Роль социальных факторов в развитии личности. Роль биологических и социальных факторов в развитии личности. Подходы к формированию личности растущего человека.

Вопрос № 4 Основные факторы развития личности (перечислить). Роль социальных факторов в развитии личности. Роль социальных факторов в развитии личности


Роль социальных факторов в развитии личности — КиберПедия

 

Развитие личности в детстве происходит под влиянием раз­личных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой ин­формации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредст­венного общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество соци­альных институтов, принимающих участие в формировании ре­бенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразова­ния связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверст­никами, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу от­крывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со сред­ствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ре­бенка и оказывающий на него определенное воздействие.

Начиная с подросткового возраста, большую роль в разви­тии личности играет общение со сверстниками, с друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. Это позволяет сделать существенный шаг от зависимости к незави­симости и перейти на автономный, самостоятельный путь даль­нейшего личностного развития. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствова­ние личности, которые в юности становятся главными средства­ми ее развития. Рассмотрим каждое из обозначенных социаль­ных влияний в его динамике и специфических особенностях в зависимости от возраста ребенка.

По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепен­но уменьшается, особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно обща­ется с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка примерно с раннего возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и получает возможность вступать в разнообразные контакты с разными членами семьи. В ранние годы се­мейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение элементарным дисцип­линарно-гигиеническим нормам и правилам. В дошкольном воз­расте к описанным семейным воздействиям добавляются те, ко­торые направлены на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к успехам, отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственных качеств личности, которые прежде всего проявляются в отно­шениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно-ролевых играх с правила­ми, характерных для детей старшего дошкольного возраста.

С поступлением в школу воспитательное влияние семьи не­сколько ослабевает за счет того, что с ней успешно начинает конкурировать школа. Значительную часть времени ребенок теперь проводит вне семьи среди учителей и сверстников, об­щаясь с ними в различных ситуациях и по разным поводам. Воздействие семьи на личностное развитие ребенка становится не только относительно меньшим, оно меняется качественно. Взрослые члены семьи сознательно сосредоточивают свое вни­мание на воспитании у ребенка таких качеств личности, кото­рые необходимы для успешного учения и общения с различны­ми людьми в школе и вне дома. За время обучения в младших классах влияние школы и семьи тем не менее остается пример­но одинаковым.

В подростковом возрасте ситуация радикальным образом из­меняется. Личностно-развивающее влияние школы и внешколь­ного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного общения усиливается, и подростничество в этом плане являет­ся переходным периодом от детства к взрослости. Часть детей подросткового возраста по-прежнему остается под сильным и доминирующим воспитательным влиянием семьи, часть уходит из-под него уже в начале подросткового возраста. Поэтому и в плане индивидуальных различий этот возраст также представ­ляется переходным и одним из наиболее сложных. Если близ­кие для ребенка члены семьи относятся к нему с должным по­ниманием, если между подростком и его родителями (дедушка­ми, бабушками, братьями, сестрами и др.) установились добрые, доверительные отношения, то семья еще на протяжении длительного периода взросления может оставаться доминирующим институтом положительных социально-психологических влия­ний. Если эти отношения далеки от описанных, противоречи­вы и конфликтны, то семья может утратить свою положитель­ную воспитательную роль уже в самом начале подросткового возраста, и тогда еще слабый в личностном плане полуребенок может оказаться в сфере далеко не самых лучших влияний улицы.

С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внесемейных институтов воспитания начинает преобладать над семейными для абсолютного большинства детей. Дальнейший процесс развития личности ребенка, начиная с этого времени, приобретает сугубо индивидуальные черты и прямо зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а так­же от ситуаций, в которых разворачивается общение, и от его характера.

В целом влияние школы на развитие ребенка как личности эпи­зодично, хотя хронологически оно занимает период времени около 10 лет, от 6—7 до 16—17 лет. Непосредственно в школе дети проводят не так уж много времени, и, кроме того, значи­тельная его часть уходит на учение, а не на воспитание, т.е. связана в основном с развитием познавательной сферы, а не личности. С этой точки зрения рассчитывать на школу, возла­гать на нее воспитательные надежды, не приходится. Это, кста­ти, касается и возложения на школу вины за огрехи в воспита­нии; в большей их части она фактически не повинна.

