Раскраски для 1 класса, по произведениям Габдуллы Тукая. Раскраска шурале


Шурале картинки карандашом | kartik.ru

Шурале картинки карандашом передают образ мифологического персонажа татарской и башкирской народной культуры Человекоподобное бревно с одним глазом на лбу и одной ногой так выглядит по мнению башкир данное существо Татары рисуют его в виде волосатого мужчины с рогом во лбу или голой с длинной грудью женщины, которая забрасывает её на плечи Оба эти образа имеют длинные руки с длинными пальцами, которых практически всегда насчитывается три Основная задача Шурале картинки карандашом, так это сбить с пути истинного человека, заманивая его в глубь лесной чащи Может до смерти защекотать

kartik.ru

Раскраски для 1 класса, по произведениям Габдуллы Тукая.

Инфоурок › Другое › Другие методич. материалы › Раскраски для 1 класса, по произведениям Габдуллы Тукая.

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-394115

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Сказочные работы Файзрахмана Аминова – Ярмарка Мастеров

Уже давно хотелось опубликовать иллюстрации замечательного художника Файзрахмана Абдрахмановича Аминова (1908-1984 года). Автор хорошо известен в Татарстане, и мне очень жаль, что не довелось своими глазами увидеть его работы в музее Г. Тукая в Новом Кырлае, где находится самое большое собрание картин художника.

В одно из посещений Казани получилось приобрести юбилейный альбом, посвященный знаковой личности Татарстана Габдулле Тукаю, где в том числе были иллюстрации Ф. Аминова.

Когда искала информацию о художнике, нашла лестные отзывы критиков о нем и его творчестве. Работы Аминова сравнивают с книжной графикой Ивана Билибина, витражами и плакатами Альфонса Мухи, называют продолжателем лучших идей «Мира искусства» и Абрамцевского кружка.

Всегда с большим удовольствием рассматриваю сказочные иллюстрации к поэме Г. Тукая «Шурале» и «Водяная».

Публикую их с полной увереностью, что они понравятся и вам!

Приятного просмостра!

1. Былтыр. По поэме Г. Тукая «Шурале». 1970-е гг. Холст, масло. Литературно-музейный комплекс Г. Тукая, с. Новый Кырлай.

2. В лес за дровами. Иллюстрация к сказке Г. Тукая «Шурале». 1958-1959 года. Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

3. Странный. Иллюстрация к сказке Г. Тукая «Шурале». 1959-1960 года. Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

4. Замаячил. Иллюстрация к сказке Г. Тукая «Шурале». 1959 год. Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

5. Домой. Иллюстрация к сказке Г. Тукая «Шурале». 1962 год. Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

6. На помощь! Иллюстрация к сказке Г. Тукая «Шурале». 1959 год. Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

7. Утро. Иллюстрация к сказке Г. Тукая «Шурале». 1969 год. Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

8. Батыр. Иллюстрация к сказке Г. Тукая «Шурале». 1953 год. Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

9. Деревня. Иллюстрация к сказке Г. Тукая «Водяная». 1955-1956 года. Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

10. Иллюстрация к сказке Г. Тукая «Водяная+. 1977 год. Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. 

11. По воду. 1971 год. Холст, темпера. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

12. Сказочный Кырлай. 1971 год. Холст, темпера. Литературно-музейный комплекс Г. Тукая, с. Новый Кырлай.

Спасибо!

www.livemaster.ru

Как нарисовать шурале | Сделай все сам

Вероятно, самый знаменитый фантастический образ, сделанный татарским фольклором – это Шурале, незадачливый леший, видом своим напоминающий засохшую корягу. Всенародный персонаж Шурале стал героем очаровательной сказочной поэмы и изумительного балета, сделанных вестимыми татарскими деятелями искусств. У Шурале один глаз, одна рука, и он дюже смешлив. При этом лесной дух пытается напустить на людей, попавших в лесную чащу, жути и ужаса, и угрожает защекотать их до гибели. Впрочем потенциальным жертвам неизменно получается одурачить его самого и избежать угрозы.

Вам понадобится

Инструкция

1. Дабы изобразить Шурале, представьте себе затейливо изогнутую сучковатую корягу, торчащую на месте засохшего дерева. Шурале – лесной дух, живущий среди чащи и сноровисто маскирующийся под обычную среду своего обитания.

2. Нарисуйте эту корягу, придав ей некоторое сходство с человеком. Пускай у нее будет изогнутое длинное и сутулое туловище, как бы переломанное напополам. На конце коряги нарисуйте утолщение – некое подобие головы с длинным крючковатым сучком-носом, вытянутым острым подбородком, длинными, схожими на ослиные, ушами и впалыми глазами.

