Парашюты. Парашют в


Парашют - это... Что такое Парашют?

Парашюты на китайской марке 1958 года

Парашю́т (фр. parachute) — устройство из ткани, в основном в виде полусферы, к которому стропами прикреплена подвесная система или груз. Служит для замедления движения предмета в воздухе. Парашюты используются для прыжков из летательных аппаратов (или с фиксированных объектов) с целью безопасного спуска и приземления людей (грузов), для торможения летательных аппаратов при посадке.

Разновидности

Первоначально парашюты предназначались для мягкого приземления людей. Сегодня персональные или десантные парашюты используются для десантирования с воздуха, спасения людей и как спортивные снаряды в парашютизме.

Для приземления машин и грузов используются грузовые парашюты. Для приземления тяжелой техники могут использоваться несколько таких парашютов одновременно. Их разновидностью являются спасательные системы на самолётах, которой оборудованы многие лёгкие самолёты. Система состоит из парашюта и ускорителей принудительного вытягивания (баллистических, ракетных, или пиротехнических). При развитии опасной ситуации пилот вводит в действие спасательную систему, и весь самолёт целиком приземляется на парашюте. Спасательные системы вызывают много критики.

Спуск Феникса на Марс на парашюте. Съёмка с MRO с расстояния около 760 км

Тормозные парашюты применяются для сокращения тормозного пути на военных и транспортных самолётах, в дрэг-рейсинге для остановки машин. Например, тормозными парашютами были оборудованы самолёты Ту-104 и ранние версии Ту-134.

Маленькие стабилизирующие парашюты (они же выполняют функции вытяжных) используется для стабилизации положения тела во время свободного падения.

Парашюты часто используются для снижения скорости космических аппаратов. Парашюты космических аппаратов имеют самый широкий диапазон применения (высокие скорости, высокие или низкие температуры). Кроме атмосферы Земли, парашюты использовались для посадки зондов на Венеру, Марс, Юпитер, спутник Сатурна Титан. Для использования парашюта необходимо наличие атмосферы у планеты или спутника. Атмосферы других планет отличаются по свойствам от земной, например, атмосфера Марса очень разрежена, и финальное торможение обычно выполняется с помощью ракетных двигателей или надувных подушек.

Парашюты могут иметь самые разные формы. Кроме обычных, круглых парашютов, которые используются для мягкого приземления грузов и людей, существуют круглые парашюты со втянутой вершиной, в форме крыла Рогалло, ленточные парашюты для сверхзвуковых скоростей, парафойлы — крылья в форме прямоугольника и эллипса, и многие другие.

История

Парашютная система

Обычно под парашютом понимают персональную парашютную систему. В зависимости от целей различают десантные парашютные системы, спортивные и спасательные.

Десантная система

Круглый парашют

Круглые парашюты уменьшают скорость падения исключительно за счёт сопротивления воздуха. Они имеют форму полусферы, по нижней кромке прикреплены стропы (капроновые шнуры с противогнилостной и противообжиговой пропиткой), на которых висит парашютист и/или груз. Для стабилизации снижения в вершине купола обычно имеется полюсное отверстие, либо полотнище с повышенным пропусканием воздуха(сеточка), через которое уходит воздух. Этим предотвращают раскачивание парашюта. Скорость горизонтальная до 5 м/с (в зависимости от модификации парашюта) + скорость ветра, если купол направлен по направлению ветра, вертикальная скорость снижения до 5 м/с у основных куполов и до 8 м/с у запасных.

Подвесная система парашюта Д-5 с.2

Наиболее распространенные круглые парашюты, Д-1-5у (изготавливается из парашютного перкаля) и Д-6 (материал — капрон) предназначены для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста. Обычно парашют является многоразовым.

Подвесная система предназначена для:

Подвесная система изготовлена из капроновой ленты. Она состоит из наспинно-плечевых обхватов, грудной перемычки и ножных обхватов. Подвесная система может регулироваться при помощи прямоугольных пряжек по росту парашютиста. На левой круговой лямке, ниже прямоугольной изогнутой пряжки, находится карман для вытяжного кольца. На уровне прямоугольной пряжки пришит предохранительный шланг вытяжного троса. Другой конец шланга крепится к ранцу. Подвесная система застёгивается при помощи карабинов и пряжек, вмонтированных в лямки.

Купол круглого парашюта имеет форму двадцативосьмиугольника, сшитого из одиннадцати полотнищ. По периметру кромка усилена прокладкой из капроновой тесьмы. С наружной поверхности на купол нашит каркас из капроновой тесьмы, которая, пересекаясь, образует сетку, заканчивающуюся по периметру купола 28-ю петлями, к которым крепятся стропы. Центральная часть купола усилена дополнительной тесьмой, повышающей прочность купола. В центре купола находится петля-уздечка, которая служит для соединения со стабилизирующим куполом. По периметру купола между петлями для крепления строп нашита стягивающая тесьма, предназначенная для предотвращения перехлёстывания купола и сокращения времени его наполнения. Между 28-й и 1-й стропами, около нижней кромки, нанесено заводское клеймо, обозначающее дату изготовления парашюта и его заводской номер.

Квадратные парашюты

Современные десантные парашюты имеют сложную форму (с целью предупреждения схождения в воздухе и улучшения управляемости). Так, армия США начала замену парашюта T-10 квадратным парашютом T-11, а Российские войска получают новый парашют Д-10, имеющий форму «патиссона».

Спасательная система

Спасательные парашюты предназначены для аварийного покидания самолётов и вертолетов. По конструкции, как правило, относятся к круглым парашютам, так как они наиболее надежны, менее требовательны к позе открытия и не обязательно требуют управления на приземлении. Многие запасные парашюты у парапланов, дельтапланов имеют форму круглого парашюта со втянутой вершиной. Это позволяет уменьшить площадь запасного парашюта.

Спортивная система

Современная спортивная парашютная система предназначена для прыжков с летательных аппаратов. И основной, и запасной парашют, как правило — крыло. Спортивная парашютная система зачастую представляет собой компромисс между надежностью, комфортом в эксплуатации, размерами и лётными характеристиками индивидуально подобранных куполов (основной и запасной). Система индивидуальна и поэтому при подборе и комплектации парашютной системы руководствуются следующим: вид парашютного спорта которым занимается парашютист, вес парашютиста, уровень подготовки, выражаемый чаще всего количеством прыжков, предпочитаемый производитель. Практически во всех парашютных системах предусмотрена возможность установки страхующих приборов, которые бывают автоматическими и полуавтоматическими. Прибор раскрывает парашют либо на установленной высоте, либо по истечению определённого времени. Полуавтоматические приборы работают механически, могут быть установлены как на основной, так и на запасной купола. Автоматические,- с помощью пиропатрона перерезающего петлю, удерживающую клапана ранца запасного парашюта.

