Проекты планировки территории: планирование, разработка, подготовка и утверждение. План развития территории


Генеральный план развития территории. Генеральный план

Во вторник мэр столицы Сергей Собянин утвердил план развития территорий Троицкого и Новомосковского округов (ТиНАО). МОСЛЕНТА выяснила, как увеличится население Новой Москвы к 2035 году, сколько километров метро будет построено, а также какая судьба ожидает лесные массивы и садовые товарищества.

От схемы к Генплану в 2016 году

Территориальные схемы развития ТиНАО определяют общие перспективы развития Новой Москвы до 2025 года с прогнозом на 2035 год. В них обозначены места, где будут построены новые дороги, жилые кварталы, появятся новые рабочие места, парковые зоны, инженерная инфраструктура и так далее. В начале декабря прошлого года был утвержден проект этих схем. Документ разрабатывался с учетом предложений и замечаний москвичей, которые те высказывали в ходе публичных слушаний.

Несмотря на неоднократные доводы и доработки, эта точка зрения никогда не была заменена другой моделью. Настало время явно предложить новую интерпретирующую модель конкретных отношений между Матильдой и городами. Эта модель направлена ​​на деконструкцию как «актеров», Матильды, так и городов, чтобы избежать их становления, более или менее невольно, главных героев «сюжета» итальянского средневековья: восхождения городских коммун.

Деконструирование означает прежде всего признание противоречий в рамках сложившейся закономерности Матильды, являющейся «феодальной» и «коммунальной». Эти противоречия были неоднократно отмечены историками и их исторический анализ в их конкретном анализе тематических исследований, в которых использовалось новое описание общинного общества. Действительно, отношения между Матильдой и городскими обществами характеризуются не только конфликтами, но и типами сотрудничества и даже совместным использованием, т.е. наличием связей с одними и теми же товарами, теми же учреждениями и теми же лицами или группами.

Впоследствии территориальные схемы лягут в основу генерального плана этих территорий. Генплан и правила землепользования и застройки позволят уже детально проработать планы развития каждого конкретного района и населенного пункта.

Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов отметил, что при проработке территориальных схем было учтено более 30 тысяч замечаний и предложений жителей новых округов.

Как уже было установлено, такие города, как Пиза, Флоренция и Мантуя, могут в какой-то мере считаться династическими резиденциями. Последний из трех, Мантуя, как правило, описывается с полным основанием как источник конфликта, хотя это предполагает, что в значительной степени конфликтное сосуществование и прочное сотрудничество между властью династии и некоторыми из городских субъектов было возможным. Это справедливо в отношении городов, которые попали под ее делегированные и властные полномочия, а также те, которые этого не сделали.

Реституция замка Самбука в кафедральном соборе Пистойи и восстановление дороги в Копермио на благо церкви Пармы - это действия Матильды, которые демонстрируют возможность соглашения между многими городскими и негородскими актерами - сложная фигура в обоих случаях - задействована.

«Они позволят привнести туда московский стандарт развития», - сказал Кузнецов.

Заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин добавил, что генеральный план и правила землепользования и застройки Новой Москвы планируется утвердить до 1 июля 2016 года.

«Утвержденные территориальные схемы регламентируют общую стратегию развития новых округов. Генплан и правила землепользования и застройки позволят детально проработать планы развития каждого конкретного района и населенного пункта», - отметил Хуснуллин.

Чтобы лучше понять такие ситуации в целом, мы должны сделать еще один шаг и заменить прежнюю структуру более сложной моделью, в которой и Матильда, и города больше не являются гипостатизациями; а не «отдельные» субъекты, а структурированные социальные образования, образованные многими людьми, группами и даже институтами. Эта модель может быть задумана с помощью «образного» подхода, который ранее использовался для исследования до-современных и особенно средневековых обществ с целью концептуализации сложных и динамических взаимозависимостей в отношениях власти.

Макет бизнес-парка «К2» в деревне Николо-Хованское

Полтора миллиона жителей к 2035 году

Площадь Новой Москвы составляет 147 тысяч гектар и большую часть этой территории сейчас занимают лесные массивы. Существующий фонд застройки там так же небольшой - чуть более 28 миллионов квадратных метров (около семи из них возведено после присоединения к Москве). Принятые схемы подразумевают максимальную урбанизацию зон, прилегающих к МКАД, с постепенным сокращением плотности застройки по мере удаления от границ «старой» Москвы. По плану там будет возведено более 100 миллионов квадратных метров недвижимости (в том числе за счет инвесторов).

www.tarifox.ru

пример составления плана развития региона в публикации «Papa Group»

Прошедшие два-три года для большинства компаний характеризовались не только высокими темпами роста продаж, но и активным географическим расширением. Компании выходили в регионы, по большей части просто тиражируя структуру отдела продаж головного офиса. Сегодня организации пытаются внести больше осмысленности в модель своего регионального развития, чтобы с одной стороны оптимизировать расходы компании, с другой - повысить эффективность регионов.

Есть вопросы? позвоните по +7 (499) 681-18-81

Предлагаю на рассмотрение три модели регионального развития:

ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

При централизованной модели штатная структура составлена таким образом, что центр принятия всех решений по регионам располагается в головном офисе, а региональным представительствам отданы исключительно исполнительские полномочия. При такой операционной системе в головном офисе должны находится территориальные менеджеры (TSM = Territory Sales Manager) с подчинением либо коммерческому директору (SD = Sales Director), либо Генеральному директору (GM = General Manager), если последний самостоятельно участвует в коммерческой деятельности организации. В подчинении у TSM находятся региональные менеджеры (RSM = Regional Sales Manager), которые базируются непосредственно в регионах. У каждого из RSM в подчинении есть определенное количество торговых представителей (SR = Sales Representative) в соответствии с требованием региона. Число RSM соответствует числу охватываемых регионов. При охвате всей России – это 6: Москва и Центральная Россия, Северо-Запад, Юг, Волга, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Однако все зависит от интенсивности бизнеса в отдельно взятом регионе и вкладе этого региона в структуру продаж компании. Например, регион Волга может быть условно компанией «поделена» на два региона с центрами в Нижнем Новгороде и Самаре. В каждом центре будет находиться свой RSM.

Число TSM соответственно зависит от количества RSM и, как правило, идет в соотношении 1:3 или 1:4, если позволяет географический размах.

При такой модели основные бизнес-процессы компании в регионах строятся следующим образом:

Полномочия и модель дистанционного управления: Все полномочия по принятию стратегических решений по каждому региону отданы группе SD/GM + TSM. Все полномочия по принятию тактических решений по региону лежат на соответствующем TSM. Все полномочия по четкому исполнению поставленных задач лежат на RSM.

Таким образом, позиция RSM несет на себе исключительно исполнительскую функцию по организации SR на выполнение задач, присланных из центрального офиса.

