Как научить ребенка правильно выговаривать букву «Ш». Произношение буквы ш


Как научить ребенка говорить букву Ш в домашних условиях

Такое случается в 4 случаях из 10 – ребенок не выговаривает некоторые буквы русского алфавита. Как быть в такой ситуации? В данной статье предлагаются полезная информация и дельные советы для изучения произношения этой буквы. Ведь звук «ш» является сложным для малышей.

Единственное средство от РОДИНОК, БОРОДАВОК и ПАПИЛЛОМ, рекомендованное главным онкологом ! Читать далее....>>

Проверяем уровень произношения звука «ш»

Для начала стоит проверить уровень умений вашего ребенка: возможно, проблемы и нет вообще. Нарушения бывают двух видов: когда ребенок плохо произносит конкретный звук и когда заменяет его совершенно на другой из-за полной неспособности произнести. Последний вариант в практике логопедов встречается чаще. Например, малыш говорит «парик» вместо «шарик».

Данная проблема со звуком «ш» делится на несколько типов:

Сигматизм

Парасигматизм

Межзубная проблема

Ребенок в данном случае просовывает язык между зубами, и выговорить совсем не получается. Вместе этого слышен шепелявый звук.

Проверяем произношение без помощи логопеда

Чтобы проверить произношение вашего малыша без логопеда, придерживайтесь схемы: общая проверка, проверка звука изолированно и в отдельных слогах со звонкими и глухими согласными.

  1. Начните с общей проверки. Пусть ваш малыш попытается сказать несколько простых предложений, в которых будут слова со звуком «ш». Далее переходим к отдельным словам: шапка, шарф, опушка, шарик, Маша, Саша, хорошо, мышонок…
  2. Ваш малыш справился? Если да, то это очень хороший знак. Далее стоит уделить внимание слогам: УШУ, ОШО, ША, ОШ и так далее. Это позволит точно определить, дается ли вашему ребенку произношение и где нужна корректировка.

Иногда при таком способе проверки обнаруживаются проблемы с другими шипящими согласными. Поэтому отнеситесь к процессу со всей ответственностью и добавьте разнообразных по звучанию сочетаний звуков.

Для проверки и тренировки (если она понадобится) можно подготовить набор карточек с картинками и звуками: для малыша это будет приятная игра. Такие коллекции также легко найти в обычных книжных магазинах. В них все слоги и слова подобраны специальным способом, с максимальным разнообразием позиций нужных звуков.

Возможные причины возникновения плохого произношения

Если вы уже долго, но безрезультатно пытаетесь научить малыша правильно говорить «ш» – обратитесь к логопеду. Как правило, многие садики нанимают их на несколько часов в неделю. Он сможет грамотно поставить речь в короткие сроки.

Упражнения перед началом занятий

Перед началом занятий с малышом обязательно проведите зарядку для ротовой полости. Состоять она будет из нескольких несложных упражнений.

Поставьте малыша перед зеркалом: так ему будет очень весело строить рожицы, и стараться он будет усерднее. Можно также разбавлять процесс интересными смешными историями.

Дополнительная разминка для губ

Упражнения для постановки звука «ш»

Практикуем следующий перечень упражнений для постановки произношения:

Все упражнения выполняются перед зеркалом и сопровождаются самыми разными веселыми историями, какие вы только сможете придумать.

Если ваш малыш уже умеет выговаривать звуки «т», «р», «с»

Если малыш умеет хорошо говорить «т», тогда начинаем с этого способа. Попросите его сказать «т-с-с», как мы обычно делаем, когда просим тишины. Повторить 10 — 20 раз. А теперь попросите проделать то же самое, но только с закрытым ротиком. Возможно, у вас с первого раза выйдет получить долгожданный «ш».

Для закрепления просите ребенка еще пару дней пошипеть, как змейка или кошечка.

Иногда ребенок прекрасно справляется со звуком «р». Попросите прошипеть его. Многим, чтобы научиться произносить «ш», достаточно одного этого простого упражнения.

Как только звук устоялся, перейдите к упражнениям со словами. Далее обязательно стоит включить в речь скороговорки с буквой «ша» и логопедические слова, а также слова, которые начинаются с этой буквы. Чем чаще вы будете это делать, тем быстрее правильная речь станет привычной для малыша.

Закрепление результата

В дальнейшем следите за тем, чтобы ребенок не пропускал буквы и всегда выговаривал их четко. Не торопитесь: пусть лучше первое время говорит спокойно и правильно. Задавайте ему вопросы по типу: красивый – красивейший. А как сказать слово «прекрасный»? И так далее. Не перегружайте ребенка; лучше растянуть процесс на несколько дней или недель.

Выполняя данные упражнения и рекомендации, вы легко научите ваше дитя говорить правильно. Это поможет сделать его речь четкой и понятной, а самого ребенка сделает уверенным в себе.

Читатели рекомендуют!

