучение - это когда вы говорите в сердце своем - "Радость, но без Бога, мир, но без Бога, праведность - моя праведность, без Крови Христа". Отлученный от церкви - это тот, кто называясь братом или сестрой лжет на имя Божье, говоря, что Бог такой, когда Он не такой. Наш Бог - библейский Бог, Он не есть Бог деноминационных правил!

Отлученные! Это послание к вам от Святого Духа, данное через пророчество. Господь повелел, а я, слуга Господа, его предал, и сделал то, что должен был сделать.Итак, одно из значений слова "анафема" - это проклятие. Отлученные, вы больше не отлученные! Не бойтесь, Иисус снимает с вас все проклятия человеческие.Читающие, передайте это послание всем бывшим отлученным и скажите им так: Иисус любит вас и ждет вас в Свое общение во Святом Духе. Он на Небе уже все приготовил, все готово для вечного пира с Агнцем Божьим! Идите к Иисусу и если есть на вас какая вина по Слову Божьему, то Бог видит ваше покаяние и принимает вас в Свое общение. Аминь.

аdmin(copyleft) copyleft - права на распространение без указания источника(ссылки), но не позволяющие производить смысловую обработку текста этой статьи.

Материалы на подобную тему: 

sb-nz.com

За что могут отлучить от церкви и предать анафеме?

Довольно часто мы слышим выражение, в котором содержится мысль о том, что кого-то необходимо предать анафеме. Значение этой фразы, вроде как, и понятно, однако из этой статьи вы узнаете еще несколько интересных фактов!

Для начала давайте разберемся, что это означает. Итак, предать анафеме – значит отделить какого-то человека от определенного сообщества. Да, несмотря на то, что выражение ассоциируется с церковью, оно довольно часто употребляется и в других сферах. Если же говорить о том, что означает фраза «предать анафеме» в мире религии, то, как правило, имеется в виду отлучение человека от церкви. Но здесь не все так просто. Дело в том, что отлучение – это отстранение священнослужителя (или же простого человека) от возможности участвовать в обрядах, находиться в стенах храма и так далее лишь на определенный (как правило – небольшой) срок, после которого он может вернуться к прежнему образу жизни. Анафемой же называется полное отстранение от церковной жизни без права на «реабилитацию».

Как же различить, в каких случаях нужно отлучить от церкви, а в каких – предать анафеме? Вопрос этот очень трудный и, кроме того, спорный. Однако если говорить в общем, то отлучению подвергаются те, кто просто оступился, сделал малую ошибку в глазах Бога. Тех же, кто совершил смертный грех либо хулил Создателя, предают анафеме. С другой стороны, такое положение вещей касается именно современности. Если же говорить о средневековье, например, то если священнослужители узнавали о том, что женщина изменяет мужу, они запросто могли предать ее анафеме.

Кто имеет право на такое действие и каковы его последствия? Здесь, опять же, однозначных ответов нет. Предают анафеме простые люди простых людей (если не считать их приближенности к церкви, конечно). А люди, как известно, имеют, главным образом, субъективное мышление, такое же суждение и, как следствие, такие же умозаключения. Поэтому если для одного некий поступок является поводом для предания анафеме, то другой считает, что достаточно лишь кратковременного отлучения от церкви, ну а третий так и вообще заявит, что поступок этот самый обыкновенный и простого раскаяния от согрешившего будет достаточно.

Нужно отметить, что предать анафеме могли и тех, кто просто выказывал свое недовольство церковью, пусть и в мягкой форме. В общем, любое проявление антицерковных настроений пресекалось на корню.

Самым известным фактом предания анафеме является случай с Львом Николаевичем Толстым. Считается, что православная церковь приняла решение предать анафеме великого русского писателя. Однако факт этот является спорным. Дело в том, что некоторые утверждают, что священнослужители были, конечно, недовольны антихристианскими речами Льва Толстого и такими же мотивами в его произведениях, но никакого отлучения не было. Если верить другим источникам, то перед смертью Толстой раскаивался в том, что открыто критиковал церковь и хулил Бога. Однако факты эти тоже с трудом можно назвать фактами, ибо серьезных подтверждений тому нет.