Отсюда очевидно, что TSM требуется полноценная и доскональная информация о самих регионах, а также о событиях – крупных и малых – там происходящих. Кроме того, TSM должен лично взаимодействовать с VIP и KOL в регионах и иметь возможность связываться с ними напрямую из головного офиса, минуя RSM. Поэтому неизбежен большой объем командировок TSM в регионы (минимум по 5 дней в каждом регионе в месяц), а также ежедневный сбор информации о текущей ситуации (мониторинг). Сбор информации должен осуществляться двойным путем – письменно (заполнение базы данных, системы отчетности или CRM-системы – это осуществляет как RSM, так и его SR) и устно по телефону.

Потребность в регулярных сборах RSM в головном офисе при такой системе работы отсутствует, так как вся информация консолидируется у TSM.

Надо понимать, что при таком уровне полномочий квалификация TSM должна быть очень высокой, в противном случае риск ошибок также высок, к тому же будет помножен на число подотчетных регионов.

RSM должен обладать высокой квалификацией по организации работы SR, высокой собственной исполнительностью и педантичностью для сбора информации и ведения отчетности.

Его основная функция – это коучинг подчиненных и контроль над реализацией поставленных задач, а также передача информации в головной офис.

Система мотивации должна быть составлена адекватно задачам каждого: TSM должен получать вознаграждение за выполнение бизнес-плана, RSM – в первую очередь за четкое исполнение поставленных задач (KPI = Key Performance Indicators).

Бизнес- планирование: Осуществляется головным офисом – непосредственно TSM на основании информации о регионе. Согласовывается с SD/GM. И потом доводится до сведения RSM с соответствующими инструментами для выполнения поставленной задачи.

Бюджетирование: Также осуществляется TSM и утверждается SD/GM. Управление бюджетом происходит из центра, в распоряжении RSM могут быть исключительно средства на оперативные расходы, запланированные заранее на месяц для региона.

Маркетинг: Все маркетинговые мероприятия по региону планируются TSM (возможно совместно с RSM), централизованные мероприятия планируются совместно TSMs + SD/GM + Marketing Manager. До сведения RSM доводится график мероприятий и план требуемых действий/ активности со стороны региона. В задачи RSM входит организация всех мероприятий на местах в соответствии со сценарием. Внеочередные мероприятия могут предлагаться RSM, но должны согласовываться с TSM во время ежедневных отчетных созвонов.

Очевидные плюсы и минусы модели

 

Сильные стороны модели

 

Слабые стороны модели и риски

  

  1. Полный контроль над ситуацией и        активностью в регионах

  

  1. Полный  контроль отношений с ключевыми фигурами в регионах

  

  1. Полный  контроль над расходами

  

  1. Полный контроль над региональными сотрудниками

  

  1. Единство   и синхронность маркетинговой активности по всем регионам

  

  1. Хорошая  информационная база CRM

  

  1. Независимость  компании от региональных сотрудников

  

  1. Главный риск модели – высокая зависимость компании от уровня квалификации и системы ценностей TSM.

  

  1. Требуемый  уровень квалификации TSM очень высок – вероятен риск не найти такого   сотрудника. А в отсутствие достаточной квалификации риск ошибок крайне  высок, что обернется финансовыми потерями и упущенной выгодой.

  

  1. Уровень  вознаграждения TSM должен быть также высок (в соответствие с его  квалификацией), в противном случае существует риск его ухода в другую  компанию и сложность замены.

  

  1. Иногда  в отсутствие TSM должной квалификации, роль принятия решений может брать  на себя полностью SD/ GM, но при географическом масштабе качество такой  подмены резко снижается. Потери и ошибки неизбежны.

  

  1. Требуемый  набор системы ценностей к квалифицированному TSM достаточно жесткий. В  случае несовпадений возможны риски вплоть до потери части бизнеса.

  

  1. Решения   на местах могут приниматься не так оперативно, как хотелось бы.

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

При децентрализованной модели штатная структура составлена таким образом, что уровень принятия региональных решений располагается в самих регионах.

RSMs, находясь в регионах и имея полную и актуальную информацию, осуществляют самостоятельное управление регионами, включая штат SR. Стратегические решения они защищают у SD. Тактические решения реализуются ими в оперативном порядке на местах. SD формирует общую коммерческую политику компании, а для регионов выполняет функцию эксперта и контролера за грамотностью принятия решений.  За ним же окончательное утверждение стратегических решений по регионам.

При такой модели основные бизнес-процессы компан

www.papagroup.ru

3. Методы развития территорий

Существуют 4 основных метода развития территории:

1. Развитие социальной сферы,

2. Улучшение городской среды,

3. Экономическое развитие,

4. Стратегическое рыночное планирование.

1. Развитие социальной сферы. Подразумевает финансовое обеспечение хорошего состояния школ, больниц и поликлиник, детских учреждений, облегчение бюрократического бремени и т.д. необходимо разумное сочетание между адекватным и привлекательным общественным обслуживанием и затратами на его содержание.

Основная цель – создание качественной среды для 2-х целевых рынков:

- людей, уже живущих и работающих здесь,

- потенциальных жителей (так называемых, внешних покупателей места).

2. Улучшение городской среды, т.е. архитектурного облика города, его открытых пространств, землепользования, планировки улиц, пешеходных зон, чистоты и экологического состояния. Сейчас в такой работе необходимо учитывать вопросы экологии и окружающей среды, оценивать экологические последствия увеличения плотности населения, жизни в высотных зданиях, заторов уличного движения и парковок, загрязнения воздуха, городских пространств и пр.

Небольшие города также чаще обращаются к реконструкционным проектам, играя на теме «назад, к корням». К примеру, город Дубровник в Хорватии с населением в 70 тыс. человек восстановил средневековую часть города после сербских бомбардировок. Горожане настроены сохранить связь со своими древними корнями и поведать о своем наследии на мировом рынке путешествий.

3. Экономическое развитие – повышение экономической эффективности в работе местной администрации, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности места.

Для этих целей многие территории создают специальные отделы или агентства содействия экономическому и деловому развитию. Существует 3 вида организации их деятельности:

- самостоятельная модель, полностью находящаяся под контролем общественности. Проблема здесь – выслушивается множество разных людей, разговаривающих на «разных языках» и решают разные задачи.

- смешанная модель, где ответственность делиться между государственным и частным сектором. Проблема – нечеткость в разделении задач. Такая модель больше всего распространена в Европе.

- подрядная модель, когда: а) создается компания ½ в собственности МО, а другая ½ - в собственности крупных компаний данной территории, б) закупка всего объема услуг по планированию и осуществлению маркетинга территории у специализированной консалтинговой компании.

4. Стратегическое рыночное планирование. История развития стратегического рыночного планирования применительно к территориям насчитывает 3 поколения (см. табл. 5.4.).

Первое поколение занималось, в основном, охотой за дымовыми трубами, когда система стимулирования была ориентирована на «реальный сектор» экономики, т.е. на производящие отрасли, и снижение затрат на операционную деятельность. Дешевые труд и земля формируют более привлекательный деловой климат местности.

