Возникновение права: история, развитие. Право возникло как


§ 2. Особенности возникновения права

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогИчны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммура-пи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

§ 3. Основные теории происхождения государства

Теории о происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Остановимся на некоторых из них.

Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми"»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т. е. богоподобен). В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленнос-ти государственной власти продолжало развивать христианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям,— говорится в послании апостола Павла к римлянам,— ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».

Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научности данной, основанной на агностицизме посылки, отметим, что теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.

У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.

Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических «оруженосцев», готовых на все лады восхвалять вождей, оправдывать в глазах людей самые негативные их действия и решения. Наиболее уродливо эта тенденция проявилась во времена сталинского тоталитаризма. Культовая идеология не только оправдывала, но и всячески восхваляла концентрацию неограниченной власти в руках Сталина, сразу же превращая каждый его шаг в «исторический», «судьбоносный», «решающий». Вся страна оказалась вовлеченной в это грандиозное восхваление, почти эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всесилия и всезнания одного человека. Но под аккомпанемент оглушающей культовой идеологии шел небывалый разгул беззакония и произвола. Человеческая личность ни социально, ни .юридически не была защищена.

Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические «оруженосцы».

Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.

Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей...». Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII—XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж-Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие.

Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо,— основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Теория договорного происхоиодения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, Приспосабливать к изменяющимся условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна.

Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель (1770—1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»).

В своем произведении «Философия права» Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало,- независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.

Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членом государства.

Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.

Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции. По сути дела, гегелевская формула «Все действительное разумно» оправдывала феодально-абсолютистский строй Прусского государства. Если идеологи революционной буржуазии (Локк, Руссо и др.) развивали свободные от религии взгляды на государство, то Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о нем. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX — начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия,— война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы,— писал он,— начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства- образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания»

Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

studfiles.net

Возникновение права: история, развитие :: SYL.ru

На уроках истории в школе все мы изучали теории происхождения государства. Среди них были самые разнообразные – теологические, техногенные, ирригационные и многие другие. Возникновение права как особой системы юридических норм идет по аналогичной с государством схеме. Эти два института зарождались и развивались параллельно, они имеют общую структуру и, можно сказать, вытекают друг из друга.

Общие данные

Что собой представляет право в наши дни? Это некая система законов, в которых четко прописаны права и обязанности граждан конкретной страны. Называется все это конституция. Для каждого государства это самый важный документ, который полностью регулирует жизнедеятельность в пределах его границ. Придерживаться этих норм обязан каждый, так как в противном случае его ожидает наказание, которое опять-таки прописано в конституции. Но откуда взялся этот свод законов, наказаний, обязанностей?

Существует так называемая общая версия возникновения права, которая формируется на наиболее достоверных фактах и источниках, на логических заключениях и наблюдениях. Человек как существо разумное в какой-то момент понял, что более не может существовать как стадное животное. Ему потребовались комфорт, безопасность, уверенность в завтрашнем дне. Именно на основании подобных требований образовался прототип современного государства. Появились главы общин, которые вершили власть над всеми живущими в племени людьми. Эти главы, в свою очередь, на основании существующих верований, традиций и обрядов создали рамки допустимого для каждого человека и выдвинули табу-список. Это и стало первой конституцией, которая, очевидно, не была закреплена в письменной форме, но существовала в разумах людей.

Дальнейшая судьба

Официально считается, что возникновение и развитие права как точной и незыблемой системы юридических норм берет свое начало примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. Именно тогда одна из мощнейших цивилизаций – Шумер – превратилась в полноценное государство. Помимо мощного и урегулированного управленческого аппарата изобрели также клинопись – записи на глиняных табличках, которые хранились в государственной библиотеке, первой в мире. Писать на глиняных табличках, увы, мог далеко не каждый смертный. Подобным преимуществом обладали лишь ученые и государственные деятели, и самым важным документом, который они сотворили, стал первый свод законов.

Позднее закреплять в письменном виде общие правила для народа стали такие цивилизации, как Египет, Древний Китай, Карфаген и другие. Некоторые из них пользовались папирусом, другие рисовой бумагой, одним словом, у каждой страны был свой метод. Появление на свет бумаги объединило в данном вопросе все народы, и эта традиция дотянула до современности. Таким образом, история возникновения права берет свое начало со времен племенного обычая, когда законы передавались из уст в уста. Конституция побывала на глиняных дощечках и на папирусе и лишь после этого надежно закрепилась на бумаге.