Весите 94? А будете весить 58! Похудение для ленивых! Современная методика от Елены Малышевой.

Советуем к прочтению:

illady.ru

Как научить ребенка говорить букву Ш в домашних условиях

Шипящие и свистящие звуки не всегда легко даются растущим малышам. Некоторые особенности произношения шипящих могут сохраняться вплоть до окончания начальной школы, а без контроля педагогов — пожизненно.

Важно, чтобы ребенок под присмотром родителей или логопеда тренировался в правильной артикуляции звука «ш», тогда и другие трудные звуки сдадутся под натиском упражнений.

Из этой статьи вы узнаете

Обследование произношения звука «ш»

Обычно на проблемы с произношением указывают воспитатели детского сада или учителя. Родители же могут многое в речи ребенка списывать на индивидуальные особенности и не замечать назревающих трудностей. Стоит уделить несколько минут в рамках ежедневных упражнений с книгами, чтобы протестировать звукопроизношение у ребенка.

Существует по крайней мере два способа проделать процедуру самостоятельно: наблюдение и упражнение. В первом случае потребуется достаточно продолжительное время, чтобы подметить, как малыш выговаривает звуки. Во втором — нужно 25-30 минут усидчивости и проделывание нескольких несложных упражнений.

Незаметный тест. Нет смысла объяснять сыну или дочке, что нужно делать. Самый простой способ — вовлечь ребенка в игру «Повторялки». Начните со слов и звуков, не относящихся к теме. Затем позвольте ребенку самому задавать задания. В следующую свою очередь предложите один из блоков.

1. Слоги.

Начните с двухбуквенных сочетаний:

[ша] [шэ] [шу] [ши] [шо].

Затем переходите к трехбуквенным с двумя гласными:

[а-ша] [э-шэ] [у-шу] [и-ши] [о-шо] [ы-ши].

Следующий блок — сочетания «ш» с согласными:

[шка] [кша] [шки] [кши].

Более сложные:

[сши] [шис] [шиш] [шуш] и [ас-ши] [у-шис] [и-шиш] [уш-уш].

Четко произносите все звуки, намеренно выраженно артикулируйте, чтобы за вами было легко повторять. По мере выполнения упражнения подмечайте, какие из сочетаний даются ребенку наиболее сложно. Аналогичным образом работают и со звуками «щ», «ж», «ч».

2. Слова.

Чтобы немного разнообразить урок новым видом деятельности, подготовьте заранее карточки с известными предметами, в названии которых есть трудный звук:

3. Предложения.

Автоматизация звука «ш» в предложениях требует готовности речевого аппарата. Поэтому тест с предложениями покажет, насколько ребенок овладел искусством ш-артикуляции:

При любых затруднениях на этом этапе не стремитесь закончить блок. Лучше вернитесь к словосочетаниям из предыдущего блока: кошка в шапке, вышел из душа, шарфик для Даши и т.д. и завершите тест на позитивной эмоциональной ноте.

Важно! У части детей с нормально развитым артикуляционным аппаратом постановка звука «ш» может произойти прямо во время тестовых упражнений или первых занятий просто потому, что для наработки навыка нужна направленная тренировка. Другим деткам понадобится действовать поэтапно в течение некоторого времени.

Возможные отклонения

Произношение может отличаться от идеального. Несмотря на то, что в языке «ш» — глухой звук, произноситься он должен звонко и чисто. Существуют логопедические характеристики некорректного «ш»:

Нужно рассказать ребенку, как правильно сложить губы и держать язычок, чтобы звук вышел правильно. Лучше всего демонстрировать на себе и применять наглядные аналогии.

Что делать, чтобы «ш» зашипел

Среди методов стимулирования речевого развития в раннем возрасте нужно говорить и о необходимом этапе ползания, и о вреде раннего сидения, и о важности сенсорного развития. Малышам помогают пальчиковая гимнастика, стишки, потешки и работа с песком.

Даже простой деревянный шарик — это источник сенсорных ощущений. Его можно катать между ладошками, пальчиком по ладошке, удерживать по-разному, изучать его физические свойства тоже весьма полезно для расширения кругозора.

Не ограничивайтесь лепкой куличиков из песка и не запрещайте ребенку играть с замками во дворе или на пляже. Закапывайте в песок камешки и мелкие игрушки. Просите ребенка угадать игрушку по форме, не вынимая из песка. Проделывайте то же с другими текстурами: рисом, гречкой, манной крупой. Роль песочницы сможет исполнить любая широкая емкость, даже в зимний период.

Когда речь идет о коррекции звука «ш» у дошкольника, мелкой моторикой и сенсорными упражнениями пренебрегать не стоит, но уже можно включать ребенка в полноценные структурированные занятия, логоритмику. Нужно применять скороговорки, чистоговорки и стихи посложнее.