И тем не менее есть определенный период в жизни ребенка, связанный со школой, когда она играет существенную роль в его личностном формировании. Это — младший школьный и начало подросткового возраста, когда дети психологически еще находятся в сфере значительного влияния со стороны автори­тетных для них взрослых людей, в данном случае учителей. Имен­но к этому времени должны быть приурочены главные воспи­тательные воздействия со стороны школы. Они не сводятся толь­ко к работе с учащимися на уроках или вне их в школе и классе, Это также различные внешкольные воспитательные воздейст­вия, связанные с работой учреждений системы образования и других социальных институтов.

Влияние специализированных внешкольных учебно-воспи­тательных учреждений не является постоянно действующим фак­тором личностного развития ребенка по той причине, что дале­ко не все дети посещают такие учреждения. Кроме того, по характеру своей деятельности, по педагогическому составу эти учреждения существенно отличаются друг от друга, и поэтому их воздействие на личностное развитие ребенка не является оди­наковым. Тем не менее на практике оно вполне может конку­рировать со школой и даже с семьей.

В эти учреждения дети, как правило, ходят по интересам, занимаются привлекательным для них делом и находят среди работающих там взрослых людей немало хороших образцов для подражания. Референтной личностью для ребенка может стать руководитель студии, тренер команды, просто старший това­рищ по группе друзей, с которыми вместе он занимается инте­ресным делом. Да и сама такая группа, в составе которой пре­бывает ребенок, посещая соответствующее учреждение, обычно является для него референтной.

Массовым средством воздействия на личность ребенка стало сейчас телевидение, и ему в ближайшее время каких-либо серьез­ных конкурентов не предвидится. На втором месте по воспита­тельной значимости находятся печать и кино, влияние которых за последние годы остается примерно одинаковым. Постепен­но возрастает, начиная с подросткового возраста, воспитатель­ное значение массовой культуры. В настоящее время в связи со сложной и во многом еще противоречивой обстановкой в на­шей стране средства массовой информации конкурируют друг с другом. В их содержании отчетливо обозначались не только плю­рализм мнений, но и их поляризация. Газеты, радио, телевиде­ние порой распространяют совершенно противоположные взгля­ды и точки зрения. В них и взрослым, опытным людям трудно разобраться, тем более школьникам с еще не устоявшимися со­циальными и политическими взглядами.

Такая своеобразная ситуация имеет два воспитательных мо­мента: положительный и отрицательный. Первый состоит в том, что отсутствие единой точки зрения побуждает детей к выра­ботке собственного мнения: им поневоле приходится выбирать. В результате у детей постепенно вырабатываются самостоятель­ность и независимость мышления. Отрицательная сторона дан­ной ситуации заключается в том, что аргументы разных людей зачастую кажутся настолько убедительными, что бывает трудно выбрать между ними. В этом случае собственная позиция у ре­бенка не формируется, а вместо нее возникает в голове меша­нина мыслей, трудноразрешимые противоречия, и ребенок, вме­сто того чтобы становиться интеллектуально самостоятельным, напротив, может стать интеллектуально конформным, т.е. слу­чайным образом переходить от одной точки зрения к другой, которая в данный момент времени ему почему-то кажется бо­лее правильной.

До сих пор, говоря о воспитательном воздействии средств массовой информации, мы не касались тех из них, которые на­прямую связаны с культурой и, пожалуй, даже более, чем ин­формация общественно-политического характера, воспитыва­ют личность. Здесь в переходный период взросления ребенка также идет довольно острая внутренняя борьба. Она разворачи­вается между усвоением так называемой массовой, т.е. упро­щенной, примитивизированной культуры, и высокой культу­рой, настоящей, признанной в мире и получающей высокую оценку у специалистов. Идет внешняя и внутренняя борьба меж­ду культурой как средством развлечения и культурой как сред­ством личностного развития человека. При переходе общества к рыночным отношениям они поначалу являются «дикими» и, к сожалению, проникают в область культуры, усиливая в ней меркантильное, коммерческое начало, развитие которого не­редко наносит ущерб не только самой культуре, но и воспита­нию подрастающего поколения. Все это составляет серьезней­шую современную проблему в нравственном воспитании детей.

