Порядок слов в английском предложении, схема построения. Предложение схемы


Как составить схему предложения?

Схема предложения – это не очередной каприз преподавателей. Благодаря ей можно лучше понять структуру и специфику предложения и  быстрее его разобрать. Однако не все ученики знают, как составить схему предложения, считая это занятие бесполезным. А ведь любая схема - это наглядность, которая позволяет понять суть. А поняв её, можно применять эту схему к другим предложениям, а значит, можно избежать ошибок на письме в будущем.

Составляем схему предложения

Перед тем как составить графическую схему предложения,  необходимо начать с определения того, какими членами предложения являются слова. В первую очередь, следует  определить подлежащее и сказуемое, которые и составляют его грамматическую основу. Затем следует распределить остальные слова по членам предложения, только при этом нужно учесть,  что каждый из них относится к подлежащему или сказуемому. К подлежащему относятся определения, к сказуемому - дополнение и обстоятельство. Также следует учесть, что некоторые слова к членам  предложения не относятся: союзы, междометия, вставные и вводные конструкции. Может быть и так, что несколько слов  вместе являются одним членом предложения: причастные и деепричастные обороты. После проведенного разбора у вас будет начальная схема предложения, из которой нужно только убрать слова и оставить линии, которыми подчёркнуты члены предложения.

Составляем схему сложного предложения

Если с простым предложением все довольно легко, то сложное многих ставит в тупик. И большинство школьников задаются вопросом о том, как составить схему сложного предложения. Если это сложносочиненное предложение, то на схеме следует отразить все предикативные части, имеющиеся в нем.  После этого  обе части нужно выделить квадратными скобками, а между ними поставить знак препинания и союз, соединяющий их: [], и []. Если предложение сложное бессоюзное, то также разбираем по отдельности каждую из его частей, а затем выделяем их в квадратные скобки.

Если вам нужно разобрать сложноподчиненное предложение, то в этом случае следует показать все взаимосвязи между частями. Здесь следует учесть, что та часть, которой подчиняются, является главной, та, которая подчиняется, - это придаточная. Таким образом, главная обозначается квадратными скобками, в то время как придаточная - круглыми: [], (который... ).  Изучив материал, вы легко сможете составлять схемы предложений, а они подскажут, как правильно расставлять запятые, и вы сможете избежать многих пунктуационных ошибок.

elhow.ru

Сложноподчиненные предложения примеры со схемами

Содержание статьи

Изучение состава предложения сложная и кропотливая работа. Не все дети усваивают новую тему сразу, кому-то необходимо время, чтобы разобраться и понять суть правила. Зная определение наизусть, ребёнок не всегда может привести примеры и применить правило на практике. Видов предложений существует очень много. Разберём подробнее сложноподчиненные предложения примеры со схемами рассмотрим вместе.

Понятие Сложноподчинённых предложений

Перед тем как приступать к объяснению новой темы ребёнку, разберитесь самостоятельно. Ученик уловит суть темы только тогда, когда будет чувствовать уверенность со стороны взрослого. С чего начать объяснение нового материала? Попросите ребёнка составить предложение, состоящее из двух частей, соединённое союзом и смыслом.

Например:

Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.Анализируя предложение делаем вывод, что оно состоит из двух основ, соединённых союзом «и». Обе части предложения связаны по смыслу, то есть одно подчиняется другому.

Разберём правило:

Определение ребёнок должен не только выучить, но и понять. Выделите вместе с ним основы простых предложений, изобразите схематично. Попросите по примеру схемы составить своё предложение. При затруднении ученика выполнить задание, помогите ему. Прочитайте ещё раз определение, порассуждайте вместе и приступайте к выполнению задания.

Для начала пользуйтесь простой схемой, где два простых предложения соединены союзом или союзным словом. Не применяйте слишком много второстепенных членов, в противном случае, ребёнок запутается и не сможет расставить знаки препинания и выделить главные члены.

Союзы и союзные слова

СПП связываются между собой союзами и союзными словами. Распечатайте их для ребёнка, чтобы они всегда были под рукой:

Объясните ребёнку, что они являются членами предложения, поэтому при синтаксическом разборе их необходимо учитывать.