Процесс расслоения общества и его последствия

Отделение правящей верхушки от народной массы – это образование нового слоя общества, правящей элиты. Цари (фараоны, императоры, князья и т. д.) всегда богаче, умнее, сильнее, могущественнее любого простого человека. Именно обладание подобными качествами, а также властью дало им возможность самостоятельно создать свод законов, с помощью которых они смогли бы мудро, но при этом максимально жестко подчинить себе каждого субъекта общества. Таким образом основания возникновения права – это желание властвовать, а также это возможность регулировать жизнь и быт народа, возможность угодить каждому и пресечь любое злодеяние.

Теперь напрашивается главный вопрос: если древние правители были настолько могущественными и вызывали страх и уважение у людей, зачем им понадобилось закреплять право в письменном виде? Достаточно ведь было просто устно заявить о чем-то, и все бы покорились. На самом деле устная конституция, которая существовала ранее, основывалась исключительно на древних верованиях и традициях. Они не менялись столетиями, а государство развивалось в быстром темпе. Чтобы грамотно урегулировать конфликты и неурядицы среди людей, власти составили четкий список того, что можно, и того, что нельзя, и запротоколировали его, чтобы он в точности передался следующему поколению.

Разные цивилизации – разные конституции

"Это очевидно", – скажете вы, ведь у каждой народности были свои обычаи, и именно на их основании произошло возникновение права с его особенностями. Но в данном вопросе важно не только то, какие именно преступления наказывались в той или иной стране, а что было позволительно, но и путь формирования конституции. Последний брал свое начало из типа правления государством, из типа собственности, который преобладал. Само возникновение права собственности имеет два истока. Это могут быть государственные владения или же частные, и на основе того, какой из этих факторов перевешивает в конкретной стране, формируется его конституция. Давайте более подробно рассмотрим каждый из них и на наглядном примере найдем в них отличия.

Государственная собственность

Возникновение права по подобной схеме имеет место в монархических государствах, а также в тех, где религия играет крайне важную роль в жизни общественности. Основной источник фиксации правовых норм – сборники нравственно-религиозных положений. Древними примерами подобных систем служат Законы Ману в Индии, поучения Птахотепа в Египте. Самый яркий современный пример – Коран в мусульманских странах. Нормы, которые фиксируются в такой конституции, как правило, носят казуальный характер. Они могут быть изменены или дополнены лишь по усмотрению монарха или правящей элиты. Государственный аппарат, который сформирован на основании подобного права, имеет невероятную силу и безграничную власть. Здесь нет места демократии и свободе слова.

Частная собственность

Считается, что возникновение государства и права, которые функционируют по демократической схеме, имеет место лишь в недавние годы. Но на самом деле такой аспект, как частная собственность, берет свое начало во времена Античности. Частники появились еще во времена существования Римской империи, и вместе с ними образовалось право, позволяющее им сосуществовать на равных. Подобная конституция куда более обширна, чем предыдущий вариант. Законодательство характеризуется более высокой степенью определенности и формализации. Но самое важное – это наличие непосредственно гражданского права, которое регулирует систему имущественных отношений в обществе.

Поразительно, но именно частное римское право можно сравнить с современными вариантами свода законов, и оно ничем не будет уступать. Возможно, этот документ намного опередил во времени и развитии тех людей, для которых он создавался.