С возрастом увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка и растут противоречия в воз­действиях, оказываемых различными социальными институтами. Например, влияние школы может не вполне соответствовать тен­денциям и традициям семейного воспитания. Школьные и се­мейные традиции могут оказаться в конфликте с влияниями средств массовой информации. Для того чтобы ребенок мог са­мостоятельно справиться с этими проблемами, ему необходима активная помощь взрослых, прежде всего учителей и родителей.

 

cyberpedia.su

Основные факторы развития личности. Роль социальных факторов в развитии личности

Проблема формирования человека как личности является традиционной и одновременно актуальной. Проблемными считаются и сами понятия «личность» и «развитие».

Личность – в самом общем виде – это индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности, который обладает устойчивой системой социально значимых черт, сознанием и самосознанием.

Под Развитием личности понимают 2 типа явлений:

> Биологическое развитие, т. е. органическое созревание мозга и анатомо — биологических структур. Это развитие происходит спонтанно, не зависимо от человека.

> Психическое развитие, т. е. определенная динамика умственного и волевого развития.

Эти 2 вектора развития происходят одновременно, но не параллельно. Результаты исследований указывают на то, что личность человека в единстве ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков формируется в процессе всей его жизни и деятельности.

Формирование личности — сложный, противоречивый и в то же время закономерный процесс, находящийся под влиянием 2 групп факторов: Биологических и Социальных. Соотношение биологического и социального в формировании личности еще не раскрыто во всех своих тонких; взаимосвязях. С одной стороны, в процессе формирования личности в качестве основного фактора выступает социальное в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции, обычаи и т. д.) С другой стороны, при этом действуют и биологические (даже генетические) факторы – такие, как особенности нейродинамических процессов, безусловные реакции, инстинкты, темперамент и др.

Подробнее остановимся на Влиянии социальных факторов на развитие личности. Множество ученых, среди которых особняком выделяются просветители, утверждают, что на 9/10 человек стал человеком благодаря социальному влиянию. («Воспитание может все…» Гельвеций). Влияние социального фактора условно подразделяют на влияние большого и малого социума.

Среди всех социальных факторов особенно выделяется влияние эталонной группы, это та группа, на которую человек ориентируется. Сильно влияние семьи, в которой индивид находится длительное время. Семья во многом формирует человека, его образ жизни, систему ценностей.

Но, учитывая совокупность как социальных, так и биологических факторов, влияющих на личность, необходимо отметить решающую роль активности самой этой личности в воспитании. Именно она трансформирует в себе все факторы, что-то принимает в них, а что-то нет.

Записи по теме

naparah.com

Вопрос № 4 Основные факторы развития личности (перечислить). Роль социальных факторов в развитии личности.

Проблема формирования человека как личности является традиционной и одновременно актуальной. Проблемными считаются и сами понятия «личность» и «развитие».

Личность– в самом общем виде – это индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности, который обладает устойчивой системой социально значимых черт, сознанием и самосознанием.

Под развитием личностипонимают 2 типа явлений:

> Биологическое развитие, т.е. органическое созревание мозга и анатомо- биологических структур. Это развитие происходит спонтанно, не зависимо от человека.

> Психическое развитие, т.е. определенная динамика умственного и волевого развития.

Эти 2 вектора развития происходят одновременно, но не параллельно. Результаты исследований указывают на то, что личность человека в единстве ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков формируется в процессе всей его жизни и деятельности.

Формирование личности— сложный, противоречивый и в то же время закономерный процесс, находящийся под влиянием 2 групп факторов:биологическихисоциальных. Соотношение биологического и социального в формировании личности еще не раскрыто во всех своих тонких; взаимосвязях. С одной стороны, в процессе формирования личности в качестве основного фактора выступает социальное в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции, обычаи и т.д.) С другой стороны, при этом действуют и биологические (даже генетические) факторы – такие, как особенности нейродинамических процессов, безусловные реакции, инстинкты, темперамент и др.

Подробнее остановимся на влиянии социальных факторовна развитие личности. Множество ученых, среди которых особняком выделяются просветители, утверждают, что на 9/10 человек стал человеком благодаря социальному влиянию. («Воспитание может все…» Гельвеций). Влияние социального фактора условно подразделяют на влияние большого и малого социума.