3. На лбу изобразите обломанный сучок в форме прямого рога. Волосы Шурале дозволено изобразить тонкими спутавшимися в клубок нитями. Они также могут быть схожи на длинные ворсинки моха либо лишайника.

4. У Шурале, по старинным преданиям, каждого одна рука (и, к тому же, один глаз и половина души), из-за этого поверенных данного рода лесных духов ранее называли половинниками. Но в наше время сходственные подробности примерно позабыты, и вы абсолютно можете изобразить Шурале с двумя длинными руками, схожими на корявые ветки. На руках нарисуйте произвольное число сучковатых пальцев.

5. Передвигается Шурале на длинных, примерно несгибаемых ногах, которые также имеют вид корявых сучьев либо переплетенных между собой корней. Дозволено также изобразить ноги с огромными ступнями, характерные для человека, но в любом случае, они обязаны иметь вид и фактуру деревянных, «корневидных».

6. Используйте цветовую гамму естественных цветов, характерных для ветхой замшелой либо, напротив, высохшей древесины: каштановые, зеленоватые, серебристо-серые оттенки, рыжевато-ржавые цвета лишайников.

7. Линии, которые вы рисуете, обязаны быть дюже колоритными, чай каждый образ Шурале строится на кривых угловатых, как бы надломанных, линиях, передающих его трудный нрав и мятущуюся, двойственную натуру. В то же время, не тяготитесь изобразить ужасного монстра, чай отношение к Шурале на его родине, в Татарстане, крайне ироничное и даже любовное.

Полезный совет Шурале дозволено изображать совместно с его многочисленной семьей и другими, такими же, как он, лесными духами.

jprosto.ru

Картинки раскраски шурале - auteh.ru

Случайные записи

Подписаться на новости

auteh.ru

Шурале

Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай.Даже куры в том Кырлае петь умеют... Дивный край!

Хоть я родом не оттуда, но любовь к нему хранил,На земле его работал — сеял, жал и боронил.

Он слывет большим аулом? Нет, напротив, невелик,А река, народа гордость,— просто маленький родник.

Эта сторона лесная вечно в памяти жива.Бархатистым одеялом расстилается трава.

Там ни холода, ни зноя никогда не знал народ:В свой черед подует ветер, в свой черед и дождь пойдет.

От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро,Набираешь в миг единый ягод полное ведро,

мультфильм Шурале

Часто на траве лежал я и глядел на небеса.Грозной ратью мне казались беспредельные леса,Точно воины, стояли сосны, липы и дубы,Под сосной - щавель и мята, под березою - грибы.Сколько синих, желтых, красных там цветов переплелось,И от них благоуханье в сладком воздухе лилось,Улетали, прилетали и садились мотыльки,Будто с ними в спор вступали и мирились лепестки.Птичий щебет, звонкий лепет раздавались в тишинеИ пронзительным весельем наполняли душу мне.Здесь и музыка, и танцы, и певцы, и циркачи,Здесь бульвары, и театры, и борцы, и скрипачи!Этот лес благоуханный шире моря, выше туч,Словно войско Чингис-хана, многошумен и могуч.И вставала предо мною слава дедовских имен,И жестокость, и насилье, и усобица племен.Летний лес изобразил я,- не воспел еще мой стихНашу осень, нашу зиму и красавиц молодых,И веселье наших празднеств, и весенний сабантуй...О мой стих, воспоминаньем ты мне душу не волнуй!Но постой, я замечтался... Вот бумага на столе...Я ведь рассказать собрался о проделках шурале.

Я сейчас начну, читатель, на меня ты не пеняй:

Всякий разум я теряю, только вспомню я Кырлай.Разумеется, что в этом удивительном лесуВстретишь волка, и медведя, и коварную лису.Здесь охотникам нередко видеть белок привелось,То промчится серый заяц, то мелькнет рогатый лось.Много здесь тропинок тайных и сокровищ, говорят.Много здесь зверей ужасных и чудовищ, говорят.Много сказок и поверий ходит по родной землеИ о джиннах, и о пери, и о страшных шурале.Правда ль это? Бесконечен, словно небо, древний лес,И не меньше, чем на небе, может быть в лесу чудес.Об одном из них начну я повесть краткую свою,

И - таков уж мой обычай - я стихами запою.Как-то в ночь, когда, сияя, в облаках луна скользит,Из аула за дровами в лес отправился джигит.На арбе доехал быстро, сразу взялся за топор,Тук да тук, деревья рубит, а кругом - дремучий бор.Как бывает часто летом, ночь была свежа, влажна,Оттого, что птицы спали, нарастала тишина.