Методические основы для родителей

Нежелание посещать логопеда может быть связано и с материальными затруднениями, и с родительскими убеждениями. В любом случае родителю самому нужно знать, как научить ребенка говорить букву «Ш». Если вы всерьез решили заниматься с ребенком самостоятельно, делайте это систематически. Неплохо ввести своеобразный ритуал подготовки к занятию, чтобы ребенок включался в него без конфликта. Само занятие должно содержать:

Когда у каждого занятия есть структура, родителям проще ориентироваться в ситуации, а ребенок при этом воспринимает упражнения как игру и просто рад общению с мамой или папой. Уроки становятся желанными. По этой же структуре можно строить любые другие домашние занятия.

Разминка для языка и губ

Перед занятием в домашних условиях тоже нужен разогрев. Ребенка надо при этом не утомить, а заинтересовать и погрузить в сказочную историю или интересное соревнование с самим собой. Существует масса готовых программ разминки, основанных на классической артикуляционной гимнастике.

Разминка помогает снять напряжение губ и языка, сделать их более подвижными и послушными. Постепенно разминка будет занимать все меньше времени и превратится в веселый ритуал.

Не запрещайте ребенку немного покривляться — это не повредит его поведению, если встроено в учебное занятие. Сочетайте гимнастику с тренировкой эмоций (например, используйте карточки или маски) и интонационного ряда (мимика и интонации должны быть взаимосвязаны). Комплексное развитие интереснее и эффективнее.

Упражнения для основного этапа занятия

Никогда не пытайтесь следовать одному и тому же алгоритму. Меняйте логопедические упражнения от раза к разу. Давайте их в разных сочетаниях и не старайтесь обязательно выполнить все в рамках одного занятия!

Упражнение «Чашечка»

Нижняя челюсть расслаблена, плоский широкий язык укладывается на нижней губе, а кончик и край при этом приподняты, формируя плоскую чашу. Подобным образом выполняется «Блинчик» — язык остается плоским лежать на нижней губе. Целесообразно периодически чередовать два упражнения по 10-15 секунд. Если чашу опускать и поднимать без изменения формы, то получится «Болтушка».

Упражнение «Фокус»

Уже знакомую чашу нужно высунуть изо рта и, не касаясь губ, завернуть кончик языка кверху. На кончик носа можно положить кусочек ваты или салфетки. На выдохе воздух нужно направить точно на предмет.

Упражнение «Лошадка»

Цокот лошадиных копыт любят изображать все дети, но в рамках упражнения это нужно сделать не 1 раз, а в течение 10-15 секунд. Естественно, можно сочетать логопедический цокот с игрой в рыцарей!

После упражнений обязательно нужно поговорить: читать стихи, тренироваться в скорости и чистоте произношения звуков. Чем чаще происходит воспроизведение, тем быстрее закрепится навык.

Упражнение «Заборчик»

Очень нравится маленьким ученикам. Задача: широко улыбнуться и зафиксировать улыбку на несколько секунд. Это тренирует мимические мышцы щек.

Другие упражнения — «Трубочка» (губы трубочкой вытянуть вперед и зафиксировать), «Варенье» (вкусно и широкой облизать губы по кругу), «Качели» (широко открыть рот, а язык поочередно ритмично перемещать то к верхним, то к нижним зубам) — можно оставить под конец занятия, чтобы задействовать все мышцы по очереди.

Повспоминайте с ребенком в каких ситуациях еще встречается звук «ш»:

Всё это ребёнок должен изобразить с помощью голоса и звука [Ш].

Постановка и автоматизация звука

С помощью упражнений нарабатывается правильная артикуляция звука «ш». Но навык — процесс механический, требующий отработки. Для закрепления потребуется время. Бывает, что в рамках занятия произношение улучшается, а к следующей сессии снова превращается в шепелявое или посвистывающее. Чтобы обратный эффект не появлялся, большую роль играет постоянный присмотр за навыком:

Старайтесь почаще обращаться к новому навыку. Например, задавайте вопросы, ответом на которые будут слова или предложения со звуком «ш», разучивайте коррекционные потешки вместо обычных стихотворений. Чистоговорки и скороговорки в ежедневных бытовых хлопотах на «ш» помогут быстро автоматизировать звук:

Вы можете придумать любые простые рифмы и сочетания, собственный стишок. Назовите одну из любимых игрушек особым именем, которое поможет ребенку освоить звук: «Зайчишка-трусишка», «Волчишко-хвостишко».

Используйте это имя ежедневно в привычных ситуациях, чтобы постоянно обращаться к навыку. Важно, чтобы сам родитель не испытывал неловкости, применяя приемы логопедии. Старайтесь и сами шипеть как можно искреннее.

Важно! В течение всего урока следите за громкостью голоса и интонационным рядом. Не забывайте о физминутках. И, конечно, каждое занятие должно оканчиваться позитивно. Можно даже ставить оценки, если это покажется вам эффективным приемом.