Причины зарождения конституции

Ученые выделяют четкий перечень оснований, которые способствовали образованию столь сложной системы, как право и, конечно же, государство. Достоверно мы уже не сможем выяснить, что из этих двух факторов появилось изначально, поэтому рассмотрим их как взаимодополняющие элементы. Итак, причины происхождения конституции:

Выделить также можно основные признаки права, которыми оно обладало в древности и обладает по сей день:

Теории возникновения права

Российский юрист и профессор Г.Ф. Шершеневич однажды сказал: "Не то важно, каково было в действительности государство, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод". Это служит намеком на то, что сколько бы ни было теорий, в той или иной стране предпочтение отдается лишь одной, которая согласуется с действующим типом власти. Ну а мы сейчас кратко перечислим, какие же существуют версии образования государства и права:

  1. Теологическая теория – правовой и государственный аппарат был создан божественной силой.
  2. Договорная версия – в соответствии с ней люди добровольно избрали себе правителей и, так сказать, поддались их власти ради всеобщего порядка.
  3. Органическая описывает процесс формирование права как живого организма. Только в роли клеток тут выступают люди.
  4. Патриархальная версия - государство происходит от семьи. Последняя разрастается, а власть над всеми остается в руках главного мужчины – монарха и передается по наследству.
  5. Теория насилия делится на внешнюю и внутреннюю. Согласно первой одно племя однажды завоевало другое и установило над побежденными господство. В соответствии со второй шло некое подобие гражданской войны в рамках одного поселения. Меньшинство должно было подчиниться большинству, представляющему коллективные интересы.

Версий и предположений существует еще целое множество. Что уж тут говорить, каждый из нас на основе определенных знаний и наработок может сформировать собственную гипотезу о возникновении права.

www.syl.ru

Как возникло право

Просмотров : 225

Уважаемые посетители! Статьи размещенные на нашем сайте носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна. Для решения конкретной задачи вам необходимо заполнить форму на сайте, либо задать вопрос онлайн консультанту справа.

Ну а лучше, позвоните нам по телефонам! Это быстрее и бесплатно!

Многоканальный бесплатный номер горячая линия 8 (800) 775-93-16 (звонок бесплатный!)

8 (499) 455-12-74 Москва, Московская область

8 (812) 245-38-14 Санкт-Петербург, Ленинградская область

В этой статье:

Как возникло право- теории и подходы

Когда и как возникло право не выяснено до настоящего времени. Ученые теряются в догадках, выдвигая одну теорию за другой.

Социально-диалектическая теория

Этот подход подробно описан и связан с возникновением обменных отношений между людьми и развитием общества. Справедливости ради заметим, что у представителей этого подхода речь идет о возникновении права в его развитых формах, и реализуется такая модель возникновения права не сразу. Такую оговорку можно найти у Е.Б. Пашуканиса: «Если оставить в стороне культуру первобытных народов, где мы вообще лишь с трудом можно выделить право из общей массы социальных явлений нормативного порядка, то даже в средневековой феодальной Европе правовые формы отличаются крайней неразвитостью…».

Если согласиться с приведенными уточнениями, что с победой обмена (который приходит в Европу лишь в Новое время, а окончательно побеждает после буржуазных революций) возникает именно развитое право (а с этим утверждением невозможно не согласиться), то необходимо более подробно рассмотреть предшествующие стадии его становления.

Антропологический подход

Еще один подход получивший отражение в современной теории права – это антропологический подход. Политическая антропология в последнее время занимает ведущие позиции. Сторонники антропологического подхода заявляют, что право как таковое изначально присуще обществу и является универсальным социальным явлением. Именно общество и его появление является катализатором возникновения права. Оно сопровождает общество на протяжении всего периода его существования и исчезнет вместе с ним. Эволюция общества заставляет развиваться и право и поэтому чем старше общество, тем более зрелое право его сопровождает, но при этом не изменяется его сущность.

Близкая точка зрения относительно возникновения права впервые фигурировала в юриспруденции в XIX веке. Она была высказана Г. Мэном, который полагал, что появление права было обусловлено древними судебными решениями и оно существовало еще до появления норм регулирования, ставших общеобязательными. Среди современных приверженцев теории можно назвать шведа Э. Аннерса, который является историком права. То право, что существовало при появлении человека и человеческих общин он называет примирительным правом родового строя, и связывает его с наличием конфликтов между общинами. Но не стоит забывать и о том, что немаловажную роль играли и внутриобщинные отношения, которые определяли положение индивида.

В этом смысле более последователен С.А. Дробышевский, один из немногих теоретиков права в нашей стране, разделяющих антропологический подход. Он усматривает существование права ещё в первичных локальных общинах охотников-собирателей. Но, к сожалению, он оставляет без рассмотрения важный (и сложный) вопрос о возникновении права и крайне скупо показывает механизм его перехода к более зрелым формам.