В общем, можно прийти к выводу, что с помощью отлучения и анафемы церковь (и католическая, и православная) избавлялась и избавляется от инакомыслящих, революционно настроенных людей, внушая таким образом остальным страх перед провидением.

fb.ru

Отлучение от церкви как метод репрессий

Отлучение от церкви – это традиционное религиозное наказание, которое применяется в христианстве и распространяется на людей, которые могут своим поведением или высказываемыми убеждениями нанести ущерб экклезиальному авторитету. Хотя есть сведения, что подобные меры применялись к отступникам и нарушителям в иудаизме и языческих религиях (например, у древних кельтов). В настоящее время оно существует в виде так называемого частичного, малого отлучения (запрета) и анафемы. Первое из них – это временная мера, а второе выносится на срок до полного раскаяния провинившегося.

Можно сказать, что смысл этой меры наказания уходит корнями в раннее христианство. Поскольку греческий смысл слова «церковь» означает «собрание», или общину верующих, то человека, который, вступив в эту группу людей («экклезию») и дав определенные обещания, нарушал их, лишали всякой коммуникации с ними.

Кроме того, «причащение» в те времена ассоциировалось с совместной благодарственной трапезой, которая происходила в память о Тайной Вечере. Поэтому отлучение от церкви воспринималось как запрет виноватому общаться с верующими до раскаяния.

Однако позже значение этого религиозного наказания претерпело очень серьезные изменения, и даже стало орудием репрессий, в том числе и политических. Во-первых, его распространили на людей, которые имели убеждения, значительно или не очень отличающиеся от взглядов большинства, и, прежде всего, властной группы. Таких людей стали называть еретиками. Затем появилось такое отлучение от церкви, как интердикт, практиковавшееся в основном в Западной Европе, когда в городе или селении, которое постигало наказание, не крестили, не венчали и не хоронили на кладбищах.

Более того, в XII-XIII веках такая вроде бы религиозная кара стала автоматически нести за собой более серьезные последствия и юридическую ответственность. Отлучение от церкви – изгнание из так называемого «христианского народа», приводило к тому, что человек, которого оно постигло, мог быть убит или ограблен, и никто не должен был ему помогать. Анафема же нераскаявшегося еретика на практике и на языке инквизиции означала, что его передают светским властям «для исполнения должного наказания» - для смертной казни на костре.

В Православной церкви эта кара тоже нередко носила репрессивный характер. В частности, отлученный человек не мог быть похоронен по христианским обычаям. Ярким примером этому является история с таким выдающимся писателем, как Лев Толстой. Отлучение от церкви такого «властителя дум» за то, что он критиковал православие и придерживался собственных взглядов на христианство, в частности, на догматику и ритуалы, вызвало резкую протестную реакцию. Его жена, будучи законопослушной православной христианкой, написала возмущенное письмо Святейшему Синоду.

Подобным образом отреагировали не только секулярные гуманисты или революционно настроенная молодежь, но религиозные философы, и даже юрисконсульт императора Николая Второго, который назвал это решение Синода «глупостью». На отлучение Толстого от Церкви сам писатель ответил письмом, где заметил, что этот документ является незаконным, составлен не по правилам и поощряет других людей к дурным поступкам. Он также заявил, что и сам не хотел бы принадлежать к общине, учение которой он считает ложным и вредным, скрывающим самую суть христианства.

fb.ru

Библейские основания отлучения от церкви

Опубликовано 10.05.2014

В категориях: Общество, Церковь и власть

Библейские требования к поддержанию чистоты в церкви

И. В. Шайфулин, магистр богословия, НББС - преподаватель систематического богословия, герменевтики, истории

 

Бог не оставляет Свою церковь в неведении о том, как реагировать сообществу верующих на появление греха в своей среде. Ключевыми для понимания этого вопроса являются Мат. 18:15-20 и 1 Кор. 5:1-13, где наставления по этой проблеме дают Сам Христос и апостол Павел.

Эти два текста со всей очевидностью демонстрируют, во-первых, важность поддержания нравственной чистоты церкви, во-вторых, путь, каким необходимо идти сообществу верующих, когда оно сталкивается с упорством человека, находящегося в грехе.

Не ставя перед собой цель сделать детальное экзегетическое исследование этих текстов, постараемся сосредоточиться на выводах, следующих из их общего рассмотрения:

1.    Во-первых, всякое действие должно иметь ясную и понятную цель. Дисциплина по своей сути определяется неким набором правил поведения личности, соответствующим принятым нормам. Соблюдение дисциплины невозможно без определённой системы наказаний. Если не видеть конечной цели церковной дисциплины, то может возникать искаженное представление и о системе наказаний. Можно выделить три цели церковной дисциплины:

(1)    Восстановление грешника. Прежде всего, мы должны твердо помнить, что первоочередной целью церковного наказания должно являться желание помочь грешнику восстановить свои поврежденные отношения с Богом («чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» 1 Кор. 5:5). По этой причине отчуждение грешника из общины наступает только после обязательного трехступенчатого процесса обличения (Мат. 18:15-17), который дает все шансы на исправление ситуации («приобрел ты брата твоего», Мат. 18:15) .