Когда занятия станут привычными, добавляйте в них похожие звуки: «ж», «ч», «щ». Учите ребенка артикулярно различать их. Это поможет заодно поставить все трудные звуки и освоить русский алфавит. Картинки и инструкции сейчас можно купить в любом книжном магазине.

Почему не шипит буква «Ш»

Речевой аппарат и непосредственно речь ребенка требуют времени для развития. Если ребенок впервые применяет звук «ш», то несовершенство произношения — нормальное явление. Единственное, что нужно сделать, это вовремя скорректировать детский навык.

Совет. Если возникли подозрения, что самостоятельно вам справиться не удастся, не откладывайте визит к специалисту. Избавиться от привычки нечетко выговаривать звук сложнее, чем сформировать верное произношение сразу.

Когда не обойтись без логопеда

Если ребенку никак не удается чисто говорить, его речь бессвязна или слишком неразборчива, стоит обратиться за консультацией к педагогу-психологу, а затем и к логопеду. Выяснить следует два фактора:

Отклонения хотя бы в одном факторе нужно рассматривать как повод для занятий со специалистом. Хотя бы некоторое время посещайте их и запрашивайте родительские консультации о том, как работать дома. Какие использовать упражнения, как нормализовать становление речи, общение и развитие в целом.

Если есть недоразвитие или дефект артикуляционного аппарата, дисфункции каких-то его частей, обязательно понадобится логопед. Очень эффективен логопедический массаж в сочетании с артикуляционными упражнениями. На дом логопед дает элементы такого массажа в зависимости от проблемы. Логопедические зонды применимы только в кабинете специалиста.

Иногда нужно посетить невролога (при нарушениях НС, изменениях в ГМ, расстройствах аутичного спектра и ДЦП, нарушениях восприятия и воспроизведения информации). Метод, который может быть рекомендован неврологом, — фармакологическая помощь. В ряде случаев применение препаратов действительно дает толчок к развитию необходимых мозговых структур и соответственно речевой функции.

Особое место в формировании звукопроизношения отводится работе с глухими детками. Их обучение строится по особой методике, родителей ей специально обучают в рамках реабилитационных курсов.

К счастью, проблемы серьезного уровня возникают нечасто, и с большинством случаев неправильного шипения можно справиться в домашних условиях, приобретя готовый набор дидактических картинок или просмотрев видеоуроки.

В работе над шипящими от ребенка требуется усидчивость и внимательность. Это сложные звуки. Еще труднее приходится родителям: они должны сохранять самообладание, дружелюбный настрой и выдержку наравне с настойчивостью и методичностью. Но главный элемент в этой работе — ваша любовь и желание помочь.

Ценная литература. Есть несколько книг с общим названием «Помогите малышу заговорить». Эти пособия дают исчерпывающую информацию о том, как научить ребенка говорить букву «Ш» и другие.

Исправлять произношение каждого звука, конечно, правильнее изолированно, в отдельном упражнении. Но лучший способ закрепить любой навык — перенести его в реальную жизнь и соединить с другими. Именно поэтому все начинается с отдельных звуков, потом они складываются в слоги, слова, словосочетания и предложения. Таким образом ребенок понимает, что все взаимосвязано, и все, чему учат взрослые, действительно необходимо.

Не отдавайте ребенка в класс или группу, где изучают иностранные языки, пока он не освоит звуки языка родного. Ни в коем случае не формируйте отрицательное отношение к речевым недостаткам. Это не только снизит мотивацию к занятиям, но и может сделать школьника закрытым, сказаться на его самооценке.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник:  https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_govorit_bukvu_sh.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

razvitie-vospitanie.ru

Как научить ребенка говорить букву Ш. Ребенок не говорит ш

Ох, уж эти шипящие или как научить ребенка говорить «Ш»

Мы все когда-то учились говорить. У кого-то это выходило как-то сразу, кто-то долго молчал или коверкал буквы, а кого-то даже по врачам водили. Но это было давно, и, естественно, забылось. И вот у вас уже свой ребенок. Все вроде хорошо, но вот с шипящими не складывается. Самые сложные буквы из этой группы – «Ш» и «Ж». Как же научить малыша шипеть без посещения логопеда? Существует несколько методов и упражнений, которые без сомнения помогут в этом нелегком деле.

 Как научить ребенка говорить букву Ш. Упражнения

          Для того, чтобы научить ребенка говорить букву «Ш» можно использовать следующие упражнения:

Все упражнения сопровождаются веселыми историями, которые вы только сможете придумать, и конечно же перед зеркалом.

 Методы постановки звука «Ш» от других звуков

Если ребенок хорошо говорит звук «Т». Это один из наиболее простых вариантов. Попросите ребенка говорить «Тс-с-с» как можно дольше. Услышав нормальное произношение, попросите малыша немного «спрятать» язык за зубки. Получится звук Ш. Перед тем, как пробовать на ребенке, попробуйте сами. Если у малыша получилось, закрепляйте умение упражнением «шипящая змея» (пошипи как змея) до тех пор, пока кроха не усвоит правильное произношение.