Дровосек работой занят, знай стучит себе, стучит,На мгновение забылся очарованный джигит.Чу! Какой-то крик ужасный раздается вдалеке.

И топор остановился в замахнувшейся руке.И застыл от изумленья наш проворный дровосек.Смотрит - и глазам не верит. Кто же это? Человек?Джинн, разбойник или призрак этот скрюченный урод?До чего он безобразен, поневоле страх берет.Иос изогнут наподобье рыболовного крючка,Руки, ноги - точно сучья, устрашат и смельчака.Злобно вспыхивают очи, в черных впадинах горят.Даже днем, не то что ночью, испугает этот взгляд.Он похож на человека, очень тонкий и нагой,Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых,-Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых.И в глаза уроду глядя, что зажглись, как два огня,Дровосек спросил отважно: "Что ты хочешь от меня?""Молодой джигит, не бойся, не влечет меня разбой,Но хотя я не разбойник - я не праведник святой.Почему, тебя завидев, я издал веселый крик?Потому, что я щекоткой убивать людей привык.

Каждый палец приспособлен, чтобы злее щекотать,Убиваю человека, заставляя хохотать.

Ну-ка пальцами своими, братец мой, пошевели,Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!""Хорошо, я поиграю,- дровосек ему в ответ.-

Только при одном условье... Ты согласен или нет?""Говори же, человечек, будь, пожалуйста, смелей,Все условия приму я, но давай играть скорей!""Если так - меня послушай, как решить -мне все равно. Видишь толстое, большое и тяжелое бревно?Дух лесной! Давай сначала поработаем вдвоем,На арбу с тобою вместе мы бревно перенесем.Щель большую ты заметил на другом конце бревна?Там держи бревно покрепче, сила вся твоя нужна!.."На указанное место покосился шурале.И, джигиту не переча, согласился шурале.Пальцы длинные, прямые положил ом в пасть бревна...Мудрецы! Простая хитрость дровосека вам видна?Клин, заранее заткнутый, выбивает топором,Выбивая, выполняет ловкий замысел тайком. --Шурале не шелохнется, не пошевельнет рукой,Он стоит, не понимая умной выдумки людской.

Вот и вылетел со свистом толстый клин, исчез во мгле...Прищемились и остались в щели пальцы шурале.Щурале обман .увидел, шурале вопит, орет.Он зовет на помощь братьев, он зовет лесной народ.С покаянною мольбою он джигиту говорит: ,"Сжалься, сжалься надо мною! Отпусти меня, джигит!Ни тебя, джигит, ни сына не обижу я вовек.Весь твой род не буду трогать никогда, о человек!Никому не дам в обиду! Хочешь, клятву принесу?Всем скажу: "Я - друг джигита. Пусть гуляет он в лесу!"Пальцам больно! Дай мне волю! Дай пожить мнена земле! Что тебе, джигит, за прибыль от мучений шурале?"Плачет, мечется бедняга, ноет, воет, сам не свой. ;Дровосек его не слышит, собирается домой."Неужели крик страдальца эту душу не смягчит?Кто ты, кто ты, бессердечный? Как зовут тебя, джигит?Завтра, если я до встречи с нашей братьей доживу,

На вопрос: "Кто твой обидчик?" - чье я имя назову?""Так и быть, скажу я, братец. Это имя не забудь:Прозван я "Вгодуминувшем"... А теперь - пора мне в путь".Шурале кричит и воет, хочет силу показать,Хочет вырваться из плена, дровосека наказать.

"Я умру. Лесные духи, помогите мне скорей!Прищемил Вгодуминувшем, погубил меня злодей!"А наутро прибежали шурале со всех сторон."Что с тобою? Ты рехнулся? Чем ты, дурень, огорчен?Успокойся! Помолчи-ка! Нам от крика невтерпеж.Прищемлен в году минувшем, что ж ты в нынешнем ревешь?"

Габдулла Тукай. Шурале

 

rinfom.ru

Г. Тукай "Шурале". Художник Ф. Аминов. "Советская Россия", Москва, 1975.: kid_book_museum

"Шурале" Габдуллы Тукая - одна из любимых наших книжек. Дети любят всякие страшилки-нечисти, чтобы нервы пощекотать. А тут еще и текст сам просится читать вслух-нараспев и с удовольствием, и картинки изумительные художника Файзрахмана Габдрахмановича Аминова.

Этот художник еще не появлялся на страницах сообщества, поэтому с удовольствием показываю эту книжку, т.к. очень люблю Аминова-иллюстратора и Аминова-живописца.