Наиболее убедительный подход к возникновению права

Последний описанный подход кажется более верным, если применять его к общепринятому пониманию права. Право должно быть общеобязательным именно исполнение этого условия может гарантировать нормальное функционирование общества. Таким образом, существование права подтверждается на основе исторических фактов. А значит общество одним своим существованием подтверждает существование права. Истоки права следует искать, прежде всего, в самом возникновении общества (главная предпосылка), в механизмах перехода общества от одного состояния к другому и в характеристиках воспроизводства общества на каждом этапе его развития, которым соответствуют основные стадии «зрелости» права. Возникшее право, или соответствующая традиция права, затем сохраняет свои основные характеристики, демонстрируя тем самым преемственность.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Уважаемые пользователи сайта! В связи с большим потоком обращений из регионов, просьба дублировать ваши вопросы в комментариях ниже, в самом конце страницы. Вам обязательно ответят и дадут необходимые рекомендации. 21.05.2017Владимир

sud-isk.ru

Когда право возникло | juridicheskii.ru

Как возникло право

Этот подход подробно описан и связан с возникновением обменных отношений между людьми и развитием общества. Справедливости ради заметим, что у представителей этого подхода речь идет о возникновении права в его развитых формах, и реализуется такая модель возникновения права не сразу.

Такую оговорку можно найти у Е.Б.

Пашуканиса:

«Если оставить в стороне культуру первобытных народов, где мы вообще лишь с трудом можно выделить право из общей массы социальных явлений нормативного порядка, то даже в средневековой феодальной Европе правовые формы отличаются крайней неразвитостью…»

.

Возникновение права

Право как особая система юридических норм (правил) и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно.

Вместе с тем у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности. Однако существуют в этом процессе и некоторые общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требуют определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ.

Теории происхождения права

В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга.

Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Вместе с тем на каждом отдельном отрезке времени и при каждой специфической ситуации в действие вступало конвенци­онное начало, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о праве.

Когда право возникло

Людям всегда был необходим такой регулятор поведе­ния, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо устранять любые конфликты.

И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию, предназна­чение которого как раз в том и состоит, чтобы предотвращать конфликты и столкновения, а если они возникли — помогать преодолевать их мирно, культурно, цивилизованно.

Необходимым условием существования любого общества яв­ляется регулирование отношений его членов. Социальное регули­рование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное.

Пер­вое носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем чле­нам общества (или определенной его части) и не имеют конкрет­ного адресата.

Второе относится к конкретному субъекту, явля­ется индивидуальным приказом действовать соответствующим об­разом.

Когда и почему возникло право

Право — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений [1].

общепризнанного определения права не существует и в современной науке [2][3] . Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического.

Обратимся к выяснению вопроса о возникновении права как особого регулятора социальной жизни, отличного от морали, религии, нравов и т.

д. Для этого рассмотрим, каким путем выделилось право из первоначальных нераздельных, слитных велений и запретов первобытного общества. I. Авторитарная теория выводит право из простого повеления бога, жрецов или вождя, требовавших известного поведения от членов группы; за неисполнение веления устанавливается кара, за доблестное исполнение — награда.

Ярким представителем и одним из главных разработчиков теории был Фома Аквинский.

Согласно его учению, миром управляет божественный разум.

создано Богом для регулирования жизни людей, оно даруется человеку через посредство пророка или правителя.

Право есть развитие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.

Наряду с существованием нескольких теорий происхождения государства существует несколько взглядов (концепций) возникновения. Но в одном практически все ученые сходятся — как социальный институт возникает практически вместе с государством, потому что во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга.

Как невозможно существование государства без (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Как мы уже упоминали, в догосударственном обществе существовали социальные нормы.

juridicheskii.ru

Право — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фемида — греческая богиня правосудия, символизирующая высшую ценность права. Иносказательно: сама Фемида — закон; весы — справедливость; меч — наказание; повязка на глазах — беспристрастность. Эта статья о фундаментальной системе юридических отношений в обществе; о праве как мере возможного поведения см.: Субъективное право.

Пра́во — понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.

Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм, которого не всегда удаётся добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.