(2)    Содержание церкви в чистоте. Церковь находится в состоянии постоянной борьбы с грехом, поэтому на ней лежит серьезная ответственность по контролю над своим состоянием. В противном случае возникает опасность бесконтрольного распространения зла в среде самой церкви. Апостол Павел, говоря об этой опасности, приводит яркий образ закваски, характерной особенностью которой является способность малым количеством оказывать влияние на все вещество (1 Кор. 5:6). Обращение Павла в письме коринфской церкви не к преступнику, а только к общине показывает, что она ответственна за моральное поведение своих членов.

(3)    Сохранение доброго свидетельства перед окружающим миром. Церковь призвана к сообщению обществу нравственных ориентиров. Если церковь живет, как и погибающий мир, то она ничего не может этому миру предложить (1 Кор. 5:1, 9-13). Наличие греха стирает все моральные границы, отделяющие святых людей от их неверующих соседей. Таким образом, поддержание дисциплины в церкви должно быть не неким исключением, но обычной практикой. В этом смысле дисциплина не должна, конечно, рассматриваться исключительно в виде наказаний, но и в виде наставлений, побуждений, обличений, духовной поддержки . Однако без отлучения - последней ступени процесса - тоже не обойтись.

2.    Во-вторых, необходимо признать, что отлучение должно производиться, по сути, не за сам по себе совершенный грех, а за упорство в грехе. Сегодня в церквях ЕХБ сложилась практика наложения церковных взысканий в соответствии со степенью тяжести греха. Упрощено это выглядит так: «легкий», незначительный грех - замечание, «тяжелый» грех - отлучение. Однако в Мат. 18 мы видим указание Христа, что изгнание человека из общины производится только в том случае, когда грешник упорствует и не раскаивается. То есть получается, отлучение должно совершаться не за сам совершенный грех, но за нежелание соглашаться с обличением, за сохранение состояния «жизни в грехе». Только в таком случае мы можем быть уверены, что наше решение «связано на небе», и в принятии такого решения участвует Сам Христос (Мат. 18:20) .

3.    В-третьих, важно определиться с тем, чем по существу является отлучение. В Новом Завете это церковное наказание фигурирует под двумя описаниями: «да будет, как язычник и мытарь» (Мат. 18:17) и «предание сатане» (1 Кор. 5:5, 1 Тим. 1:20). Что значит каждое из этих описаний?

В Евангелии от Матфея, 18 главе приводится хронологически первое предписание, как поступать церкви с грешником. После ряда безуспешных шагов, направленных на исправление ситуации, выносится решение о том, что упорствующий в грехе человек должен отныне восприниматься «как язычник и мытарь». Это очень жесткое определение, если учитывать то сообщество, в котором произносились эти слова. В еврейском народе, к которому принадлежали как Сам Христос, давший это наставление, так и слушавшие Его апостолы, язычники и мытари принадлежали к той категории людей, общение с которыми не просто не одобрялось, но оскверняло всякого правоверного иудея. Между язычниками и мытарями, безусловно, была разница. Язычники вообще ни-когда не принадлежали к избранному обществу Божьего народа, поэтому не имели никакого отношения к прекрасным Божьим обетованиям, а значит, не могли надеяться на блаженства будущего Царства. Ситуация с мытарями в каком-то смысле еще хуже. Мытари - пораженные коррупцией своего рода налоговики в Римской Империи - по своему рождению могли принадлежать к избранному народу, но потеряли это право по причине предательства и угнетения своего же народа. Мытарей обычно отлучали от синагог, что было почти равносильно объявлению человека прокаженным.

Таким образом, хоть происходили язычники и мытари из разных народов, но как с теми, так и с другими общение старались свести к самому возможному минимуму, так как оно вело к ритуальному осквернению.

В 1 Коринфянам, 5 главе апостол Павел жестко обличает церковь за их равнодушие к факту безнравственного поведения одного из своих членов. В качестве необходимой меры для исправления ситуации Павел призывает церковь вынести определенное решение в отношении распутника. Павел описывает это решение как «предание сатане» (1 Кор. 5:50, ту же формулировку мы читаем в 1 Тим. 1:20). По поводу этих слов существует немало комментариев с разными точками зрения. Не оспаривая определенную экзегетическую сложность данного текста, все же вряд ли стоит искать в его толковании особую «эксклюзивность». Мысль Павла достаточно ясна, если воспринимать ее в свете всей пятой главы.