Второе поколение

Отмечается появлением новых целевых групп и целей, соответственно. Здесь не только переманивание промышленных производств, но и удержание существующих компаний, создание новых, туризм, экспорт, продвижение на рынок и приток инвестиций. Территории перешли от случайного подхода к более проработанным стратегиям, основанным во многом на конкурентном анализе и рыночном позиционировании.

Таблица 5.4. Три поколения стратегического рыночного планирования

Период

Поколение

Цель

Методы

Маркетинговое обоснование

до 1970-х гг.

Охота за дымовыми трубами

- Рабочие места в промышленном производстве

- Переманивание предприятий у других мест

- Низкие операционные издержки

- Правительственные субсидии

1970-1980 гг.

Целевой маркетинг

- Рабочие места в производстве и обслуживании в целевых отраслях, находящихся в стадии эффективного роста

- Улучшение физической инфраструктуры

- Переманивание предприятий у других мест

- Удержание и расширение существующих фирм

- Повышение качества трудового обучения

- Партнерство государственного и частного секторов

- Конкурентные операционные издержки

- Пригодность территории для целевых отраслей

- Хорошее качество жизни (упор на условия для отдыха и климат)

1990гг.– наст. вр.

Создание конкурентной ниши

- Подготовка к появлению рабочих мест в новых отраслях после 2000 г.

- Рабочие места в производстве и высококачественном обслуживании в целевых отраслях, в которых прогнозируется продолжающийся рост

- Ключевые цели – избирательность и совершенствование

- Удержание и расширение существующих фирм

- Поощрение местной предпринимательской инициативы и инвестиций

- Создание кластеров

- Избирательное привлечение предприятий из других мест

- Более тесное партнерство государственного и частного секторов

- Развитие технологических ресурсов

- Совершенствование коммерческого и технического образования

- Готовность к росту в современной глобальной экономике

- Конкурентные операционные издержки

- Человеческие и интеллектуальные ресурсы, способные адаптироваться к будущим переменам

- Хорошее качество жизни (упор на культурное и интеллектуальное развитие).

Произошла также смена массового маркетинга на специализированный, акцентирующий внимание на предлагаемые территориями уникальные продукты, приспособленные к конкретным потребностям клиентов. Большое значение придается также поддержке внутреннего рынка и ресурсов: существующие бизнес, промышленность, предприниматели, товары и услуги, коллективные ресурсы (университеты, научные парки, финансовые институты).

Третье поколение характеризуется началом перехода к разработке продукта и созданию рыночной ниши. Важным для территорий стало занять заметную на рынке конкурентную позицию. Территории стали стремиться подчеркнуть свое своеобразие и наличие особых преимуществ для целевых отраслей промышленности. Избранным целевым рынкам предлагаются товары, рассчитанные на конкретную нишу и основанные на уникальных сочетаниях качеств. Стимулируется формирование местных кластеров родственных отраслей. Каждая территория хочет дополнить свои кластеры учебными центрами и инфраструктурой в виде железных и автомобильных дорог, телекоммуникаций и аэропортов. Важными факторами привлекательности территории теперь становятся интеллектуальный климат, открытость новому и поощрение предпринимательства.

Привязка к конкретной территории используется сейчас и в позиционировании бизнеса: компании стали более открыты для сотрудничества с местными и региональными структурами – банковские, страховые, энергоснабжающие, телефонные, транспортные компании и т.д.

Территории, таким образом, должны начать заниматься стратегическим рыночным планированием - не бюджетированием (оценка расчетных доходов и расходов), не проектным планированием (план строительства объекта), не краткосрочным планированием (финансы, налоги и инвестиции в течении ближайших 2х лет), и не долгосрочным планированием (экстраполяция будущих человеческих и иных ресурсов территории на период в 5 – 10 лет и планирование необходимых мер инфраструктурного, финансового и пр. характера).

Стратегическое рыночное планирование – это предположение, что будущее, с одной стороны, в основном, неопределенно, а с другой, - проектируемо как гибкая система, способная «поглощать» удары и быстро и эффективно приспосабливаться к новому развитию событий и новым возможностям. Территория должна создать информационную систему и системы планирования, внедрения и контроля, способные мониторить изменяющуюся среду и конструктивно реагировать на возникающие возможности и угрозы.

Процесс такого стратегического планирования протекает обычно в 5 стадий:

1) Аудит территории (SWOT-анализ) – выяснение того, что территория из себя представляет и почему:

1.1) определение факторов привлекательности (основные экономические и демографические: численность населения, покупательская способность, квалификация, рынок жилья, структура отраслей промышленности и характеристики рынка рабочей силы, здравоохранение, природные ресурсы, транспортная система, качество жизни, система образования и науки).

1.2) выявление основных конкурентов в каждой конкретной нише или сфере деятельности. По отношению к другим территориям данное место может быть:

а) более сильным конкурентом. Ключевые опасности – бурный рост (пробки на дорогах, высокие цены на жилье и затраты на рабочую силу, быстрый износ инфраструктуры) и возможности появления новых конкурентов (объединение двух близлежащих мест против тебя).

б) равносильным конкурентом. Конкурентная борьба приведет либо к улучшению стратегии одной из территорий, либо – к сотрудничеству между ними.

в) слабым конкурентом. Ключевая задача – перенять у сильных конкурентов то, что привело их к успеху и научиться делать это еще лучше.

1.3) выявление основных тенденций и событий макро и микро масштаба. Следует обратить внимание на следующие события макромасштаба - способность территории:

1.4) анализ сильных и слабых сторон. Месту не нужно исправлять все свои слабости и рекламировать все свои сильные стороны, потому что факторы различаются по степени их важности для разных целевых рынков. При сопоставлении силы фактора и степени его важности возможны 4 варианта (см. рис. 5.1).

Сила

высокая

низкая

высокая

Важность

А

Сосредоточить внимание

B

Продолжать в том же духе

низкая

C

Низкая приоритетность

D

Кажется, перестарались

Рис. 5.1. Матрица силы/важности

В ячейку А попадают факторы важные, но не сильно развитые, что говорит о том, что нужны коренные улучшения. В ячейке В находятся важные факторы, и так составляющие сильную сторону данной территории, поэтому совет – продолжать процесс образования/выращивания стоимости. Ячейка С означает, что не важны и не сильно развиты. В ячейке D – факторы, которые не представляют важности, но они очень сильны (перестарались или переинвестировали).

Следует помнить, что место может обладать основной сильной стороной, но сильная сторона не обязательно будет конкурентным преимуществом на выбранном целевом рынке. Территория должна выявить, какие именно сильные и слабые стороны больше всего воздействуют на восприятие и поведение именно ее целевых рынков.