Спортивные парашюты сильно эволюционировали за последние десятилетия. Первоначально парашютисты прыгали с десантными, круглыми парашютами. Основной парашют располагается сзади, запасной спереди. Но затем, в связи с развитием таких дисциплин как «точность приземления», появилась необходимость в улучшении лётных характеристик купола. Появились основные парашюты в форме крыла Рогалло, кайта NASA. В 80-х появились парафойлы — крылья, наддуваемые набегающим потоком воздуха (ram-air). Такие парашюты могли летать против ветра. Уменьшение укладочного объёма парашютов позволило перенести запаску на спину, появилась современная, тандемная компоновка ранца. С развитием дисциплин, в которых необходимо основную соревновательную задачу выполнить до приземления, снова появилась необходимость в уменьшении объёма уложенного купола, его веса, скоростных характеристик, последние в свою очередь позволяли совершать парашютные прыжки в сложных метеоусловиях, обеспечивать приземление на ограниченную площадку. В дальнейшем профиль крыла сужался, появились ткани с нулевой воздухопроницаемостью, относительное удлинение слегка увеличивалось, размер купола уменьшался, стропы стали тоньше и крепче, длина строп уменьшалась, воздухозаборники прикрывались, стабилизирующие полотнища уменьшались и удалялись из конструкций,- Шла борьба технологий с вредным воздушным сопротивлением. Следующим шагом стали Узкопрофильные косонервюрные парашюты. Количество нервюр увеличилось, что позволило сделать профиль крыла более строгим.

Современные узкопрофильные купола имеют замечательные полётные характеристики; горизонтальная скорость, которую парашютист может достигнуть, выполняя манёвр, достигает 150 и более км/час. Гонка за уменьшением размера вызвала появление парашютов площадью всего 4 м², приземление на которых стало действительно экстремальным. Прыжков с таким куполом было выполнено всего 4, после чего производитель прекратил уменьшать площадь крыла, а испытатель прекратил с этим куполом прыгать, сказав, что это слишком экстремально.

Тандемная система Бейс-система

B.A.S.E — это название носят прыжки с парашютом с фиксированных объектов, то есть с какой-либо базовой точки. Само слово B.A.S.E можно расшифровать как B — building (здание), A — antenna (антенна), S — span (мост), E — earth (земля). Именно с этих базовых точек совершают свои прыжки бэйсджамперы. Данный вид парашютной дисциплины не противоречит ни одному законодательному акту ни одной страны мира, официально разрешено совершать парашютные прыжки с крыш домов, балконов, антенн, электрических вышек, заводских труб, скал, обрывов, мостов и т. д. — связанно это прежде всего с тем, что при обслуживании специальных сооружений и объектов необходимо обладать совершенными средствами спасения и безопасности, коими и являются специализированные парашютные системы, промышленным альпинистам необходимо постоянно поддерживать свои профессиональные навыки спасения, знания о данном виде деятельности передаются из уст в уста только лишь посвящённым. Количество BASE-джамперов растёт с каждым годом, но благодаря совершенной методике преподавания и совершенному снаряжению уровень безопасности сохраняется на достаточно высоком уровне. Это в свою очередь говорит о том, что данный вид парашютной дисциплины с некоторых пор уже нельзя называть экстремальным и опасным. Бейс-системы — парашюты для бейсджампинга, прыжков со статических объектов. В специализированной бейс-системе чаще всего нет запасного парашюта, так как высота раскрытия заведомо не предусматривает его ввод.

Обычно не хватает времени среагировать, а если хватает, то нужно ниже открываться — BASE416

Парашюты для GL

Парашюты для Ground Launch (GL) предназначены для полетов вдоль склонов гор. Они не предназначены для терминального раскрытия, и всегда поднимаются с земли. Хотя изначально для этой цели применялись исключительно купола парашютов предназначенные для прыжков с задержкой в раскрытии. Некоторые системы для GL имеют много общих черт с парапланами, и тогда их можно использовать для полётов в сложных метеоусловиях поднимаясь выше уровня склона горы используя вверх направленный воздушный поток, (ветер). Крыло косонервюрное, стропная развязка несколько отличается, система рифления отсутствует, вытяжной парашют снят, камеры основного купола и запасного парашюта нет, подвесная система сильно редуцирована, свободные концы разведены в стороны за счёт удлинённой грудной перемычки, вследствие чего купол более чувствителен к выполнению манёвров за счёт перекоса корпуса тела пилота.

Парасейлы

Парашюты для буксировки над водой (парашютно-буксировочные системы) были изобретены относительно недавно. Бывают круглой, дельтавидной формы и в исполнении двухоболочковой системы. Наибольшее распространение получили купола круглой и дельтавидной формы, как правило не нуждаются в управлении пилотом, могут подниматься на высоту до 60 % от длины буксировочного троса, Наибольшее распространение получили на курортах и в базах отдыха в качестве аттракциона или развлечения, используются для размещения рекламы. Существует две разновидности старта,- методом срыва и травлением. Метод срыва наиболее экстравагантный, как правило сопровождается бурным эмоциональным и эндорфиновым всплеском. Процесс взлёта похож на катапультирование. Метод травления очень спокойный и не эмоциональный.

Состав парашютной системы

В состав современной людской спортивной парашютной системы входят два парашюта (основной и запасной), подвесная система с ранцем и страхующий прибор.

Основной парашют

Основной парашют во время раскрытия:1 — медуза,2 — стреньга,3 — камера,4 — крыло,5 — слайдер (не виден),6 — стропы,7 — свободные концы,8 — подвесная система и ранец

Вытяжной парашют (медуза) Мягкая медуза

По конструкции вытяжной парашют может быть с пружиной или без неё. В конструкции вытяжного парашюта находится пружина, при помощи которой он отталкивается от парашютиста и попадает в набегающий воздушный поток. В современных спортивных парашютных системах запасной парашют вводится в действие с помощью кольца, при выдёргивании которого освобождается удерживаемый клапанами ранца вытяжной парашют с пружиной. На парашютных системах круглой формы с передним расположением запасного парашюта вытяжной парашют находится непосредственно на вершине купола и не имеет пружины.

Вытяжной парашют без пружины-состоит из капроновой ткани с малой воздухопроницаемостью и ткани большой воздухопроницаемости в плане имеет круглую форму площадью от 0,4 до 1,2 м/кв. Вытяжной парашют такого типа на сленге парашютистов называется «медуза»- укладывается чаще всего в эластичный карман расположенный в нижней части ранца. Вытяжной купол(Медуза), соединена при помощи капроновой ленты выдерживающей нагрузку на разрыв более 600 кг, с камерой основного купола и основным куполом.

Камера Основного купола

Камера предназначена для укладки в него купола со стропами и системой рифления (слайдер). При укладке в камеру сперва укладывают купол, затем камера зачековывается стропами. При раскрытии происходит обратный процесс сперва из резиновых сот выходят стропы, затем натянувшись открывается фартук камеры основного купола и из неё выходит купол, который под воздействием набегающего потока наполняется. Резиновые соты используются для того чтобы упорядочить процесс раскрытия купола.