Если в домашнем задании сказано, что необходимо в тексте найти сложноподчинённые предложения, научите ребёнка пользоваться алгоритмом действия. Распечатайте его и повесьте над рабочим столом школьника. При выполнении задания памятка пригодятся ребёнку и он без труда вспомнит, как найти сложноподчинённое предложение.

Самостоятельная работа

Для закрепления пройденного материала предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно. После того, как работа будет сделана, проверьте правильность. Если ребёнок допустил ошибки, не злитесь, ведь тема действительно не простая. Мама диктует предложения, ребёнок выполняет задание:

Далее научите любознательного непоседу пользоваться схемами. Покажите, как обозначить главное предложение, как подчинительное. Расскажите, что подчинение в предложении бывает разное: основы могут соединяться последовательно, параллельно и однородно. На конкретных примерах объясните разницу, применяя схемы:

Важный момент! Придаточная часть может стоять в любой части предложения.

В данном случае можно составить предложение:

Когда начался дождь,мы пришли домой.

Или другой вариант:

Когда мы пришли домой, начался дождь.

Может быть и так:

Мы пришли домой, когда начался дождь.

Как видим, меняя местами основы, смысл остаётся. Придумайте свои не сложные примеры, где придаточная часть стоит в начале, середине и в конце предложения.

Многие дети не сразу могут определять к какому виду отнести то или иное предложение. Не волнуйтесь, изучая новые темы в школе, учитель вместе с детьми повторяет пройденный материал, чтобы освежить память. Ведь всё взаимосвязано, и, упустив одно очень сложно понять другое.

detskoerazvitie.info

Схемы простого осложненного предложения

Схема простого осложненного предложения – это линейная схема. На ней отражаются особенности расположения, связи и др. каждого конкретного осложнения. В качестве осложнения могут выступать однородные члены, обращения, вводные и вставные элементы, причастные и деепричастные обороты, конструкции со значением уточнения, пояснения и др. Рассмотрим наиболее традиционные случаи осложненных простых предложений и прокомментируем построение их схем.

1.  Однородные члены.

NB! Однородные члены (ОЧ) графически обозначаются посредством кружков, в которых отмечена синтаксическая функция ОЧ. Между ОЧ в схеме сохраняются знаки препинания и союзы. Непосредственно схема ОЧ заключена в квадратные скобки, обозначающие простое предложение.

И тихие, и прекрасные, и сказочно грустные стояли над водой березы.

[И   ОЧ, и   ОЧ , и  ОЧ….].

2. Обращения.

NB! При построении схем предложений с обращением (О) важно отразить в схеме место расположение О – в начале, середине или конце предложения, а также знаки препинания при нем. О не является членом предложения, поэтому чаще всего в схеме его отделяют прямыми вертикальными линиями|  |, оставляя поле внутри пустым, и помечают «О».

Тайга, тебя прекраснее я в жизни не видал.

[| О |, …].

3. Вводные слова, словосочетание и предложения (ВВ).

NB! Аналогично обращениям, в схеме ВВ важно указать позицию ВВ в предложении и их знаки препинания. ВВ не являются членом предложения.

У него, кажется, был приятель Куликов. […, | ВВ|, …].

В Снежках – как часто говаривали старики – оживали самые страшные легенды. [… – | ВВ| – …].

4. Причастные обороты.

NB! Для причастного оборота (ПО) в схеме важно показать его место относительно определяемого слова, обозначаемого как Х, а также соответствующие знаки препинания.

Мороз, постепенно усиливающийся к вечеру, не давал ребятам доиграть в прятки.

[Х, | ПО |, …].

Пробежавший без оглядки год мало чем запомнился Антонине.

[| ПО | Х …].

5. Деепричастные обороты.

NB! Деепричастный оборот (ДО) требует указания в схеме своего местоположения в предложении – он не привязан к одному слову, как это происходит с ПО, а также его знаков препинания.

Подъехав к озеру, Серж опустил ружье. [| ДО |, гл. …].

Серж опустил ружье, подъехав к озеру. [гл., | ДО |].

Серж, подъехав к озеру, опустил ружье. […, | ДО |, гл…].

6. Конструкции со значением уточнения, пояснения, присоединения и др.