Если ребенок хорошо говорит звук «Р». Да, и такое бывает. Пусть звук Р формируется чуть ли не самый последний, бывает, что и в три года его произношение – отменное, а вот букву «Ш» ребенок не говорит. Так вот, попросите ребенка прошептать «Р». Получите долгожданный «Ш».

Если ребенок хорошо говорит «С». Возьмите чайную ложечку или палочку от мороженного. Попросите произнести «С». Край языка аккуратно приподнимите держаком ложки, так, чтобы между небом и языком образовалась нужная щель. Услышали «Ш»? Отлично. Еще раз попробуйте без ложки, напоминая ребенку, что язычок должен быть поднят. Неудача? Не страшно, повторяйте опыт с ложкой до тех пор, пока малыш не поймет. Для того, чтобы «змея» не надоела можно менять образ и ассоциировать этот звук со спусканием воздушного шарика или мяча, шумом деревьев на ветру, шипением кота, шуршанием листьев.

После того, как правильное произношение усвоено, переходите к словам, начинающимся с «Ш» или содержащим «Ш».

Некоторые логопеды включают в свои занятия потешки, тексты, чистоговорки.

Например:

Ша-Ша-Ша Мы гуляем не спеШа

Шо-Шо-Шо На прогулке хороШо

Шу-Шу-Шу Шарф завяжем малыШу

Ше-Ше-Ше Славный Шарф на малыШе

Ши-Ши-Ши Прогулки любят малыШи

При разговоре стремитесь, чтобы ребенок употреблял как можно чаще слова со сложными звуками, не допускайте замены этих слов синонимами, а наоборот подталкивайте к применению. К примеру, «Как сказать самый сильный?» – «СильнейШий». «А слабый?» – «СлабейШй» и так далее.

На основе приведенных примеров вы можете придумать свои мини-занятия и упражнения, главное – действительно хотеть помочь ребенку освоить такой сложный звук  и понять, как правильно говорить букву «Ш». Успехов в учебе!

Похожие статьи:

НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Р

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ГОВОРИТЬ Л

КАК ВЫЛЕЧИТЬ ЗАИКАНИЕ У РЕБЕНКА

ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

 

razvitiedetei.info

Учим ребенка выговаривать сложные буквы самостоятельно – рекомендации логопеда

Подрастая, наши дети все больше пополняют свой словарный запас. Потребность разговаривать растет у них с каждым днем. К сожалению, у большинства малышей возникают проблемы с произношением отдельных звуков. Можно ли научить кроху правильно выговаривать звуки в домашних условиях или для устранения дефектов речи потребуется помощь логопеда?

Что является причиной неправильного произношения?

Самой распространенной ошибкой взрослых при общении со своим ребенком является подражание его речи. Мы сюсюкаем с маленьким человечком, часто при этом коверкая слова. Получается, что наша речь опускается до уровня малыша. Вместо того, чтобы в разговорах с маленькими детьми говорить как можно лучше, четко выговаривая все звуки и буквы, мы намеренно делаем свою речь малопонятной.

Так как ребенок не слышит от вас правильной речи, он не сможет ее запомнить и повторить. Поэтому, чтобы малыш научился правильно говорить, ваша речь должна быть четкой и разборчивой.

Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков может быть особенность строения речевого аппарата

Некоторые дефекты речи родители вполне могут исправить самостоятельно. Основные трудности малыш испытывает при произношении шипящих звуков — Ж, Ч, Ш, Щ, буквы Р, а также З, Г, К, Л, С и Ц.

Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки?

Научить малыша выговаривать буквы Ж, Ч, Ш, и Щ немного проще, чем, к примеру, букву Р. Чаще всего у детей отмечается проблема с произношением шипящих Ж и Ш. При этом звук Ш еще не так режет слух, как неправильно произносимая Ж.

Обычно проблема с шипящими возникает из-за того, что у малыша не получается расслабить язычок и растянуть его, чтобы края касались верхних боковых зубов.