Крыло

Современное крыло в русском языке часто называется куполом несмотря на его форму. Купол (сленг. мешок) состоит из верхней и нижней оболочек, нервюр, стабилизаторов. Нервюры задают профиль крыла и делят крыло на секции. Наибольшее распространение получили 7- и 9-секционные купола. По форме различают прямоугольные и эллиптические. В конструкции наиболее продвинутых куполов-крыльев для уменьшения искажений формы крыла используются дополнительные косые нервюры, в этом случае количество секций возрастает до 21-27.

Материал крыла: ткань F-111, или ткань рипстоп нейлон Zero Porosity (нулевой проницаемости).

Стропы

Стропы соединяют нижнюю оболочку крыла со свободными концами. Стропы делят на ряды A B C D. Ряд A — лобовой. К заднему ряду D крепятся стропы управления с клевантами (петлями управления парашютом).

Материал строп обычно микролайн (spectra). Реже толстый дакрон, который хорошо растягивается. На пилотажных куполах ставят вектран и HMA (High Modulus Aramid). Стропы из них тоньше, и соответственно, имеют меньшее аэродинамическое сопротивление и меньший укладочный объём.

Слайдер (устройство рифления)

В целях равномерного открытия парашюта и плавной, постепенной остановки человека с 200 км/ч до практически нулевой скорости используется устройство замедления раскрытия парашюта: слайдер. Это квадрат ткани, скользящий на люверсах по стропам. Слайдер продлевает раскрытие парашюта на 3-5 секунд, снижая перегрузки.

Свободные концы (райзеры)

Четыре свободных конца соединяют стропы с подвесной системой. На задних свободных концах расположены клеванты. Стропы крепятся к райзерам карабинами, или софтлинками (мягкими карабинами). Часто в свободных концах вшиты гибкие трубки, антитвисты, предотвращающие заклинивание тросиков отцепки при сильной закрутке.

Запасной парашют

Предназначен для спасения жизни парашютиста в случае частичного или полного отказа основного парашюта, Перед раскрытием запасного парашюта необходимо произвести отцепку основного парашюта. Для этого на свободных концах основного купола предусмотрены замки отцепки. Наибольшее распространение получили замки КЗУ (Кольцевое замковое устройство). Запасной парашют укладывают специально подготовленные укладчики запасных парашютов или сами спортсмены после прохождения программы обучения, допущенные приказом по организации к укладке индивидуальной спортивной системы.

Устройство запасного парашюта подобно конструкции основного. Однако для увеличения надежности, запасной парашют имеет ряд отличий. Вытяжной парашют в спортивной парашютной системе имеет пружину. Соединительное звено запасного парашюта с вытяжным парашютом выполнена из другого типа капроновой или нейлоновой ленты шириной 50 мм, за счёт чего даже в случае зацепления вытяжного парашюта за парашютиста или его снаряжение способна вытянуть камеру с уложенным в неё запасным куполом. Вытяжной парашют, соединительное звено (стреньга), и Камера запасного парашюта не имеют соединения с куполом после наполнения, что позволяет нормально наполниться куполу в случае зацепления за части ЛА (летательного аппарата), стропы или снаряжение парашютиста, что увеличивает его надёжность по сравнению с основным. Запасной парашют наполняется быстрее, благодаря особенностям укладки и конструкции, однако имеет другие полётные характеристики. Все эти отличия необходимы для увеличения надежности запасного парашюта.

Подвесная система и ранец

Ранец предназначен для укладки в него основного и запасного парашюта. Имеет раскрывающее приспособления, которые позволяет производить: ручное раскрытие основного парашюта с помощью мягкого вытяжного парашюта, ручное раскрытие запасного парашюта, автоматическое раскрытие запасного парашюта страхующим прибором, принудительное раскрытие запасного парашюта в случае отцепки парашютистом основного купола.

Устройства на подвесной системе КЗУ (трехкольцевой замок)

Страхующий прибор

Основная статья: AAD

Устройство автоматического раскрытия запасного парашюта.

Страхующий прибор предназначен для автоматического раскрытия запасного парашюта в случае, если парашютист по каким-либо причинам не смог раскрыть основной парашют. Простейшие советские механические приборы (ППК-У, АД-3УД) требуют приведения в работоспособное состояние перед каждым прыжком. Их срабатывание происходит вне зависимости от скорости снижения парашютиста на заранее определённой высоте, либо по истечении определённого промежутка времени с момента, когда парашютист покидает летательный аппарат. Более совершенные электронные приборы способны отслеживать не только высоту, на которой находится парашютист, но также и его скорость. Кроме того, в течение всего дня они автоматически отслеживают колебания атмосферного давления, чтобы исключить влияние этих колебаний на измерение высоты. Такие приборы не требуют вмешательства в их работу в течение прыжкового дня. В настоящее время наиболее распространёнными электронными страхующими приборами являются Cypres, Vigil, Argus, Mars2.

Физика открытия и полёта парашюта

После ввода в действие устройства раскрытия основного парашюта - Вытяжной парашют, попадая в воздушный поток наполняется воздухом и за счет собственного сопротивления вытягивает стреньгу на всю длину к которой в свою очередь пришита шпилька зачековки клапанов ранца. После выдергивания шпильки происходит раскрытие клапанов ранца, среньга вытягивает смонтированную к ней камеру основного парашюта с уложенным в неё куполом и стропами. За счет натяжения, стропы вытягиваются из резиновых сот, камера расчековывается и из неё выходит купол. Купол под действием набегающего потока воздуха, преодолевая силу сопротивления слайдера, постепенно наполняется. Слайдер (скользящий, технический термин устройство рифления,-предназначен для замедления раскрытия), под действием сопротивления набегающему потоку воздуха медленно скользит по стропам вниз к свободным концам подвесной системы. Полное наполнение основного парашюта происходит от 2 до 5 сек.

Отказы

Отказом парашюта считается любое отклонение от нормального функционирования парашюта. Отказ парашюта не обеспечивает нормальной скорости снижения и приводит к потере управляемости. Наиболее распространённые причины отказов: неправильная укладка, неправильное положение тела при раскрытии, конструктивные недостатки, износ и повреждения (разрыв ткани основного парашюта, обрыв строп), влияние внешних факторов либо стечение неблагоприятных обстоятельств. Для разных типов парашютов характерны разные типы отказов.

Отказы делятся на два типа: полный отказ и частичный отказ парашюта. При полном (скоростном) отказе парашют не выходит из контейнера. Скорость остается терминальной. В этом случае запасной парашют вводится вручную, или с помощью прибора. Все современные приборы легко определяют этот тип отказа и открывают запасной парашют на заданной высоте.

При частичном отказе парашют частично наполняется, понижая скорость, однако управляемость и безопасное приземление не обеспечивается. Работоспособность купола оценивается по критериям Наполнен — Устойчив — Управляем…

Парашют в пассажирской авиации

В пассажирской авиации парашютные системы для спасения жизни пассажиров не используются по причине их полной бесполезности для этой цели.

Производство

Сертификация

Каждая страна устанавливает свои стандарты и требования сертификации. Большинство запасных парашютов и ранцев в мире сертифицируется по американскому FAR TSO C23, так как FAA требует, чтобы прыжок с парашютом выполнялся обязательно с ранцем (подвесной системой) и запасным парашютом, одобренными FAR (федеральными авиационными правилами)[1].