NB! Такие конструкции вносят в предложение дополнительный смысл. Для их схемы важно указать местоположение в предложении и знаки препинания.

Было очень холодно, особенно ночью. […нар, | присоединение |].

В данной статье мы рассмотрели наиболее частотные случаи; кроме уже разобранных вариантов, можно встретить предложения с вставными конструкциями и др. Также можно столкнуться и с комбинированными предложения. Рассмотрим одно из них.

Вопреки сообщениям синоптиков, солнце вовсю грело и обещало людям отличные выходные, дарящие заряд бодрости  на всю неделю.

[|ВВ|, …  ОЧ и ОЧ … сущ., | ПО|].

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Порядок слов в предложении: 4 СХЕМЫ + объяснение!

Порядок слов в английском предложении подчинен четкой схеме(на картинке). Подставьте в схему вместо квадратиков слова, и получите безупречное английское предложение и правильный порядок слов. Схема простая и разобраться в ней можно буквально за 15 минут. Для лучшего понимания, даны примеры английских предложений с переводом на русский язык.

 

Стандартное английское предложение строится по такой схеме:

Предложение, изображенное на рисунке называется повествовательным или, что тоже самое, утвердительным. Утвердительное предложение, это когда кто-то что-то сделал, и мы говорим об этом.

На первом месте в предложении стоит подлежащее – это тот, кто выполняет действие. На схеме и в примерах подлежащее выделено красным. В качестве подлежащего может использоваться существительное (мама, кошка, яблоко, работа и т.д.) или местоимение (я, ты, он и т.д.). Подлежащее может так же содержать несколько прилагательных, используемых в качестве определения (быстрый кот, красное яблоко и т.д.).

На втором месте всегда стоит сказуемое. Сказуемое – это собственно само действие. На схеме и в примерах сказуемое выделено синим. Оно выражается глаголом (идти, смотреть, думать и т.д.)

После сказуемого идет одно или несколько дополнений. Дополнение, это опять-таки существительное или местоимение.

И в конце предложения располагаются обстоятельства места и времени. Они показывают, где и когда происходило действие. Как правило, сначала идут слова, отвечающие на вопрос «Где?», а затем слова, отвечающие на вопрос «Когда?».

Примеры утвердительных предложений:

Подлежащее Сказуе­мое Допол­­нение Обстоя­­тельство

My little sister

Моя младшая сестра

will visit

навестит

me

меня

in three days.

через три дня.

I

Я

learned

учил

English words.

английские слова

         ___

She

Она

likes

любит

tea.

чай.

         ___

 

Еще примеры утвердительных предложений в английском языке…

 

В русском языке довольно распространены высказывания, в которых пропущено либо подлежащее, либо сказуемое, либо и то и другое. Например:

Они студенты.

Это дерево.

 

В английском языке сказуемое обязательно. И в подобных случаях в качестве сказуемого используется глагол to be (есть). Например:

Они студенты.They are students.

Это дерево.It is a tree.

То есть англичане вместо «Они студенты» говорят «Они есть студенты», вместо «Это дерево» говорят «Это есть дерево». Здесь «are» и «is» это формы глагола to be. Этот глагол, в отличии от большинства других английских глаголов, изменяется по лицам. Все формы глагола to be вы можете посмотреть здесь.

Если в русском предложении отсутствует и подлежащее и сказуемое, то при переводе на английский в начале предложения ставится «It is». Например:

Холодно.It is cold.

 

Бывает, что дополнение содержит большое количество прилагательных. Например:

Я купил большой красивый и очень удобный диван.

 

Вот стандартный порядок слов, в котором располагаются прилагательные, в английском предложении:

1) прилагательные, описывающие ваше впечатление о предмете (хороший, красивый, отличный…)

2) размер (большой, маленький…)

3) возраст (новый, старый…)

4) цвет

5) происхождение (итальянский, немецкий…)

6) материал, из которого изготовлен ( металлический, кожанный…)

7) для чего предназначен (офисный, компьютерный…)

Например:

This is a beautiful big new brown Italian leather sofa.Это большой красивый новый итальянский кожаный диван коричневого цвета.

This is a small old black English wooden office table.Это маленький старый английский деревянный офисный стол черного цвета.