Среди всех социальных факторов особенно выделяется влияние эталонной группы, это та группа, на которую человек ориентируется. Сильно влияние семьи, в которой индивид находится длительное время. Семья во многом формирует человека, его образ жизни, систему ценностей.

Но, учитывая совокупность как социальных, так и биологических факторов, влияющих на личность, необходимо отметить решающую роль активности самой этой личности в воспитании. Именно она трансформирует в себе все факторы, что-то принимает в них, а что-то нет.

Вопрос № 5 Воспитание, как ведущий фактор развития личности.

Воспитание может все… Гельвеций

К социальным факторам развития личности относится воспитание. Достижения современной науки свидетельствуют о том, что только в социальной среде происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность.

Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле:

Воспитание в широком смысле– это общественное явление, воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.

Воспитание в узком смысле– это специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Среди ученых и мыслителей существует 2 точки зрения по вопросу воспитания:

1. – воспитание ускоряет развитие личности,

2. – воспитание замедляет развитие личности.

Сторонники 1 позиции считают, что спонтанно проходящие процессы развития личности не достаточны и необходимо с помощью интенсивных педагогических влияний их ускорять. Сторонники 2 позиции выступают за оберегание детства ребенка, а не за искусственное ускорение его развития, т.е. они стоят на том, что необходимо дать возможность созреть задатка ребенка, определяющих его индивидуальность.

Ведущим фактором влияния воспитания на личность является его целенаправленный характер, он систематичен и осуществляется на большом культурном материале. Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает специально организованная воспитательная работа, которая осуществляется в образовательных учреждениях, подготовленными людьми – педагогами. Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".

Виды воспитанияклассифицируются по разным основаниям:

1. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

2. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют: гражданское, политическое, интернациональное, эстетическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание

3. По институциональному признаку воспитание бывает: семейное, школьное, внешкольное, религиозное.

4. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают воспитание: авторитарное, демократическое, либеральное, свободное.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества. Формирование человека как личности требует от самого общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика немыслима без опоры на психологическое и педагогическое знание закономерностей развития ребенка, ибо без нее существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс формирования личности.

studfiles.net

3О. Социальные факторы формирования личности

Социальные факторы развития личности играют важную роль в строении личности человека, его «Я» - образа. Социальные факторы развития личности в детстве – это семья, дошкольное учреждение, школа, а также разные внешкольные учреждения (кружки).

Все это учит ребенка усваивать необходимые знания, навыки и правила поведения в обществе, а также формируют характер и внутренние качества.

Человек развивается всю жизнь, строит свой «Я» - образ, поскольку каждому человеку необходимо самосовершенствоваться и саморазвиваться, а для того, чтобы достичь этого этапа необходимо пройти все предыдущие этапы и обладать всеми необходимыми знаниями, которые помогут человеку понять, что такое самосовершенствование, а также понять, для чего это необходимо.

Социальные факторы развития личности очень важны на пути к познанию себя и первый фактор, с которым сталкивается человек – это семья. Именно в семье закладываются главные ценности как семейные, так и общественные, но по мере взросления человека, роль семьи в личностном развитии постепенно уменьшается и на смену приходит школа, с помощью которой человек становится все самостоятельней и самостоятельней.

Появляется круг сверстников, в котором формируется поведение и самооценка, поэтому важно, чтобы с ним считались сверстники и уважали. Конечно, на некотором этапе общения со сверстниками происходит что-то нечто потери себя как личности, но это лишь на первый взгляд, поскольку дальше будет ясно, имеет ли человек качества лидера.

Социальные факторы развития личности в подростковом возрасте выходят на новый уровень, ведь именно подростковый возраст – самый сложный для каждого человека, переходной. В подростковом возрасте формируется личность, появляется некий стержень и в зависимости от того, каким этот стержень будет, зависит дальнейшая жизнь человека.

Очень важно, чтобы родители подростка не пустили этот период на самотек, хотя сделать это довольно-таки непросто, поскольку у подростка в этот период преобладает максималистическое состояние, полностью меняется поведение и характер. В этом возрасте происходит полное строительство личности.