Большинство стран Европы требуют сертификации по TSO, ETSO, JSTO или национальной программы сертификации, для ранца, основного парашюта и запасного парашюта.

В России сертификация спортивных парашютов добровольная. Однако сертифицируется только парашютная система в сборе целиком, от одного производителя. Отдельные компоненты системы не сертифицируются. Поскольку зарубежные производители предполагают модульный принцип (ОП + ЗП + ранец + прибор) сборки системы, ни одна из зарубежных систем в России не сертифицирована. Однако как показывает анализ парашютных происшествий с 2000 года, Российские сертифицированные парашюты По-16 и система По-17 имеют больше случаев отказа при применениях, чем не сертифицированные в России системы зарубежных производителей, при постоянном возрастании доли используемых зарубежных систем.

См. также

Примечания

dic.academic.ru

парашют - это... Что такое парашют?

  • парашют — а, м. parachute m. 1. устар. Предохранительный рычаг, устройство, мешающее падению вертикально стоящего предмета. В ящике №3 шандал для двух свеч; я нашел его в лавке немца жестью работающего, к которому нечаянно зашел. Это в роде дорожных… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПАРАШЮТ — (фр. parachute, от parer защищать и chute падение). Аппарат, в виде зонтика, служащий для замедления движения при спускании на землю; употребляется обыкновенно воздухоплавателями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Парашют — спортивный. ПАРАШЮТ (французское parachute, от греческого para против и французское chute падение), устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферной среды. Идея парашюта предложена Леонардо да Винчи. Включает ранец, вытяжное… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПАРАШЮТ — ПАРАШЮТ, (парашут) муж., франц. складной зонт, который раскидывается воздухом при падении тела, удерживая стремительность паденья. Ракеты с парашютом, со щитом. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • парашют — сущ., кол во синонимов: 7 • запаска (5) • параплан (6) • парашют автомат (1) • …   Словарь синонимов

  • ПАРАШЮТ — (французское parachute, от греческого para против и французское chute падение), устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферной среды. Идея парашюта предложена Леонардо да Винчи. Включает ранец, вытяжное устройство, матерчатый …   Современная энциклопедия

  • ПАРАШЮТ — (франц. parachute от греч. para против и франц. chute падение), устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАРАШЮТ — ПАРАШЮТ, парашюта. муж. (франц. parachute от parer предотвращать и chute падение). 1. Прибор для замедления падения с большой высоты, большой зонт с отверстием в середине, развертывающийся в воздухе при падении с воздушного шара, с самолета… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПАРАШЮТ — [шу ], а, муж. Устройство с раскрывающимся в воздухе куполом и стропами для прыжка с самолёта или спуска с высоты груза, космического аппарата, а также для уменьшения пробега при посадке самолёта, торможения гоночного автомобиля. Спасательный п.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПАРАШЮТ — (Parachute) приспособление для замедленного спуска тела с большой высоты. П. состоит из матерчатого зонта (купола) с отверстием посредине (полюсное отверстие) и шелковых или пеньковых стропов, соединяющихся петлей. П. служит для высадки людей и… …   Морской словарь

  • Парашют — прибор, замедляющий падение тел в воздухе. Изобретениепринципа устройства парашюта относится к XIII стол., когда Рожер Бэкон всвоем сочинении De secretis operibusartis et naturae признаетвозможность постройки летательных машин и указывает на… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • dic.academic.ru

    Парашют Википедия

    Парашюты на китайской марке 1958 года Развертывание парашютов.

    Парашю́т (фр. parachute, от греч. para — против и фр. chute — падение) — устройство в форме зонта из ткани или другого мягкого материала, к которому стропами прикреплена подвесная система или груз. Служит для замедления движения предмета в воздухе. Парашюты используются для прыжков из летательных аппаратов (или с фиксированных объектов) с целью безопасного спуска и приземления людей (грузов), для торможения летательных аппаратов при посадке[1].

    Разновидности[ | код]

    Первоначально парашюты предназначались для мягкого приземления людей. Сегодня людские или десантные парашюты используются для десантирования с воздуха, спасения людей и как спортивные снаряды в парашютизме.

    Для приземления машин и грузов используются грузовые парашюты. Для приземления тяжёлой техники могут использоваться несколько таких парашютов одновременно[1]. Их разновидностью являются спасательные системы на самолётах, которой оборудованы многие лёгкие самолёты. Система состоит из парашюта и ускорителей принудительного вытягивания (баллистических, ракетных, или пиротехнических). При развитии опасной ситуации пилот вводит в действие спасательную систему, и весь самолёт целиком приземляется на параш

    ru-wiki.ru

    Парашют лётчика Википедия

    Парашюты на китайской марке 1958 года Развертывание парашютов.

    Парашю́т (фр. parachute, от греч. para — против и фр. chute — падение) — устройство в форме зонта из ткани или другого мягкого материала, к которому стропами прикреплена подвесная система или груз. Служит для замедления движения предмета в воздухе. Парашюты используются для прыжков из летательных аппаратов (или с фиксированных объектов) с целью безопасного спуска и приземления людей (грузов), для торможения летательных аппаратов при посадке[1].

    Разновидности[ | код]

    Первоначально парашюты предназначались для мягкого приземления людей. Сегодня людские или десантные парашюты используются для десантирования с воздуха, спасения людей и как спортивные снаряды в парашютизме.

    Для приземления машин и грузов используются грузовые парашюты. Для приземления тяжёлой техники могут использоваться несколько таких парашютов одновременно[1]. Их разновидностью являются спасательные системы на самолётах

    ru-wiki.ru

    Aviatus: Парашюты

    Парашют в переводе с французского — устройство, предотвращающее падение.

    Спортсмены-парашютисты прыгают с парашютами типа «крыло» — у них прямоугольная форма и аэродинамические свойства, как у крыла самолета.

    Для обучения начинающих парашютистов, для спасения людей в случае аварийного покидания воздушного судна (самолетов, вертолетов, дельтапланов, парапланов, воздушных шаров), а также для десантирования военных, грузов и техники, чаще применяются круглые парашюты — они надежнее и проще в управлении.

    История создания парашюта

    Принцип парашюта был впервые сформулирован в XIII веке Роджером Беконом. В сочинении «О секретных произведениях искусства и природы» он признал возможность постройки летательных машин и указал, что можно опираться на воздух при помощи вогнутой поверхности.

    Леонардо да Винчи развил эту идею. В его рукописях есть рисунок парашюта пирамидальной формы и надпись: «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». Поверхность такого устройства равна примерно 60м2. Эти данные близки современному круглому парашюту.

    Рисунок Леонардо да Винчи

    Дальнейшее развитие парашютов было связано с развитием воздухоплавания. Частые катастрофы несовершенных аэростатов побудили изобретателей заняться изобретением аппарата для благополучного спуска человека с высоты. В 1783 французский физик Себастиан Ленорман изготовил и испытал такое устройство, прыгнув с обсерватории. Он назвал свое изобретение «парашют» — произведение от двух слов: греческого «para» и французского «chute», что обозначает «против падения».