 

Если в предложении встречаются слова:

- показывающие частоту выполнения действия (often, never, sometimes, always…)

- nearly

- also

- definitely

- probably

- almost

- hardly

То эти слова нужно ставить перед смысловым глаголом или после глагола to be или, в случае составного глагола, после первого глагола. Например:

He often goes to the gym.Он часто ходит в гимнастический зал.

He is often tired after work.Он часто бывает усталым после работы (be tired – быть усталым)

You must never do it again.Ты никогда больше не будешь этого делать.

 

Я рассказал про утвердительные предложения. С ними все просто. Но чтобы хоть как-то говорить по-английски, нужно уметь строить отрицательные высказывания и задавать вопросы. В отрицательном английском предложении порядок слов почти такой же, а вот вопросы строится по немного другой схеме.

Вот рисунок, на котором показаны все три типа предложений:

Пояснения к рисунку читайте здесь:

Отрицательные предложения в английском языке, примеры.

Вопросительные предложения в английском языке.

Повелительные предложения в английском языке.

pcards.hreminder.com

Как начертить схему предложения | Сделай все сам

Многие ребята, получив задание на дом, составить схемы к предложениям , считают это пустой тратой времени. Они думают, что основное — не допускать ошибок на письме, а не уметь составлять схемы. Но эта точка зрения ложна. Если вы обучитесь стремительно и верно составлять схемы, то будете отлично видеть конструкцию предложения. Это поможет вам избежать пунктуационных ошибок на письме.

Инструкция

1. На уроках русского языка в пятом классе вы знакомитесь с предложениям и, в которых есть прямая речь. Они состоят из слов автора и непринужденно самой прямой речи. Скажем:»Завтра на урок к нам придет ветеран», — осведомил педагог.В этом предложении первая часть, заключенная в кавычки — прямая речь, а вторая — слова автора. Прямая речь в схеме выражается буквой П, слова автора — буквой а. Напишите букву А заглавной, если слова автора стоят в начале предложения и пишутся с крупный буквы. К указанному ранее предложению вы обязаны составить следующую схему : «П», — а.

2. При постижении примитивных и трудных предложений вы тоже имеете дело со схемами. Так, если предложение примитивное, т.е. состоит из одной грамматической основы, то схема будет дальнейшая: [-=]. квадратными скобками обозначают границы предложений, а одной и двумя линиями — основные члены предложения(одной линией — подлежащее, а двумя — сказуемое).Если в предложении два однородных подлежащих либо сказуемых, составьте такие схемы:[-, -=].[-=, =].

3. При составлении схемы к трудным предложениям не забывайте о том, что предложения бывают трудными союзными (сложносочиненными и сложноподчиненными) и бессоюзными. В таких предложениях несколько частей, это должно обнаружить отражение в схеме. Скажем, вам надобно составить схему к такому трудному предложению:К нам приехали родственники из Самары, и мы отправились показывать им достопримечательности нашего города.У вас должно получиться следующее:[=-], и [-=].В этом предложении две грамматической основы. Это отображено в схеме квадратными скобками. В первом простом, которое входит в состав трудного, сказуемым является слово «приехали», а подлежащим — слово «родственники». Соответственно во втором подлежащее — «мы», комбинированное сказуемое — «отправились показывать».

4. Знайте, что если вы составляете схемы к сложноподчиненному предложению, в котором есть основные и придаточные предложения, вам потребуются не только квадратные скобки(как в предыдущих предложениях), но и круглые. Придаточные предложения, которые зависят от основных, к которым дозволено поставить вопрос, в схемах выражены круглыми скобками. Скажем, вам необходимо составить схему к такому сложноподчиненному предложению:Педагог сказал нам, дабы мы поторапливались.В этом предложении основной частью является первая, а придаточной — вторая. Она присоединяется при помощи союза. Вы обязаны составить следующую схему : [-=],(дабы ).Составляйте схемы к предложениям . Это поможет вам грамотно расставлять знаки препинания.

Схема предложения — не примитивно прихоть преподавателей. Она дозволяет отменнее осознать конструкцию предложения, определить его специфику, наконец, стремительней разобрать. Любая схема — это раньше каждого наглядность; согласитесь, что когда имеешь дело, скажем, с Львом Николаевичем, наглядность для понимания предложения дюже надобна.