1.5) выявление возможностей и угроз. Угрозы могут быть:

Итоговую привлекательность места можно охарактеризовать как (см. рис. 5.2):

Угрозы

большие

малые

серьезные

Возможности

Идеальное место

Спекулятивное место

малые

Зрелое место

Неспокойное место

Рис. 5.2. Матрица возможностей/угроз

1.6) определение основных узких мест – самые нелицеприятные и сложные проблемы, которые необходимо решить.

2) Выработка видения и определение целей. Предполагает твердые ответы на следующие вопросы:

Следует подготовить разные сценарии дальнейшего развития территории с учетом следующих моментов:

- основным действующим лицом обычно выступает местная администрация, но всегда есть влиятельная персона, работающая в этой структуре или имеющая к ней близкое отношение, которая выступает в роли катализатора;

- концепция должна создаваться совместно органами власти и представителями бизнеса;

- муниципалитеты могут и должны обращаться по этим вопросам к профессиональным консультантам;

- рассчитывать на период в 5 – 10 лет;

- решение о принятии концепции развития обязательно должен принимать местный законодательный орган, с тем, чтобы было официальное одобрение.

Цель – это четкая формулировка, чего территория хочет достичь. Задачи добавляют конкретные размеры и сроки выполнения.

3) Определение стратегии. Здесь было бы полезно ответить на 2 таких вопроса:

- Какими преимуществами мы обладаем, чтобы успешно реализовать данную стратегию?

- Обладаем ли мы ресурсами, необходимыми для реализации данной стратегии?

4) Составление плана действия, который содержит, как правило, следующие элементы:

- список всех мероприятий,

- ответственных лиц,

- методы проведения мероприятий,

- затраты на мероприятия,

- ожидаемые сроки выполнения.

5) Реализация и контроль за реализацией рыночного плана. Оценка хода продвижения территории к поставленной ею цели, т.е. оценка:

- объективных данных: численность жителей, экономические показатели, занятость и т.д.

- достигнутых успехов, неудач и моментов, вызывающих озабоченность.

studfiles.net

Маркетинг территорий как возможность их развития

Успешность страны в целом складывается из успешности ее локальных субъектов: областей, районных образований, городов, поселков и деревень.

Маркетинг территорий – это анализ, выделяющий интересы территории, возможностей использования экономических, производственных, природных и культурных ресурсов для решения основополагающих для регионов задач:

Во всем мире маркетинг территорий весьма распространенная практика, как на уровне отдельных территорий и стран, так и на уровне сообщества государств. Данный вид помогает раскрыться территории в целом: внутри (товары, услуги, сырье) и за ее пределами. Благодаря такому развитию повышаются возможности и благосостояние населения.

Стратегии по развитию

В современном мире экономическая успешность региона не связана с его географическим положением или наличием природных ресурсов. И локальные зоны вынуждены конкурировать за инвестиционные, туристические, человеческие, профессиональные и информационные потоки. Маркетинг привлекательности места традиционно имеет следующие четыре группы стратегий:

И дополнительно рассматривается маркетинг достопримечательностей иначе маркетинг туристических территорий. Стратегии маркетинга территорий помогают решать проблемы, которые встают перед регионами в те или иные периоды времени и приходить к намеченным целям развития.

Они позволяют сформировать уникальные свойства локальной зоны, тем самым повысить ее востребованность. Субъекты маркетинга с помощью данного инструментария смогут привлечь инвесторов, туристов, специалистов и иных потребителей. Маркетинг территорий – это в первую очередь продвижение интересов всех социальных кругов региона.

Разработка плана

Маркетинг территории позволяет разрабатывать и реализовывать комплекс мероприятий с помощью системы профильных стратегий и их инструментария. Они направлены на оптимально выгодное для региона использование наличествующих ресурсов и удовлетворение потребностей целевых групп, заинтересованных в данной территории.

Субъекты маркетинга территорий определяют свои особые уникальные черты, прагматично распространяют информацию о своих конкурентных достоинствах среди приоритетных заинтересованных потребителей. Их слабые и сильные стороны известны – таким образом, обеспечивается совершенствование эффективных путей развития. Для того чтобы выгодно выдвигать конкретный локальный субъект, необходимо определить:

  1. какие персоны, и какие компании будут принимать решение о выборе региона;
  2. какими критериями они пользуются;
  3. какие шаблоны, алгоритмы, приемы и влияния эти персоны и компании используют в принятии решения.

Стратегии маркетинга территорий предполагают следующим этапом разработку плана мероприятий, то есть осуществления необходимой идеи.

Поскольку субъекты, заинтересованные в продвижении территории (это органы власти, органы управления, агентства развития, спортивные центры, туроператоры, торговые дома и другие, заинтересованные в привлечении новых клиентов организации) имеют разнообразные требования к потенциальным потребителям локальных зон, соответственно разработка и реализация плана происходит комплексно, с учетом всех аспектов требований. И этот план не должен включать в себя только льготы для инвесторов!

Подсчёт рентабельности

Возможно ли определить стратегию и придерживаться ее на протяжении длительного периода времени? Вряд ли это будет целесообразно не только в Российской Федерации с ее переходной экономикой, но и в развитых странах.

Маркетинг привлекательности территории реализовывается комплексно и последовательно, учитывая не только реальный потенциал притягательности, но и имеющиеся финансовые, социальные и иные возможности.

Если инфраструктура субъекта сильна, то разрабатывается комплексная программа развития локального субъекта, устанавливаются принципы функционирования и формирования, проявляются конкурентные качества, обеспечивается социальное удовлетворение населения и специалистов.

И лишь затем через средства массовой информации и путем деловых встреч начинается массированная атака на потенциальных потребителей для их привлечения.

Но если инфраструктура субъекта слаба и финансово не привлекательна для инвесторов и бизнесменов, это повлечет за собой отсутствие денежных ресурсов на улучшение и развития локального субъекта и создания имиджа успешности.

В этом случае лучше начинать с низкозатратных технологий: выявлять конкурентоспособные преимущества и подбирать целевых потребителей данного региона. Тем самым постепенно формировать более притягательную инфраструктуру. Но есть еще один вариант – можно объединить усилия нескольких регионов с различным потенциалом и уровнем развития.

Также может быть интересно:

memosales.ru

2.6. Составление стратегического плана развития территории.

2.6. Составление стратегического плана развития территории.

На этом этапе стратегический выбор сделанный на предыдущих этапах приобретает вид нормативного планового документа, в котором указываются мероприятия и их содержание, сроки реализации, используемые ресурсы, обозначаются точки ответственности.

При том, что сама по себе эта работа не вызывает каких либо технических затруднений есть несколько принципиальных позиций, которые необходимо четко обозначить и подробно прокомментировать:

  1. Вопрос о сроках реализации стратегического плана. Традиционно нам предлагается их делить на: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. При стратегическом планировании такая градация неуместна. Поскольку решение задачи устойчивого развития с одной стороны является задачей постоянной, а с другой стороны срок реализации того или иного приоритета имеет собственные сроки, которые напрямую зависят от его содержания и имеющихся ресурсов. Поэтому сроки реализации должны проставляться после полной ясности по всем разделам плана.