Поэтому кроху надо научить нескольким простым упражнениям

  1. Расслабим язычок. Положить язык на нижние зубы, как будто блинчик, а верхними постучать по нему, говоря при этом «Та-та-та». После этого язычок должен расслабленно полежать. Потом надо пошлепать по нему верхней губой и сказать «Па-па-па».
  2. Подъем кончика языка вверх. Для выполнения задания нужна жевательная конфета или резинка (она будет для малыша хорошей мотивацией). Нужно, чтобы он открыл ротик на 2-3 см, распластал язычок по нижней губе, высунув при этом его кончик. Положите на него кусочек конфеты и попросите ребенка прилепить ее к небу за верхними зубками. Проследите, чтобы кроха использовал только язык, а не использовал челюсть.
  3. Выдуваем воздух через середину языка. Небольшой кусочек ваты положите на стол. Пусть малыш улыбнется, и расположит язычок как в предыдущем задании. Задача малыша — сдуть ватку на другой конец стола, не надув щечки. При этом он должен произнести подобие буквы Ф.
  4. Сдуваем вату с носа. Ребенок приоткрывает рот, укладывает язычок так, чтобы посередине него получился желобок, а края почти сходились. На нос помещаем кусочек ваты, Малыш должен глубоко вдохнуть воздух носом и резко выдохнуть ртом. Вата при этом должна полететь вверх.
  5. Произносим звуки Ж и Ш. Попросите кроху произнести слог СА, язык в это время должен быть за зубками. Затем нужно подвинуть язычок поглубже в ротик. По мере продвижения к альвеолам, звук из С превращается в Ш. Чтобы получить звук Ж, повторяем упражнения, произнося вначале слог ЗА.
  6. Больше слов с Ж и Ш. Вспомните или придумайте стишки или скороговорки, где в словах часто встречаются буквы Ж и Ш. Повторяйте их с малышом по нескольку раз.
  7. Произносим букву Ч. Если у малыша повышен тонус языка, поначалу справиться с упражнением ему будет сложнее. Звук Ч состоит из ТЬ и Щ. Сначала язычок должен ударить по альвеолам, произнося ТЬ, после чего расслабиться, пропуская через щелочку звук Щ. Эти два звука сначала медленно, а затем быстрее должны слиться в один Ч. После нескольких тренировок у малыша все получится!

Потренируйте произношение разными небольшими стишками. Например:

Учимся произносить букву Р

Хорошо выговаривать букву Р малыш начинает лишь к 5-6 годам. Если ваша кроха еще не достигла этого возраста, не стоит паниковать раньше времени.

Обычно с буквой Р связаны некоторые проблемы

Исправить недостатки при произношении буквы Р можно, делая некоторые упражнения. А выполнять их лучше, сидя и держа спинку ровно. При этом ребенок должен видеть себя в зеркале.

Так он может проследить, насколько правильно выполняет задание

Чтобы ребенок не устал от многочисленных упражнений, делайте перерывы, предлагая ему порычать как лев. Чтобы закрепить намечающиеся успехи, дополнительно можно выучить с малышом скороговорки и слова, в которых есть буква Р.

Выговариваем буквы З, С и Ц правильно

Когда ребенок не выговаривает букву С, одновременно он не может произнести и остальные свистящие буквы и слоги — З, Ц, ЗЬ, СЬ. Причина этого — недостаточно развитый артикуляционный аппарат.

Исправить ситуацию также помогут специальные упражнения

  1. Загони мячик в ворота. Цель этого задания — научиться выпускать длинную направленную струю воздуха. Сделайте на столе ворота из кубиков или других игрушек. Скатайте неплотный ватный шарик. Малыш должен, сложив губки трубочкой, подуть на шарик и загнать его в ворота. Выполняя упражнение, нельзя надувать щеки, а выдуваемый воздух должен идти одной длинной струей, без прерываний.
  2. Песенка язычка. Приоткрыв ротик, надо расположить язык на нижней губе. Затем нужно пошлепать губками — «пя-пя-пя» (язычок поет). Воздух при этом выходит плавной струйкой, не прерываясь. Затем, широко открыв рот, подержать мягкий язычок на нижней губе так, чтобы она не подворачивалась. Нужно, чтобы края языка касались уголков рта.
  3. Блинчик. Важно научить малыша расслаблять язычок. Для этого он должен улыбнуться, передний край языка положить на нижнюю губу. Улыбка не должна быть напряженной, а язык лишь чуть свешиваться с губки.
  4. Чистим зубки. Упражнение аналогично заданию для буквы Р, только чистить будем не верхние, а нижние зубы.

Буква З является парной для буквы С, поэтому его постановкой занимаются аналогично звуку С.

Звук Ц состоит из двух звуков — Т и С, которые быстро переходят от одного к другому. Важно научить малыша отделить один звук от другого. Попросите кроху произнести сначала длинный звук «тсссс», а затем короткие «тсс, тсс, тсс». В итоге у малыша получится звук Ц.

А как на счет К и Г?

Звуки К, Г и Х относятся к заднеязычным, что предполагает при их произношении высокий подъем языка. Когда ребенок не произносит эти буквы, чаще всего его язычок просто ленится (за исключением врожденных патологий, которые могут исправить только врачи). Чтобы заставить язык трудиться, нужно делать упражнения.

Катание с горки. Положите на ладошку крохе шарик из ваты. Малыш должен приоткрыть рот, и удерживать корень языка в приподнятом положении, а кончик его опустить. Затем нужно быстро выдохнуть так, чтобы сдуть ватку с ладони. Получится звук К.