Инструкция

1. Начать необходимо с определения, какими членами предложения являются слова. Сперва определите подлежащее и сказуемое — грамматическую основу. Так у вас теснее будет абсолютно определённая «печка», от которой дозволено будет «танцевать». После этого распределяем по членам предложения остальные слова, рассматривая то, что все они делятся на группу подлежащего и группу сказуемого. В первую группу входит определение, во вторую — дополнение и обстоятельство. Учтите и то, что некоторые слова не являются членами предложения (скажем, союзы, междометия, вводные и вставные конструкции), а бывает и так, что сразу несколько слов все совместно составляют один член предложения (деепричастные и причастные циклы).

2. Выходит, у вас теснее есть какая-то исходная схема предложения. Если вы уберёте сами слова и оставите только линии, которыми подчёркиваются члены предложения, то это теснее дозволено считать схемой. Впрочем, представим, в вашем случае всё труднее. У вас, скажем, предложение осложнённое, то есть, скажем, в нём есть деепричастный цикл. Такой цикл всецело подчёркивается как обстоятельство, а на схеме будет отделяться от остальных линий вертикальными чёрточками: ,|_._._._._|,

3. Если у вас трудное предложение, то на схеме необходимо будет отразить все предикативные части, которые вы найдёте в этой громаде. Предикативную часть дозволено выделить посредством поиска в предложении всех грамматических основ: одна грамматическая основа — одна предикативная часть. То есть, если у нас сложносочинённое предложение (то есть, части в нём равноправны и одна от иной никак не зависит), то обе части мы будем выделять квадратными скобками, а между ними разместим знак препинания и союз, тот, что их соединяет: [], и [].

4. Если же у вас трудное предложение, то вам придётся показать все связи между частями, от того что в таком предложении одна часть подчиняется иной. Та, которой подчиняются, — основная, та, которая подчиняется, — придаточная. Основная обозначается квадратными скобками, придаточное — круглыми: [], (тот, что… ). Такая схема будет уместна для предложения, скажем: «Мы увидели дом, тот, что возвел Джек», и предложение будет сложноподчинённым с придаточным определительным.

5. При составлении схемы рассматривайте требования вашего преподавателя, от того что требования эти могут различаться. Также не забывайте, что схема — это как бы прелюдия к разбору предложения, следственно чем огромнее вы напишете в схеме, тем огромнее сумеете осознать и потом сказать. Но не перегружайте схему: скажем, нередко ни к чему показывать на схеме большого сложноподчинённого предложения все члены предложения, которые там есть. Дозволено подметить только грамматическую основу.

Видео по теме

Трудное предложение – это предложение состоящее из нескольких примитивных. Существует два основных вида трудных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные. Отличить их друг от друга дозволено по нескольким знакам.

Инструкция

1. Обратите внимание на метод связи между предложениями. Примитивные предложения в составе сложноподчиненного соединяются интонационно либо при помощи подчинительных союзов и союзных слов (относительных местоимений). Скажем: что, дабы, когда, если, так как, потому что, тот, что, где, пока и другие.В сложносочиненном предложении связь осуществляется посредством интонации и сочинительных союзов. К ним относятся союзы: и, а, но, либо, либо, как…так и, но, и другие.

2. Вы можете отличить сложноподчиненное от сложносочиненного предложения по типу зависимости примитивных в их составе. В сложносочиненном предложении они находятся в равноправных отношениях друг с ином. В то время как сложноподчиненное включает основное и одно либо несколько придаточных предложений. Последние подчиняются основному предложению, от которого к ним дозволено задать вопрос.

3. Если одно предложение располагается внутри иного, то есть разбивает последнее на две части и отделяется запятыми с 2-х сторон, то вы имеете дело со сложноподчиненным предложение м. Обособленное предложение в данном случае является придаточным. Сходственное конструкция немыслима в сложносочиненных предложениях.

4. Помните, что сложноподчиненное предложение может включать два и больше придаточных, которые между собой соединяются сочинительными союзами. При этом придаточные предложения не являются сложносочиненными по отношению друг к другу, потому что они оба подчиняются основному. Их относят к категории однородных придаточных предложений. Знаки препинания между ними ставятся по правилам, относящимся к однородным членам предложения.