Итак, Г. Тукай "Шурале". Художник Ф. Аминов. "Советская Россия", Москва, 1975. Перевод с татарского С. Липкина.

Статья о художнике и иллюстрациях:

"Сказка «Шурале» татарского писателя Габдуллы Тукая (1886—1913) написана на фольклорном материале, богатом поэтическими образами. Народное творчество щедро питало вдохновение поэта на протяжении всей его короткой творческой деятельности.

В сказках Тукая много чудес и забавных историй. Водяные ведьмы населяют озера, в дремучем бору легко и привольно лесной нежити, готовящей козни неосторожному чело­веку. Но все его шурале, джины и прочие лесные духи не носят характера таинственной силы, омрачающей жизнь людей; скорее это наивные и доверчивые лесные существа, в столкновении с которыми человек всегда выходит победителем.

В послесловии к первому изданию «Шурале» Тукай писал: «...надо надеяться, что и среди нас появятся талантливые художники и нарисуют изогнутый нос, длинные пальцы, голову со страшными рогами, покажут, как прищемлялись пальцы шурале, напишут карти­ны лесов, где водились лешие...»

Семьдесят лет прошло после смерти замечательного татарского поэта, с тех пор многие художники стремились осуществить его мечту.

Долго и с увлечением работал художник Файзрахман Абдрахманович Аминов над ил­люстрациями к «Шурале», стремясь выразить в них художественное богатство и национальный характер сказки.

Родившись в 1908 году недалеко от Перми, художник с детства слышал и любил сказки Тукая, которые, как и сказки А.С. Пушкина, глубоко живут в народе.

Для иллюстраций художник выделил в тексте наиболее яркие и характерные места и от листа к листу ведет зрителя по увлекательной сказке.

Вот деревня Кырлай. Знающему человеку сразу видно, что она не простая и избушки там какие-то необычные, — они словно прячутся под деревьями, а от кого? Травы на око­лице буйные, высокие. В такой деревне всякое может быть, да и лес рядом...

Так сразу же, с первого листа, начинается фантастический мир сказки. Все детали иллюстраций тщательно продуманы, художник упорно ищет свой творческий почерк, и в тончайшее кружево его графического языка вплетаются события волшебного повест­вования.

Молодой джигит под вечер едет в лес, а он словно ждет его, сырая мгла поднимается навстречу, над юношей уже протягиваются узловатые ветви-руки, но он спокойно едет и дремлет.

Лес в иллюстрациях Аминова не просто лес, а именно та непроходимая, фантастиче­ская чаща, наделенная колдовской силой, где непременно должны водиться лешие. Деревья то принимают очертания человека, то протягивают к путнику скрюченные ветви, усиливая впечатление небывальщины.

Совершенно особое место в иллюстрациях занимают травы и цветы, таких в природе нет, они созданы фантазией художника. С какой бережностью сделан каждый цветок! Од­нако тщательная «сделанность» не мешает восприятию рисунка в целом. В этой кропотли­вой работе автор раскрывает свою большую любовь к природе, свое личное, заветное отно­шение к ней.

От листа к листу нарастает напряженность событий; странный голос с дерева окликает джигита, и вот уже стоит перед ним, как древний изогнутый корень, поросший мхом, — шурале. Он сразу же заявляет, что пришел защекотать его до смерти своими страшными пальцами. Но человек перехитрил, и вот доверчивый шурале оглашает лес воплями о помощи.

Очень интересна композиция этого листа: темный силуэт шурале, вынесенный на от­крытое пространство, прекрасно читается и вместе с тем органически сливается с лесом. Пожалуй, именно в этом листе найденная автором графическая манера выражена наиболее полно.

И вот последний лист, в нем, безусловно, сказалась любовь художника к веселой шутке. С каким юмором изображен каждый шурале!

...Раннее утро, туман стирает очертания деревьев, но верхушки леса уже позолотило взошедшее солнце. На вопли шурале сбежался лесной народ. Старый лесовик назидательно поднял свой изогнутый палец, двое других откровенно радуются чужой беде. За «постра­давшим» — шуралиха с шуралятами, шуралята еще маленькие, всего боятся, а посмотреть так интересно! А вот озорной лесовичок: чтобы лучше видеть, он подвесился на сук, — и сколько трогательной беспомощности в этом «страшном» шурале!

Большую роль в иллюстрациях играет цвет. Решенные в технике акварели, они с боль­шим вкусом выдержаны в легкой серебристой гамме различной тональности. Ясность компо­зиции, красивый реалистический язык делают работы художника Аминова весьма своеоб­разными и интересными".

А. ИЛЬИНА

kid-book-museum.livejournal.com