  2. Вопрос о ресурсах используемых для реализации плана. Нередко вопрос о реализации плана упирается в отсутствие ресурсов для его реализации. Чаще всего это происходит из-за узости подхода к понятию ресурсы территории. Чаще всего по старой советской привычке мы рассматриваем лишь бюджетные ресурсы и внешние инвестиции. Однако и тот и другой источник имеют свои ограничения. Цели направления бюджетных средств строго регламентированы законодательством (и это безусловно справедливо, поскольку территориальные бюджеты социальны по своей природе и никто не вправе отбирать деньги у «сирых и убогих» для вложения в рискованные коммерческие проекты). Внешние инвестиции, безусловно, желательны, но для того, что бы их получить необходимо, предпринять серьезные действия по созданию инвестиционной привлекательности региона. Не менее важным ресурсом, являются средства населения территории и хозяйствующих субъектов, умение сделать стратегию привлекательной для них это половина успеха стратегического плана. Важным источником являются бюджеты других уровней, умение работать с ними является показателем зрелости административной команды, показателем умения согласовывать интересы многих для блага территории. Планируя ресурсы на реализацию стратегического плана необходимо соблюдать главное правило: в первую очередь необходимо отобрать мероприятия, по которым возможно внешнее (как бюджетное так и не бюджетное) инвестирование, для чего необходим всесторонний анализ интересов органов власти других уровней и внешних инвесторов на данной территории. Средства местного бюджета должны планироваться в последнюю очередь. Необходимо так же заметить, что сами бюджетные ресурсы могут быть привлечены опосредовано, за счет изменения приоритетов отраслевых политик. Так, в рамках финансирования образования могут стимулироваться процессы создания и развития образовательных сегментов соответствующих кластеров. Или при планировании развития ЖКХ рассматривать меры по первоочередному финансированию объектов способных оказать влияние на повышение возможностей кластеров.

  3. Вопрос о точках ответственности. Говоря о точках ответственности мы говорим о исполнителях которых будем указывать в стратегическом плане развития территории. Здесь крайне важно избежать двух крайностей:

Решение этой проблемы на самом деле очень простое. Точкой ответственности всегда будет являться орган власти или управления, а вот сама ответственность и соисполнители будут определяться исходя из тех методов управления, которые будут использоваться органом управления (смотри следующий раздел). Таким образом, достигается сочетание ответственности конкретного лица и включение в процесс других субъектов реализации плана (предпринимателей, населения, инвесторов и др.).

2.7. Институциональное обеспечение реализации стратегического плана развития.

Достижение результата любой стратегии, напрямую связан с правильностью выбора способов ее реализации. Само понятие способ реализации стратегии включает в себя подбор организационных форм и инструментов реализации стратегии. Поэтому прежде чем приступить к реализации стратегии мы должны определиться с тем, какие формы управленческих воздействий мы будем использовать, и какие организационные структуры должны быть использованы на определенных этапах реализации стратегического плана. В силу важности рассматриваемого вопроса, а так же его сложности необходимо рассмотреть его в отдельном разделе.

Раздел III. Управление стратегическим развитием.

3.1. Понятие управления территориальным хозяйством.

Управленческая деятельность, если её рассматривать в самом общем виде, является процессом целенаправленного, обусловленного (регламентированного) воздействия субъекта на объект. Где субъектом выступает человек или организованная группа людей, а объектом выступают отношения между людьми или группами людей.

В основе управления как процесса лежат противоречия между интересами и мотивациями людей (или их групп), возникающие в процессе их взаимодействия с другими людьми в различных сферах (производственной, общественной, семейной и бытовой и др.).

Управление всегда целенаправленно, то есть ориентированно на достижение определенного результата. Цель управления предопределяется характеристиками самой деятельности или взаимодействия людей и (или) организованных групп участвующих в ней как в качестве субъекта, так и в качестве с объекта управления. Поскольку, само взаимодействие между людьми и их группами, в любой общественной системе крайне разнообразно и разнонапраленно, управление выступает как комплексный процесс, охватывающий все многообразие целей, мотиваций, инструментов и др.

Так, например, процесс управления в крупной компании включат целую систему отношений (вертикальной подчиненности, горизонтального взаимодействия, комплекса межличностных отношений, формирование психологического климата и мотивации и др.). Сведение этих разнообразных интересов возможно только при ясной постановке цели деятельности и ее регламентации (обусловленности).

Регламентация (обусловленность) управленческой деятельности не должна пониматься как обязательное наличие нормативных документов и правил. Любая деятельность регламентируется (ограничивается) в зависимости от сферы этой деятельности. Например, традициями, моралью в семье, законом в государственном управлении, корпоративной этикой и технологическими регламентами на производстве и др. Другими словами, управленческая деятельность испытывает массу ограничений как внутренних, для субъекта и объекта управления (цели, мотивации, опыт, традиции и др.), так и внешних (взаимодействие с внешними общественными системами, условиями).

Поэтому, давая понятия «управление территориальным хозяйством», необходимо в него включить характеристики:

  1. Объекта управления.

  2. Субъекта управления.

  3. Цели управления.

  4. Основные методы и инструменты взаимодействия.

Поскольку мы говорим о управлении территорией, а точнее административной единицей подведомственной конкретному органу власти (муниципальное образование, субъект федерации), то основным субъектом управления будет выступать соответствующий орган власти и формируемые им органы управления. Но не только он, поскольку на территории муниципалитета или субъекта управления действуют и другие органы власти управления.

Так, например, многие органы управления федерального и регионального уровня имеют свои территориальные подразделения, действующие на территории муниципального образования, оказывающие серьезное влияние на состояние территориального хозяйства, и не подчиняющиеся органу местного самоуправления (налоговая инспекция, транспортная инспекция, пенсионный фонд, органы социальной защиты, экологические, милиция и др.),

Аналогичная ситуация существует и на уровне субъекта федерации, который сам состоит из муниципальных образований и испытывает серьезное влияние их управленческой деятельности при реализации своей экономической и социальной политики в регионе.

Понимание важности единства субъекта управления для достижения желаемых результатов, требует от органа власти и управления территории при определении целей и методов воздействия на объект управления не просто учитывать присутствие на своей территории других субъектов управления (со своими целями и инструментами управления), а организовывать эффективное взаимодействие, согласование интересов, проведение единой политики.

Объектом управления, территориального хозяйства, является вся совокупность отношений между людьми и организованными группами людей (предприятия, хозяйственные и общественные организации и т.д.) возникающих по поводу использования многообразных ресурсов территории (материальных, трудовых и др.).