Видео по теме

Обратите внимание! Существуют также бессоюзные трудные предложения, в которых примитивные предложения связываются друг с ином только интонацией, без помощи союзов и союзных слов.

В нашем языке передавать мысли дозволено, применяя различные конструкции предложений. Союзные и бессоюзные трудные предложения способны замещать друг друга в речи: при изменении конструкции смысловое оглавление остается бывшим. Опустите союз – и перед вами бессоюзное предложение. Не исказите толк и положительно расставьте знаки препинания!

Инструкция

1. Трудное предложение выражает трудную мысль, его состав объединяет не менее 2-х примитивных предложений. Входящие в конструкцию комбинированные части вне трудной конструкции не имеют интонации завершенности. Объединение примитивных предложений в синтаксическое целое происходит не механически, а согласно семантическому единству. В союзных предложениях установить смысловые отношения помогает присутствие союзов и союзных слов. Если предложение бессоюзное, на смысловую связь частей указывает оглавление. Замена бессоюзных конструкций трудных предложений на союзные и напротив бывает нужна для определения нрава смысловых отношений, положительной расстановки знаков препинания.

2. В союзном предложении по союзам и союзным словам установите, сложноподчиненное оно либо сложносочиненное. Вероятность замены на бессоюзное будет зависеть от значения входящих в конструкцию предложения частей.

3. Перестроить в бессоюзные дозволено сложносочиненные предложения с соединительными и противительными союзами. Передача одновременных либо последовательных событий, противопоставление составляют смысловое оглавление таких языковых конструкций. Скажем, «Конец мая, (и) в поле еще прохладно», «Светило зашло, (и) предисловие смеркаться», «В декабре светает поздно, (да) смеркается рано». Значение перечисления требует постановки запятой (точки с запятой) в бессоюзном предложении, при противопоставлении – тире.

4. Сложноподчиненные предложения с придаточными поводы, изъяснительными, данные, времени и следствия тоже дозволено изменить на бессоюзные. Зачастую вид придаточного помогают определить союзы, которые ясно указывают на выраженные в предложении смысловые отношения. Понаблюдайте за примерами: «Пассажиры торопились, так как (причинность) до отправления поезда оставалось пять минут» — «Пассажиры торопились: до отправления поезда оставалось пять минут»; «Я понимаю, что (дополнение) поспеть к теплоходу невозможно» — «Я понимаю: поспеть к теплоходу невозможно»; «Если (условие) скажешь слово, то добавят десять» — «Скажешь слово – добавят десять»; Когда (время) зяблики прилетели, лес ожил» — «Зяблики прилетели – лес ожил»; «Дрова вышли, так что (следствие) топить нечем» — «Дрова вышли – топить нечем». В сходственных бессоюзных конструкциях предложений основными пунктуационными знаками являются двоеточие и тире.

5. Примитивные предложения, входящие в состав бессоюзных трудных, обыкновенно невозможно поменять местами: это исказит толк либо повлечет его метаморфоза. Замена допустима в предложениях со значением перечисления единовременно совершающихся явлений: «Кричат иволги, кукушки отсчитывают непрожитые кем-то годы» — «Кукушки отсчитывают непрожитые кем-то годы, кричат иволги».

Видео по теме

Обратите внимание! В бессоюзном предложении пунктуация труднее, чем в сложноподчиненном и сложносочиненном: тут нужно решать вопрос о постановке точки, точки с запятой, тире либо двоеточия. Дабы не ошибиться, задумайтесь над смыслом, объединяющим несколько частей в одно целое.

jprosto.ru

3 класс. Русский язык. Составление схем предложений и предложений по схемам - Составление схем предложений и предложений по схемам

Комментарии преподавателя

§1. Составление схем предложений и предложений по схемам

На этом занятии мы вспомним, как находить грамматическую основу и однородные члены в простом и сложном предложениях, научимся составлять схему предложения и предложение по уже заданной схеме.

Обычно под схемой понимается изображение чего-либо с помощью условных графических обозначений в основных, главных, общих чертах, без подробностей. Она помогает разобраться в сути предмета. Например, верно и четко составленная схема позволяет на уроках математики легко и быстро решить любую задачу. Точно также правильно составленная схема предложения помогает увидеть части сложного предложения, отличить сложное предложение от простого с однородными членами и грамотно расставить запятые.