Павел призывает церковь очнуться от духовной гордости и проявить ревность и принципиальность по отношению к преступнику. Решение, к которому Павел побуждает их, чрезвычайно важно, поэтому он говорит об этом трижды, причем разными способами, так чтобы читателям его письма было все понятно настолько глубоко, насколько это возможно. Первый раз он говорит об этом прямо: «дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело» (1 Кор. 5:2). Второй раз ту же мысль он выражает метафорически: «Очистите старую закваску» (5:7). В третий раз Павел приводит цитату из книги Второзаконие (Втор. 17:7, 19:19, 21:21): «извергните развращенного из среды вас» (5:13).

В таком случае фраза «предать сатане» становится более ясной. Она означает удалить человека из церкви, вывести его из церковного общения, «передать» его в ту сферу, где обладает властью сатана.

Важно понимать: это не определение вопроса спасения. То есть церковь в этом случае не решает окончательную судьбу человека, будет он спасен или осужден. Это решает Бог. Павел здесь призывает церковь принять решение только о том, что человек, называющийся братом, но ведущий себя не как брат и сопротивляющийся наставлению должен быть выведен за пределы церкви. Церковь, таким образом, снимает с себя ответственность за поведение такого человека - он теперь вне церкви - и отдает все на суд Богу.

Этот Божий суд в отношении упорствующего грешника описан в словах: «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (5:5). Вряд ли слова об «измождении плоти» означают идею спасения только духа без тела. Такое дуалистическое представление о человеке было характерно для платонизма, но никак не для иудаизма, антропология которого была воспринята и церковью. А в иудаизме человек всегда воспринимался как единое целое. И читая апостола Павла можно увидеть, что он ни в коем случае не противопоставляет материальную и нематериальную природы человека, больше того, говоря о будущем христиан, он пишет о спасении человека в совокупности: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23).

В таком случае «плоть» и «дух» относятся к мировоззренческой категории, и «измождение плоти» - это разрушение греховных качеств человека, его ущербных, «плотских» взглядов, «дел плоти», результатом которого будет спасение «новой природы».

Итак, в словах об отношении к нераскаявшемуся грешнику как к «язычнику и мытарю» и «предании его сатане» выражена одна идея - изоляция преступника от христианского сообщества с тем, чтобы он ощутил во всей полноте глубину наказания, был лишен общения с верующими, оказался вне защиты от нападок «врага душ человеческих» и, в результате всего этого, мог раскаяться.

4.    И, наконец, в-четвертых, какое значение имеет отлучение для жизни общины и как она должна строить отношения с отлученным.

Понимание этот важного вопроса в церквях ЕХБ страдает некой расплывчатостью. Во-первых, само по себе отлучение воспринимается то ли как «месть» грешнику, то ли как констатация факта потери спасения грешником, и тесной взаимосвязи между всей церковью и конкретным грешником не прослеживается. Отсюда зачастую возникают призывы «потерпеть-подождать-помолиться», потому что «жалко/совсем потеряется человек/нельзя угашать курящегося льна». Во-вторых, не до конца понятен статус отлученного и уровень отношений с ним. Если попытаться суммировать наиболее распространенные ограничения для отлученных, то получится следующий список. Отлученный лишается права на христианское приветствие, под которым часто понимается именно произнесение при встрече слова «приветствую», которому придается корпоративный или даже некий сакральный смысл.

Отлученный лишается права на определенные виды труда в церкви, связанные с духовными вопросами, например, проповедь или пение в хоре. Всеми признается, что отлученный не может участвовать в хлебопреломлении. Вместе с тем обычно не возбраняется обычное, внецерковное общение с отлученным (приглашение в гости, общие интересы). Вполне допускается присутствие отлученного на всех церковных служениях, кроме членских. Также допускается привлечение отлученного к любому труду в церкви, не связанному с духовным служением, например, к физическому труду (строительные работы, уборка помещений и т.п.). Иногда встречается дифференциация отлученных по степени тяжести греха. То есть если отлучение было связано с неким «тяжким» грехом, то предписывается более строгий уровень отношений с отлученным, если с «легким» грехом - то можно иметь более близкие отношения.

Ясно только одно - отлученный не является отныне членом церкви, а значит, не совершает никакого духовного служения и не может участвовать в хлебопреломлении и в членских собраниях. Все остальное - на уровне инициативы членов церкви.

 

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012

Мир в Боге.ру

Смотрите также:

www.mirvboge.ru