    В течение XIX века прыжки с парашютом были популярны на праздниках и народных гуляниях. Парашюты совершенствовались, но существенных изменений не было.

    Ситуация изменилась с развитием авиации в XX веке. Русский актер Котельников был свидетелем гибели летчика Мациевича. Это потрясло его. В 1911 году Котельников запатентовал первый ранцевый парашют, который автономно крепился на летчике. Его идея стала широко использоваться при конструировании парашютов в разных странах. Именно ранцевые парашюты и используются сейчас для спасения летчиков, выброски военных и спасателей, доставки грузов и продовольствия, а также для спортивных прыжков.

    Глеб Евгеньевич Котельников со своим изобретением

    Применяемые в настоящее время парашюты разделяются на группы:

    Тренировочные и спортивные парашюты разделяются на круглые (в форме полусферы) и парашюты типа «Крыло».

    aviatus.ru

    ПАРАШЮТ - это... Что такое ПАРАШЮТ?

  • парашют — а, м. parachute m. 1. устар. Предохранительный рычаг, устройство, мешающее падению вертикально стоящего предмета. В ящике №3 шандал для двух свеч; я нашел его в лавке немца жестью работающего, к которому нечаянно зашел. Это в роде дорожных… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПАРАШЮТ — (фр. parachute, от parer защищать и chute падение). Аппарат, в виде зонтика, служащий для замедления движения при спускании на землю; употребляется обыкновенно воздухоплавателями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Парашют — спортивный. ПАРАШЮТ (французское parachute, от греческого para против и французское chute падение), устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферной среды. Идея парашюта предложена Леонардо да Винчи. Включает ранец, вытяжное… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПАРАШЮТ — ПАРАШЮТ, (парашут) муж., франц. складной зонт, который раскидывается воздухом при падении тела, удерживая стремительность паденья. Ракеты с парашютом, со щитом. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • парашют — сущ., кол во синонимов: 7 • запаска (5) • параплан (6) • парашют автомат (1) • …   Словарь синонимов

  • ПАРАШЮТ — (французское parachute, от греческого para против и французское chute падение), устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферной среды. Идея парашюта предложена Леонардо да Винчи. Включает ранец, вытяжное устройство, матерчатый …   Современная энциклопедия

  • ПАРАШЮТ — (франц. parachute от греч. para против и франц. chute падение), устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАРАШЮТ — ПАРАШЮТ, парашюта. муж. (франц. parachute от parer предотвращать и chute падение). 1. Прибор для замедления падения с большой высоты, большой зонт с отверстием в середине, развертывающийся в воздухе при падении с воздушного шара, с самолета… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПАРАШЮТ — [шу ], а, муж. Устройство с раскрывающимся в воздухе куполом и стропами для прыжка с самолёта или спуска с высоты груза, космического аппарата, а также для уменьшения пробега при посадке самолёта, торможения гоночного автомобиля. Спасательный п.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПАРАШЮТ — (Parachute) приспособление для замедленного спуска тела с большой высоты. П. состоит из матерчатого зонта (купола) с отверстием посредине (полюсное отверстие) и шелковых или пеньковых стропов, соединяющихся петлей. П. служит для высадки людей и… …   Морской словарь

  • Парашют — прибор, замедляющий падение тел в воздухе. Изобретениепринципа устройства парашюта относится к XIII стол., когда Рожер Бэкон всвоем сочинении De secretis operibusartis et naturae признаетвозможность постройки летательных машин и указывает на… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • dic.academic.ru

    Словарь парашютных терминов | Аэроклассика — самостоятельные прыжки с парашютом, прыжки с инструктором, спорт и отдых в Подмосковье

    Альтиметр — см. высотомер парашютный.

    Анероид — герметично запаянная емкость, предназначенная для определения атмосферного давления путем сравнения его с давлением газа внутри емкости.

    Аэродром — (от греч. aer — воздух и dromos — бег, место для бега) Земельный участок с воздушным пространством, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими взлет, посадку, размещение и обслуживание самолетов, вертолетов и планеров. Не путать с аэропортом.

    База — 1. формация из одного или нескольких парашютистов (возможно с открытыми парашютами), решивших никуда не перемещаться и ждать остальных. 2. Положение в пространстве, с которого парашютист должен начать атаку цели при работе на точность.

    Бобышка — элемент в виде мячика, подушки или короткой трубки. Закрепляется на мягкой медузе, дроге и т. п. для удобства в качестве захвата.

    Веревка — сленг. 1. прыжок на принудительное стягивание чехла. 2. Вытяжной фал, стягивающий чехол с парашюта.

    Вертолет Ми-8 — разновидность ЛА. Не путать с самотлетом Ан-2.

    Вертушка — сленг. Вертолет Ми-8.

    Вингсьют — специальный костюм, улучшающий качество планирования парашютиста, еще не раскрывшего парашют.

    Выпускающий — лицо, ответственное за строгое выполнение установленного порядка при исполнении покидания ЛА парашютистами (в т. ч. пристрелкой). Общается с окружающими, как правило, общедоступными знаками и жестами. Поглядывает на парашютистов сверху.

    Высота отделения — показания высотомера парашютного в момент отделения.

    Высотомер парашютный — прибор, предназначенный для измерения парашютистом высоты во время свободного падения и при спуске под парашютом.

    Вытяжное кольцо — кольцо, вытягиваемое (отсюда название) парашютистом из подвесной системы с целью раскрытия парашюта.

    Вытяжной парашют — см. парашют вытяжной.

    Вязанка — запутывание двух и более парашютов при работе на купольную акробатику, а также сбивание в кучу формации групповых акробатов.

    Газырь — текстильный карман с резинкой. Предназначен для укладки в него пучка строп.

    Грудная перемычка — часть подвесной системы, предназначенная для удержания парашютиста в подвесной системе.

    Групповая акробатика — направление парашютного спорта. Заключается в скоростном построении (перестроении) фигур группой парашютистов в свободном падении.

    Давить подушку — (разг.) кратковременно гасить скорость парашюта типа крыло путем вытягивания строп управления и изменения тем самым траектории его полета. Эффект возможен только за счет запаса скорости парашюта типа крыло.

    Дрог — небольшой парашют, используется при тандем-прыжке для стабилизации падения. Выполняет также функции вытяжного парашюта.

    Дуб — ласк. сленг. название среди спортсменов парашюта Д-1-5У (см. также тормозной парашют).

    Дуга — вид отказа. Обычно является следствием зацепления вытяжного парашюта или строп за какую-либо деталь матчасти или конечность парашютиста.

    Зависание за летательным аппаратом — вид особого случая, при котором парашютист, попытавшийся отделиться от самолета или вертолета, зацепляется несработавшей штатным образом парашютной системой за него и летит, таким образом, привязанный снаружи.

    Зависание на стреньге или медузе — разновидность отказа парашютной системы, когда по какой-то причине вытяжной парашют не смог открыть контейнер основного парашюта.