В некоторых определениях или контекстах право может сливаться с системой права (объективным правом или просто с законодательством), либо с правовой системой[1]. При этом право как система права находит выражение в источниках права

ru.wikipedia.org

2.2 Возникновение права

Причины генезиса права во многом сходны с причинами зарождения государственности. В первобытном обществе роль права исполняли обычаи. Проверенные многовековым опытом предков, честные и справедливые, на них смотрели как на нечто божественное, данное свыше. Основные и важнейшие стали предпосылками для появления обычного права и были приняты государством.

В возникновении права нет ничего необычного, это естественное последствие взросления общества, усложнение внутренних связей и противоречий в обществе. Обычаи уже не могли контролировать порядок в обществе, а, следовательно, требовались новые регуляторы общественных отношений.

Развитие права разделилось на два пути. В странах где собственность была национализирована, главным источником права становятся сборники нравственных правил, зачастую с религиозной подоплекой, такие как индийские Законы Ману или Коран в мусульманских странах. Нормы, изложенные в них, носили казуальный характер.

В странах где общества основывались на частной собственности, право развивалось более формально и обширно. В первую очередь формируется гражданское законодательство, регулирующее имущественные отношения, в частности римское право.

Вопросы генезиса государства и права связывает между собой кроме параллельного развития так же и обсуждаемость их до сих пор в научном сообществе. Так же как не найден консенсус в споре о происхождении государства, так и в вопросах генезиса права ученые мужи не могут прийти к общему мнению.

Обобщая сказанное в научной литературе мнения, можно выделить три основные теории появления права. Первая категория теоретиков государства и права, вторя советским исследователям связывают генезис права и государства, причем причину возникновения государства они видят не в расслоении общества, а в развитии производства и острой необходимости регулировать складывающиеся в связи с этим отношения. Вторая категория исследователей считает, что право возникло раньше государства, в момент появления рынка, поскольку торговля требует правового вмешательства. Причем возникновение государства они связывают с возникновением необходимости организации рыночных отношений и такой силой должно было стать государство. Ученые придерживающиеся третьей точки зрения высказывают свое мнение так – право возникает там, где возникает общество, то есть понятие общества неразрывно связано с понятием права.

Не будем подробно останавливаться на анализе всех трех точек зрения.

Прежде всего стоит разделить понятие права на естественное и позитивное право.

Позитивное право - официально признанное право, действующее в пределах границ государства и получившие закрепление в законодательстве, то есть это право, выраженное в законодательстве. Позитивное право исходит главным образом от государства, его властных структур: оно сконструировано по образу и подобию государства, отражает интересы и волю тех групп и слоев общества, которые оно преимущественно представляет и охраняет; позитивное право имеет официально-документальную форму выражения, воплощается в законах, иных нормативных правовых актах; позитивное право — это право, сведенное исключительно к закону.4

Естественное право - понятие, отображающее совокупность принципов, правил и ценностей, обусловленных природой человека и вследствие этого не связанные признанием их конкретным государством. Естественное право существует и оказывает свое действие наряду с позитивным. Веками человечество вырабатывало наиболее разумные и полезные стандарты поведения и деятельности, фиксируя их в мифологии, религиозных текстах, моральных принципах и воззрениях. Такие стандарты, или нормы, воплощали представления о высшей справедливости, правде, являлись масштабом свободы и равенства, и воспринимались как «естественное», «природное» право5

Естественное и позитивное право связаны между собой, однако они не тождественны друг-друг и возникли не единовременно. Естественно, что исторически первым возникает естественное право, получая свое закрепление в обычаях первобытного общества.

Не имея письменного воплощения, на протяжении веков эти обычаи жили в умах людей, в отдельных случаях становясь обрядами и ритуалами.

Понятие права и обычая не тождественно и поставить между ними знак равенства можно лишь в том случае если под правом понимается естественное право, да и в этом случае это не совсем правильно, так как в первобытных обычаях так же можно усмотреть и первобытную религию, и моральные ценности.

Развитие рыночных отношений вызывает появление новых традиций и обычаев, зарождаются обычаи с именно правовыми предпосылками. Новое право уже различает права и обязанности, таким образом возникает обычное право, пришедшее на смену обычаям.