С переходом в ранний юношеский возраст человек развивается сугубо индивидуально и от того, какого будет его развитие, зависит круг его общения. Социальные факторы развития личности, такие как средства массовой информации, могут идти наперекор семейным традициям и ценностям, а также отличаться от ценностей школы, поэтому для того, чтобы ребенок сумел справиться со всем этим, необходима поддержка семьи и учителей. У сформировавшейся личности должна быть своя жизненная позиция,

а быть личностью значит:

− уметь делать выбор, возникающий в силу внутренней необходимости;

− оценивать последствия принятого решения;

− держать ответ за них перед собой и обществом;

− постоянно строить самую себя;

− уметь управлять своим поведением.

31. Формальная социология Дильтея (герменевтика), Зиммеля.

В. Дильтей (1833–1911) указывал, что человек, исследующий историческую реальность, обращающейся к истории с целью выявления собственной сущности, определения своего жизненного признания, своего исторического предназначения, эту историю сам и творит. История – это история человека, преследующего свои цели. Общественные дисциплины, по мнению Дильтея, в отличие от естественных наук, должны не «объяснять», а «понимать» социальные явления. «Понимание», по Дильтею, основывается на изучении и постижении мотивов человеческой деятельности, обусловившей то или иное событие. Возможность исторического познания Дильтей видит в том, что понять других людей и другие исторические эпохи можно, лишь обращаясь к объективным памятникам человеческой деятельности, преимущественно к письменно зафиксированным «проявлениям жизни».

Георг Зиммель (1858–1918) предметом социологии считал изучение

форм социального взаимодействия людей. Он дал детальную классификацию этих форм (договор, конфликт, конкуренция, подчинение и др.) и анализ социально-психологических отношений в малой группе, поэтому Зиммель считается основателем формальной социологии. Формальный подход Зиммеля заключается в том, что социологию он в определенном смысле уподоблял геометрии. Геометрия абстрагирует пространственные свойства из реальных, а социология абстрагирует социальные формы из социальной реальности. Согласно Зиммелю, социология должна заниматься социальными формами именно потому, что содержание социальных отношений неспецифично и может изучаться другими науками. Только формальный подход позволяет понять, что

«общество» ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕСТЬ «ОБЩЕСТВО».

studfiles.net

Роль биологических и социальных факторов в развитии личности. Подходы к формированию личности растущего человека.

Еще некоторое время назад в науке разгорались споры о том, под влиянием каких факторов происходит разви-тие человека, превращение индивида в личность. Сегодня ученые нашли больше аргументов, объединяющих их позиции. Но что же такое фактор? В переводе с латинского factor - делающий, производящий. Движущая сила, причина какого-либо процесса, явления. Если придерживаться этого определения, то предметом спора ученых было (да и есть) выяснение причин, обусловливающих становление личности. Выделяются три фактора: развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы - био-логические и социальные факторы развития.

Рассмотрим каждый фактор в отдельности.

Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, кожи, волос, группа крови, предрасположенность к определенным заболеваниям, особенность нервной системы.

 

Однако следует различать врожденное наследование и генетическое. Небольшие случайные отклонения в особенностях развития зародыша могут изменить и направление, и качество развития. В последние годы появилась новая отрасль педагогики - пренатальная педагогика. Появление ее связано с тем, что ученые обнаружили возможность влияния на развитие зародыша. При этом отмечено, что воздействовать можно не только на здоровье будущего младенца, но и на его эмоциональную сферу, а через нее - на эстетическое и интеллектуальное развитие. На основе научных данных, свидетельствующих о возможности влиять на еще не родившегося ребенка через образ жизни матери, ее эмоциональное состояние, общение с плодом, стала разрабатываться педагогическая стратегия. Будущей матери рекомендуется чаще переживать положительные чувства, слушать музыку, читать стихи. Очень полезно беседовать с еще не родившимся малышом. Хорошо, если он будет слышать голоса обоих родителей. Ребенок при-выкает к голосу матери и отца и после рождения узнает, успокаивается, когда слышит. В этом случае ребенок рождается с врожденными качествами. Но ни генетическое, ни врожденное не следует считать неизменным. В процессе жизни возможны изменения врожденных и наследственных приобретений.

 

 

Итак, на развитие ребенка влияет не только наследствен-ность, но и среда. Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смысле. Среда в широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации.

Но существует и узкий подход к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу среда - это непосредственное предметное окружение.