    Задержка — время свободного падения в секундах, начиная с момента отделения и заканчивая раскрытием одного из парашютов (или попыткой).

    Закрутка — явление закручивания пучка строп парашюта после его раскрытия, в результате которого парашют может не работать должным образом.

    Запаска — парашют, предназначенный для эксплуатации в случае отказа или ненормальной работы основного парашюта.

    Затенение — 1. зона турбулентного потока позади быстро движущегося тела. 2. Ситуация, когда вытяжной парашют попадает в турбулентную зону и не может ее самостоятельно покинуть.

    Затяжка — капроновая тесьма с заостренными краями, применяемая для зачековки клапанов ранца.

    Захват — 1. намеренное удержание спортсменом-парашютистом ногой или рукой купола или части тела другого спортсмена-парашютиста при выполнении групповой или купольной акробатики. 2. Приспособление на объекте, за которое можно схватиться и держаться руками или ногами.

    Зацеп — непреднамеренная и нежелательная фиксация снаряжения парашютистов.

    Зачековывать — фиксировать что-либо специальным приспособлением. Например, фиксировать стянутые клапана ранца с помощью шпильки (либо металлического троса), вставляемой в металлический конус (либо мягкую петлю) поверх надетого на него люверса.

    Зона ожидания — область пространства, в которой парашютист под куполом должен находиться до осуществления захода на посадку.

    Инструктор — должность в штатном расписании аэроклуба.

    Камера — мешковидный рукавообразный текстильный объект. Предназначен для укладки в него купола и части строп. На некоторых парашютах может отсутствовать. В камере имеется два отверстия: большое — для укладки через него купола внутрь, и маленькое с противоположной стороны, в которое продевается стреньга (здесь же она может крепиться к камере).

    Карабин — металлическое изделие, предназначенное для разъемного соединения двух объектов между собой. В парашютном спорте — то, что находится на одном из концов фала, которым он пристегивается к тросу в ЛА. Все остальное называется «карабинчики».

    Клапан — деталь ранца парашюта. Используется для фиксации парашюта в уложенном виде и придания ранцу определенной формы.

    Классика — направление парашютного спорта. Включает в себя индивидуальную акробатику и работу на точность приземления.

    Клевант — пластиковый или эбонитовый цилиндр со скругленными концами и поперечным сквозным отверстием в середине. Красного цвета. Закреплен на концах строп управления для их фиксации в верхнем положении и удобства управления. В настоящее время вместо клевантов широкое распространение получили мягкие петли. Не путать с бобышкой.

    Клеванта — см. клевант (самка).

    Колдун — сленг. конус ветровой.

    Комплекс — определенный набор фигур, необходимых для построения в той или иной дисциплине.

    Контровка — фиксация взаимного положения контрольных точек взаимодействующих деталей парашюта с помощью специальных нитей (шнуров) определенной прочности.

    Конус ветровой — устройство в виде матерчатого сужающегося рукава яркой расцветки, шарнирно установленного на шесте. Служит для определения силы и направления ветра у земли (син. ветроуказатель, колдун).

    Конус возможностей купола — область в пространстве, находясь в которой парашютист имеет возможность прийти в цель. Параметры ~ зависят от направления и силы ветра, качества парашюта.

    Красная стропа — стропа, с которой начинается налистывание парашюта. Не путать с красной строкой.

    Кроки — план аэродрома с указанием характерных ориентиров.

    Крыло — разновидность парашютов. Купол такого парашюта состоит из двух оболочек и нервюр, имеет профиль и аэродинамические свойства крыла, как у самолета.

    Крючок укладочный — вспомогательное приспособление для укладки в виде большого металлического крючка с пластиковой ручкой.

    Купол — (итал. cupola, от лат. cupula — бочечка) — деталь парашюта полусферической формы или в форме крыла. Именно она замедляет его снижение (круглый купол) или же обеспечивает его планирование (парашют типа крыло). Выполнена из ткани и силовых лент. Крепится к подвесной системе стропами, к камере и вытяжному парашюту — стреньгой.

    Купольная акробатика — направление парашютного спорта. Построение фигур группой парашютистов под раскрытыми куполами.

    Купольное пилотирование — направление парашютного спорта. Полет вдоль поверхности на высокой скорости, получаемой специальной методикой разгона купола. CP бывает на скорость, точность и дальность.

    Летательный аппарат — средство для доставки парашютистов на высоту.

    Летчик — лицо, управляющее движениями (в т. ч. кренами) летательного аппарата. Общается знаками с выпускающим. Покидает летательный аппарат крайним, как правило на высоте приземления.

    Матчасть — материальная часть, совокупность техники, оборудования, инструментов, применяемая при парашютных прыжках.

    Медуза — сленг. вытяжной парашют.

    Медуза жесткая — медуза с пружинным каркасом. Применяется на запасных парашютах или основных парашютах, вводимых в действие с помощью вытяжного кольца или релиза.

    Медуза мягкая — система из текстиля без каркаса и пружины. Выполняет функцию вытяжного парашюта. Прикрепляется к вершине основного парашюта при помощи стреньги. Существует коллапсируемая разновидность.

    Медуза мягкая коллапсируемая — вытяжной парашют, после выполнения своей функции стягивающийся по оси для уменьшения сопротивления. Применяется на скоростных куполах.

    Мешок — сленг. купол.

    Мясо — специально подготовленный спортсмен-парашютист (реже — перворазник) средних размеров, прыгающий с нейтральным куполом и предназначенный для уточнения точки выброски. Покидает ЛА после пристрелки.

    Наземная подготовка — тренировка физических способностей и навыков парашютиста на земле, изучение им теоретических вопросов и составление плана прыжка.

    Наполнение парашюта — наполнение купола парашюта потоком воздуха и принятие им нормальной для парашютирования формы.

    Нейтральный купол — купол, не имеющий собственной горизонтальной скорости.

    Несход чехла / невыход купола из камеры — отказ, при котором чехол по какой-либо причине не сходит с купола и не дает ему наполниться.

    Ножные обхваты — очень важная часть подвесной системы. Регулировка длины ножных обхватов, а также их положение на теле парашютиста к моменту отделения требует особого внимания.

    Обрыв строп — неисправность парашюта, требующая ремонта или списания.

    Обрывная стропа — специальное приспособление, применяемое для упорядочивания процесса раскрытия при принудительном стягивании чехла (см. раскрытие принудительное).

    Особые случаи — название самого занятного раздела скучного инструктажа.

    Отделение — покидание летательного аппарата в соответствии с указаниями выпускающего.

    Отделение на мотор — правильное отделение от ЛА лицом на мотор, т. е. вперед.

    Отказ — особый случай, при котором парашютная система не работает должным образом.

    Отказ полный — отказ, при котором купол парашюта находится в чехле или камере.

    Отказ частичный — отказ, при котором купол парашюта полностью или частично вышел из чехла или камеры и уменьшает скорость снижения парашютиста.

    Открываться — раскрывать основной парашют произвольно.