Но можно ли назвать его правом в юридическом смысле слова? Пока нет, ведь право устанавливает государство, а на тот момент имел место быть лишь протогосударственный период, поэтому и обычаи того времени можно с полной уверенностью назвать протоправом, то есть оно по-прежнему носит естественный характер, но получает юридическую окраску, что мы можем наблюдать в выделении прав и обязанностей.

Позитивное право появляется позже, с возникновением государства. Теперь оно обеспечивается и охраняется государством, придает четкий смысл законам, окончательно разграничивает права и обязанности.

Принято выделять три основных способа возникновения позитивного права – санкционирование обычаев, создание юридических прецедентов и установление нормативных правовых актов.

Санкционирование обычаев – ранний способ возникновения права. Он выразился прежде всего в судах, где судьи выносили вердикт по делу основывая его на обычаях. С течением времени обычаи стали систематизироваться и принимать конкретную форму. В результате возникли первые источники права.

Создание юридических прецедентов – один из ранних способов воплощения права. В отдельных государствах, (яркий пример – Англия), решения, данные по делу становились канонами, письменно оформлялись и применялись при последующих судебных заседаниях. Таким образом сформировалась прецедентное право, судебный прецедент стал судебной системой и приобрел название по месту появления – англо-саксонской.

Самым поздним их способов появления права считается установление нормативно-правовых актов. Этот способ выразился в издании специальными органами документов, регулирующих общественные отношения. Поводом для появления подобного рода документов стало недостаточное уже влияние на общественную жизнь судебных правовых прецедентов и обычаев. К тому же государство все активнее старалось воздействовать на жизнь общества. Такой тип особенно характерен для современных государств.

studfiles.net

Возникновение права и его отличительные признаки

Возникновение права – один из самых сложных вопросов юридической теории. Он являлся предметом дискуссий, как несколько сот лет назад, так и на сегодняшний день. В любом случае каждое из мнений имеет право на существование. Наиболее популярные причины возникновения права вы сможете узнать, прочитав статью.

Первобытный строй

Одной из самых популярных точек зрения является то, что возникновение права произошло ещё в древнюю эпоху первобытнообщинного строя. Считается, что именно в те времена возникли примитивные нормы.

Профессор Малиновский и Сабо считают, что в роли законодателей в данный период был старейшины или вожди. Позже основания возникновения прав доверили церкви, которая и занималась регулированием законодательства.

Научные основы первобытного строя

Возникновение права неразрывно связано с мифами, обрядами, ритуалами - именно здесь прослеживается плавный переход от мононорм, которые представлены в простейшем смысле, к нормам экономики, морали и права.

Уже в период первобытнообщинного строя назревала неолитическая революция в качестве отсекающего рубежа. Благодаря данному понятию начал формироваться принцип историзма. Постулат является основой познания мира человеческого во многих науках, например, в философии, управлении, социологии, и так далее. Данный принцип используется, в том числе, и для изучения права, освещения аспектов его происхождения, выявления новых теорий и так далее.

Основания возникновения прав скрываются в формировании различных объединений, а именно кланов, общин. В связи с эти возникает вполне закономерный вопрос: всегда ли существовало право? Влияет ли наличие общества на его развитие, если сравнивать эту тенденцию с государственным развитием? Ответ кроется в многочисленных теориях, которые имеют место даже сейчас.

Теологическая теория

Возникновение права объясняет теологическая теория. Её последователями являются Фома Аквинский и Аврелий Августин. Данная теория является наиболее древней, а также служит основанием и развитием для других обоснований происхождения норм.

В основу теологической теории положен божественный закон, который был порождён Создателем. Последователи данной теории считают, что нормы права подарил человечеству Господь, как одно из явлений мира. В качестве аргументации авторы используют положения Библии, которые являются законами для всего народа. Кроме того, считается, что возникновение права обусловлено теми заповедями, которые Бог передал Моисею.

Последователи утверждают, что в основе права лежит божественное послание и божественный разум, который управляет миром. На втором месте в теологической теории находится естественный закон, то есть система общественных отношений, которые сложились в результате взаимодействия между людьми.