С момента рождения ребенка его окружает множество предметов. Предметы помогают ему познавать социальный мир и развиваться.

Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Всякое стремление взрослых «посадить ребенка под колпак», оградить от социальной среды, как бы оно ни проявлялось (ограничение общения с посторонними людьми, сужение объектов познания и др.), чревато задержкой в социальном развитии.

Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь в степени восприятия этого влияния. С годами человек овладевает умением фильтровать его, интуитивно поддаваться одним воздействиям и уклоняться от других влияний. Для маленького ребенка таким фильтром до определенного возраста служит взрослый. Среда может сдерживать развитие, а может и активизировать его, но быть безучастной к развитию не может.

И наконец, третий фактор, влияющий на становление личности, - это воспитание. В отличие от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Второй особенностью воспитания как фактора развития личности является то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. И наконец, воспитание предполагает систему влияний на личность - единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

 

Наследственность, среда, воспитание - эти факторы при всей их значимости и необходимости все же не обеспечивают полноценного развития ребенка. Почему же? Да потому, что все они предполагают воздействия, не зависящие от самого ребенка: он никак не влияет на то, что будет за-ложено в его генах, не может изменить среду, не определяет цели и задачи собственного воспитания.

Но природа так «задумала» человека, что он обладает удивительной особенностью - активностью. Уже изначально, даже еще в утробе матери, ребенок активно реагирует на влияние каждого из вышеназванных факторов. Активность проявляется в движениях (двигательная активность). Именно движения обеспечивают жизнь, заставляют функционировать организм, укрепляют и оздоравливают его. (Стоит хотя бы обратить внимание, насколько качественно меняется характер развития ребенка с овладением ходьбой и прямохождением.) Активность проявляется в познании мира. Человека ничему нельзя научить до тех пор, пока он сам не станет учиться. Познавательная активность изначально также носит жизнеобеспечивающий характер, поскольку способствует ориентации ребенка в новом для него мире. Эмоциональная активность - важная грань активности личности. Многое ребенок в течение очень длительного периода постигает на уровне эмоций, а не сознания. Он откликается на воздействия, эмоциональной активностью дает знать окружающим о своем состоянии. Именно активность позволяет малышу овладевать способами действия с предметами.

У человека активность облекается в социальные формы - разные виды деятельности: игру, труд, учение. Каждый из видов деятельности направлен на удовлетворение каких-то потребностей: игра - на удовлетворение потребности проявить активность в той сфере, в которой невозможно реальное действие; труд - на удовлетворение потребности в получении реального результата, в самоут-верждении, учение - на удовлетворение потребности в познании и т.д.

Активность является стимулом к деятельности. Но если деятельность не организуется, если не обеспечивается ее развитие, то активность все равно «ищет выход» и может принимать нежелательные формы (баловство, агрессивность и др.).

Итак, мы рассмотрели разные факторы, обеспечивающие развитие ребенка как человеческого существа. Но весь этот «механизм» приводит в действие взрослый человек.

cyberpedia.su

Биологические и социальные факторы в развитии личности

 

Человек характеризуется как:

Личность – вершина человека. Человек как личность характеризуется:

Личность – вершина человека. Индивидуальность – это его глубина. Индивидуальность – это непохожесть, своеобразие и отличие одного человека от другого. Но это не только характеристика его неповторимости и уникальности, но и характеристика соотношения свойств, заданными природными и социальными условиями существования, и свойств, проявляющихся в результате актов свободного выбора и творчества самого человека. Значит индивидуальность выделяется особыми чертами характера, темперамента, своеобразием творческой деятельности.

Можно говорить о физической, биохимической и соматической индивидуальности.

Рассмотрим подробно какие факторы влияют на развитие личности человека.

 

Роль наследственности в развитии личности человека

 

Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Наследственность – это генетическая программа человека, определяющая его генотип. Наследственные программы развития человека включают детерминированную и  переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

  1. Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.

  2. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

  3. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

  4. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость.

  5. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

  6. По наследству передаются задатки к различным видам деятельности. У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания.

Очень важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики было утверждение, что все психические и моральные качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении.

В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори,   К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).

Последнее время позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты. Академики П.К. Анохин, Н.М. Амосов и др. высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

studfiles.net

2. Понятие о личности. Социальные и биологические факторы развития человека как личности.