    Отмашка — характерный взмах руками, означающий окончание работы либо предупреждающий окружающих о предстоящем раскрытии парашюта парашютистом, выполняющим отмашку.

    Отцепка — 1. отсоединение подвесной системы с парашютистом от свободных концов основного парашюта. 2. Не всегда необходимое, но более чем достаточное условие для применения запаски.

    Паникер — человек с ТЗК на КДП, сообщающий РП на СКП о ЧП. Также в формации тот, кто следит за высотой за всех.

    Парашют — (франц. parachute, от греч. para — против и франц. chute — падение) устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолета и др. Состоит из купола, строп и укладочного контейнера (ранца).

    Парашют вытяжной — небольшой парашют, предназначенный для вытягивания (отсюда название) парашюта с чехлом (если есть), расчековки и выхода из резиновых сот (газырей) строп и стягивания чехла. Обеспечивает раскрытие парашюта. Син. медуза.

    Парашют стабилизирующий — небольшого размера парашют, предназначенный для предотвращения БП объекта (обычно начинающего парашютиста). Раскрывается сразу после отделения. Фиксирует начинающего парашютиста в вертикальном положении и замедляет его вращение, то есть стабилизирует (отсюда название). Выполняет также функцию парашюта вытяжного. Не путать с парашютом вытяжным.

    Парашютирование — процесс снижения парашютиста с момента полного раскрытия основного (запасного) купола до момента приземления.

    Парашютист — живое существо, прыгающее с парашютом.

    Парашютный полуавтомат — см. страхующий прибор.

    Парашютный спорт — вид авиационного спорта, прыжки с парашютом на точность приземления, затяжные, с выполнением комплекса акробатических фигур, комбинированные и др. В парашютной комиссии, основанной в 1950 при ФАИ, около 60 стран (1982), СССР — с 1950; чемпионы мира — с 1951.

    Перворазник — человек, совершающий (или планирующий совершить) первый в своей жизни прыжок с парашютом.

    Перекаты — 1. устройства на свободных концах парашюта Д-6, позволяющие ему перестать быть нейтральным. 2. Действия, выполняемые парашютистом, приземляющимся с увеличенной горизонтальной скоростью. Он принимает при этом скругленную форму и катится по земле, радостно повизгивая и пытаясь остановиться.

    Переносная сумка — приспособление для удобного перемещения в направлении укладочной использованного парашюта. Изготовлена, как правило, из авизента.

    Переукладка — роспуск парашюта и повторная укладка. Связана с завершением срока переукладки или с выявлением ошибок, допущенных при укладке.

    Перехлест — отказ парашюта, связанный чаще всего с плохим качеством налистывания купола. Одна или несколько строп (или стреньг) захватывают часть купола и мешают его нормальной работе.

    План прыжка — алгоритм действий парашютиста во время отделения, свободного падения, парашютирования, приземления. Детализирован в нужных местах в зависимости от подготовки парашютиста и того, каким видом парашютного спорта он занимается. Составляется на земле после анализа погодных условий и обстоятельств прыжка (тип ЛА, высота отделения, с кем, кто еще может быт в воздухе и пр.)

    Планирование — 1. составление плана прыжка. Часть наземной подготовки. 2. Поступательное движение объекта вниз и вперед, вызванное отклонением части набегающего потока наклонной поверхностью объекта.

    Погода — условие наличия (отсутствия) хорошего настроения.

    Подвесная система — изделие из силовых лент и пряжек, соединенных особым образом. Предназначена для надежного удержания в себе парашютиста.

    Приземление — окончание процесса парашютирования (или свободного падения) путем столкновения с поверхностью планеты либо твердых объектов на ней расположенных (искл.: приземление на воду. См. особые случаи).

    Принудительная расчековка ранца — способ раскрытия парашюта, при котором фал, пристегнутый за трос в ЛА, после отделения расчековывает ранец основного парашюта, освобождая пружинный вытяжной парашют. Далее процесс раскрытия протекает как при ручном раскрытии парашюта.

    Принудительное раскрытие — см. принудительное стягивание чехла.

    Принудительное стягивание чехла — способ раскрытия парашюта, при котором фал, пристегнутый за трос в ЛА, после отделения сначала расчековывает ранец, затем вытягивает оттуда чехол (камеру) с куполом и стропами, затем стропы выходят из сот, вытягиваются на всю длину, фал стягивает чехол (камеру) с купола, купол наполняется свежим воздухом и процесс раскрытия завершается.

    Пристрелка — специально подготовленный, абсолютно хладнокровный парашютист-профессионал малых размеров, единственной обязанностью которого является оказание помощи выпускающему в определении точки выброски. Прыгает всегда первым. Отделяется с руки. Требует помощи в возврате с площадки приземления, так как лишен возможности самостоятельно передвигаться по твердой поверхности. См. также мясо.

    Прогрессирующая закрутка — вид отказа. Закрутка, сопровождающаяся вращением системы купол-парашютист и дальнейшим закручиванием строп парашюта типа крыло. Требует отцепки.

    Прыжок затяжной — прыжок с задержкой раскрытия ранца парашюта. Сопровождается свободным падением.

    Разбежка — удаление спортсменов-парашютистов на безопасное расстояние после занятия групповой акробатикой для обеспечения безопасного раскрытия парашютов.

    Рамка укладочная — П-образный предмет из прутка 8 мм, предназначенный для придания жесткости чехлу парашюта на время укладки строп в резиновые соты.

    Ранец — тканевая емкость, предназначенная для укладки в нее основного, запасного и вытяжного парашюта, свободных концов подвесной системы, монтажа страхующего прибора. Является единственной частью парашюта, не несущей нагрузки.

    Раскрытие по прибору — расчековка ранца и наполнение парашюта в результате срабатывания страхующего прибора.

    Раскрытие принудительное — раскрытие парашюта путем применения специальных приспособлений, действие которых не зависит от воли, желаний и эмоционального состояния парашютиста.

    Раскрытие ручное — раскрытие парашюта путем ввода в действие вытяжного парашюта непосредственно руками или при помощи вытяжного кольца.

    Расчет прыжка — расчет точки выброски и базовой точки при планировании (или парашютировании) под куполом, проводимый для приземления парашютиста или пристрелки в нужном месте.

    Риггер — мастер, обслуживающий парашютные системы.

    Рыжая — сленг. чекующий шнур. Жесткая стропа, применяемая для предотвращения раскрытия запасного парашюта страхующим прибором в случае нормальной работы основного парашюта.

    Сайпрес — электронно-пиротехнический страхующий прибор на батарейках. Раскрывает запасной парашют при помощи петарды. Син. кипрус, сникерс.

    Сальто — элемент комплекса фигур индивидуальной акробатики — разворот на 360° в вертикальной плоскости.

    Самолет Ан-2 — разновидность летательного аппарата. Не путать с вертолетом Ми-8.

    Свободное падение — особое эмоциональное состояние парашютиста.

    Свободный конец — элемент подвесной системы в виде короткой капроновой ленты, соединяющей стропы с подвесной системой. К ~ могут крепиться различные приспособления для управления куполом. Не путать!