Ложечка. Попросите малыша медленно сказать «та-та-та». Возьмите чайную ложку и осторожно отодвиньте язык, надавив на переднюю часть его спинки. Вместо «та» у крохи сначала получится «тя», а потом и «кя». Продолжая давить на язык, ловите момент, когда у малыша получится чистое «ка». Ему нужно запомнить, в каком положении в этот момент находился его язык. Не волнуйтесь, если это получится не сразу.

Независимо от того, упражнения для произношения какой буквы вы делаете с малышом, после занятий повторяйте с ним как можно больше слов, стишков или песенок с этой буквой.

Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

Как научить ребенка говорить букву «Ш» правильно: методы, советы

Каждый из нас в детстве учился говорить. Кому-то это давалось легко, а кто-то долго коверкал буквы, пытаясь выговорить нужную. К сожалению, ситуаций, когда дети не могут правильно произносить некоторые звуки, возникает довольно часто.

Для многих детей звук «Ш» является одним из наиболее трудных в освоении. Некоторые малыши полностью исключают его, а некоторые меняют на другие. Например, вместо слова «шишка» родители малыша слышат следующее:

Если произношению малыша уделять отдельное внимание, то он достаточно быстро научится произносить все необходимое, в том числе звук «Ш». Тогда можно будет обойтись без помощи логопеда.

Если после домашних занятий ребенку все равно плохо дается звук «Ш» или любые другие, то все-таки лучше обследовать его у логопедов. Возможно, у малыша есть проблемы со слухом или нарушено восприятие. Тогда без профессиональной помощи не обойтись.

Как самостоятельно проверить произношение

Обычно для выявления у ребенка проблем с речью логопед проводит полное обследование. Но, тем не менее, проверить речь малыша возможно и в домашних условиях. Проверка осуществляется по нарастающей: отдельно слоги, потом слова, фразы и предложения.

Для этого необходимо, чтобы ребенок повторял звуки за кем-то из родителей. По этой же схеме проверяется произношение слогов и прочего. Для получения более точной информации о том, как ребенок говорит, что он выговаривает, а что не может, необходимо ставить «Ш» в различные позиции: ОШО, УШУ, ША, ОШ и прочее.

Обязательно следует помнить, что трудности могут возникнуть и с другими шипящими или прочими согласными. Если вы решились взяться за дикцию ребенка, то нужно быть готовым к тому, что, возможно, придется поправлять и другие звуки.

Лучше всего для проверки приобрести или изготовить самостоятельно специальные карточки с различными рисунками. Это поможет придать процессу атмосферу игры. Выбирая слова для проверки, необходимо, чтобы буква была в разных частях слова. А при выборе предложений желательно, чтобы были трудно сочетаемые слова.

Причины трудностей в произношении

Постоянное общение поможет ребенку наладить произношение многих звуков

На сегодняшний день логопедами выделено несколько главных причин появления проблем с правильным произношением:

Даже если удалось диагностировать наличие проблемы, то узнать ее точную причину получится только у специалиста.

Разминка

Перед тем как приступить к тренировке звука «Ш», необходимо сначала размять губы. Для этого подойдут такие упражнения:

Как тренировать речь

Чтобы исправить дефекты речи у ребенка и научить его правильно произносить все звуки, используйте такие упражнения:

Постановка звука «Ш» за счет других звуков

Благодаря упражнению с телефоном ребенок изучает буквы алфавита

Иногда бывает так, что остальные звуки ребенок выговаривает отлично, и только буква «Ш» все никак ему не дается. Тогда можно с помощь других звуков научить правильно произносить «Ш». Например, если ребенок хорошо говорит звук «Т». Попросите его протянуть как можно дольше «Тссс». Когда у него получится выговорить, как следует, предложите ему немного спрятать язычок. Получится нужный звук. Желательно перед тем как работать с ребеночком, попробовать упражнение на себе.

Обычно звук «Р» формируется одним из последних. Но иногда бывает так, что у малыша уже успел сформироваться звук «Р», а вот «Ш» все никак не получается. Нужно попросить ребенка шепотом отчетливо повторять «Р». В итоге у него получится «Ш». Останется только его развить и закрепить в речи.

Если у малыша получается произносить «С», то необходимо взять палочку от мороженого или обыкновенную чайную ложку. Нужно попросить ребенка повторять «С». Потом с помощью ложечки или палочки надо поднять язык вверх. Появится звук «Ш». Теперь ребенок должен попробовать сказать сам. Так требуется повторять, пока малыш не научится.

Резюме

После того как добьетесь, чтобы малыш спокойно выговаривал «Ш», нужно постепенно внедрять его в разговор. Для тренировки используйте скороговорки. Чем чаще он будет сталкиваться с трудным звуком, тем скорее этот звук перестанет быть трудным.

Если у ребенка проблемы с произношением «Ш», сильно переживать не стоит. Шипящие относятся к одним из самых трудных звуков и многим даются не сразу. Используя вышеописанные методы, и, приложив немного усилий, проблему удастся решить.