Сначала рассмотрим, как составляется схема простого предложения. Границы предложений обозначаются квадратными скобками. Закрыв скобки, мы ставим знак препинания, соответствующий концу данного предложения:. ? ! или многоточие. Внутри скобок мы изображаем только главные члены предложения – одной линией подлежащее и двумя линиями сказуемое в том порядке, в каком они следуют в предложении.

Предложению «Я люблю листопад.» соответствует первая схема.

Предложению «Наступила поздняя осень». соответствует вторая схема.

В простом предложении могут быть однородные члены. Их мы тоже указываем в схеме. Второстепенные однородные члены изображаются кружком. Если однородными являются главные члены, то внутри кружка мы рисуем соответствующие линии. Не забудьте поставить запятые между однородными членами. Рассмотрим примеры.

Грамматическая основа предложения – роса покрывает. Однородные второстепенные члены – покрывает (что?) землю, траву, кусты.

Грамматическая основа предложения – Охотник не пошёл, а свернул. Здесь однородными являются сказуемые.

В сложном предложении несколько частей. На схеме каждую часть мы заключаем в отдельные скобки, между ними ставится запятая, а также союз, если он имеется в предложении. В конце схемы ставится тот знак препинания, который соответствует концу данного предложения.

Северный ветер принёс облака, и в воздухе появились снежинки. [- =], и [=-].

Это сложное предложение, в нём две части, соединённые союзом И. Составив схему, мы без труда увидим, что нужно поставить запятую.

На уроках бывает задание не только начертить схему к предложению, но и наоборот – составить предложение по заданной схеме. Для этого нужно схему внимательно рассмотреть, определить, какое предложение нужно составить: простое, с однородными членами или сложное. Далее нужно увидеть порядок следования членов предложения, указанных на схеме, а также обратить внимание на знаки препинания.

Проще сначала устно составить предложение только с главными членами, затем распространить его (то есть добавить второстепенные члены) и записать в тетрадь.

Перед нами схема сложного предложения. В нём две части, соединённые союзом А. В обеих частях сначала идёт подлежащее, а затем сказуемое. Какое предложение может получиться? Кот уснул, а мышь выбежала. Распространим его: Рыжий кот уснул, а хитрая мышь выбежала из норки.

Схема – это наглядность, которая позволяет выделить и понять главное. Если вы научитесь быстро и правильно составлять схемы, то будете хорошо видеть структуру предложения. Схема подскажет вам, как правильно расставить запятые. Это поможет вам избежать пунктуационных ошибок на письме.

§2. Краткие итоги по теме урока

При составлении схемы простого предложения в квадратных скобках изображаются главные члены соответствующими линиями, а также кружком однородные члены. При составлении схемы сложного предложения каждая часть заключается в отдельные квадратные скобки, между ними ставятся запятые и союзы. После схемы ставится знак препинания, соответствующий концу данного предложения.

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/3-klass/russian/Sostavlenie-skhem-predlozheniy-i-predlozheniy-po-skhemam

https://www.youtube.com/watch?v=zfDHKgHFvT8

www.kursoteka.ru

Что такое схема предложения?

В предложенном задании нас просят рассказать, что такое схема предложения.

Схема предложения

Схемой предложения называют графическое изображение его значимых частей. Обычно делают три разных вида схем:

  1. Дополнение отвечает на все падежные вопросы (кого/чего?, кому/чему?, кого/что?, кем/чем?, о ком/о чём?).
  2. Определение отвечает на вопросы "какой?" и "чей?"
  3. Обстоятельство отвечает на вопросы "где?", "как?", "когда?", "почему?", "зачем?", "куда?" и все остальные.

Теперь, разберёмся, зачем же нужно делать схемы к предложениям.

Зачем нужно делать схемы предложений

Когда производится разбор предложения, в последнем пункте делается и схема. Схему к предложению нужно делать для того, чтобы правильно определять главные и придаточные части и верно расставлять знаки препинания между ними. Использование схем поможет лучше понять какие части от каких зависят и какие части являются однородными, а какие придаточными.

 

vashurok.ru