Личностью называется конкретный человек как субъект обще­ственной деятельности и общественных отношений во всем много­образии его социально-психологических особенностей.

Исследуя проблему личности, психология имеет в виду психо­логические особенности и свойства человека, развившиеся и про­являющиеся у него как у члена общества. Человек всегда являет­ся членом того или иного коллектива — семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность чело­века в коллективе, взаимоотношения его с коллективом в значи­тельной степени определяют формирование индивидуальных черт личности.

Понятие «человек» - самое широкое и общее, все остальные (личность, индивид, индивидуальность, субъект деятельности) включаются в него.

Человек - это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия труда и умеющее пользоваться ими.

Понятие «индивид» утверждает принадлежность человека к биологическому роду.

Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые приобретаются им в ходе развития. Основные характеристики индивида – активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия к окружающему миру. Активность обеспечивает его способность к самоизменению. Таким образом, категория индивида представлена в узком смысле как неповторимость человека на биологическом уровне, а в широком – как совокупность психофизических и социальных особенностей.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, формирующееся в процессе взаимодействия биологических и социальных факторов. В рамках деятельностного подхода По мнению Э.А. Голубевой индивидуальность определяется через категорию человек, который характеризуется со стороны своих социально- значимых отличий от других людей (акцент делается на социальное своеобразие человека) и через категорию индивид в аспекте целостного, неповторимого своеобразия его психики и личности.

Особой психологической категорией, описывающей человека как источник активности, познания и преобразования действительности, является субъект. Эта категория отражает активное отношение человека к окружающему миру и к самому себе, она активно разрабатывается в исследованиях субъекта деятельности (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн) и субъективности (И.С. Кон, В.И. Слободчиков).

Личность.

В психологической науке существуют различные подходы к изучению личности.

В деятельностном подходе личность определяется как системное (социальное) качество индивида, приобретаемое им в предметной деятельности и общении, характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. К.А. Абульханова – Славская и Л.И. Анциферова отмечают, что личность характеризуется активностью, то есть стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности и это уже творческая, преобразующая активность личности.

Личностью, пишет К.К. Платонов, - является конкретный человек как носитель сознания.

Л.И. Божович называет личностью человека, достигшего определенного уровня психического развития, который определяется тем, что ребенок воспринимает и переживает самого себя как единое целое, когда он может управлять своим поведением, соотносить свои желания с требованиями и желаниями других людей.

Отличительными психологическими особенностями личности являются:

1.Самосознание. Человек, как личность, сознает себя, прежде всего как живое, наделенное определенной телесной организацией существо, отождествляет себя со своим физическим телесным об­ликом в конкретном понятии «Я». Вместе с тем в этом сознании «Я» человек отражает в той или иной степени и свойственные ему пси­хологические особенности и черты. Одновременно он противопос­тавляет свое «Я» другим людям, выделяет себя как личность из их среды.

Сознание - высший уровень психического отражения

объективной реальности, а также высший уровень

саморегуляции, присущий только человеку как

социальному существу.

Специфика человеческого сознания

Я-концепция (самосознание) - совокупность представлений человека о себе на основе рефлексии

Критичность- основа формирования самосознания и его адекватности основной механизм контроля за своим поведением и самоконтроля

Способность критически оценивать происходящее,

сопоставлять полученную информацию со своими

поступками и идеалами, и, исходя из этого

сопоставления, формировать свое поведение,

определять цели и программу действий,

предпринимать шаги к достижению поставленной цели

2.Индивидуальность — устойчивое своеобразие принадлежа­щих данной личности психических процессов, состояний и свойств как в специфических особенностях их содержания, так и в спосо­бах и формах проявления. В реальной действительности психичес­кие процессы и состояния никогда не являются изолированными функциями мозга; они всегда принадлежат тому или другому кон­кретному человеку, обусловлены особенностями его личности и выполняемой им деятельности. То же самое относится и к свойствам личности — они всегда индивидуальны. Нельзя найти даже две личности, которые были бы тождественны, т. е, полностью повторя­ли бы друг друга.