    Свуп — см. Купольное пилотирование

    Силовая лента — высокопрочная капроновая лента (некоторые утверждают, что она изготовлена из нервущейся ткани). Используется для усиления конструкции купола, ранца и пр.

    Скайбол (от англ. sky — «небо» и ball — «мяч») — мячик для занятия фрифлаем. Для предотвращения вращения к скайболу приделывают стабилизирующую ленту. Скайбол можно использовать в качестве «базы» и для игры в сифака в небе.

    Скайсерф (от англ. sky — «небо» и surf — «прибой») — доска для скайсерфинга.

    Скайсерфинг — дисциплина парашютного спорта, в которой спортсмен-парашютист выполняет акробатические фигуры, будучи приделанным обеими ногами к скайсерфу. В настоящее время не практикуется.

    Скоростной купол — купол, имеющий в наполненном состоянии повышенную вертикальную (более 6 м/с) или горизонтальную (более 10 м/с) скорость.

    Слайдер — устройство рифления на парашютах типа крыло в виде прямоугольника с кольцами по углам.

    Сота — резиновая петля, пришитая к текстильному корпусу, предназначенная для укладки в нее пучка строп. См. также газырь.

    Спираль — элемент комплекса фигур индивидуальной акробатики — разворот на 360° в горизонтальной плоскости.

    Спортсмен-парашютист — парашютист, выполнляющий прыжки по спортивной программе, ставящий своей целью достижение высоких спортивных результатов, участие в региональных и мировых соревнованиях, установление рекордов.

    Способ раскрытия парашюта — совокупность действий, предпринятых парашютистом и окружающими его объектами для введения парашюта в действие. Т. о. существует бесконечное число способов раскрытия, и порой даже сидя в ЛА, парашютист еще не знает, каким именно способом это произойдет, а если и знает, то может ошибаться. Несмотря на многочисленность, ~ делят на основные группы: принудительное стягивание чехла, принудительная расчековка ранца, раскрытие ручное. Можно добавить сюда еще одну большую группу (неофициальную) — раскрытие по прибору.

    Срок переукладки — период времени, в течение которого парашют может находиться в уложенном состоянии. После истечения этого времени парашют считается не годным для прыжков и требует переукладки.

    Стабилизация — состояние начинающего парашютиста в падении с раскрытым стабилизирующим парашютом.

    Створ — вертикальная плоскость в пространстве, проходящая через цель и параллельная направлению ветра.

    Створная полоса — проекция КВК на поверхность площадки приземления.

    Страхующий прибор — полуавтоматический прибор, предназначенный для раскрытия ранца парашюта или введения в действие других устройств через заданный промежуток времени или на заданной высоте.

    Стренга — высокопрочная веревка, связывающая вытяжной парашют с куполом и камерой (если есть).

    Стропа — веревка, соединяющая купол парашюта со свободными концами подвесной системы.

    Тандем — 1. разновидность парашютных прыжков, при которой пассажир и инструктор прыгают с одним на двоих парашютом. 2. Парашютная система типа крыло большого размера с подвевсной системой, рассчитанной на парашютиста (тандем-мастера) и человека (начинающего парашютиста).

    Тормозной парашют — 1. парашют, предназначенный для торможения объекта до скорости, допустимой для введения в действие основного парашюта, тормозного парашюта следующего уровня или иных тормозящих систем. 2. Просто очень медлительный во всех отношениях парашют (см. Дуб).

    Точка выброски — точка на земле, над которой производится отделение парашютистов от летательного аппарата.

    Точность приземления — дисциплина парашютного спорта. Целью работы на точность приземления является касание ногой парашютиста площадки приземления с как можно меньшим отклонением от заданной мишени диаметром 3 см.

    Траверс — плоскость в пространстве, проходящая через цель и перпендикулярная створу.

    Трекинг (тречка) — планирование парашютиста в свободном падении, без вингсьюта.

    Трексьют — младший брат вингсьюта — специальный костюм, улучшающий качество тречки.

    Уздечка — силовой элемент в виде петли или сшитых крест-накрест силовых лент, предназначенный для соединения полюсной части купола основного парашюта, камеры и чехла с другими частями парашютной системы.

    Укладка — процесс, состоящий из большого числа последовательных действий, направленных на превращение распущенного парашюта в уложенный и готовый к роспуску. Производится по строгому алгоритму укладчиком.

    Укладочная — помещение, предназначенное для укладки парашютов.

    Укладчик — человек специально обученный для укладки парашютов для начинающих парашютистов, либо других парашютистов, не обученных этому.

    Устройство рифления — конструктивное приспособление, предназначенное для снижения динамических нагрузок в процессе раскрытия парашюта (соты, газыри, камеры, чехлы, слайдеры, ленты рифления и др.)

    Фал — та же веревка, но по научному и в смысле предмета. Те, кто еще более продвинут, называют веревку Static Line, что тоже самое, но по-буржуйски.

    Формация — стая (часто рекордная) парашютистов в свободном падении или под куполами.

    Фрифлай (от англ. free — «свободный(ая)» и fly — «муха») — направление парашютного спорта, в котором спортсмены-парашютисты выполняют свободное падение каким угодно образом за исключением классического положения «пузофлай».

    Шланги гибкие — гибкие шланги. Ни с чем не спутаешь.

    Шпилька — металлический стержень, применяемый обычно для зачековки клапанов ранца. Вставляется в металлический конус или мягкую петлю.

    Шпилька гибкая — шпилька, свитая из проволоки, применяемая в качестве блокирующего приспособления в ППК-У.

    Электроноль — электрическое устройство, используемое для точного определения результатов работы на точность приземления.

    Наиболее часто встречающиеся в парашютной терминологии сокращения

    АПА — аэродромного питания автомобиль БП — беспорядочное падение ВЛК — врачебно-летная комиссия ВПП — взлетно-посадочная полоса ГСМ — горюче-смазочные материалы Д — десантный КВК — конус возможностей купола КДП — контрольно-диспетчерский пункт КЗУ — кольцевое замковое устройство ЛА — летательный аппарат ЛТП — лечебно-тренировочный прыжок МКС — многокупольная система ОП — основной парашют ОСК — отцепка свободных концов ОСКД — ОСК с доработкой ПВ — парашют водолаза ПДП — парашютно-десантная подготовка ПДС — парашютно-десантная служба ПЗ — парашют запасной ПЛП — парашют летчика-планериста ПО — планирующая оболочка ППК-У — полуавтомат парашютный комбинированный унифицированный (см. страхующий прибор) ПСН — парашют специального назначения ПТЛ — парашют тренировочный летчика ПС — парашютная служба РП — руководитель полетов, руководитель прыжков РПП — руководство по парашютной подготовке СКП — стационарный командный пункт ТЗК — труба зенитная командирская ТНК — траектория нейтрального купола УТ — учебно-тренировочный ФАИ — Международная Авиационная Федерация ЧП — чрезвычайное происшествие ШВП — шаровой вытяжной парашют GPS — джипиэска (global positioning system)

    www.parashut.com