Прежде всего, объектом управленческих воздействий выступают действующие на территории хозяйствующие субъекты, различные по своей природе, масштабам, способам организации, формам собственности и другим параметрам. Все они в своей детальности используют местные ресурсы. Однако, их деятельность в разной степени способствует реализации основной цели деятельности органа власти на территории.

Например, производство при достаточно высокой экономической эффективности может наносить серьезный экологический ущерб территории, либо его деятельность может оказывать негативное влияние на развитие других субъектов хозяйственной деятельности (строительство вредного производства в пределах территории в которой основная часть населения занимается оказанием туристических услуг, или производством сельскохозяйственной продукции). Следствием ситуации приведенной выше будут противоречия между самими хозяйствующими субъектами, а так же между различными группами населения.

Следовательно, целью органа власти и управления является согласование основных потребностей участников процесса управления территорией, в интересах реализации основных потребностей населения территории.

Таким образом, управление территориальным хозяйством – есть процесс целенаправленного воздействия органа власти и управления (субъект управления), на систему общественных и хозяйственных отношений (объект управления) возникающих по поводу использования всего многообразия ресурсов территории, при помощи организации взаимодействия основных общественных и экономических систем территории, с целью устойчивого повышения благосостояния жителей.

3.2. Текущее и стратегическое управление территорией

Различные виды управления, отличаются, прежде всего, тем на достижение какого результата они направлены. В нашем случае, когда речь идет об управлении территориальным хозяйством, целями органа власти являются поддержание действующих систем, через которые реализуются потребности жителей (прежде всего систем жизнеобеспечения и социального обслуживания населения), а так же развития территориального хозяйства в целом, приобретение им новых качественных характеристик более высокого уровня.

Именно в целях управления, лежит основное коренное отличие стратегического и текущего управления. Текущее управление выступает как система управленческих воздействий направленная на поддержание и функционирование систем обеспечивающих существование и развитие территории.

Напротив, стратегическое управление, направлено на создание новых качественных характеристик более высокого уровня для всего территориального хозяйства.

Но эти различия в целях, вовсе не означают жесткого размежевания между текущим и стратегическим управлением территориальным хозяйством. Более того, такое противопоставление крайне вредно. Поскольку, без настройки приоритетов развития территориального хозяйства в целом невозможно расставить приоритеты в текущем управлении отраслями территориального хозяйства. С другой стороны состояние текущего управления, является важнейшим ресурсом стратегического управления, а повышение качества текущего управления, одной из стратегических задач.

Например: состояние системы образования, ее способность быстро подстраиваться под обслуживание интересов экономических кластеров (в подготовке специализированной рабочей силы, производстве и воспроизводстве инноваций и ноу-хау) действующих на территории, является одним из важнейших условий конкурентоспособности территории. Но при отсутствии четко выраженной стратегии развития территории в целом, невозможно увидеть и оценить роль и место каждой отрасли территориального хозяйства на перспективу.

Тем не менее, не смотря на тесную увязку текущего и стратегического управления, нам необходимо в рамках нашей задачи рассматривать их раздельно, так как методы и инструменты будут серьёзно отличаться. А самое главное, что при смешении этих двух видов управления происходит снижение эффективности деятельности, поскольку мотивации деятельности структур управления при осуществлении разных видов управления существенно различаются.

Рассмотрим различия текущего стратегического управления в приведенной ниже таблице:

Таблица: Различия стратегического и текущего управления

Текущее управление

Стратегическое управление

Цель управления

Поддержание функционирования основных систем жизнеобеспечения и удовлетворения потребностей населения.

Развитие основных параметров территории, приобретение нового более высокого качества жизни людей.

Объект управленческих воздействий

Преимущественно предприятия и учреждения публичного сектора экономики.

Население, субъекты хозяйственной деятельности всех форм собственности. общественные организации.

Ресурсы, используемые для управления

Преимущественно средства местного бюджета и государственная и муниципальная собственность

Преимущественно средства хозяйствующих субъектов и населения.

Формы управления

Преимущественно непосредственное управление

Преимущественно опосредованное управление,

Методы управления

Планирование, нормирование, муниципальный заказ, управление публичными предприятиями и учреждениями, правоприменение, санкция. администрирование.

Преимущественно индикативные методы. Координация взаимодействия различных субъектов управления. Создание условий для развития. Осуществление целевых программ.

Как видно их таблицы, отличия присутствуют как в методах и формах управления, так и в ресурсах, которые орган власти использует для реализации поставленных целей.

Рассмотрим эти отличия на примере управления отраслями социального блока. При осуществлении текущего управления нас прежде всего будут интересовать вопросы обеспечения деятельности сети учреждений образования. здравоохранения и др. Для решения этой задачи, нам необходимо разработать нормативы финансирования и решить основные вопросы содержания учреждений, заложить основные параметры функционирования сети путем согласования сметы расходов и формирования условий муниципального заказа. Для этого осуществляется текущее планирование развития отраслей, формируется соответствующая нормативная база. Отраслевые подразделения осуществляют администрирование и контроль за соблюдением основных параметров заложенных в бюджете и годовом плане.

Совсем иные методы управления будут реализовываться при стратегическом управлении. Первоочередной задаче станет корректировка основных параметров сети исходя из стратегических приоритетов (открытие новых специальностей в образовательных учреждениях обеспечивающих развитие и деятельность хозяйствующих субъектов, поощрение открытия центов инноваций и ноу – хау при учебных заведениях, организация творческих конкурсов, работа с ассоциациями субъектов хозяйственной детальности для организации их взаимодействия с отраслями социальной сферы и др.). В стратегическом управлении социальная сфера рассматривается не только как система удовлетворения основных потребностей жителей территории, а и как ресурс (специализированное образование и здравоохранение, система перетока знаний, инноваций, ноу-хау и др.).

Резко ограничивается, по сравнению с текущим управлением, сфера прямого администрирования, нормирования и муниципального заказа. Это вызвано, прежде всего, ограничениями по расходованию бюджетных средств и использованию государственной и муниципальной собственности. В этой сфере мы можем лишь усилить те или иные позиции в рамках разрешенных статей финансирования и расстановки приоритетов при использовании публичной собственности. Другими словами формировать условия, а не заниматься непосредственным управлением.

В отношении субъектов хозяйственной деятельности методы непосредственного управления вообще не применимы. При работе с

предприятиями и учреждениями, не относящихся к публичному сектору экономики, используются опосредованные методы управления: содействие формированию специализированной инфраструктуры, инвестирование в сервисы, содействие развитию форм более тесного взаимодействия предприятий входящих в территориальные кластеры, лоббирование интересов территории на иных уровнях публичной власти и др.

Таким образом, говоря об управлении территориальным хозяйством, мы рассматриваем два основных вида управления: текущее и стратегическое. Несмотря на серьезные различия между этими видами управления, они имеют общий субъект управления – орган публичной власти. Попытки выделить для осуществления стратегического управления отдельные государственные или муниципальные организации (в США в 70-х годах XX века, в Великобритании в 80-х годах XX века), показали, что это возможно лишь для реализации отдельных программ и проектов. Следовательно основной формой управления территориальным хозяйством, является сочетание текущего и стратегического управления в рамках органа управления.