3.Саморегулирование — способность сознательно управлять своим поведением, своими психическими процессами и состояния­ми в связи с требованиями социальной среды или условиями вы­полняемой деятельности. Человек не механически приспосаблива­ется к окружающей его среде в ответ на исходящие от нее раздра­жения. Он сам является сознательным членом этой среды, избира­тельно воспринимает ее воздействия, перерабатывает и оценивает их и управляет своим поведением в соответствии с этой оценкой.

4.Активность. Личность всегда деятельна. Иначе она не мо­жет существовать в окружающей ее социальной и природной сре­де. Только в процессе социально обусловленной деятельности че­ловек превращается в личность: в зависимости от характера (типа), содержания деятельности и способов ее выполнения и формиру­ются свойственные личности социально-психологические черты и особенности. Личность проявляет себя только через деятельность, и только в деятельности выражается присущее личности качество активности.

5.Взаимосвязь с социальной средой. Являясь активным членом общества, человек всегда находится в определенных связях и от­ношениях с окружающими его людьми и обществом в целом — се­мейных, бытовых, производственно-трудовых, идейных и т. д. Вне этих объективных связей и отношений он не может существовать и действовать как член общества. Эти связи и отношения неизбежно отражаются в различных формах его поведения и деятельности, определяют истинную сущность человека. Ее нельзя понять, если рассматривать человека как отдельное существо изолированно (аб­страктно) от общества.

6. Гармония мотивов «Я хочу» и «Я должен». Мотив «я хочу» отражает эмоциональный уровень поведения, мотив «я должен» - отражает более высокий уровень сознания, когда человек соотносит свои желания с требованиями группы, когда регулятором поведения является чувство совести и долга.

Учитывая конкретно-научные данные о человеке, которыми располагают современные науки, можно выделить три неразрывно взаимосвязанных и взаимообусловленных уровня личности:

- социальный, собственно личностный, включает те свойства личности, которые вырабатываются в процессе ее участия в жизни общества, социальных групп; ценностные ориентации, совокупность социальных знаний, умений, навыков, привычек и т.д., необходимых для выполнения многочисленных социальных ролей.

Ядром личности является духовный уровень, т.к. духовность наиболее полно выражает человеческую сущность. Таким образом, духовность является основным рычагом саморазвития или саморазрушения личности.

Личность, следовательно, предстает как структурная целостность психобиологических, духовных и социальных компонентов.

Личностью не рождаются, а становятся. На формирование личности оказывают влияние такие факторы, как психобиологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой и личный опыт.

Психобиологическое наследие - это своеобразный сырой материал, который путем социализации превращается в человека, индивида, личность.

Биологический фактор является и ограничителем для личности, и вместе с тем, именно благодаря нему, из личности создается неповторимая, уникальная индивидуальность. Физическое окружение (климат, географические особенности, природные ресурсы) оказывает преимущественно влияние на формирование типов личностей, а не отдельной личности. Культура (в широком смысле слова) оказывает самое непосредственное и глубокое влияние на формирование и развитие, главным образом, духовного мира личности, а также его различных социальных качеств. Групповой и индивидуальный опыт помогают формированию у личности своего «Я -образа» на основании восприятия того, как ее оценивают другие окружающие люди. Именно на базе группового, прежде всего, опыта происходит социализация личности. Если групповой опыт может быть сходен у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален и неповторим.

Говоря о формировании личности, особо следует остановиться на социальной потребности быть личностью, лежащей в основе всего процесса ее становления. Именно эта потребность обеспечивает активность включения человека в общество, социальные группы. Данная потребность существует наравне с совокупностью жизненных потребностей индивида в пище, воде, сне, активности, самосохранении.

Для характеристики процесса становления и формирования личности используется понятие «социализация». Социализация представляет собой двуединый процесс. С одной стороны, он включает в себя усвоение индивидом определенной системы знаний, ценностей, норм, социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и в результате воздействия на него общества и его структур. С другой стороны, процесс социализации предполагает активное воспроизводство системы социальных связей индивидом через его активное включение в социальную жизнь посредством деятельности. По сути дела, социализация личности предполагает характеристику того, как социальная среда воздействует на человека, и как личность воздействует на среду и себя с помощью деятельности.

Процесс социализации охватывает собой три сферы, в которых осуществляется, главным образом, становление личности: деятельность, общение, самосознание. Именно эти три сферы, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, общается, познает окружающий мир, вносит в него свой вклад.

studfiles.net