Разумеется, данная теория не подвергается научной оценке, так как опирается исключительно на факты религии и веры. Достоверных доказательств вышеприведённой теории авторы не смогли привести. Как показывает практика, приверженцами такого мнения являются мусульманские правоведы и учёные западных католических университетов.

Историческая школа

Теории возникновения права представлены огромным разнообразием, среди которых особое место занимает историческая концепция происхождения правовых норм. Последователями мысли являются Савиньи и Гуго. Историческая школа является своеобразным антиподом естественно-правовой теории. Концепция возникла в начале 19 века.

Сущность её заключается в том, что право не является чем-то навязанным, а также не создаётся законодателем, а складывается, исходя из исторического развития. Возникновение и развитие права, исходя из исторической теории, зависит от 2-х категорий лиц: законодателей и правоведов. Задача 1 группы заключается в правильной переработке правовых норм, а также своевременного доведения его до законодателя. Что касается правоведов, то их задача заключается в том, чтобы уловить и выразить настроения народа, изложить мнение в юридических формулах. Кроме того, право считается действенным только тогда, когда оно полностью соответствует общественному развитию.

Стоит отметить, что данная теория обладает определёнными достоинствами и недостатками. С одной стороны, указывается на историческое развитие, которое заложено в формировании всего живого на земле. А с другой, неполно рассматриваются иные аспекты становления юридических норм.

Естественно-правовая теория права

Гуго Гроций и Жан-Жак Руссо являются последователями естественно-правовой теории возникновения права. Они говорят о том, что помимо норм, установленных государством, существует неотъемлемая и естественная часть права, которую породила природа. Естественная теория говорит о том, что присуще каждому человеку от рождения. Даже сейчас современные правоведы разделяют право на две группы: позитивные и естественные права. Эта классификация носит официальный статус благодаря Гроцию и Руссо.

Авторы отмечают, что естественные права обладают приоритетом перед позитивными, так как возникают с рождения, независимо от установленных государством норм. Кроме того, основания возникновения прав теория не объясняет, так как считается, что каждый человек с момента рождения становится обладателем неотъемлемых привилегий.

Регулятивная теория

Причины возникновения права объясняет другая теория – регулятивная. Она характеризуется жесткостью, так как регулятивное направление возникло в азиатских странах, где по сей день установлены жёсткие правовые нормы.

Стоит обратить внимание на то, что жесткие климатические и географические условия, а также необходимая организация военной деятельности породили тоталитарный строй государства. Суть теории заключается в необходимости установления жёсткого порядка всех сфер государственной и общественной жизни.

Как показывает историческая практика, регулирующие нормы необходимы на любом этапе развития человечества, однако возникновение права собственности граждан, государства, личные неимущественные права, уголовное право, а также иные институты и отрасли регулируются исключительно официальной властью страны.

Примирительная теория происхождения

Создателями примирительной концепции считаются Берман и Аннерс. Авторы говорят преимущественно о предназначении права. Берман и Аннерс придерживались мнения относительно того, что юридические нормы имеют место быть только в случае возникновения конфликтных ситуаций. Таким образом, внутри родовой общины право необходимо не для урегулирования общественных отношений, а для разрешения споров.

Возникновение гражданского права, уголовного, а также ряда иных отраслей вполне объясняется марксисткой теорией. Её пропаганда активно велась в Советском Союзе, так как авторами, как можно догадаться, являлись Маркс, Энгельс, Ленин и другие советские правоведы.

Сущность теории заключается в том, что юридические нормы выражают классовый характер и волю господствующего класса. Причём необходимым компонентом здесь является социальный статус и экономическое положение. Стоит отметить, что данная школа обладает большим количеством преимуществ, а именно:

  1. Предоставляет возможность тщательного анализа роли экономических отношений в обществе и их зависимости от правовых норм.
  2. Теория говорит о том, что сложность общественных структур требует наиболее усовершенствованных нормативных регуляторов.
  3. Многие памятники права посвящены отражению воли господствующего класса, а значит, роль данного принципа практически невозможно оспорить.

Однако здесь присутствуют и определённые недостатки: чрезмерное возвышение роли экономики в свете рассмотрения юридических норм, недооценка особенностей культуры, религии государства, а также отсутствие учёта внешнеполитических взаимосвязей с иностранными государствами.

fb.ru