Реализация такого подхода требует очень внимательного отношения к построению внутренней структуры органа управления, учета особенностей организации разных видов управления.

Попробуем дать более развернутую характеристику основных подходов к построению структур управления ориентированных на совмещение текущего и стратегического управления.

Раздел IV. Формирование структуры управления территориальным хозяйством

4.1. Основные подходы к построению управления территорией

В предыдущем разделе, мы характеризовали управление как специфическую деятельность людей, направленную на регулирование отношений между людьми, а так же организованными сообществами людей.

В основе поведения людей всегда лежат мотивации – внутренние и внешние побуждения, заставляющие человека выстраивать свои действия определенным образом. Следовательно, формируя определенные мотивации в управленческой деятельности органа управления, мы можем повышать или снижать эффективность управленческой деятельности.

К сожалению, в период господства административной традиции в управлении сложилось устойчивое, упрощенное представление об организации власти и управления. В основе его лежит признание санкции (наказания), практически единственным мотивом к управленческой деятельности. При безусловной важности этого метода, управления и необходимости его использования, нужно понимать, что он не единственный, и что есть сферы управления, где он не применим в современных условиях.

Изменение экономических условий управления, связанное с переходом к рынку, поставило управленцев в сложную ситуацию, когда есть сферы нельзя просто командовать, а необходимо создавать условия, при которых управленческие задачи будут выполняться частным сектором. Управление условиями и мотивациями, безусловно, более сложный процесс требующий специальной подготовки, но как показывает практика и эффект от применения всего многообразия методов управления, сторицей окупает все затраты.

Неправильно организованная (замотивированная) структура управления приводит к колоссальным финансовым потерям в текущем управлении (по данным экспертов Агентства муниципального и регионального развития потери могут составлять до 30% территориальных бюджетов). Стратегическое управление, без применения индикативных методов управления невозможно вообще. Другими словами, современное управление – это управление условиями и мотивациями людей и структур на подведомственной территории.

Любая управленческая структура, является инструментом для реализации целей и задач, стоящих перед органом управления. Поэтому, она должна быть настроена (замотивирована), на поиск наиболее эффективных способов достижения цели. Для построения такой структуры необходимо проанализировать все внутренние и внешние условия, оказывающие влияние на решение поставленных перед органом управления задач.

На поведение чиновников и структурных подразделений оказывает влияние масса факторов: характер исполняемых ими функций, объемы и характер полномочий по их реализации, природа (способ возникновения органа власти ил управления), характеристики объекта управления (внешние по отношению органа управления условия) и др. Учет этих факторов и грамотное отражение их в структурной политике органа управления, позволяет точно выбрать способы управления и способствует достижение желаемого результата.

В настоящем разделе мы попытаемся дать характеристику основных принципов построения оптимальной структуры управления, показать основные инструменты позволяющие учитывать мотивации в построении управленческих процессов. Однако, следует учитывать, что сам подход, опирающийся на многофакторный анализ, исключает унификацию структур управления, поскольку, характеристики территорий, компетенция органов управления, основные характеристики населения и экономического потенциала территории – предполагают многообразие форм и методов управления.

Современное российское законодательство, регулирующее деятельность органов власти регионального и муниципального уровня, достаточно жестко регламентирует организацию структур управления, давая описание основных моделей. Однако, этот недостаток может быть частично преодолен за счет, внутренней организационной структуры и организации самих управленческих процедур.

refdb.ru

планирование, разработка, подготовка и утверждение

Планирование территории – важнейшая составляющая градостроительной деятельности. На основе готовых проектов инженеры, архитекторы и строители выполняют межевание земельных участков, устанавливают границы и определяют зоны, в рамках которых будут сооружаться объекты того или иного типа. Правильно составленная документация в итоге позволяет рационально использовать региональные ресурсы. В частности, проекты планировки территории формируются с учетом экологических, экономических и климатических условий конкретной местности, что дает возможность обеспечения оптимальной организации жизнедеятельности населенного пункта.

Цели создания проекта

Главной задачей планирования территориальных объектов является обеспечение стабильного развития региона в соответствии с градостроительными нормами. В первую очередь специалисты определяют, в каких границах будет закреплена целевая территория. Это необходимое условие для последующей детализации и уточнения планировочной структуры на конкретной местности. На следующем этапе выполняется более точное распределение участков и зон уже в рамках намеченной территории. В частности, определяются сегменты для застройки, участки преобразования, линии прохождения транспортных коммуникаций и т.д. Затрагивают проекты планировки территории и жилищно-бытовой комплекс. Определяются наиболее выгодные места размещения коммунальных хозяйств и объектов социально-культурного значения. Без специального планирования жилых зданий, промышленных строений, инженерных сооружений и дорожных развязок с коммунальной инфраструктурой невозможно реализовывать задачи градостроительного плана, принципы которого базируются на обеспечении комфортной и безопасной жизни граждан.

Планирование территории

Существует несколько этапов планирования, которые могут исключаться или меняться местами по очередности в зависимости от характеристик территории. На первом этапе выполняется стратегический анализ, целью которого является исследование основных тенденций потенциального развития местности. Определяются направления и критерии оценки будущего развития. На следующем этапе производится кластерный анализ, выделяющий отдельные зоны в зависимости от их экономических данных. Например, проект планировки и межевания территории может представлять собой план с несколькими участками, разграниченными по функциональным признакам. Это могут быть промышленные, сельскохозяйственные, инфраструктурные и жилые зоны, для которых будут рассчитываться разные принципы развития. Также планирование не обходится без анализа конкурентных, экономических и отраслевых преимуществ конкретной территории. Под них рассчитываются и конфигурации размещения линейных объектов, и схемы распределения коммуникационных сетей.

Виды документации по планировке

Существует два основных документа, которые разрабатываются в ходе планирования территорий. Это непосредственно проект планировки и схема межевания. В первом случае упор делается на установление границ и в некоторых случаях на определение мест капитальной застройки. Например, проект планировки территории с линейным объектом может включать отдельные разделы с указанием требований к его строительству и реконструкции. Но в принципе подобные данные могут использоваться в документации только при условии, что ни линейный объект, ни земля, на которой он расположен, не являются муниципальной или государственной собственностью. Что касается документации по межеванию, то в нее входит соответствующий проект со схемами и чертежами выделения участков, данные о площади образуемых земель и т.д.

Подготовка проектной документации

Целевым объектом планирования может выступать выделяемая градостроительным проектом территория или один из элементов территориальной структуры. При подготовке документов учитываются его характеристики, план межевания, зональное разграничение и установленные правила землепользования. Особое место на этом этапе работ будет занимать геодезический материал. На его основе выполняется подготовка проекта планировки территории с графической частью. К примеру, могут использоваться топографические планы, цифровые карты и планы, допущенные к применению уполномоченными органами надзора.