Читайте также

prochado.ru

Если ребенок не выговаривает букву Ш и Ж

4 Август 2017       ditim      Главная страница » Бабушкин архив      Просмотров:   528

Что делать, если ребенок в 5 — 6 лет не выговаривает шипящие — Ш и Ж. О том, как научить ребенка правильно произносить буквы Ш и Ж, мы прочитали в одном из выпусков «Семьи и школы»:

Звуки «ш» и «ж» сложны по своей артикуляции, поэтому малыши осваивают их сравнительно поздно и нередко даже к концу дошкольного возраста выговаривают неправильно или неясно. Есть много вариантов неправильного произношения этих звуков: их или вовсе опускают, или произносят нечетко, или заменяют другими (чаще всего «с» и «з»). Не останавливаясь на причинах этих искажений, расскажем кратко о том, как научить ребенка правильно произносить «ш» и «ж».

Как научить ребенка произносить звук Ш

Нормальное положение органов речи при произнесении «ш» таково: рот раскрыт, губы слегка округлены и выпячены, выдвинуты вперед (образуя «рупор»). Зубы несколько сближены (расстояние между ними 1—2 миллиметра). Широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, но не касается его; при этом образуется узкая щель, в которую направляется выдыхаемая сильная струя воздуха. Боковые края языка приподняты, плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка опущена (положение языка в целом можно сравнить с лопатой, чашечкой, ковшиком).

В отличие от глухого «ш» при произнесении звонкого «ж» участвуют голосовые связки. Выдыхаемая струя и напряжение языка при этом звуке слабее, чем при «ш». Кончик языка под действием струи воздуха немного дрожит, вибрирует. Прежде чем приступать к занятиям, надо проверить, достаточно ли развит у малыша фонематический слух, то есть умеет ли он отличать шипящие от других, сходных звуков (именно недостаток такого умения часто оказывается причиной различных дефектов речи). Для проверки и тренировки фонематического слуха полезно предложить ребенку придумать слова со звуками, о которых идет речь, отобрать картинки, в названиях которых есть эти звуки, разобрать с ребенком смысл слов, отличающихся одним звуком (например: Мишка — миска, Машка — маска, крыша — крыса, кушать — кусать и т. д.). Подобные упражнения подготовят правильное произнесение звуков.

Если язык ребенка недостаточно подвижен, вял, то необходимы специально подобранные подготовительные упражнения. Вот некоторые из них:

Полезно, чтобы ребенок не только выполнял определенные движения языком, но и чтобы он удерживал некоторое время определенные артикуляционные положения. Все упражнения ребенок должен делать перед зеркалом, чтобы он мог контролировать положения языка, зубов, губ.

После этих подготовительных упражнений можно приступать и к основным:

Нарушение звуков «ш» и «ж» в большинстве случаев исправимо, и часто недостаток устраняется сравнительно легко. Но непременным условием всегда является регулярность, систематичность упражнений и желание самого ребенка исправить речь и начать выговаривать Ш и Ж правильно. И ребенок, и родители должны быть терпеливы и настойчивы. Если результаты самостоятельных занятий невелики, то надо обратиться к логопеду.

Похожие статьи

    Метки: дети, досуг, семья     

babudacha.ru

Как научить ребёнка говорить букву ш: занятия дома, выговаривать шипящие

При правильном произношении звука «ш» язык должен занимать во рту определённое положение. Он широко распластан, а кончик поднят к твёрдому небу, и образует с ним щель за верхними зубами. Боковые края языка прижимаются к верхним резцам.

Если малыш не может правильно выговаривать звук, нужна артикуляционная гимнастика. Для домашних занятий используют специальные упражнения, которые тренируют речевой аппарат. Ребёнок должен выполнять их перед зеркалом, чтобы видеть как у него получается повторять то, что показывает мама:

Кроме приведённых основных упражнений, можно использовать и другие. Когда ребёнок будет легко и правильно повторять все задания переходят к постановке звука «ш».

Без игры в обучении малыша не обойтись. Сначала нужно проверить внимательность и чёткость восприятия. Произносите в произвольном порядке слова с буквой «ш» и без неё. Предложите ребёнку хлопать в ладоши, когда он слышит слова, в которых есть звук «ш».

Попросите ребёнка изобразить при помощи руки шипящую змею, которая должна дойти по нарисованному лабиринту к цели.

Вспомните вместе где ещё можно слышать шипящие звуки – шуршание опавшей листвы под ногами, шипение кошки, шорох испуганной мышки, шелест листьев на ветру.

Для закрепления звука используйте сначала слоги и слова, а затем скороговорки, детские стихи и чистоговорки. Большую помощь в автоматизации произношения окажут картинки, изображающие предметы, в названии которых есть буква «ш».

Начинать обучение правильному произношению звука «ш» нужно с артикуляционных упражнений. Затем при помощи игр и занятий можно закрепить достигнутый результат.

www.wday.ru