Материалы по обоснованию проекта

В данный пакет документов входят следующие материалы:

Важно отметить, что проекты планировки территории не обходятся и без сегментации строительных объектов по текущему техническому состоянию. Выделяются те же линейные объекты, здания, подлежащие сносу и реконструкции, площадки незавершенного строительства. Указываются в обосновании и мероприятия по защите территорий от пожара и других чрезвычайных ситуаций.

Разработка проекта планировки территории

Базовая часть документа включает чертежи с указанием красных линий. Таким образом выделяются федеральные границы территории, занятой линейными объектами. Также подчеркиваются на чертежах планируемые и существующие элементы градостроительной структуры и зоны строительства капитальных объектов. Отдельно к проектировочному решению прилагаются материалы с параметрами развития территории. В этой части указывается плотность застройки, ее характеристики, регламентные пределы и технические данные о планируемых объектах. Типы построек могут быть разными – жилыми, общественно-деловыми, производственными, культурными и т.д. Но независимо от направления развития все проекты планировки территории должны разрабатываться с учетом характеристик транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры. Как правило, данные кластеры планируются в соответствии с комплексной градостроительной программой.

Согласование и утверждение проекта

Подготовленные проектные документы проверяются уполномоченными органами, которые на основании соответствия предоставленных материалов нормативам принимают решение об утверждении или об отказе в принятии пакета. Во втором случае проект отправляется на доработку. В частности, согласование документов и их проверку могут производить органы местного самоуправления и отраслевая комиссия. Но в обоих случаях утверждение проекта планировки территории осуществляется только после публичных слушаний. Комплексные документы с планами межевания и планировочными решениями утверждает глава местной администрации.

Заключение

В отличие от градостроительных концепций развития регионов и муниципальных территорий, местный план планировки является точечным и практическим средством достижения поставленных стратегических задач. Но и в этом случае невозможно рассматривать целевую область как автономную и замкнутую. Даже после разграничения проекты планировки территории не исключаются из общего плана развития регионов. Специалисты разрабатывают ту же транспортную и промышленную инфраструктуру с расчетом на оптимальное взаимодействие хозяйственных объектов с соседними регионами. В то же время имеют место и локальные задачи, обусловленные исключительно внутренними экономическими, экологическими, социальными и другими характеристиками.

fb.ru

92. Генеральный план развития города как основной документ долгосрочного территориального планирования.

Генеральный план - это основной градостроительный документ, определяющий перспективы развития города на длительный срок. Подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов (далее также - генеральные планы) осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов.

Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта могут также осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

Генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:

объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения, городского округа;

автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа;

иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления поселения, органов местного самоуправления городского округа.

Генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).

Положения о территориальном планировании, содержащиеся в генеральных планах, включают в себя:

цели и задачи территориального планирования;

перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.

Общие положения

1. Проект Генерального плана города Липецка разработан в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

2. Территориальное планирование города Липецка осуществляется посредством разработки и утверждения его Генерального плана.

3. Проект Генерального плана города Липецка подлежит согласованию и утверждению в порядке, установленном статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

4. Генеральный план является правовым актом территориального планирования муниципального уровня, на основании которого юридически обоснованно осуществляются последующие этапы градостроительной деятельности на территории города:

§ разработка и утверждение плана реализации Генерального плана;

§ разработка и утверждение планов и программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

§ подготовка проекта и принятие нормативного правового акта градостроительного зонирования - правил землепользования и застройки с установлением градостроительных регламентов;

§ подготовка и утверждение документации по планировке территорий первоочередного и последующего освоения;

§ подготовка градостроительных планов земельных участков, обязательных при проведении инвестиционных торгов и подготовки проектной документации для строительства;

5. Согласно действующему законодательству генеральными планами муниципальных образований - городов

§ устанавливаются и утверждаются:

ü функциональное зонирование территории;

ü границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства муниципального уровня;

ü границы зон с особыми условиями использования территорий местного значения;

§ содержатся или могут содержаться предложения по установлению на уровне субъекта Российской Федерации:

ü границ земель, относящихся к категории «земли сельскохозяйственного назначения»;

ü границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального уровня;

ü границ зон с особыми условиями использования территорий регионального значения;

§ содержатся или могут содержаться предложения по установлению на уровне Российской Федерации:

ü границ категорий земель, относящихся к компетенции федеральных органов;

ü границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального уровня;

ü границ зон с особыми условиями использования территорий федерального значения.

6. Состав и содержание проекта отвечают требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации и детализированы Техническим заданием, утвержденным заказчиком проекта – департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Липецка.

7. В состав материалов проекта генерального плана входят:

Часть первая. Положения о территориальном планировании города Липецка, включающие разделы:

1) цели и задачи территориального планирования;

2) перечень мероприятий по территориальному планированию.

Часть вторая. Схемы территориального планирования города Липецка в составе, установленном Протоколом согласования состава проекта Генерального плана города Липецка и материалов по его обоснованию.

Часть третья. Материалы по обоснованию проекта Генерального плана города Липецка в текстовой и картографической форме.

8. Проект генерального плана учитывает ранее выполненные работы по территориальному и градостроительному планированию города Липецка в административных границах города.

9. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разработка проектов генеральных планов должна осуществляться на основании утвержденных комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования. Перечисленными документами должны определяться:

§ основные принципы развития территории региона (в данном случае города Липецка) во взаимной увязке решений по территориальному планированию с соседними муниципальными образованиями;

§ коридоры и территории размещения транспортных и инженерных коммуникаций федерального и регионального значения;

§ зоны местонахождения и планируемого размещения объектов капитального строительства федерального и регионального значения;

§ нормативы градостроительного проектирования, определяющие социально-экономическую основу разработки градостроительной документации (своего рода – социальный заказ на разработку генерального плана).

В проекте Генерального плана особое внимание уделялось анализу факторов федерального и регионального уровня, определяющих особенности развития территории города как города, являющимся промышленным и культурным административным центром Липецкой области, в том числе:

§ анализу местоположения, а также производственной и исторической специфики города Липецк в системе территории Липецкой области;

§ проработке вариантных решений трассировки федеральных транспортных магистралей и связей.

В связи с тем, что настоящий Генеральный план города Липецка является одним из первых документов территориального планирования, разрабатываемых по новому Градостроительному кодексу Российской Федерации, при разработке генерального плана использовались расчетные показатели, принимаемые на основе сопоставления нормативов СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», удельных показателей обслуживания, используемых в градостроительной документации для аналогичных регионов, либо отдельных рамочных нормативов, установленных на уровне Российской Федерации[1].

10. Часть проектных решений Генерального плана может быть уточнена после разработки документов территориального планирования федерального и областного уровня.

studfiles.net